Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Подготовка учителей музыки к формированию эстетической культуры школьников: На прим. 
чуваш. нар. 
песен. творчества

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В советское время работа по сбору и печатанью, изучению песен происходит по утвержденному порядку, становится неотъемлемой частью науки и культуры. А развернуться этой работе помогло создание Чувашской Автономной области, затем Республики, становление органов партии и правительства, культуры и науки. Эту работу с воодушевлением выполняют не только отдельные этнографы и фольклористы, но и общество… Читать ещё >

Содержание

  • СОДЕРЖАНИЕ стр
  • Глава I. Теоретические основы подготовки будущих учнте~ лей музыки к использованию чувашского народного песенного творчества в формировании эстетической культуры школьников
    • 1. 1. Сущность, содержание эстетической культуры и место народной песни в ней '
    • 1. 2. Классификация чувашских народных песен
    • 1. 3. Готовность учителей музыки к использованию чувашского народного песенного творчества в формировании эстетической культуры школьников
  • Глава II. Педагогические условия подготовки студентов к формированию эстетической культуры школьников средствами чувашского народного песенного творчества
    • 2. 1. Основы методики организации опытно-экспериментальной работы по подготовке студентов к формированию эстетической культуры школьников
    • 2. 2. Теоретическая и методическая подготовка студентов к формированию у учащихся эстетической культуры на занятиях
    • 2. 3. Практическая подготовка студентов' к формированию эстетической культуры учащихся

Подготовка учителей музыки к формированию эстетической культуры школьников: На прим. чуваш. нар. песен. творчества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Народная песня является частью духовной культуры человека и человечества, отражает жизнь народа во всех ее проявлениях, входит в жизнь ребенка с колыбельной песни матери и сопровождает его в течение всей жизни: в игре, в учении, в труде, в сфере свободного общения, в горе и радости, в будни и праздники.

Народная песня является самым доступным и самым эффективным средством воспитания эстетических, нравственных чувств, воспитания нравственных, гражданских качеств личности. Народное песенное творчество всегда было сильнейшим оружием воспитательного воздействия на подрастающее поколение, помогало формировать нравственный идеал, определяло эстетический облик народа, передавало новым поколениям его коллективную мудрость, служило средством объединения людей вокруг общечеловеческих ценностей. Вот почему в Законе РФ «Об образовании» подчеркивается важность использования в формировании гражданственности учащихся различных средств воспитания, в том числе и музыки. Основным организатором процесса формирования эстетической культуры школьников является учитель. От его теоретической, методической и практической подготовленности зависит успех в решении этой задачи.

Изучение состояния готовности будущих учителей к эстетическому воспитанию школьников средствами музыки, анализ школьных программ по музыке, наблюдение за работой учителей по предметам эстетического и гуманитарного циклов, бесед с ними показали, что национальная народная музыка недостаточно используется в формировании эстетической культуры школьников.

— з.

Вопросы эстетического воспитания на всех этапах развития отечественной школы были в центре внимания крупных педагогов: П. Ф. Лесгафта, А. В. Луначарского, Н. К. Крупской, К. Д. Ушинского, С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и др. В их работах содержится много ценных советов по воспитанию эстетической культуры школьников.

В научной литературе эстетическое воспитание рассматривается как целенаправленный процесс формирования творческой, активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты». Оно включает в себя эстетическое развитие — организованный процесс становления в ребенке природных сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, чувствования, творческого воображения, эмоционального переживания, образного мышления, а также формирования духовных потребностей (103, 284).

В системе эстетического воспитания важное место принадлежит народному песенному творчеству. В современных исследованиях, посвященных проблемам народной педагогики /В.Ф.Афанасьев, Г. Н. Волков, А. М. Гашимов, З. Г. Нигматов, Я. И. Ханбиков и др./ раскрывается богатое содержание прогрессивных народных традиций, определяются некоторые формы, методы и приемы по художественно-эстетическому воспитанию, приобщению учащихся к народно-песенному творчеству. В работах, посвященных проблемам нравственного, эстетического воспитания /Л.А.Волович, Д. И. Водзинский, Г. Н. Волков, Б. Т. Лихачев, И. С. Марьенко, Г. В. Мухаметзянова, Г. А. Петрова, И. Ф. Харламов, Л. В. Кузнецова и др./, народное песенное творчество рассматривается как важнейшее средство формирования личности. г.

Определенный интерес для нас представляют специальные исследования по проблемам песенного творчества /Н.А.Ветлугина, Э.Б.Аб-дуллин, JI.Б.Бактигулова, С. И. Раимова, Н. Х. Халитова и др./, в которых рассматриваются методы и приемы музыкально-эстетического воспитания детей с учетом возрастных особенностей в школе, в семье.

В музыкальной педагогике восприятие музыки понимается как сложный процесс целостного слухового и образного постижения содержания и формы музыкального искусства в диалектическом единстве эмоционального и логического начал. Теоретические и методические проблемы восприятия музыки школьниками разрабатываются в трудах Б. В. Асафьева, О. А. Апраксиной, Л. Г. Арчажниковой, В.А.Багадуро-ва, Т. Л. Беркмана, Е. Я. Гембицкой, Н. Л. Грозденской, В. А. Дышлевской, Д. Б. Кабалевского, В. Г. Каратыгина, Д. Л. Локшина, М. М. Койранской, Б. М Теплова, М. А. Румер, В. Н. Шацкой и других.

В исследовании данной проблемы принципиальное значение для нас имеет высказывание великого русского педагога К. Д. Ушинского о том, что «у каждого народа своя особенная национальная система воспитания. Воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более, чем что-либо другое» /182,165/.

Особый интерес для нас представляют следующие направления исследований: системный подход в воспитании / В. П. Беспалько, Б. Т. Лихачев, В. М. Никитин, Л. Ю. Сироткин, Ю. П. Сокольников и др./- подготовка будущего учителя к учебно-воспитательной работе в современной школе /О.А.Абдуллина, Л. Г. Арчажникова, Р. А. Артюкова, М. А. Архипова, Р. Ж. Божбанова, И. Р. Идрисов, О. А. Краснова, В. П. Ковалев, В. Г. Максимов, Н. В. Нагорнов, И. В. Павлов, Р. И. Пенькова, В. А. Сластенин, Д. С. Ягафарова и др. /- детская среда в народном воспитании /М.К.Енисеев, А. И. Ефимов, В. К. Кириллов, Г. А. Петрова, Э. И. Сокольникова, Я. И. Ханбиков и др./- педагогическое наследие чувашского просветителя И. Я. Яковлева /Г.Н.Волков, Н. Г. Краснов, А.Е.Земляков/- гуманистическая направленность народного воспитания /А.Ф.Ахияров, Е. В. Васильев, В. М. Коротов, 3.Г.Нигматов, М.Г.Тайчинов/- национальная культура, традиции и элементы народной философии /Ю.С.Гуров, Н. А. Исмуков, А. И. Петрухин, Э.З.Феизов/- народные эстетические идеалы в этнопедагогических классах /В.А.Антонов, Е. В. Васильев, П. П. Матвеев, М.Г.Харитонов/- народность музыкально-эстетического воспитания и традиции народного искусства, ремесел в художественном трудовом обучении /Е.П.Кондратьева, М. Г. Кондратьев, Л. В. Кузнецова, Т. Н. Петрова, Э. Г. Скворцов, А. Е. Туракулов, Т. А. Эррэ и др./ внесли значительный вклад в переосмысление художественно-эстетических ценностей, определение места эстетического творчества в воспитательном процессе.

Вопросы подготовки будущих учителей по использованию чувашского народного песенного творчества в формировании эстетической культуры школьников не получили должного отражения в педагогической науке. Таким образом, существует противоречие между необходимостью подготовки будущего учителя к использованию чувашской народной песни в формировании эстетической культуры школьников и уровнем наших знаний о педагогических условиях его успешного осуществления .

Данное противоречие обусловило выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия успешной подготовки учителей музыки к использованию чувашского народного песенного творчества в формировании эстетической культуры школьников. Решение этой проблемы составля.

— б ет цель исследования.

Объект исследования — процесс подготовки будущих учителей музыки к формированию эстетической культуры младших школьников.

Предмет исследования — содержание, организационные формы и методы подготовки будущих учителей музыки к формированию эстетической культуры школьников средствами чувашского народного песенного творчества.

Задачи ис, следования :

1. Определить место чувашской народной песни в формировании эстетической культуры школьников.

2. Дать классификацию чувашских народных песен. Исследовать возможности использования чувашского народного песенного творчества в формировании эстетической культуры школьников.

3. На основе изучения массового педагогического опыта выявить типичные недостатки и затруднения учителей в использовании чувашской народной песни в формировании эстетической культуры школьников.

4. Разработать модель непрерывного музыкального образования и программу подготовки будущих учителей музыки к использованию чувашских народных песен в формировании эстетической культуры учащихся.

5. На основе опытно-экспериментальной работы выявить и обосновать педагогические условия, при которых будущие учителя музыки смогут успешно подготовиться к использованию чувашского народного песенного творчества в формировании эстетической культуры учащихся .

6. Разработать методические рекомендации по использованию чувашских народных песен в формировании эстетической культуры учащихся.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что подготовка будущих учителей музыки к использованию чувашских народных песен в формировании эстетической культуры младших школьников будет проходить успешно, если:

1. В учебно-воспитательный процесс музыкально-педагогического факультета будет введен спецкурс «Чувашское народное песенное творчество». .

2. Студенты будут целенаправленно приобщаться к чувашской музыкальной культуре, вовлекаться в концертно-лекционную деятельность по пропаганде чувашского народного песенного творчества среди населения /фольклорные ансамбли, вокальные и инструментальные группы, исполнители на народных музыкальных инструментах и т. д./, участвовать в экспедициях по сбору народных песен.

3. В ходе педагогической практики в школе учебный процесс строится на технологическом уровне, предусматривающем проектирование и развитие эстетической культуры учащихсясоздается воспитательно-развивающая комфортная эстетическая среда, организуется музыкальное просвещение школьниковучащиеся включаются в активно-поисковую деятельность по сбору народных песен, фольклора, вовлекаются в художественную самодеятельность, благодаря чему стимулируется их интерес к чувашской музыкальной культуре и они включаются в процесс самовоспитания.

В ходе исследования данная гипотеза углублялась, уточнялась и обогащалась.

Методологической основой исследования явились: идеи диалектического единства общего, особенного и единичногоучение о сущности и движущих силах развития, ведущей роли деятельности в формировании личности, гуманизации учебно-воспитательного процессасовременные концепции музыкально-эстетического воспитания.

Для реализации цели и задач исследования применялись следующие методы: теоретический анализ философской, психолого-педагогической и методической литературыобобщение педагогического опытамоделирование педагогического процессадлительные наблюдениябеседыанкетированиеизучение творческой деятельности студентов и учащихсяпедагогический эксперимент с последующей статистической обработкой его результатов.

Исследование выполнялось в несколько взаимосвязанных этапов:

Первый этап /1982 — 1987 гг./ - диагностический. Изучались философские, психолого-педагогические и музыкально-методические источники, литература по народному песенному творчеству, накапливался фактический материал, определялись исходные позиции,.намечались цель, задачи и гипотеза исследованияанализировался и обобщался опыт преподавания музыки в школах Чувашииразрабатывалась методика опытно-экспериментальной работы.

Второй этап /1988;1996 гг./. Проводилась опытноэкспериментальная работа по дальнейшему углублению и проверке гипотезы, обобщению полученных данных, разработке научно-педагогических рекомендаций и внедрение их в практику работы педвуза и школ республики .

Третий этап /1997;1998 гг./ был посвящен анализу, систематизации результатов исследования, литературному оформлению диссертации.

База исследования — музыкально-педагогический факультет ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, его базовые школы.

В исследовании использован тридцатилетний опыт диссертанта по подготовке студентов педвуза к учебно-воспитательной работе в школе.

Основные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна и теоретическое значение:

— определено место чувашской народной песни в системе средств формирования эстетической культуры школьников;

— дана классификация чувашских народных песен и исследована возможность использования их в формировании эстетической культуры учащихся в поликультурной школе;

— разработаны критерии готовности учителей к осуществлению процесса по формированию эстетической культуры школьников;

— выявлены типичные затруднения и недостатки учителей в использовании чувашских народных песен в формировании эстетической культуры учащихся;

— разработана модель непрерывного музыкального образования и программа подготовки студентов к использованию чувашского народного песенного творчества в формировании эстетической культуры учащихся;

— определены и экспериментально обоснованы педагогические условия успешной подготовки будущих учителей музыки к использованию чувашской народной песни в формировании эстетической культуры учащихся.

Практическая значимость исследования. Содержащиеся в нем теоретические положения и выводы легли в основу опубликованных научно-методических рекомендаций, разработок, использование которых существенно повысит результативность подготовки студентов педвуза в формировании эстетической культуры школьников. Материалы диссертации могут и должны найти применение в системе повышения квалификации учителей музыки, а также в работе преподавателей чувашских школ республик Марий Эл, Татарстан, Башкортостан, Ульяновской, Самарской, Волгоградской и других областей России.

Достоверность результатов обеспечивается обоснованностью методологических позиций исследования, опирающихся на ведущие концепции философии и педагогики, применением комплекса методов в опытно-экспериментальной работерепрезентативностью его источников базы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Характеристика и критерии готовности студентов музыкально-педагогического факультета ЧГПУ им. И. Я. Яковлева к использованию чувашского народного песенного творчества в формировании эстетической культуры учащихся.

2. Система подготовки студентов педвуза к использованию чувашского народного песенного творчества в учебно-воспитательном процессе современной поликультурной школы для формирования у учащихся эстетической культуры.

3. Комплекс педагогических условий, обеспечивающих высокий уровень готовности будущих учителей к формированию эстетической культуры у учащихся.

Апробирование и внедрение результатов исследования осуществлялись путем выступления на республиканских научно-практических конференциях: «Актуальные вопросы совершенствования педагогического образования в Чувашской АССР» /1986/- «Взаимодействие школы, семьи, базового предприятия и общественности в коммунистическом воспитании учащейся молодежи» /1990/- «Национальное, интернациональное и общечеловеческое в воспитании учащихся в интернатных учреждениях республики: опыт, проблемы, перспективы» /1991/;

Современный сельский учебно-воспитательный комплекс: проблемы и перспективы" /1994/- на Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы музыкально-эстетического воспитания школьников» /1994/- на международных научно-практических конференциях: «Формирование социально-устойчивой личности учащейся молодежи в современных условиях: опыт, проблемы, перспективы» /1996/- «Этнопе-дагогика: проблемы национального возрождения и пути его решения» /1998/- в публикациях статей в сборниках научных трудов: «Проблемы музыкального образования» /1997/- «Традиционная культура в современном социальном педагогическом процессе» /1997/ и др.

По теме диссертации опубликованы б пособий, 8 методических рекомендаций и разработок, 36 статей и тезисов, общим объемом публикаций в 50 п.л.

Проблема, логика исследования определили структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Каждый народ имеет свою культуру, и песня является ее составной частью. Она возникла, развивалась, обогащалась, выкристаллизовывалась коллективным умом народа в процессе многовековой разнообразной человеческой деятельности. Поэтому нардная песнясамый древний, самый развитый жанр чувашского народного творчества. В ней отразились обычаи и нравы, радости и горести, история, жизнь, мечты и чаяния народа, она помогала и помогает преодолевать жизненные невзгоды, вдохновляет в борьбе за счастье, учит жить в согласии с добрыми традициями народа и развивать их дальше .

Чувашское народное песенное творчество выступает важнейшим средством формирования эстетической культуры школьников. В связи с этим одной из важнейших задач педвуза является профессионально-педагогическая подготовка будущих учителей к использованию чувашского нардного песенного творчества в эстетическом воспитании учащихся в школах Чувашии.

В настоящем исследовании были поставлены задачиf решение которых позволило нам выявить типичные недостатки и затруднения в работе учителей и наметить систему мер по успешной подготовке учителей музыки по использованию чувашского народного песенного творчества в эстетическом воспитании школьников.

В результате проведенной работы выявлено:

1. Чувашское устное народное творчество начали исследовать в первой половине XYIII века. В 20-х годах при Казанском университете было образовано общество Археологии, истории, этнографии, при содействий этого общества исследовательская работа активизировалась. Сначала эту работу выполняли русские этнографы, затем ведущими специалистами стали выходцы из чувашского народа. Они отметили многие особенности чувашских песен.

Первое упоминание о чувашской песне было в 1829 году в газете «Казанский вестник». Впервые примеры чувашских песен записал в 1833 году русский поэт Д. П. Ознобишин, живший некоторое время в Чебоксарах, от молодого чувашского парня по имени Хеветер /Федя/. В это время чувашскими песнями интересуется поэтесса, драматург.

A.А.Фукс. Она в 1834 году печатает в журнале «Завожский Муравей» тексты Д. П. Ознобишина, включает и песню, записанную ею. А. А. Фукс отмечает, что у чувашей есть любимая песня, отмечает наличие правильного размера и стопы /здесь речь идет о частушке «Атя, инке, вармана» /" Пойдем, тетя, в лес" /.

В середине XIX века профессор Казанского университета.

B.А.Сбоев отмечает высокую культуру чувашской песни, печатает девять песен, разбивает их по тематике на четыре группы. По его словам, чуваши — мастера импровизации песен, что у них много песен, переходящих из уст в уста, что песни гармоничны.

Как свидетельствуют документы, после В. А. Сбоева расширяется работа по сбору, записи и печататью песен. Русский исследователь.

A.Ф.Риттих отмечает высокую песенную и музыкальную культуру чувашей. Н. И. Золотницкий и А. И. Добролюбов в своих исследованиях используют песни, исполняемые на свадьбах, девичниках, на масленице, на пиру, на посиделках, танцевальные мелодии и песни, исполняемые во время проводов в солдаты. В. К. Магницкий советует творчество чувашского народа ставить на 'один уровень с устным творчеством других народов. Он подчеркнул: «Если мы чувашей считаем людьми или народом, то надо считать, 4то у них, как и у других народов, есть творческие способности». Другой русский музыковед.

B.А.Мошков в окрестностях Варшавы от чувашских солдат записал 75 песен. Отметил, что каждый из них знал не меньше 5−6 песен, а некотороые больше 20 песен. Русский писатель Н.Г.Гарин-Михайловский в 1900;ом году отметил тот факт, что чувашская молодежь весной проводит игры, водит хороводы, ставит выше опер.

С середины XIX века в работу и печатанью произведений устного народного творчества включились этнографы и фольклористы, выходцы их чувашского народа. С. М. Михайлов, собирая материалы о жизни и обычаях чувашского народа, записывает и печатает различные песни, считая их показателем высокого интеллектуального уровня чувашского народа.

Выдающийся чувашский просветитель И. Я. Яковлев в работе по организации чувашской письменности, в деле просвещения народа, в работе по развитию родной литературы и искусства использовал богатство фольклора, сам собирал стихи и песни, а также заставлял собирать учителей и учеников. Многие произведения чувашского устного творчества включил в букварь, в 1908 году напечатал отдельной книгой. Он отмечал образную, поэтическую импровизированность чувашских песен, мелодичность, а весенние игры молодежи сравнивал с Олимпийскими играми греков.

Стали записывать песни во всех местах, где живет родной народ: П. М. Мальхов в Симбирской губернии, П. В. Васильев подключил к этой работе учащихся Симбирской чувашской школы. Г. Т. Тимофеев около Тахаръял /Тахаръял/, В. И. Михайлов в окрестностях Симбирска и Самары, Н. Е. Ефимов и И. Д. Никитин /Юркки/ около Чебоксар. В сборе произведений устного народного творчества, в частности песен, много работает и И. Н. Юркин, свой собранный материал представил различным обществам Казани и Москвы.

В 90-ые годы прошлого века исследование богатства культуры чувашского народа вошло в систему, стало подчиняться научным целям. Начало этой работе положил вдающийся лингвинист Н. И. Ашмарин.

В 1892 году он не основе песен, записанных И. Н. Юркиным, напечатал статью «Очерк народной поэзии у чуваш». В этой статье он анализирует песни по тематике, идее и образности, сравнивает их с русскими песнями, отмечает, что песни отражают народную жизнь с разных сторон, осуждает, что до тех пор невысоко ценили песенное творчество чувашского народа. По его утверждению, в песне отражается жизнь чувашского народа, способность народа философски оценивать жизнь, обида за неравество между людьми, мечта о счастливом будущем. Богатую палитру чувств в песнях отмечает Н. И. Ашмарин и позже, примеры песен включает в «Книгу чувашских слов» /" Чаваш самахен кенеки" /, а песни, собранные самим, выпускает книгой в 1900;ом году.

2. В начале XX века сбор и исследование песенного фольклора развивались в связи с наблюдением за историей, обрядами, развитием культуры. В этом направлении много работают вместе с И. Я. Яковлевым, Н. И. Ашмариным, И. Н. Юркиным русские и иностранные этнографы и музыковеды /Х.Паасонен, Б. Мункачи, Ю. Мессарош/, в эту работу включаются и получившие образование молодые чуваши /К.П.Прокопь-ев, Т. К. Кириллов, П. В. Васильев, И. Д. Никитин /Юркки/, К. В. Иванов, П. В. Пазухин, И. В. Тахти, С. М. Максимов, Ф. П. Павлов, Г. Г. Лисков, Т.П.Парамонов/. Много трудятся и Н. В. Никольский с Г. И. Комиссаровым. Более 15 тысяч образцов песен, собранных Н. В. Никольским, хранится в Архиве Научно-исследовательского института Чувашской Республики. Г. И. Комиссаров напечатал'4 программы для сбора фольклора, собирал и песни, изучал их жанр, идею, содержание, раскрыл художественные особенности.

В советское время работа по сбору и печатанью, изучению песен происходит по утвержденному порядку, становится неотъемлемой частью науки и культуры. А развернуться этой работе помогло создание Чувашской Автономной области, затем Республики, становление органов партии и правительства, культуры и науки. Эту работу с воодушевлением выполняют не только отдельные этнографы и фольклористы, но и общество краеведения, Союзы писателей и композиторов, газеты и журналы, школы и училища, педагогический университет им. И. Я. Яковлева и университет им. И. Н. Ульянова, республиканский научно-методический центр, студии радиовещания и телевидения. С 30-ых годов эту работу возглавляет научно-исследовательский институт: печатает программы и инструкции, организовывает, актив собирателей фольклора, собирает фонд рукописей фольклористов и этнографов, берет на учет песенников и рассказчиков, проводит экспедиции, выпускает исследовательские работы и сборники песен.

В работу по исследованию чувашских песен включаются учреждения и общества различных городов и республик: Казани, Башкирии, Саратовского университета, Ленинградского Дома Пушкина, Ленинградского института культуры им. Н. К. Крупской, зарубежные музыковеды /Венгрии, Болгарии/. Чувашские песни начинают переводить на другие языки.

В советское время стали глубже изучать песни по теме, жанру, идее, художественным особенностям. В этом направлении много трудились Ф. П. Павлов, С. М. Максимов, Н. Я. Золотов, Н. Р. Романов, М. Я. Сироткин, И. С. Тукташ, Ю. А. Илюхин, В. Я. Канюков, А. И. Петрухин, И. И. Одюков, Н. И. Иванов, В. О. Ахун, М. Г. Кондратьев. Стало традицией изучение устного народного творчества-, в том числе и песен, в вузах, педколледжах и в средних школах.

В зависимости от того, о чем поется в песне: о трудовых процессах, об обряде, о быте, о душевных переживаниях и настроении,-народные песни и стихи можно разделить на группы: трудовые, обрядовые, бытовые и о социональной несправедливости, баллады/пейты/, песни и частушки советской эпохи. В диссертации подробно раскрывается классификация чувашских песен. Тщательный анализ текстов и содержания позволило нам классифицировать народные песни по группам и кратко охарактеризовать их: 1. Песни о прошлом: застольные и гостевые, пирушечные песнипесни о крестьянской жизнитрудовые песни /бурлацкие, песни различного вида помочей, песни мяль-шиц, свайщиков, кулеткачей и т. д.- ямщицкие песнипереселенческие песниисторические песни: песни беглых и разбойниковпесни о женской долепесни сиротрекрутские и солдатские песни. 2. Хороводные и игровые песни. 3. Свадебные и семейно-обрядовые песни. 4. Колыбельные песни. б. Детские песни. Песни-считалки. 7. Баллады /пейты/. 8. Песни заключенных, каторжан, ссыльных и песни протеста и борьбы. 9. Посиделочные и молодехные песни. 10. Плясовые частушки. Шуточные песни. 11. Частшки гражданской войны. 12. Песни колхозного быта. Бытовые лирические песни. 13. Лирико-пат-риотические песни периода Великой Отечественной войны. 14. Церковные песни. Песни религиозных праздников. Похоронные песни. 15. Песни нового времени.

3. Современные школы Чувашской Республики являются поликультурными. Поликультура /" поли" множество/ в сочетании со словом «культура» есть не просто савокупность тех или иных видов культуры, не их скопление, а содержание, глубина, высокий уровень развития культуры в определенных сферах жизнедеятельности, творчество, добрые человеческие отношения, плодотворное сотрудничество. Своеобразие культур, поликультурность есть форма бытия человечества, и ничто не в праве ее ограничивать. Чувашский школьник, жизнедеятельность которого в семье данного этноса, с детства воспитывается в рамках одной, преимущественно национальной культуры, а общение в социальной среде протекает в рамках другой /русской/, точнее — поликультуры. В такой ситуации овладение школьником культурой протекает оптимально. Осознание учеником своих связей с каждой из. культур составляет его идивидуальность и способствует проявлению уникальности личности.

Проведенный нами анализ массового опыта работы учителей музыки показал, что чувашское народное песенное творчество недостаточно используется в целях формирования эстетической культуры: а) существующая программа по музыке для чувашских общеобразовательных школ недостаточно отражает чувашское народное песенное творчествоб) молодые педагоги испытывают определенные заструдения в использовании чувашского народного песенного творчества в формировании эстетической культуры учащихся: они слабо вооружены знаниями теории и методики формирования эстетической культуры у учащихся средствами чувашского народного песенного творчестваплохо знают чувашские народные песни и наодные музыкальные инструменты, не умеют пользоваться ими на уроках музыки, концертах-встречахне проводят экскурсий, экспедиций по сбору народных песен и др.

В целях подготовки будущих учителей к использованию чувашского народного песенного творчества в формировании эстетической культуры школьников нами была разработана система их профессиональной музыкально-педагогической деятельности. Эта система была направлена на общепедагогическую, специальную и нравственно-психологическую подготовку.

Практическая подготовка осуществлялась следующим образом: учебно-воспитательный процесс строили на технологическом уровне, предусматривающем проектирование и развитие эстетической культуры учащихсясоздавали воспитательно-развивающую комфортную эстетическую среду, вели музыкальное просвещение для школьников, включали учащихся в активную концертную деятельностьстимулировали интерес учащихся к чувашской музыкальной культуре, учащиеся включались в процесс самостоятельной работы.

Критериями готовности студентов к формированию эстетической культуры школьников средствами чувашского народного песенного творчества выступили три уровня: высокий, средний и низкий.

Как показала опытно-экспериментальная работа, подготовка студентов к формированию эстетической культуры школьников средствами чувашского народного песенного творчества обеспечивается при реализации ряда взаимосвязанных педагогических условий.

Общими условиями профессиональной подготовки будущего учителя музыки являются:

1. Создание системы подготовки студентов к работе по музыкально-эстетическому воспитанию и обеспечению ее оптимального функционирования.

2. Высокий уровень организации учебно-воспитательного процесса в ВУЗе, который предусматривает вооружение студентов научно-теоретическими и методическими знаниями, практическими умениями и навыками.

3. Воспитание любви к детям, к профессии учителя музыки.

4. Систематическое участие студентов в научно-практических конференциях.

5. Организация самостоятельной работы студентов по изучению чувашского народного песенного творчества.

Частными условиями профессиональной подготовки будущего учителя к использованию в нем чувашского народного песенного творчества являются:

1. Целенаправленное формирование эстетической культуры, развитие интереса к эстетическому воспитанию школьников.

2. Обеспечение высокого уровня преподавания курса «Чувашское народное песенное творчество» во взаимосвязи с другими дисциплинами .

3. Формирование у будущих' учителей музыки конструктивных, коммуникативных, творческих и организаторских умений.

4. Приобщение студентов на занятиях по музыкальным дисциплинам к чувашской музыкальной культуре.

5. Вовлечение студентов в концертно-лекционную деятельность по пропаганде чувашского народного песенного творчества среди населения .

6. Организация экспедиций по сбору народных песен,.

7. Проектирование и развитие эстетической культуры учащихся.

Специфическими условиями, непосредственно обеспечивающими эффективность подготовки специалистов по эстетическому воспитанию учащейся молодежи, являются:

1. Вооружение будущих учителей музыки знаниями о психологических, возрастных и индивидуальных особенностях школьников.

2. Определение круга специфических умений для работы со школьниками в сфере эстетического воспитания.

3. Постоянная связь преподавателей кафедр и студентов со школами с целью изучения, обобщения, внедрения опыта работы учителей в практику.

4. Участие студентов в ходе педагогической практики в организации смотров, конкурсов, праздников песни, бесед и лекций-концертов, дискотек, музыкального театра и т. д.

Проведенное нами исследование не исчерпывает всех проблем подготовки учителей музыки к формированию эстетической культуры средствами чувашского народного песенного творчества. Так, например, требует дальнейшей разработки проблема самообразования учителей музыки города и села.

Показать весь текст

Список литературы

  1. а к о н РФ «Об образовании». -М., 1996. -64с.2. 3 а к о н ЧР «Об образовании». -Чебоксары// Народная школа 1993. -N 2−3. -С. 1−37.
  2. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для пед. специальностей высших учеб.заведений. -М.: Просвещение, 1990. -141с.
  3. О.А. Профессиональная деятельность молодого учителя// Под ред. С. Г. Вершиловского и Л. Н. Лосохина. -М.: Педагогика, 1984. -107с.
  4. О.А., Загрязкина Н. Н. Педагогическая практика студентов: Учебное пособие для студентов пед. ин-ов. -М.: Просвещение, 1989. -175с.
  5. Азаров 10. П. Семейная педагогика: 2-ое изд. , перераб. и доп. -М.: Политиздат, 1985. -240с.
  6. Ю.Б., Белобородова В. К., Ригина Г. С. Музыкальное восприятие школьников. Под ред. М. А. Румер. -М.: Педагогика, 1975. -159с.
  7. В.И. Педагогика творческого самообразования: Инновационный курс. Кн. 1. -Казань, 1996. -С.31.
  8. О.А. Методика музыкального образования в школе: Учеб. пособ. для студ. пед. ин-тов. -М.: Педагогика, 1975. -159 .
  9. А.И. Человек и мир культуры: Введение в культуроло гию. -М.: Изд-во МГИК, 1992. -239с.
  10. Л.Г. Теоретические основы профессионально-педаго гической подготовки учителя музыки: Дисс.док.пед.наук. -М. 1975. -257с.
  11. Л.Г. Профессия учитель музыки, -М.: Искусство, 1986. -111с.
  12. Н.И. Введение в курс чувашской народной словесности: Сб.: Чувашский фольклор: Специфика жанров. -Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1982. -187с.
  13. .В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании /Ред. и вступ.ст. Е. М. Орловой. -Ленинград: Музыка, 1973. -144с.
  14. В.Г. Общество: системность, познание, управление. -М.: Политиздат, 1981. -432с.
  15. К.Ш. и др. Народная педагогика основа воспитания подрастающего поколения. -Уфа, 1992. -75с.
  16. Бабанский 10.К. Оптимизация процесса воспитания. Общедидактический аспект. -М.: Педагогика, 1977. -25бс.
  17. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. -М.: Педагогика, 1978. -260с.
  18. Ю.К., Победоносцев Г. А. Комплексный подход к воспитанию школьников. -М.: Педагогика, 1980. -80с.
  19. Ю.К. Проблема повышения эффективности педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1982. -184с.
  20. Р.Ж. Формирование готовности будущих учителей начальных классов и организации детского коллектива. Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1992. -20с.
  21. Л.Б. О специфике применения программы по музыке в общеобразовательных школах Казахской ССР: Автореф.канд. дисс. пед.наук. -М., 1987. -17с.
  22. Л.А. Путь к музицированию: Изд.2-е, доп. -Ленинград: Советский композитор, 1979. -351с.
  23. Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки.-М.: Педагогика. 1989. -208с.
  24. В.П. Слагаемые педагогической технологии. -М.: Пе дагогика, 1989. -192с.
  25. B.C. Опыт словаря нового мышления. -М., 1989. -С 236
  26. Ю.Б. Эстетика: 4-ое изд.доп. -М.: Политиздат, 1988. -495с.
  27. Ф.А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. СПб. 1893, т. 1Ха. -973с.
  28. А.И. Эстетика: Проблемы и споры. -М.: Искусство, 1975 -175 с.
  29. Е.П., Яковлев В. И. Гусли у поволжских народов: со ветская этнография. -М., 1985, 2.
  30. Е.В. Воспитание у учащихся гуманности в сфере межна циональных отношений. -Чебоксары, 1996. -480с.
  31. Васина В.А.-Гроссман. Михаил Иванович Глинка. -М.: Музыка 1982. -101с.
  32. Взаимодействие школы, семьи, базового предприятия и общест венности в воспитании учащейся молодежи: Тез. докл. к Респуб ликанской научно-педагогической конференции, ч. 2. -Чебокса ры, 1989. -249с.
  33. К.А., Благодатов Г. Н., Язовицкая Э. Э. Атлас музыкаль ных инструментов СССР. -М., 1975. -399с.
  34. Н.С., Щербо А. Б., Дэкола Д. Н. Формирование эстети ческой культуры младших школьников*: Из опыта работы. -Киев: Радянська школа, 1980. -150с.
  35. Г. Н. /Хунади Кашкр/, Дуб и солнце: Сказки, рассказы очерки. -Чебоксары: Чув. книгоиздат, 1975. -127с.
  36. Г. Н. О традициях чувашского народа в эстетическом вое питании. -Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1965. -60с.
  37. Г. Н. Трудовые традиции чувашского народа. -Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1970. -95с.
  38. Г. Н. Этнопедагогика чувашского народа. -Чебоксары- Чув. кн. изд-во, 1976.
  39. Г. Н. Этнопедагогика /Под ред. И.Т.Огородникова/. -Чебоксары, 1974. -37бс.
  40. Г. Н. Созвездие земли. -Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1979. -445с.
  41. Г. Н. Педагогика жизни. -Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1989. -335с.
  42. Г. Н. Современное функционирование народной педагогики как феномена демократии и гуманизма в сфере воспитания. -Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1993. -87с.
  43. Г. Н. Обыкновенное дело педагога: Воспоминания, размышления, уроки пережитого. -Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1993 -ЗЗбс.
  44. Г. Н. Судьба просветителя: Народная школа. 5, б, 1994- 1−3, 5, 6, 1995- 1−6, 1996- N 1, 1997. -Чебоксары: Педагогическая академия: Народная школа, 1997, 4.
  45. Л.А. О взаимодействии цивилизаций и культур: Поликультурное образование в современной России. -Пятигорск, 1997. -208с.
  46. Вопросы современного художественного творчества: Сб. статей. -Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1990.- -79с.
  47. Вопросы музыкального воспитания в школе: В помощь учителям музыки и руководителям школ. Сост. Н. В. Тимофеев. -Чебоксары: ЧИУУ, 1991. -27с.
  48. Г. К. Некоторые особенности освоения национальной музыки в чувашской школе: Методическое пособие. -Чебоксары:
  49. Чув. кн. изд-во, 1990. -31с.
  50. Восприятие музыки: Сб. статей. Ред.-сост. В. Н. Максимов. -М.: Музыка, 1980. -25бС.
  51. Л.С. Мышление и речь. -В кн."Избранные психологические исследования. -М.: Изд. АПН РСФСР, 1956. -338с.
  52. Т. е. Музыкальные инструменты Средней Азии: Исторические очерки /Под научн. ред. Ф. М. Кароматова, Г. А. Пучаченковой. -М.: Музыка. 1980. -190с.
  53. С.И. Типы затруднений и их свя^ь с проблемными ситуациями и учебной деятельности школьников: Дисс. канд.пед.наук. -М., 1974. -150с.
  54. Газета «Известия», 1928, 241.
  55. Газета «Хыпар», 1997, 206.
  56. Гегель. Эстетика: в 4-х т.// Перевод. Под ред. с предис. М. Лифшица, c. I-XYII, т.1. -М.: Искусство, 1968. -312с.
  57. .С. Менталитет и образование. -М., 1996. -С.13.
  58. Н.В. Скульптура, живопись, музыка: Собр. соч. в 6 т., т.6. -М.: Гослитиздат, 1953.
  59. Р.И. История музыкальной культуры: Т.2, часть 2. -М.: Музгиз, 1959. -492с.
  60. Л.Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. для учащихся пед. уч-щ. -М.: Просвеще62
Заполнить форму текущей работой