Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Интеграция психологических и педагогических знаний о самостоятельности в процессе подготовки педагога

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ориентация гуманитарного образования на развитие человека предполагает целостный подход к нему как к существу биологическому и социальному, как к личности. В связи с этим, на современном этапе усиливается интеграция наук о человеке. Вот почему современный специалист сферы образования должен быть готов не только к реализации психологических и педагогических знаний, отечественного и зарубежного… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические аспектыпосгановки проблемы самостоятельности в зарубежной научной литературе
    • 1. 1. Междисциплинарный характер постановки и решения психолого-педагогических проблем
    • 1. 2. Место проблемы «self» (самости) человека в зарубежных теориях личности
    • 1. 3. Подходы к проблеме сущности самостоятельности человека в зарубежной литературе в контексте Я-концепции
    • 1. 4. Процессуальные характеристики самостоятельности у человека (группы разного возраста) в зарубежных исследованиях
    • 1. 5. Сопоставление подходов к раскрытию сущности самостоятельности и способов развития этого свойства у человека в отечественной и зарубежной литературе.,
  • Выводы главы
  • Глава 2. Особенности и этапы подготовки будущего педагога к решению психолого-педагогических проблем развития самостоятельности у человека

2.1. Принципы отбора и структурирования спецкурса для студентов педагогического вуза «Интеграция психологических и педагогических знаний о самостоятельности человека: отечественный и зарубежный опыт исследований». 101 Р

2.2. Процессуальный аспект подготовки будущего педагога к применению психолого-педагогических знаний о самостоятельности человека (в условиях спецкурса).

2.3. Описание результатов опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности предлагаемого спецкурса.

Выводы главы.

Интеграция психологических и педагогических знаний о самостоятельности в процессе подготовки педагога (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На современном этапе демократизации и гуманизации общества, расширения прав и свобод человека воспитание самостоятельности молодого человека приобретает особую значимость. Независимость, инициатива, творчество, целеустремленность — это качества личности современного человека, необходимые ему для формирования самостоятельной позиции, принятая самостоятельного решения по жизненно важным проблемам в настоящем и в выборе желаемого будущего.

Ориентация на выбор, творческую активность и самостоятельность характерна для человека современного мира, что отмечается как у отечественных, так и у зарубежных исследователей. Каждая страна имеет свои научные традиции в поиске путей развития зтих качеств у школьников и студентов. В условиях включения российской системы образования в мировое образовательное пространство актуальной становится проблема сравнительного анализа сущностного понимания самостоятельности и путей развития «родственных» ей качеств в зарубежной и отечественной психолого-педагогической литературе, а также особенностей их проявления в поведении людей разной ментальности. Такого рода исследования позволяют обогатить содержание отечественного воспитания и образования международным опытом решения лсихолого-педагогических проблем. Однако решение проблемы развития самостоятельности у школьников или студентов с учетом международного опыта в практике работы отечественных специалистов не может быть успешным, если нет специальной подготовки.

Ориентация гуманитарного образования на развитие человека предполагает целостный подход к нему как к существу биологическому и социальному, как к личности. В связи с этим, на современном этапе усиливается интеграция наук о человеке. Вот почему современный специалист сферы образования должен быть готов не только к реализации психологических и педагогических знаний, отечественного и зарубежного опыта решения педагогических проблем, но и к их интеграции как в будущей профессиональной деятельности, так и в отношении себя, в процессе своего профессионального и личностного роста. Необходимость профессионально-личностной подготовки будущего педагога к решению возникающих в его профессиональной деятельности проблем, связанных с личносшым развитием детей, на основе интеграции психологических и педагогических знаний обуславливает актуальность темы исследования.

Для решения поставленной проблемы имеется совокупность знаний: определены научные основы обновления психолого-педагогического образования и профессионально-личносшого развития будущего специалиста (А.П. Беляева, Г. А. Бордовский, Н. В. Бочкина, Л. А. Регуш, А. А. Реан, Н. Ф. Радионова, АЛ. Тряпицына, В. А. Якунин и др.), обоснован междисциплинарный подход решения психолого-педагогических проблем (БЛ. Есипов, И. Д. Зверев, Д. Н. Кирюшкин, В. В. Краевский, В. Н. Максимова, Н. В. Кузьмина, JI.A. Регуш, М. Н. Скаггкин, А. В. Усова, В. Н. Федорова и др.), определены подходы и пути решения проблемы самостоятельности в отечественной психолого-педагогической науке (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Ю. К. Бабанский, Н. В. Бочкина, З. И. Васильева, А. К. Громцева, А. И. Кочетов, Г. Д. Кириллова, П. И. Пидкасистый, Н. А. Половникова и др.), выявлены методологические основы сравнительного анализа отечественного и международного опыта (Н.М Воскресенская, Б. Л. Вульфсон, А. Н. Джуринский, М. В. Кларин, З. А. Малькова, B.C. Митина, Н. Д. Никандров, М. А. Соколова, А.М. Столяренко) — намечены подходы к выбору условий адаптации международного опыта в практике работы отечественных педагогов.

Вместе с тем, реальные процессы развития российского педагогического образования вскрывают новые противоречия, отражающие трудности в профессионально-личностной подготовке будущих специалистов в сфере образования к использованию всего богатства отечественного и международного опыта. К ним мы относим противоречия между:

• ориентацией педагога на развитие целостного человека и разрозненностью наук о человеке, в частности, психологических и педагогических знаний о развитии его самостоятельности;

• необходимостью применения системы i юихолого-педагогических знаний и внедрением в педагогическую практику лишь отдельных теорий и конкретного опыта;

• потребностью современных педагогов к научно-обоснованному выбору способов решения проблем развития самостоятельности человека и отсутствием в науке целостного представления о возможных путях ее решения как в России, так и в других странах мира.

Объектом исследования является професссионально-личностная подготовка будущего педагога.

Предмет исследования — пути и способы интеграции психологических и педагогических знаний о самостоятельности человека в процессе подготовки педагога.

Цель исследования — обосновать процесс интеграции психологических и педагогических знаний о самостоятельности человека, отечественного и международного опыта решения этой проблемы в подготовке будущего педагога и экспериментально определить его возможности в профессиональном и личностном развитии у студентов педагогического вуза.

Гипотеза исследования — подготовка будущего педагога к решению проблем развития самостоятельности у человека будет проходить в системе психологопедагогических дисциплин успешно, если:

• этот процесс будет строиться на основе интеграции прежде всего психологических и педагогических знаний о самостоятельности, полученных как отечественными, так и зарубежными учеными и практиками;

• придать ему профессионально-личностную направленность, предусматривающую ориентацию студента на готовность к развитию самостоятельности и у себя, и у школьников как у субъектов педагогического процесса;

• будут определены состав и структур профессионально-личностной готовности студентов к применению психолого-педагогических знаний о самостоятельности человека и способах ее развития, накопленных в отечественной и зарубежной науке и практике;

• если выбор содержания и средств подготовки будущего педагога к решению проблем развития самостоятельности у человекабудет способствовать его профессионально-личностному росту.

Цель, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:

1. Определить подходы к постановке и решению проблемы развития самостоятельности у человека в зарубежных исследованиях (ряда англоговорящих стран).

2. Выявить основы и обосновать процесс интеграции психологических и педагогических знаний, отечественного и зарубежного опыта решения проблемы в процессе профессионально-личностной подготовки будущего педагога.

3. Определить принципы отбора содержания интегративного спецкурса и системы стуаций выбора как процесса ориентации будущего педагога на.

I, двухстороннее применение знаний о самостоятельности: на себя и на будущих субъектов педагогического процесса.

4. Оценить степень влияния интегративного психолого-педагогического спецкурса на развитие и проявление самостоятельности как профессионально-личностного свойства будущего педагога и на его готовность к решению психолого-педагогических проблем развития самостоятельности у школьника.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: -психолого-педагогические исследования отечественных и зарубежных ученых, раскрывающие аспекты проблемы самостоятельности человека- -концептуальные идеи самостоятельности человека и путей ее развитая у студента и у школьника;

— концептуальные идеи псшфлого-педагогической подготовки специалиста сферыобразованияi I.

— принципы взаимосвязи педагогики и психологии;

— концептуальные идеи построения j нового содержанияпсихологоi 1 «. педагогического образования и интегративного курса. (.

В диссертации использованы следующие методы исследования: теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы по исследуемой проблемеанкетированиеметод ранжированияметод самооценкиопросы и беседыопытно-экспериментальная работа, статистические и математические методы обработки результатов ОЭР.

Экспериментальная база исследования: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт.

Петербургский государственный университет, Калмыцкий государственный университет.

Логика и этапы исследования:

Исследование осуществлялось в два этапа. Первый этап — поисковотеоретический (1996;1997) решал следующие задачи: изучение научного знания по исследуемой проблеме, уточнение понятийного аппарата, конструирование исходной гипотезы исследования, разработка теоретических основ исследуемой проблемы, определение базы исследования, разработка программы опытно-экспериментальной работы. Второй этап — опытно-экспериментальный (1997;1999) был нацелен на решение задач: разработка спецкурса и системы ситуаций выбора, апробация полученных результатов и основных положений исследования в условиях опытно-экспериментальной работы, уточнение используемого понятийного аппарата и исходйой гипотезы, обработка результатов ОЭР, оформление выводов исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Современный специалист сферы образования должен быть готов не только к применению психологических и педагогических знаний, отечественного и зарубежного опыта решения педагогических проблем, но л к их интеграции как в будущей профессиональной деятельности, так и в отношении себя, в процессе своего профессионального и личностного роста.

2. Содержательно-смысловое обогащение понятия «самостоятельности» человека на основе интеграции (психолого-педагогических знаний, отечественных и зарубежных исследований) через выстроенный тезаурус взаимодополняющих внутренних и внешних ее характеристик.

3. Интегративный спецкурс «Интеграция психологических и педагогических знаний о самостоятельности человека: отечественный и зарубежный опыт исследований» способствует более глубокому пониманию сущности и значимости проблемы самостоятельности человека как психолого-педагогической и осознанному выбору способов развития этого интегрального свойства с опорой на отечественный и международный опыт. Содержание спецкурса имеет не только профессиональный, но и глубоко личностный характер.

Научная новизна исследования заключается: в раскрытии одного из путей интеграции психологических и педагогических знаний о самостоятельности человека в процессе подготовки педагога через интегративный курс в контексте теории личности,. Я-концепции, отечественного и международного опыта решения проблемы развития самостоятельности у человекав содержательно-смысловом обогащении сущности самостоятельности как психолого-педагогической категории через выстроенный тезаурус взаимодополняющих внутренних (самоуважение, самооценка, самоэффективность и др.) и внешних (активность, инициатива, ответственность, творчество и др.) характеристикразработке признаков и критериев для оценки профессионально-личностной готовности будущего педагога к решению проблем развития самостоятельности у субъектов педагогического процесса.

Теоретическая значимость исследования заключается: в обогащении педагогических основ развития личности и. ее интегративных свойствв расширении индивидуальных образовательных маршрутов в системе подготовки педагога через интеграцию психологических и педагогических знаний, отечественного и зарубежного опыта решения проблемы развития самостоятельности у человека.

Практическая значимость исследования состоит: в разработке содержания интегративного курса «Интеграция психологических и педагогических знаний о самостоятельности человека: отечественный и зарубежный опыт исследований» в процессе подготовки будущего педагога к решению проблем развития самостоятельности у человека с опорой на интеграцию психологических и педагогических знаний, на результаты отечественных и зарубежных исследований;

• ъ разработке системы ситуаций выбора, имеющих профессионально-личностную направленность на развитие самостоятельности как профессионально-личностной характеристики будущего педагога;

• в разработке англо-русского психолого-педагогического словаря по проблеме самостоятельности человека;

• в обогащении отечественной практики развития самостоятельности у субъектов педагогического процесса международным опытом (в результате авторского перевода англоязычной психолого-педагогической литературы) решения этой проблемы в учебной и социально-поведенческой сферах.

Достоверность научных результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных положений, применением!) комплекса теоретических и эмпирических методов исследования,! адекватных «no предмету, объекту, задачам и этапамрепрезентативностью и валидностью данных опытно-экспериментальной работыдостаточной базой апробации и внедрения в педагогическую практику.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись 1 в ходе опытно-экспериментальной работы на факультете коррекционной педагогики, начального образования, ФОНО, института естествознания РГПУ им. А. И. Герцена, филологическом факультете СПбГУ, филологическом факультете КГУ. Материалы исследования обсуждались в форме публикации статей и тезисов, выступлений на проблемных лабораториях кафедры педагогики РГПУ им. А. И. Герцена.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав (восьми параграфов), заключения, списка литературы, приложений. Текст диссертации проиллюстрирован схемами, таблицами, графиками и диаграммами.

Выводы второй главы.

В ходе опытно-экспериментальной работы по конструированию процесса личностно-профессиональной ориентации будущего педагога на интеграцию отечественного и международного опыта решения проблем развития самостоятельности у человека в условиях изучения спецкурса сделаны следующие выводы.

1.Содержательное наполнение спецкурса «Интеграция психологических и педагогических знаний о самостоятельности человека: отечественный и зарубежный опыт исследований» способствовало обогащеншо психолого-педагогического образования студентов педвуза, пониманию сущности и значимости проблемы самостоятельности школьников и способов развития этого интегрального свойства. Содержание спецкурса имело не только профессиональный, но и глубоко личностный характер.

2.В процессе изучения спецкурса студенты постоянно имели возможность сравнивать и анализировать отечественный и зарубежный опыт решения проблемы самостоятельности, так как весь курс был создан на основе альтернативного принципа построения материала.

3.Основным механизмом включения студентов в сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта решения проблемы самостоятельности, стимулирования студентов к принятию самостоятельных решений явилась ситуация выбора.

4.Спецкурс явился интегративным и позволил использовать знания из области психологии и педагогики для профессионально-личностной подготовки специалиста в сфере образования.

5.Изучение интегративного курса «Интеграция психологических и педагогических знаний о самостоятельности: отечественный и зарубежный опыт исследований» активизировало творческую деятельность студентов к поиску дополнительной информации по проблеме самостоятельности человека, стимулировало их к глубокому самопознанию. Выполнение студентами заданий в ситуациях выбора способствовало развитию у них ориентации на самообразование, самовосшпание., а также проявлению самоконтроля личности, гибкости мышления, осознанности действий и чувств.

Разработанный интегративный курс способствовал активному развитию профессионально-значимых личностных качеств и умений будущего учителя, формированию его педагогической и социально-психологической компетентности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Настоящее исследование посвящено проблеме профессионально-личностной подготовки будущего специалиста сферы образования. Цель исследования заключалась в обосновании процесса интеграции психологических и педагогических знаний о самостоятельности человека, отечественного и международного опыта решения этой проблемы в подготовке будущего педагога.

Определяя планируемый результат исследования как получение нового научного знания по исследуемой проблеме, мы исходили из возможности анализа, сопоставления и развития психолого-педагогических концепций, основанных на гуманистическом подходе к пониманию целей, задач и содержания образования в подготовке будущих педагогов.

Для реализации поставленной цели использовались теоретико-методологические основы гуманистического подхода к процессу профессионального и личностного развития будущего педагога.

В результате теоретического анализа, обобщения эмпирических данных было разработано определение понятия «самостоятельность» человека. Исследование проблемы «самостоятельности» человека показало необходимость междасциплинарного подхода, интегрирующего знания педагогики и психологии. Для реального решения проблемы как междисциплинарной необходима интеграция педагогических и психологических знаний будущего педагога, интеграция отечественного и международного опыта решения проблемы на этапе его профессионально-личностной подготовки.

Поэтому в качестве главной идеи принимается положение о том, что профессионально-личностная ориентация будущего педагога на интеграцию отечественного и международного опыта решения проблем развития самостоятельности на основе интеграции психологических и педагогических знаний может выступать как один из путей подготовки будущего педагога в системе психолого-педагогических дисциплин.

Первый вывод. Междисциплинарный подход мы рассматриваем как основополагающий к решению проблемы развития самостоятельности у человека.

Второй вывод. Отбор содержания спецкурса возможно осуществлять на основе принципов соответствия содержания целям и задачам психолого-педагогической подготовки специалиста в сфере образования, интересам и целям студентов в профессионально-личностном ростеединства содержательной и процессуальной сторонвзаимодополнения психологических и педагогических знаний по проблеме самостоятельности человекапреемственности содержания на разных этапах его конструированиясистемно-целевого построения программы курса, а также принципов культуросообразности и вариативности содержания.

Третий вывод. Содержательное наполнение спецкурса «Интеграция психологических и педагогических знаний о самостоятельности человека: отечественный и зарубежный опыт исследований» способствовало обогащению психолого-педагогического образования студентов педвуза, пониманию сущности и значимости проблемы самостоятельности человека и способов развития этого интегрального свойства у субъектов педагогического процесса.

Четвертый вывод. Основной содержательно-процессуальной единицей организации учебного процесса будущего педагога в рамках спецкурса нами была принята ситуация выбора. В качестве основания, определяющего логику конструирования ситуаций выбора, выступило ее соответствие логике обогащения личностных и профессионально-деятельностных характеристик будущего педагога, обеспечивающих успешность решения психолого-педагогических задач развития самостоятельности у школьника и успешность развития самостоятельности у самого педагога.

Научная новизна и теоретическая значимость результатов проведенного исследования заключается в обогащении понятия самостоятельности международным опытом и результатами исследования как психолого-педагогической категориивыявлении сущности и специфики профессионально-личностной подготовки будущего педагога к применению психолого-педагогических знаний решения проблемы самостоятельности как отечественных, так и зарубежных исследователейвыявлении критериев и признаков профессионально-личностной готовности студентов педвуза к применению психолого-педагогических знаний для решения проблемы развития самостоятельности.

Практическая значимость исследования состоит в разработке и внедрении системы подготовки студентов к применению психолого-педагогических знаний для решения проблем самостоятельности человека, отраженных в отечественных и зарубежных исследованияхразработке системы ситуаций выбора, имеющую профессионально-личностную направленность в развитии самостоятельности как профессионально-личностной характеристики будущего педагогаразработке англо-русского словаря понятий по проблеме самостоятельности человека. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы преподавателями психолого-педагогических дисциплин.

Наше исследование является частью разработки проблемы профессионально-личностной подготовки будущего педагога и связано с выработкой междисциплинарного подхода к использованию отечественного и международного опыта решения проблем развития самостоятельности у человека. В русле педагогического поиска предметом последующего изучения может выступать влияние культурных, этнических и национальных особенностей на развитие и проявление самостоятельности растущего человека в процессе кросс-кулыурного исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.-334 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 299 с.
  3. А. Практика и теория индивидуальной психологии. Mj Фонд «За экономическую грамотность», 1995. 291 с
  4. .Г. О проблемах современного человекознания. -М., 1977.-108 с.
  5. .Г. Человек как предмет познания. Л: ЛГУ, 1968. 339 с.
  6. Л.И. К психологии личности как развивающейся системе // Психология формирования и развития личности. М., 1981 .-С.3−19
  7. Л.И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности. Вопросы психологии. — 1978. — № 1. — С.37−51
  8. Ю.К. Избр. педагогические труды. М.: Педагогика, 1989--391с.
  9. Бахтин М, М. Эстетика словесного творчества. -2-е изд. М.: Искусство, 1979.-440 с.
  10. М.М. Ответ на вопрос редакции «Нового мира»// Бахтин М. Эстетика словесного творчества- Изд. 2-е. М.- Искусство, 1986. 444 с.
  11. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. Пер. С англ. -М.: Прогресс, 1986. 422 с.
  12. М.Н. Интеграционные процессы в образовании/Интеграциялсодержания образования в педагогическом вузе: Сборник научных трудов/ Сост.: кавд. философ, наук Ю. И. Салов. 5ийск: НИЦ БиПТИ, 1994. С. 3−9.
  13. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968. 464 с.
  14. Н.В. Педагогические основы формирования самостоятельности школьника: Дис. д. пед. н. СПб, 1991. — 415 с.
  15. Н.В. Сшуация выбора как целостная «единица» процесса формирования самостоятельности у школьников в обучении // Гуманитаризация образования. Л.: ЛГПИ, 1991. — С.30−38.
  16. Н.В. Сшуации выбора в учебном процессе // Инновационные технологии обучения в учебно-воспитательном процессе школы и вуза. -Волгоград.: РИО, 1993. С.90−96.
  17. .С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. 304 с.
  18. ГачевГ.Д. Национальный космо-психо-логос// Вопросы философии, 1994. № 12. С.62
  19. У. Школы без неудачников. Пер. с англ./Общ. ред. и лредисл. В. Я. Пилиповского. М.: Прогресс, 1991. -184 с.
  20. B.C. Семенкж Э. П., Урсул А. Д. О единстве научного знания. М.: Знание, 1977, -64с.
  21. B.C., Урсул А-Д. Общенаучшде понятия и их роль в познании. -М.: Знание, 1977. 64с.
  22. Л.А. Стимулирование старшеклассников к выбору мировоззренческих позиций: Дис. .к. пед. н. Волгоград, 1998. — 248 с!
  23. В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972. -423 с
  24. Н.П. Особенности интегративного процесса в науке и формы его реализации// Единство и многообразие мира, дифференциация и интеграция знаний. М.- ИФАН, 1981. С. 19−22
  25. Джеймс У, Психология. JM, 1991.
  26. И.Н. Педагогические возможности использования ситуаций выбора в учебно-воспитательном процессе: А. дис. к. пед. н. -Екатеринбург, 1994. 22 с.
  27. И.Д., Максимова В. Н. МежЕфедметные связи в современной |1 ! 1школе. М.: Педагогика, 1981. — 159с. i • -
  28. Изучение личности школьника учителем /Под ред. З.И. Васильевой) — М. Педагогика, 1991. 13,5 с.
  29. B.C. Формирование личности школьника: целостный процесс. -М.: Педагогика, 1984. 144 с.
  30. .М. Взаимодействие наук. М.: Наука, 1984. 320с.
  31. А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1970, 391 с.
  32. Я.А. Избр. педаг. сочинения. М.: Педагогика, 1982. 656 с.
  33. Кон И. С. Личность как субъект общественных отношений. М.: Знание, 1966. 48 с.
  34. Т.В. Диагностика «личностных факторов» принятия решений // Вопросы психологии. 1994. N 6. — С.99−109.
  35. Л.А. Психология самореализации личности: подход к проблеме// Психологическая наука: Традиции, современное состояние и перспективы: Тез. докл. научн, конф. ИП РАН. М., 1997
  36. И.Б. Психология личности в России. Столетие развития. Ростов н/Д: Издательство Ростовского педагогического университета, 1994.-290 с.
  37. В.В. Формирование содержания образования как часть педагогического проектирования//Вопросы конструирования общего среднего образования/Под ред. В. В. Краевского. М.: НИИОП, 1980. -с.З-14.
  38. В.А. Актуальные психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания. Тезисы докл. конф. Минск 28−31 марта 1973., М, 1973.-415 с.
  39. Н.Д. Психология характера. М.: Просвещение, 1969. 424 с.
  40. B.C. Содержание образования. Минск.: Высшая школа, 1986. -109 с.
  41. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1965. — 572 с.
  42. Д. А. Пилипко Н.В. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования // Вопр. Психологии. 1995. -N1. -С.97−110.
  43. В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения. М.: Просвещение, 1984. С.68
  44. В.Н. Интеграция и межиредметные связи в системе непрерывного профессионального образования: Межвуз. конф., 15−16 нояб. 1990., Ленинград: Тез. докл. Л., 1990
  45. А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. 479 с.
  46. С.Т. Программа интеграции научного знания/ Философия и современность. М.: Изд-во «Наука», 1971. С.290−310
  47. B.C. Очерк психологии личности. Пермь, 1959. 173 с.
  48. Методология педагогического исследования: Пособие для педагрга-исследователя. Самара: Изд-во СамГИ, 1994, — 165с.
  49. И. Некоторые особенности самостоятельности подростков: Дис. канд. пед. наук. Л.: ЛПХИ, 1965. — 449с.
  50. А.В. Социализация и воспитание. М.: Сентябрь, 1997. 96 с.
  51. В.Н. Личность и неврозы. Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1960. -426 с.
  52. Н.Д. Сравнительная педагогика: уроки и надежды// Со", педагогика. -1989. № 10. С. 129−134.
  53. И.Г. Избранные педагогические произведения. М., 1963, т.2 -С. 175
  54. А.В. Основы психсшогии личности//Народное образование. 196&. № 8
  55. . Избранные психологические труды. М. .Просвещение, 1991
  56. Л.М. Развитие самостоятельности как черты личности у учащихся старших классов: Автореф. Дис. .канд. пед. наук. Л.: ЛГПИ, 1960.-19 с. ii1
  57. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. М.: Педагогика, 1980. — 240с.
  58. К.К. К теории личности (личность и труд). М.: Мысль, 1965.
  59. Н.А. О теоретических основах воспитания познавательной самостоятельности в обучении. Казань, 1986. -202с.
  60. Психодидактика высшего и среднего образования. Тезисы второй Всерос. Научно-практической конференции. Барнаул, 1998. 311с.
  61. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. -М, 1994. -453 с.
  62. К. К науке о личности./ В кн. История зарубежной психологии. Тексты. М., 1986.
  63. Л.А. Самостоятельность личности в познании и общении. -Ростов-на-Дону, 1975. 297 с.
  64. СЛ. Принципы и пути развития психологии. -М.: Изд-во АН СССР, 1959. -354с.
  65. Сергеенок С. А Дидактические основы построения интегрированных курсов- Дис. к. пед. н. Л, 1992.
  66. М.Н. О шкоде будущего. М.: Знавне, 1974. С. ЗЗ
  67. СкатюшМ.Н., Краевский В .В. Содержание общего среднего образования. М.- Педагогика, 1983. — 352 с.
  68. Н.Р. Философские вопросы развития современной науки. М.: Высшая школа, 1974.-231с.
  69. Стоуне, Эдвард. Психопедагогика: Психол. теория и практика обучения. (Пер. с англ.) М.: Педагогика, 1984. 471с.
  70. А.П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников. Л.: ЛГПИ, 1989. — 91 с.
  71. Ю.С. Методика выявления и описания интегративных процессов в учебно-БОШитательной работе СПТУ. М.: АПН СССР,. 1988. -46с. J-
  72. B.C., Лекторский В. А. Диалектика. Познание. Наука/Под ((>1д. В. А. Лекторского, B.C. Тюхтина. М.: Наука, 1988. — 285с.
  73. А.Д. Философия и интегративно-общенаучные процессы. М.: Наука, 1981. -367с.
  74. К.Д. Избранные педаг. сочинения. -М., 1974. С. 67.
  75. К.Д. Собрание сочинений. М-Л., Акад. пед. наук РСФСР, 1948. Т.8. — 776 с.
  76. Г. Ф. Межпредметные связи в процессе обучения. -Л.: ЛГПН, 1983. 98 с.
  77. ФейдименДж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. ML: РОУ, 1994. -88с.
  78. В. Человек в поисках смысла. М., 1990, 175 с.
  79. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Наука, 1989. — 455 с.
  80. Фрейд 3. Психология бессознательного.- М.: Просвещение, 1989.- 477 с.
  81. Л.М. Психопедагогика общего образования. Пособие для студентов и учителей. М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1977. -288с.
  82. Э. Бегство от свобода" М.: Прогресс, 1990. — 269 с.
  83. К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М.: Прогресс У ниверс, 1993. — 478 с.
  84. ЧепиковМ.Г. Интеграция науки: Философский очерк. М.: Мысль, 1981 — 276с.
  85. Н.И. Проблема самообр^о1ЩЦ1я в психологии. М.: Наука, 1977. 144 с.
  86. Е.В. Теоретические проблемы психологии личности.- М.: Наука, Л974 319 с. 1. Ч.
  87. ЩукэЦйаГ.И. Роль деятельности в учебном процессе. -М., 1986. -С.4.
  88. ЭрикоошЭ. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996, — 340 с.
  89. Юнг К. Психология бессознательного. М: Канон, 1994. 317 с. 1
  90. ЯворукО.А. Теория и практика интегративных курсов (в системе школьного естественно-научного образования): Монография. Челябинск: Издательство ЧГГТИ «Факел», 1998. — 185с.
  91. Abramson, L., Sehgman, М. & Teasdale, J. (1978). Learned helplessness in humans: critique andreformulation. Journal of Abnormal Psychology, 87,49−74.
  92. G.W. (1961). Pattern and Growth In personality. New York: Holt, Rinchart and Winston.
  93. , C. (1992). Classrooms: Goals, Structures, and Student Motivation. Journal of Educational Psychology, 84(3(: 261−271. EJ 452 395.
  94. , K. (1991). Building self-esteem: A guide for parents, schools, and communities. Arlington, VA. American Association of School Administrators.
  95. Bamburg, Jeny. «Raising Expectations To Improve Student Learning». Oak Brook, Illinois: North Central Regional Educational Laboratory, 1994. 33 pages. ED378290
  96. Bandura, A.(1977). Self-efficacy: Toward a miifying theory of behavior change. Psychological Review, 84.
  97. , A. (1989). Human Agency in Social Cognitive Theory. American Psychologist, 44(9): 1175−1184.
  98. , A.A. (1986). Social Foundations of Thought and Action: A social Cognitive Theory. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, Inc.
  99. Bain, H.C., Boersma, F. J, and Chapman, J.W. (1983). Academic achievement and locus of control in father-absent elementary school children. School Psychol. Int., 4, 69−78.
  100. Bednar, R. L., Wells, M.G. & Peterson, S.R. (1989). Self-Esteem: Paradoxes and Innovations in Clinical Theoiy and Practice. Washington, D. C: American Psychological Assosiatioh.
  101. Bishop, John. «Motivating Students To Study Expectations, Rewards, Achievement» «NASSP Bulletin» (November 1989): 27−38. ED 398 995
  102. , N. (1981). The psychology of romantic love. New York: Bantam Books.
  103. , N. (1990), What is self-esteem? Paper presented at the first International Conference on Self-Esteem, Oslo, Norway. (ERIC Document Reproduction Service No. CG 22 939)
  104. , J. (1986). Social psychology. Boston: Little, Brown Co.
  105. , W.B. (1965). Self-concept of ability and school achievement П: Improving academic achievement through students' self-concept enhancement. U.S. Office of Education, Research and Publications, Michigan State University.
  106. Brophy, Jere. «On Motivating Students» East Lansing, Michigan: Institute for Research on Teaching, Michigan State University, October 1986. 80 pages. ED 276 724
  107. , J. (1983). Fostering student learning and motivation in the elementary school classroom. In S. Paris, G. Olson, and H. Stevenson (Eds), Learning and motivation in the classroom (pp. 283−305). Hillsdale, NJ: Erlbaum.
  108. Buhler C.& Allen, M. (1972). Introduction to Humanistic Psychology. Brooks Cole, Monterey, California.
  109. , R.B. (1979). The self-concept in theory, measurement, development and behaviour, London: Longman.
  110. Butkowsky, I.S., and Willows. D.(1980). Cognitive-motivational characteristics of children varying in reading ability: evidence for learned helplessness in poor readers. J. Educ. Psychol., 72,408−422.
  111. Buunk, B.P., Collins, R.L., Taylor, S.E., Van Yperen, N.W. & Dakof, G.A. (1990). The affective consequences of social comparison: either direction has its ups and downs. Journal of Personality and Social Psychology, 39,1238−1249.
  112. Byrne, B.(1984). The general/academic network: a review of construct validation research. Rev. educ. Res. 54,427−456.
  113. Byrne, B.(1986). Self-concept/academic achievement relations: an investigation of dimensionality, stability, and causality.Can. J. Behav. Sci., 18, 173−186.
  114. , B. (1990). Self-concept and academic achievement: Investigating their importance as discriminators of academic track membership in high school. Canadian Journal of Education, 15(2), 173−182.
  115. California State Department of Education (19 900. Toward a state of self-esteem: The final report of the California Task Force to Promote Self-esteem and Social Responsibility. Sacramento, CA: Author.
  116. , M. (1988). Constructive evolution: Origins and development of Piagef s thought. New York: Cambridge University Press.
  117. , S. (1967). The antecedents of self-esteem. San-Francisco: W. N. Freeman, California.
  118. C.H. (1902). Human Nature and the Social Order. Scribner, New York.
  119. Cotton, Kathleen. «Expectations and Student Outcomes» Portland, Oregon: Northwest Regional Educational Laboratory, November 1989. 18 pages.
  120. , M. (1984). The self-worth theoiy of achievement motivation: findings and implications. Elementary School Journal, 85, 5−20.
  121. , M.V. & Omelich, C.L. (1984). Task-oriented versus competitive learning structures: motivational and performance consequences. Journal of Educational Psychology, 76(6), 1038−1050.
  122. Crocker, J., Thompson, L.L., McGraw, K.M. & Ingerman, C. (1987).л
  123. Downward comparison, prejudice and evaluation of others. Effects of self-esteem and threat. Journal of personality and social psychology, 52,907−916.
  124. , E.L., & Ryan, R.M. (1985). Intrinsic motivation and self-detennination in human behavior. New York: Plenum.
  125. , C. & Dweck, D. (1978). An analysis of learned helplessness: continuous changes in performance, strategy, and achievement cognitions following failure. Journal of Personality and Social Psychology, 36,451−462.
  126. Dix, T. (1993). Attributing Dispositions to Children: An Interactional Analysis of Attribution in Socialization. Personality and Social Psychology Bulletin 19 (5, Oct): 633−643.
  127. , J., & Nicholls, X (1992). Dimensions of achievement motivation in schoolwork and sport. Journal of Educational Psychology, 84,291−299.
  128. , C. & Leggett, E. (1988). A social-cognitive approach to motivation and personality. Psychological Review, 95, 256−273.
  129. , C. & Repucci, N. (1973). Learned helplessness and reinforcement responsibility in children. Journal of Personality and Social Psychology, 25, 109 116.
  130. , E.S. & Dweck, C.S. (1988). Goals: an approach to motivation and achievement. Journal of Personality and Social Psychology, 54(1), 5−12.
  131. , S. (1973). The self-concept revisited: Or a theory of a theoiy. Am. Psychol. 28: 404−16.
  132. , A. & Snyder, M. (1978). Poor performance following unsolvable problems: learned helplessness or egotism? Journal of Personality and Social Psychology, 36,1415−1423.
  133. , R. (1994). Human motivation (3rd ed.). Pacific Grove, CA: Brooks/Cole Publishing Co.
  134. , S. (1923/1961).The ego and the id. In Standard edition (Vol. 19). London: Hogarth.
  135. , S. (1933). New Introductoiy Lectures on Psychoanalysis. Knopf, New York.
  136. , S. (1962). The Interpretation of dreams. In the complete psychological works of Sigmund Freud. London: The Hogarth Press.
  137. Fry, P. S. & Сое, K.J.(1980). Interaction among dimensions of academic motivation and classroom social climate: a study of the perceptions of junior high and high school pupils. British Journal of Educational Psychology, 50, 3342.
  138. , N. & Berliner, D. (1992). Educational psychology (5th ed.). Boston: Houghton Mifflin.
  139. , K. (1940). Human Nature in the Light of Psychopathology. Harvard University Press, Cambridge, Massachusetts.
  140. Gonder, Peggy Odell. «Caught in the Middle: How to Unleash the Potential of Average Students». Arlington, Virginia: American Association of school Administrators, 1991. 27 pages. ED 358 554
  141. T. & Brophy J. (1994) Looking in Classrooms (6th ed), New York: Haiper Collins.
  142. T. & Brophy. (1995). Contemporary Educational Psychology. (5ft ed.). New York: Harper Collins.
  143. Greenwald, A.G.& Pratkanis, A.R. (1984). The self. In R.S. Wyer and T.S. Srull (Eds), Handbook of social cognition. Hillsdale, NH: Earlbaum.
  144. , D. (1995). Self-concept and school achievement: Interaction dynamics and a tool for assessing the self-concept component. Journal of Counseling and Development, 73(4), 419−425.
  145. , D.E. (1978). Encounters with the self (2nd ed.). New York: Holt Rinehart and Winston.
  146. Hansford, B.C., and Hattie, J.A. (1982). Relationship between self and achievement/perforrnance measures. Rev. educ. Res., 52, 123−142.
  147. Hillard III, Asa. «Do We Have the Will To Educate All Children?» «Educational Leadership» 49,1 (September 1991): 31−36. EJ 432 688
  148. Hoge, D.R., Smit, E.K., & Hanson, S.L. (1990). School experiences predicting changes in self-esteem of sixth and seventh grade students. Journal of Educational Research, 82 (1), 117−127.
  149. , M. & Barker, G. (1987). Attribution Theory in the Classroom. Educational Leadership, Oct., 50−53.
  150. , W. (1890). The principles of psychology. New York: Нешу Holt.
  151. , D.W. & Johnson, R.T. (1987). Learning Together and Alone: Cooperative, Competitive, and Individualistic Learning. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall.
  152. , D.W. & Johnson, R.T. (1991). Classroom instruction and cooperative learning. In H.C. Waxman & H.J. Walberg (Eds), Effective Teaching: Current Research, pp.277−293. Berkeley, CA: McCutchen.
  153. Johnson, D.W., Johnson, D.W. & Stanne, M.B.(1986). Comparison of computer-assisted co-operative, competitive, and individualistic learning. American Educational Research Journal, 23 (3), 382−392.
  154. , C.G. (1928). Two Essays on Analytical Psychology. Dodd Mead, New York.
  155. G. (1955). The psychology of personal constructs (Vol. 1 and 2). New York: Norton.
  156. , P. (1945). Self-consistency: A Theory of Personality. Island, New York.
  157. , D.M. (1990). Existentialism at the end of Modernity: Questioning the Г s Eyes. Philosophy Today, (Spring): 80−85.
  158. J.D. (1992) Theories of the self. Hemisphere Publishing Coiporation.
  159. M., Thoresen C. (1974). Self-control: Power to the person. Monterey, CA: Brooks/Cole.
  160. McDavid, J.W. Self -concept // The International encyclopedia of education: Research studies. Oxford etc: Pergamon press, 1985.-Vol. -4505−4508
  161. , H.R. & Kitayama, S. (1991). Culture and the Self: Implications for Cognition, Emotions, and Motivation. Psychological Review, 8(2): 224−253.
  162. , H. & Wurf, E. (1987). The dynamic self-concept: A social psychological perspective. Annual Review of Psychology, 38, 299−337.
  163. , H. (1992). The content specificity of relations between academic self-concept and achievement: An extension of the Marsh/Shavelson model. ERIC NO: ED349315. !
  164. , A.H. (1970). Motivation and Personality, 2nd edn. Harper and Row, New York.165- Maslow, A, H. (1987). Motivation and personality (3rd ed.). New York: Harper and Row.
  165. G.H. (1934). Mind, Self, and Society from the Standpoint of a Social Behaviorist. University of Chicago Press, Chicago, Illinois.
  166. Mecca, A.M., Smelser, N.J., and Vasconcellos, J. (Eds.), (1989). The Sociali1. portance of self-esteem. Berkeley, C. A: University of California Press. }|
  167. , D.S. (1992). The Pursuit of Happiness. New York: William Morrow.
  168. , A. (1986). Performance impairment after failure: mechanism and sex differences. Journal of Educational Psychology, 78,486−491.
  169. , M. (1996). Children who do well in school: individual differences in perceived competence and autonomy in above-average children. Journal of Educational Psychology, 88 (2), 203−214.
  170. Moriarty, В., Douglas, G., Punch, K., and Hattie, J. The importance of self-efficacy as a mediating variable between learning environments and achievement British Journal of Educational Psychology (1995), 65,73−84.
  171. , J.G. (1984). Achievement notivation: conceptions of ability, subjective experience, task choice, and performance. Psychological Review, 91 (3), 328−346.
  172. Nicholls, J., Patashnick, M. & Nolen, S. (1985). Adolescents4 theories of education. Journal of Educational Psychology, 77, 683−692.
  173. NichoUs, J., Cobb, P., Wood., Yakel, Б. & Patashnick, M. (1990). Assessing students' theories of success in mathematics: individual and classroom differences. Journal of Research in Mathematics Education, 21,109−122.
  174. , R.E. (1996). Self an eclectic approach, Boston, Allyn & Bacon.
  175. , P. (1989). The dynamic interplay of student motivation and cognition in the college classroom. In M. Maehr & Ames (Eds), Advances in Motivation and Achievement, Vol. 6, Greenwich, CT: JAI.
  176. Pintrich. P.& Garcia, T. (1991). Student goal orientation and self-regulation in the college classroom. In M. Maehr & P. Pintrich (Eds), Advances in Motivation and Achievement, Vol. 7. Greenwich, GT: JAI.
  177. Public Agenda. «Getting By: What American Teenagers Really Think About Their Schools» New York: Author, 1997.
  178. , W.W. (1989). An Overview of self-concept theory for counselors. An ERIC/CAPS Digest. Ann Arbor, MI: ERIC Counseling and Personnel Services Clearinghouse, The University of Michigan.
  179. , W.W., & Schmidt, J. (1987). The inviting relationship: An expanded perspective for professional counseling. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, Inc.
  180. Raffini, James. «Winners Without Losers: Structures and Strategies for Increasing Student Motivation To Learn». Needham Heights, Massachusetts Allyn and Bacon, 1993. 286 pages. ED 362 952
  181. , C.R. (1947). Some observations on the organization of personality. American Psychologist, 2, 358−368.
  182. C.R. (1951). Client-Centered Therapy: Its current Practice, Implications, and Theory. Houghton Mifflin, Boston, Massachusetts.
  183. , C.R. (1961). On Becoming a Person: A Therapist’s View of Psychotherapy. Houghton Mifflin, Boston.
  184. , B.R. (1985). Identity and self & shy, identification. In the self and social life. B.R. Schlenker (ed.), 15 shy, 99. New York: McGraw Hill.
  185. , D.H. (1985). Children’s social and goal setting in achievement contexts. In L.G. Katz & K. Steiner (Eds), Current Topics in Early Childhood Education, pp. 62−84. Noorwood, NJ: Ablex.
  186. C.G., Murray G.C., Mertens C. & Dustin E.R. (1996). «Student Self-Esteem and the School System: Perceptions and Implications», The Journal of Educational Research, 85(5), 286−293.
  187. , M. (1996). The optimistic child: How learned optimism protects children from depression. New York: Houghton Mifflin.
  188. Self-concept // The International encyclopedia of education: Research studies. Oxford etc: Pergamon Press, 1985. — Vol.1.- p.4505−4508 (McDavid, J. W.)
  189. , E.L. (1966). Manual: Personal Orientation Inventory. Educational and Instructional Testing Service, San-Diego, California.
  190. Silva, P.A., McGee, R.O., Thomas, J., and Williams, S.M. (1982). A descriptive study of social-economic status and child development in Dunedin five-year-olds.N.ZJ. educ. Stud., 19,21−32.
  191. , R.E. (1977). Classroom reward structure: an analytical and practical review. Review of educational Research, 47 (4), 633−650.
  192. , RE. (1987a). Cooperative learning and the co-operative school. Educational Leadership, 45 (3), 7−13.
  193. , R.E. (1987b). Cooperative learning: where behavioural and humanistic approaches to classroom motivation meet Elementary School Journal, 88 (1), 29−37.
  194. , R.E. (1988). Cooperative learning and student achievement. Educational Leadership, 46 (2), 31−33.
  195. , R.E. (1989). Co-operativeleammg and student achievement, fin R.E. Slavin (Ed), School and Classroom Organization, pp. 129−156. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum.
  196. Song, I-S., and Hattie, J.(1984). Home environment, self-concept, and academic achievement: a causal modeling approach. J. educ. Psychol., 76,12 691 281.
  197. , K.E. (1986). Matthew effects in reading: some consequences of individual differences in the acquisition of literacy. Read. Res. Q., 21, 360−406.
  198. , DJ. (1984). The development of achievement motivation. In R. Ames & C. Ames (Eds). Research on motivation and education (Vol. 1). Orlando, FL: Academic Press.
  199. Stockard, Jean & Maralee Maybeny, «Effective Educational Environments». Newbury Park, California: Corwin Press, 1992.168 pages. ED 350 674
  200. , S. (1980). Symbolic interactionism: A social structural version. Menlo Park, CA: Benjaimn/Cummings.
  201. , J.J. (1989). Self theories and employee motivation. Journal of management, 15, 2, 345−363.
  202. , S. (1966). An experiment to enhance self-concept of ability and raise school achievement among low-achieving ninth grade students. Dissertation Abstracts International, 26 (4), 870.
  203. Wasserstein, Paulette. «What Middle Schoolers Say About Their Schoolwork». «Educational Leadership» 53,1 (September 1995): 41−43. EJ 511 721
  204. , A.S. (1981). Individualism and Interdependence. The American Psychologist, 36(7), 762−773.
  205. , A.S. (1984). The psychology of individualism. New York: Praeger Publishers.
  206. D.L., Tharp R.G. (1989). Self-directed behavior: Self-modification for personal adjustment Pacific Grove, CA: Brooks/Cole.
  207. , L. & Miyakc, K. (1992). Social comparison in everyday life. Journal of Personality and Social Psychology, 62, 760−773.
  208. , K.R. (1982). The relation between socio-economic status and academic achievement. PsychoL Bull., 91,461−481.
  209. , T.A. (1991). Similarity and self-esteem in downward comparison. In J. Suls and ТА. Wills (Eds), Social Comparison. London: Lawrence Erlbaum.
  210. , R.C. (1979). The self-concept, Vol. 2. Lincoln: University of Nebraska Press.
Заполнить форму текущей работой