Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие художественного восприятия цвета у учащихся детских школ искусств на занятиях по живописи: на примере выполнения натюрморта

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Метод анкетирования, предложенный в начале эксперимента, выявил существующие трудности в восприятии и понимании роли цвета учащимися, его значение в процессе изображения натюрморта. Учащимся 4 и 5 классов было предложено ответить на вопросы анкеты (См. Приложение 1). Большинство ответов 4 класса были однозначными — «да», «нет», не включающие объяснение, носили интуитивно-подсознательный характер… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА
    • 1. 1. Сущность, структура и механизмы процесса восприятия цвета
    • 1. 2. Развитие художественного восприятия цвета в изобразительной деятельности детей
    • 1. 3. Модель методической системы развития художественного восприятия цвета учащихся ДШИ
    • 1. 4. Критерии и уровни развития художественного восприятия цвета у учащихся детских школ искусств
  • Выводы
  • ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА У УЧАЩИХСЯ ДШИ, НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЖИВОПИСИ (НА ПРИМЕРЕ ВЫПОЛНЕНИЯ НАТЮРМОРТА)
    • 2. 1. Состояние проблемы развития художественного восприятия цвета у учащихся ДШИ (констатирующий эксперимент)
    • 2. 2. Поиск путей, методов и средств развития художественного восприятия цвета учащимися ДШИ
    • 2. 3. Экспериментальная проверка методической системы развития художественного восприятия цвета у учащихся ДШИ (формирующий эксперимент)
    • 2. 4. Проведение и результаты контрольного эксперимента
  • Выводы

Развитие художественного восприятия цвета у учащихся детских школ искусств на занятиях по живописи: на примере выполнения натюрморта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема исследования и ее актуальность. Одним из ярких определяющих признаков художественной деятельности учащихся является красота и цветовая выразительность рисунка. Цвет это важное средство эмоционально-эстетической, художественно-образной выразительности. Разнообразные чувства, которые испытывает ребенок, занимаясь изобразительным искусством, новые знания, приобретаемые в процессе деятельности, чрезвычайно значимы для его творчества. Значит, цветовая палитра служит своего рода показателем общего состояния ребенка, его духовного, нравственного и технологического уровня развития.

Следовательно, успешное художественное развитие ребенка зависит от степени сформированности у него цветовой культуры, образного мышления, художественного восприятия цвета и эстетического отношения к действительности.

Однако на сегодняшний день в детских школах искусств развитию художественного восприятия цвета у школьников уделяется недостаточное внимание. Просмотр детских работ учащихся ДИГИ и ДХШ показал: начиная с возраста 10−13 лет, у школьников все чаще возникают трудности в создании гармоничного, эмоционально-выразительного по цвету образа, все чаще в живописных работах детей встречаются однообразие, скудность и стереотипность в цветопластическом решении натюрморта.

По мнению Е. А. Флериной, И. С. Якиманской, именно этот возраст способствует более активному развитию творческих способностей ребенка, в котором закладываются предпосылки для дальнейшей его художественной деятельности.

Акценты в процессе обучения в основном смещены на фрагментарно-исполнительский характер изображения предметного мира. В частности, в живописи при работе над натюрмортом не рассматривается сам феномен цвета, основные свойства, возможности, влияние и воздействие цвета на раскрытие общего колористического состояния натуры, целостность и эмоциональная выразительность цветового решения. Недостаточное внимание уделяется и выработке умений применять полученные знания в решении практических задач.

Это лишает ребенка представлений о сложной специфике изображения натюрморта, живого эмоционально-эстетического чувства на художественную природу цвета, раскрывающего образную сущность постановки и возможности ее цветовой интерпретации.

На основании этого возникают противоречия: собран огромный теоретический материал, проведены исследования в разных областях науки, подтверждающие важность развития цветовой культуры у ребенка, однако эти исследования не используются в методическом арсенале учителя, что ведет к ограничению возможностей педагогического воздействия на формирование этих качеств у учащихся ДШИ. Преодоление этого есть главная цель данной научной работы.

Анализ практики обучения учащихся в школах дополнительного образования, авторских (экспериментальных) и типовых программ по живописи, показал отсутствие научно обоснованной методики, направленной на формирование цветовой культуры у ребенка и норм регулирующие деятельность педагога. Остаются неясными образовательные цели и воспитательные задачи, определяющие приоритеты обучении ребенка в ДШИ. Это способствует тому, что учителя ведут занятие в зависимости от своего уровня профессиональной компетенции и представлений о механизмах развития творческих способностей учащихся. Недостаточное развитие художественного восприятия цвета, непоследовательные учебные задачи натурного рисования (постановки), отсутствие системы упражнений превращают урок в различные виды консультации, стихийные формы работы учителя, не позволяющие эффективно осуществлять эстетическое воспитание и художественное образование учащихся в ДШИ.

Сказанное определяет актуальность исследования: необходимость создания методической системы, структурирования ее содержания, позволяющей педагогу вести поиск наиболее эффективных методов, средств и педагогических технологий, способных активизировать процесс развития художественного восприятия цвета у учащихся ДШИ (на примере выполнения натюрморта).

Данная методическая система должна обеспечить процесс творческой самореализации ребенка посредством формирования цветовой культуры, освоения изобразительного языка живописи в классических традициях художественного образования России и приоритетах его развития.

В определении пути, решения проблемы развития художественного восприятия цвета представляют интерес исследования касающиеся вопросов художественного восприятия цвета в произведении искусства в трудах Л. Б. Альберти, А. Дюрера, Леонардо да Винчи, Б. Р. Виппера, Н. В. Волкова, А. Дмитриевой, Д. В. Сарабьянова.

Несомненную ценность данного исследования представляют философские идеи И. Канта, Платона, Ф. Ницше, Ф. Гегеля, Ю. Лотмана, А. Шопенгауэра, где восприятие рассматривается как процесс отражения чувственного и рационального в познании окружающей действительности.

Структура восприятия, его механизмы и воздействие на человека закономерности художественного восприятия цвета с психофизиологической стороны, отражены в трудах ученых: В. Г. Ананьева, Р. Арнхейма, В. Вундта, Л. С. Выготского, Л. М. Веккера, Г. Гельмгольца, Г. Г. Гадамера,.

A.B. Запорожца, В. П. Зинченко, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, И. П. Павлова, А. Пейпера, У. Уффельмана, Л. П. Урванцева и многие др. ученые.

Педагогическую ценность представляют труды отечественных педагогов: П. П. Чистякова Д.Н. Кардовского, H.H. Ростовцева, Г. В. Беды,.

B.C. Кузина, Е. В. Шорохова, С. Е. Игнатьева, A.A. Унковского, H.H. Волкова, Л. Г. Медведева, С. П. Ломова, В. В. Корешкова, В. К. Лебедко, В. И. Козлова, А. Е. Терентьева, Н. К. Шабанова, раскрывающие механизмы развития художественного восприятия, построенные на принципах целенаправленного и систематичного подхода в обучении.

Механизмы восприятия в структуре образного понимания цвета рассмотрены в диссертационных исследованиях Ч. А. Измайлова, Ю. В. Коробко, П. П. Ревякина, A.C. Рындина, В. М. Соколинского, A.B. Сизовой, И. В. Солодухина, Ю. П. Шашкова.

Несмотря на столь широкое рассмотрение проблемы формирования цветовой культуры, методики изображения, вопросы, связанные с организацией самого процесса художественного восприятия цвета у учащихся ДШИ решен не полностью.

Объект исследования: является учебно-творческая деятельность учащихся ДШИ на занятиях по живописи, направленная на развитие художественного восприятия цвета.

Предмет исследования: система методических средств и педагогических условий, обеспечивающих развитие художественного восприятия цвета у учащихся ДШИ (на примере выполнения натюрморта).

Цель исследования: решение проблемы развития художественного восприятия цвета у учащихся детских школ искусств (на примере живописи натюрморта), способствующей воспитанию цветовой культуры у ребенка.

Гипотеза: успешное развитие художественного восприятия цвета у учащихся ДШИ возможно, если будет:

— разработана и экспериментально проверена методическая система, способствующая определению организационных и психологических условий, дидактических принципов обучения (целенаправленность, доступность, поэтапность);

— модель управления образовательным процессом корректировки и направления деятельности, учащихся по освоению различных качеств, свойств и возможностей цвета в образном решении натурной постановки;

— методическая система, осуществляющая выбор образовательных и воспитательных целей, задач и педагогических технологий обучения ребенка живописи;

— разработана система заданий и упражнений, направленных на развитие художественного восприятия цвета;

— разработаны критериальные характеристики и уровни сформированности художественного восприятия цвета у учащихся;

— модель, осуществляющая формирование интереса и положительной мотивации ребенка к изобразительной деятельностью на занятиях по живописи посредством раскрытия роли цвета в создании эмоционально-выразительного образа.

Задачи исследования:

1. Изучить, проанализировать литературу по проблеме исследования художественного восприятия цвета детьми;

2. Определить основные направления деятельности педагога в развитии у учащихся ДШИ художественного восприятия цвета;

3. Систематизировать имеющиеся методы, обеспечивающие развитие художественного восприятия цвета в творческой деятельности ребенка;

4. Разработать модель методической системы развития художественного восприятия цвета у учащихся ДШИ;

5. Раскрыть содержание методической системы ее основные компоненты, способствующие организации учебного процесса направленного на развитие художественного восприятия цвета у школьников;

6. Разработать уровни и критерии оценки работ учащихся ДШИ на предмет сформированности художественного восприятия цвета;

7. Экспериментально проверить эффективность предлагаемой модели методической системы в образовательном пространстве ДШИ.

Методологической основой исследования являются основные положения философии, касающиеся специфики процессов восприятия, вопросов возникновения художественного образа, цветового вкуса, эстетического отношения к действительности (H.A. Бердяев, Г. В. Гегель, А .Я. Зись, И. Кант, Ю.М.Лотман) — ключевые положения психологии и физиологии зрительного восприятия (Р. Арнхейм, В. Вундт, JI.C. Выготский, Р. Грегори,.

A.B. Запорожец, В. П. Зинченко, B.C. Кузин, Ч. Пэдхем, И. П. Павлов, 3. Фрейд, Б. Н. Теплов и др.) — исследования вопросов в области художественно-педагогического обучения (Г.В.Беда, Н. Н. Волков, Е. И. Игнатьев,.

B.В.Корешков, Л. Г. Медведев, Н. Н. Ростовцев, A.A. Унковского, Н. К. Шабанов, Е. В. Шорохов, А. П. Яшухин и др.) — роли деятельностного подхода в познании действительности (Б.Г. Ананьев, П. Я. Гальперин,.

A.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), развивающее обучение (А.В.Бакушинский,.

B.В.Давыдов, Д. Б. Элькони и др.).

Методы педагогического исследования:

1. Изучение и теоретический анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы зарубежных и отечественных авторов по теме научного исследования;

2. Методы эмпирического наблюдения, беседы, тестированиеизучение практической деятельности учащихсяпроверочные этапы, констатирующий, поисковый, формирующий и контрольный эксперименткачественный анализ его результатов по разработанным оценочным критериямразработка заданий и упражнений, направленных на развитие художественного восприятия цвета.

3. Апробация эффективности созданной модели методической системы в практике ДШИ, анализ творческих работ учащихся.

Научная новизна исследования:

— выявлены наиболее эффективные возможности, формы и приемы деятельности педагога, способствующие овладению специальными ЗУНами в области цветоведения, активизирующие процесс развития художественного восприятия цвета у школьников на занятиях по живописи;

— сконструирована модель методической системы, содержание которой определяет структурные, методические и практические компоненты, обеспечивающие пути педагогического воздействия на развитие художественного восприятия цвета у учащихся в учебно-творческом процессе ДШИ;

— разработаны уровни и критериальные характеристики развития художественного восприятия цвета у учащихся ДШИ;

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

— теоретически обоснована проблема развития художественного восприятия цвета в творческой деятельности учащихся детских школ искусств;

— разработана, научно обоснована и раскрыта методическая система, как организационная, направляющая и корректирующая модель управления процессом обучения ребенка в ДШИ, способствующая развитию художественного восприятия цвета у школьников;

— определены эффективные методы, построена система заданий по теме «Натюрморт» активизирующая творческую деятельность учащихся, способствующая формированию культуры цвета, повышению качества ЗУН в области изобразительной грамоты, развитию художественного восприятия цвета.

Практическая значимость исследования:

— материалы теоретического исследования: разработанные задания и упражнения, критериальные характеристики и уровни оценивания могут быть использованы в создании авторских программ, в построении методики обучения живописи, как в рамках системы дополнительного художественного образования, так и в общеобразовательной школе.

— предложенная структура методической системы и данные педагогического исследования позволяют совершенствовать процесс формирования цветовой культуры, обеспечивая развитие художественного восприятия цвета учащихся.

Достоверность результатов исследования: подтверждают методологический базис исследования с опорой на научные исследования в области психологии, философии, современными достижениями в области художественной педагогики, теории и методики преподавания изобразительного искусства.

Апробация н внедрение результатов исследования.

Основные положения диссертации отражены в статьях, опубликованные в научных сборниках. Результаты исследования по теме диссертации обсуждались на Всероссийской научно-практической конференции: «Эффективные системы взаимодействия предметов гуманитарного цикла в практике образовательных учреждений». (Москва-Тольятти 2005) — На областной научно-практической конференции в рамках «Жигулевская палитра», (Самара, 2005, 2006). Ежегодных межрегиональных научно-методических конференциях, выставках детского творчества в образовательных учреждениях искусств и культуры Самарской области. Апробация результатов проходила в МОУ ДОД им. Г. В. Свиридова г. Тольятти, и ДШИ № 1 г. Курска. Результаты исследования внедрены в учебный процесс ДШИ им. Г. В. Свиридова, «программная подготовка абитуриентов» ТГУ Этапы. исследования:

Первый этап теоретико-поисковый (2002;2004 год.) На первом этапе был осуществлен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследованияпроведен констатирующий эксперимент с целью выявления исходного состояния по теме исследования. Была обоснована целесообразность создания модели методической системы, которая позволит учителю определить ключевые позиции в развитии художественного восприятия цвета у ребенка на занятиях по живописи. Определены критериальные характеристики и уровни развития ребенка в области художественного восприятия цвета.

Второй этап опытно-экспериментальный (2004;2007год). На втором этапе экспериментального исследования были проведены поисковый, формирующий и контрольный эксперименты, в ходе которых апробировались методика обучения, система заданий способствующих эффективному развито тию художественного восприятия цвета у учащихся на занятиях по живописи (на примере выполнения натюрморта).

Третий этап аналитический (2007;2008 год). Осуществлялись анализ и систематизация полученных результатов исследования, формулировались выводы, подтверждающие гипотезу исследования, разрабатывались методические рекомендации позволяющие использовать полученные данные в системе художественного образования ребенка в ДШИ, ДХШ, общеобразовательной школе.

Основные положения, выносимые на защиту:

— обоснование методической модели, как фактора активизации образова-. тельного процесса направленного на формирование эстетической культуры и развития художественного восприятия цвета у учащихся ДШИ.

— совокупность структурного, методического и практического компонентов модели методической системы: цели, задачиЗУНупражнения и задания, уровни и критериальные характеристики;

— система заданий и упражнений, нацеленных на освоение выразительных качеств, свойств и возможностей цвета, влияющих на формирование цветовой культуры и развитие художественного восприятия цвета.

— предлагаемая методическая система расширяет возможности педагогического воздействия на раскрытие индивидуально-творческих способностей ребенка.

Структура диссертации: Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, таблиц и приложения. В приложении представлены таблицы, графики, анкеты и рисунки учащихся, выполненные в ходе эксперимента.

Выводы по первой главе.

1. Теоретический анализ научных исследований показал, что художественное восприятие это психофизиологический процесс, включающий познание, осмысление и изображение, результатом которого являются эмоциональные образы, воздействующие на органы чувств ребенка. Восприятие основывается на процессах мышления, памяти, воображения, внимания, которые открывают генетическую связь интеллекта человека с другими сторонами умственной и психической деятельностью субъекта. Все это раскрывает восприятие как сложный, и активный процесс осмысления полученной информации, что зависит от культурно-исторического подхода и историко-социального контекста, от генетической способности ребенка к перцепции и рефлексии.

2. Выявлено значение цвета, как инструмента воздействующего на развитие восприятия и эстетического вкуса учащихся, как средства влияющего на сознание, чувства, память, речь, мышление ребенка, что говорит о социально-культурной функции цвета его связи с воспитательно-эстетическим характером воздействия. Выбор цвета зависит от поставленной педагогом задачи, пути, решения которой находятся во взаимосвязи с другими средствами выразительности и его способности вызвать художественные образы и ассоциации.

3. В процессе исследования была определена направленность художественного восприятия цвета у учащихся ДШИ, его основные моменты (индивидуальность и объективность, гармоничность, эмоциональность и выразительность), какова роль цвета в творческом развитии ребенка.

4. Анализ методических рекомендаций, программ в области преподавания живописи, детские рисунки, показал, что уровень развития данной способности находится на невысоком уровне, учитель не располагает необходимыми методами, ориентированными на развитие художественного восприятия цвета у школьников. ЗУН не способствуют раскрытию творческих способностей учащихся. Это говорит о том, что в основе развития художественного восприятия цвета лежат все те ЗУН, эмоции и представления, которые являются основой всех форм обучения и образования, но только они имеют в ДШИ свою специфику. Изобразительная деятельность должна пробуждать в ребенке желание создавать, преобразовывать и видеть мир на языке изобразительного творчества, придавая новый смысл, образ знакомым предметам натюрморта.

5. Развитие художественного восприятия цвета у детей требует экспериментального исследования и разработки новой методики совершенствования живописного и образного понимания действительности, овладение специальными знаниями, умениями, навыками в области цвета и построения цветовых гармоний, способствующих раскрытию образа.

7. Проблема развития художественного восприятия цвета у учащихся ДШИ недостаточно раскрыта в современной методической литературе, требует постановки конкретных целей и задач обучения живописи. Что обуславливает создание модели методической системы, как структурно-смысловой конструкции, в которой содержательный, методический и практический компоненты будут способствовать развитию эстетического отношения и художественного восприятия цвета.

8. Проведенный анализ научных исследований в области методического оснащения ДШИ, выявил ряд особых положений, раскрывающих возможности развития художественного восприятия цвета у школьника:

— развитие творческой личности ребенка является основной целью художественного образования и воспитания, что и определяется содержанием педагогического процесса;

— ребенок это личность с высоким художественно-эстетическим отношением к этому миру, умеющий образно мыслить;

— раскрытие перед учащимися изобразительных возможностей цвета, которые в условиях поставленной задачи и используемых методов учителя развивают художественное восприятие мира у ребенка;

— живопись в ДШИ одна из составляющих содержания педагогического процесса, способствующая развитию художественного восприятия, формированию изобразительных знаний, умений, навыков (воображение, образное восприятие), влияющих на решение творческой задачи;

— живопись формирует духовный мир ребенка, направленный на его творческую активность, его вхождение в жизнь общества, культуру, в которой он чувствует себя как субъект творчества и автор нового, художественного образа действительности;

— учебный процесс в ДШИ должен быть построен как комплекс, целенаправленного развития ребенка, в котором осуществляется взаимосвязь, с художественными традициями, историей и национальным аспектом восприятия.

9. Опираясь на структурно-смысловую модель методической системы можно осуществить развитие художественного восприятия цвета у учащихся ДШИ:

— каждый урок это игра, создавая сказку о цвете, проводя беседы, анализируя постановку, учитель организует так процесс восприятия, чтобы учащиеся получили новые знания о цвете;

— каждый урок или блок заданий должны опираться на принцип целостности программы обучения, в основе которой постановка целей и задач, используемые методы в комплексе влияют на развитие художественного восприятия, воздействуют на эмоциональную и логическую сторону мышления;

— методы учителя должны быть связаны с опорой на искусство, раскрывающие в содержании постановки образно-выразительный язык цвета;

— диалог между учителем и учеником приходит к пониманию, «зачем и для чего я это делаю», и «что будет, если изобразить так.», тогда восприятие постановки будет происходить как процесс художественного познания натюрморта;

— развитие ребенка возможно при условии активизации процесса художественного восприятия на цветовое пространство путем ассоциативных, конструктивных, семантических, информационных, синтаксических связей, которыми обладает цвет.

10. Специфика развития художественного восприятия цвета в том, что учитель формирует у учащихся способность замечать в процессе познания своеобразие цвета, его жесткость, мягкость, нежность, агрессивность, передающих характер постановки, идею, эмоциональный ритм, состояние предметов которые включены в нее.

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА У УЧАЩИХСЯ ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ, НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЖИВОПИСИ (НА ПРИМЕРЕ ВЫПОЛНЕНИЯ НАТЮРМОРТА).

2.1 Состояние проблемы развития художественного восприятия цвета у учащихся ДШИ (констатирующий эксперимент).

Рассматривая в диссертационном исследовании проблему развития художественного восприятия цвета у учащихся ДШИ, показало, что знания, которые получает школьник, практические задания, предлагаемые учителем по живописи, не способствуют формированию образного понимания действительности, в котором художественное видение служит целенаправленному воспитанию цветовой культуры и раскрытию творческих способностей.

На основании этого мы разработали блок заданий и упражнений для учащихся ДШИ, которые путем решения различных учебно-творческих задач, помогут сформировать художественно-образное, эстетическое отношение к предметному миру и развить творческие способности.

Исследования состояло из трех этапов. Первый этап — теоретико-поисковый — проводился с 2002 — 2004 год. Данный этап характеризуется изучением литературы по теме исследования. В результате, которого определялось состояние проблемы художественного восприятия цвета у детей, цели и задачи эксперимента. Констатирующий эксперимент, включая анкетирование учащихся и педагогов по рисунку, живописи и композиции, практические упражнения и задания. Второй этап — опытно-экспергшеитальный — проводился на период 2004 -2007 год. Данный этап заключался в проведении поискового и формирующего эксперимента в ДШИ и апробации полученных результатов учебно-творческих заданий по живописи.

Третий этап — аналитический — проводился в течение 2007 — 2008 учебного года. Включая проведение контрольного эксперимента, проверке эффективности методической системы, обобщении результатов исследования и формулирование выводов по теме исследования.

Педагогический эксперимент проводился с одним и тем же контингентом учащихся на протяжении трех лет обучения с 2004;2007 год. Цель эксперимента:

— определить уровень изобразительной грамотности и степень развития художественного восприятия цвета в процессе изображения натюрморта;

— выявить недостатки, откорректировать дальнейшую работу с детьми, направленную на развитие художественного восприятия цвета;

— разработать методику развития художественно восприятия цвета у учащихся ДШИ на предмете живопись натюрморта.

Задачи констатирующего эксперимента:

— определить уровень сформированное&tradeхудожественного восприятия цвета у учащихся ДШИ;

— выявить проблемы, которые препятствуют развитию художественного восприятия цвета у учащихся ДШИ при изображении натюрморта;

— наметить пути решения проблемы развития художественного (образного) восприятия цвета;

— определить методы, способствующие развитию художественного восприятия цвета и решению поставленной учебно-творческой задачи.

Для решения задач эксперимента была определена база и разработана программа исследования, в основе которой тесты для учителей и учащихся, беседа и наблюдение, анализ детских работ выполненных на живописи, проверочные задания. Опытно-экспериментальной базой выступали МОУ ДОД им. Г. В. Свиридова (ДШИ № 2), г. Тольятти, ДХШ № 1, г. Курска, «Школа юного художника» при факультете изобразительного и декоративно-прикладного искусства ТГУ.

В констатирующем эксперименте в 2004 году приняло участие 91 школьник. Из них экспериментальная группа № 1 11 человек — 4 класс ДШИ, экспериментальная группа № 2 13 учащихся — 5 класс и контрольная группа 4.

I IV класс -12 человек, 5 класс — 12 человека. Результаты констатирующего эксперимента и анализ детских работ сравнивались между собой в соответствии с возрастом учащихся.

Метод анкетирования, предложенный в начале эксперимента, выявил существующие трудности в восприятии и понимании роли цвета учащимися, его значение в процессе изображения натюрморта. Учащимся 4 и 5 классов было предложено ответить на вопросы анкеты (См. Приложение 1). Большинство ответов 4 класса были однозначными — «да», «нет», не включающие объяснение, носили интуитивно-подсознательный характер. Например, на вопрос «важно ли уметь передавать в живописи художественный образ?» Просто отвечали, что — «важно». На вопрос «играет ли какую-либо роль цвет в создании художественного образа?». Большинство учащиеся просто отвечали — «играет». Объяснить свой ответ затруднялись. На вопрос «что такое колорит?» отвечали — «красивое сочетание цветов». Эти примеры доказывают, что учащиеся не имеют теоретической базы, понимания того, что цвет это средство, способствующее организации живописной композиции в единое колористическое целое.

Интересно отвечали учащиеся в плане вопросов касающихся, «что такое образ, каким должен быть образ?». Например, в представлении школьников 4 класса: «Образ должен быть решительным, смелым по цвету, ярким», веселым «с характером» и «понятным». Эти ответы говорят нам о том, что образ в их понимании как понятие выражает праздник. Ответы 5 класса отражали непонимание роли цвета и взаимосвязи всех средств выразительности, которые и создают колористический образ. Например, при ответе на вопрос «объясните, как вы думаете, взаимосвязаны ли между собой такие понятия как колорит и образ», учащиеся просто отвечали: «взаимосвязаны», но пояснить не могли. На вопрос «обладает ли цвет особыми свойствами: силой, звуком, запахом и как эти качества влияют на создание образа постановки», отвечали: «что цвет ассоциируется с разными явлениями природы и настроением, продолжая, что в постановке важно передать реальность предметов». «Художественный замысел в натюрморте», объясняли как композицию, в которой необходимо передать настроение постановки" однако многие из учащихся на примере конкретного натюрморта, не могли определить, какое настроение «заложено» в натюрморте. Для учащихся цвет это, прежде всего краска, средство, с помощью которого можно сделать предмет похожим. На вопрос «что дает вам, оценочна работы своих одноклассников», отвечали: «если педагог поставил хорошую оценку, значит, ученик все сделал правильно, и учителю понравилось. Это непонимание роли цвета, выражающиеся в однотипности решения натюрморта, отсутствием индивидуального взгляда на постановку.

Анализ результатов анкетирования позволили нам выявить небольшой объем ЗУН у учащихся в области художественного восприятия цвета. Эти результаты говорят о том, что школьники обладают логическим мышлением, умеют сравнивать, делать выводы. Но уметь представлять и изображать это два разных способа восприятия. В первом варианте постановку можно описать, наградить ее эпитетами, говорящими о красоте цвета постановки. Второй способ, говорит о выборе и поиске средств выразительности раскрывающих эту красоту. Все учащиеся правы, что образ в своей совокупности обладает характеристиками, которые раскрывают его художественную выразительность (композиция, чувства, замысел), но соединить все это в одной работе пока очень трудно.

В 2004 году нами было проведен контрольный эксперимент № 1 с учащимися 4 и 5 классов ДШИ г. Тольятти. В ходе занятий по живописи школьникам 4, а затем 5 класса предложили выполнить следующее практическое задание.

Контрольное задание № 1:

— «описать одну из постановок натюрморта», дать ему название, например: «Дары'осени», «Осенний букет»;

— «затем, изобразить эскиз, обобщенное построение образа за 15−20 минут. Создать определенный колористический строй постановки.

Цель: необходимо с помощью цвета создать образ осеннего натюрморта, отражающий характер постановки, эмоциональное состояние ребенка и его настроение.

Задачи: добиться цветовой цельности и гармоничности в образном решении постановки. Используя выразительные возможности цвета, композиции, ритма.

Основные требования: рисование с натурынайти композиционное и цвето-пластическое решение натюрмортаконструктивное решениесложное, но гармоничное цветовое сочетаниеорганизация определенного колорита (теплый или холодный), эмоциональный строй цвета (положительное или отрицательное, грустное или веселое) — создание художественного образа постановки (рис 1−4).

Контрольное задание № 2: написать на формате, А 4 натюрморт, в котором предметы объединены:

1) одной темой, идеей (сюжетом);

2) написать эскиз натюрморта, который решен в едином стилеманере исполненияв определенном колористическом решении;

3) написать любые предметы натюрморта, наделить их сказочностью.

Цель: передача цвета, формы, пространства, композиции и замысла посредством передачи пропорциональных и цельных цветовых и тональных отношений, отражающих закономерности построения натюрморта. Задачи: в соответствии с индивидуальным восприятием найти гармоничное цветовое решение, выразить цветовой ритм, формообразование предметанастроенияколоритаобраза.

Данное задание направлено на определения уровня развития художественного восприятия цвета, умения учащимися за счет использования выразительных характеристик цвета (тона, насыщенности, колорит) создавать образ и уметь анализировать постановку.

Это задание у учащихся не получилось, они не смогли изобразить по-представлению предметы, объединенные определенной темой (например чаепитие", «атрибуты художника», «урожай»). Возникла проблема, когда нужно изобразить предметы в едином стиле (рис. 6−9).

С целью получения объективного взгляда на детские работы, следуя принципами реалистического искусства, опирались на разработанные критерии оценки, позволяющие определить качество изобразительной деятельности ребенка в художественно-образном решении натюрморта. Например, в композиционном решении натюрморта, в работе учащихся ярко выражен конструктивный аспект, в котором выделен композиционный центр, предметы построены с учетом перспективного изображения, решено взаимодействие цвета, формы и пространства. Гармоничное сочетание цветов раскрывает содержательный аспект цвета (качество и количество цвета), его символичность, выразительность и эмоциональность (настроение). Правдивость образа натюрморта достигается использованием общей стилевой, технической и колористической направленностью — реалистичность или декоративность. Целостность и согласованность образа обусловлена индивидуальным восприятие действительности, эмоциональным и цветотоновым решением художественного замысла постановки.

Большинство рисунков натюрморта с натуры у учащихся 4 класса на момент констатирующего эксперимента обладают однообразным цветовым набором, зажатым в рамках монохромного восприятия предметов по цвету, делят цвет на светлое и темное. В этом проявляется некоторая обобщенность и лаконичность детских рисунков. В целом учащиеся не пытались изменить композицию натюрморт, применить технику, выбрать стиль для большей выразительности.

В рисунках детей 4 класса предметы на плоскости организованы фронтально, линия горизонта не связана с пространственным положением предметов, от чего предметы выглядят отдельно и как бы «висят» в воздухе. Используют вертикальный формат листа. Элементы перспективы проявляются редко. Не меняют расположение предметов в зависимости от ракурса, предметы не двигают по плоскости. Плохо прочитывается композиционносмысловой и тонально-цветовой центр. В процессе рисования дети не обращают внимания на передачу сходства изображения с натурной постановки. Например, изображение формы предмета часто придуманы, искажены по его размеру, пропорциям и собственному цвету объекта, от чего образ условен и схематичен. Доминирует силуэтное, плоскостное решение, не редко контурное, выполненное плотными, локальными цветами без цветового нюанса. Все натюрморты схожи по цветовой гамме и композиционному решению. Внимание школьников больше направлено на передачу сходства, чем на создание образа. Учащиеся не стремятся создать образ (рис. 1 — 2).

Однако в некоторых работах видно, что дети стараются передать характер предметов, выразить цветом форму, передать объем за счет света и тени, показать с помощью различных средств (линии, ритм) выразительность натюрморта, объединив их по цвету в эмоционально ассоциативную форму (радость, грусть). В целом работы имеют декоративный характер. Рисунки обобщены, лаконичны. В тоже время детские работы, выполненные гуашью «мягкие», пастельные, от чего кажутся воздушными.

Для учащихся 5 классов в рисунке характерно наличие перспективы, но не редко можно увидеть и отсутствие линии горизонта, или линия горизонта не связанна с положением предметами на плоскости, от чего создается впечатление, что предметы как бы «висят» в воздухе. Цветовое решение скудное, однообразное, монотонное (одноцветное) не соответствует образу и передачи настроения. Многие работы незакончены. В целом работы невыразительные. В использовании цвета отсутствует определенный колорит, что не отвечает поставленной задачи, передачи образа, настроения, гармонии и эстетичности цвета. Композиционное решение стандартное, в натюрморте не решена проблема взаимодействия пространственных, смысловых, тематических и образно-цветовых отношений. Что говорит об отсутствии внешней и внутренней связи, между элементами натюрморта (композиция, замысел, цвет, форма и пространство), которые создают гармоничный образ. Доминирует так же силуэтное решение, часто заполненное чистым локальным цветом, без цветового усложнения. Цвет стараются брать «натуральный», локальный, с растяжкой от светлого к темному. Отсутствует цветовое разнообразие, нет нюансности, плавности в цветовом изображении, не используют контраст. Не предпринимают попытки использовать цвет как средство передачи эмоционального состояния и настроения. Во многих работах не найдено цветовое взаимоотношение между другими цветами. От чего рисунки не имеют цветовой цельности. Краску наносят на бумагу слабо, не в полную силу, то есть цвет не имеет насыщенности, яркости, от этого работы выглядят «серые», «одноликие» в «одном тоне». В общем, создается впечатление, что дети боятся использовать цвет в полную силу (рис 3−4).

Большие затруднения учащиеся испытывают в передаче цветопространстве-ных отношений, от чего работы, носят условный характер изображения. Рисунки детей демонстрируют однообразное использование цвета, композиции, формата. В ходе констатирующего эксперимента проанализировано около 296 рисунков. На основе анализа, полученные данные фиксировались в таблицах. Результаты анализа детских рисунков и их сравнения отражены в Таблице 1.1. (Приложение).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На сегодняшний день обучение детей в ДШИ требует определения путей развития художественного восприятия цвета, раскрытие творческих способностей. А это предполагает освоение различных знаний по цветоведению, умений воспринимать, выбирать, осмысливать полученную информацию, создавать и оценивать результат, подтверждая важность развития эмоционально-чувственной сферы ребенка, особого эстетического отношения к окружающему миру.

Эксперимент позволил нам раскрыть сущность творческой деятельности ребенка в системе дополнительного образования, особенность процесса восприятия цвета вызывать и влиять на эмоции, восприятие, речь, память, мышление.

1. На основании анализа психолого-педагогической литературы, различных научных исследований, изучено состояние проблемы исследованияуточнено понятие «художественное восприятие г^вета», которое представляет собой, психофизиологический процесс, вырабатываемый в практической деятельности ребенка, в ходе которого совершенствуются органы чувств, зрения, расширяется опыт, знания в области цветовой культуры, способности учащихся эмоционально реагировать и оценивать различные эстетические качества натуры, осуществлять свой выбор средств выразительности, на основании которых и складывается образное решение живописной постановки. 2. Определена роль художественного восприятия цвета в процесс обучения учащихся ДШИ, в котором ребенок как субъект творчества — это личность с высоким художественно-эстетическим отношением к миру, умеющий образно мыслить и воплощать свои представления в форме художественного образа.

3. Разработана и экспериментально апробирована модель методической системы развития художественного восприятия цвета, которая включает в себя организационные, психолого-педагогические условия, дидактические принципы, в содержании которой структурный, методический и практический компоненты позволяют педагогу управлять педагогическим процессом, корректировать деятельность учащихся, выстраивать комплекс заданий способствующие развитию цветовой культуры учащихся.

4. Результаты научного исследования показали, что методическая система обучения учащихся в ДШИ на занятиях по живописи (на примере выполнения натюрморта) влияет на уровень различных знаний по цветоведению, умений воспринимать, выбирать, осмысливать полученную информациюсоздавать и оценивать результатподтверждая важность развития эмоционально-чувственной сферы ребенка, особого эстетического отношения к окружающему (предметному) миручто ориентирует учителя на индивидуально-личностное обучение ребенка в ДШИ, усиливает необходимость формирования культуры цвета у учащихся, в котором художественное восприятие цвета определяется как способность школьника к поисковой (творческой) деятельности ведущей к художественно-образной организации цвета, формы, пространства раскрывающих замысел постановки.

5. С учетом специфике и направленности школы, с учетом типовой программы по живописи для учащихся 4 и 5 классов ДШИ были систематизированы те методы, которые позволяют школьникам лучше освоить знаний в области теории цвета: цветовой круг, цветовые закономерности, свойства, характеристики, средства выразительности и практическое применение этих знаний в деятельности.

6. В диссертации определены критериальные уровни оценки работы учащихся с позиции определенных показателей, по которым проходило исследование данных способностей ребенка до начала эксперимента, во время его и после экспериментального обучения. Что и установило необходимость формирования цветовой культуры у ребенка, развитие художественного (образного) восприятия цвета. Данные констатирующего эксперимента свидетельствуют о необходимости совершенствования методики преподавания живописи в ДШИ.

7. Как показывают результаты исследования, на момент формирующего эксперимента уровень развития художественного восприятия цвета в ЭГ выше, чем уровень у учащихся КГ. Показатель высокого уровня увеличился на 40%. Результаты творческой деятельности учащихся в конце формирующего эксперимента свидетельствуют о повышении качества детских работ и уровня художественного восприятия, демонстрируя умения детей работать с цветом, композицией, выделяя конструктивные особенности формы предметов, создавать гармоничные цветовые сочетания, строить колористический образ. Что говорит о понимании учащимися значения средств выразительности, качеств и свойств цвета, способствующих созданию образа в процессе решения учебно-творческих задач.

Таким образом, в ходе эксперимента, выдвинутая гипотеза развития художественного восприятия цвета у учащихся ДШИ, является эффективным средством эстетического восприятия мира, художественного взгляда на постановку и воспитания цветовой культуры у детей.

На основании этого можно сделать следующие рекомендации и выводы:

— результаты эксперимента показали, что одной из главных проблем в области художественного образования является проблема развития художественного (образного) восприятия, формирование цветовой культуры, воспитания художественного вкуса, особого эстетического отношения к миру, при которых формируется направленность ребенка выражать разнообразными способами замысел, способность к интерпретации действительности, стремление создавать гармоничный и цельный образ;

— Стереотипность в методах преподавания живописи натюрморта в ДШИ дало нам основание с помощью различных методов обучения изменить механизм воздействия на восприятие ребенка цвета и постановки, открывая возможности в решении цветового образа, активизирующим творческие способности как основы образного мышления, художественного восприятия цвета, эмоционально-чувственного и эстетического развития ребенка;

— Активизация художественной деятельности ребенка происходит с учетом поэтапности обучения, в различных педагогических условиях и задачах, которые ставит учитель, что подчеркивает значение методической системы в процессе обучения и развития ребенка;

— Опытно-экспериментальное исследование позволило нам показать, охарактеризовать и систематизировать пути возможного педагогического воздействия на ребенка при решении различных учебно-творческие задач;

— Анализ различных теоретических положений по проблемам организации творческого процесса в школе, позволили раскрыть и экспериментально обосновывать, что практические и теоретические знания, изобразительный опыт ребенка определяют способы художественного восприятия и организации формы, цвета, пространства, посредством которых ребенок строит и раскрывает свой образ восприятия постановки;

— В данном исследовании предпринята попытка создания культурно-эстетического, чувственно-эмоционального, учебно-творческого пространства, в котором цвет, образ, восприятие является механизмами развития творческих способностей учащихся, позволяющими управлять и направлять восприятие детей, приводят их к художественному применению цвета, ритма, света и тени, контраста в решении образа, как наиболее выразительных средств живописи;

— Упражнения, практические задания, анкетирование, наблюдение обеспечивают поэтапный и целенаправленный подход обучения в освоении учебного материала, решения поставленной задачи, исключающих формирование у детей стандартов и штампов в изображении натюрморта;

— художественное восприятие постановки и индивидуально-творческое решение задачи, раскрывает перед ребенком те возможности цвета, которые обеспечивают взаимосвязь процесса восприятия с другими областями культуры, искусства и науки (физиология, психология) развивая творческий потенциал и способности учащихся.

— Предложенные в диссертационном исследовании методы развития художественного восприятия цвета открывает новые перспективы для разработки методики преподавания изобразительной деятельности учащихся ДШИ;

— Методическая система, систематичность, последовательность и целенаправленность в обучении, ее внедрение в учебный процесс ДШИ раскрывает творческий и дидактический потенциал решения данного вопроса, дает возможность педагогу использовать различные методы необходимые для развития образного мышления, памяти, внимания, восприятия и речи, воображения;

— Выполненная работа не исчерпывает проблему развития художественного (образного) восприятия цвета у учащихся ДШИ, проблем организации цветового пространства и формы, применения средств выразительности в создании образа, необходимости знаний о цвете и его возможностей способствующих образованию целой системы (алгоритма) художественного восприятия цвета, как основы развитии, воспитания и обучения ребенка.

— Проведенное педагогическое исследование и его результаты вносят определенный вклад в решение проблемы развития художественного восприятия цвета, но не исчерпываю возможность его дальнейшего исследования, расширяющие представления о многообразии методов и вариативности трактовке постановки, которое может быть продолжено в формировании образного мышления живописными средствами, где образ сопоставляется с эстетическими идеалами прекрасного, духовного и гармоничного.

Показать весь текст

Список литературы

  1. П.В., Панин A.B. Философия: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. — М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. — 608 с. (Классический университетский учебник.)
  2. .Г. Психология чувственного познания. М., 1960. С.137
  3. .Г. Теория ощущений. Л., 1961. С. 156
  4. .Г., Дворяшин М. Д., Кудрявцева H.A. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М.: Просвещение, 1968. 335 с.
  5. Д.Р. Когнитивная психология. 5-е издание. — СПб.: Питер, 2002. 496 е.: ил. — (Серия «мастера психологии»).
  6. Р. Искусство и визуальное восприятие. / Пер. В. Н. Самохина.
  7. М.: Прогресс, 1974. С. 206.
  8. Ю.К. Избранные педагогические труды / Сост.
  9. М.Ю.Бабанский.- М.: Педагогика, 1989. 560 с. (Труды чл. кор. АПН СССР).
  10. .А. Цветовая символика и психодиагностика // Вестник ХНУ. Харьков, 2002. № 555. С.12−16.
  11. .А., Густяков H.A. О цветовом выборе как индикаторе эмоциональных состояний в процессе решения малых творческих задач // Вестник ХГУ. Харьков, 1988. № 320. С. 22.
  12. .А. Психология цвета: теория и практика. — СПб: Речь, 2005. 205 с.
  13. A.B. Художественное творчество и воспитание. М.: Новая Москва, 1925. 240 с.
  14. О.В. Вкусы и пристрастия современного художественного рынка России / О. Д. Балдина.- М.: ООО «Издательство ACT»: ООО «Издательство Астрель», 2002. 256 с. — (студия художника).
  15. Е. Ф., Эткинд A.M. Изучение эмоционального значения цвета // Психологические методы исследования личности. JL, 1978. 194 с.
  16. В. Учение о цветах по отношению к искусству и технике: Пер. с нем. С. Ламанского. — СПб: Общественная польза, 1978.
  17. Г. В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок. Живопись. Композиция. М.: Просвещение, 1981. — 329 е., ил.
  18. Г. В. Цветовые отношения и колорит. Геленджик: Краснодарское книж. изд-во, 1967. 182 с.
  19. Н. Дух и реальность / Н.А.Бердяев- Вступ. Ст. и сост.
  20. B.Н.Калюжного.- М.: ООО «Издательство ACT" — Харьков: «Фолио», 2003.- 678, 9. с. (Philosophy).
  21. А.И. Экспериментальное исследование некоторых характеристик интеллектуальных эмоций: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. Л., 1980. 28 с.
  22. Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. М.: Академия, 2002. 320 с.
  23. О.С. Искусство современного урока: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О. С. Булатова. — М.: издательский центр «Академия», 2006. — 256 с.
  24. С. Теория отражения и художественное творчество. М., 1970.1. C. 144
  25. С.Р. От знака к образу. Ереван, 1973. С. 26
  26. JI.M. Психика и реальность: единая теория психических процессов / Под редакцией А. В. Либина. М.: смысл- Per Se, 2000. — 685 с.
  27. Л.М. Восприятие и основы его моделирования. Л., 1964. -456 с.
  28. H.A. Система эстетического воспитания в детском саду. М., 1962.- 57 с.
  29. H.A. Художественный образ и детское творчество // Художественное творчество и ребенок. М., 1972. С.22−36.
  30. H.A. Художественное творчество и ребенок.- М., 1972. 56 с.
  31. .М., Зинченко В. П., Лурия А. Р. Психология восприятия. -М'., 1973.-296 с.
  32. И.Б. Неформальная композиция. От образа к творчеству: Учебное пособие.- М.6 издательство «Ижица», 2004. 174 е.: ил.
  33. И.Б. Формирование художественно-образного мышления в процессе композиционной деятельности будущего педагога изобразительного искусства. Автореф. дисс. доктора, пед. наук. М., 2004. С 69.
  34. В. Система цвета в живописи: учебное пособие. СПб.: Питер, 2004.-2004.-192 е.: ил.
  35. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. И. С. Якиманской. М.:Педагогика, 1989. 224 с.
  36. H.H. Восприятие предмета и рисунка. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. 508 с.
  37. H.H. Художественное восприятие. М., 1997, с 283.
  38. JI.C. Психология искусства / Под ред. М. Г. Ярошевского. — М.: Педагогика, 1987. 344 с.
  39. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся // Под ред. И. С. Якиманской.М.:Педагогика, 1989. С. 240.
  40. ВундтВ. Основы физиологической психологии, — М., 1880. 560 с.
  41. П.Я. К проблеме внимания // Хрестоматия по вниманию. М., 1976. — С. 276
  42. Ф. Философия духа. // Гегель. Энциклопедия философских наук. -М.: Мысль. 1975. Т.2. С. 695.
  43. Гегель Г. В. Ф. Сочинения. М. 1937, т. 5.- С 76−83.
  44. И.В. Трактат о цвете. Избранные сочинения по естествознанию. -М., 1957, С. 261.
  45. И.В. Учение о цветах // Лихтенштадт В. О. Гете. Петербург: Гос. Изд-во, 1920, С.201−286.
  46. X. Когнитивная психология / X. Гейвин. СПб.: Питер, 2003. — 272 е.: ил. — (Серия «концентрированная психология»).
  47. Р.Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. // Под ред. А. Р. Лурия, В. П. Зинченко. -М., 1970. С. 176.
  48. Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1988.
  49. Голубева O. JL Основы композиции. М.: Изобразительное искусство, 2001.- 120 е.: ил.
  50. Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений.- 3-е изд., испр. М.: издательский центр «Академия», 1999. — 272 с.
  51. Э.И. Технология подготовки будущего учителя к развитию цветовосприятия детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности. Дисс.. канд. пед. наук. — Тольятти, 2002. С. 76.
  52. Гройсман.А. Л. Основы психологии художественного творчества: Учебное пособие.- М. «Когито-центр», 2003. — 187 с.
  53. В.В. Теория развивающего обучения. — М.: ИНТЕР, 1996. 544с.
  54. В.В. Основные проблемы возрастной и педагогической психологии на современном этапе развития образования // Вопросы психологии. 1976. № 4. с. 37−42.
  55. H.A. Формирование представлений о гармонии цвета в учебно-воспитательном процессе начальной школы: Дисс. кандидата пед. наук. -М.: 2004, 170 с.
  56. Н.Ю. Художественный образ в диалектике сущности и явления. Автореф. дисс.. канд. философ, наук. — Красноярск, 2004.
  57. Н. Московское училище живописи, ваяния и зодчества. 1950. История художественного образования в России 20 векав лицах, фактах, событиях, произведениях художественного творчества детей и подростков). -М.: Педагогика, 2002. Т. 1
  58. Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблема его понимания: Автореф. дисс. .д-ра психол. наук. Саратов, 1972.
  59. Э. Т. Сдвиги цветовой чувствительности как индикатор эмоциональных состояний // Психические заболевания. 1970. 327 с.
  60. Д.Н., Хоменко К. Е. Вопросы психологии художественного восприятия в трудах A.B. Запорожца. // Вопросы психологии № 5, 1985, С.117−122.
  61. О.В. Творчество — как сущностная характеристика человеческого бытия. М. 2002. С. 87.
  62. Ермолаева-Томина Л. Б. Психология художественного творчества: Учеб. Пособие для вузов. — 2-е изд. М.: Академический проект: Культура, 2005.- 304 е.- (Gaudeamus).
  63. A.B. Цвет в японской школе // техническая эстетика. — М. 1978. № 4, с. 25−29.
  64. A.C.Зайцев. Наука о цвете и живопись. М.: Искусство, 1986, с. 158.
  65. A.B. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником // Дошкольное воспитание. М., 1948. № 9, С.34−41.
  66. A.B. Избранные психологические труды. -М., 1986. с. 234.
  67. В.П. Зрительное восприятие и творчество // Техническая эстетика. 1975, № 6−9.
  68. В.П. образ и деятельность. М.: Институт практической психологии- Воронеж: МОДЭК, 19 997. 608 с.
  69. Н.М. Изобразительное искусство как средство эстетического Воспитания детей 5−7 лет. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1964.
  70. Е.И. Психология изобразительной деятельности детей: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. — М.: Учпедгиз, 1961, 223 с.
  71. С.Е. Теория и практика развития изобразительной деятельности детей. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 2007. 22 с.
  72. С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: Учебное пособие для вузов. — М.: Академический проект- Фонд «Мир», 2007. 208 с. (Gaudeamus).
  73. Ивенс Р. М. Введение в теорию цвета. М.: Советский художник, 1964. — 342 с.
  74. T.B. Педагогическое значение восприятия детского рисунка в развитии изобразительного творчества старших дошкольников. Автореф. дисс. канд. пед. наук. — М., 1999. С. 17.
  75. Ч.А. Восприятие цвета (механизмы и модели): Дисс.. докт. психол. наук. -М., 1985.
  76. З.М. О развитии зрительных ощущений (цвета) у детей дошкольного возраста// Дошкольное воспитание. 1957. № 2. С. 6−13.
  77. История художественного образования в России (проблема культуры 20 века). М.: Издат. РАО, «Педагогика» 2002. Т.1. 442 с.
  78. Ч.А., Соколов E.H., Черноризов А. М. Психофизиология цветового зрения. М.: Изд-во МГУ, 1989. 303 с.
  79. И. Искусство цвета / Пер. с немецкого и предисловие Л.Монаховой. М.: Д. Аронов, 2004. — 136 е.- ил.
  80. И. Искусство формы / Пер. с немецкого и предисловие Л.Монаховой. М.: Д. Аронов, 2003. — 136 е.- ил.
  81. М.С. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972. 87 с.
  82. . М.С. Процесс формирования личности дошкольника и основные этапы эстетического воспитания // проблемы теории и методики эстетического воспитания школьников — Тбилиси, 1980. Ч. 1 — С. 63.
  83. Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М., 1988. 111 с.
  84. И. Критика чистого разума. Пг., 1915. С. 124
  85. В.А. Философия. М. 2002. С.243
  86. Ю.М. Рисунок и живопись: Учеб. пособие. — 3-е изд., стер. — М.: высш. шк., 2000.- 271 е.: ил.
  87. А.И. Бинокулярная система восприятия трехмерного пространства // Физиология сенсорных систем. Физиология зрения. Л., 1971. Т. 1.
  88. Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов.- М.: Мозаика-синтез, 2005, 120 е.: цв. вк.
  89. Т.С., Размыслова A.B. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005. — 144 с.
  90. . Т.С. Обучение дошкольников технике рисования / Под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой: Изд. 3-е, переработанное и дополненное. Учебное пособие — М.: Педагогическое общество России, 2005. -176 е., ил.
  91. Т.С., Антонова A.b., Зацепина М. Б. Программа эстетического воспитания детей 2−7 лет. — М.: Педагогическое общество России, 2000. 140 е., ил.
  92. Корж Н. Н, Лупенко Е. А., Сафуанова О. В. Трудно ли запомнить цвет?// Проблема цвета в психологии. М.: Наука, 1994, С. 137, 121.
  93. H.H., Сафуанова О. В., Лупенко Е. А. Сенсорно-мнемические задачи и индивидуально-личностные особенности // Психологический журнал, 1990, № 5, С. 24−31.
  94. Ю.В. Теоретическое и методическое обоснование живописного понимания и видения цвета: Дисс. кандидата пед. наук. — Краснодар: 1997. -С.216.
  95. Т.А. Формирование образного восприятия цвета у младшихшкольников на уроках изобразительного искусства. Автореф. дисс. канд. пед. наук. -М., 1990.
  96. Е.П. Психологические особенности восприятия образа. М., Психологический журнал 1985, Том 6, с. 150−153.
  97. B.C. Психология живописи: Учебное пособие для вузов. 4-е изд., испр. — М.: ООО «издательский дом «ОНИКС» 21 век», 2005. -303 е.: ил.
  98. B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: АГАР, 1997. 304 е.: ил.
  99. B.C. Психология: Учебник. 3-е изд. перераб. и доп. — М.: Агар, 1997.-304 е., ил.
  100. B.C. Теория и методика обучения / В. С. Кукушин. — Ростов на / Д.: Феникс, 2005. 474, 1. с. — (высшее образование).
  101. А.Н. Избранные психологические произведения. М., 1983. Т.2, 185 с.
  102. Г. М. Декоративная композиция: учеб. Пособие для студентов вузов обучающихся по специальности «Изобразительное искусство» / Г. М. Логвиненко. М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС. 2006. -14 с.:ил. — (изобразительное искусство), 2006.
  103. A.B. О воспитании и образовании / Под. ред. А. М. Арсеньева и др. — М.: Педагогика, 176.- 634 с.
  104. А.Р. Ощущения и восприятие. -М., 1975. С.177
  105. А.Р. Язык и сознание. М., 1979. — С. 141
  106. В.В., Михалевский М. Б. Психология ощущений и восприятия. Под редакцией Гиппенрейтера Ю. Б. — М.: ЧеРо, 1999. 610 е., ил. — (Серия: Хрестоматия по психологии).
  107. М. Цвет вашего характера. М., 1996. — 245 с.
  108. М. Магия цвета. Харьков: АО «Сфера», 1996.-431 с.
  109. Л.Г. Формирование графического образа на занятия по рисунку: Учеб. Пособие для студентов ХГФ пединститутов. — М.: Просвещение, 1986. — 159 е.: ил.
  110. Ментальная репрезентация: динамика и структура. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1998. 320 с.
  111. Методика преподавания изобразительного искусства в начальных классах. Учебное пособие / B.C. Кузин, Э. И. Кубышкина, Е. В. Шорохов и др.- Под ред. В. С. Кузин. М.:НИИ школ, 1975. — 153 с.
  112. .Г., Зинченко В. П. Современный психологический словарь. -М.:АСТ- СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2007.-490, 6. с.
  113. JI.H. Цвет в изобразительном искусстве: Пособие для учителей.- 2-е изд. / Л. Н. Миронова. Мн.: Беларусь, 2003. — 151 е.: ил.
  114. Л.Н. Семантика цвета в эволюции психики человека // Проблема цвета в психологии. М., 1993. 188 с.
  115. Ч. Основная теория знаков // Семиотика. М., 1998., т. 1.
  116. B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. -М.: Педагогика, 1981. 320 с.
  117. A.B. Совершенствование колористической подготовки будущих художников-педагогов в педвузе: Дисс. .кандидата пед. наук. -Омск: 2006.- 200 с.
  118. Н.Д. Курс цветоведения. -М., Л., 1932. С.127
  119. Оствальд Вильгельм. Цветоведение. М., Л.: Промиздат, 1926.- С.76
  120. И.П. Избранные произведения. М., 1946. — С. 56
  121. Г. И. Живопись, форма, цвет, изображение: учеб. пособие для студ. высш. худ. учебных заведений / Г. И. Панксенов. М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 144 е., 40. с. цв. ил.: ил.
  122. О.И. Профессиональная деятельность учителя изобразительного искусства по формированию объемно-пространственных представлений младших школьников (на примере игрового моделирования урока). Дисс. .канд. пед. наук. — М., 2005.
  123. В.Ф. Основы психосемантики. 2-е издание, допол. — СПб.: Питер, 2005. — 480 е.: ил. — (Серия «Мастера психологии»)
  124. В.Ф. Экспериментальная психосемантика: исследования индивидуального сознания // Вопросы психологии. 1987. № 3 С. 27−34.
  125. A.B. Основы теоретической психологии. М., 1998. С. 230
  126. . Роль действий в формировании мышления // Вопросы психологии. 1965. № 6 51с.
  127. Подласый И. П. Педагогика: Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений. -М.: просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996.- 432 е.: ил.
  128. Ю.А. Мир красоты, красота мира // Мир детства: Младший школьник. (Система Д. Б. Элысони В.В.Давыдова): Пособие для учителя. — М.: Вита-пресс, 2004. — 256 е.: ил.
  129. Ю.А. Формирование способности целостного восприятия цвета у детей // Вопросы философии. 1980. № 1. С. 53
  130. В. К вопросу о влиянии цвета на человека // Советская архитектура. 1929, № 2. С. 1−4.
  131. P.A. Использование способов создания подростками образа технического объекта// Вопросы психологии. 1974. № 3.
  132. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. —М.: Просвещение, 1975. — 368 е., 1981. -288 с.
  133. Н.И. Изобразительное искусство в современной школе / Н. П. Пьянова. -М.: Просвещение, 2006. — 176 с. (Библиотека учителя. Изобразительное искусство).
  134. Ч., Сондерс Дж. Восприятие света и цвета. М.: Издат. «Мир», 1978.-255 с.
  135. С.Х. Гносеологические проблемы художественного мышления. Автореф. дисс. .доктора философ, наук. -М., 1968.
  136. .В. Пространственные построения в живописи. — М.: Наука, 1980.-С. 69
  137. С.П. Основы общей психологии. — М., 1946. С.173
  138. С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976. 245 с.
  139. Рисунок. Живопись. Скульптура. Композиция: Программа для ДХШ и ДХШ (художественных отделений) / Сост. Е. А. Афанасьева,
  140. Е.Д. Анискин, В. А Гераскевич, Е. Н. Зайцева и др. -М., 1990, С. 31.
  141. H.H. Методика преподавания изобразительного искусства в школе.- М.: Агар, 1998, 3-е издание, допол. и перераб.
  142. H.H., Терентьев А. Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: Учеб. пособие для студентов худож. граф. фак.пед. ин-тов М.: просвещение. 1987. 176 с: ил.
  143. А. Н. Экспериментальная проверка методики исследования индивидуального предпочтения цвета. // Вестник Моск. Университета № 1, 1986: Психология, серия 14. С. 67 69.
  144. Л.Г., Ермолинская Е. А., Протопопов Ю. Н. Изобразительное искусство. Интегрированная программа 1−4 класс. — М., 2006. 67 с.
  145. СакулинаН.П. Рисование в дошкольном детстве.- М., 1965. 56 с.
  146. Н.П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду.-М., 1973.-72 с.
  147. K.A. О Гете. -М.: Наука, 1989. С. 156.
  148. И.М. Избранные произведения М., 1952. Т.1.
  149. О.И. Как я воспринимаю окружающий мир. М., 1977.
  150. Словарь по этике. Под редакцией Кона И. С. М., 1983.
  151. Современный психологический словарь. Под ред. Мещерякова Б. Г., Зинченко В. П. М., СПб., Издат. «прайм-Еврознак», 2007.
  152. E.H., Измайлов Ч. А. Цветовое зрение. —М.: МГУ, 1984.С.175.
  153. А.Н. Восприятие и рефлекторная деятельность. Вопросы психологии. 1957, № 6.
  154. Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. М., 1999 -368 с.
  155. Р. Когнитивная психология / Р.Солсо. — 6-е изд. — СПб.: Питер, 2006. 589 е.: ил. — (Серия «мастера психологии»).
  156. И.Н. Учебный курс по теории словесности.- Белгород, 1899.
  157. Г. В. Композиционные проблемы синтеза искусств. JL: Художник РСФСР, 1984.
  158. В.Г. Аналитико-синтетическая деятельность в процессе зрительного узнавания // Восприятие и воображение: Ученые записи МГПИ им. В. И. Ленина. М., 1963. № 194. С. 125−178.
  159. СуринаМ.О., Сурин A.A. История образования и цветодидактики. (история систем и методов обучения цвету). Серия «школа дизайна».- М.: ИКЦ «МарТ», Ростов на/Д: Издательский центр «МарТ», 2003.- 352 с.
  160. СуринаМ.О. Эзотерические свойства цвета. М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006.- 144 с.
  161. В. Проблемы цветовой классификации в примитивных культурах (семиотика и искусствометрия). М., 1972.- 187 с.
  162. А. Вопросы эстетического познания. М., 1987, с 46 -49.
  163. Э.Б. Учебник психологии.- М., 1914.
  164. Л.П. Психология восприятия цвета. Ярославль, 1981. С. 65.
  165. A.A. Цвет в живописи. — М., 1983. — 57 с.
  166. Унковский А. А Живопись. Вопросы колорита: Учеб. пособие для студентов худож. граф. фак. пед. ин-тов М.: Просвещение, 1980. 128 с: ил.
  167. В.А. О рисунке. О композиции. — Фрунзе: Кыргызстан, 1966. с. 77.
  168. Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. Изд. Академии пед. Наук РСФСР. М., 1961. 333 с.
  169. Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. -М., 1956.- 67 с.
  170. Е.А. Элементы обучения в руководстве рисованием 6−7 лет.// Известия АПН РСФСР. Вып. 16, 1948.
  171. П.А. Собр. соч. в 4-х томах, т.2, 1996, стр. 233−234.
  172. П.А. Иконостас. М.: Искусство, 1994, С. 255.
  173. В.В. Художественный образ как средство формирования педагогической направленности (у студентов ХГФ). Автореф. дисс.. канд. пед. наук. — Елец, 2002.
  174. Фохт-Бабушкин Ю. У. Искусство и духовный мир человека. Об особенностях воздействия искусства на личность. М., 1982.
  175. Г., Ауэр К. Человек цвет — пространство: Прикладная цветопсихология. — М.: Стройиздат, 1973. — 117 с.
  176. Художественно-педагогический словарь. Под редак. Н. К. Шабанов, О. П. Шабанова, М. С. Тарасова, Т. Д. Пронина, М.: академический проект: Трикста, 2005. -480с., 16 с. Цв. вкл. — («Фундаментальный учебник»).
  177. Хрестоматия по психологии художественного творчества. Издание 2-е. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998. 200 с.
  178. Г. Биологические аспекты цветовой лексики // Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики. -М.: Мир. 1995. 172 с.
  179. Шадриков В. Д. Психология деятельности способности человека: Учеб. пособие. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Логос, 1996. 320 с.
  180. Ю.П. Развитие восприятия и воспроизведения цвета и тона у студентов художественно-графических факультетов на начальном этапе обучения живописи: Дисс. кандидата пед. наук. — М.: 2002. 200 с.
  181. . Ю.П. Живопись и ее средства: учебное пособие для вузов М.: академический проект: Трикста, 2006. 128 е., цв. вкл.
  182. Л. А. Изменение цветовой чувствительности при эмоциональных состояниях. //Пробл. физиол. оптики. 1948, Т. 6. С. 131−136, 314−320.
  183. П.А. Проблемы константности цветов. Исследования по психологии восприятия. М.- Л., 1948. С.16
  184. Е.В. Композиция: Учебник для студентов ХГФ пединститутов. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1986. — 285 е., ил.
  185. Е.В. Художественный образ и искусство // Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. Вып. 1. Сб. статей М.: Прометей, 1996. С. 3−9.
  186. Шорохов Е. В. Композиция: Учебник для студентов худож. граф. фак. пед. ин-тов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1986. 207 е.: ил.
  187. О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. М.: Мысль, 1993. Т.1.-667 с.
  188. Г. М. Колорит в живописи.- М., 1957. С. 49.
  189. Д.Б. Детская психология. М., 1960. С.46
  190. A.M. Цветовой тест отношений // Общая психодиагностика. — М.: МГУ, 1987.-227 с.
  191. A.M. Опыт теоретической интерпретации семантического дифференциала//Вопросы психологии 1979. № 1. с. 17−28.
  192. П.М. Психология художественного восприятия. М.: Издат. «Искусство», 1964. — 289 с.
  193. Х.В., Янсон Э. Ф. Основы истории искусств. АОЗТ «ИКАР», Издат. СПб, России, 1996.
  194. П.В. Психосемантика цвета.- СПб.: Изд-во «Речь», 2006. 368 с.
  195. А.П., Ломов С. П. Живопись: Учебник для студентов худож. граф. фак. пед. ин-тов и ун-тов. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во Агар. — 1999. — 232 с: ил.
Заполнить форму текущей работой