Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Явления разговорно-речевого словообразования в русской художественной прозе XX столетия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Указанное увеличение происходило: а) в рамках свободно-косвенного дискурса (СКД), где оно явилось результатом усиления роли самого СКД в повествовании в условиях актуализации тенденции к изображению внутреннего мира личности (как реакции на тоталитарные формы художественного мышления советской эпохи) — б) в речевой партии повествователя в традиционном нарративе, где данное увеличение было… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы исследования
    • 1. 0. содержании понятая «разговорная речь»
    • 2. Специфика словообразования в разговорной речи
      • 2. 1. Активность окказионального словообразования в разговорной речи
      • 2. 2. Способы и средства словообразования, специфические для разговорной речи
      • 2. 3. Способы и средства словообразования, общие для разговорно-речевой и кодифицированной форм литературного языка
      • 3. 0. стилистически неоднородном составе словообразовательных явлений разговорной речи (к проблеме лексикографической кодификации)
  • Выводы
  • Глава II. Явления разговорно-речевого словообразования на страницах произведений русской прозаической литературы
    • XX. в
    • 1. Явления разговорно-речевого словообразования в творчестве
    • JI. Андреева
    • 2. В творчестве М. Булгакова
      • 2. 1. В романе «Белая гвардия»
      • 2. 2. В романе «Мастер и Маргарита»
    • 3. В произведении И. Бабеля «Конармия»
    • 4. В романе М. Горького «Жизнь Клима Самгина»
    • 5. В сатирических рассказах М. Зощенко
    • 6. В произведениях И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок»
    • 7. В повести Э. Казакевича «Звезда»
    • 8. В романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»
    • 9. В творчестве И. Грековой
    • 10. В творчестве Ю. Трифонова
    • 11. В сатирической повести В. Войновича «Москва 2042»
    • 12. В творчестве Л. Петрушевской
    • 13. В трилогии В. Аксенова «Московская сага
    • 14. В произведениях Л. Улицкой
    • 15. В романе В. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени»
    • 16. В романе В. Пелевина «Generation «П»
    • 17. Основные тенденции использования явлений разговорноречевого словообразования в русской художественной прозе XX в
  • Выводы
  • Глава III. Явления разговорно-речевого словообразования в повествовательных формах русской прозы XX века
    • 1. Художественный текст как повествовательная (нарративная) структура

    § 2.Тенденции использования явлений разговорно-речевого словообразования в традиционном нарративе (в речевых партиях экзегетического и диегетического («образованного») повествователя) и свободно- косвенном дискурсе.

    2.1. В произведениях начала — 50-х гг. XX в.

    2.2. В произведениях 60-х-70-х — конца XX в.

    § 3. Специфика функционирования явлений разговорно-речевого словообразования в сказе (в речевой партии диегетического наивного" повествователя).

    § 4. Особенности употребления явлений разговорно-речевого словообразования в традиционном нарративе (в прямой речи персонажей).

    Выводы.

Явления разговорно-речевого словообразования в русской художественной прозе XX столетия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время проблемы взаимодействия и взаимопроникновения разных функциональных сфер языка привлекают пристальное внимание лингвистов. В этом аспекте большой интерес представляют вопросы использования элементов разговорной речи [далее РР] в языке художественной литературы.

Первоначально исследование специфических явлений РР осуществлялось на материале художественных текстов. С 60-х гг. XX в. изучению стали подвергаться магнитофонные и ручные записи РР в ее живом коммуникативном бытовании. В связи с этим открылась возможность получения более объективных данных об использовании ее явлений в художественной литературе.

На сегодняшний день существует немало работ, выполненных в рамках данной проблематики. В них рассматриваются вопросы о характере использования РР в художественном тексте, в том числе о соотношении РР и художественного диалога (стилизация, отражение, типизация или их сочетание) [Кожевникова 1970; Лигута 1976; Гинзбург 1979; Полищук 1979; Гончарова 1981; Полянская 2000], о типологии разговорно-речевых явлений [Левин 1971; Миронова 1988], анализируются особенности их употребления как в произведениях отдельных авторов [Изотова 1987; Чечет 1989; Мясищева 1990; Олейникова 1994; Бырдина 1995; Гривенная 2005], так и в произведениях авторов определенного (как правило, небольшого) периода времени [Кромер 1988, 1998; Ле-шутина 1999].

Однако в современной науке практически отсутствуют исследования функционирования разговорно-речевых явлений в художественной литературе на протяжении значительного периода (исключением является работа О.Б. Си-ротининой и М. Н. Максимовой, в которой анализируются синтаксические конструкции РР в произведениях художественной прозы XIX — начала XX в. [Си-ротинина 1988]). На материале, охватывающем продолжительный этап развития литературы, прослеживается эволюция разговорно-речевых явлений в художественном тексте, выявляются ведущие тенденции их использования. Подобные исследования представляются наиболее актуальными.

В художественном нарративе могут быть представлены разговорные явления различных языковых уровней — от фонетического до синтаксического. Попадая в художественный текст, они становятся элементами его образного строя, идейного содержания, т. е. приобретают новую для себя художественно-эстетическую функцию. Особого внимания заслуживают единицы словообразовательного яруса РР, что объясняется не только их своеобразием, но и недостаточной изученностью их употребления в художественном тексте. В большинстве работ анализу подвергается лексический материал PP. Явления разговорно-речевого словообразования в аспекте их функционирования в художественной литературе еще не получили достаточного отражения в исследованиях.

Указанные обстоятельства определили актуальность настоящей работы, обусловили выбор объекта, предмета исследования и направлений его анализа.

Объектом настоящего диссертационного исследования послужили явления разговорно-речевого словообразования, предметом — тенденции их использования в русской художественной прозе XX в. и обусловливающие их факторы.

Цель работы состоит в обнаружении основных тенденций употребления явлений разговорно-речевого словообразования в русской художественной прозе XX в. и установлении определяющих их факторов. Данная цель предполагает решение следующих задач;

1) осветить актуальные для настоящего исследования положения теории РР, подвергнуть анализу вопрос о стилистически неоднородном составе явлений разговорно-речевого словообразования;

2) выявить, классифицировать и охарактеризовать явления разговорно-речевого словообразования, использованные в избранных для анализа произведениях художественной прозы XX в., отметить наиболее специфические для каждого автора;

3) определить явления разговорно-речевого словообразования, продуктивные в языке художественной литературы XX в.;

4) проследить динамику употребления указанных явлений в художественной прозе на протяжении XX в.;

5) охарактеризовать их функционирование в разных повествовательных формах.

Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы и приемы: прием сплошной выборкиописательный и сравнительно-сопоставительный методыметодика семантико-словообразовательного и функционально-стилистического анализаэлементы статистического методаграфическое представление результатов исследования.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

— в работе выявлены основные тенденции употребления явлений разговорно-речевого словообразования в художественных прозаических произведениях XX в., установлены обусловливающие их факторы;

— вопрос об использовании данных явлений в художественном тексте исследован в диссертации с учетом сложной и претерпевшей на протяжении века изменения структуры литературного нарратива.

Теоретическая значимость работы заключается в возможности применения ее результатов для дальнейшего исследования характерных черт функционирования явлений РР в художественном тексте. Практическая ценность исследования определяется возможностью использования его материалов в курсах по разговорной речи, словообразованию, стилистике, лингвистическому анализу художественного текста, языку художественной литературы, лингвистике нарратива, а также при составлении словаря языка писателей.

Материалом исследования послужили следующие прозаические произведения XX в.: рассказы и повести JI. Андреева первого десятилетия XX в. («Город», «Нет прощения», «Христиане», «Правила добра», «Он», «Так было», «Рассказ о семи повешенных», «Жили-были» и др.) — романы М. Булгакова «Белая гвардия» (1923;1924 гг.)1 и «Мастер и Маргарита» (1928;1940) — сборник новелл И. Бабеля «Конармия» (1923;25) — первая часть романа М. Горького «Жизнь Клима Самгина» (1925;26 гг.) — сатирические рассказы М. Зощенко 20-х — 30-х гг. (47 произведений) — дилогия И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» (1927) и «Золотой теленок» (1931) — повесть Э. Казакевича «Звезда» (1946) — роман Б. Пастернака «Доктор Живаго» (1945;1955) — рассказы И. Грековой 60-х гг. («За проходной», «Дамский мастер», «Под фонарем» и др.) — произведения Ю. Трифонова 60-х — 70-х гг. (рассказы «В грибную осень», «Вера и Зойка», повесть «Дом на набережной»), повесть В. Войновича «Москва 2042» (1982;1985), произведения JI. Петрушевской конца 80-х — 90-х гг. (повесть «Смотровая площадка», рассказы из цикла «Гимн семье»), трилогия В. Аксенова начала 90-х гг. «Московская сага" — произведения Л. Улицкой 90-х гг. (повесть «Веселые похороны», рассказы из циклов «Девочки», «Новые рассказы») — романы последнего десятилетия XX в. — «Андеграунд, или Герой нашего времени» В. Маканина и «Generation «П» В. Пелевина.

Выбор авторов и их произведений достаточно репрезентативен как в художественно-эстетическом, так и в хронологическом аспекте. Названные писатели являются значимыми фигурами литературного процесса XX в.: в их творчестве воплотились многие характерные черты русской прозы этого времени.

Анализу подверглось более 2400 примеров употребления явлений разговорно-речевого словообразования, извлеченных из художественных текстов методом сплошной выборки.

Итогом исследования явились следующие положения, выносимые на защиту:

1. Важной чертой развития языка художественной литературы является его постоянное взаимодействие с разговорной речью (РР). Наше исследование, охватившее значительный этап развития прозы — XX век — выявило существенное увеличение в ней количественного состава явлений разговорно-речевого.

1 В скобках указывается время создания произведений. словообразования с 60-х — 70-х гг. Катализатором таких изменений послужили процессы демократизации общественной жизни в периоды «оттепели», перестройки и в постперестроечное время.

2. Указанное увеличение происходило: а) в рамках свободно-косвенного дискурса (СКД), где оно явилось результатом усиления роли самого СКД в повествовании в условиях актуализации тенденции к изображению внутреннего мира личности (как реакции на тоталитарные формы художественного мышления советской эпохи) — б) в речевой партии повествователя в традиционном нарративе, где данное увеличение было обусловлено стремлением писателей, после жесткой регламентированности тоталитарной эпохи, к максимальной раскрепощенности, естественности и свободе выражения, и, в качестве реакции на чрезмерную идеологизацию официальной литературы, повышением внимания к частной, обыденной жизни человека.

3. Возросшее влияние разговорной речи на язык художественной литературы способствовало активизации в художественном тексте в первую очередь тех явлений, которые получили широкое распространение в самой РР (производных с экспрессивными суффиксами, усечений, универбатов, отсубстантив-ных и отглагольных наименований лиц и др.).

Выводы.

1. Изучение явлений разговорно-речевого словообразования в художественной литературе XX в. обнаружило, что указанные явления используются в рамках различных повествовательных форм, выполняя в их пределах следующие основные функции. В СКД они участвуют в качестве одного из способов раскрытия психологического состояния персонажа, его мыслей и чувств. В традиционном нарративе в речевых партиях экзегетического и «образованного» диегетического повествователя данные явления служат средством оценки повествователем реалий внешнего мира — лиц, предметов, ситуаций, событий, их характеристики. Основная функция разговорно-речевых явлений в сказе (в речевой партии «наивного» диегетического повествователя) — придание разговорности, эмоциональности повествованию (иногда — комического характера). В прямой речи персонажей (в рамках традиционного нарратива) они выполняют.

40 В речевой партии «наивного» повествователя.

41 В ПР персонажа.

42 В речевом плане повествователя.

43 В ПР персонажа. функцию создания атмосферы устного непринужденного общения героев, а также аксиологическую, характерологическую функции.

2. Период 60-х — 90-х гг. XX столетия ознаменовался значительным увеличением явлений разговорно-речевого словообразования в традиционном нар-ративе (в речевых партиях экзегетического и «образованного» диегетического повествователя) и СКД — в обоих случаях в 3 раза: с 350 до 1078 случаев в традиционном нарративе и с 71 до 229 примеров в СКД (при сохранении между указанными формами изложения относительно стабильного соотношения разговорно-речевых явлений 5:1).

3. Трехкратное увеличение численности явлений разговорно-речевого словообразования в рамках речевой партии повествователя (экзегетического и «образованного» диегетического) и СКД (коллоквиализация) было обусловлено повышением интереса писателей к внутренней и частной бытовой жизни отдельного человека, их стремлением к естественности и свободе выражения, явившихся в свою очередь следствием демократических перемен и преобразований в общественной жизни времен «оттепели», перестройки и последующего периода.

Условно это можно представить в виде следующей схемы.

Демократические перемены (катализатор) интерес писателей стремление писателей к макси-к отдельной личности, мальной раскрепощенности, ее внутреннему миру естественности и свободе и процессу ее выражения (как следствие внимание к частной, бытовой жизни человека (как реакция после навязывания в предшествующий период тоталитарных форм мышления) и процессу ее мышления желания преодолеть жесткую регламентированность тоталитарн «4 на чрезмерную идеологизацию официальной литературы) расширение доли СКД в повествовательном тексте t увеличение количества явлений разговорно-речевого словообразования в СКД активизация явлений РР в традиционном нарративе в речевой партии повествователя.

3. Явления разговорно-речевого словообразования в речевой партии «наивного» повествователя в сказе (особенно популярного в 20-е гг. XX в.) составляют лишь отдельные компоненты в языковой «мозаике» повествователей (основная роль принадлежит просторечным и диалектным формам, различного рода «неправильностям»).

4. В прямой речи персонажей наблюдается незначительное (по сравнению с речевой партией повествователя и СКД) увеличение разговорно-речевых явлений словообразования (в произведениях начала века — 50-х гг. XX в. — 243, в произведениях 60-х — 70-х гг. — конца XX в. — 302 случая использования). Возможно, это связано с некоторым снижением степени «популярности» ПР у современных прозаиков. Последнее обусловлено, как можно думать, тем, что на роль средства выражения внутреннего мира и ментальных процессов прямая речь, привлекаются наиболее эффективные в указанном плане способы — СКД и «нетрадиционные гибридные формы». Прямая речь сохраняет свои позиции преимущественно при передаче диалога.

Заключение

.

Художественная литература является одним из интереснейших источников исследований для лингвиста. Она «представляет собой языковое выражение (коррелят) определенной общественной обстановки, упорядоченной и систематизированной особым образом в использовании языка, за которым стоит идеологически и исторически обусловленная ментальность» [Гривенная 2005: 36]. Важной чертой стилевого развития литературы является ее постоянное взаимодействие с разговорной речью. В определенные периоды ориентация на РР усиливается.

Наше исследование, охватившее значительный этап развития прозы, -XX в. — выявило существенное увеличение на протяжении столетия, главным образом в период с 60-х — 70-х гг., количественного состава явлений разговорно-речевого словообразования, а следовательно, и границ допустимого в художественном тексте: за отмеченный период количество разговорно-речевых явлений по сравнению с предыдущим увеличилось в 2,2 раза — с 746 до 1657 примеров.

Глобальный социокультурный поворот, освобождение сознания от догм и идеологических стереотипов сталинской эпохи, произошедшие в период «оттепели», всколыхнули литературную жизнь, способствовали демократизации литературного творчества. Писатели 60-х — 70-х «ощутили и отразили изменение языкового вкуса, когда оно еще только зарождалось» [Костомаров 2002]. Исследователи их прозы увидели в ориентированности на РР перспективную тенденцию развития языка художественной литературы. В эпоху перестройки и последующий период — время гласности, плюрализма, отмены различного рода ограничений — ориентированность писателей на РР только усилилась.

Возросшее влияние РР на язык художественной литературы способствовало активизации в художественном тексте в первую очередь тех явлений, которые получили широкое распространение в самой РР (это производные с экспрессивными суффиксами, усечения, универбаты, отсубстантивные и отглагольные наименования лиц и др.).

Динамика словообразовательных явлений РР осуществлялась за счет их увеличения:

1) в СКД — в 3,3 раза: с 71 до 229 примеров;

2) в традиционном нарративе в речевых партиях экзегетического и диегетического (образованного, интеллигентного, по мировоззрению близкого автору) повествователя — в 3 раза: с 350 до 1078 примеров.

На масштабное увеличение использования разговорно-речевых явлений оказали влияние следующие факторы, явившиеся в свою очередь следствием социальных процессов — демократических перемен и преобразований в общественной жизни указанных периодов.

1. Особый интерес художников слова к отдельной личности, ее внутреннему миру и процессу ее мышления. Приобретший (после навязывания в предшествующий период тоталитарных форм мышления) характер доминанты в значительной части художественной прозы, он повлек за собой усиление субъективизации, персонализации повествования, что нашло свое выражение в повышении роли свободно-косвенного дискурса в повествовательном тексте (а в СКД — разговорно-речевых явлений словообразования как одного из средств раскрытия внутреннего мира персонажа, его переживаний, отношения к комуили чему-либо).

2. Стремление писателей к раскрепощенности, естественности и свободе выражения. Максимально проявившееся в 80−90-е гг., оно привело к широкому использованию явлений разговорно-речевого словообразования в речевом плане повествователя в традиционном нарративе. Происходит «оразговоривание» (коллоквиализация) речевой партии повествователя. Сюда проникают даже те явления РР, которые раньше или совершенно не допускались в печатный текст, или служили средством характеристики некультурного персонажа.

Свобода слова, отмена всех ограничений стимулировали предпочтение авторами экспрессивно-выразительных единиц нейтральным, а также способствовали проявлению в языке мощного арсенала средств для выражения пейоративности. В первую очередь, в результате характерной для последних десятилетий XX в. переоценки всех ценностей объектом пейоративного отношения стал «советский» человек и окружавшая его действительность. Выплеснув весь негатив по отношению ко всему «советскому», писатели обратили взор и на реалии «демократического» настоящего. Здесь также обнаружилось их критическое отношение (проявлением которого и служат, в частности, разговорно-речевые элементы словообразования с пейоративной семантикой).

Вторая причина широкого использования разговорно-речевых явлений в речевом плане повествователя — повышенное внимание современных художников слова к частной, обыденной жизни человека (как реакция на чрезмерную идеологизацию официальной литературы). Очевидно, что о бытовых вещах невозможно говорить книжным языком. С этой функцией хорошо «справляются» явления РР, создавая эффект «узнавания реальности», «погружения» в маленький мирок современника. Их использование интимизирует повествование, позволяет максимально приблизить текст к речевому обиходу потенциального читателя.

В результате всех этих процессов:

1) повествование становится более эмоциональным, непринужденным, раскованным;

2) формируется установка на разговорное общение с читателем;

3) происходит снижение языкового «статуса» повествователя в третъеличном и перволичном нарративе (повествователя, обладающего высоким интеллектуальным и культурным уровнем, по мировоззрению близкого автору): его речь уже трудно назвать образцовой, соответствующей классическим канонам;

4) наблюдается сближение повествователя и персонажа, стирание языковых границ между ними.

Подобные изменения трудно оценить однозначно. В целом демократизация художественной речи — явление, безусловно, положительное. Однако на торжествующем вкусовом фоне многие моменты (например снижение языкового «статуса» повествователя, установка на разговорное общение с читателем) не могут не настораживать.

Источники исследования.

1. Андреев JL Иуда ИскариотПовести и рассказы / Л. Андреев. — М.- Изд-во Эксмо, 2003. — 656 с.

2. Аксенов В. Московская сага. Война и тюрьма. Книга вторая /В. Аксенов. — М.: Изографус, Изд-во Эксмо, 2003. — 400 с.

3. Аксенов В. Московская сага. Поколение зимы. Книга первая / В. Аксенов. — М.: Изографус, Изд-во Эксмо, 2003. — 384 с.

4. Аксенов В. Московская сага. Тюрьма и мир. Книга третья / В. Аксенов. — М.: Изографус, Изд-во Эксмо, 2003. — 464 с.

5. Бабель И. Конармия / И. Бабель // Конармия: рассказы и пьесы. — М.: «Издательство «Олимп», «Издательство ACT», 2001. — С. 34−151.

6. Булгаков М. Белая гвардия / М. Булгаков. — М.: ООО «Изд-во ACT», 2002.-349 с.

7. Булгаков М. Мастер и Маргарита / М. Булгаков // Избранное: романрассказы. -М.: Художественная литература, 1988. — С. 12−382.

8. Войнович В. Москва 2042: сатирическая повесть / В. Войнович. — М.: СП «Вся Москва», 1990. — 350 с.

9. Горький М. Жизнь Клима Самгина (Сорок лет): повесть. Ч. I / М. Горький. — М.: Правда, 1988. — 512 с.

10. Грекова И. На испытаниях: повести, рассказы / И. Грекова. — М.: Советский писатель, 1990. — 624 с.

11. Зощенко М. Рассказы / М. Зощенко. — М.: Художественная литература, 1987. — 111 с.

12. Ильф И., Петров Е. Золотой теленок / И. Ильф, Е. Петров. — М.: Правда, 1991.-416 с.

13. Ильф И., Петров Е. Двенадцать стульев / И. Ильф, Е. Петров // Двенадцать стульев. Золотой теленок. Записные книжки Ильфа. — Воронеж: Коммуна, 1958.-С. 14−282.

14. Казакевич Э. Звезда / Э. Казакевич. — М.: ДОСААФ, 1976. — 80 с.

15. Маканин В. Андеграунд, или Герой нашего времени / В. Маканин. -М.: Вагриус, 2003.-480 с.

16. Пастернак Б. Доктор Живаго / Б. Пастернак. — М.: Изд-во Эксмо, 2003.

— 624 с.

17. Пелевин В. Generation «П» / В. Пелевин. — М.: Вагриус, 2001. — 368 с.

18. Петрушевская Л. Мост Ватерлоо: рассказы и повесть / Л. Петрушевская. — М.: Вагриус, 2001. — 256 с.

19. Трифонов Ю. Дом на набережной / Ю. Трифонов // Дом на набережной: Повести и роман. — М.: ООО «Изд-во ACT», 2002. — С. 8−158.

20. Трифонов Ю. Рассказы / Ю. Трифонов. — М.: Советская Россия, 1969.

— 270 с.

21. Улицкая Л. Веселые похороны: повесть и рассказы / Л. Улицкая. — М.: Вагриус, 2000. — 464 с.

Словари и справочные издания.

1. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. -М.: Советская энциклопедия, 1969. — 608 с.

2. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный: В 2-х т. / Т. Ф. Ефремова. — М.: Русский язык, 2000. -2297 с.

3. Ожегов С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. — М.: Русский язык, 1990.-921 с.

4. Ожегов С И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с.

5. Орфографический словарь русского языка / отв. ред. В. В. Лопатин. -М.: Русский язык, 2000. — 416 с.

6. Орфографический словарь русского языка / под ред. С. Г. Бархударова и др. — М.: Русский язык, 1987. — 400 с.

7. Русский язык: Энциклопедия / под ред. Ю. Н. Караулова. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. — 704 с.

8. Современный толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов. — СПб.: Норинт, 2001. — 960 с.

9. Словарь русского языка: В 4 т. / под ред. А. П. Евгеньевой. — М.: Русский язык, 1981;1984. — 2980 с.

10. Словарь современного русского литературного языка: В 17 т./ М.-Л.: АН СССР, 1950;1965. — 15 566 с.

11. Тихонов А. К. Словообразовательный словарь русского языка: В 2-х т. / А. К. Тихонов. — М.: Русский язык, 1985. — 1742 с.

12. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / под ред. Д. Н. Ушакова. -Репр. изд. — М.: Терра, 1996. — 2808 с.

13. Толковый словарь русского языка. Языковые изменения конца XX столетия / ИЛИ РАНпод ред. Г. Н. Скляревской. — М.: Астрель, ACT, 2001. -944 с.

14. Химик В. В. Большой словарь русской разговорной экспрессивной речи / В. В. Химик. — СПб.: Норинт, 2004. — 708 с.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М. П. Владимир Маканин: формула итога: (Роман «Андеграунд, или Герой нашего времени» в культурно-историческом контексте) / М. П. Абашева // Художественный текст и историко-культурный контекст. Пермь, 2000. — С. 160−179.
  2. К.А. Грамматика и поэтика нарратива / К. А. Андреева. -Тюмень: Изд-во ТГУ, 1996.- 192 с.
  3. А.А. Несобственно-прямая речь в художественной прозе Луи Арагона / А. А. Андриевская. Киев: Изд-во Киев, ун-та, 1967. — 149 с.
  4. Н.В. Трансформация эпической структуры в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» / Н. В. Андропова // Филологические записки. -1997.-№ 8.-С. 58−67.
  5. А. Где сходились концы с концами. Над страницами романа В. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени» / А. Архангельский // Дружба народов. 1998. — № 7. — С. 180−185.
  6. К.Н. Семантика и структура повествования от первого лица в художественной прозе / К. Н. Атарова, Г. А. Лесскис // Известия АН СССР. Сер. лит-ры и языка. Т. 35. 1976. — № 4. — С. 343−355.
  7. К.Н. Семантика и структура повествования от третьего лица в художественной прозе / К. Н. Атарова, Г. А. Лесскис // Известия АН СССР. Сер. лит-ры и языка. Т. 39. 1980. — № 1. С. 33−46.
  8. М. Эпос обыденности. О прозе Людмилы Петрушевской / М. Бабаев // День за днем. 1994. — 20 сент.
  9. М.А. Имена прилагательные как производящие основы современного словообразования / М. А. Бакина // Развитие словообразования современного русского языка. М.: Наука, 1966. — С.55−73.
  10. Р.В. Значение и образование отыменных глаголов с суффиксом -0−1/-и (ть) / Р. В. Бахтурина // Развитие словообразования современного русского языка. М.: Наука, 1966. — С.74−112.
  11. Ю.А. Окказионализмы / Ю. А. Бельчиков // Русский язык: Энциклопедия / Под ред. Ю. Н. Караулова. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. — С. 283−284.
  12. Г. Н. Идея синтеза в творческих исканиях JI.H. Андреева: автореф. дис.. канд. филол. наук/Г.Н. Боева. Воронеж, 1996. — 18 с.
  13. В.Б. Наблюдения над языком и стилем ранних произведений И.А. Гончарова / В. Б. Бродская // Питания словьянського мовознавста. Т. 2. -Льв1 В, 1949.-С. 137−167.
  14. Ю.В. Современные тенденции разговорной речи / Ю. В. Бурбо // Вестник ТИСБИ. Казань, 2002. — № 4. — С. 137−141.
  15. Г. В. Сигналы разговорности в диалогах романа В. Шишкова «Угрюм-река» / Г. В. Бырдина // Проблематика и поэтика творчества В. Я. Шишкова: Сб. науч. тр. Тверь, 1995. — С. 74−79.
  16. Н.С. Активные процессы в современном русском языке: учеб. пособие /Н.С. Валгина. М.: Логос, 2001. — 304 с.
  17. Ю.В. Лингвостатистический справочник русской разговорной речи и получение информации высших уровней / Ю. В. Ванников // Вопросы лингвостатистического анализа русской разговорной речи. М., 1976. -С. 13−66.
  18. Л.М. Семантический класс глаголов поведения в современном русском языке / Л. М. Васильев // Исследования по семантике: межвуз. науч. сб. Уфа, 1976. — С. 41−65.
  19. В.В. О теории художественной речи / В. В. Виноградов. -М.: Высшая школа, 1971. 240 с.
  20. В.В. О языке художественной прозы. Избранные труды / В. В. Виноградов. М.: Наука, 1980. — 360 с.
  21. В.В. О стилизации разговорной речи в современной художественной прозе / В. В. Виноградова // Очерки по стилистике художественной речи. -М.: Наука, 1979. С. 66−76.
  22. Т.Г. Об эллиптическом словоупотреблении в современной разговорной речи / Т. Г. Винокур // Развитие лексики современного русского языка. М.: Наука, 1965. — С. 29−38.
  23. В.Н. Марксизм и философия языка / Бахтин М. М. // Тетралогия. М.: Лабиринт, 1998. — С. 297−456.
  24. К. Сирены Титана / К. Воннегут. М.: Азбука, 2000.336 с.
  25. А.З. И. Ильф. Е. Петров. Очерк творчества / А. З. Вулис. М.: Госуд. изд-во худож. л-ры, 1960. — 376 с.
  26. И.Р. К проблеме дифференциации стилей речи / И. Р. Гальперин // Проблемы современной филологии. М., 1965. — С. 87−103.
  27. И.Р. Очерки по стилистике английского языка / И. Р. Гальперин. М.: Изд-во лит-ры на иностр. языках, 1958. — 460 с.
  28. И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И. Р. Гальперин. -М.: Наука, 1981. 139 с.
  29. .М. Устная речь как семиотический объект / Б. М. Гаспаров // Семантика номинации и семиотика устной речи. Лингвистическая семантика и семиотика. Тарту, 1978. — С. 63−112.
  30. Л.Я. Устная речь и художественная проза / Л. Я. Гинзбург // Семиотика устной речи: Ученые записки Тарт. ун-та. 1979. — Вып. 481. — С. 54−89.
  31. Н.М. Языковое выражение образа автора и образа рассказчика в русской прозе молодых авторов (по произведениям С. Агеева, А. Иванова, С. Толкачева, М. Шараповой): дис.. канд. филол. наук / Н. М. Годенко. М., 2003. — 170 с.
  32. И.Б. Стилистика русского языка / И. Б. Голуб. М.: Рольф, 2001.-448 с.
  33. Е.А. Устная разговорная речь и формы ее выражения в структуре художественного текста / Е. А. Гончарова // Теория и практика лингвистического описания разговорной речи: сб. науч. тр. Горький, 1982. -С. 35−39.
  34. Городское просторечие. Проблемы изучения / отв. ред. Е. А. Земская и Д. Н. Шмелев. -М.: Наука, 1984. 189 с.
  35. Е. Страдающий мир Л. Петрушевской / Е. Гощило // Общественные науки и современность. 1991. — № 4. — С. 140−142.
  36. Е.Н. Стилизация разговорной речи в художественной прозе: культурно-исторический и лингвостилистический аспекты: На материалепроизведений А. Ремизова: дис.. канд. филол. наук / Е. Н. Гривенная. -Краснодар, 2005. 153 с.
  37. В.П. Поэтика слова / В. П. Григорьев. М.: Наука, 1979.344 с.
  38. К. Общие тенденции и специфические формы их реализации в современных славянских языках / К. Гудтшмидт // Jazykovedny casopis. Warszawa, 1998. — S. 15−26.
  39. Г. А. Реализм Гоголя / Г. А. Гуковский. М.-Л.: ГИХЛ, 1959.-328 с.
  40. В.Д. Ксеноденотатная направленность лексических сем / В. Д. Девкин // Теория и практика лингвистического описания разговорной речи / Горьк. гос. пед. ин-т ин. яз. им. Н. А. Добролюбова. 1976. — Вып. 7. -Ч. I. — С. 140−144.
  41. К. А. Интерпретация текста (французский язык) / К. А. Долинин. -М.: Просвещение, 1985. -288 с.
  42. К.А. Ролевая структура коммуникации и разговорная речь / К. А. Долинин // Теория и практика лингвистического описания разговорной речи: сб. науч. тр. Горький, 1976. — С. 149−156.
  43. К.А. Стилистика французского языка / К. А. Долинин. Л.: Просвещение, 1978. — 343 с.
  44. Е. Человек без адреса: Роман Вл. Маканина «Андеграунд, или герой нашего времени» как книга последних слов / Е. Ермолин // Континент. 1998. — N98. — С. 322−350.
  45. А.К. Михаил Зощенко: поэтика недоверия / А. К. Жолковский. М.: Школа «Языки русской культуры», 1999. — 392 с.
  46. Е.А. Активные процессы современного словопроизводства / Е. А. Земская // Русский язык конца XX столетия (1985−1995). М.: Наука, 1996. -С. 90−140.
  47. Е.А. О грамматике устного высказывания / Е. А. Земская // Вопросы языкознания. 1980. — № 2. — С. 45−60.
  48. Е.А. Понятия производности, оформленности и членимости основ / Е. А. Земская // Развитие словообразования современного русского языка. М.: Наука, 1966. — С. 6−18.
  49. Е.А. Русская разговорная речь: итоги и перспективы исследования / Е. А. Земская, Е. Н. Ширяев // Русистика сегодня. Язык: система и ее функционирование. М.: Наука, 1988. — С. 121−152.
  50. Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения / Е. А. Земская. М.: Русский язык, 1979. — 240 с.
  51. Е.А. Русская разговорная речь. Общие вопросы. Словообразование. Синтаксис / Е. А. Земская, М. В. Китайгородская, Е. Н. Ширяев. -М.: Наука, 1981. 276 с.
  52. Е.А. Словообразование как деятельность / Е. А. Земская. М.: Высшая школа, 1992. — 220 с.
  53. Е.А. Специфика семантики и комбинаторики производства слов-гибридов / Е. А. Земская // Slavische Wortbildung: Semantik und Kombinatorik / Hrsg. S.Mengel. Miinster-Hamburg-London, 2002/- S. 157−169.
  54. Е.А. Язык русского зарубежья / Е. А. Земская // Русский язык: исторические судьбы и современность. Международный конгресс исследователей русского языка. Труды и материалы. М.: Изд-во МГУ, 2001. -С. 28−37.
  55. Н.Б. Проза Юрия Трифонова / Н. Б. Иванова. М.: Советский писатель, 1984. — 296 с.
  56. Н.В. Отражение особенностей построения разговорной речи в порядке слов диалогов художественных произведений (На материале прозы Чехова): автореф. дис.. канд. филол. наук / Н. В. Изотова. Ростов, 1987. -30 с.
  57. Г. Г. Очерки по синтаксису современной русской разговорной речи / Г. Г. Инфантова. Ростов-на-Дону, 1973. — 135 с.
  58. Т.В. «Маленький человек» в творчестве Людмилы Петрушевской / Т. В. Казачкова // Пушкин в меняющемся мире. Курган, 1999. -С. 1138−141.
  59. Ю.Н. Словарь Пушкина и эволюция русской языковой способности / Ю. Н. Караулов. М.: Наука, 1992. — 168 с.
  60. О. О роли контекста в разных типах коммуникатов / О. Кафкова // Синтаксис текста. М.: Наука, 1979. — С. 236−247.
  61. Кёстер-Тома 3. Стандарт, субстандарт, нонстандарт / 3. Кёстер-Тома // Русистика. Берлин, 1993. — № 2. — С. 15−31.
  62. Ким Юн-Ран. Об особенностях организации повествования в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» / Юн-Ран Ким II Вестник МГУ. Сер. 9. Филология. 1997. — № 3. — С. 20−31.
  63. Л.А. Существительные со значением единичности / Л. А. Климкова // Филологические науки. 1979. — № 5. — С. 76−82.
  64. В.В. Язык города / В. В. Колесов. М.: Высшая школа, 1991. — 192 с.
  65. Г. В. Коммуникативная функция и структура языка / Г. В. Колшанский. М.: Наука, 1984. — 175 с.
  66. Е.С. Минимизация слов и морфем как явление словообразования: дис.. канд. филол. наук / Е. С. Конопкина. Липецк, 2005. -204 с.
  67. Е.С. О некоторых процессах современного словопроизводства/ Е. С. Конопкина // Коммуникативно-смысловые параметры лексикологии, грамматики и лингвистики текста: сб. ст. Липецк, 2003. — С. 97 105.
  68. .О. Изучение текста художественного произведения / Б. О. Корман. -М.: Просвещение, 1972. 110 с.
  69. С.В. Несобственно-прямая речь в современном русском языке: структурно-семантический и функциональный аспекты: автореф. дис.. канд. филол. наук / С. В. Коростова. Краснодар, 1999. — 21 с.
  70. В.Г. Языковой вкус эпохи: Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа / В. Г. Костомаров. -М.: Педагогика-Пресс, 1994. -248 с.
  71. В.Г. Мы стали смелыми и полюбили мат? / В. Г. Костомаров // Учительская газета. 2002. — 25 сент. (http//www.ug.ru/95.25/250 902.html).
  72. Е.В. Имя существительное в русской разговорной речи. Функциональный аспект / Е. В. Красильникова. М.: Наука, 1990. — 123 с.
  73. И.Р. Прагматика окказиональных антрополексем в современном русском языке: дис.. канд. филол. наук / И. Р. Красникова. -Ростов-на-Дону, 2004. 153 с.
  74. Э.В. Некоторые наблюдения над своеобразием творческого освоения особенностей разговорной речи в современной прозе / Э. В. Кромер // Лингвистика какая она есть. Лингвистика — какая она будет: сб. науч. тр. -Иваново, 1998.-С. 128−143.
  75. Э.В. Особенности стилизации разговорной речи в художественном тексте: автореф. дис.. канд. филол. наук / Э. В. Кромер М., 1988.-24 с.
  76. Е. Заметки о значении слова / Е. Курилович // Esquisses linguistiques. 1960. — С. 172−181.
  77. Ю.А. Усечение в современной речи: дис.. канд. филол. наук / Ю. А. Лазарева. М., 2004. — 250 с.
  78. В.Я. Вторая встреча: Воспоминания, портреты, статьи / В. Я. Лакшин. М.: Советский писатель, 1984. — 368 с.
  79. О.А. Русский разговорный синтаксис / О. А. Лаптева. М: Наука, 1976.-400 с.
  80. О.А. Устная публичная речь / О. А. Лаптева // Русский язык: Энциклопедия / Под ред. Ю. Н. Караулова. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. — С. 580−582.
  81. Г. А. Триптих М.А. Булгакова о русской революции: «Белая гвардия" — «Записки покойника" — «Мастер и Маргарита». Комментарии / Г. А. Лесскис. М.: ОГИ, 1999. — 432 с.
  82. И.А. Русская разговорная речь (лексика) в «почтовой прозе» первой трети XX в.: автореф. дис.. канд. филол. наук / И. А. Лешутина. -М., 1999.-21 с.
  83. Т.В. Разговорная речь в художественном тексте: автореф. дис.. канд. филол. наук / Т. В. Лигута. Саратов, 1976. — 24 с.
  84. М. Трагедия и мало ли что еще / М. Липовецкий // Новый мир. 1994. — № 10. — С. 229−232. — Рец. на кн.: Петрушевская Л. По дороге бога Эроса / Л. Петрушевская. — М.: Олимп, 1993.
  85. Ю.М. Структура художественного текста: Семиотические исследования по теории искусства / Ю. М. Лотман. М.: Искусство, 1970, -384 с.
  86. Н.А. Экспрессивная лексика разговорного употребления: автореф. дис.. докт. филол. наук / Н. А. Лукьянова. Свердловск, 1986. — 31 с.
  87. Я.С. Россия древняя и Россия Новая (Избранное) / Я. С. Лурье. -СПб, 1997.-403 с.
  88. А.Г. Русское окказиональное слово и языковая норма / А. Г. Лыков // Русский язык в школе. 1972. — № 6. — С. 17−20.
  89. А.Г. Русское окказиональное слово как лексическая единица речи / А. Г. Лыков // Филологические науки. 1971. — № 5. — С. 70−81.
  90. Лю Юн. Динамика стилистической квалификации разговорных и просторечных слов в современной русской лексикографии: дис.. канд. филол. наук / Лю Юн. М., 2004. — 212 с.
  91. Лю Юн. О разговорных и просторечных словах в художественном тексте и их стилистической квалификации в современной лексикографии / Лю Юн // Вестник Лит. ин-та им. Горького. М., 2003. — С. 168−175.
  92. Ю.В. Автор и повествование / Ю. В. Манн // Изв. АН СССР: СЛЯ. Т. 50. 1991. — № J. с. 3−19.
  93. Ю.В. Об эволюции повествовательных форм (вторая половина XIX в.)/Ю.В. Манн//Изв. РАН. Сер. лит. и яз. Т. 51. 1992. -№ 1. — С. 54−58.
  94. Т.Н. О некоторых аспектах динамики речевых форм в художественной прозе конца XX века / Т. Н. Маркова // Вестник Оренбург, гос. ун-та. 2002. — № 8. — С. 126−129.
  95. Т.Н. Стилевые тенденции в прозе конца XX века: специфика речевых форм / Т. Н. Маркова // Известия Урал. гос. ун-та. Проблемы образования, науки и культуры. Вып. 14. — 2003. — № 27. — С. 85−97.
  96. Т.Н. Формотворческие тенденции в прозе конца XX века (В. Маканин, Л. Петрушевская, В. Пелевин): автореф. дис.. докт. филол. наук/ Т. Н. Маркова. -Екатеринбург, 2003. 46 с.
  97. О.А. Повествование от первого лица. Интерпретация текста / О. А. Мельничук. М.: Изд-во МГУ, 2002. — 208 с.
  98. Н.Б. Социальная лингвистика: пособ. для студ. гуманитар, вузов / Н. Б. Мечковская. М.: Аспект Пресс, 2000. — 207 с.
  99. М.К. Конструкции с косвенной речью в современном русском языке / М. К. Милых. Ростов: Изд-во Ростовского ун-та, 1975. — 212 с.
  100. В.Г. О разговорных единицах как стилистически маркированном средстве языка / В. Г. Миронова // Взаимодействие грамматики и стилистики текста: сб. науч. тр. Алма-Ата, 1988. — С. 70−76.
  101. Т. Подземные жители: (Рец. на кн. Маканина Вл. «Андеграунд, или герой нашего времени») / Т. Морозова // Москва. 1998. — № 12.-С. 144−148.
  102. Т.С. Разговорная речь как сфера реализации возможностей системы словообразования / Т. С. Морозова // Теория и практика лингвистического описания разговорной речи / Горький. 1978. — Вып. 9. — С.50.54.
  103. JI. Раннее евангелие постмодернизма, или «При наличии отсутствия» / JI. Мочалов // Нева. 1997. — № 4. — С. 189−195.
  104. Н.Н. Конструкции разговорного синтаксиса в современной художественной прозе (Парцелляция в повести А. Приставкина «Ночевала тучка золотая») / Н. Н. Мясищева // Текстологический аспект в изучении синтаксических единиц. Л., 1990. — С. 158−164.
  105. Т.М. От звука к тексту / Т. М. Николаева. М.: Языки русской культуры, 2000. — 679 с.
  106. Л.Б. Синхронная социолингвистика (теория и проблемы) / Л. Б. Никольский. М.: Наука, 1976. — 168 с.
  107. А.И. Разговорная лексика в структуре художественного повествования / А. И. Олейникова // Вопросы изучения русского языка: сб. науч. тр. Владикавказ, 1991. — С. 200−206.
  108. Н.Н. К вопросу о лингвистическом статусе несобственно-прямой речи / Н. Н. Орехова // Вопросы современной лингвистики. -Архангельск, 1999. С. 85−89.
  109. JI.И. Активные процессы в современном русском словообразовании: автореф. дис.. канд. филол. наук / Л. И. Осипова. М., 1999. — 41 с.
  110. Л.И. О словах типа маршрутка, кругосветка в современном русском языке / Л. И. Осипова // Русский язык в школе. 1985. -№ 5. — С. 75−79.
  111. E.B. В.В. Виноградов и наука о языке художественной прозы / Е.В. Падучева // Изв. РАН. Сер. лит. и яз. Т. 54. 1995а. — № 3. — С. 3948.
  112. Е.В. Говорящий как наблюдатель. Об одной возможности применения лингвистики в поэтике / Е. В. Падучева // Изв. РАН. Сер. лит. и яз. Т. 52. № 3. — С. 33−45.
  113. Е.В. К определению лингвистических параметров несобственно-прямой речи / Е. В. Падучева // Лотмановский сборник. Ч. I. М.: Гарант, 19 956.-С. 642−654.
  114. Е.В. Нарратив как вид коммуникации: о модернизме и его отличиях от традиционных повествовательных форм / Е. В. Падучева // НТИ. Сер. 2. Информационные процессы и системы. 1999. — № 10. — С. 33−39.
  115. Е.В. Семантические исследования (Семантика времени и вида в русском языке- семантика нарратива) / Е. В. Падучева. М.: Школа «Языки русской культуры, 1996. — 464 с.
  116. Г. Г. Разговорная речь и художественный диалог / Г. Г. Полищук, О. Б. Сиротинина / Лингвистика и поэтика: сб. ст. М.: Наука, 1979.-С. 188−199.
  117. Л.П. Художественный диалог и разговорная речь / Л. П. Полянская // Вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков. Омск. — 2000. — Вып. 3. — С. 180−185.
  118. Е.А. Динамика русского синтаксиса в XX веке: лингвокультурологический анализ: автореф. дис.. докт. филол. наук / Е. А. Покровская. Ростов-на-Дону, 2001.- 41 с.
  119. Е.А. Этапы развития русского синтаксиса в лингвокулыурологическом аспекте / Е. А. Покровская // Русский язык. 2001а. — 23 апр.
  120. Е.А. Авторская модальность как средство выражения антропоцентричности текста: дис.. канд. филол. наук / Е. А. Попова. -Липецк, 1996.-254 с.
  121. Е.А. Несобственно-прямая речь как средство структурно-смысловой организации несобственно-прямого дискурса / Е. А. Попова // Коммуникативно-смысловые параметры лексикологии, грамматики и лингвистики текста: сб. ст. Липецк, 2003. — С. 12−29.
  122. Разговорная речь // Энциклопедия «Кругосвет». Central European University Regents, 2001. — (http//www.kmgosvet.ru/articles/92/1 009 206/print.htm).
  123. В.Л. Конструкции связного текста в современном русском языке / В. Л. Ринберг. Львов: Вища школа, 1987. — 168 с.
  124. Л.И. Многоприставочные глаголы в русском и других славянских языках / Л И. Ройзензон. Самарканд, 1974. — 230 с.
  125. А.Ю. Просторечное или экспрессивно-разговорное? (Об одном из спорных вопросов кодификации лексических единиц) / А. Ю. Романов // Вестник ЛГУ. Сер. 2. 1987. — Вып. 3 (№ 16). — С. 114−115.
  126. Н.Л. Автор повествователь — протагонист в субъективированном повествовании / Н. Л. Романова // Studia Linguistica. — XI. Проблемы когнитивной семантики: сб. ст. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2002.-С. 142−149.
  127. Русская грамматика: Т.1. М.: Наука, 1980. (http//edu.shd.ru/projects/gram/indexI.html).
  128. Русская разговорная речь / отв. ред. Е. А. Земская. М.: Наука, 1 973 485 с.
  129. Русская разговорная речь: метод, указания к спецкурсу для иностранных студентов и стажеров. Воронеж, 2001. — 44 с.
  130. Русская разговорная речь: сб. науч. тр. / под ред. О. Б. Сиротининой. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1970. — 251 с.
  131. Русская разговорная речь: Тексты / отв. ред. Е. А. Земская, Л. А. Капанадзе. М.: Наука, 1978. — 305 с.
  132. Русская разговорная речь. Фонетика. Морфология. Лексика. Жест. -М.: Наука, 1983.-240 с.
  133. Э.Р. Новые слова с суффиксом -абельн- / Э. Р. Сальман, Е. А. Левашов // Новые слова и словари новых слов. Л.: Наука, 1978. — С. 117 124.
  134. Санджи-Горяева З. С. Усечение как способ словообразования в разговорной речи / З.С. Санджи-Горяева // Актуальные проблемы русского словообразования. Ч. II. Самарканд, 1972. — 242−253.
  135. A.M. Язык революционной эпохи: из наблюдений над русским языком последних лет (1917- 1926) / A.M. Селищев. 2-е изд., стереотип. М.: Едиториал УРСС, 2003. — 248 с.
  136. О.Б. Разговорные типы речевой культуры и хорошая речь / О. Б. Сиротинина // Хорошая речь. Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 2001. — (http//www.gramota.ru/mag-arch.html?id=129).
  137. О.Б. Русская разговорная речь: пособие для учителя / О. Б. Сиротинина. М.: Просвещение, 1983. — 80 с.
  138. О.Б. Сигналы разговорности в истории художественной речи / О. Б. Сиротинина, М. Н. Максимова // Вопросы стилистики. Стилистика художественной речи: межвуз. науч. сб. Саратов, 1988. — С. 73−78.
  139. О.Б. Что и зачем нужно знать учителю о русской разговорной речи: пособие для учителя / О. Б. Сиротинина. М.: Просвещение, 1996.- 175 с.
  140. Г. Н. Еще раз о проблемах лексикографической стилистики / Г. Н. Скляревская // Вопросы языкознания. 1988. — № 3. — С. 8497.
  141. Г. Н. О соотношении лексикографических понятийразговорное» и «просторечное»: автореф. дис. канд. филол. наук /
  142. Г. Н. Скляревская. Л., 1973. — 19 с.
  143. Ю.М. Рецензия. / Ю. М. Скребнев // Вопросы языкознания. 1976. — № 3. — С. 140. — Рец. на кн.: Русская разговорная речь / отв. ред. Е. А. Земская. — М.: Наука, 1973. — 485 с.
  144. А.И. К вопросу о слове / А. И. Смирницкий // Труды Института языкознания АН СССР. М., 1954. — Т. IV. — С. 3−49.
  145. .В. Три жизни Михаила Булгакова / Б. В. Соколов. М.: Эллис Лак, 1997. — 432 с.
  146. Л.А. Несобственно-авторская (несобственно-прямая) речь как стилистическая категория / Л. А. Соколова. Томск: ТГПИ, 1968. — 158 с.
  147. Г. Я. Стилистика текста / Г. Я. Солганик. М.: Флинта, 1997.-256 с.
  148. А.Н. Михаил Зощенко: Судьба художника. М.: Советский писатель, 1990. — 256 с.
  149. Ю.С. Французская стилистика / Ю. С. Степанов. М.: Высшая школа, 1965. — 355 с.
  150. М.Д. Словообразование современного немецкого языка / М. Д. Степанова. М.: Наука, 1953. — 375 с.
  151. К. Кризис на пороге свободы: Маканин В. «Андеграунд, или Герой нашего времени» / К. Степанян // Знамя. 1999. — N 8. — С. 204−14.
  152. В.В. Нарративный потенциал несобственно-прямой речи в художественном тексте: дис.. канд. филол. наук / В. В. Сысоева. Белгород, 2004.-219 с.
  153. Е.В. Глагольные новообразования в современном русском языке: семантика и функционирование: автореф. дис.. канд. филол. наук / Е. В. Тумакова. Тюмень, 2003. — 20 с.
  154. И.С. Словообразовательная семантика в русском языке и принципы ее описания / И. С. Улуханов. М.: Наука, 1977. — 256 с.
  155. .А. Поэтика композиции. Струкутура художественного текста и типология композиционной формы / Б. А. Успенский. М.: Искусство, 1970.-224 с.
  156. Н.И. Окказиональные слова и лексикография / Н. И. Фельдман // Вопросы языкознания. 1957. — № 4. — С. 64−73.
  157. Хан-Пира Э. Об окказиональном слове и окказиональном словообразовании русского языка / Э. Хан-Пира // Развитие словообразования русского языка. М.: Наука, 1966. — С. 153−166.
  158. Р.И. Об одном способе словообразования / Р. И. Хашимов // Русский язык. Актуальные проблемы лингвистики и дидактики. Елец, 2002. -С. 316−322.
  159. В.В. Поэтика низкого, или Просторечие как культурный феномен / В. В. Химик. СПб.: Филол. фак-т СПбГУ, 2000. — 278 с.
  160. И.Я. Элементы организации художественного прозаического текста / И. Я. Чернухина. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1984, — 115 с.
  161. Р.Г. Способы стилизации разговорной речи в прозе А.И. Куприна: автореф. дис.. канд. филол. наук / Р. Г. Чечет. Минск, 1989. -22 с.
  162. А.И. Мир Чехова. Возникновение и утверждение / А. И. Чудаков. М.: Советский писатель, 1986. — 379 с.
  163. М.О. Поэтика Михаила Зощенко / М. О. Чудакова. М.: Наука. 1979.-200 с.
  164. Г. М. Синтаксис конструкций с чужой речью / Г. М. Чумаков. Киев: Вища школа, 1975. — 220 с.
  165. Н.Ю. К вопросу об общенародном и индивидуальном в языке писателя / Н. Ю. Шведова // Вопросы языкознания. 1952. — № 2. — С. 104−126.
  166. Н.Ю. Очерки по синтаксису русской разговорной речи / Н. Ю. Шведова. М.: Изд-во АН СССР, 1960. — 378 с.
  167. С.Г. Словообразовательная семантика и ее вариативность / С. Г. Шейдаева // Языковая семантика и образ мира: материалы международной научной конференции- Казань, 1997. (http//www.ksu.ru/science/news/lingv97/ nl02. htm).
  168. Е.Н. Несобственно-прямая речь / Е. Н. Ширяев // Русский язык: Энциклопедия / под ред. Ю. Н. Караулова. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. — С. 267−268.
  169. Е.Н. Структура разговорного повествования / Е. Н. Ширяев // Русский язык. Текст как целое и компоненты текста. М.: Наука, 1982. — С. 106−121.
  170. Д.Н. Русский язык в его функциональных разновидностях / Д. Н. Шмелев. -М.: Наука, 1977. 168 с.
  171. В. Нарратология / В. Шмид. М.: Языки славянской культуры, 2003. — 312 с.
  172. Ю. О некоторых спорных чертах поэтики позднего Пастернака / Ю. Щеглов // Пастернаковские чтения. 1998. — Вып. 2. — С. 178 191.
  173. Юань Цуй. Коллоквиализация языка современной прессы (на материале словообразования имен существительных): автореф. дис.. канд. филол. наук / Юань Цуй. М., 2006. — 20 с.
  174. Янко-Триницкая Н. А. Наименования лиц женского пола существительными женского и мужского рода / Н.А. Янко-Триницкая // Развитие словообразования современного русского языка. М.: Наука, 1966. -С.167−210.
  175. Янко-Триницкая Н. А. Продуктивные способы и образцы окказионального словобразования / Н.А. Янко-Триницкая // Актуальные проблемы русского словообразования. Ташкент, 1975. — С. 413−418.
  176. Янко-Триницкая Н.А. Штучки-дрючки устной речи (Повторы-отзвучия) / Н.А. Янко-Триницкая // Русская речь. 1968. — № 4. — С. 48−52.
  177. М.А. Универбация как разновидность аббревиации / М. А. Ярмашевич // Вестник ОГУ. 2003. — № 5. — С. 4−8.
  178. Anusiewicz J. Charakterystyka tekstov moionych na tie klasyfikacji aktow komunikacyinych / J. Anusiewicz, Fr. Nieckula // Studia nad skladni^ polszczyzny mowionej. Ossolineum, 1978. — P. 21−39.
  179. L. О stylu modern! ceske prozy / L. Dolezel // Vystavba textu. -Praha, 1960.- 118 p.
  180. Kv. О podstate hovorovosti / Kv. Kozevnikova // Studia Slavica Pragensia. Universitas Carolina Pragensis, 1973. — P. 200−202.
  181. McHale Brian. Free Indirect Discourse: a Survey of Recent Accounts / Brian McHale // PTL. A Journal for Descriptive Poetics and Theory of Literature. -1978.-Vol. 3.-P. 249−287.
Заполнить форму текущей работой