Педагогические условия повышения эффективности образовательного процесса в местах лишения свободы: Для несовершеннолетних осужденных
Одним из негативных результатов беспризорности детей явилось либо отречение их от образовательного процесса вообще, либо не особое прилежание в учебе, либо значительный перерыв в ней, утраченные или несформированные навыки и привычки учебной работы, слабый интерес к познавательной деятельности. Следовательно, в настоящее время в местах лишения свободы необходимо решить все организационно-правовые… Читать ещё >
Содержание
- 1. Образовательный процесс в местах лишения свободы
- 1. 1. Причины изоляции несовершеннолетних от общества
- 1. 2. Анализ превентивных мер, снижающих риск совершения правонарушений несовершеннолетними
- 1. 3. Значение образования в местах лишения свободы
- 2. Педагогические условия повышения эффективности образовательного процесса в местах лишения свободы
- 2. 1. Характеристика контингента несовершеннолетних осужденных
- 2. 2. Особенности образовательного процесса в местах лишения свободы
- 2. 3. Выявление и апробация педагогических условий успешности образовательного процесса несовершеннолетних осужденных
- 2. 4. Анализ результатов экспериментальной работы
- Заключение
- Литература
- Приложения
Педагогические условия повышения эффективности образовательного процесса в местах лишения свободы: Для несовершеннолетних осужденных (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования.
Следствием социально-экономического реформирования, государственного и общественного устройства в России большое количество детей и подростков оказались без надлежащей опеки со стороны родителей, воспитателей и государства. Беспризорность несовершеннолетних достигла размеров детской беспризорности двадцатых годов прошлого столетия, а преступность несовершеннолетних в стране стала носить общественно опасный характер. Возрастает число преступлений, совершаемых подростками с особой жестокостью, цинизмом и дерзостью. Все больше и больше детей, не достигших возраста привлечения к уголовной ответственности, совершает общественно опасные деяния. Растет число детей и подростков, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних.
Вместе с тем растет понимание того, что на фоне обострившейся криминогенной обстановки нельзя ограничиваться совершенствованием лишь криминалистических методов и средств' своевременного выявления, расследования и раскрытия каждого преступления, совершенного подростком, необходимо широко использовать психолого-педагогические методы предупреждения и коррекции правонарушений несовершеннолетних. В нашей стране цель исправления и перевоспитания осужденных зачастую лишь декларировалась, а основное внимание было сосредоточено на вопросах трудоиспользования лиц, отбывающих наказание [18]. По мнению Р. И. Панкратова Р.И. «.существующие в настоящее время воспитательные колонии не есть средство исправления, а просто способ временной изоляции вредных элементов, к которому приходится прибегать поневоле за неимением других» [122, с. 183]. Существующие концепции исправления и перевоспитания осужденных нуждаются в дальнейшем развитии. В связи с этим, интенсивный поиск и разработка оптимальных средств воспитания и исправления, профилактики правонарушений детей и подростков в настоящее время представляют собой задачу первостепенной важности.
Одним из негативных результатов беспризорности детей явилось либо отречение их от образовательного процесса вообще, либо не особое прилежание в учебе, либо значительный перерыв в ней, утраченные или несформированные навыки и привычки учебной работы, слабый интерес к познавательной деятельности. Следовательно, в настоящее время в местах лишения свободы необходимо решить все организационно-правовые проблемы для эффективного общеобразовательного обучения неграмотных и малограмотных осужденных, которые в ближайшие годы в значительном количестве будут пополнять исправительные учреждения. Получение образования несовершеннолетними преступниками является одной из форм их ресоциализации, что подтверждается соответствующими законодательными документами.
В Уголовно-исполнительном кодексе РФ общеобразовательное обучение и профессиональную подготовку называют одними из средств исправления. В ст. 112 записано: «В исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, основного общего образования. Осужденным, желающим продолжить образование в целях получения среднего (полного) общего образования, администрацией исправительного учреждения и соответствующими органами местного самоуправления создаются необходимые условия».
Обучаясь, человек усваивает не только профессиональные и специальные знания, навыки и умения, но и социальный опыт, вырабатывает свои взгляды, убеждения, активную жизненную позицию, повышает уровень общей и профессиональной подготовки, правовой культуры. Повышение общеобразовательного и профессионального уровней создает предпосылки для успешной социальной адаптации после выхода на свободу, что в свою очередь, способствует снижению рецидивной преступности [104].
Общеобразовательные программы в местах лишения свободы должны быть направлены на решение задач исправления личностных деформаций несовершеннолетних преступников, формирования общей культуры и законопослушного поведения, повышения уровня интеллекта, адаптации личности к жизни в обществе и ее ресоциализации, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. Обучение в местах заключения обеспечивает неразрывную связь с системой образования в стране, предоставляя осужденным возможность дальнейшего получения образования после освобождения [15, с. 140−141].
Успешность обучения в школе и профтехучилище в местах лишения свободы во многом зависит от отношения осужденных к приобретению знаний, навыков и умений, от проявления ими непосредственного интереса к получению общего образования и специальности, от перспективы планирования собственной жизни. Многие несовершеннолетние осужденные желают учиться в средней школе, они связывают учебу с жизненными планами (поступлением в техникум и вуз после освобождения, работой по приобретенной специальности). Но, вместе с тем, большинство из них к моменту ареста за совершенное преступление либо имели значительный перерыв в учебе, либо не отличались прилежанием к учебе в подростковом и юношеском возрасте и поэтому утратили навыки и привычки учебной работы, интерес к познавательной деятельности. Часть осужденных, подлежащих обучению, не видит смысла в этом, не связывает приобретение общих и профессиональных знаний с жизненными перспективами и планами, но идет учиться, «чтобы быстрее проходило время», «потому что заставляют», «чтобы быть в активе», «чтобы не быть наказанным» и т. д. Некоторые пытаются уклониться от учебы в школе и ПТУ в связи с негативным отношением к получению образования.
Особенности контингента обучающихся, их возраст, отсутствие или недостаточность мотивации к обучению, диктуют необходимость применения на практике специальных педагогических подходов, использование в процессе обучения специальных технологий, внедрения в практику педагогической деятельности индивидуальных методов обучения. Повышение эффективности работы образовательных учреждений в Управлении исполнения наказаний невозможно без осуществления дифференцированного подхода к содержанию и методам обучения, без овладения руководителями и педагогическими работниками адекватными теоретическими знаниями, педагогическими и управленческими технологиями.
В настоящее время, к сожалению, в большинстве субъектов Российской Федерации обучению осужденных уделяется недостаточно внимания. Школа в колонии, по мнению некоторых авторов, в основном копирует массовую общеобразовательнуюобучение в ней носит формальный характер, оборудование — удручающее, а персонал представлен слабо подготовленными кадрами [145]. Проблемы и трудности обычной школы в школе для осужденных «выражены чрезвычайно резко, доведены до крайности». Эти сложности неблагоприятно сказываются на воспитательно-образовательном процессе.
Только при условии решения проблемы социальной адаптации осужденных путем поиска новых форм и методов их воспитания и исправления у любого из осужденных появится шанс стать полноценным членом общества. Тем более что для эффективного занятия образовательным процессом сейчас сложились идеальные условия, т.к. наличие значительного количества свободного времени у осужденных, пребывающих в местах лишения свободы, объективно способствует активному познавательному процессу [50].
Строгая правовая регламентация функционирования исправительных учреждений, а, следовательно, и воспитательно-образовательной деятельности при реализации педагогического процесса нередко приводит к возникновению противоречий между педагогической целесообразностью и рамками норм права. Изоляция от общества, специальный режим, кратковременность пребывания и частая смена контингента обучающихся значительно осложняют образовательный процесс. Это, в свою очередь, требует поиска новых путей решения проблемы и предъявляет высокие требования к педагогическому персоналу воспитательных колоний, к организации воспитательно-образовательного процесса, к использованию педагогических приемов, средств и форм. Воспитательно-образовательная деятельность в исправительных учреждений для несовершеннолетних осужденных, представляя собой разновидность образовательной системы, обладает своей спецификой, которая обусловлена особенностями элементов, ее составляющих. В отношении несовершеннолетних осужденных, выступающих объектом воспитательно-образовательной деятельности, необходим особый подход к организации процесса обучения, воспитания и социализации. Ученика в колонии нужно учить «.индивидуально, ярко, жестко, с ориентацией на конечный результат» [145, с. 46].
К изучению проблемы организации воспитательно-образовательной деятельности несовершеннолетних преступников обращались многие исследователи. Теоретико-методологической основой исследования являются: концепции о развитии личности в процессе деятельности (Л.С. Выготский, Р. Г. Гурова, В. М. Коротов, Б. Т. Лихачев, З. А. Малькова, И. С. Марьенко, Н. Д. Никандров, С. Т. Шацкий и др.), концепции самоактуализации человека (А. Маслоу, Ж. Годфруа др.), социально-педагогические концепции активного взаимодействия человека и среды в процессе социализации личности (А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинский, А. В. Мудрик, М. И. Рожков, С. Т. Шацкий и др.) — теории индивидуализации и дифференциации обучения (Р.Б. Вендеровская, А. А. Вербицкий, И. Унт, У. И. Лийметс, М. А. Холодная и др.) — теории проблемного и развивающего обучения (И.Я. Лернер, М. Н. Скаткин и др.) — формы и методы исправления и перевоспитания несовершеннолетних осужденных в современных условиях (В.Ф. Пирожков, Ю. А. Алферов, Ю. М. Антонян, Г. П. Байдаков,.
О.И. Поспелова, Р. И. Панкратов и др.) — педагогические концепции работы с подростками девиантного поведения (А.С. Макаренко, А. В. Мудрик, Н. А. Андреев, Ю. В. Тараканов, А. И. Кочетов и др.). Вместе с тем рост подростковой преступности привел к появлению ряда противоречий психолого-педагогического характера, не нашедших пока своего адекватного разрешения. Среди них основными являются противоречия между:
— низким уровнем образования несовершеннолетних осужденных и слабой эффективностью традиционного образовательного процесса в местах лишения свободы;
— необходимостью индивидуально-личностного подхода к обучению и воспитанию несовершеннолетних преступников и недостаточностью научно-практической разработанности данного вопроса;
— значимостью психолого-педагогического воздействия на несовершеннолетних правонарушителей непосредственно в процессе исполнения наказания и его недостаточным уровнем в реальной практике;
— необходимостью учета опыта ресоциализации несовершеннолетних осужденных и недостаточной разработкой научно-методической базы и дидактического обеспечения образовательного процесса в местах лишения свободы.
Необходимость их разрешения и определяет актуальность данного исследования.
Конкретизация противоречий практики образовательного процесса в местах лишения свободы привела к постановке проблемы: поиск адекватных мер по совершенствованию образовательного процесса в местах лишения свободы для несовершеннолетних осужденных с целью приведения его в соответствие с потребностями современного общества.
Исходя из этого, мы сформулировали тему нашего исследования: «Педагогические условия повышения эффективности образовательного процесса в местах лишения свободы (для несовершеннолетних осужденных)».
Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия, способствующие повышению эффективности образовательного процесса несовершеннолетних осужденных в местах лишения свободы.
Объект исследования — образовательный процесс в местах лишения свободы.
Предмет исследования — педагогические условия эффективности образовательного процесса несовершеннолетних осужденных в местах лишения свободы.
Гипотеза исследования — эффективность образовательного процесса в местах лишения свободы повысится, если:
— выявлены основные противоречия образовательного процесса в местах лишения свободы;
— проанализированы причины изоляции несовершеннолетних подростков от общества и средства ее предупреждения;
— установлены основные психолого-педагогические особенности подростков — воспитанников колонии, на основе которых определена типология групп несовершеннолетних преступников;
— подобраны и апробированы образовательные траектории для каждой группы несовершеннолетних осужденных;
— разработаны критерии й показатели, позволяющие оценить успешность образовательного процесса в местах лишения свободы, организованного с учетом выявленных педагогических условий.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были определены следующие задачи:
1. Выявить и проанализировать основные противоречия образовательного процесса в местах лишения свободы.
2. Уточнить значение и особенности деятельности образовательных учреждений в исправительных заведениях для несовершеннолетних осужденных.
3. Проанализировать основные причины изоляции несовершеннолетних преступников от общества и средства ее предупреждения.
4. Выявить специфику образовательного процесса в местах лишения свободы, провести сравнительный анализ личностных особенностей подростков — воспитанников колонии и на этой основе разработать типологию групп несовершеннолетних осужденных и образовательные траектории для каждой из них.
5. Выявить и апробировать педагогические условия эффективности образовательного процесса в местах лишения свободы несовершеннолетних осужденных.
6. Разработать критерии и показатели, позволяющие оценить успешность образовательного процесса в местах лишения свободы, организованного с учетом выявленных педагогических условий.
Решение задач исследования и уточнение его гипотезы обеспечивались комплексом взаимодополняющих методов исследования, среди которых: теоретический анализ (сравнительный, сопоставительный, обобщающий), диагностирование (тестирование, самооценка, экспертная оценка), экспериментальные методы (наблюдение, моделирование).
Исследование осуществлялось на базе органов и учреждений Управления исполнения наказаний МЮ РФ по Кемеровской области (в том числе Ленинск — Кузнецкой, Мариинской воспитательных колоний), общеобразовательной школы № 103 г. Новокузнецка, общеобразовательной школы п. Демьяновка Ленинск-Кузнецкого района. В эксперименте приняли участие 288 несовершеннолетних осужденных (в том числе 187 учащихся школы), 220 учащихся общеобразовательных школ, 55 педагогов, 138 сотрудников уголовно-исполнительной системы (начальники отрядов, психологи, воспитатели, слушатели Кузбасского филиала государственного образовательного учреждения «Владимирский юридический институт МЮ РФ»), родители осужденных.
Личное участие соискателя состоит в разработке основных положений и идей диссертации, дидактического обеспечения образовательного процесса несовершеннолетних осужденныхтипологии групп несовершеннолетних преступников, критериев оценки эффективности обучения различных категорий несовершеннолетних осужденных, в выборе и обосновании соответствующих образовательных технологий.
Первый этап (1998;2001 г. г.) — поисково-теоретический. Путем изучения юридической, криминологической, правовой, пенитенциарной, философской, социологической, педагогической, психологической литературы определена степень изученности проблемы, разработана программа исследования, сформулирована тема диссертации и определен предмет исследования.
Второй этап (2001;2003 гт.) — экспериментальный. Формировалась гипотеза исследованиябыла спроектирована и реализована программа опытно-экспериментальной работы, обоснованы и апробированы основные пути повышения эффективности образовательного процесса в местах лишения свободыотслеживались и анализировались промежуточные результаты эксперимента, были получены предварительные выводы.
Третий этап (2003;2004 гг.) — обобщающий. Систематизировались результаты опытно-экспериментальной работы, были уточнены выводы, оформлялись результаты исследования в виде диссертации и ее автореферата.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в:
— анализе основных противоречий образовательного процесса в местах лишения свободы;
— разработке типологии групп несовершеннолетних осужденных (на основе психолого-педагогической характеристики подростков — воспитанников воспитательной колонии) и спектра соответствующих образовательных траекторий;
— выявлении педагогических условий, обеспечивающих эффективность образовательного процесса в местах лишения свободы.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные теоретические положения и выводы опытно-экспериментальной работы использованы для подготовки конкретных рекомендаций. Реализация последних ощутимо повысила эффективность образовательного процесса в местах лишения свободы для несовершеннолетних осужденных. Для практических работников воспитательно-исправительных учреждений представляют интерес учебные планы, программы по гуманитарным дисциплинам.
Содержание, основные положения и результаты исследования могут быть использованы в ходе преподавания правовых и педагогических дисциплин, в процессе подготовки и переподготовки специалистов различного профиля и квалификации, стать составной частью спецкурса для студентов, интересующихся проблемами обучения и воспитания несовершеннолетних осужденных, найти применение в работе образовательных учреждений с педагогически запущенными подростками, страдающими различного вида девиациями, представляют интерес для педагогических работников детских домов, школ-интернатов, центров помощи, реабилитационных центров, спецшкол, спецПТУ и воспитательных колоний.
На защиту выносятся:
1. Уточнение особенностей образовательного процесса в местах лишения свободы для несовершеннолетних осужденных (специфика контингента обучающихся, требования режима изоляции, особые условия работы педагогического персонала и др.).
2. Распределение массива несовершеннолетних осужденных в соответствии с выделенными типологическими особенностями на группы, построение спектра соответствующих каждой группе образовательных траекторий.
3. Результаты опытно-экспериментальной работы по выявлению и апробации педагогических условий повышения эффективности образовательного процесса в местах лишения свободы для несовершеннолетних осужденных:
— повышение уровня квалификации педагогического персонала образовательного учреждения, улучшение материально-технического состояния и научно-методического обеспечения учреждения;
— уровневая дифференциация и индивидуализация обучения общеобразовательным предметам, учет индивидуальных особенностей личности воспитанников;
— оказание педагогической поддержки в виде индивидуальных и групповых учебных занятийиспользование педагогических средств стимулирующего характераформирование интереса обучающихся к учебной и творческой деятельностисоздание ситуации успеха в учебе и трудекорректное применение мер поощрения и наказанияформирование жизненной перспективывовлечение осужденных в деятельность: продуктивную, творческую, физкультурно — спортивную, общественную, преобразующую их отношение к жизни;
— сотрудничество педагогического коллектива воспитательной колонии с родителями осужденных, представителями общественных, молодежных, правоохранительных организаций, религиозных конфессий и т. д.;
— организация свободного времени воспитанников путем активного приобщения к духовной культуре, творчеству, спорту, здоровому образу жизни.
Достоверность результатов обеспечивается исходными методологическими позициями, адекватностью методов исследования, замыслом и задачами работы, теоретической обоснованностью разработанных рекомендаций по повышению эффективности образовательного процесса в местах лишения свободы, а также результатами опытно-экспериментальной работы конкретных образовательных учреждений.
Апробация результатов исследования. Основные положения исследования обсуждались и были одобрены на Всероссийских, региональных, городских научно-практических конференциях: г. Владимир (2003 г.), г. Новокузнецк (2001;2004 г. г.), на региональных совещаниях и семинарах сотрудников уголовно-исполнительной системы в г. Кемерово (2000;2002 г. г.) и г. Новокузнецке (2000;2003 г. г.) — на заседаниях кафедры теории и методики профессионального образования Кузбасской государственной педагогической академиикафедр гуманитарных дисциплин и уголовно-исполнительного права, пенитенциарной педагогики и пенитенциарной психологии Кузбасского филиала государственного образовательного учреждения «Владимирский юридический институт МЮ РФ» (2000;2003 г. г.).
Материалы исследования внедрены в практику работы органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы для несовершеннолетних преступников, Управления исполнения наказаний по Сибирскому федеральному округу, а также используются для повышения квалификации сотрудников уголовно-исполнительной системы (начальников отрядов, психологов, воспитателей и т. д.), в образовательном процессе Кузбасского филиала государственного образовательного учреждения «Владимирский юридический институт МЮ РФ».
Основные теоретические положения исследования и результаты опытно-экспериментальной работы отражены в 7 публикациях автора.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, литературы, состоящей из 192 источников, 17 приложений. Объем диссертации составляет 164 страницы, приложений 133 страницы.
Результаты исследования проблемы подтвердили справедливость гипотезы и эффективность педагогических условий образовательного процесса в местах лишения свободы.
Проведенное исследование не исчерпывает многогранной проблемы повышения эффективности образовательного процесса в местах лишения свободы. Накопленный теоретический и фактический материал может быть использован для последующих исследований.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие основные выводы:
1. Выявленные основные противоречия образовательного процесса несовершеннолетних осужденных между: низким уровнем образования несовершеннолетних преступников и слабой эффективностью организации традиционного образовательного процесса в местах лишения свободынеобходимостью индивидуально-личностного подхода к обучению и воспитанию несовершеннолетних осужденных и недостаточностью научно-практической разработанности данного вопроса и т. д., могут быть существенно ослаблены через создание особых педагогических условий, применение на практике специальных педагогических подходов и технологий, внедрение в практику педагогической деятельности индивидуальных методов обучения.
2. Для исправления личностных деформаций несовершеннолетних осужденных необходима система, рассчитанная на целостное формирование личности путем комплексного, всестороннего планомерного и непрерывного взаимодействия с несовершеннолетними осужденными. Поэтому роль образования осужденных в процессе возвращения их в нормальную жизнь высока. Существующие образовательные программы в учреждениях уголовно-исполнительной системы не в полной мере реализуют свой преобразующий потенциал. Образование должно стать важным средством обретения самосознания личности, надежды на благополучное возвращение к нормальной жизни. Повышение общеобразовательного и профессионального уровней создает предпосылки для успешной социальной адаптации после выхода на свободу, что в свою очередь, способствует снижению рецидивной преступности.
3. Анализ психолого-педагогической, правовой, криминологической и др. литературы, экспериментальных данных показал, что к основным причинам изоляции несовершеннолетних от общества можно отнести социальную ситуацию развития этих подростков: многодетную семью с низким материальным уровнем жизни, рождение ребенка 3−4-7 по счету, наличие судимых сиблингов, пьющую, неработающую мать, отсутствие отца, деформированные семейные отношения. При построении образовательного процесса с подростками-правонарушителями необходимо учитывать эти причины.
4. Для лучшего учета индивидуальных особенностей в организации учебного процесса подростков — воспитанников колонии разработана типология групп несовершеннолетних осужденных, в основе которой лежат их психолого-педагогические характеристики: степень отставания в интеллектуальном развитии, уровень педагогической запущенности, уровень владения учебными умениями и навыками, сформированность учебной мотивации, наличие или отсутствие у них личностных деформаций.
5. Разработанные критерии и показатели позволили оценить эффективность образовательного процесса в местах лишения свободы для несовершеннолетних осужденных.
6. Проведенный эксперимент показал, что соблюдение системы разработанных педагогических условий в образовательной деятельности школы воспитательной колонии привело к положительным изменениям обучающихся: формированию общей культуры осужденных, законопослушному поведению, что повышает шансы их успешной ресоциализации, создает основу для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
Список литературы
- Абдулина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования / О. А. Абдулина. — М.: Знание, 1984.-332 с.
- Абызов P.M. Типология личностных деформаций несовершеннолетних преступников / P.M. Абызов. Барнаул: БЮИ МВД России, 2002. -236 с.
- Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями: Материалы международной научно-практической конференции. / Под ред. А. Е. Чечетина. Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2003. — 272 с.
- Актуальные проблемы совершенствования ранней профилактики преступности и иных правонарушений несовершеннолетних. / Л. Л. Каневский // Правоведение, 1999. № 1. — С. 151 — 159.
- Александров Ю.К. «Если тебе дали срок.»: Справочник несовершеннолетнего осужденного / Ю. К. Александров. М.: Права человека, 1999.-226 с.
- Алексеев А.И. Как защитить себя от преступника / А. И. Алексеев, Ю. В. Васильев, Г. Г. Смирнов. М.: Знание, 1990. — 64 с.
- Алешкович О. «Театр жизни» как учебный предмет в начальной школе // Содержательная ценность учебных предметов базисного плана в начальной школе. Самара, 1993. — С. 28−35.
- Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш. А. Амонашвили. Минск, 1990.- 356 с.
- Андреев Н.А. Асоциальное поведение несовершеннолетних / Н. А. Андреев, Ю. В. Тараканов. Самара: Издательство Самарского юридического института Минюста России, 2001. — 154 с.
- Антонов А. Школа нужна всем / А. Антонов // Преступление и наказание. 2001. — № 3. — С. 38- 41.
- Антонян Ю.М. Об истоках формирования личности преступника / Ю. М. Антонян // Личность преступника и вопросы исправления и перевоспитания осужденных: Сборник научных трудов. М.: ВНИИ МВР СССР, 1990.-С. 3−13.
- Артамонов В.В. Нравственное воспитание осужденных: возможности и проблемы / В. В. Артамонов // Личность преступника и вопросы исправления и перевоспитания осужденных: Сборник научных трудов.- М.: ВНИИ МВР СССР, 1990. С. 68 -76.
- Бабанский Ю.К. К вопросу об оптимальном выборе средств обучения / Ю. К. Бабанский // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в средней школе с целью повышения эффективности учения школьников: Сборник научных трудов. Ростов н/Д., 1976. — С. 8−9.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю. К. Бабанский. М.: Высшая школа, 1982, — 263 с.
- Байдаков Г. П. Исправление и перевоспитание осужденных и другие цели исполнения уголовного наказания / Г. П. Байдаков // Личность преступника и вопросы исправления и перевоспитания осужденных: Сборник научных трудов. М.: ВНИИ МВД СССР, 1990. — С. 60−68.
- Беляева Л.И. Становление и развитие исправительных заведений для несовершеннолетних правонарушителей в России / Л. И. Беляева М.: Академия МВД России, 1995. — 101 с.
- Бем И. Продуктивное обучение: слагаемые системы / И. Бем, Й. Шнейдер // Школьные технологии. 1999. — № 4. Новые ценности образования. — 1999. — № 9. — С. 59−70.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 236 с.
- Беспалько В.П. Образование и обучение с учетом компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В. П. Беспалько. М.: МОДЭК, 2002. — 352 с.
- Бондаренко Н.В. Новые технологии в управлении учебным процессом / Н. В. Бондаренко, Д. Ю. Садков, Г. Д. Толстых // Информатика и образование. 1998. — № 6. — С. 36−52.
- Бордовский Г. А. Новые технологии обучения: Вопросы терминологии / Г. А. Бордовский, В. А. Извозчиков // Педагогика. 1993.- № 5.1. С. 56−58.
- Борисова Н.В. От традиционного через модульное к дистанционному образованию: Учебное пособие / Н. В. Борисова. М.: ВИПК МВД России, 1999. -174 с.
- Борисова Н.В. Дидактические условия использования игровых технологий в подготовке специалистов: Учебное пособие / Н. В. Борисова, A.M. Князев. М.: ВИПК МВД России, 1999. — 59 с.
- Боченков В. Театр не роскошь, а средство воспитания / В. Боченков // Учительская газета. 2001. — № 9. — С. 20−28.
- Буданов А.В. Педагогика личной профессиональной безопасности сотрудников органов внутренних дел / А. В. Буданов. М.: Академия МВД России, 1997. — 130 с.
- Валицкая А. Культуротворческая школа: концепция и модель образовательного процесса / А. Валицкая //Педагогика. 1998. — № 4. -С. 36−40.
- Васильев B.JI. Юридическая психология / B.JI. Васильев. СПб.: Питер, 2000. — 613с.
- Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах: Конспект пособие для студентов, педагогов, учителей / В. В. Воронов. — М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — 146 с.
- Выбор методов обучения в средней школе / Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Педагогика, 1981. — 191 с.
- Гершунский Б.С. Готово ли современное образование ответить на вызовы XXI века? / Б. С. Гершунский // Педагогика. 2001. — № 10. -С. 32−43.
- Гершунский Б.С. Философия образования / Б. С. Гершунский. М.: Московский психолого — социальный институт, 1998. — 432 с.
- Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1. / Ж. Годфруа М.: Мир, 1996. -491 с.
- Голант Е.Я. Методы обучения в советской школе / Е. Я. Голант. М.: Просвещение, 1957.- 243 с.
- Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними / Т. Гончарова // Народное образование. 2002. — № 6. — С. 161−167.
- Горлинский И.В. Педагогическая система непрерывного профессионального образования в учебных заведениях МВД России и пути ее развития / И. В. Горлинский. М.: Академия управления МВД России, 1999. — 290 с.
- Горлинский И.В. Технология педагогического процесса в образовательных учреждениях МВД России: Учебно-методическое пособие / И. В. Горлинский. М.: МЦ при ГУК МВД России, 1997. -320 с.
- Горлинский И.В. Формы и методы обучения в высших учебных заведениях МВД России / И. В. Горлинский, И. Ф. Колонтаевская. М., 1995.-350 с.
- Громкова М.Т. Педагогическая деятельность в профессиональном образовании / М. Т. Громкова. М.: Профессионал — Ф, 2002. — 115 с.
- Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии / В. В. Гузеев. М.: Народное образование, 2001. — 128 с.
- Гузеев В.В. Техника и практика интегральной образовательной технологии / В. В. Гузеев. М.: Народное образование, 2001. — 224 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. М.: Просвещение, 1987. — 186 с.
- Даль В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия / В. И. Даль. М.: ЗАО ЭКСМО-Пресс, 2000. — 736с.
- Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе / М. А. Данилов. -М.: Просвещение, 1960. 220 с.
- Делор Ж. Образование: необходимая утопия / Ж. Делор. Париж: Образование: сокрытое сокровище, 1997. — С. 14.
- Детков М.Г. Тюрьмы, лагеря и колонии России / М. Г. Детков. М.: Вердикт — 1 М, 1999. — 448 с.
- Джуринский А.Н. История педагогики / А. Н. Джуринский М.: ВЛАДОС, 2000. — 432 с.
- Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина. М.: Педагогика, 1982. — 365 с.
- Дистанционное обучение / Е. С. Полат, М. В. Моисеева, А. В. Петров и др.- Под ред. Е. С. Полат. М.: ВЛАДОС, 1998. — 191 с.
- Дмитриева Л. Опыт продуктивного обучения подростков в межшкольном учебном комбинате «Хамовники» / Л. Дмитриева, С. Н. Чистякова // Школьные технологии. 1999. — № 4. Новые ценности образования. -1999. — № 9. — С. 123−127.
- Долгова А. И. Вопросы методики разработки классификации несовершеннолетних преступников и ее основания / А. И. Долгова, В. Д. Ермаков. М., 1979. — С. 52−80.
- Духавнева А.В. История зарубежной педагогики и философия образования / А. В. Духавнева, Л. Д. Столяренко. Ростов н/Д.: Феникс, 2000. — 479 с.
- Дьяченко В.К. Новая дидактика / В. К. Дьяченко. М.: Народное образование, 2001. — 496 с.
- Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие / В. К. Дьяченко. М., 1989. — 365 с.
- Ершова А. П. Уроки театра на уроках в школе / А. Ершова. М., 1992. — 265 с.
- Ершова А. П. Режиссура урока, общения и поведения учителя (Педагогика как практическая режиссура) / А. П. Ершова, В. М. Букатов. М: Воронеж, 1995. — 188 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. Ростов н/Д.: Феникс, 1997.-480 с.
- Злотников В. «Бумажный Пьеро» / В. Злотников // Первое сентября. -2001.- № 74.-С. 36−38.
- Злотников В. Кому и зачем нужен школьный театр / В. Злотников // Первое сентября. 2000. — № 89. — С. 42−45.
- Злотников В. Педагогика школьного театра / В. Злотников // Первое сентября. 2001. — № 14. — С. 15−19.
- Змеев С.И. «Производство» компетентных людей / С. И. Змеев // Новые знания. 1997.- № 1.- С. 25−27.
- Зубков А.И. Карательная политика России на рубеже тысячелетий /
- A.И. Зубков. М.: PRI, 2000. — 284 с.
- Зубков А.И. Пенитенциарные учреждения в системе Министерства юстиции России. История и современность / А. И. Зубков, Ю. И. Калинин, В. Д. Сысоев. М.: НОРМА, 1998. — 176 с.
- Зюбин JI.H. Учебно воспитательная работа с трудными учащимися / JI.H. Зюбин. — М.: Высшая школа, 1991. — 96 с.
- Ильин B.C. Формирование личности школьника целостный процесс /
- B.C. Ильин. М., 1984. — 156 с.
- Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций / Т. А. Ильина. М.: Просвещение, 1984. — 156 с.
- Ильясов И.И. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине / И. И. Ильясов, Н. А. Галатенко. М., 1994. — 165 с.
- Интернет в гуманитарном образовании / Е. С. Полат, М. В. Моисеева, А. В. Петров и др.- Под ред. Е. С. Полат. М.: ВЛАДОС, 2001. — 271 с.
- Исправительно-трудовая психология: Учебное пособие для слушателей вузов МВД СССР / Под ред. А. Д. Глоточкина, К. Е. Игошева. Рязань: РВШ МВД СССР, 1985. — 360 с.
- Кабанова Е.Н. Учебная деятельность и развивающее образование / Е. Н. Кабанова. М.: 1981. — 135 с.
- Казак Б.Б. Безопасность Уголовно-исполнительной системы / Под. ред. С. Н. Пономарева, С. А. Дьячковского. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2001. — 324 с.
- Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / З. И. Калмыкова. М., 1981. — 265 с.
- Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков / В. П. Кащенко. М.: Академия, 2000. -301 с.
- Кинелев В.Г. Образование, воспитание, культура в истории цивилизаций / В. Г. Кинелев, В. Б. Миронов. М.: ВЛАДОС, 1998. -519 с.
- Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: Анализ зарубежного опыта / М. В. Кларин. М.: Знание, 1991. — 264 с.
- Колонтаевская И.Ф. Современные отечественные и зарубежные педагогические технологии / И. Ф. Колонтаевская, И. А. Латкова. М., 1995. — 168 с.
- Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения / М. Ю. Кондратьев. Воронеж: МОДЭК, 1997. — 336 с.
- Корнхаузер А. Создание возможностей / А. Корнхаузер. Париж: Образование: сокрытое сокровище, 1997.- С. 236.
- Кочетов А.И. Перевоспитание подростка / А. И. Кочетов. М.: Педагогика, 1972. — 125 с.
- Краткий справочник по педагогической технологии / Под ред. Н. Е. Щурковой. М.: Новая школа, 1997. — 246 с.
- Кузнецова Л. Г Профессиональный лицей как база продуктивного обучения / Л. Г. Кузнецова, Т. Л. Служевская //Педагогика. 2001. -№ 3.- С. 40−43.
- Кумбс Ф.Г. Кризис образования в современном мире. Системный анализ / Ф. Г. Кумбс. М., 1970.- 130 с.
- Кумбс Ф.Г. Философия образования для XXI века / Ф. Г. Кумбс. М., 1992.- 170 с.
- Латышина Д.И. История педагогики: Воспитание и образование в России / Д. И. Латышина. М.: ФОРУМ ИНФРА-М, 1998. — 583 с.
- Лебедев О. Когда крепости пали / О. Лебедев // Народное образование. 1994. — № 5. — С. 26−30.
- Левитас Г. Г. Образовательная технология и целеполагание / Г. Г. Левитас // Завуч. 2003. — № 1. — С. 50 — 58.
- Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности / И. Я. Лернер. -М., 1980.- 168 с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. -М., 1981.-232 с.
- Лернер П. Эффективность образовательного процесса в новой предметной области «Технология» / П. Лернер // Школьные технологии. 1999. — № 4. — С. 273−291.
- Лузгин С.А. Совершенствование воспитательного процесса с осужденными как организационно-педагогическая проблема / С.А.
- Лузгин II Состояние и перспективы научного обеспечения организации воспитательной работы с осужденными: Материалы научно-практической конференции. Вологда: ВИПЭ Минюста России, 2001. -С. 222−258.
- Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8-и т. / М.: Педагогика, 1984. — т. 1−8.
- Мамардашвили М. Дьявол играет с нами, когда мы не мыслим точно / М. Мамардашвили // Театр. 1989. — № 3. — С .27.
- ЮО.Марьенко И. С. Нравственный опыт как условие формирования активной жизненной позиции школьников / И. С. Марьенко // Советская Педагогика. -1991. № 1. — С. 27.
- Маслоу А.Г. Мотивация и личность / А. Г. Маслоу. СПб.: Евразия, 1999. — 479 с.
- Матрос Д.Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга / Д. Ш. Матрос, Д. М. Полев, Н. Н. Мельникова. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 123 с.
- Мельсон М.Х. Основы менеджмента / М. Х. Мельсон, М. Альберт, Ф. Хедоури- Пер. с англ. М., 1992. — С. 697.
- Методические материалы по дисциплине «Организация деятельности органов и учреждений, исполняющих наказания» / Под ред. С. И. Кузьмина, В. Б. Первозванского. М.: Академия управления МВД России, 1998. — 131 с.
- Милинис С.М. Организационно-педагогическая деятельность социального педагога в общеобразовательной школе: Учебно-методическое пособие. Выпуск 2. / С. М. Милинис. Новокузнецк: РИО КузГПА, 2004. — 112 с.
- Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса / В. М. Монахов. Волгоград, 1995. — 265 с.
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Высшее образование сегодня. 2000. — № 2. — С. 2−4.
- Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия, векторы развития / A.M. Новиков. М.: Эгвес, 2000. — 272 с.
- Обзор об организации деятельности органов и учреждений, исполняющих наказания. Методические материалы // Под ред. проф. С. И. Кузьмина. М.: Академия управления МВД РФ, 1998. — 131 с.
- Образование в поисках жизненных смыслов / Под ред. Е. В. Бондаревской. Ростов н/Д. — 1996. — С. 15−26.
- Образование: сокрытое сокровище. Париж: ЮНЕСКО, 1997. -С. 111.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. М.: Наука, 1985. — С. 785.
- Органы и войска МВД России. Краткий исторический очерк / Под. ред. В. И. Воронцова, Л. П. Головнева, Н. И. Демидова и др. М.: Объединенная редакция МВД России, 1996. — 567 с.
- Орлов В.Н. Материально-техническое обеспечение воспитательной работы / В. Н. Орлов // Состояние и перспективы научного обеспечения организации воспитательной работы с осужденными: Материалы научно-практической конференции. Вологда, 2001. — С. 58−61.
- Павлов В. Основополагающий принцип / В. Павлов // Преступление и наказание. 2001. — № 3. — С. 44 — 46.
- Павлов И.В. Система деятельности современной школы по предупреждению педагогической запущенности и правонарушений несовершеннолетних: Автореф. / Чебоксары, 1999. 42 с.
- Панкратов Р.И. Дети, лишенные свободы / Р. И. Панкратов, Е. Г. Тарло, В. Д. Ермаков. М.: Юрлитинформ, 2003. — 256 с.
- Папкин А.И. Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел (тактика и психология безопасной деятельности) / А. И. Папкин. -М.: Академия МВД России, 1996.- 240 с.
- Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1995. — 365 с.
- Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. М., 1988. — 433 с.
- Педагогика и психология высшей школы / Под ред. С. И. Самыгина. -Ростов н/Д.: Феникс, 1998. 544 с.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов, Т. И. Баева и др.- Под ред. С. А. Смирнова. М.: Академия, 1999. — 544 с.
- Педагогические технологии в высшей школе: Тез. докл. Рязань: РГПУ, 1995.- 135 с.
- Пидкасистый П.И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы / П. И. Пидкасистый, JI.M. Фридман, М. Г. Гарунов. М., 1999. — 302 с.
- Пирожков В.Ф. Криминальная психология: В 2-х кн. / В. Ф. Пирожков М.: Ось — 89,1998. — Кн. 1−2.
- Пискунов А. И, Кларин В. М., Джуринский А. Н. История педагогики / А. И. Пискунов, В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. М.: ТЦ Сфера, 1998.- 192 с.
- Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии / В. Ю. Питюков. -М., 1997.-263 с.
- Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. Педвузов. Кн.1 / И. П. Подласый. М.: ВЛАДОС, 1999. — 265 с.
- Подласый И.П. Продуктивная педагогика: Книга для учителя / И. П. Подласый. М.: Народное образование, 2003. — 496 с.
- Полуэктов А.П. Формирование профессионального самоопределения подростков с наркотической зависимостью как средство их социальной защиты: Автореф. / Новосибирский гос. пед. университет. -Новосибирск, 2000.-22 с.
- Поспелова О.И. Характеристика основных средств воздействия на несовершеннолетних в исправительных заведениях России (вторая половина XIX начало XX вв.): Автореф. / Москва, 1999. — 18 с.
- Потмесил М Цели и формы продуктивного обучения / М. Потмесил // Школьные технологии. 1999. — № 4. Новые ценности образования. -1999. — № 9. — С. 84−86.
- Пряникова В.Г. История образования и педагогической мысли / В. Г. Пряникова, З. Н. Равкин. М.: Новая школа, 1995. — 95 с.
- Психология и педагогика в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел / Под ред. А. С. Батышева. М., 1993. — 234 с.
- Психология и педагогика / Под ред. А. А. Радугина. М., 1997. -256 с.
- Психолого-педагогические основы работы с трудными детьми и подростками: Научно-методические рекомендации / М. А. Дмитриенко, Е. И. Игнатьева, Л. П. Сафонов. Новокузнецк, НГПИ, 1986. — 28 с.
- Пугач Н.П., Прокопенко И. Ф. Школа в воспитательно-трудовой колонии/ Н. П. Пугач, И. Ф. Прокопенко // Педагогика. 1992.7/8. С. 45 — 48.
- Савельев А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования / А. Я. Савельев // Высшее образование в России. 1994. -№ 2. — С. 33.
- Савин Н.В. Педагогика / Н. В. Савин. М.: Просвещение, 1978. -265с.
- Селевко Г. К. Взгляд на проблему: современный анализ и классификация современных педагогических технологий / Г. К. Селевко // Народное образование. 1997.- № 9. — С. 27−32.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
- Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования / Ю. В. Сенько. М.: Академия, 2000. — 240 с.
- Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. / В. В. Сериков. М.: Логос, 1999.- 272 с.
- Силенков В.И. Воспитательно-профилактическая деятельность центров временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. Защищена 18.10.99 г., М., 1999.
- Синкх К. Образование для мирового сообщества / Синкх К. Париж: Образование: сокрытое сокровище. 1997. — С. 248.
- Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований / М. Н. Скаткин. М., 1986.-386 с.
- Сломчинский А.Г. Школа при ИТУ: кризис или тупик? / А. Г. Сломчинский // Вечерняя средняя школа. 1993. — № 1. — С. 16 -17.
- Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / С. А. Смирнов, И. Б. Котов, Т. Н. Бабаева. М.: Академия, 1999.- 510 с.
- Советский энциклопедический словарь / Под ред. A.M. Прохорова и др. М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 1341.
- Состояние и перспективы научного обеспечения организации воспитательной работы с осужденными: Материалы научно-практической конференции. Вологда, 2001. — 261 с.
- Социальная психология. / А. В. Петровский, В. В. Абраменкова, М. Е. Зеленова и др.- Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1987. -224 с.
- Социальная психология. Краткий очерк. / Под общ. ред. Г. П. Предвечного, Ю. А. Шерковина. М.: Политиздат, 1975. — 319 с.
- Становление завершено, реформирование продолжается. / Ю. Калинин // Преступление и наказание. 2001. — № 3. — С. 12−15.
- Степашко JI.A. Философия и история образования / JI.A. Степашко. -М.: Флинта, 1999. 272 с.
- Столяренко A.M. Юридическая педагогика в МВД: вопросы методологии и теории / A.M. Столяренко. М.: МИПБ МВД России, 1999.- 155 с.
- Сухомлинский В.А. Учителю о педагогической технике / В. А. Сухомлинский. М.: Просвещение, 1987. — 261 с.
- Терегулов Ф.Ш. Образование третьего тысячелетия: от мифологии -через кризис педагогики к технологии / Ф. Ш. Терегулов, В. Э. Штейнберг // Школьные технологии. — 1998. — № 3. — С. 1−48.
- Тубельский А. Трансформация педагогической деятельности от традиционного обучения к продуктивному / А. Тубельский // Школьные технологии. 1999. — № 4. Новые ценности образования. — 1999. — № 9. -С. 70−78.
- Уголовно-исполнительное право России / Под ред. А. И. Зубкова. М.: ИНФРА — М — Норма, 1997. — 368 с.
- Урсул А.Д. Модель образования XXI века: Проблемы устойчивого развития и безопасности / А. Д. Урсул // Безопасность Евразии. 2001. — № 4. — 800 с.
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т. 8. М.: Госполитиздат, 1950.-С. 55.
- Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Избранные сочинения. Т. 1. М.: Госполитиздат, 1958. — С. 68.
- Философский энциклопедический словарь. М.: Политиздат, 1983. -С. 365.
- Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А. К. Марковой. М.: Педагогика, 1986. — 191 с.
- Фролов А.А. Социальное воспитание и наследие А.С. Макаренко / А. А. Фролов // Педагогика. 2002. — № 6. — С. 71 — 77.
- Хакунова Ф.П. Проектирование и реализация эффективного учебного процесса (системный подход) / Ф. П. Хакунова. М.: МГОУ, 2003. -180 с.
- Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие / И. Ф. Харламов. -Минск, 1998. 560 с.
- Хомлюк В.И. О ходе реализации Концепции воспитательной работы с осужденными и перспективах совершенствования исправительного процесса / В. И. Хомлюк // Состояние и перспективы научного обеспечения организации воспитательной работы с осужденными:
- Материалы научно практической конференции. — Вологда, 2001. -С. 6−14.
- Цукерман Г. А. Введение в школьную жизнь / Г. А. Цукерман, К. Н. Поливанов. Томск, 1992. — 256 с.
- B.И.Сахаровой. Кемерово, 1996. — С. 32−38.
- Чистякова С.Н. Продуктивная педагогика: прошлое и настоящее /
- C.Н.Чистякова // Школьные технологии. 1999. — № 4. Новые ценности образования. — 1999. — № 9. — С. 87−90.
- Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология / Ю. В. Чуфаровский. -М.: Юриспруденция, 2000. 368 с.
- Шацкий С.Т. Годы исканий / С. Т. Шацкий. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1935. — 128 с.
- Щепотин А.Ф. Современные технологии обучения в профессиональном образовании / А. Ф. Щепотин, В. Д. Федоров. М.: Профессионал — Ф, 2002. — 54 с.
- Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии / Н. Е. Щуркова. М.: Педагогическое общество России, 1998. — 296 с.
- Юдин В.В. Педагогическая технология / В. В. Юдин. Ярославль, 1997.-236 с.
- Ямбург Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель: (Теоретические основы и практическая реализация) / Е. А. Ямбург. М.: Новая школа, 1997. — 352 с.
- Ярулов А. А. Критериально-ориентированная диагностика в образовательном процессе: Методическое пособие. / А. А. Ярулов. -Красноярск: РИО КГПУ, 2000. 149 с.
- Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. М.: Смысл, 2001. — 365 с.
- Bernardin J., Russell J. «Human resourse management» Managing development and change. London, 1990.
- Smith R.M. Learnining how to learn Appled theory fof adults. Milton Keyines, 1983.