Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические условия повышения эффективности образовательного процесса в местах лишения свободы: Для несовершеннолетних осужденных

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одним из негативных результатов беспризорности детей явилось либо отречение их от образовательного процесса вообще, либо не особое прилежание в учебе, либо значительный перерыв в ней, утраченные или несформированные навыки и привычки учебной работы, слабый интерес к познавательной деятельности. Следовательно, в настоящее время в местах лишения свободы необходимо решить все организационно-правовые… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Образовательный процесс в местах лишения свободы
    • 1. 1. Причины изоляции несовершеннолетних от общества
    • 1. 2. Анализ превентивных мер, снижающих риск совершения правонарушений несовершеннолетними
    • 1. 3. Значение образования в местах лишения свободы
  • 2. Педагогические условия повышения эффективности образовательного процесса в местах лишения свободы
    • 2. 1. Характеристика контингента несовершеннолетних осужденных
    • 2. 2. Особенности образовательного процесса в местах лишения свободы
    • 2. 3. Выявление и апробация педагогических условий успешности образовательного процесса несовершеннолетних осужденных
    • 2. 4. Анализ результатов экспериментальной работы
  • Заключение
  • Литература
  • Приложения

Педагогические условия повышения эффективности образовательного процесса в местах лишения свободы: Для несовершеннолетних осужденных (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Следствием социально-экономического реформирования, государственного и общественного устройства в России большое количество детей и подростков оказались без надлежащей опеки со стороны родителей, воспитателей и государства. Беспризорность несовершеннолетних достигла размеров детской беспризорности двадцатых годов прошлого столетия, а преступность несовершеннолетних в стране стала носить общественно опасный характер. Возрастает число преступлений, совершаемых подростками с особой жестокостью, цинизмом и дерзостью. Все больше и больше детей, не достигших возраста привлечения к уголовной ответственности, совершает общественно опасные деяния. Растет число детей и подростков, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних.

Вместе с тем растет понимание того, что на фоне обострившейся криминогенной обстановки нельзя ограничиваться совершенствованием лишь криминалистических методов и средств' своевременного выявления, расследования и раскрытия каждого преступления, совершенного подростком, необходимо широко использовать психолого-педагогические методы предупреждения и коррекции правонарушений несовершеннолетних. В нашей стране цель исправления и перевоспитания осужденных зачастую лишь декларировалась, а основное внимание было сосредоточено на вопросах трудоиспользования лиц, отбывающих наказание [18]. По мнению Р. И. Панкратова Р.И. «.существующие в настоящее время воспитательные колонии не есть средство исправления, а просто способ временной изоляции вредных элементов, к которому приходится прибегать поневоле за неимением других» [122, с. 183]. Существующие концепции исправления и перевоспитания осужденных нуждаются в дальнейшем развитии. В связи с этим, интенсивный поиск и разработка оптимальных средств воспитания и исправления, профилактики правонарушений детей и подростков в настоящее время представляют собой задачу первостепенной важности.

Одним из негативных результатов беспризорности детей явилось либо отречение их от образовательного процесса вообще, либо не особое прилежание в учебе, либо значительный перерыв в ней, утраченные или несформированные навыки и привычки учебной работы, слабый интерес к познавательной деятельности. Следовательно, в настоящее время в местах лишения свободы необходимо решить все организационно-правовые проблемы для эффективного общеобразовательного обучения неграмотных и малограмотных осужденных, которые в ближайшие годы в значительном количестве будут пополнять исправительные учреждения. Получение образования несовершеннолетними преступниками является одной из форм их ресоциализации, что подтверждается соответствующими законодательными документами.

В Уголовно-исполнительном кодексе РФ общеобразовательное обучение и профессиональную подготовку называют одними из средств исправления. В ст. 112 записано: «В исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, основного общего образования. Осужденным, желающим продолжить образование в целях получения среднего (полного) общего образования, администрацией исправительного учреждения и соответствующими органами местного самоуправления создаются необходимые условия».

Обучаясь, человек усваивает не только профессиональные и специальные знания, навыки и умения, но и социальный опыт, вырабатывает свои взгляды, убеждения, активную жизненную позицию, повышает уровень общей и профессиональной подготовки, правовой культуры. Повышение общеобразовательного и профессионального уровней создает предпосылки для успешной социальной адаптации после выхода на свободу, что в свою очередь, способствует снижению рецидивной преступности [104].

Общеобразовательные программы в местах лишения свободы должны быть направлены на решение задач исправления личностных деформаций несовершеннолетних преступников, формирования общей культуры и законопослушного поведения, повышения уровня интеллекта, адаптации личности к жизни в обществе и ее ресоциализации, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. Обучение в местах заключения обеспечивает неразрывную связь с системой образования в стране, предоставляя осужденным возможность дальнейшего получения образования после освобождения [15, с. 140−141].

Успешность обучения в школе и профтехучилище в местах лишения свободы во многом зависит от отношения осужденных к приобретению знаний, навыков и умений, от проявления ими непосредственного интереса к получению общего образования и специальности, от перспективы планирования собственной жизни. Многие несовершеннолетние осужденные желают учиться в средней школе, они связывают учебу с жизненными планами (поступлением в техникум и вуз после освобождения, работой по приобретенной специальности). Но, вместе с тем, большинство из них к моменту ареста за совершенное преступление либо имели значительный перерыв в учебе, либо не отличались прилежанием к учебе в подростковом и юношеском возрасте и поэтому утратили навыки и привычки учебной работы, интерес к познавательной деятельности. Часть осужденных, подлежащих обучению, не видит смысла в этом, не связывает приобретение общих и профессиональных знаний с жизненными перспективами и планами, но идет учиться, «чтобы быстрее проходило время», «потому что заставляют», «чтобы быть в активе», «чтобы не быть наказанным» и т. д. Некоторые пытаются уклониться от учебы в школе и ПТУ в связи с негативным отношением к получению образования.

Особенности контингента обучающихся, их возраст, отсутствие или недостаточность мотивации к обучению, диктуют необходимость применения на практике специальных педагогических подходов, использование в процессе обучения специальных технологий, внедрения в практику педагогической деятельности индивидуальных методов обучения. Повышение эффективности работы образовательных учреждений в Управлении исполнения наказаний невозможно без осуществления дифференцированного подхода к содержанию и методам обучения, без овладения руководителями и педагогическими работниками адекватными теоретическими знаниями, педагогическими и управленческими технологиями.

В настоящее время, к сожалению, в большинстве субъектов Российской Федерации обучению осужденных уделяется недостаточно внимания. Школа в колонии, по мнению некоторых авторов, в основном копирует массовую общеобразовательнуюобучение в ней носит формальный характер, оборудование — удручающее, а персонал представлен слабо подготовленными кадрами [145]. Проблемы и трудности обычной школы в школе для осужденных «выражены чрезвычайно резко, доведены до крайности». Эти сложности неблагоприятно сказываются на воспитательно-образовательном процессе.

Только при условии решения проблемы социальной адаптации осужденных путем поиска новых форм и методов их воспитания и исправления у любого из осужденных появится шанс стать полноценным членом общества. Тем более что для эффективного занятия образовательным процессом сейчас сложились идеальные условия, т.к. наличие значительного количества свободного времени у осужденных, пребывающих в местах лишения свободы, объективно способствует активному познавательному процессу [50].

Строгая правовая регламентация функционирования исправительных учреждений, а, следовательно, и воспитательно-образовательной деятельности при реализации педагогического процесса нередко приводит к возникновению противоречий между педагогической целесообразностью и рамками норм права. Изоляция от общества, специальный режим, кратковременность пребывания и частая смена контингента обучающихся значительно осложняют образовательный процесс. Это, в свою очередь, требует поиска новых путей решения проблемы и предъявляет высокие требования к педагогическому персоналу воспитательных колоний, к организации воспитательно-образовательного процесса, к использованию педагогических приемов, средств и форм. Воспитательно-образовательная деятельность в исправительных учреждений для несовершеннолетних осужденных, представляя собой разновидность образовательной системы, обладает своей спецификой, которая обусловлена особенностями элементов, ее составляющих. В отношении несовершеннолетних осужденных, выступающих объектом воспитательно-образовательной деятельности, необходим особый подход к организации процесса обучения, воспитания и социализации. Ученика в колонии нужно учить «.индивидуально, ярко, жестко, с ориентацией на конечный результат» [145, с. 46].

К изучению проблемы организации воспитательно-образовательной деятельности несовершеннолетних преступников обращались многие исследователи. Теоретико-методологической основой исследования являются: концепции о развитии личности в процессе деятельности (Л.С. Выготский, Р. Г. Гурова, В. М. Коротов, Б. Т. Лихачев, З. А. Малькова, И. С. Марьенко, Н. Д. Никандров, С. Т. Шацкий и др.), концепции самоактуализации человека (А. Маслоу, Ж. Годфруа др.), социально-педагогические концепции активного взаимодействия человека и среды в процессе социализации личности (А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинский, А. В. Мудрик, М. И. Рожков, С. Т. Шацкий и др.) — теории индивидуализации и дифференциации обучения (Р.Б. Вендеровская, А. А. Вербицкий, И. Унт, У. И. Лийметс, М. А. Холодная и др.) — теории проблемного и развивающего обучения (И.Я. Лернер, М. Н. Скаткин и др.) — формы и методы исправления и перевоспитания несовершеннолетних осужденных в современных условиях (В.Ф. Пирожков, Ю. А. Алферов, Ю. М. Антонян, Г. П. Байдаков,.

О.И. Поспелова, Р. И. Панкратов и др.) — педагогические концепции работы с подростками девиантного поведения (А.С. Макаренко, А. В. Мудрик, Н. А. Андреев, Ю. В. Тараканов, А. И. Кочетов и др.). Вместе с тем рост подростковой преступности привел к появлению ряда противоречий психолого-педагогического характера, не нашедших пока своего адекватного разрешения. Среди них основными являются противоречия между:

— низким уровнем образования несовершеннолетних осужденных и слабой эффективностью традиционного образовательного процесса в местах лишения свободы;

— необходимостью индивидуально-личностного подхода к обучению и воспитанию несовершеннолетних преступников и недостаточностью научно-практической разработанности данного вопроса;

— значимостью психолого-педагогического воздействия на несовершеннолетних правонарушителей непосредственно в процессе исполнения наказания и его недостаточным уровнем в реальной практике;

— необходимостью учета опыта ресоциализации несовершеннолетних осужденных и недостаточной разработкой научно-методической базы и дидактического обеспечения образовательного процесса в местах лишения свободы.

Необходимость их разрешения и определяет актуальность данного исследования.

Конкретизация противоречий практики образовательного процесса в местах лишения свободы привела к постановке проблемы: поиск адекватных мер по совершенствованию образовательного процесса в местах лишения свободы для несовершеннолетних осужденных с целью приведения его в соответствие с потребностями современного общества.

Исходя из этого, мы сформулировали тему нашего исследования: «Педагогические условия повышения эффективности образовательного процесса в местах лишения свободы (для несовершеннолетних осужденных)».

Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия, способствующие повышению эффективности образовательного процесса несовершеннолетних осужденных в местах лишения свободы.

Объект исследования — образовательный процесс в местах лишения свободы.

Предмет исследования — педагогические условия эффективности образовательного процесса несовершеннолетних осужденных в местах лишения свободы.

Гипотеза исследования — эффективность образовательного процесса в местах лишения свободы повысится, если:

— выявлены основные противоречия образовательного процесса в местах лишения свободы;

— проанализированы причины изоляции несовершеннолетних подростков от общества и средства ее предупреждения;

— установлены основные психолого-педагогические особенности подростков — воспитанников колонии, на основе которых определена типология групп несовершеннолетних преступников;

— подобраны и апробированы образовательные траектории для каждой группы несовершеннолетних осужденных;

— разработаны критерии й показатели, позволяющие оценить успешность образовательного процесса в местах лишения свободы, организованного с учетом выявленных педагогических условий.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были определены следующие задачи:

1. Выявить и проанализировать основные противоречия образовательного процесса в местах лишения свободы.

2. Уточнить значение и особенности деятельности образовательных учреждений в исправительных заведениях для несовершеннолетних осужденных.

3. Проанализировать основные причины изоляции несовершеннолетних преступников от общества и средства ее предупреждения.

4. Выявить специфику образовательного процесса в местах лишения свободы, провести сравнительный анализ личностных особенностей подростков — воспитанников колонии и на этой основе разработать типологию групп несовершеннолетних осужденных и образовательные траектории для каждой из них.

5. Выявить и апробировать педагогические условия эффективности образовательного процесса в местах лишения свободы несовершеннолетних осужденных.

6. Разработать критерии и показатели, позволяющие оценить успешность образовательного процесса в местах лишения свободы, организованного с учетом выявленных педагогических условий.

Решение задач исследования и уточнение его гипотезы обеспечивались комплексом взаимодополняющих методов исследования, среди которых: теоретический анализ (сравнительный, сопоставительный, обобщающий), диагностирование (тестирование, самооценка, экспертная оценка), экспериментальные методы (наблюдение, моделирование).

Исследование осуществлялось на базе органов и учреждений Управления исполнения наказаний МЮ РФ по Кемеровской области (в том числе Ленинск — Кузнецкой, Мариинской воспитательных колоний), общеобразовательной школы № 103 г. Новокузнецка, общеобразовательной школы п. Демьяновка Ленинск-Кузнецкого района. В эксперименте приняли участие 288 несовершеннолетних осужденных (в том числе 187 учащихся школы), 220 учащихся общеобразовательных школ, 55 педагогов, 138 сотрудников уголовно-исполнительной системы (начальники отрядов, психологи, воспитатели, слушатели Кузбасского филиала государственного образовательного учреждения «Владимирский юридический институт МЮ РФ»), родители осужденных.

Личное участие соискателя состоит в разработке основных положений и идей диссертации, дидактического обеспечения образовательного процесса несовершеннолетних осужденныхтипологии групп несовершеннолетних преступников, критериев оценки эффективности обучения различных категорий несовершеннолетних осужденных, в выборе и обосновании соответствующих образовательных технологий.

Первый этап (1998;2001 г. г.) — поисково-теоретический. Путем изучения юридической, криминологической, правовой, пенитенциарной, философской, социологической, педагогической, психологической литературы определена степень изученности проблемы, разработана программа исследования, сформулирована тема диссертации и определен предмет исследования.

Второй этап (2001;2003 гт.) — экспериментальный. Формировалась гипотеза исследованиябыла спроектирована и реализована программа опытно-экспериментальной работы, обоснованы и апробированы основные пути повышения эффективности образовательного процесса в местах лишения свободыотслеживались и анализировались промежуточные результаты эксперимента, были получены предварительные выводы.

Третий этап (2003;2004 гг.) — обобщающий. Систематизировались результаты опытно-экспериментальной работы, были уточнены выводы, оформлялись результаты исследования в виде диссертации и ее автореферата.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в:

— анализе основных противоречий образовательного процесса в местах лишения свободы;

— разработке типологии групп несовершеннолетних осужденных (на основе психолого-педагогической характеристики подростков — воспитанников воспитательной колонии) и спектра соответствующих образовательных траекторий;

— выявлении педагогических условий, обеспечивающих эффективность образовательного процесса в местах лишения свободы.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные теоретические положения и выводы опытно-экспериментальной работы использованы для подготовки конкретных рекомендаций. Реализация последних ощутимо повысила эффективность образовательного процесса в местах лишения свободы для несовершеннолетних осужденных. Для практических работников воспитательно-исправительных учреждений представляют интерес учебные планы, программы по гуманитарным дисциплинам.

Содержание, основные положения и результаты исследования могут быть использованы в ходе преподавания правовых и педагогических дисциплин, в процессе подготовки и переподготовки специалистов различного профиля и квалификации, стать составной частью спецкурса для студентов, интересующихся проблемами обучения и воспитания несовершеннолетних осужденных, найти применение в работе образовательных учреждений с педагогически запущенными подростками, страдающими различного вида девиациями, представляют интерес для педагогических работников детских домов, школ-интернатов, центров помощи, реабилитационных центров, спецшкол, спецПТУ и воспитательных колоний.

На защиту выносятся:

1. Уточнение особенностей образовательного процесса в местах лишения свободы для несовершеннолетних осужденных (специфика контингента обучающихся, требования режима изоляции, особые условия работы педагогического персонала и др.).

2. Распределение массива несовершеннолетних осужденных в соответствии с выделенными типологическими особенностями на группы, построение спектра соответствующих каждой группе образовательных траекторий.

3. Результаты опытно-экспериментальной работы по выявлению и апробации педагогических условий повышения эффективности образовательного процесса в местах лишения свободы для несовершеннолетних осужденных:

— повышение уровня квалификации педагогического персонала образовательного учреждения, улучшение материально-технического состояния и научно-методического обеспечения учреждения;

— уровневая дифференциация и индивидуализация обучения общеобразовательным предметам, учет индивидуальных особенностей личности воспитанников;

— оказание педагогической поддержки в виде индивидуальных и групповых учебных занятийиспользование педагогических средств стимулирующего характераформирование интереса обучающихся к учебной и творческой деятельностисоздание ситуации успеха в учебе и трудекорректное применение мер поощрения и наказанияформирование жизненной перспективывовлечение осужденных в деятельность: продуктивную, творческую, физкультурно — спортивную, общественную, преобразующую их отношение к жизни;

— сотрудничество педагогического коллектива воспитательной колонии с родителями осужденных, представителями общественных, молодежных, правоохранительных организаций, религиозных конфессий и т. д.;

— организация свободного времени воспитанников путем активного приобщения к духовной культуре, творчеству, спорту, здоровому образу жизни.

Достоверность результатов обеспечивается исходными методологическими позициями, адекватностью методов исследования, замыслом и задачами работы, теоретической обоснованностью разработанных рекомендаций по повышению эффективности образовательного процесса в местах лишения свободы, а также результатами опытно-экспериментальной работы конкретных образовательных учреждений.

Апробация результатов исследования. Основные положения исследования обсуждались и были одобрены на Всероссийских, региональных, городских научно-практических конференциях: г. Владимир (2003 г.), г. Новокузнецк (2001;2004 г. г.), на региональных совещаниях и семинарах сотрудников уголовно-исполнительной системы в г. Кемерово (2000;2002 г. г.) и г. Новокузнецке (2000;2003 г. г.) — на заседаниях кафедры теории и методики профессионального образования Кузбасской государственной педагогической академиикафедр гуманитарных дисциплин и уголовно-исполнительного права, пенитенциарной педагогики и пенитенциарной психологии Кузбасского филиала государственного образовательного учреждения «Владимирский юридический институт МЮ РФ» (2000;2003 г. г.).

Материалы исследования внедрены в практику работы органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы для несовершеннолетних преступников, Управления исполнения наказаний по Сибирскому федеральному округу, а также используются для повышения квалификации сотрудников уголовно-исполнительной системы (начальников отрядов, психологов, воспитателей и т. д.), в образовательном процессе Кузбасского филиала государственного образовательного учреждения «Владимирский юридический институт МЮ РФ».

Основные теоретические положения исследования и результаты опытно-экспериментальной работы отражены в 7 публикациях автора.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, литературы, состоящей из 192 источников, 17 приложений. Объем диссертации составляет 164 страницы, приложений 133 страницы.

Результаты исследования проблемы подтвердили справедливость гипотезы и эффективность педагогических условий образовательного процесса в местах лишения свободы.

Проведенное исследование не исчерпывает многогранной проблемы повышения эффективности образовательного процесса в местах лишения свободы. Накопленный теоретический и фактический материал может быть использован для последующих исследований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие основные выводы:

1. Выявленные основные противоречия образовательного процесса несовершеннолетних осужденных между: низким уровнем образования несовершеннолетних преступников и слабой эффективностью организации традиционного образовательного процесса в местах лишения свободынеобходимостью индивидуально-личностного подхода к обучению и воспитанию несовершеннолетних осужденных и недостаточностью научно-практической разработанности данного вопроса и т. д., могут быть существенно ослаблены через создание особых педагогических условий, применение на практике специальных педагогических подходов и технологий, внедрение в практику педагогической деятельности индивидуальных методов обучения.

2. Для исправления личностных деформаций несовершеннолетних осужденных необходима система, рассчитанная на целостное формирование личности путем комплексного, всестороннего планомерного и непрерывного взаимодействия с несовершеннолетними осужденными. Поэтому роль образования осужденных в процессе возвращения их в нормальную жизнь высока. Существующие образовательные программы в учреждениях уголовно-исполнительной системы не в полной мере реализуют свой преобразующий потенциал. Образование должно стать важным средством обретения самосознания личности, надежды на благополучное возвращение к нормальной жизни. Повышение общеобразовательного и профессионального уровней создает предпосылки для успешной социальной адаптации после выхода на свободу, что в свою очередь, способствует снижению рецидивной преступности.

3. Анализ психолого-педагогической, правовой, криминологической и др. литературы, экспериментальных данных показал, что к основным причинам изоляции несовершеннолетних от общества можно отнести социальную ситуацию развития этих подростков: многодетную семью с низким материальным уровнем жизни, рождение ребенка 3−4-7 по счету, наличие судимых сиблингов, пьющую, неработающую мать, отсутствие отца, деформированные семейные отношения. При построении образовательного процесса с подростками-правонарушителями необходимо учитывать эти причины.

4. Для лучшего учета индивидуальных особенностей в организации учебного процесса подростков — воспитанников колонии разработана типология групп несовершеннолетних осужденных, в основе которой лежат их психолого-педагогические характеристики: степень отставания в интеллектуальном развитии, уровень педагогической запущенности, уровень владения учебными умениями и навыками, сформированность учебной мотивации, наличие или отсутствие у них личностных деформаций.

5. Разработанные критерии и показатели позволили оценить эффективность образовательного процесса в местах лишения свободы для несовершеннолетних осужденных.

6. Проведенный эксперимент показал, что соблюдение системы разработанных педагогических условий в образовательной деятельности школы воспитательной колонии привело к положительным изменениям обучающихся: формированию общей культуры осужденных, законопослушному поведению, что повышает шансы их успешной ресоциализации, создает основу для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования / О. А. Абдулина. — М.: Знание, 1984.-332 с.
  2. P.M. Типология личностных деформаций несовершеннолетних преступников / P.M. Абызов. Барнаул: БЮИ МВД России, 2002. -236 с.
  3. Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями: Материалы международной научно-практической конференции. / Под ред. А. Е. Чечетина. Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2003. — 272 с.
  4. Актуальные проблемы совершенствования ранней профилактики преступности и иных правонарушений несовершеннолетних. / Л. Л. Каневский // Правоведение, 1999. № 1. — С. 151 — 159.
  5. Ю.К. «Если тебе дали срок.»: Справочник несовершеннолетнего осужденного / Ю. К. Александров. М.: Права человека, 1999.-226 с.
  6. А.И. Как защитить себя от преступника / А. И. Алексеев, Ю. В. Васильев, Г. Г. Смирнов. М.: Знание, 1990. — 64 с.
  7. О. «Театр жизни» как учебный предмет в начальной школе // Содержательная ценность учебных предметов базисного плана в начальной школе. Самара, 1993. — С. 28−35.
  8. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш. А. Амонашвили. Минск, 1990.- 356 с.
  9. Н.А. Асоциальное поведение несовершеннолетних / Н. А. Андреев, Ю. В. Тараканов. Самара: Издательство Самарского юридического института Минюста России, 2001. — 154 с.
  10. А. Школа нужна всем / А. Антонов // Преступление и наказание. 2001. — № 3. — С. 38- 41.
  11. Ю.М. Об истоках формирования личности преступника / Ю. М. Антонян // Личность преступника и вопросы исправления и перевоспитания осужденных: Сборник научных трудов. М.: ВНИИ МВР СССР, 1990.-С. 3−13.
  12. В.В. Нравственное воспитание осужденных: возможности и проблемы / В. В. Артамонов // Личность преступника и вопросы исправления и перевоспитания осужденных: Сборник научных трудов.- М.: ВНИИ МВР СССР, 1990. С. 68 -76.
  13. Ю.К. К вопросу об оптимальном выборе средств обучения / Ю. К. Бабанский // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в средней школе с целью повышения эффективности учения школьников: Сборник научных трудов. Ростов н/Д., 1976. — С. 8−9.
  14. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю. К. Бабанский. М.: Высшая школа, 1982, — 263 с.
  15. Г. П. Исправление и перевоспитание осужденных и другие цели исполнения уголовного наказания / Г. П. Байдаков // Личность преступника и вопросы исправления и перевоспитания осужденных: Сборник научных трудов. М.: ВНИИ МВД СССР, 1990. — С. 60−68.
  16. Л.И. Становление и развитие исправительных заведений для несовершеннолетних правонарушителей в России / Л. И. Беляева М.: Академия МВД России, 1995. — 101 с.
  17. Бем И. Продуктивное обучение: слагаемые системы / И. Бем, Й. Шнейдер // Школьные технологии. 1999. — № 4. Новые ценности образования. — 1999. — № 9. — С. 59−70.
  18. В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 236 с.
  19. В.П. Образование и обучение с учетом компьютеров (педагогика третьего тысячелетия) / В. П. Беспалько. М.: МОДЭК, 2002. — 352 с.
  20. Н.В. Новые технологии в управлении учебным процессом / Н. В. Бондаренко, Д. Ю. Садков, Г. Д. Толстых // Информатика и образование. 1998. — № 6. — С. 36−52.
  21. Г. А. Новые технологии обучения: Вопросы терминологии / Г. А. Бордовский, В. А. Извозчиков // Педагогика. 1993.- № 5.1. С. 56−58.
  22. Н.В. От традиционного через модульное к дистанционному образованию: Учебное пособие / Н. В. Борисова. М.: ВИПК МВД России, 1999. -174 с.
  23. Н.В. Дидактические условия использования игровых технологий в подготовке специалистов: Учебное пособие / Н. В. Борисова, A.M. Князев. М.: ВИПК МВД России, 1999. — 59 с.
  24. В. Театр не роскошь, а средство воспитания / В. Боченков // Учительская газета. 2001. — № 9. — С. 20−28.
  25. А.В. Педагогика личной профессиональной безопасности сотрудников органов внутренних дел / А. В. Буданов. М.: Академия МВД России, 1997. — 130 с.
  26. А. Культуротворческая школа: концепция и модель образовательного процесса / А. Валицкая //Педагогика. 1998. — № 4. -С. 36−40.
  27. B.JI. Юридическая психология / B.JI. Васильев. СПб.: Питер, 2000. — 613с.
  28. В.В. Педагогика школы в двух словах: Конспект пособие для студентов, педагогов, учителей / В. В. Воронов. — М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — 146 с.
  29. Выбор методов обучения в средней школе / Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Педагогика, 1981. — 191 с.
  30. .С. Готово ли современное образование ответить на вызовы XXI века? / Б. С. Гершунский // Педагогика. 2001. — № 10. -С. 32−43.
  31. .С. Философия образования / Б. С. Гершунский. М.: Московский психолого — социальный институт, 1998. — 432 с.
  32. . Что такое психология. Т.1. / Ж. Годфруа М.: Мир, 1996. -491 с.
  33. Е.Я. Методы обучения в советской школе / Е. Я. Голант. М.: Просвещение, 1957.- 243 с.
  34. Т. Неблагополучные семьи и работа с ними / Т. Гончарова // Народное образование. 2002. — № 6. — С. 161−167.
  35. И.В. Педагогическая система непрерывного профессионального образования в учебных заведениях МВД России и пути ее развития / И. В. Горлинский. М.: Академия управления МВД России, 1999. — 290 с.
  36. И.В. Технология педагогического процесса в образовательных учреждениях МВД России: Учебно-методическое пособие / И. В. Горлинский. М.: МЦ при ГУК МВД России, 1997. -320 с.
  37. И.В. Формы и методы обучения в высших учебных заведениях МВД России / И. В. Горлинский, И. Ф. Колонтаевская. М., 1995.-350 с.
  38. М.Т. Педагогическая деятельность в профессиональном образовании / М. Т. Громкова. М.: Профессионал — Ф, 2002. — 115 с.
  39. В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии / В. В. Гузеев. М.: Народное образование, 2001. — 128 с.
  40. В.В. Техника и практика интегральной образовательной технологии / В. В. Гузеев. М.: Народное образование, 2001. — 224 с.
  41. В.В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. М.: Просвещение, 1987. — 186 с.
  42. В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия / В. И. Даль. М.: ЗАО ЭКСМО-Пресс, 2000. — 736с.
  43. М.А. Процесс обучения в советской школе / М. А. Данилов. -М.: Просвещение, 1960. 220 с.
  44. . Образование: необходимая утопия / Ж. Делор. Париж: Образование: сокрытое сокровище, 1997. — С. 14.
  45. М.Г. Тюрьмы, лагеря и колонии России / М. Г. Детков. М.: Вердикт — 1 М, 1999. — 448 с.
  46. А.Н. История педагогики / А. Н. Джуринский М.: ВЛАДОС, 2000. — 432 с.
  47. Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина. М.: Педагогика, 1982. — 365 с.
  48. Дистанционное обучение / Е. С. Полат, М. В. Моисеева, А. В. Петров и др.- Под ред. Е. С. Полат. М.: ВЛАДОС, 1998. — 191 с.
  49. Л. Опыт продуктивного обучения подростков в межшкольном учебном комбинате «Хамовники» / Л. Дмитриева, С. Н. Чистякова // Школьные технологии. 1999. — № 4. Новые ценности образования. -1999. — № 9. — С. 123−127.
  50. А. И. Вопросы методики разработки классификации несовершеннолетних преступников и ее основания / А. И. Долгова, В. Д. Ермаков. М., 1979. — С. 52−80.
  51. А.В. История зарубежной педагогики и философия образования / А. В. Духавнева, Л. Д. Столяренко. Ростов н/Д.: Феникс, 2000. — 479 с.
  52. В.К. Новая дидактика / В. К. Дьяченко. М.: Народное образование, 2001. — 496 с.
  53. В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие / В. К. Дьяченко. М., 1989. — 365 с.
  54. А. П. Уроки театра на уроках в школе / А. Ершова. М., 1992. — 265 с.
  55. А. П. Режиссура урока, общения и поведения учителя (Педагогика как практическая режиссура) / А. П. Ершова, В. М. Букатов. М: Воронеж, 1995. — 188 с.
  56. И.А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. Ростов н/Д.: Феникс, 1997.-480 с.
  57. В. «Бумажный Пьеро» / В. Злотников // Первое сентября. -2001.- № 74.-С. 36−38.
  58. В. Кому и зачем нужен школьный театр / В. Злотников // Первое сентября. 2000. — № 89. — С. 42−45.
  59. В. Педагогика школьного театра / В. Злотников // Первое сентября. 2001. — № 14. — С. 15−19.
  60. С.И. «Производство» компетентных людей / С. И. Змеев // Новые знания. 1997.- № 1.- С. 25−27.
  61. А.И. Карательная политика России на рубеже тысячелетий /
  62. A.И. Зубков. М.: PRI, 2000. — 284 с.
  63. А.И. Пенитенциарные учреждения в системе Министерства юстиции России. История и современность / А. И. Зубков, Ю. И. Калинин, В. Д. Сысоев. М.: НОРМА, 1998. — 176 с.
  64. JI.H. Учебно воспитательная работа с трудными учащимися / JI.H. Зюбин. — М.: Высшая школа, 1991. — 96 с.
  65. B.C. Формирование личности школьника целостный процесс /
  66. B.C. Ильин. М., 1984. — 156 с.
  67. Т.А. Педагогика: Курс лекций / Т. А. Ильина. М.: Просвещение, 1984. — 156 с.
  68. И.И. Проектирование курса обучения по учебной дисциплине / И. И. Ильясов, Н. А. Галатенко. М., 1994. — 165 с.
  69. Интернет в гуманитарном образовании / Е. С. Полат, М. В. Моисеева, А. В. Петров и др.- Под ред. Е. С. Полат. М.: ВЛАДОС, 2001. — 271 с.
  70. Исправительно-трудовая психология: Учебное пособие для слушателей вузов МВД СССР / Под ред. А. Д. Глоточкина, К. Е. Игошева. Рязань: РВШ МВД СССР, 1985. — 360 с.
  71. Е.Н. Учебная деятельность и развивающее образование / Е. Н. Кабанова. М.: 1981. — 135 с.
  72. .Б. Безопасность Уголовно-исполнительной системы / Под. ред. С. Н. Пономарева, С. А. Дьячковского. Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2001. — 324 с.
  73. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости / З. И. Калмыкова. М., 1981. — 265 с.
  74. В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков / В. П. Кащенко. М.: Академия, 2000. -301 с.
  75. В.Г. Образование, воспитание, культура в истории цивилизаций / В. Г. Кинелев, В. Б. Миронов. М.: ВЛАДОС, 1998. -519 с.
  76. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: Анализ зарубежного опыта / М. В. Кларин. М.: Знание, 1991. — 264 с.
  77. И.Ф. Современные отечественные и зарубежные педагогические технологии / И. Ф. Колонтаевская, И. А. Латкова. М., 1995. — 168 с.
  78. М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения / М. Ю. Кондратьев. Воронеж: МОДЭК, 1997. — 336 с.
  79. А. Создание возможностей / А. Корнхаузер. Париж: Образование: сокрытое сокровище, 1997.- С. 236.
  80. А.И. Перевоспитание подростка / А. И. Кочетов. М.: Педагогика, 1972. — 125 с.
  81. Краткий справочник по педагогической технологии / Под ред. Н. Е. Щурковой. М.: Новая школа, 1997. — 246 с.
  82. Кузнецова Л. Г Профессиональный лицей как база продуктивного обучения / Л. Г. Кузнецова, Т. Л. Служевская //Педагогика. 2001. -№ 3.- С. 40−43.
  83. Ф.Г. Кризис образования в современном мире. Системный анализ / Ф. Г. Кумбс. М., 1970.- 130 с.
  84. Ф.Г. Философия образования для XXI века / Ф. Г. Кумбс. М., 1992.- 170 с.
  85. Д.И. История педагогики: Воспитание и образование в России / Д. И. Латышина. М.: ФОРУМ ИНФРА-М, 1998. — 583 с.
  86. О. Когда крепости пали / О. Лебедев // Народное образование. 1994. — № 5. — С. 26−30.
  87. Г. Г. Образовательная технология и целеполагание / Г. Г. Левитас // Завуч. 2003. — № 1. — С. 50 — 58.
  88. И.Я. Процесс обучения и его закономерности / И. Я. Лернер. -М., 1980.- 168 с.
  89. И.Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. -М., 1981.-232 с.
  90. П. Эффективность образовательного процесса в новой предметной области «Технология» / П. Лернер // Школьные технологии. 1999. — № 4. — С. 273−291.
  91. С.А. Совершенствование воспитательного процесса с осужденными как организационно-педагогическая проблема / С.А.
  92. Лузгин II Состояние и перспективы научного обеспечения организации воспитательной работы с осужденными: Материалы научно-практической конференции. Вологда: ВИПЭ Минюста России, 2001. -С. 222−258.
  93. А.С. Педагогические сочинения: В 8-и т. / М.: Педагогика, 1984. — т. 1−8.
  94. М. Дьявол играет с нами, когда мы не мыслим точно / М. Мамардашвили // Театр. 1989. — № 3. — С .27.
  95. ЮО.Марьенко И. С. Нравственный опыт как условие формирования активной жизненной позиции школьников / И. С. Марьенко // Советская Педагогика. -1991. № 1. — С. 27.
  96. А.Г. Мотивация и личность / А. Г. Маслоу. СПб.: Евразия, 1999. — 479 с.
  97. Д.Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга / Д. Ш. Матрос, Д. М. Полев, Н. Н. Мельникова. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 123 с.
  98. М.Х. Основы менеджмента / М. Х. Мельсон, М. Альберт, Ф. Хедоури- Пер. с англ. М., 1992. — С. 697.
  99. Методические материалы по дисциплине «Организация деятельности органов и учреждений, исполняющих наказания» / Под ред. С. И. Кузьмина, В. Б. Первозванского. М.: Академия управления МВД России, 1998. — 131 с.
  100. С.М. Организационно-педагогическая деятельность социального педагога в общеобразовательной школе: Учебно-методическое пособие. Выпуск 2. / С. М. Милинис. Новокузнецк: РИО КузГПА, 2004. — 112 с.
  101. В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса / В. М. Монахов. Волгоград, 1995. — 265 с.
  102. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Высшее образование сегодня. 2000. — № 2. — С. 2−4.
  103. А.М. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия, векторы развития / A.M. Новиков. М.: Эгвес, 2000. — 272 с.
  104. Обзор об организации деятельности органов и учреждений, исполняющих наказания. Методические материалы // Под ред. проф. С. И. Кузьмина. М.: Академия управления МВД РФ, 1998. — 131 с.
  105. Образование в поисках жизненных смыслов / Под ред. Е. В. Бондаревской. Ростов н/Д. — 1996. — С. 15−26.
  106. Образование: сокрытое сокровище. Париж: ЮНЕСКО, 1997. -С. 111.
  107. С.И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. М.: Наука, 1985. — С. 785.
  108. Органы и войска МВД России. Краткий исторический очерк / Под. ред. В. И. Воронцова, Л. П. Головнева, Н. И. Демидова и др. М.: Объединенная редакция МВД России, 1996. — 567 с.
  109. В.Н. Материально-техническое обеспечение воспитательной работы / В. Н. Орлов // Состояние и перспективы научного обеспечения организации воспитательной работы с осужденными: Материалы научно-практической конференции. Вологда, 2001. — С. 58−61.
  110. В. Основополагающий принцип / В. Павлов // Преступление и наказание. 2001. — № 3. — С. 44 — 46.
  111. И.В. Система деятельности современной школы по предупреждению педагогической запущенности и правонарушений несовершеннолетних: Автореф. / Чебоксары, 1999. 42 с.
  112. Р.И. Дети, лишенные свободы / Р. И. Панкратов, Е. Г. Тарло, В. Д. Ермаков. М.: Юрлитинформ, 2003. — 256 с.
  113. А.И. Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел (тактика и психология безопасной деятельности) / А. И. Папкин. -М.: Академия МВД России, 1996.- 240 с.
  114. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1995. — 365 с.
  115. Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. М., 1988. — 433 с.
  116. Педагогика и психология высшей школы / Под ред. С. И. Самыгина. -Ростов н/Д.: Феникс, 1998. 544 с.
  117. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов, Т. И. Баева и др.- Под ред. С. А. Смирнова. М.: Академия, 1999. — 544 с.
  118. Педагогические технологии в высшей школе: Тез. докл. Рязань: РГПУ, 1995.- 135 с.
  119. П.И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы / П. И. Пидкасистый, JI.M. Фридман, М. Г. Гарунов. М., 1999. — 302 с.
  120. В.Ф. Криминальная психология: В 2-х кн. / В. Ф. Пирожков М.: Ось — 89,1998. — Кн. 1−2.
  121. Пискунов А. И, Кларин В. М., Джуринский А. Н. История педагогики / А. И. Пискунов, В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. М.: ТЦ Сфера, 1998.- 192 с.
  122. В.Ю. Основы педагогической технологии / В. Ю. Питюков. -М., 1997.-263 с.
  123. И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. Педвузов. Кн.1 / И. П. Подласый. М.: ВЛАДОС, 1999. — 265 с.
  124. И.П. Продуктивная педагогика: Книга для учителя / И. П. Подласый. М.: Народное образование, 2003. — 496 с.
  125. А.П. Формирование профессионального самоопределения подростков с наркотической зависимостью как средство их социальной защиты: Автореф. / Новосибирский гос. пед. университет. -Новосибирск, 2000.-22 с.
  126. О.И. Характеристика основных средств воздействия на несовершеннолетних в исправительных заведениях России (вторая половина XIX начало XX вв.): Автореф. / Москва, 1999. — 18 с.
  127. Потмесил М Цели и формы продуктивного обучения / М. Потмесил // Школьные технологии. 1999. — № 4. Новые ценности образования. -1999. — № 9. — С. 84−86.
  128. В.Г. История образования и педагогической мысли / В. Г. Пряникова, З. Н. Равкин. М.: Новая школа, 1995. — 95 с.
  129. Психология и педагогика в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел / Под ред. А. С. Батышева. М., 1993. — 234 с.
  130. Психология и педагогика / Под ред. А. А. Радугина. М., 1997. -256 с.
  131. Психолого-педагогические основы работы с трудными детьми и подростками: Научно-методические рекомендации / М. А. Дмитриенко, Е. И. Игнатьева, Л. П. Сафонов. Новокузнецк, НГПИ, 1986. — 28 с.
  132. Н.П., Прокопенко И. Ф. Школа в воспитательно-трудовой колонии/ Н. П. Пугач, И. Ф. Прокопенко // Педагогика. 1992.7/8. С. 45 — 48.
  133. А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования / А. Я. Савельев // Высшее образование в России. 1994. -№ 2. — С. 33.
  134. Н.В. Педагогика / Н. В. Савин. М.: Просвещение, 1978. -265с.
  135. Г. К. Взгляд на проблему: современный анализ и классификация современных педагогических технологий / Г. К. Селевко // Народное образование. 1997.- № 9. — С. 27−32.
  136. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г. К. Селевко. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  137. Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования / Ю. В. Сенько. М.: Академия, 2000. — 240 с.
  138. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. / В. В. Сериков. М.: Логос, 1999.- 272 с.
  139. В.И. Воспитательно-профилактическая деятельность центров временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. Защищена 18.10.99 г., М., 1999.
  140. К. Образование для мирового сообщества / Синкх К. Париж: Образование: сокрытое сокровище. 1997. — С. 248.
  141. М.Н. Методология и методика педагогических исследований / М. Н. Скаткин. М., 1986.-386 с.
  142. А.Г. Школа при ИТУ: кризис или тупик? / А. Г. Сломчинский // Вечерняя средняя школа. 1993. — № 1. — С. 16 -17.
  143. С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / С. А. Смирнов, И. Б. Котов, Т. Н. Бабаева. М.: Академия, 1999.- 510 с.
  144. Советский энциклопедический словарь / Под ред. A.M. Прохорова и др. М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 1341.
  145. Состояние и перспективы научного обеспечения организации воспитательной работы с осужденными: Материалы научно-практической конференции. Вологда, 2001. — 261 с.
  146. Социальная психология. / А. В. Петровский, В. В. Абраменкова, М. Е. Зеленова и др.- Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1987. -224 с.
  147. Социальная психология. Краткий очерк. / Под общ. ред. Г. П. Предвечного, Ю. А. Шерковина. М.: Политиздат, 1975. — 319 с.
  148. Становление завершено, реформирование продолжается. / Ю. Калинин // Преступление и наказание. 2001. — № 3. — С. 12−15.
  149. JI.A. Философия и история образования / JI.A. Степашко. -М.: Флинта, 1999. 272 с.
  150. A.M. Юридическая педагогика в МВД: вопросы методологии и теории / A.M. Столяренко. М.: МИПБ МВД России, 1999.- 155 с.
  151. В.А. Учителю о педагогической технике / В. А. Сухомлинский. М.: Просвещение, 1987. — 261 с.
  152. Ф.Ш. Образование третьего тысячелетия: от мифологии -через кризис педагогики к технологии / Ф. Ш. Терегулов, В. Э. Штейнберг // Школьные технологии. — 1998. — № 3. — С. 1−48.
  153. А. Трансформация педагогической деятельности от традиционного обучения к продуктивному / А. Тубельский // Школьные технологии. 1999. — № 4. Новые ценности образования. — 1999. — № 9. -С. 70−78.
  154. Уголовно-исполнительное право России / Под ред. А. И. Зубкова. М.: ИНФРА — М — Норма, 1997. — 368 с.
  155. А.Д. Модель образования XXI века: Проблемы устойчивого развития и безопасности / А. Д. Урсул // Безопасность Евразии. 2001. — № 4. — 800 с.
  156. К.Д. Собрание сочинений. Т. 8. М.: Госполитиздат, 1950.-С. 55.
  157. К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Избранные сочинения. Т. 1. М.: Госполитиздат, 1958. — С. 68.
  158. Философский энциклопедический словарь. М.: Политиздат, 1983. -С. 365.
  159. Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А. К. Марковой. М.: Педагогика, 1986. — 191 с.
  160. А.А. Социальное воспитание и наследие А.С. Макаренко / А. А. Фролов // Педагогика. 2002. — № 6. — С. 71 — 77.
  161. Ф.П. Проектирование и реализация эффективного учебного процесса (системный подход) / Ф. П. Хакунова. М.: МГОУ, 2003. -180 с.
  162. И.Ф. Педагогика: Учебное пособие / И. Ф. Харламов. -Минск, 1998. 560 с.
  163. В.И. О ходе реализации Концепции воспитательной работы с осужденными и перспективах совершенствования исправительного процесса / В. И. Хомлюк // Состояние и перспективы научного обеспечения организации воспитательной работы с осужденными:
  164. Материалы научно практической конференции. — Вологда, 2001. -С. 6−14.
  165. Г. А. Введение в школьную жизнь / Г. А. Цукерман, К. Н. Поливанов. Томск, 1992. — 256 с.
  166. B.И.Сахаровой. Кемерово, 1996. — С. 32−38.
  167. С.Н. Продуктивная педагогика: прошлое и настоящее /
  168. C.Н.Чистякова // Школьные технологии. 1999. — № 4. Новые ценности образования. — 1999. — № 9. — С. 87−90.
  169. Ю.В. Юридическая психология / Ю. В. Чуфаровский. -М.: Юриспруденция, 2000. 368 с.
  170. С.Т. Годы исканий / С. Т. Шацкий. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1935. — 128 с.
  171. А.Ф. Современные технологии обучения в профессиональном образовании / А. Ф. Щепотин, В. Д. Федоров. М.: Профессионал — Ф, 2002. — 54 с.
  172. Н.Е. Практикум по педагогической технологии / Н. Е. Щуркова. М.: Педагогическое общество России, 1998. — 296 с.
  173. В.В. Педагогическая технология / В. В. Юдин. Ярославль, 1997.-236 с.
  174. Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель: (Теоретические основы и практическая реализация) / Е. А. Ямбург. М.: Новая школа, 1997. — 352 с.
  175. А. А. Критериально-ориентированная диагностика в образовательном процессе: Методическое пособие. / А. А. Ярулов. -Красноярск: РИО КГПУ, 2000. 149 с.
  176. В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. М.: Смысл, 2001. — 365 с.
  177. J., Russell J. «Human resourse management» Managing development and change. London, 1990.
  178. Smith R.M. Learnining how to learn Appled theory fof adults. Milton Keyines, 1983.
Заполнить форму текущей работой