Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие творческой индивидуальности студента средствами педагогического краеведения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

C.Л.Рубинштейн, Б. М. Теплов, К. Г. Юнг. Теоретические исследования А. Абдурахманова, Г. В. Аверкиевой, П. В. Иванова, Б. И. Наумова, Л. В. Смирновой, О. В. Терёхиной, рассматривают педагогическое краеведение как средство развития общепедагогических умений и подготовки будущих. Однако, при всей безусловной значимости упомянутых исследований, проблема развития творческой индивидуальности студента… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ 12 ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ СТУДЕНТА СДСТВАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ
    • 1. 1. Творческая индивидуальность студента как личностное 12 образование
    • 1. 2. Образовательный потенциал педагогического краеведения 32 как средства развития творческой индивидуальности студента
    • 1. 3. Модель развития творческой индивидуальности студента 51 средствами педагогического краеведения
  • Выводы к первой главе
  • Глава II. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ СТУДЕНТА СРЕДСТВАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ
    • 2. 1. Логика и задачи педагогического исследования
    • 2. 2. Реализация средств педагогического краеведения в процессе развития творческой индивидуальности студента
    • 2. 3. Динамика развития творческой индивидуальности студента
  • Выводы ко второй главе 1
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  • ПРИЛОЖЕНИЯ

Развитие творческой индивидуальности студента средствами педагогического краеведения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования. Прошедшие социокультурные, экономические преобразования в российском обществе, вызвали глубокие изменения в системе образования. Во всех его звеньях все более приоритетным становятся общечеловеческие ценности и идеалы, актуализируются проблема развития творческой личности, способной осуществлять социально ответственный выбор, осознанно оценивать свою деятельность. Педагогическое краеведение, выступая источником и средством воспитания творческой индивидуальности, способствует развитию творческой индивидуальности личности будущего специалиста.

Педагогическое краеведение способствует развитию положительного отношения к учительскому труду, педагогической науке. Изучение педагогической деятельности известных учителей края развивает педагогическую культуру. Учеными доказано, что включение студентов в творческую деятельность по освоению педагогического опыта конкретизирует содержание педагогического образования с учётом местных социокультурных особенностей, адаптирует специалистов к профессиональной деятельности в условиях региона.

Однако, как показало наше исследование, в практике педагогических вузов образовательный потенциал педагогического краеведения используется слабо. В этой связи следует определить место педагогического краеведения, цель его изучения и формы включения в основной и региональные курсы высшей школы. Требует обобщения опыт использования педагогического краеведения в образовательной практике. Всё это подчёркивает актуальность проблемы развития творческой индивидуальности студента средствами педагогического краеведения.

Анализ научных исследований свидетельствует о том, что отдельные аспекты проблемы изучаются. Теоретическая интерпретация понятия «индивидуальность» отражена в исследованиях Н. А. Бердяева, Ф. Ницше,.

И.И.Резвицкого, Ж. П. Сартра, П. Флоренского, М.Хайдеггера. Специфика творческой индивидуальности раскрывается в работах М. М. Бахтина, Л. С. Выготского, И. С. Кона, В. Б. Мириманова, А. Г. Асмолова, В. А. Белова. Педагогические аспекты творческого развития личности выявлены в работах.

B.И.Андреева, В. И. Загвязинского, В. Г. Рындак, Я. А. Пономарева, Р. В. Брушлинского, А. Н. Лука, Н. М. Яковлевой. Раскрытию психологических аспектов проявления индивидуальности в продуктах творческой деятельности уделяли внимание представители общей психологии А. А. Адлер, Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, К. Роджерс,.

C.Л.Рубинштейн, Б. М. Теплов, К. Г. Юнг. Теоретические исследования А. Абдурахманова, Г. В. Аверкиевой, П. В. Иванова, Б. И. Наумова, Л. В. Смирновой, О. В. Терёхиной, рассматривают педагогическое краеведение как средство развития общепедагогических умений и подготовки будущих. Однако, при всей безусловной значимости упомянутых исследований, проблема развития творческой индивидуальности студента средствами педагогического краеведения в педагогической науке представлена недостаточно. В частности, мало изучен образовательный потенциал педагогического краеведения, не систематизирован опыт использования педагогического краеведения в аспекте творческого развития личности. Данные обстоятельства приводят к тому, что значительные потенциальные возможности педагогического краеведения как средства развития творческой индивидуальности студента, пока не реализованы в полной мере из-за существующих противоречий между:

— объективной потребностью общества в личности, обладающей творческой индивидуальностью, и недостаточным уровнем её развития у студентов педагогического вуза;

— потенциальными возможностями педагогического краеведения и недостаточным использованием их в развитии творческой индивидуальности (в образовательном процессе);

— растущей потребностью практики в научно-методическом обеспечении процесса развития творческой индивидуальности средствами педагогического краеведения и недостаточной разработанностью соответствующих педагогических условий, обеспечивающих эффективность данного процесса.

Проблема исследования заключается в поиске и научном обосновании структуры, содержания и методов организации процесса развития творческой индивидуальности студента средствами педагогического краеведения.

Актуальность, недостаточная разработанность данной проблемы в педагогической науке и практике обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Развитие творческой индивидуальности студента средствами педагогического краеведения».

Объект исследования: образовательный процесс педагогического вуза.

Предмет исследования: развитие творческой индивидуальности студента средствами педагогического краеведения.

Цель исследования: обосновать структурно-функциональную модель развития творческой индивидуальности студента средствами педагогического краеведения.

Гипотеза исследования. Развитие творческой индивидуальности студента средствами педагогического краеведения в образовательном процессе вуза будет эффективным если:

— осуществлено изучение и использование образовательного потенциала педагогического краеведения;

— обеспечена взаимосвязь (взаимодействие, взаимопроникновение) образовательного потенциала педагогического краеведения и развития творческой индивидуальности студентов;

— выявлены педагогические условия развития творческой индивидуальности студента средствами педагогического краеведения.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой в исследовании ставились следующие задачи:

1. Уточнить структуру и содержание понятия «творческая индивидуальность студента» в контексте педагогического краеведения.

2. Выявить средства педагогического краеведения способствующие, развитию творческой индивидуальности студента.

3. Обосновать педагогические условия, обеспечивающие развитие творческой индивидуальности студента в образовательном процессе.

4. Разработать научно-методические рекомендации по решению исследуемой проблемы.

Методологической основой исследования являются положения деятельностного, культурологического и системного подходов, а также философские и педагогические концепции об активности и ведущей роли личности в развитии и саморазвитиитеория формирования личности в деятельности и общении на основе единства компонентов общего, профессионального и социокультурного образования.

В теоретическом плане использовались: основополагающие концепции философии и методологии образования (К.А.Абульханова-Славская, В.В.Краевский) — концептуальные положения о творчестве как высшей цели индивидуального саморазвития (Д.Б.Богоявленская, В. Н. Дружинин, А. Н. Лук, Я. А. Пономарев, М.Г.Ярошевский) — идеи о личности как субъекте деятельности (К.А.Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, М. С. Каган, А. Н. Леонтьев, А.В.Петровский) — индивидуальности как интегрального качества личности (А.Г.Асмолов, Н. П. Дубинин, В. Н. Колесников, В. С. Мерлин, Р. Миллер, И. И. Резвицкий, Л. И. Рувинский, В. М. Русалов, В.П.Тугаринов) — педагогического творчества (В.И.Андреев, Ю. П. Азаров, В. И. Загвязинский, В.А.Кан-Калик, Н. Д. Никандров, В. Г. Рындак, А.П.Тряпицына).

База исследования. Опытно-поисковая работа осуществлялась в ходе образовательного процесса Оренбургского государственного педагогического университета. В исследовании приняло участие 24 преподавателя и 158 студентов.

Этапы и методы исследования. Теоретико-экспериментальное исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (2000 — 2001 гг.) — поисково-подготовительном — проводился анализ научной литературы по исследуемой проблеме, собиралась информация о сущности творческой индивидуальности студента, особенностях ее проявления. На основе полученных сведений создавался банк данных, формулировалась рабочая гипотеза, проводился поисковый эксперимент с целью выявления наиболее эффективных средств и форм, способствующих развитию творческой индивидуальности студента.

На втором этапе (2001;2003 гг.) — экспериментальном — осуществлялось уточнение рабочей гипотезы, целей и задач исследованиявыполнялся констатирующий эксперимент по выявлению уровня развития творческой индивидуальности студентов в рамках традиционной организации образовательного процессаопределялись сущностные особенности творческой индивидуальности студента, а также разрабатывалась и апробировалась теоретическая модель процесса развития творческой индивидуальности студентов в ходе подготовки методических рекомендаций развития творческой индивидуальности студента в содержательном контексте педагогического краеведения (на материале Оренбургской области).

На третьем этапе (2003;2004 гт.) — обобщающем — проверялась эффективность разработанной модели развития творческой индивидуальности студента в ходе проведения контрольного эксперимента, осуществлялась обработка и систематизация результатов исследования, уточнялись теоретические и экспериментальные выводы.

Научная новизна исследования:

1. Уточнены содержание и структура понятия «творческая индивидуальность студента» как результата образовательной деятельности по развитию неповторимых, личностно значимых качеств, реализующихся средствами педагогического краеведения и соединяющего в себе мотивационный, деятельностный, интеллектуальный и эмоционально-волевой компоненты.

2. Выявлены средства педагогического краеведения, способствующие развитию творческой индивидуальности студентов:

— актуализация творческой деятельности студентов посредством изучения педагогического опыта;

— оптимизация личностно-профессионального стиля педагогической деятельности;

— активизация психолого-педагогических механизмов подражания, копирования, переноса, адаптации, творческой самореализации.

3. Обоснованы педагогические условия развития творческой индивидуальности студента (мотивация творческого саморазвития студентовпедагогическая систематизация краеведческого материалаиспользование творческих форм и методов включения студентов в поисковую педагогико-краеведческую деятельность).

Теоретическая значимость исследования заключается:

— в разработке и апробации структурно-функциональной модели развития творческой индивидуальности студента средствами педагогического краеведения, отражающей логику и внутреннюю динамику исследуемого процесса;

— в выявлении и обосновании принципов развития творческой индивидуальности студента средствами педагогического краеведения: методологические (историзмакулыуросообразностиперсонализацииразвития личности в деятельности) — дидактические (систематичности и последовательности изложения материаладоступностисознательности и активностисвязи теории с практикой);

— в выделении уровней (креативно-моделирующий, адаптивный и репродуктивный) и уровневых показателей, позволяющих своевременно корректировать процесс развития творческой индивидуальности студента средствами педагогического краеведения.

Практическая значимость исследования состоит в следующем:

1. Разработана программа «Развитие творческой индивидуальности студента средствами педагогического краеведения», дополняющая и конкретизирующая курс общей педагогики педагогико-краеведческим материалом и отражающая цели и последовательные действия по развитию творческой индивидуальности студентов.

2. Выявлены критерии и соответствующие показатели творческой индивидуальности, позволяющие своевременно корректировать процесс развития творческой индивидуальности студента средствами педагогического краеведении.

3. Разработано методическое обеспечение организации процесса обучения, направленного на развитие творческой индивидуальности студента средствами педагогического краеведения (методика определения уровня развития творческой индивидуальности студентов, комплекс творческих заданий).

Обоснованность и достоверность результатов и основных выводов исследования обеспечивается непротиворечивостью избранных концептуальных подходовцеленаправленным и последовательным использованием методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследованиярепрезентативностью выборок и статистической достоверностью результатов опытно-экспериментальной работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Творческая индивидуальность студента есть результат образовательной деятельности по развитию неповторимых, личностно значимых качеств, реализующихся средствами педагогического краеведения и соединяющий в себе мотивационный (направленность на профессию учителя и развитие индивидуальных творческих способностей), деятельностный (активная творческая позиция в поисковой педагогикокраеведческой деятельности), интеллектуальный (развитие творческих способностей, глубокие знания, умения и навыки) и эмоционально-волевой (осознание личностной и профессиональной значимости педагогического краеведения) компоненты.

2. Структурно-функциональная модель развития творческой индивидуальности студента базируется на:

— изучении и использовании средств педагогического краеведения (актуализация творческой деятельности студентов посредством изучения педагогического опытаоптимизация личностно-профессионального стиля педагогической деятельностиактивизация психолого-педагогических механизмов подражания, копирования, переноса, адаптации, творческой самореализации);

— взаимосвязи (взаимодействии, взаимопроникновении) образовательного потенциала педагогического краеведения и развития творческой индивидуальности студентов.

3. Эффективность процесса развития творческой индивидуальности студента средствами педагогического краеведения обеспечивают педагогические условия: мотивация творческого саморазвития студентапедагогическая систематизация краеведческого материалаиспользование творческих методов и форм включения студентов в поисковую педагогико-краеведческую деятельность.

Личный вклад автора состоит в:

— осуществлении теоретического анализа проблемы развития творческой индивидуальности студента средствами педагогического краеведения;

— выявлении средств педагогического краеведения (оптимизация личностно-профессионального стиля педагогической деятельности студентовактивизация социально-психологических механизмов подражания, копирования, переноса, адаптации, творческой самореализации и в процессе изучения педагогического краеведенияактуализация творческого потенциала студента посредством изучения педагогического опыта).

— организации и проведении опытно-экспериментальной работы и систематизации полученных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения работы обсуждались и были одобрены на международных, республиканских и региональных научно-практических конференциях (Москва, 2002; Самара, 2002; Казань — Йошкар-Ола, 2002; Оренбург: 2002, 2003; Бугуруслан, 2001). Материалы исследования внедрялись автором в процессе преподавательской деятельности в Оренбургском государственном педагогическом университете.

Структура диссертации. Работа содержит введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения, содержит 7 рисунков и 16 таблиц.

11. Результаты исследования свидетельствуют о том, что выдвинутая гипотеза подтверждена, поставленные задачи решены. Однако выполненная работа не исчерпывает всех проблем исследования педагогического краеведения в контексте творческого развития личности студента. В частности актуальным представляется дальнейшее исследование возможностей педагогического краеведения в аспекте персоналий (историко-региональный аспект проблемы).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведено теоретико-экспериментальное исследование по проблеме «Педагогическое краеведение как средство развития творческой индивидуальности студента».

Полученные результаты подтверждают выдвинутую гипотезу и позволяют сделать следующие выводы:

1. Развитие творческой индивидуальности студента является определяющей стороной его профессионально-личностной подготовки и предполагает целенаправленную педагогическую деятельность в этом направлении. Важнейшим фактором повышения эффективности развития творческой индивидуальности студента выступают средства педагогического краеведения.

2. Творческая индивидуальность студента — есть результат образовательной деятельности по развитию неповторимых, личностно значимых качеств, реализующихся средствами педагогического краеведения и соединяющий в себе мотивационный (направленность на профессию учителя и развитие индивидуальных творческих способностей), деятелъностный (активная творческая позиция в поисковой педагогико-краеведческой деятельности), интеллектуальный (развитие творческих способностей, глубокие знания, умения и навыки) и эмоционально-волевой (осознание личностной и профессиональной значимости педагогического краеведения) компоненты.

3. Педагогическое краеведение — отрасль общего краеведения и область историко-педагогических знаний об особенностях развития педагогической культуры края, о познании, сохранении и использовании ее ценностей в практической деятельности учителя.

4. Содержательную конкретику педагогического краеведения составляет совокупность знаний о специфике образовательной деятельности региональных учебно-воспитательных учрежденийрегиональной этнопедагогике с ее национальными и местными обычаями и традициямитворческих лабораториях местных мастеров педагогического труда, эффективно использующих специфические условия родной природы и окружающей социальной среды в учебно-воспитательном процессесоставляющих педагогическую ценность предметах и явлениях материальной и духовной культуры края.

5. Образовательный потенциал педагогического краеведения обусловлен гуманистической направленностью и инновационным характером содержания, систематизированной обобщенностью представленности, что предполагает в качестве адекватных творческие методы и формы его усвоения с целью последующей реализации в педагогической деятельности.

6. Развитие творческой индивидуальности студента на средствами педагогического краеведения характеризуется (трех) уровневостью формирования готовности будущих педагогов к индивидуально-творческому саморазвитию и многофакторной детерминацией данного процесса в аспекте выделенных критериальных показателей. Педагогической логике развития творческой индивидуальности будущего педагога как профессионально-личностного качества присуща последовательность этапного развертывания (от стадии копирования — к ступени самостоятельного творчества и творческого сотрудничества) на основе активизации социально-психологических механизмов подражания, копирования, переноса, адаптации, творческой самореализации.

7. Творческая индивидуальность студента средствами педагогического краеведения развивается более эффективно, если сформирована мотивация студента на профессию учителяпреобладает личностная установка студента на осознанное овладение системой педагогико-краеведческих знанийстуденты обеспечены широким спектром сведений об учительском труде и возможностях использования полученной информации в своей будущей педагогической деятельности (архивные данные об опыте работы учителейопыт работы современных учителейопыт работы современных школ и т. д.) — произведен тщательный отбор краеведческого материала педагогического направлениястуденты активно проводят собственное педагогико-краеведческое исследование.

8. Данные сравнительной диагностики констатирующего и формирующего этапов нашего исследования подтвердили правомочность выделенных нами педагогических условий развития творческой индивидуальности студентов средствами педагогического краеведения: мотивация творческого саморазвития студентовпедагогическая систематизация краеведческого материалаиспользование творческих форм и методов включения студентов в поисковую педагогико-краеведческую деятельность.

9. Анализ полученных в ходе опытно-поисковой работы свидетельствуют о том, что в целом произошли позитивные изменения: в отношении студентов к развитию своей творческой индивидуальностипоказателях выбора профессиив осведомленности студентов по отдельным содержательным направлениям педагогического краеведения. Данные изменения проявились в развитии мотивационного, деятельностного, эмоцианально-волевого, интеллектуального компонентов творческой индивидуальности студентов.

10. В процессе опытно-поисковой работы студенты овладели навыками в работе с педагогико-краеведческими источниками, пробуя силы в самостоятельном педагогико-краеведческом исследовании (в региональном аспекте проблемы) — знания студентов были существенно дополнены в области истории образования материалами педагогико-краеведческого характера (педагогические портреты учителей города и областиисследование системы образования Оренбуржья и др.).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Просвещение, 1980. — 334 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Время личности и время жизни. СПб.: Алатейя, 2001.-299 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 299 с.
  4. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психологической деятельности. Методические проблемы психологии. М.: «Наука», 1973. 288 с.
  5. Г. В. Использование педагогического краеведения в подготовке будущего учителя: автореф. дисс.канд. пед. наук: 13.00.01. -Архангельск, 1996.
  6. А. Наука жить: Перевод с англ. и нем./Сост. и общ. ред. А. А. Юдина. Киев: Port-Royal, 1997. — 286 с.
  7. .Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев- Рос. акад. наук, Ин-т психологии. М.: Наука, 2000. — 350 с.
  8. .Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М.: Просвещение, 1968. — 236 с.
  9. А. Психологическое тестирование: В 2 кн. Кн. 2. — М.: Педагогика, 1982. — 366 с.
  10. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн. 1. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1996. — 565 с.
  11. Е.М. Краеведческая работа как средство приобщения учащихся-подростков школ народов Севера к национальной культуре: Дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. Якутск, 1991.
  12. А. Г. Психология личности: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1990. -367 с.
  13. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.: Изд-во МГУ, 1984. 104 с.
  14. А.Г. Психология личности: Принцип общепсихического анализа. М.: «Смысл», 2002. 414 с.
  15. Т.Ф. Введение в психологию целостной индивидуальности. М: ИПРАН, 1998, 247 с.
  16. Ф.Я. Ученье и творчество. Л: Лениздат, 1979 149 с.
  17. А.С. О научном краеведении. Вопросы методики и истории географии. М: 1961 158 с.
  18. М.М. Разложение личности и внутренняя жизнь // Педагогика российского зарубежья: Хрестоматия: Пособие для пед. ун-тов, ин-тов. — М.: Ин-т практич. психол., 1996. С. 120−128.
  19. Г. С. Введение в диалектику творчества. СПб: Издательство РХГИ, 1997, — 464 с.
  20. В. А. В защиту индивидуальности. (Институт «Открытое общество»). -М: Магистр, 1997, -39 с.
  21. Н.А. Философия свободы: смысл творчества. М: Правда, 1989, — 607 с.
  22. Н.А. Самопознание. Л.: Лениздат, 1991. — 398 с.
  23. Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. — 480 с.
  24. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. -423 с.
  25. B.C. От наукоучения к логике культуры. М.: Прогресс, 1991. -161 с.
  26. И. Школьное краеведение как средство повышения качества знаний и политической подготовки учащихся: Дисс. канд. пед. наук. 13.00.01. Таганрог, 1961.
  27. И.А. Как возможно творческое мышление? М: ИФРАН, 1993, -195 с.
  28. В.М. Проблемы развития и воспитания человека / Под ред. А. В. Брушлинского, В. А. Кольцовой, Д. И. Фельдштейн. — Воронеж: Изд-во Ин-та практ. психологии: НПО «МОДЭК», 1997. 416 с.
  29. Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Изд-во Ин-та практ. психол., 1995. — 352 с.
  30. Р.У. Взаимодействие музея и школы в формировании творческой индивидуальности школьников. // Взаимодействие школы и музеев. СПб., 1995. — Вып. 3. — С. 14−20.
  31. Е.В. Педагогическая культура как общественная и личностная ценность // Педагогика. 1999. — № 3. — С. 37.
  32. Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного образования // Педагогика. 1995. — № 4. — С.29−36.
  33. А.А. Психология о личности. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 188 с.
  34. А.А. Личность и общение. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 328 с.
  35. Л.И. Проблемы формирования личности. М., 1995. 352 с.
  36. Е.М., Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия. М: Знание, 1991 — 78 с.
  37. В.А. Наша задача помочь учителю реализовать творческий потенциал. // Информатика и образование — 1998 — № 1 — с. 3−12.
  38. А.В. Проблемы психологии субъекта / РАН. Ин-т психологии. М., 1994. — 109 с.
  39. А. В. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал. 1991. — Т. 12. — № 6. — С. 10−17.
  40. А.П. Культуротворческая школа: концепция и модель образовательного процесса. // Педагогика 1998 — № 4 — С. 12−18.
  41. Н.К. Практика мышление — знание: к проблеме творческого мышления. М: Наука, 1978, 112 с.
  42. К.Н. Деятельность учителя // Свободное воспитание. 1907, 1908.-№ 3.-С. 1−10.
  43. К.Н. Принцип авторитета и его значение в жизни и воспитании // Вестник воспитания. 1986. — № 3. — С. 44.
  44. Е.Б. Личность и индивидуальность: история и теория. Петропавловск-Камчатский: Изд-во Камчатского педагогического университета, 1996. 194 с.
  45. Н. Наука и общество // Вопросы философии. 1961. — № 7. -С.117−122.
  46. Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. 2-е изд. М.: Наука, 1983. — 344с.
  47. С.И. Уроки профессионального творчества: учебное пособие.- М: Академия, 1999, 160 с.
  48. Л.С. Мышление и речь. Собр. соч.: В 6-ти т.т. Т.2. Проблемы общей психологии. / Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1982.- 504 с.
  49. Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991.-482 с.
  50. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997.-(Психология ребенка). — 91 с.
  51. Л.С. Лекции по психологии. СПб.: Союз, 1997. — 142 с.
  52. О.С. Личность субъект свободной деятельности // Новые ценности образования. — М., 1995. — С. 34−35.
  53. А.Л. Личность и творчество: Психологические этюды. -Новосибирск: 1989, 126 с.
  54. Ган Г. М. Диалектика коллективности и индивидуальности. М: 1967. -153 с.
  55. .С. Философия образования для XXI века // В поисках практико-ориентированных образовательных концепций. М.: Совершенство, 1998.-608 с.
  56. М. Развитие творческой самостоятельности специалиста. // Высшее образование в России № 4 — с. 83−86.
  57. С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. — М.: Школа-Пресс, 1995. 448 с.
  58. С.А. Диагностика личностных качеств педагога. Тюмень: ТНЦ СО РАО, 1995. — 32 с.
  59. С. А., Видт И. Е. Модели современного педагога и диагностический инструментарий для выявления его личностного потенциала. -Тюмень: ТОИПКПК, ТРНЦ СО РАО, 1995. 16 с.
  60. Г. Т. Личность и профессия: прблемно-личностная реадаптация в условия «тройного кризиса»: Монография. — Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2001. -401 с.
  61. Г. Т. Культура и личностный стиль педагогической деятельности // Педагогика. 2002. — № 6. — С. 61−66.Гребенюк О. С. Основы педагогики индивидуальности. Уч. пособие. Калининград: 2000. — 571 с.
  62. Л.Ф. Региональный компонент в структуре содержания образования // Педагогика. 1999. — № 8. — с. 30−34
  63. С.А. Местная история в контексте россиеведения. // Общественные науки и современность. 1996 — № 1, с. 55−63.
  64. В.В. О понятии личности в современной психологии // Вопр. психологии. 1988. — № 4. — С. 22−32.
  65. Г. А. Творчество и диалектика. М: Наука, 1976 — 175 с.
  66. A.M. Проблема развития творческих способностей студентов технических вузов. М: Знание, 1974. 36 с.
  67. Диалектика и теория творчества. М: Издательство МГУ, 1987 200 с.
  68. М.С. Психология индивидуальных различий. М: Планета детей, 1997,-327 с.
  69. В.И. Педагогическое творчество учителя. М: 1987 159 с.
  70. В.И. Развитие педагогического творчества учителей. М: Знание, 40 с.
  71. В.И. Методология и методика дидактического исследования. -М.: Педагогика, 1982. 160 с.
  72. Зиверт, Хорст Тестирование личности: Типы задач. Примерные вопросы. Решения. Советы по поводу раскрытия личности. М.: ИНФРА-М, 1998. 196 с.
  73. П.В. Педагогические основы школьного краеведения. -Петрозаводский Госуниверситет им. О. В. Куусинена, 1966. 186 с.
  74. П.В. Краеведение в системе учебной и воспитательной работы общеобразовательной школы. Дисс.. доктора педагогических наук. — Петрозаводск, 1966. — 547 с.
  75. П.В. Педагогические основы школьного краеведения. Петрозаводск: 1966. 186 с.
  76. П.В. Современное школьное краеведение. Советская педагогика, 1990, № 10, с. 28−30
  77. В.И. Радуга индивидуальности // Учительская газета 1998 — 8 сент. (№ 36−37), С. 37
  78. Информационное письмо о наличии передового педагогического опыта работников народного образования области. Оренбург: 1990. — 26 с.
  79. Исследование проблем психологии творчества. (АН СССР, Институт психологии. Отв. ред. Я.А. Пономарев). М: Наука, 1983, — 336 с.
  80. Как построить свое «я» / Под ред. В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1991. -131 с.
  81. И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. М: Издательство МГУ, 1983 — 168 с.
  82. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М: Педагогика, 1990 — 140 с.
  83. Д.В. Теория и практика исторического краеведения в школе и ВУЗе: Дисс. докторапед. наук: 13.00.01. Кемерово, 1993.
  84. Л.Г. Научное творчество студентов. М: Издательство МГУ, 1982−109 с.
  85. Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. М: 1992, -171с.
  86. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1969.-280 с.
  87. А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. Пенза: 1994,-338 с.
  88. В.Н. Лекции по психологии индивидуальности. М: 1996, -209 с.
  89. П.А. Вопросы школьно-вузовского краеведения. Вологда: Сев-зап. кн. издательство, 1970. — 112 с.
  90. Т.И. Психологический мир личности и его безопасность. -М: Влада-Пресс, 2001.- 173 с.
  91. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.-335 с.
  92. Кон Д. И. Социология личности. М.: Политиздат. 1967 — 254 с.
  93. Н.А. Личность и индивидуальные различия. Типология личности и ее варианты развития. / Под ред. Е. Н. Богданова и В. Я. Синенко. Новосибирск: 1998.-561 с.
  94. Краеведение: пособие для учителя. (Под ред. А.В. Даринского). М: «Просвещение», 1987, — 156 с.
  95. Краеведение в школе. (Сб. статей. Отв. ред. Б.И. Шевцов), Воронеж: 1967,-149 с.
  96. Краеведение и охрана природы в педагогических институтах, училищах и школах. Алма-Ата: 1974, 203 с.
  97. Краеведение на уроках истории. (Сб. статей). Л: 1967, 106 с.
  98. Краеведческая работа в школах Оренбургской области. Методическое письмо. Под общ. ред. П. Н. Кисельникова. Оренбург: 1965, 51 с.
  99. Краеведы и краеведение. // Итоги деятельности Оренбургского фил. Общества СССР с 20 ноября 1986 по 31 декабря 1990 г. г. Оренбург: 1991, С. 21−26.
  100. Краеведы России. М: 1991, 32 с.
  101. Г. Психология развития: Учеб./ Пер. с англ.: Н. Мальгина и др.- Под. общ. ред. А. А. Алексеева. СПб.: Питер, 2000. — 987с.
  102. Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967.-183 с.
  103. Купер, Колин. Индивидуальные различия. М: 2000, 526 с.
  104. Г. Я. Педагогическому творчеству надо учить. // Начальная школа 1999-№ 3 — С. 14−17.
  105. В.Л. Искусство быть собой. Индивидуальная психотехника. М.: Изд-во «Знание», 1991. — 253
  106. Э.Э. Мотивация основа деятельности: Уч. пособие. СПб.: БГТУ, 2000.-51 с.
  107. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-302 с.
  108. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Мысль, 1965. — 573 с.
  109. А.А. Педагогическое общество. М.: Знание, 1979. — 48 с.
  110. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.-185 с.
  111. Лисовский В. Т, Дмитриев А. В. Личность студента. Л.: 1974. 183 с.
  112. .Ф. Личность в системе общественных отношений // Психол. журн. 1981. — Т. 2. — № 1. — С. 3−14.
  113. .Ф. Теория, эксперимент и практика в психологии. // Психол. журн., 1980. -Т.l.№ 1. -С.8−20.
  114. .Ф. Общественные отношения и психология личности // Личность в системе коллективных отношений. (Тез. докл. Всесоюзной конференции в г. Курске. 20−22 мая 1980). М., 1980. — С.145−147.
  115. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии -М.: Наука, 1984.-432 с.
  116. Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, — 1978, — 127 с.
  117. В.Л. Культурные аспекты индивидуальной деятельности. Ростов-на-Дону: 2001.-33 с.
  118. А.С. Процесс научного творчества: Философско-методологический анализ. М: Наука, — 1983, 207 с.
  119. А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  120. А.К. и др. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990. — 192 с.
  121. А. К. Психология профессионализма. М., 1996. 308 с.
  122. А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 2001. 479 с.
  123. JI.B. Психологические закономерности развития индивидуальности студентов в вузе. Автореферат. доктора психологических наук: 19.00.01. / Новосибирский гоударственный педагогический университет. — Новосибирск, 1998. 40 с.
  124. B.C. Очерк интегративного исследования индивидуальности. М: Педагогика, 1986, — 253 с.
  125. Методы системного педагогического исследования / Под ред. Н. Р. Кузьминой. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. 172 с.
  126. В.А. Психология творческой деятельности. Киев: Знание, 1978, -47 с.
  127. Л. Энциклопедия психологических тестов. М.: ACT, 1997. — 332 с.
  128. P.P. Краеведческая поисково-познавательная деятельность учащихся в обучении: Дисс. канд. пед. наук: 13.00.01. М: 1978.
  129. В.Н. О взаимосвязи общения, отношения и отражения как проблемы общей и социальной психологии. Л.: Лениздат, 1970. — 120 с.
  130. Народная педагогика и современные проблемы воспитания. / Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. Чебоксары, ЧГПИ, 1991. -330 с.
  131. Научное творчество студентов (С. Артамонов, В. Елхов, В. Крутов). М: 1984- 143 с.
  132. Р.С. Психология: Учебн. для студ. высш. пед. заведений: В 3 кн.: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. 512 с.
  133. .В. Творчество и философия. Киев: 1989, — 164 с.
  134. Образование в поисках человеческих смыслов / Под ред. Е. В. Бондаревской. — Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 1995. 216 с.
  135. С.И. Словарь русского языка. М., 1973. — 920 с.
  136. Ю.М. Личность и индивидуальность: Лекции по курсу «Психология». М.: 1996. — 24 с.
  137. Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 287 с.
  138. Н.Г. Самосознание как условие становления творческой индивидуальности педагога. Тюмень: ТГУ, 1991. — 92 с.
  139. Педагогическая энциклопедия. Т. 4., С. 215−219.
  140. Е.Н. Экология индивидуальности: философско-социологический аспект. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, — 1992 — 155 с.
  141. А.В. Введение в психологию. М.: Издательский центр «Академия», 1995. -496 с.
  142. А.В. Психология о каждом из нас. М.: Изд-во Российского открытого университета, 1922. — 332 с.
  143. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: Учебное пособие. -М.: Высшая школа, 1981. 175 с.
  144. И.П. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений. М.: Просвещение: Гуманитарный изд. центр «ВЛАДОС», 1996. -432 с.
  145. В.В. Индивидуальность как открытая система // Прикладная психология. 1999. — № 6. — С. 33−44.
  146. С.Е., Андреев Н. В. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости // Вопросы психологии. 1998. — № 2. — С. 3−10
  147. С.Д., Морозова Г. В., Егорова И. Г., Рехник А. И. Управление развитием индивидуальности личности в учебном процессе. М:1999 144 с.
  148. Я.А. Психология творчества. М: Наука, 1976, — 303 с.
  149. Я.А. Психология творчества и педагогика. М: 1976 280 с.
  150. Я. А. Психология творения М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 1999. 480 с.
  151. Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. Казань: Издательство Казанского университета, 1989 205 с.
  152. Л.М. Психология самодеятельного творчества студентов. Казань: 1990−237 с.
  153. Проблемы формирования профессионального мастерства учителя. / Сборник научных трудов Казахского педагогического университета им. Абая. -Алма-Ата: КазПИ им. Абая. 163 с.
  154. Проблемы интегрального исследования индивидуальности: сб. научных трудов. Пермь: 1981. — 109 с.
  155. И.Т. Подготовка к краеведческой работе в вузе. Советская педагогика — 1986 — № 8 — С. 82−85.
  156. Развитие творческой активности студентов: опыт, проблемы, перспективы. Воронеж: изд-во Воронежского университета. -1991.-159 с.
  157. Т.А. Психофизиологические основы индивидуальности / Т. А. Ратанова- Акад. пед. и социал. наук, Моск. психол.-социал. ин-т.-М.- Воронеж: Моск. психол.-социал. ин-т: МОДЭК, 1999.- 126 с.
  158. А.А. Психология изучения личности: Уч. пособие. СПб.: 1999. -288 с.
  159. И.И. Личность. Индивидуальность. Общество. М:1984 141 с.
  160. И.И. Философские основы теории индивидуальности. Л: 1973 175 с.
  161. Роль педагогического краеведения в профессиональной подготовке учителя./ Под ред. А. Л. Ламашева. Алма-Ата: МЕКТЕП, 1986. — 110 с.
  162. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. Под ред. И.В. Равич-Щербо М.: Педагогика, 1988. — 333 с.
  163. Роль педагогического краеведения в профессиональной подготовке учителя./ Под ред. А. Л. Ламашева. Алма-Ата: МЕКТЕП, 1986. — 110 с.
  164. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х томах. — М.: Большая российская энциклопедия, 1999. Т.2. С 85
  165. М.М. Идея личности как основа мировоззрения. М., 1990. -258 с.
  166. С.Л. Проблемы общей психологии. 2-е изд. — М.: Педагогика — 1976. — 416 с.
  167. С.Л. Мышление и пути его исследования. Берлин: Немецкое научное исследование — 1968. — 141 с.
  168. С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1999. -679 с.
  169. В.М. Биологические основы индивидуально-психологичеких различий. М.: Наука — 1979. — 352 с.
  170. В.Г. Школа в условиях эксперимента. / Министерство просвещения РСФСР. Оренбургский Областной Институт усовершенствования учителей. Дзержинский отдел образования г. Оренбурга, школа № 12. -Оренбург. 1992. — 32 с.
  171. Ю.А. Творчество Педагогическая энциклопедия. Том 4, М.:1989, 234 с.
  172. Н.К. Личность и время. Л.: Лениздат, 1989. — 255 с.
  173. Ю.Б. Марксизм-ленинизм и проблемы личности. М.: 1969 -224 с.
  174. М.Н. Методология и методика педагогических исследований: (В помощь начинающему исследователю). М.: Педагогика, 1986. 152 с.
  175. В.А. Педагогическая деятельность и проблема формирования личности учителя // Психология труда и личности учителя: Сб. науч. тр. Вып. 1. — Л.: 1976.-С. 34−45.
  176. В.А. Профессиональная культура в структуре личности учителя // Формирование профессиональной культуры учителя: Учебное пособие. М.: Прометей, 1993. — С. 5−12.
  177. Л.В. Педагогическое краеведение как средство подготовки студентов к воспитательной работе в школе: Автореф. дисс. .канд. пед наук. -Кострома, 1992.
  178. Современные проблемы теории творчества: сб. научн. статей. Под ред. Г. Я. Буша. М: НПО «Поиск». — 1992. — 198 с.
  179. В.В. Школа развития индивидуальности // Прикладная психология. 2000. — № 4. — С. 37−44.
  180. С.Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организации. М: Наука, 2000. — 173 с.
  181. В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983. — 286 с.
  182. К.Ф. Краеведение. Издание 2-е, исправленное и дополненное. М: Просвещение 1974. — 142 с.
  183. Творчество в искусстве — искусство в творчестве. / Ред. Дорфман Л., Мартиндейл К., Петров В. М: Наука, 2000. — 549 с.
  184. .М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. М: Издательство НПО «МОДЕК», 1998. 538 с.
  185. .М. Психология индивидуальных различий. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-563 с.
  186. JI.А. Формирование педагогической культуры будущего учителя в процессе общепедагогической подготовки: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1996.-23 с.
  187. А.П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников. — Л., 1989. — 91 с.
  188. В.А. Исследование индивидуального стиля деятельности // Вопросы психологии. 1991. — № 3. — С. 53−62
  189. В.А. Стили профессиональной деятельности в условиях взаимодействия субъектов // Психологический журнал. 2000. — № 3. — С. 96−103
  190. В.П. О ценностях жизни и культуры. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. -124 с.
  191. К.Д. Собр. соч. в 8-ми томах. М.: АПН СССР. — 1949. — Т.6. -291 с.
  192. Л. Сочинения. Т. 1. -М.: 1978. -425 с.
  193. Л. Вопрос о бессмертии с точки зрения антропологии // Избранные философские произведения. М., 1955. Т. I. С. 275−278, 280−282. 285 286, 287−288.
  194. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989. — 208 с.
  195. Д.И. Психология взросления: Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. М.: Московский псих.-соц. институт: Флинта, 1999. 670 с.
  196. Д.И. Психология развивающейся личности: Избр. психол. тр./Акад. пед. и социал. наук, Моск. психол.-социал. ин- т. М.- Воронеж: Изд-во «Ин-т практ. психологии»: НПО «МОДЭК», 1996. — 512 с.
  197. В.В. Потребности. Деятельность. Личность. М.: 2001. 187 с.
  198. Формирование творческого мышления студента. Теоретические и прикладные вопросы. Материалы научной конференции. Владивосток: 1990 -189 с.
  199. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность: Сб. научных трудов. Свердловск: СИПИ, 1990 — 153 с.
  200. Формы и методы активизации деятельности студентов в процессе обучения. Петрозаводск: ПГУ, 1988. 157 с.
  201. А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2001. — 533 с.
  202. В.А. Творчество: (Философский аспект проблемы). Кишинёв: 1989.- 148 с.
  203. Д.В., Морозов А. В. Креативная педагогика и психология. М.: МГТА, 2001.-300 с.
  204. Человек, индивид, общество: сущность и ценности. Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2000. — 140 с.
  205. Человек: индивидуальность, творчество, жизненный путь./ Под ред. В. Н. Келасьева. СПб.: 1998.- 194 с.
  206. В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. — М., 1996. — 320 с.
  207. P.M. Личность субъекта учебной и педагогической деятельности: (Монография). Саратов: Изд-во Саратовского педагогич. Института, 1999. — 118 с.
  208. Н.Н. Библиотечное краеведение: сущность, внутренняя структура и внешние связи // Сов. библиотековедение. 1992. — № 5−6. — С. 67−76.
  209. Д.Б. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989.-560 с.
  210. Энциклопедия психологических тестов: Личность. Мотивация. Потребность. М.: ACT, 1997. 299 с.
  211. Юнг К. Г. Психологические типы. / Пер. с нем. / Под ред. В. В. Зелинского. Мн.: ООО «Попурри», 1998.- 656 с.
Заполнить форму текущей работой