Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Стратегическое управление развитием региона на основе комплексной оценки эффективности функционирования экономических подсистем

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Повышение объема инвестиций в технологические инновации возможно за счет проведения следующих мероприятий: приоритет при выделении средств из Инвестиционно-венчурного фонда нужно отдавать технологическим инновациямактивизация деятельности инновационного производственного технопарка «Идея» — создание инновационного технополиса на базе завода «Тасма» — усиление общественного контроля над расходами… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретико-методологические основы стратегического управления развитием регионов
    • 1. 1. Сущность, содержание и виды эффективности региональной стратегии
    • 1. 2. Эволюция подходов к оценке и повышению эффективности функционирования экономических систем
    • 1. 3. Система методов оценки эффективности региональной экономической стратегии
  • 2. Методические аспекты оценки эффективности функционирования подсистем региональной экономики
    • 2. 1. Анализ эффективности функционирования региональных экономических систем Российской Федерации
    • 2. 2. Анализ эффективности функционирования региональной экономики Республики Татарстан
    • 2. 3. Методические аспекты оценки эффективности функционирования подсистем региональной экономики
  • 3. Совершенствование стратегического управления регионом на основе повышения эффективности функционирования подсистем
    • 3. 1. Стратегическое позиционирование региона на основе комплексной оценки эффективности подсистем
    • 3. 2. Методика комплексной оценки эффективности развития региональной экономики
    • 3. 3. Прогнозирование результатов стратегического развития Республики Татарстан

Стратегическое управление развитием региона на основе комплексной оценки эффективности функционирования экономических подсистем (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В сложившейся ситуации глобальной экономической депрессии основой обеспечения восходящего тренда развития становится повышение эффективности функционирования экономических подсистем, что предполагает накопление финансового, человеческого, информационного, организационного и иных форм капитала для достижения стратегических целей социально-экономической системы, в том числе мезоуровневой. В то же время улучшение социально-экономических результатов функционирования региона требует разработки и реализации индивидуальной для каждого мезоуровневого образования стратегии, основанной на развитии его сильных сторон за счет имеющихся возможностей, что позволит обеспечить лидерство региона в определенной сфере и, как следствие, его долгосрочную конкурентоспособность. В настоящее время рост результативности мезоуровневых социально-экономических систем достигается, как правило, опережающими затратами на достижение поставленных стратегических целей, что приводит к снижению эффективности функционирования как системы в целом, так и ее подсистем, и, соответственно, не способствует их развитию, вследствие чего реализация целевых установок стратегии развития Российской Федерации до 2020 года представляется затруднительной.

Переход российской экономики на инновационный путь развития, являющийся приоритетной стратегической задачей как системы управления национальной экономикой, так и ее мезоуровневыми подсистемами, предполагает значительную реорганизацию действующих управленческих механизмов, в первую очередь за счет использования в качестве измерительного инструмента не критерия результативности или затратности стратегических мероприятий, как является нормой современного менеджмента социально-экономических систем в России, а показателей эффективности. Кроме того, для достижения стратегических целей эффективность должна рассматриваться как комплексный показатель, что позволит реализовать принцип Парето-оптимальности в процессах стратегического управления, и не допустить ситуации несбалансированного развития. Использование комплексных критериев позволяет обеспечить большую гибкость и адаптивность стратегического управления регионом, что, в свою очередь, предполагает сохранение конкурентоспособности в долгосрочном периоде вследствие оперативной реакции мезоуровневой социально-экономической системы на изменения внешней и внутренней среды.

Указанные обстоятельства подтверждают, что рациональное управление стратегическим развитием регионов предполагает расширение сферы применения как частных, так и комплексных показателей эффективности в процессах планирования, организации, мотивации, координации и контроля в рамках замкнутого цикла управления мезоуровневой социально-экономической системой. Применение такого подхода позволит добиться рационального соотношения участия подсистем региона в решении проблемы эффективного стратегического управления, имеющего целью обеспечение стабильного тренда развития мезоуровневой системы на основе освоения конкурентного потенциала.

Степень разработанности проблемы. Теоретико-методологическая база ислледования исследования была сформирована трудами отечественных и зарубежных ученых, изучавших различные аспекты регионального развития, среди которых значительное место заняли работы Э. Б. Алаева, М. Альберта, Н. А. Апариной, Б. К. Бандмана, Н. Н. Баранского, Х. Блохлигера, В. И. Бутева, А. Л. Гапоненко, Э. П. Гирусова, М. В. Глазырина, А. Г. Гранберга, Г. С. Гужина, В. В. Иванова, У. Изарда, Н. Н. Колосовского, А. Лухтала, Н.Д. Матру-сова, М. Мескона, Т. Г. Морозовой, Н. Н. Некрасова, С. Я. Ныммик, Р. А. Попова, А. Н. Ракитникова, Н. М. Ратнера, И. Е. Рисина, В. Е. Селиверстова, Ю. Г. Саушкина, Н. К. Сирополиса, С. Тейлора, В. Н. Тюрина, Ф. Ушлейда, М. Фримена, Ф. Хайека, Ф. Хедоури, А. И. Чистобаева, В. И. Чистякова,.

Р.И.Шнипера, Д. Юилла и других, внесших значительный вклад в многостороннее исследование данных проблем.

Общим вопросам формирования и реализации базовых региональных экономических подсистем посвящены работы — Л. Л. Игониной, Ю. С. Колесникова, В. И. Клисторина, А. М. Лаврова, В. Н. Лексина, О.А. Ло-мовцевой, Дж. Литвака, Л. И. Прониной, Д. Сазерлэнда, В. Е. Селиверстова,.

A.Н.Швецова и др. Структурирование региональной экономики на базовые подсистемы находится в центре внимания современных отечественных ре-гионоведов О. И. Бетина, О. В. Врублевской, В. Н. Каретина, Т. Д. Маковник,.

B.В.Овчинникова, Л. М. Прокофьевой, А. Д. Смирнова, И. В. Трунина и др.

Существенный вклад в развитие теоретической и методической базы стратегического управления внесли такие зарубежные авторы, как Р. Акофф, И. Ансофф, П. Дойль, Б. Карлофф, У. Кинг, Д. Клиланд, Дж. Куинн, Ж.-Ж.Ламбен, Г. Минцберг, М. Портер, К. Прахалад, А. Р. Стерлин, А.Дж.Стрикленд, АА. Томпсон, Д. Хасси, Г. Хэмел, К. Эндрюс и др. Среди отечественных разработок по проблемам формирования стратегии развития социально-экономической системы следует отметить исследования В. М. Архипова, О. С. Виханского, А. В. Градова, В. СЕфремова, А. Е. Карлика, С. Г. Ковалева, М. И. Круглова, Э. М. Короткова, А. Н. Наумова, А. Н. Петрова, Н. Н. Тренева, Э. М. Уткина, А. В. Челенкова и др.

Проблемы оценки эффективности развития макроэкономических систем рассмотрены как в трудах классиков экономической теории, в частности Л. Вальраса, Дж. Гэлбрейта, Ф. Кенэ, Р. Карсона, Р. Коуза, К. Маркса, Р. Со-лоу, Р. Харрода, так и многих современных исследователей, среди необходимо выделить А. А. Буркова, Г. Б. Клейнера, Л. П. Куракова, Д. С. Львова, Ч. Макмиллана, А. В. Мартынова, С. П. Первушина, М. Портера, П. Самуэльсо-на, Ф. И. Шахманова.

Региональный аспект оценки социально-экономической эффективности широко представлен в исследованиях В. А. Агафонова, В. К. Булгакова, Ю. Н. Гладкого, А. Г. Гранберга, Е. В. Заровой, В. В. Кистанова, А. А. Мироедова, Н. В. Мордовченкова, П. Л. Попова, И. Д. Тур геля, М. В. Цапенко, Г. И. Чудилина и др. Методики оценки эффективности региональных экономик предложены в работах Глазкова О. В., A.M. Коробейникова, Н. Я. Кривоносовой, Д. Д. Лиговкина, М. А. Мальгасарова, В. П. Орешина, Г. Г. Фетисова, Н.В. Фи-октистова, Н. А. Шибаевой.

Однако, несмотря на наличие достаточно большого числа работ, посвященных исследованию отдельных аспектов формирования и реализации стратегии региона и оценки эффективности его подсистем, вопросы совершенствования стратегического управления мезоуровневыми системами на основе использования инструментов комплексной диагностики эффективности, в настоящее время остаются практически не изученными.

Целью исследования является разработка системного подхода к совершенствованию стратегического управления развитием региона посредством применения инструментов комплексной оценки эффективности, включающего в себя теоретические, методические и практические аспекты.

Поставленная цель определила задачи исследования:

— изучить содержание, сущность и функции стратегического управления регионами в современных условиях;

— исследовать методические аспекты оценки эффективности функционирования подсистем региональной экономики;

— изучить состояние, перспективы и особенности развития регионова с позиций стратегического управления (на примере регионов Приволжского федерального округа);

— проанализировать возможность применения современных организационно-технических механизмов стратегического управления в мезоуровне-вых системах;

— определить методы комплексной оценки эффективности функционирования подсистем региона;

— исследовать возможности совершенствования стратегического управления региональными системами на основе предложенных подходов и провести апробацию предложенных методов и механизмов на примере Республики Татарстан (РТ).

Объектом исследования являются механизмы управления социально-экономическим развитием на региональном и муниципальном уровнях.

Предметом исследования являются отношения, возникающие в процессе стратегического управления регионом с использованием инструментов комплексной оценки эффективности его подсистем.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования стали разработки, концепции и гипотезы, обоснованные в трудах по экономической теории, а также в работах представителей организационно-управленческого направления: регионального менеджмента, операционного менеджмента, финансового, производственного, инвестиционного, инновационного и др. ветвей менеджментауправления ресурсным обеспечением региона, общей теории систем, экономической социологии и др.

Методологической основой диссертационного исследования послужили принципы диалектики, индукции и дедукции, позволяющие выявить основные характеристики явлений и процессов в их взаимосвязи, определить ключевые тенденции их формирования и развития в глобальной экономической среде.

Исследование базируется на использовании теории системного анализа, экономического анализа, общенаучных методов познания^ структурно-функционального, структурно-логического и экономико-математического моделирования, балльно-индексных оценок, рейтинговых оценок, методов линейного и нелинейного программирования, моделирования неопределенности.. .. .

Информационную базу исследования составляют сведения официальных федеральных и региональных статистических органов Российской Федерации и зарубежных государств, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, Министерства экономики РТ, Министерства финансов РТ, данные Российского союза промышленников и предпринимателей, союза промышленников и предпринимателей Республики Татарстан, специализированных аналитических зарубежных компаний — Standard&Poors, Moody’s, рейтингового агентства «Эксперт РА», Института экономики переходного периода, Института проблем глобализации и др. В работе используются нормативные документы, определяющие принципы функционирования отдельных отраслей экономики Российской Федерации. В процессе подготовки работы в качестве информационных источников были использованы монографии, коллективные работы, публикации в периодической печати, материалы научно-практических и научно-методических конференций, информационные ресурсы всемирной сети Интернет и др.

Содержание диссертационного исследования соответствует п. 5. Региональная экономика: Развитие теории региональной экономикиметоды и инструментарий региональных экономических исследованийпроблемы региональных экономических измерений и 5.17. Региональное стратегическое планированиерегиональные программы развитияэкономические проблемы федерализмаэкономическая симметрия и асимметрия в развитии Российской Федерациипроблемы разграничения полномочий и предметов ведения и эффективность государственного управления в территориальном аспектеэкономические проблемы местного самоуправления Паспорта ВАК России специальности 08.00.05 — «Экономика и управление народным хозяйством».

Научная новизна результатов исследования состоит в теоретическом обосновании механизма стратегического управления региональной экономической системой на основе комплексной оценки эффективности мезо-уровневых подсистем, разработке методических рекомендаций и практических предложений по рациональному планированию, организации, контролю и координации процессов стратегического управления.

1. Предложена классификация типов регионального развития, базирующаяся на определении их отличительных черт в части структуры валового регионального продукта и основных направлениях инвестирования, включающая сырьевой, эффективно-сырьевой, эффективный, инновационноэффективный и инновационный типы развития, каждому из которых соответствует различная в разрезе значимости отдельных составляющих (экономической, бюджетной, инновационной, инфраструктурной и социальной) структура показателя интегральной эффективности функционирования подсистем мезоуровневой социально-экономической системы.

2. Определено, что в основе разработки стратегии мезоуровневой социально-экономической системы должны находится стержневые компетенции регионального развития, к числу которых относятся финансовая, государственная, отраслевая, образовательная и социальная, каждая из которых позволяет обеспечить и закрепить лидерские позиции региона в процессе реализации избранной стратегии посредством формирования мезоуровневого центра роста.

3. Разработан сводный показатель эффективности функционирования подсистемы региональной социально-экономической системы, основанный на выделении четырех составляющих эффективности (технической, административной, предпринимательской и интеграционной), удельный вес каждой из которых определяется в зависимости от стадии жизненного цикла подсистемы, причем три составляющих признаются равнозначными, а одна имеет больший удельный вес.

4. Сформирован алгоритм стратегического управления мезоуровневой социально-экономической системой, базирующийся на концепции каскадирования и включающий этапы определения структуры каскадирования, определения метода каскадирования, реализации каскадирования, согласования результатов деятельности подсистем, обеспечение надлежащего качества и документирования стратегии, создание системы оценочных критериев качества исполнения стратегии в регионе в целом и его подсистемах, а также формирование стимулирующих исполнение стратегии механизмов^ в основе которых лежит принцип максимизации результативности и эффективности.

5. Предложена матрица выбора стратегии регионального развития (рост, стабильность или обновление), основанная на стратегическом анализе перспектив мезоуровневой социально-экономической системы, включающем исследование социально-демографических, финансово-экономических и ин-фраструктурно-инвестиционных показателей эффективности деятельности подсистем региональной экономики.

6. Определен институциональный механизм взаимодействия предпринимательских структур, органов государственной власти и населения региона в процессе стратегического управления развитием мезоуровневой системы, в рамках которого выявлено содержание формальных, неформальных и принуждающих связей, возникающих в процессах взаимодействия государства и общества, общества и бизнеса, бизнеса и государственных органов в реализации процессов стратегического планирования, анализа, контроля и регулирования.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что основные научные положения и выводы могут стать дополнительным теоретико-методологическим обоснованием для дальнейших исследований в области управления регионами, в том числе стратегического. Положения и выводы диссертационной работы могут быть использованы учреждениями высшего профессионального и послевузовского образования в курсах: «Региональная экономика», «Государственное и муниципальное управление», «Стратегический менеджмент» а также в спецкурсах по проблемам регионального развития. На основании научных положений и практических рекомендаций органами государственной власти могут быть разработаны нормативные документы, программы, типовые указания и отраслевые инструкции по стратегическому управлению регионом. Отдельные положения работы могут служить основой для. уточнения стратегии развития Республики Татарстан, а также стратегий министерств и ведомств Республики Татарстан.

Практическую значимость имеют предложенные инструменты оценки эффективности в процессе формирования и реализации региональной стратегии развития, а также алгоритм трансформации мезоуровневой стратегии в стратегию развития подсистем региона.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования были доложены, обсуждены на 3 международных и всероссийских научных, научно-практических конференциях и симпозиумах в 2008;2009 годах.

Результаты выполненного исследования апробированы в процессе преподавания дисциплин «Стратегический менеджмент», «Региональная экономика» в НОУ ВПО «Академия управления «ТИСБИ».

Разработанные практические рекомендации внедрены и используются в работе Администрации Краснокамского района Республики Башкортостан, что подтверждается справкой о внедрении.

Публикации. Имеются 7 публикаций по теме диссертации общим объемом 3,6 п.л. (авт. — 3,6 п.л.), в том числе статьи в журналах «Ученые записки Российской академии предпринимательства» и «Экономический вестник Республики Татарстан», которые входят в реестр журналов, рекомендованных ВАК РФ для опубликования материалов по кандидатским и докторским диссертациям.

Структура и объем диссертационной работы были определены в соответствии с необходимостью решения поставленных научных задач. Работа изложена на 177 страницах, состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 145 наименований и таблично-графического материала, включающего 26 таблиц и 19 рисунков.

Заключение

.

По результатам диссертационного исследования сделаны следующие выводы относительно современных проблем применения методов оценки эффективности региональной экономики и направления их совершенствования:

1. В специальной литературе отсутствует единство мнений по поводу сущности и содержания эффективности региональной экономики, как научной категории. На основе критического анализа существующих подходов нами предложено определение понятия «эффективность региональной экономики», которое в широком смысле представляет собой степень соответствия ее развития поставленным обществом и государством целям и задачам, а в узком — соотношение результатов функционирования экономики региона и затрат, необходимых для достижения указанных результатов, либо темпы изменения параметров региональной экономики по сравнению с параметрами прошлых лет или плановыми индикаторами.

2. Нами предложена комплексная классификация видов эффективности региональной экономики по таким классификационным признакам, как сфера проявления эффективности, отношение к региональной экономической системе, уровень эффективности, характер реализации эффективности, возможность количественной интерпретации, доминирующий фактор изменения эффективности, возможность межрегиональных сопоставлений и временной горизонт оценки эффективности.

3. Важнейшими взаимосвязанными факторами, обеспечивающими высокий уровень эффективности региональной экономики в условиях рыночных отношений, являются наличие у региона экономического потенциала, динамизм и конкурентность функционирования региональных рынков труда, товаров, капитала и инноваций, а также качество существующих институтов. Кроме того, в современных условиях эффективность региональной экономики в значительной степени зависит и от характера личных взаимоотношений ее руководства и руководства.

167 федеральной экономической системы в целом. В свою очередь, высокие параметры экономической, социальной и бюджетной эффективности региональной экономики оказывают обратное положительное влияние на ее экономический потенциал, рынки и институты.

4. Эволюция подходов к оценке и повышению эффективности функционирования социально-экономических систем достаточно обширна. Проблемами оценки эффективности государств и регионов занимались, в частности, представители таких экономических школ и направлений, как неоклассическая экономическая теория, институционализм и неоинтситуционализм, отечественная экономическая наука. Имеются существенные особенности государственного воздействия на повышение эффективности национальных и региональных экономических систем в США, Японии, Южной Корее, некоторых государствах Западной Европы. Несмотря на существенные различия теоретических моделей и практических подходов большинство современных исследователей сходятся в том, что в долгосрочном периоде устойчивое повышение социально-экономической эффективности невозможно без наличия системы развитых институтов. Кроме того, все большее внимание уделяется не прямому государственному воздействию на эффективность национальных и региональных экономик, а реализации взаимовыгодных схем государственно-частного партнерства.

5. Корректная оценка эффективности функционирования региональной экономики в значительной степени зависит от правильности выбора системы методов оценки. Нами систематизированы достоинства и ограничения использования таких основных методов оценки эффективности региональной экономики, как исследование динамики социально-экономических показателей, метод приведения различных показателей к единой системе координат, региональный межотраслевой баланс, кластерный анализ конкурентных преимуществ, метод стратегических матриц, функциональный анализ и социологические методы.

6. В Республике Татарстан существуют определенные особенности стратегии повышения эффективности функционирования региональной экономики. К числу данных особенностей в настоящее время относятся реформирование региональной экономической системы на основе кластерного подхода, приоритетное развитие инноваций и прикладной науки, а также ускоренное совершенствование транспортной и дорожной инфраструктуры. Предполагается, что совместная реализация указанных ключевых направлений позволит в долгосрочной перспективе устойчиво повышать социально-экономическую эффективность республики.

7. Эффективность региональной экономики Республики Татарстан оценена посредством функционального анализа взаимозависимости региональных рынков труда, товаров и капиталавыявлено, что взаимодействие количественных и качественных параметров указанных рынков является достаточно устойчивым, и, следовательно, изменение показателей одного из рынков оперативно влияет на показатели других типов рынков в экономике региона.

8. По результатам анализа за 2002;2007 г. г. выявлены важнейшие пропорции эффективности социально-экономического развития региональной экономики Республики Татарстан. Так, темп обновления основных фондов в РТ выше среднероссийского, что позволяет республике занимать лидирующие позиции по показателям промышленного производства. По темпу роста реальной заработной платы РТ также опережает среднероссийские показатели, что свидетельствует о высоком внимании к материальным проблемам граждан среди остальных субъектов РФ. Темп роста производительности ОПФ в РТ снижается, что может негативно сказаться в будущем на темпах роста экономики. По показателям роста ВРП в условиях инфляционных процессов Республика Татарстан также относится к числу лидирующих субъектов РФ.

9. На фоне общероссийского снижения производительности труда занятых в экономике темп производительности труда в РТ в 2007;первой.

169 половине 2008 г. г. начал постепенно расти, хотя пока и не опережая темп роста заработной платы. Рынок капитала РТ характеризуется достаточно высоким уровнем развития по сравнению с остальными субъектами РФ. Рынок труда в РТ характеризуется определенной волатильностью, что в значительной степени обусловлено как влиянием кризиса, так и налиичем дисбаланса спроса и предложения на данном рынке в разрезе отдельных групп профессий и специальностей.

10. С использованием метода построения стратегических матриц оценена сравнительная эффективность функционирования региональной экономики Республики Татарстан, что позволило сделать вывод о том, что, несмотря на существующие проблемы социально-экономического развития, по подавляющему большинству групп показателей (таких как объем производства, прибыль в экономике, производительность труда, доля просроченной дебиторской и кредиторской задолженности хозяйствующих субъектов и др.) развитие республики является более эффективным по сравнению с другими регионами Поволжского федерального округа.

11. Нами разработана комплексная методика оценки эффективности функционирования региональной экономики, заключающаяся в последовательном сравнении фактических темпов роста социально-демографических, финансово-экономических и структурно-инвестиционных показателей с их эталонной последовательностью. Методика позволяет увязать в единой системе координат различные по содержанию и единицам измерения показатели эффективности региональной экономики и выделить наиболее действенные резервы повышения эффективности. Методика апробирована на материалах экономики РТ за 2007;2008 г. г. За 2007 год интегральная эффективность развития экономики Республики Татарстан составила 54,31%, за 2008 год — 29,61%. Снижение эффективности на 24,7 процентных пункта было обусловлено в основном разнообразными последствиями финансового кризиса.

12. Разработанная методика позволяет также сконцентрировать усилия.

170 государства и общества на наиболее приоритетных направлениях социально-экономической политики, позволяющих в максимальной степени повысить эффективность экономики региона за счет сближения фактических темпов роста показателей с эталонными. Выявлены важнейшие резервы повышения эффективности региональной экономики РТ, такие как снижение объема задолженности по оплате труда в республикеснижение дифференциации оплаты труданедопущение снижения прибыли предприятий РТповышение объема инвестиций в технологические инновациистимулирование ускоренного роста обрабатывающей промышленности и АПК по сравнению с добывающими отраслями.

13. В условиях кризиса процесс мобилизации резервов повышения эффективности функционирования региональной экономики имеет определенную специфику. Так, сократить объем задолженности по оплате труда позволят такие мероприятия, как усиление административного контроля над предприятиями Республики Татарстан, имеющими задолженность по оплате трудаограничение для таких предприятий возможности участия в государственном заказеограничение на участие в программах, финансируемых за счет Инвестиционно-венчурного фонда РТ, и других целевых программах РТ.

Сократить дифференциацию оплаты труда в республике можно следующими основными способами: заключение соглашений Правительства.

РТ с крупными и средними предприятиями по вопросам максимально возможной дифференциации оплаты труда (не более 10−12 раз) — скорейшее введение новой системы оплаты труда в бюджетных учреждениях и обеспечение того (в соответствии с Посланием Президента РТ 2008 г.), чтобы средняя заработная плата в бюджетной сфере была не менее 80% от средней оплаты труда по экономике, что снизит дифференциацию в оплате труда между этими секторамистимулирование трудовой деятельности пенсионеров и лиц с ограниченными возможностями (надомная работа, работа в учреждениях социальной сферы), что повысит их общий доход и.

171 снизит дифференциацию.

14. Важным финансовым резервом повышения эффективности экономики РТ, как показали расчеты по предлагаемой методике, является недопущение существенного снижения валовой и чистой прибыли в условиях кризиса. Недопущение снижения прибыли предприятий республики возможно, в частности, за счет усиления борьбы с сокрытием прибыли. Кроме того, на предприятиях, где имеется государственное участие, и на крупных предприятиях в целом, необходимо снижение нерациональных расходов на управление (большие премии, организация корпоративных праздников и т. п.). Целесообразно ускоренное развитие ОЭЗ «Алабуга», где имеются льготы по налогообложению прибыли.

Повышение объема инвестиций в технологические инновации возможно за счет проведения следующих мероприятий: приоритет при выделении средств из Инвестиционно-венчурного фонда нужно отдавать технологическим инновациямактивизация деятельности инновационного производственного технопарка «Идея" — создание инновационного технополиса на базе завода «Тасма" — усиление общественного контроля над расходами на инновации с целью минимизации коррупции и злоупотреблений в этой области. Стимулирование ускоренного роста обрабатывающей промышленности и агропромышленного комплекса по сравнению с добывающими отраслями возможно путем создания и развития кластеров экономике Республики Татарстан. В целом, долгосрочное и устойчивое повышение эффективности региональной экономики возможно за счет совместной, согласованной реализации всех указанных мероприятий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Послание Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан (январь 2008 г.) // www.tatar.ru (официальный сервер Правительства Республики Татарстан).
  2. Послание Президента Республики Татарстан Государственному Совету Республики Татарстан (март 2007 г.) // www.tatar.ru (официальный сервер Правительства Республики Татарстан).
  3. Программа социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005−2010 г. г.
  4. Программа развития транспортного комплекса Республики Татарстан на 2006−2010 г. г.
  5. Программа развития инновационной деятельности в Республике Татарстан на 2004−2010 г. г.
  6. Программа ««Энергоресурсоэффективность в Республике Татарстан на 2006−2010 г. г.»
  7. Программа развития и размещения производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 г. и на перспективу до 2030 г. (проект)
  8. А.Н. Мировая экономика. М.: Эксмо, 2008. — 324с.
  9. Е.П. Частно-государственное соуправление развитием регионального нефтегазохимического комплекса в системе отраслевой политики // Автореф. дис. д.э.н. — Казань, 2008. — 40с.
  10. Г. Л., Асаул А. Н. Организация предпринимательской деятельности. Спб.: из-во СПбГУ-ЭФ, 2001. — 231с.
  11. М. Управленческая экономика и стратегия бизнеса: Учеб. пособие/Пер. с англ. под ред. Никитина А. М. — М.: ЮНИТИ, 1999. — 743 с.
  12. Большой экономический словарь/Под ред. Азриняна А. Н. — М.: Институт новой экономики, 1997. — 660 с.
  13. А.А. Политика экономических реформ и173институциональные преобразования. — Екатеринбург, 1999. — 50 с.
  14. Е.Т. Гибель империи. М.: ИЭПП, 2006. — 386с.
  15. Э.Р. Формирование и оценка эффективности функционирования институтов социальной ответственности регионального предпринимательского сообщества // Автореф. дис. к.э.н. Казань, 2008. — 24с.
  16. Ю.Н. Регионоведение: учебник / Ю. Н. Гладкий,
  17. A.И.Чистобаев. М., 2000. — 384с.
  18. А.Г. Основы региональной экономики: учебник. 2-е изд. -М., 2001.-495с.
  19. А.Г., Суслов В. И., Сусницын С. А. Многорегиональные системы: экономико-математическое исследование. — Новоисбирск, 2007. — 371с.
  20. Дж.К. Новое индустриальное общество. — М.: Прогресс, 1969.—478 с.
  21. Дж.К. Экономические теории и цели общества. — М.: Прогресс, 1976. —528 с.
  22. Институциональная экономика: уч. пособие / под ред. Д. С. Львова. М.: Инфра-М, 2001. — 318 с.
  23. История экономических учений/под ред. В. Автономова, О. Ананьина. М.: Инфра-М, 2004. — 784 с.
  24. Р. Что знают экономисты: основы экономической политики на 1990-е годы и в перспективе. — М.: Феникс, 1993. — 112 с.
  25. В.В. Региональная экономика России: учебник /
  26. B.В.Кистанов, Н. В. Копылов. М.: Финансы и статистика, 2002. — 584с
  27. В.В. Рыночные факторы эффективности государственного управления в территориальном аспекте : Автореф. дис. к.э.н. — Кисловодск, 2004. 27с.
  28. Р. Фирма, рынок и право. М.: Прогресс, 1993.
  29. Д. Современный капитализм: государственное управление и174промышленная политика. — М.: Наука, 1989. — 144 с.
  30. Л.П. Российская экономика: состояние и перспективы. — М.: Логос, 1998. —576 с.
  31. Ф. Богачи и сверхбогачи. М.: Прогресс, 1975. — 856с.
  32. Н.И., Кисельников А. А. Региональная политика в странах рыночной экономики. — М.: Экономика, 1998. — 172 с.
  33. В.В. Межотраслевая экономика. — М.: Экономика, 1997. — 480с.
  34. В.В. Экономические эссе. — М.: Политиздат, 1990. — 416с.
  35. В. Методы экономического обоснования территориальной организации хозяйства // www.humanities.edu.ru
  36. Л. Экономико-математический словарь. — М.: Наука, 2003, —510 с.
  37. К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика, Т. 1. — М., 2008. — 399 с.
  38. Ч. Японская промышленная система. — М.: Прогресс, 1998. —400 с.
  39. М.С. Совершенствование методов оценки инвестиционной привлекательности и эффективности использования региональных программ развития. М., 2002. — 209с.
  40. К., Энгельс Ф. Собр. соч. в 9-и т.т., Т.8. — М.: Политиздат, 1987.— 590 с.
  41. А.В. Структурная трансформация российской экономики. —М.: Эдиториал УРСС, 1999. —.246 с.
  42. А. Принципы экономической науки. — М.: Прогресс, 1993.-Т.1.
  43. А.А. Информационное обеспечение механизмов управления регионом. М.: Финансы и статистика, 2002. — 127с.
  44. Н.В. Эффективность региональной экономики:175введение в инфраграфию. Нижний Новгород, 2002. — 344с.
  45. А.Н. Институциональная экономика. М.: Инфра-М, 2005. -416с.
  46. В. П. Государственное регулирование национальной экономики. — М.: Юристъ, 1999. — 272 с.
  47. Основы экономической теории человеческого капитала / под ред. Ф. Г. Хамидуллина. Казань: АН РТ, 2007. — 248с.
  48. Т.Ф. Обоснование приоритетов государственной инвестиционной деятельности в промышленности региона (на примере Республики Татарстан): Автореф. дис. канд. экон. наук. — Казань, 1998. — 24 с.
  49. С.П. Воспроизводство и экономический рост. — М.: Вузовская книга, 1998. — 84 с.
  50. П.Л. Элементы теории регионов. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2005.- 159с.
  51. М. Международная конкуренция. — М.: Международные отношения, 2007. — 800 с.
  52. Прогнозирование и планирование экономики/Под ред. Кандауровой Г. А. — Мн.: Эксперспектива, 2006. — 432 с.
  53. Региональная статистика: учеб. для вузов / под ред. Заровой Е. В., Чудилина Г. И. М.: Финансы и статистика, 2006. — 621с.
  54. Республика Татарстан в цифрах 2007: статистический сборник. — Казань, 2008.
  55. Российский статистический еженедельник. — М.:Из-во Федеральной службы государственной статистики, 2008.
  56. М.Р., Демьянова О. В., Давлетшина Л. М. Системная функциональная модель экономики Республики Татарстан. Казань: из-во КГУ, 2007.
  57. М.Н. Экономический рост: темпы, пропорции, эффективность. — М.: Экономика, 1989. — 240 с.
  58. С. Приоритеты государственной промышленной политики в РФ. — М.: Армада, 2000. — 88 с.
  59. Дж. Экономика государственного сектора. — М.: Изд-во МГУ, 1997. —720 с.
  60. Стратегия макрорегионов России: методологические подходы, приоритеты и пути реализации (под ред. А.Г. Гранберга). — М.: Наука, 2004.
  61. В.Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования. — М.: Финансы и статистика, 1996. — 224 с.
  62. США: государство и рынок/А.Б. Порканский, С. В. Чепранов, С. К. Дубинин и др. — М.: Наука, 1991. — 200 с.
  63. А.Н. Некоторые особенности механизма повышения экономической эффективности субъектов региональной экономики: (на примере масложирового подкомплекса Краснодарского края). — Майкоп, 2006.-80с.
  64. Г. А. Государственное управление в области финансов и кредита в России: Учебн. пособие. — М.: Дело, 1997. — 304 с.
  65. И.Д. Региональная экономика и управление: курс лекций. -М.: РУДН, 2003.
  66. Н.В., Кураков Л. П. Прогнозирование социально -экономического развития регионов Российской Федерации. — М., 1998. — 688 с.
  67. Г. Г., Орешин В. П. Региональная экономика. М.: Инфра-м, 2006.-416с.66: Финансово-экономические и юридические термины (под ред. К.М. Гарифуллина). Казань, 1996. — 224с.
  68. В. Европа: экономика, общество и государство. — М.: Влада, 1999.— 367 с.
  69. В.Е. Южнокорейский парадокс. — М.: Финансы и статистика, 1993. — 240 с.
  70. М.В. Математическое моделирование и многокритериальное оценивание эффективности функционирования региональных производственно-экономических комплексов : диссертация. кандидата экономических наук: Автореф. дис. к.э.н. Самара, 2002. — 24с.
  71. У., Александер В., Бейли А. Инвестиции. — М.: Дело, 2008.1024 с.
  72. Ф.И. Государство и экономика: власть и бизнес. — М.: Экономика, 1999. — 414 с.
  73. Ф.И., Котилко В. В. Предпринимательство в России: регионально-отраслевой аспект. — М.: Экономика, 2006. — 352 с.
  74. Экономическая теория/Под ред. Добрынина А. И., Тарасевича JI.C.
  75. Спб.: Питер, 2007. — 544 с.
  76. С.Н. Философия интеграционных процессов в экономике, науке и практике//Соц.-экон. проблемы становлен. и разв. рын. экон. — Казань, 2000. — С. 155—157
  77. В.А. Инвестиционная стратегия региона и «точки роста» // Экон. наука соврем. России. 2008. — N 2. — С.66−76.
  78. Н. Взаимодействие региональной администрации и бизнеса в процессе использования ресурсов региона / Н. Апарина, М. Курбатов // Вопр. экономики. 2003. — N 11. — С.110−119.
  79. И. Экономика региона как наука и учебная дисциплина (Нижний Новгород) // Рос. экон. журн. 1998. — N 4. — С. 117−119.
  80. Е.В. Управление государственным сектором экономики и бюджетное прогнозирование//Вестн. Моск. Ун-та, Сер. 6: Экономика. — 2000,—№ 1. —С.З—14
  81. В. Тенденции развития регионов в 2005—2006 гг.. / Безруков В., Остапкович Г. // Экономист. 2005. — N 10. — С. З 1−38.
  82. А.В. Финансовая децентрализация и экономический рост в регионах Российской Федерации // Регион: экономика и социология. 2008. -N 1. — С.45−57.
  83. А.П. Будущее российских инноваций//ЭКО. — 2000.2. —С.57—68.
  84. С.В. Корпоративная социальная ответственность бизнеса как институт государственно-частного партнерства и эффективной региональной политики / С. В .Братющенко, В. Е. Селиверстов // Регион: экономика и социология. 2007. — N 4. — С. 188−206.
  85. В.К. Моделирование динамики обобщающих показателей развития региональных экономических систем России / В. К. Булгаков, О. В. Булгакова // Экономика и матем. методы. 2006. — Т.42, N 1. — С.32−49.
  86. С.Г. Слагаемые конкурентного поведения региона / Важенин С. Г., Злоченко А. Р., Татаркин А. И. // Регион: экономика и социология. 2004. — N 3. — С.23−38.
  87. М.К. К вопросу о дефинициях понятия «кластер» // Материалы докладов XIV Международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». — М.: из-во МГУ, 2007.
  88. А.Р. Прогнозирование экономической динамики региона / А. Р. Габитова, А. Р. Абдрашитова // ЭКО. 2006. — N 12. — С. 124−134.
  89. С.Ю. В очередной раз на те же грабли?: К оценке «Стратегии развития РФ до 2010 г.» Фонда «Центр стратегических разработок»)//РЭЖ. — 2000. — С. Ю—41
  90. В.Ф. Социально-экономическое развитие территорий: задача органов местного самоуправления // ЭКО. 2006. — N 9. — С.59−72-
  91. П. К новому этапу трансформации//Вопросы экономики.2000. — № 4. — С.4—20
  92. А. Стратегия развития региона: цели, преимущества, технология разработки // Общество и экономика. 2008. — N 1. — С.115−120
  93. Л. Стратегия устойчивого развития региона // Пробл. теории и практики управл. 2007. — N 2. — С.46−57.
  94. М. Инвестиционные стратегии российских регионов: новые вызовы и возможности // Экон. политика. 2006. — N 4. — С. 19−30.
  95. В.К. Анализ эффективности использования бюджетных средств в регионе // Финансы. 2008. — N 8. — С.71−72.
  96. К. Управление стратегическими проектами на уровне предприятия и региона // Пробл. теории и практики управл. 2007. — N 1. -С.22−30.
  97. Е.В. Качество экономического роста региона: методологические аспекты статистического исследования / Е. В. Зарова, М.А.Котякова// Вопросы статистики. 2006. — N 5. — С.51−61.
  98. Н. Российский бизнес в регионах // Неприкосн. запас.2006.-N 4/5. -С.95−105.
  99. В. Государство и корпорации//Экономист. — 2000. — № 1. — С.68—74
  100. А. Рыночные институты в России: генезис и эволюция // Российский бизнес-журнал. — 2008. № 5.
  101. С.В. Инновационное развитие регионов России // ЭКО.2007. -N 10. -С.2−19.
  102. С.В. Сравнительный анализ потенциала и эффективности экономики российских регионов // ЭКО. 2002. — N 7. — С.62−76.
  103. К.В. Учет человеческого капитала при моделировании экономической системы региона / К. В. Кетова, И. Г. Русик // Вестн. Моск. унта. Сер. 6. Экономика. 2008. — N 3. — С.40−51.
  104. Ф.Н. Тенденции и целевой прогноз экономической динамики российских регионов / Клоцвог Ф. Н., Чернова JI.C. // Проблемы прогнозирования. 2005. -N 6. — С.103−115.
  105. А.К. К вопросу о власти кланово-корпоративных структур в России//Вопросы экономики. — 2000. — № 6. — С.114—125
  106. Е.А. Взаимосвязь между уровнем экономического развития и бедностью населения в регионах России // Регион: экономика и социология. 2004. — N 4. — С.29−44.
  107. A.M. Оценка эффективности регионального развития // Особенности стратегического планирования развития городов в постсоветских странах. Пермь, 2002.
  108. А. Территориальная дифференциация условий хозяйствования // Экономист. 2006. — N 9. — С.23−30.
  109. Н.Я. Методика оценки эффективности региональной бюджетной политики // Вестник БГУ. — 2007. № 5.
  110. А. Федеральные инвестиции в регионах: актуальные проблемы и подходы к их решению / А. Кузнецов, О. Кузнецова // Рос. экон. журнал. 2006. — N 9−10. — С.28−39.
  111. Н.И. Кластеризация как путь повышения международной конкурентоспособности страны и регионов / Н. И. Ларина, А. И. Макаев // ЭКО. 2006. — N 10. — С.2−26.
  112. А.В., Корчагина З. А. Модернизация переходных экономических систем// Вестн. Моск. Ун-та, Сер. 6: Экономика. — 1998. — № 1.— С.102—112
  113. Д.Д. Оценка эффективности регионального развития Московской области // Вестник экономики и управления. — 2006. № 12.- с.5−9.
  114. Д. Экономика России, свободная от стереотипов монетаризма//Вопросы экономики. — 2000. — № 2. — С.90—106
  115. ИЗ. Мальгин В. А. Противоречия российских реформ// Соц.-экон. проблемы становлен. и разв. рын. экон. — Казань, 2000. — С.108—109
  116. А. О мерах государственной поддержки регионального развития / Марголин А., Хутыз 3. // Экономист. 2004. — N 12. — С.64−71.
  117. А. Государственно-частное партнерство: региональный аспект // Экономист. 2008. — N 9. — С.72−79.
  118. P.M. Экономический рост в системе регионов: теоретическая модель // Регион: экономика и социология. 2005. — N 2. — С. З-18.
  119. А.Н. Математические методы оценки социально-экономической эффективности // ЭММ. 2008. -N 5
  120. Х.М., Мирзаханова A.M. Некоторые методические аспекты формирования программ социально-экономического развития депрессивных регионов // Региональная экономика. 2008. — № 30.
  121. Д.К. О роли предпринимательских объединений в повышении инновативности региональной экономики / Д. К. Подымало, В. А. Сергеев // Инновации. 2008. — N 7. — С.86−90.
  122. В. Институциональные ловушки и экономические реформы//ЭММ. — 1999. — № 2. — С.3—20
  123. М.П. Экономические инновации в хозяйственной системе и их обеспечение // Вестник Тисби. 2001. — № 4.
  124. О.С. Региональная инфраструктура как условие экономического роста / Пчелинцев О. С., Минченко М. М. // Пробл. прогнозирования. 2004. — N 6. — С.3−15.
  125. Н.Н. Экономическое моделирование зависимости инвестиционной привлекательности регионов / Н. Н. Райский, Я. В. Сергиенко, А. А. Френкель // Вопросы статистики. 2007. — N 10. — С.50−54.
  126. В. Промышленная политика Японии//Пробл. теории и практики управления. — 1993. — № 5. — С.21—29
  127. И.А. Общие методологические подходы к моделированию и прогнозированию социально-экономического развития региона // Пробл. прогнозирования. 2008. — N 4. — С.151−155.
  128. В.Е. Региональная политика России: выбор новой модели // Регион: экономика и социология. 2006. — N 4. — С.15−40.
  129. Г. В. О проблеме идентификации российской модели менеджмента // особенности российского менеджмента: Сборник материалов всеросс. научн.-практ. конф. — Казань, 2007. — С.6−11
  130. Е.В. Системный подход к управлению региональнойэкономикой / Сибирская Е. В., Буханцева С. Н., Старцева О. А. // Докл. АН182высшей шк.-2004.-N 1. С. 106−112.
  131. С.В. Основные подходы к формированию методов оценки социально-экономического состояния городов // Региональная экономика. 2008. — № 30.
  132. К.С. Тенденции развития региональных экономик // Бизнес-панорама. 2007. — № 9. — С.5−7.
  133. О.А. Региональная диагностика как методологическая база статистического исследования экономики региона // Вопросы статистики. 2006. — N 9. — С.52−58.
  134. Т.Р. Исследование факторов и результатов регионального экономического роста//Проблемы управления: Тез. докл. Восьмой всеросс. семинар. — М., 2000. — Вып. 1. — С. 170—171
  135. Т.В. Кластерная теория экономического развития // Проблемы теории и практики управления. 2003. — № 5.
  136. М.Д. Современные проблемы территориальной организации российского общества // Изв. Русск. геогр. об-ва. 2007. — Т. 139, N 1.-С.30−36.
  137. А.Г. Промышленная политика региона: государство должно сделать первый шаг// ЭКО. 2006. — N 2. — С.93−104.
  138. Н.А., Глазков О. В. Системообразующие элементы анализа и оценки эффективности управления инвестиционными процессами в региональной экономике// Региональная экономика. — 2008. № 8.
  139. А.В. Методология функционирования и развития сложных социальных систем // Вопросы управления. — 2006. № 5. — с. 19.
  140. А. Российская корпорация и региональные власти: модели взаимоотношений и их эволюция // Вопросы экономики. 2007. — N 1. — С.124−139.
  141. Campbell J. Y., Lo A. W., MacKinlay A. C. The econometrics of Financial Markets. Princeton University Press. 1997. — 61 lp.
  142. Cyert R., March J. A Behavioral Theory of the firm. Englewood.1831. Cliffs.2003. 450р.
  143. Molitor G.T. The next 1000 years: The «Big Five» engines of economic growth//Futurist. — Wash., 2006Vol 33. — № 10. — P.13—18
  144. Ouchi W. The M-form society. — N. Y., 1984. — 422 p.
  145. Richard A. Brealey and Stewart C. Myers Principles of Corporate Finance McGraw-Hill Book Company, New York, 1988. 889 pp.
  146. Stiglitz J. Whither Reform? Ten Years of the Transition. Keynote Address. The World Bank Annual Conference on Development Economics. -Washington, 1999.
  147. McBride M. E. Efficiency and Vertical Integration: Cement and Concrete Revisited // Amer. Econ. Rev. 2007. 73. P. 1011−1022
  148. Системная функциональная модель региональной экономики (модель М.Р. Сафиуллина) Sл с с1. X t-о ю га, а га
  149. Изокванты производственных функций1|?=1.й кв-л2.й кв-л3.й кв-л4.й кв-лстоимость основных производственных фондовй кв-л
  150. Динамика заработной платы (2 квадрант)2.й кв-л 3-й кв-л 4-й кв-л Индекс ценга &-с с к га х1. о to га, а га
  151. Пропорции рынка рабочей силы (3 квадрант)1.й кв- 2-й кв- 3-й кв- 4-й кв
  152. Колйчество р^зочей силй (занятость)
  153. Производственная функция (по ОПФ) (4 квадрант) ш я
Заполнить форму текущей работой