Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование информационной культуры специалиста в системе высшего профессионального образования как социально-педагогическая технология

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Глубокие экономические и социально-культурные преобразования, вызванные информатизацией, позволили говорить о переходе современного общества от индустриальной стадии развития к информационной. В информационном обществе качество жизни, перспективы социальных изменений и экономического развития, стандарты жизни, формы труда и отдыха, система образования и все другие сферы находятся под влиянием… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Социально-педагогические технологии формирования информационной культуры специалиста
    • 1. 1. Информационная культура специалиста как научная и социальная проблема эпохи информатизации
    • 1. 2. Информационная культура в структуре профессиональной подготовки специалиста высшей квалификации
    • 1. 3. Роль и специфика социальных и социально-педагогических технологий в формировании информационной культуры специалиста
  • Глава 2. Совершенствование методики формирования информационной культуры специалиста на основе социально-педагогических технологий
    • 2. 1. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования как стратегический уровень социально-педагогических технологий формирования информационной культуры специалиста
    • 2. 2. Реализация социально-педагогических технологий формирования информационной культуры специалиста в вузе (на примере специальностей информационного профиля)
  • Заключение
  • Приложение 1
  • Список литературы

Формирование информационной культуры специалиста в системе высшего профессионального образования как социально-педагогическая технология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Одной из главных характеристик современного общества является бурное развитие информационных технологий и техники, их активное внедрение не только в научную и производственную, но и духовно-культурную сферы, в повседневную жизнь человека. Являясь революционным переворотом в общественном развитии, информатизация не появилась в обществе внезапно, она обусловлена всем предшествующим периодом информационного развития цивилизации и представляет собой объективно законо мерный этап социального развития, техническую базу которого составляют современные информационные и телекоммуникационные технологии и техника. Информатизация была вызвана к жизни социальными причинами и в процессе своего развития стала одним из доминирующих факторов общественного развития.

Глубокие экономические и социально-культурные преобразования, вызванные информатизацией, позволили говорить о переходе современного общества от индустриальной стадии развития к информационной. В информационном обществе качество жизни, перспективы социальных изменений и экономического развития, стандарты жизни, формы труда и отдыха, система образования и все другие сферы находятся под влиянием достижений в информационной сфере. Его построение предполагает преобразование всего комплекса средств и условий развертывания информационных процессов, включающее создание современной технической базы, модернизацию организационно-экономических факторов развития общества и, прежде всего, выработку новых требований к самому человеку. Речь, идет о целенаправленном изменении информационной основы функционирования различных соцйальных систем и подсистем, что требует создания новых, значительно более эффективных моделей деятельности людей. Эти изменения касаются в первую очередь профессиональной сферы как целенаправленно организованной деятельности, направленной на развитие и поддержание основных экономических и социокультурных параметров общества. Преобразования в этой сфере основаны на изменении в структуре занятости р. населения, выделении в экономике информационного сектора, появлении новых форм организации труда, изменении содержания профессиональной деятельности, требований к квалификации и профессиональной подготовке специалистов. Уже сейчас происходит информатизация практически всех областей профессиональной деятельности, появляются не только новые профессии, основанные на работе с компьютерной техникой, но и специальности на стыке компьютерной и традиционной сфер, возникают компьютерные аналоги классических профессий. В целом современная профессиональная сфера характеризуется высокой динамикой, увеличением в ней доли информационного компонента и прогнозируемым его преобладанием в будущем.

Изменения в характере и условиях труда в информационном обществе требуют специалистов нового типа. Они должны иметь не просто высокий уровень образованности, но и быть ориентированны на постоянное саморазвитие и стремление к достижению поставленных целей. Поэтому профессиональный уровень специалиста сегодня определяется не набором полученных в годы обучения знаний и умений, а способностью обучаться, осваивать правила любой деятельности, знанием механизмов этой деятельности и пониманием ее структуры. Все это входит в систему метазнаний и метаумений специалиста и определяет его профессиональное мастерство и возможности быстрой адаптации в условиях частой смены научно-технической парадигмы, производственных и социальных технологий. С точки зрения современных взглядов на роль информации в процессах, происходящих в социальных системах, метазнания представляют собой ни что иное, как методологию информационного оперирования. Поскольку информационный компонент является основным в любом виде человеческой деятельности, то основу ее методологии составляет оперирование информацией. В связи с этим его можно определить как один из наиболее важных компонентов культуры чеь ловека и общества, который заметно актуализировался в современный период и получил название информационной культуры. Необходимость четко представлять свои профессиональные возможности и ограничения, находить интеллектуальные и психологические ресурсы для выработки решений предполагает приобретение современным специалистом своего рода метаквалификации, то есть способности компенсировать профессиональные недостатки, формировать новые навыки и умения, самостоятельно совершенствовать свою квалификацию. В условиях построения информационного общества основу таких знаний и умений составляют методы оперирования информацией, и по своей сути приобретение метаквалификации представляет собой процесс достижения специалистом современного уровня информационной культуры. Основные параметры информационной культуры специалиста формируются в период его обучения, с этим связано изменение содержания и роли образования в обществе.

Изменение традиционной образовательной системы связано с получением образования в течение всей жизни и ориентацией на приоритетное приобретение навыков информационного оперирования.

Сфера образования становится все более значимой, поскольку информационное общество основывается на высокой профессиональной подготовке. При этом для того, чтобы сформировать информационную культуру общества и каждого человека, соответствующую современному уровню информатизации необходим целый комплекс мероприятий, затрагивающих все звенья социальной системы.

Анализ современных представлений о путях решения социальных проблем показал, что комплексное решение задач формирования информационной культуры, основанное на выработке наиболее эффективных способов достижения поставленных целей, возможно на основе социотехнологического подхода. Социальная технология является способом решения практических задач, направленным на изменение социальных объектов в соответствии с заданными целями. Они характеризуются наличием алгоритмизированных и стандартизированных средств и процедур формирования и реализации социальных программ и проектов, ориентированных на достижение конкретного результата. Социальная технология предполагает выработку наиболее эффективных путей и способов решения социальных проблем и регулирования социальных процессов с целью достижения оптимальных результатов. Она отражает стремление к рациональному построению социальных систем и процессов, управлению и контролю за их функционированием. Формирование личности и ее культуры является одним из наиболее сложных процессов для применения методов социальной технологизации. Тем не менее, достичь необходимого уровня информационной культуры личности и специалиста в современных условиях возможно только на основе комплексного подхода, целенаправленных и поэтапных действий, научно обоснованных методов воздействия и управления. С этим связана актуальность научно-теоретической разработки и практического применения методов социальной технологизации к формированию информационной культуры специалиста.

Одним из наиболее важных этапов в системе подготовки спе1 циалиста высшей квалификации является вузовский период обучен ния. Полученные на этом этапе знания и умения определяют способность специалиста к включению в сферу профессиональной деятельности, поэтому здесь на первый план выходят социально-педагогические технологии формирования информационной культуры. Разработка стратегических основ формирования информационной культуры специалиста позволит придать этому процессу целенаправленный характер и достичь необходимых результатов.

Актуальность сложившейся проблемной ситуации в области формирования информационной культуры специалиста позволила выдвинуть гипотезу диссертационного исследования, которая заключаI ется в предположении, что применение методов социальной и социч ально-педагогической технологизации к подготовке специалистов на вузовском этапе профессионального образования позволит выработать наиболее оптимальные пути формирования информационной культуры специалиста высшей квалификации.

В связи с этим цель данного исследования состоит в выработке направлений совершенствования процесса формирования информационной культуры специалиста в системе высшего профессионального образования на основе его трактовки как социально-педагогической технологии.

В соответствии с целью были определены задачи исследования:

— с социокультурных позиций проанализировать влияние про4 цесса информатизации на развитие современной профессиональной сферы: определить общие тенденции изменений и изменения в требованиях, предъявляемых к специалистам;

— дать многоаспектный анализ представлений об информационной культуре специалиста как научно-теоретической проблеме и как реальной социальной задаче, стоящей перед обществом;

— обосновать статус информационной культуры специалиста как методологической основы получения метаквалификационных параметров профессиональных знаний и умений и, следовательно, как важнейшего компонента профессиональной подготовки современного специалиста высшей квалификации;

— исходя из современных научных представлений, позволяющих трактовать социальную технологию как один из наиболее эффективных методов управления сложными социальными системами, обосновать правомерность применения принципов социально-педагогических технологий к процессу формирования информационной культуры специалиста в сфере профессионального образования;

— рассматривая систему высшего профессионального образования в качестве важнейшего этапа социально-педагогической технологии формирования информационной культуры специалиста, исследовать современную практику обучения в вузах на основе анализа государственных образовательных стандартов, учебных планов и программ и выработать рекомендации по совершенствованию методики формирования информационной культуры будущих специалистов в вузах и достижению реального уровня технологичности этого процесса.

Разработанность проблемы. Социально-педагогический подход к формированию информационной культуры специалиста высшей квалификации основан на интеграции двух научных направлений — информационной культурологии, в рамках которой развиваются представления об информационной культуре специалиста, и теории социальных технологий в аспекте применения социотехнологических методов к явлениям культуры и процессу образования.

В связи с тем, что современные представления об информационной культуре специалиста сложились в результате воздействия процессов информатизации на профессиональную сферу, важное методологическое значение для данного исследования имеют концепции, обосновывающие социально-культурную сущность информатизации (к ним относятся работы М. В. Арапова (13), Н. П. Ващекина (23), О. Н. Вертинской (24), П. В. Нестерова (137), А. И. Ракитова (164, 165), Э. П. Семенюка (174), Ю. А. Шрейдера (203) и др.), развитие представлений об' информационном обществе такими отечественными учеными, как Т. П. Воронина (32), Т. П. Малькова (120), И. С. Мелюхин (128), М. А. Фролова (120), и установление тенденций изменений профессиональной сферы под влиянием информатизации, * осуществленное О. Н. Вертинской (24), Э. П. Семенюком (174). i.

Появление в начале 1970;х гг. термина «информационная культура» в отечественной научной литературе произошло именно под влиянием изменений, происходящих в профессиональной сфере, в частности в сфере управленческого труда, и связано с именем Г. Г. Воробьева (28,29,30,31). Дальнейшее развитие представлений об информационной культуре характеризуется увеличением количества подходов к изучению этого феномена. Философско-мировозз-ренческий подход появился в работах А. П. Суханова (190,191,192, 193) и был в дальнейшем развит такими учеными, как Э. П. Семенюк (174), А. Д. Урсул (195,196), Ю. А. Шрейдер (203,205).

Начало 90-х гг. можно считать новым этапом в развитии представлений об информационной культуре. С этого времени начинается формирование научного направления, изучающего это явление, появляются уже не отдельные публикации, а целый их поток, издаются научные сборники и учебные пособия, посвященные проблемам информационной культуры. В этот период были разработаны важнейшие вопросы теории и практики информационной культуры, которые нашли отражение в работах ведущих ученых и исследователей этой проблемы — И. М. Андреевой (5,6,7), С. Г. Антоновой (8,9, 11, 12), М. Г. Вохрышевой (34,35,36), Н. И. Гендиной (40,41,42), И. И. Горловой (45,46,47), Н. Б. Зиновьевой (68,69,70), Ю. С. Зубова (6,7,72,74), Н. В. Лопатиной (112,113,114), Е. А. Медведевой (122, 123,124,125,126), Н. А. Слядневой (74,178,179) и др. Итогом развития представлений об информационной культуре стало появление* новой науки — информационной культурологии.

Осознание статуса информационной культуры как базового компонента профессиональной подготовки специалиста высшей ква лификации произошло в современный период, и в данном диссерта- (ционном исследовании это положение основано на общих представлениях о профессиональной культуре и системе знаний специалиста, предложенных Н. Б. Крыловой (105), и теории метаинформации, разработанной Ю. А. Шрейдером (204). Роль и место информационной культуры в структуре профессиональной культуры специалиста оцеI нивается по-разному. Наиболее разработанной на данный момент представляется личностно ориентированная концепция, автором которой является Н. В. Ходякова (200).

Современная ситуация в области формирования информационной культуры специалиста характеризуется наличием социального противоречия между уровнем развития информационной сферы и подготовкой специалистов. Анализ научных представлений о путях разрешения социальных проблем показал, что одним из наиболее перспективных в этой области является социотехнологический подход. В отечественной науке это направление сравнительно новое, однако оно уже получило достаточно активное развитие и распространение, что отражено в работах таких специалистов, как В. В. Богдан (19,20), Л. И. Бухтиярова (22), В. Н. Иванов (19,20, 76, 77), Г. И. Иконникова (78), Н. И. Казанцев (86), В. Н. Макаревич (117), В. И. Патрушев (20,77,147), И. М. Слепенков (117).

Подходы к рассмотрению культуры с социотехнологических пош зиций были намечены А. Молем в его работе «Социодинамика культуры», 1967 г. (133). В отечественной науке первые опыты его применения связаны с работами Ю. М. Лотмана и Б. А. Успенского (115,116). К настоящему времени методы социальной технологиза-ции находят все более широкое применение в различных областях социально-культурной сферы. В педагогической науке и практике 1 они получили развитие в исследованиях В. П. Беспалько (17), В. Взятышева (26), Л. К. Качалова (93), М. В. Кларина (98), Б. Т. Лихачева (110), В. М. Монахова (134), Л. Романкова (26), А. Я. Савельева (168), С. Смирнова (181) и др., начинают складываться социотех-нологические подходы в культурно-досуговой деятельности (А.Д.Жарков (66), В. С. Садовская (169)).

Применение методов социальной технологизации никогда прежде не использовалось при обращении к проблеме формирования информационной культуры. Существовали попытки фрагментарного включения элементов информационной культуры в подготовку специалистов. Основными этапами на пути в этом направлении стали: обучение основам библиотечно-библиографических знаний и введение в учебный процесс средних и высших учебных заведений курса основ информатики и вычислительной техники. Роль и значение библиотечно-библиографического обучения будущих специалистов обоснованы в обобщающих исследованиях И. С. Геллер (39), И. К.-Кирпичевой (97), Т. С. Макаренко (118), Т. К. Макаровой (119),.

B.А.Минкиной (130), Н. М. Недоступ (136). Важное значение для понимания сегодняшнего уровня информационной подготовки специалистов и перспектив его совершенствования имеет сложившаяся на сегодняшний день ситуация в области информационно-компьютерной подготовки школьников и формирования их информационной культут ры. Она нашла отражение в работах А. П. Ершова (64,65), В.А.Кай-мина (88,89), В. Ю. Милитарева (129), Н. М. Розенберга (167), Е. П. Смирнова (129), И. М. Яглома (129) и др., диссертационных исследованиях Т. Е. Айгниной (3), В. В. Бизюк (18), М. Н. Капрановой (90),.

C.В.Михайлиди (132).

В сфере вузовского образования теоретическая постановка вопросов формирования информационной культуры и результаты их практической реализации и внедрения учебных курсов, изучающих информационную культуру (М.Г.Вохрышева (34,35), Н. И. Гендина (40,41,42,106), И. И. Горлова (45,46,47), А. Н. Дулатова (58,59), Л. В. Евдокимова (61,62), Н. Б. Зиновьева (68,69), Н. А. Коряковская (102,103), Н. В. Лопатина (112,113), Е. А. Медведева (122,124,126) и др.) показали необходимость того, чтобы информационная культура стала неотъемлемой частью подготовки будущих специалистов, была включена в образовательные стандарты высшей школы, продолжена разработка изучающих ее курсов и расширены отраслевые рамки вузов, в которых они внедряются.

Задача выработки наиболее эффективных путей достижения специалистами всех отраслей деятельности оптимальных показателей информационной культуры, соответствующих современному уровню развития профессиональной сферы не рассматривались прежде комплексно. Различные авторы вырабатывали свои методы и способы формирования и повышения информационной культуры специалистов на разных этапах профессиональной подготовки. Анализ разработанности проблемы показал, что в этой области уже накоплен значительный теоретический материал и практический опыт, на основе которого можно выработать стратегические подходы к формированию информационной культуры. Применение методов социально-педагогической технологизации к формированию информационной культуры специалиста на вузовском этапе профессионального образования может стать одним из вариантов разработки подобной концепции.

Объектом исследования является информационная культура специалиста, предметом — социально-педагогические технологии ее формирования на этапе высшего профессионального образования.

Методологическая основой исследования являются принципы диалектической философии, современные философские концепции, раскрывающие закономерности общественно-исторического развития системы образования, научно-исторический подход к изучению феномена ИК, единство исторического и логического в исследовании.

Ц. общественных явлений с учетом новых подходов к разработке проблем ИКС в системе высшего профессионального образования — ин-формологического, культурологического, социотехнологического.

Методы исследования:

— общенаучные методы теоретического и эмпирического исслег дования, позволившие определить современное состояние развития профессиональной сферы;

— методы источниковедческого исследования, использование которых дало возможность проанализировать состояние научно-теоретической и практической разработанности проблемы;

— метод терминологического анализа, использовавшийся для определения сущности базовых понятий исследования;

— методы логической обработки, анализа и синтеза научно-теоретических данных и результатов практической деятельности, способствовавших выявлению направлений совершенствования системы формирования информационной культуры специалиста высшей квалификации и позволившие определить в качестве главного соци-отехнологический подход к проблеме;

— наблюдение за ходом реализации учебно-воспитательного процесса формирования ИКС в вузе;

— опытно-экспериментальная работа (разработка и апробация авторской учебной программы курса «ИКС»).

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— с учетом изменений в профессиональной сфере, происходящих под воздействием информатизации, выявлены роль и место информационной культуры в профессиональной культуре и профессиональной подготовке специалиста;

— на основе анализа имеющегося на сегодняшний день опыта применения методов социальной технологизации к явлениям культуры и процессам формирования личности была обоснована правомерность применения социотехнологического подхода к формированию информационной культуры специалиста;

— осуществлен анализ государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по различным отраслям, учебных планов, программ и методик преподавания как элементов социально-педагогической технологии подготовки специалистов и формирования их информационной культуры;

— выявлены недостатки государственных образовательных стандартов, не позволяющие считать их полноценными элементами стратегии формирования информационной культуры современных специалистов, и внесены конкретные предложения, направленные на совершенствование методов информационной подготовки специалистов различных специальностей, формирования их информационной I культуры и достижение технологичности этого процесса.

Положения, выносимые на защиту;

1. Изменения в структуре и содержании профессиональной деятельности (компьютеризация и виртуализация профессий) способствовали тому, что базовым компонентом профессиональной подготовки специалиста стала ИК в соответствии с ориентацией профессиональной сферы на оперирование информационными ресурсами.

2. Социальный статус проблемы ИКС дает основание считать процесс ее формирования СТ, которая в системе высшего профессионального образования реализуется как социально-педагогическая г технология и осуществляется на двух уровнях: стратегическом, т. е. на уровне государственной политики, и тактическом — на уровне конкретного учебного процесса.

3. Стратегический уровень социально-педагогических технологий формирования информационной культуры специалиста высшей квалификации, представленный государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования,, требует включения в их состав блока дисциплин информационно-компьютерной подготовки, имеющего метаинформационный характер и обеспечивающего формирование основных параметров информационной культуры — мировоззренческого, ресурсного и операционального.

4.Социально-педагогические технологии формирования ИКС в рамках конкретного вуза (тактический уровень), реализуемые через учебные планы, программы и конкретные методики обучения, требуют включения в подготовку специалистов специальной дисципг" «» «—• ¦¦. лины по информационной культуре и применения в учебном процессе проблемно-ориентированных и активных методов обучения.

Теоретическая значимость исследования состоит в определении статуса информационной культуры как базового компонента профессиональной подготовки современного специалиста высшей квалификации, обеспечивающего метаинформационный уровень его знаний и умений, в использовании социотехнологических методов, позволивших расширить теоретико-методологические подходы к формированию информационной культуры специалиста в сфере профессионального образования.

Практическая значимость заключается в выявлении перспективных направлений дальнейшей разработки государственных образовательных стандартов подготовки специалистов высшей квалификации как документов, определяющих содержание профессиональной подготовки специалистов в нашей странев возможности применения вузами результатов анализа государственных образовательных стандартов для совершенствования информационной подготовки студентов, формирования их информационной культуры и достижения технологичности этого процессапредложенные автором рекомендации могут быть использованы при подготовке специалистов как информационного, так и неинформационного профиля. Результаты диссертационного исследования апробированы на международных, региональных, вузовских и аспирантских научных и научно-практических конференциях (Тамбов — 1995 г., Краснодар — 1997 г., Санкт-Петербург — 1997 г., Москва — 1997,1998 гг.) и нашли отражение в публикациях соискателя.

Структура диссертации определяется логикой исследования, поставленными задачами и состоит из двух глав, введения, заключения, приложения и списка литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Глобальные изменения, происходящие в информационной сфереоснованные на современных компьютерных и телекоммуникационных технологиях, являются фактором преобразования всех сфер общества: от экономики и промышленного производства до культуры и искусства. Область профессиональной деятельности является таким участком профессиональной сферы, развитие которого в наибольшей степени подвержено влиянию информатизации. Появление принципиально новых технологий и технических средств, которые способны не только на новом качественном уровне перерабатывать информацию, но и генерировать огромные ее потоки, привело к тому, что в профессиональной сфере оперирование вещественно-энергетическими ресурсами стало постепенно терять свой первоначальный приоритет. Информация стала одним из главных ресурсов общества, а оперирование ею — основой профессиональной деятельности в любой отрасли. Безусловно, эта тенденция далеко не одинаково проявила себя в различных сферах, и не на всех участках социальной практики она осознана в качестве основы развития. Однако, сложившаяся в обществе на сегодняшний день ситуация говорит о том, что игнорирование или недопонимание влияния информатизации, роли информации и информационных процессов в развитии той или иной сферы неизбежно приведут к ее отставанию и потере значения в обществе.

Готовность общества к социальноэкономическому и культурному развитию в условиях информатизации определяется его инфор

168 мационной подготовкой и способностью организовать основные структуры, адаптировать их к происходящим изменениям. Влияние информатизации на профессиональную сферу проявилось в выделении информационного сектора экономики, изменении в структуре занятости, характере и содержании профессиональной деятельности: Сетевое информационное пространство, формируемое локальными и глобальными компьютерными сетями, создало виртуальную информационную среду, в которой сегодня осуществляется значительная часть многих видов деятельности (принятие решений, моделирование результата, реализация коммуникативной стороны деятельности и т. д.). Интеллектуализация деятельности и применение современной информационной техники привели к расширению номенклатуры специальностей информационного профиля и повысили требования к подготовке работников всех специальностей. Появилась необходимость получать образование в течение всей жизни. Непрерывное обучение и переобучение всех категорий работающих — от рабочих до управленческих кадров — сегодня является основной стратегией и главной целью кадровой политики в развитых странах. Поэтому особое значение приобретает организация системы профессионального обучения, способной обеспечить подготовку специалиста нового типа, обладающего не только квалификацией для работы с новыми информационными технологиями, но и профессиональной гибкостью и мобильностью, готового в случае необходимости быстро переквалифицироваться и сменить профессию.

Новые требования к специалисту высшей квалификации сейчас основываются прежде всего на его умении создавать и использовать информацию. Потребовалось изменение не только приемов и т способов поиска, получения, хранения и переработки информации,.

169 но и приобретение новых теоретико-методологических знаний, выработка новых мировоззренческих представлений, психологических установок и других свойств личности, связанных с функционированием информации. На этой основе появились и продолжают развиваться представления об ИК как культуре оперирования информацией, включающей широкий спектр теоретических и практических аспектов. ИК всегда была неотъемлемым качеством специалиста и обязательным элементом его профессиональной деятельности. Объем,. содержательное наполнение ИКС и ее место в структуре общей культуры личности зависят от уровня развития социальной и информационной сфер общества в тот или иной исторический период. Возрастание информационного компонента, его усложнение и актуализация привели к пониманию того, что формирование ИКС требует специально организованной и целенаправленной деятельности. Традиционные параметры ИКС — устная и письменная речь, оперирование знаковыми системами, рисование, черчение и тому подобные навыки — складывались на протяжении многих столетий, усложнялись, модифицировались, но не подвергались существенным преобразованиям. Появление компьютерной техники внесло принципиальные изменения в профессиональную сферу, что потребовало изменения не только частных, но и основных, базовых показателей ИКС.

Анализ научно-теоретической разработки и практической реализации проблемы показал, что общество оказалось не готово к переходу от традиционных, докомпьютерных знаний и умений в области оперирования информацией к инструментальному метаинформа-ционному подходу, который является выражением современного уровня ИКС. Специалисту сейчас недостаточно узкоотраслевых знаний и навыков, ему необходимо приобретение метаквалификации, то.

170 есть метазнаний и метаумений для повышения своего интеллектуального уровня, приобретения новых знаний, а в случае необходимости — для изменения направления своей профессиональной деятельности и получения новой профессии. В условиях информатизации и построения информационного общества основу таких знаний й умений составляют методы оперирования информацией. По своей сути приобретение метаквалификации представляет собой процесс достижения специалистом современного уровня ИК.

Несоответствие между показателями ИКС, которые существуют на сегодняшний день и продолжают формироваться в системе профессионального образования, и теми качествами, которые необходимы сегодня специалисту, можно трактовать как форму социального противоречия, конфликта, который влияет на развитие как профессиональной сферы, так и всей общественной системы. Это позволяет говорить о необходимости выработки новых путей решения этой проблемы. Одним из них является применение социотехнологи-ческих подходов к формированию ИКС. СТ является способом решения практических задач, который включает систему познавательных процедур и практических действий, направленных на изменение социальных объектов в соответствии с заданными целями и достижение конкретного результата. Она предполагает наличие научно обоснованного социального проекта, алгоритма его осуществления, стандарта деятельности и поведения, объективных критериев оценки хода, процесса и результата решения практической задачи. Социальная технологизация в широком смысле представляет собой целостную систему теоретически и практически значимых идей и методов самореализации отдельного человека и общества в целом, которая гарантирует надежный и диагностируемый результат на.

171 данный момент и при последующем ее воспроизведении. СТ представляет собой систему действий, направленных на решение практической задачи, и является наиболее рациональным и эффективным путем достижения поставленной цели. Поэтому методы социальной технологизации находят сейчас все более широкое применение во многих сферах общественной жизни.

С точки зрения социотехнологического подхода одними из главных признаков формирования ИКС являются: комплексный подход, планомерность, поэтапность, х>пора на социальные институты, наличие стратегической и частных программ достижения поставленной цели, а также стандартов деятельности, обеспечивающих единство показателей и результатов работы. Социальным институтом, на который возложены основные задачи по реализации СТ формирования ИКС, выступает высшее профессиональное образование. Вузы являются главным звеном в системе подготовки специалистов, У поскольку именно в период вузовского обучения закладываются основы профессиональных знаний и умений, которые совершенствуются и конкретизируются в дальнейшем в процессе профессиональной деятельности. Система высшего образования выполняет три главные функции: образовательную, направленную на развитие личности и подготовку специалистовнаучную, связанную с развитием науки и искусства и созданием новых знаний, и функцию повышения квалификации и переподготовки специалистов. Социально-педагогические технологии связывают все основные функции высшего образования и определяют пути для совершенствования деятельности в этой области.

Поскольку СТ выступает в двух формах: как структурный элемент какой-либо социальной системы в виде технологически оформ.

172 ленного программного продукта и как управленческая деятельность, связанная с реализацией этого продукта, то применительно к формированию ИКС система социальной технологизации может быть представлена следующим образом. На уровне управления социальными системами процесс формирования ИКС является СТ глобального^ характера, в которой задействованы практически все социальные институты. В тех областях социальной практики, где эта задача решается через систему образования, на первый план выходят социально-педагогические технологии, которые в свою очередь также можно рассмотреть на двух уровнях: стратегическом и тактическом. Стратегические социально-педагогические технологии основываются на государственной политике в области образования и реализуются через ГОСы ВПО. Тактический уровень представляют социально-педагогические технологии конкретного вуза, основанные на учебных планах и программах. В соответствии с этими уровнями были определены направления совершенствования методики формирования ИКС в системе высшего профессионального образования.

С точки зрения формирования современной ИКС и подготовки специалистов на уровне мировых требований существующие на сегодняшний день ГОСы ВПО далеко не в полной мере отражают роль информационного компонента. ИК в традиционном и современном понимании не представлена в федеральной составляющей образовательных стандартов, она не вошла ни в один из циклов дисциплин. ГОСы основаны на предметно-отраслевом подходе, не отражающем метаинформационный аспект подготовки современного специалиста. Поэтому можно говорить о том, что для формирования ИКС неинформационного профиля необходимо разработать и включить ГОСы раздел, включающий комплекс дисциплин, которые можно обозначить.

— 173 как информационно-компьютерные. Они должны быть направлены на обеспечение метаинформационного уровня подготовки, то есть формирование ИКС. Подготовка специалистов, чья деятельность связана с оперированием информацией, не вызывает в этом плане необходимости выделения в ГОСах специального цикла дисциплин, поскольку показатели их профессиональной подготовки во многом соответствуют показателям ИКС данного профиля. При этом необходимы учебные курсы, отражающие особый статус этих специалистов, их социокультурную роль и профессиональные задачи. В их подготовке должны преобладать фундаментально-теоретические и педагогические аспекты ИКС, а также необходима специальная учебная дисциплина, целенаправленно формирующая их ИК.

Реальная возможность исправления недостатков стратегического уровня социально-педагогических технологий формирования ИКС предоставляются на тактическом уровне. Она заключена в структуре самих ГОСов ВПО, которая предусматривает помимо обязательной (федеральной) части вариативного компонента. Вузы и их факультеты получили право включать в учебный процесс необходимые с их точки зрения дисциплины, что послужило основой для для целенаправленного формирования ИКС информационного профиля на факультете управления и информатики МГУК и в ряде других вузов. Этой задаче подчинены учебные планы и программы специально разработанной дисциплины «ИКЛ». Новизна курса и его философс-ко-ценностная природа привели к тому, что на сегодняшний день каждый преподаватель разрабатывает и внедряет в практику свой подход, наполнят курс содержанием, отражающим его представления об ИК. Преподавание ИКЛ в МГУК основано на понимании интегрального характера курса и дифференцированного подхода к преподава.

— 174 нию с корректировкой тематического содержания в зависимости от набора дисциплин информационного цикла в учебных планах конкретных квалификаций. Курс носит пропедевтический характер и предполагает диалектическое взаимодействие теоретико-методологических и проблемных компонентов с прикладными аспектами рационального информационного поведения. В основу педагогического подхода положен принцип активизации познавательной деятельности студента в овладении знаниями и формировании личной ИК. Преподавание ИКЛ в целом строится на проблемных методах обучения, суть которых состоит в активизации мышления учащегося путем создания проблемных ситуаций, в формировании познавательногон интереса и моделировании умственных процессов. Они составляют основу тактического уровня реализации социально-педагогических технологий формирования ИКС.

Социальная технологизация позволяет выработать наиболее рациональные и эффективные пути решения социальных проблем и достижения поставленных целей. Проблемы формирования ИКС, несмотря на новизну, уже сейчас требуют выхода на новый уровень теоретического осмысления и практической реализации. Подобным инновационным подходом является применение методов социальной технологизации, которые позволяют не только изменить представления о проблеме, но и выработать стратегические основы ее решения. Важнейшим звеном этой СТ является система высшее профессиональное образование, формирующее основные параметры ИК современных специалистов. Его основу составляют социально-педагогические технологии, предоставляющие возможность выявить недостатки существующей системы формирования ИКС высшей квалификации ш и определить направления методики ее совершенствования. Социо.

175 технологический подход, основанный на информационном содержании и деятельностной трактовке феноменов культуры предполагает целенаправленную организацию деятельности, применение эффективных управленческих воздействий, повышение уровня социальной ответственности профессорско-преподавательского состава вузов и руководителей всей образовательной системы за подготовку специалистов, отвечающих требованиям развития современного общества и его информационной сферы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т.Е. Комплексный подход к воспитанию информационной культуры старших школьников: Автореф.. дис. канд. пед. наук.- Бишкек, 1993.- 16 с.
  2. Сб. ст.- М., 1994.- С. 156−167.
  3. И.М. «Информационная культура личности» нолвая вузовская дисциплина// Информационная культура специалиста: гуманитарные проблемы: Тез. докл. межвуз. науч. конф., Краснодар Новороссийск, 23−25 сент. 1993 г.- Краснодар, 1993.- С. 24−26.
  4. И.М., Зубов Ю. С. Информационная культура как фактор художественного развития личности// Человек в мире искусства: информационные аспекты: Тез. докл. междунар. науч. конф., Краснодар Новороссийск, 7−10 сент. 1994 г.- Краснодар, 1994.- С. 6−8.
  5. С.Г. Информатизация и информационная культура личности// Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее: Тез. докл. междунар. науч. конф., Краснодар Новороссийск, 11−14 сент. 1996 г.- Краснодар, 1996.- С. 50−51.
  6. С.Г. Информационная культура специалиста: гуманитарные основания// Проблемы информационной культуры: Сб.ст. -M., 1994.- С. 110−116.
  7. С.Г. Информационное мировоззрение: (К вопросу об определении сущности понятия)// Проблемы информационной культуры: Сб. ст. Вып. 3. Информац. мировоззрение и информац.культура. M., 1996.- С. 25−32.
  8. м.В. Информационная сфера и информатизация общества// Информатика и культура: Сб. науч. тр.- Новосибирск:
  9. Наука. Сиб. отд-ние, 1990.- С. 6−23.
  10. И.Ф., Шляго А. Н. Экзаменационные материалы по информатике: (К разработке образоват. стандартов Санкт-Петербург. шк.)// Информатика и образование.- 1995, — N 2.- С. 18−28.
  11. В.А., Гребенкина Л. К. К вопросу о конструировании педагогических технологий// Педагогические технологии в высшей школе: Тез. докл. вторых рязан. пед. чтений, 24−25 янв. 1995 г.- Рязань, 1995.- С. 6−8.
  12. В.П. Слагаемые педагогической технологии.
  13. M.: Педагогика, 1989.- 192 с.
  14. В.В. Формирование информационной культуры учащихся 6−7 классов в процессе самостоятельной работы: Дис.. канд. пед. наук.- M., 1993.- 199 с.
  15. Н.П. Информатизация общества как феномен культуры// Информатика и культура: Сб. науч. тр.- Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990.- С. 24−49!
  16. О.Н. Социально-экономические предпосылки и последствия информатизации: Дис.. д-ра эконом, наук в форме науч. докл. М., 1994.- 107 с.
  17. В.А., Скворцов Л. В. Информационные потребности и информационная культура// Теория и практика общественно-научной информации.- 1990.- N 4.- С.5−16.
  18. В., Романкова Л. Социальные технологии в образовании// Высшее образоване в России.- 1998.- N 1.- С. 28−38.
  19. Г. Г. Информационная культура управленческого- 186 труда.- М.: Экономика, 1971.- 108 С.
  20. Г. Г. Информация информатика — информационная культура// Вопр. философии.- 1986.- N 9.- С. 111−112.
  21. Г. Г. Твоя информационная культура.- М.: Мол. гвардия, 1988.- 303 е.- (Молодежь: проблемы и перспективы).
  22. Г. Г., Нижевясова Е. П. Информационная культура в организациях различного типа: (По результатам деловой игры)// НТИ. Сер. 1.- 1985.- N 1.- С. 15−18.
  23. Т.П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы.- М., 1995.- 111 С.
  24. М.Г. Информационная культура в системе культурологического образования// Проблемы информационной культуры:
  25. Сб. ст. М., 1994.- С. 117−123.
  26. М.Г. Формирование науки об информационной культуре// Проблемы информационной культуры: Сб. ст. Вып. 6. Методология и организация информац.-культуролог, исслед.- М.: Магнитогорск, 1997.- С. 48−63.
  27. С.П. Информативность книги и информационная культура специалиста// Информационная культура специалиста: гуманитарные проблемы: Тез. докл. межвуз. науч. конф., Краснодар- Новороссийск, 23−25 сент. 1993 г.- Краснодар, 1993.- С/ 48−50.
  28. И.С. Проблема формирования профессиональных запросов выпускников технического вуза: (На матер, конкрет-но-социолог. исслед.): Дис.. канд. пед. наук.- Новосибирск, 1975.- 166 с.
  29. Н.И. Информационная культура и информационное образование// Информационное общество: культурологические аспекты и проблемы: Тез. докл. междунар. науч. конф., Краснодар -Новороссийск, 17−19 сент. 1997 г.- Краснодар, 1997.- С. 102−104.
  30. И.И. Информационная культура и проблемы культурной политики// Проблемы информационной культуры: Сб. ст.-М., 1994.- С. 90−101.
  31. И.И. Региональный аспект информационной культуры специалиста// Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее: Тез. докл. междунар. науч. конф., Краснодар Новороссийск, 11−14 сент. 1996 г.- Краснодар, 1996.- С. 226—228.
  32. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: Гос. требования к минимуму содерж.- 189 и уровню подготовки выпускников по спец. 02. 06. 00 Культурология.- М., 1997.- 32 с.
  33. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: Гос. требования к минимуму содерж. и уровню подготовки магистра по направлению 55. 06. 00 Горное дело.- М., 1997.- 35 с.
  34. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: Гос. треб, к минимуму содерж. и уровню подготовки специалиста по спец. 06. 12. 00 Менеджмент в социальной сфере (трётий уровень высш. проф. образования).1. М., 1995.- 30 с.
  35. Е.И. Апробация курса «Информационная культура личности»// Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее: Тез. докл. междунар. науч. конф., Краснодар Новороссийск, 11−14 сент. 1996 г.- Краснодар, 1996.- С. 237−238.
  36. М.Я. Информационная культура библиотекаря отдела обслуживания//Информационная культура специалиста: гуманитарные проблемы: Тез. докл. межвуз. науч. конф., Краснодар -Новороссийск, 23−25 сент. 1993 г. Краснодар, 1993.- С. 146−147.
  37. Л.В. О концептуальной разработке курса «Информационная культура личности»// Информатизация и проблемы гуманитарного образования: Тез. докл. междунар. науч. конф., — 191 ч
  38. Краснодар Новороссийск, 14−15 сент. 1995 г.- Краснодар, 1995.-С. 38−40.
  39. А. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества// Коммунист.1988.- N2.-0. 82−92.
  40. А. Школьная информатика В СССР: от грамотности к культуре// Информатика и образование.- 1987.- N 6.- С. 3−11.
  41. А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учеб. пособие для, студентов вузов культуры и искусств.- М.: Изд-во Моск. гос. ун-та культуры, 1998.- 247 с.
  42. Д.В. и др. Информационная культура: Модуль: Класс 1: Метод, пособие/ Д. В. Зарецкий, 3.А.Зарецкая, Ю.М.Гор-виц, Ю. А. Первин.- М.: Дрофа, 1995.- 256 с.
  43. Н.Б. Информационная культура личности: Введение в курс: Учеб. пособие для вузов культуры и искусства/ Под- 192 ред. И. И. Горловой.- Краснодар, 1996, — 136 с.
  44. Н.Б. Информационная культура: современныеподходы к рассмотрению объема понятия// Проблемы информационной культуры: Сб. ст. Вып. 6. Методология и организация информац.-культуролог. исслед.- М.- Магнитогорск, 1997.- С. 64−73.
  45. В.П. Гуманитарные проблемы информатики// Вопр. философии.- 1986.- N9.-0. 102−104.
  46. Ю.С. Информатизация и информационная культура// Проблемы информационной культуры: Сб. ст.- М., 1994.- С. 5−11.
  47. Ю.С., Петров В. М. Интеграция духовного мира личности и общества как задача информационного мировоззрения// Проблемы информационной культуры: Сб. ст. Вып. 3. Информац. мировоззрение и информац. культура. М., 1996.- С. 9−12.
  48. К.А. Компьютер и общество.- М.: Политиздат, 1990.- 315 с.
  49. В.Н., Лукьянов Б. Г. Духовность как компонент социальных технологий// Информатизация социального пространства: Матер, к 1 междунар. симп. по социальным технологиям, 24.25 нояб. 1994 г.- М.- Н. Новгород, 1994.- С. 41−56.
  50. В.Н., Патрушев В. И. Программа спецкурса «Социальные технологии»: (Авторская разработка)// Информатизация и технологизация. социального пространства: Матер, к 1 междунар. симп. по социальным технологиям, 24−25 нояб. 1994 г.- М.-- 193
  51. Н.Новгород, 1994 г.- С. 128−142.
  52. Г. И. О понятии социальной технологии// Философские науки.- 1984.- N 5.- С. 21−29.
  53. Информатизация и проблемы гуманитарного образования: Тез. докл. междунар. науч. конф., Краснодар Новороссийск, 14−15 сент. 1995 г.- Краснодар, 1995.-446 с.
  54. Информатика и культура: Сб. науч. тр.- Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990.- 233 с.
  55. Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее: Тез. докл. междунар. науч. конф., Краснодар Новороссийск, 11−14 сент. 1996 г.- Краснодар, 1996.- 480 с.
  56. Информационная культура специалиста: гуманитарные проблемы: Тез. докл. межвуз. науч. конф., Краснодар Новороссийск, 23−25 сент. 1993 г.- Краснодар, 1993.- 249 с.
  57. Информационное общество: культурологические аспекты и проблемы: Тез. докл. междунар. науч. конф., Краснодар Новороссийск, 17−19 сент. 1997 г.- Краснодар, 1997.- 478 с.
  58. В. Курс информатики: состояние, методика, перспективы// Информатика и образование.- 1990.- N6.-0. 26−31.
  59. В.А. От компьютерной грамотности к новой информационной культуре// Сов. педагогика.- 1990.- N 4.- С. 70−71.
  60. М.Н. Информационно-компьютерная составляющая профессиональной подготовки: формирование информационной культуры на этапе общего среднего образования: Автореф.. дис. канд. пед. наук. М., 1998.- 16 с.
  61. М. 0 «Национальной доктрине российского образования»// Обозреватель.- 1998.- N П. С. 72−74.
  62. Л.К. Социальная технология управления конфликтом в педагогическом общении: Автореф. дис.. канд. социолог, наук.- Новосибирск, 1997.- 21 с.195
  63. В.Е. Введение в социальную философию: Учеб. пособие для гуманитар, вузов.- М.: Наука, 1994.- 187 с.
  64. H.H. Информационные проблемы высшего музыкального образования// Информационная культура специалиста: гуманитарные проблемы: Тез. докл. межвуз. науч. конф., Краснодар Новороссийск, 23−25 сент. 1993 г.- Краснодар, 1993.- С. 63−64.
  65. И.К. Проблемы библиотечно-библиографической ориентации ученых и специалистов: Дис.. д-ра пед. наук.- Л., 1974.- 621 с.
  66. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: (Анализ зарубеж. опыта). М.: Знание, 1989.- 80 е.- (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология" — N 6).
  67. Т.Ю. Социальные технологии: диалектика репродуктивной и продуктивной деятельности// Социальные технологии: Вопросы теории и практики: Тез. докл. и сообщ. науч.-практ. конф., г. Ростов н/Д, 15−16 мая 1992 г.- Ростов н/Д, 1992.- С. 52−53.
  68. Д. Компьютер как инструмент воспитания// Компьютерра.- 1996.- И нояб.- С. 37.
  69. Е.Я., Первин Ю. А. Курс «Информационная культура" — региональный компонент школьного образования// Информатика- 196 и образование.- 1995.- N 1.- С. 22−28.
  70. C.B. Информатизация в современном цивили-зационном процессе// НТВ.- 1992.- N 6.- С. 34−48.
  71. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста: Метод, пособие.- М.: Высш. шк., 1990.- 142 с.
  72. Культура в информационном пространстве: наследие и современность: Матер, конф. студентов и молодых ученых, апр. 1997 г.- Краснодар, 1997.- 146 с.
  73. В.А. Технология культуры и автодидактика// Информатизация и технологизация социального пространства: Матер. к 1 междунар. симп. по социальным технологиям, 24−25 нояб. 1994 г.- М.- Н. Новгород, 1994.- С. 56−66.- 197
  74. И.Я. Дидактические основы методов обучения.
  75. М.: Педагогика, 1981.- 184 с.
  76. . Т. Педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие.
  77. М.: Прометей, 1993.- 526 с.
  78. Л.К. Информационная культура библиографа:' (К постановке проблемы)// Информатизация и проблемы гуманитарного образования: Тез. докл. междунар. науч. конф., Краснодар -Новороссийск, 14−15 сент. 1995 г.- Краснодар, 1995.- С. 385 386.
  79. ИЗ. Лопатина Н. В. Культурологические проблемы информационного маркетинга// Информационное общество: культурологическиеаспекты и проблемы: Тез. докл. междунар. науч. конф., Краснодар- Новороссийск, 17−19 сент. 1997 г.- Краснодар, 1997.- С. 156−159.
  80. Ю.М. Проблема «обучения культуре» как ее типологическая характеристика// Тр. по знаковым системам. Вып. 5 (Ученые записки Тарт. ун-та. Вып. 284).- Тарту, 1971.- 198 1. С.167−176.
  81. Ю.М., Успенский Б. А. О семиотическом механизме культуры// Тр. по знаковым системам. Вып. 5 (Ученые записки
  82. Тарт. ун-та. Вып. 284).- Тарту, 1971.- С, 144−166.
  83. Т.К. Развитие читательского интереса студентов технического вуза: Дис.. канд. пед. наук. М., 1994.*'144 с.
  84. Т.П., Фролова М. А. Введение в социальную философию: Учеб. пособие для студентов.- М.: Междунар. пед. акад., 1995.- 192 с. '
  85. М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы1. Ч гтеории.- M.: Педагогика, 1975.- 367 с.
  86. Е.А. Основы информационной культуры: (Прог- 199 рамма курса для вузов)// СОЦИС. 1994.- N 4.- С. 59−67.
  87. Е.А. Подготовка педагогических кадров информационного профиля// Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее: Тез. докл. междунар. науч. конф., Краснодар- Новороссийск, 11−14 сент. 1996 г.- Краснодар/1996.- С. 238−240.
  88. Е.А., Нагорная Л. Я. Информационная культура специалиста// НТВ, — 1996.- N 3.- С. 55−59.
  89. И.С. Роль информационной индустрии в экономическом развитии общества// Информационные ресурсы России.1997.- N 4.- С. 11−14.
  90. В.Ю. и др. Информатика и .информационнаякультура/ В. Ю. Милитарев, Е. П. Смирнов, И.М.Яглом// Сов. педагогика.- 1988.- N 6.- С. 61−64.
  91. В. А. Библиотечно-библиографическое обслуживание в непрерывном образовании специалистов: Дис.. д-ра пед. наук.- Спб., 1993.- 580 с.
  92. C.B. Формирование элементов информационной200 культуры школьников при обучении математике в 5−6 классах: Дис.. канд. пед. наук.- М., 1991.- 138 с.
  93. А. Социодинамика культуры: Пер. с фр.- М.: Прогресс, 1973.- 405 с. л- ¦
  94. В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса.- Волгоград: Перемена, 1995.152 с.
  95. Н.М. Научно-педагогические основы работы -библиотек высших учебных заведений со студентами: Дис. канд. пед. наук.- Киев, 1973.- 210 с.
  96. П.В. Информатизация советского общества: Информационный аспект// НТИ. Сер. 1.- 1989.-. N 11, — С. 2−8.
  97. A.B. Особенности формирования информационной культуры молодых кинематографистов// Информационная культура специалиста: гуманитарные проблемы: Тез. докл. межвуз. науч. конф., Краснодар Новороссийск, 23−25 сент. 1993 г.- Краснодар, 1993.- С. 60.
  98. A.M. Принципы построения системы непрерывного профессионального образования// Педагогика.- 1998.- N 3.- С. 11.17.
  99. Н.В. Информационная культура специалистов: изучение и оценка совершенствования библиотечно-библиографичес-кого обслуживания: Дис.. канд. пед. наук.- Л., 1990.- 179 с.201
  100. В.М. Компьютерная грамотность и профессиналь-ная компетентность// Сов. педагогика.- 1990.- N 4.- С. 68−69.
  101. С.М., Сляднева H.A. Информационные основы культурогенеза// Культурология: Новые подходы: Альманах-ежегодник/ Моск. гос. ун-т культуры.- 1998.- N 3−4.- С. 33−48.
  102. Основы библиотечно-информационной культуры: Учеб.-меWтод. пособие для абитуриентов и студентов мл. курсов вузов культуры/ Моск. гос. ун-т культуры- Рязан. заоч. ин-т.- Рязань, 1997.- 122 с.
  103. Ю.В. Информационная культура французского средневековья// Проблемы информационной культуры. Вып. 5. Эстетика: информационный подход.- М.: Смысл, 1997.- С.106−113.
  104. В.И. Многоуровневая модель технологизации социального пространства// Информатизация и технологизация социального пространства: Матер, к 1 междунар. симп. по социальным технологиям, 24−25 нояб. 1994 г. M.- Н. Новгород, 1994.- С. 31−36.
  105. Ю.А. Информационная культура.и информатика:202 раздельно или слитно ?// Информатика и образование.- 1995.- N 3.- С. 11−14.
  106. Л.М. Минимальное поле функциональной грамотности: (Из опыта С.-Петербург, шк.)// Педагогика, — 1999.- N1. С,
  107. Т.А. Информационная культура// Мир библиографии.- 1998.- N 2.- С. 49−51.
  108. Т.А. Информационная культура в системе профессиональных знаний библиотекаря-библиографа// Библиотечно-библиографическая деятельность: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 1.-Тамбов, 1998.- С. 36−43.
  109. Т.А. Социокультурные технологии формирования информационной культуры// Проблемы информационной культуры: Сб. ст. Вып. 6. Методологи"'и организация информац.-культуролог. исслед.-М.- Магнитогорск, 1997.- С. 102−109.
  110. Проблемы информационной культуры: Сб. ст./ Под ред. Ю. С. Зубова и И. М. Андреевой. М., 1994.- 215 с.203
  111. Проблемы информационной культуры: Сб. ст. Вып. 2. Ин-форм. подход и искусствознание/ Ред. И. И. Горлова, В. М. Петров,
  112. Ю. Н.Рагс.- М., Краснодар, 1995.- 160 с.
  113. Проблемы информационной культуры: Сб. ст. Вып. 3. Ин-форм. мировоззрение и информ. культура/ Науч. ред. Ю. С. Зубов и В. А. Фокеев.- М., 1996.- 199 с.
  114. Проблемы информационной культуры: Сб. ст. Вып. 4. Искусство в контексте информ. культуры/ Науч. ред. Ю. Н. Рагс, В. М. Петров. М., 1997.- 204 с.
  115. Проблемы информационной культуры: Сб. ст. Вып. 5. Эстетика: информ. подход/ Науч. ред. Ю. С. Зубов, В. М. Петров.- М., 1997.- 205 с.
  116. Проблемы информационной культуры: Сб. ст. Вып. 6. Методология и организация информац.-культуролог, исслед./ Под ред. Ю. С. Зубова и В. А. Фокеева.- М. — Магнитогорск, 1997.- 183 с.
  117. Проблемы информационной культуры: Сб. ст. Вып. 7. Информационная культура: Теория- Методика- Практика/ Под. ред. И. И. Горловой и А. Н. Дулатовой.- Краснодар, 1998.- 168 с.
  118. Т.В. Преподавание информационных дисциплин в школе (гимназии)// Информатизация и проблемы гуманитарного образования: Тез. докл. междунар. науч. конф., Краснодар Новороссийск, 14−15 сент. 1995 г.- Краснодар, 1995.- С. 40−42.204
  119. А.И. Информатизация советского общества реальность и перспективы// НТИ. Сер. 1.- 1989.- N П. — С. 8−15.
  120. А.И. Философия компьютерной революции.- М.:1. Политиздат, 1991.- 287 с.
  121. Региональные аспекты информационно-культурологической деятельности: Тез. докл. междунар. науч. конф., Краснодар Новороссийск, 16−18 сент. 1998 г.- Краснодар, 1998.- 332 с.
  122. Н.М. Информационная культура в содержании общего образования// Сов. педагогика.- 1991.- N 3.- С. 33−38.
  123. А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования// Высшее образование в России.- 1994.- N1. С, 37р
  124. B.C. Методология, теория и педагогические технологии формирования культуры быта: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1997.- 50 с.
  125. Е.К. О процессе непрерывного формирования информационной культуры личности// Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее: Тез. докл. междунар. науч. ком’ф., Краснодар Новороссийск, 11−14 сент. 1996 г.- С.
  126. .А. Будущее государственной библиографии как части информационной культуры в условиях информатизации// Проблемы информационной культуры: Сб. ст.- М., 1994.- С. 168.175.
  127. Э.П. Информационный подход к познанию действительности.- Киев: Наук, думка, 1988.- 240 с.
  128. Э.П. Информатизация общества, культура, личность// НТИ. Сер. 1.- 1993.- N 1.- С. 1−8.
  129. О.Б. Роль мониторинга в формировании информационной культуры личности// Информационное общество: культуролог. аспекты и проблемы: Тез. докл. междунар. науч. конф., Краснодар Новороссийск, 17−19 сент. 1997 г.- Краснодар, 1997.- С. 117−119.
  130. H.A. Библиографический метод как элемент информационной культуры специалиста// Проблемы информационной культуры: Сб. ст.- М., 1994.- С. 207−214.
  131. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности.- М.: Аспект Пресс, 1995.271 с.
  132. С. Технологии в образовании// Высшее образование в России.- 1999.- N 1.- С. 109−112.
  133. Современная западная социология: Словарь.- М.: Политиздат, 1990.- 432 с.
  134. Современная информатика: Наука, технология, деятельность/ P.C. Гиляревский, Г. 3. Залаев, И. И. Родионов, В.А.Цветко-ва- Под ред. Ю. М. Арского.- М., 1997.- 220 с.
  135. Социальные технологии государственного управления: Учеб. пособие.- M.- Н. Новгород, 1995.- 202 с.
  136. Социологические проблемы труда и современных технологий: Науч.-аналит. обзор/ ИНИОН.- М., 1987.- 48 с.
  137. Социология: Основы общей теории: Учеб. пособие/ Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев, A.B. Кабыща и др.- М.: Аспект Пресс, 1996.- 461 с.
  138. Студент на пороге 21 века. М. 1990.- 152 с.
  139. А.П. Информационная культура как фактор ин207тенсификации исследований комплексных региональных проблем// Роль методологии в развитии науки.- Новосибирск- Наука. Сиб.
  140. ОТД-НИе, 1985.- С. 276−285.
  141. А.П. Информация в жизни человека.- M.: Политиздат, 1993.- 112 е.- (Филос. б-чка для юношества).
  142. А.П. Информация и прогресс.- Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1988.- 192 е.- (Сер. «Наука и техн. прогресс»).
  143. А.П. Мир информации: (История и перспектиц. вы).- м.: Мысль, 1986.- 204 с.
  144. А.Д. Проблема информации в современной науке: Филос. очерки.- М.: Наука, 1975.- 286 с.
  145. А.Д. Социальная информатика: новый подход, проблемы и перспективы// Теория и практика общественно-научной информации: Ежеквартальник.- 1990.- N 3.- С. 5−36.
  146. Федеральный закон о внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».- М., 1997.- 64 с.
  147. В.А. Библиографическое знание в историко-культурном контексте// Проблемы информационной культуры: Сб. ст. 1. М., 1994.- С. 52−69.
  148. Н.В. Личностный подход к формированию информационной культуры выпускников вуза: Дис.. канд. пед. наук.-Волгоград, 1996.- 182 с.
  149. э.А. Культурологический подход в информатике// Информация и научные исследования культуры: Сб. науч. тр.1. М., 1988.- С. 24−42.
  150. Человек в мире искусства: информационные аспекты: Тез. докл. междунар. науч. конф., Краснодар Новороссийск, 7.10 сент. 1994 г.- Краснодар, 1994.- 403 о,.
  151. Ю.А. Информатизация и культура// НТИ. Сер. 2.- 1991, — N 8, — С. 1−9.
  152. Ю.А. Информация и метаинформация// НТИ. Сер.2.- 1974.- N 4.- С. 3−10.
  153. Ю.А. Проблемы развития инфосреды и интеллект специалиста// Интеллектуальная культура специалиста: Сб. науч. тр.- Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1988.- С. 110−136.
Заполнить форму текущей работой