Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Содержание деятельности воспитателя по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Очень важным фактором для развития самостоятельности детей является развитие бытовых и практических навыков. В настоящее время одежда и обувь снабжена липучками и застежками — молниями. Удобно? Да! Зато в развивающем плане пальцы детей недополучают элементарной технической «подпитки», а это в свою очередь, оставляет пассивным клетки головного мозга. С целью развития бытовых и практических… Читать ещё >

Содержание деятельности воспитателя по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Диагностика уровня развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

Исследование проходило на базе МК ДОУ Ницинский детский сад Список детей:

Фамилия, Имя.

Возраст.

1)Пьянков Иван.

2)Никитин Егор

3) Карпова Яна.

4)Карпова Надя.

5)Зырянов Гриша.

6)Лиханова Соня.

7)Карпова Валерия.

8)Данчикова Люда.

9)Новосёлов Тимофей.

10)Новосёлова Алина.

11)Новосёлова Ева.

12)Будаева Дарья.

13) Балакин Максим.

14)Сусь Юрий.

15)Агеев Артем.

16) Пьянкова Лида.

17) Шадрин Артем.

18) Новосёлова Мария.

1.8.

Мальчики:7.

Девочки: 11.

В условиях образовательных реформ, методика Марии Монтессори на базе дошкольного учреждения — это универсальная технология, обеспечивающая комплексное решение основных целей и задач дошкольного образования, ориентируемая на индивидуальность ребенка, личный рост, развитие способностей. Эта тема на сегодняшний день является одной из актуальных.

Целью метода является самостоятельность, развитие чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса) и мелкой моторики. «Соревнуясь» только с самим собой, ребенок приобретает уверенность в собственных силах и полностью усваивает изученное. Главный принцип системы Монтессори — «Помоги мне сделать это самому!». Это значит, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальную среду для занятий и ненавязчиво научить пользоваться этой средой. Таким образом, взрослый помогает каждому ребенку самому найти свой индивидуальный путь развития и раскрыть заложенные в него природные способности.

Важнейший элемент педагогики Монтессори — это развивающая среда.

Но Монтессори материалы очень дороги и, конечно же, не каждый детский сад имеет возможность их приобрести. Выход здесь один — пришлось создать специальную развивающую среду для детей, изготовленную своими руками, заменив Монтессори материалы на аналоги доступные в условиях детского сада, при этом проявив свои умения и фантазию. Нашими руками в группе был создан кружок «Клуб маленьких Почемучек», разработана программа, рассчитанная для младших дошкольников. В процессе использования аналогов-материалов предполагали получить результаты:

  • · саморазвитие детей;
  • · получать социальный опыт, соответствующий зоне ближайшего развития;
  • · выбирать рациональный способ работы с материалом, знать алгоритм действия с ним;
  • · развитие мелкой моторики рук;
  • · повышение эффективности учебно-образовательного процесса в детском саду.

Очень важным фактором для развития самостоятельности детей является развитие бытовых и практических навыков. В настоящее время одежда и обувь снабжена липучками и застежками — молниями. Удобно? Да! Зато в развивающем плане пальцы детей недополучают элементарной технической «подпитки», а это в свою очередь, оставляет пассивным клетки головного мозга. С целью развития бытовых и практических навыков, нами был изготовлен развивающий стенд с различными замочками, щеколдами, цепочками, которые можно открывать и закрывать, цветовыми кругами, объемными цифрами, которые можно ощупать, счетами, для счета и закрепления цветов, телефоном, для того чтобы поговорить с близкими людьми, тем самым у детей прекрасно формируются навыки повседневной практической жизни.

Изучение мелкой моторики пальцев рук — важная задача психолого-педагогической и коррекционно-развивающей работы. Здесь первостепенную роль играет диагностическое обследование как средство исследования педагогом мелкой моторики. К области мелкой моторики относится большое разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Особенности проведения:

Все упражнения выполняются после показа воспитателем. При выполнении сложных заданий первый раз необходимо помочь ребенку принять правильную позицию пальцев, далее ребенок действует самостоятельно. В целях аутентичной оценки информация фиксируется в естественной среде, желательно при создании игровой непринужденной ситуации, индивидуально на каждого ребенка, бальная система исключена.

Задания для диагностики мелкой моторики детей 3−4 лет:

  • * Закрыв глаза, коснуться указательными пальцами левой и правой руки (поочередно) кончика носа.
  • * Поочередно сгибать и разгибать пальцы рук: сначала на правой, потом на левой руке.
  • * Изменение положения кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот.
  • * Поочередно выполнить удары ребрами прямых ладоней по столу.
  • * Постукивать пальчиками, собранными в щепоть по ладони.
  • * Поочередно постукивать пальчиками по столу.
  • * Сложить в кольцо большой и указательный пальцы, сначала на правой руке, потом на левой.
  • * Предложить нарисовать горизонтальные и вертикальные линии, круги на определение умения держать карандаш, рисовать по заданию.
  • * Предложить застегнуть и расстегнуть пуговицы.
  • * Предложить переложить по одному мелкому предмету (пуговицы, фишки, горошины или др.) с поверхности стола в небольшую коробку или другую емкость.

Критерии делятся на три уровня: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень: точное воспроизведение движения.

Средний уровень: основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения.

Низкий уровень: отсутствие основных элементов в структуре движения.

Проведенная работа позволила судить о развитии мелкой моторики у детей этого возраста. Анализ и результаты проверки показали, что уровень развития у детей этого возраста преобладает средний и ниже среднего.

Результаты диагностики отражены в таблице 1.

Таблица 1 — Результаты входной диагностики.

Высокий.

Средний.

Низкий.

Яна К.

Тима Н.

Лида П.

Ваня П.

Алина Н.

Маша Н.

Максим Б.

Гриша З.

Ева Н.

12,5.

62,5.

Таким образом, по результатам диагностики было выявлено, что в младшей группе ДОУ из 8 обследованных дошкольников 1 ребенок (12,5%) имеет высокий уровень развития мелкой моторики, Тимофей в точности воспроизводит заданные движения без особых усилий и помощи воспитателя. Двое детей (25%) продемонстрировали средний уровень развития мелкой моторики, основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности в выполнении. Остальные же 5 детей (62,5%) имеют низкий уровень мелкой моторики, у них отсутствуют основные элементы в выполнении движения и они имели затруднения в выполнении движений. Именно с этими детьми нужно провести отдельные занятия и упражнения. Для мониторинга была составлена следующая гистограмма, где наглядно отражены результаты диагностики (Рис.1). Данные результаты указывают на преобладание детей диагностической группы со средним и низким уровнем развития мелкой моторики.

Рисунок 1- Результаты констатирующего этапа диагностики «.

Таким образом, получив данные диагностики, я пришла к выводу, что необходима систематическая, целенаправленная и планомерная работа дошкольников по развитию мелкой моторики.

Для наибольшей заинтересованности детей и эффективности работы по данному направлению мною использовались различные формы и методы организации игровой деятельности детей и сборник игр и упражнений по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой