Содержание деятельности воспитателя по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
Очень важным фактором для развития самостоятельности детей является развитие бытовых и практических навыков. В настоящее время одежда и обувь снабжена липучками и застежками — молниями. Удобно? Да! Зато в развивающем плане пальцы детей недополучают элементарной технической «подпитки», а это в свою очередь, оставляет пассивным клетки головного мозга. С целью развития бытовых и практических… Читать ещё >
Содержание деятельности воспитателя по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Диагностика уровня развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста
Исследование проходило на базе МК ДОУ Ницинский детский сад Список детей:
Фамилия, Имя. | Возраст. |
1)Пьянков Иван. | |
2)Никитин Егор | |
3) Карпова Яна. | |
4)Карпова Надя. | |
5)Зырянов Гриша. | |
6)Лиханова Соня. | |
7)Карпова Валерия. | |
8)Данчикова Люда. | |
9)Новосёлов Тимофей. | |
10)Новосёлова Алина. | |
11)Новосёлова Ева. | |
12)Будаева Дарья. | |
13) Балакин Максим. | |
14)Сусь Юрий. | |
15)Агеев Артем. | |
16) Пьянкова Лида. | |
17) Шадрин Артем. | |
18) Новосёлова Мария. | 1.8. |
Мальчики:7.
Девочки: 11.
В условиях образовательных реформ, методика Марии Монтессори на базе дошкольного учреждения — это универсальная технология, обеспечивающая комплексное решение основных целей и задач дошкольного образования, ориентируемая на индивидуальность ребенка, личный рост, развитие способностей. Эта тема на сегодняшний день является одной из актуальных.
Целью метода является самостоятельность, развитие чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса) и мелкой моторики. «Соревнуясь» только с самим собой, ребенок приобретает уверенность в собственных силах и полностью усваивает изученное. Главный принцип системы Монтессори — «Помоги мне сделать это самому!». Это значит, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальную среду для занятий и ненавязчиво научить пользоваться этой средой. Таким образом, взрослый помогает каждому ребенку самому найти свой индивидуальный путь развития и раскрыть заложенные в него природные способности.
Важнейший элемент педагогики Монтессори — это развивающая среда.
Но Монтессори материалы очень дороги и, конечно же, не каждый детский сад имеет возможность их приобрести. Выход здесь один — пришлось создать специальную развивающую среду для детей, изготовленную своими руками, заменив Монтессори материалы на аналоги доступные в условиях детского сада, при этом проявив свои умения и фантазию. Нашими руками в группе был создан кружок «Клуб маленьких Почемучек», разработана программа, рассчитанная для младших дошкольников. В процессе использования аналогов-материалов предполагали получить результаты:
- · саморазвитие детей;
- · получать социальный опыт, соответствующий зоне ближайшего развития;
- · выбирать рациональный способ работы с материалом, знать алгоритм действия с ним;
- · развитие мелкой моторики рук;
- · повышение эффективности учебно-образовательного процесса в детском саду.
Очень важным фактором для развития самостоятельности детей является развитие бытовых и практических навыков. В настоящее время одежда и обувь снабжена липучками и застежками — молниями. Удобно? Да! Зато в развивающем плане пальцы детей недополучают элементарной технической «подпитки», а это в свою очередь, оставляет пассивным клетки головного мозга. С целью развития бытовых и практических навыков, нами был изготовлен развивающий стенд с различными замочками, щеколдами, цепочками, которые можно открывать и закрывать, цветовыми кругами, объемными цифрами, которые можно ощупать, счетами, для счета и закрепления цветов, телефоном, для того чтобы поговорить с близкими людьми, тем самым у детей прекрасно формируются навыки повседневной практической жизни.
Изучение мелкой моторики пальцев рук — важная задача психолого-педагогической и коррекционно-развивающей работы. Здесь первостепенную роль играет диагностическое обследование как средство исследования педагогом мелкой моторики. К области мелкой моторики относится большое разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
Особенности проведения:
Все упражнения выполняются после показа воспитателем. При выполнении сложных заданий первый раз необходимо помочь ребенку принять правильную позицию пальцев, далее ребенок действует самостоятельно. В целях аутентичной оценки информация фиксируется в естественной среде, желательно при создании игровой непринужденной ситуации, индивидуально на каждого ребенка, бальная система исключена.
Задания для диагностики мелкой моторики детей 3−4 лет:
- * Закрыв глаза, коснуться указательными пальцами левой и правой руки (поочередно) кончика носа.
- * Поочередно сгибать и разгибать пальцы рук: сначала на правой, потом на левой руке.
- * Изменение положения кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот.
- * Поочередно выполнить удары ребрами прямых ладоней по столу.
- * Постукивать пальчиками, собранными в щепоть по ладони.
- * Поочередно постукивать пальчиками по столу.
- * Сложить в кольцо большой и указательный пальцы, сначала на правой руке, потом на левой.
- * Предложить нарисовать горизонтальные и вертикальные линии, круги на определение умения держать карандаш, рисовать по заданию.
- * Предложить застегнуть и расстегнуть пуговицы.
- * Предложить переложить по одному мелкому предмету (пуговицы, фишки, горошины или др.) с поверхности стола в небольшую коробку или другую емкость.
Критерии делятся на три уровня: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень: точное воспроизведение движения.
Средний уровень: основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения.
Низкий уровень: отсутствие основных элементов в структуре движения.
Проведенная работа позволила судить о развитии мелкой моторики у детей этого возраста. Анализ и результаты проверки показали, что уровень развития у детей этого возраста преобладает средний и ниже среднего.
Результаты диагностики отражены в таблице 1.
Таблица 1 — Результаты входной диагностики.
Высокий. | Средний. | Низкий. | |
Яна К. | |||
Тима Н. | |||
Лида П. | |||
Ваня П. | |||
Алина Н. | |||
Маша Н. | |||
Максим Б. | |||
Гриша З. | |||
Ева Н. | 12,5. | 62,5. |
Таким образом, по результатам диагностики было выявлено, что в младшей группе ДОУ из 8 обследованных дошкольников 1 ребенок (12,5%) имеет высокий уровень развития мелкой моторики, Тимофей в точности воспроизводит заданные движения без особых усилий и помощи воспитателя. Двое детей (25%) продемонстрировали средний уровень развития мелкой моторики, основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности в выполнении. Остальные же 5 детей (62,5%) имеют низкий уровень мелкой моторики, у них отсутствуют основные элементы в выполнении движения и они имели затруднения в выполнении движений. Именно с этими детьми нужно провести отдельные занятия и упражнения. Для мониторинга была составлена следующая гистограмма, где наглядно отражены результаты диагностики (Рис.1). Данные результаты указывают на преобладание детей диагностической группы со средним и низким уровнем развития мелкой моторики.
Рисунок 1- Результаты констатирующего этапа диагностики «.
Таким образом, получив данные диагностики, я пришла к выводу, что необходима систематическая, целенаправленная и планомерная работа дошкольников по развитию мелкой моторики.
Для наибольшей заинтересованности детей и эффективности работы по данному направлению мною использовались различные формы и методы организации игровой деятельности детей и сборник игр и упражнений по развитию мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.