Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Подготовка будущего педагога к деятельности в поликультурном образовательном учреждении

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Учитывая то, что подготовка педагога требует четкой ориентации на модель, с одной стороны, отвечающую потребностям школы, а с другойопережающую ее потребности, то есть с учетом перспективы развития школы в связи с обновлением нашего общества и исходя из анализа наследия педагогов-классиков (П.П. Блонский, И. Гербарт, Я. А. Коменский, Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский, и др.), современных требований… Читать ещё >

Содержание

  • I. лава I. Теоретико-методологические аспекты подготовки будущего педагога к профессиональной деятельности в поликультурном образовательном учреждении
    • 1. 1. Поли культурность как особенность культурно-образовательной среды
    • 1. 2. Диалог культур как принцип образовательного процесса в поликультурном образовательном учреждении
  • 1. Г. Анализ современных подходов к подготовке будущих педагогов к лея., юности в условиях поликультурного образования
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Система подготовки будущего педагога к деятельности в поликультурном образовательном учреждении
    • 2. 1. Проблемный портре'1 поликультурно-ориентированного педагога
    • 2. 2. Условия и пути подготовки будущего педагога к деятельности в поликультурном образовательном учреждении
    • 2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по подготовке будущего педагога
  • Выводы по второй главе

Подготовка будущего педагога к деятельности в поликультурном образовательном учреждении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена тем, что человечество вступило в стадию принципиально новой социально-природной целостности, которая характеризуется разнообразием социокультурных форм и усиливающейся взаимозависимостью мира, тенденциями формирования единого мирового пространства с одновременным сохранением традиционных сообществ, При этом многокультурное общество испытывает потребность в новом мировоззрении, направленном на интеграцию культур и народов с целью их дальнейшего сближения и духовного обогащения. Все это обосновывает значимость поликультурного образования, целью которого выступает формирование человека культуры, творческой личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в пол и культурной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения других культур, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований, убеждений.

Для понимания сущности поликультурного образования особое значение имеют положения М. М. Бахтина, B.C. Библера, В. Оконя о человеке как уникальном мире культуры, вступающем во взаимодействие с другими личностями — культурами, творящем себя в процессе такого взаимодействия и воздействующем на других.

Связь образования и культуры определяется как один из принципов существования и развития образовательной системы в трудах ученых-педагогов прошлого (К.Н. Вентцель, А. Дистервег, И. Кант, Т. Капманела, Т. Мор, Ж. Ж. Руссо, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, К. Шмидт и др.).

В поликультурном образовании понятие «культура» является ключевым, при тгом в научной литературе не существует его однозначного определения. Большинство ученых (А.И. Арнольдов, Н. А. Бердяев, B.C. Библер, И. А. Громов, В. Е. Давидович, А. Г. Здравомыслов, М. С. Каган, Н. Б. Крылова, С. К). Курганов, Д. С. Лихачев, В. М. Розин, Н. С. Розов, В. А. Ядов и др.) понимают культуру как многомерное, многофункциональное и многоаспектное явление, которое оказывает влияние на развитие личности в целом, становление ее в общечеловеческом и профессиональном плане.

Современные подходы к системе образования связаны с созданием условий для освоения культуры и саморазвития человека. Культурологические концепции образования разрабатываются B.C. Библером (образование как диалог культур), Е. В. Ьондаревской (культурологическая концепция образования), С. В. Кульневичем (методологическая культура учителя), С.Ю. Кур-Iановым (школа диалога культур), Н. Б. Крыловой (культурные ценности образования) и др.

Весьма ценным представляется рассмотрение содержательных и функциональных оснований поликультурного образования в трудах отечественных ученых: Е. В. Бондаревской, О. С. Газмана, О. В. Гукаленко, Г. Д. Дмитриева, В.II. Комарова, Н. Б, Крыловой, М. Н. Кузьмина, В. В. Макаева, ЛЛ. Супруновой, Л. М. Сухоруковой и др.

Исследования в области сравнительной педагогики, осуществленные В. П. Борисенковым, Б. Л. Вульфсоном, Л. Н. Гончаровым, З. А. Мальковой, Н. Д. Никандровым, К. И. Салимовой, О. Д, Федотовой и другими во многом обосновываю! значимость компаративистского подхода к проблеме поликультурною образования.

В этом контексте интерес представляют труды зарубежных ученых, отражающие различные аспекты многокультурного образования: Я. Пэй, А. Джакоба. В. Банки, М. Карти, Д. Бэнкс и др.

Совершенно очевидно, что вариативность современного образования, альтернативность образовательных учреждений, повышение культуросооб-разных функций школы требуют изменения функций и содержания деятельности профессиональной школы в подготовке учителя.

Педагогическая наука ведет интенсивные исследования проблем подготовки будущих педагогов к деятельности в новых социокультурных условиях. Общие закономерности профессиональной подготовки и формирования личности педагога раскрываются в работах О. А. Абдуллиной, К.М. Дурай-Новаковой, B.C. Ильина, Н. А. Половниковой, Л. И. Рувинского, A.M. Щербакова и других, условия и пути совершенствования и развития системы профессионального педагогического образования отражены в трудах В. В. Арнаутова, Б. С. Гершунского, Е. А. Крюковой, Н. К. Сергеева, В. В. Серикова.

Учеными ведется поиск определения значимых и профессионально необходимых качеств личности педагога (Е.П. Белозерцев, Ф. Н. Гоноболин, Э. А. Гришин, А. Е. Кондратенков, Н. В. Кузьмина, Н. Д. Левитов, В.А. Сласте-нин, И. В. Страхов, Н. Д. Хмель, А. И. Щербаков и др.). В этом контексте выявлены исходные принципы педагогического творчества учителя (М.В. Аверина, Г. А. Давыдова, В. И. Загвязинский, М. С. Каган, В.А. Кан-Калик, Б. М. Кедров, А. И. Кочетов, Ю. Н. Кулюгкин, А.А. Мелик-Пашаев, В. Ф. Овчинников, М. М. Поташник, И.II. Раченко, В. И. Шипкарук, А. П. Шумилин, Н. М. Яковлева и др.) — исследованы психологические аспекты деятельности учителя (Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, A.M. Матюшкин, Я. А. Пономарев, СЛ. Рубинштейн и др.) — раскрыты отдельные стороны педагогической культуры (Е.И. Артамонова, Е. В. Бондаревская, М. Я. Виленский, Б.З. Вуль-фов, В. В. Краевский, С. В. Кульневич, А. В. Мудрик и др.).

При том особое внимание ученые уделяют изучению профессиональной компетентности педагога. Эта дефиниция рассматривается в их трудах как «квалификация», «профессионализм», «готовность» (Т.Ф. Белоусова,.

Г. А. Качан, Л. Е. Князева, P.M. Куличенко, А. К. Маркова, А. И. Мищенко, Н. Н. Нечаев, Н. А. Шмелева и др.).

В работах А. Д. Алферова, Е. В. Бондаревской, А. А. Грекова, Н. В. Кузьминой, С. В. Кульневича, В. Я. Ляудис, В. А. Сластенина, В. Т. Фоменко раскрываются идеи подготовки педагога инновационного типа, пути повышения уровня его профессиональной и педагогической культуры.

С учетом проблематики представленной работы нами проведен анализ ряда диссертационных исследований (Н.В. Бабенко, Т. Ф. Борисовой, С.А. 'Завражина, А. Г. Козловой, В. П. Комарова, С. Н. Маврина, А. П. Надточий, О. И. Понамаревой, Г. И. Рогалевой, В. К. Шаповалова и др.), свидетельствующий о том, что вопросы подготовки педагога к деятельности в поликультурном образовательном учреждении не получили пока достаточного освещения.

Анализ научной литературы по исследуемой проблеме, педагогические реалии позволяют сделать вывод о том, что в современных условиях возрастает необходимость осуществления образования в контексте культуры, актуализируется проблема подготовки педагога к работе в поликультурном образовательном пространстве, выступающего посредником между культурами разных народов, готового к межкультурному диалогу, способного к разработке и осуществлению культуросообразных педагогических технологий. В то же время, наряду с глубокой теоретической разработанностью исследуемой проблемы, пока не раскрыты особенности организации педагогического процесса в высшей школе с учетом принципа поликультурности. Анализ готовности педагогов-практиков к осуществлению поликультурного образования подтверждает, что их профессиональный и культурный уровень не всегда отвечает выдвигаемым требованиям.

Объективные предпосылки исследования опираются на следующие противоречия'.

— между высоким уровнем теоретических разработок в области культу-росообразного подхода к образованию и неразработанностью механизмов его внедрения в образовательный процесс;

— между объективно существующим поликультурным образовательным пространством и недостаточной реализацией целей и задач поликуль-i spiioio образования в современной образовательной практике;

— между реальными потребностями общества в специалистах с высоким культурно-творческим потенциалом и организацией педагогического процесса в высшей школе на основе знаниевой парадигмы образованиямежду объективной потребностью образовательных учреждений в педагогах с высоким уровнем профессиональной, методологической культуры, их гражданской и личностной позиции и реальным состоянием их готовности к работе в поликультурном образовательном пространстве.

Практика организации учебно-воспитательного процесса в вузе показывает. что высшая школа не уделяет должного внимания подготовке специалистов к деятельности в ноликультурпом образовательном учреждении.

Анализ специальной научной литературы, реалии педагогической и социокультурной ситуации, существование объективных противоречий подтверждают, что до настоящего времени не разработана система подготовки педагога к деятельности в поликультурном образовательном учреждении, не выявлены критерии готовности педагога к данной работе, требует разработки проблема условий и путей подготовки поликультурно-ориентированного педагога.

Актуальность, недостаточная теоретическая разработанность проблемы, а также выявленные противоречия обусловили выбор темы исследования: «Подготовка будущего педагога к деятельности в поликультурном образовательном учреждении».

Объект исследования — система профессионального педагогического образования.

Предмет исследования — педагогический процесс подготовки педагога к деятельности в поликультурном образовательном учреждении.

Цель исследования ~ разработать и обосновать научные основы процесса подготовки будущего педаг ога к деятельности в поликультурном образовательном учреждении.

Гипотеза исследования. Подготовка будущего педагога к деятельности в пол и культурном образовательном учреждении может быть эффективной при условиях: организации системы профессионального педагогического образования в контексте интеграции знаниевой и гуманитарной личностно-ориентированной парадигм;

— осуществления процесса подготовки будущих педагогов на принципах поликультурности и диалога культур;

— внедрения в целостный педагогический процесс вуза новых образовательных технологий, основанных на личностно-ориентированном подходе и междисциплинарной интеграции;

— использования критериев готовности будущих педагогов при оценке качества их подготовки к деятельности в поликультурном образовательном учреждении.

В соответствии с намеченной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1. Уточнить содержание понятий поликультурное образование, поликультурное образовательное пространство, поликультурное образовательное учреждение.

2. Раскрыть сущностное содержание понятия готовность будущего педагога к деятельности в поликультурном образовательном учреждении.

3. Определить критерии и уровневые показатели готовности будущих педагогов к деятельности в поли культурном образовательном учреждении.

4. Разработать параметры, определяющие проблемный портрет поли-культурно-ориентировапного педагога.

5. Выявить и обосновать систему условий и путей, обеспечивающих ¦эффективную подготовку поликультурно-ориентированного педагога.

6. Разработать научные и учебно-методические рекомендации для педагогов по овладению и применению основ поликультурного образования.

Методологической основой исследования являются теоретические положения о культуре как носителе ценностей, ее диалогичной сущности и культурной идентичности индивидуумаконцепции социокультурной детерминированности педагогического процесса, идеи гуманистической личност-но-ориентированной парадигмы образования, обуславливающие культуросо-образный, аксиоло! ический, акмеологический, синергетический и системный подходы к содержанию профессиональной подготовкиидеи интеграционного и деятелыюстного подходов к проектированию образовательных технологий, обеспечивающих межпредметные связи и становление профессионально-личностной культуры будущего педагога, развитие и саморазви-I не его личности.

Теоретический базис исследования составили:

— теория поли культурного образования (В.П. Борисенков, 0, В. Гука-ленко, Г. Д. Дмитриев, М. Н. Кузьмин, З. А. Малькова, JI. JL Супрунова, J1.M. Сухорукова, Дж. Бэнкс и др.) — теории диалогизма (М.М. Бахтин, B.C. Библер, М. Бубер, Х.Г. Гада-мер, С. Ю. Курганов, К. Ясперс и др.) — идеи гуманистической личностно-ориентированной педагогики (Е.В. Бондаревская, Т. Н. Власова, В. В. Зайцев, С. В. Кульневич, В. В. Сериков, P.M. Чумичева, И. С. Якиманская, К. Роджерс и др.);

— идеи целенаправленной подготовки учителя инновационного типа, его профессиональной компетентности (А.Д. Алферов, В. И. Андреев, Е.В.

Бондаревская, Н. В. Кузьмина, P.M. Куличенко, В. А. Сластенин, В. Т. Фоменко и др.);

— идеи интеграции (Г. В. Абросимова, А .Я. Данилюк, А. П. Лиферов, Г. А. Монахова, A.M. Новиков и др.) и интенсификации процесса профессионально-педагогической подготовки (С.Г. Архангельский, С .Я. Батыщев, А. А. Греков, А. П. Беляев, В.11. Беспалько, Б, С. Гершунский, В. А. Сластенин, Н. Ф. Талызина и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовался комплекс взаимодополняющих методов: анализ, систематизация, обобщение, сопоставление философской, социальной, психологической, педагогической и методической литературыанализ особенностей поликультурного образовательного учреждения и подходов к процессам воспитания и обучения в немизучение опыта подготовки будущих учителеймоделированиепедагогические ситуации и игрыметоды опроса (беседы, анкетирование, интервьюирование, блиц-опросы, тестирование) — педагогический жсперимент, а также методы статистической обработки количественных результатов исследования.

Работа выполнялась в контексте комплексной исследовательской программы Приднестровского научно-образовательного центра Южного отделения РАО «Глобальные и региональные аспекты развития педагогической науки и поликультурною образования в едином информационно-образовательном пространстве» и в соответствии с планом научных исследований кафедры педагогики высшей школы и современных образовательных технологий ПГУ им. Т. Г. Шевченко.

Опытно-экспериментальной базой служили Приднестровский государственный университет им. Т. Г. Шевченко, Бендерский педагогический колледж. Приднестровский государственный институт повышения квалификации, Одесский институт непрерывного образования, средние школы № 9, № 7 г. Тирасполя, дошкольные образовательные учреждения Приднестровья.

Основные этапы исследования.

I. (1994;1996 гг.) Анализ философской, психолого-педагогической и социологической литературы по исследуемой проблеме, определение теоретических основ исследования. Обобщение результатов диагностики готовности педагогов-практиков к осуществлению целей и задач поликультурного образования, обоснование необходимости разработки системы подготовки будущего педагога к деятельности в поликультурном образовательном учреждении.

II. (1997;2000 гг.). Разработка и обоснование проблемного портрета поликультурно-ориентированного педагога, выявление критериев и уровней его готовности к деятельности в поликультурном образовательном учреждении. Определение условий и путей подготовки будущих педагогов к деятельности в поликультурном образовательном учреждении и выявление их эффективности на основе мониторинга качества подготовки студентов.

III. (2000;2001 гг.). Анализ и обобщение результатов опытно-экспериментального исследования, их внедрение в практику профессиональной подготовки будущих педагогов, литературное оформление материалов диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что в диссертации:

— уточнены понятия поликультурное образование, поликультурное образовательное пространство и поликультурное образовательное учреждение, обоснованы педагогические принципы поликультурности и диалога культур;

— с позиций гуманистического личностно-ориентированного образования раскрыто содержание понятия готовность педагога к деятельности в поликультурном образовательном учреждении, разработаны критерии ее определения;

— разработан и обоснован проблемный портрет поликультурно-ориентированного педагогавыявлены и раскрыты условия и пути подготовки педагога к деятельности в поликультурном образовательном учреждении.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в следующем:

— разработан методологический и методический инструментарий диагностики готовности будущего педагога к деятельности в поли культурном образовательном учреждении;

— разработана и экспериментально апробирована система подготовки поликультурно-ориентированного педагога, отражающая образовательные технологии, направленные на изменение характера взаимодействия между студентами и преподавателями с учетом принципов поликультурности и диалога культур;

— разработаны методические рекомендации по подготовке будущего педагога к работе в поликультурном образовательном учрежденииразработаны спецкурсы для студентов — «Формирование готовности будущего педагога к деятельности в поликультурном образовательном учреждении» и для слушателей ИПК — «Подготовка педагога к деятельности в поликультурном образовательном учреждении», внедрение которых способствовало совершенствованию подготовки студентов и педагогов к работе в поликультурном образовательном учреждении.

Достоверность и обоснованность научных положений, полученных результатов и выводов, содержащихся в работе, обеспечены целостным подходом к исследованию проблемы, применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, цели, задачам и логике исследования, объективным качественным и количественным анализом полученных данныхподтверждены статистическим анализом результатов педагогического эксперимента, личным опытом многолетней деятельности диссертанта в вузе, преемственностью и взаимосвязанностью результатов, полученных на различных этапах исследования.

На защиту выносятся следующие положения: Готовность будущего педагога к деятельности в поликультурном образовательном учреждении представляет собой интегративное социально-психологическое образование личности педагога, характеризующееся фундаментальной общей и профессиональной культурой, глубиной и гибкостью ncviai 01 ического мышленияустановками на сотрудничество с детьмиана-литико-прогностическими, конструктивными, организаторскокоммуникативными умениями.

2. Критерии готовности педагога к деятельности в поликультурном образовательном учреждении определяются, как ценностно-содержательный, деятельностио-творческий, мотивационно-потребностный. Интегративны-ми характеристиками их содержания выступают: поликультурная грамотность, творческий подход к деятельности, отношение к поликультурным ценностям и мотивация педагогической деятельности. Уровнями готовности поликультурно-ориентированного педагога определены: высокий, средний, достаточный и низкий.

3. Проблемный портрет иоликультурно-ориентированного педагога дополняет Государственный образовательный стандарт и, наряду с ним, определяет цель подготовки будущего педагога к деятельности в поликультурном образовательном учреждении. Проблемный портрет включает: компоненты готовности (личностно-аксиологический, когнитивно-креативный, проектировочно-конструктивный, коммуникативно-деятельностный) — блок знаний (научно-методологические, теоретико-прикладные, общекультурные, кросс-культурные) и умений (целеполагания, проектировочно-конструктивные, организаторско-коммуникативные, анализа и рефлексии, педагогической техники) — определяет профессионально-педагогические функции поликультурно-ориентированного педагога: гуманитарнообразовательную (гностическую), конструктивную, организаторскую, коммуникативную, культурологическую, педагогической помощи и поддержки, диагносгико-корректирующую, контрольно-оценочную и обосновывает необходимость разработки системы подготовки будущего педагога к деятельности в поликультурном образовательном учреждении.

4. Педагогически эффективными условиями и путями подготовки поликультурно-ориентированного педагога выступают:

— построение педагогического процесса с учетом принципов поликультурности и диалога культуринтеграция культурологического знания и дисциплин учебного плана, создание интегрированных курсов;

— профессионально-педагогическая направленность содержания дисциплин общекультурного блокадеятельностно-творческий подход к формированию профессионально-педагогической культуры будущих педагогов;

— планирование и управление самостоятельной работой студентов, включение их в научно-исследовательскую деятельность;

— формирование культурной идентичности студентов в разнообразной внеаудиторной деятельности;

— преемственность в деятельности преподавателей, кафедр по реализации целей и задач подготовки поликультурно-ориентированного педагога.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе педагогической и опытно-экспериментальной работы автора на педагогическом факультете Приднестровского государственного университета им. 'Г.Г.Шевченко, в Бендерском педагогическом колледже, институтах повышения квалификации г. Тирасполя и г. Одессы и нашли свое отражение в ряде публикаций: учебных и методических пособиях, программах и методических рекомендациях, статьях и тезисах докладов, выступлениях на научно-пракшчсских конференциях международного и регионального значения, раскрывающих многоаспектные проблемы поликультурного образования и подготовки педагога к деятельности в поликультурном образовательном учреждении.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения. библиографии и приложений. В работе 4 схемы, 18 таблиц и 4 диаграммы и 2 гистограммы.

Список литературы

включает 211 источников.

Результаты исследования были учтены при разработке национально-регионального компонента учебных планов для педагогического факультета ПГУ им. Т. Г. Шевченко (Приложения 7, 8).

Проведенное нами исследование не претендует на исчерпывающую характеристику изучаемой проблемы. Перспективами исследований в данном направлении могут стать: формирование отдельных профессиональных качеств поликультурно-ориентированного педагога, проектирование педагогического процесса в вузе на принципах поликультурного образования, обеспечивающего подготовку педагогов инновационного типа, формирование поликультурного образовательного пространства вуза, способствующего осуществлению интегративной подготовки пол и культурно-ориентированных специалистов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Современное представление об образовании позволяет характеризовать его как процесс, определяющий не только значимость знаниевого аспекта, но и обеспечивающий условия для свободного самоопределения личности, принятия ею общечеловеческих ценностей, развития ценностной самоактуализации в культуре и обществе.

С учетом социокультурных и педагогических реалий мировая и отечественная педагогическая мысль разрабатывает соответствующую образовательную стратегию. При этом ее реальным воплощением является поликультурное образование, которое: формирует осмысленный уклад жизни и деятельности людей в определенном культурно-историческом пространстве и укореняет в нем человека, преодолевая его сегодняшнюю безродность;

— формирует жизнеспособные человеческие общности, не оставляющие человека наедине с собой;

— культивирует встречи поколений культур в их самоценных образах и формах жизни, не допускающих эгоцентричной капризности между людьми и хамского релятивизма внутри культуры (Е.В. Бондаревская, В.П. Борисен-ков, В. Банки, Д. Бэнкс, Б. Л. Вульфсон, О. В. Гукаленко, Л. Н. Гончаров, О. С. Газман, А. Джакоба, Г. Д. Дмитриев, В. П. Комаров, Н. Б. Крылова, М. Н. Кузьмин, С. В. Кульневич, В. В. Макаев, З. А. Малькова, Н. Д. Никандров, К. И. Салимова, Л. Л. Супрунова, Л. М. Сухорукова и др.).

Теоретический анализ взаимосвязи образования и культуры, сущностных характеристик поликультурного образования позволил обосновать необходимость построения образовательного процесса в педагогическом вузе на принципах поликультурности и диалога культур, которые обусловливают переход от знаниевого к личностно-ориентированному обучению, позволяют формировать у студентов готовность к деятельности в поликультурном образовательном учреждении и ориентируют преподавателей на выработку у будущих педагогов ценностного отношения к себе, профессионально-педагогической деятельности, ребенку.

На диагностическом этапе исследования было установлено, что в педагогическом процессе вуза, наряду с общекультурной подготовкой будущих учителей, специальная цель подготовки их к деятельности в поликультурном образовательном учреждении не ставится.

Творческая активность студентов имеет ограниченный характер и стремление реализовать себя в деятельности, свое положительное отношение к окружающим часто не находит адекватного выражения, что обусловлено сложившимися стереотипами, неумением конструировать диалогические формы общения, анализировать ситуацию, обозначать проблему и предлагать варианты ее решения.

Данные диагностики подтвердили недостаточную готовность педагогов, студентов к осуществлению профессиональной деятельности в условиях поликультурного образовательного пространства и актуализировали необходимость выявления эффективных условий и путей формирования педагога нового типа — посредника между культурами разных народов, субкультурами, организатора межкультурной коммуникации, способного к культуро-творческой деятельности.

С учетом того, что «центральным понятием, характеризующим конечную цель педагогического образования, выступает понятие готовности» (В.А. Сластенин) и то, что до настоящего времени не выработано общепринятое определение готовности (Б.Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, М. И. Дьяченко, Е. С. Зайцев, А. В. Петровский, К. К. Платонов, СЛ. Рубинштейн и др.) под готовностью нами понимается интегративное, социально-психологическое образование личности педагога, характеризующееся фундаментальной общей и профессиональной культурой, глубиной и гибкостью педагогического мышленияустановками на сотрудничество с детьмианалитикопрогностическими, конструктивными, организаторско-коммуникативными умениями.

В своем исследовании мы выделили систему критериев, которые позволили количественно и качественно измерить степень готовности студентов к деятельности в поликультурном образовательном учреждении:

— ценностно-содержательный;

— деятел ьностно-творчески й;

— мотивационно-потребностный.

Нами разработаны показатели, по которым определялись уровни сформированности качеств личности пол и культурно-ориентированного педагога и его готовность к деятельности в поликультурном образовательном учреждении, а также, с целью осуществления мониторинга качества подготовки студентов, нами были выделены интегративные характеристики сформированности готовности: поликультурная грамотность, творческий подход к деятельности, отношение к поликультурным ценностям и мотивации педагогической деятельности.

При составлении характеристик уровней готовности (высокий, средний, достаточный и низкий) за основу были взяты содержание компонентов готовности, ее критерии и таксономия целей Б. Блума [206].

Учитывая то, что подготовка педагога требует четкой ориентации на модель, с одной стороны, отвечающую потребностям школы, а с другойопережающую ее потребности, то есть с учетом перспективы развития школы в связи с обновлением нашего общества [162] и исходя из анализа наследия педагогов-классиков (П.П. Блонский, И. Гербарт, Я. А. Коменский, Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский, и др.), современных требований к учителю (Е.В. Бондаревская, В.А. Кан-Калик В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов, и др.), а также с учетом опыта составления профессиограмм (Н.В. Кузьмина, А. И. Щербаков и др.) нами составлен проблемный портрет поликультурно-ориентированного педагога. Проблемный портрет отражает единство и взаимосвязь общего и профессионального развития личности будущего педагога, и включает:

— компоненты готовности (личностно-аксиологический, когнитивно-креативный, проектировочно-конструктивный, коммуникативно-деягельностный);

— блок знаний (научно-методологические, теоретико-прикладные, общекультурные, кросс-культурные) и умений (целеполагания, проектировоч-но-конструктивные, организаторско-коммуникативные, анализа и рефлексии, педагогической техники).

В проблемном портрете обоснованы профессионально-педагогические функции поликультурно-ориентированного педагога: гуманитарно-образовательную (гностическую), конструктивную, организаторскую, коммуникативную, культурологическую, педагогической помощи и поддержки, диагностико-корректирующую и контрольно-оценочную.

В ходе экспериментального исследования были выявлены эффективные условия построения системы подготовки поликультурно-ориентированного педагога. В нашем исследовании таковыми выступают:

— интеграция культурологического знания и дисциплин учебного плана, создание интегрированных курсов;

— профессионально-педагогическая направленность содержания дисциплин общекультурного блока;

— деятельностно-творческий подход;

— планирование и управление самостоятельной работой студентов, включение их в научно-исследовательскую деятельностьформирование культурной идентичности студентов в разнообразной внеаудиторной деятельности;

— преемственность в деятельности преподавателей, кафедр по реализации целей и задач подготовки поликультурно-ориентированного педагога.

Эффективность выделенных условий подтвердилась данными экспертной оценки.

В рамках опытно-экспериментальной работы были апробированы разнообразные формы и приемы работы со студентами, разработана и реализована технология обучения «Погружение в профессионально-педагогическую деятельность через культуру при поддержке преподавателя» (вводная лекция —> самоподготовка -> дискуссия, основанная на сравнительном анализе явлений -> практическое применение полученных знаний с учетом социокультурной ситуации), интегрированный курс «Теория и методика художественного труда», практикум по развитию творческих способностей и другие, что обеспечило эффективную подготовку студентов к работе в поликультурном образовательном учреждении и позволило сформировать поликультурную направленность у будущих педагогов.

Экспериментальная работа по формированию готовности будущих педагогов к деятельности в поликультурном образовательном учреждении позволила создать оптимальные психолого-педагогические условия и сформировать высокий и средний уровни личностного и профессионального развития студентов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абасов 3. Диалог в учебном процессе // Народное образование. -1993. № 9, 10.
  2. О.А. Проблема педагогических умений в теории и практике высшего педагогического образования // Сов. педагогика. 1976. № 1.
  3. А.Д., Осовский Е. Г. К вопросу о профессиограмме советского учителя // Вопросы психологии. 1971. № 2. С.83−90.
  4. Альбуханова Славская К. А. Стратегия жизни. — М&bdquo- 1991. — 301 с.
  5. Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям. М. — Воронеж. — 1998. — 544 с.
  6. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. -М., 1995.
  7. .Г. Психология и проблемы человекознания. М., 1996.364 с.
  8. Г. Н. Общение и оптимизация совместной деятельности. -М., 1987.-302 с.
  9. О.В. Поликультурное образование в многонациональной школе в условиях мегаполиса. Дисс.. канд. пед. наук. М., 1997. — 137 с.
  10. Ю.Арнольдов А. И. Введение в культурологию. Учебное пособие. М., 1993.- 352 с.
  11. С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. -М., 1989.-246 с.
  12. Ю.В., Дробижева Л. М. Этносоциология. М., 1998.
  13. Ю.В. О национальных отношениях в постсоветстких обществах: межличностный аспект // Социс. 1999. № 4. С. 58−61
  14. Л.М. Племя, народ, нация как исторические формы общности людей. М., 1961. — 190 с.
  15. С.И. Учебный процесс в высшей школе: его закономерные основы и методы. М., 1980. — 368 с.
  16. А.Г. Мир образования // Культурно-историческая психология и конструирование миров. М., Воронеж, 1966. — 589 с.
  17. А.Г. Психология личности. М., 1990.
  18. М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963. — 363 с.
  19. М.М. Эстетика словесного творчества. — М., 1979.
  20. Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М., 1989.-208 с.
  21. А.В., Майклз С. Монолог, диалог и полилог в ситуациях общения // Психологические исследования общения. М., 1985. С. 81−94
  22. Н.А. Смысл истории. М., 1990. С. 164
  23. Г. В. Логико грамматическая природа вопроса и ее реализация в вопросно-ответных структурах английской диалоговой речи: Авто-реф. дис. канд. пед. наук. — М., 1969. — 23 с.
  24. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.97 с.
  25. B.C. Мышление как творчество. М., 1975. — 399 с.
  26. B.C. Диалог, сознание, культура (идея культуры в работах М.М. Бахтина) // Одиссей: человек в истории. М., 1989. — С. 21 — 59.
  27. B.C. Диалог культур: опыт определения // Вопросы философии. 1989. — № 6. — С. 31 -42
  28. B.C. М.М. Бахтин и поэтика культуры. М., 1990. — 125 с.
  29. B.C. От научения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. -М., 1991. -413 с.
  30. B.C. Программа школы диалога культур. Экспериментальное педагогическое издательство: На путях к новой школе. Л., 1991.-40 с.
  31. B.C. Диалог о диалоге // Вопросы философии. 1992. — № 12.- С. 139−150
  32. .П., Бочарова В. Г. Социальное воспитание учащихся // Опыт разработки концепции воспитания: в 2 х частях. — Ростов н/Д, 1993. Ч. 1 — С. 86 — 111
  33. П.П. Курс педагогики. Изд. 2-е, испр. М., 1918.
  34. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: МГУ, 1982. С. 79−82
  35. А.А., Ляудис В. Я. Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. М., 1980. — 159 с.
  36. Бодалев А. А" Ковалев Г. А. Диалог как форма психологического воздействия // Общение и диалог в практике обучения, воспитания, психологического консультирования. М.: АПН СССР, 1987. — 164 с.
  37. Е.В. Воспитание как возрождения человека культуры // Основные положения концепции воспитания в изменяющихся условиях. -Ростов н/Д, 1993. С. 30−32
  38. Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. № 3.
  39. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Ученик в структуре личностно-ориентированного образования. Ростов н/Д, 1997.
  40. Е.В., Гукаленко О. В. Подготовка учителя к осуществлению педагогической поддержки детей мигрантов в поликультурном образовательном пространстве. — Тирасполь. 2000. — 89 с.
  41. Е.В. Теоретические вопросы личностно-ориеитированного образования // Инновационная школа. Ростов н/Д., 2000. № I.
  42. В.П. Школа России. Прошлое и настоящее // Педагогика. 1993. № 4.
  43. Н.А. Моделирование психики. М.: Наука, 1969.
  44. М. Я и ты // Квинтэссенция: Философский альманах. 1991.1. С.294 370
  45. Буш Г. Я. Диалектика как творчество. Рига, 1985. — 318 с.
  46. Введение в педагогическую культуру: Учебное пособие. Ростов н/Д: РГПУ, 1995, — 172 с.
  47. Г. Н. Этнопедагогическая концепция национальной школы. -М., 1993.
  48. Г. Н. Этнопедагогика. М., 1999. — 168 с.
  49. .Л., Малькова З. А. Сравнительная педагогика. М., 1996.
  50. .Л. Сравнительная педагогика в системе современного научного знания // Педагогика. 1998. № 2.
  51. Л.С. Психология развития как феномен культуры. М., 1996.
  52. Г. Г. Актуальность прекрасного. М., 1991. — 367 с.
  53. О.С. Гуманизм и свобода // Гуманизация воспитания в современных условиях. М., 1990.
  54. О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы. // Газман О. С., Вейсс P.M., Крылова Н. Б. Новые ценности образования: содержания гуманистического образования М., 1995.
  55. О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Новые ценности образования. 1996. № 6.
  56. И.Ф. Избранные педагогические сочинения. М&bdquo- 1940.
  57. .С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций.) М., 1998.- 608 с. 61 .Гершунекий Б. С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры // Педагогика. 1998. № 2.
  58. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. -М., 1995. 448 с.
  59. Ф.Н. Черты педагогического мастерства // Сов. педагогика. 1971. № 2.
  60. Т.Г., Усольцева Т. П. Основы конструктивного общения. Хрестоматия. Новосибирск Москва, 1997. — 198 с.
  61. О.В., Гуцу В. Ф. Концептуальные основы перспективного развития образования и воспитания в поликультурном образовательном регионе. Тирасполь, 1999. — 63 с.
  62. О.В. Поддержка и защита детства (на материалах ми-грантской педагогики). Тирасполь, 1999. — 79 с.
  63. О.В. Поликультурное образовательное пространство как среда поддержки и защиты личности учащегося. Тирасполь, 2000. — 83 с.
  64. О.В. Теоретико-методологические основы педагогической поддержки и защиты учащихся мигрантов в поликультурном образовательном пространстве. — Тирасполь, 2000. — 288 с.
  65. О. В. Диагностический инструментарий для изучения особенностей детей мигрантов и трудностей работы в поликультурном образовательном пространстве: Учебно-методическое пособие. — Тирасполь, 2000. — 62 с.
  66. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня / Под ред. H. J1. Селивановой. М., 1998. — 336 с.
  67. А.Я. Понятие и понимания русской национальной школы // Педагогика. 1997. № 1.
  68. А .Я. Теория интеграции образования. Ростов н/Д, 2000.440 с.
  69. А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. — М., 1999. 432 с.
  70. Г. Д. Многокультурное образование. М., 1999. — 208 с.
  71. Г. Д. Теоретико-практические аспекты многокультурного образования в США // Сравнительная педагогика. М., 1999. — С. 35−50.
  72. Г. Д. Многокультурность как дидактический принцип // Педагогика. 2000. № 10.
  73. Г. В. Учебный курс по культурологии. Ростов н/Д, 1996. — 54с.
  74. O.K., Лось Б. В., Лось В. А. Глобальные проблемы и «третий» мир (Общемировые и региональные процессы развития). М., 1991. — 288 с.
  75. С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя. М., 1986. 143 с.
  76. Ю.Н. Обучение паритетному диалогу. Л., 1991.
  77. .А. Закон возвышения интереса к человеку и диалогу в истории философии / Проблемы человека в истории науки и философии. Л., 1990.
  78. Э.Ф. Философия и культура. М., 1991. — 464 с.
  79. И.А. О воспитании в грядущей России // Наши задачи. Исторические судьбы и будущее России. Статьи 1948 1954 гг. В 2-х т. Т. 1. -М., 1992.
  80. К. Педагогическая диагностика. М., 1991. — С. 8
  81. М.С. Мир общения: Проблема межсубъективных отношения. -М., 1988.-319 с.
  82. Кан Калик В. А. Основы профессионального педагогического общения. М., 1987.
  83. И. Собр. соч. т. 4, ч. 2, 424 с.
  84. А.С. Основы культурологии: морфология культуры. СПб, 1997. 512 с.
  85. М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига, 1995 — 176 с.
  86. Г. М. Культура профессионального самообразования педагога. М., 1994. — 342 с.
  87. А.Г. Теоретические основы педагогики ненасилия. Дисс.. д-ра пед. наук. СПб, 1997. — 371 с.
  88. В.П. Теоретические основы воспитания культуры межнационального общения учащихся средней профессиональной школы. Авт. дисс.. д-ра пед. наук. Казань, 1996.
  89. Я.А. Материнская школа // Изб. пед. соч. М., 1982.
  90. И.Б., Шиянов Е. Н. Социализация и воспитание. Ростов н/Д, 1997.- 144 с.
  91. И.Б., Шиянов Е. Н. Становление и развитие гуманистической педагогики. Ростов н/Д, 1997.
  92. Н.К. Пед. соч. в 10-ти т. Т. 3. М., 1959.-266 с.
  93. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. -М., 1990. 141 с.
  94. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990. С. 105
  95. С.В. Педагогика самоорганизации: феномен содержания: Монография. Воренеж, 1997. — 235 с.
  96. М.О. Культура межнационального общения // Педагогика. 1992. № 7−8.
  97. С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М., 1989.-127 с.
  98. Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию: Учебное пособие. М., 1999. — 224 с.
  99. В. Искусство быть другим. СПб., 1993. — 189 с.
  100. Н.Д. Детская и педагогическая психология. М., 1960. С. 41 1.
  101. В. Гуманистические перспективы образования // Высшее образование в России. 1988. № 4.
  102. А.П. Глобальное образование пути интеграции мирового образовательного пространства. — М., 1997. — 108 с.
  103. Д.С. О национальном характере русских // Вопросы философии. 1990. № 4.
  104. .Т. Экология личности // Педагогика. 1993. № 2.
  105. И.О. История русской философии. М., 1991. — 559 с.
  106. И.О. Условие абсолютного добра: Основы этики- Характер русского народа. М., 1991. — 368 с.
  107. В.В., Малькова З. А., Супрунова Л. А. Поликультурное образование актуальная проблема современной школы // Педагогика, 1999. № 4. С. 3−10.
  108. А.С. Соч., т. V, С. 268 269.
  109. З.А. Разорванное образовательное пространство // Педагогика, 1999. № 5.
  110. З.А., Новикова Л. И. Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе // Опыт разработки концепции воспитания: В 2-ч. / Под ред. Е. В. Бондаревской. Ростов н/Д, 1993.
  111. В.Г., Ситаров В. А. Педагогика ненасилия // Магистр. -1992. № 4.
  112. А.К. Психология труда учителя. М., 1993. С. 7 8.
  113. А.Х. Мотивация и личность. М., 1954. — 159с.
  114. А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. -М., 1982.- 110 с.
  115. Г. А. Образование как рабочее поле интеграции // Педагогика. 1997. № 5.
  116. Л.Ф. Индивидуальный подход в обучении как мера педагогического воздействия // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л., 1973. Вып. 1. С. 26 31.
  117. А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М., 1984. 111 с.
  118. А.В. Социализация и «смутное время». М., 1991. — 79 с.
  119. В.В. Этнопсихология. Настоящее и будущее // Психологический журнал. 1994. № 3.
  120. С.В. Интернационализм истинный и показной // Педагогика 1991. № 12.
  121. На пути к свободе совести. М., 1989. — 496 с.
  122. Народы России: Энциклопедия / Гл. ред. В. А. Тишков. М., 1994.
  123. С.У. Проблемы пол и культурного образования в американской педагогике // Педагогика. 1993. № 1.
  124. Н.Д. Школьное дело в США: Перспектива 2000 // Педагогика. 1991. № 11.
  125. В.Б. Столичный мегаполис как полиэтническая и поликультурная среда // Педагогика. 1997. № 4.
  126. А.Н. Российское образование в новой эпохе / Парадоксы наследия, векторы развития. М.: Эгвес, 2000. — 272 с.
  127. Л.И. Самоуправление в школьном коллективе. М., 1988.- 80 с.
  128. Новые ценности образования. Вып. 5. М., 1996. — С. 62.
  129. Образование в поисках человеческих смыслов. Ростов н/Д, РГПУ, 1995. 216 с.
  130. Ю.В. Восхождение к индивидуальности. М., 1992.-436 с.
  131. Ю.В. Проблема ненасилия в педагогике // Педагогика. 1993.4.
  132. А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М., 1995. С. 102
  133. В.Н. Диалог и общение // Человек в мире диалога / Под ред. С. С. Гусева и др. Л., 1990. — 317 с.
  134. Е.И. Коммуникативность обучения в практику школы. -М&bdquo- 1985. — 107 с.
  135. Р., Дулина Н., Токарев В. О главной цели образования. // Высшее образование в России. 1998. № 3.
  136. Н.И. Избр. пед. соч. М., 1985. — 243 с.
  137. К.К. Проблемы способностей. М., 1972. — 312 с.
  138. И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2-х кн. М., 2000. — К. 1 — 576 с.
  139. Поликультурное образование в современной России: проблемы и перспективы / Материалы Всероссийской научной конференции. 16−18 сентября 1997 г. Пятигорск, 1997. — 207 с.
  140. Политика капиталистических стран в области образования / Под ред. З. А. Мальковой, Г. Г. Гофмана, Б. Л. Вульфсона. -М., 1983. -207 с.
  141. Проблемы профессиональной педагогической подготовки учителя.1. М., 1992. 171 с.
  142. Прогностическая концепция целей и содержания образования / Под научной ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. М., 1994.
  143. Реформы образования в современном мире: глобальные и региональные тенденции / Ред. коллегия: Б. Л. Вульфсон, Н. М. Воскресенская, З. А. Малькова, В. Я. Пилиповский. М&bdquo- 1995.
  144. Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов н/Д, 1996.-512 с.
  145. К.Р. К науке о личности // История зарубежной психологии (30 60 гг. XX в.): Тексты Халл К., Скинер Б., Миллер Д. и др. / Под ред. 11.Я. Г альперина. — М., 1986. — 334 с.
  146. В.Н. Обучение, образование, культура. // Вестник высшей школы. 1987. № 2. С. 24 — 26.
  147. С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. М., 1989.
  148. Руссо Ж- Ж. Педагогические сочинения: В 2-х т. / Под ред. Г. Н. Джибладзе. Сост. А. Н. Джуринский. М., 1981.
  149. Т. Поликультурное образование: реформа учебных программ // Перспективы. Вопросы образования. 1993. № 1.
  150. В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград, 1994.
  151. В.В. Образование и личность, теория и практика проектирования педагогических систем. М., 1999. — 271 с.
  152. В.А., Маралов В. Г. Педагогика ненасилия гуманизм в действии. — М., 1990. — 92 с.
  153. В.В. Образ жизни и культура: взаимосвязь и развитие. -Краснодар, 1982. 183 с.
  154. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М., 1976. — 160 с.
  155. В.А., Подымова B.C. Педагогика: Инновационная деятельность. М., 1997. — 224 с.
  156. . М., 2000. — 448 с.
  157. Советский энциклопедический словарь. М., 1980. — 1600 с.
  158. Социализм прогресс человечества: Глобальные проблемы цивилизации. -М., 1987.-447 с.
  159. В.А. Рождение гражданина. Изд. 2-е. Мм 1971.1. С. 113
  160. В.А. Разговор с молодым директором школы. 2-е изд. М&bdquo- 1982. С. 70
  161. Л.М. Научные школы в педагогической науке юга России. Ростов н/Д, 1999. 191 с.
  162. М.Г. Развитие национального образования в поликультурном многонациональном обществе // Педагогика. 1999. № 2.
  163. Теория и практика личностно-ориентированного образования: Материалы «круглого» стола: Педагогика. 1996. — № 5. — С. 72 — 78
  164. Л.Т., Мельник Л. И. Элементы вальдорфской педагогики в воспитательно-образовательном процессе детского сада. Тирасполь, 2000. -49 с.
  165. Л.Т. Теория и методика художественного труда. Лабораторный практикум. Тирасполь, 1999. — 86 с.
  166. Л.Т. Подготовка студентов к работе по формированию у дошкольников способностей к усвоению культуры изобразительного творчества: Педагогика высшей школы. Учебное пособие. Тирасполь, 2001. — 86 с.
  167. Л.Н. Дневники // Собр. соч. в 22 т. Т. 22. — М., 1985.
  168. В.Ю. Национальные духовные традиции и будущее русского образования // Педагогика. 1998. № 2.
  169. А.А. Учение о доминанте. М., 1978. — С. 89 — 90
  170. К.Д. Человек как предмет воспитания. // Избр. пед. соч. -М., 1954.-Т. 2.-С. 371
  171. К.Д. Педагогические сочинения: В 6-ти т. Т. 1. М., 1988. — 416 с.
  172. Л. Избр. философские произведения: В 2-х т. М., 1955. -Т.1.-С. 153- 157
  173. Философия и мировозрение. М., 1990.
  174. Ю.Г. Психодидактика высшей школы: психолого-дидактитческие основы преподавания. М., 2000. 424 с.
  175. В.Т. Нетрадиционные системы организации учебного процесса в школе. Ростов н/Д, 1996.
  176. Формирование педагогической культуры будущего учителя: Межвузовский сб. научных трудов. Ростов н/Д: РГПИ, 1989. 140 с.
  177. В. Человек в поисках смысла. М&bdquo- 1990. — 380 с.
  178. С.М. Проблема педагогического труда. М., — Д., 1929.
  179. И.Ф. Педагогика. М., 1990. — 576 с.
  180. A.M. Методологическая культура учителя. М. — Курск, 1997.
  181. Цви Курцвайль. Мартин Бубер и современная педагогическая мысль // Новая еврейская школа. 2000. № 6.
  182. Г. А. Виды общения в обучении. Томск, 1993. — 268 с.
  183. Д.В., Филатов O.K. Технология обучения в высшей школе.-М., 1996.280 с.
  184. Чучин Русов А. Е. Конвергенция культур. — М., 1997. -40 с.
  185. В.К. Этнокультурная направленность российского образования. М., 1997. — 175 с.
  186. М. Модернизация, культурный плюрализм и идентичность с точки зрения культурной антропологии П Перспективы. Вопросы образования. 1993. № 1.
  187. С.А. Диалог как основа педагогического общения // Вопросы психологии. 1991. № 1.
  188. М.И. Учителю о воспитанности школьников. М., 1990.1. С. 39
  189. С.Н., Кальней В. А. Школа: мониторинг качества образования, М., 2000. 320 с.
  190. Е.Н., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов н/Д, 1995.
  191. В.М. Формирование профессионально-педагогической направленности студентов // Советская педагогика. 1973. № 3. С. 75 84
  192. А.И. О подготовки студентов будущих учителей к исследованию педагогических явлений // Психология труда и личности учителя. Л., 1977. С. 124−131
  193. Н.Е. Диалогичность воспитания // Воспитание школьников. ~ 1996. № 3.
  194. И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / М.: Сентябрь, 2000. 112 с.
  195. К. Смысл и назначение истории. -М., 1991. С. 440−442
  196. Х.Р. К проблеме диалогического понимания // Вопросы философии. 1995. № 12. С. 97- 106
  197. Banks J.A. Multicultural Education: Historical Development Dimensions and Practice. In J, A. Banks C.A.M. (Eds). Handbook of Research on Multicultural Education. New York. 1995. — P. 3 — 24
  198. Bloom B.S., Englehart M.D., Furst E.J., Hill W.H., Krathwohl D.R. Taxonomy of Educational Objectives: Handbook I: Cognitive Domain. N. Y., 1984.
  199. Gollnick D., Chinn Ph. Multicultural Education in a pluralistic society. New York, 1998.
  200. Gronlund N. How to write and use instructional objectives. New York, 1995.
  201. Campbell D.E. Choosing democracy: A practical guide to multicultural education New York, 1996.
  202. Hoyle, E. Professionalization and Deprofessionalization in Education. // Hoyle, E., Megarry, J. (eds.) Professional Development of Teachers. London: Ko-gan Page. 1980.
  203. I.Jacob B. Defining Culture in a Multicultural Environment: An Ethnography of Heritage high school // American journal of education. 1995. Vol. 103. № 4. P.339 376.
Заполнить форму текущей работой