Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Автоматизация проектирования и производства изделий сложной формы: На прим. 
аэродинам. 
моделей самолетов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отличительными особенностями изделий, составляющих формообразующую технологическую оснастку являются: повышенные требования к точности и качеству изготовления элементовзначительные объемы совместных дизайнерских, конструкторских, научно-исследовательских и расчетных работособо сложная форма поверхности, характерная для современных изделий машиностроениясочетание высокой удельной трудоемкости… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблемы повышения эффективности автоматизации проектирования и производства аэродинамических самолетов
    • 1. 1. Эволюция программно-технических средств САПР
    • 1. 2. Аэродинамическая модель самолета как объект комплексной автоматизации
    • 1. 3. Анализ программно-технических средств САПР
  • Требования к объектно-ориентированной САПР и ее компонентам
  • Глава 2. Математическое моделирование поверхности агрегатов аэродинамической модели и ее компоновки
    • 2. 1. Математические модели поверхностей технических объектов
    • 2. 2. Аппроксимация обводов поверхностей агрегатов аэродинамической модели параметрическим сплайном с заданными условиями
    • 2. 3. Поиск соответствия точек таблицы и математической модели
    • 2. 4. Задача пересечения геометрических объектов в САПР аэродинамической модели
    • 2. 5. Применение аппроксимационной модели поверхности и геометрических процедур
    • 2. 6. Построение технологических сопряжений поверхностей
  • Глава 3. Оценка точности изготовления изделий сложной формы с применением контрольно-измерительных машин
    • 3. 1. Определение параметров совмещения физической и математической моделей
    • 3. 2. Оценка точности совмещения физической и математической моделей
    • 3. 3. Методика оценки точности изготовления составной поверхности на программируемой КИМ
  • Глава 4. Совершенствование программного управления оборудованием с ЧПУ
    • 4. 1. Повышение точности фрезерования сложных поверхностей
    • 4. 2. Проблемы программирования высокоскоростной фрезерной обработки на станках с ЧПУ
    • 4. 3. Программно-технические средства обеспечения обработки с повышенной точностью и производительностью на станках с ЧПУ
  • Глава 5. Автоматизация процесса создания аэродинамической модели
    • 5. 1. Структура программно-технических средств автоматизации разработки и изготовления аэродинамической модели самолета
    • 5. 2. Сопряжение программно-технических средств в автоматизированном процессе «Проектирование-Производство «
    • 5. 3. Анализ эффективности комплексной автоматизации
  • Выводы

Автоматизация проектирования и производства изделий сложной формы: На прим. аэродинам. моделей самолетов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одним из важнейших факторов ускорения создания изделий машиностроения и повышения их качества является совершенствование проектирования и производства формообразующей технологической оснастки (пресс-формы, штампы, литейные модели и формы, технологические макеты и эталоны и др.), а также экспериментальных моделей и макетов.

Отличительными особенностями изделий, составляющих формообразующую технологическую оснастку являются: повышенные требования к точности и качеству изготовления элементовзначительные объемы совместных дизайнерских, конструкторских, научно-исследовательских и расчетных работособо сложная форма поверхности, характерная для современных изделий машиностроениясочетание высокой удельной трудоемкости механической обработки на ЧПУ с ручной слесарной обработкойнеобходимость изготовления специальной контрольно-мерительной оснастки и большие объемы контрольно-поверочных работ. В полной мере данные особенности характерны для аэродинамических моделей самолетов, изготавливаемых в ЦАГИ в обеспечение расчетных и экспериментальных исследований направленных на совершенствование характеристик создаваемых объектов авиационной техники.

Осуществляемая в течение ряда лет автоматизация основных составляющих технологического процесса создания аэродинамических моделей (проектирование, конструирование, программирование обработки на станках с ЧПУ) дала существенное сокращение трудоемкости и повышение качества изделий при значительном усложнении объектов авиационной техники. С ее использованием было выполнено в отведенные сроки производство аэродинамических моделей, обеспечивших разработку самолетов России поколения 90-х годов.

Прошедшие годы характеризуются выпуском широкой номенклатуры производительных ЭВМ различного класса, включая персональные ЭВМ (ПЭВМ) — развитием сетевых программно-технических средствнепрерывным усовершенствованием комплексных САПРпоявлением специализированных программных средств для ПЭВМ, ориентированных на определенные виды проектно-технологических работ. Наряду с существенным повышением характеристик режущего инструмента, станочного оборудования, программируемых измерительных систем, образовавшаяся программно-техническая среда создала условия для разработки нового поколения высокоэффективных интегрированных систем «Проектирование-Производство» .

Повышение на этой основе уровня автоматизации разработки и производства экспериментальных моделей и формообразующей оснастки, обеспечивающего сокращение сроков и трудоемкости создания изделий при повышении их качества, является важной и актуальной научно-технической задачей.

В современных условиях средства САПР применяются на всех этапах создания сложных технических изделий в автомобилестроении, судостроении, авиастроении. Традиционно лидирующее положение в развитии и внедрении средств САПР занимают предприятия авиационной промышленности. Наиболее развитые комплексные САПР высокого уровня (UNIGRAPHICS, CATIA, CADS-5, EUCLID и некоторые другие) разработаны с непосредственным участием ведущих авиастроительных предприятий. Они ориентированы, прежде всего, на использование ОКБ, опытными и серийными заводами. В состав систем входят средства построения математической модели поверхности создаваемого изделия, разработки внутренней компоновки отсеков и аппарата в целом, ведения базы данных проекта, разработки конструкции, технологической подготовки производства, планирования и диспетчеризации работ. Сложность изделий авиационной техники, а также необходимость проведения значительного объема расчетных исследований обусловили использование ЭВМ с особо высокой производительностью и, соответственно, высокую стоимость технических средств и программного обеспечения САПР.

В принципе автоматизация процесса «Проектирование-Производство» формообразующей технологической оснастки и аэродинамических моделей самолетов может быть осуществлена на основе использования САПР высокого уровня для ЭВМ типа «Рабочая станция». Однако анализ, учитывающий их конструктивные и технологические особенности, показывает нерациональность такого подхода.

Формообразующую технологическую оснастку (прессформы, литейные формы, штампы, литейные модели, мастер-макеты, эталоны) и аэродинамические модели характеризует повышенная сложность формы поверхности и особо высокие требования к точности изготовления, при существенно ограниченных объемах конструкторских работ наряду с малой серийностью производства. В этой связи этапы формирования поверхности изделий и их обработки требуют применения наиболее развитых средств математического моделирования, обеспечиваемыми САПР высокого уровня. Разработка конструкции в отличие от изделий, для которых прежде всего разрабатывались данные САПР может быть выполнена с использованием сравнительно не сложных средств автоматизации. Целый ряд функций САПР (диспетчеризация проекта изделияведение базы данных обеспечивающей разработку, выполняемую коллективом исполнителей ряда организацийуправление распределенным производством и др.) останутся не востребованными.

Поскольку в основе производства формообразующей оснастки и аэродинамических моделей лежит механическая обработка сложных поверхностей, ее выполнение с повышенной точностью и производительностью требует применения специализированных средств программирования для станков с ЧПУ, а также контроля точности изготовления с применением программируемых контрольно-измерительных машин.

По сравнению с формообразующей оснасткой, разработка аэродинамических моделей самолетов характеризуется целым рядом усложняющих ее дополнительных особенностей.

Укрупненно этапы разработки аэродинамических моделей включают: формирование математической модели поверхности основных агрегатов (крыло, фюзеляж, оперения, гондолы и др.) и их аэродинамической компоновкиобеспечение расчетов аэродинамических характеристик и упругих деформаций модели в ходе экспериментаразработка конструкции моделипроведение модификаций поверхности по результатам расчетных исследований и конструкторских проработокпрограммирование обработки на станках с ЧПУконтроль точности изготовления с применением программируемых контрольно-мерительных машин.

Непосредственное применение для автоматизации данных задач САПР высокого уровня существенно ограничивается рядом обстоятельств. В их числе:

— средства формообразования в них ориентированы на применение профессиональными конструкторами ОКБ, которые, используя известные методы описания поверхностей самолетов, создают математические модели поверхностей агрегатов в соответствии с естественным конструктивно-технологическим членением самолета. Построение с использованием того же обеспечения математических моделей для расчетных и экспериментальных исследований специалистами в области аэродинамики и прочности затруднительно вследствие значительных временных затрат на построение и модификацию моделей;

— отсутствие учета специальных требований расчетных и экспериментальных исследований по качеству математической модели поверхности, обуславливаемых необходимостью ее представления в целом, а не по агрегатам, а также удовлетворение специальных условий по гладкости и непрерывности дифференциальных характеристик и др.;

— необходимость в выполнении широких модификаций поверхности, определяемых рассмотрением ряда существенно различающихся вариантов проекта характерном для научных исследований, направленных на создание методического задела и подготовку рекомендаций промышленности;

— значительный объем локальных модификаций поверхности в модельном производстве, обуславливаемых необходимостью удовлетворения, с одной стороны, критериев подобия аэродинамической модели, с другой — введением поверхностей сопряжения и зализов, отвечающих требованиям обработки на станках с ЧПУ данными типоразмерами фрез;

— программирование фрезерной обработки изделий со сложной формой поверхности из высокопрочных сталей (основной материал для изготовления аэродинамических моделей) с повышенными точностью и производительностью на станках с ЧПУ;

— необходимость контроля аэродинамических моделей с использованием измерительных машин после изготовления, а также в процессе проведения экспериментов.

Решение данных задач, на основе создания интегрированной системы автоматизации «Проектирование-Производство» на современном научно-техническом уровне составляет тему диссертационной работы.

В ней из условия наиболее полного удовлетворения требованиям автоматизации разработки аэродинамических моделей и их изготовления с применением станков с ЧПУ определяется состав программно-технических средств, включающий САПР высокого уровня и специализированные системы для ПЭВМ, наиболее полно соответствующие содержанию и сложности выполняемых работ.

Разрабатываются методические основы интеграции в единый технологический комплекс программно-технических средств САПР различного уровня, их непосредственного сопряжения с технологическим и контрольно-измерительным оборудованием. Решается задача организации информационного обмена и взаимодействия научно-технических дисциплин участвующих в создании модели. Развиваются методы аппроксимации кривых и поверхностей, а также решения базовых геометрических задач САПР направленные на повышение оперативности построения и обработки сложных поверхностей в условиях модельных и инструментальных производств. Выполняется разработка основ автоматизации программирования фрезерной обработки сложных поверхностей на станках с ЧПУ с повышенной точностью и производительностью, а также методики контроля точности изготовления сложных составных поверхностей с применением контрольно-измерительных машин.

Комплексная автоматизация, интегрируя проведение всех составляющих работ, при рациональном построении должна основываться на программно-технических средствах, соответствующих по сложности и стоимости содержанию работ, выполняемых по этапам создания моделей, обеспечивая максимальную эффективность деятельности специалистов.

Основные идеи комплексной автоматизации технологических процессов сформулированы в работах Ю. М. Соломенцева [1−3], П. Н. Белянина [4], В. Г. Митрофанова [5], В. В. Павлова [6], О. С. Сироткина [7] и ряда других исследователей.

В авиастроении основные положения автоматизации проектирования сформулированы в работах Г. П. Свищева, Г. С. Бюшгенса, JI.M. Шкадова, Н. Г. Бунькова [8], O.JI. Смирнова, С. Н. Падалко [9,10]. Методологические основы автоматизации формирования облика JIA разработаны JI.M. Шкадовым [11], H.H. Моисеевым [12], П. С. Краснощековым [13], О. С. Самойловичем [14], М. И. Осиным [15]. В них показана важность начальных этапов проектирования и принципиальное значение для совершенства создаваемого проекта объема расчетных и экспериментальных исследований, выполняемых в обеспечение выбора его параметров.

Обобщение математических методов моделирования поверхностей в авиастроении дано в работах И. И. Котова [16,17], А. Д. Тузова [18], В. А. Осипова [19], С. А. Кунса [20], П. Безье [21], Д. Роджерса, Дж. Адамса [22], А. Фокса, М. Пратта [23] и ряда других.

Существенным результатом явилась разработка каркасных методов, в которых основой для описания поверхностей самолетов является двухпараметрический набор линий продольных и поперечных обводов. Наиболее эффективным математическим аппаратом при реализации на ЭВМ описания поверхностей технических объектов стали параметрические сплайны. Их практическому использованию посвящены работы Ю. С. Завьялова, В. А. Леуса, В. А. Скороспелова [24], К. Де Бора [25], Дж. Алберга, Э. Нильсона, Дж. Уолша [26], Л. Пигля и В. Тиллера [27] и целого ряда других исследователей.

Описанию поверхностей агрегатов самолета, сокращающего проведение плазово-шаблонной увязки в процессе проектирования и при технологической подготовке производства в отечественном самолетостроении посвящены работы В. А. Андреева [28], Ю. М. Давыдова [29], Е. Б. Рабинского [30] и целого ряда других. Ими показано различие в описании поверхностей с аэродинамической профилировкой типа крыло (крылья, оперения, пилоны) и типа фюзеляжей и гондол, а также поверхностей сопряжений. Вопросы программного обеспечения изготовления аэродинамических моделей на станках с ЧПУ в условиях опытных производств решались В. К. Исаевым, В. А Сухневым [31,32], В. И. Матусевичем [ 33] и рядом других исследователей.

Принципиальное значение для авиационных приложений имеет задача сглаживания аэродинамических профилей. Ее решение на основе применения параметрических сплайнов дано в работах А. Д. Тузова [34 ], В. Е. Ковалева [35], Н. П. Бузовери [36], Фарина Г. Е. [37].

Поверка реализации математических моделей в изделиях в процессе производства требует дополнения решений задач аппроксимации специальным аппаратом обработки измерений. Обобщенное описание методов обработки измерений дано в монографиях Н. В. Смирнова, И.В. Дунина-Барковского [38], А. Н. Журавлева и В. П. Короткова [39]. Современные дополнения при прямых, косвенных и совместных измерениях с однократными и и многократными наблюдениями сделаны в работе В. А. Грановского и Т. Н. Сирая [40]. Реализация программно-технического обеспечения измерений в авиастроении осуществлялось под руководством В. Г. Подколзина. Под руководством О. С. Сироткина и А. А. Бородкина осуществляется развитие методов бесплазовой подготовки производства авиационных конструкций.

Методы применения станков с ЧПУ, а также вопросы аппаратного, программного и организационного обеспечения интегрированных систем автоматизированного проектирования и производства рассматриваются в работах В. В. Кувшинского [41], В. Л. Сосонкина [42, 43], Блюмберга В. А., Близнюка В. П. [44], Е. И. Зазерского [45], М. Грувера и Э. Зиммерса [46], Б. Хокса [47] и ряда других. Автоматизация подготовки управляющих программ для станков с ЧПУ различных групп систематически рассмотрена Р. И. Гжировым и П. П. Серебрицким [48]. Построение алгоритмов и синтеза систем автоматического управления точностью обработки на металлорежущих станках с ЧПУ рассмотрено М. С. Невельсоном [49].

Научно-методические результаты выполненных исследований и разработок позволили сформулировать задачу создания объектно-ориентированной САПР аэродинамических моделей самолетов. Ее решение последовательно рассматривается в настоящей работе.

Диссертационная работа состоит из введения, пяти глав, выводов и списка использованной литературы.

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ.

1. Созданная интегрированная система автоматизации процесса «Проектирование — производство» за счёт использования современных научно-технических достижений в области программно-технического обеспечения САПР, а так же выполненных научно-методических и практических разработок обеспечено сокращение сроков создания моделей на 40−60%, снижение трудоемкости более чем в 2 раза.

2. Решена задача интеграции различных программно-технических средств САПР, скомплектованных из условия рационального соответствия проектно-технологическим операциям, выполняемым по этапам создания аэродинамической модели. По сравнению с автоматизацией на основе одной комплексной САПР высокого уровня достигнуто, при повышении эффективности, сокращение стоимости программно-технических средств более чем в 5−8 раз.

3. Разработан метод сглаживающей аппроксимации кривых и поверхностей параметрическим сплайном. В основу положено распределение расчетной сетки сплайна относительно исходных геометрических объектов и нахождение коэффициентов методом наименьших квадратов. С его использованием создан инструмент оперативного построения и отработки обводов поверхностей изделий в модельном производстве, преобразования описаний геометрических объектов, получаемых извне и отличающихся от используемых в применяемом комплексе. Проведение сглаживающей аппроксимации с точностью, определяемой условиями производства позволяет для характерных изделий в 4−8 раз сократить объем математических моделей и, соответственно, время выполнения всех операций.

4. Разработана методика оценки точности изделий сложной формы по результатам измерений на программируемой контрольно-измерительной машине. Её применение позволяет на основе сопоставления замера с математической моделью установить ошибку базирования изделия, погрешности сборки и изготовления.

5. Разработан, применительно к задачам аппроксимации и обработки измерений, метод установления соответствия между точками строящихся параметрических сплайнов или измеренными точками изделий с исходными математическими моделями (таблицами). По сравнению с известными, основанными на линеаризации методами, его отличает существенно более широкая область сходимости и экспоненциальная сходимость к решению.

6. Созданы основы программирования фрезерной обработки на станках с ЧПУ сложных поверхностей с повышенной точностью и производительностью. Они включают: применение траекторий обработки, обеспечивающих одностороннее смещение люфтов станка при благоприятных условиях резания для применяемого инструментапостроение гладких (без изломов) траекторий с применением интерполяций, реализованных в конкретных устройствах ЧПУиспользование послойной обработки с автоматическим выделением слоев постоянной толщины.

7. Методические разработки в области прикладной геометрии, обработки измерений, интеграции программно-технических средств и управления оборудованием с ЧПУ положены в основу наиболее распространенной на машиностроительных предприятиях СНГ системы геометрического моделирования и программирования для станков с ЧПУ и контрольно-измерительных машин ГеММа-ЗВ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю.М. Проблема создания компьютеризированных интегрированных производств. «Автоматизация проектирования» № 1, 1997.
  2. Ю.М., Рыбаков A.B. Компьютерная подготовка производства. «Автоматизация проектирования» № 1, 1997.
  3. Ю.М. Конструкторско-технологическая информатика и автоматизация производства. Москва, СТАНКИН, 1992.
  4. П.Н. и др. Вопросы автоматизации проектирования технологии. Москва, Труды НИАТ № 418, 1984.
  5. В.Г., Калачев О. Н., Скиртладзе А. Г. САПР в технологии машиностроения. Ярославль, изд. Ярославского государственного техн. Университета, 1995.
  6. В.В. О технологическом мониторинге машиностроительного производства. «Техника и Экономика», серия «Автоматизация проектирования», вып. 1−2, В ИМИ, 1995.
  7. О.С., Мусияченко Л. П., Холина С. И. Прогресс в технологии и опыт развития гибкиг производств за рубежом. Москва, изд-ао НИАТ, 1987.
  8. O.JI. Информационное обеспечение подсистем САПР J1A. М, изд. МАИ, 1983.
  9. С.Н., Смирнов O.JL, Тюменцев Ю. П. Программное и информационное обеспечение автоматизированного проектирования. М., изд. МАИ, 1979.
  10. JI.M. и др. Автоматизация формирования облика самолета. М., Труды ЦАГИ, вып. № 1834, 1984.
  11. H.H. Математика ставит эксперимент., М., Наука, 1979.
  12. П.С., Петров A.A. Принципы построения моделей. М., изд. МГУ, 1983.
  13. О.С. Формирование облика самолета в системе автоматизированного проектирования. Воениздат, 1980, ДСП.
  14. М.И. Методы автоматизированного проектирования летательных аппаратов. М., «Машиностроение», 1984.
  15. И.И. Кибернетика графики и прикладная геометрия поверхностей. М., «Машиностроение», 1970.
  16. И.И., Полозов B.C., Широкова J1.B. Алгоритмы машинной графики. М., «Машиностроение», 1977.
  17. А.Д. Методы геометрического моделирования гладких поверхностей и методологические аспекты формирования теоретических обводов летательных аппаратов. Докторская диссертация. М., МАДИ, 1990.
  18. В.А. Машинные методы проектирования непрерывно-каркасных поверхностей. М., «Машиностроение», 1979.
  19. Coons J.A. Surfaces for Computer Aided Design of Space Forms. MAC TR-41, Massachusetts Institute of Technology, 1967.
  20. П. Геометрические методы. Математика и САПР, кн. 2, М. Мир, 1989.
  21. Д., Адаме Дж. Математические основы машинной графики. М., «Машиностроение», 1980.
  22. А., Пратт М. Вычислительная геометрия. Применение в проектировании и на производстве.
  23. Ю.С., Jleyc В.А., Скороспелов В. А. Сплайны в инженерной геометрии. М., «Машиностроение», 1985.
  24. Де Бор К. Практическое руководство по сплайнам. М., «Радио и связь», 1985.
  25. Дж., Нильсон Э., Уолт Дж. Теория сплайнов и ее приложения. М., «Мир», 1972.
  26. Piegl L., Tiller W. The Nurbs Book, Second Edition, Berlin, Springer, 1997.
  27. В.А. и др. Расчет и построение контуров самолета на плазе. М., Оборониздат, 1960.
  28. Ю.В., Злыгарев В. А. Проектирование крыла. М., «Машиностроение», 1994.
  29. Е.Б. Алгоритмизация графоаналитических способов конструирования поверхностей JIA. Автореферат кандидатской диссертации, М., МАТИ, 1966.
  30. В.К., Григорьев Е. А. Комплекс программ описания геометрии фюзеляжа. Структура математического обеспечения. Годовой техотчет ЦАГИ, № 48/18, 1981.
  31. В.А., Исаев В. К., Сонин В. В., Глушко А. И. Описание крыла самолета для задач проектирования и изготовления модели на станках с ЧПУ. В сб. Программное управление станками. М., Наука, 1975.
  32. В.И. Автоматизированное производство аэродинамических моделей дозвуковых самолетов на основе комплексного применения оборудования и ЭВМ. Автореферат кандидатской диссертации, Харьков, ХАИ, 1990.
  33. А.Д. Сглаживание функций, заданных таблицами. В сб. Методы сплайн-функций. «Вычислительные системы», Новосибирск, 1976.
  34. В.Е. Приложение теории кубических сплайнов к задаче выглаживания функций в заданной полосе погрешности. Труды ЦАГИ, вып. 2308, М., 1986.
  35. Н.П. Об аппроксимации таблично заданной функции кубическим сплайном со сглаживанием. Труды ЦАГИ, вып. 2181, 1983.
  36. Farm G.E. Curves and Surfaces for Computer Aided Geometric Design A Practical Guide, 3-rd ed., Boston, Academic Press, 1993.
  37. H.B., Дунин-Барковский И.В. Краткий курс математической статистики для технических приложений. М., Наука, 1959.
  38. Дунин-Барковский И.В., Журавлев А. Н., Коротков В. П. Взаимозаменяемость и технические измерения в машиностроении. М., «Машиностроение», 1972.
  39. В.А., Сирая Т. Н. Методы обработки экспериментальных данных при измерениях. Д., Энергостатиздат, 1990.
  40. В.В. Фрезерование. М., «Машиностроение», 1977.
  41. B.JI. Программное управление технологическим оборудованием. М., «Машиностроение», 1991.
  42. Ю.М., Сосонкин B.JI. Управление гибкими производственными системами. М., «Машиностроение», 1988.
  43. В.А., Близнюк В. П. Переналаживание станочного приспособления. М., «машиностроение», 1978.
  44. Е.И., Жалнерчик С. И. Технология обработки деталей на станках с программным управлением. М., «Машиностроение», 1975.
  45. М., Зиммерс Э. САПР и автоматизация производства. М., Мир, 1987.
  46. . Автоматизированное проектироввание и производство. М., Мир, 1987.
  47. Р.И., Серебрицкий П. П. Программирование обработки на станках с ЧПУ. JI., «Машиностроение», 1990.
  48. М.С. Автоматическое управление точностью обработки на металлорежущих станках. JI., «Машиностроение».
  49. М.Д. Машинная графика и автоматизация проектирования. М., Советское радио, 1975.
  50. П. Наука и искусство проектирования. М., Мир, 1973.
  51. САПР за рубежом. М., ЦНИИТЭИ, 1984.
  52. С.М., Лисейцев Н. К., Самойлович О. С. Основы автоматизированного проектирования самолетов. М., «Машиностроение», 1986.
  53. А.И. ред. Алгоритмы оптимизации проектных решений. М., Энергия, 1976.
  54. А.И. Автоматизация конструирования. М., Радио и связь, 1981.
  55. О.И. Автоматизация проектно-конструкторских работ и технологической подготовки производства в машиностроении. Минск, Высшая школа, 1976.
  56. Э.Х. Концептуальное программирование. М., Наука, 1984.
  57. B.B. Формализация основных компоннтов процесса автоматизированной компоновки летательного аппарата. В сб. Вопросы проектирования самолетов. Изд. МАИ, 1977.
  58. В.H. Автоматизация компоновки отсеков ЛА. «Машиностроение», 1987.
  59. Ю.М. Графор: комплекс графических программ на Фортране. М., Наука, 1986.
  60. Л.Ф. Пакет прикладных программ графических программ ФАП КФ. Минск, 1984.
  61. Дж. Ред. Системы автоматизированного проектирования. М., Наука, 1985.
  62. В.П. Методическое обеспечение САПР в машиностроении. М., «Машиностроение», 1989.
  63. В.П., Курейкин В. М., Норенков И. П. Теоретические основы САПР. М., Энергостатиздат, 1987.
  64. В.Д., Давидсон Б. Х., Зорин В. Н. Формирование поверхности сложных технических объектов с использованием интерактивной машинной графики. Труды 6-й международной школы-семинара «Интерактивные системы», кн. 2, Тбилиси, 1984.
  65. В. Интерактивная машинная графика. М., Мир, 1981.
  66. Дж., Вэн Дэм А. Основы интерактивной машинной графики. М., Мир, 1985.
  67. С., Судов Е. CAD/CAM: интегрированная среда или интегрированная система? М., ж. «САПР и Графика», вып. «Машиностроение», № 7, 1997.
  68. А. Интеграция приложений на уровне OLE Autation. M., ж. «САПР и Графика», вып. «Инструменты АРМ», № 10, 1997.
  69. Е. Промышленная копмьютеризация и САПР. М., ж. «САПР и Графика», вып. «Аппаратное обеспечение», № 12, 1997.
  70. Модели летательных аппаратов для испытаний в аэродинамических трубах. ОСТ 1 2 608−87
  71. В. Рабочие станции-компьютеры 90-х годов. М., изд. Jet Infosystems, 1991.
  72. Jl. САПР настоящее и будущее. САПР и Графика № 9, 1997.
  73. А. САПР: итоги и перспективы развития. САПР и Графика, № 1, 1998.
  74. В.Д. Системы автоматизированного проектирования и технологической подготовки производства. Аналитический обзор. Жуковский. Международный университет заочного обучения LINK, 1993.
  75. А., Мотовилов Д., Благодаров А. Автоматизированные рабочие места для машиностроения. САПР и Графика. «Инструменты АРМ» № 10, 1997.
  76. В.Д. Геометрическое моделирование при подготовке расчетных исследований и изготовлении экспериментальных моделей. Труды IV Всесоюзной конференции по проблемам машинной графики. Серпухов, 1987.
  77. Н.С. Численные методы. М., Наука, 1975.
  78. С.Р., Вермель В. Д., Зорин В. Н. Приложение машинной графики при анализе модификаций аэродинамических поверхностей. М., ж. «Программирование» № 2, 1992.
  79. Hoskec J. Intrinsic parametrization for approximation. J. Computer Aided Geometric Design, № 5, 1988.
  80. В.Д., Калитин Е. И., Белкин B.K. Пересечение поверхностей агрегатов в аэродинамической компоновке самолета. М., ж. «Компьютерная графика» № 2, 1993.
  81. Bajaj C.L., Hoffmann С.М., Lynch R.E. Tracing surface intersections. J. Computer Aided Geometric Design, 1988, v.5.
  82. C.M., Лифанов И. К. Численные методы сингулярных интегральных уравнений и их применение в аэродинамике, теории упругости, электродинамике. М., Наука, 1985.
  83. H.H., Свириденко Ю. Н. Программа решения обратной задачи аэродинамики для компоновок летательных аппаратов сложной формы в дозвуковом потоке. Сб. Прикладные программы по аэромеханике самолета, вып. 7. М., изд-во ЦАГИ, 1990.
  84. Ю.Я., Савин И. В., Челышева, И.Ф. Юмашев. АРГОЛА: Комплекс программ автоматизированного расчета гиперзвукового обтекания летательного аппарата. В сб. Прикладные программы по аэромеханике самолета, вып. 7, М., изд. ЦАГИ, 1990.
  85. В.Д. и др. Высота-2: Программа расчета аэродинамических характеристик летательных аппаратов в гиперзвуковом свободномолекулярном потоке. В сб. «Прикладные программы по аэромеханике самолета», вып. 4, М., изд. ЦАГИ, 1987.
  86. С.М., Карпов Е. В., Михайлов C.B. Программа расчета обтекания сверхзвуковым потоком идеального газа комбинации фюзеляж крыло. В сб. «Прикладные программы по аэромеханике самолета», вып. 5, М., изд. ЦАГИ, 1988.
  87. В.Д. Программное и алгоритмическое обеспечение обмена геометрической информацией между средствами САПР. Научно-технический отчет ЦАГИ № 2639, 1992.
  88. АПТ. Автоматизация программирования технологии. М., изд. НИАТ, вып. 1−6, 1978.
  89. В.Д., Белкин В. К. Обработка измерений аэродинамических моделей ВКС. Годовой научно-технический отчет ЦАГИ, 1993.
  90. Р. Имитационное моделирование систем искусство и наука. М., Наука, 1978.
  91. Д. Искусство программирования для ЭВМ. Получисленные алгоритмы. М., Наука, 1977.
  92. С.М., Михайлов Г. А. Курс статистического моделирования. М., Наука, 1976.
  93. В.Д., Николаев П. М. Автоматизация измерений в системе ГеММа-3D. Ж. САПР и Графика", вып. «Инструменты АРМ», № 10, 1997.
  94. Дж. Введение в теорию ошибок. М., Мир, 1985.
  95. Е.С., Овчаров JI.A. Теория вероятностей. М., Наука, 1973.
  96. В.А., Чурин И. Н., Шмутер C.JI. Повышение точности и производительности станков с программным управлением. М., «Машиностроение», 1970.
  97. Высокоскоростная обработка. Ж. Оборудование, приложение к журналу «Эксперт», вып. 1, серия «Техническая библиотека», 1997.
  98. Milling Programme. Kennametal Hertel, 1997.
  99. Rotating Tools. AB SANDVIK Coromant, 1997.
  100. Монолитные твердосплавные инструменты. SGS TOOL Company, 1998.
  101. B.A., ЗаЗерский Е.И. Справочник фрезеровщика. Ленинград, «Машиностроение», 1984.
  102. В.Д., Зарубин С.Г. TeMMa-3D: программно-техническое обеспечение группового управления станками с ЧПУ. Ж. САПР и Графика, вып. «Машиностроение», № 11, 1997.
  103. CATIA. User Guide. Dassault Systems, 1995.
  104. E.B. Компас. История, которая пишется сегодня. Ж. Автоматизация программирования. Ю1, 1997.
  105. Кураксин С. T-FLEX CAD в числе лучших мировых CAD-систем. Ж. САПР и Графика, вып. Машиностроение, № 1, 1998.
  106. В.Д., Зарубин С. Г., Николаев П.М. TeMMa-3D в составе интегрированных систем «Проектирование Производство». Ж. САПР и Графика, вып. Инструменты АРМ, № 10, 1997.
  107. AUTOCAD, version 10. User Guide, Autodesk Ltd, London, 1989.
  108. Н.Г. Разработка концепции и структуры распределенной вычислительной системы ЦАГИ с использованием рабочих станций на базе RISC-процессоров. Научно-технический отчет ЦАГИ, 1994.
  109. Протоколы TCP «осваивают» WINDOWS. Computer Week, № 34, 1995.
  110. Paulson J.W., Kumar A., Kegelman J.T. The Langley Wind Tunnel Enterprise. 89th Semi-annual meeting of the Supersonic Tunnel Association, Brussels, Belgium, April 26−28, 1998.1. Наименование Значения
  111. Рис. 1.1 Аэродинамические модели ЦАГИ
  112. Т1 Полготовка исхолной информации
  113. Формирование математической молели
  114. Полготовка ланных аля расчетов1. Молификаиия поверхности1. Оформление 13- оценка сокрашения сроковГ
Заполнить форму текущей работой