Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социально-философские основания взаимодействия экологического сознания с традиционной культурой

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна исследования может быть суммирована в следующих положениях: эколого-безопасное развитие современной цивилизации невозможно без формирования экологического сознания, учитывающего ценности традиционной культурыраскрытие философских и социокультурных оснований взаимодействия экологического сознания с традиционной культуройустановление взаимосвязи между экологическим сознанием с одной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Экологическое сознание и культурное измерение 11 проблемы соотношения человека и природы
    • 1. Понятие и сущность экологического сознания
  • §-2.Проблема взаимоотношения человека и природы в 30 различных культурных традициях
    • 3. Экологическая культура и традиции
  • Глава 2. Традиционная культура как фактор формирования 68 экологического сознания
    • 1. Традиционное общество и техногенная цивилизация
    • 2. Этнокультурные ценности и природопользование
    • 3. Традиционное общество в условиях глобализации

Социально-философские основания взаимодействия экологического сознания с традиционной культурой (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Современная эпоха характеризуется стремительными темпами развития. Формирование глобальной экономики, гигантские потоки информации, широкое внедрение компьютерной техники, тенденции к глобализации все это меняет окружающий мир и общемировую цивилизацию. XX век со всей остротой поставил вопрос о настоятельной необходимости отказаться от ставшего привычным отношения к природе как исключительно к объекту человеческого потребления. Сейчас не только учёные, но. уже и представители различных общественных организаций, деятели культуры и искусства, религиозных конфессий обращают внимание на необходимость формирования у людей эколого-ориентированного сознания.

Человечество стоит перед выбором, результатом которого должно стать решение вопроса как о его собственном выживании, так и о его будущем развитии. Из строгих расчетов мы знаем, что эколого-безопасные технологии и другие природоохранные действия при всей их жизненной актуальности сами по себе еще не способны радикально решить проблему взаимоотношения Человека и Природы. При имеющейся несбалансированности между производством и потреблением с естественными циклами биосферы подобные меры помогут лишь оттянуть на какое-то время процессы разрушения окружающей среды.

В 1992 году в Рио — де — Жанейро (Бразилия) состоялась конференция по охране окружающей среды и дальнейшему развитию современной цивилизации. Она приняла ряд важных документов, в основу которых легла концепция устойчивого (стабильного) развития человечества. К сожалению, как констатировала прошедшая спустя десять лет конференция в Йоханнесбурге (ЮАР), человечество не смогло выполнить программу действия, основанную на идее устойчивого развития, и экологическая ситуация в мире продолжает ухудшаться. Подобная динамика событий актуализирует вопрос о необходимости поиска новых ресурсов формирования эколого-ориентированного сознания. Одним из таких ресурсов является традиционная культура, которая служит важнейшим фактором формирования экологического сознания людей.

Традиционная культура остается существенной областью жизни всякого общества, определенной формой и способом трансляции накопленного до этого человечеством опыта, и в условиях кризиса ценностно-мировоззренческих основ техногенной цивилизации представляется логичным обращение к тем элементам традиционной культуры, которые могут помочь в преодолении кризиса.

В условиях нынешнего кризиса общество проходит непростой путь поисков и обращает свой взор уже на утраченные ценности традиционной культуры. Последнее нашло свое отражение в частности в том, что во многих регионах России люди начинают осознавать необходимость возрождения утраченных традиционных форм природопользования. При этом актуализация значимости традиционной культуры ни в коей мере не означает, что решение экологической проблемы следует усматривать только в ценностях прошлого. Речь идет о другом, а именно о необходимости учета этнонациональных и этнокультурных традиций при постановке и решении экологической проблемы.

Суть проблемы удачно сформулирована американским этнографом Т. С. Уэйскелом, согласно которому: «сейчас, когда встал вопрос о пересмотре привычного подхода к природе, было бы интересно познакомиться с представлениями, бытующими среди людей, которые по сравнению с Западом имеют иной исторический опыт и иные культурные традиции"1. Указанная постановка проблемы проистекает из того, что инновационная модель развития общества, связанная с исходными принципами техногенной цивилизации, внесла свой вклад в разрушение природных оснований бытия общества. Тем самым актуализируется вопрос о необходимости пересмотра приоритетно-преобладающего западно-центристского отношения к окружающей среде и поиске новой модели взаимоотношений между природой и обществом. На фоне все более усиливающихся экологических проблем, следует по иному взглянуть на так называемые «народные технологии», которые в свое время, как известно, имели гармоничные взаимоотношения с объективной природой. Современная же наука практически не оставляет места таким видам традиционного этнического опыта человечеству, и потому в настоящее время важно сохранить этот культурный генофонд как возможную альтернативу «слепому технократизму».

В данном контексте усиливается потребность в концептуальном анализе специфики постановки и решения проблемы «человек и природа» в традиционных культурах, которые некогда были достаточно устойчивы и стабильны, и даже более стабильны, чем инновационные системы, в учете потенциала традиционных этнокультурных структур в выработке экологического сознания, отвечающего реалиям начала нынешнего тысячелетия. Человечеству необходима комплексная проработка вопросов эволюции отношений природы и человека в культурных традициях самых различных народов. Особенно это касается вопросов природопользования, отношений человека и природы, этноса и природы, традиционных форм хозяйствования.

Научная разработанность темы исследования. Социально-философский анализ взаимодействия экологического сознания и.

1 Уэйскел Т. С. Природа, культура и экология в традиционных представлениях некоторых народов Африки // Культуры. 1 985. № 2. С. 7−8. традиционной культуры выступает объектом исследования как отечественных, так и зарубежных ученых.

Анализ экологических аспектов культуры восходит к работам классиков мировой естественно-научной и философской мысли. Наиболее ярко это проступило в работах В. И. Вернадского, Э. Jlepya, П. Тейяр де Шардена, А. Швейцера, JI.H. Гумилева, H.A. Бердяева, И. А. Ильина, О. Шпенглера, А. Тойнби и др.

Значительный интерес представляют работы К. Леви-Стросса, А. Гакстенхаузена, М. М. Ковалевского, Л. Моргана, H.H. Чебоксарова, А. И. Першица, Ю. В. Бромлея, Г. Е. Маркова, С. П. Полякова, Б. Ф. Поршнева, В. И. Козлова и др. в которых содержится значительный этнографический и исторический материал по исследуемой теме.

Систематический анализ философско-методологических проблем взаимодействия человека, общества и природы проводится в трудах отечественных исследователей: Б. А. Вороновича, Ю. Ю. Галкина, Э. В. Гирусова, Ф. И. Гиренка, К. Х. Делокарова, В. А. Лося, Н. М. Мамедова, H.H. Моисеева, Н. Ф. Реймерса, А. Д. Урсула, А. П. Яншина и др.

Вопросы формирования экологического сознания, экологической этики, обстоятельно рассматриваются в трудах: Н. Г. Васильева, A.M. Галеевой, Э. В. Гирусова, В. Е. Ермолаевой, А. Н. Кочергина, Д. С. Лихачева, Ю. Г. Маркова, Е. В. Никоноровой, О. В. Овсянниковой, Ф. Я. Палинчака и других авторов.

В отечественной науке примерно с 60-х годов XX в. исследования традиционной культуры, традиционности начинают оформляться в самостоятельное исследовательское направление. В этой связи стоит отметить труды С. А. Арутюнова, Б. С. Ерасова, Ю. М. Лотмана, Э. С. Маркаряна, В. Д. Плахова, Н. С. Сарсенбаева, С. И. Семенова, Ю. И. Семенова, И. В. Суханова, К. В. Чистова и др.

При разработке данной проблемы были использованы также, современные научные и социально-философские дискурсы, посвященные взаимоотношению традиций и новаций, вопросам цивилизационных отличий Востока и Запада, Севера и Юга, построению постиндустриального мира, что нашло в частности отражение в работах: Б. С. Ерасова, Г. Д. Гачева, П. С. Гуревича, М. В. Иордана, В. А. Кутырева, H.A. Морозова, JI.H. Москвичева, A.C. Панарина, Ю. В. Сычева, В. Н. Шевченко. Проблемы соотношения традиций и инноваций в разной степени обсуждаются и западными социологами Э. Гелнером, А. Гором, М. Кастельсом, Ф. Фукуямой, С. Хантингтоном, А. Этциони и др.

Объектомдиссертационного исследования является взаимодействие экологического сознания с традиционной культурой.

Предметом диссертационного исследования оказывается изучение взаимосвязи «человек и природа» в традиционной-культуре и проблема формирования экологического сознания, рассматриваемая с точки зрения ценностных социоэтнических аспектов традиционной культуры.

Цель диссертационного исследования. Основной целью исследования является выявление особенностей взаимосвязи и взаимодействия экологического сознания с традиционной культурой как одной из предпосылок формирования нового экологически ориентированного отношения человека к миру.

Основные задачи исследования.

Поставленная цель определила основные задачи диссертационной работы: осуществить концептуальный анализ взаимодействия экологического сознания с традиционной культуройопределить философские и социокультурные основания взаимодействия экологического сознания с традиционной культуройвыявить ценностные установки традиционной культуры как фактора формирования нового экологического сознанияпоказать особенности взаимодействия инновационных и традиционных элементов в культуре народов, находящихся на этапе поиска новых форм самореализацииобосновать необходимость применения опыта традиционных культур во взаимоотношениях с окружающей средой в условиях глобализации.

Методологические основания исследования. Исследование основывается на следующих принципах: 1) научность — построение заключений на основе анализа всей совокупности особенностей взаимосвязи экологического сознания и традиционной культуры- 2) системность — учет совместного действия многообразных факторов: объективных и субъективных, национальных и общечеловеческих, локальных и глобальных и др.- 3) комплексность — опора на совокупность факторов необходимых для выяснения причин экологического кризиса, хода и генезиса данного процесса- 4) историзм — изучение предмета исследования в развитии и видоизменении- 5) конкретно-исторический подход — анализ явлений в контексте современности вообще и глобализации в особенности, рассмотрение взаимосвязи экологической проблемы и традиции с точки зрения конкретной исторической ситуации.

Научная новизна исследования может быть суммирована в следующих положениях: эколого-безопасное развитие современной цивилизации невозможно без формирования экологического сознания, учитывающего ценности традиционной культурыраскрытие философских и социокультурных оснований взаимодействия экологического сознания с традиционной культуройустановление взаимосвязи между экологическим сознанием с одной стороны, и традиционной культурой с другой, ее ценностными установками, как важного фактора формирования такого сознанияв изучение особенностей взаимосвязи инновационного и традиционного в культуре народов, находящихся на этапе перехода к новым формам цивилизационного развитияобоснование необходимости использования опыта этнокультурных, этноэкологических традиций и ценностей различных этносов во взаимоотношениях с природой и необходимость диалога с ней в условиях глобализации.

Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в работе положения и выводы могут быть использованы при разработке новой модели решения экологических вопросов, учитывающей региональные и этнокультурные особенности, равно как и в разработке региональных эколого-ориентированных программ и в преподавании курсов социальной философии, культурологии и социальной экологии.

Апробация работы. Основные положения исследования были изложены автором в его докладах на международной конференции «Кочевая цивилизация Великой степи: современный контекст и историческая перспектива» (Элиста, 2001), и международной научно-практической конференции «Социально-экономические преобразования в регионе: поиск оптимальной модели устойчивого развития» (Элиста,.

Заключение

.

Основным мировоззренческим принципом взаимоотношений человека и природы должен стать принцип гармонии человека и природы как двух относительно самостоятельных, но в то же время внутренне неразрывно связанных частей единой системы. В социально-философском отношении будущее — это, в конечном счете, развивающееся настоящее. Следовательно, нынешние темпы развития есть то, что можно назвать своеобразными «проблемами, перенесенным в будущее», которые с большей силой отразятся на последующих поколениях.

Определяя дальнейшую стратегию развития человечества и цивилизации, новые нравственно-философские приоритеты во взаимоотношениях с природой, следует помнить, что биосфера существовала до появления человека, и может существовать без него. Но человечество без биосферы обречено на гибель.

Данное исследование позволило сделать следующие выводы:

Обострение социально-экологических проблем требует пересмотра сложившейся системы социальных отношений, традиционных взаимоотношений общества и природы, разработки научных основ перехода общества к эколого-безопасному развитию. Эколого-безопасное развитие невозможно без формирования экологического сознания, рассматриваемого как интеллектуально-духовная предпосылка общественного становления и развития цивилизации нового типа, строящегося на лучших достижениях традиционной культуры.

Эколого-безопасное развитие современной цивилизации невозможно без формирования экологического сознания, учитывающего ценности традиционной культуры. Современная цивилизация в настоящий момент ищет новые пути своего дальнейшего существования. И одной из наиболее приемлемых моделей будущего развития как необходимое условие рассматривается формирование экофильного экологического сознания в обществе. Отношение к природе с уважением и благоговением наблюдается во всех традиционных культурах народов мира. В традиционных культурах уже имелись зачатки экологического сознания. И эти ценностные установки традиционных культур могут стать важной базой для оценки развития будущего пути.

Установлена взаимосвязь между экологическим сознанием и традиционной культурой, ее ценностными установками как важного фактора формирования экологического сознания. Данная взаимосвязь обусловлена высокой степенью экологичности традиционных культур, в которых человек осознает себя неотделимым целым в системе компонентов природы. Это «растворенность» в природе диктовалась осознанием своей сопричастности к окружающему миру. Ощущая себя неотделимым целым с природой и ее элементами, невозможно для такого индивида было нарушать естественные циклы биосферы, нанося непоправимый урон природе.

Рассматривание традиционной культуры как источника эколого-безопасных инноваций выводится из того, что установка на бережное отношение к природе сопутствовала и внедрению особых приемов и методов хозяйственной деятельности, имевших цель не нарушать естественных природных связей и циклов. В некоторой степени под воздействием техногенной цивилизации и научно-технического прогресса такой опыт природопользования был отвергнут или отчасти забыт. Ставя вопрос о возрождении некоторых приемов и методов, базирующихся на опыте традиционного природопользования, следует отметить, учитывая влиятельный фактор техногенной цивилизации, что это не поворот к первобытному состоянию и не «возврат к сохе». Это четко продуманная и взвешенная инициатива применения и использования опыта и ценностных установок традиционной культуры как одного из ресурсов человечества в преодолении экологического кризиса. Речь идет о возрождении ценностных установок традиционных культур народов мира и, в частности, России, так как данные культуры имеют опыт трансляции экологокультурных знаний последующим поколениям. Возврат к традиционному природопользованию может быть оправдан в тех регионах где, это продиктовано необходимостью остановить процесс деградации окружающей среды и связано только с возможностью ведения традиционных видов хозяйствования (например: в условиях Крайнего Севере, зонах рискованното земледелия, и т. д). Традиционные культуры имеют наработанные методы существования в окружающей среде, которые основывались на экологическом времени. Эти методы являлись первыми образцами общественного экологического сознания.

• Важным усматривается влияние традиционной культуры на формирование экологического сознания. И в перспективе это будет иметь приоритетное начало. Следует особо отметить, что традиционные общества не являются «идеалом» в формировании нового экофильного экологического сознания. А так же это — не «панацея» от глобального экологического кризиса. Но этнокультурные ценности традиционных культур различных этносов, многовековой опыт взаимоотношения с природой, экофильные установки и менталитеты должны быть использованы при формировании экологического сознания и при построении экологоориентированного (экологизированного) общества и равноправного диалога с природой.

Показать весь текст

Список литературы

  1. H.A., Торшин В. И. Экология человека. М.: Экоцентр, 1994. -252с.
  2. И.Р., Кейсевич JI.B. Последняя цивилизация? Человек.
  3. Общество. Природа. К.: Наукова думка, 1997. — 415с.
  4. С.А. Экология и человек. М., 1990. — 187с.
  5. Анохин П.К.' Узловые вопросы в изучении высшей нервнойдеятельности// Проблемы высшей нервной деятельности. М.: Изд-во
  6. АМН СССР, 1949. с. 9 — 128.
  7. Аристотель. Соч.: в 4-х т. Т.1./Т.4 М.: Мысль, 1975/1983 — 550с./830с. Архипов П. А. Тайны природы и их взаимосвязь с развитием общества. Чебоксары: Изд-во Чуваш. Гос. Ун-та, 1992. — 37с.
  8. Ассаджоли Роберто. Психосинтез: теория и практика. М.: «КЕРЬ-ВООК», 1994.-314с.
  9. А. Творческая эволюция. М, — Спб.: Русская мысль, 1914. — 329 с. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. — М. :Наука, 1990. -220с.
  10. H.A. О назначении человека. М.: Республика, 1993. — 382с. Бердяев Н. А. Русская идея //Основные проблемы русской мысли XIX -нач. XX века. О России и русской философской культуре. — М: Сварог и К. 1997. — 541с.
  11. H.A. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. — 480 с.
  12. H.A. Человек и машина//Человек, философия и природа. М.: Знание, 1990. -94с.
  13. .Н., (ред.) Истины и ценности на рубеже XX XXI веков (Материалы симпозиума)/РАУ М.: РАУ, 1992. — 248с. Бонавентура. Путеводитель души к Богу — М: Греко-Латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1993.-189с.
  14. .С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. — 301с.
  15. .С. Личность. Нравственность. Культура. М.: Менеджер,
  16. Роспедагентство 1994. -60с.
  17. .С. Нравственное сознание личности. М.: Знание, 1985. — 64с. Брушлинский А. В. Культурно-историческая теория мышления. — М.: Высшая школа, 1968. -104с.
  18. A.B. Мышление и прогнозирование. М.: Мысль, 1979. -230с.
  19. М.И. Глобальная экология. М.: Мысль, 19.77. — 327с.
  20. М.И. Эволюция биосферы Д., Гидрометеоиздат, 1986. — 488с.
  21. Ф. Соч. в 2-х т. Т.1/Т.2 М.: Мысль, 1977/1978, — 567с./ 575с.
  22. Л.С. Предисловие. Дао и даосизм в Китае. — М.: Наука.
  23. Введение в социальную экологию: Учеб. пособие. Ч. ¼.2 М.: Луч, 1993/1994,-238с./255с.
  24. В.И. Очерки геохимии. М., Наука, 1983. — 263с.
  25. Н. Кибернетика и общество. М.: ИЛИ, 1958. — 200с.
  26. Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине.1. М.: Наука, 1983. -340с.
  27. Н. Творец и робот. М.: Прогресс. 1966. — 103 с. Винер Н. Я математик. — М. Наука, 1967. — 355 с.
  28. В. Ректор К Холодинамика вашей жизни./Сб. науч. тр.- М.: ЛАС, 1995. 176с.
  29. A.M., Курок M.JI, В семинарах по проблемам экологии. М.: Московский рабочий, 1980.-143с.
  30. Э.В. Основы социальной экологии. М.: РУДН, 1998. — 172с.. Гиренок Ф. И. Экология. Цивилизация. Ноосфера. — М.:Наука, 1987. -180с.
  31. Э.В. От экологического знания к экологическому сознанию, взаимодействие общества и природы. М: Наука, 1986. — 347с. Гирусов Э. В. Система «общество — природа» — М.: Изд.-во Моск. Ун-та, 1976. — 176с.
  32. Э.В. Экологическое сознание как условие оптимизации взаимодействия общества и природы/У Философские проблемы глобальной экологии. М.: Наука, 1983. 352с.
  33. A.A. Человек. Гармония. Природа. М.: Наука, 1987. — 180с. Граждан В. Д. Деятельностная теория управления. — М.: Изд-во РАГС, 1997. — 179с.
  34. Т.П. Красотой Японии рожденный. М.: Искусство, 1993.-464с.
  35. Л.П. Моделирование состояний человека в гипнозе. М.: Наука, 1978. — 272с.
  36. Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. М.: Политиздат, 1989. 319с. Гришин А. П. Гипноз. — М.: Локид, 1998. — 278с.
  37. С. За пределами мозга. М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1996. — 504 с.
  38. . С. (ред.) Духовный кризис: Ст. и исслед. М.:МТМ, 1995. — 255с.
  39. С. Космическая игра. М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1997. -256 с.
  40. С. Путешествие в поисках себя, М.: Изд-во Трансперсонального Института. -1994. -246с.
  41. С. Хэлифакс Дж. Человек перед лицом смерти. М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1996. — 246 с.
  42. Р. Соч. в 2-х т., Т. 1.,-М.: Мысль, 1989. -655 с.
  43. К.Х. Социосинергетика и управление. // Синергетика исоциальное управление. М.: РАГС, 1998.-е. 19−33.
  44. К.Х., Комиссарова Г. А. Философия образования в период социальныхтрансформаций. М.: КМК, 1997.- 132 с.
  45. Н.П. (ред.) и др. Интегративные процессы в биологии и экологии. Киев: Наукова думка, 1989.-263с.
  46. Джон Лилли. Программирование и метапрограммирование человеческогобиокомпьютера. К.: София, 1994.-320 с.
  47. . Д. Соч. В 2-х т., Т. П. М.: Мысль, 1991. 604с.
  48. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитыхфилософов. -М.: Мысль, 1986.-571с.
  49. Древнекитайская философия. Т. 2. -М.: Мысль, 1973. 384с.
  50. М.И., Кандыбович Л. А. Краткий психологический словарь.1. Мн.: Хэлтон, 1998, -399с.
  51. В.В. Мифы о вселенной. Новосибирск: Наука, 1988. — 176 с.
  52. Заблуждающийся разум?: многообразие вненауч. знания/ Отв. Ред. И сост. И. Т. Касавин.- М.: Политиздат, 1990.- 464 с.
  53. В.П. Очерки теории и практики экологии человека. М.: Наука, 1983. — 192с.
  54. В.П. Феномен человека: космические и земные истоки -трансформация социальных процессов в космические. Новосибирск: Кн. Изд.-во, 1991. — 125с.
  55. Э.М. Ключ к тайнам мозга. М.: Триада, 1995. — 239с. Киселев H.H. Мировоззрение и экология. — К.: Наукова думка, 1990. -215с.
  56. Китайская философия. Энциклопедический словарь. М.: Мысль, 1994. -573 с.
  57. . Замыкающийся круг. Природа, человек, технология. Л., Гидрометеоиздат, 1974.-317с.
  58. Концепция перехода России к устойчивому развитию.//Рос. газета. 9 апр. 1996 г.
  59. А.Н., Марков Ю. Г., Васильев Н.Г, Экологическое знание и сознание, особенности формирования. Новосибирск: Наука. 1987. -219с. Кун Т. Структура научных революций. — М.: Прогресс, 1975. — 288с.
  60. П. С. Учение о рефлексе и рефлекторной деятельности и перспективы его развития. // Философские вопросы физиологии высшей нервной деятельности и психологии. М.: Изд-во АН СССР, 1963. с. 106 -155.
  61. В.М. Модели мира и образ человека: Критич. Анализ идей Римского клуба. М.: Политиздат, 1982. — 255с.
  62. В.М. Зарубежная глобалистика: проблемы противоречия. М.: Знание, 1988. -63с.
  63. Г. В. Сочинения в четырёх томах. М.: Мысль. 1982, т. 1. — 636с. Лефевр В. А. От психофизики к моделированию души. //Вопросы философии, 1990, № 7, с. 25−32.
  64. А.Ф. Владимир Соловьёв. М.: Мысль, 1994. — 230с.
  65. А.Ф. Эллинистически-римская эстетика 1−2 вв до н.э. М.: МГУ, 1979.-416с.
  66. Н.О. Избранное. -М.: Правда, 1991. -621 с. Лось В. А. Человек и природа. М.: Политиздат, 1978. — 224 с. Лукьянов А. Е. Становление философии на востоке (Древний Китай и Индия). — М.: ИНСАН, РМФК. 1992.-208с.
  67. Р. Д. Расколотое «Я»: пер. с англ. СПБ.: Белый Кролик, 1995. -352с.
  68. Н.М. Экологическая культура и образование.// Экологическое образование: концепции и методические подходы. М.: Агентство Технотрон, 1996. — с. 10 — 23.
  69. Н. М. Культура. Экология. Образование. М.: РЭФИА, 1996. -51с.
  70. К. В. О гуманитарных основаниях естественных (точных) наук
  71. Роль женщины в формировании экологического воспитания иобразования, М.: Экономика и информатика, 1997.-е. 77−84.
  72. К., Энгельс Ф. Избранные соч. в 9 т. Т.1.- М.- Политиздат, 1955.549с.
  73. Мифы народов мира. Т2. К- Я. М.: Советская Энциклопедия, 1988. -719с.
  74. H.H. Человек во Вселенной и на Земле // ВФ № 6,1990. с. 32−45 Моисеев H.H. Человек и ноосфера. М.: Молодая гвардия, 1990. — 351с.. Моисеев H.H. Экология, нравственность и политика//ВФ№ 5, 1989. С. З-26.
  75. H.H. Расставание с простотой. М.: Аграф. 1998. — 480с. Моисеев H.H. Размышления о современной политологии.- М.: Изд-во МНЭПУ, 2000.- 216 с.
  76. В.И. Парадигмы сознания и структуры опыта//Логос № 3, 1992. с.7−37.
  77. В.В. В поисках иных смыслов. М.: Изд. группа Прогресс. 1993 .-280с.
  78. Наше общее будущее. Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию
  79. МКОСР). М.: Прогресс, 1989. — 376с.
  80. Е.В. Экология и культура. М.: РАГС. 1996. — 94с.
  81. Ю. Основы экологии. М.: Мир, 1975. — 740с.
  82. Ф.Я., Платонов Г. В. Экологические отношения сознаниедействительность//Вестник МГУ. Сер. 7 Философия, 1987 № 4
  83. Петер Дуус. Топический диагноз в неврологии. М.: ИПЦ Вазар-ферро, 1997.-400 с.
  84. A.B. Введение в психологию. М.: Академия, 1995. — 496с.
  85. A.B., Ярошевский M.Г. История и теория психологии. Т.1/ Т.2 Ростов-на-Дону: Феникс, 1996−416 С./416 с.
  86. C.B. Геометрии живой природы и алгоритмы самоорганизации. -М.: Знание, 1988.-48с.
  87. Г. В. Диалектика взаимодействия общества и природы. М.: Изд-во Московского университета 1989. — 198с.
  88. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986 254с. Плахов В. Д. Традиции и общество: Опыт филос.- социол. Исследования.-М.: Мысль, 1982,-220 с.
  89. Программа действий: повестка дня на 21 век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро в популярном изложении: Встреча на Высшем уровне «Планета Земля"/ Центр За наше общее будущее -Женева, 1993. 70 с.
  90. Психологические аспекты буддизма. 2-е изд. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. 182с.
  91. В.Г., Урсул А. Д. Системное мышление и управление («Тектология» А. Богданова и «Кибернетика» Н. Винера) — М.: Луч, 1994. 174с.
  92. Д., Антисере Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4. От романтизма до наших дней. С.-Пб.: ТОО ТК Петрополис, 1997. — 880с.
  93. Н.Ф. Экология. М.: Россия Молодая, 1994. — 365с.
  94. Ричард Рорти. Философия и зеркало природы. Новосибирск: Изд-во
  95. Новосиб. ун-та, 1997.-320с.
  96. Русский космизм: Антология философской мысли. М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 368с.
  97. A.A. Опыт дешифровки древнейшего китайского письма, М.: Наука, 1973.
  98. Сид Дж., Мэйси Д., Флеминг П., Наэсс А. Думая как гора: На пути к Совету Всех Существ. Советско-американ. Гуманит. Инициатива. -М.: 1994.- 128 с.
  99. Советский энциклопедический словарь. -М.: Советская энциклопедия, 1983.- 1600 с. .
  100. Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов на Дону. Феникс, 1996. — 511 с.
  101. Современные- проблемы экологии./Под ред. A.A. Касьяна. М.: Просвещение, 1997. — 90с.
  102. Сознание и физический мир. Сборник статей. Вып.1.// Под. Ред. А.Е.
  103. Акимова.- М.: Изд-во Агентства Яхтсмен, 1995 г. 144с.
  104. B.C. Сочинения в 2-х томах М.: Мысль, 1988. Т. 1- 819с. Т. 2822с.
  105. Спенсер, Герберт. Синтетическая философия. К.: Ника-центр, 1997. -512 с.
  106. Г. Уолден, или жизнь в лесу. М.: Наука, 1979. — 50 с.
  107. А. Д. Модель устойчивого развития для России. М.: Луч, 1994. -78с.
  108. А.Д. Ноосферная стратагия перехода России к УР. М.-Гомель: РАГС, 1997. — 24с.
  109. А.Д. Переход России к устойчивому развитию. Ноосферная стратегия. М.: Ноосфера, 1998.-500 с.
  110. А.Д. Перспективы перехода Российского государства на модельустойчивого развития. М.: Луч, 1995. — 94с.
  111. А.Д. Перспективы экоразвития. М., 1990. — 90с.
  112. А.Д. Путь в ноосферу. Концепция выживания и устойчивогоразвития цивилизации. М.:РАУ, 1993.-275с.
  113. Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, — 1990. — 269с. Фромм Э. Психоанализ и этика. — М.: Республика. 1993. — 415с. Хазен A.M. Интеллект как иерархия синтеза информации (обобщенная энергия иинформация). М.: РАУБ, 1993. -22с.
  114. A.M. Происхождение и эволюция жизни и разума с точки зрениясинтеза информации. -М.:Кэнди, 1993.-28с.
  115. П.Я. Статьи и письма. М.: Современник, 1989. 683с.
  116. К.И. «Живое знание: эколого-философские проблемы». М., 1993.с. 15.
  117. Ю. А. Ценности XX века. М.: Знание, 1990. — 64с. • Экология и мораль — М.: Знание, 1984. — 164с. Энгельс Ф. Соч. /в 30 т./ Т.20. — М., 1954.
  118. Энтони Авени. Империи времени. Календари, часы и культуры. К.: София, 1998.-384с.
  119. Ю.В. История цивилизации. М.: Владар, 1995 — 462с.1. ДИССЕРТАЦИИ
  120. Е.В. Проблема понимания в социальной экологии: Дис. канд. филос. наук /РАГС при Президенте РФ М., 1997. — 128с.
  121. А.И. Социально-психологический анализ экологического сознания кадров государственного управления: Дис. канд. филос. наук / РАГС при Президенте РФ М., 1997.- 183с.
  122. М.А. Регулятивная функция культуры при переходе общества к устойчивому развитию (философский анализ): Дис. канд. филос. наук / РАГС при Президенте РФ М., 1997. — 182с.
  123. Е.И. Синергетика и изменение форм научной рациональности: Дис. канд. филос. наук / РАГС при Президенте РФ М., 1997. — 136с.
  124. Т.П. Проблема здоровья в экологии человека (философский анализ): Дис. канд. филос. наук / РАГС при Президенте РФ М., 1998. -137с.
  125. И.Н. Основания экологического образования (философский анализ): Дис. канд. филос. наук / РАГС при Президенте РФ М., 1998. -143с.
  126. М.Я. Концептуальные основания стратегии устойчивого развития (философский анализ): Дис. канд. филос. наук / РАГС при Президенте РФ М., 1997. — 159с.
  127. И.Я. Социально-адаптационные процессы и стратегия устойчивого развития (философский анализ): Дис. канд. филос. наук / РАГС при Президенте РФ М., 1998, — 154с.
  128. C.B. Нравственная ответственность науки (социально-философский) анализ- Дис. канд. филос. наук / РАГС при Президенте РФ -М., 1998. 148с.
  129. Л.Г. Экологические движения как фактор устойчивое развитие общества (философско-методологический анализ): Дис. канд. филос. наук / РАГС при Президенте РФ М., 1997. — 143с.
  130. Н. И. Идея ноосферы и глобальные перспективы устойчивого развития: философско-методологические аспекты: Дис. канд. филос. наук / РАГС при Президенте РФ -М., 1998. 156с.
  131. З.Г. Экологическое сознание: сущность функционирования в системе «общество-природа» Авгореф. дис. канд. филос. наук-К., 1989. — 16с.
  132. Ю.В. Проблема экоразвития: философско-методологический аспект: Дис. канд. филос. наук / РАГС при Президенте РФ М., 1998. -144с.
  133. E.H. Информатизация образования и переход к устойчивому развитию: философско-методологический аспект: Дис. д-ра филос. наук / РАГС при Президенте РФ М., 1997. -298с.
  134. Г. В. Духовные регулятивы перехода общества к устойчивому развитию (философско-методологический анализ): Дис. канд. филос. наук / РАГС при Президенте РФ -М., 1998. 160с.
  135. З.Х. Информационные процессы в системе «общество-природа» (философский анализ) — Дис. канд. филос. наук / РАГС при Президенте РФ -М., 1998. 142с.
  136. JI.H. Феномен духовности: социально-философский аспект анализа: Дис. канд. филос. наук / РАГС при Президенте РФ М., 1997. -151с.
  137. Е.Г. Концепция НООСФЕРы : философско-методологический аспект: Дис. канд. филос. наук / РАГС при Президенте РФ М., 1995. -150с.
  138. ЗАРУБЕЖНЫЕ ИСТОЧНИКИ Graham А. С. Reason & Spontaneity. A New Solution to Problem of Fact and Value. London: CurzonPess, 1985.-236 p.
  139. R.G., Dunne B. J. //Found ofPhys. -1986. 16, № 8. 721 p Jahn R.G. and Dunne В.J. Margins of Reality. The Role of Consciousness inthe Physical World. -San Diego etc.: Harcourt Brace Jovanovich, Publishers, 1987. — 415 p.141
  140. Jahn R.G. and Dunne B.J. On the Quantum Mechanics of Consciousness with
  141. Application to Anomalous Phenomena. Appendix B. Collected Thoughts onthe Role Consciousness in the Physical Representation of Reality. Princeton
  142. Engineering Anomalies Research Laboratory. -Princeton, N.J., 1984. 86 p. Lee R.B. The Doba Kang. N.Y., 1984. P.31.
Заполнить форму текущей работой