Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Уголовно-правовые меры предупреждения и пресечения незаконного оборота наркотических средств: По материалам Кыргыз. 
Респ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Пропаганда антинаркотического законодательства формирует необходимый уровень уголовно-правового правосознания и имеет двоякую цель: как устрашение наказанием за совершение преступления, связанного с наркотиками, так и побуждение к законопослушному поведению и активному участию в борьбе с наркопреступностью, причем основной целью пропаганды является вторая. Очень важно сформировать у адресатов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Незаконный оборот наркотических средств в Кыргызской Республике и система уголовно-правовых мер его предупреждения и пресечения
    • 1. 1. Понятие незаконного оборота наркотических средств и особенности наркоситуации в
  • Кыргызской Республике
    • 1. 2. Система уголовно-правовых мер предупреждения и пресечения незаконного оборота наркотических средств
  • Глава 2. Применение уголовно-правовых мер предупреждения и пресечения незаконного оборота наркотических средств
    • 2. 1. Пропаганда антинаркотического законодательства
    • 2. 2. Применение уголовно — правовых запретов с «двойной» превенцией в целях предупреждения тяжких преступлений, связанных с наркотиками
    • 2. 3. Иные уголовно-правовые меры предупреждения и пресечения незаконного оборота наркотических средств

Уголовно-правовые меры предупреждения и пресечения незаконного оборота наркотических средств: По материалам Кыргыз. Респ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Г. М. Миньковским замечено, что экстремальный рост преступности связан не столько с недостатками борьбы с ней, сколько объективным состоянием общества переходного периода2. Сказанное.

1 По данным государственной комиссии при Правительстве Кыргызской Республики по контролю наркотиков.

2 См.: Миньковский Г. М. О некоторых направлениях разработки и реализации уголовно-правовой политики и состоянии законности можно в полной мере отнести к исследуемому явлению, соотнеся преступность и незаконный оборот наркотиков как общее и особенное. Вместе с тем существенные недостатки, связанные с организацией борьбы с распространением наркотизма, все же имеются. На сегодняшний день требуются новые подходы в уголовно-правовой борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

В разное время исследования различных аспектов уголовно-правовой борьбы с распространением наркотизма и наркомании проводились Р. О. Авакяном, Л. Н. Анисимовым, Т. А. Боголюбовой,.

A.А.Габиани, П. Ф. Гришаниным, М. Г. Икрамовой, М. М. Кадыровым, Д. Д. Кажарским Б.Ф.Калачевым, Ю. А. Карповичем, К.Ш. Курмано-вым, А. И. Лукашовым, Г. М. Меретуковым, Г. М. Миньковским, Н. А. Мирошниченко, А. А. Музыка, Н. И. Ожигановым, В. И. Омиговым,.

B.П.Ревиным, В. Н. Смитиенко, П. Н. Сбируновым, Б. П. Целинским и др.- литературы, посвященной проблемам борьбы с незаконным оборотом наркотиков и опубликованной в Российской Федерации и других странах СНГ множество. Однако практика применения уголовно-правовых мер предупреждения и пресечения незаконного оборота наркотических средств монографическому исследованию не подвергалась. В большинстве работ освещались вопросы квалификации и отграничения от смежных составов преступлений, проблемы совершенствования уголовно-правовых норм в борьбе с распространением наркотизма, вопросы назначения наказаний. Приведенные выше борьбы с преступностью и коррупцией // Состояние законности, борьбы с преступностью и коррупцией. — М., 1993. С. 43. обстоятельства обусловливают научную актуальность настоящей темы и необходимость ее исследования.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

.

Общая цель — содействие обеспечению эффективности применения органами внутренних дел уголовно-правовых мер предупреждения и пресечения незаконного оборота наркотических средств.

Частные цели — анализ состояния практики применения уголовно-правовых мер воздействия на незаконный оборот наркотических средств, выработка рекомендаций по совершенствованию норм уголовного законодательства, регламентирующего применение уголовно-правовых мер предупреждения и пресечения наркопреступности.

Достижение этих целей представляется возможным путем решения следующих исследовательских задач:

— определение понятия незаконного оборота наркотических средств;

— определение системы уголовно-правовых мер предупреждения и пресечения наркопреступности;

— раскрытие содержания уголовно-правовых мер предупреждения и пресечения незаконного оборота наркотиков;

— исследование практики применения этих мер;

— определение путей повышения эффективности уголовно-правовых мер предупреждения и пресечения преступлений, связанных с наркотиками;

— подготовка предложений по совершенствованию уголовного законодательства, направленных на повышение эффективности уголовно-правовых мер предупреждения и пресечения незаконного оборота наркотических средств.

ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Объектом исследования являются:

— соответствующее уголовное законодательство Кыргызской Республики и зарубежных стран;

— практика применения органами внутренних дел уголовно-правовых мер предупреждения и пресечения незаконного оборота наркотиков;

— материалы исследований по вопросам уголовно-правовой борьбы с отмеченными преступлениями.

Предметом исследования являются:

— уголовно-правовые меры предупреждения и пресечения незаконного оборота наркотических средств.

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ.

Достоверность исследования обеспечивается методологией и методикой, репрезентативностью эмпирического материала, на основе которого формулируются научные положения, предложения, рекомендации и выводы. Методологию исследования составляют основные положения материалистической диалектики. В целях получения достоверных результатов исследования использовались частные научные методы сравнительного правоведения, исторического, системного анализа, а также статистические и конкретно-социологические методы исследования, в частности:

— сравнительный анализ уголовного законодательства Кыргызской Республики и зарубежных стран в деле предупреждения и пресечения незаконного оборота наркотических средств;

— анализ выборочных данных о наркопреступности в Кыргызской Республике;

— анализ статистических данных о практике применения уголовно-правовых мер предупреждения и пресечения незаконного оборота наркотиков;

— опрос сотрудников органов внутренних дел о состоянии работы по предупреждению и пресечению преступлений, связанных с наркотиками;

— анализ и обобщение юридической литературы по вопросам применения уголовно-правовых мер предупреждения и пресечения незаконного оборота наркотиков.

В работе использованы международные договоры (конвенции) о противодействии незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, материалы международных конференций по предупреждению наркопреступности последних летнормы уголовного, международного и иных отраслей права, подзаконные акты Кыргызской Республики, зарубежные нормативные акты, а также работы отечественных и зарубежных ученых по философии, теории права, уголовному праву, криминологии и другим отраслям науки, относящиеся к проблеме исследования.

Эмпирическую базу диссертационного исследования составили статистическая и иная информация по вопросам уголовно-правовой борьбы с наркопреступностью, и в частности в деле ее предупреждения и пресечения, результаты изучения материалов уголовных дел по исследуемой проблеме, справки, отчеты государственной комиссии при Правительстве Кыргызской Республики по контролю наркотиков и отделов органов внутренних дел Кыргызской Республики по линии борьбы с наркопреступностью.

Диссертантом проведен анкетный опрос 150 сотрудников ОВД, изучено 136 уголовных дел по фактам преступлений, связанных с наркотиками, и применению мер уголовно-правового воздействия за период с 1990 г. по 1996 г., использованы статистические данные ГИЦ МВД Кыргызской Республики, данные и результаты исследований, проведенных другими авторами по проблемам уголовно-правовой борьбы с наркотизмом и незаконным оборотом наркотиков.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ.

Требованиям новизны отвечают научные положения диссертационного исследования, в которых отражена попытка сгруппировать, систематизировать уголовно-правовые меры воздействия на наркопреступностьрассмотреть практические возможности повышения эффективности применения уголовно-правовых мер предупреждения и пресечения незаконного оборота наркотических средств. Диссертационных и монографических работ по данной теме нет. Новизна исследования также подкрепляется нетрадиционным подходом к решению проблем предупреждения и пресечения преступлений, связанных с наркотиками, с позиций социологии уголовного права.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ.

1. Предлагаемое понятие незаконного оборота наркотических средств, определяемое как негативное социальное свойство общества, проявляющееся во множестве общественно-опасных и преступных деяний, способствующих немедицинскому потреблению наркотических средств.

2. Системная характеристика уголовно-правовых мер предупреждения и пресечения незаконного оборота наркотических средств. К уголовно-правовым мерам предупреждения указанных преступлений относятся:

— пропаганда антинаркотического законодательства;

— официальное предостережение потенциальных правонарушителей;

— побуждение правонарушителей к добровольному отказу от преступных действий, связанных с наркотиками;

— побуждение правонарушителей к деятельному раскаянию;

— содействие социальной адаптации наркоманов, отбывших наказание, в целях предупреждения рецидива преступных действий с их стороны1.

Уголовно-правовые меры пресечения незаконного оборота наркотиков образует деятельность правоохранительных органов по:

— привлечению к ответственности за приготовление или покушение на преступление, связанное с наркотическими средствами;

— своевременному применению уголовно-правовых запретов с «двойной» превенцией в целях предупреждения тяжких преступлений незаконного оборота наркотиков;

— пресечению гражданами и представителями власти преступных посягательств лица, совершающего преступные действия с наркотиками.

3. Теоретическое обоснование необходимости активизации применения уголовно-правовых мер предупреждения и пресечения незаконного оборота наркотических средств. Уголовно-правовая борьба с наркопреступностью одними мерами реализации уголовной ответственности, без использования возможностей мер предупрежде.

1 Здесь и далее под словом «наркоман» имеются в виду как наркоман, т. е. лицо, официально признанное больным наркоманией, так и лица, в различной степени приобщившиеся к злоупотреблению наркотическими средствами или психотропными веществами. ния и пресечения незаконного оборота наркотиков, неэффективна. Необходимо комплексное применение мер уголовно-правового воздействия. Возможности экономии уголовной репрессии, гуманизации практики применения уголовного закона могут достигаться эффективностью функционирования системы уголовно-правовых мер предупреждения и пресечения преступлений.

4. Рекомендации, направленные на повышение эффективности системы уголовно-правовых мер предупреждения и пресечения незаконного оборота наркотических средств:

— по совершенствованию правового воспитания населения;

— по применению институтов добровольного отказа и деятельного раскаяния, задержанию лиц, участвующих в незаконном обороте наркотиков;

— по вынесению официального предостережения в отношении потенциальных правонарушителей;

— по социальной профилактике рецидива преступлений, связанных с наркотиками.

5. Предложения по совершенствованию уголовного законодательства:

— о детализации конкретных форм и правовых последствий деятельного раскаяния;

— о признании отягчающим обстоятельством совершение преступления в течение года после вынесения официального предостережения;

— о криминализации наиболее опасных видов немедицинского потребления наркотических средств;

— об уточнении условий уголовной ответственности за незаконные посевы и выращивание наркосодержащих культур;

— по упорядочению оценки правомерности причинения вреда при необходимой обороне и задержании преступников.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Практическое значение проведенного исследования заключается в том, что разработанные предложения могут быть использованы или учтены при совершенствовании действующего уголовного законодательства и практики его применения. Результаты исследования восполняют определенный пробел в исследовании вопросов, связанных с классификацией и систематизацией уголовно-правовых мер предупреждения и пресечения незаконного оборота наркотических средств и выступают теоретическим обоснованием целесообразности и необходимости их более широкого внедрения в правоприменительную деятельность органов внутренних дел.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается также в том, что его результаты могут использоваться:

— в практике применения уголовного законодательства при предупреждении и пресечении наркопреступности;

— в учебном процессе высших и средних учебных заведений при преподавании курса уголовного права, а также при подготовке лекций и учебных пособий по проблемам, связанным с незаконным оборотом наркотиков.

АПРОБАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ И ВНЕДРЕНИЕ ИХ В ПРАКТИКУ.

Апробация результатов исследования осуществлялась путем публикаций, участия в научно-практических конференциях и внедрения научных разработок.

Основные теоретические выводы и положения диссертации опубликованы в трех работах общим объемом 1,1 п.л.

Диссертантом по соответствующей главе проекта Уголовного Кодекса Кыргызской Республики внесены предложения и рекомендации (1996 г.). Ряд положений диссертационного исследования нашли в них отражение. Рекомендации по применению уголовно-правовых мер предупреждения незаконного оборота наркотических средств были приняты во внимание в Управлении по незаконному обороту наркотиков МВД РФ при подготовке методических рекомендаций для органов внутренних дел Российской Федерации по предупреждению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков (1997г.).

ОБЪЕМ И СТРУКТУРА ДИССЕРТАЦИИ.

Диссертация выполнена в объеме, соответствующем требованиям ГВАК. Она состоит из введения, двух глав (пяти параграфов), заключения и библиографического списка использованной литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Обусловленный объективными причинами рост масштабов незаконного оборота наркотических средств и злоупотребления ими в странах СНГ, в Кыргызской Республике в частности, требует выработки новых подходов в уголовно-правовой борьбе с наркопреступностью с целью повышения эффективности принимаемых мер противодействия. В процессе воздействия на наркопреступность важное значение имеет деятельность органов внутренних дел по применению мер предупреждения, пресечения и реализации ответственности виновных лиц. Диссертантом предпринята попытка сгруппировать уголовно-правовые меры предупреждения и пресечения незаконных действий с наркотическими средствами, систематизировать их и рассмотреть практические возможности повышения эффективности применения, в результате чего им сделаны выводы и предложения, составляющие основные положения диссертационного исследования.

1. На основе Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотиков 1988 г. диссертантом предлагается следующее понятие: незаконный оборот наркотиков есть негативное свойство общества, проявляющееся во множестве общественно-опасных и преступных деяний, способствующих немедицинскому потреблению наркотических средств.

Особенности геополитического положения Кыргызской Республики способствовали производству местных наркосодержащих культур, а также возникновению и усилению транзита афганского и таджикского опия. Даже с учетом поправки на высокую степень латент-ности незаконных действий с наркотиками можно говорить о росте наркопреступности в количественном отношении и негативных качественных изменениях в незаконном обороте. Негативные тенденции выражаются в существенном увеличении доли опия в структуре изъятых наркотиков из незаконного оборота, повлекшем рост количества наркоманов-опиоманов в республикечаще отмечаются факты коррупции, связанные с распространением наркотиковвсе большую часть наркорынка занимают более крупные производители наркотиков и организованные преступные группы, имеющие межрегиональные и международные связи. Социальные условия в Кыргызской Республике продуцируют рост наркопреступности, подталкивая к участию в незаконном обороте определенную часть общества, являются провоцирующим фактором распространения наркомании, в особенности среди сложноадаптирующихся к новым условиям жизни безработной части населения и молодежи. Без осуществления широких комплексных мер социально-экономического плана невозможно обеспечить эффективность борьбы с незаконным оборотом наркотиков.

2. Масштабы и интенсивность распространения злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота свидетельствуют о низкой результативности принимаемых мер противодействия, в том числе уголовно-правовой борьбы с наркопреступностью. Уголовно-правовая борьба с наркопреступностью есть основанная на уголовном законе деятельность правоохранительных органов по осуществлению системы уголовно-правовых мер по предупреждению, пресечению незаконного оборота наркотиков и реализации уголовной ответственности лиц, участвующих в нем. Меры уголовно-правового воздействия на наркопреступность составляют содержание уголовно-правовой борьбы с незаконным оборотом наркотиков и представляют собой юридическую системуединую и внутренне взаимосвязанную целостность элементов, целевой направленностью которой является предупреждение преступлений, связанных с наркотиками. Уголовно-правовые меры предупреждения и пресечения направлены на упреждение преступления либо его вредных последствий, но при пресечении преступлений эти цели достигаются путем правомерного насилия.

3. Нисколько не умаляя значения и роли уголовно-правовых мер реализации ответственности в борьбе с наркопреступностью, вместе с тем, диссертантом обосновывается необходимость более широкого применения уголовно-правовых мер предупреждения и пресечения. Решение задач борьбы с преступностью достигается комплексностью применения уголовно-правовых мер воздействия, поскольку их достижение невозможно путем применения только лишь отдельной группы мер. Оценивать эффективность деятельности соответствующих подразделений ОВД необходимо по качеству противодействия (уголовно-правовой борьбы) наркопреступности, в связи с чем следует использовать более совершенные методики оценки деятельности, включающих в себя также учет применения уголовно-правовых мер предупреждения и пресечения. Диссертантом предложены методики оценки эффективности применения указанных мер. Посредством использовании этих мер достигается экономия уголовной репрессии, обеспечивается справедливое применение уголовного законодательства и не учитывать этого нельзя, а недооценка уголовно-правовых мер предупреждения и пресечения приводит к значительным моральным и другим издержкам. Вести уголовно-правовую борьбу с наркопреступностью одними мерами реализации ответственности, без использования возможностей системы мер предупреждения и пресечения малоэффективно.

4. Пропаганда антинаркотического законодательства формирует необходимый уровень уголовно-правового правосознания и имеет двоякую цель: как устрашение наказанием за совершение преступления, связанного с наркотиками, так и побуждение к законопослушному поведению и активному участию в борьбе с наркопреступностью, причем основной целью пропаганды является вторая. Очень важно сформировать у адресатов негативную эмоциональную оценку наркомании и связанных с ней преступных действий, что весьма существенно усиливает проводимую уголовно-правовую пропаганду. Повышение эффективности мер пропагандистского характера предполагает формирование соответствующих установок и стереотипов в правосознании сотрудников милиции и отношение к мерам предупреждения наркопреступности не по «остаточному» принципу. Проведение уголовно-правовой пропаганды необходимо фиксировать в планах работы подразделений органов внутренних дел.

Как индивидуально-профилактическая мера уголовно-правовая пропаганда может выражаться при побуждении к добровольному отказу или деятельному раскаянию. Результативность побуждения к добровольному отказу позволяет экономить уголовную репрессию и в некоторых случаях обеспечить правомерное поведение без обращения к уголовно-правовым санкциям. Особенно актуально применение этой меры в отношении несовершеннолетних. Деятельное раскаяние, являясь реализацией норм, допускающих компромисс в борьбе с преступностью, экономит моральные и физические силы и средства по раскрытию преступлений, способствует преодолению латентности незаконного оборота наркотиков. В уголовном законе следует установить фиксированные пределы снижения уголовного наказания, либо полное освобождение от него в зависимости от конкретных форм и результатов деятельного раскаяния. В связи с особой значимостью содействия в раскрытии и привлечении к уголовной ответственности участников организованных преступных групп целесообразно было бы в ст. 38 УК КР, предусмотреть фиксированные снижения наказаний за деятельное раскаяние, а в главу «Преступления против здоровья населения» нового Уголовного кодекса Кыргызской Республики предлагается следующая редакция отдельной нормы об освобождении от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием:

Лицо, добровольно обратившееся в медицинское учреждение за оказанием медицинской помощи в связи с немедицинским потреблением наркотических средств, освобождается от уголовной ответственности за потребление наркотических средств без назначения врача, а также за незаконные приобретение, хранение, перевозку потребленных наркотических средств либо их пересылку в небольших размерах.

Лицо, добровольно сдавшее наркотические средства или психотропные вещества и активно способствовавшее раскрытию или пресечению преступлений, связанных с наркотиками: изобличению лиц, их совершивших, обнаружению наркотических средств или психотропных веществ либо имущества, добытого незаконным путем, — освобождается от уголовной ответственности за любое нетяжкое преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ" .

Достаточные гарантии безопасности деятельнораскаявшихся лиц следовало бы предусмотреть в специальном законе или программе по примеру некоторых зарубежных стран.

5. Уголовно-правовые запреты с «двойной» превенцией тяжких преступлений незаконного оборота наркотиков, выполняют предупредительную функцию путем угрозы санкцией за общественно-опасные деяния, совершение которых с большой степенью вероятности может привести в итоге к преступлениям еще более значимых по характеру, степени опасности и тяжести причиненных последствий. В первую очередь меры такие уголовно-правовые запреты должны применяться в целях максимального ограждения подростков и молодежи от втягивания их наркодельцами в незаконный оборот наркотиков.

Предлагаемая в проекте УК КР декриминализация немедицинского потребления неизбежно повлечет рост наркопреступности и наркомании. Напротив, ответственность за немедицинское потребление следует сохранить, предусмотрев в УК такие квалифицирующие признаки, как потребление, происходящее на глазах у несовершеннолетних, либо лицом, которому по роду своей деятельности наркотики принимать нельзя и т. п. В этом случае применение уголовной репрессии за немедицинское потребление будет носить более дифференцированный характер.

Необоснованным представляется отказ от административной преюдиции в тексте нормы о незаконном культивировании наркосодержащих растений (ст. 231 УК РФ и ст. 245 проекта УК КР). Это без необходимости расширит уголовно-правовое принуждение, которое можно было предотвратить путем применения административно-правовых мер. Применение одних лишь мер уголовной ответственности в борьбе с незаконным культивированием указанных растений снизит возможности противодействия этой преступности, необходима также широкая административная практика. В связи с чем предлагается следующая редакция ч.1 ст. 245 (Посев и выращивание наркосодержащих культур) проекта УК КР:

— Посев или выращивание запрещенных к возделыванию наркосодержащих культур, либо те же деяния в небольших размерах, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания за такие нарушения,.

— наказывается — и далее по тексту нормы.

В ч. 2 этой статьи следует также предусмотреть в виде отягчающего обстоятельства крупный размер тех же деяний. Регламентарование в такой форме позволит дифференцированно подходить к применению мер реализации ответственности правонарушителя, а определение крупного размера культивируемых наркосодержащих растений (например, в Списке наркотических средств, объявляемых уполномоченными на то государственными органами) — избежать спорных вопросов разграничения административно или уголовно наказуемых деяний.

Многие суды не принимают необходимые меры для привлечения к ответственности взрослых лиц, вовлекших подростков в потребление наркотических средств и преступную деятельность, связанную с наркотиками. Пленум Верховного Суда КР может повысить роль судов в деле пресечения подобной преступной деятельности взрослых лиц путем дачи указания судам о возвращении на дополнительное расследование уголовных дел, по которым не были приняты меры по выявлению указанных лиц и реализации их ответственности.

К уголовно-правовым запретам с «двойной» превенцией незаконного оборота наркотиков (наркобизнеса) можно отнести ответственность за легализацию наркоденег. Практики применения уголовно-правовых средств борьбы с «отмыванием» доходов, полученных от наркобизнеса, — преступлений, подпадающих под ст. 174 УК РФ (ст. 178 проекта УК КР) пока нет и можно предположить, что ее не будет, поскольку правовой основы борьбы с «отмыванием» преступных доходов явно недостаточно: необходимы специальные законы по контролю за «отмыванием» преступных денег, предусматривающие права и обязанности уполномоченных органов, контролирующих деятельность банков и других субъектов финансовой системы и т. п.

6. В случае обнаружения приготовления к нетяжкому преступлению, связанного с наркотиками, либо умысла на его совершение сотрудники органов внутренних дел могут предоставить потенциальным правонарушителям шанс избежать уголовной ответственности и связанных с нею негативных жизненных последствий. Это осуществляется путем официального предостережения, подкрепленного индивидуально-профилактической беседой и соответствующей уголовно-правовой пропагандой. Совершение в течение года лицом, которому было вынесено официальное предостережение, преступления следовало бы признать отягчающим вину обстоятельством, закрепив его в статье, формулирующей перечень обстоятельств, отягчающих наказание.

Если же преступные намерения уже реализуются, возникает необходимость применения активных мер пресечения преступления таких, как задержание лиц, участвующих в незаконном обороте наркотиков, а также необходимой обороны граждан от преступных посягательств. Повышение эффективности институтов необходимой обороны, а также задержания преступников можно связать с активизацией пропаганды (разъяснения) указанных институтов и с совершенствованием закона и правоприменительной практики по квалификации пределов допустимости необходимой обороны и причинения вреда при задержании преступников. Понятие превышения пределов необходимой обороны целесообразно пересмотреть и изложить таким образом, чтобы оно содержало четкие критерии, которые исключали бы противоречивость толкования и были бы понятны всем гражданам. Уменьшению ошибок квалификации применения мер необходимой обороны и задержания преступников будет способствовать повышение персональной ответственности должностных лиц, допустивших неправомерное привлечение к уголовной ответственности граждан, в том числе и сотрудников органов внутренних дел, правильно применявших указанные институты. Для более эффективного пресечения преступных проявлений необходимо усовершенствовать порядок оценки правомерности причинения вреда при необходимой обороне и задержании преступников. В связи с чем в новом УК КР ст. 13 (Необходимая оборона) желательно изложить в редакции, которую предусматривал Закон РФ от 1 июля 1994 г. «О внесении изменений и дополнений в уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР», где признавалась правомерной оборона путем причинения любого вреда нападающему, если нападение было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой такого насилия.

Деятельность органов внутренних дел по содействию социальной адаптации наркоманов является мерой предупреждения наркопреступности. Отсутствие правовой основы ресоциализации наркоманов усугубляет кризис в этой сфере. Необходимо разработать концепцию, программу и законы о ресоциализации, в которых с учетом зарубежного опыта предусмотреть основание, порядок, механизм и формы ресоциализации. На базе существовавших лечебно-трудовых профилакториев целесообразно образовать центры социальной ресоциализации, где медицинская помощь будет оказываться в добровольном и обязательном порядке. Эффективность ресоциализации наркоманов и в целом уголовно-правовых мер предупреждения и пресечения преступлений, связанных с наркотиками, позитивно сказывается на уровне наркопреступности и действенности иных мер противодействия незаконному обороту наркотиков.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция (Основной Закон) Кыргызской Республики.- Бишкек: Илим, 1995. 62 с.
  2. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации.- М.: Юрид. Лит., 1995. 64 с.
  3. Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г.- Нью-Йорк: ООН, 1977.-61 с.
  4. Конвенция ООН о психотропных веществах 1971 г. Нью-Йорк: ООН, 1977. — 38 с.
  5. Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. Нью-Йорк: ООН, 1991.-41 с.
  6. Конвенция Совета Европы об «отмывании», выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности / в книге: «Грязные» деньги и закон. Правовые основы борьбы с легализацией преступных доходов. М.: Инфра-М, 1994. — 296 с.
  7. Соглашение о сотрудничестве между министерствами внутренних дел в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ от 21 октября 1992 г. / в кн.: Сборник международных соглашений МВД России. М.: Спарк, 1996. — 259 с.
  8. Закон КР «Об органах внутренних дел Кыргызской Республики». Принят 11 января 1994 г. / Слово Кыргызстана от 24 января 1994 года.
  9. Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР». Собр. зак-ва РФ. 1994. № 10. Ст. 109.
  10. Уголовный кодекс Кыргызской Республики. Бишкек: Илим, 1994.- 162 с.
  11. Уголовный кодекс Российской Федерации.- М.: Объединенная редакция МВД России, 1996. 160 с.
  12. Концепция государственной политики по контролю наркотиков в Российской Федерации, утвержденная постановлением Верховного Совета Российской Федерации № 5491−1 от 22.07.93./ Рос. газ. 1993.13 авг.
  13. Федеральная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1995−1997 годы». / Рос. газ. 1995. 15 июня.
  14. КНИГИ И МОНОГРА ФИИ Авакян P.O. Наркомания и методы борьбы с нею. Ереван: Ай-астан, 1990. — 323 с.
  15. Ю.Е., Гилинский Я. И. Криминологический анализ преступности в регионе. Л.: Ленигр. высш. курсы МВД РСФСР, 1991.- 225с.
  16. К. Экономика производства опийного мака в Киргизии.- Фрунзе: Билим, I960.- 67с.
  17. В.М. Личность преступника и наркомания. М.: НИИ МВД РФ, 1993.-88 с.
  18. Х.Д. Преступность и компромисс. Баку: Элм, 1992. 196 с.
  19. В.Г. Системность и общество. М.: Мысль, 1980.175 с.
  20. Э.А., Гонопольский М. Х. Наркология. М.: Медицина, 1987. — 336 с.
  21. В.В., Щербатенко В. В. Политика и наркобизнес. М.: Луч, 1993.-43с.
  22. Ч. О преступлениях и наказаниях . М.: Стеле, 1995.304 с.
  23. Борьба с наркоманией: проблемы и перспективы. Кишинев: ВТИИНЦА, 1990. — 221 с.
  24. Война с наркомафией: пока без победителей / Сост. Л. Н. Елин. -М.: Республика, 1992. 335 с.
  25. А.А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы.- М.: Мысль, 1990.- 222 с.
  26. С.С., Щербатенко В. В. Некоторые организационные аспекты борьбы с наркобизнесом в США. Домодедово: РИПК работников МВД РФ, 1995. — 28 с.
  27. Л.Д., Максимов С. В. Уголовный кодекс Российской Федерации. Общий комментарий. Сравнительная таблица. М.: Учеб.-коне, центр «ЮрИнфоР», 1996. — 256 с.
  28. С.П. и др. Наркомания, правовые и медицинские проблемы. Владивосток: Дальневост. ун-т, 1988.- 190 с.
  29. П.Ф. Меры уголовно-правового воздействия на преступность и их реализация органами внутренних дел.- М.: Академия МВД РФ, 1996. 43 с.
  30. П.Ф., Владимиров В. А. Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения. М.: ВШ МООП РСФСР, 1962.-71 с.
  31. П.Ф. Современные проблемы уголовной политики и уголовно-правовой практики. М.: Академия МВД РФ, 1994. — 62 с.
  32. П.Ф. Стадии совершения умышленных преступлений в свете задач предотвращения и пресечения преступлений.- М.: ВШ МВД РСФСР, I960.- 36 с.
  33. А .Я. Правовые и криминологические проблемы социальной реабилитации хронических алкоголиков и наркоманов. Рязань: РВШМ МВД РФ, 1993. — 115 с.
  34. А.В. Уголовный закон и правосознание (Теоретические проблемы уголовно-правового регулирования). Екатеринбург: ЕВШМ МВД РФ совместно с Уральской гос. юр. академией, 1994. -227 с.
  35. Грязные" деньги и закон. Правовые основы борьбы с легализацией преступных доходов / Под общей ред. Е. А. Абрамова. М.: Ин-фра-М, 1994.-296 с.
  36. Законодательство стран-членов группы Помпиду против распространения наркотиков (Борьба с преступностью за рубежом). М.: СИФ, 1991. № 8.-54 с.
  37. В.К. и др. Выявление причин преступления и принятие предупредительных мер по уголовному делу. М.: Юрид. лит., 1967. -152 с.
  38. B.JI. Необходимая оборона и крайняя необходимость. Вопросы квалификации и судебно-следственной практики. М.: Кросна-Лекс, 1996. — 96 с.
  39. М.Г. Уголовно-правовая борьба с наркоманией. -Ташкент: ТГУ, 1982. 134 с.
  40. С.М. Преступность и меры социального реагирования. Учебное пособие по курсу «Криминология». М.: МНЭПУ, 1995. -60 с.
  41. М.М. Уголовная ответственность за посев и выращивание наркотикосодержащих культур. Ташкент: ТВШМ МВД СССР, 1987.-32 с.
  42. И.И. Наказание. Социальные, правовые и криминологические проблемы. М.: Юрид. лит., 1973. — 228 с.
  43. Л.М. Стадии преступления и предупреждение преступлений. Киев: РИО МВД УССР, 1972. — 95 с.
  44. А.Ф. О праве необходимой обороны.- М., 1866. 245с.
  45. Криминологические исследования в мире. М.: Манускрипт, 1995.- 196 с.
  46. Криминология / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, Г. М.Минь-ковского/. М.: Изд-во МГУ, 1994. — 415 с.
  47. В.Н. и др. Эффективность правовых норм. М.: Юрид. лит., 1980. -254 с.
  48. Курс советского уголовного права. В 5-ти томах. JL: ЛГУ. Т.1. 1968. — 646 е.- Т.2. 1970. — 671 е.- Т.З. 1973. — 835 е.- Т.4. 1978. — 557 е.- Т.5. 1981.-653 с.
  49. К.Ш. Наркомания: Уголовно-правовые и криминологические проблемы. Фрунзе: Илим, 1989. — 233 с.
  50. .М., Левин М. Б. Наркомания и наркоманы: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. — 160 с.
  51. А.Г. Профилактика преступлений. М.: Юрид. лит., 1972.- 102 с.
  52. А.И. Квалификация преступлений, связанных с наркотическими средствами. Минск: Академия милиции МВД РБ, 1992.90 с.
  53. А.А. Правовые последствия освобождения от уголовной ответственности.- Саратов: СВШ МВД РФ, 1994.- 140 с.
  54. С.В. Эффективность общего предупреждения преступлений. М.: Академия МВД РФ, 1992. — 134 с.
  55. А.И. и др. Эффективность борьбы с вовлечением несовершеннолетних в преступную деятельность. Омск: ОВШМ МВД СССР, 1985.- 58 с.
  56. Г. М. Уголовно- правовые проблемы борьбы с наркобизнесом. Ростов н/Д.: Изд-во СКНЦ ВШ, 1994. — 192 с.
  57. Г. М., Побегайло Э. Ф., Ревин В. П. Уголовно-правовые средства борьбы с наркотизмом в России. М.: Академия МВД России, 1994. — 100 с.
  58. Н.А., Музыка А. А. Уголовно- правовая борьба с наркоманией. К.- Одесса: Выща шк. Головное изд-во, 1988. — 298 с.
  59. А.В. и др. Роль правового воспитания и предупреждение правонарушений. М.: Юрид.лит., 1985. — 67с.
  60. В.Н. и др. Правовая пропаганда: в помощь идеологическому работнику. М.: Мысль, 1981. — 75 с.
  61. С.И. Деятельное раскаяние и его значение для органов внутренних дел в борьбе с преступностью. М.: МВШМ МВД СССР, 1985.-64 с.
  62. С.И. Уголовный закон и частный интерес.- М.: Учеб.-метод. центр, 1994. 48 с.
  63. Н.И., Кадыров М. М. Уголовно-правовая борьба с преступлениями, связанными с наркотическими средствами. Ташкент: ТВШМ МВД СССР, 1989. — 59 с.
  64. В.И. Криминологические и правовые проблемы борьбы с наркоманией и наркотизмом. М.: Академия МВД РФ, 1992. — 152 с.
  65. О прогнозируемых тенденциях преступности в Российской Федерации и результатах изучения общественного мнения о состоянии правопорядка и деятельности ОВД в IV квартале 1994 г. М.: Академия МВД РФ, 1994.-81 с.
  66. В.Д. и др. Выявление уровня преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков и характеристика лиц, осужденных за них. М.: ВНИИ МВД РФ, 1995. — 72 с.
  67. В.А., Ревин В. П. Особенности планирования и взаимодействия в профилактике и применении уголовно-правовых мер борьбы с преступностью. М.: Академия МВД СССР, 1991. — 26 с.
  68. Э.Ф. Тенденции современной преступности и совершенствование уголовно-правовой борьбы с нею. М.: Академия МВД РФ, 1990.-46 с.
  69. Э.Ф., Ревин В. П. Необходимая оборона и задержание преступника в деятельности органов внутренних дел. М.: Академия МВД СССР, 1987.- 56 с.
  70. Э.Ф., Ревин В. П. Уголовно-правовые средства предупреждения тяжких преступлений против личности. М.: Академия МВД СССР, 1989. — 80 с.
  71. А.В., Похмелкин В. В. Идеология и уголовная политика . М.: Манускрипт, 1992. — 87с.
  72. Предупреждение наркомании несовершеннолетних: Учебное по-собие (А.С. Бланков и др.) М.: ВНИИ МВД СССР, 1989.- 78 с.
  73. Преступность в России в девяностых годах и некоторые аспекты законности борьбы с нею.- М.: Криминологическая Ассоциация, 1995. -96 с.
  74. Рабочая книга социолога. М.: Юрид. лит., 1983. — 477 с.
  75. К.С. Интерпол: Миф и действительность. М.: Меж-дунар. отнош., 1982. — 159 с.
  76. Р.А. Уголовно-правовое значение посткриминального поведения. Омск: ОВШМ МВД СССР, 1985. — 36 с.
  77. Состояние контроля над наркотиками и последствия политики легализации наркомании в странах Европы. Обзорная информация. Зарубежный опыт. М.: ГИЦ МВД РФ, 1995. № 7. — 14 с.
  78. Н.С. Русское уголовное право. Часть общая, т.1. -Спб., 1902.-287 с.
  79. А.Ф. Криминологические основы программно-целевого предупреждения преступности. М.: Академия МВД РФ, 1993. — 73 с.
  80. А.Ф. Общее предупреждение преступлений в деятельности органов внутренних дел. М.: Академия МВД РФ, 1995. — 24 с.
  81. Уголовное право России. Общая часть: Учебник / Под ред. Б. В. Здравомыслова /. М.: Юристъ, 1996. — 512 с.
  82. B.C. Система предупредительного воздействия на преступность и уголовно-правовая профилактика. М.: Академия МВД СССР, 1983.-88 с.
  83. М.Д. Наказание, его цели и эффективность. Л.: Ленингр. ун-т, 1973. — 160 с.
  84. Юридический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1984. — 415 с. 1. СТА ТЬИ
  85. Г., Лысягин О. Социальная адаптация и профилактика рецидива // Рос. Юстиция. 1994. № 7. С. 25 30.
  86. А. Острейшая мировая проблема // Инф. бюл. НЦБ Интерпола МВД РФ. М., 1992. № 3. С. 26−29.
  87. М., Витрук Н. Правосознание работника милиции: мифы, деформации, стереотипы // Право и жизнь. 1992. № 3. С. 159 172.
  88. Л. Фон. История и статус общей теории систем // Системные исследования. М.: Мысль, 1973. С. 20.
  89. Т.А., Толпекин К. А. Наркотизм и наркомания: основные направления борьбы и профилактики // Сов. государство и право. 1987. № 1.С. 12−16.
  90. А.Д. Выше уровень правовой пропаганды // Актуальные вопросы правовой пропаганды. М.: Прокуратура МВД СССР и Всесоюзный институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, 1972. С. 3−11.
  91. С.С. О некоторых аспектах обеспечения прогнозирования преступности в связи с оценкой латентной ее части // Методология и методика прогнозирования в сфере борьбы с преступностью/
  92. Труды Академии МВД СССР. М.: Академия МВД СССР, 1989. С. 8992.
  93. А.Г. и др. Современное состояние и меры борьбы с организованной преступностью в России // Актуальные проблемы теории и практики борьбы с организованной преступностью в России. -М.: Академия МВД РФ, 1995. С. 27−34.
  94. И.Ф., Брылев В. И. Проблемы борьбы с организованной преступностью в сфере с наркобизнеса // Актуальные проблемыборьбы с правонарушениями. Екатеринбург: ЕВШ МВД РФ, 1993. С. 54−59.
  95. Э. Антинаркотизм: международные тенденции и проблемы // Законность. 1996. № 8. С. 2−6.
  96. П.Ф. Социальная обусловленность уголовно-правовых норм и практики их применения // Уголовная политика советского государства в свете решений XXVI съезда КПСС/ Труды Академии МВД СССР. М.: Академия МВД СССР, 1982. С. 18−23.
  97. П.Ф. Система мер уголовно-правового воздействия органов внутренних дел на преступность // Особенности развития уголовной политики в современных условиях / Труды Академии МВД РФ. М.: Академия МВД РФ, 1996. С. 16−26.
  98. Г. В. Оценка деятельности подразделений по незаконному обороту наркотиков. Проблемы и пути решения // Проблемы борьбы с экономической преступностью и наркобизнесом при переходе к рынку. СПб: СПВШМ МВД РФ, 1994. С. 6−7.
  99. A.JI. Опиумная война? / Moskow news. 1994. 23 авг. № 34.
  100. Зеличенко A. J1. Колумбия, Боливия, Перу. Киргизия? / Слово Кыргызстана. 1995. 1 марта.
  101. Д.Д. О практике применения уголовно-правовых норм об ответственности за наркотизм // Вестник МГУ. Право. 1988. № 2. С. 40−44.
  102. П.Е. Учет нормативно- правового фактора при составлении прогнозов в сфере борьбы с преступностью // Методология и методика прогнозирования в сфере борьбы с преступностью / Труды Академии МВД СССР. М.: Академия МВД СССР, 1989. С. 59 -67.
  103. Н.Ф. Эффективность правовых средств борьбы с наркотизмом // Вестник МГУ. Право. 1988. № 2. С. 32−40.
  104. В.И. О лозунгах и о постановке думской и внедумской с.-д. работы // Полн. собр. соч. Т. 21. — С. 112 — 116.
  105. А.Ф. Экономические меры борьбы с наркопреступностью, «отмывкой» наркокапитала // Выявление, раскрытие и расследование преступлений характерных для рыночных социально-экономических отношений. М.: ВЮЗШ МВД РФ, 1993. — С. 108−109.
  106. С.В. О некоторых аспектах разработки концепции законодательного регулирования профилактики преступлений // Особенности развития уголовной политики в современных условиях / Труды Академии МВД РФ. М.: Академия МВД РФ, 1996. С. 161−166.
  107. Н.С. Некоторые проблемы взаимодействия органов внутренних дел и средств массовой информации (правовой аспект) // Проблемы действия права в новых исторических условиях / Труды Академии МВД РФ. М.: Академия МВД РФ, 1993. — С. 85−89.
  108. К. Дебаты по поводу закона о краже леса // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. — т.1. — С. 132−138.
  109. Г. М. Задачи и возможности использования уголовно-правовых средств в профилактике преступности // Пути совершенствования мер по предупреждению преступности М.: Академия МВД СССР, 1988. С. 30−37.
  110. Г. М. и др. О концепции государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации // Состояние законности, борьбы с преступностью и коррупцией. М.: Академия МВД РФ, 1993. С. 54−65.
  111. Г. М. О некоторых направлениях разработки и реализации уголовно-правовой политики и состоянии законности борьбы с преступностью и коррупцией // Состояние законности, борьбы с преступностью и коррупцией. М.: Академия МВД РФ, 1993.С. 23−27.
  112. В.Е. Практика применения поощрительных уголовно-правовых норм органами внутренних дел // Проблемы уголовно-правовой борьбы с преступностью / Труды Академии МВД РФ. М.: Академия МВД РФ, 1992. — С. 67−70.
  113. Обсуждение проблем уголовной политики (Обзор научно-практ. конф.) // Государство и право. 1994. № 1. С. 145−147.
  114. М. Повальная наркотизация началась. Без проблем. / Веч. Бишкек. 1995. 18 ноября.
  115. А.К. Наркомания с точки зрения социолога, врача, правоведа и журналиста // Социологические исследования. 1989. № 2. С.49−53.
  116. В.П. Проблемы декриминализации и реформа уголовного законодательства // Современные проблемы борьбы с преступностью / Труды Академии МВД РФ. М.: Академия МВД РФ, 1993. С. 29−34.
  117. А.Б. Преступность продукт социальных противоречий // Ученые, научные школы и идеи. Юбилейный сборник научных трудов. — М.: МЮИ МВД РФ, 1995. — С.47−48.
  118. П.Н. Современные тенденции наркобизнеса в стране и вопросы правового обеспечения борьбы с ним // Проблемы борьбы с экономической преступностью и наркобизнесом при переходу к рынку. СПб: СПВШМ МВД РФ, С. 85−91.
  119. А.Н. О легализации наркотиков // Инф. Бюл. НЦБ Интерпола в РФ. М., 1994. № 9. С.3−11.
  120. А.Н. Содружество независимых наркосиндикатов // Эк. и жизнь (Моск. вып.). 1996. № 15. С. 12.
  121. С.М., Гиоргадзе Г. П. Меры административного принуждения в борьбе с незаконным потреблением и оборотом наркотиков // Сов. гос-во и право. 1991 .№ 1. С. 55−64.
  122. Совершенствование борьбы с незаконным оборотом наркотических средств: международный опыт и опыт России (Обзор научно-практической конференции // Государство и право. 1996. № 5. С. 134 138.
  123. B.C. Система воздействия на преступность и место профилактики // Уголовная политика советского государства в свете решений XXVI съезда КПСС / Труды Академии МВД СССР. М.: Академия МВД СССР, 1982. С. 45−50.
  124. Дж. Скоган. Изучение проблем безопасности в городах: распространение наркотиков и предупреждение преступности // Криминологические исследования в мире. М.: НИИ проблем укрепления законности и правопорядка, 1995. — С. 148−161.
  125. В. Наркобизнес в России и мире // Эк. и жизнь (Моск. вып.).- 1994. № 12. С. 17.
  126. АВТОРЕФЕРА ТЫ И ДИССЕРТАЦИИ
  127. Х.Д. Проблемы допустимости компромисса в борьбе с преступностью : Дис. докт. юрид. наук. М., 1992. — 300с.
  128. С.А. Уголовно-правовые и криминологические меры предупреждения контрабанды наркотиков : Автореф. дис. канд. юрид. наук. Киев, 1996. — 21 с.
  129. Э.Г. Деятельность органов внутренних дел по пресечению наркотизма среди молодежи (по материалам Азербайджанской Республики): Дис. канд. юрид. наук. Баку, 1991. — 252с.
  130. В.М. Борьба с наркоманией: (Уголовно-правовые и криминологические аспекты): Автореф. дис. канд. юрид. наук. Л., 1991.-25 с.
  131. Исса Халед Фахед Мостафа. Криминологические и уголовно-правовые вопросы борьбы с наркоманией (На материалах Украины, Иордании и Египта): Автореф. дис. канд. юрид. наук. Киев, 1994. -15 с.
  132. М.М. Проблемы уголовно-правовой борьбы с незаконным оборотом наркотических средств: Автореф. дис. докт. юрид. наук. Ташкент, 1994. — 47 с.
  133. К.Ш. Уголовно правовые и криминологические проблемы борьбы с наркотизмом: Автореф. дис. докт. юрид. наук. -Алма-Ата, 1991. — 45 с.
  134. С.В. Эффективность общего предупреждения преступлений: Дис. докт. юрид. наук. М., 1993. — 396 с.
  135. Д.К. Организационно-правовые проблемы профилактической деятельности органов внутренних дел: Дис. докт. юрид. наук. М., 1990.-418 с.
  136. В.Е. Применение уголовно-правовых норм, поощряющих или обязывающих граждан оказывать помощь правоохранительным органам (по материалам органов внутренних дел): Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1991. — 24 с.
  137. К.А. Добровольный отказ от преступлений по советскому уголовному праву: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Саратов, 1972. — 27с.
Заполнить форму текущей работой