Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Проблема эволюции творчества Ю. Шесталова

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Гипотеза исследования. Творческая эволюция Шесталова системно будет исследована, если: рассматривать совокупность произведений писателя как единый развивающийся текстположить в основу исследования совокупность факторов, как субъективных, так и объективных, влияющих на этапность и содержательную последовательность эволюционных процессов в творчестве Шесталова (этапы внутреннего самоопределения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Творчество Ю. Шесталова в оценках отечественных и зарубежных исследователей
  • Глава 2. Творческая биография Ю. Шесталова
    • 2. 1. Творчество Ю. Шесталова в контексте истории мансийской литературы
    • 2. 2. Ю. Шесталов о своем творчестве
    • 2. 3. Проблема периодизации творчества Ю. Шесталова
    • 2. 4. Особенности и закономерности творческого пути Ю. Шесталова
  • Глава 3. Развитие основных тем и мотивов в творческой эволюции
  • Ю. Шесталова
    • 3. 1. Автобиографические мотивы творчества Ю. Шесталова
      • 3. 1. 1. Эволюция образа лирического героя
      • 3. 1. 2. Эволюция образа матери
    • 3. 2. Тема родины
    • 3. 3. Тема природы. Мотив воды
    • 3. 4. Мифо-фольклорные основы творчества Ю. Шесталова
    • 3. 5. Религиозно-философские аспекты творчества Ю. Шесталова

Проблема эволюции творчества Ю. Шесталова (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. О творческом пути Ювана (Ивана Николаевича) Шесталова, насчитывающем теперь уже более полувека, написано немало критических и литературоведческих работ. В разное время его достижения и опыт исследовали и оценивали Ю. Л. Прокушев, В. А. Солоухин, А. В. Пошатаева, И. Ф. Смольников, В. Лавров, В. Д. Лебедев, Н. Г. Качмазова, Г. И. Данилина, В. В. Огрызко, К. Надь, Г. Н. Ионин и др. Интерес к словесному искусству выдающегося поэта и прозаика, публициста, именуемого основоположником младописьменной мансийской национальной литературы, не случаен. Шесталов как творческая личность ярко индивидуален, своеобразен, ни на кого не похож. Вместе с тем он отразил в своем развитии поворотные этапы истории родного народа и страны в целом. Он чрезвычайно чутко и темпераментно реагировал на все изменения в обществе, начиная с конца 50-х годов и до начала нового века. При этом редко кто из российских писателей так активно и глубинно осознал драматизм переходного периода в судьбе России сегодня. Динамичность и многоэтапность, острая современность позиции писателя не нарушали целостности его художественного мира. Эта особенность творческой эволюции Шесталова не получила до сих пор должной оценки и не подвергалась системному и последовательному изучению. В ряде статей (их около двухсот), к тому же появлявшихся в разные десятилетия, содержится образно-тематический сопоставительный анализ отдельных произведений писателя и самые предварительные выводы и предположения. Ни одной монографии, которая охватывала бы все творчество Шесталова, до сих пор нет. Обобщающая работа К. Надь (на венгерском языке, 100 стр.) посвящена шестидесятилетнему юбилею поэта и, таким образом, не охватывает его творческий опыт «на грани столетий». Фундаментальное исследование Е. В. Чепкасова доведено лишь до 1990;х годов и не учитывает последние шестнадцать лет — период наиболее напряженных религиозно-философских и художественных исканий писателя, вызывающих сейчас противоречивые и резко противоположные оценки. Таким образом, тема нашего исследования, посвященная творческой эволюции Шесталова, является актуальной не только по причине недостаточной изученности интересующих нас проблем, но и в силу актуальности самого материала. Юван Шесталов продолжает писать и сейчас. Далеко не всё созданное им в последние годы, опубликовано. Мы имели возможность познакомиться с рукописями поэта и учесть их в нашей работе.

Объектом исследования является все творчество Шесталова (с 1955 года по настоящее время) на мансийском и русском языках. Помимо лирики, поэм, художественной прозы, книг для детей, публицистики, еще не опубликованных произведений, объектом исследования также являются суждения самого поэта о своем творчестве, полученные в результате многочисленных, систематических бесед с писателем.

Предмет исследования — выявление особенностей, закономерностей и этапов творческой эволюции Ю. Н. Шесталова.

Гипотеза исследования. Творческая эволюция Шесталова системно будет исследована, если: рассматривать совокупность произведений писателя как единый развивающийся текстположить в основу исследования совокупность факторов, как субъективных, так и объективных, влияющих на этапность и содержательную последовательность эволюционных процессов в творчестве Шесталова (этапы внутреннего самоопределения писателясвязь с литературным процессомфакторы внелитературного порядка) — выявить корни, предпосылки эволюция писателя, определившие закономерность его творческих исканий, проанализировать произведения Шесталова в контексте сопоставлений с мансийским фольклором и родной литературойосмыслить, как поэт решал для себя на разных этапах своего развития проблему традиций и новаторствапроследить метаморфозы основополагающих тем и мотивов, раскрывающих мировоззрение Шесталова в разные периоды литературной деятельностиосмыслить личное мнение писателя о своем творческом путисистемно раскрыть современный, малоизученный этап публицистического и художественного творчества Шесталова, связанный с обоснованием и проповедью учения о космическом, планетарного сознании (сознании Торума) — изучить последние, еще не опубликованные произведения писателя.

Цель и задачи исследования

.

Цель исследования — определить доминанты развития и обновления творческого метода писателя, позволяющие объяснять и прогнозировать своеобразие его пути в искусстве слова.

Для достижения цели было необходимо решить следующие задачи: изучить научно-критическую литературу в аспекте темы исследованияобосновать периодизацию творческого пути Шесталоварассмотреть все творчество писателя в качестве единого развивающегося текста, имеющего свою внутреннюю логику развитияпроанализировать опыт работы над незавершенным романом-камланием «Откровение Крылатого Пастэра» — итог духовно-нравственных и религиозных, эстетических и художественных исканий писателяна материале произведений Ю. Шесталова проследить этапы формирования авторского мироощущения, выявив доминанты, определяющие структуру и динамику его художественного мира в контексте эволюции писателяв ходе конкретного анализа текстов выявить преемственную и диалоговую связь отдельных произведений, соединяющую их в единый развивающийся текст.

Научная новизна исследования определяется тем, что в работе впервые предпринята попытка системного изучения всего творчества Ювана Шесталова, включая поздние, еще не опубликованные его произведенияпривлечен автокомментарий писателя, содержащий в себе материал по теме исследования (биографическое, проблемное и стилевое осмысление Юваном Шестовым своего творчествавариант авторской периодизации и др.) — на основе соотнесения субъективных и объективных данных, выявления роли этапных произведений предложена новая периодизация творчества поэтапрослежено развитие основных тем и мотивов, объединяющих лирику, поэмы, прозу и публицистику Шесталоваособое внимание уделено анализу его позднего творчества в ретроспективе и перспективе творческой эволюциистановление, развитие и обновление метода Шесталова осмысляется в контексте истории мансийской литературы (предшественники — современники) — дан историко-литературный прогноз дальнейших исканий писателя.

Теоретико-методологической основой исследования явились труды философов, филологов, теоретиков и историков литературы и культуры — С. С. Аверинцева, В. М. Акимова, Аристотеля, И. Д. Арутюновой, А. Афанасьева, М. М. Бахтина, Ю. Б. Борева, Ф. И. Буслаева, А. С. Бушмина, А. Н. Веселовского, Д. Вико, Г. Гердера, Г. А. Гуковского, И. Ф. Волкова, Е. А. Гончаровой, Б. А. Дмитриева, В. М. Жирмунского, Г. Н. Ионина, М. С. Кагана, И. Канта, JI.H. Гумилева, Ю. А. Калиева, С. А. Коваленко, Б. О. Кормана, С. И. Корнилова, Е. А. Костюхина, Н. А. Купиной, Д. С. Лихачева, А. Ф. Лосева, Ю. М. Лотмана, Г. Лукача, В. А. Лукина, Е. М. Мелетинского, А. Д. Михайлова, Н. А. Николина, Г. Н. Поспелова, А. А. Потебни, В. Я. Проппа, Е. С. Роговера, Н. Т. Рымарь, В. В. Сиповского, Н. Н. Скатова, И. П. Смирнова, Ч. М. Таксами, Б. В. Томашевского, В. Н. Топорова, Н. Трубицына, О. М. Фрейденберг, Ю. Н. Тынянова, Г. М. Фридлендера, В. Е. Хализева, М. Б. Храпченко, Л. В. Чернец, Ф. В. Шеллинга, М. Элиадеисследователей в области истории и североведения — В. И. Анучина, В.Г. Богораз-Тана, М. Г. Воскобойникова, И. Н. Гемуева, В. М. Кулемзина, Б. Л. Комановского, Н. В. Лукиной, Н. А. Лысковой, Э. И. Мальцевой, Е. И. Ромбандеевой, Ю. А. Сема, М. А. Сергеева, С. Н. Стебницкого, Ч. М. Таксами, Ю. М. Шпрыгова, Л .Я. Штернберга.

При написании работы мы опирались на труды отечественных и зарубежных исследователей о творчестве Ювана Шесталова — А. Н. Баландина, Г. И. Данилиной, Петера Домокоша, Г. Н. Ионина, Н. Г. Качмазовой, Надь Каталин, В. Косихина, В. Лавров, В. Д. Лебедева, К. Лагунова, Р. Ляшева, Н. Г. Михайловской, М. Н. Пархоменко, Ю. Л. Прокушева, А. В. Пошатаевой, Л. В. Полонского, В. А. Рогачёва, Доминика Самсона Норманда де Шамбурга, В. А. Солоухина, Н. Страшковой-Крестовской, П. Улыппева, Г. Н. Черной, Е. В. Чепкасова и др.

В основе исследования — культурно-исторический, историко-генетический, биографический, историко-типологический и сравнительно-исторический, психологический, функциональный, этнофилологический методы изучения творческой индивидуальности поэта, духовных основ его личности и поэтической деятельности.

Положения, выносимые на защиту.

— В эволюции Шесталова наблюдается постоянное «движение» его поэтического мировосприятия, обусловленное не только событиями времени, сменой этапов российской истории и истории народа манси, но и напряженным, стремительным развитием и обновлением тех начал, которые всегда были присущи Шесталову как творческой личности (смелая опора на родной фольклор, открытый лиризм и автобиографизм как особый способ обоснования нравственных, религиозно-философских и эстетических идей, жанровое и стилевое новаторство т.д.). При этом в разные периоды исканий метод поэта, прозаика, публициста ярко-индивидуально и вариативно раскрывал возможности создания единого «шесталовского» текста. Так в постсоветский период писатель как будто бы переносит акцент с художественного творчества в сторону религиозно-философской публицистики, но и в ней оживают и получают иное звучание присущие автору мотивы, образы, ритмы и т. д., подготавливая новый возврат к художественной прозе последних лет.

— При решении проблемы этапности творчества Шесталова учитывались и порою оспаривались высказывания критиков, сделанные в разные десятилетия, а также мнения самого поэта. В нашей периодизации, как показало исследование, «переходными» от этапа к этапу являются те произведения, которым писатель отводит в своей творческой биографии важнейшее место: «Миснэ» (1961), «Синий ветер каслания» (1964), «Тайна Сорни-Най» (1976), «Клич журавля» (1990), «Космическое видение мира на грани тысячелетий» (2002). Таким образом, мы выделяем четыре периода (1955 — 1961; 1962 — 1972; 1973 — 1989; 1990 по настоящее время). Сейчас можно прогнозировать начало пятого этапа (работа над романом-камланием «Откровение Крылатого Пастэра»).

— Отношение к фольклору у Шесталова менялось на разных этапах творчества и вместе с тем интерпретация фольклорных мотивов в каждый из периодов была преемственной по отношению к предшествующим этапам. До 1961 года Шесталов использовал в своей лирике на родном языке некоторые устно-поэтические тропы и вводил в тексты стихотворений отдельные мифологические персонажи. Сборник «Миснэ» подытожил эти искания поэта. На новом этапе, в повести «Когда качало меня солнце» и в «Языческой поэме», более полно представлено фольклорное наследие народа — охвачены все жанры устного народного творчества, воссозданы быт, обычаи, обряды, мифологическое сознание манси. Следующий этап — принципиальное обогащение и расширение художественной интерпретации целостной традиционной культуры народа ее научным осмыслением (история, этнография, филология). Мифологизированное художественное обобщение погружений и поисков подытожено в повести «Тайна Сорни-Най», о которой до сих пор бытует несправедливое мнение как о малоудачном произведении (В.ДЛебедев, В.В.Огрызко). В 90-е годы происходит новое переосмысление мифологических и устно-поэтических начал традиционной культуры народа: Шесталов на их основе создает свое видение о космическом и планетарном сознании (сознание Торума), в котором пытается указать путь духовного спасения своего народа и всего человечества. Открывает этот период поэма «Клич журавля» (стерх — ее центральный образ). В книге «Космическое видение мира на грани тысячелетий», в работе над композиционным объединением и переводом вогульского фольклора и в романе «Откровении.

Крылатого Пастэра" особую роль играет авторская интерпретация образа Мирсуснэхума и постепенно сам поэт становится религиозно-мифологическим персонажем.

— Этапность творческой эволюции Ю. Шесталова находится в определенном и до сих пор малоизученном соотношении с историческим движением и опытом мансийской литературы, в которой, как известно, можно выделить несколько периодов — начальный (когда появился рассказ П. К. Чейметова «Два охотника», 1940), следующий за ним этап, связанный с обращением к фольклору и традиционной культуре народа (М.А. Казанцев, М. П. Вахрушева, 1949), с 1955 года начинается «многоэтапный» период, определяемый приходом Ю. Шесталова в родную литературу. При этом важно учесть, что современниками поэта являются такие яркие творческие индивидуальности, как А. С. Тарханов и А. М. Конькова (1916 — 1989). Пафос и стилевая манера Шесталова формировались под воздействием его специфического отношения к преемственности (фольклор, предшественники, современники) — приятие традиций и индивидуальное отталкивание от них. Юван Шесталов принадлежит к числу поэтов, которые, опираясь на предшествующий опыт, прокладывают свой путь в искусстве слова. При этом его достижения столь значительны и самобытны, его художественный синтез столь плодотворен и столь представителен в российском и мировом литературном процессе, что есть все основания называть его основоположником родной мансийской литературы.

— Ключом к творческой эволюции Ю. Шесталова является становление его лирического самовыражения. Они до сих пор изучены недостаточно. И в прозе, и в публицистике герой-повествователь сравним с лирическим героем. Художественная децентрация и эмпатия (перевоплощение в персонажей) у Шесталова глубоко лирична. Через сознание, душевные переживания и мысли героев писатель представляет явления и факты действительности, раскрывая тем самым свою идейно-нравственную программу на том или ином этапе творческого пути. В 50−60-е годы его лирический герой воплощает в себе в первую очередь черты, присущие целому поколению, в лирике поэта особой любовью овеяно все, связанное с природой Севера. В 70−80-е годы герой Шесталова предстает, прежде всего, как индивидуальность со своей неповторимой биографией, максимально приближенной к реальной жизни поэта, автор раскрывает переживания детства и юности, присущее ему чувство родственной близости ко всему живому и заботы об окружающем мире. В 90-е годы лирический герой Шесталова обеспокоен судьбой всей планеты, в стихах ощутимы раздумья поэта о человеке и человечестве, о времени, пространстве. Поэт-лирик, проповедник-лирик, пророк-лирик пытается проникнуть в запредельные планетарные и космические тайны бытия. В настоящее время в лиро-эпическом творчестве писателя с особой силой звучат темы любви, жизни и смерти.

— Образ матери проходит через все творчество Шесталова. Обращение к ее образу связано у поэта с детскими воспоминаниями. Сначала личные переживания входят в произведения, в которых воссоздаются радостные картины детства, затем воспоминания о материнской нежности, тепле родного очага затмеваются горечью утраты. «Границы» присутствия образа матери от произведения к произведению расширяются, от «земного», природного пространства возносятся к бесконечным далям Вселенной. На современном этапе творчества строки, посвященные матери, становятся у поэта опорными для рождения новых стихов. Образ матери призван посвятить читателя в планетарное и космическое сознание. Как художник слова в творческом озарении поэт «душу» матери наделяет новым состоянием — причастностью к сознанию Торума. Теперь образ матери — родственный исток космических откровений поэта.

— Творческий путь Шесталова еще продолжается, назревает новый этап его художественных исканий. Писатель завершил работу над первой частью романа-камлания «Откровение Крылатого Пастэра», что дает основание для ее анализа и оценки в интересующем нас контексте.

Практическая значимость работы. Данное исследование является первой аналитической и обобщающей работой, посвященной всему творчеству Ю. Шесталова. Материалы диссертации и сделанные в ней выводы могут быть использованы для чтения лекций по мансийской литературе, истории литературы XX—XXI вв. в Институте языка, истории и культуры народов Югры (ЮГУ), Институте народов Севера (Pi НУ им. А.И. Герцена), для чтения вузовского курса «Литература народов Севера» на филологических факультетах педагогических университетов и институтов, для преподавания литературы в национальных и общеобразовательных школах, как в Ханты-Мансийском автономном округе так и за его пределами.

Достоверность и обоснованность результатов исследования подтверждаются опорой на весь массив произведений Ю. Шесталова, использованием материалов многочисленных бесед с писателем, постоянными ссылками на работы современных критиков и исследователей. Научные наблюдения и выводы работы основываются на современных достижениях литературоведения.

Апробация работы. Материалы исследования обсуждались на кафедре литературы и методики ее преподавания ИНС РГПУ им. А. И. Герцена, апробировались на конференциях «Проблемы финноугроведения, филологии и педагогики» (Ханты-Мансийск, 2003), Югорских чтениях (Ханты-Мансийск, 2004;2006), Казымских чтениях (Ханты-Мансийск, 2005), «Язык и культура северных манси» (Ханты-Мансийск, 2005), X Международном конгрессе финноугроведов (Йошкар-Ола, 2005), «Природные богатства Югры в мифах, легендах и сказках обских угров» (Ханты-Мансийск, 2004;2006), «Фольклор народов ханты и манси Югры и Ямала: общее и особенное» (Березово, 2006), Герценовских чтениях (Санкт-Петербург, 2006).

Ряд положений диссертации был использован автором при чтении лекций по истории мансийской литературы для студентов 1−5 курса ИЯИиКНЮ ЮГУ в 2002;2007 гг.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии, включающей 255 источников. Основная часть работы изложена на 211 страницах машинописного текста.

Заключение

.

Юван Шесталов принадлежит к плеяде выдающихся литераторов Севера, творческий путь которых начинался в советские годы. Изменение политики государства, принятые нормативные документы, постановления 1928;1930;х годов позволили ранее бесписьменным народам Севера поделиться своим духовным достоянием, показать своеобразие культуры, выдвинуть первоклассных художников слова (Григорий Ходжер, Юрий Рытхэу, Владимир Санги, Юван Шесталов и др.). Развитию их таланта, несомненно, способствовало современное литературное окружение.

Появление писателей-северян убедительно показало возможность вовлечения литератур малых народов в общий поток истории и приобщения к мировой культуре. Они как обогатили всемирную литературу новым типом героя, яркостью красок, нетрадиционным видением мира, обусловленным национальным характером, так и привнесли в мировую культуру «хранимую в их ментальных глубинах спасительную философию, этику и эстетику Жизни как высшую ценность: живое, природное, роднящее человека с вечной.

91Я преемственностью жизни". В их произведениях нашли осмысление проблемы традиций, цивилизации, культуры, экологии.

Юван Шесталов принадлежит к числу поэтов, которые, опираясь на предшествующий опыт, прокладывают свой путь в искусстве слова. При этом его достижения столь значительны и самобытны, его художественный синтез столь плодотворен и столь представителен в российском и мировом литературном процессе, что есть все основания называть его основоположником родной мансийской литературы. Рассматривая эволюцию его творческих исканий в художественном плане, отметим, что он, углубляя традиционные формы, обогатил родную поэзию новыми жанрами. Ему удалось выработать свою манеру письма, свой стиль. Стихи, поэмы, повести,.

213 Акимов B.M. Некоторые общие и конкретные проблемы этнофилологических исследований «северных» литератур / Литература народов Севера: сб. науч. ст. / под ред. Г. Н. Ионина и Е. С. Роговера. — СПб.: Изд.-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. — С. 8. публицистические очерки, эссе писателя представляют не только высокое мастерство самого автора, но и показывают возросший уровень развития мансийской литературы и обозначают его новые ориентиры.

На протяжении созидательной деятельности Шесталов неизменно стремится к созданию у читателя ощущения достоверности, доподлинности изображения, он предпочитает вымыслу рассказ действительности. Автор всецело становится организатором текста, является носителем идей и способов ее воплощения, его сознание становится предметом изображения. Авторская концепция, его мировосприятие — основание художественной модели действительности, диктует принципы отбора материала. От сборника к сборнику можно проследить рост поэта в постижении жизни: детство — юность — зрелось. Все это нашло отражение в лирическом ощущении и остроте раздумий. В творчестве последних лет у писателя все отчетливее проявляться оригинальный подход к изучению и освещению духовно-культурного наследия своего народа. Слово Шесталова, теперь уже за полувековой созидательный путь, выдержав испытание временем, самым объективным и суровым критиком, «стало пророчески мудрее, устремилось в дали Космоса».214 Шесталова можно назвать основоположником современной философии мансийского народа. Его молитвы, заклинания, пророчества звучат спасительной формулой сохранения Природы, Земли, Планеты. Писатель убежден: «Без осознания Философии Природы, единства, цельности мира, без Космического сознания — религии грядущих тысячелетий невозможна здравая эволюция человечества». На подобных убеждениях основано все творчество Шесталова на современном этапе. К голосу талантливой личности, постигшей нечто большее в своих творческих исканиях, необходимо прислушаться, так как его изречения — это не простые словесные обозначения, они, как результат духовного опыта, означают направление к пути спасения Человечества. Творческий путь Шесталова еще продолжается, назревает новый этап его художественных исканий. Писатель завершил работу над первой.

214 Прокушев ю. Основоположник / Юван Шесталов / Собр. соч. Т.1. — С-Пб., — X-M., 1997. — С. 26.

215 Ионин Г. Н. Миротворный Торум // Шесталов Ю. Н. Собрание сочинений. — Т.5. СПб. — Х.-Мансийск, 1997. — С. 17.

частью романа-камлания «Откровение Крылатого Пастэра», что дает основание для ее анализа и оценки в интересующем нас контексте.

Проследив эволюцию творчества писателя и осмыслив ее современный этап, можно с уверенностью говорить о закономерности: все предыдущие произведения объясняют творчество последних лет. Шесталовым с самого начала раскрывалась традиционная система ценностей в современном мире.

Отметим также, что перу писателя принадлежат более 60-ти отдельных изданий, более 70-ти публикаций в сборниках, более 300 публикаций в периодике, 28 произведений для детей, более 150-ти публицистических и литературоведческих работ, 9 изданий на мансийском языке. Многие труды писателя переведены на другие языки мира.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.И. Песни народа манси. — Омск, 1936. — 128 с.
  2. А. В гостях у Ювана // Красный Север, 1981,28 марта.
  3. В.И. Шаманство у енисейских остяков // Сборник музея антропологии и этнографии. — Т. 2, ч. 2. — СПб.: Тип. Имп. АН, 1914. — 90 с.
  4. Л.Н. Поэзия Егише Чаренца (этапы художественной эволюции). Автореферат. — Москва, 1965. — 25 с.
  5. А.Н. Предисловие / Шесталов Ю. Миснэ. — Тюмень, 1961. — 144 с.
  6. А.Н. Язык мансийской сказки. — Л.: Главсевморпути, 1939. — 80 с.
  7. Ю.Баландин А. Н. Для тех, кто молод // Тюменская правда, I960,13 ноября. — С. 8.
  8. Э. «И что без бури океан!» // Аврора, 1979, № 4. — С. 104. Н. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1979. — 423с.
  9. В. Отчизна помнит. (Не хворостина, а лоза." / Миниатюры. Стансы. Ю. Шесталов (стихи) // Простор, 1975, № 4. — С. 90.
  10. Е.И. В поисках оккультизма. — М.: Изд-во «Сфера» Российского Теософского Общества, 1996. — С. 447.
  11. Э. Разжигая свой костер: О сборнике «Огонь на огонь» / Урал, 1967, № 11. —С.167−170.
  12. .Н. Рикошетом. Пародия на Ю. Шесталова // Брайнин Б. Н. Слово предоставляется. — М., 1990. — С. 68.
  13. М.Е. Об издании мансийского эпоса «Янгкал ма» // Народная культура. — Омск, 1997. — С. 56−62.
  14. Е. По законам легенды: О повести «Красная легенда на белом снегу» / Ленинская правда, 1979,30 октября. — С. 4.
  15. М. Стихи Ю.Шесталова // Ленинская правда, 1957, 17 марта. — С. 4.
  16. М.П. На берегах Малой Юконды. — Тюмень: Тюменское кн. изд-во, 1963. —43 с.
  17. А. Юван Шесталов // Красный Север. — Салехард, 1961,1 октября. — С.З.
  18. А. Мы живем на Севере // Красный Север. — Салехард, 1961, 14 ноября. — С. 3.
  19. Н. Высокий костер: О повести «Синий ветер каслания» // Урал, 1965, № 10. — С. 175−177.
  20. А.Н. Историческая поэтика. — М.: Высшая школа, 1989. — 400с.
  21. В.Е. Анализ эпического произведения. — СПб: Наука, 2002. — 211с.
  22. В.М. Билингвизм и его аспекты // Просодические аспекты билингвизма. — Иваново: ИвГУ, 1992. — С. 3−13.
  23. М.Г. О «Таежной поэме» Ю.Шесталова // Сибирские огни, 1971,№ 7. — С.182−183.
  24. М.Г. Здравствуй, обновленная Югра // Ленинская правда, 1972,15 июля. —С. 3.
  25. М.Г. Обрядность в творчестве мансийского писателя Ювана Шесталова // Тезисы докладов и сообщений на 15 всесоюзной конференции по финно-угроведению — Петрозаводск, 1974. — С. 47−50.
  26. А. О повести «Когда качало меня солнце» // Власенко А. Расцвет. — Москва, 1973. — С. 40−41.
  27. П.С. Новаторство. Традиции. Мастерство. — Л.: Советский писатель, 1973. — С. 54.
  28. А. Говорящие культуры. — Екатеринбург: ИИА УрО РАН, 1995. — 606 с.
  29. В. Многоголосье: Об «Языческой поэме» // Огонек, 1972, № 47. — С.23−24.
  30. Е.А. Пути лингвистического выражения категорий автор — персонаж в художественном тексте. — Томск: Изд-во Томского университета, 1984. —150 с.
  31. М.М., Громяк Р. Т. Целостный анализ художественного произведения. — Донецк, 1971. — 117 с.
  32. И. Н. Сагалаев A.M. Религия народа манси: Культовые места. — Новосибирск: Наука, 1986. — 179.
  33. И.Н. Религиозно-мифологические представления манси. — Новосибирск: Изд-во института археологии и этнографии, 1991. — 45 с.
  34. И.Н. Мировоззрение манси: Дом и Космос. — Новосибирск: Наука, 1990.— 232 с.
  35. В. Время большой работы: (О кн. «Сибирское ускорение») // Тюменская правда, 1967,20 декабря. — С. 3.
  36. В. Постижение Родины: (О сборнике «Сказка в синий полдень») // Тюменская правда, 1977,11 августа. — С 2.
  37. В. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х т. — М.: Русский язык, 1989. — Т. 3. — 439 с.
  38. Г. И. Метаморфозы мифа в повести Ю.Шесталова «Когда качало меня солнце» // Космос Севера. — Екатеринбург: Средне-Уральское кн. изд-во, 2000. Вып. 2. — С. 50−60.
  39. .А. Реализм и художественная условность. — М.: Просвещение, 1974. —236 с.
  40. Е.С. Герой. Сюжет. Деталь. — М. — Л.: Советский писатель, 1962. — 408 с.
  41. Е.С. Сюжет и действительность. Искусство детали. — Л.: Советский писатель, 1989. — 432 с.
  42. Е. Тепло поэзии: (О сборнике «Огонь на льду») // Нева, 1962, № 8. — С.186−187.
  43. Духовная культура народов Сибири / Отв. ред. Томилов Н. А. — Томск: Изд. воТГУ, 1980. —182 с. 61 .Еремеева Л. Реки текут вспять / Тюменская правда, 2004. — С. 4.
  44. Н. «Почему я не сторонник абстрактной поэзии» // Советские писатели. Автобиографии. — М., 1966. — Т. 3. — 255 с.
  45. B.C. Культ воды // Материалы 4-х Югорских чтений. — X.-Мансийск: Полиграфист, 2001. — 110 с.
  46. С.Н. Очерки по истории культурологии // Город как культурное пространство. —СПб., 1998. — С. 69−72.
  47. Г. Н. Миротворный Торум // Шесталов Ю. Н. Собрание сочинений. — СПб. — Х.-Мансийск: Фонд Космического Сознания, 1999. — Т. 5. — С. 1117.
  48. И. Юван Шесталов // Радуга на сердце. — Тюмень, 1963. — С.5−6.
  49. А. О драматическом искусстве у вогул // Материалы по изучению Пермского края. — Пермь, 1911. — Вып. 4. — С. 24−43.
  50. Каталин Надь. Заметка ко дню рождения // / Шесталов Ю. Н. Собрание сочинений. — СПб. — Х.-Мансийск: Фонд космического сознания, 1997. — Т. 4. — С.513−516.
  51. Ю.А. Мифологическое сознание мари. — Йошкар-Ола, 2003. — 216 с.
  52. Н.В. Взаимодействие цивилизованной и мифологических культур на уровне жанровой структуры: на материале повести Ю. Шесталова «Тайна Сорни-Най» // Космос Севера. — Екатеринбург: Средне-Уральское книжное изд-во, 2000. —С. 34−50.
  53. Н.М. Традиции не умирают // Эволюция образной системы в алтайской лирике. — Горно-Алтайск, 1989. — С. 3.
  54. В. Творческий портрет Ю.Шесталова // Ленинская правда, 1972, 29 сентября. — С. 3.
  55. Н.И. Вчера, сегодня и всегда. — Ханты-Мансийск, 2002. — С. 64.
  56. Н. Крылья белого журавля // Ленинская правда, 1987,22 августа. — С. 3.
  57. .Л. Пусть пылает костер: (О сборнике «Огонь на льду») / Дружба народов, 1962, № 1. — С.249−251.
  58. В. Состояние космического сознания // Шесталов Ю. Н. Космическое видение мира на грани тысячелетий. — СПб — Х.-Мансийск, 2002. —С.111−114.
  59. Т. Югорская колыбель // Октябрь, 1973, № 8. — С. 223−225.
  60. Т. Тайны народной мудрости // Молодая гвардия, 1977, № 5. — С. 316−317.
  61. Т. Как продолжать традиции? // Байкал, 1978. — № 2. — С. 316 317.
  62. А. Юван Шесталов: как два крыла: Беседа с поэтом // Советская культура, 1983,22 сентября. — С.6−14.
  63. .О. Изучение текста художественного произведения. — М.: Просвещение, 1972. — 112 с.
  64. С.А. (О «Языческой поэме» Ю. Шесталова) // Коваленко С. А. Лирический эпос в советской поэзии: Автореферат диссертации. — Москва, 1989. —С.35−36.
  65. Н. Певец возрожденного края // Звезда, 1968, № 4. — С. 170−173.
  66. Куратовские чтения. — Сыктывкар, 1990. — Т. 6. — 191с.
  67. .Я. Певец зацветающей тундры // Урал, 1970, № 9. — С. 129−131.
  68. О. Мы живем на Севере // Тюменская правда, 1961, 19 декабря. — С. 4.
  69. К. По синему ветру // Лагунов К. Портреты без ретуши. — Тюмень, 1994. — С.137−159.
  70. К.Я. Портреты без ретуши: Юван Шесталов // Космос Севера. — Тюмень, 1996. — С.131−150
  71. В. «Языческая поэма» Ювана Шесталова // Наш современник, 1973, № 5. —С.180−183.
  72. В. Есть у манси Шесталов // Белый журавль, 1993, № 6. -С. 8−12.
  73. К. Переосмысление легенды: (О повести «Тайна Сорни-Най») // Аврора, 1976, № 6. — С. 75−76.
  74. Е.Б. Творчество Сэридзавы Кодзиро (Эволюция художественного метода). — Москва, 2004. — 34 с.
  75. В.А. Художественный текст: основы лингвистической теории и элементы анализа. М.: Ось, 1999. — 189 с.
  76. Ю.М. Происхождение сюжета в типологическом освещении / Лотман Ю. М. Избранные статьи. В 3 т. Таллинн: Александра, 1992. — Т. 1. — С. 224−242.
  77. Т. Дорога к сердцу // Тюменский комсомолец, 1979, 11 апреля. — С. 3.
  78. А. Николай Заболоцкий. — Л.: Советский писатель, 1968. — С. 333.
  79. Э. Кто тронет струны санквалтапа? // Ленинская правда, 1988,29 октября. — С. 2.
  80. Э.И. История изучения мансийского фольклора. — СПб. — X.-Мансийк, 2000. —95 с.
  81. Е.М. Поэтика мифа. — М.: Изд-во восточной лит-ры, 1995. — 406 с.
  82. Е.М. Происхождение героического эпоса. — М.: Изд-во восточной лит-ры, 1963. — 462 с.
  83. В. Сибирское направление // Знамя, 1979, № 3. — С. 223−233.
  84. О. Биографическая справка // Шесталов Ю. Н. Собрание сочинений. — СПб. — Х.-Мансийск: Фонд космического сознания, 1999. —¦' С. 552−556.
  85. Н.Г. Русский язык в творчестве поэта / Русская речь, 1979, № 1. —С. 52−56.
  86. В. Первенцы // Советская Россия, 1972, 22 января. — С. 4.
  87. И. Песня складывается в пути: (О повести «Синий ветер каслания») // Дружба народов, 1965, № 9. — С. 284−286.
  88. Ю. Костер Ювана Шесталова / Дружба народов, 1972, № 1. — С. 270−273.
  89. . Костер на льду // Знамя, 1968, № 4. — С.243−244.
  90. К. Певец Севера // Ленинградская правда, 1977, 20 сентября. — С. 5.
  91. А. «Я из юности, Венька!»: (О повести «Тайна Сорни-Най») // Нева, 1977, № 4. —С. 195−196.
  92. Н.А. Поэтика русской автобиографической прозы. — М.: Флинта, Наука, 2002. — 422 с.
  93. Н.А. Филологический анализ текста. — М.: Изд. центр «Академия», 2003. — 254 с.
  94. Л.А. Художественный текст и его анализ. — М.: Русский язык, 1988.—300 с.
  95. К.Д. У вогулов. — СПб., 1997. — 266 с.
  96. В.В. Что имеем — не храним / Эринтур. — Ханты-Мансийск, 1997.— 297 с.
  97. B.C. Великий сын народа коми / Куратовские чтения. — Т. 6. — Сыктывкар, 1990. —С. 14−19.
  98. Л. Две недели в Сибири // За рубежом, 1988 № 7. — С. 1213.
  99. Писатели Югры. Библиографический указатель. — Екатеринбург, 2004. — 301с.
  100. А. Дата рождения — XX век (О творчестве нивхского писателя В. Санги и мансийского поэта Ю. Шесталова) // Молодой коммунист, № 6,1963.1. С. 123−128.
  101. Л. В семье единой. — Тюмень: Тюменское книжное изд-во, 1982. —С.18−24.
  102. JI. Легенда, ставшая былью // Тюменская правда, 17 апреля, 1976, № 19. — С. 3.
  103. Л. Не прибедняясь. // Урал, 1962, № 5. — С.163−167.
  104. Л. Поэзия народной жизни: (О повести «Синий ветер каслания») // Тюменская правда, 1965, 7 февраля. — С. 5.
  105. А.В. Проза Ювана Шесталова // Полярная звезда, 1983, № 3. — С. 107−110.
  106. А.В. Мир и труд писателей-северян (Проза Ю. Шесталова и
  107. B.Санги) // Ю. Шесталов «Когда качало меня солнце. — Свердловск, 1987. —1. C. 3−9.
  108. Ю. Основоположник // Шесталов Ю. Н. Собрание сочинений.
  109. СПб. — Х.-Мансийск: Фонд космического сознания, 1997. — Т. 1. — С. 926.
  110. Ю. Основоположник // Шесталов Ю. Избранное. — Л., 1976. — С. 4−15.
  111. Ю. Даль памяти народной. — М., 1978. — 194 с.
  112. Ю. Ветер в лицо // Красный Север. — Салехард, 1965,16 апреля.1. С. 34.
  113. Н. Ветры дальних дорог: (О повести «Синий ветер каслания») // Сибирские огни, 1965, № 11. —С. 180−181.
  114. Д.И. Продолжение следует // Сибирские огни, 1966. — № 12. — С. 166−176.
  115. Е. С. Колупаева М. Юрий Рытхэу. — СПб.: Изд-во «Шатон», 2006. —200 с.
  116. Е.И. История народа манси (вогулов) и его духовная культура. — Сургут: Северный дом, 1993. — 116 с.
  117. Страшкова-Крестовская Н. Сначала была сказка слова // Шесталов Ю. Н. Собрание сочинений. — СПб. — Х-Мансийск: Фонд космического сознания, 1997. —Т. 4. —С. 9−17.
  118. Э. Шесталов Юван (Иван) Николаевич // Писатели Югры: Библиографический указатель. — Екатеринбург: Сократ, 2004. — С. 300−301.
  119. Ф.З. Поэзия Сажиды Сулеймановой. — Казань, 1998. — 34 с.
  120. М. Юван Шесталов // Шесталов Ю. Н. Собрание сочинений. — СПб. — Х.-Мансийск, 1997. — Т. 1. — С. 35.
  121. А. Юван Шесталов — большой поэт // Северный дом, 1992, 10 октября. — Сургут. — С. 4.
  122. Г. В. Неотлетные птицы. — М., 1986. — 89 с.
  123. В. Поэт манси Иван Шесталов // Тюменская правда, 1958, 1 июля. — С. 4.
  124. Д. Радуга в сердце // Урал, 1964, № 11. — С. 166−169.
  125. С. Шаман с транзистором (эпиграмма на Ю. Шесталова) // Смирнов С. Други-однополчане. — М., 1975. — С. 364−365.
  126. В.Н. Юван Шесталов (эпиграмма) // Суслов В. Н. Лично известны.1. Л., 1986. —С. 90.
  127. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. 4-е изд.1. Москва, 1989. —107 с.
  128. Г. Пойте, мои звезды // Ленинская правда, 1959, 22 ноября. — С. 2.
  129. Г. Огню — гореть!: (О сборнике «Огонь на льду») // Ленинская правда, 1961,9 апреля. — С. 3.
  130. И. Мой синий день: (О сборнике «Сказка в синий поддень») // Радуга, 1979, № 8. — С. 180−181.
  131. В. Слово живое и мертвое. — Москва, 1976. — С. 143−149.
  132. В. Юван Шесталов — поэт манси // Шесталов Ю. Н. Языческая поэма. — М., 1978. — С. 2−5.
  133. В. «Языческая поэма» Ювана Шесталова // Ю. Шесталов. Собрание сочинений. — СПб. — Х-Мансийск: Фонд космического сознания, 1997. — С. 57−60.
  134. В. Юван Шесталов — поэт манси // Молодая гвардия, 1971, № 10.—С.286−293.
  135. И. Современные легенды: (Поэма «Медвежье игрище») // Нева, 1972, № 4. — С. 175−177.
  136. И. Истоки своеобразия: (О повести «Когда качало меня солнце)//Нева, 1978, № 4. —С. 170−173.
  137. И.Ф. Современные легенды // Москва, 1975. — С. 174.
  138. А. Дыхание жизни народной // Тюменская правда, 1962, 18 мая.1. С. 4.
  139. А. Рождение песни. Ю. Шесталову (стихотворение) // Тарханов А. С. Утренний бор. — Свердловск, 1972. — С. 4−6.
  140. Д.А. Расщедрилась природа. (Стихотворение Ю. Шесталову) // Терещенко Д. А. Сердцебиение. — М., 1985. — С. 121−122.
  141. . Молодой поэт мансийского народа // Ленинская правда, 1958,13 апреля. —С. 2.
  142. .В. Поэтика: Краткий курс. М.: СС, 1996. — 117 с.
  143. Л. Встреча в лесу (Стихотворение, посвященное Ю. Шесталову) // Хаустов Л. Слушая время. — Л., 1978. — С. 45.
  144. К. О наших поэтах: Письма другу // Сибирские просторы, 1959, № 3. —С.68−76.
  145. Чейметов (Еврин) П. Два охотника // Второе рождение / Сост. Санги В. М. — М.: Современник, 1983. — С. 184−202.
  146. Е.В. Художественное осмысление шаманства в произведениях Ю.Н. Шесталова 1955−1988 гг. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. — СПб., 2005. — 238 с.
  147. В. Поэт и время // Тюменская правда. 1970. 21 февр.
  148. В. В начале пути: (О сб. «Песня пробуждения») / Тюменская правда, 1963,6 октября. — С. 3.
  149. Л. Взволнованный голос // Урал, 1962, № 11. — С. 176.
  150. И. Работа: (О сборнике «Миснэ») // Красный Север, 1972, 9 сентября. — С. 5.
  151. Ю. Миснэ. — Тюмень: Книжное издательство, 1961. — 94 с.
  152. Ю. Шаг через тысячелетия. — М.: Политиздат, 1974. — 145 с
  153. Ю.Н. Самая чистая радость. — Л.: Лениздат, 1985. — 191 с.
  154. Ю.Н. Сибирское ускорение. — М.: Советская Россия, 1977. — 80 с.
  155. Ю.Н. Глаза белой ночи. — М.: Советская Россия, 1968. — 150 с.
  156. Ю.Н. Дорога. — М.: Советский писатель, 1988. —174 с.
  157. Ю.Н. Собрание сочинений. — СПб. — Х.-Мансийск: Фонд космического Сознания, 1997. — Т. 1. — 480 с.
  158. Ю.Н. Собрание сочинений. — СПб. — Х.-Мансийск: Фонд космического Сознания, 1997. — Т. 2. — 528 с.
  159. Ю.Н. Собрание сочинений. — СПб. — Х.-Мансийск: Фонд космического Сознания, 1997. — Т. 3. — 528 с.
  160. Ю.Н. Собрание сочинений. — СПб. — Х-Мансийск: Фонд космического Сознания, 1997. — Т. 4. — 416 с.
  161. Ю.Н. Собрание сочинений. — СПб. — Х-Мансийск: Фонд космического Сознания, 1997. — Т. 5. — 560 с.
  162. Ю.Н. Сознание Торума, сознание Природы — путь спасения. — Будапешт, 1997. — 150 с.
  163. Ю.Н. Биографическая справка / Писатели Среднего Урала. — Свердловск, 1965. — 185 с.
  164. Ю. Сказки таежного игрища. — М.: Советская Россия, 1992. — 176 с.
  165. Ю. Огонь исцеления. — JL: Лениздат, 1989. — 256 с.
  166. Ю.Н. Клич журавля: Стихи // Голос стерха. 1990. Вып. 1. — 36 с.
  167. Ю. Большая рыба. — М.: Профиздат, 1982. — 224 с.
  168. Ю. Языческая поэма. — М.: Современник, 1973. — 224 с.
  169. Ю. Полярное сияние: О кн. «Шаг через тысячелетия» // Дальний Восток, 1976, № 6. — 269 с.
  170. В. Монолог о судьбе родного народа // Полярная звезда, 1978, № 1.-230 с.
  171. В. Проза как поэзия. — СПб.: Акад. проспект, 1994. — 239 с.
  172. Л. (О творчестве Ю.Шесталова) // Якименко Л. За быстротекущим днем. — М., 1980. — 266 с.
  173. P.O. Работы по поэтике. — М.: Прогресс, 1987. — 460 с.
Заполнить форму текущей работой