Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Представления личности об отношении к ней других людей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования, проводимые лабораторией психологии личности ИП РАН под руководством К.А.Абульхановой-Славской, коммуникативных характеристик активности (инициативы и ответственности) личности показали, что соотношение этих составляющих у разного типа людей оказывается очень различным. Одни типы, критически оценивая самих себя, позитивно — окружающих, в большей степени нуждаются в их оценке, мнении… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ФИЛОСОФСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ СОЗНАНИЯ, САМОСОЗНАНИЯ И РЕФЛЕКСИИ
    • 1. 1. Некоторые исторические и теоретические проблемы сознания
    • 1. 2. Проблема самосознания, Я-концепция в психологии
    • 1. 3. Проблема рефлексии в психологической науке
  • ГЛАВА II. ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ЛИЧНОСТНЫХ ЭКСПЕКТАЦИЙ
    • 2. 1. Социально-психологическая концепция социальных представлений
    • 2. 2. Экспектация как механизм индивидуального сознания личности
    • 2. 3. Обоснование правомерности психологического изучения экспектаций в русле концепции социальных представлений
  • ГЛАВА III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКСПЕКТАЦИЙ ЛИЧНОСТЬЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НЕЙ ОКРУЖАЮЩИХ
    • 3. 1. Общая процедура эмпирического исследования, методики и выборка
    • 3. 2. Связь представлений об ожидаемых оценках различных экспертов с особенностями личности и ее самооценкой
    • 3. 3. Изучение экспектаций оценок личности в соотнесении с самооценкой и ее характеристиками по Р. Кеттеллу
    • 3. 4. Выявление связи между экспектациями оценок и характеристик и вторичными показателями выборки
    • 3. 5. Типы личностей и система ожидаемых оценок
  • ВЫВОДЫ

Представления личности об отношении к ней других людей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Острота социальных проблем во многих регионах мира, кризис традиционных парадигм социального развития и мышления, его глобализация в последние десятилетия привели к активизации поисков новых социально-психологических концепций, модернизации взглядов на общественное сознание и разработке парадигмы социального мышления. В России этот процесс в целом значительно усилен и осложнен, с одной стороны, болезненным реформированием системы общественного устройства, а с другой — отсутствием четких концептуальных основ этого реформирования.

Очевидна возрастающая роль и ответственность психологов в решении проблем жизнедеятельности человека. Важно отметить, что в психологии обычно упускаются из вида характеристики человека как индивидуального и социального субъекта, его способности решать индивидуальные и общественные проблемы.

В этой связи необходима постановка проблемы экспектаций как механизма индивидуального сознания личности. До сих пор в мировой психологии проблема экспектаций относится к области социальной психологии и практически не исследована как механизм индивидуального сознания личности. До настоящего времени ни в отечественной, ни в зарубежной психологической науке экспектации не рассматривались как комплекс представлений об отношениях к личности окружающих («Я глазами других»), складывающийся в сознании данной личности. Необходимость подобного исследования обусловлена тем, что, с одной стороны, в психологии личности накоплен определенный объем теоретико-эмпирических знаний о личности, о ее самосознании, Я-концепции, а в социальной психологии — о социальном познании, социальных представленияхс другой стороны, отсутствует связь между явлениями экспектации (представлениями «Я глазами других») и особенностями личности. Между тем, сам механизм экспектации является механизмом индивидуального сознания: представлениями самой личности об отношениях к ней (о мнениях, оценках и т. д.) других людей. Поэтому он не может быть не связан с ее особенностями. Однако исследования самосознания, рефлексии и в целом сознания личности до сих пор были достаточно обособлены от изучения диалогических, коммуникативных особенностей сознания.

Актуальность исследования экспектаций, которые фактически являются идеальным представлением личности об отношении к ней окружающих, заключается в том, что в условиях разрыва основных социальных отношений и трудности налаживания новых, выявление их особенностей позволяет судить о том, в какой мере эти идеальные представления являются показателем сохранности связей людей друг с другом, их ориентации на мнения, оценки других людей. В изменяющейся социальной обстановке происходит разрыв привычных отношений, размывание традиционной системы ценностей, смена характера и приоритетов во взаимоотношениях. Все это находит отражение в особенностях экспектаций у разных людей (в зависимости от особенностей личности: тип личности, возраст, профиль образования, семейное положение). Осознание или выработка совокупности критериев оценки своей личности, в том числе и с точки зрения значимых других, уже создают личности чувство свободы выбора. Это и есть основа субъектности самосознанияоценки окружающих могут служить основанием рефлексии, саморегуляции.

Состояние научной разработки проблемы. Исследование опирается на труды ученых, в которых разрабатывались теоретико-методологические подходы к сознанию, самосознанию, социальным представлениям (С.Л.Рубинштейн, К.А.Абульханова-Славская, С. Московичи и др.).

В данной работе предпринято исследование, преодолевшее разрыв разных областей психологии (психологии личности и социальной психологии): экспектация как феномен социальной психологии рассмотрена в связи с особенностями личности, ее сознанием, изучавшимся в области психологии личности.

Проблема сознания, самосознания находит свое место в большинстве философских концепций, начиная от античных философов (Сократ, Платон) и далее в учениях средневековых философов (Августин), философов Нового времени (Дж.Локк, Г. В. Гегель, Г. В. Лейбниц и др.) и современности (М.М.Бахтин, М. Мамардашвили, С. Л. Рубинштейн и др.). Психологические разработки данной проблемы принадлежат У. Джемсу, З. Фрейду и его школе, Э. Эриксону, Ж. Пиаже, К. Роджерсу и др. В отечественной психологии огромный вклад в разработку вопросов сознания внесли С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, К.А.Абульханова-Славская, В. С. Мерлин, А. Г. Спиркин, В. В. Столин Е.В.Шорохова, И. И. Чеснокова и др.

В западной социологии и психологии проблема социальных представлений ставилась в работах Э. Дюркгейма, Л. Леви-Брюля, Ж.Пиаже. Концепция социальных представлений французского исследователя С. Московичи и его школы явилась значительным вкладом в разработку социальной психологии на основе этого понятия. Изучение представления как социально-психологического феномена в истории мировой психологии связывается с именами С. Московичи, В. Дуаза, Д. Жоделе, Ж. Кодола, И. Марковой и др. По сути дела, С. Московичи положил начало становлению современной национальной французской школы социальной психологии, впитавшей в себя дух французской социологической школы и связанной прежде всего с именем Э.Дюркгейма.

Идеи концепции социальных представлений в последние два десятилетия перешагнули границы не только Франции, но и европейского континента. Если попытаться выделить совокупность тем, вокруг которых концентрируются дискуссии, оценки, мнения, их можно разделить на три группы. Во-первых, обсуждается содержание самого понятия «социальные представления» и его соотношение с дюркгеймовскими «коллективными представлениями», включая проблему соотношения индивидуального и общественного в социальных представлениях. Во-вторых, дискутируется взаимосвязь понятия и концепции социальных представлений с понятиями и теориями, выработанными в рамках методологически близких концепций интеракционистской и когнитивистской ориентаций западной социальной психологии. И, в-третьих, поднимаются вопросы о правомерности и возможных путях использования категории социального представления как инструмента эмпирического исследования.

Одним из первых исследователей, который обратил свое внимание на социальные представления, был Г. Зиммель [156]. Он указал на связь, существующую между изолированностью индивида, дистанцированного от других, и его потребностью их себе представлять. Г. Зиммель увидел в идеях и социальных представлениях некий механизм, участвующий в создании единств более высокого порядка.

М.Вебер [60] же охарактеризовал представления как некий набор ориентиров, который определяет действия индивидов. Идейным же источником концепции социальных представлений стала теория «коллективных представлений» французского социолога Э. Дюркгейма [99]. Именно он наметил общие контуры понятия «коллективные представления» и использовал его при объяснении самых разных явлений жизни общества. Основными положениями теории коллективных представлений, выделенными Э. Дюркгеймом, являются: коллективные представления как первопричина индивидуальных представлений, их основная функцияосуществление единообразия поведения и ментальной деятельности членов группы, они обязательны, обладают мотивирующей силой, устойчивы в передаче и воспроизведении.

Весомый вклад в разработку проблемы социальных представлений внес Л. Леви-Брюль [125]. Исследования Л. Леви-Брюля раскрывают следующие аспекты социальных представлений: разнообразие представлений более зависит от типа общества, чем от сферы жизнедеятельностисуществуют различные логико-психологические механизмы, на основе которых можно дифференцировать первобытное и цивилизованное мышление.

Изучение проблемы представлений нашло свое продолжение в работах Ж.Пиаже. Ученый поставил задачу в своих исследованиях определить, каким образом складываются у детей представления о мире. Выяснилось, что ребенку свойственно качественно иное видение мира, чем взрослым, и это отличие заключается в формах мышления.

С тех времен понятие представления, коллективное бессознательное, оттесненное более «операциональными» терминами, исчезло из социологического и социально-психологического лексикона.

Возврат к социальным представлениям произошел в 60-е годы благодаря исследованиям французского психолога С.Московичи. Ученый сумел не только возобновить изучение представлений, но и воспользовался возможностью вызвать к ним интерес у небольшой группы социальных психологов, и тем самым способствовал воскрешению этого понятия в качестве центрального для социальной психологии.

Чем же можно объяснить возврат к «забытому» понятию и придание ему статуса предмета социальной психологии? По-видимому, это можно объяснить двумя обстоятельствами. Во-первых, обращение к термину «представление» позволяло продемонстрировать активную, системно-обусловленную природу субъекта, а также единство процесса и результата социально-психологического познания. Соединяя в себе атрибуты образа и понятия, в сформированном виде представление трактуется как обобщающий символ, знак определенных общественных явлений. Во-вторых, выдвижение категории социального представления в качестве символа перестройки западной социальной психологии связано с его исходно постулируемым макросоциальным, общественным характером.

Одна группа исследователей, вслед за С. Московичи, обратилась к проблеме трансформации массовым сознанием некоторых общезначимых явлений науки и культуры, а также образа человека и важных психосоциальных понятий (Р.Каез, М. Ж. Шомбар де Лев, Д. Жоделе). В качестве аналитических методов здесь использовались полевые исследования, лонгитюдные наблюдения, структурированное интервью, контент-анализ литературного и кинематографического материала. Вторая группа психологов (Ж.-П.Абрик, Ж. Кодол, К. Фламан) предпочли более традиционный метод лабораторного эксперимента, объектами которого стали малые группы. Свою задачу они видели в демонстрации роли социальных представлений как фактора внутригруппового взаимодействия.

Концепция социальных представлений близка к теории символического интеракционизма и теориям когнитивистской ориентации. Утверждение о принципиальной значимости символических процессов в жизнедеятельности общества, равным образом как и мысль о том, что люди являются активными творцами собственного символического окружения, с которым сами же сообразуют свое поведение, несомненно сближают концепцию социальных представлений с позицией Дж. Мида основоположника символического интеракционизма. Можно заметить, что концепция социальных представлений фактически начинает с того вопроса, перед которым остановился символический интеракционизм: каким образом, где, когда и с какой вероятностью взаимодействие создает, поддерживает и изменяет те или иные особенности социальной реальности, создаваемой в процессе так называемого символического взаимодействия.

Первоначально, концепция социальных представлений рассматривалась отечественными психологами как объект эмпирического исследования и как исходное понятие для обозначения теоретических конструкций разного уровня обобщений. Одними из первых в нашей науке обратились к теории социальных представлений Т. Емельянова и А. Донцов (1987). Затем — К.А.Абульханова-Славская, Г. М. Андреева, В. Калькова, П. Н. Шихирев, Е.Якимова. Появились на русском языке и работы основателя школы социальных представлений (1992, 1995).

Изучение проблемы экспектаций началось с работ символических интеракционистов Дж. Мида и Ч. Кули и продолжилось их последователями (Т.Шибутани и др.). В отечественной психологии вопросы коммуникативных проекций сознания обсуждались С. Л. Рубинштейном, ставились К.А.Абульхановой-Славской, А. А. Бодалевым М.Л.Г'омелаури, А. В. Петровским и др. А. В. Петровский выдвинул положения о том, что самовосприятие личности зависит от сопоставления того, что человек видит в себе (самооценка) с тем, что он видит в других (оценка индивидом окружающих) и с тем, что, по его предположению, видят в нем другие (ожидаемая оценка). В результате складывающихся представлений о себе, формирующихся в опыте оценочного отношения к своему «Я» (оценки другими способностей, физических характеристик и других данных), у человека начинает формироваться конструкт ожидаемого «Я». Проблемы социального познания разработаны Г. М. Андреевой, влияние общения на психологию личности Л. А. Петровской, ценностей группы А. И. Донцовым.

Данная работа выполнена в русле проблем, разрабатываемых лабораторией психологии личности Института Психологии Российской Академии Наук: исследований сознания личности как психосоциального явления, мало изученного именно в этом качестве, как явления исторической психологии — изучения сознания и психологии, сложившейся как результат и одновременно регулятор реального способа жизни, найденного личностью в данной совокупности социальных условий и обстоятельств (К.А.Абульханова-Славская).

Исследование состояния реального сознания предполагает применение типологического подхода. Поскольку разнообразны способы жизни личностей, вырабатываемые ими при достаточно сходных социальных условиях и лишь дифференцированных социальных обстоятельствах, разнообразны и типы их сознания. Мы опирались на разработанные учеными лаборатории определения специфики индивидуального сознания, одновременно и как общественного, и как личностного образования, дифференциацию его качеств как процесса, способности, состояния и образования, на выявленную связь сознания и социального мышления как его механизма и на определения основных операций последнего (представление, интерпретация, проблематизация, категоризация).

Предметом данного исследования были избраны социальные представления, имманентные российскому сознанию, изученные лабораторией психологии личности ИП РАН (теоретико-эмпирические исследования российской ментальности в когнитивно-нравственно-правовом аспекте В. В. Знаковымисследования проблематизации как процедуры социального мышления Г. Э. Белицкойисследования интерпретации как процедуры социального мышления А. Н. Славскойисследования имплицитных представлений об интеллекте, интеллектуальности и интеллектуальной личности (умном человеке) в разных культурах, у разных возрастных поколений и полов Н. Л. Смирновойисследования жизненного пути, личностной организации времени, проведенные В. Ф. Серенковой, Т. Н. Березиной, Н. Ю. Григоровскойисследования о русском человеке М. И. Воловиковой, о порядочном человеке М. И. Воловиковой совместно с Л. Л. Дикевич и другие). В данной работе продолжается изучение социальных представлений в качестве экспектаций (представлений) личности об отношениях к ней других людей, представлений личности о том, как представляют ее себе другие люди.

Одним из первых раскрыл механизм экспектации Дж. Мид, считавший, что представления о «Я» и «концепция Я», обобщая, включает образ «Я» в глазах других людей. Понятие экспектации объединяет два основных аспекта: аспект ожидания, предвосхищения, идеального представления и аспект принятия данным субъектом, его включения в свое «Я» оценок, представлений об этом «Я» других людей. Дж. Мид, а вслед за ним и все психологи, принадлежащие к интеракционистскому направлению, выделяют три основных компонента в структуре личности: I (я), те (меня, то есть каким меня должны видеть другие) и self («самость» человека, личность). Их взаимоотношение таково: «self» состоит из «I» «те».

В современной науке Т. Шибутани связывал экспектации, представления «Я глазами других» с Я-концепцией, развивающейся в социальном взаимодействии. Дж. Мид утверждал, что каждый человек формирует Я-концепцию, оценивая свои субъективные переживания с коллективной точкой зрения. Следовательно, то, как человек рассматривает самого себя, должно быть отражением того, что, по его мнению, думают другие, хотя совершенно не обязательно, чтобы они действительно так думали.

Оценки самого себя, с точки зрения тех, с кем встречается человек дома, по соседству, на работе, постепенно интегрируется в единое целое. Следует предположить, что, хотя Я-концепция формируется и под влиянием других переменных, степень интеграции Я-концепции человека в значительной степени зависит от интеграции социальной системы, в которой он участвует. Я-концепции — это значения, в которых соединились ожидаемые реакции других людей. Именно благодаря устойчивым реакциям других людей у человека вырабатывается чувство своей определенности, и его Я-концепция поддерживается и подкрепляется постоянством этих ожидаемых реакций. Таким образом, в зарубежной социальной психологии проблема ожиданий разрабатывается уже давно, было проведено много экспериментов, которые позволяют заключить, что экспектации связаны с Я-концепцией, являются ее составной частью.

Отечественный психолог С. Л. Рубинштейн уже в 1935 году выделил структуру сознания, состоящую из трех отношений — к миру, к другим и к себе, которые затем были модифицированы разными авторами по-разному, но, в целом, оформились как совокупность отношений — познавательных и деятельных (к миру), коммуникативных (к другим) и рефлексивных (к себе). Развивая точку зрения С. Л. Рубинштейна, К.А.Абульханова-Славская включила в структуру индивидуального сознания ту составляющую, которую выделил Дж. Мид, а в последующем социальные психологи обозначили как экспектацию, то есть ожидание отношений других людей ко мне. Конкретному исследованию была подвергнута структура сознания, включающая три составляющих — ее отношения к другим, к себе и других ко мне (то есть экспектация).

Введение

экспектации в структуру сознания также отвечало бахтинской идее о диалоговом характере сознания. Согласно концепции М. М. Бахтина, сознание — диалог. Диалог не только внешний, но диалог внутренний, отраженный в самой структуре сознания: высказывая свое, человек предвидит, предчувствует, мыслит о возражении, мнении другого, имеет его в себе. Описывая триадическую структуру сознания, К.А.Абульханова-Славская опиралась на эту идею М. М. Бахтина, так же как на идеи С. Л. Рубинштейна о трех ведущих жизненных отношениях, на идеи Дж. Мида и др. Однако обнаружилось, что теоретически построенная для всех людей структура сознания — это одно, а реальные структуры сознания реальных людей, живущих в ту или иную эпоху — это совсем иное. Они претерпевают деформацию в силу социального давления, социального способа жизни в данном обществе (4,129). Именно поэтому исследование реальных экспектаций предполагает типологический подход.

Исследования, проводимые лабораторией психологии личности ИП РАН под руководством К.А.Абульхановой-Славской, коммуникативных характеристик активности (инициативы и ответственности) личности показали, что соотношение этих составляющих у разного типа людей оказывается очень различным. Одни типы, критически оценивая самих себя, позитивно — окружающих, в большей степени нуждаются в их оценке, мнении. Другие, наоборот, очень высоко оценивают себя, пренебрежительно относясь к окружающим, не нуждаясь в их оценках как отрицательных, так и положительных. Эти типы — крайние. Между ними находятся такие, например, которые улавливают только положительное мнение о себе, но остаются глухими к критике, и те, которые зависят от оценок в исключительной или меньшей степени, прислушиваясь ко всякого рода отзывам о себе. Эти данные показывают, что благодаря различным структурам своего сознания разные люди совершенно по-разному трактуют и свое положение среди людей и трактуют его иногда весьма субъективно.

Цель, исследовать экспектации как составляющие индивидуального сознания личности, в которых воплощены ее представления об отношениях (мнениях, оценках и т. д.) к ней других людей. В работах Дж. Мида и символических интераспекционистов экспектации рассматривались в структуре индивидуального сознания как восприятие себя с точки зрения других, однако число эмпирических исследований, посвященных этой проблеме очень незначительно (М.Л.Гомелаури, Я. А. Коломинский, С. А. Будасси, А. П. Копылова и др.). И хотя многими отмечалась роль отношений (оценок, мнений и т. д.) других в Я-концепции личности, но она не рассматривалась в связи с характеристиками личности как таковой, с ее типом в особенности.

Таким образом, целью нашего исследования является выявление зависимости между личностными характеристиками, выявляемыми методом Р. Кеттелла, самооценкой личности и ожиданиями (экспектациями) того, какие ее характеристики оцениваются окружающими. Под окружающими подразумевались «значимые» другие, то есть собственные родители (мать, отец), своя собственная семья (супруги и дети), друзья (как на работе, так и вне ее) и сослуживцы (начальство и коллеги).

Объект, представления личности о том, как ее оценивают окружающие.

Предмет, экспектации как избирательный механизм индивидуального сознания личности, выражающий его диалогическую природуразличия экспектаций оценок окружающих, зависящие от личностно-типологических особенностейвыявление зависимости характера экспектаций от пола, возраста, образования, то есть общих характеристик выборки.

Задачи.

1. Изучить современное состояние разработки проблемы индивидуального сознания в области психологии личности.

2. Проанализировать историю изучения проблемы социальных представлений как социально-психологического феномена в социальной психологии.

3. Разработать адекватный метод классификации ожидаемых оценок, дифференциации оценивающих лиц («экспертов»), позволяющий выявить комплексный избирательный характер личностных экспектаций.

4. Выяснить, на какие характеристики в представлениях о себе других преимущественно ориентируется личность (на личностные, поведенческие, отношенческие, профессиональные) и чьи представления о себе для личности более значимы: семьи (супруги, дети), родителей (мать, отец), друзей, сослуживцев (начальство, коллеги).

5. Изучить содержательные характеристики ожидаемых данной личностью оценок окружающих и различия в значимости для нее оценок разных лиц («экспертов»),.

6. Совпадает ли представление личности о себе (самооценка) и ожидаемые ею представления о ней других. Иными словами, совпадает или противоречит представление о «Я» комплексу «Я глазами других».

7. Выявить личностные особенности комплекса представлений «Я глазами других», составляющие их типологическое своеобразие.

Методологической и теоретической основой исследования являются основные общенаучные методологические принципы и принципы психологии: целостности, системности, единства сознания и деятельности (Б Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн и др.). Специальной теоретической основой работы явились основные положения субъектной парадигмы С. Л. Рубинштейнаконцепция социального мышления К.А.Абульхановой-Славскойконцепция социальных представлений С. Московичи и его школы.

Методическая основа и эмпирическая база работы. Методической основой служат принципы организации научного исследования, предложенные В. Н. Дружининым в работе «Структура и логика научного исследования».

Характеристика выборки: в основном эксперименте приняло участие.

153 человека в возрасте от 19 до 63 лет (средний возраст 34 года) с высшим техническим или гуманитарным образованием.

1. Для изучения самооценки применялся личностный дифференциал.

2. Для выявления ожидаемых оценок использовалась разработанная автором оригинальная методика. С ее помощью оценивались экспектации, то есть оценки, ожидаемые от родителей (мать, отец), собственной семьи (супруги, дети), друзей и сослуживцев (начальство, коллеги), даваемые по четырем группам качеств: личностным, поведенческим, отношенческим, профессиональным качествам.

3. Для исследования выраженности личностных черт использовался шестнадцатифакторный личностный опросник Р.Кеттелла.

Гипотезы исследования:

1. Экспектации индивидуального сознания являются выражением личностного выбора и композиции представлений о себе и оценок себя другими, которые определяются уровнем самооценки и типом личности.

2. Мы предполагаем, что в ожиданиях оценок со стороны других дифференцируются оценки своей личности, своего поведения, отношений к другим, профессиональных качеств, но оценки личностных качеств всегда представляются обособленными и приоритетными.

3. В отношениях к себе значимых других личность четко дифференцирует оценки родственников от оценок сослуживцев и друзей, в оценках первых для нее значимы разнообразные характеристики, а в оценках последнихпреимущественно поведенческие и отношенческие.

4. Самооценка прямо пропорционально связана с экспектациями. Высокая самооценка предполагает ожидание высоких оценок своих профессиональных качестввыраженного характера отношений к другим, что говорит о готовности человека к общениюличностных качеств.

Научная новизна работы, впервые предпринято исследование экспектаций как механизма индивидуального сознания, выражающего избирательное отношение личности к оценкам окружающих и к ним самим и зависящего от качеств личности и самооценкиа также изучение дифференциации ожидаемых оценок от членов семьи, друзей и сослуживцев. Новизна работы состоит также в том, что теоретически и эмпирически доказано различение оценок личностных качеств от оценок поведенческих и отношенческих качествэкспектации рассматриваются не только как феномен социальной психологии, но и как механизм сознания личности.

Разработана и апробирована программа исследования представлений «Я глазами другого». Новым является набор методических средств для изучения феномена личностных обыденных представлений о себе в глазах других, а именно использования метода личностного опросника Кеттелла в сочетании с методом семантического дифференциала и авторской методикой. Выявлено разнообразное содержание представлений о себе с точки зрения значимых других. Полученные эмпирические данные позволили выделить и описать личностно-типологические особенности экспектаций.

Научно-практическое значение. Разработанная система исследования экспектаций субъекта содержит в себе теоретическую новизну и практический потенциал. Практическое значение состоит, прежде всего, в том, что выявление характера и дифференцированности экспектаций имеет значение для определения зрелости личности, ее сознания и сформированности социального мышления. Зрелая в этом отношении личность получает возможность более оптимально участвовать в совместной деятельности, в процессах коммуникации. Результаты исследования могут быть использованы в целях диагностики личностных коммуникативных качеств сознания.

Положения, выносимые на защиту.

1. В отличие от общепринятой характеристики экспектации как феноменов социальной психологии и межличностных отношений, в данной работе экспектации рассматриваются как один из существенных механизмов индивидуального сознания личности, поскольку они есть представления личности о том, как к ней относятся, как ее оценивают окружающие. Представления (экспектации) личности об отношении к ней окружающих («Я глазами других») образует комплекс, характеризующий сознание данного типа личности.

2. Преимущественная ориентация личности в своих экспектациях на оценку тех или иных своих качеств и на тех или иных оценивающих ее лиц («экспертов») зависит от самооценки личности и ее реальных личностных характеристик (по Кеттеллу). Фактически последние составляют основу субъективного выбора, осуществляемого ее сознанием.

3. Значимость ожидаемых оценок (экспектаций) от лиц, находящихся в разной степени родства, близости (друзья) или связанных профессиональной деятельностью (сослуживцы) значительно варьирует, а также существенны предпочтения оценок тех или иных групп качеств (личностных, поведенческих, отношенческих, профессиональных). В оценках значимых сослуживцев (начальства и коллег) и друзей значимы поведенческие и отношенческие качества. В оценках родителей значимы поведенческие, отношенческие, профессиональные качества. В оценках семьи значимы поведенческие и профессиональные качества. В оценках всех экспертов личностные качества представляют особую значимость (в отличие от всех остальных качеств).

4. Представления «Я глазами других» прямо пропорционально зависят от самооценки. Личности с высокой самооценкой ориентируются на оценки сослуживцев и родителей. Личности с низкой самооценкой ориентируются на оценки собственной семьи, родителей, сослуживцев и друзей.

Достоверность полученных результатов и сделанных на их основании выводов обеспечивается опорой на теоретико-методические положения отечественной и зарубежной психологии, адекватностью методов предмету исследования, репрезентативностью выборки (153 человека), применением математической статистики (пакет унифицированных компьютерных программ статистической обработки STADIA), качественной интерпретацией данных и сопоставлением полученных результатов с результатами других авторов.

Алробатшя результатов исследования. Диссертационная работа апробирована на заседании лаборатории психологии личности ИП РАН (1998;2000), теоретические и экспериментальные результаты исследования докладывались на Y Республиканской научно-практической конференции в Челябинске (1999 г.), на региональной научно-методической конференции в Красноярске (1999 г.).

Материалы исследования используются при чтении учебных курсов для студентов Красноярского государственного педагогического университета. Диссертация выполнена в соответствии с тематическим планом лаборатории психологии личности ИП РАН.

Структура Аиссертации обусловлена логикой исследования, его целями и задачами. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

ВЫВОДЫ:

1. Проведенное исследование позволяет говорить об экспектации как одном из существенных механизмов индивидуального сознания личности. Представления (экспектации) об отношении к личности окружающих являются выражением личностного выбора и образуют комплекс, характеризующий сознание данного типа личности. Экспектации оценок выполняют различные функции для разных личностей: в одних случаях, будучи уже закреплены в сознании личности, экспектации являются ее внутренним достоянием, в других — экспектации выполняют роль постоянной поддержки.

2. В ожиданиях оценок со стороны других дифференцируются оценки своей личности, своего поведения, отношений к другим, профессиональных качеств. Оценки личностных качеств всегда представляются обособленными от всех других, что свидетельствует о потребности в подтверждении своей идентичности (по Э. Эриксону). Экспектации оценок личностных качеств непосредственно связаны с собственными личностными чертами (по Кеттеллу), тогда как в оценке поведенческих качеств нуждаются лица, у которых преобладают деятельностные черты, а отношенческих качеств — коммуникативные. Тем самым выявилась закономерность, состоящая в определенной конгруэнтности ожидаемых оценок и выраженных личностных особенностей (собственно личностных, поведенческих, коммуникативных).

3. Личность, воспринимая себя «глазами других», определенно различает оценки родителей, собственной семьи, сослуживцев и друзей. В оценках родственников для нее значимы разнообразные характеристики, а в оценках сослуживцев и друзей — поведенческие и отношенческие. Экспектации оценок со стороны начальства и семьи связаны преимущественно с коммуникативными чертами личности (по Кеттеллу), а экспектации оценок со стороны матери, друзей и коллег — преимущественно с личностными чертами.

4. Ожидаемые оценки прямо пропорциональны самооценке. Личности с высокой самооценкой ориентируются на оценки сослуживцев и родителейличности с низкой самооценкой ориентируются на оценки собственной семьи, родителей, сослуживцев и друзей.

5. Экспектации оценок положительно коррелируют с возрастом: чем старше личность, тем выше ожидаемые оценки. Обнаружены различия между личностями с гуманитарным образованием и техническим: первые ожидают высоких оценок, а вторые — низкихмежду семейными и одинокими личностями (семейные ожидают высоких оценок, а одинокиенизких). Различий между полами по ожидаемым оценкам не обнаружено.

6. Выявившиеся комплексы экспектаций позволили выделить пять «типов» личностей. Первый тип ориентируется на оценки сослуживцев и друзей (по профессиональным, поведенческим и личностным качествам). Второй тип опирается на оценки собственной семьи (по личностным, поведенческим, профессиональным качествам). Третий тип ориентирован на близких (по всем качествам). Четвертый тип предпочитает оценки сослуживцев, друзей, родителей (по всем качествам). Пятый тип ориентируется на оценки всех значимых других (по всем качествам).

7. Мы исходно определяем экспектации как динамическую способность сознания, а для выявления особенностей самой личности мы были вынуждены воспользоваться методикой Кеттелла, выявившей статичные особенности личности. Но даже при использовании достаточно статичного инструментария удалось обнаружить функциональную роль экспектаций как регулятора индивидуального сознания и конгруэнтность типам личности. При наличии в исследовании возрастного среза удалось проследить динамику личностных потребностей в оценке.

8. Очень важным результатом является обнаружившееся в особенностях экспектаций сочетание личностных оснований с социальными представлениями. А именно: социальное происхождение экспектаций (представление личности о том, какова она в глазах других, идет извне), примат убеждений (значение экспектаций и их функции в человеческом поведении) и их детерминирующая роль (сенсорное восприятие оценок извне и перевод их в понятие о себе) — все это адекватно тому общему плану, на котором строится теория социальных представленийа также социальная ситуация, которая приводит к изменениям не только самой личности, но и ее ожиданий оценок и отношений со стороны других людей. Все это подтверждает правомерность изучения экспектаций одновременно и с точки зрения их личностных оснований, и как социальных представлений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследования представлений личности об отношении к ней других людей являются одним из актуальных направлений в современной психологии. Мы рассмотрели экспектации как комплекс представлений «Я глазами других», складывающийся в сознании личности. Экспектации, по нашему мнению, могут быть связующим звеном между психологией личности и социальной психологией. При анализе теоретического материала по проблемам сознания, самосознания, Я-концепции мы ставили акцент на мыслящую личность. Практически вся сфера мышления, связанная с общением людей, в психологии относится к сфере проблем сознания. Определив сознание как жизненную способность личности, можно говорить не только о способности к социальному мышлению, но и потребности в нем. Экспектации выражают потребность человека в отношениях к нему других людей, воплощающихся в мнениях о его личности, оценках его поведения, его отношения к людям. Важнейшей характеристикой социального мышления является коммуникативность. Коммуникативная сущность социального мышления и сознания выражается в его диалогичности. Раскрытие диалогичности сознания предполагает выявление соотношения его личностных и межличностных характеристиктого, как именно в индивидуальном сознании представлены взаимоотношения с другими людьми. Коммуникативность мышления личности имеет три способности, проявляющихся в механизме экспектации: мысленная адресованность к другому человекуожидание мнений другого человекастепень развития способности и склонности к диалогу. Социальные представления же можно определить как структурные элементы социального мышления. Таким образом, исходя из теоретических посылок, следует предположить, что экспектации есть механизм, отражающий избирательное отношение личности к оценкам окружающих и к ним самим и зависящего от качеств личности и ее самооценки, т. е. экспектации имеют индивидуализированный характер.

Данное предположение было эмпирически проверено. Проведенное исследование показало, что изучение экспектаций возможно на стыке психологии личности и социальной психологии. Разработанная программа исследования адекватна поставленным целям и задачам. Применение методик семантического дифференциала, личностного опросника Кеттелла в совокупности с методами математической обработки позволяет выявить содержание экспектаций и основные комплексы представлений «Я глазами других» взрослых людей. Разработанная оригинальная методика для изучения ожидаемых оценок позволяет получить разностороннюю информацию об изучаемом явлении.

Полученные результаты эмпирического исследования экспектаций показали, что личность четко различает оценки родителей, собственной семьи и сослуживцев, друзей. В оценках близких для нее значимы разнообразные характеристики (поведенческие, отношенческие, профессиональные), а в оценках «дальних» людей — поведенческие и отношенческие. Оценки личностных качеств представляются обособленными от всех других. Ожидаемые оценки прямо пропорционально связаны с самооценкой. Экспектации оценок со стороны начальства и семьи связаны преимущественно с коммуникативными чертами личности (по Кеттеллу), а экспектации оценок со стороны матери, друзей, коллегпреимущественно с личностными чертами. Также выявилась закономерность, состоящая в определенной конгруэнтности ожидаемых оценок и выраженных личностных особенностей (экспектации личностных оценок непосредственно связаны с собственно личностными чертами, экспектации оценок поведения — с деятельностными чертами, экспектации оценок отношенческих качеств — с коммуникативными). Анализ данных позволяет выделить пять основных комплексов представлений «Я глазами других», достоверно отличающихся друг от друга по организованности в их индивидуальном сознании системы ожиданий отношений со стороны других людей.

Таким образом, можно говорить об экспектации как одном из существенных механизмов индивидуального сознания личности. Экспектации выражают личностный выбор и образуют комплекс, характеризующий сознание данного типа личности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абулъхаиова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980.- 335 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Личностный аспект проблемы общения. В кн.: Проблемы общения в психологии. — М., 1981. С.218−241.
  3. Абульханова-Славская К.А. О путях построения типологии личности // Психологический журнал. Т.4. — 1983. — № 1. С. 14−29.
  4. Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности: избранные психологические труды. М., 1999. — 224 с.
  5. Абульханова-Славская К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования. //Психологический журнал. Т.14. — 1994. — № 4. С.39−55.
  6. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991. — 299 с.
  7. Абульханова-Славская К. А. Типология активности личности // Психологический журнал. Т.6. — 1985. — № 5. С.3−18.
  8. B.C. Становление Я-концепции личности: теория и практика. -М., 1999. 164 с.
  9. B.C. Механизмы социального восприятия. //Психологический журнал. Т.10. — 1989. — № 2. С.63−70.
  10. Г. И., Белогуров А. Ю. Математические методы в психологии и педагогике. Владикавказ, 1997. — 302 с.
  11. Н.Г., Ладенко И. С. Направления изучения рефлексии. В кн.: Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. -Новосибирск, 1987. С.3−12.
  12. С.А. Сознание как целое. Психологическое понятие личности. -М&bdquo- 1918.-54 с.
  13. А. Психологическое тестирование. Кн.1, 2. — М., 1982.
  14. Г. М. Социальная психология. М., 1996.
  15. Г. М. Социальное познание: проблемы и перспективы. М. Воронеж, 1999. -416 с.
  16. Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе. М., 1978. — 271 с.
  17. Е.А. Социальный статус и активность личности. М., 1984. -287 с.
  18. Л.И. Материалистические идеи в зарубежной психологии. -М&bdquo- 1974. -359 с.
  19. Л.И. О динамическом подходе к изучению личности. // Психологический журнал. Т.2. — 1981. — № 2. С.8−18.
  20. Р.Г. Проблема «другого Я» и моральное самосознание личности. //Философские науки. 1986. — № 6. С. 53 — 59.
  21. А.С. Размышления о работе С.Л.Рубинштейна «Человек и мир». //Вопросы философии. 1993. — № 5. С. 130−160.
  22. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М., 1984. 105 с.
  23. А .Г. Психология личности. М., 1990. — 367 с.
  24. B.C. Ценностное сознание и активизация человеческого фактора. Харьков, 1988. — 152 с.
  25. Д., Франселла Ф. Новый метод исследования личности. М., 1987.
  26. B.C. Диалектика сфер общественной жизни. М., 1982.-230 с.
  27. B.C. Социальная философия: В 2 ч. 4.1. — М., 1993. — 336 с.
  28. Т.В. Гарви Уилер. Структура человеческой рефлексии. Рефлексивная психология В.Лефевра. //Вопросы философии. 1991. — № 1. С.187−189.
  29. Ф.В. О «силе Я» и «психологической защите». //Вопросы философии. 1969. -№ 2. С.118−125.
  30. Ф.В. Проблемы бессознательного. М., 1968. — 468 с.
  31. Н.А. Проблема оценивания и оценки в общей психологии. // Вопросы психологии. 1989. — № 2. С.81−89.
  32. М.М. Эстетика словесного творчества. М, 1979. — 424 с.
  33. А.Ф. Концепции сознания в современной западной философии. В кн.: Бессознательное: природа, функции, методы исследования. — Тбилиси, 1978. С.299−310.
  34. А. Изучение сознания: Вклад в психологию. М., 1997. — 269 с.
  35. Г. Э., Николаева О. П. Многопартийные выборы в России: опыт психологического анализа. //Психологический журнал. Т. 15. — 1994. -№ 6. С.107−115.
  36. Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). -Париж, 1949. 377 с.
  37. И.Е. К постановке проблемы рефлексии как проблемы общения. В кн.: Методологические проблемы психологии личности. -М&bdquo- 1981. С.134−144.
  38. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. — 420 с.
  39. Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М., 1966. — 349 с.
  40. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978. -311 с.
  41. Т.В. Социальные представления как объект психологического исследования. Дисс. к.пс.н. — М., 1996. — 167 с.
  42. А.А. Восприятие человека человеком. Л., 1965. — 123 с.
  43. А.А. Личность и общение: Избранные труды. -М., 1983, — 272 с.
  44. А.А. О разработке психологии познания людьми друг друга. // Психологический журнал. Т.1. — 1980. — № 1. С. 21−29.
  45. А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. -Л., 1970.- 134 с.
  46. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. М., 1968. — 464 с.
  47. Л.И. Основные этапы становления сознания. Киев, 1979.
  48. Дж. Психология познания. М., 1977. — 412 с.
  49. А.В. Мышление и прогнозирование: логико-психологический анализ. М., 1979. — 230 с.
  50. А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М. Воронеж, 1996.-392 с.
  51. Т.Н. Сознание в современном мире. Саратов, 1993. — 79 с.
  52. С.А. Моделирование личности в группе. Дисс. к.пс.н. — М., 1972. -123 с.
  53. Л. П. Общественные отношения и общение. В кн.: Методологические проблемы социальной психологии. — М., 1975. С. 136 150.
  54. Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., 1968. — 267 с.
  55. Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 1978. — 216 с.
  56. Буш. Г. Я. Диалогика и творчество. Рига, 1985. — 318 с.
  57. Ш. Социально-психологическое изучение ребенка первого года жизни. /Под ред. Л. С. Выготского, А. Р. Лурия. М.-Л., 1931. — 234 с.
  58. И.В. Человеческая субъективность. Ростов-на-Дону, 1984. -200 с.
  59. Г. Г. Сознание, его происхождение и сущность. Киев, 1970. -36 с.
  60. М. Избранные произведения. М., 1990. — 808 с.
  61. Л.Я., Гурьев Д. Д. Современная философия духа и сознания. -М&bdquo- 1995.- 75 с.
  62. Е.П., Зинченко В. П., Лекторский В. А. Сознание: опыт междисциплинарного подхода. //Вопросы философии. 1988, — № 11. С.3−30.
  63. .М. Современная когнитивная психология. М., 1982. -336 с.
  64. Вероятностное прогнозирование в деятельности человека. М., 1977. -391 с.
  65. А.В. Роль внутреннего диалога в самосознании личности. -Автореф. к.пс.н. М., 1987. — 20 с.
  66. ВоловиковаМ.И. Представления о русском человеке. В кн.: Психология личности: новые исследования. — М., 1998. С.147−160.
  67. В.Н. Проблема субъекта индивидуального сознания. -Куйбышев, 1985.
  68. Вопросы психологии общения и познания людьми друг друга. -Краснодар, 1981. 188 с.
  69. Л.С. Психика, сознание, бессознательное. Собр. соч. в 6 т. -Т.1.-М., 1982. С.132−148.
  70. Л.С. Сознание как проблема психологии поведения. Собр. соч. в 6 т. — Т.1. — М&bdquo- 1982. С.78−98.
  71. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. М., 1988.- 704 с.
  72. С., Московичи С. Теория принятия коллективных решений в иерархических и неиерархических группах. //Психологический журнал. -Т.13. 1992. -№ 6. С.93−103.
  73. М.А. Проблема самосознания в западноевропейской философии. М., 1987. — 214 с.
  74. Г. В. Наука логики 4.1. Пг., 1916. — 269 с.
  75. Г. В. Феноменология духа. СПб., 1913. — 377 с.
  76. Г. А. Рефлексия как фактор развития. В кн.: Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. — Новосибирск, 1987. С.54−60.
  77. М.Л. К вопросу о мотивационном значении социальных ожиданий. Автореф. к.пс.н. — Тбилиси, 1967. — 25 с.
  78. Ф. Рей. Общение и его значение в разработке проблемы личности. //Психологический журнал. Т.4. — 1983. — № 4. С.40−47.
  79. JJ. Д. Социальная психология личности: Текст лекций. -Новочеркасск, 1990. 67 с.
  80. В.Н. Обыденное сознание как объект философского анализа. -Пермь, 1986.
  81. А.А. Образная сфера человека. М., 1992. — 194 с.
  82. Р. Основы психологического эксперимента: Уч. пособие. -М., 1982.-463 с.
  83. Э. Представление себя другим. В кн.: Современная зарубежная социальная психология. Тексты. — М., 1984. С. 188−196.
  84. Р. Избранные произведения. /Под ред. В. В. Соколова. М., 1950. -712с.
  85. М.В. Анализ структуры сознания. М., 1980. — 37 с.
  86. М.В. Проблемы теории личности. М., 1977. — 240 с.
  87. Г. А. Диалоговое общение, условия и факторы его эффективности. М., 1992.
  88. У. Психология. /Под ред. Л. А. Петровской. М., 1991. — 368 с.
  89. Г. Г. Социально-политическая психология. М., 1996. — 352 с.
  90. З.В., Щеголева Т. М. Самосознание личности. Иркутск, 1993. -54 с.
  91. A.M., Емельянова Т. П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. М., 1987. — 128 с.
  92. А.В. Категория «субъектное отношение» и формирование сознания личности. Вестник БГУ, сер. 3. — Минск, 1989. — 21 с.
  93. В.Н. Структура и логика психологического исследования. -М&bdquo- 1993, — 120 с.
  94. В.Н. Экспериментальная психология. М., 1997. — 256 с.
  95. В. Явление анкеровки в исследованиях социальных представлений. //Психологический журнал. Т. 15. — 1994. — № 1. С. 19−26.
  96. И.И., Гуслякова Л. Г. Динамика обыденного сознания. Минск, 1985. — 135 с.
  97. Дубов 14.Г., Пантилеев С. Р. Восприятие личности политического лидера. //Психологический журнал. Т. 13. — 1992. — № 6. С.25−34.
  98. Д.И. Категория идеального и ее соотношение с понятиями индивидуального и общественного сознания. //Вопросы философии. -1988. -№ 1. С.15−27.
  99. Э. Представления индивидуальные и представления коллективные. В кн.: Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. — М., 1995. С.208−243.
  100. БД. Сознание как гносеологическая проблема. Саратов, 1984, — 178 с.
  101. Т.П. Французская школа социальной психологии: новый подход к проблеме социальных представлений. М., 1984. — 13 с.
  102. Н.И. Проблема сознания: философский и специально-научный аспекты. Минск, 1987. — 207 с.
  103. Зак А. З. Проблемы психологического изучения рефлексии. В кн.: Исследование речемысли и рефлексии. — Психология. — Вып. 10. — Алма-Ата, 1979. С.6−13.
  104. А.В. Генезис самооценки. Дисс. д.пс.н. — М., 1989. -350 с.
  105. ЕМ. Способы вербальной презентации образа «Я» и самоотношение субъекта. Дисс. к.пс.н. — М., 1997. — 181 с.
  106. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М., 1994. — 304 с.
  107. В.В. Правда и ложь в сознании русского народа и современная психология понимания. М., 1993. — 116 с.
  108. А.С. Проблемы психологии общения. Ростов-на-Дону, 1976.
  109. Исследование речемысли и рефлексии. Алма-Ата, 1979. — 106 с.
  110. Х.Г. Соотношение самооценки и некоторых компонентов умственных способностей. Дисс. к.пс.н. — М., 1989. — 116 с.
  111. Кабинет практического психолога: Практическое пособие (составитель Г. П. Горбунова и др.). Кемерово, 1997.
  112. В.И. Представление личности о себе и значимых других как субъектах общения. //Психологический журнал. Т.2. — 1981. — № 4. С.55−60.
  113. А.Г. Психология личности. М., 1970. — 391 с.
  114. Когнитивная психология. Материалы финско-советского симпозиума. -М&bdquo- 1986.-204 с.
  115. Кон И. С. Категория «Я» в психологии. //Психологический журнал. Т.2. — 1981. -№ 3. С.25−38.
  116. Кон И. С. Социология личности. М., 1967. — 383 с.
  117. А.П. Динамика личностных оценок в условиях вхождения в новый коллектив. Дисс. к.пс.н. — М., 1975. — 126 с.
  118. К.И. Отношение человека к познаваемому им миру как психологическая проблема. Челябинск, 1974. — 50 с.
  119. Н.А. Личность и индивидуальные различия. Типология личности и ее варианты развития. Новосибирск, 1998.
  120. Т.В. Введение в психологический эксперимент. М., 1997. -256 с. 2.Кулюткин Ю. Н. Рефлексивная регуляция мыслительных действий. В кн.: Психологические исследования интеллектуальной деятельности. -М., 1979. С.22−28.
  121. Кун М., Мак Партленд. Эмпирическое исследование установок личности на себя //Современная зарубежная социальная психология. -М., 1984.
  122. ЛаметриЖ.-О. Сочинения. М., 1976. — 550 с.
  123. В.В. Структура и функции субъекта познания.-Л., 1983.-159 с.
  124. Леви-Брюлъ Л. Первобытное мышление. М., 1930. — 339 с.
  125. Г. В. Новые опыты о человеческом разуме. M.-JL, 1936. -484 с.
  126. В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980. — 360 с.
  127. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. — 304 с.
  128. В.А. От психофизики к моделированию души. //Вопросы философии. 1990. -№ 7. С.25−31.
  129. В.А. Формула человека: контуры фундаментальной психологии. -М&bdquo- 1991. 108 с.
  130. Т. Самосознание. СПб., 1903. — 72 с.
  131. А.Д. Измерения в психологии: математические основы. М., 1993.-475 с.
  132. А.Д. Психология восприятия. М., 1987. — 81 с.
  133. ЛоккДж. Опыт о человеческом разуме. М., 1898. — 736 с.
  134. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М&bdquo- 1984. -444 с.
  135. .Ф. Проблема общения в психологии. В кн.: Проблема общения в психологии. — М., 1981. С.3−23.
  136. РД. Расколотое «Я». М&bdquo- 1995. — 352 с.
  137. Д. Социальная психология. СПб., 1996. — 684 с.
  138. Мамардаъи.вили ЬА.К. Сознание как философская проблема. //Вопросы философии. 1990. -№ 10. С.3−18.
  139. В.В. О соотношении обыденного сознания и общественной психологии. Донецк, 1979. — 23 с.
  140. . Т.П. Сознание как целостность и рефлексия. Ростов-на-Дону, 1988. — 184 с.
  141. А.А. О природе индивидуального сознания. Ереван, 1959. -247 с.
  142. Межличностное восприятие в группе. /Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М., 1981. — 295 с.
  143. Е. Я Ты — Мы: Психологические возможности улучшения общения. — М., 1986. — 256 с.
  144. B.C. Опыт изучения онтогенеза интегральной индивидуальности. //Вопросы психологии. 1977. -№ 5. С.88−97.14 В. Мерлин B.C. Проблемы интегрального исследования индивидуальности человека. //Психологический журнал. Т.1. — 1980. — № 1. С.58−71.
  145. B.C. Психология индивидуальности. /Под ред. Е. А. Климова. -М,-Воронеж, 1996.-448 с.
  146. Место и роль обыденного сознания и познания в мировоззрении личности. Челябинск, 1990. — 143 с.
  147. Методологические и теоретические проблемы психологии. /Под ред. Е. В. Шороховой. М&bdquo- 1969. — 376 с.
  148. Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.
  149. Методы исследования межличностного восприятия: Спецпрактикум по социальной психологии. /Под ред. Г. М. Андреевой, В. С. Агеева. М., 1984. — 104 с.
  150. Методы социальной психологии. /Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. -Л., 1977. 175 с.
  151. Методы социально-психологических исследований. /Под ред. Меньшиковой. М., 1975.
  152. М.Е. О соотношении идеологии, общественной психологии и обыденного сознания. //Психологический журнал. Т.8. — 1987. — № 4. С.31−41.
  153. Мнуш.кина А. В. Особенности личностных оценок лидера при изменении его статуса в учебной группе. Дисс. к.пс.н. — М., 1978. — 149 с.
  154. С. От коллективных представлений к социальным. // Вопросы социологии. Т.1. — 1992. — № 2. С.83−96.
  155. С. Социальное представление: исторический взгляд. // Психологический журнал. Т.16. — 1995. — № 1. С.3−18- - № 2. С.3−14.
  156. Московичи С, Мюнъи Г., Перес Х. А. Влияние меньшинства. // Иностранная психология. Т.2. — 1994. — № 2 (4). С. 18−24.
  157. В.Н. Психология отношений. /Под ред. А. А. Бодалева. М. Воронеж, 1998.-368 с.
  158. Ш. А. О формировании и смене социальных установок личности. //Вопросы психологии. 1978. — № 3. С.32−39.
  159. Л.И. Обыденное сознание как социокультурный феномен. -Дисс. д.филос.н. М., 1996.
  160. Новые исследования в психологии. М., 1981. — № 2.
  161. Н.Н. Межличностные отношения. Л., 1979. — 151 с.
  162. Н.Н. Психология межличностных отношений. Киев, 1990. -191 с.
  163. Общая психодиагностика. /Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М., 1982.-303 с.
  164. B.C. Матстатистика. СПб., 1996. — 31 с.
  165. Г. В. Личность в психологии. СПб., 1998. — 345 с.
  166. Е.А. Формирование позитивного имиджа государственного деятеля. Дисс. к.пс.н. — М., 1997.
  167. Основы психодиагностики. /Сост. Л. Б. Шнейдер. 4.1. — М., 1995. -205 с.
  168. В.И. Структура межличностных отношений. Киев, 1975. -127 с.
  169. С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. -М., 1991. 110 с.
  170. О.Г. О направлениях исследований имплицитной психологии. СПб., 1993. — 9 с.
  171. В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. М., 1983. -177 с.
  172. Л. А. Компетентность в общении. М., 1989.-216с.
  173. Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М., 1982.
  174. А.В. О психологии личности. М., 1971. — 64 с.
  175. А.В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива. -М&bdquo- 1978, — 176 с.
  176. . Избранные психологические труды. М., 1969. — 659 с.
  177. . Психология, междисциплинарные связи и система наук. М., 1966.-40 с.
  178. ., Инердель Б. Генезис элементарных логических структур. -М., 1963.-448 с.
  179. К.К. О системе психологии. М., 1972. — 216 с.
  180. Платонов К. К Психология личности. М., 1966. — 17 с.
  181. Познание. Общество. Развитие. /Под ред. Д. В. Ушакова. М., 1996. -206 с.
  182. М. Личностное знание. М., 1985.-344 с.
  183. Проблемы общения и восприятия. Тарту, 1978. — Вып.474.
  184. Проблемы психологии субъективных суждений и оценок. Саратов, 1984. — 104 с.
  185. Проблемы рефлексии в научном познании. Куйбышев, 1983. — 160 с.
  186. Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. -Новосибирск, 1987. 237 с.
  187. Проблемы сознания. Материалы симпозиума. М., 1966. — 600 с.
  188. Психоанализ и культура: Избранные труды К. Хорни и Э.Фромма. М., 1995.-623 с.
  189. Психологические аспекты социальных отношений личности. Рязань, 1980. — Вып. 1.
  190. Психологические механизмы регуляции социального поведения: Сб. статей. /Отв. ред. М. И. Бобнева. М., 1979. — 335 с.
  191. Психологические механизмы формирования оценочных суждений. -Саратов, 1989. 135 с.
  192. Психология личности: новые исследования. /Под ред. К.А.Абульхановой-Славской и др. М., 1998. — 346 с.
  193. Психология межличностных отношений. /Под ред. А. А. Бодалева и др. -М&bdquo- 1979.- 51 с.
  194. .Я. Обыденное сознание. JL, 1987. — 152 с.
  195. .Р. Психология как наука о личности. СПб., б.г. — 109 с.
  196. Рефлексия в науке и обучении: Сб. научн. трудов. Новосибирск, 1989. -184 с.
  197. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. — 479 с.
  198. Российский менталитет. /Под ред. К.А.Абульхановой-Славской и др. -М&bdquo- 1996.- 132 с.
  199. Российский менталитет. /Под ред. К.А.Абульхановой-Славской и др. -М&bdquo- 1997.-336 с.
  200. С.Л. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии. М., 1997. — 463 с.
  201. С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1998. — 688 с.
  202. С.Л. Человек и мир. М., 1997. — 191 с.
  203. Т.Т. Психологические особенности ожидаемых оценок у старшеклассников. Дисс. к.пс.н. — М., 1982. — 134 с.
  204. Е.И. Возрастные особенности соотношения ориентаций школьников на самооценку и на оценку другими людьми. Дисс. к.пс.н. -М, 1970. — 106 с.
  205. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. -Л&bdquo- 1979.-264 с.
  206. В.Ф. Устойчивость самооценки и механизм ее сохранения. // Вопросы психологии. 1975. — № 3. С.62−72.
  207. И.Н. Психология рефлексии в организации творческого процесса мышления. Дисс. д.пс.н. — М., 1992. — 539 с.
  208. И.Н. Рефлексивная психология и педагогика творческого мышления. Запорожье, 1992.
  209. И.Н. Философские и психологические проблемы исследования рефлексии. Новосибирск, 1989.
  210. Ю.М. Общественное и индивидуальное сознание. М., 1964. -92 с.
  211. Ю.В. Философская концепция С.Л.Рубинштейна и психология. -М., 1983.
  212. Л.В. Субъект истории и социальное самосознание. М., 1983. -264 с.
  213. С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М., 1985. — 229 с.
  214. Е.Э., Сопиков А. П. Рассуждения о рассуждениях (рефлексивность сознания личности). В кн.: Социальная психология личности. — Л., 1974. С. 140−149.
  215. Н.Л. Образ умного человека: российское исследование. В кн.: Российский менталитет: Вопросы психологической теории и практики. — М&bdquo- 1997. С. 112−130.
  216. Современная зарубежная социальная психология. Тексты. /Под ред. Г. М. Андреевой и др. М., 1984. — 255 с.
  217. Сознание и понимание. Фрунзе, 1982. — 124 с.
  218. Сознание личности в кризисном обществе. /Под ред. К.А.Абульхановой-Славской и др. М., 1995. — 193 с.
  219. Сознание. Материалы обсуждения проблем сознания на симпозиуме, состоявшемся 1−3 июня 1966 г. М., 1967. — 356 с.
  220. О.В. Обратная связь в межличностном общении. М., 1992. -109 с.
  221. Социальная психология личности. /Под ред. М. И. Бобневой, Е. В. Шороховой. М&bdquo- 1979. — 344 с.
  222. А.Г. Происхождение сознания. М., 1960. — 471 с.
  223. А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972. — 303 с.
  224. Е.Б. Жизненные отношения личности. Киев, 1992. -216 с.
  225. С.Ю., Семенов И. Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования. //Вопросы психологии. 1985. — № 3. С.31−40.
  226. В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности. Автореф. дисс. д.пс.н. — М., 1985. — 37 с.
  227. В.В. Самосознание личности. М., 1983. — 284 с.
  228. Тайны сознания и бессознательного: Хрестоматия. /Сост. К. В. Сельченок. Мн., 1998. — 496 с.
  229. Г. Г. Методология анализа данных в социологии. М., 1998.
  230. Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар, 1975. — 342 с.
  231. Дж.С., Оукс ПДж., Хэслем С. А., Дэвид В. Социальная идентичность, самокатегоризация и группа. //Иностранная психология. -Т.2. 1994. -№ 2 (4). С.8−17.
  232. В.П. Психология межличностного влияния и оценивания. Л., 1984.-43 с.
  233. В.П. Избранные философские труды. Л., 1988. — 343 с.
  234. Д.Н. Теория установки. /Под ред. Ш. А. Надирашвили. М. Воронеж, 1997.-448 с.
  235. У ледов А. К. Актуальные проблемы социальной психологии. М., 1981. -93 с.
  236. А.К. Общественная психология и идеология. -М., 1985. -268 с.
  237. А.К. Структура общественного сознания. М., 1968. — 324 с.
  238. Философский энциклопедический словарь. /Гл. ред. Л. Ф. Ильичев. М., 1983.- 840 с.
  239. Философский энциклопедический словарь. /Редкол.: С. С. Аверинцев, Э.А.Араб-Оглы и др. М&bdquo- 1989. — 815 с.
  240. Дж.Х. Генетическая психология Ж.Пиаже. M. J967.- 623 с.
  241. Фрейд 3. Основной инстинкт. М., 1997. — 656 с.
  242. Э. Душа человека. М., 1998. — 664 с.
  243. Э. Психоанализ и этика. М., 1993.
  244. А.Л. Отражение и оценка. Горький, 1989.
  245. Г. Современный факторный анализ. М., 1972. — 485 с.
  246. Л., ЗиглерД. Теории личности. СПб., 1997. — 608 с.
  247. И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.-143 с.
  248. З.А., Казанцева Э. Р. Основы математической статистики для психологов. Челябинск, 1993.
  249. М.А. Обыденное сознание. Ереван, 1984. — 184 с.
  250. Т. Социальная психология. Ростов-на-Дону, 1998. -544 с.
  251. П.Н. Современная социальная психология. М., 1999. — 448 с.
  252. П.Н. Тенденции развития современной западноевропейской социальной психологии. //Психологический журнал. Т.4. — 1983. — № 6. С.146−153.
  253. Е.В. Представления о педагогическом общении у разных групп учителей. Автореф. к.пс.н. — М., 1996. — 20 с.
  254. Е.В. Проблема сознания в философии и естествознании. М., 1961.- 363 с.
  255. Е.В. Тенденции исследований личности в советской психологии. //Психологический журнал. Т.1. — 1980. — № 1. С.45−57.
  256. Г. Г. Сознание и его собственник. М., 1916. — 55 с.
  257. Ю.А. Человеческая рефлексия и две системы этического сознания. //Вопросы философии. 1990. — № 7. С.32−41.
  258. Г. П. Коммуникация, деятельность, рефлексия. В кн.: Исследование речемыслительной деятельности. — Психология. — Вып.З. -Алма-Ата, 1974. С.12−28.
  259. Э. Детство и общество. Обнинск, 1993.
  260. Юнг К. Г. Сознание и бессознательное. СПб., 1997. — 544 с.
  261. В.А. Социологическое исследование. М., 1995. — 328 с.
  262. Е.В. Западная социальная психология в поисках новой парадигмы: анализ методологических дискуссий 70−90 гг. М., 1993.
  263. Е.В. Теория социальных представлений в социальной психологии: дискуссии 80−90 гг. М., 1996. — 115 с.
  264. Н.Р., Якушкип С. Б. Рефлексия и диалог. //Рефлексия в науке и обучении. Новосибирск, 1989. С.49−58.
  265. Л. Т. Анализ структуры связей шкал личностных опросников. //Вопросы психологии. 1981. — № 2. С.90−99.
  266. Allport G. W. Personality and Social Encounter. Boston, 1968. — 388 p.
  267. Jodelet D. Representation sociale: phenomens, conceptet theorie. Dans: Psychologie sociale. P.357−378.
  268. L Ecuyer R. Le concept de soi. Paris, 1978. — 211 p.
  269. Mead G.H. Mind, self and society: from the standpoint of a social behaviorist. -Chicago, 1934.
  270. Newcomb T.M. Social Psychology. London, 1966. — 591 p.
Заполнить форму текущей работой