Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические традиции детской этнотеатрализации в современных школах Чувашии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость исследования состоит в открывающихся возможностях использования материалов исследования при создании обобщающих работ по истории фольклорного и детского театра, а также общего художественного образования в Чувашииметодических разработках, развивающих ценные элементы наследия региональной художественно-образовательной практики прошлого для применения в современном… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Историко-теоретическое обоснование педагогических традиций детской этнотеатрализации в Чувашии
    • 1. 1. Детская этнотеатрализации как педагогический и культурологический феномен
    • 1. 2. Педагогический потенциал детской театрализации в чувашском фольклоре
    • 1. 3. Театральная деятельность в системе художественного воспитания учащихся Симбирской чувашской учительской школы
    • 1. 4. Становление детских школьных театральных коллективов в Чувашии
  • Выводы по I главе
  • Глава II. Использование педагогических традиций детской этнотеатрализации в современных школах Чувашии
    • 2. 1. Анализ современного состояния детской этнотеатрализации в общеобразовательных школах Чувашии
    • 2. 2. Планирование, организация, ход опытно-экспериментальной работы по использованию педагогических традиций детской этнотеатрализации в современных школах Чувашии
    • 2. 3. Методические рекомендации по организации детской этнотеат-ральной деятельности в школах в контексте национально-регионального компонента образования
  • Выводы по II главе

Педагогические традиции детской этнотеатрализации в современных школах Чувашии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Возросшее внимание государства и общества к культурно-историческим ценностям народов, их традиционной культуре обусловлено существованием проблемы сохранения национально-культурной идентичности, самобытности и духовного наследия каждого народа в глобализирующемся мире. Данная проблема находится в центре внимания мирового сообщества, что нашло отражение в принятых ЮНЕСКО «Конвенции о сохранении нематериального культурного наследия» (2003 г.) и программе «Шедевры устного и нематериального культурного наследия» (2001 г.).

В конце XX и начале XXI вв. человечество встало перед дилеммой: либо многообразие культур, либо утрата национальной самобытности и уникальности, подчинение унифицированной глобальной культуре. Однако, как известно, забвение собственных традиций чревато сведением всего многообразия культур к однородности и единообразию, что приводит к их угасанию. Отсюда сохранение цивилизационной идентичности и традиционной культуры в условиях многообразия мира является для современной России насущной проблемой. На пути решения этой проблемы перед системой образования ставится задача формирования человека культуры — личности гуманной, духовной, эрудированной, эстетически развитой, практичной, способной к жизненному самоопределению и творческой самореализации.

В соответствии с Национальной доктриной образования в Российской Федерации до 2025 г. школа призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов Россииуважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народовформирование культуры мира и межличностных отношений.

Все это обусловливает приоритетность этнокультурного компонента содержания художественно-эстетического воспитания учащихся, реализация которого способствует формированию у них широкого взгляда на художественную картину мира с позиции знания и понимания родной культуры.

Известно, что знание и понимание культурных ценностей требует их освоения в активной художественно-творческой деятельности, наиболее всего выраженной в единстве слова, музыки, движения, в целом в театрализации. В концентрированном выражении это единство изначально выступало в бытовании фольклора, естественным образом вовлекающего в свою стихию каждого участника фольклорного праздника, действа. Этим объясняется возрастание интереса к его этнотеатральным формам.

Степень разработанности проблемы исследования. Вопросам влияния национальной традиционной культуры на духовно-нравственное развитие общества посвящены исследования М. М. Бахтина, М. С. Кагана, Д. С. Лихачева и др.

Различные аспекты народной традиционной культуры, празднично-обрядовой и фольклорной деятельности в соотнесении со средствами и методами народной педагогики рассматриваются в работах В. П. Аникина, П. Г. Богатырева, Г. С. Виноградова, Г. Н. Волкова, В. Е. Гусева, М. А. Некрасовой, Р. Н. Петровой, Т. Н. Петровой, И. В. Суханова. Использованию воспитательного потенциала празднично-обрядовой культуры в образовательном процессе посвящены труды Е. Г. Воронина, Л. В. Кузнецовой, Б. Т. Лихачева, А. Н. Мартыновой, Е. В. Соловьевой, 3. К. Яковлевой и др.

В XIX в. чувашский фольклор начали собирать и изучать как русские (А. А. Фукс, В. А. Сбоев, Н. И. Золотницкий, В. К. Магницкий), так и зарубежные (А. Регулин, И. Буденец) и чувашские (С. М. Михайлов, И. Я. Яковлев, Н. М. Охотников, И. Н. Юркин, А. В. Рекеев и др.) исследователи.

Поездки-путешествия этнографов давали возможность познакомиться с культурой народа, изучать народные традиции, праздничный быт крестьян окрестных деревень, местные традиции проведения праздников. Ученыеэтнографы, педагоги прошлого и современности, рассматривая традиционные основы чувашского фольклора, его художественной обрядовой системы, особое внимание обращают на его воспитательный потенциал, способствующий развитию у детей интеллектуальных, духовно-нравственных, художественно-творческих качеств.

В этнографических трудах Н. В. Никольского, выдающегося ученого-просветителя Поволжья, чувашская народная культура, фольклор показываются в неразрывной связи с чувашским языком, являющимся их ядром и способом передачи последующим поколениям. Материалы его исследований легли в основу становления чувашского театра как самобытного художественного явления.

Проблемы развития и становления театральной деятельности в Чувашии рассматривались и широко обсуждались в периодической печати: в газете «Канаш», журнале «Сунтал» и др. в 30-х годах XX века. Становление научно-критической театроведческой мысли связано с именами И. И. Илларионова (И. Мучи), Д. Д. Данилова, А. Т. Петтоки, Л. Я. Агакова, Н. С. Дедушкина, И. С. Тукташа и др. Особенно широкую деятельность развил Д. Д. Данилов, перед которым была поставлена задача создания истории чувашского театра.

Наиболее значительный этап развития театра в Чувашии, как яркого национального феномена, связан с именем Ф. А. Романовой. Ее работы — это фундаментальные исследования истории чувашского театрального искусства за 70 лет (1918;1988), базирующиеся на обширных изысканиях в архивах, периодике, воспоминаниях.

Научный и литературный интерес представляют исследования К. И. Ванюшкина, И. А. Дмитриева, А. В. Изоркина, Ю. Ф. Ефимова, Н. Е. Егорова, А. И. Иванова-Ехвета, рассматривающие различные сферы профессионального сценического искусства.

В современной системе образования все чаще наблюдается тенденция привлечения театрального искусства для решения учебно-воспитательных задач в школе. Эффективность использования детской театрализации в воспитании школьников подтверждена передовым опытом работы Ю. Д. Бело-дубровской, Л. М. Борухзон, Е. А. Катеринчук, А. М. Моисеевой, Н. И. Сац, Г. М. Фурсовой, В. Н. Чепурова. В научных статьях и диссертационных исследованиях Н. О. Бахтина, О. А. Богдановой, Е. Р. Ганелина, А. П. Ершова, В. Золотникова, В. А. Ильева, В. И. Козловского, Т. В. Фуртас, О. А. Лапиной, В. П. Остривного и др. дано обоснование технологии театральной педагогики, форм и методов включения этнотеатрализации в учебно-воспитательный процесс в школе.

Детская этнотеатрализация в последние годы стала заметным явлением в системе общего и дополнительного образования. Так, в школах г. Москвы с этнокультурным компонентом русские обряды и народные праздники вводятся в общий годовой план работы школы. Особо ценным является опыт привлечения в этнотеатрализацию родителей и просто взрослых из микрорайона школ, что вполне соответствует старинной народной традиции: праздник — всем миром.

В Чувашии устойчиво традиционными стали такие народные чувашские праздники, как Сурхури, (^аварии, Акатуй, праздник коллективного труда Ниме, участниками которых являются все от мала до велика. Здесь исподволь, ненавязчиво дети впитывают народную культуру и, соответственно, нормы народного этикета, этноэстетики, получают опыт настоящей художеI ственной деятельности (певческой, пластической, сценической).

Бесспорно, что изучение педагогических традиций детской этнотеатрализации создает реальные возможности для организации этой деятельности со школьниками. Для этой работы требуются энтузиасты, знающие и умеющие использовать художественные возможности и воспитательный потенциал фольклорной деятельности как части художественной культуры народа, ее этнической специфики. Здесь от педагога, наряду с умением выявлять воспитательные возможности этнотеатральных форм чувашских обрядов требуется знание форм и методов организации этнотеатральной деятельности с учащимися, освоения специальных сценических умений и навыков.

Таким образом, проблема исследования сводится к следующему: каков воспитательный потенциал педагогических традиций детской этнотеатрали-зации, и как он отражен в системе воспитания школьников в Чувашии?

Целью исследования является научное обоснование педагогических традиций детской этнотеатрализации применительно к системе воспитания школьников в Чувашии.

Объект исследования — детская этнотеатральная деятельность.

Предмет исследования — педагогические традиции детской этнотеатрализации и их использование в современных школах Чувашии.

В качестве гипотезы исследования выдвигаются следующие положения:

— педагогические традиции детской этнотеатрализации как часть воспитательной культуры народа необходимо рассматривать в качестве важного компонента современной системы воспитания детейвозможности их использования в системе воспитания школьников обусловливают необходимость выявления воспитательного потенциала, исследования процесса развития и становления детской этнотеатрализации в историко-педагогическом и социокультурном контекстах, разработки методических рекомендаций по организации детской этнотеатральной деятельности в контексте национально-регионального компонента образования.

В соответствии с проблемой, целью, предметом исследования поставлены следующие задачи:

1) раскрыть сущность детской этнотеатрализации как педагогического и культурологического феномена;

2) выявить педагогический потенциал детской театрализации в чувашском фольклоре;

3) охарактеризовать театральную деятельность в системе художественного воспитания учащихся Симбирской чувашской учительской школы;

4) представить историко-педагогическое и социокультурное обоснование становления детских школьных театральных коллективов в Чувашии;

5) проанализировать современное состояние детской театрализации в общеобразовательных школах Чувашии;

6) разработать методические рекомендации по организации детской эт-нотеатральной деятельности в современных школах Чувашии в контексте национально-регионального компонента образования.

Методологическую основу исследования составили принципы исторического и логического в педагогическом познаниинаучности и объективности, общего, особенного и единичного в рассмотрении педагогических явлений и закономерностейположения о взаимосвязи, взаимообусловленности социальных, культурологических и педагогических объективных и субъективных факторов в развитии образованиясистемный подход к исследованиям историко-педагогических явлений и фактов.

Теоретической основой исследования явились теории педагогических систем и педагогической деятельности (В. И. Андреев, В. П. Беспалько, А. Н. Леонтьев, В. П. Сластенин, Ю. П. Сокольников) — эстетического развития личности (О. А. Абдуллина, Д. Б. Кабалевский, Н. И. Киященко, М. С. Каган, Б. Т. Лихачев и др.) — детского художественного творчества (Б. В. Асафьев, Н. Я. Брюсова, Л. В. Кузнецова, Л. В. Школяр и др.) — положения театральной педагогики (А. А. Брянцев, Е. Б. Вахтангов, В. И. Немирович-Данченко, К. С. Станиславский) — о мотивации учебной деятельности (Л. И. Божович, А. К. Маркова, Т. А. Матис, Т. А. Матихина, А. Б. Орлов, Г. И. Щукина) — о развитии эстетической культуры школьников средствами детской театрализации (Е. А. Катеринчук, О. А. Лапина, Ю. И. Рубина, Н. И. Сац и др.) — труды чувашских историков-этнографов, этнопедагогов, искусствоведов (В. Ф. Афанасьев, Н. И. Ашмарин, Г. Н. Волков, И. А. Дмитриев, С. М. Михайлов, Н. В. Никольский, В. А. Сбоев и др.).

Документальной основой диссертации послужили опубликованные этнографические и фольклорные материалы, архивные источники.

В исследовании для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс следующих методов исследования: сбор, классификация и изучение источниковтеоретический анализ научно-педагогических, этнографических, культурологических, этнопедагогических источниковисторико-логический анализ архивных материалов, произведений чувашского фольклора по теме исследованиясравнение, описаниеанкетированиеприменялись историко-логический, реконструктивный методы. При разработке проблематики исследования учитывалась современная тенденция к интеграции различных гуманитарных знаний.

Научная новизна исследования: раскрыта сущность детской этнотеатрализации как педагогического (обучение и воспитание) и культурологического (отражение мира сказки, народных празднеств, в целом традиционной народной культуры в ее этноху-дожественном оформлении, включающей устный и музыкальный фольклор, народную хореографию и народный костюм, элементы декорации) феноменовопределены педагогические традиции детской этнотеатрализации — связь поколений в единении взрослых и детей (совместные семейные и сельские праздники) — благоговейное отношение к природе как живой субстанции (игры, считалки о природных явлениях, проводимые на улице, лугу, в лесувызывание дождя, солнца, пожелание богатого урожая) — уважение семейных традиций (проигрывание «взрослого мира», взаимоотношений в семье, отношение к матери) — художественное, опоэтизированное оформление труда (обряды, связанные с земледелием, домашним трудом) — уважение обрядов как части мировоззрения народа (обряды, связанные с поклонением силам природы);

— выявлен и обоснован педагогический потенциал детской театрализации в чувашском фольклоре (умственное развитие — память, внимание, воляфизическое — правильность осанки, пластика телаэстетическое — эмоциональность, воображение, художественное мышление, художественные умения), представляющий собой средство гармонизации отношений человеческой личности с окружающим миром и формирования культурно-эстетического восприятия своего народа и других национальностей;

— впервые дано историко-педагогическое и социокультурное обоснование этапов становления детских школьных театральных коллективов в Чувашии;

— разработаны методические рекомендации по организации детской этнотеатральной деятельности в современных школах Чувашии в контексте национально-регионального компонента образования.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно вносит вклад в теорию эстетического воспитания школьников. В нем дано научное обоснование этапов становления и развития детской этнотеатрали-зации в школах Чувашии в ХУ1П-ХХ1 вв. Собран и представлен обширный материал, предоставляющий возможность объективной оценки исторического опыта детской этнотеатральной деятельности, дополняющий историю народной педагогики. Результаты и выводы исследования пополнят научно-теоретический потенциал знаний о художественной культуре чувашского народа.

Практическая значимость исследования состоит в открывающихся возможностях использования материалов исследования при создании обобщающих работ по истории фольклорного и детского театра, а также общего художественного образования в Чувашииметодических разработках, развивающих ценные элементы наследия региональной художественно-образовательной практики прошлого для применения в современном образовательном процессе. Материалы исследования, учебное пособие «Детский фольклорный театр» и монография «Педагогические традиции детской этно-театрализации в художественно-эстетическом воспитании школьников» могут послужить основой содержания лекционно-практических курсов и спецкурсов в системе подготовки и повышения квалификации педагогов, руководителей театральных кружков, культурологов, а также использоваться в различных формах художественно-просветительской работы.

Достоверность и обоснованность результатов, полученных в ходе исследования, обеспечиваются соответствием научного аппарата объекту, предмету, задачам исследования, применением совокупности методов изучения проблемы, адекватных исследовательским задачамширотой охвата и разносторонностью изучения объекта и предмета исследования на основе обширной и разнообразной источниковедческой базыпоследовательным проведением этапов педагогического экспериментакомплексным историко-педагогическим подходом и системным анализом изучаемой проблемы.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации были освещены в выступлениях автора на Республиканской научно-практической конференции «Традиции народных ремесел» (г. Чебоксары, 2005 г.), всероссийских научно-практических конференциях: «Иван Яковлевич Яковлев: жизнь, деятельность, наследие» (г. Чебоксары, 2008 г.), «Этноэ-стетический аспект ремесел в педагогической системе И. Я. Яковлева и перспективы технологического образования учащейся молодежи» (г. Чебоксары, 2008 г.) и «Пансофия этнопедагогики» (г. Чебоксары, 2008 г.), ежегодных научных конференциях аспирантов и докторантов ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, теоретических семинарах. Материалы исследования нашли отражение в публикациях автора (монография, учебно-методическое пособие, статьи в сборниках научно-теоретической и публицистической направленности).

Положения, выносимые на защиту:

1. Детская этнотеатрализация понимается как целостная этнохудоже-ственная деятельность, отражающая народное игровое искусство в разнообразии форм обрядов, праздников, детских и молодежных игр в совокупности словесных, словесно-музыкальных, музыкально-хореографических, игровых и драматических произведений народного творчества, включенных в единое театрализованное действо. Как наиболее богатая и развитая этнохудожест-венная система, она сущностно и деятельностно является педагогическим (обучение и воспитание) и культурологическим (отражение мира сказки, народных празднеств, в целом традиционной народной культуры в ее этноху-дожественном оформлении, включающей устный и музыкальный фольклор, народную хореографию и народный костюм, элементы декорации) феноменом. Педагогические традиции детской этнотеатрализации отражены в тесной связи поколений взрослых и детей (совместные семейные и сельские праздники) — благоговейном отношении к природе как живой субстанции (игры, считалки о природных явлениях, проводимые на улице, лугу, в лесу — вызывание дождя, солнца, пожелание богатого урожая) — уважении семейных традиций (проигрывание «взрослого мира», взаимоотношений в семье, отношение к матери) — художественном, опоэтизированном оформлении труда (обряды, связанные с земледелием, домашним трудом) — уважении обрядов как части мировоззрения народа (обряды, связанные с поклонением силам природы).

2. Педагогический потенциал детской театрализации в чувашском фольклоре заключается в том, что эта деятельность способствует умственному развитию (память, внимание, воля) — физическому совершенству (правильность осанки, пластика тела) — эстетическому воспитанию (эмоциональность, воображение, художественное мышление, художественные умения) и помогает детям глубже воспринимать мир национальной культуры с ее особенностями и общими чертами, нравственными и художественными идеалами. Детская этнотеатрализация является средством гармонизации отношений человеческой личности с окружающим миром и формирования культурно-эстетического восприятия своего народа и других национальностей.

3. Процесс развития и становления детской этнотеатрализации в Чувашии необходимо рассматривать в историко-педагогическом и социокультурном контекстах в преемственности этапов: 1 этап — народные традиции и народная педагогика- 2 этап — опыт театрализации в Симбирской чувашской учительской школе- 3 этап — создание профессионального чувашского театра (27 января 1918 г.) — 4 этап — первые школьные театральные коллективы.

4. Организация детской этнотеатральной деятельности в современных школах Чувашии в контексте этнокультурного компонента (до 2008 г. — национально-регионального компонента) образования предполагает опору на традиционный народный опыт передачи и наследования культурного опыта, целенаправленное обучение детей основам традиционной народной культуры, самостоятельность и творчество, использование обучающих возможностей детского коллектива. Условиями приобщения детей к традиционной народной культуре являются следующие: учет традиционной последовательности действий в обучении детей основам фольклорагибкое применение способов разучивания произведенийпостоянное включение элементов творче ^ ства, варьирование при занятиях с детьми игровои и самостоятельной деятельностиобучение посредством аудиои видеозаписейприменение элементов обучения «сверстник — сверстнику" — встречи с другими детскими фольклорно-игровыми коллективами.

Логика научного исследования определила структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Выводы по II главе.

Важность сохранения, возрождения и развития народного художественного творчества обусловлена его воздействием на духовный мир человека. Отсюда забота о сохранении народной культуры обусловливает деятельность, направленную на формирование в детях чувства принадлежности к своему народу, нравственных норм, выработанных предшествующими поколениями.

Жизненная необходимость возвращения фольклора в современный быт (праздники, повседневную культуру общения, в сферу этических и эстетических ценностей) становится все более осознанной. Известно, что естественнее и легче всего приобщение к родным истокам происходит в детском возрасте, и чем раньше это происходит, тем органичнее. Это возлагает огромную ответственность на педагогов, организующих детей в этнотеатрализа-цию как привлекательную воспитательную систему, в которой существуют неограниченные возможности реализации их природных задатков и простого детского желания проверить себя в творчестве.

Анализ современного состояния детской театрализации в общеобразовательных школах Чувашии позволяет утверждать, что организация детской этнотеатральной деятельности в современных школах предполагает опору на традиционный народный опыт передачи и наследования культурного опыта, целенаправленное обучение детей основам традиционной народной культуры. В основе такой деятельности лежит самостоятельность и творчество, использование обучающих возможностей детского коллектива.

Педагогическими условиями, способствующими активному приобщению детей к традиционной народной культуре являются следующие: учет традиционной последовательности действий в обучении детей основам фольклорагибкое применение способов разучивания произведенийпостоянное включение элементов творчества, варьирование в занятиях с детьми, игровой и самостоятельной деятельностиобучение посредством аудиои видеозаписейприменение элементов обучения «сверстник — сверстнику" — встречи с другими детскими фольклорно-игровыми коллективами).

Проведенная экспериментальная работа по использованию педагогических традиций детской этнотеатрализации в школах Чувашии показала эффективность применения разработанного учебно-методического пособия.

На первом этапе изучался опыт работы детских театральных коллективов в Чувашииосуществлялось планирование и организация эксперимента: выбор экспериментальных и контрольных группопределение целей и задач, выбор методов практической работыпроведение анкетирования педагогов и детей. 1 :

Данные проведенного эксперимента свидетельствуют о правильном выборе форм и методов работы. Результаты по выделенным нами критериям по сравнению с начальными данными выглядят лучшие.

Разработанное учебно-методическое пособие апробированное в экспериментальных школах, получил высокую руководителями этнотеатральных и театральных кружков Чувашской Республики.

В процессе экспериментальной работы в качестве рекомендаций по организации детской этнотеатральной деятельности в современных школах Чувашии в контексте национально-регионального компонента нами определены следующие: 1) межпредметная интеграция (на основе активного включения фрагментов народных праздников в комплексе слова, музыки, движения, драматизации в уроки музыки, технологии, литературы, чувашского языка, культуры родного края) — 2) привлечение к участию в этнотеатральной деятельности родителей, в особенности, бабушек и дедушек, что отражает принципы связи с жизнью и средовой обусловленностью- 3) организация фольклорных кружков и ансамблей как части этнотеатрального коллектива- 4) использование возможностей внеклассной работы, создающей ситуации приближения к естественному бытованию жанров народного творчества.

При этом требованиями к организаторам детской этнотеатральной деятельности выступают: специальные — знание целей, задач, сущности и содержания этнотеатральной деятельностизнание общих принципов и методов организации этнотеатральной деятельности в школе и специфики постановки школьного спектакляумение адаптировать фольклорный материал к исполнительским возможностям учащихся с учетом их возрастных особенностейумение сформировать необходимые сценические навыки у детейобщепедагогические — умение активизировать интерес к этнотеатральному искусствуиспользовать воспитательные возможности детского этнотеатраопределять воспитательные и образовательные цели и задачи этнотеатральной постановки.

Выполнение этих требований служит достижению основной цели занятий в детском этнотеатральном коллективе — глубокому освоению кружковцами образцов подлинно народной фольклорной культуры, этнографически достоверному воссозданию образцов устного и хореографического фольклора в комплексной художественно-сценической деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Детская этнотеатрализация понимается как народное игровое искусство, включающее разные формы обрядов, праздников, детских и молодежных игр в совокупности словесных, словесно-музыкальных, музыкально-хореографических, игровых и драматических произведений народного творчества, где народная музыка, музыкальный фольклор интегрируются в единое театрализованное действо. Как наиболее богатая и развитая этнохудоже-ственная система, она сущностно и деятельностно является педагогическим и культурологическим феноменом.

2. Педагогический потенциал детской театрализации в чувашском фольклоре заключается в том, что эта деятельность способствует умственному развитию (память, внимание, воля) — физическому совершенству (правильная осанка, пластика тела) — эстетическому воспитанию (эмоциональность, воображение, художественное мышление, художественные умения) и помогает детям глубже воспринимать мир национальной культуры с ее особенностями и общими чертами, нравственными и художественными идеалами. Детская этнотеатрализация является средством гармонизации отношений человеческой личности с окружающим миром и формирования культурно-эстетического восприятия своего народа и других национальностей.

3. Анализ истории развития и становления детской этнотеатрализации в Чувашии свидетельствует о ее тесной привязанности к событиям в культурной жизни чувашского края и республики. В Симбирской чувашской учительской школе, которая была действительным очагом духовности и культуры чувашского народа и в целом Поволжья, существовавшая система «ДоI машний театр» (А. Иванов-Эхвет) положила начало целенаправленной работы по созданию театральных коллективов — вначале школьных, затем клубных. Основанный в г. Казани в 1918 году чувашский театр стал первой кузницей кадров для детской театральной самодеятельности. Чувашский театр,.

5 имеющий «свое лицо» в опоре на фольклор, на народность (И. Мучи), восI 1 I питал педагогов театра, деятельность которых ознаменована появлением в Чувашии детских фольклорных театров, получивших звание Народных.

4. Социальная значимость этнотеатральной деятельности детей бесспорна: она создает комфортные условия для вхождения личности в коллектив, является действенным средством этнокультурной социализации, соединяет в общем интересе взрослых и детей.

5. Организация детской этнотеатральной деятельности в современных школах Чувашии в контексте национально-регионального компонента образования предполагает опору на традиционный народный опыт передачи и наследования культурного опыта, целенаправленное обучение детей основам традиционной народной культуры, самостоятельность и творчество, использование обучающих возможностей детского коллектива. Методика приобщения детей к традиционной народной культуре включает в себя: учет традиционной последовательности действий в обучении детей основам фольклорагибкое применение способов разучивания произведенийпостоянное включение элементов творчества, варьирование в занятиях с детьми, игровой и самостоятельной деятельностиобучение посредством аудиои видеозаписейприменение элементов обучения «сверстник — сверстнику" — встречи с другими детскими фольклорно-игровыми коллективами.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , М. В. Фольклор как средство природосообразного воспитания детей в системе «Дошкольное образовательное учреждение начальная школа» : автореф. дис.. канд. пед. наук / М. В. Абдрахманова. -Чебоксары, 2004. — 24 с.
  2. , О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования : учеб. пособие / О. А. Абдуллина. -М.: Просвещение, 1984. 208 с.
  3. , О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего образования / О. А. Абдуллина. М.: Просвещение, 1990. — 141 с.
  4. , В. Н. Профессиональные качества преподавателя / В. Н. Абросимов // Стандарты мониторинга в образовании. 2001. — № 6. — С. 6164.
  5. , Г. В. Музыкальное просвещение чувашского народа вIего историческом развитии: автореф. дис.. канд. пед. наук / Г. В. Алжейкина. Чебоксары, 2004. — 25 с.
  6. , А. С. Становление национальных театров народов Поволжья (1917−1930) / А. С. Акимов, С. А. Артемов, Т. М. Чистова // История и культура Чувашской АССР. Чебоксары, 1971. — Вып. 1. — С. 250−269.
  7. , В. И. Педагогика творческого саморазвития / В. И. Андреев. Казань: Изд-во КГУ, 1996. — Кн. 1 — 567 с.
  8. , В. И. Педагогика / В. И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2003. — 608 с.
  9. , В. П. Русский фольклор / В. П. Аникин. М.: «Высш. школа, 1987.-285 с.
  10. , Б. В. О народной музыке / Б. В. Асафьев. — Л.: Музыка, 1987.-248 с.
  11. , Н. И. Болгары и чуваши / Н. И. Ашмарин. — Казань: Ти-полит. императ. ун-та, 1902. 76 с.
  12. , Н. И. Словарь чувашского языка / Н. И. Ашмарин. Казань: Типолит. императ. ун-та, 1910. — 160 с.
  13. , Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1982. — 192 с.
  14. , Н. От игрушки к детскому театру / Н. Бартрам. — Л.: „Мысль“, 1925. 157 с.
  15. , С. В. Социально-личностное развитие дошкольника в условиях детской театральной студии : автреф. дис.. канд. пед. наук / С. В. Батуева. — Екатеринбург, 2007. 23 с.
  16. , Н. О. О детском театре / Н. О. Бахтин // Русская школа. -1913,-№ 9.-С. 54−55.
  17. , М. М. Театралогия : сборник / М. М. Бахтин. М.: Лабиринт, 1998.-607 с.
  18. , В. П. Основы теории педагогических систем / В. П. Бес-палько. Воронеж, 1997. — 304 с.
  19. , П. Г. Функционально-структуральное изучение фольклора (Малоизвестные и неопубликованные работы) / П. Г. Богатырев. — М.: ИНЛИ РАН, 2006. 288 с.
  20. , О. А. Воспитательные возможности внеклассной театральной деятельности / О. А. Богданова // Методист. 2006. — № 1. — С. 49−50.
  21. , Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. М.: „Просвещение“, 1968. — 464 с.
  22. , Е. Г. О программе приобщения детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре / Е. Г. Воронина // Традиционная культура. 2006. — № 3 (23). — С. 97−100.
  23. , Л. М. Играйте в театр / Л. М. Борухзон. — СПб.: Композитор, 1998.-35 с.
  24. , Н. Я. Русская народная песня в русской классике и советской музыке / Н. Я. Брюсова. М — Л.: Детгиз, 1948. — 135 с.
  25. , А. А. Воспоминания, статьи, выступления, дневники письма : сб. статей / А. А. Брянцев. М.: „Просвещение“ 1979. — 294 с.
  26. , А. Старинный театр в России / А. Белицкий. М.: ИздVво Думнова, 1923.- 120 с.
  27. , О. С. Должен ли педагог быть режиссером? / О. С. Булатова // Директор школы. 2007. — № 3. — С. 32−37.
  28. , Н. Ф. Избранные педагогические сочинения / Н. Ф. Буна-ков. М.: Прогресс, 1990.- 187 с.
  29. , К. И. Некоторые вопросы развития традиций чувашского театрального искусства / К. И. Ванюшкин // Вопросы истории и теории искусства: сб. науч. тр. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1982. — С. 40−47.
  30. , К. И. Народные театры высшая ступень художественной самодеятельности / К. И. Ванюшкин // Современность и чувашское искусство: сб. статей. — Чебоксары: Ччуваш кн. изд-во, 1984. — С. 67−78.
  31. , К. И. Современное чувашское театроведение / К. И. Ванюшкин // Чувашское искусство: сб. статей. — Чебоксары: Чуваш кн. изд-во, 1975.-С. 227−233.
  32. , Е. В. Велик на все времена / Е. В. Васильев. — Чебоксары: „КАпринт“, 1998. 60 с.
  33. , А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. М.: Высшая школа, 1991. — 207 с.
  34. , В. Наталия Сац и детский музыкальный театр / В. Викторов. -М.: Композитор, 1976. 240 с.
  35. , Г. С. Детский фольклор / Г. С. Виноградов // Из истории русской фольклористики. Л., 1978. — С. 158−188.
  36. , Г. С. Детский народный календарь / Г. С. Виноградов // Симбирская живая старина. Иркутск, 1924. — Вып. 2. — С. 150−157.
  37. , Е. В. Русские писатели в Чувашии / Е. В. Виноградов. Чебоксары: Чуваш, гос. изд-во, 1959. — 176 с.
  38. , Г. Н. О традициях чувашского народа в эстетическом воспитании / Г. Н. Волков. — Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1965. 60 с.
  39. , Г. Н. И. Я. Яковлев и его школа / Г. Н. Волков // И. Я. Яковлев и его школа: ученые записки выпуск XXXIII. — Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1971.-С. 300−304.
  40. , Г. Н. Судьба патриарха : роман-эссе / Г. Н. Волков. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1998. — 350 с.
  41. , Г. Н. Этнопедагогика чувашей / Г. Н. Волков. М.: Пресс-сервис, 1997.-441 с.
  42. , Г. Н. Этнопедагогика : учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / Г. Н. Волков. — М.: Издат. центр „Академия“, 1999. 168 с.
  43. , Г. Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса / Г. Н. Волков. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2001.- 160 с.
  44. , Г. Н. Любовь и мир тебе, отшумевшая жизнь (вместо Благословения и Завещания родному народу) / Г. Н. Волков // Этнопедагогиче-ский ежегодник. Чебоксары: Чуваш, гос. пед. ун-т, 2007. — Вып. 3. — С. 532.
  45. Все начинается с детства. Из опыта работы общеобразовательной школы-комплекса № 54 Московского района г. Чебоксары. — Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ин-т, 1994. 54 с.
  46. , Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте : психологический очерк / Л. С. Выготский. М.: Просвещение, 1967. — 127 с.
  47. , Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. М.: Искусство, 1968. — 575 с.
  48. , Е. Р. Проблемы современной театральной педагогики и любительский театр : автореф. дис.. канд. искуствоведения / Е. Р. Генелин. СПб., 2000. — 24 с.
  49. , В. Е. Эстетика фольклора / В. Е. Гусев. Л.: Наука, 1967.318 с.
  50. , В. Е. Фольклорно-драматическое творчество восточнославянских народов / В. Е. Гусев // Фольклорный театр народов СССР: сб. ст. -М, 1985.-С. 13−18.
  51. , Т. В. Художественные традиции чувашского народа -фактор духовного просвещения учителя музыки : монография / Т. В. Давыдова. Чебоксары: Чуваш, гос. пед. ун-т, 2006. — 115 с.
  52. , В. Пословицы русского народа / В. Даль. — Л.- М.: Гос. лит. изд-во, 1957.-991 с.
  53. , В. Толковый словарь живого и великорусского языка : т. 1−4.-М.: А/О изд-во „Прогресс“, „Универс“, 1994. Т.4: С-У. — 1864 с. =
  54. Дети-артисты // Московские ведомости. 1901. — 19 июля. — С. 4.
  55. , В. Д. Вопросы этногенеза, этнографии и истории культуры чувашского народа / В. Д. Димитриев. Чебоксары: Чуваш, гос. ун-т, 2004.-312 с.
  56. , И. А. Обрядовое действо в театральном представлении / И. А. Дмитриев // Традиции и поиски в чувашском искусстве: сб. статей. — Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1989. С. 79−93.
  57. , И. А. Этнотеатральные формы чувашских обрядов : (к проблеме этического и эстетического в обрядовом действе) / И. А. Дмитриев // Из наследия художественной культуры Чувашии: сб. ст. — Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1991. С. 62−100.
  58. , И. А. Этнотеатральные формы в чувашском обряде / И. А. Дмитриев. Чебоксары: ЧГИГН, 1998. — 280 с.
  59. Дореволюционная драматургия // Советская Чувашия. — 1964. — 4 февраля. С. 3.
  60. , И. В. Педагогические условия развития музыкально-творческих способностей младших школьников (на материале марийского фольклора): автореф. дис.. канд. пед. наук / И. В. Жирнова. Йошкар-Ола, 2005.-25 с.
  61. , Е. От зернышка до платья / Е. Зайцева // Советская Чувашия. 2008. — 26 июня. — С. 13.
  62. , В. Феномен школьного театра / В. Золотников // Искусство в школе. 2003. — № 2. — С. 24−26.
  63. , Т. В. Русский фольклор : слов.-справ.: кн. для учителей / Т. В. Зуева. М.: Просвещение, 2002. — 334 с.
  64. , Д. Е. История чувашской школы и педагогики в событиях и лицах : учеб. пособие / Д. Е. Егоров. Чебоксары: „Чувашия“, 1998. — 360 с.
  65. , Н. Е. Массово-политическая и культурно-просветительская работа / Н. Е. Егоров // Из истории Чувашской Республики (1917−1985). Чебоксары, 1992.-Вып. 1.-С. 85−106.
  66. , Н. Е. Некоторые вопросы развития театрального искусства Чувашской АССР / Н. Е. Егоров // Чувашское искусство: сб. статей. Чебоксары: Чувашия, 1975. — Вып. № 4. — С. 119−146.
  67. , Н. Е. Сельская школа Чувашской АССР (1966−1985 гг.): ис-торич. очерк / Н. Е. Егоров. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1986. — 175 с.
  68. , М. К. И. Я. Яковлев о дидактическом принципе сознательности / М. К. Енисеев // И. Я. Яковлев и его школа: ученые записки. — Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1971. Вып. XXXIII. — 304 с.
  69. , М. К. Иван Яковлевич — педагог-новатор / М. К. Енисеев / И. Я. Яковлев и духовный мир современного многонационального общества: тез. докл. Междунар. науч. конф. Чебоксары: Чуваш, гос. ун-т, 1998. -С.48−50.
  70. , А. П. Режиссура урока, общения и поведения учителя / А. П. Ершова, В. М. Букатов. М.- Воронеж: НПО „МОДЕК“, 1995. — 268 с.
  71. , А. И. Формирование мировоззрения школьников в процессе художественной деятельности / А. И. Ефимов. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1974.-88 с.
  72. , В. П. Театральная деятельность в Симбирской чувашской учительской школе в системе художественного воспитания учащихся / В. П. Ефимов // Дело его жизни: сб. науч. трудов. Чебоксары, 2008. — С. 192−197.
  73. , В. П. Театральная деятельность учащихся в Симбирской чувашской школе в системе подготовки учителей / В. П. Ефимов // Казанский педагогический журнал 2008. — № 2. — С. 120−125.
  74. , В. П. Педагогическая организация культуротворческой среды в Симбирской чувашской учительской школе / В. П. Ефимов, А. А. Ефимова // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2008. — № 1 (57). — С. 45−49.
  75. , В. П. Детский фольклорный театр : учебно-методическое пособие / сост. В. П. Ефимов. Чебоксары: Чуваш, гос. пед. ун-т, 2008. — 45 с.
  76. , А. Е. Педагогическое наследие И. Я. Яковлева и современная школа / А. Е. Земляков. Чебоксары, 1994. — 166 с.
  77. Иван Яковлевич Яковлев / сост.: И. И. Одюков, Ю. И. Богдяж. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1971. 130 с.
  78. Иван Яковлевич Яковлев (1848−1930) / под ред. профессора Ф. Н. Петрова. Чебоксары: чуваш, гос. изд-во, 1948. — 159 с.
  79. И. Я. Яковлев, 1920-е годы. Из воспоминаний А. А. Анастасина // Научн. арх. ЧНИИ, отд. II, ед. хр. 627, л. 5.
  80. Иванов-Ехвет, А. И. Музы ищут приют: к истории дореволюционных русско-чувашских культурных взаимосвязей. Музыка. Театр / А. И. Ива-нов-Ехвет. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1987. — 351 с.
  81. , Д. И. Аликовскому народному театру 30 лет / сост. Д. И. Илларионов, Аликово: Аликовская типография, 1998. — 15 с.
  82. , В. А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока / В. А. Ильев. — М.: АО „Аспект пресс“, 1993.-127 с.
  83. , В. А. Когда урок волнует (театральная технология в педагогическом творчестве) / В. А. Ильев // Учитель. 2006. — № 1. — С. 18−21.
  84. , С. Чувашский республиканский научно-методический центр народного творчества : 65 лет во благо культуры Чувашии / С. Ильин // Клуб и народное творчество. — 2002. — № 1 (24), январь. — С. 1−2.
  85. , Д. Б. Как рассказывать детям о музыке / Д. Б. Кабалевский. -М.: Просвещение, 1989. 189 с.
  86. , М. С. Музыка в мире искусств / М. С. Каган // Советская музыка. 1987. — № 1. — С. 26−38.
  87. , В. П. Музыкальный фольклор как средство социальной адаптации младших школьников : дис.. канд. пед. наук / В. П. Казакова. -Чебоксары, 2007. 169 с.
  88. Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество / В. А. Кан-Калик. -М.: Педагогика, 1990. 144 с.
  89. , В. Я. Ача-пача самахлахё / В. Я. Канюков. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1964. — 360 с.
  90. , Е. А. Музыкальный театр в школе / Е. А. Катеринчук. -Йошкар-Ола, 2002. 32 с.
  91. , П. Ф. Избранные педагогические сочинения / под ред. А. М. Арсеньева. М.: Педагогика, 1982. — 704 с.
  92. , В. Ф. Происхождение чувашского народа : основные этапы этнической истории / В. Ф. Каховский. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1965.-484 с.
  93. , М. Б. Подготовка учителей в Симбирской чувашской школе / М. Б. Кожанова // И. Я. Яковлев и духовный мир современного многонационального общества: тез. докл. Междунар. науч. конф. Чебоксары: Чуваш, гос. ун-т, 1998. — С. 52−56.
  94. , В. И. Педагогические условия творческого развития участников школьного театра-студии : дис.. канд. пед. наук / В. И. Козловский.-М., 1998.-169 с.
  95. , Г. М. Культура профессионального самообразования педагога / Г. М. Коджаспирова. М.: АО ЦИТП, 1994. — 344 с.
  96. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года // Директор школы. 2002. — № 4. — С. 97−126.
  97. , В. М. Педагогическое творчество народа / В. М. Коротов // Народное образование, 1967. С. 29−36.
  98. , Н. И. Эстетика жизни : учебное пособие / Н. И. Кия-щенко. М.: ИНФРА-М, 1999. 187 с.
  99. Корреспонденция о постановке детьми спектакля в г. Мариинский Посад // Известия Облисполкома и Обкома РКП (б) ЧАО. 1921.-2 декабря (№ 57). — С. 5−6.
  100. , Н. Г. Подготовка учителей в Симбирской чувашской школе / Н. Г. Краснов // И. Я. Яковлев и его школа: ученые записки. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1971. — Выпуск XXXIII. — 304 с.
  101. , Н. Г. Иван Яковлев и его потомки / Н. Г. Краснов. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1998. — 352 с.
  102. , Н. Г. И. Я. Яковлев теоретик и практик педагогической науки / Н. Г. Краснов // И. Я. Яковлев и духовный мир современного многонационального общества: тез. докл. Междунар. науч. конф. — Чебоксары: Чуваш, гос. ун-т, 1998. — С. 18−26.
  103. Краткая чувашская энциклопедия. — Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 2001.-526 с.
  104. Краткий очерк моей жизни. — Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1984. 126 с.
  105. , Н. В. Этнохудожественное образование как важнейшая часть народной культуры России / Н. В. Кротова // Дом культуры. — 2007. — № 5. -С. 12−17.
  106. Круглый стол „Что такое фольклор?“ (навстречу первому всероссийскому конгрессу фольклористов) // Традиционная культура. 2005. — № 3. -С. 3−12.
  107. , JI. В. Национально-культурная среда в общеобразовательной школе : теория и практика формирования: дис.. д-ра. пед. наук / JI. В. Кузнецова. Чебоксары, 1999. — 299 с.
  108. , JT. В. Национально-культурная среда в общеобразовательной школе : теория и практика формирования: монография / JI. В. Кузнецова. Чебоксары: КЛИО, 2000. — 276 с.
  109. , Л. В. Современная школьная среда как фактор развития личности / Л. В. Кузнецова // Культурно образовательная среда школьника: сб. науч. статей. — Чебоксары: Чуваш, гос. пед. ун-т, 2004. — С. 4−14.
  110. , JI. В. Традиции школы И. Я. Яковлева в художественном воспитании / Л. В. Кузнецова // Дело его жизни: сб. науч. ст. — Чебоксары: РГУП „ИПК Чувашия“, 2003. С. 215−220.
  111. , Л. В. Этнопедагогический потенциал художественных традиций чувашского народа в подготовке учителя музыки : монография / Л. В. Кузнецова, Т. В. Давыдова. Чебоксары: Чуваш, гос. пед. ун-т, 2004.-208 с.
  112. , Н. В. Актуальные проблемы профессиональной подготовки / Н. В. Кузьмина // Советская педагогика. 1982. — № 9. — С. 63−66.
  113. , Н. В. Методы системного педагогического исследования / Н. В. Кузьмина. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. — 172 с.
  114. Культура: теории и проблемы М.: Наука, 1995. — 279 с.
  115. Культурное строительство в Чувашской АССР: (сб. документов).- Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1965. Кн. I (1917−1937) — 400 с.
  116. , О. Машина времени на Лосином острове / О. Кутлов-ская // Народное творчество. 2005. — № 1. — С. 56−58.
  117. , С. Г. Развитие фольклорных традиций / С. Г. Лаврентьева // Клуб и народное творчество Чувашии в 2005 году. — Чебоксары: Чуваш. респуб. науч. метод, центр народного творчества, 2006. С. 55−61.
  118. , О. А. Школьный театр в системе культуры и образования : дис.. канд. пед. наук / О. А. Лапина. СПб., 2000. — 168 с.
  119. , А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  120. , Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников / Б. Т. Лихачев. М.: Просвещение, 1985. — 176 с.
  121. Д. С. Заметки о русском / Д. С. Лихачев. М.: Совет Россия, 1981.-71 с.
  122. , А. В. О народном образовании / А. В. Луначарский.
  123. М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1958.
  124. , И. Л. Театр и дети / И. Л. Любиминский. М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1962. — 168 с.
  125. , В. К. Материалы к объяснению старой чувашской веры : собраны в некоторых местностях Казанской губернии / В. К. Магницкий. Казань: Типолит. имп. ун-та, 1881. — 265 с.
  126. , В. К. Школьное образование и некоторые черты религиозно-нравственной жизни чуваш Ядринского уезда (по архивным документам). 1917. — С. 211−240.
  127. , А. С. О воспитании / А. С. Макаренко. М.: Политиздат, 1988.-256 с.
  128. , В. Г. Технология формирования профессионально-творческой личности / В. Г. Максимов. Чебоксары: Чуваш, гос. пед. ун-т, 1996.-227 с.
  129. , В. Г. Формирование профессионально-творческой направленности личности учителя : автореф. дис.. д-ра пед. наук В. Г. Максимов. М., 1994. — 35 с.
  130. , И. А. Общественно-политические взгляды И. Я. Яковлева / И. А. Маркелов. — Чебоксары: Чуваш, гос. изд-во, 1959. 88 с.
  131. , А. С. Жизнь и деятельность И. Я. Яковлева образец самоотверженного служения народу и родине / А. С. Марков // И. Я. Яковлев и его школа: ученые записки. — Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1971. — Выпуск XXXIII.-304 с.
  132. , А. К. Психология труда учителя / А. К. Маркова, М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  133. , А. Н. Детский поэтический фольклор / А. Н. Мартынова. СПб.: Буланин, 1997. — 340 с.
  134. , А. О. О формах внеклассной работы по чувашскому языку в русскоязычной школе / А. О. Медведьева // Народная школа. 1994. -№ 2−3.-С. 98−102.
  135. , М. Театр — общая радость / М. Медина, А. Яковлева // Искусство и школа. 2005. — № 4. — С. 42−43.
  136. , С. М. Труды по этнографии и истории русского, чувашского и марийского народов / С. М. Михайлов. Чебоксары: Чуваш, гос. изд-во, 1972.-250 с.
  137. , С. М. Собрание сочинений / С. М. Михайлов. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 2004. — 510 с.
  138. Молодые артисты // Чувашский край. 1922. — 23 декабря. — С. 4.
  139. , А. М. Проектировка систем внутри школьного управления / А. М. Моисеева. М.: РПА, 2001.-384 с.
  140. , В. А. Материалы для характеристики музыкального творчества инородцев Волжско-Камского края. / В. А. Мошков. Казань, 1994. — Ч. I: Мелодии чувашских песен. — 350 с.
  141. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре Младенчество. Детство: сб. / сост., подгот. текстов, вступ. ст. и комент. В. П. Аникина. М.: Худож. лит., 1991. — Вып. 1. — 590 с.
  142. , Н. В. Симбирская чувашская учительская школа (к 100-летию основания первого чувашского педагогического учебного заведения и 120-летию его основателя И. Я. Яковлева) / Н. В. Муромцев. — Чебоксары: Чуваш, гос. изд-во, 1968. — 32 с.
  143. , И. (Илларионов И. И.) Начало народного театра / И. Мучи// Сунтал.- 1925.-№ 11.-С. 28−32.
  144. На память о сорокалетии Симбирской чувашской школы (28 окт. 1868−1908 г.). Симбирск: Типо-лит. А. Т. Токарева, 1910. — 123 с.
  145. Народный театр. М. б. И., 1896. — С. 37−38.
  146. , Н. Е. Маленькое окно в большой мир знаний / Н. Е. Наумов. Чебоксары: Чуваш, гос. пед. ун-т, 2004. — 303 с.
  147. НА ЧНИИ, отд. 1, № 490, л. 86−87.
  148. , M. А. Народное искусство России : народное творчество как мир целостности / М. А. Некрасова. М.: Совет. Россия, 1983. — 219 с.
  149. Немирович-Данченко, В. И. О творчестве актера / В. И. Немирович-Данченко. — М.: Искусство, 1973. — 487 с.
  150. , H. Е. Система работы школы по этнокультурной коннотации образования: монография / под ред. Г. М. Борликова — / H. Е. Ненькина, А. Б. Панькин. Элиста: Калмыцкий гос. ун-т, 2006. — 124 с.
  151. , Г. А. Эстетические аспекты трудового обучения в Симбирской чувашской учительской школе / Г. А. Никитин. — Чебоксары: Чуваш. ин-т образования, 1999. 111 с.
  152. , О. В. Театр 59-й школы получил всероссийское призвание / О. В. Никитина // Народная школа. 2006. — № 2 (83). — С. 35−36.
  153. , Н. В. О пословицах чувашского народа / Н. В. Никольский. Чебоксары: НИИЯЛИЭ, 1958. — 24 с.
  154. , Н. В. Краткий курс этнографии чуваш / Н. В. Никольский. Чебоксары, 1929. — Вып. 1. — 154 с.
  155. , Н. В. Собрание сочинений : / Н. В. Никольский. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 2004. — Том I: Труды по этнографии и фольклору чувашского народа. — 527 с.
  156. , Н. В. Этнографические заметки о чувашах Козьмо-демьянского уезда Казанской губерни / Н. В. Никольский. Казань: Типо-лит. Казан, ун-та, 1911. — 26 с.
  157. , Н. В. Этнографический очерк Мильковича, писателя конца XVIII века, о чувашах / Н. В. Никольский. — Казань: Типо-литогр. казан. ун-та, 1906. 36 с.
  158. , П. Принципы детского театра / П. Новицкий / Культура театра. 1921. — № 5. — С. 5−7.
  159. , О. Русский балаган : истоки и современность / О. Новоселова // Праздник. 2005. — № 6. — С. 14−16.
  160. Об образовании: закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266−1 // Ведомости съезда нар. депутатов РФ и Верхов. Совета Рос. Федерации. 1992. — № 30. — С. 4−6.
  161. , С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. -М.: Русский язык, 1993.-955 с.
  162. , В. П. Формирование творческих способностей подростков в театральной студии : дис.. канд. пед. наук / В. П. Остривной. М., 2000.- 149 с.
  163. , А. Н. Полное собрание сочинений / А. Н. Островский. Т. 12. М.: Искусство, 1952. — 700 с.
  164. Отчет о деятельности Чувашского передвижного театра за декабрь 1919 г. и январь 1920 г. от 4 февраля 1920 г. // ЦГА ЧАССР, ф.6, оп. 3, д. 99, л. 1−2.
  165. Очерки истории культуры дореволюционной Чувашии / под ред. Н. Е. Егорова. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1985. — 303 с.
  166. , П. Словарь театра : пер с. фр. / П. Пави. М.: Прогресс, 1991.-504 с.
  167. , И. В. Воспитание на традициях / И. В. Павлов. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1988. — 95 с.
  168. , Ф. П. Собрание сочинений : поэзия. Драматургия. Проза. Очерки, ст., рец. Письма и воспоминания. Примечания / Ф. П. Павлов. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1992. — 573 с.
  169. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997.-512 с.
  170. , И. С. Формирование музыкальной культуры у учащихся / И. С. Петров. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1987. — 40 с.
  171. , Т. Н. Яковлевская педагогика всеобщей мудрости / Т. Н. Петрова // Дело его жизни: сб. науч. ст. Чебоксары: РГУП „ИПК Чувашия“, 2003.-238 с.
  172. , Т. Н. Чувашская педагогика как феномен мировой цивилизации / Т. Н. Петрова. М.: Прометей, 2000. — 91 с.
  173. Песни низовых чувашей / сост. М. Г. Кондратьев. — Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1981. Кн. I. — 144 с.
  174. Песни средненизовых чувашей / сост. М. Г. Кондратьев. Чебоксары: НИИЯЛИЭ, 1993. — 334 с.
  175. , Р. Н. Фольклор в творчестве И. Я. Яковлева / Р. Н. Петрова // Дело его жизни: сб. науч. ст. Чебоксары: РГУП „ИПК Чувашия“, 2003.-С. 65−69.
  176. , Р. Н. Фольклорная педагогика народов Урало-Поволжья : монография / Р. Н. Петрова. Чебоксары: Чуваш, гос. ун-т, 2003. — 168 с.
  177. , JI. JI. Развитие эмоциональной отзывчивости младших школьников в условиях детского музыкального театра : дис.. канд. пед. наук / JI. JI. Пилипенко. Екатеринбург, 1999. — 120 с.
  178. , Н. И. Новые формы современной театральной самодеятельности / Н. И. Пономарева // Театральная самодеятельность на современном этапе: сб. науч. трудов. — Ленинград: Высшая профсоюзная школа культуры, 1988. С. 3−20.
  179. , А. Н. Полное собрание сочинений : в 4 т. А. Н. Радищев. — М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1941. — Т. 2429 с.
  180. Реализация идей и наследия И. Я. Яковлева в современной многонациональной школе: сб. науч. трудов. — Чебоксары: Чуваш, гос. пед. ун-т, 2003.-270 с.
  181. , А. В. Чуваши. О просвещении приволжских инородцев / А. В. Рекеев.-Казань, 1911. -Т. 3. С. 25−26.
  182. , В. Г. Этнос. Культура. Слово / сост. А. Н. Лукина. — Чебоксары: Чуваш, гос. ун-т, 2006. 552 с.
  183. , Ф. А. Театральная этика К. И. Иванова, режиссера Чувашского академического театра / Ф. А. Романова // Чувашское искусство: сб. статей. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1971. — Вып. 1. — С. 41−67.
  184. , Ф. А. Театральное искусство Чувашии сезона 1969/70 годов (обзор) / Ф. А. Романова // Чувашское искусство: сб. статей. — Чебоксары: Чуваш кн. изд-во, 1971. Вып. 1. — С. 165−195.
  185. , Ф. А. Чувашские драматические театры сезона 1972/73 года / Ф. А. Романова // Чувашское искусство: сб. статей. — Чебоксары: Чуваш кн. изд-во, 1975. Вып. 4. — С. 203−221.
  186. , Ф. А. Современное состояние чувашского искусствоведения / Ф. А. Романова // Чувашское искусство: сб. статей. — Чебоксары: Чувашия, 1975. Вып. 4. — С. 222−226.
  187. , Ф. А. Театральное образование в Чувашии / Ф. А. Романова // Вопросы истории и теории искусства: сб. науч. трудов. — Чебоксары: Чуваш кн. изд-во, 1982. С. 3−40.
  188. , Ю. И. Театр и подросток / Ю. И. Рубина. М.: Просвещение, 1970.-208 с.
  189. , Ю. И. Основы педагогического руководства школьной театральной самодеятельностью / Ю. И. Рубина. М.: Просвещение, 1974. -175 с.
  190. Русские писатели о чувашах. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1948.-250 с.
  191. Сац, Н. И. Дети приходят в театр / Н. И. Сац. М.: Искусство, 1961.-312 с.
  192. , В. А. Исследования об инородцах Казанской губернии : / В. А. Сбоев. Казань, 1851. -Ч. 1 ¡-Заметки о чувашах. -234 с.
  193. , В. А. Чуваши в бытовом, историческом и религиозном отношениях. Их происхождение, язык, обряды, поверья, предания / В. А. Сбоев. М.: Тип. С. Орлова, 1865. — 188 с.
  194. , Т. С. Ликвидация неграмотности населения. Развитие общеобразовательной школы / Т. С. Сергеев, Н. Е. Егоров // Из истории культуры Чувашской Республики (1917−1985). Чебоксары, 1992. — Вып. 1. — С. 4−48.
  195. , И. К. Народные театры России / И. К. Сидорина. М.: Советская Россия, 1981. — 141 с.
  196. , П. В. Эмоциональный мозг / П. В. Симонов. М.: Наука, 1981.-215 с.
  197. , П. Ф. Воспоминание об И. Я. Яковлеве // Чувашский республиканский краеведческий музей. Фонд рукописей, папка 8, д. № 524, С. 28.
  198. , В. А. Профессиональная готовность учителя к воспитательной работе : Содержание. Структура, функционирование / В. А. Сластенин // Профессиональная подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М., 1982. — С. 14−28.
  199. , В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки / В. А. Сластенин. — М.: Просвещение, 1976. 160 с.
  200. , Л. М. Русский театр в Чувашии в 1917—1920 годах / Л. М. Смолянинова // Чувашское искусство: сб. статей. Чебоксары: Чувашия, 1971.-Вып. 1.-С. 3−40.
  201. , Л. М. Русский театр в Чувашии (1925−1932 гг.) / Л. М. Смолянинова // Чувашское искусство: сб. статей. — Чебоксары: Чувашия, 1975.-Вып. 4.-С. 94−118.
  202. Соколов-Каминский, А. А. Хореография / А. А. Соколов-Каминский // Восточнославянский фольклор. Минск, 1993. — С. 431−438.
  203. , Ю. П. Системный анализ воспитания школьников / Ю. П. Сокольников. М.: Педагогика, 1986. — 136 с.
  204. , Е. В. Приобщение детей младшего школьного возраста к традиционным ценностям отечественной культуры / Е. В. Соловьева // Методист. 2006. — № 1. — С. 32−35.
  205. , К. С. Собрание сочинений : в 9-ти т. / К. С. Станиславский. М.: Искусство, 1989. — Т. 2. — 511 с.
  206. , Т. Г. Этнопсихология / Т. Г. Стефаненко. М.: Изд-во „Логос“, 1999. — 100 с.
  207. , И. В. Обычаи, традиции и преемственность поколений / И. В. Суханов. М.: Политиздат, 1976. — 116 с.
  208. , В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. М.: Политиздат, 1973. — 272 с.
  209. , В. А. Избранные педагогические сочинения : в 3 т. / В'. А. Сухомлинский. М.: Просвещение, 1980. — Т. 2. — 500 с.
  210. Театральная энциклопедия. В 4-х т.- М.: Просвещение, 1965. Т. 4.-600 с.
  211. Театральная энциклопедия / под ред. П. А. Маркова. М.: „Совет. Энциклопедия“, 1967. — Том V. Табакова — Яшугин. — 1136 с.
  212. Театры в Чувашии // Советская Чувашия. 1980. — 23 августа. — С.
  213. , Г. Г. Анализ педагогической деятельности мастеров московской хоровой школы / Г. Г. Тенюкова // Вестник ЧГПИ им. И. Я. Яковлева, 1998. № 31 (2). — С. 28−34.
  214. , Г. Т. Тахаръял / Г. Т. Тимофеев. — Чебоксары: Чу-ваш.кн. изд-во, 1986. -400 с.
  215. , И. Детский фольклорный ансамбль / И. Титова // Искусство в школе. 2005.-№ 6. — С. 21−24.
  216. , Н. Театр закрытого типа / Н. Титова // Советская Чувашия. -2008.-31 июня С. 3.
  217. , С. Театр на столе / С. Тихонова // Искусство в школе. — 2004.-№ 3.-С. 83−85.
  218. Традиционные формы досуга: история и современность. — М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 1993. 200 с.
  219. , С. Н. Этнокультурная компетентность педагога : монография / С. Н. Федорова. Йошкар-Ола: Марийский гос. пед. ин-т, 2002. -108 с.
  220. , А. А. Записки о чувашах и черемисах Казанской губернии / А. А. Фукс. Казань, 1840. — 329 с.
  221. , Т. В. Подготовка будущего учителя музыки к организации музыкально-театральной деятельности со школами : дис.. канд. пед. наук / Т. В. Фуртас. Чебоксары, 2005. — 220 с.
  222. , Т. В. Детский музыкальный театр в школе / Т. В. Фуртас // Вестник докторантов, аспирантов, студентов / Чуваш, гос. пед. ун-т. — 2005. -№ 2 (6).-С. 196−200.
  223. , В. Т. Иван Яковлевич Яковлев и его роль в просвещении чувашского народа / В. Т. Харитонов // И. Я. Яковлев и его школа: ученые записки. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1971. — Вып. XXXIII. — 304 с.
  224. , В. Т. Симбирская учительская школа — центр просвещения чувашского народа / В. Т. Харитонов. — Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1968.-28 с.
  225. , М. Г. Этнопедагогическое образование учителей национальной школы : монография / М. Г. Харитонов. Чебоксары: Чуваш, гос. пед. ун-т, 2004. — 330 с.
  226. , JI. В. Музыкальное искусство как учебный предмет в начальной школе: автореф. дис.. канд. пед. наук / JI. В. Школяр. — М., 1999. -24 с.
  227. , JT. Г. Советский театр для детей / JI. Г. Шпет. М.: Изд-во „Искусство“, 1971. — 430 с.
  228. , Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. М.: Педагогика, 1971.-351 с.
  229. Цаллагова, 3. Б. Этнопедагогическая афористика / 3. Б. Цаллагова. М.: ИЧП „Издательство магистр“, 1997. — 222 с.
  230. ЦТ, А ЧАССР, фонд № 207, д. №. 792, л. 37
  231. ЦТ, А ЧАССР, фонд № 207, д. № 1268-а, 13 с.
  232. ЦТ, А ЧАССР, фонд № 501, д. № 407, л. 37
  233. ЦТ, А ЧАССР, фонд № 515, опись 1, ед. хр. 72
  234. ЦГАЧР. Ф. 207, опись 1, д № 286, л. 48
  235. ЦТ, А 4P. Ф. 207, опись 1, д № 249. л. 1
  236. , В. Н. Музыка и пение в школе. Из опыта работы учителя / В. Н. Чепуров. М.: „Просвещение“, 1975. — 112 с. -
  237. , Н. Н. От песни к спектаклю / Н. Н. Чичкина // Родная сторона: материалы II и III научно-практических конференций о проблемам сохранения и развития фольклора. Калуга: Изд-во „Фридилем“, 2001. — 304 с.
  238. Чувашия в годы гражданской войны. Образование чувашской автономной области: сб. документов. Чебоксары: Чувашгосиздат, 1960.-716 с.
  239. Чувашский детский музыкальный фольклор: программа и метод, указания / сост.: В. П. Казакова, В. Н. Михайлова. Чебоксары: Чуваш, гос. ун-т, 2005.-28 с.
  240. , К. Д. Собрание сочинений : в 3 т. / К. Д. Ушинский. -М.-Л.: АПН РСФСР. 1948. — Т. 3. — 450 с.
  241. , К. Д. Избранные педагогические сочинения. В 2-х томах / К. Д. Ушинский. М.: Педагогика, 1974. — Т. 1. -584 с.
  242. , Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1978.-304 с.
  243. Энциклопедический словарь юного зрителя. М.: Педагогика, 1989.-416 с.
  244. Яковлева, 3. К. Детский фольклор и приобщение к народным традициям / 3. К. Яковлева // Народная школа. 1994. — № 2−3. — С. 96−98.
  245. Яковлева, 3. К. Чувашский детский музыкальный фольклор: программа, методические указания, тематика практических занятий / сост. 3. К. Яковлева. Чебоксары: Чуваш, гос. ун-т, 1997. — 52 с.
  246. , И. Я. Моя жизнь: Воспоминания / И. Я. Яковлев. — М*: Республика, 1997. 696 с.
  247. , И. Я. Духовное завещание / И. Я. Яковлев. М.: Республика, 1992. — 56 с.
  248. , И. Я. (Саламбек). Симбирская учительская школа и ее роль и просвещение чуваш / под редакцией М. Я. Сироткина. Чебоксары: Чуваш, гос. изд-во, 1959. — 144 с.
  249. Allen D., Ryan. Microteaching / R. D. Allen Addision Westey: Reading Масс., 1969.-215 p.1. Анкета1. Название школы, район,
  250. Имеется ли в вашей школе драматический кружок или кружок художественной самодеятельности?
  251. Название кружка, с какого года он действует
  252. Ф.И.О. руководителя, должность, образование (учебное заведение)
  253. Перечислите наиболее значимые постановки этого кружка (репертуар)?
  254. Сколько человек посещают данный кружок в этом учебном году?
  255. За период существования кружка сколько всего участников было охвачено?
  256. Как освещаются вопросы чувашского фольклора этим кружком?
  257. Какие навыки и способности развивает данная работа в школе?
  258. Участвовали ли творческие коллективы Вашей школы в различных мероприятиях (конкурсах, смотрах и т. д.) районного, республиканского, межрегионального уровня?
  259. Ваше отношение к чувашскому фольклору, драматическому кружку в школе?12. Ф.И.О.1. Анкета
  260. Ф. И. О. Место работы и должность
  261. Название кружка (если есть), с какого года он действует
  262. Направление деятельности вашего коллектива (театральное, хореографическое, фольклорное)
  263. Сколько человек посещают данный кружок?
  264. Используются ли элементы театрализации народного творчества (песни, сказки, обряды, народные игры и т. д.) в деятельности Вашего коллектива?
  265. Каким образом Вы применяете элементы народного художественного творчества в учебно-методических целях?
  266. На Ваш взгляд какие элементы театрализации содержаться в чувашском фольклоре?
  267. В чем на Ваш взгляд состоит воспитательное и образовательное значение театральных форм народного творчества
  268. Какими трудностями вы сталкиваетесь в Вашей работе?
  269. Какие рекомендации по создании кружка Вы можете дать молодым руководителям кружка?11. Ваше пожелание
  270. Дайте определение фольклору.
  271. Перечислите наиболее распространенные обряды.
  272. Какие жанры народного музыкально-поэтического творчества Вам известны?
  273. Какие виды устного народного творчества относятся к детскому фольклору?
  274. Какие праздники и календарные обряды Вам известны?
  275. Перечислите праздники обрядности весеннего цикла.
  276. Опишите один из видов календарного праздника чувашского народа. *
  277. Какие элементы театрализации используются на празднике Сурхури?9. Что такое детский театр?
  278. Перечислите элементы фольклорного театра.
  279. Какие виды чувашских народных плясок Вам известны?12. Что означает „Акатуй“?
  280. Перечислите элементы девичьего национального костюма.
  281. Чем отличается женский национальный костюм низовых и верховых чувашей?
  282. Какие чувашские народные музыкальные инструменты Вам известны?
  283. Известны ли Вам примеры использования народных обрядов в театральных постановках чувашского драматического театра, театра оперы и балета и театра юного зрителя? Какие?
  284. Назовите орудия труда и быта, используемые в народных весенних календарных обрядах.
  285. Назовите несколько чувашских детских игр.
  286. Как называется весенний праздник низовых чувашей, посвященный изгнанию из селения злых духов?
  287. Что Вам известно о календарно-обрядовом празднике „Уяв“?
  288. Детские фольклорные театры
  289. Фольклорный коллектив Мижеркасинской средней школы Красночетайского района, 1972 г.
  290. Фольклорный коллектив Верхне-Ачакской восьмилетней школы
  291. Ядринского района, 1972 г. аййыввйй
  292. Детский фольклорный ансамбль
  293. Фольклорный театр Аликовской средней школы Аликовского района, 1993 г. 1. Детский фольклорный театр
  294. Г -г&trade-': 'с" —: г-- - 'М Щ ¡-аа — ' „“ -:.-. » .1ШШмН ' «'¿-г Н.: I ¦- ¦ г с цн 1 ч^я 1 ж-
  295. Фольклорный театр Большебуяновской СОШ Шемуршинского района, 2008 г.
  296. Театрализация народных обрядов1. Заговаривание урожая»
  297. Республиканские СМИ о театральной самодеятельностисоздать чувашский. детшй temp. -'
  298. Театр—великое орудие культурной революции и социалистической выковки нашей смены
  299. Сейчас Московский театр юного зрителя ставит перед Наркомнро
  300. Колхозные театры, несмотря на свою молодость (Конловский театр существует 19 месяцев, Батырей1Лр0ЛзведенЕй искусств^ созданных | городской культурой, прзчеи неэтогоочагов культуры, его
  301. Так появились колхозные театра, перед которыми встали от-задачи борьбы заза ликвидацию перегвдков капниевду городом, а деревней, ыежду городской и деревенской • куль-*-урой. ' ' .
  302. В целях подытоживания. продеоабото, обмена опытен,^деревни, бытом колхози стали 'колхозную массу на больших задач и пе-' код
  303. Козловский театр*обслуживает М.-Посадский, Урыарскнй и /Коз-айоин в кроме этого, в Даиащский,' Цивнльскн§-, Ядршскай района. Баты-театрколхоза &bdquo-Правда8 А. Л. Комаров— 69-детннй старик, гкслся показать Газета «Красная Чувашия», 1936 г., 1 июня
  304. Идея пьесы чрезвычайнс интересна по, ваыыслу: в процессе социалнсшеского трудаI
  305. Газета «Чаваш Коммуне», 1938 г., 28 августа
  306. Четверг, 10 июля 1841 г, .161 (5355). -
  307. Жюри подвело итога республиканского смотра самодеятельности. ного и худшЙстеевноВо^у^Ьня' драма! тячеслеях > «кружков» ^л^овк-сшх зрителей' к теа^у^^^сМвЬф^
  308. Театральная. «тала оитщ -та -шкрмм-' дштуаных'' -ереДстз кдатунаставеЬтгоабевятлаал трудя. Щ-НХСЯ. ¦-•'¦.' ¦, „.'•
  309. В ра&онмых, .городских я „колхозных смотрах участвовало -8з0 драматячес- ¦ •кйх ¿-оллектявов.'. 16 лучших ' да „¡-шах далп. свои постановки- на республиканском ' смотре. '
  310. Драматические коллективы коже „Комшнтери“ .(Ёрасёочетайсдай району ^^о^У^^Еерой" — • .(Щдхасансжий -райоя) Алатырсжого „Дома культуры -на' граждвны, 1з"а%<>гами Дома народного тв&рчЫ-тзаг ' *
  311. Решено войта с ходатайством тв Ут равлен-ие по долам. искусств при СЕК РСФСР об организации ярофесц сионалького театра. в г. Алатыре ла, баае дра-м&оллектявов железнодорожного клуба .ст. Алатырь я, А латы р- ского Дома культуры. '
  312. В 'пелях ¡-помощи круаскоапам в ах повседневной творческой работе реше^ но. в' ближайшее время провести крат- косрочные курсы- „руководителей драм! коллективов, а 'также издать специальные методические и учебные' пособия на чувашском языке. ' т←
  313. И. -о. ответ, редактора А. С. ВИШНЯКОВ.
  314. Газета „Красная Чувашия“, 1941 г., 10 июля
  315. Хорошее начиканпе- аюллеххява — тхопьшоа иуашэдшдого офор-чшендя
  316. В, ойвошшг спеая&кль говорят оволлек-, в' кем ' способных V дальнейшей серьезнее выбору -пьес, упорнее иолзггач вещего я культурного уровня. Это даст. находить- -иравнльны0-образов зх полноценной по-.д&аа пьесы -адяетелю. — ¦ К. ИВАНОВ- ,
  317. Газета „Красная Чувашия“, 1941 г., 14 июняfb1. Успех шумерлинцев
  318. Обаетёлел! учений Карп Иваныч u исполнении юрист-коксульт т. Карпова. Хорошо 'исполняла роль Тони т. Дальтжая. >
  319. Коллектив добился больших успехов в работе. Ilpnitep еп> достоин подражания. * Ал. МОРСНОВ.
  320. Газета „Советская Чувашия“, 1962 г., 8 июля1. Архив докуменчёсем калаче
  321. А. В. ЛумачарекуЗ, aseara уч*“ твА&ха Чсма^ртм яа*а г^ёсгме xa:*-Аде“, „*ва r. bIM „„?йашсе.ц культу“ рмн i-1a иулгл гШп< rete
  322. SypsA.ca аталаиил идеигсгмне $ых!""-ts тЫпе tt пит j Идем>?хъ кал ti“ xsrpt тслскёа^е ши 5ут („ктмЬм, член*“ пура^р* курс“ Литераторы* исвусст"о Р паха гкмгерскше яда- „г Kjfваш рысак Sbfранги fjpca хллляал.
  323. Пааа&- „роевегкгеАь яуриа^пд нага. Лка „ей „2а уи янр*"г.ядм“ гйча тарахан, чи „Т*дгр*м вкт&мАе в* Si в“?е cí-aтаса Tj"lMceist, macuaijcc тавра“ кпяет* Алртаканилес:!ле*"я ис*у"т**шЬ rise, х>“ 4ма"еп, екевпигльсеич* „ЫА1
  324. S*c"r*me ларам itwpc*“ ут- кгксеячен (гыерсспчея) тага
  325. О“ с*н*итрл усэлиа yr"AAS*a erce"upaali ^2"Tfp"Tf усала гнрес „ИАежлс „epnoy „?(MU““ bictn >м4ичв
  326. Tipi“ ггЗ"ял"п с ft ватарт“ ГА1"мн „IJ*i"yr"*i< i"B*rcw каАакао xa“
  327. Л2* „шахе““ тарах та и1ч! к „пекнвче К&саргаЗ даа"1АаppaeaseutiSM KypaKjjiir""^ RHTC^A! п^дасс“ wiAaiisife аггт^рсея“ yS KSAIT» AiiTtpciM xasiceif яудтаруААа «ЫАЯЯИ ttO’fsypatt» те куг-а^айеей*мг>мпе идет" Ble""* жара, *u-ЛяхАиЕга жгскЛНгйяг
  328. ПАкгс|р сдвц^ iiaiii"" с^махве mttif reppSia «canур1 хШ*п вела ж1а*т) рс вулс*rapara. Г*рся дСаа *урс*еи
  329. УчгаИгп /зугЬжчг. чя хмтажя ¦ttirp iu (jpuu 11IUUIII >ТСК „„в вур itima, К1ЛЯЧ"* ку^иаян“ 1мтие, пы^ся ти•“»" я5*1авулл8 тгШосм а?""так^и.aaluGa гзгряг* тдга тыгмл^
  330. Tjiiirf um >jjtbi"
Заполнить форму текущей работой