Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организационно-педагогические условия социализации студенческой молодежи в современном воспитательном пространстве

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Смыслообразующим ядром диссертационного исследования является изучение процесса социализации личности. Противоречие данного процесса заключается в отсутствии синхронности в развитии социальной ситуации с одной стороны и овладение личностью и социальными институтами механизмами социализации с другой. Противоречие обусловило выбор темы исследования, главной проблемой которого является выявление… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Социализация молодежи как социально- педагогическое явление
    • 1. 1. Понятие «социализация» в историко-педагогической ретроспективе сравнительно-сопоставительный контекст)
    • 1. 2. Постановка проблем социализации в зарубежных и отечественных гуманитарных науках (междисциплинарный аспект)
    • 1. 3. Студенческая молодежь как условие процессов интеграции в обществе
  • Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по социализации студенческой молодежи в современном воспитательном пространстве
    • 1. Специфика организационно-педагогических условий создания воспитательного пространства
      • 2. 2. Содержание и организация опытно-экспериментальной работы
      • 2. 3. Результативность и перспективы опытно-экспериментальной работы

Организационно-педагогические условия социализации студенческой молодежи в современном воспитательном пространстве (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Сложные социально-экономические условия, затрагивающие все стороны нашей жизни, актуализировали проблему социализации молодежи в рамках динамично изменяющегося воспитательного пространства. Современная ситуация обозначила новые практические задачи и критерии эффективности воспитательного процесса. В педагогическом плане этот процесс может быть представлен как переход к новой парадигме воспитания, в которой личность выступает не только как объект социальных изменений и преобразований, а, прежде всего, становится самоцелью общественного развития. Целью современного общества является подготовка нового поколения самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, которых заведомо не было и не могло быть в жизни родительского поколения. На первый план отчетливо выступает необходимость целенаправленной работы по моделированию организационно-педагогических условий социализации молодежи в современном воспитательном пространстве.

В решении данной проблемы особая роль принадлежит студенческой молодежи. Это связано с тем, что студенчество, как потенциальная интеллектуальная элита общества, может стать фактором, определяющим целостность молодежи.

Смыслообразующим ядром диссертационного исследования является изучение процесса социализации личности. Противоречие данного процесса заключается в отсутствии синхронности в развитии социальной ситуации с одной стороны и овладение личностью и социальными институтами механизмами социализации с другой. Противоречие обусловило выбор темы исследования, главной проблемой которого является выявление теоретико-методологических основ и организационно-педагогических условий социализации студенческой молодежи в современном воспитательном пространстве. Таким образом, для постановки обозначенной проблемы необходимо выйти за рамки уже существующих исследований, обращая внимание на отдельные аспекты процесса социализации, изучение которых с самого начала было в фокусе внимания различных научных дисциплин, причем их отличия усиливались концептуально-методологическими подходами.

Анализ работ по проблемам социализации в зарубежных и отечественных гуманитарных науках показывает, что вектор исследовательского интереса выделял их социологическую и психологическую доминанту. Авторские подходы детерминировались социо-культурными особенностями времени постановки проблемы и особенностями научных школ. Систематизация зарубежных и отечественных исследований позволяет определить ведущие тенденции, выделяющие особенности изучения данной проблемы в различные периоды времени.

Первая тенденция обозначает проблему соотнесения понятия «социализация» с понятиями «воспитание» (Э, Дюркгейм), «формирование» (Н.

B. Андреенкова), «развитие» (Г. М. Андреева), «адаптация» (Т. Шибутани), «индивидуализация» (Д. И. Фельдштейн). Метод сравнения и анализа понятий позволяет выделить проблему самостоятельности понятийного поля «социализации» или ее зависимости от других понятийных полей.

Вторая тенденция акцентирует внимание на хронологических рамках процесса социализации, определяя ее как совпадающую с периодом раннего детства (3. Фрейд), ограничивающуюся наступлением 23−25 лет (Н. В. Андреенкова), происходящей, прежде всего, в ходе трудовой деятельности (Г. М. Андреева).

Третья тенденция очерчивает влияние различных научных школ на понимание проблем социализации. Культурологическое направление (М. Мид, Т. Лукман) главной детерминантой процесса социализации выделяло особенности культуры, классовое направление (В. Е. Боборыкин, О. И. Иванов,.

C. Н. Иконникова) определяло процессы социализации в зависимости от классового принципа, теория символического интеракционизма (Дж. Г. Мид) главным в социализации видела усвоение социальных ролей.

Четвертая тенденция показывает недостаточность работ, построенных на междисциплинарном принципе. Подобное понимание вытекает из продемонстрированной в предыдущих тенденциях хаотичности языкового пространства социализации. Междисциплинарный подход играет в данном случае роль организующей структуры. Попытки интеграции (А. В. Мудрик, И. С. Кон) понятийного поля социализации заложили основы междисциплинарности, требующей дальнейшей разработки.

Проблема социализации молодежи рассматривается в рамках понятий: — качество жизни молодежи (Е.Г.Слуцкий) — молодежная политика (В.А.Родионов, В. А. Луков, И.М.

Ильинский, А.В. Шаронов) — региональный аспект (исследовательские группы г. Белгорода, Оренбурга, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, Пензы) актуализирует изучение локального уровня организационно-педагогических условий социализации. Однако обозначенные работы лишь наметили перспективы рассмотрения данной проблемы, и не могут претендовать на исчерпывающий характер исследования. Более того, региональный уровень условий социализации является достаточно многоаспектным. Слабо освященной темой остается дальнейшая локализация условий в русле проведения опытно-экспериментальной деятельности на территории районов и городов регионасоциализация студенчества (Б.Г Ананьев (психологический аспект), В. Т. Лисовский, Т. Э. Петрова, Кухтевич Т. Н., Иконникова С. Н. (социологический аспект), В. А. Сластенин, Н. А. Лейбовская, М. С. Дианкина, В. Г. Горчаков, Е. А. Кротков (в аспекте проблем студенческого самоуправления) — ценностные условия социализации молодежи (И.Н.Андреева, Н. И. Баенко, Н. В. Кофырин, А. Г. Кузнецов, И. В. Попова, Н. А. Свиридов, Н. Н. Третьяков);

— социально-педагогическая виктимология (А. В. Мудрик, Е. В. Руденский);

— анализ проблем социальных дефиниций общества (И. А. Маврина);

— социализация школьников, акцентирующая внимание на институциональном аспекте проблемы (Ф. А. Фрадкин, М. Г. Плохова, Е. Ю. Рогачева, И. Г. Яковенко, JI. С. Дьяченко). В данном случае проблема интересна тем, что школьники являются потенциальным пополнением студенчества, реализуя принцип преемственности.

Мало изученным остается педагогический аспект проблем социализации. Это объясняется тем, что в гуманитарных науках на современном этапе преобладает подход, в большинстве случаев, лишь констатирующий создавшуюся ситуацию. Однако, современная социальнопедагогическая ситуация требует выработки конкретных механизмов социализации, синхронизирующих отношения личности и общества. Произошедший разрыв между темпами перемен на практике и в сознании породил духовно-нравственный кризис, преодоление которого невозможно без гармонизации отношений между духовными ценностями и их трансляторами — образованием и воспитанием. Изучение общества как социализирующей среды, выявление его воспитывающих возможностей позволяет найти пути и способы использования и усиления позитивных влияний на человека и нивелирования, коррекции негативных. Кроме того, для педагогики необходимы данные различных наук о социализации, применение которых позволяет искать пути интеграции воспитательных сил общества, актуализировать не только проблемность ситуации, но и искать оптимальные механизмы функционирования человека в обществе.

Таким образом, тема исследования раскрыта в изученной литературе мозаично, недостаточно проработан междисциплинарный подход, слабо освящена педагогическая сторона проблемы. В связи с этим, с нашей точки зрения, обозначенная тема нуждается в дальнейшей разработке и развитии.

Объектом диссертационного исследования выступает непосредственно процесс социализации студенческой молодежи в современном воспитательном пространстве.

Предметом исследования являются организационно-педагогические условия социализации студенческой молодежи.

Цель исследования состоит в выявлении организационно-педагогических условий социализации студенческой молодежи в современном воспитательном пространстве.

Гипотеза исследования связана с предположением о том, что цель исследования будет достигнута если: определены теоретико-методологические основы социализации студенческой молодежи в современном воспитательном пространстве;

— студенческая молодежь выступит фактором интеграции в процессе социализациивыявлены организационно-педагогические условия социализации студенческой молодежи;

— разработана модель деятельности институтов социализации студенческой молодежи;

— осуществлена опытно-экспериментальная работа по апробации модели. В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:

1. Выявить теоретико-методологические основы исследования междисциплинарного характера проблем социализации.

2. Определить интегрирующее условие целостности молодежи.

3. Обосновать специфику организационно-педагогических условий социализации студенческой молодежи в современном воспитательном пространстве района города.

4. Разработать и экспериментально подтвердить модель деятельности институтов социализации студенческой молодежи.

Теоретико-методологической основой исследования являются фундаментальные философские, общенаучные и конкретно-научные положения и понятия, раскрывающиеся в системном, синергетическом, социально-личностном, деятельностном, средовом подходах, применяемых к педагогическим явлениям и процессам. Исследовательская работа строится на принципах системности, самоорганизации и саморазвития, диалогичности, индивидуальности, субъективности, историзма, гуманизма.

Источником исследования явились труды отечественных и зарубежных философов, психологов, социологов, педагогов, научная литература и периодическая печать по исследуемой проблеме, личный опыт работы диссертанта над проблемой, опытно-экспериментальная работа на базе учреждений Отдела по делам молодежи Центрального района и учебных заведений г. Новосибирска.

Для достижения целей исследования, решения поставленных задач, проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы: анализ и синтез философской, психологической, социологической, педагогической литературысравнение нормативных документов, статистических данныхобобщение передового опытадиагностические (анкетирование, соц. опросы, беседа, наблюдение) — прогностические (моделирование, экспертная оценка) — опытно-экспериментальная работаисторико-ретроспективный анализ (рассмотрение динамики историко-педагогических процессов) — систематизация педагогических представлений, идей, понятий.

Опытно-экспериментальная база и этапы исследования.

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась с 1995 года на территории Центрального района г. Новосибирска, на базе учреждений Отдела по делам молодежи администрации Центрального района, в высших и средне-специальных учебных заведениях района.

Теоретико-экспериментальное исследование проходило в три этапа.

I этап (1995 — 1997гг.). Изучение состояния проблемы исследования проводилось посредством:

— анализа философской, психологической, социологической литературы, периодических изданий, материалов конференций, семинаров, научных источников, статистических данных, нормативных документов, программ и планов работ учреждений, работающих с молодежью в районе, городе, области, регионе;

— обобщения передового опытанаблюдения за реализацией решений, принятых в отношении студенческой молодежи органами управления разного уровняучастия в организации научно-практических конференций, семинаров районного и городского уровня.

В результате выявлено состояние проблемы, определено противоречие, определяющее ее суть, сформирован научный аппарат диссертации, отобраны, систематизированы теоретические положения, составляющие основу методологии исследования, сформулирована цель, выявлены задачи, определен объект и предмет научной работы. Определена экспериментальная база исследования, формы и методы сбора и обработки эмпирических данных.

В течение I этапа был налажен информационный обмен между институтами социализации студенческой молодежи, создан орган самоуправления в виде студенческого совета при Отделе по делам молодежи, появились совместные, интегрированные планы работы институтов социализации (учреждения дополнительного образования в структуре Отдела по делам молодежи, учебные заведения, организации района).

Содержание деятельности на данном этапе позволяет определить его как поисково-аналитический.

II этап (1997;1999гг.У Осуществлялся системно-структурный анализ собранного материала. Происходило оформление библиографического списка по изучаемой теме. Выявлены организационно-педагогические условия социализации студенческой молодежи, специфика современного воспитательного пространства региона (района). Разработана модель деятельности институтов социализации студенческой молодежи, произведена ее апробация.

В течение II этапа произошло становление студенческих направлений работы в учреждениях дополнительного образования района, разработана поэтапная реализация программы «Молодежная политика 1998;2000г.г.».

Данное содержание деятельности позволяет определить этап как теортико-экспериментальный.

III этап (1999;2000гг.) Анализировались, обобщались и систематизировались материалы, осуществлялась их обработка, выявлялась целостная система непрерывного изучения, оценки и прогноза изменений состояния, происходящего в результате опытно-экспериментальной работыформировались общие выводы по результатам исследованиявнедрялись в практику основные идеи и положения диссертации, полученные в результате опытно-экспериментальной деятельностиоформлялся текст диссертациинамечались перспективы и пути дальнейшего развития деятельности институтов социализации студенческой молодежи.

В течение III этапа происходит кадровое пополнение учреждений Отдела по делам молодежи, открытие новых направлений деятельности по студенческому самоуправлению в форме программы отбора наиболее талантливых студентов из учебных заведений городаначинается качественный рост работы с молодежью на территории района, выражающийся в расширении программного подхода до проективного («Лидер XXI века»).

Заключительный этап определяется как обобщающепрогностический.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

— выделены локальные организационно-педагогические условия социализации студенческой молодежи в специфическом воспитательном пространстве района;

— выявлены типы (слабый, средний и сильный) социализирующих влияний социальных институтов на студенческую молодежь.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, дан разносторонний анализ состояния проблемы социализации, уточнена сущность понятий «воспитательное пространство», «студенческая молодежь», «организационно — педагогические условия», обосновано совокупное использование средового, системного и синергетического подходов в процессе формирования воспитательного пространства, осуществлено комплексное применение хронологического и междисциплинарного принципов при рассмотрении социализации как социально-педагогического явления.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана, апробирована и внедрена в практику модель деятельности институтов социализации студенческой молодежи, которая может быть использована в подобной работе других территорий города, области, регионаобобщен передовой педагогический опыт органов управления и учреждений, осуществляющих работу по социализации студенческой молодежиобоснованы практические аспекты организационно-педагогических условий социализации студенческой молодежипредставлена возможность использования материалов исследования в методических, учебных целях, подготовки рекомендаций, курсов лекцийсоставлены конкретные методические рекомендации органам управления по делам молодежи, культуры, образованиявскрыты районные особенности организационно-педагогических условий социализации студенческой молодежи.

Обоснованность и достоверность выводов и результатов исследования обеспечивается:

— теоретико-методологической оснащенностью, объективным и всесторонним анализом научно-педагогичекой литературы;

— интеграцией положений смежных наук в решении поставленной проблемы;

— реализацией теоретических, эмпирических и других методов, адекватных задачам исследования;

— комплексным характером эксперимента;

— целенаправленным анализом реальной педагогической практикивоспроизводимостью проведенной опытно-экспериментальной работы в аналогичных условиях;

— подтверждением положений гипотезы результатами исследованиявостребованностью предлагаемых научно-практических разработокширотой фактологических данных, подтверждающих основные положения и выводы диссертации;

— органичной связью теоретических положений с воспитательной практикойлогичностью и внутренней последовательностью проведенного исследования;

— опытом практической работы автора в качестве руководителя отдела по делам молодежи Администрации Центрального района г. Новосибирскапродолжительностью эксперимента в течение 5 лет.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялось в форме:

— докладов автора на заседаниях кафедры педагогики НГПУ;

— выступлений на региональных, городских районных научно-практических конференциях;

— внедрения в деятельность Комитета и районах отделов по делам молодежи, ВУЗов, ССУЗов г. Новосибирска;

— освещения в средствах массовой информации;

— проведения семинаров со студентами НГГГУ в период прохождения практики;

— оказания консультативной помощи работникам учреждений дополнительного образования и социально-психологической службы;

— обсуждений на коллегиях при Главе администрации Центрального района г. Новосибирска;

— публикаций статей, методических материалов в научных сборниках (6 публикаций).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Процесс социализации рассматривается в сравнительно-сопоставительном контексте и междисциплинарном аспекте его исследования. Подобные подходы обозначают соответствующие принципы формирования понятия «социализация». Хронологический принцип определяет представление о специфических условиях социализации и выделяет границы при обозначении мира социального. Междисциплинарный принцип детерминирует общие условия социализации, играя роль организующей структуры языкового пространства.

2. Определение особенностей социализации студенческой молодежи детерминируется: ее пониманием как отдельной специфичной социо — культурной группы, специальное изучение процессов социализации которой позволило бы осуществить целостный, глубокий, системный анализ сущности и потенциала молодежи в целомее осмыслением как потенциальной, интеллектуальной элиты общества, фактора интеграции, определяющего целостность молодежиорганизационно-педагогическими условиями, сочетающими в себе стихийные влияния среды и институционализированные воздействия общества.

3. Специфика создания воспитательного пространства обусловливается организационно-педагогическими условиями. Органы управления молодежной политикой (отделы по делам молодежи и их учреждения) выступают системообразующим элементом компонентной модели деятельности институтов социализации студенческой молодежи. Их деятельность направлена на педагогизацию среды и придание ей воспитывающих функций.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.

Выводы к 2 главе.

1. Деятельность институтов социализации с учетом системы действий со средой образуют понимание феномена воспитательного пространства.

2. Использование системного и синергетического подходов позволило совокупно рассматривать стихийные и целенаправленные механизмы создания воспитательного пространства.

3. Центральный район г. Новосибирска в силу объективных и субъективных предпосылок обладает рядом организационно-педагогических условий для проведения опытно-экспериментальной работы по созданию модели деятельности институтов социализации студенческой молодежи в современном воспитательном пространстве.

4. Иерархия ценностей студенческой молодежи обозначает их интровертивную направленность и пассивность респондентов в сфере социально-политических интересов. Данное обстоятельство актуализирует важность локальных условий, которые являются наиболее постоянными, практически действующими, поскольку определяют мотивацию и стиль поведения индивида.

5. Составными частями воспитательного пространства являются системоообразующие, системосоставляющие, системосвязующие элементы. Механизмами формирования воспитательного пространства выступают действия системоообразующего элемента (Отдел по делам молодежи) «извне», «изнутри», с учетом самоуправления (самоорганизации) с акцентом на развитие событий в резонансных точках.

6. Компонентный механизм моделирования явился инструментом перестройки работы отдела по делам молодежи с функционального в опытно-экспериментальный режим.

7. Институты социализации определяются по типу своего влияния. Существует слабый, средний и сильный тип социализирующих влияний. Системообразующий элемент модели (отдел по делам молодежи) относится к числу институтов социализации среднего типа. В силу недостаточности ресурсов (финансовый, информационный) он не в состоянии оказывать приоритетного социализирующего воздействия, но он в силах создавать воспитывающую среду, т. е. через различные институты социализации влиять на социализирующие процессы, привлекая их потенциал (тем самым, увеличивая свой), используя их ресурсы (тем самым, пополняя свои).

8. В исследовании выделяются управленческий (организационный) и социально-психологический критерии эффективности деятельности институтов социализации студенческой молодежи.

9. Перспектива деятельности институтов социализации находится в сфере моделирования процессов создания молодежных общественных объединений.

Заключение

.

Социализация — постоянная тема дискуссий, занимающая исследователей на протяжение почти полутора веков. Современная ситуация обозначила актуальность данной темы, которая характеризуется трансформацией традиционной системы социализации в систему иного качества, способную подготовить молодую, входящую в динамичное и мобильное общество, личность самостоятельно действовать и принимать решения в условиях, которых не было и не могло быть в жизни прежних поколений. Подобная постановка проблемы определяет новое противоречие происходящих процессов, сущность которого заключается в отсутствии синхронности в развитии социальной ситуации с одной стороны и овладение механизмами социализации с другой. Исследование показало, что рассмотрение общества как социализирующей среды позволяет выявить его воспитательные возможности. Педагогические основы работы позволили привлечь данные других наук о социализации, что предопределило пути интеграции воспитательных сил социума, показало важность выработки механизмов функционирования личности в обществе. Разработка механизма синхронизации развития социальной ситуации и процессов социализации происходила с учетом и опорой на различные социализирующие институты. Это актуализировало институциональный механизм социализации. Однако, для реализации модели деятельности институтов социализации необходимо наличие определенных обстоятельств, определяющих поиск эффективных путей управления педагогическим процессом с целью достижения воспитательных результатов в становлении и развитии личности молодого человека.

В процессе опытно-экспериментальной работы удалось выявить общие и специфические организационно-педагогические условия, которые позволяют говорить о возможности реализации модели деятельности институтов социализации студенческой молодежи в современном воспитательном пространстве и подтверждении выдвинутой гипотезы. Важнейшим условием достижения цели исследования явился учет теоретико-методологических основ междисциплинарного характера проблем социализации и выделение специфики студенчества, как фактора целостности молодежи, с опорой на специфические, локальные организационно-педагогические условия социализации в Центральном районе города, позволившие разработать и экспериментально подтвердить модель деятельности институтов социализации студенческой молодежи современном воспитательном пространстве.

Главный смысл нововведения заключается в том, что:

— выделены локальные организационно-педагогические условия социализации студенческой молодежи в специфическом воспитательном пространстве района;

— выявлены типы (слабый, средний и сильный) социализирующих влияний социальных институтов на студенческую молодежь.

В процессе исследования удалось обосновать: особенности определения теоретико-методологических основ исследования, раскрывающиеся в интегрированном применении хронологического и междисциплинарного принципов, позволяющие рассмотреть проблему социализации в сравнительно-сопоставительном контексте и междисциплинарном аспекте исследованиявыделение студенческой молодежи как фактора интеграции в процессе социализации;

— комплексное рассмотрение локальной специфики социализации (т.е. специфических условий), структуры модели деятельности институтов социализации (компонентный механизм) в условиях воспитательного пространства с выделением в качестве системообразующего элемента специализированных структур по работе с молодежью (Отдел по делам молодежи и его учреждения), ведущих работу по педагогизации среды и придания ей воспитательных функций. Таким образом, отдел по делам молодежи влияет на процессы социализации, сочетая управленческие действия по созданию благоприятных условий с организацией совместной деятельности, корректируя отношения возникающие в среде, делая акцент на самоуправление (самоорганизацию) с воздействием на развитие событий в тех местах, где малые воздействия дают большие результаты.

Результаты опытно-экспериментальной работы позволяют сделать вывод о том, что в процессе исследования удалось приблизиться к цели, т. е. выявить общие и специфические организационно-педагогические условия социализации студенческой молодежи в современном воспитательном пространстве. Однако, фактор постоянного изменения выявленных условий не позволяет полностью завершить эксперимент, а лишь фиксирует обозначенное на исследуемом этапе опытно-экспериментальной работы состояние проблемы.

Тем не менее, созданный механизм социализации студенческой молодежи (модель) дает возможность на определенный период времени синхронизировать развитие социальной ситуации с процессами социализации. Постановка новых задач определяет перспективу развития деятельности институтов социализации в сторону углубления процессов самоуправления (самоорганизации) и расширения воспитательного пространства, как условия педагогизации среды. Именно перспективой исследования детерминируются практические предложения по применению наработанного опыта, реализация которого возможна в условиях более крупных, чем район, территорий, с условием сохранения основной идеи модели.

В ходе опытно-экспериментальной работы были получены важные побочные результаты, не являющиеся главной целью исследования, но касающиеся актуальных проблем осуществления молодежной политики, как потенциальной сферы формирования социального заказа на воспитание подрастающих поколений. Подобная дополнительность подчеркивает многоаспектность данного исследования и выделяет пути продолжения исследования, подтверждая в то же время актуальность обозначенной темы, обоснованность постановки целей и задач.

В процессе эксперимента было сформировано воспитательное пространство, включающее в себя системообразующие, системосоставляющие и системосвязующие элементы. Использованный в ходе опытно-экспериментальной работы компонентный механизм подтвердил предположения об интеграции структурных, функциональных и процессуальных элементов моделируемого явления.

Проведенная опытно-экспериментальная работа (1995;2000гг.) доказала правильность выбранных методов исследования, позволивших очертить возможные для изучения, приоритетные в социальном плане контуры модели и получить подтверждение выдвигаемой гипотезы, констатировать, что вынесенные на защиту положения нашли свое подтверждение.

Данное исследование не претендует на исчерпывающее решение рассматриваемой проблемы. Мы ограничились изучением системообразующих элементов модели деятельности институтов социализации студенческой молодежи и их взаимосвязью с окружающей средой. Вместе с тем в воспитательном пространстве города, (области, страны) действует множество других институтов социализации, также оказывающих влияния на становление молодого человека. Обозначение данных институтов в процессе эксперимента не снимает проблемы их изучения. Однако подобная деятельность выходит за рамки проведенного исследования и выявляет перспективы дальнейшей научной работы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абессонов В В. Факторы актуализации социальных проблем молодежи.// Молодежь провинциальной России: социальные проблемы и перспективы развития. Белгород, 1994, — С. 58 — 60.
  2. С.В. К проблеме новой концептуализации молодежи. // Методологические проблемы исследования молодежи. М.: Социум, 1998. -С.35 — 37.
  3. .Г. К психофизиологии студенческого возраста // Современные психолого- педагогические проблемы высшей школы / Под ред. Б. Г. Ананьева. Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1969. — Вып. 2. — С.34 -45.
  4. Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1998. — 375с.
  5. И.Н., Голубкова Н. Я., Новикова Л. Г. Молодежная субкультура: нормы и система ценностей. // Социс. -1998.- № 4. С.48−56.
  6. Н.В. Проблемы социализации личности. / Социальные исследования. 1970. — Выпуск 3. — М., 1970.- С. 36 — 39.
  7. Ф. Возрасты жизни. // Философия и методология истории. / Под ред. Кона И. С. М.: Прогресс, 1977. — 235с.
  8. В.И., Усманов М. Ю. Идеи синергетики и теория воспитательных систем // Моделирование воспитательных систем: теория практика /Под ред. Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой. — М.: Изд-во РОУ, 1995. — С. 39−46.
  9. А.Г. Культурно историческая психология и конструирование миров. — М. — Воронеж, 1996, — 602с.
  10. Ю.Атангулов У. Ш. Педагогические условия использования идей и опыта народной педагогики в трудовом воспитании школьников. Автореф. дис. канд. пед. наук. Уфа. — 21с.
  11. П.Бабищев В. П. Белгородская молодежь в условиях радикальных социально-экономических реформ. // Молодежь провинциальной России, социальные проблемы и перспективы развития. Белгород, 1994. — С. 23 — 25.
  12. П.И. Молодежь в структуре современного Российского общества // Методологические проблемы исследования молодежи. М.: Социум, 1998. -С.22−30.
  13. Н.И. Динамика ценностных ориентацй молодежи в условиях вхождения в рынок // Молодежь в условиях социально-экономических реформ: Материалы международной научно-практической конференции, 26−28 се нт. 1995 г. Вып. 1.-СПб., 1995. — С.21−23.
  14. Н.В. Организационно-педагогическая система развития физической культуры личности. Автореф.дис. док. пед. наук.- Казань, 1997. -40с.
  15. Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1985. -220с.
  16. С., Загорский А., Капралов Н., Рощин М., Юртов В. Социальные проблемы молодежи на востоке. // Молодежный ренессанс / Отв. ред. А. Г. Быстрицкий М.: Наука, 1990.- С. 106 — 112.
  17. В.Е. Проблемы формирования личности в марксистско-ленинской философии и критика буржуазных концепций социализации. Автореф. дис. канд. фил. наук. М., 1975, — 20с.
  18. Бойко JL, Колесников Ю., Юрков А. Метаморфозы воспитательного процесса в эпоху кризиса и реформ. // Воспитательная работа в ВУЗе в современных условиях. Омск-1998. — Вып. 1−98. — С.7−9.
  19. В.Н. Молодежь: методологические проблемы исследования. Л.: Наука, 1973.- 155с.
  20. В.Г. Педагогика социальной работы. М.: Аргус, 1994, — 207с.
  21. Н. Д. Виноградов СБ. Вольский АН. Добровольский А. В. Социальный мир молодежи. Новосибирск: Изд-во Сиб. Отдел. Рос. Академ, наук, 1999. — 208с.
  22. Л.А. Значение социального времени для исследования молодежных проблем. // Методологические проблемы исследования молодежи. М.: Социум, 1998, — С.52−53.
  23. В.Б. Элементы социологической теории молодежи. // Человек и общество: социальные проблемы молодежи. Уч. записки ЛГУ. Л., 1969. -Вып.VI. — С.13−14.
  24. Н.К., Битинас Б. П. Введение в диагностику воспитания. М.: Педагогика, 1989, — 159с.
  25. Н.Н. Диагностика и прогнозирование воспитательного процесса. М.: Педагогика, 1998. 224с.
  26. В.А. Ценностные ориентации Белгородской молодежи и возрождение духовной личности. // Молодежь провинциальной России: социальные проблемы и перспективы развития. Белгород, 1994. — С.77−79.
  27. В.Г. Студент как субъект внутривузовского управления // Студенческое самоуправление: Межвузовский сборник научных трудов.-М.: Прометей, 1989 С.85−86.
  28. С.И. Социальное образование // Российская энциклопедия социальной работы: В 4 Т. М.: Август, 1997. — Т.2. — С. 69- 78.
  29. Е.А. Социальная «тектоника» в постсоветской России: молодежь как общество // Методологические проблемы исследования молодежи М.: Социум, 1998 — С.37−39.
  30. И.А., Иконникова С. Н., Лисовский В. Т. Молодежь в обществе // Человек и общество. Социальные проблемы молодежи. Уч. записки ЛГУ.-. Л., 1969. Вып.VI. — С.5 — 8.
  31. Г. С. Организационно-педагогические основы взаимосвязи общего и профессионального образования в средних профтехучилищах. Автореф. дис. док. пед. наук. М., 1988.- 36с.
  32. Н.С. К методологии разрешения социальных проблем // Молодежь провинциальной России: социальные проблемы и перспективы развития. -Белгород, 1994. С. 45 — 48.
  33. Д.А. Организационно-педагогические основы развития всеобщего среднего образования в автономных республиках Сибири. Автореф. дис. док. пед. наук. Киев, 1986.- 46с.
  34. М.С., Константинов K.J1. Студенческое самоуправление школа инициативы и самодеятельности // Студенческое самоуправление: Межвузовский сборник научных трудов, — М.: Прометей, 1989.- С. 34 — 42.
  35. В.И. Воспитание личности управляемый процесс //Социальное управление и молодежь. М., 1969.- Вып.Ш. -С.28 — 39.
  36. Э. Социология. М.: Канон, 1995. 349с.
  37. О.И. Некоторые проблемы теории социализации. Автореф. дис. канд. филос. наук. М., 1972.- 21с.
  38. А.В. Организационно-педагогическое обеспечение математического образования в регионах Севера. Автореф. дис. док. пед. наук, — Якутск, 1997.- 17с.
  39. С.Н. Молодежь в социальной структуре развитого социалистического общества. Автореф. дис.док. пед. наук. JL, 1974, — 40с.
  40. С.Н. Молодежь: социологический и социально-психологический анализ. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. — 166с.
  41. С.Н., Кон И.С. Молодежь как социальная категория, — М., 1970.-14с.
  42. С.Н., Лисовский В. Т. Динамика ценностных ориентаций молодежи в период реформ // Молодежь в условиях социально-экономических реформ: Материалы международной научно-практической конференции. Спб., 1995. — Выпуск 1. — С. 3 — 12.
  43. И.М. Молодежь в современном российском обществе // Инф. Бюл. «Клуб Реалисты» 1996. — № 24. — С.5 — 8.
  44. И.М. Молодежь России, тенденции, перспективы М.: Молодая гвардия, 1993.- 215с.
  45. Ю. П. Проблемы социализации личности в контексте советской истории // Социализация личности: исторический опыт советского периода и современные тенденции./ Под. Ред. М. Г. Плоховой. М., 1993.- С. 10 -13.
  46. В.А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание! Воспитание.- М.: Новая школа, 1998, — 157с.
  47. В.А. Воспитательная система школы как объект педагогического управления. Автореф. дис. док. пед. наук. М., 1989. — 37с.
  48. А.Г. Организационно- педагогические основы инновационных образовательных процессов в школе. Автореф. дис. док. пед. наук. М., 1997,-33с.
  49. Е.К., Курдюмов С. П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М.: Наука, 1994. — 236с.
  50. М.Ю. Организационно-педагогические основы становления и развития всеобщего начального образования в республике Алтай. Автореф. дис.канд. пед. наук. Новосибирск, 1999, — 18с.
  51. А.И. Особенности социализации молодежи в условиях Российской модернизации // Молодежь провинциальной России: социальные проблемы и перспективы развития. Белгород, 1994, — С. 35 — 41.
  52. О.Н. Еще раз о том, что же такое «Российская молодежь?»// Методологические проблемы исследования молодежи. М.: Социум, 1998,-С. 31 -34.
  53. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 255с.
  54. Кон И. С. Ребенок и общество. М.: Наука, 1988, — 271с.
  55. Ю.А. Система, анализ, урок. Псков, 1996. — 440с.
  56. Д.Л. Вопросы социального прогнозирования в области образования. Автореф. дис. канд. филос. наук. Новосибирск, 1969. — 29с.
  57. Н.В. Проблемы изучения неформальных групп молодежи // Социс.-1991.-№ 1. С.82−84.
  58. Е. Пока не поздно // Воспитательная работа в ВУЗе в современных условиях. Омск, 1998. — Вып. 1−98. — С.20 — 22.
  59. А.Г. Динамика ценностных ориентаций российской молодежи. Автореф. дис. док. соц. наук.- М., 1995, — 35с.
  60. В.П. Принципы системности в теории и методологии К. Маркса. -М. Политиздат, 1986. С. 399с.
  61. Т.Н. Молодежь России 97: мозаика рубежа веков /Молодежь России на пороге нового тысячелетия. Серия. — М., 1997. — Кн. 1.: Молодежь — 97: надежды и разочарования. — 1997. /Отв.ред. Б. А. Ручкин — 1997. — С.6 -15.
  62. Т.Н. Социология воспитания. М.: Изд. Моск. ун — та, 1989, — 144с.
  63. Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социс -1996. № 5,-С.3−24.
  64. Н.А. Педагогические принципы системы студенческого самоуправления // Студенческое самоуправление: Межвузовский сборник научных трудов. М.: Прометей, 1989. — С.56−59.
  65. В.Т. Советское студенчество. Социологические очерки. М.: Высшая школа, 1990.- 304с.
  66. В.Т. Эскиз к портрету: жизненные планы, интересы, стремления советской молодежи. М.: Молодая гвардия, 1969. — 208с.
  67. В.Т., Дмитриев А. В. Личность студента. -Л.:Изд-во Ленингр. унта, 1974, — 184с.
  68. В.А. Государственная молодежная политика, требование перемен // Молодежь России на пороге нового тысячелетия. В 2-х кн.- Кн.1: Мол.-97: надежды и разочарования. М., 1997, — С. 61−63
  69. И.А. Социальность как сущностная характеристика современного образования- Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Омск, 2000. — 527с.
  70. А.Н., Сахарчук Л. Б., Сотов А. В. Элементы педагогического мониторинга и региональных стандартов в управлении. СПб, 1992.' 242с.
  71. А.С. Сочинения в семи томах. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959 -1960.-Т. 5.-С. 75.
  72. Ю.С. Средовый подход в воспитании // Педагогика. № 7. -2000, — С.39−41.
  73. К., Энгельс Ф. Избр. произведения: В ЗТ. Т.З. — М.: Политиздат, 1980.-643с.
  74. Методы системного педагогического исследования / Под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989, — 172с.
  75. Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1980. — 429с.
  76. Ф.И. К вопросу о методах исследования современной молодежи.// Методологические проблемы исследования молодежи. М.: Социум, 1998,-С.56−59.
  77. Молодежь Оренбурга: вызовы развития, — Оренбург, 1995. 119с.
  78. Молодежь Пензенской области: проблемы и перспективы./ Отв. ред. А. П. Писарев. Пенза, 1995, — 120с.
  79. Молодежь провинциальной России: социальные проблемы и перспективы развития. Белгород, 1994, — 159с.
  80. Молодежь района: Социальные проблемы и пути их решения,-Екатеринбург: СВ, 1986, — 230с.
  81. Молодежь России: тенденции и перспективы. /Под ред. Ильинского И М., Шаронова А. В. М.: Молодая гвардия, 1993, — 215с.
  82. Молодежь: будущее России. / Под ред. И. М. Ильинского. М., 1995.- 238с.
  83. Молодежь: ориентации и жизненные пути. Рига: Зинатне, 1988. — 204с.
  84. Н.И. Изучения эффективности воспитания: теория и методика, — М.: Педагогика, 1981, — 144 е.
  85. А.В. Введение в социальную педагогику. М.: Иститут практ. психол, 1997.- 365с.
  86. А.В. Социализация и «смутное время». М.: Педагогика, 1991. -96с.
  87. П.А. Педагогические условия формирования нравственно-правовой культуры будущего педагога в процессе ВУЗовской подготовки. Автореф. канд. пед. наук. Новосибирск, 2000. — 18с.
  88. Л.И. Воспитание как педагогическая категория // Педагогика. -2000.-№ 6.-С.28−35.
  89. В.В. Социальные проблемы и укрепление институтов местного самоуправления // Молодежь провинциальной России: социальные проблемы и перспективы развития. Белгород, 1994, — С. 50 — 53.
  90. А.А. Мониторинг инновационных процессов в образовании // Педагогика, — 2000, — № 3, — С.9−15.
  91. В.В. Ювенология: становление науки о молодежи. Красноярск, 1997, — 185с.
  92. . Д. Основы социально психологической теории. — М.: Мысль, 1971, — 351с.
  93. Патернализм или самостоятельность (выбор пути Российского студенчества). / Под ред. Гегель Л. А., Москвичева Л. Н. Щепкина Е. В. -М&bdquo- 1998.-52с.
  94. Педагогика. /Под ред. В. А. Сластенина. М.: Школа — пресс, 1998. — 512с.
  95. Педагогические поиски в создании региональных систем /Под ред. Л. А. Пиковой. Киров: КОИУУ, 1993. — 141с.
  96. Т.Э. Социология студенчества в России: этапы и закономерности становления. Автореф. дис. док. соц. наук, — СПб, 1997, — 42с.
  97. Т.Э. Институт высшей школы в социальной системе общества. Автореф. дис. канд. соц. наук, — СПб, 1993 18с.
  98. . Избранные психологические труды. М.: Междунар. пед. академ., 1994 .- 674с.
  99. М. Г. Семейное воспитание как средство социализации личности // Социализация личности: исторический опыт советского периода и современные тенденции. / Под ред. М. Г. Плоховой. М., 1993, — С. 45 — 48.
  100. Подросток на перекрестке эпох. / Под ред. С В. Кривцовой. М.: Генезис, 1997. — 288с.
  101. А.А. К вопросу об определении молодежи как социальной категории // Социальное управление и молодежь. М., 1969 — Вып.II. М., 1969.- С.70−77.
  102. В.В. Клубная деятельность в воспитательной системе школы // Воспитательная система массовой школы: проблемы гуманизации / Под ред. Л. И. Новиковой. М.: НИИТиИП, 1993. — С. 65−73.
  103. В. Г., Равкин З. И. История образования и педагогической мысли. М., 1995. — 31с.
  104. Психология развивающейся личности. / Под ред. А. В. Петровского М.: Педагогика школы, 1987. — 239с.
  105. Рабочая книга социолога./Отв. Ред. Г. В. Осипов. М.: Наука, 1983 — 477с.
  106. Разработка и реализация проектов развития образовательных учреждений / Под ред. В. И. Загвязинского, С. А. Гильманова. -М., 1998 253с.
  107. Н.И. Психологические проблемы изучения и формирования личности студента как будущего специалиста. //Студент на пороге XXI века. М.: Изд-во ун-та Дружбы народов, 1990, — С. 16 — 31.
  108. Е.Ю. Подходы к социализации в зарубежной педагогике / Социализация личности: исторический опыт советского периода и современные тенденции. /Под ред. М. Г. Плоховой. -М., 1993, — С.134 139.
  109. В.А. Государственная молодежная политика: история и перспективы // Молодежь России на пороге нового тысячелетия. Мол.-97: надежды и разочарования: В 2-х кн. Кн. 1. — М., 1997. — С. 55 — 59.
  110. А.В. Методологический анализ современных буржуазных концепций социализации личности. Автореф. дис. канд. психол. наук. -Киев, 1980. 22с.
  111. .А. Молодежь и становление новой России // Молодежь России на пороге нового тысячелетия. Серия. М., 1997. — Кн. 1.: Молодежь — 97: надежды и разочарования. — 1997. /Отв.ред. Б. А. Ручкин — 1997. — С. 16 — 19.
  112. .А. Что такое российская молодежь? // Методологические проблемы исследования молодежи. М.: Социум, 1998, — С. 18 — 22.
  113. Е.Ф. Структура направленности личности студентов // Молодежь в условиях социально-экономических реформ: Материалы международной научно-практической конференции. СПб, 1995. — Вып. 1. -С.82 — 84.
  114. O.K. Организационно-педагогические условия формирования диалоговой культуры студентов университета. Автореф. дис. канд. пед. наук. Новосибирск, 2000. — 16с.
  115. Н.А. Трансформация ценностных ориентаций молодежи в процессе социальной адаптации // Молодежь России на пороге нового тысячелетия. Мол.-97: надежды и разочарования: В 2-х кн. Кн. 1. — М., 1997.-С.126- 129.
  116. H.JI. Современные представления о воспитательном пространстве // Педагогика.-2000, — № 6. -С.35−38.
  117. A.M. Процесс развития воспитательных систем школы: его закономерности // Воспитательные системы учебного заведения: Материалы всесоюзной науч. практич. конф. г. Николаев. — М., 1992. — С. 19 — 24.
  118. В.А. Диалектика и движущие силы студенческого самоуправления // Студенческое самоуправление: Межвузовский сборник научных трудов. М.: Прометей, 1989. — С.5 — 9.
  119. И.М. Молодежь и строительство коммунизма в СССР// Материалы к межвуз. науч. конф. Секция № 4. — М., 1970. — С.38 — 40.
  120. Е.Г. Молодежная политика на рубеже веков: вопросы теории и практики. СПб: ИРЭ РАН НАЮ, 1999. — 88с.
  121. Е.Г. Молодежная политика. История. Проблемы. Перспективы. СПб: ИСЭП РАН, 1999. — 86с.
  122. В. С. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1988. — Т. 1. — 894с.
  123. Социализация /Большая Советская энциклопедия: В 30 т. М. Советская энциклопедия, 1976. — Т. 24. — С. 651.
  124. Социализация /Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М.: Российская энциклопедия, 1993. — Т. 2. — /Под ред. А. В. Мудрика.С.359−361.
  125. Социализация /Философская энциклопедия: В 5 т. М.: Советская энциклопедия, 1971. — Т. 3. — С. 66−67.
  126. Социальная интеграция детей и молодежи в условиях современного общества.: Вторая международная научно-практическая конференция, вологда., 2−6 сентября 1996. Вологда: Русь, 1996. 95с.
  127. Социология: Словарь справочник. Междисциплинарные исследования: В 4 Т. — М.: Наука, 1991. — Т. 3. — С. 45 — 49.
  128. Социология молодежи./Отв ред. В. Т. Лисовский. СПб: Изд-во С. -Петербургского ун-та, 1996. — 460с.
  129. С.Г. Теоретические подходы в изучении молодежи // Методологические проблемы исследования молодежи. М. Социум, 1998.-С.51 -60.
  130. Е.К. Моделирование воспитательной системы образовательного учреждения. Псков: ПОИПКРО, 1998 — 263 е.
  131. В.И. Теоретико- методологические и организационно-педагогические основания негосударственного учреждения. Автореф. дис. канд. пед. наук, — Новосибирск, 1996. 17с.
  132. О.Г. Теоретические аспекты и организационно-педагогические условия развития творческого потенциала личности студентов в высшем негосударственном образовательном учреждении. Автореф. дис. канд. пед. наук. Новосибирск, 1997. — 16с.
  133. Студент и его деятельность. Минск: Изд-во БГУ, 1978.- 159с.
  134. В. А. Избранные педагогические сочинения: В 4 Т. М. Педагогика, 1981,-Т.З.- С. 456−458.
  135. Теория и практика воспитательных систем./Редкол.: JI. И. Новикова и др.: В 2-х кн. М.: ИТП и МИО РАО, 1993. — 349с.
  136. П.И. Практика управления современной школой М. — 1995−202с.
  137. Н.Н. О ценностях молодежной культуры // Молодежь в системе общественных отношений: Тез. докл. Первой научно-практической конференции. Липецк, 1999 — С. 78 — 82.
  138. И.В., Гражданников Е. Д. Измерение социальной мобильности. Новосибирск: Наука, 1988. — 112с.
  139. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения /Под ред. В. А. Караковского. М.: Пед. общество России, 1999 — 264с.
  140. Л.Н. Социально-педагогические условия развития муниципальной образовательной системы. Автореф. дис. канд. пед. наук. -Оренбург, 1996. 18с.
  141. Д.И. Социальное развитие в пространстве времени детства. — М.: Моск. психол.-социал. институт, 1997. — 158с.
  142. М.В. Введение в теоретические основы социальной работы. М. -Воронеж, 1997, — 192с.
  143. Фрейд 3. Введение в психоанализ, лекции. М. Наука, 1989. — 456с.
  144. Фридман J1.M. Изучение личности учащегося и ученических коллективов.- М.: Просвещение, 1988. 207с,
  145. Г. Синергетика. М.: Мир, 1980. — 404с.
  146. В.И. Социология молодежи на рубеже своего тридцатилетия // Социс.-1997. № 3. — С.84−92.
  147. В.И., Зубок Ю. А. Социализация молодежи в посткоммунистической России // Социально-политический журнал. 1996,-№ 6.- С.150−157.
  148. . Социальная работа как активирующий процесс в городском районе // Актуальные проблемы социальной педагогики и социальной работы / Под ред. Проф. Ф. Прюса. М.: Подвиг, 2001. — С. 198−203.
  149. А.В. Молодежная политика в свете концепции устойчивого развития // Социально-политический журнал 1996.-№ 6, — С. 143−149.
  150. Е.Б. Современные немарксистские концепции политической социализации. Автореф. дис. док. филос. наук, — М., 1989. 29с.
  151. Т. Социальная психология. Ростов — на — Дону: Феникс, 1988.- 544с.
  152. М.И. Учителю о воспитанности школьников. М.: Педагогика, 1990, — 144с.
  153. Я. Элементарные понятия социологии. М.: Прогресс, 1969,-240с.
  154. Н.Е. Моделирование программы воспитания школьника / Актуальные проблемы прогнозирования и диагностики целостного учебно-воспитательного процесса, — М. Псков, 1991. — С.136−138.
  155. И. Г. Институциональные и стихийные факторы в процессах социализации, подходы к проблеме. // Современные тенденции молодежной социализации: наблюдения, оценки, суждения. М.: РОУ, 1992 — С. 3 — 12.
  156. Bronfenbrenner U., The Ecologe, 1979.
  157. Inkels A., Society, social structure and childhood socialization. Socialization and society. Ed. by I. A. Clausen, Boston, 1968.
Заполнить форму текущей работой