Структура и институциональные формы управления инновациями в учебно-методической работе вуза
Цель диссертационного исследования — теоретическое обоснование и разработка институциональных форм и структуры управления учебно-методической работой вуза как инновационным процессом. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач: обосновать необходимость инновационного развития вуза в целях повышения его конкурентоспособности на рынке образовательных услугобобщить современные… Читать ещё >
Содержание
- 1. Теоретические положения и особенности инновационной деятельности в вузах
- 1. 1. Инновации как фактор развития вуза на рынке образовательных услуг
- 1. 2. Современные подходы к определению содержания и классификации инноваций в управлении образовательной деятельностью
- 1. 3. Особенности организационных инноваций и информационные инновации в управлении учебно-методической работой вуза
- 1. 4. Управление учебно-методической работой вуза: структура, принципы
- 2. Структура и нормативно-методическое обеспечение управления
- 2. 1. Учебно-методическая работа в вузе: анализ содержания и нормативно-методической базы управления
- 2. 2. Структура управления вузом: аспекты построения, анализ практики использования структур
- 2. 3. Анализ практики использования институциональных форм управления УМР
- 3. Разработка институциональных форм управления инновационным процессом учебно-методической работы вуза
- 3. 1. Управление учебно-методической работой вуза на основе процессного подхода
- 3. 2. Принципы и концептуальная структура управления учебно-методической работой как инновационным процессом
- 3. 3. Институциональные формы управления инновационным процессом учебно-методической работы вуза
- 3. 4. Инновации в управлении учебно-методической работой вГОУВПОВГУЭС
Структура и институциональные формы управления инновациями в учебно-методической работе вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Современное развитие российской системы образования определяется новыми требованиями к образовательным услугам высшей школы, обеспечивающим подготовку конкурентоспособных и востребованных на рынке труда выпускников. При этом отечественная высшая школа не может реформироваться без учета общемировых тенденций развития сферы высшего образования и потребностей инновационной экономики.
Не подлежит сомнению, что устойчивый рост современной рыночной экономики, конкурентоспособность организаций и предприятий достижимы только на базе всестороннего использования инноваций. Данные утверждения находят отражение в постановлениях Правительства РФ, определяющих инновационную политику и инновационное развитие различных отраслей народного хозяйства, в том числе высшего профессионального образования, концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006 — 2010 гг. Переход вузовского образования на инновационную модель функционирования и развития предполагает значительные трансформации как структур, так и институциональных форм управления вузом и, в первую очередь, управления инновациями в учебно-методической работе (УМР). Приоритетность последнего объясняется тем, что значимость учебно-методической работы вуза существенно возрастает в связи с развитием дистанционных технологий обучения, увеличением часов, отводимых образовательными программами на самостоятельную работу студентов, переходом к парадигме открытого образования, внедрением инновационных методик обучения и тем, что учебно-методическая работа в значительной степени определяет потребительские свойства образовательной услуги, а следовательно, формирует конкурентные преимущества вуза на рынке образовательных услуг. Поэтому управление учебно-методической работой вуза требует использования инструментов стратегического и инновационного менеджмента, позволяющих предложить более совершенные структуру и институциональные формы управления УМР. Вышесказанное свидетельствует об актуальности темы диссертационного исследования.
Степень разработанности проблемы. Значительная роль в исследовании современной инновационной экономической системы, выявлении свойственных ей тенденций и закономерностей, роли организационных инноваций в развитии общества принадлежит А. А. Трифиловой, Р. А. Фатхутдинову, JI.O. Евдокимовой, JI.C. Слесаревой, М. В. Чечюриной и др. авторам и авторским коллективам.
Вопросы традиционного управления вузом освещены Ю. С. Васильевым, В. В. Глуховым, М. П. Федоровым, управления современным университетом в условиях рынка— Б. Кларком, А. О. Грудзинским, В. М. Филипповым, Ю.Б. Ру-биным, Г. И. Лазаревым, Г. И. Мальцевой, М. В. Баташовым, О. О. Мартыненко, М. В. Ниязовой, управления инновациями в вузе — С. В. Кортовым, JI.B. Илю-хиной, Т. И. Герасимовым и др. Разработке эффективных структур и инструментов управления образовательными организациями, в том числе на основе теории Г. Минцберга, посвящены труды Е. А. Князева, А. О. Грудзинского, Е. М. Белого, И. Б. Романовой, Н. П. Макаркина, О. Б. Томилина и др. Процессный подход в образовании рассмотрен Н. В. Кошкаревой, В. В. Левшиной, Н. А. Филипповой, Ю. В. Асташовой и др.
Несмотря на наличие значительного числа работ в области вузовского менеджмента, представление об эффективных управленческих стратегиях, структуре и институциональных формах управления учебно-методической деятельностью современного вуза как инновационным процессом нельзя назвать устоявшимся. Это связано с отсутствием нормативной базы управления УМР, анализа и описания опыта практического использования инноваций в управлении УМР вуза. Исследователями до сих пор уделялось недостаточное внимание содержанию и теоретическому обоснованию применения организационных инноваций и процессного подхода для управления учебно-методической работой. Актуальность данных проблем, их недостаточная проработанность в методическом аспекте потребовали проведения дополнительного исследования.
Цель диссертационного исследования — теоретическое обоснование и разработка институциональных форм и структуры управления учебно-методической работой вуза как инновационным процессом. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач: обосновать необходимость инновационного развития вуза в целях повышения его конкурентоспособности на рынке образовательных услугобобщить современные подходы к определению содержания и классификации инноваций, выделению основных типов инноваций применительно к управлению образовательной деятельностью, в том числе учебно-методической работой вузаисследовать формы, инновационной активности вуза, предполагающие использование, организационных и информационных инноваций с целью повышения конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услугпроанализировать нормативно-методическую базу и практику управления учебно-методической работой в вузахобосновать использование процессного подхода к управлению учебно-методической работой вуза с учетом факторов, определяющих ее особенности и стратегическую роль в инновационном развитииисследовать теоретические аспекты построения структуры управления инновационным процессом в вузесформулировать принципы построения структуры управления учебно-методической работой как инновационным процессомразработать концептуальную структуру и соответствующие ей институциональные формы управления инновационным процессом учебно-методической работы в вузеапробировать структуру и институциональные формы управления инновационным процессом учебно-методической работы во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса. «.
Объект исследования — учреждения высшего профессионального образования, осуществляющие инновационную деятельность.
Предмет исследования — структура и институциональные формы управления инновациями в учебно-методической работе вуза.
Теоретико-методологической основой диссертационного исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых по инновационному и вузовскому менеджментуматериалы периодических изданий и научных конференцийметодическая и нормативная документация в области теории и практики управления вузомдействующие нормативные акты и законы Министерства образования и науки РФ. Методологическую базу диссертационного исследования составили общенаучные методы исследования: системный и сравнительный анализ, обобщения и классификации.
Научная новизна диссертационной работы: определены' особенности, организационных инноваций применительно к учебно-методической работе вуза, основными из которых являются: способность обеспечивать непрерывность управления, максимальное использование интеллектуального потенциала, поощрение творческой инициативы кадрового состава, оптимальное использование ресурсов вуза, удовлетворение требований потребителей и заказчиков к качеству образовательной услугиобоснованы использование процессного подхода к управлению учебно-методической работой и отнесение учебно-методической работы к стратегическому виду деятельности вуза, позволяющие повысить качество образовательных услуг вузасформулированы принципы построения структуры управления процессом учебно-методической работы вуза, основными из которых определены: принцип децентрализации, и усиления горизонтальных связей, принцип введения элемента проектной деятельности, принципы предприимчивости и инно-вационностиразработана концептуальная структура и предложены дополнительные институциональные формы управления инновационным процессом учеб7 I.
I, ч, но-методической работы вуза: система внутривузовских стандартов, нормирование труда, количественные и качественные показатели процесса.
Теоретическая значимость научного исследования заключается в развитии теоретических положений инновационного менеджмента применительно к управлению учебно-методической работой вузав описании и обосновании инструментов управляющего воздействия на формирование потребительских качеств образовательной услуги вуза, рассматриваемых как управление содержанием учебного процесса и реализуемых через функции планирования и контроля деятельности.
Практическая значимость научного исследования заключается в возможности использования полученных предложений, выводов и материалов для совершенствования инновационной деятельности вуза, повышения эффективности управления, создания методической и нормативной базы управления учебно-методической работой как инновационным, стратегическим процессом и как частью системы менеджмента качества вуза.
Опыт внедрения и апробации результатов исследования, информатизации функций управления процесса УМР может быть распространен на другие российские вузы с незначительными изменениями или дополнениями, отражающими особенности функционирования каждого из них.
Апробация результатов исследования. Основные положения и разработки, содержащиеся в диссертации, докладывались и обсуждались на региональных, межрегиональных, всероссийских научно-практических конференциях и семинарах, симпозиумах. Результаты исследования использованы в деятельности Владивостокского государственного университета экономики и сервиса (ВГУЭС). Отдельные результаты диссертационного исследования оформлены в виде научных отчетов по НИР, выполненных по заданию Ми-нобрнауки РФ: «Разработка и создание системы мониторинга и контроля учебно-методического обеспечения государственных образовательных стандартов высшего, среднего профессионального образования» (2003 г.), «Создание Internet-репозитория образовательных и научных ресурсов на базе Дальнес восточного образовательного округа» (2005 г.), «Исследование организационно-экономических моделей управления вузом в условиях модернизации образования» (2004 — 2006 гг.), «Разработка научных принципов и форм текущего и итогового контроля за формированием профессиональных компетенций студентов, усвоением ими отдельных дисциплин и модулей образовательно-профессиональной программы» (2006 — 2007 гг.).
Использование результатов диссертационного исследования в практике ВГУЭС подтверждается справками о внедрении и использовании.
Публикации. По теме диссертации опубликовано 2 монографии, 1 нормативно-методический сборник и 7 научных статей общим объемом 30,3 п.л., в том числе авторских 20,70 п.л. Четыре статьи опубликованы в журналах из перечня ВАК, авторский вклад 2,00 п.л.
Объем и структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения общим объемом 163 страницы, включая 5 рисунков, 26 таблиц, библиографический список объемом 225 наименований, и 15 приложений.
Процессы глобализации сфер производства и рынка труда, других сфер общественной жизни напрямую затрагивают сегодня сферу образования, в первую очередь высшего. Это вынуждает вузы пересматривать концепцию своего развития, принимать решения, обеспечивающие финансовую стабиль ность, и изменять, иногда коренным образом, подходы к управлению деятель ностью учебного заведения. Современная государственная политика также направлена на то, чтобы обеспечить рост экономической самостоятельности образовательных учреж дений, усилить их ответственность за достижение общественно значимых и измеримых результатов. Согласно Концепции Федеральной целевой програм мы развития образования на 2006 — 2010 годы роль образования в решении задач социально-экономического развития России заключается в развитии ин новационной сферыприведении содержания" образования, технологий обуче ния в соответствие с требованиями современного общества, а также в разра ботке механизмов управления, адекватных задачам развития системы образо вания, ориентированных на удовлетворение потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании. Для достижения указанных целей в качестве одной из основных стратегических задач предлагается повысить эффективность управления в сфере образования. Следование этим ориентирам и разработка на их основе собственной ин новационнойстратегии развития в части учебно-методической работы вуза, которая полностью определяет содержание и значительным образом влияет на качество образовательных результатовобусловили проведение описанных в диссертации научных исследований и их внедрение в практику ВГУЭС и его филиалов. Целью исследований являлось теоретическое обоснование и разработка структуры и институциональных форм управления учебно-методической ра ботой вуза как инновационным процессом. Таким образом, в диссертационном исследовании были сделаны сле дующие выводы и реализованы следующие задачи: 1 Объективный характер инновационного развития социально-экономи ческих систем, решающая роль в нем организационных и информационных инноваций требуют учета особенностей развития системы ВПО на современ ном этапе при выборе новых подходов к управлению вузом в целях повыше ния его конкурентоспособности на рынке образовательных услуг за счет по вышения качества услуг. Основными особенностями развития современной системы ВПО, с точки зрения автора, являются: переход на двухуровневую систему подготовки, вы сокая востребованность неочных форм и технологий обучения и связанная с ними информатизация учебного процесса, переход от конкуренции на уровне региона к международному уровню (экспорт и импорт образовательных ус луг), развитие вузовских систем менеджмента качества, компетентностный подход в образовании.2 Обобщение современных подходов к содержанию и классификации инноваций, особенности развития системы ВПО, обусловившие увеличение количества и усложнение задач, выполняемых вузом в рамках учебно-методи ческой деятельности, возросшая степень зависимости потребительских качеств образовательной услуги от результатов УМР, наличие аккредитационных тре бований государства к использованию инновационных методов в образова тельном процессе, перманентный характер инноваций в вузе приводят к обос нованной необходимости использования организационных и информационных инноваций для эффективной организации учебно-методической работы вуза. В работе было показано, что к организационным инновациям в вузе можно отнести инновации, касающиеся управляющих решений и воздействий, организационных структур и систем управления, институциональных форм управления, в том числе выраженным стандартами, нормами, нормативами и т. п. А под информационными инновациями в вузе следует понимать иннова ции, относящиеся к информатизации функций управления образовательным процессом, в том числе функций управления учебно-методической работой 3 Определены особенности организационных инноваций применительно к учебно-методической работе вуза, основными из которых являются способ ность обеспечивать непрерывность управления, максимальное использование интеллектуального потенциала, поощрение творческой инициативы кадрового состава, оптимальное использование ресурсов вуза, удовлетворение требова ний потребителей и заказчиков к качеству образовательной услуги. Следует особо подчеркнуть, что максимальное использование интеллек туального потенциала и поощрение творческой инициативы кадрового состава в создании и воспроизводстве образовательных инноваций в вузе, с нашей точки зрения, подразумевают обеспечение инициативности, предприимчиво сти практически от всех сотрудников вуза: профессорско-преподавательского состава, административного и технического персонала, а не-от отдельных спе циализированных служб или подразделений. Особенности организационных инноваций в УМР вуза должны найти отражение в структуре управления учебно-методической работой вуза и институциональных формах управления 4 Обосновано использование процессного подхода применительно к УМР вуза на основе выделения и анализа внешних и внутренних факторов, определяющих содержание учебно-методической деятельности вуза. К основным выделенным в диссертационной работе факторам относятся: наличие различных категорий заинтересованных лиц (общество, государство, потребители образовательных услуг, владельцы), ограниченность источников и объемов государственного финансирования, смену приоритетов развития образования, увеличение числа вузов и творческий, междисциплинарный ха рактер деятельности его сотрудников, смену образовательных стандартов и информатизацию процессов производства и управления УМР. Все эти факторы, с нашей точки зрения, приводят к возрастанию требо ваний к потребительским (содержательным) характеристикам образовательной услуги, порождают множественность форм, технологий, направлений образо вания, приводят к усилению региональной и глобальной конкуренции, а зна чит, и увеличению видов, объемов, сложности работ, связанных с учебно методическим обеспечением учебного процесса. В работе показано, что сло жившаяся объективная ситуация в сфере образования коренным образом ме няет значимость и место учебно-методической работы в вузе. На основании этого сделано заключение, что множественность задач УМР, определение об разовательных инноваций в качестве результатов этого вида деятельности по зволяют рассматривать учебно-методическую работу современного вуза как отдельный, самостоятельный процесс. Процесс инновационный и стратегиче ский для вуза. А управление таким процессом требует использования преиму ществ процессного подхода.5 Предложены принципы построения и концептуальная структура управ ления учебно-методической работой вуза как инновационным, стратегическим процессом на основе исследования теоретических аспектов построения струк туры управления учебно-методической работой вуза как инновационным про цессом, форм предпринимательской активности вуза, предполагающих ис пользование организационных и информационных инноваций с целью повы шения конкурентоспособности вуза на рынке образовательных услуг, анализа нормативно-методической базы и практики управления учебно-методической работой в вузах. Систематизация внутренних и внешних факторов, влияющих на деятель ность вуза, в соответствии с характером их возникновения позволила выявить закономерности, которые определили предложение дополнительных принци пов построения структуры управления инновационным процессом УМР вуза, уточняющих содержание базовых. Дополнительные принципы построения структуры управления инновациями в УМР вуза: — децентрализация и усиление горизонтальных связей, — введение элемента проектной деятельности, — принцип предприимчивости, — принцип инновационности. Структура управления УМР, основанная на этих принципах, позволяет, не выходя из рамок академической закономерности, повысить производитель ность труда сотрудников и профессорско-преподавательского состава вуза, увеличить долю инновационных продуктов в общем объеме создаваемой про дукции, обеспечить перманентность инноваций, оптимальное использование ресурсов. Учет преимуществ и требований процессного подхода в установле нии уровней и функциональных связей между элементами структуры управле ния позволяет осуществлять непрерывное управление качеством УМР. 6 Концептуальная структура управления учебно-методической работой вуза, реализующая управление УМР как инновационным" процессом через функции планирования и контроля, потребовала разработки институциональ ных форм управления учебно-методической работой вуза. С учетом использования процессного подхода для организации иннова ционной учебно-методической деятельности, ориентированной на потребителей и повышающей конкурентоспособность вуза, в исследовании-предложено отно сить: — стандарты организации, регламентирующие характеристики видов продукции УМР и механизмы планирования и контроля качества результатов, — количественные и качественные показатели процесса, позволяющие установить его результативность, — комплексное использование повременной и сдельной форм оплаты труда.7 Построение концептуальной структуры, разработка институциональ ных форм управления УМР вызвали необходимость описания системы управ ления через функциональную модель управления, отражающую функциональ ные связи и зависимости между элементами структуры с учетом институцио нальных форм управления процессом.8 предложенной функциональной модели важное место, с нашей точки зрения, занимают информационные инновации. Через реализацию информа 143 ционных инноваций достигается возможность управлять инновационным про цессом учебно-методической работы вуза на единой методологической основе, стандартизировать выполнение отдельных организационных операций процес са, реализовать проектную, межструктурную деятельность сотрудников вуза, упорядочить и упростить документооборот, обеспечить полный доступ к ана литической информации и нормативно-методической документации всех уча стников процесса.8 Актуальность и практическая значимость результатов исследования позволили внедрить предложенные институциональные формы, структуру и модель управления инновационным процессом учебно-методической работы во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса и его филиалах, что подтверждено справками об апробации. Внедрение предложенных организационных инноваций во ВГУЭС по зволило вузу полностью' соответствовать новым аккредитационным требова ниям государства в части 100% обеспеченности образовательных программ учебно-методическими комплексами, внедрения инновационных методов обу чения, улучшило имидж вуза в регионе, вызвало появление спроса на интел лектуальную продукцию вуза со стороны внешних пользователей, значительно повысило объемы и качество производимой продукции. Таким образом, в ходе исследования показано, что разработка структуры и институциональных форм управления УМР как инновационным процессом на основе сформулированных принципов построения позволяет создать усло вия для проявления творческой активности всех субъектов процесса, поступа тельного развития вуза.
Список литературы
- 96 № 12-ФЗ.
- Положение о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений (от 4 марта 1996 г. № 1046).
- Постановление правительства и МОН РФ в области инноваций (Концепция научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2001 — 2005 гг. Приказ министерства образования РФ от 6 июня 2000 г. № 1705).
- Постановление правительства РФ от 24.07.98 № 832 «О концепции инновационной политики РФ на 1998 — 2000 годы».
- Приказ МО РФ от 03.08.99 № 149 «Об утверждении Примерного положения о редакционно-издательском совете высшего учебного заведения».
- Приказ МО РФ от 27.04.2000 № 1246 «Об утверждении Примерного положения о формировании фондов библиотеки высшего учебного заведения».
- Приказ МО РФ от 11 апреля 2001 г. № 1623 «Об утверждении минимальных нормативов обеспеченности высших учебных заведений учебной базой в части, касающейся библиотечно-информационных ресурсов».
- Приказ Рособрнадзора от 30.09.05 № 1938 «Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений».
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2005 года № 1340-р «Концепция Федеральной целевой программы, развития образования на 2006 — 2010 годы».
- Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации от 5 апреля 2001 г. № 264.
- Федеральный закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании 22 августа 1996 года № 125-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 10.07.2000 № 92-ФЗ).
- Аванесов, B.C. Теория тестов. Электронный ресурс. — Режим доступа: http ://www.wsu.ru/umr/ndocs/teoriyatestirovaniya.htm
- Аксенова, Е.И. Корпоративные технологии управления в образовании / Е. И. Аксенова, А. А. Кирбхин // Справочник руководителя образовательного учреждения. — 2003. — № 10. — С. 76 — 82.
- Алексеенко, В.А. Организация и ведение учебного процесса в ВУЗе: практико-ориентированная монография/ В. А. Алексеенко.— М.: Изд-во «ИКАР», 2005.—494 с.
- Аленичева, Е. Проблемы создания и оценки качества: электронный учебник / Е. Аленичева- Н. Монастырская // Высшее образование в России. — 2001. —№ 1. —С. 121 — 123.
- Андерсен, К. Институциональное академическое' предпринимательство в университете / К. Андерсен // Высшее образование сегодня. — 2004. — № 8. — С. 58 — 63.
- Ансофф, И. Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф- пер. с англ. С. Жильцова — под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 1999. — 414 с. (Теория и практика менеджмента).
- Ансофф, И. Стратегическое управление / И. Ансофф.— М.: Экономика, 1989.
- Антонова, С.Г., Тюрина, Л.Г. Система учебных изданий для высшего профессионального образования // Университетская книга. — 2000. — № 10. —С. 12 — 16.
- Арзякова, О.Н., Платонов, A.M. Механизм управления внебюджетной деятельностью государственного' вуза как делового предприятия // Университетское управление. — 2000. — № 3. — С. 1 — 4.
- Асташова, Ю.В. Показатели процесса в системе менеджмента качества / Ю. В. Асташова, А. И. Демченко // Менеджмент в России и за рубежом. — 2005. —№ 1. —С. 86 — 97.
- Балабан, В. Новое в работе издательства / В. Балабан // Высшее образование в России.— 2001. — № 5. — С. 47 — 49.
- Балыхин, Г. А. Методические основы привлечения внебюджетных средств' в образовательную систему / Г. А. Балыхин // Экономика образования. — 2005. — № 2 (27). — С. 5 — 22.
- Баташов, М.В. Определение путей снижения издержек в вузе / М. В. Баташов // Университетское управление: практика и анализ. — 2004. — № 4 (32). — С. 27 — 32.
- Безъязычный, В.Ф. Возможности использования процессного подхода при системном управлении качеством / В. Ф. Безъязычный, Э: В. Кисилев // Качество. Инновации. Образование. — 2003. — № 2. — С. 23 — 27!
- Белый, Е.М., Романова, И.Б. Принципы формирования товарной политики ВУЗа // Маркетинг в России и за рубежом. — 2002. — № 6. Электронный ресурс. —Режим доступа: http://www.dis.ni/market/arhiv/2002/6/9.html
- Белый, Е.М., Романова, И.Б. Организационно-экономический механизм управления вузом предпринимательского типа / Е. М. Белый, И. Б. Романова // Образование и инновации. — 2003. — № 1 (58). — С. 30 — 31.
- Белый, Е.М., Романова, И.Б. Реализация контроллинга в вузе // Качество. Инновации. Образование. — 2004. — № 3. — С. 40 — 42.
- Беляков, С.А., Куклин, В.Ж. О системных аспектах организации управления образованием // Университетское управление. — 2006. — № 1 (41). —С. 32 —41.
- Бирюков, А.В. Две модели интеграции: реформа образования в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Болонский процесс / А.В. Бирюков// Высшее образование сегодня. — 2004. — № 12. — С. 46 — 51.
- Боб, А. Исследование эффективности работы библиотек/ А. Боб// Научные и технические библиотеки. — 2000. — № 4. — С. 93 — 96.
- Болл, Д. Модель универсальной научной полнотекстовой электронной библиотеки / Д. Болл, К. Спайс // Научные и технические библиотеки. — 1997. —№ 6. —С. 3 — 11.
- Бордовская, Н.В. Оценка качества высшего образования: идея уров-невого подхода / Н. В. Бордовская // Высшее образование сегодня. — 2002. — № 9. —С. 17 — 20.
- Бочков, В.Е. Учебно-методический комплекс как основа и элемент обеспечения качества дистанционного образования / В-Е. Бочков, Л. Н: Мартынова, Г. А. Краснова // Качество. Инновации. Образование. — 2004. — № 1 (9). —С. 53 — 61.
- Бурцева, Е. Организация, учебно-методической работы / НГГТИ // Высшее образование в России. — 2004. — № 7. — С. 71 — 79.
- Васильев, Ю.С., Глухов, В.В., Федоров, М. П. Экономика и организация управлением вуза: учебник. — 2-е изд., испр. и доп. / Под ред. д-ра экон. наук В. В. Глухова. — СПб.: Изд-во «Лань», 2001. — 544 с.
- Васильев, А.А. Словарь понятий и терминов муниципального управления. Электронный ресурс.— Режим доступа: http://www.vasilievaa.na-rod.ru/mu/termmu/tms.htm
- Виханский, О.С. Менеджмент / О. С. Виханский, А. И. Наумов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономистъ, 2005. — 670 с.
- Виханский, О.С. Стратегическое управление: учебник для студ. вузов / О. С. Виханский. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономистъ, 2005. — 296 с.
- Водачек, Л., Водачкова, О. Стратегия управления инновациями на предприятии: Сокр. пер. со словац. Е. Р. Роговской. — М.: Экономика, 1989. — С. 23.
- Востриков, А.С. Проблемы децентрализации функций при управлении вузом / А. С. Востриков, Н. В. Пустовой // Университетское управление: практика и анализ. — 2003. — № 4. — С. 6 — 15.
- Гавриков, А. Региональные университеты. Электронный ресурс.— Режим доступа: http://www.eed.ru/opinions/o26.htrnl
- Гендина Н.И., Колкова Н. И. Нормативно-методическое обеспечение учебного процесса в вузе. Стандарты высшего учебного заведения: В 3 ч. — Кемерово, 1998. — 170 с.
- Гендлер, Г. Х., Ведерникова, И.И. Оплата труда в учреждениях бюджетной сферы / Г. Х. Гендлер- И. И. Ведерникова. — СПб., 2003. — 416 с.
- Герасимов, Г. И., Илюхина, JI.B. Инновации в образовании: сущность и социальные механизмы. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://64.233.183.104/
- Голиков, С.Ю. Автоматизированные технологии планирования учебной работы в вузе// Информационные технологии в управлении и учебном процессе вуза: материалы межрегиональной научно-практической конференции 11 — 13 октября 2000 г. — Владивосток, 2000.
- ГОСТ Р ИСО 9001 —2001 Система менеджмента качества. Основные положения и словарь. — М.: Изд-во Госкомстандарта, 2001.
- Гринь, A.M. Системный подход к определению концептуальных проблем финансового обеспечения вуза // Университетское управление. — 2006. — № 1 (41). — С. 81 — 87.
- Грудзинский, А.О. Университет как предпринимательская организация // Социологические исследования. — 2003. — № 4. — С. 113 — 121.
- Грудзинский, А.О. Проектно-ориентированный университет. Профессиональная предпринимательская организация ВУЗа. — Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2004. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://ec-socman.edu.ru/
- Долженко, О. На пути в будущее: аналитический реферат книги Б. Р. Кларка «Создание предпринимательских университетов» // ВВШ. — 1998. —№ 11. —С. 37 — 41.
- Друкер, П. Рынок: как выйти в лидеры: Практика и принципы: Пер. с англ. — М., 1992. —352 с.
- Дудырев, Ф.Ф. Инновационые вузы: основные векторы развития// Университетское управление: практика и анализ. — 2006. — № 6 (46). — С. 7—10.
- Евдокимова, Л.О. Инновационный менеджмент: учебное пособие/ Л. О. Евдокимова, Л. С. Слесарева / Балтийский ин-т управления. — СПб.: ООО «Андреевский изд. дом», 2005. — 168 с.
- Евдокимова, Я.Ш. Бенчмаркинг как методология совершенствования управления российскими вузами / Я. Ш. Евдокимова // Университетское управление: практика и анализ. — 2005. — № 4 (37). — С. 27 — 38.
- Егоров, Д.Е., Станин, А.В. Описание функций в. компании: синтаксис языка управления структурой управления. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.mybiz.ru/index.php?page=2359
- Згага, П. Реформы университетов юго-восточной' Европы с учетом болонского процесса. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.rcenter.spb.ru/bolonsk/articles/zgaga.shtml
- Зонова, А.В. Методика оценки уровня образовательных услуг и реинжиниринг учебного процесса / А. В. Зонова, А. И. Стариков // Менеджмент в России и за рубежом. — 2005. — № 4. — С. 123 — 127.
- Иванов, А. Учебник будущего / А. Иванов // Высшее образование в России. —2001. —№ 6. —С. 56— 58.
- Иванов, А.В. Информационные управленческие технологии в издательской деятельности. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2003. — 187 с.
- Иванцивская, Н.Г. Модель управления инновационным процессом на кафедре / Н. Г. Иванцивская, В. Г. Буров // Университетское управление: практика и анализ. — 2004. — № 1. — С. 69 — 76.
- Ильенкова, С.Д. Инновационный менеджмент: учебник / С. Д. Ильенкова, JI.M. Гохберг, С. Ю. Ягудин и др.- под ред. С. Д. Ильенковой. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 327 с.
- Илышева, Н.Н. Инновационный потенциал крупных технических вузов: проблемы использования для ускорения экономического роста/ Н. Н. Илышева, A.M. Илышев, И. Н. Воропанова // Экономика образования. — 2005. — № 2 (27). — С. 47 — 60.
- Инновационный менеджмент: коллективное учебное пособие. — М.: Изд-во «Кнорус», 2005.
- Интернет-страница Европейского консорциума инновационных университетов. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.eciu-org. itorg.auc.dk/profile/
- Ионов, М. Инновационная сфера: состояние и перспективы // Экономисты — 1993. — № 10. — С. 62 — 67.
- Каптерев, А.И. Концепция информатизации университета / А.И. Кап-терев // Научные и технические библиотеки. — 2000. — № 4. — С. 10 — 16.
- Кибанов, А.Я. Организация управления персоналом на предприятии / А. Я. Кибанов, Д.К. Захаров/ — М.: ГАУ, 1994.
- Клейнер, Г. Еще раз о роли государства и государственного сектора в экономике / Г. Клейнер, Д. Петросян, А. Беченов // Вопросы экономики. — 2004. — № 4. — С. 25—41.
- Кнорринг, В.И. Теория, практика и искусство управления: учебник для вузов по специальности «Менеджмент» / В. И. Кнорринг / — М.: НОРМА: ИНФРА, 1999.
- Князев, Е.А. Глобальные тенденции в высшем образовании и их влияние на институциональный дизайн // Развитие стратегического подхода к управлению в российских университетах / под ред. Е. А. Князева. — Казань: Унипресс, 2001. —С. 10.
- Князев, Е.А., Таверньи, К. Теория организации и современный университет // Развитие стратегического подхода к управлению в российских университетах / под ред. Е. А. Князева. — Казань: Унипресс, 2001.
- Князев, Е.А. Об университетах и их стратегиях / Е. А. Князев // Университетское управление: практика и анализ. — 2005. — № 4. — С. 9 — 17.
- Колесников, В.И. Формирование системы управления университетами в России / В. И. Колесников, Ю. Г. Круглов, Е.В. Олесеюк// Педагогика. — 2003. — № 2. — С. 48 — 54.
- Кон до, Ё. Хосин канри — один из подходов японского менеджмента качества. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.stq.ru/riasite/ index. phtml?page= 1 &tbl=tb8 8&id=25 2
- Копнов, В.А. Стратегический менеджмент качества: методические указания по эффективному построению систем менеджмента качества // Технологии качества жизни. — 2003. — Т. 3. — № 3 — 4. — С. 69 — 89.
- Коростышевская, Е.М. Регионализация инновационных процессов в современной России как фактор экономического роста / Е. М. Коростышевская, А. Ф. Габитов // Инновации. — 2003. — № 9. — С. 15 — 19.
- Кортов, С.В. Инновационный потенциал и инновационная активность вузов УрФО / С. В. Кортов // Университетское управление: практика и анализ. — 2004. — № 1 (зо). — С. 61 — 68.
- Кортов, С.В. Системный подход.к управлению качеством научной и инновационной деятельности технического вуза// Качество. Инновации. Образование. — 2004. — № 3. — С. 28 — 33.
- Кохно, П.А. и др. Менеджмент. — М., 1993.
- Кошкарева, Н.В. Методические подходы к описанию процессов системы менеджмента качества вуза / Н. В. Кошкарева, В.В. Левшина// Качество. Инновации. Образование. — 2004. — № 1. — С. 42 — 48.
- Краюшкин, О.В. Инновации в экономике фирмы, эксперт ДВ НАН, 20.04.1998 Бюро независимых экспертиз. Электронный ресурс.— Режим доступа: ht1p://www.buro-dv.rWpublic/kraushHn/kTl 3 .htm
- Кузякин, А.П. Принципы управления качеством образования при внедрении новых образовательных технологий// Инновации.— 2003.— № 8. — С. 79 — 82.
- Лазарев, Г. И. Управление вузом экономическими методами: монография / Г. И. Лазарев. —М.: Высш. шк., 2002. — 196 с.
- Лебедев, О.Т., Каньковская, А.Р. Основы менеджмента / О. Т. Лебедев, А. Р. Каньковская. — СПб., 1998.
- Левшина, В., Зиненко, В., Репях, С. Управление процессами производства образовательных услуг в университете по критерию качества // Стандарты и качество. — 2001. — № 3. — С. 71 — 73.
- Линдквист, О.В. Некоторый личный опыт в области управления университетом / О.В. Линдквист// Университетское управление: практика и анализ. — 2004. — № 2. — С. 78 — 81.
- Лукашенко, М. Вертикальная интеграция в системе образования/ М. Лукашенко // Высшее образование в России. — 2002. — № 3. — С. 10 — 24.
- Майер, Г. В. Инновации и миссия университета/ Г. В. Майер, М. Д. Бабанский // Университетское управление: практика и анализ. — 2006. — № 6(46). —С. 11 — 15.
- Майоров, А. Мониторинг и проблемы информационного обеспечения управления образованием / А. Майоров // Народное образование. — 2000. — № 8. — С. 21 — 28.
- Макаркин, Н.П. Матричное управление в высшем учебном заведении/ Н. П. Макаркин, О. Б. Томилин, И.М. Фадеева// Университетское управление. — 2004. — № 1 (29). — С. 43 — 47.
- Макаркин, Н.П. Развитие университета и новые управленческие подходы / Н. П. Макарин, О. Б. Томилин // Интеграция образования. — 2005. — № 4. —С. 7—15.
- Мальцева, Г. И. Затраты на обучение в механизме финансовой политики вуза / Г. И. Мальцева, О. В. Митина // Экономика образования. — 2005. — № 3(34). —С. 51 —59.
- Мальцева, Г. И. Стратегическое управление университетом / Г. И. Мальцева// Университетское управление: практика и анализ. — 2005. — № 2. —С. 15—23.
- Мартыненко, О. О, Черная, И.П., Антонов, А. Г. Инновационные решения в организации образовательного процесса в вузе // Университетское управление: практика и анализ. — 2005. — № 2. — С. 24 — 34.
- Мартыненко, О.О. Инновационное проектирование учебного процесса // Высшее образование’сегодня. — 2006. — № 2. — С. 12 — 18.
- Медынский, В.Г., Шаршукова, Л.Г. Инновационное предпринимательство. — М.: ИНФРА-М, 1997. — С. 20. '
- Медынский, В.Г., Ильдеменов, С.В. Реинжениринг инновационного предпринимательства: учеб. пособие для вузов. — М.: Юнити, 1999. — С. 5.
- Медынский, В.Г. Инновационный менеджмент: учебник / В. Г. Медынский. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 293 с.
- Мельникова, Н.И. Академический капитализм в глобальном информационно-коммуникационном образовательном пространстве // Интеграция образования. — 2004. — № 1 (34). — С. 6 — 11.
- Мескон, М.Х., Альберт, М., Хедоури, Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. — М.: Дело, 1992. — 702 с.
- Методика внешней экспертизы при аттестации образовательных учреждений высшего профессионального образования (утверждена председателем Госинспекции по аттестации учебных заведений России 20 декабря 2001 года).
- Миклушевский, В.В. Инновации в управлении вузом: новые решения для корпоративной информационной системы / В. В. Миклушевский, А. С. Трошкин, И. О. Красильников, В. Е. Туманов // Университетское управление. — 2006. — № 6 (46). — С.16 — 24.
- Мильнер, Б.З. Теория организаций: курс лекций / Б. З! Мильнер.— М.: ИНФРА-М, 1999. — 336 с.
- Мильнер, Б.З. Управление знаниями: Эволюция и революция в организации / Б. З. Мильнер. — М.: ИНФРА-М, 2003. — 178 с.
- Мильнер, Б. Теория организации: учебник/ Б. Мильнер.— 4-е изд. — М, 2004.
- Минцберг, Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации/ пер. с англ.- под ред. Ю. Н. Каптуревского.— СПб.: Питер, 2001.— 512 с.
- Минцберг, Г., Альстренд, Б., Лэмпел, Д. Школы стратегий. — СПб.: Питер, 2000.
- Мирошников, В.В. Теоретические основы построения интегрированных систем менеджмента качества/ В. В. Мирошников, Т. В. Школина // Качество. Инновации. Образование. — 2005. —- № 1. — С. 45 — 52.
- Моисеева, Н.К., Анискин, Ю.П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. — М.: Внешторгиздат, 1993. — С. 164.
- Морозов, Ю.П., Гаврилов, А.И., Городнов, А. Г. Инновационный менеджмент: учебное пособие. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. —-471 с.
- Ниязова, М.В. Проблемы оценки эффективности предпринимательской деятельности бюджетных вузов / М. В. Ниязова // Университетское управление: практика и анализ. — 2003. — № 3 (26). — С. 68 — 76.
- Новаков, Н. Мониторинг образовательного качества / Н. Новаков, Ю. Попов, В. Подлеснов, В. Садовников, В: Кучеров, Е. Андросюк// Высшее образование в России. — 2003. — № 6. — С. 15 — 24.
- Нормы времени для расчета нагрузки ППС. Южный федеральный университет. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.prof-kom.rsu.ru/uch-rab/pril.doc
- Нормы времени для расчёта объёма учебной работы профессорско-преподавательского состава государственного университета Высшей школы экономики, 2004. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.hse.ru/
- Нормы времени для расчета работы преподавателя: стандарт Таганрогского государственного радиотехнического университета. — Таганрог, 1995. Электронный ресурс.— Режим доступа: http://www.femp.tsure.ru/docs/ sttime. htm
- Образцов, П.И. Новый вид обеспечения учебного процесса в вузе/ П. И. Образцов // Высшее образование в России. — 2001. — № 6. — С. 54 — 55.
- Образцов, П.И. Обеспечение учебного процесса в условиях информатизации высшей школы / П. И. Образцов // Вопросы интернет-образования. — 2004. — №'22. — С. 4 — 5. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://vio.fio.ru/vio22/cdsite/Articles/artl2.htm
- Одинцов, С.В. Место и роль интеллектуального капитала предприятия1 в современном мире // Наука и промышленность России. — 2002. — № 10. —С. 87 — 94.
- Ожегов, С.И. Словарь русского языка: ок. 57 ООО слов/ под ред. член-кор. АН СССР Н. Ю. Шведовой. — 20-е изд., стереотип. — М.: Рус. яз., 1989. —С. 204, 645.
- Осиленкер, Л.Б. Сравнительный анализ затрат на оплату труда преподавателей и сотрудников традиционных и дистанционных вузов // Экономика образования. — 2005. — № 6 (31). — С.50 — 55.
- Основы бизнеса: учебник / под ред. Ю. Б. Рубина. — 5-е изд. — М., 2003. —45 с.
- Основы инновационного менеджмента: учеб. пособие/ под ред. П. Н. Завлина, А. К. Казанцева, Л. Э. Миндели. — М.: Экономика, 2000. — С. 4.
- Писчасов, Ф. Проблемы теории и практики управления / Ф. Пис-часов, Е. Попов// Инструментарий контроллинга предприятия.— 2003.— № 5. —С. 93—97.
- Письмак, В. Новые формы организации инновационного процесса// Экономист. — 2003. — № 9. — С. 53 — 65.
- Показатели деятельности высших учебных заведений. Дальневосточный федеральный округ: материалы зонального совещания. — Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2004. — 128 с.
- Положение об Учебно-методическом совете. МБИ. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://ibi.edu.ru/structure/sovety/uchmpol.php
- Пономарева, М.Б. Развитие системы управления инновационной деятельностью /Специальность 08.00.05 «Управление инновациями и инновационной деятельностью» / научный руководитель д-р экон. наук, доцент И. А. Иванюк. — Волгоград, 2006.
- Предпринимательские университеты в инновационной экономике/ под общ. ред. проф. Ю. Б. Рубина.— М.: ООО «Маркет ДС Корпорейшн», 2005. —402 с.
- Пригожин, А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные аспекты инноватики) / А. И. Пригожин. — М.: Политиздат, 1989. — С. 29.
- Проворов, А.С. Интеграционные процессы в науке и высшем профессиональном образовании / А. С. Проворов, А. И. Шадрин // Университетское управление: практика. и анализ. — 2003. — № 5 — 6. — С. 24 — 30.
- Развитие стратегического подхода к управлению в российских университетах / под ред. Е. А. Князева. — Казань: Унипресс, 2001. — 528 е.
- Райзенберг, Б.А. Словарь современных экономических терминов/ Б. А. Райзенберг, Л. Ш. Лозовский. — М.: Айрис-пресс, 2006. — 480 с.
- Рогожин, С.А. Органичное сочетание традиционного и инновационного подходов в образовании— залог успешного развития Университета// Университетское управление. — 2005. — № 6 (39). — С. 37 — 45.
- Роджерсон, Дж. X. Использование аудита при проверке качества образовательных программ / Дж. X. Роджерсон // Качество. Инновации. Образование. — 2002. — № 3. — С. 61 — 64.
- Рубцов, С.В. Целевое управление корпорациями. Управление изменениями. — М., 2001. — 288 с.
- Сагинова, О.В. Стратегия вуза: маркетинговый аспект// Экономика образования. — 2004. — № 2 (21). — С. 26 — 40.
- Санто, Б. Инновация как средство экономического развития / пер. с венгер. —М.: Прогресс, 1993. — С. 83.
- Саркисов, П.Д. Современные аспекты управления высшим образованием в России / П. Д. Саркисов // Менеджмент в России и за рубежом. — 2004. —№ 4. —С. 81 88.
- Свиридов, О.А. Особенности экономики вузов в условиях перехода к рынку // Качество. Инновации. Образование. — 2004. ¦— № 1 (9). — С. 21—26.
- Сенашенко, В. О ходе интеграции российской системы образования-в европейское образовательное пространство / В. Сенашенко, Г. Ткач // Alma mater: вестник высшей школы. — 2004. — № 7. — С. 13 — 19.
- Скок, Г. Б. Некоторые нормы качества деятельности преподавателя/ Г. Б. Скок// Университетское управление: практика и анализ.— 2003.— № 3. —С. 84—90.
- Словарь иностранных слов. — М'.: Русский язык, 1989. — 247 с.
- Солнцева, Я. Уровни менеджмента в вузе / Я. Солнцева// Высшее образование в России. — 2002. — № 2. — С. 3—5.
- Сподах, Г. Построение системы показателей контроллинга высших учебных заведений / Г. Сподах, А. Боков // Контроллинг. Технологии управления. — 2005. — № 3 (15). — С. 70 — 75.
- Степанов, С.А. Модель и критерии эффективности внутривузовской системы менеджмента качества // Качество. Инновации. Образование. — 2004. — № 1 (9). — С. 30 — 37.
- Стриханов, М.Н. О развитии инновационной деятельности и малого предпринимательства в системе профессионального образования / М. Н. Стриханов, А. В. Суворинов // Инновации. — 2003. — № 9. — С. 3 — 5.
- Структурный, функциональный, процессный и проектный подходы к построению- организационной структуры. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://64.233.183.104/
- Сэй, Ж.-Б. Трактат по политической экономии- Бастиа, Ф. Экономические софизмы. Экономические гармонии / пер.- сост., вступ. ст., коммент. М. К. Бункиной, А. М. Семенова. — М.: АНХ при Правительстве РФ, «Дело», 2000.
- Татур, Ю.Г. Проектирование образовательного процесса в вузе: учеб. пособие / Ю. Г. Татур. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. — 97 с.
- Томпсон-мл., А.А., СтриклендШ, А.Дж. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа. — 12-е изд.- пер. с англ. — М.: Изд. дом «Вильяме», 2006. — 928 с.
- Торопчина, JI.B. Структура управления университетом: предпосылки, тенденции и пути совершенствования / JI.В. Торопчина// Вестник Амурского государственного университета. — 1999. — № 4. — С. 36 — 38.
- Трифилова, А.А. Оценка эффективности инновационного развития предприятия. —М.: Финансы и статистика, 2005. — 302 с.
- Управление в высшей школе: опыт, тенденции, перспективы: аналитический доклад / Руководитель авторского коллектива В. М. Филиппов. — М.: Логос, 2005. — 540 с.
- Управление современным университетом: кол. монография/ под общ. ред. проф. Г. И. Лазарева. — Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2005. — 324 с.
- Устелемов, С.В., Кортов, С.В1. Уральский государственный технический университет на пути создания учебно-научно-инновационного комплекса (УНИК)// Университетское управление: практика И' анализ.— 2001.— № 3(26). —С. 68 — 76.
- Фатхутдинов, Р.А. Инновационный менеджмент: учебник / Р.А. Фат-хутдинов. — СПб.: Питер, 2005. — 448 с.
- Федюкин, В.К. О численной оценке качества образования / В.К. Фе-дюкин, В. Д. Дурнев // Качество. Инновации. Образование. — 2003. — № 21 — С. 38 —42.
- Функции процесса управления TQM. Электронный ресурс.— Режим доступа: http://quality.edu.ru/ quality/sk/menedjment/tqm/636
- Хизрич, Р., Питере, М. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха / Р. Хизрич, М. Питере / Вып. 1: Предприниматель и предпринимательство. — М., 1992. — 26 с.
- Хотяшева, О.М. Инновационный менеджмент: учебное пособие/ О. М. Хотяшева. — СПб.: Питер, 2005. — 318 с.
- Хучек, М. Социально-экономическое содержание инновации на предприятии // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. — 1995. — № 1. —С. 62 — 71.
- Цыгичко, В.Н. Руководителю— о принятии решений.— 2-е изд., испр. и доп. — М.: ИНФРА-М, 1996. — 272 с.
- Чечюрина, М.Н. Управленческие инновации и экономическое развитие общества // Вестник МГТУ. — 2001. — Т. 4. — № 2. — С. 203 — 208.
- Чмыхов, А.Н. Пути решения проблем управления вузами / А. Н. Чмыхов // Инновации в образовании. — 2002. — № 3. — С. 69 — 79.
- Шадриков, В. О процедуре комплексной оценки вуза / В. Шадриков, Е. Геворкян, В. Наводнов, Г. Мотова, М. Петропавловский // Высшее образование в России. — 2001. — № 1. —С. 29 —38.
- Шафранов-Куцев, Г. Ф. Инновации в вузовском управлении в условиях реформы // Университетское управление: практика и анализ / Урал. гос. ун-т. —1998. —№ 4(7).
- Шилькова, В.В. Структура рынка образовательных услуг и стратегия развития вуза/ В. В. Шилькова, И. И. Лазарева, И.Е. Ильичева// Экономика образования. — 2002. — № 1. — С. 26 — 31.
- Шмидт, Ю.Д., Купера, А.В. Стимулирование труда профессорско-преподавательского и учебно-вспомогательного персонала вуза. — С. 85 — 89. Электронный ресурс. — Режим доступа: umj.ru/index.php/files/download/192/
- Шукшунов, В. Инновационная деятельность в российском образовании/ В. Шукшунов// Высшее образование в России.— 2001.— № 5.— С. 19—24.
- Шульте, П. Внебюджетное финансирование и взаимоотношения между высшим образованием, промышленностью и обществом // Высшее образование в Европе. — 2003. — № 2.
- Экономическая энциклопедия / гл. ред. Л. И. Абалкин — М.: Экономика, 1999.
- Электронный словарь экономических терминов. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.glossary.ru/
- Яковец, Ю.В. Ускорение научно-технического прогресса: Теория и экономический механизм. — М.: Экономика, 1988. — С. 95.
- Яшин, А. В поисках нового качества роста/ А. Яшин// БОСС.— 2003. — № 11 Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.strategy.ru/ news/allnews2004.php
- Ansoff, H.I. The Next Twenty Years in Management Education// The Library Quarterly. 1973. Vol. 43 (4).
- Ansoff, H.I. Interview: Shortcomings of Strategic Planning// International’Management. 1976. Sept.
- Clark, B.R. Creating entrepreneurial universities organizational pathways of transformation. Issues in Higher Education. Paris IAU Press Pergamon, Elsevier Science 1998.
- Mintzberg, H. Structure in fives. Designing effective organizations.— New Jersey: Englewood Cliffs, Prentice-Hall, 1983.