Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Научно-исследовательская деятельность как средство развития творческого потенциала будущих учителей технологии и предпринимательства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретический анализ поставленной проблемы, концептуальных подходов к ее решению, ее современное состояние показал, что развитие творческой активности будущих учителей максимально осуществимо в научно-исследовательской деятельности, однако требует реализации комплексного подхода в реальных педагогических условиях. Выдвижение новых проблем, их нетрадиционные решения, воплощение оригинальных идей… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 1. 1. Проблема развития творческого потенциала личности в современном гуманитарном знании
    • 1. 2. Содерэюание и функции научно-исследовательской деятельности будущего учителя
    • 1. 3. Дидактические средства развития творческого потенциала будущего учителя в научно-исследовательской деятельности современной вышей школы
  • Выводы по I главе
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
    • 2. 1. Психолого-педагогические условия организации научно-исследовательской деятельности как средства развития творческого потенциала будущего учителя
    • 2. 2. Педагогическая модель развития творческого потенциала личности в процессе научно-исследовательской деятельности студентов
    • 2. 3. Целевая комплексная программа развития творческого потенциала будущих учителей в научно-исследовательской деятельности
  • Выводы по 11 главе
  • ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
    • 3. 1. Планирование педагогического эксперимента
    • 3. 2. Развитие творческого потенциала будущего учителя технологии и предпринимательства в процессе научно-исследовательской деятельности
      • 3. 2. 1. Диагностика исходного уровня развития творческого потенциала студентов и основ научного творчества
      • 3. 2. 2. Технология развития творческого потенциала студентов в научно-исследовательской деятельности
    • 3. 3. Результаты опытно-экспериментальной проверки эффективности развития творческого потенциала будущего учителя в научно-исследовательской деятельности
  • Выводы по III главе

Научно-исследовательская деятельность как средство развития творческого потенциала будущих учителей технологии и предпринимательства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время обновление образования на всех ступенях и уровнях тесно связано с появлением в обществе новой философии, утверждающей приоритет свободной, самостоятельной, саморазвивающейся личности, устремленной к творческому самоопределению. Это привело к возникновению естественной необходимости подготовки учителя качественно иного типа: учителя-автора, учителя-творца, учителя-исследователя, способного к воплощению в педагогической деятельности субъективной потребности в творческой самореализации, готового к творческой преобразовательной деятельности в быстроизменяющихся современных условиях.

Проблема подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства, способных к самостоятельному творческому научному поиску в настоящее время весьма актуальна. Техногенная среда как неизбежная и необратимая реальность, вытесняя и замещая собой природную среду, изменяет не только характер деятельности человека, но и приводит к трансформации образа жизни, системы ценностей, а также возникновению новых проблем существования и развития. По мнению таких ученых, как П. Р. Атутов, В. Д. Симоненко, Ю. Л. Хотунцев, технологическое образование молодежи является фактором стратегического развития человека, науки, культуры, и должно способствовать формированию индивидуальной жизненной позиции, стиля и опыта деятельности.

Основным образовательным ориентиром технологического образования сегодня становится развитие личности, ее потенциала, который обращен в будущее и наряду с решением актуальных проблем социального и профессионального бытия человека, направлен на жизненную перспективу, определяет способность к творческому восприятию и решению вновь возникающих жизненных задач, подготавливает будущие трансформации личности.

Анализ философской, психолого-педагогической и специальной литературы был направлен на поиск идей и подходов, способных помочь выстроить представление о способах раскрытия творческой активности, инициативы будущего педагога в образовательном процессе вуза.

В общефилософском плане изучения основ творчества большое значение для нас представляли размышления философов Г. С. Батищева, Н. А. Бердяева, М. М. Бахтина, Б. П. Вышеславцева, Э. В. Ильенкова, Л. Н. Когана, И. О. Лосского, М.К. Мамар-дашвили, Э. Нойманна, X. Ортега-и-Гассета, П. Тейяр де Шардена и др. о месте творческих процессов в основных смыслообразующих для личности жизненных категориях.

В психологической науке решение проблемы развития креативности рассматривается в различных контекстах. Исследователи соотношения творчества и целостности личности (Б.Г. Ананьев, JIH. Коган), творчества и активности познания (К.А. Абульханова-Славская, Д. Б. Богоявленская, A.M. Матюшкин), творчества и самореализации (А.В. Петровский), творчества и особенностей личности (В.Н. Дружинин, ЯЛ. Пономарев, В.Д. Шадриков), творчества и деятельности (Л.С. Выготский,.

A.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) анализируют психологические проявления личности в творческом процессе, содержание, структуру и общие закономерности творческой деятельности.

Теоретической основой нашего исследования стали работы, освещавшие процесс вхождения личности в общество (А. Адлер, Л. С. Выготский, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, В. И. Слободчиков, В. Франки) и культуру (Д. Зиглер, В.П. Зинчен-ко, В. Т. Кудрявцев, Л. Хьелл), присвоения их ценностей и созидание новых (А.Д. Александров, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев,), что отвечает главным потребностям личности и лежит в основе процессов исследования и творчества. Идея творчества, определяемая как достижение людьми чего-либо значимого и нового изменяющего мир, является ведущей в концепциях зарубежных психологов X. Грубера, Р. Стерн-берга, Т. Тардифа, Дж. Гилфорда, П. Торранса, К. Тейлора, Д. Фельдмана, постулирующих единство креативного процесса, продукта, личности и среды.

Сама по себе потребность в творческом преобразовании действительности не возникает, и творческие способности и творческий потенциал человека могут развиваться только в деятельности. В этой связи весьма актуально выявление средств воспитания и развития будущих учителей, которые позволяют перенести акцент с обучения как процесса пассивного, репродуктивного усвоения знаний на обучение с высокой степенью самостоятельности, обучения, способствующему реализации и совершенствования творческих преобразовательных сил студентов в реальной учебной деятельности.

Важнейшим из таких средств, по мнению В. И. Андреева, Е. В. Бондаревской.

B.И. Загвязинского, В. И. Мареева, И. А. Колесниковой, В. А. Сластенина и других исследователей является выполнение будущими учителями работ учебно — исследовательского и научно-исследовательского характера. Научно — исследовательская работа студентов как один из видов учебной деятельности реально создает личностно утверждающую ситуацию, формирующую собственную структуру деятельности, обеспечивающую становление опыта выработки личностного знания, собственного мнения, мировоззрения.

Теоретический и практический вклад в обновление принципов организации научно-исследовательской деятельности студентов в педагогическом вузе и развитие в этом процессе их творческого потенциала внесли В. И. Загвязинский, И. Б. Карнаухова, П. Г. Квиткина, О. Н. Лукашевич, Н. И. Пилюгина, В. А. Сластенин, А. Т. Шумилин, Н. М. Яковлева и другие ученые.

Ценным было обращение к вопросам, связанным с поиском гуманных, эффективных методов, средств и форм обучения и взаимодействия, развивающих педагогическое творчество и создающих для этого необходимые условия, отраженные в работах В. И. Андреева, Е. В. Бондаревской, З. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк, О. А. Казанского, А. О. Карпова, П. Ф. Каптерева, В. В. Серикова, В. Д. Симоненко, И. С. Якиманской и др.

Таким образом, анализ научных работ показывает, что в настоящее время всесторонняя теоретическая разработка вопросов формирования творческого потенциала личности будущего учителя в вузе приобретает особую остроту и демонстрирует объективно существующее противоречие между утвердившимся в реальной практике новым типом профессиональной деятельности учителя технологии и предпринимательства с преобладающей творческой направленностью и сложившейся моделью профессиональной подготовки в высшей педагогической школе, ориентированной преимущественно на репродуктивный характер организации образовательного процесса.

Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему исследования, которая состоит в поиске путей преодоления разрыва между возрастанием потребности общества в творческих учителях технологии и предпринимательства и недостаточной реализацией в учебном процессе вуза инновационных форм и методов обучения, способствующих развитию творческого потенциала студентов в системе профессиональной подготовки.

Актуальность проблемы, ее научная и практической значимость, а также недостаточная теоретическая и методическая разработанность обусловили выбор темы исследования: «Научно-исследовательская деятельность как средство развития творческого потенциала будущих учителей технологии и предпринимательства».

Решение данной проблемы составило цель исследования: выявить, научно обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия организации научно-исследовательской деятельности, направленной на развитие творческого потенциала будущего учителя технологии и предпринимательства.

Объектом исследования является процесс профессиональной подготовки будущего учителя технологии и предпринимательства в вузе.

Предметом исследования выступают содержание, формы и методы организации научно-исследовательской деятельности будущего учителя технологии и предпринимательства как средства развития творческого потенциала.

Гипотеза исследования содержит предположение о том, что развитие творческого потенциала будущего учителя технологии и предпринимательства в процессе научно — исследовательской деятельности будет проходить эффективно, если:

— основывается на осмыслении сущности теоретико-методических положений о роли научно-исследовательской деятельности в процессе формировании творческого потенциала будущего учителя;

— организация научно-исследовательской деятельности базируется на педагогической модели и комплексной программе поэтапного развития творческого потенциала будущего учителя технологии и предпринимательства в научно-исследовательской деятельности;

— осуществляется целенаправленное мотивирование и стимулирование студенческой научно-исследовательской деятельности через различные формы аудиторной и внеаудиторной работы;

— использованы разнообразные организационные формы и активные методы обучения, направленные на развитие творческого потенциала и достижение высоко уровня познавательной самостоятельности студентов;

— научно-исследовательская деятельность сопряжена с включением студентов в процесс творческого проектирования;

— содержание подготовки будущих учителей включает задания научно — исследовательского характера, отличающиеся системностью, комплексностью, преемственностью, выполненные в соответствии с требованиями к структуре, логике и правилам оформления научного исследования.

Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи исследования:

1. На основе теоретического анализа научной литературы раскрыть взаимосвязь творчества, творческого потенциала будущего учителя технологии и предпринимательства в процессе научно-исследовательской деятельности.

2. Выявить психолого-педагогические условия организации научно — исследовательской деятельности как средства развития творческого потенциала будущего учителя технологии и предпринимательства.

3. Разработать педагогическую модель развития творческого потенциала будущих учителей технологии и предпринимательства в процессе научно-исследовательской деятельности.

4. Экспериментально проверить эффективность предложенной методической системы развития творческого потенциала будущих учителей технологии и предпринимательства в процессе выполнения научно-исследовательских работ.

Методологическую основу исследования составили идеи диалектики общего, особенного и единичного в становлении личности профессионалаположения философии, социологии, психологии, педагогики о личности как высшей ценности общества, субъекте творческого процесса. В основу исследования были положены: учение о единстве мышления, сознания, деятельно-творческой сущности человека, его творческой активности (Б.Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. А. Сластенин, В. Д. Шадриков и др.), идеи о роли учебно-творческой деятельности в формировании и развитии творческой активности (В.И. Андреев, П. Н. Андрианов, П. И. Пидкасистый, Г. И. Щукина и др.), гуманизации образования, его личностно-ориентированной направленности (Е.В. Бондаревская, В. В. Сериков, В. А. Сластенин и др.).

Теоретической основой исследования стал комплекс научных идей о закономерностях, принципах и функциях построения общепедагогической подготовки учителя (Н.Д. Никандров, Ю. К. Бабанский, Н.М. Яковлева) — о педагогическом творчестве, его сущностных чертах, факторах и критериях развития творческих способностей (Л.В. Занков, В.А. Кан-Калик Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, Н. Д. Никандров, П. И. Пидкасистый, М. М. Поташник, В. А. Сластенин и другие) — о педагогической технологии (М.Н. Берулава, П. Я. Гальперин, И. Я. Лернер и др.) — об определении сущностных характеристик профессиональной компетентности современного педагога (И.А. Зязюн, И. А. Колесников, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, А. И. Мищенко, Л. М. Митина, Н. В. Матяш, В. П. Симонов, В. А. Сластенин и др.). Важнейшими источниками явились труды отечественных и зарубежных ученых, занимающихся проблемами психологии творчества Л. С. Выготского, А. В. Брушлинского, П. Я. Гальперина, И. П. Калошиной, А. Н. Леонтьева, Я. П. Пономарева, Э. Стоунса, Б. М. Теплова.

Изучение содержания процесса обучения и методов его организации через проектную деятельность опирается на исследования сущности и закономерностей развития личности в ходе обучения проектированию, проводимые А. А. Добряковым, Г. Л. Ильиным, В. А. Моляко, Н. В. Матяш, Н. Н. Нечаевым, В. В. Рубцовым, В. Ф. Сидоренко, В. Д. Симоненко, В. А. Сластениным, В.И. Слободчико-вым, Г. П. Щедровицким и др.

В ходе исследования использовались следующие методы: 1. Теоретические: анализ философской, психологической, педагогической, методической литературы по проблемам формирования творчески активной личностиисторико-педагогический анализ этапов развития проблемы, систематизация и обобщение опыта включения исследовательских работ в предметные курсымоделирование системы развития творческого потенциала будущих учителей в процессе выполнения работ научно-исследовательского характера, анализ нормативно — законодательных документов Российской Федерации в области образованияобобщение передового педагогического опыта.

2. Эмпирические: анкетирование, тестирование, беседа, наблюдение, фиксирование результатов обучения и развитияорганизация и проведение констатирующего и формирующего и контрольного экспериментовматематические методы обработки результатов исследования.

Организация и ход исследования.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлись факультеты истории, математики, технологии и предпринимательства Армавирского государственного педагогического университетагородские и сельские общеобразовательные школы.

Общий объем выборки представлен 465 студентами 1−5 курсов, 28 преподавателями вуза, 35 учителями общеобразовательных школ, 176 учащихся базовых школ г. Армавира, в которых студенты проходили практику. Генеральная совокупность -704 человека.

Исследование проводилось в три этапа.

1 этап (2002;2003 г. г.) — поисково-теоретический — состоял в исследовании эмпирических данных о процессе становления творчески активной личности в процессе обучения в педагогическом вузе, определении цели и задач исследования, уточнении понятийного аппарата исследования, изучении реального уровня процесса подготовки специалиста в вузе, определении плана исследования;

2 этап (2003 — 2005 г. г.) — опытно-экспериментальный — заключался в разработке теоретической модели развития творческого потенциала в процессе научно-исследовательской деятельности, проведении констатирующего эксперимента, выявлении факторов, оказывающих влияние на развитие творческого потенциала студентов, определении структуры и содержания формирующего эксперимента, разработке методических материалов;

3 этап (2005 — 2006 г. г.) — обобщающий — состоял в осуществлении опытно-экспериментальной работы, систематизации и обработке результатов, проверке и корректировке созданной модели, внедрении в практику, оформлении текста диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том что: • разработана педагогическая модель развития творческого потенциала личности в процессе научно-исследовательской деятельности, включающая совокупность адекватных дидактических принципов, методов, средств и организационных форм педагогического процесса, направленного на развитие творческого потенциала будущего учителя технологии и предпринимательства;

• выявлены психолого-педагогические условия организации научно-исследовательской деятельности как средства развития творческого потенциала будущего учителя технологии и предпринимательства, заключающиеся в:

— повышении статуса студенческой научно-исследовательской деятельности путем целенаправленного мотивирования и стимулирования студентов к исследовательской активности, сопряжения научно-исследовательской деятельности с процессом развития технологической культуры у будущих учителей;

— использовании активных методов и средств обучения, направленных на развитие познавательной самостоятельности и креативности у студентов на основе усиления проблемной направленности и диалогичности процесса образования, активизации познавательной деятельности;

— создании единого креативно — исследовательского поля между преподавателями высшей школы, студентами и старшими школьниками путем совместной творческой работы, направленной на внедрение и распространение проектной формы обучения;

— усиление рефлексивной позиции студентов с целью повышения их инициативности и активности;

• разработана и реализована комплексная программа поэтапного формирования педагогического творчества будущих учителей технологии и предпринимательства в процессе научно-исследовательской деятельности;

• обоснован механизм функционирования научно-исследовательских обществ студентов, преподавателей и школьников, координирующих исследовательскую деятельность в процессе педагогической практики;

• аргументированы критерии, показатели и уровни сформированности научно-исследовательской деятельности как средства развития творческого потенциала будущих учителей, включающие мотивационный (уровень развития познавательной потребности и интереса к изучаемой деятельности), когнитивно-смысловой (уровень овладения исследовательскими знаниями), операционно-практический (уровень овладения исследовательскими умениями) и креативный (уровень развития творческих способностей) компоненты.

Теоретическая значимость исследования заключается в углублении, расширении и конкретизации современных научных представлений о процессе развития творческого потенциала учителя технологии и предпринимательства: определена качественная зависимость между уровнем развития творческого потенциала учителя и уровнем сформированности научно-исследовательской деятельности.

В результате исследования было установлено, что эффективность работы по развитию творческого потенциала учителя технологии и предпринимательства в процессе научно-исследовательской деятельности зависит от комплекса психолого-педагогических условий, способствующих развитию искомого качества.

Полученные данные дополняют современную теорию педагогического творчества и могут служить теоретической основой исследований по развитию творческого потенциала учителя.

Практическая значимость исследования заключается в:

— разработке и апробировании программы организации научно — исследовательских работ студентов во время прохождения ими практики, позволяющей обеспечить поэтапность, систематичность и преемственность в выполнении исследовательских заданий, способствующих подготовке будущих учителей к научно-исследовательской деятельности, с соблюдением структуры и логики научной работы;

— разработке и апробации спецкурсов «Введение в научно-исследовательскую деятельность», «Основы педагогического творчества»;

— разработке сборника «Нормативно-правовое регулирование научно-исследовательской деятельности студентов и преподавателей», а также учебно-методического пособии в помощь преподавателям и студентам «Организация научно-исследовательской работы в педагогическом вузе».

На защиту выносятся.

1. Совокупность психолого-педагогических условий организации научно-исследовательской деятельности как средства развития творческого потенциала будущего учителя технологии и предпринимательства.

2. Разработанная теоретически и проверенная экспериментально педагогическая модель развития творческого потенциала личности в процессе научно-исследовательской деятельности, демонстрирующая структурные и функциональные связи основных элементов ее содержания.

3. Целевая комплексная программа поэтапного формирования педагогического творчества будущих учителей технологии и предпринимательства как методический механизм передачи знаний и формирования умений профессионально ориентированной научной деятельности, становления и развития творческого потенциала личности будущих педагогов.

4. Критерии, показатели и средства диагностики сформированности творческого потенциала будущего учителя технологии и предпринимательства в научной деятельности.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются методологической обоснованностью исходных теоретических положений, вытекающих из современных достижений философии, психологии, педагогики, целостным подходом к решению проблемы, применением комплексной методики исследования, соответствующей поставленным целям и задачам исследования, валидностью использованных методов, разнообразием исследовательских процедур и приемов, их взаимосвязанностью.

Апробация и внедрение основных результатов исследования осуществлялась в ходе опытно-экспериментальной работы на факультете технологии и предпринимательства Армавирского государственного педагогического университета и нашла отражение в 12 публикациях, выступлениях на городских научно-методических и научно-практических конференциях в гг. Армавире, Брянске, Орле, Москве, участие в семинарах, методических объединениях учителей технологии и предпринимательства.

Процесс развития творческого потенциала будущего учителя технологии и предпринимательства в системе высшего образования средствами научно — исследовательской работы внедрен на кафедрах общих технических дисциплин и методики преподавания технологии, технологии и предпринимательства, общей и профессиональной педагогики факультета технологии и предпринимательства Армавирского государственного педагогического университета. Материалы авторских курсов, разработанных в процессе исследования, использовались на занятиях со студентами Армавирского государственного педагогического университета, со слушателями Армавирского филиала Краснодарского краевого института дополнительного профессионального педагогического образования, а также в содержании лекций.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы, приложения.

Выводы по III главе.

Программа опытно-экспериментального исследовании состоит из трех этапов: подготовительного, основного и заключительного. На подготовительном этапе были выделены и аргументированы критерии сформированности знаково-символической деятельности: мотивационный, характеризующий уровень развития познавательной потребности и интереса к научной деятельностикогнитивно-смысловой критерий, характеризующий уровень сформированности исследовательских знанийоперационно-практический критерий, характеризующий уровень сформированности исследовательских уменийкреативный критерий, характеризующий творческие способности студента. Выделены три уровня овладения данной деятельностью: репродуктивный (низкий), нормативный (средний) и творческий (высокий).

Анализ экспериментальных данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента, позволил нам выявить первоначальный уровень сформированности творческой научно-исследовательской деятельности по ранее выделенным нами критериям и показателям. Интерпретация результатов продемонстрировала эквивалентность экспериментальной и контрольной групп.

Основная часть нашей опытно-экспериментальной работы включала в себя практическую проверку эффективности разработанной педагогической модели и целевой комплексной программы формирования творческого потенциала будущих учителей в научно-исследовательской деятельности студентов. Программа экспериментального обучения включала специально разработанные нами спецкурсы «Введение в исследовательскую деятельность» и «Основы педагогического творчества».

В результате проведенного исследования и экспериментального обучения нам удалось организовать целостную систему подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства к творческой научно-исследовательской деятельности. Как показали результаты проведенного эксперимента, разработанная учебная программа спецкурса эффективно влияет на формирование знаний, умений и навыков научно-исследовательской работы, дает студентам возможность адекватно развивать и реализовать посредством вовлечения в научно исследование свой творческий потенциал. Программы способствуют развитию методологического педагогического кругозора, приобретению исследовательских навыков и совершенствованию практических умений в творческой научно-исследовательской деятельности, обеспечивая тем самым повышение качества учебной деятельности студентов, поскольку научно-исследовательская работа пронизывает все этапы и направления вузовской подготовки и приобретение ею творческого потенциала реализует основные цели вузовского образования — воспитание творческой личности профессионала.

Отдельную серию нашего экспериментального исследования составило формирование творческой научно-исследовательской деятельности будущего учителя в системе педагогических практик. Основными критериями развития творческого потенциала в научно-исследовательской деятельности на данном экспериментальном этапе мы выделили собственную исследовательскую активность студентов и полноту выполнения авторской исследовательской программы с элементами творческих заданий. Начальный этап опытно-экспериментальной работы показал, что студенты не стремятся осуществлять научную творческую работу в ходе педагогической практики, не принимают целей такой работы как личностно значимых и не владеют на достаточном уровне средствами ее осуществления. Результаты проведения опытно-экспериментальной работы показали, что произошло безусловное развитие уровня творческой научно-исследовательской деятельности студентов. Проведенный анализ оценки качества работы студентов на практике на завершающем этапе данной серии эксперимента наглядно показал изменение отношения их к исследовательской деятельности, появилось разнообразие исследовательских форм работы, их свободный выбор, разработка собственной исследовательской программы с элементами творческих заданий и воплощение ее в реальных условиях школьной практики.

Развитие творческого потенциала научно-исследовательской деятельности будущего учителя в условиях организации проектной деятельности показало, что она, являясь значимым средством профессиональной подготовки, имеет важное значение и для данного направления работы со студентами. Важным элементом системы подготовки творческого профессионала стала разработанная и внедренная нами программа работы творческой мастерской проектной деятельности, в которой занимались не только студенты, но и учителя базовых школ.

Результаты контрольного эксперимента, направленного на выявление эффективности экспериментального воздействия, продемонстрировали, что студенты экспериментальной группы имеют значительные преимущества по показателям, характеризующим критерии сформированности творческой научно — исследовательской деятельности как средства развития творческого потенциала. Обобщение результатов по показателям мотивационного критерия позволяет говорить о том, что в экспериментальной группе (44,52% - 52,4%) значительно увеличилось число студентов, активно участвующих в научной жизни университета, у них преобладают познавательные и профессиональные мотивы. Анализ результатов диагностики когнитивносмыслового критерия демонстрирует положительную динамику уровня исследовательских знаний в экспериментальной группе (14,32% -21,09%о), в контрольной группе — 14,81%) -19,12%). Статистический х2-критерий выявил значимое различие показателей когнитивного критерия в экспериментальной группе и контрольной группе до и после экспериментального воздействия. Анализ данных операционно-практического критерия показывает, что в экспериментальной группе значительно больше студентов, которые перешли на творческий (высокий) уровень овладения научно-исследовательской деятельностью (12,78% - 22,54%), в контрольной группе — 13,15% - 18,34%). Показатели креативного критерия продемонстрировали положительную динамику творческих способностей студентов. Увеличилось число студентов с высоким уровнем невербальной (экспериментальная группа — с 14,38% до 19,23%- контрольная группа — с 15,51% до 18,52%) и вербальной креативности (экспериментальная группа — с 13,54% до 23,08%- контрольная группа — с 14,81% до 17,12%). Диагностика уровня саморазвития в профессионально-педагогической деятельности показывает снижение числа студентов с низким уровнем саморазвития, произошли качественные изменения и в оценке студентов своей жизненной позиции в различных сферах. Прослеживается тенденция перехода учащихся контрольной группы с низкого на продуктивный уровень творческого развития, а в экспериментальной группе — со среднего на высокий уровень. Статистическая обработка данных (хкритерий) выявила значимое различие по всем критериям в экспериментальной группе и контрольной группе до и после экспериментального воздействия.

Исследуя динамку креативного компонента, как специфической способности, творческой личности, влияющей на успешность овладения научно-исследовательской деятельностью, нами был проведен корреляционный анализ между исследовательскими умениями и креативностью. Данный анализ выявил наличие значимой корреляционной связи (Р 0>os ~ 0,97 348) между уровнем сформированности творческих способностей студентов и уровнем сформированности исследовательских умений.

Таким образом, результаты проведенных экспериментов свидетельствуют о разрешении поставленных задач и подтверждают выдвинутую нами гипотезу об эффективном влиянии научно-исследовательской деятельности на развитие творческого потенциала при подготовке будущих учителей технологии и предпринимательства.

Заключение

.

На основании проведенного исследования было установлено, что актуальность проблемы развития творческого потенциала будущих учителей технологии и предпринимательства в научно-исследовательской деятельности обусловлена необходимостью решения основного противоречия между уровнем технологической подготовки студентов в вузе и новыми требованиями, предъявляемыми к будущему учителю образовательной области «Технология» реалиями современного общества, потребностями его социального развития, при котором полученные в вузе знания, умения и навыки должны обеспечить специалисту востребованность во всех отраслях народного хозяйства, его конкурентоспособность.

Необходимость творческого подхода к вузовской подготовке вызвана решением целого ряда задач, таких, как повышение качества подготовки будущего учителя, обеспечение системного формирования технологических знаний, умений и навыков в процессе научно-исследовательской деятельности, приведение содержания обучения студентов в соответствие с современными требованиями школы.

Теоретический анализ поставленной проблемы, концептуальных подходов к ее решению, ее современное состояние показал, что развитие творческой активности будущих учителей максимально осуществимо в научно-исследовательской деятельности, однако требует реализации комплексного подхода в реальных педагогических условиях. Выдвижение новых проблем, их нетрадиционные решения, воплощение оригинальных идей происходит тогда, когда нет ограничения в запасах знания, когда студент способен свободно оперировать базовыми, фундаментальными категориями научного исследования, когда та деятельность, которой он занимается, соответствует его личностным потребностям и интересам, профессионально-ценностным мотивам. Вместе с тем анализ современного образовательного опыта показал, что, несмотря на декларируемость такой цели, как развитие личности самостоятельного, творческого педагога, на практике осуществляется единообразное воспроизводство безынициативного, нетворческого, «среднего» учителя. В вузе по-прежнему доминирует «знаниевая» парадигма и репродуктивный подход к организации обучения, что значительно сужает диапазон творческих проявлений будущих учителей, раскрытие их творческого потенциала. Имеющийся передовой и инновационный опыт отечественных и зарубежных педагогов, содержащий в себе много конструктивных идей, в массовой практике высшей школы, к сожалению, не находит применения. Превалирование в образовании репродуктивного подхода вызывает ответную реакцию со стороны студентов, выражающуюся в утрате интереса к требующим самостоятельности видам и формам работы, в том числе и к научно-исследовательской деятельности, снижении познавательной мотивации, девальвации сущности научного исследования, поиске ценностей за пределами не только вуза, но и рамками педагогической профессии. Выделенные нами положения гипотезы получили свою теоретическую обоснованность.

В ходе выполнения диссертационного исследования поставленные задачи выполнены, достигнуты следующие результаты:

— проанализировано состояние разработки проблемы и уточнены признаки творческого потенциала и творческой научно-исследовательской деятельности будущих учителей технологии и предпринимательства;

— установлены основные дидактические средства и пути формирования творческого исследовательского потенциала студентов в учебном процессе высшей школы;

— определены психолого-педагогические условия эффективности развития творческого потенциала будущих учителей технологии и предпринимательства в процессе научно-исследовательской работыпо каждому из выделенных направлений нами была проведена теоретическая и практическая исследовательская работа, подготовлено методическое обеспечение, созданы единое научно — исследовательское общество студентов и преподавателей и единое научно-исследовательское общество школьников и студентов;

— разработана педагогическая модель формирования научно-исследовательской деятельности студентов, включающая совокупность адекватных дидактических принципов, методов, средств и организационных форм педагогического процесса, направленного на развитие творческого потенциала будущего учителя технологии и предпринимательства;

— аргументированы критерии, показатели и уровни сформированности научно-исследовательской деятельности как средства развития творческого потенциала будущих учителей, включающие мотивационный (уровень развития познавательной потребности и интереса к изучаемой деятельности), когнитивно-смысловой (уровень овладения исследовательскими знаниями), операционно-практический (уровень овладения исследовательскими умениями) и креативный (уровень развития творческих способностей, вербальная и невербальная креативность, уровень саморазвития в профессионально-педагогической деятельности, оценке студентов своей жизненной позиции) компоненты;

— разработано и апробировано содержание целевой комплексной программы развития творческого потенциала в научно-исследовательской деятельности будущих учителей технологии и предпринимательства в процессе технологического образования, проведена работа по внедрению программы в учебный процесс;

— доказано, что педагогическая практика является необходимым элементом освоения умений и навыков научно-исследовательской деятельности и реализации творческого потенциала студентов;

— созданы единое научно-исследовательское общество студентов и преподавателей и единое научно-исследовательское общество школьников и студентов;

— обосновано, что развитие творческого потенциала научно — исследовательской деятельности будущего учителя эффективно происходит в условиях организации проектной деятельности студентовзначимой организационной формой реализации которой является предложенная нами творческая мастерская проектной деятельности;

— теоретически обоснована и экспериментально доказана эффективность развития творческого потенциала студентов в процессе научно-исследовательской деятельности (на примере курса «Введение в исследовательскую деятельность»).

В результате проведенного исследования и экспериментального обучения нам удалось организовать целостную систему подготовки будущих учителей технологии и предпринимательства к творческой научно-исследовательской деятельности. Как показали результаты проведенного эксперимента, разработанная учебная программа спецкурса эффективно влияет на формирование знаний, умений и навыков научно-исследовательской работы, дает студентам возможность адекватно развивать и реализовывать свой творческий потенциал посредством вовлечения их в различные научные исследования.

Таким образом, результаты проведенных экспериментов свидетельствуют о разрешении поставленных задач и подтверждают выдвинутую нами гипотезу об эффективном влиянии научно-исследовательской деятельности на развитие творческого потенциала при подготовке будущих учителей технологии и предпринимательства.

Проделанная работа не исчерпывает всей сложности поставленной проблемыее перспективными направлениями для дальнейшего исследования могут быть следующие:

— выявление психолого-педагогических условий применения информационных технологий научно-исследовательской деятельности в развитии творческого потенциала будущих учителей технологии и предпринимательства;

— поиск педагогических технологий и приемов методического обеспечения творческого потенциала будущих учителей технологии и предпринимательства;

— дальнейшая разработка содержания и методов обучения будущих учителей технологии и предпринимательства творческой научно-исследовательской деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. -М.: Мысль, 1991.- 299 с.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Проблема саморазвития субъекта деятельности / К.А. Абульханова-Славская //Психологический журнал. 1993.-№ 11.
  3. , Т.А. Педагогическая практика: опыт и перспективы / Т. А. Аверина, Н. А. Аверин // Педагогика. 1994. — № 10. — С.4−8.
  4. , А.Н. Системное познание мира : Методологические проблемы. / А. Н. Аверьянов. М.: Политиздат, 1985. — 263 с.
  5. , С.Г. Основы межличностной и межкультурной коммуникации : учеб. пособие для студентов вузов / С. Г. Агапова. Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 282 с.
  6. , А. Понять природу человека / А. Адлер. СПб.: Акад. проект, 2000. -253 с.
  7. , А. П. Механизм активации научно-исследовательской работы студентов / А. П. Акатьев // Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования: Обзорная информация. НИИВО. — 2005. — № 6. — С. 1−37.
  8. , А.Г. О креативной педагогике / А. Г. Алейников // Вестник высшей школы. 1989. -№ 12. — С.3−8.
  9. Ю.Александров, Г. Н. Перспективы развития системы непрерывного образования / Г. Н. Александров. М.: Педагогика, 1990. — 149 с.
  10. П.Алексеев, П. В. Хрестоматия по философии: учеб. пособие / П. В. Алексеев. -М.: Проспект, 2000. 571 с.
  11. Г. С. Введение в ТРИЗ. Основные понятия и подходы Электронный ресурс. / Г. С. Альтшуллер. Официальное издание фонда Г. С. Альтшуллера. — http://www.altshuller.ru/
  12. , Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Б.Г. Ананьев- под ред. А. А. Бодалева. М.: Изд-во «Институт практической психологии, 1996. — 384 с.
  13. , В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 2 / В. И. Андреев. Казань: Изд-во «Казанский университет», 1998. — 320с.
  14. , Т.В. Самостоятельная работа в профессионально-педагогической подготовке будущих учителей / Т. В. Анохина // Методика вузовского преподавания: тезисы 3-й межвузовской научно-методической конференции. — Челябинск: Изд-воЧГПУ, 1999. —С.111−112.
  15. , В.И. Философия самоорганизации. Новые горизонты / В.И. Арши-нов, Я. И. Свирский // Общественные науки и современность 1993. — № 3 .- С. 2427.
  16. В.И. Синергитическое познание в контексте проблемы единства двух культур / В. И. Аршинов // Высшее образование в России. 1994. — № 4. — С. 16−19.
  17. , А.Г. Стратегия развития вариативного образования в России /
  18. A.Г. Асмолов // Стратегия развития образования в России: Материалы МО РФ к проведению августовских совещаний в 1994 году. -М.: МО РФ, 1994. С.23−59.
  19. , Н.А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей. М.: МПСИ- Воронеж: МОДЕКС, 2000. — 272 с.
  20. , А.В. О повышении качества научно-исследовательской деятельности студентов в педагогическом вузе Электронный ресурс. / А.В. Багачук-http:// seminar.kspu.ru
  21. , Г. С. Найти и обрести себя. Особенности культуры глубинного общения / Г. С. Батищев //Вопросы философии. 1995 № 3. — С. 103−113.
  22. , Н.А. Философия свободы. Смысл творчества / Н. А. Бердяев. М., 1991.- 444с.
  23. , М. С. Психология научного творчества / М. С. Бернштейн // Вопросы психологии. 1965. — № 3. — С. 158−163
  24. , М. С. О природе научного творчества / М. С. Бернштейн // Вопросы философии.- 1966.-№ 6.-С. 131−142.
  25. , В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения /
  26. B.П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1995. 336 с.
  27. , В.И. Научное сопровождение образовательного процесса в педагогическом университете: Методологические характеристики / В. И Богословский. Монография. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. — 142 с.
  28. , А.А. О вовлечении студентов в научно-исследовательскую работу кафедры / А. А. Божко, Т. В. Пилюгина, Г. Ф. Путин // Вестник Пермского университета. 2000. — Вып. 4. — С. 86−94.
  29. , О.Ф. Философия экзистенциализма : Философия существования / О. Ф. Больнов. СПб.: Лань, 1999. — 222 с.
  30. , Е.В. Введение в педагогическую культуру : учеб. пособие /Е.В. Бондаревская. Ростов н/Д: РГПУ, 1995. -170 с.
  31. , В.А. Проектирование профессионально-педагогического образования /
  32. B.А.Болотов, Е. И. Исаев, В. И. Сободчиков, Н. А. Шайденко //Педагогика. 1997. -№ 4.-1997-С. 66−72.
  33. , Т.Г. Развитие творческого потенциала учителя / Т. Г. Браже // Сов. педагогика. — 1989. — № 8. — С. 89−94.
  34. , В.В. Моделирование возможностей активизации процесса создания интеллектуальной собственности в вузе// Университетское управление: практика и анализ / В.В., Бринза, А. В. Германова Екатеринбург -2006 — № 2(42). — С.79−89.
  35. А.А. Активное обучение в высшей школе / А. А. Вербицкий М.: Высшая школа, 1991. — 207 с.
  36. Л.К. Подготовка будущего учителя к формированию творческого потенциала школьников / Л. К. Веретенникова. Монография. — Из-во: Удм. унта, 1996.-134 с.
  37. , С.Г. Непрерывное образование как фактор социализации /
  38. C.Г. Вершловский //Новые знания.-2001.-№ 1.- С.1−5.
  39. , Л.С. История развития высших психических функций. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. / Л. С. Выготский М.: Педагогика, 1983. — 368 с.
  40. , Б.П. Этика преображенного Эроса / Б. П. Вышеславцев,
  41. B.В. Сапов. -М.: Республика, 1994. 367 с.
  42. , Р.А. Профессиональное становление и творческое развитие учителя технологии / Р. А. Галустов, Ю. А. Лобейко, В. И. Трухачев. М.: Илекса- Ставрополь: Сервисшкола, 2002. — 544 с.
  43. , М.О. Творческое самосознание / М. О. Гершензон // Вехи: Сб. статей о русской интеллигенции. Свердловск, 1991.- 127с.
  44. , Б.С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных концепций) / Б. С. Гершунский. М.: Интердиалект, 1997. — 697 с.
  45. , С. С. Диалектика и теория творчества / Ю. Д. Воробей,
  46. C.С. Гольдентрихт, А. М. Коршунов и др.- под ред. А. М. Коршунова. М.: Изд-во МГУ, 1987.- 198 с.
  47. , В.П. Педагогическая практика студентов: развитие научных основ / В.П. Горленко- под ред. И. Ф. Харламова. Мн.: Университетское, 2002. — 294 с.
  48. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М., 1995. — 384 с.
  49. , Ю.В. Концепция экспериментальной работы в сфере образования / Ю. В. Громыко, В. В. Давыдов // Педагогика. 1994. — № 6.
  50. , Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода / Э. Н. Гусинский. -М.: Школа, 1994. 184 с.
  51. , М.А. Дидактика средней школы / М. А. Данилов. -М., 1975. 518 с.
  52. , В. Категория жизни / В. Дильтей // Вопросы философии. 1995. — № 10.-С. 129−143
  53. Добров, Г. М. Наука о науке. Начала науковедения / Г. М. Добров. Киев: Наук. Думка, 1989.- 301 с.
  54. , Т.И. Проектно-исследовательская деятельность учителя как средство самореализации в педагогической карьере : дис.. канд. пед. наук.1. Омск, 2000. -179 с.
  55. , А. В.Профессиональная компетентность как показатель качества образования / А. В. Дорофеев // Вестник высшей школы. -2005. № 1. — С.30−33
  56. , В.П. Психология общих способностей / В. П. Дружинин. СПб.: Питер, 2000.-368 с.
  57. , В.М. Западная философия: итоги тысячелетия: сборник: Перевод / К. Ясперс, Н. Гартман, А. Шмидт, К. Ясперс и др. Екатеринбург: Деловая книга, 1997.-654 с.
  58. , И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И. А. Зимняя. -М.: Логос, 2000.-384 с.
  59. , Г. А. Интегративные основы организации научно-исследовательской деятельности учащихся / Г. А. Иванов // Педагогические технологии. 2006. — № 1. — С.22−28.
  60. , Э. В. Философия и культура / Э. В. Ильенков. М.: Политиздат, 1991. -464 с.
  61. , Г. Л. Теоретические основы проектного образования: дис.. доктора пед. наук. М., 1995. — 284 с.
  62. Индивидуальность и способности. Сб. научных трудов. М. ИПАП, 1994. — 324 с.
  63. Интенсификация творческой деятельности студентов. Казань, Изд-во КГУ, 1990, — 198 с.
  64. , И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы: воспитательный аспект: учебное пособие / И. Ф. Исаев. М., 1992. -146 с.
  65. Исследовательские творческие задания по педагогике: методическое пособие-Саратов, 1992.-45 с.
  66. , К.Г. М. М. Бахтин: pro et contra: Личность и творчество М. М. Бахтина в оценке рус. и мировой гуманитар, мысли: Антология / К. Г. Исупов. СПб. Изд-во Рус. христиан, гуманитар, ин-та, 2001.
  67. , О. А. Педагогика как любовь / О. А. Казанский. М., 1996- 124 с.
  68. , В. А. Структура и содержание проектной деятельности / В. А. Кальней, Т. М. Матвеев, С. Е. Шишов // Мониторинг образовательного процесса. 2004. — № 6. — С. 16 -21.
  69. Кан-Калик, В. А. Педагогическая деятельность как творческий процесс / Кан-В.А. Калик. Грозный: Чечено-Ингуш. кн. изд-во, 1976.-286 с.
  70. , П.Ф. Избранные педагогические сочинения / П.Ф. Каптерев- под ред. A.M. Арсеньева. М.: Педагогика, 1982. — 704 с.
  71. , И.Б. Поисково-исследовательская деятельность как средство развития творческой самостоятельности студентов в процессе профессиональной подготовки : дис. канд. пед. наук. -М., 2000. 158с.
  72. А.О. Когнитивно-культурный полиформизм образовательных систем. -Педагогика. 2006. — № 3С. 13−21.
  73. , Г. Г. Самосознание и мировоззрение личности. Филос. публицистический очерк / Г. Г. Кириленко. -М.: Знание, 1988. 62 с.
  74. , Е.Н. Одиссея научного разума. Синергетическое видение научного процесса/ Е. Н. Князева. М., 1995. -153 с.
  75. Князева, Е. Н. Синергетика как средство интеграции естественнонаучного и гуманитарного образования / Е. Н. Князева, С. П. Курдашов // Высшее образование в России.- 1994.- № 4.-С. 110−122.
  76. , JI.H. Цель и смысл жизни человека/ JI.H. Коган. М., 1984 -1252 с.
  77. , Л.Ф. Эффективность образования / Л. Г. Борисова, Л. Ф. Колесников, В. Н. Турченко. М.: Педагогика, 1991. — 272 с.
  78. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.: Распоряжение Правительства РФ № 1756-р. от 29 декабря 2001 г. // Бюллетень Минобразования. 2002. — № 2. — С. 2−31.
  79. Концепция технологического образования // Школа и производство. 1998. -№ 1.- С. 3−16.
  80. , П.В. Проблемы диалектики как логики и теории познания. Избр. фи-лос. Работы / П. В. Копнин. М.: Наука, 1982. — 368 с.
  81. , М.В. Развитие творческого потенциала детей средствами театрального искусства: автореф. дис. к. пед. н. -М., 1994. 19с.
  82. П.Ф. Формирование развитой творческой личности студента / П. Ф. Кравчук. К.: Вища школа, 1984. -155 с.
  83. , Л.С. Профессиональная подготовка будущих учителей к социальному развитию и воспитанию детей / Л. С. Коржова. -http://socpedagogika.narod.ru/
  84. Краткий философский словарь / Под ред. А. П. Алексеева. М.: Проспект, 2004.-496 с.
  85. , Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом: учебн. пособие / Г. И. Крутиков.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.-480 с.
  86. , Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы / Кудрявцев Т. В. -М.: Знание, 1991. 80 с.
  87. , B.C. Исследовательско проектная деятельность как форма учебного сотрудничества: дис. канд. пед. наук. — М., 1996. — 106 с.
  88. , Е.Н. Проблемно-рефлексивный подход к построению процесса формирования опыта исследовательской деятельности у студентов педагогического вуза: дис. канд. пед. наук. Сочи, 2004. — 233с.
  89. , Л.Н. Проблемы саморазвития личности / J1.H. Куликова. М., 1997. -167 с.
  90. , В.О. Стандарты высшего образования и подготовка учителя / В. О. Кутьев, А. А. Орлов // Педагогика. № 6. — 1997. — 58−66.
  91. , B.C., Критерии и уровни готовности педагога к исследовательской деятельности / B.C. Лазарев, Н. Н. Ставринова. Педагогика. — 2006. — № 2. — С.51−59.
  92. , B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / B.C. Леднев. -М: Высшая школа, 1991. 356 с.
  93. , А. Н. Философия психологии: Из научного наследия / А. Н. Леонтьев. М. — 1994. — 228с.
  94. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975.- 302 с.
  95. И .Я. Проблемное обучение / И. Я. Лернер. М.: «Знание», 1974. — 274 с.
  96. , Г. Н. Научно-исследовательская деятельность как средство профессионально-квалификационного роста учителя : дис.. канд. пед. наук. -Екатеринбург, 2000. 209 с.
  97. , Г. Н. Основы подготовки студентов к исследовательской деятельности. М., 2002.-196с.
  98. Ш. Лосский, Н. О. Мир как осуществление красоты Основы эстетики / Н. О. Лосский М.: Прогресс-Традиция, 2000. — 412 с.
  99. , О.Н. Научно-исследовательская деятельность как средство развития творчества студентов в образовательной системе педагогического вуза : авто-реф. дис. канд. пед. наук. Карачаевск, 2002. — 188 с.
  100. , Н. И. Научно-исследовательская деятельность студентов // Высшее образование в России /Н.И. Люткин 2005.- N3.-C. 122−124.
  101. , И.И. Проектная деятельность: дис.. доктора, философ, наук. М., 1996.-305 с.
  102. , М.К. Как я понимаю философию / М. К. Мамардашвили. -М., 1992.- 414с.
  103. , М.К. Необходимость себя / М. К. Мамардашвили / Лекции. Статьи. Философские заметки- под общ. ред. Ю. П. Сенокосова. М. 1996 .- 432с.
  104. , Е.А. Объективность науки и релятивизм : к дискуссиям в соврем. Эпистемологии / Е. А. Мамчур, М.: ИФРАН, 2004. — 239 с.
  105. , Я.Н. Студенческий научно-исследовательский кружок / Я. Н. Мараш -2-ое изд.испр. и доп. Минск, 1989 — 85 с
  106. , М. Д. О стимулировании научно-исследовательского интереса студентов / М. Д. Мартынова // Студенчество: диалоги о воспитании. 2005. — № 2.-С. 8−9.
  107. Н.В. Ценностный компонент творческого потенциала личности педагога. Педагогика. — 2006. — №.3. — С.48−56.
  108. , Н.Н. Становление профессионально-педагогической культуры преподавателя педагогического университета : дис.. канд. пед. н. Ростов н/Д, 1999.-180 с.
  109. Москвичева, J1.H. Эстетическое развитие личности и ее творческий потенциал / J1.H. Москвичева. М.: Знание, 1985. — 64 с.
  110. , А.Г. Дальние пределы человеческой психики / А. Г. Маслоу. СПб, 1997.- 430 с.
  111. , А.Г. Психология бытия пер с англ. / А. Г. Маслоу. -М., 1997. 294 с.
  112. , A.M. Концепция творческой одаренности / A.M. Матюшкин // Вопросы психологии. 1989. -№ 6. — С. 29−33.
  113. , A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А. М. Матюшкин. -М.: Педагогика, 1972. 168с.
  114. , Н.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования / Н.В. Матяш- под ред. В. В. Рубцова. Мозырь: РМФ Белый ветер, 2000. — 286 с.
  115. , М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории / М. И. Махмутов. -М.: Педагогика, 1975. 367 с.
  116. , Н.Г. Развитие творческого потенциала педагогов в процессе проектирования личностно-ориентированной системы образования в средней школе: автореферат дис. к.пед.н. Спб, 1995 — 19 с.
  117. Методика преподавания технологии. Часть 1 /Под ред.В. Д. Симоненко. -М.:Вента-Граф, 2005 316 с.
  118. , Е.З. Интернет и наука: технологии глобализации и российская реальность / Е. З. Мирская // Интернет и российское общество / Под ред. И. Семенова- Моск. Центр Карнеги. М.: Гендальф, 2002. — С.211−234.
  119. , О.И. Формирование исследовательских умений у учащихся педучилищ: Дис. канд. пед. наук. Минск, 1993. — 173 с.
  120. , Е.П. Подготовка учителя к инновационной деятельности / Е. П. Морозов, П. И. Пидкасистый // Советская педагогика. 1991. — № 10- с 8893.
  121. B.C. Возрастная психология. Феноменология развития, детство, отрочество / B.C. Мухина. М.: Академия, 2002. — 456 с.
  122. Научно-исследовательская деятельность в классическом университете: ИВГУ-2004: материалы науч. конф., г. Иваново, 3−5 февраля 2004 г. / Отв. ред. Д. И. Полывянный и др. Иваново: Ивановский гос. ун-т, 2004. — 203 с.
  123. , Н.Н. Проектное моделирование как творческая деятельность: авто-реф. дис. .доктора, психол. наук. М., 1987. — 32 с.
  124. , А.В. Проектно-исследовательская деятельность как фактор профессионально-личностного развития педагогов дошкольных учреждений в последипломном образовании : дис. канд. пед. наук. СПб., 2003. — 224с.
  125. , О.В. Философская антропология в Германии: И. Кант, А. Шопенгауэр, J1. Фейербах, М. Шелер: учеб. пособие / О. В. Никулина. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 2000. — 83 с.
  126. A.M. Как работать над диссертацией / A.M. Новиков. М.: Изд-во ИПКиПРНО, 1996.-112 с.
  127. , А.М. Российское образование в новой эпохе / A.M. Новиков. Чебоксары, 2001. — 256 с.
  128. , Э. Происхождение и развитие сознания / Э. Нойманн. М.: Рефл-бук, 1998.-462 с.
  129. , Е.А. Интегративные процессы в развитии теории и практики подготовки преподавателя иностранных языков в ФРГ / Е. А. Носачева. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2005. — 150 с.
  130. , А. Процесс творческого мышления / А. Ньюэл, Дж.С. Шоу, Г. А. Саймон / в кн. Психология мышления. М., 1965. — С. 500−530
  131. О состоянии и развитии научно-исследовательской работы студентов высших учебных заведений: Решение коллегии № 9/1 от 10.06.2003 года Электронное издание. — http://depart.ed.gov.rn/ministry/struk/kolleg/resh/03/rk9
  132. , З.Г. Исследовательская деятельность педагогов как фактор совершенствования профессиональной компетентности / З. Г. Облицова Архангельск. -М.: Юпитер, 2004.-156 с.
  133. Общая и профессиональная педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов / Под ред. В. Д. Симоненко. М.: Вентана-Граф, 2005. — 368 с.
  134. , В.П. Образование в условиях изменяющихся культурно-технологической среды/В.П. Овечкин //Педагогика. 2005.-№ 10. -С. 18−27.
  135. , В.Ф. Научно-технический прогресс и развитие творческого потенциала работника производства / В. Ф. Овчинников. JL, Изд-во Ленинград, унта, 1974.-133 с.
  136. , С.И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. А. Шведова. -М.: Азъ, 1994.-907 с.
  137. Организация и содержание научно-исследовательской работы студентов педагогических вузов: методическое пособие / Под ред. В. И. Богословского. СПб., 1999.-87 с.
  138. , А.Б. Склонность и профессия / А. Б. Орлов.-М.: «Знание», 1981.-96с.
  139. Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. ДБ.Богословской. М.: Молодая Гвардия, 1997. — 416 с.
  140. Основы педагогики и психологии высшей школы / Под ред. А. В. Петровского. -М.: Изд-во Московского университета, 1986. 294 с.
  141. , М.Б. Технологическое образование в России в контексте мировых тенденций / М. Б. Павлова // Метод проектов в технологическом образовании школьников: материалы международного семинара. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.-С. 46−60.
  142. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2002.-608 с.
  143. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. Ростов н/д: Феникс, 2002. — 544 с.
  144. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / С. А. Смирнов. -М.: Академия, 2000. 512 с.
  145. Педагогические условия совершенствования учебного процесса в вузе: меж-вуз. сб.- сост З.ФЕсарева. Барнаул: АТУ, 1985 199 с.
  146. , В.А. Субъектность: новая парадигма в образовании / В. А. Петровский // Психологическая наука и образование. -1996. № 3. -100−105
  147. , О.В. Учебно-исследовательская и научно-исследовательская деятельность старших школьников по биологии классов /О.В. Петунин // Инновации в образовании. -2006. № 2.- С. 58−68.
  148. , Н.И. Становление творческой индивидуальности учителя в условиях обучения в вузе: автор, дис. канд. пед. наук. Спб., 1994. — 21 с.
  149. , И.П. Педагогика: Новый курс. В 2 кн. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения / И. П. Подласый. М.: Владос, 2000. — 576 с.
  150. , В.М. Критерии творческой и практической значимости исследований / В. М. Полонский // Советская педагогика. 1988. — № 11. — С. 78−86.
  151. , Я.А. Психология творчества и педагогика / Я. А. Пономарев. М., Педагогика, 1976. — 280 е.-
  152. , JI.M. Психология самодеятельного творчества студентов / JI.M. Попов. -Казань:Изд-воКГУ, 1990.- 238 с.
  153. Пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. Екатеринбург: Изд-во «Деловая книга», 1996.-344 с.
  154. Практическая психология для преподавателей / Под ред. М. К. Тутушкиной. -Санкт Петербург, 1998 — 335 с.
  155. Практические занятия по психологии: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Сост. Н. Б. Берхин С.Ф. Спичак- под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1972.-С.52.
  156. Психологическая служба в педагогическом институте / П. В. Лушин, Н.А. Го-ловань, Т. И. Папгукова и др.- под ред. П.В. Лушина- Кировоград: КГПИ, 1993. -С.41−48.
  157. Психология: Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  158. , А.А. Психология педагогической деятельности : проблемный анализ / А. А. Реан. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1994. — 81 с.
  159. , К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. -М., 1994.-479 с.
  160. , К. Клиентоценгрированная терапия. Теория личности пер с англ. -М, 1997.
  161. , В.В. О понимании / В. В. Розанов. СПб., 1994. — 539 с.
  162. , В.М. Педагогика и логика / В. М. Розин, Т. П. Щедровский и др. -М.: Касталь, 1993.-412 с.
  163. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 томах. Т 1. / В. В. Давыдов.-М.: Большая рос. энцикл., 1993 608 с.
  164. , Н.Н. Развитие творческих способностей на занятиях рисования / Н. Н. Ростовцев. -М., Просвещение, 1987. 169 с.
  165. , С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2001.-720 с.
  166. , С.Л. Принцип творческой самодеятельности. К философским основам современной педагогики / С. Л. Рубинштейн // Вопросы философии. № 4. -1989.-С. 88−95.
  167. , В.В. Проектирование образовательных систем как вид образовательной практики / В. В. Рубцов // Образование: традиция и инновации в условиях социальных перемен. М., 1997. — С. 31−47.
  168. , В. Г. Теоретические основы развития творческого потенциала учителя (в процессе освоения педагогических инноваций) / Л. В. Мещерякова, В. Г. Рындак. -М.: Педагогический вестник, 1998. 116 с.
  169. , А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании / А. И. Савенков // Школьные технологии, 2004. № 4. — С. 82−89.
  170. , Т. П. Исследовательская деятельность студентов : учеб. пособие / Т. П. Сальникова. М.: ТЦ Сфера, 2005, — 95 с.
  171. , Ю.В. Образование: обращенность в будущее / Ю. В. Сенько // Вестник высшей школы. 2006. — № 3. — С. З-10.
  172. , Н. К. Технология организации опытно-экспериментальной работы в развивающейся школе : учеб.-метод. пособие / Н. К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 2001.-78 с.
  173. , И.В. Дидактические принципы дистанционного обучения / И. В. Сергиенко // Инновации в образовании. 2006. — № 2. — С.69−77.
  174. , В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: монография / В. В. Сериков. Волгоград: Перемена, 1994. — 152 с.
  175. , В.Ф. Генезис проектной культуры и эстетика дизайнерского творчества: Автореф. дисс. доктора искусствоведения. М, 1990. — 34 с.
  176. , Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2000. — 350 с.
  177. , В.Д. Технологическая культура и образование / В. Д. Симоненко. -Брянск: БГУ, 2001.-214 с.
  178. , В.А. Педагогика/ В. А. Сластенин. М.: Академия, 2004. — 576 с.
  179. , В.А. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе : учеб. пособие для студентов пед. вузов / В. А. Ситаров, В. Г. Маралов. М. Academia, 2000. — 211 с.
  180. Г. Б. Управление качеством учебного процесса и деятельности преподавателя на основе учета удовлетворенности потребителей образовательных услуг/ Е. А. Лебедева, Г. Б. Скок // Университетское управление. 2005. — № 1(34). С. 104 108.
  181. , В.И. Психология человека. Ведение в психологию субъективности / Е. И. Исаев, В. И. Слободчиков. М.: Школа-пресс, 1995. — 484 с.
  182. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. М. Прохоров. 3-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1985. — 1600 с.
  183. , О.И. Поиск информации в Интернет на основе автоматизированных информационно-поисковых систем / И. Н. Розина, О. И. Соколова // Педагогический университетский вестник Алтая. БГПУ. — 200. -№ 2.
  184. , И.Б. Основы самостоятельной работы: учебно-метод. пособие / И. Б. Соколова. Армавир: АГПИ, 2002. -98 с.
  185. , В.Ю. Наукознание и исследовательская деятельность : учеб. пособие / В. Ю. Соловьев. Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2002. — 257с.
  186. , Б. Ф. Философия и психология творчества: научно-методическое пособие для аспирантов и молодых преподавателей / Б. Ф. Сорокин. Орел, 2000. -72 с.
  187. , Л. Г. Отношение студентов к науке и научной работе / Л. Г. Судас // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. -2005.-№ 3.-С. 72−82.
  188. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека: Вселенская месса / П. Тейяр де Шарден. -М.: Айрис-пресс, 2002. 350 с.
  189. , А. В. Организация самостоятельной работы студентов с учетом личностных факторов : дис. канд. пед. н. СПб.: 1994.-249 с.
  190. , Ю.А. О формах постижения бытия / Ю. А. Урманцев // Вопросы философии. 1993. -№ 4. — С. 89−104.
  191. , Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 490 с.
  192. Философский энциклопедический словарь / Сост. Е. Ф. Губский, Г. В. Корабле-ва и др. М.: ИНФРА-М, 1997. -574 с.
  193. Философско-психологические проблемы развития образования. / Под ред. В. В. Давыдова. -М., 1994.-127 с.
  194. , В. Доктор и душа Человек в поисках смысла / В. Франкл. СПб., 1997.-285 с.
  195. , И.Ф. Педагогическая практика: старые и новые подходы / В. П. Горленко, И. Ф. Харламов // Педагогика. 1997. -№ 4. — С. 72−78.
  196. Ю.Л. Проблема формирования технологической культуры учащихся. Педагогика. — 2006. — №.4. — С. 10−15.
  197. , Ю.Л. Проекты в школьном курсе «Технология» / О. А. Кожина, Орлов Б. И., В. Д. Симоненко // Школа и производство. 1994. — № 4. — С. 84−89.
  198. , Т.Ю. Мотивация и потребности молодежи в области научно-исследовательской деятельности Электронный ресурс. / Т. Ю. Цибизова // Электронный журнал «Инженерное образование». 2006. — № 3 (март). -http://www.techno.edu.ru: 1600 l/db/msg/28 419.html
  199. Шендрик, И. Г. Образовательное пространство субъекта и его проектирование / И. Г. Шендрик. Москва.: АПКи ПРО, 2003. — 156с.
  200. , П.Г. Очерки по философии образования / П. Г. Щедровицкий. -М.: Эксперимент, 1993. 154 с.
  201. Шиянов, Е. Н, Гуманизация образования и профессиональной подготовки учителя/ Е. Н. Шиянов. -М.: Ставрополь, 1991. 179 с.
  202. , О.В. Культура мультимедиа: учеб. Пособие / О. В. Шлыкова. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. — 416 с.
  203. , Н.Б. Философия как книга объективного знания / Н. Б. Шулевский. М.: ТЭИС, 2000. — 302 с.
  204. , А.Т. Проблемы теории творчества / А. Т. Шумилин. М. Высш. шк., 1989.-141 с.
  205. , К. Цель творчества / К. Эберг. -М., 1913. 164 с.
  206. , В. Движущие силы научного творчества / В. Энгельгардт // Наука и жизнь. 1965. — № 3. — С. 47−53
  207. , Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. М., 1996. — 340 с.
  208. , И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. М., 1996. — 95 с.
  209. , Е.Л. Психология развития творческого потенциала школьников: дис. док. психол. наук. М., 1997. — 368 с.
  210. , Н.М. Теория и практика педагогического творчества: учеб. пособие к спецкурсу / Н. М. Яковлева. Челябинск: ЧГПИ, 1987. — 67 с.
  211. , В.А. Психология управления учебно-познавательной деятельностью студентов: учеб. пособие / В. А. Якунин. Л.: ЛГУ, 1986. — 43 с.
  212. , Т.А. Научно-исследовательская деятельность вуза: история, современное состояние, перспективы / Т. А. Яркова, З. И. Колычева, С. В. Слинкин. Тобольск: ТГПИ им. Д. И. Менделеева, 2005. — 218с.
  213. И.Э. Развитие профессионально-смыслового потенциала личности будущего учителя // Педагогика. 2006 .-№ 2. — С.43−51.
Заполнить форму текущей работой