Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование экологической культуры младших школьников средствами абазинской народной педагогики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Средства обучения и воспитания определяются как материальный или идеальный объект, который помещён между учителем и учащимся и использован для усвоения знаний, формирования опыта познавательной и практической деятельности. Средства обучения оказывают существенное влияние на формирование культуры учащихся, в том числе экологической. И по месту, и по выполняемым функциям средства часто справедливо… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    • 1. 1. Сущность и понятие экологической культуры в истории и теории педагогики
    • 1. 2. Роль и место экологического воспитания в процессе формирования экологической культуры младших школьников
    • 1. 3. Педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
  • ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ АБАЗИНСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ
    • 2. 1. Средства абазинской народной педагогики в формировании экологической культуры младших школьников
    • 2. 2. Технологии стимулирования развития экологической культуры у младших школьников в современном образовании
    • 2. 3. Уровни экологической культуры младших школьников и итоговые результаты опытно-экспериментальной работы
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2

Формирование экологической культуры младших школьников средствами абазинской народной педагогики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена многими факторами. Важной глобальной проблемой современного мира является рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей природной среды. Ее решение требует развития фундаментальных экологических знаний.

Научно-технический прогресс настоящего времени усиливает зависимость человека от природы. Стремясь покорить природу, человечество оказалось на грани экологической катастрофы: озоновая дыра, парниковый эффект, загрязнение Мирового океана грозят гибелью человечеству. Именно поэтому экологические проблемы человечества рассматриваются в дошкольных учреждениях, школах, высших учебных заведениях. В младшем школьном возрасте процесс экологического воспитания играет особо важную роль в формировании личности. При этом необходимо учитывать экологическую обстановку региона, в котором проживают дети, своеобразие природной среды, в изучении которой важную роль играет использование педагогического наследия прошлого.

В связи с вышеизложенным актуальным становится развитие экологического мышления, формирование экологической культуры подрастающего поколения. Экологическое образование и воспитание призваны развивать чувство ответственности и долга человека по отношению ко всему окружающему миру, поскольку сохранение среды обитания и здоровья человека является одной из самых значимых категорий в системе ценностей общества.

Проблема актуальна и с этнорегиональных позиций. Учет исторического культурного наследия разных этносов способствует активизации и развитию процесса экологического воспитания школьников на более эффективном уровне. Становление будущего гражданина не может осуществляться без учета роли человека в изменении экологической естественной среды, в связи с чем экологическое воспитание справедливо рассматривается как неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса в современной школе.

Классики педагогики Я. А. Коменский, A.C. Макаренко, И.Г. Пестолоц-ци, В. А. Сухомлинский, JI.H. Толстой, К. Д. Ушинский высоко оценивали роль природы в формировании гармонично развитой личности. Вопросам экологической культуры посвятили свои работы такие ученые, как Б. Т. Лихачев, Е. С. Пекер, Ф. Н. Рейнерс, В. А. Сластенин, Дж. Брунер. Со второй половины двадцатого века, в связи с обострением экологической кризисной ситуации, начинается интенсивное исследование проблем экологического воспитания и образования представителями разных наук. Этими вопросами занимались В. И. Вернадский, JI.H. Гумилев, H.H. Моисеев, A.B. Сахно.

Идеи природосообразности рассматривались и в работах Ш. А. Амона-швили, В. А. Сухомлинского, С. Т. Шацкого.

Вопросам взаимоотношения общества и природы уделяли внимание А. И. Герцен, Д. Дидро, А. И. Воронцов, H.H. Моисеев, А. И. Суббето, Н. М. Чернова.

Несмотря на достижения в решении проблем экологического образования и воспитания, пока еще недостаточно разработаны средства, методы и направления экологического взаимодействия на региональном уровне. Опыт народной педагогики, особенности уклада жизни кавказских народов, который не всегда учитывался в учебно-воспитательном процессе школы, детерминировавший многие общественные процессы, базировался на естественных природных началах. Традиционная педагогическая культура народов Северного Кавказа веками накапливала опыт воспитания подрастающих поколений, который основывался на реальной жизни. В свою очередь, вся жизнь наших предков была тесно связана с окружающей природой, что предопределило влияние последней на развитие общества вообще и воспитательные процессы в частности. В формировании этнопсихологических и социально-культурных особенностей человеческих сообществ к числу первостепенных относят при-родно-географические детерминанты.

Анализ научной литературы и источников по проблеме формирования экологически воспитанной личности позволили выявить следующие противоречия:

— между ориентацией общества на развитие техносферы, необходимой для удовлетворения его материальных потребностей, и современным гуманистическим отношением человека к окружающей природной среде;

— между необходимостью формирования экологической культуры различными средствами и недостаточным использованием педагогического потенциала народной педагогики;

— между признанием необходимости формирования экологической культуры у младших школьников и недостаточной разработанностью условий и технологий, способствующих развитию данного процесса в условиях начального образования;

— между традиционным антропоцентрическим содержанием экологического образования и требованиями современного, основанного на экоцентри-ческих позициях, подхода.

Указанные противоречия позволили сформулировать проблему исследования как разработку условий и технологий стимулирования формирования экологической культуры школьников, особенностью которой является опора на традиционные экологические ценности народов Кавказа.

Решение данной проблемы является целью нашего исследования.

Объект исследования — экологическое воспитание младших школьников в учебно-воспитательной работе общеобразовательной школы.

Предмет исследования — формирование экологической культуры младших школьников средствами абазинской народной педагогики.

Гипотеза исследования — формирование экологической культуры младших школьников будет успешным, если:

— выявлены и учтены содержание, структура, принципы, особенности сформированности экологической культуры младших школьникову.

— определены условия и стимулы формирования у них экологической культуры;

— процесс формирования экологичической культуры осуществляется в контексте формирования общей культуры и на основе уровней сформированности экокультуры;

— разработаны технологии совместной деятельности семьи и общеобразовательной школы, направленные на использование народного опыта в процессе формирования экологической культуры младших школьников.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой в исследовании были поставлены следующие задачи:

1. Определить содержание, структуру, принципы, особенности формирования экологической культуры младших школьников.

2. Провести диагностику экологической культуры и определить уровни ее сформированности у младших школьников.

3. Выявить педагогические условия и стимулы формирования экологической культуры у младших школьников на основе этнокультурных ценностей.

4. Разработать технологии, способствующие формированию экологической культуры у младших школьников, проверить их воспитательные возможности.

Методологическую основу исследования составили культурологический подход, философские и историко-педагогические концепции обусловленности процессов экологического воспитания и развития личности, положения системного подхода к изучению экологического воспитания младших школьников средствами народной педагогикисовременные идеи и концепции личностно-ориентированной направленности и личностно-деятельностного содержания образовательного процессаобщенаучные принципы всеобщей связи и развития, объективности, системности, научностиидеи педагогической интеграции, стимулирования и гуманизации образования и экологического воспитания.

Теоретической основой исследования явились: учение об универсальной природе человека как воплощение единства его биологической природы и социальной сущности (В.И. Вернадский, JI.H. Гумилев, Ф. Н. Реймерс, А. И. Суббето, П. Тейяр де Шарден, Р. Штайнер, A.B. Яблоков) — положения о единстве природосообразности и культуросообразности воспитания (A.A. Вербицкий, Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, А. Дистервег, И.Г. Песталоцци) — идеи этнопедагогизации и этноэкологизации воспитательной среды, получившие отражение в трудах (И.А. Арабова, М. С. Багова, Х.Х.-М. Батчаева, Г. Н. Волкова, В. А. Данилова, К. Б. Семенова, А. Р. Текеевой, В. К. Шаповалова и др.).

Особую значимость для нашего исследования имели теоретические идеи и положения в психолого-педагогических исследованиях Л. И. Божович, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, В. Г. Пряниковой, З. И. Равкина, С. Л. Рубинштейна, где доказывается, что только человек, который осознал себя частью Вселенной, психологически готов к экологически целесообразной антропогенной гуманистической деятельности.

Методы исследования: теоретический анализ философской, историографической, психолого-педагогической литературы по теме исследованиянаблюдение за учебным процессом, творческой деятельностью учащихся и педагоговбеседы, анкетированиеконстатирующий и формирующий экспериментстатистическая обработка результатов исследованияранжирование.

Организация и база исследования. Исследование проводилось в несколько этапов в школах Карачаево-Черкесии, а именно в СОШ № 1, № 2 а. Псыж, СОШ а. Кубина, СОШ а. Красный Восток.

На первом этапе (2005;2006 гг.) проводилось изучение и анализ состояния разработанности проблемы, формулировались теоретические основы и концептуальная база исследования, разрабатывались рабочая гипотеза, программа экспериментальной работы и констатирующий эксперимент.

На втором этапе (2006;2007) осуществлялись сбор фактического материала, разработка и проведение формирующего эксперимента, поиск эффективных направлений педагогической деятельности, проверка гипотезы исследования, проведение контрольного этапа эксперимента.

На третьем этапе (2008;2009) уточнялись отдельные теоретические положения исследования, проводился анализ опытно-экспериментальной работы, разрабатывались практические рекомендации, оформлялась рукопись диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— предложено авторское понятие экологической культуры младшего школьника как интегративного качества личности, отражающего совокупность экологических знаний и нравственно-экологических поступков в процессе взаимодействия младших школьников со средой обитания, сформиро-ванность понятия ценности природы, чувства бережного отношения к ней и экологической деятельностной активности на основе общей культуры и средств абазинской народной педагогики;

— разработаны принципы и методы формирования экологической культуры, ее компоненты и структура;

— определены педагогические условия (воспитывающий характер учебного процесса в начальной школе, участие семьи в экологическом воспитании детей, организация экологической направленной среды) и стимулы (познавательный интерес к изучению и освоению абазинских традиций, народного творчества, умение посредством его видеть прекрасное в природе, воздействие на чувства школьника фольклора и природы, пример взрослых, успех в работе по охране природы), формирование у учащихся младших классов единого «образа мира» и экологической культуры на основе абазинской народной педагогики;

— разработаны педагогические технологии формирования экологической культуры младших школьников.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем:

— уточнены представления о сущности экологической культуры экологического воспитания младших школьников;

— дополнена теория воспитания экологической культуры младших школьников в многонациональном регионе;

— определены педагогические условия развития экологической культуры (с социальных, этнокультурных, психологических позиций): воспитывающий характер учебного процессанационально-региональная направленность образовательного процесса, стимулирующая формирование экологической культуры младших школьников, включенность в него семейного воспитанияорганизация экологически значимой педагогической среды в семье и школеучет анатомо-физиологических и психологических особенностей младших школьников;

— выработаны подходы, определены принципы и методы работы с родителями учащихся младших классов, способствующие повышению экологической культуры учащихся на основе абазинской народной педагогики;

— установлены критерии и показатели для определения уровня экологической культуры младшего школьника.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

— установлены критерии (мотивационно-эмоциональный, когнитивный, поведенческий) и уровни экологической культуры, которые могут быть использованы в работе с учащимися младших классов в школе и семье;

— определены педагогические стимулы и условия формирования экологической культуры младших школьников посредством народной педагогики, обоснованные в исследовании, могут использоваться для совершенствования образовательного процесса в школе и воспитания в семье;

— выявлены возможности внедрения материалов исследования в учебно-воспитательный процесс начальной школы, вузов, институтов повышения квалификации. Они могут быть учтены студентами университетов и педагогических учебных заведений при выполнении ими рефератов, дипломных проектов.

Обоснованность и достоверность научных результатов обеспечивается четкостью исходных методологических позиций, использованием методов исследования, адекватных его цели и задачам, апробацией результатов и внедрением их в практику учебно-воспитательной работы ряда начальных школ, сочетанием количественного и качественного анализа.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Экологическая культура младших школьников есть интегративное качество личности, отражающее совокупность экологических знаний и нравственно-экологических поступков в процессе взаимодействия младших школьников со средой обитания, сформированность понятия ценности природы, чувства бережного отношения к ней и экологической деятельностной активности на основе общей культуры и этнорегионального материала. Компонентами экологической культуры являются интеллектуальные, деятельностно-волевые, мотиваци-онно-эмоциональные аспекты жизнедеятельности младшего школьника.

2. Условиями успешного формирования экологической культуры у младших школьников являются: воспитывающий характер учебного процесса в начальной школе, его национально-региональная направленность, взаимосвязь школьного и семейного воспитания, организация экологически ориентированной педагогической среды в семье и школе, учет анатомо-психологических и анатомо-физиологических особенностей младших школьников.

3. Формирование экологической культуры предполагает осуществление и учет влияния, которое этнорегиональные средства оказывают на ускоренное развитие экологического сознания, чувств и поведения.

Средства, оказывающие наибольшее стимулирующее влияние на успешность формирования экологической культуры младших школьников, можно условно объединить в четыре группы:

— познавательные — понимание ценности природы, сущностность осваиваемых природоведческих и экологических знаний, их новизна, творчество в ее освоении и сбережении;

— этноорнентированные — формирование у младших школьников единого образа мира, использование в учебно-воспитательной деятельности учащихся фольклора и обычаев, опора на традиции абазинского народа, краеведческая работа, экскурсии на природу;

— моральные — использование интереса и любви к природе со стороны окружающих, положительного примера взрослых гуманно-ориентированных ситуаций по отношению к природе;

— практикоориентнрованные — экологический подход в преподавании учебных предметов, индивидуальные задания экологического характера, совместный характер экологической деятельности школы и семьи, востребованность ее результатов, успех в работе по бережному отношению к природе.

4. Технология формирования экологической культуры на основе абазинской народной педагогики включает в себя следующее: разработку и использование в работе с учащимися гуманно-ориентированных ситуаций, формирование понятия ценности природы средствами абазинской народной педагогики, опору на эмоциональный отклик самого школьника, проявляющего готовность усвоить и руководствоваться в поступках экологическими нормами жизнедеятельности, создание атмосферы эмоционального сотрудничества детей и взрослых, направленного на включение учащихся в экологическую деятельность.

Апробация и внедрение результатов исследования в практику. Ход и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и педтехнологий Карачаево-Черкесского государственного университета. Основные аспекты содержания диссертации излагались на ежегодных научных конференциях преподавателей и аспирантов Карачаево-Черкесского госуниверситета «Алиевские чтения» (2007;2009 гт.), Ш международной научно-практической конференции «Абхазия на пути к независимости: экономика, наука, политическая и правовая системы» (Москва, 2007), публиковались в научных журналах «Научные проблемы гуманитарных исследований» (Пятигорск), «Вестник Карачаево-Черкесского госуниверситета» (Карачаевск), «Вестник Пятигорского государственного университета» (Пятигорск), «Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена».

Результаты исследования внедрялись в учебно-воспитательный процесс школ республики.

Структура и объем диссертации

: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 183 источника.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2.

1. Таким образом, материал главы посвящен содержанию и технологиям, которые оказывали стимулирующее влияние на развитие экокультуры младших школьников.

Средства обучения и воспитания определяются как материальный или идеальный объект, который помещён между учителем и учащимся и использован для усвоения знаний, формирования опыта познавательной и практической деятельности. Средства обучения оказывают существенное влияние на формирование культуры учащихся, в том числе экологической. И по месту, и по выполняемым функциям средства часто справедливо называют стимулами воспитания и обучения. Средства обучения подразделяют на материальные и идеальные. Фольклор, традиции, обычаи мы относим к идеальным средствам, поскольку идеальные средства современного обучения — это «те усвоенные раннее знания и умения, которые используются для усвоения новых знаний» .

2. Народная традиция (традиция — от лат. — traditio — передача) — это элементы социального и культурного наследия, которые передаются от одного поколения к другому, они унаследованы от предшествующих поколений. В качестве традиций выступают определённые общественные установки, нормы и правила поведения, ценности, идеи, взгляды, обряды, обычаи и т. д.

3. Мы рассматриваем фольклор как совокупность обычаев, обрядов, песен и других явления народного быта.

Для этносов фольклор многие века служил средством передачи разносторонних знаний, в которых находили отражение идеи экологического воспитания подрастающего поколения, требования к экологическому поведению.

Фольклор или традиция адекватны накопленному опыту. Это те средства воспитания, которые: а) понятны воспитанникамб) возбуждают интерес, активизируют мотивационную сферув) имеют практикоориентированную направленность в жизни школьниковг) могут быть использованы во множестве экологических жизненных ситуацийд) дают положительный результат, признаваемый коллективом, родителями, друзьями.

Тем самым перечисленные средства выступают в качестве стимулов воспитания.

4. Нами определены особенности экологического воспитания:

— ученик как субъект должен воздействовать в процессе экологического воспитания на природу, самого себя, сверстников, родителей. В этом феномен экологического воспитания;

— воспитывающее экологическое обучение требует обращения в любом учебном предмете к анализу разнообразных экологических проблем;

— в содержание учебного предмета необходимо введение междисциплинарных понятий, особенно касающихся состояния окружающей среды.

В составе средств педагогического стимулирования экологической культуры младшего школьника мы использовали разные стимулы:

— стимулы познавательного интереса к абазинской традициитворчества;

— стимулы примера взрослых;

— стимулы интеграции воздействия фольклора и природы;

— гуманитарно-ориентированные ситуации;

— стимулы успеха в работе по охране природы;

— стимулы формирования у учащихся единого «образа мира» ;

— стимулы использования прекрасного в природе на основе приобщения к ней с помощью устного народного творчества;

— стимулы освоения народных традиций.

5. При этом под технологией педагогической поддержки семьи мы понимали специальную алгоритмизацию педагогического взаимодействия учителя с членами той или иной семьи, гарантирующую достижение поставленных целей с помощью средств народной педагогики. Технология формирования экологической культуры в семье включала несколько шагов:

— опора на эмоциональный отклик со стороны самого ребенка такой ситуации, когда включаются фольклор, особенно сказка, когда ребенок считает, что он сам хочет освоить экологические нормы, потому что для него это важно и интересно;

— эмоциональный отклик, когда правило, обеспечивает эмоциональное настроение всей семьи, благодаря чему объединяются совместные коллективные экологические усилия всех членов семьи;

— педагог совместно с взрослыми членами семьи помогает создать атмосферу мотивационного эмоционального напряжения, ведущего к успеху;

— для сближения экологических мотивов и целей значимым окажется радостный, мажорный стиль жизнедеятельности семьи;

— педагог включает родителей в жизнь класса (например, просит оказать поддержку в проведении какого-то связанного с фольклором экологического дела для детей);

— педагог и семья совместными усилиями заботятся о создании атмосферы доброжелательного отношения к природе.

6 Абазины всегда высоко ценили в человеке ум, его мудрость, знания и ставили их на первое место в воспитании. Благодаря уму человек и отличается от животного, говорили наши предки. В сказках о животных люди приписывали животным те качества, которыми обладали сами. В абазинском устном народном творчестве наличествует не одно произведение, в котором воспитателями детей являются животные. Герои этих сказок и умны и глупы, и богаты и бедны, имеют определенную черту в характере, свойственному человеку.

Ум, по мнению народа, есть способность к познанию объективной действительности. Она у разных людей своя, так как зависит от различных факторов, в том числе и от познавательной деятельности самого человека, от богатства его знаний.

Народное воспитание приобщало детей к устному народному творчеству, музыке, хореографии, декоративно-прикладному искусству и т. д., что способствовало нравственному, умственному, физическому и эстетическому совершенствованию человека.

7. Природа в понимании абазин, олицетворяла гармонию, красоту, вечное обновление. Тем самым она способствовала развитию эстетических вкусов, способности воспринимать, чувствовать и переживать эстетическое воздействие. Абазины не пытались подчинить себе природу. Они жили в ладу с ней, любили свои горы, отчего у них брала свое начало любовь к Родине. Свой патриотизм абазинский народ передавал подрастающему поколению. Дети постепенно приходили к пониманию того, что добро в отношении к природе заключается в сохранении и приумножении ее богатства, красоты, а зло состоит в нанесении ей вреда.

8. Принцип экологизации краеведо-туристской деятельности поможет детям прийти к пониманию того, что наше здоровье зависит от того насколько чиста наша природа, на сколько ей нужна наша помощь, а потому надо и оберегать эстетические, экологические и санитарно-гигиенические правила окружающей средыи не забыть, заботиться о духовном и физическом здоровье человека, его нормальной жизнедеятельности.

9. Стимулы и мотивы возникают тогда, когда: а) у детей есть удовлетворения от проделанной работыб) дети видят перед собой цельв) дети видят перед собой определенные средстваг) у детей есть уверенность в успехе.

10. Особо мы выделили бы стимулы, определяющие установку на готовность принимать участие в практической деятельности по защите и приумножению богатств кавказской природы. Наконец, своё отражение в личности учащихся находят и эмоциональные стимулы, ориентирующие на положительную мотивацию и любовь к природе.

11. В современных исследованиях культуры, ценностных ориентаций, среди критериев называются три компонента: интеллектуально-познавательный, эмоционально-ценностный, деятельностно-практический, между которыми наблюдается тесная диалектическая связь.

При этом под уровнем экологической культуры, как следует из структуры избранных нами критериев, мы понимали наличие представлений и понятий о ценностях природы, региона, интерес к экологическим ценностям, умение видеть привлекательность деятельности по защите природы, любовь к естественно-научным дисциплинам, в которых наиболее ярко представлены основы экологической культуры, а также активно-деятельностную природу личности младшего школьника, его активность в природоохранительной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В заключении нашего исследования мы пришли к выводам о том, что экологическая культура — интегративное качество личности, отражающее систему экологических знаний, ценностных ориентаций на природу, нравственно-эстетические чувства и экологическую деятельностную активность, являющееся составной частью общей культуры человека. Для ее формирования требуется единый экологизаторский подход в преподавании всех учебных предметов, в том числе и гуманитарных, а также в процессе внеклассной работы, в семейном воспитании и т. д.

Понятие экологической культуры, как показало наше исследование, соединяет в себе: знание основных законов природыпонимание необходимости считаться с этими законами и руководствоваться ими во всякого рода индивидуальной и коллективной деятельностистремление к оптимальности в процессе личного и производственного природопользованиявыработку чувства ответственного отношения к природе, окружающей человека среде, здоровью людей. Таким образом, экологическая культура охватывает интеллектуальные, эстетические и этические, деятельностно-волевые аспекты человеческой жизни, практику бытовой и профессиональной деятельности.

Носитель экологической культуры — это человек, личность, которая в процессе взаимодействия с окружающей природой вступает в сферу экологических отношений. Экологическую культуру, по нашему мнению, следует рассматривать как сложную самоорганизующуюся открытую систему, репродуцирующую и транслирующую новым поколениям экологические, духовные, нравственные, эмоциональные ценности, образцы экологической деятельности. Экологическая культура — это часть общечеловеческой культуры, интегрирующая сферу экологического воздействия.

Целью экологического воспитания мы считаем формирование экологической культуры школьников, особенностью которой является опора на традиционные экологические ценности народов Кавказа.

Задачами экологического воспитания, по нашему убеждению, являются:

1. Формирование комплекса экологических, имеющих общечеловеческую и этнорациональную ценность, знаний, умений и навыков.

2. Формирование эмоционально-волевой практической готовности к взаимодействию с окружающей природой, ответственности за ее существование.

3. Трансляция новым поколениям этнорегиональных экологических ценностей, образцов экологической деятельности.

4. Формирование любви к природе.

Под педагогическими условиями успешности экологического воспитания экологической культуры мы понимаем такие процессы, явления, действия, включение которых в педагогический процесс влечёт за собой интенсивное становление, способствует развитию экологической культуры, обогащает его. Каждое условие, таким образом, в определённом отношении является причиной, оказывающей положительное воздействие на развитие экологической культуры.

Воспитывающая направленность учебного процесса предполагает реализацию принципа воспитывающего обучения.

В принципе воспитывающего обучения мы выделяем три положения: формирование научного мировоззрения, в начальных классах как элементов правильного понимания миравоспитание моральных качеств личности и волевых черт характераформирование чувств и эмоций, связанных с учебным процессом.

Стимулирующая направленность образовательного процесса (не только в семье, но и в школе) есть то влияние, которое стимулы оказывают на ускоренное развитие экологического сознания, чувств и поведения младших школьников.

Введение

новых стимулов целостного педагогического процесса в школе и семье, как показано в нашем исследовании, позволит и преподавателям любой учебной дисциплины, семье и воспитателю, и социальному педагогу эффективнее помогать становлению школьников, что, в свою очередь, повысит дальнейшие возможности педагогов, ибо в условиях современной модернизации образования многое будет зависеть от активности учителей и от того, насколько под влиянием педагога каждый ученик сумеет раскрыть свой внутренний потенциал, свои качества.

Одним из условий стимулирования экологической деятельности, как мы считаем, является необходимость использования педагогической среды в формировании экологической культуры младшего школьника.

Образовательная среда — это все, среди чего в окружающем мире находится и развивается ученик, воспитанник: природа, городской или сельский ландшафт, материальные и духовные условия жизни, предметы быта и ценности культуры, события семейной и общественной жизни, обучение и воспитание в школе, воздействие семьи и др.

Большое значение здесь, как показало наше исследование, имеют средства деятельности. Средства обучения и воспитания определяются как материальный или идеальный объект, который помещён между учителем и учащимся и использован для усвоения знаний, формирования опыта познавательной и практической деятельности. Средства обучения оказывают существенное влияние на формирование культуры учащихся, в том числе экологической культуры. И по месту, и по выполняемым функциям средства часто справедливо называют стимулами воспитания и обучения. Средства обучения подразделяют на материальные и идеальные. Фольклор, традиции, обычаи мы относим к идеальным средствам, поскольку идеальные средства современного обучения — это «те усвоенные раннее знания и умения, которые используются для усвоения новых знаний». Фольклор, традиции есть отражение народности.

Народность в педагогической трактовке К. Д. Ушинского раскрывается как принцип обновления и изменения всей системы образования на основе использования органических связей народа с педагогикой, с воспитанием и обучением.

В фольклоре передается народная традиция. Народная традиция (традиция — от лат. — traditio — передача) — это элементы социального и культурного наследия, которые передаются от одного поколения к другому, они унаследованы от предшествующих поколений. В качестве традиций выступают определённые общественные установки, нормы и правила поведения, ценности, идеи, взгляды, обряды, обычаи и т. д.

Абазины с древних времен, как показало наше исследование, высоко ценили в человеке ум, мудрость, знания и ставили их на первое место в воспитании. Ум является, по мнению народа, одним из основных качеств, отличающих человека от животного. В сказках о животных люди приписывали те качества животным, которыми сами же и обладали. В абазинском экологическом устном народном творчестве нами выявлено множество произведений, в которых воспитателями детей являются животные. Герои этих сказок отличаются способностью более точно познать предметы и явления объективного мира и, на этой основе, находить способы решения вставших перед ними проблемам. Ум, по мнению народа, понимается как способность к познанию природы объективной действительности. Данная способность, по нашему мнению, у разных людей иная, она зависит от различных факторов, в том числе и от познавательной деятельности самого человека, от богатства его знаний.

В ходе нашего исследования мы пришли к убеждению, что народное воспитание абазин приобщало детей к устному народному творчеству, музыке, хореографии, декоративно-прикладном искусству и т. д., что способствовало нравственному, умственному, физическому и эстетическому совершенствованию человека.

Природа в понимании абазин олицетворяла гармонию, красоту, вечное обновление. Тем самым она развивала эстетические вкусы, способность воспринимать, чувствовать и переживать эстетическое воздействие. Анализ устного народного творчества абазин показал, что они не пытались подчинить себе природу, но жили в ладу с ней, любили ее, под влиянием этого у них формировался патриотизм, который у абазинского народа передавался подрастающему поколению. Дети постепенно приходили к пониманию того, что добро в отношении к природе заключается в сохранении и приумножении ее богатства, красоты, а зло состоит в нанесении ей вреда.

Фольклор и традиция адекватны накопленному опыту. Это как раз те средства воспитания, которые: а) понятны воспитанникамб) возбуждают интерес, активизирует мотивационную сферув) имеют практикоориентированную направленность в жизни школьниковг) могут быть использованы во множестве жизненных ситуацийд) дают положительный результат, признаваемый коллективом, родителями, друзьями.

Тем самым перечисленные средства выступают в качестве стимулов воспитания.

При этом под уровнем экологической культуры, как следует из структуры избранных нами критериев, мы понимали наличие представлений и понятий о ценностях природы, региона, интерес к экологическим ценностям, умение видеть привлекательность деятельности по защите природы, любовь к естественно-научным дисциплинам, в которых наиболее ярко представлены основы экологической культуры, а также активно-деятельностную природу личности младшего школьника, его активность в природоохранительной деятельности. В исследовании выделены высокий, средний и низкий уровни экологической культуры младших школьников в зависимости от когнитивного, поведенческого и мотивационно-эмоционального критерия.

Анализ результатов проведенного исследования позволил сформулировать следующие выводы:

1. Экологическая культура учащихся младших классов выступает подсистемой общей культуры личности и определяет характер и качественный уровень отношений между личностью и социоприродной средой, природо и человекосберегающей деятельностью. Процесс экологического воспитания включает и реализует различные средства и стимулы, в том числе фольклор, с помощью которых и формируется экологическая культура.

2. Особенностями формирования экокультуры в работе с младшими школьниками является нацеленность любого учебного предмета на проблемы экологии, опора в этой деятельности на ученика как субъекта культуры, способного воздействовать на природу, самого себя, сверстников, родителей, введение междисциплинарных понятий, касающихся состояния окружающей среды.

3. Фольклор и традиция — это те средства и стимулы воспитания, которые, как показано в нашем исследовании, понятны воспитанникам, активизируют мотивационную сферу, пробуждают интерес к экологической деятельности. Использованные в естественной жизненной ситуации они дают положительный результат. Поэтому критериями эффективности формирования экологической культуры с помощью фольклора являются овладение важнейшими экологическими понятиями, идеямиизменение отношения к окружающей среде как высокоценностному явлениюизменение отношения к окружающей среде как высокоценностному явлениюактивное участие в экологически-значимой социальной деятельности.

По результатам исследования были разработаны методические рекомендации учителям начальных школ, студентам факультетов педагогики и методики начального образования:

— вырабатывать у школьников навыки экокультуры, деятельности, направленной на охрану сбережение окружающей среды;

— шире вводить в учебно-воспитательный процесс в школе и семье произведения устного народного творчества, традиции, стремясь любое из них превращать не только в стимулы по освоению народных традиций, но и в стимулы использования прекрасного в природе, стимулы успеха в работе по охране природы, стимулы любви, интереса, творческого отношения к природе;

— в совместной работе школы и семьи использовать технологии нацеленности на эмоциональный отклик детей, создания атмосферы доброжелательного отношения к экологическим нормам и поведению, к экологически сообразной жизнедеятельности.

Представленное исследование не претендует на исчерпывающи решение проблемы. В дальнейшем большой интерес могут представлять поиски в использовании межпредметных связей (музыки, физического воспитания, литературы), в формировании экологической культуры на основе средств народной педагогики, разработка технологий использования устного народного творчества в работе с учащимися различных возрастных групп.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абазины. Историко-этнографический очерк Текст. Черкесск: Ставропольское книжное изд-во, 1989. — 378с.
  2. , В.И. Нартовский эпос Текст. / В. И. Абаев // Известия СОНИИ. -Т. 10. Вып. 1. — Дзауджикау, 1945. — 136с.
  3. , М.М. Стимулирование познавательной деятельности учащихся на основе регионально-топонимистического материала Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / A.A. Аджиева. Карачаевск, 2000. — 22с.
  4. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII -XIXbb. Текст. Нальчик, 1974. — 342с.
  5. , М.Ю. Мир и воспитание эстетической культуры в народной педагогике Карачая Текст. / М. Ю. Айбазова. Пятигорск, 1999. — 200с.
  6. Актуальные проблемы развития экологического туризма в Карачаево-Черкесской республике Текст.: материалы межрегиональной научно практ. конф. — Карачаевск: КЧГУ, 2008. — 203с.
  7. , P.M. Устное народное творчество как источник формирования личности ребенка в семье Текст.: дис.. канд. пед. наук / P.M. Алиева. Карачаевск, 2003. — 166с.
  8. , Б.Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев. Л.: ЛГУ, 1968. — 339с.
  9. , П.К. Теория отражения и современная наука о мозге Текст. / П. К. Анохин. М.: Наука, 1970. — 242с.
  10. Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в. Текст.- сост. П. А. Лебедев. — М., 1990. — 355с.
  11. , A.A. Абхазский фольклор и действительность Текст. / A.A. Аншба. Тбилиси, 1982. — 246с.
  12. , И.А. Этнопедагогика (культорологический аспект) Текст. / И. А. Арабов, Г. Ю. Нагорная. Карачаевск: КЧГПУ, 1999. — 215с.
  13. , Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе Текст. / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1985. — 208с.
  14. , Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса Текст. /Ю.К. Бабанский. -М.: Просвещение, 1982. 182с.
  15. , Л.Д. Беседы со школьниками Текст. / Л. Д. Бобылева // Биология в школе. 2004. — № 5. — 64с.
  16. , Б.Ц. Психология в работе учителя Текст. / Б. Ц. Бадмаев. М., 2004. — 234с.
  17. , В.К. Стандарты в непрерывном образовании. Современное состояние Текст. / В. К. Байденко. М., 1998. — 248с.
  18. , С.П. Педагогика Текст. / С. П. Баранов, В. А. Сластенин. М., 1986.-336с.
  19. , Г. С. Деятельная сущность человека как философский принцип Текст. / Человек в социалистическом и буржуазном обществе. Симпозиум. Доклады и сообщения / Г. С. Батищев. М., 1966. — 254с.
  20. , Х.Х. М. Нравственное воспитание в карачаевской народной педагогике Текст. / Х.Х. — М. Батчаева. — Казань: изд-во Казанского университет, 2001. -304с.
  21. , М.Х. Нравственное воспитание через возрождение национальных традиций Текст. / Х. М. Бежанов, JI.K. Шебзухова. Черкесск: Изд-во КЧ РИПКРО, 2000. — 60с.
  22. , JI.H. Этнопедагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений Текст. / JI.H. Бережнова. М.: Академия, 2007. — 240с.
  23. , О.И. Эмоциональное воспитание/Педагогика. Лекции для студентов Текст.- сост. В. В. Макаев. Пятигорск, 1992. — 200с.
  24. , В.М. Влияние коллектива на личность Текст. / В. М. Бехтерев, В. Ланге // Педология и воспитание. М., 1928. — С.65−70.
  25. Бим-Бад, Б. М. Идеи «педагогической антропологии» в России Текст. / Б.М. Бим-Бад // Педагогика. 1993. — № 1. — С.100−106.
  26. Биологический энциклопедический словарь Текст. // Окружающая среда. М.: Мысль, 1990. — 354с.
  27. , Н.Ш. Семейная этнопедагогика и современная национальная школа Текст. / Н. Ш. Блягоз: тезисы докладов межвуз. научной конф. 18−22 сентября. г. Карачаевск. Карачаевск: КЧГПУ, 1996. — 236с.
  28. , Л.Д. Беседы со школьниками Текст. / Л. Д. Бобылева И Биология в школе. 2004. — № 5. — С.42−48.
  29. , Г. В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников Текст. / Г. В. Буковская. М.: ВЛАДОС, 2002. — 192с.
  30. , Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования Текст. / Е. В. Бондаревская // Инновационная школа. 1997. — № 1. — С.37−45.
  31. , В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребностей самообразования Текст. / В. Б. Бондаревская. М.: Просвещение, 1985. — 144с.
  32. , Е.В. Педагогические условия воспитания толерантности у младших школьников: дис.. канд. пед. наук Текст. / Е. В. Брянцева. Карачаевск, 2005. — 200с.
  33. , В.П. Изб. пед. соч. Текст. / В. П. Вахтеров. М.: Педагогика. -1987. — 350с.
  34. , A.A. Компетентностный подход и теория контекстного обучения Текст. / А. А. Вербицкий. М., 2004. — 34с.
  35. , Г. Н. Этнопедагогика чувашского народа Текст. / Г. Н. Волков. -Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1966. 304с.
  36. , Г. Н. Этнопедагогика Текст. / Г. Н. Волков. Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1974. — 376с.
  37. , Г. Н. Этнопедагогика: учеб. для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений Текст. / Г. Н. Волков. М.: Академия, 2000. — 109с.
  38. , А.И. Охрана природы: учеб. пособие для лесотехнических вузов и факультетов Текст. / А. И. Воронцов, Н. З. Харитонова. М.: Высшая школа, 1977. — 408с.
  39. Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению Текст.- сост. Л. Ф. Мельчаков. М., 1981. — 245с.
  40. , Л.С. Развитие высших психических функций Текст. / / Л. С. Выготский. М., 1960. — 370с.
  41. , Т.Х. Стимулы развития организационно-практических умений подростков в процессе обучения: дис.. канд. пед. наук Текст. / / Т. Х. Гедыгушева. Карачаевск, 2004. — 184с.
  42. , А.И. О месте человека в природе Текст. / А. И. Герцен // Собр. Соч.: в 2 т. М., 1985. — Т. 1. — 592с.
  43. , З.К. Стимулы эстетического воспитания в деятельности Центра детского творчества Текст.: дис.. канд. пед. наук / З. К. Герюгова. М., 2003. — 180с.
  44. , З.М. Использование подвижных игр народов КЧР в физическом воспитании подростков Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / З. М. Гогоберидзе. Карачаевск, 2005. — 22с.
  45. , О.Н. Исследование научно-педагогических основ экологизации школьного образовательного процесса: автореф. дис.. канд. пед. наук / О. Н. Головко.-М., 1998.-20с.
  46. , В.П. Методика изучения природы в начальной школе Текст. / В. П. Горощенко, B.C. Никитина. М., 1965. — 258с.
  47. , О.С. Теория обучения Текст. / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. -М., 2003.-384с.
  48. , Л.И. Экология человека: практикум для вузов Текст. / / Л. И. Губарева, О. М. Мизирева. М.: ВЛАДОС, 2003. — 112с.
  49. , A.B. Символика животных в славянской народной традиции Текст. / A.B. Гура. М., 1997. — 295с.
  50. , Ю.С. Концепция поликультурного образования в высшей школе РФ Текст. / Ю. С. Давыдов. Пятигорск, 2009. — 92с.
  51. , М.А. Дидактика Текст. / М. А. Данилов, Б. Т. Есипов. М., 1957. — 145с.
  52. , М.И. Русская педагогика в главнейших ее представлениях Текст. / М. И. Демков. М., 1890. — 258с.
  53. , М.И. О русском семейном воспитании Текст. / М. И. Демков // Вестник воспитания. 1891. — № 3. — С.25−48.
  54. , С.Д. Экологическая психология: Диагностика экологического сознания Текст. / С. Д. Дерябо. М., 1999. — 310с.
  55. , С.Д. Экологическая педагогика и психология Текст. / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 480с.
  56. Джанибекова, Э. Х. Самобытность как проявление национального своеобразия историко-педагогических исследований П. Ф. Каптерева Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Э. Х. Джанибекова. Карачаевск, 1999. — 22с.
  57. Джапыуа, 3. Нартский эпос абхазов: сюжетно-тематическая и поэтико -стилевая система Текст. / 3. Джапыуа. Сухум, 1995. — 280с.
  58. Дидактика средней школы: сб. ст. Текст.- под ред. М. Н. Скаткина. М., 1982.-320с.
  59. , Д. К. истолкованию природы Текст. / Д. Дидро // Собр. Соч. В 2 т. — М., 1986. Т. 1 — 597с.
  60. , Р.Ш. Трудовое воспитание абазин средствами традиционной педагогической культуры Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Р. Ш. Докумова. Карачаевск, 2004. — 22с.
  61. , A.A. Педагогическое обеспечение личностного самоопределенияподростков средствами дополнительного образования в школе Текст.: авто-реф. дис.. канд. пед. наук/A.A. Дробот. Ставрополь, 2005. — 22с.
  62. , Г. Е. Очерки по истории античной педагогики Текст. / Т. Е. Жураковский. М., 1965. — 189с.
  63. Закон РФ «Об образовании». М., 1992. — 21с.
  64. , A.C. Образование: культурология, философия, политика Текст. / A.C. Запясоцкий. М., 2002. — 456с.
  65. , А.Н. Охрана природы в школьном курсе биологии Текст. / А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, И. Т. Суравегина. М., 1977. — 58с.
  66. , В.И. Работа понимания Текст. / В. И. Зинченко // Психологическая наука и образование. 1987. — № 3. — С.42 52.
  67. , В.А. Формирование экологической культуры учащихся: теория и практика Текст. / В. А. Игнатова. Тюмень. — 1998. — 95с.
  68. , E.H. Искусство общения Текст. / E.H. Ильин // Педагогический поиск. М.: Педагогика, 1988. — 544с.
  69. , Т.А. Педагогика Текст. / Т. А. Ильина. М., 1984. — 495с.
  70. , Р.Х. Традиционные нормы нравственной культуры как фактор социализации школьников Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Р. Х. Иммиев. Карачаевск, 2006. — 22с.
  71. Иоанн (Экономцев). Возможно ли преображение мира? Текст. / Иоанн (Экономцев) // Спасение. 2001. — № 3. — 58с.
  72. , JI.H. К.Д.Ушинский основатель русской дидактической и методической школы Текст. / JI.H. Исаев. — Пятигорск, 1999. — 252с.
  73. , А.О. История России в рассказах Текст. / А. О. Ишимова. М., 1986.-272с.
  74. Кабанова-Меллер, E.H. Психология формирования знаний и умений школьников Текст. / E.H. Кабанова-Меллер // Проблема приема умственной деятельности. М.: АПН РСФСР, 1962. — 378с.
  75. , З.И. Психологические принципы развивающего обучения Текст. / З. И Калмыкова. М.: Знание. — 1979. — 65с.
  76. , П.О. Педагогические условия формирования культуры учебной деятельности младших школьников Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / П. О. Каневская. Ставрополь, 2002. — 22с.
  77. , П.Ф. История русской педагогики Текст. / П. Ф. Каптерев // Педагогика. 1996. — № 2. — С.60−64.83. 'Каптерев, П. Ф. Энциклопедия семейного воспитания и обучения Текст. / П. Ф. Каптерев // Задачи и основы семейного воспитания. СПБ., 1913. — 180с.
  78. , В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса Текст. / В. А. Каптерев. — М., 1993. — 148с.
  79. , М.Э. Физическое воспитание детей в семье в адыгской народной педагогике Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / М. Э. Карамурзина. Карачаевск, 2004. — 22с.
  80. , O.A. Интеллектуальное знание в современной школе Текст. / O.A. Карпов // Педагогика. 2005. — № 5. — С.313−320.
  81. Квалиметрия человека и образования Текст. // Методология и практика. -М.: ИЦТК, 1996. С.50−52.
  82. , Я.А. Великая дидактика Текст. / Я. А. Коменский // Собр. соч.: в 2 т. М., 1982. — Т.1. — 476с.
  83. , Э.Д. Педагогические условия формирования культуры личности в учреждениях высшего образования Текст.: автореф. дис.. канд. пед, наук / Э. Д. Кондракова. Ставрополь, 2004. — 22с.
  84. , И.Б. Содержание образования как средство обучения и фактор развития Текст. / И. Б. Котова, E.H. Шиянов // Педагогика: пед. теории, системы, технологии. М., 1998. — 511с.
  85. , В.В. Общие основы педагогики: учебник для студентов высших учебных заведений Текст. / В. В. Краевский. М., 2003. — 258с.
  86. , Н.К. О политехническом образовании, трудовом воспитании иобучении Текст. /Н.К. Крупская. М.: Просвещение, 1982. — 223с.
  87. , B.C. Этнопедагогика и этнопсихология Текст. / B.C. Кукушин, Л. Д. Столяренко. Ростов-на-Дону, 2000. — 443с.
  88. , B.C. Этнопедагогика: учеб. пособие Текст. / B.C. Кукушин. -М.: изд-во Московского психолого-социального института, 2002. 304с.
  89. , Г. Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании Текст. / Г. Ф. Кумарина. М., 2001. — 316с.
  90. , Ф.Г. Религиозные верования абазин (с древних времен до наших дней) Текст. / Ф. Г. Куначева. М.: АИРО — XXI, 2006. — 144с.
  91. , Л.З. Календарь и календарная обрядность народов Карачаево-Черкесии Текст. / Л. З. Кунижева // Календарь и календарная обрядность абазин. Черкесск: КЧИГИ, 1989. — 230с.
  92. , К.Ю. Стимулы формирования ценностных ориентаций у подростков детского дома Текст.: дис.. канд. пед. наук / К. Ю. Лавринец. Кара-чаевск, 2003. — 179с.
  93. , P.A. Экологические вопросы старшеклассников средствами народной педагогики Текст.: автореф.. канд. пед. наук / P.A. Лайпанов. -Карачаевск, 2005. 22с.
  94. , С.Х. Самообразование старшеклассников в контексте лично-стно-ориентированного обучения Текст.: дис.. канд. пед. наук / С. Х. Лайпанова. Карачаевск, 2003. — 185с.
  95. , Д.И. История педагогики (X начало XX века) Текст.: учебное пособие. — М.: ФОРУМ, 1998. — 288с.
  96. , Р.З. Педагогическое взаимодействие семьи и школы как условие социализации личности учащихся младших классов Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук/Р.З. Лафишева. Карачаевск, 2006. — 22с.
  97. , Б.Т. Педагогика Текст. / Б. Т. Лихачев. М., 1995. — 493с.
  98. , Б.Т. Структура экологической культура личности и педагогические основы ее формирования Текст. / Б. Т. Лихачев. М., 1997. — 247с.
  99. , Б.Т. Педагогика Текст.: учеб. пособие для студентов пед.учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б. Т. Лихачев // Курс лекций. М.: Юрайт, 1999. — 464с.
  100. , A.C. Воспитание гражданина Текст. / A.C. Макаренко. М., 1988. -389с.
  101. Макаренко, А. С. Книга для родителей Текст. / A.C. Макаренко. Л., 1981.-320с.
  102. , К. Экономическо-философские рукописи 1844 года Текст. / К. Маркс.-М., 1956.-760с.
  103. , К. О воспитании и образовании Текст. /К. Маркс, Ф. Энгельс // Собр. соч. В 2 т. — М.: Изд-во полит, лит., 1978. — 574с.
  104. , H.A. Психология усвоения понятий Текст. / H.A. Менчинская Известия // АПН РСФСР. Вып.26. — М., 1950. — 97с.
  105. , A.B. Методика изучения окружающего мира в начальных классах Текст.: учебное пособие для студентов факультетов педагогики и методики начального образования педвуз / A.B. Миронов // Педагогическое общество России.-М., 2002.-360с.
  106. , H.H. Универсум. Информация Текст. / H.H. Моисеев // Общество. М., 2001.- 162с.
  107. Москва экология: мегаполис (анализ и перспективы развития больших городов мира) Текст. М., 1989. — № 1. — С.52−53.
  108. , А.Д. Философская стратегия Российского образования Текст. / А. Д. Московченко // Рационализм и культура 3-го тысячелетия: материалы 3-го философского конгресса. М., 2002. — Т.1. — 432с.
  109. Народы Карачаево-Черкесии: история и культура Текст.- под ред. В. Ш. Нахушева. Черкесск: КЧРИПКРО, 1995. — 542с.
  110. Нарты (Абазинский народный эпос) Текст. Черкесск: Карачаево-Черкесское отделение Ставропольского книжного изд-ва, 1975. — 336с.
  111. , М.А. Фольклор в эстетическом и нравственном воспитании школьников Текст. / М. А. Никитина. Минск: Нар. асвета, 1968. — 104с.
  112. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей
  113. Текст.: учеб. пособие / С. Н. Николаева. М.: ИЦ. Академия, Академия 2002. — 65с.
  114. Новик-Качан, А. И. Формирование экологической компетентности студентов в системе дополнительной квалификации «преподаватель» Текст.: ав-тореф. дис.. канд. пед. наук. Ставрополь, 2005. — 22с.
  115. , С.И. Словарь русского языка Текст. / С. И. Ожегов. М., 1984. -797с.
  116. , О.Ю. Эстетическое воспитание младших школьников средствами русского фольклора Текст.: дис.. канд. пед. наук / О. Ю. Остапчук. -Карачаевск, 2005. 173с.
  117. И.Д., Суравегина И. Т. Отношение школьников к природе Текст.: сб.ст. / И. Д. Зверев, И.Т. Суравегина/- М., 1988. С. 102−109.
  118. , В.М. Методика преподавания природоведения Текст. / В. М. Пакулова, В. И. Кузнецова. М.: Просвещение, 1990. — 192с.
  119. , К.Г. Сб. соч Текст. / К. Г. Паустовский. М., 1958. — Т.6. -718с.
  120. Педагогический Энциклопедический словарь Текст.- под. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. — 528с.
  121. , Е.С. Экологическое образование учащихся в школе / Е. С. Пекер Текст. // Проблемы экологического образования в педвузе и в школе. М., 1992. — С.61−66.
  122. , И.Г. Метод. Памятная записка Текст. / И. Г. Песталоцци. -М., 1967. 245с.
  123. , П.И. Педагогика Текст. / П. И. Пидкасистый. М., 1996. -604с.
  124. , E.H. Патриотическое воспитание школьников в изменяющейся России Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / E.H. Поддубный. -Ставрополь, 2004. 22с.
  125. , В.Г. Методологические аспекты стимулирования и мотивации труда Текст. / В. Г. Подмарков // Вопросы философии. 1979. — № 5. — С.54−60.I
  126. Пословицы и поговорки народов Карачаево-Черкесии. (Оригинал и перевод на русский язык) Текст. Черкесск: Ставропольское кн. изд-во Карачаево-Черкесское отделение, 1990. — 368с.
  127. Проблемы стимулирования активности учащихся в процессе нравственного воспитания и обучения Текст.: сб. ст.- под ред. З. И. Равкина. Йошкар-Ола, 1973. — 168с.
  128. , Б.Б. Экология человека Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2003. — 320с.
  129. , Н.Ф. Охрана природы и окружающей человека среды Текст. / Н. Ф. Рейнерс. М., 1992. — 214с.
  130. , A.B. Экологическое воспитание учащихся / A.B. Сахно. М., 1988. — 104с.
  131. , К.Б. Этнопедагогика горской семьи: история, теория, практика. (На примере адыгского, балкарского, карачаевского народов) Текст. / К. Б. Семенов. Майкоп: АТУ, 2000. — 307с.
  132. , М.Н. Проблемы современной дидактики Текст. / М. Н. Скаткин. -М., 1980.- 147с.
  133. , Е.С. Экологическое образование в подготовке учителя Текст. / Е. С. Сластенина. М., 1984. — 158с.
  134. , Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа / Я. С. Смирнова. М., 1983. — 120с.
  135. , Ю.П. Основы социальной педагогики Текст. / Ю. П. Строков. -М., 2002. 156с.
  136. , А.И. Императив устойчивого развития человечества и России вформе управляемой социоприродной эволюции Текст. / А. И. Суббетто // Образование для устойчивого развития: поиск стратегии, подходов, технологий. -СПб., 2001. С.50−53.
  137. , В.А. Мудрая власть коллектива Текст. / В.А. Сухомлин-ский. -М., 1978.-230с.
  138. , Н.Т. Абазинские загадки, приметы Текст. / Н. Т. Табулова. -Черкесск, 2000. С.10−14.
  139. , Э.Б. Первобытная культура Текст. / Э. Б. Тайлор. М.: Политиздат, 1989. — 572с.
  140. Танклаева, JI.H. .Педагогические условия формирования нравственных ценностей старшеклассников средствами лингвистических дисциплин (на материале школ Рсо-Алания) Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / JI.H. Танклаева. Карачаевск, 2006. — 22с.
  141. , O.A. Формирование экологической культуры студентов технических профилей в образовательном процессе ВУЗА Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / O.A. Таран. Ставрополь, 2006. — 22с.
  142. , Т.И. Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе Текст. / Т. И. Тарасова // Начальная школа. 2000. — № 10. -С.45−54.
  143. , В.Н. Педагогика стимулирования: этнорегиональный аспект (коллект. моногр.) Текст. / В. Н. Тарасюк. Карачаевск: КЧГУ, 2005. — 155с.
  144. , А.Р. Экологическое образование и воспитание старшеклассников Текст.: дис.. канд. пед. наук / А. Р. Текеева. Карачаевск, 2004. — 180с.
  145. , Е.И. Стимулы формирования социального поведения младших школьников на основе этнорегионального подхода Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. И. Тенчуринская. Карачаевск, 2005. — 22с.
  146. , A.B. Гуманизация образования и актуальные проблемы эстетического воспитания Текст. / A.B. Толстых // Педагогика. 1996. — № 4. — С.9−13.
  147. Труды Первого Всероссийского съезда по семейному воспитанию: Резолюции и положения съезда Текст. Петроград, 1914. — С.692−703.
  148. , В.Б. Память и мудрость веков (фольклор абазин: жанры, темы, идеи, образы, поэтика) Текст. / В. Б. Тугов. Карачаевск: КЧГПУ, 2002. — 349с.
  149. , М.С. Абазины Текст. / М. С. Тхайцухов // Страницы древней и средневековой истории. Черкесск-Карачаевск: КЧГУ, 2006. — 400с.
  150. , C.B. Организационно-содержательные условия формирования этнического самосознания сборник школьников Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / C.B. Тысячная. Ставрополь, 2004. — 22с.
  151. , З.К. Этнорегиональный компонент в экологическом воспитании младшего школьника Текст.: дис.. канд. пед. наук / З. К. Узденова. Карачаевск, 2005. — 173с.
  152. , И.А. Развитие экологиченского сознания в системе образования Текст. / И. А. Унгер // Актуальные проблемы развития экологического туризма Карачаево-Черкесской республике: матер, межр. научно-практ. конф. Карачаевск, КЧГУ, 2008. — 203с.
  153. , К.Д. Отчет командированного для осмотра заграничных женских учебных заведений коллежского советника К. Ушинского Текст. / К. Д. Ушинский // Избранные пед. соч. М., 1954. — Т.2. — 496с.
  154. Философский словарь Текст.- под ред. И. Т .Фролова. -5-е изд. М.: Политиздат, 1987. — 590с.
  155. Хан-Гирей. Записки о Черкесии Текст. / Хан-Гирей // Историко-этнографическое издание. Карачаевск: Эль — Фа, 2008. — 362с.
  156. я. : сказки, считалки, скороговорки Текст.- под. ред. М.С.-Г. Такушинова // Для детей младшего и среднего школьного возраста, на абазинском языке. Черкесск: Ставропольское кн. изд-во, 1987. — 192с.
  157. , И.В. Экология для начальной школы Текст. / И. В. Цветкова // Игры и проекты: популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997. — 192с.
  158. , И.Т. Биология, 11 класс: поурочные планы Текст. / И. Т. Чайка. -Волгоград, 2005. 272с.
  159. , Н.М. Основы экологии: учеб. пособие для 10 (11) кл. общеобразоват. учреждений Текст. / Н. М. Чернова, В. М. Галушин, В. М. Константинов. -8-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2004. — 304с.
  160. , М.Х. Зеленый остров (стихи) Текст.- под ред.В. С. Колесникова. Черкесск: Ставропольское, кн. зд-во, 1983. — 174с.
  161. , З.М. Формирование экологической культуры сельских школьников Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / З. М. Чомаева. Карачаевск, 2004. — 22с.
  162. , И.А. Экология Текст.: учеб. пособие для студ. пед. вузов / И. А. Шамилева. М.: ВЛАДОС, 2004. — 158с.
  163. , И.Я. Как жить сегодня, чтобы уметь шансы увидеть завтра? Текст. / И. Я. Шерихова // Биология в школе. 2001. — № 6. — С.34−40.
  164. , И.С. Формирование лингвокультурологического мышления старшеклассников общеобразовательной школы Текст.: дис.. канд. пед. наук / И. С. Шляхова. Ставрополь, 2006. — 170с.
  165. , Я.А. Экологическая климатология и природные ландшафты Абхазии Текст. / Я. А. Экба, P.C. Дбар. Сочи: Папирус — М — Дизайн, 2007. — 324с.
  166. Экологическая культура и образование Текст.: тез. докл. сессии научно госсовета по проблемам экологического образования РАО- под ред. Л. П. Симоновой, С. Н. Глазачева. 18 января 1998 г. М., 1998. — 289с.
  167. Экологические очерки о природе и человеке Текст.- под ред. Б. Гржимек. -М., 1988.-588с.
  168. Экологическое и эстетическое воспитание школьников Текст.: сб.ст.- под ред. Л. П. Печко. М., 1984. — 145с.
  169. Эколого-экономические проблемы России и ее регионов Текст.: учеб. пособие для студентов экономических вузов- под ред. В. Г. Глушковой. М.:
  170. Московский лицей, 2003. 304с.
  171. , М.Н. Природа, мир, тайник вселенной Текст. / М. Н. Эпштейн // Система пейзажных образов в русской поэзии. М., 1990. — С. 1−6.
  172. , A.B. Формирование здорового образа жизни у старшеклассников в условиях семьи и школы (на материале Карачаево-Черкесии) Текст.: дис.. канд. пед. наук/ A.B. Эркенова. Карачаевск, 2003. — 166с.
  173. , Т.П. Нравственно-экологическое воспитание младших школьников Текст.: учебное пособие / Т. П. Южакова. Екатеринбург, 1992. — 96с.
  174. , М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания Текст. / М. Г. Яновская. М., 1986. — 158с.
Заполнить форму текущей работой