Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Этапы образования в древнем Риме

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основная миссия в обучении девочек ложилась на матерей. В богатых семьях девочки могли обучаться дома, менее состоятельные со второго этапа обучались с мальчиками. Уже в V в. девочки посещали совместные школы. Образование было необходимо женщине, чтобы в дальнейшем дать его своим дочерям, а также для участия в общественной жизни. Плутарх считал, что женщины обязаны разбираться в математике… Читать ещё >

Этапы образования в древнем Риме (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ведущую роль в формировании личности юного римлянина играло домашнее обучение и воспитание. В эпоху царей (VII-VI вв. до н.э.) уже сложились крепкие традиции семьи-дома как ячейки общества и воспитания.

Здесь дети получали религиозное воспитание, при этом отец выполнял обязанности жреца. Семье древних римлян покровительствовало множество богов: Юнона почиталась как хранительница брака и любви, двуликий Янус охранял двери дома.

Отец был в семье неограниченным властелином, он был в праве даже продать своих детей в рабство. Мать пользовалась меньшими правами, чем отец, но играла в воспитании почетную роль. Девочки и девушки находились под неусыпным надзором матери вплоть до замужества. Мальчики до 16 лет под присмотром отца изучали домашнюю и полевые работы, осваивали искусство владения оружием. Все это время им полагалось носит длинные волосы.

Атмосфера в семье была далеко не идиллической. Нередко матери поверяли дочерям свои тайные увлечения и измены. На глазах детей отцы творили жестокую расправу над рабами, участвовали в непристойных попойках.

На протяжении всей римской истории семейное воспитание играло большую или меньшую роль, но семья была всегда ответственна за нравственное, гражданское становление юных римлян. В период расцвета римской империи семья заметно уступила свои позиции государственной системе образования. Зато на закате римской цивилизации домашнее воспитание вновь становится ведущим в подготовке подрастающего поколения.

Коллективное обучение в Риме появляется рано. В III в. до н.э. создаются школы для совместного обучения. Обучение начиналось с 7 лет. Дети богатых родителей получали начальное образование дома, девочки также обучались дома, под руководством матери, что соответствовало традиции. Те, кто посещал школу, имел домашнего учителя (воспитатель и педагог). Упоминаются в источниках и школы, которые содержались за счет государства, но наиболее распространены были частные школы. В качестве собственников выступали греки (вольноотпущенники и иногда рабы). Рабыни-няньки следили за детьми до 4−5 лет. Рабы-педагоги обучали мальчиков чтению, письму и счету. Рабынь-нянек и педагогов содержали состоятельные граждане. Ремесло педагога считалось в римском обществе для свободных граждан унизительным.

Со II в. до н.э. на организацию школьного обучения в Риме все большее влияние оказывала традиция эллинистических центров античного мира.

Вместе с тем римская система образования и воспитания никогда не теряла своей самобытности. При сохранении заметной роли семейного воспитания и наличии наряду с общественными частными учебными заведениями она имела более практическую направленность: подготовку сильных, волевых, дисциплинированных граждан. Из программы воспитания исключали изящные искусства — музыку, пение, ибо они, как полагали многие римляне, «побуждают более мечтать, нежели действовать». Девиз «польза» можно назвать альфой и омегой римского воспитания и обучения, главной целью которых было обеспечить определенную карьеру, будь то военное дело или политическое искусство оратора.

В первые века нашей эры в Римской империи установился устойчивый и внешне единый канон содержания, форм и методов образования. В первом веке основным являлись девять школьных дисциплин: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, медицина и архитектура. К пятому век из этого списка были исключены медицина и архитектура.

В пятом веке до н.э. упоминается о существовании только о двухэтапной школы. В дальнейшем складывается трехэтапная школа. Первый этап представлял собой начальную школу, именуемую «школа у литератора», второй — «школа грамматика», третий — «у ритора».

На первом этапе основным преподавателем являлся литератор. Учителями на этом этапе были в основном рабы или вольноотпущенники греческого происхождения. Чтение и письмо преподавалось в примитивном виде. Первоначально заучивали названия и расположение букв, а затем их внешний вид. Этот процесс растягивался на несколько лет. Так, Квинтилиан свидетельствует, что подобный поход практиковался еще в I в до н.э. основной метод обучения в начальной школе состоял в заучивании на уроке автоматического запоминания. Кроме указанного в начальной школе давались познания в области математики, ее преподавал калькулятор. На занятиях пользовались особой счетной доской — абакой, считать учились с помощью рук, затем использовали камешки. Считали в уме, таблицы держали в голове. Учитель занимался отдельно с каждым учеником. Школы находились в неприспособленных для занятий помещениях. Широко практиковались физические наказания плетью и палкой, в ходу были поощрения для успевавших. Закончив обучение у литератора, которое продолжалось 3−4 года, приступали к следующей ступени образования.

Частные грамматические школы были учебными заведениями повышенного типа. Здесь обыкновенно обучались подростки с 12 до 16 лет. Школы размещались в более благоустроенных помещениях, предлагали широкую программу. Здесь были обязательными такие предметы, как греческий язык, основы римского права (12 таблиц), грамматика латинского языка, риторика. Количество учеников — ограниченное, обучение преимущественно индивидуальное. В более поздний период делались попытки разбить учащихся на группы (классы). В ряде частных школ в дополнение к указанной программе для детей состоятельных радетелей проводились уроки физической подготовки. В школе не обучали ни музыки, ни танцам. Военную подготовку молодежь проходила в воинских формированиях — легионах.

В «школе грамматика» в качестве учителей выступали в основном вольноотпущенники. Статус литераторов и грамматиков был достаточно низким. Исключение составляли те, кто занимался грамматикой, как наукой. Плата за обучение им была вдвое меньше, чем у ритора. Для учебных целей использовались тексты Гомера и Менандра, из римской литературы — Ливий Андроник, сочинения Квинта Энния, а со временем Октавиана Августа изучают исторические сочинения, Горация и Вергилия. Встречаются упоминания использования в целях обучения учебников.

Третий этап представлял собой обучение в риторических школах. Туда поступали в возрасте 12−13 лет. Наиболее знаменитые риторические школы находились в Греции и в Риме. Существование риторической школы в провинции являлось редкостью. Приоритетными являлись греческие школы. Программа обучения была обширной и состояла из теории ораторского искусства, основ математики, астрономии, права и философии. Значимое место отводилось практическим упражнениям и составлению речей на заданную тему (по литературной тематике, философские фрагменты, где практиковались диспуты в духе софистики не самого лучшего свойства, из истории, мифологии и составлением речей). Изучали греческий язык, комментировали произведения классической греческой и римской литературы.

На этом этапе существовало умеренное занятие гимнастикой. В 17−18 лет обучение у римлян заканчивалось. Риторические школы выполняли определенный социальный заказ — готовили юристов для разраставшейся бюрократической государственной машины Римской империи.

В качестве материала для письма в римских школах использовались деревянные таблички с нанесенным на них воском, писали палочками — стилями. Для ношения табличек существовали специальные пеналы. В римской школе применялась система наказания и поощрения. Встречаются скульптурные изображения наказания ученика. Так, Гораций называет своего учителя Орбелия «не жалеющим розог». В качестве поощрения учителя применяли угощения, что использовалось в основном в начальной школе. Для этих целей выпекались буквы и ими награждали способных учеников. Учебный год начинался в Риме в марте, в праздничные дни не обучались. С эпохи империи школы поддерживаются городами, но школ не хватало.

Основная миссия в обучении девочек ложилась на матерей. В богатых семьях девочки могли обучаться дома, менее состоятельные со второго этапа обучались с мальчиками. Уже в V в. девочки посещали совместные школы. Образование было необходимо женщине, чтобы в дальнейшем дать его своим дочерям, а также для участия в общественной жизни. Плутарх считал, что женщины обязаны разбираться в математике и астрономии. В годы принципата образованных женщин называли «докта». В римской традиции встречается немало образованных женщин. Так, Корнелия, жена Помпея, считалась знатоком астрономии, философии и географии. Вспоминает также образованность матери Нерона, Агриппины, Тацит. Обучались женщины и ораторскому искусству, но использовать эти знания на практике у них получалось редко.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой