Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Проблемы гуманитаризации системы социального контроля

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, социальный контроль актуален в контексте практик социализации. Понятие «социализация» рассматривается в научной литературе как процесс становления личности. Суть социализациивхождение индивида в социальную среду, усвоение социальных связей и их воспроизведение. В научном дискурсе последней четверти XX в. возникла дискуссия о месте, роли и статусе воспитательных институтов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Методологические и теоретические аспекты социального контроля
    • 1. 1. Традиционализм, этизм, юридизм
    • 1. 2. Социологизм, девиация и социализация
    • 1. 3. Социальная ответственность и нравственный самоконтроль
  • Глава 2. Технологии социального контроля
    • 2. 1. Коммуникационные технологии
    • 2. 2. Гуманитарная экспертиза в системе социального контроля
    • 2. 3. Институциональные технологии (образование)

Проблемы гуманитаризации системы социального контроля (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Постановка проблемы и ее актуальность. Проблема гуманитаризации социальных практик в свете провозглашенной в России социальной ориентированности государства является исключительно значимой. Диссертационные исследования, посвященные проблемам эффективности и качества социального контроля в современном обществе приобретают все большую популярность. Подоплекой такого интереса в нашей стране являются начавшиеся более полутора десятилетии назад реформы, которые привели к значительному расширению демократических свобод, трансформации социальной структуры и т. д. Однако становление устойчивого варианта стратификационной модели России далеко от состояния качественной цивилизационной модели. И хотя ситуация за последнее пятилетие стабилизировалась, устройство общества все еще характеризуется относительной неустойчивостью и значительным конфликтным потенциалом. Именно поэтому особые надежды в стране возлагаются на формирование механизма надежного социального контроля, который был бы гарантом экономической и политической стабильности.

Наличие и эффективность социального контроля в России становятся как для власти, так и для населения неким индикатором результативности действий правительства, характеризующим прочность и «износостойкость» новой институциональной структуры общества. Не менее важным является и вопрос о путях модернизации российского общества. Демократически ориентированные научные круги указывают на необходимость создания в России гражданских институтов воздействия на власть как на единственный возможный путь модернизационного развития.

Философия как область знания конституирует и организует научный инструментарий, используемый в рефлексии социального бытия, взаимодействия природы и общества, культуры, других сфер практики и научного знания. Обращение к категории социального контроля позволяет более системно рассматривать различные области духовно-практического освоения действительности, совершенствовать познавательные, эвристические, аксиологические, критические и другие элементы и функции философского знания, культуры и науки. Для социальной философии обращение к проблеме социального контроля связано с необходимостью социально-философских обобщений, репрезентируемых достижениями естественного и технического знания, практик, а также социологии, социальной психологии, этики, юриспруденции и других социальных и гуманитарных отраслей наук.

Тема исключительно актуальна для развития социально-философской проблематики, философии науки, философии культуры, философии экономики, философии управления и других направлений социальной философской мысли.

Степень научной разработанности темы. В социальной философии проблема социального контроля впервые была отражена в трудах французского ученого Г. Тарда, трактовавшего его действие через законы подражания. В 1901 г. вышла в свет книга американского автора Э. Росса под названием «Социальный контроль», где рассматривались понятия социальной свободы и индивидуальной свободы. Э. Дюркгейм в этом контексте обращался к проблеме интериоризации нравственных категорий и ценностей группы.

В историко-философском аспекте идея социального контроля традиционно увязывается с понятиями свободы, судьбы и свободы воли у стоиков (Сенека, Марк Аврелий, Эпиктет). Ей уделяли внимание Августин Аврелий («О граде Божьем»), философы Нового времени Т. Гоббс, Дж. Локк, И. Кант. Определенный вклад в развитие этой проблемы внесли К. Маркс, Ф. 4.

Энгельс, В. И. Ленин и их последователи (А. Грамши, С. Ф. Анисимов, Ю. Н. Давыдов и др.).

В XX в. в научной литературе утверждается представление о социальном контроле как механизме социализации личности функционирование которого влияет на формирование наиболее общих, распространенных и устойчивых ее свойств и качеств, проявляющихся в социально организованной деятельности, регулируемой ролевой структурой общества. Согласно Т. Парсонсу, универсальная задача социализации состоит в том, чтобы сформировать у вступающих в общество молодых поколений чувства как минимум лояльности и как максимум преданности социальной системе. Индивид вбирает в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими», в результате чего следование общезначимым нормативным стандартам становится частью его мотивационной структуры, его потребностью.

Французский социолог Р. Лапьер рассматривал социальный контроль в качестве средства обеспечения процесса усвоения каждым человеком различных элементов сложившейся в данном обществе культуры, ее норм и ценностей. П. Бергер и Б. Бергер, определяя социализацию как введение массового действия в социальный контекст, исследовали ее в двух аспектах: контроля и инициации. Попытки трактовки этого понятия осуществлялись с различных позиций: социальной психологии (Т. Шибутани), бихевиоризма (Д. Уотсон), символического интеракционизма (Дж. Г. Мид), персонализма и экзистенциализма (Н. А. Бердяев, А. Камю, Ж.-П. Сартр, К. Ясперс). Выделение важной конструктивной роли социального контроля в становлении и развитии человеческой деятельности, функционировании социальных систем связано с творчеством П. Бурдье, И. Валлерстайна, М. Маклюэна, Н. Лумана, Р. Мертона, А. Моля, М. Фуко, Ю. Хабермаса и др. В. Франка, Э. Фромм и др. представители фрейдизма внесли значительный вклад в осмысление проблемы социального контроля.

В России идеи социального контроля рассматриваются в той или иной степени в работах социальных философов, этиков, культурологов, социологов, политологов, юристов, экономистов и социальных психологов. В работах А. С. Ахиезера, А. А. Гагаева, В. В. Ильина, В. Ю. Кузнецова Э. Ю. Соловьева, В. А. Урсула, В. Г. Федотовой и др. проблемы социального контроля рассмотрены в контексте социального времени и социокультурного пространства современного общества. В практиках социализации и девиаций проблемы социального контроля представлены в работах Е. В. Андриенко, Ф. И. Гиренок, Ю. С. Гурова, Э. В. Ильенкова, В. А. Канке, Н. В. Лопатиной, К. Муздыбаева, М. К. Мамардашвили.

Развитие социального контроля в науке, практиках становления экспертиз (гуманитарной, экологической, этической и др.) занимают важное место в исследованиях В. А. Лукова, Н. М. Мамедова, Б. Г. Юдина, В. Т. Фролова и др. Коммуникационные механизмы и практики социального контроля анализируются в контексте развития информационного общества, технологий связей с общественностью, практик СМИ в работах Д. В. Иванова, В. Н. Иванова, О. И. Карпухина, П. И. Киричека, Э. Ф. Макаревича, И. С. Мелюхина, В. Д. Попова, А. И. Чумикова, М. А. Шишкиной и др.

Становление социокультурных механизмов социального контроля, а также самоконтроля и нравственного самоконтроля, развитие этизма, как механизма социальной ответственности получили развитие в работах по этике у С. Ф. Анисимова, А. А. Гусейнова, В. Т. Ганжина, А. П. Скрипника, А. В. Назарчука, Р. И. Александровой, Л. Б. Волченко и др.

Проблема «смеховой культуры» в контексте социального контроля опирается на творчество М. М. Бахтина. Современные исследователи (А. В. Дмитриев, А. А. Сычев, Л. И. Карасев и др.) характеризуют функциональную роль социального контроля, которую выполняют смех, юмор, сатира в социально-культурной сфере, политической жизни общества.

Теоретическая и методологическая основа диссертации.

Диссертационное исследование базируется на фундаменте классических и современных теоретических положений философии: принципах объективности, системности, историзма, развития, воспроизводственного подхода и социального детерминизма. В работе использованы идеи социокультурного подхода, конфликтологии, синергетической парадигмы, «структурно-функционального и институционального подходов, теорий информационного общества, социального пространства и социального времени, социальной ответственности, социального изменения.

Цель и задачи исследования

. Целью исследования является определение основных направлений и механизмов гуманитаризации социального контроля. В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:

— выявление интернальных и экстернальных факторов генезиса социального контроля в процессе перехода от традиционного общества к его цивилизационным формам и выделение отдельных институциональных практик;

— рассмотрение социального контроля в качестве механизма преодоления девиации в процессе социализации;

— моделирование системы социального самоконтроля как условия реализации социальной ответственности, действия нравственных интернальных механизмов (стыда, долга, совести), а также экстернальных и консенсуальных норм (этикет, профессионально-этические кодексы и пр.);

— анализ социальной технологизации в коммуникационно-информационной модернизации социума, становления и развития инновационных форм социального контроля (паблик рилейшнз, гуманитарной экспертизы и др.).

Объектом исследования является воспроизводство социального контроля в пространстве общества, группы, личности.

Предметом исследования выступает гуманитаризация системы социального контроля.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— определены основные направления гуманитаризации социального контроля в процессе его становления в истории социума (традиционализм, этизм, юридизм), а также выявлены интервальные (свободные, достаточные условия) и экстернальные (необходимые) факторы его генезиса при переходе от традиционного общества к его цивилизационным формам (индустриальному, постиндустриальному, информационному);

— установлены динамические состояния механизмов (нормы, санкции, ценности) и формы социального контроля (принудительных санкций, общественного мнения, институтов) в преодолении девиантного поведения, а также в процессе социализации, в институциональных практиках (наука, образование, средства массовой коммуникации, связи с общественностью) и др. контекстах социального взаимодействия социальных групп, масс, социальных институтов;

— обоснована роль системы социального самоконтроля как условия реализации социальной ответственности в процессе взаимодействия гносеологических и нравственных (интернальных) механизмов (концепты стыда, долга, совести) и экстернальных и консенсуальных норм (этикет, профессионально-этические кодексы и пр.);

— осуществлен анализ социальной технологизации в коммуникационно-информационной модернизации социума в процессе становления инновационных форм социального контроля, дано обоснование гуманитарной экспертизы как инновационной модели технологического механизма социального контроля и условия устойчивого и безопасного развития современного общества.

Положения, выносимые на защиту.

1. Гуманитаризация социального контроля осуществляется посредством совершенствования практик регуляции массового, группового и индивидуального поведения. В древнем обществе поведение человека определялось действием механизмов табу, талиона и других обычаев. В традиционализме доминируют обычай, традиция. Цивилизационный процесс характеризуется системой интернальных аспектов (оценками гносеологическими, этическими, юридическими) актов своего собственного действия, связан с развитием этизма и юридизма как основных направлений становления механизмов и практик социального контроля.

2. Важной теоретической задачей служит выявление динамических состояний социального контроля как механизма преодоления девиации, а также социализации в единстве взаимодействия внутренних и внешних составляющих в контекстах гуманитаризации социума. Социализация понимается автором как форма социального обучения основным социальным ролям (профессиональным, семейно-брачным, политическим, экономическим, религиозным, этнокультурным и др.), в которых формируются деятельность человека и общественные отношения. Следовательно, социальный контроль в целом, а не по отдельности является одним из важнейших механизмов социализации. Разработанная в социологии модель механизма социального контроля (экстернальные формы) с использованием самоконтроля (интернальные формы) при использовании другими отраслями трактуется как социологизм, который может быть охарактеризован как положительное свойство и качество в развитии системы социального контроля, главным образом в контексте девиации (положительной и отрицательной) и социализации (первичной, вторичной, а также ресоциализации).

3. В социально-философском исследовании социального контроля важное место отводится социальной ответственности и нравственному самоконтролю как фактору компетентности на основе философско-гуманитарной информированной совести. В аспекте важнейших функций морали и гуманитаризации системы социального контроля приоритетная роль принадлежит формированию механизмов самоконтроля как достойному условию реализации модели информированности (вменения вины относительно того, что человек должен знать в профессии) в процессе действия гносеолого-нравственных (интернальных) механизмов ответственности (концептов стыда, долга, совести), а также экстернальных и консенсуальных норм (этикет, профессионально-этические кодексы и пр.).

4. Технологический аспект социального контроля связан с применением коммуникационных технологий на основе анализа оптимизации соотношения гуманитарной и технико-экономической составляющей сектора науки. Анализ социальной технологизации в коммуникационно-информационной модернизации социума позволяет установить этапы становления и развития инновационных форм социального контроля. Гуманитарная экспертиза становится все более применяемой инновационной моделью технологического механизма социального контроля. Внедрение методов экспертизы эффективно влияет на выработку практических рекомендаций принятия управленческих решений по повышению эффективности и качества функционирования социального контроля в общественном пространстве. В ряду институциональных технологий воспроизводства и функционирования социального контроля особую роль играет модернизация образования, развитие науки, институтов массмедиа, гражданского общества, в едином пространстве-времени (регионе), которые рассматриваются в качестве гуманитарных оснований социального контроля.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в решении социально-философских проблем гуманитаризации системы социального контроля, поставленных современной наукой и практикой в глобальном, региональном и локальном социуме. Результаты исследования могут быть использованы:

— при разработке методологических проблем социальной философии, этики, социологии, социальной психологии, педагогики, менеджмента и других отраслей гуманитарных и социальных наук;

— при расширении и углублении системного анализа социальных и гуманитарных наук с целью совершенствования системных теорий общества и личности;

— в различных областях институциональной практики: в сферах управления, массовых коммуникаций, социализации, образования и воспитанияв процессе преподавания дисциплин социального и гуманитарного профиля.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры методологии науки и прикладной социологии Мордовского государственного университета и кафедры философии и методологии науки Чувашского государственного университета. Основные положения диссертации нашли отражение в научных статьях диссертанта в журнале «Регионология», (рекомендованном ВАК) и других изданиях, а также вошли в сборники докладов и научных сообщений на Международной научно-методической конференции «Непрерывное образование в России: пространство развития» (Саратов, 2006 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Социально-экологическая культура как основа экологической безопасности региона» (Белгород, 2005 г.), Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 100-летию журналистики Мордовии (2006 г.), региональной научной конференции «Духовное развитие региона: состояние и перспективы» (Саранск, 2006 г.) и ряда межвузовских конференций «Огаревские чтения» (Саранск, 2005—2007 гг.), Евсевьевские чтения (Саранск, 2006;2007 гг.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем составляет 147 страниц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В социальной и гуманитарной науке понятие социального контроля получило развитие и применение в различных отраслях знания: в социологии, педагогике, психологии, социальной экологии, социальной антропологии, этнологии, социальной истории, политологии, философии науки, этике, в праве. Важной отличительной чертой социального контроля является ярко выраженный междисциплинарный характер. О функциях и структуре социального контроля говориться в ряде публикаций. Но сегодня центр тяжести в решении этих проблем переносится в иную плоскость — как сбалансировать, добиться гармонизации различных общественных практик, как своевременно разрешать нарастающие социальные конфликты?

В истории философской мысли проблема социального контроля всегда была связана с понятием судьбы и воли. На практике каждая культура, каждый социум вынуждены были искать противоречия и гарантии против вырождения свободы в своеволие. За всю социальную историю человечество выработало арсенал средств, которые доминировали в определенном обществе и имели почву в каждом народном менталитете. Так, в традиционном обществе индивиды в подавляющем большинстве были включены в общину, в которой основными средствами против своеволия были табу, обычай талиона, религиозные традиции, выражающие мощные механизмы социального контроля.

Переход от традиционного общества к цивилизационным нормам жизни выражен в этизме (от «золотого правила» до принципа толерантности включительно), представленном в культуре и институциональной практике. Важнейшее место в цивилизованном обществе принадлежит юридизму, практике придания правового характера различным явлениям социального свойства.

Тем не менее в индустриальном обществе эти средства становятся неэффективными. Надежды на просвещение и воспитание, столь характерные для Западной Европы XVIII века, оказались обманчивыми. Запад начал долгий, трудный, сопряженный с огромными моральными и иными потерями путь к правовому обществу, который не завершен полностью и сегодня.

Таким образом, социальный контроль актуален в контексте практик социализации. Понятие «социализация» рассматривается в научной литературе как процесс становления личности. Суть социализациивхождение индивида в социальную среду, усвоение социальных связей и их воспроизведение. В научном дискурсе последней четверти XX в. возникла дискуссия о месте, роли и статусе воспитательных институтов современного общества. Теоретическим оплотом борьбы против категории «воспитания» и воспитания как социальной практики явился постмодернизм — как философия, культурная традиция, своеобразная методология. В современной трактовке понятия социализации доминирует, как правило, онтогенетический аспект как элемент жизненного цикла, когда рассматривается главным образом процесс, который позволяет индивиду обучаться быть членом общества. Соответственно понятие «социализация» сместилось в эпицентр микросоциологии. Оно стало рассматриваться преимущественно в качестве способов формирования умений и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям.

Принципы и нормы морали, этикет представляют собой установленный порядок поведения, формы обхождения или совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям. Перечисление форм социального контроля может быть продолжено. Однако даже на основе анализа вышеназванных форм можно сделать несколько выводов. Во-первых, любой член общества находится под сильнейшим психологическим влиянием социального контроля. Это влияние начинается с рождения и продолжается в течение всей жизни. Поступки человека не могут быть правильно поняты, если исключить факторы социального контроля из анализа специфики его поведения. Нужно знать, в каком обществе субъект вырос, какие ценности были интериоризированы им в процессе социализации и т. д. Во-вторых, социальный контроль не всегда осознается индивидом изза процессов и результатов интериоризации. Следует иметь в виду, что особенно ярко влияние социального контроля можно наблюдать в процессах изменения интегральных психологических характеристик социальных групп: общественного мнения и психологического климата. В-третьих, социальный контроль — это очень сложный и противоречивый процесс, который имеет собственную динамику и зависит от множества причин исторического, социального, экономического, политического, этнического и культурного характера.

В процессе информатизации современного общества информация становится не только конструктивным признаком экономики, но и генеральным принципом организации трансформирующихся социальных систем, строительным материалом жизни каждого члена «информационной цивилизации», организации и функционирования социального контроля.

Формирование информационного общества в России — процесс необратимый и необходимый. Продвижение российского общества к информационному состоянию имеет естественные ограничения, связанные с состоянием и уровнем инновационной активности производственного и социального сектора. На этом пути происходит преодоление «векового проклятия» России, обусловленного огромными размерами страны. Формирование информационного общества в России служит необходимым условием устойчивого развития страны, ее полноценной интеграции в мировую экономику.

Для преодоления отставания России от промышленно развитых стран в уровне информатизации экономики и общества необходимо решить следующие задачи: 1) сформировать современную правовую базу использования ИТ- 2) преодолеть технико-технологический барьер отставания- 3) обеспечить высокий уровень подготовки кадров в области создания и использования ИТ- 4) сформировать адекватную культуру использования информационных ресурсов. Все указанные факторы будут служить повышению эффективности социального контроля в обществе.

Источником социального контроля за состоянием технологических новаций все чаще становятся методы гуманитарной экспертизы. Одним из ее объектов является научно-технический прогресс, который, безусловно, вносит немало нового в жизнь человека. Но и эти новшества воздействуют не сами по себе, а в тех социально и культурно опосредованных формах, в которых они и доходят до человека. Именно эти формы во многом определяют воздействие научно-технических новаций на человека, его развитие и его потенциал, именно они являются главным объектом экспертизы.

Другой источник технологических новаций — сама социальная практика, особенно технологии, порождаемые решениями и действиями властных структур. По отношению к ним применение предваряющей гуманитарной экспертизы представляется вполне естественным, а во многих случаях и просто необходимым, поскольку позволяет предвидеть и скорректировать как прямые, так и опосредованные, отдаленные неблагоприятные последствия.

Исследователи выделяют «конвенциональный путь» в формировании гуманитарной экспертизы, который позволяет делать реальные шаги на пути к институционализации гуманитарной экспертизы как целостной и относительно автономной экспертной системы. Этот путь предполагает, во-первых, анализ практики, накопленной на каждом из направлений, которое может по своему содержанию быть представлено как гуманитарная экспертизаво-вторых, разработку проектов нормативных правовых актов (включая и законопроекты, если это целесообразно), закрепляющих прежде всего технологии гуманитарной экспертизы и порядок участия структур гражданского общества в мониторинге социальных последствий нововведенийв-третьих, разработку и апробирование технологий гуманитарной экспертизы и подготовку кадров для ее осуществления. Гуманитарная экспертиза есть прежде всего форма участия людей в лучшем устройстве мира. Из этого и следует исходить, решая практические вопросы гуманитарной экспертизы — ее закрепление в праве, перевод идеи в технологии, подготовку организаций и людей к ее осуществлению.

Образование как социальное явление и процесс, как социальная система и институт, будучи элементом общества, испытывает на себе практически все изменения, происходящие в нем. Образование выполняет функции социального контроля и представляет собой один из институтов, способствующих поддержанию стабильности общества. С другой стороны, оно служит средством реализации частных интересов, средством самореализации. Понимание роли и места образования в обществе меняется с течением времени и зависит от экономической ситуации. Чаще всего взгляды, подчеркивающие важность образования, находят поддержку при оживлении экономической ситуации, в период экономических спадов становятся популярными противоположные идеи. Это, прежде всего относится к обществу, переживающему глубокие качественные трансформации, каким и является сегодня российское общество.

Образование является важным элементом образа жизни людей, взаимосвязанного с другими элементами регулярного повседневного способа деятельности, труда, быта, свободного времени, ценностными ориентациями. Объектом социального контроля в образовании является его связь с различными социальными институтами, содержанием образования, как усвоением современного знания, опыта предшествующих поколений и воспитанием типологических качеств личности, умственным и физическим развитием человека. Наиболее прочная институциональная связь образования осуществляется с культурой. Образование и культура транслируют опыт поколений, сохраняют и воспроизводят ценности и осуществляют социальный контроль за тем, как создается и распределяется духовная продукция общества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Р.Ф. Философия информационной цивилизации. Диалектика прогрессивной линии развития как гуманная общечеловеческая философия XXI века. / Р. Ф. Абдеев. -М. :ВЛАДОС, 1994. -252 с.
  2. , А.Б. Основы государственного управления, а сфере массовой информации в РФ/ А. Б. Агапов. М.: Юристь, 1997. — 343 с.
  3. , Р. Демократия и тоталитаризм / Р. Арон. М.: Текст, 1993.303 с.
  4. , Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию / Э. Аронсон / пер. с англ. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. -416 с.
  5. , В.Г. Системность и общество / В. Г. Афанасьев М.: Политиздат, 1980. — 368 с.
  6. , А.С. Россия: Критика исторического опыта (Социокультурная динамика России). От прошлому к будущему / А. С. Ахиезер. М Новый хронограф, 2008. — 938 с.
  7. , Г. П. Массовая коммуникация. Западные теории и концепции. Учебное пособие для студентов вузов / Г. П. Бакулев. М.: Аспект Пресс, 2005. -176 с.
  8. , М.М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. М.: Искусство, 1986. — 445 с.
  9. , Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Д. Белл / Пер. с англ. М.: Academia, 2004. -788 с.
  10. Ю.Бергер, П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания/П. Бергер, Т. Лукман. -М.: МЕДИУМ, 1995.-323 с.
  11. П.Бергер, П. Социология: биографический подход/ П. Бергер, Б. Бергер, Р. Коллинз// Лично-ориентированная социология. М.: Академия Проект, 2004. 605 с.
  12. , Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, вв. Т.1. Структуры повседневности: возможное и невозможное / Ф. Бродель / Пер с фр. М.: Изд-во «Весь мир», 2006. — 592 с.
  13. , Ф. А. Паблик рилейшнз или стратегия доверия / Ф. А. Буари /Пер. с англ. -М.: ИНФРА-М, 2001.- 178 с.
  14. , П. Социология и политика / П. Бурдье. М.: Socio- Logos, 1993.-336 с.
  15. , П. Социальное пространство: поля и практики / П. Бурдье / Отв. ред. перевода, сост. послесл. Н. А. Шматко. М.: Институт эксперементальной социологии- СПб.: Алетейя, 2005. — 576 с.
  16. , П. Практический смысл / П. Бурдье / Общ. ред. Н. А. Шматко. СПб.: Алетейя, 2001. — 562 с.
  17. , М.А. Региональная печать и власть: приоритеты взаимодействиях в условиях современной России: Автореф. дис. к.п.н.-М.: РАГС, 1999. -23 с.
  18. , И. Конец знакомого мира : Социология XXI века / И. Валлерстайн. М.: Логос, 2004. — 368 с.
  19. , М.А. Основы теории коммуникации: Учебник/ М. А. Василик, М. С. Вершинин, В. А. Павлов / Под ред. М. А. Василика. М.: Гардарики, 2005. — 615 с.
  20. , М.С. Политическая коммуникация в информационном обществе / М. С. Вершинин. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2001. — 253 с.
  21. , Н. Творец и Будущее / Н. Винер. М.: ООО «Издательство ACT», 2003.-732 с.
  22. , A.M. СМИ как фактор формирования гражданского общества: процесс, тенденции, противоречия / A.M. Воробьёв. Екатеринбург: Изд-во УрЮИ МВД России, 1998. — 183 с.
  23. Всемирная энциклопедия. Философия XX век. М.: ACT- Минск: Харвест: Современный литератор, 2002. — 976 с.
  24. , А.А. Теория и методология субстратного подхода в материалистической диалектике / А. А. Гагаев. Саранск: Изд-во Мордов. унта, 1991.-308 с.
  25. А.А. Социализация и социальный контроль в Евразии. Наука и искусство / А. А. Гагаев, П. А. Гагаев. Саранск.: Изд-во Мордов. унта, 2007.-340 с.
  26. , П.П. Прорыв к трасцендентному: Новая онтология XX века / П. П. Гайденко. М.: Республика, 1997. — 495 с.
  27. , В.Т. Паблик рилейшнз. Что это значит? Введение в средоведческую коммуникологию / В. Т. Ганжин. М.: Изд-во МНЭПУ, 1998. -176 с.
  28. , Б.С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных концепций) / Б. Г. Гершунский. М.: Изд-во «Совершенство», 1998. — 608 с.
  29. , Э. Устроение общества: Очерк теории структурации / Э.Гидденс. -М.: Академический проект, 2003. 528 с.
  30. , Ю.Н. Регионоведение : учеб. / Ю. Н. Гладкий, А. И. Чистобаев. М.: Гардарики, 2000. — 384 с.
  31. , Т. Левиафан, или материя, форма и фласть государства церковного и гражданского / Т. Гоббс / Сочинения в 2 т. Т. 2. / Пер. с англ. -М.: Мысль, 1991.-731 с.
  32. , М.К. Общественное мнение: история и современность / М. К. Горшков .- М.: Политиздат, 1988. 383 с.
  33. Государство и СМИ: будет ли в России свобода слова? / Под ред. А. Владиславлева, В. Никонова, А.Салмина. -М., 2003. 65 с.
  34. , А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы. Монография / А. А. Грабельников. -М.: Изд-во РИП-холдинг, 2001. -336 с.
  35. , М.Н. Политика, политическая система, политическая коммуникация: Монография / М. Н. Грачёв. М.: НОУ МЭЛИ, 1999. — 167 с.
  36. , Б.А. Четыре жизни России в зеркале опросов общественного мнения: Очерки массового сознания времен Хрущёва, Брежнева, Горбачёва и Ельцина. Кн. 1. / Б. А. Грушин. М., 2001. -619 с.
  37. , М. Философия: Учеб. пособие / М. Турина: пер. с фр. М.: Республика, 1998. — 540 с.
  38. , А.А. Золотое правило нравственности / А. А. Гусейнов. -М.: Мол. гвардия, 1979. 223 с.
  39. , А.А. Введение в этику / А. А. Гусейнов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.-208 с.
  40. , К. Новое мышление в преодолении прошлого и созидании будущего / К. Гюнцль. -М.: Республика, 1993. 191 с.
  41. , Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия: Проблемы нравственной философии / Ю. Н. Давыдов. М.: Мол. Гвардия, 1982. — 287 с.
  42. , Ю.Н. Макс Вебер и современная теоретическая социология : Актуальные проблемы веберовского социологического учения / Ю. Н. Давыдов. -М.: Мартис, 1998. 510 с.
  43. , Ж. Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза / Ж. Делез / Пер. с фр. М.: ПЕР СЭ, 2000. — 351 с.
  44. , Е.В. Особенности массово-информационного пространства региона / Е. А. Дзякович // Регионология. 2006. № 2. С. 198 207.
  45. Дмитриев, А. В, Сычев А. А. Смех: социофилософский анализ. М,-Альфа-М. 2005. 592 с.
  46. , Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. Проблемы семиосоциопсихологии / Под ред. И. Т. Левыкина. М.: Изд-во Наука, 1984. — 269 с.
  47. , В.И. Социальная антропология: Учебник / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. М.: ИНФРА -М, 2005. — 688.
  48. , М. Сравнительная политическая социология / М. Доган, Д. Пеласси. -М.: Соц.- полит, журн., 1994. 272 с.
  49. , Э. Беседы о масс-медиа / Э. Дэннис Д.Мерил Д. М.: Вагриус, 1997. -330 с.
  50. , Э. О разделении общественного труда / Э. Дюркгейм. -М.: Канон, 1996.-432 с.
  51. , B.C. Философия открытого мира / В. С. Егоров. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. — 320 с.
  52. , В.Я. Социологический метод: теория, онтология, логика / В. Я. Ельмеев. СПб.: ТОО ТК «Иетрополис», 1995. — 144 с. 53.3ейналов, Г. Г. Человечество в поисках альтернативного пути развития / Г. Г. Зейналов. М.: Прометей, 1999. — 200 с.
  53. , В.Н. Социальные технологии в современном мире / В. Н. Иванов. -М.: Славянский диалог, 1996. 335 с.
  54. , Д.В. Виртуализация общества. Версия 2.0. СПб.: Петербург Востоковедение, 2002. — 224 с.
  55. , О.И. Методология социологии: Учебно-методич. Пособие. СПб.: Социологическое общество им. М. М. Ковалевского, 2003. С. 46.
  56. , Э.В. Философия и культура / Э. В. Ильенков. М.: Политиздат, 1991. — 464 с.
  57. , В.В. Аксиология / В. В. Ильин. М.: Изд-во МГУ, 2005.216 с.
  58. В.В. Мир глобо: вариант России. Научное издание. Изд-во «Полиграф -Информ», 2007. -252 с.
  59. , В.В. Макросоциология : учеб. / В. В. Ильин, Б. Ф. Кевбрин, В. А. Писачкин. Саранск: 2004. — 304 с.
  60. , В.И. Государство и социальная стратификация советского и постсоветского обществ / В. И. Ильин / Сыктывкар, ун-т- Ин-т социологии РАН. Сыктывкар, 1996. — 349 с.
  61. , В.П. Критика информации. (Lash S. Critigue of information. London- Thousand Oaks (Ca.): Sage Publikations, 2002. XII + 234 p.) / В. П. Иноземцев, С Лэш // Вопр.философии. 2002. № 10. С.182−187.
  62. Информационная политика / Под общ. ред. В. Д. Попова. М.: РАГС, 2003.-463 с.
  63. , Н.А. Специфика социального познания / Н. А. Исмуков. М.: Ифрла, 1984. — 257 с.
  64. , А. Бунтующий человек Философия. Политика. Искусство / А. Камю / Пер. с фр. М.: Политиздат, 1990. — 415 с.
  65. , И. Лекции по этике / И. Кант / Пер. с нем. М.: Республика, 2000. — 431 с.
  66. , А.И. Информатизация социокультурного пространства / А. И. Каптерев. -М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. 512 с.
  67. Кара-Мурза, С. Г. Манипуляция сознанием / С.Г. Кара-Мурза. -М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. 832 с.
  68. , М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс. М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 608 с.
  69. , В.И. Категория «состояние» в научном познании / В. И Кемкин. -М.: Высш. шк., 1983. 120 с.
  70. , В.Н. Социально-философские проблемы совершенствования личности /В.К.Кириллов. Чебоксары: Изд-во ЧТУ, 1994.-268 с.
  71. , П.Н. Этика журналиста. Учебник / П. Н. Киричек, О. В. Федотова. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2004. -140 с.
  72. , Е.Н. Синергетика: Нелинейность времени и ландшафты коэволюции / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов. М.: КомКнига, 2007. — 272 с.
  73. , П. Общество и государство: неизбежный дуализм / П. Козловски / Пер. с нем. М.: Республика, 1998. — 368 с.
  74. , К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика: учеб. пособие для вузов / К. К. Колин. М.: Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 350 с.
  75. , Н.С. Американская экологическая этика: традиции и современность. / Автореф. дис. к.ф.н. Саранск, 2007. -22 с.
  76. , В.Ю. Проблемы социального времени / В. Ю. Кузнецов // Ученые записки. Т.1 (1994−1996). -М.: 1997. С. 53−54.
  77. , В.А. Социальная свобода и ответственность в современном демократическом обществе. / Автореф. дис. к.ф.н. Чебоксары, 2006.-25 с.
  78. Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. М.: ACT, 2001.608 с.
  79. , А.А. Система управления СМИ / А. А. Курочкина. -СПб.: Изд-во СПб гос. ун-та экономики и финансов, 1999. — 209 с.
  80. , С. Страх и трепет / С. Кьеркегор / Пер. с дат. М.: Республика, 1993.-383 с.
  81. , Э. Приверженность журналистскому долгу. Об этическом подходе к журналистской профессии / Э. Ламберт. М.: ВИОЛАНТА, 1998. — 320 с.
  82. , С.В. Социологическое познание: Методологические проблемы исследования социальных явлений и процессов: учеб. пособие / С. В. Лапина. Минск: Белорусская наука, 1998. — 207 с.
  83. Т. Паблик рилейшнз. Корпоративная политическая режиссура. Модели, система ценностей, каналы СМК /Т.Ю. Лебедева. М.: Изд-во МГУ, 1999.-350 с.
  84. Лиотар, Ж.-Ф. Феноменология / Ж.-Ф. Лиотар / Пер. с англ. -СПб.: Алетейя, 2001, — 151 с.
  85. , В.Н. Информационная безопасность России: Человек. Общество. Государство / В. Н. Лапатин. СПб.: Фонд «Университет», 2000. -428 с.
  86. , К. Оборотная сторона зеркала / К. Лоренц / Пер. с нем. М.: Республика, 1998. — 393 с.
  87. , А.Ф. Философия. Мифология. Культура / А. Ф. Лосев. М.: Политиздат, 1991. — 525 с.
  88. , Д. К онтологии общественного бытия. Пролегомены / Д. Лукач. -М.: Прогресс, 1991. -412 с.
  89. , Н. Власть / Н. Луман / Пер с нем. А. Ю. Антоновского. -М.: Праксис, 2001. -256 с.
  90. , Н. Общество как социальная система / Н. Луман / Пер с нем. А. Ю. Антоновского.- М.: Издат-во «Логос», 2004. -232 с.
  91. , Н. Реальность массмедиа / Н. Луман / Пер с нем. А. Ю. Антоновского. М.: Праксис, 2005. -256 с.
  92. , Н. Эволюция / Н. Луман / Пер с нем. А. Ю. Антоновского. М.: Издат-во «Логос», 2005. -256 с.
  93. , Н. Медиа коммуникации / Н. Луман / Пер с нем. А. Глухов, О.Никифоров. -М.: Издат-во «Логос», 2005. 280 с.
  94. , Н. Дифференциация / Н. Луман / Пер с нем.Б.Скуратов. -М.: Издат-во «Логос», 2006. 320 с.
  95. , Э.Ф. Социальный контроль масс: учеб. пособие для вузов / Э. Ф. Макаревич, О. И. Карпухин, В. А. Луков. М.: Дрофа, 2007. — 429 с.
  96. , О.А. Социологические исследования как средство формирования образа политического института / О. А. Малаканова. -Самара, 1995. -13 с.
  97. , М.К. Как я понимаю философию. М.: Издательская группа «Прогресс», 1992, — 415 с.
  98. , М.М. Введение в теорию устойчивого развития: Курс лекций / М. М. Мамедов, Н. П. Ващекин, Э. В. Гирусов и др. М.: Ступени, 2002.-240 с.
  99. , В.В. Социальное программирование: теоретико-методологические проблемы / В. В. Маркин. Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 1998.-С. 20.
  100. , А. По направлению к психологии бытия / А. Маслоу. -М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. 272 с.
  101. , И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития / И. С. Мелюхин. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1999. — 208 с.
  102. Л.А. Эпистемология ценностей. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. — 439 с.
  103. , Н.Н. Информационное общество: возможности и реальность / Н.Н. Моисеев//Полис. 1993. № 11. С. 6−14.
  104. , А. Социодинамика культуры / А. Моль: Пер. с фр./ Предисл. Б. В. Бирюкова. М.: КомКнига, 2005. -416 с.
  105. , Е.И. Введение в теорию социальных систем : учеб. пособие / Е. И. Морозов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. — 284 с.
  106. , А.В. Введение в социальную педагогику / А. В. Мудрик. М.: Ин-т практ. психологии, 1997. — 365 с.
  107. , К. Психология ответственности. Л.: Наука,. 1983. — 240 с.
  108. , М.М. Массовая коммуникация и общество. Введение в теорию исследования. М.: «Анти плюс», 2003. — 428 с.
  109. ПО.Назарчук, А. В. Этика глобализирующегося общества. Тенденция и проблемы глобализации в свете социально-этической концепции К.-О. Апеля / А. В. Назарчук. М.: Директмедиа Паблишинг, 2002. — 381 с.
  110. , В.Г. Общая социология: Учебное пособие / В. Г. Немировский. Ростов н/Д: Феникс, 2004. -320 с.
  111. В.Г. Универсумная парадигма в российской социологии / В. Г. Немировский // Социология на пороге XXI века: Основные направления исследований. М.: РУСАКИ, 1999. С. 80−105.
  112. , Д. Мегатренды / Д. Нейсбит, Д. М.: ООО «Издательство ACT»: ЗАО НПП «Ермак», 2003. — 380 с.
  113. , Ю.А. России нужна национальная стратегия информационного развития / Ю. А. Нисневич, Д. С. Черешкин // Информ Курьер связь. 2005. № 7. С. 76−79.
  114. Новая технократическая волна на Западе / Сост. П. С. Гуревич. -М.: Прогресс, 1986. 236 с.
  115. , И.Б. Философские аспекты информатизации / И. Б. Новик, А. И. Фомичев // ВНИИМ. -М., 1983. 111с.
  116. , Д.А. Механизмы функционирования многоуровневых организационных систем / Д. А. Новиков. М.: Фонд «Проблемы138управления», 1999. С. 60 -67.
  117. Новые угрозы независимым СМИ, связанные с недостатками в юридическом обеспечении их деятельности /Под ред. Я. В. Скляровой. М., 2002. — 48 с.
  118. , Э. Массовые опросы: Введение в методику демоскопии / Э. Ноэль / Пер. с нем. Общ. ред. Н. С. Мансурова. М., 1993. -272 с.
  119. Общественная экспертиза. Анатомия свободы слова. М., 2000. — 824 с.
  120. , С.И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1961. — 900 с.
  121. Ортега-и-Гассет, X. Восстание масс / Сб.: Пер. с исп. / X. Ортега-и-Гассет. -М.: ООО «изд-во ACT», 2001. 509 с.
  122. , М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали / М. Оссовская /Пер. с польск. М.: Прогресс, 1987. — 528 с.
  123. , А.С. Философия политики. Учеб. пособие. /А.С.Панарин. М.: «Новая школа», 1996. — 424 с.
  124. , Т. О социальных системах. М.: Академический проект, 2002. — 832 с.
  125. , В. А. Социология жизненного пространства / В. А. Писачкин. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1997. — 182 с.
  126. , В.А. Паблик рилейшнз. Введение в специальность «Связи с общественностью»: учеб. пособие / В. А. Писачкин, И. Е. Поверинов. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2003. — 180 с.
  127. , В.А. Информационное пространство социума: структура, трансформация и региональная специфика / В. А. Писачкин, И. Е. Поверинов. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2005. — 186 с.
  128. , Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов : учеб. пособие / Ю. М. Плотинский. М.: Издат. корпорация «Логос», 1998. — 280 с.
  129. , Л.А. Средства массовой информации в культуре переходного периода / Л. А. Поелуева. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2004. — 132 с.
  130. , В. Д. Информациология и информационная политика / В. Д. Попов. -М.: РАГС, 2001. 117с.
  131. , В.Д. Коммуникативные коды имиджа власти / В. Д. Попов, Е. С. Федоров. -М.: ИД «Камерон», 2004. 72 с.
  132. , К. Открытое общество и его враги. Т. 2: Время лжепророков: Гегель, Маркс и другие оракулы / К. Поппер. М.: Феникс: Междунар. Фонд «Культурная инициатива», 1992. — 528 с.
  133. , К. Нищета историцизма / К. Поппер. М.: Издат. гр. «Прогресс» — VIA, 1993. — 187 с.
  134. , Г. Г. Коммуникативные технологии XX века / Г. Г. Почепцов М.: Рефл-Бук, 1999. — 346 с.
  135. , И.Р. Время, хаос, квант.: Пер. с англ. / И. Р. Пригожин, И. Стенгерс. -М.: Прогресс, 1994. 321 с.
  136. , И.Р. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой / И. Р. Пригожин, И. Стенгерс. М.: Прогресс, 1986. — 432 с.
  137. , Е.П. Журналистика и демократия / Е. П. Прохоров. -М.: Изд-во РИП-холдинг, 2001. 268 с.
  138. Радклифф-Браун А. Р. Структура и функции в примитивном обществе. Очерки и лекции / А.Р.Радклифф-Браун / Пер. с англ. М., 2001. -304 с.
  139. , А.И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры: пример России / А. И. Ракитов. // Вопросы философии. 1994. № 4. С.3−13.
  140. , А.И. Философия компьютерной революции / А. И. Ракитов. М.: Политиздат, 1991. — 287 с.
  141. , Б. История западной философии: В 2 т. Т. 1−2. -Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1994. Т.1, 464 е., Т.2. 400 с.
  142. , Д. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание / Д. Рашкофф. М.: УльтраКультура, 2003. — 368 с.
  143. , Д.Я. Может ли Россия построить открытое общество? (историко-культурный аспект) / Д. Я. Резун. М.: ИЧП Изд-во Магистр, 1997. -40 с.
  144. , JI.H. Роль массовой коммуникации в социальных технологиях устойчивого развития / JI.H. Реснянская / Институт Философии и права. Новосибирск, 1994. — 34 с.
  145. Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий / Вступ. Ст. В. В. Сапова. М., 1995.-463 с.
  146. , Дж. Современные социологические теории / Дж. Ритцер. 5-изд. — СПб.: Питер, 2002. — 668 с.
  147. В.М. Человек культурный. Введение в антропологию: Учеб. пособие / В. М. Розин. М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-таб Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2003. — 304 с.
  148. Россия: опыт национально-государственной идеологии / В. В. Ильин, А. С. Панарин, А.В.Рябов- Под ред. В. В. Ильина.-М., 1994.231 с.
  149. , М.Э. Социализация личности и текст: методологический и социально-философкий аспекты. Саранск Изд-во Мордов. ун-та, 2003. -155.
  150. Савкин, Н. С. Социальная философия: Учеб. пособие /Н.С.Савкин.- Саранск: Изд-во МГУ, 1997.- 176 с.
  151. , Н.С. Человек и общество: Проблемы теории воспроизводства / Н. С. Савкин. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1991. -72 с.
  152. , B.C. Социальное конструирование виртуальных реальностей / B.C. Свечников. Саратов, 2003. — 123 с.
  153. , Т.Ю. Философия кризиса: Учебное пособие / Т. Ю. Сидорина. М.:Флинта: Наука, 2003. — 456 с.
  154. , А.П. Моральное зло в истории этики и культуры / А. П. Скрипник. -М.: Политиздат, 1992. 351 с.
  155. , А.П. Этика. Учебник / А. П. Скрипник. М.: Проект, 2004.-352 с.
  156. , А.Н. Информатизация системы образования и информационное общество / А. Н. Смирнов // Фундаментальные и прикладные проблемы регионологии / НИИ регионологии при Мордов. унте. Саранск, 2003. — С. 247−254. (Приложение № 3 к журналу «Регионология»
  157. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / под общ. ред. В. В. Миронова.- М.: Гардарики, 2006. 639 с.
  158. , А.В. Общая теория социальной коммуникации : учеб. пособие / А. В. Соколов. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002. — 461 с.
  159. , Э.Ю. Прошлое толкует нас: (Очерки по истории философии и культуры) / Э. Ю. Соловьев. М.: Политиздат, 1991. — 432 с.
  160. Социальная философия. Словарь / Сост. и ред. В. Е. Кемеров, Т. Х. Керимов. М.: Академический Проект, 2003. — 560 с.
  161. Социальные знания и социальные изменения / Ин-т философии РАН. -М., 2001. -284 с.
  162. Социологический энциклопедический словарь: на русском, английском, немецком, французском и чешском языках. М.: НОРМА, 2000. -488 с.
  163. Социология журналистики: Учеб. пособие для студентов вузов / И. Н. Блохин и др.) / Под ред. С. Г. Корконосенко. М.: Аспект Пресс, 2004. -318 с.
  164. , Е.Н. Инновационное образование в инновационную эпоху / Е. Н. Струк // Адлеровские социологические чтения. Сборник материалов Республиканской конференции. Альметьевск, 2006. С. 137 140.
  165. , В.В. Становление свободы в социально-философском дискурсе современного общества / Автореф. дисс. к.ф.н. Саранск, 2008.- 17 с.
  166. , М.Ю. Информационное общество: философские проблемы управления наукой и образованием / М. Ю. Тихонов. М.: ИКАР, 1998.-312 с.
  167. , Э. Создание новой цивилизации. Политика третьей волны / Э. Тоффлер, — Новосибирск: Сибирская молодежная инициатива, 1996.-342 с.
  168. , Э. Третья волна / Э. Тоффлер. М.: Изд-во ACT, 2002.- 776 с.
  169. , Э. Метаморфозы власти. Знание, богатство и сила на пороге XXI века / Э. Тоффлер. М.: Изд-во ACT, 2002. — 669 с.
  170. Управление общественными отношениями: Учебник / Под общ. ред. Комаровского B.C. М.: Изд-во РАГС, 2005. — 400 с.
  171. , Б.Ф. Социальная инноватика : учеб. пособие / Б. Ф. Усманов. М.: Институт молодежи, 2000. — 344 с.
  172. , Ф. Теории информационного общества /Ф. Уэбстер. -М.: Аспект Пресс, 2004. 400 с.
  173. , Э.З. Методология научного познания / Э. З. Феизов. -Чебоксары: Изд-во ЧТУ, 2000. 590 с.
  174. , В.Г. Социальная философия и науки об обществе // Эпистемология & философия науки. Т. II, № 2. М.: «Канон+», 2004. — С. 119−135.
  175. , В.Г. Основные исследовательские программы социальных и гуманитарных наук / В. Г. Федотова //Философия науки. Методология и история конкретных наук /Коллектив авторов. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2007. — С. 285−305.
  176. Философский энциклопедический словарь. -М.: Совет. Энцикл., 1983.- 840 с.
  177. Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. -М.: Норма, 2005.-928 с.
  178. , Д. Мировая динамика / Д. Форрестер. М.: ООО «Издательство ACT" — СПб.: Terra Fantastica, 2003. — 379 с.
  179. , В. Человек в поисках смысла / В. Франкл: Сборник: пер с нем. М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
  180. , И.Т. Этика науки: Проблемы и дискуссии / И. Т. Фролов, Б. Г. Юдин. -М.: Политиздат, 1986. 399 с.
  181. , Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм: /Пер., вст. Ст. П. С. Гуревич. -М.: Республика, 1994. 447 с.
  182. , Э. Человек для себя. Иметь или быть? / Э. Фромм: пер. с англ. Мн.: Изд. В. П. Ильин, 1997. — 416 с.
  183. , М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / М. Фуко: пер. с фр. СПб.: A-cad, 1994. — 406 с.
  184. Функционирование региональных СМИ в современных условиях: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Пенза, 18−20 мая 2006 г.) / Отв. ред. И. Ф. Шувалов. Пенза, ППГУ им. В. Г. Белинского, 2006. — 160 с.
  185. , Ю. Демократия. Разум. Нравственность. Московские лекции и интервью. М.: АСАДЕМ1А, 1995. — 245 с.
  186. , Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2000. — 379 с.
  187. , Й. Осень Средневековья / Й. Хёйзинга /Пер. с нид. -М.: Айрис-пресс, 2002. 544 с.
  188. , В. Философия и экология / В. Хесле / Пер. с нем. /Ин-т философии РАН. М.: Изд. Фирма АО «Ками», 1994. — 192 с.
  189. , В. В. Социокультурное взаимодействие субъектов образовательного пространства в информационном обществе : дисс. д. соц. н. / В. В. Хохлова. Н. Новгород, 2002. — 401 с.
  190. В.Г. Общественное пространство (социально-философский анализ) / В. Г. Черников. Воронеж: Изд-во Воронежского унта, 1984. — 165 с.
  191. , А. А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы / А. А Чернов. М.: Издательская корпорация «Дашков и К», 2003. — 232 с.
  192. , А.Н. Связи с общественностью: теория и практика: Учеб. пособие / А. Н. Чумиков, М. П. Бочаров. М.: Дело, 2006. — 552 с.
  193. , Д.М. Формирование гражданского общества: макросоциальные аспекты анализа / Д. М. Шабунин. М.: Изд-во МГУ, 1992. -350 с.
  194. , Ф.И. Теория коммуникаций (базовый курс). Учебник. -М.: «РИП-Холдинг», 2006. 240 с.
  195. , М.А. Паблик рилейшнз в системе социального управления / М. А. Шишкина. СПб.: Изд-во С, — Петерб. Ун-та, 1999. — 444 с.
  196. , Я. Элементарные понятия социологии / Я. Щепаньский. М.: Прогресс, 1969. — 240 с.
  197. , А. Свобода воли и нравственность / А. Шопенгаур: пер. с нем. М.: Республика, 1992. — 448 с.
  198. Энциклопедический социологический словарь. М.: ИСПИ РАН, 1995.-567 с.
  199. , Б.Г. От гуманитарного знания к гуманитарным технологиям // Философия социальных и гуманитарных наук/ под ред С. А. Лебедева. М.: Академический проект, 2006. — С. 216- 244.
  200. , В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В. А. Ядов. М.: «Добросвет», 2003. — 596 с.
  201. , В.И. Информационная безопасность / В. И. Ярочкин. -М.: Академ, проект, 2003. 639 с.
  202. К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс / Пер. с нем. -М.: Республика, 1994. 527 с.
  203. Dominik, J.R. The Dynamics of Mass Communication / Third Edition /Universiti of Georgia, Athens. N.Y. McGraw-Hill Publishing Company, 1990. 597 p.
  204. Kottak, C.P. Antropology the exploration of humandiversiti / C.P. Kottak. Copuriright, McGraw-Hill, 1991. 496 p.
  205. Lash, S. Critigue of information / S. Lash. L.- Thousand Oaks (Ca.): Sage Publikations, 2002. — XII + 234 p.
  206. Mayrer, R. Philosophische Ethik und Orlentlerung im Handeln Ethik und Okologie // Uniwersitas, Ztsch. Fur Wissenschafft, Kunst und Literatur. 1982. Juli, S. 705−714.
Заполнить форму текущей работой