Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Проблема соотношения права и нравственности в немецкой классической философии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для традиции русской философско-правовой мысли XIX — XX вв. и позитивной юридической науки характерно стремление интегрировать философию права в общую систему правовой теории, в качестве элемента общей энциклопедии права или самостоятельной научной дисциплины — всеобщего теоретического и методологического фундамента науки. Русские мыслители стремятся детально изучить, осмыслить, использовать идеи… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА II. ЕРВАЯ. ПРОБЛЕМА ОТНОШЕНИЯ ПРАВА И НРАВСТВЕННОСТИ В ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
    • 1. 1. Становление проблемы соотношения права и нравственности
  • Античность — Средневековье — Новое Время)
    • 1. 2. Право и мораль как сферы реализации практического разума (И. Кант)
    • 1. 3. Фихтевское понятие свободы как основание теории права и морали
  • ГЛАВА ВТОРАЯ. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ СООТНОШЕНИЯ ПРАВА И НРАВСТВЕННОСТИ В ФИЛОСОФИИ АБСОЛЮТНОГО ИДЕАЛИЗМА
    • 2. 1. Разработка вопросов отношения права и нравственности в философии тождества Ф.В.Й. Шеллинга
    • 2. 2. Трактовка субстанциального единства права и нравственности в «Философии права» Г. В.Ф. Гегеля*
    • 2. 3. Значение идей немецкой классической философии для решения актуальных проблем отношения права и нравственности

Проблема соотношения права и нравственности в немецкой классической философии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Человечество оказалось заложником своих прежних схем и представлений, которые накануне XXI века уподобились прокрустову ложу. Прежде всего, это отношение и оценка действующих институтов власти и бесчисленного количества норм и правил. Формирование нравственно-правовой культуры современного российского общества требует переосмысления сложившейся системы ценностей, нравственно-правовых идеалов. Сегодня гуманитарные науки, и историко-философская наука в том числе, могут развиваться, лишь опираясь на духовный опыт народа, нравственные ценности, особенности правосознания. Важнейший путь к постижению культуры народа — изучение его истории, в том числе и истории мышления: философского, естественнонаучного, правового. Опыт этого постижения нашел свое отражение и самое глубокое осмысление в немецкой классической философии права.

Философия права являлась одним из ведущих направлений европейской общественной мысли конца XVIII — начала XIX веков, но, возможно, в силу ее сложной специфики она до настоящего времени остается все еще не интегрированной в систему современного философского и гуманитарного образования. Опыт трактовки и изучения предмета философии права, исследования его отношения к предмету этической науки, к вопросам становления личности и культуры, накопленный немецкой классической философией, необходимо востребовать.

В этой связи представляется особенно актуальным выявить основания, по которым возможно объединить два различных понятия: понятие права и понятие нравственности, сводя их в единство. Единство понятий, однако, возможен тогда, когда они имеют единое основание. Определить, действительно ли это единство имеет место, какова его истинная природа, каким образом и в каком взаимоотношении развиваются в пределах этого единства различные по сути понятия правового и нравственного, возможно, на наш взгляд, рассмотрев исторический путь этого развития. Поскольку реальные процессы развития правовых и нравственных отношений в обществе находили свое отражение в этических и правовых учениях своих исторических эпох, в длительной и духовно ¦ насыщенной истории идей, то представляется, что в целом возможно решить указанную проблему, обратившись к истории наиболее значительных политических, правовых, и этических учений прошлого, заложивших основы нашего современного воззрения на эти вопросы.

Соотношение права и нравственности отличает классическую юридическую науку в целом. Причем именно глубокая взаимосвязь морали и права,.

LC ЧЧ морально-этическая ориентация в правоведении задает высокии нравственный потенциал классическому правоведению, предохраняет его от возможного и столь характерного для нашего столетия впадения в формализм, как отмечал Э. Ю. Соловьев.

Только проанализировав классические правовые и философско-правовые • учения, можно рассчитывать в правильном аспекте рассмотреть проблему отношения права и нравственности. В практической сфере это должно позволить по-новому взглянуть на многие из укоренившихся стереотипов юридической науки, занять такую позицию в отношении права, человека, в отношении нравственных ценностей личности, которая бы вполне соответствовала духу нынешних реформ, в необходимости которых для свободного, здорового развития общества не сомневается почти никто.

Внимательное отношение к философско-правовым концепциям немецких классиков всегда отличало как русскую философию, так и позитивное учение о праве, развивавшееся в нашей стране в прошлом. Теоретический уровень русской философии права во многом определялся ее вниманием к немецкой классической философии, в особенности к поднятым в ней проблемам соотношения права и нравственности, нравственно-правового идеала, свободы и ответственности личности, которые остаются актуальными и для современной общественной мысли. Сегодня представляется особенно важным возрождать и продолжать эту традицию.

Для традиции русской философско-правовой мысли XIX — XX вв. и позитивной юридической науки характерно стремление интегрировать философию права в общую систему правовой теории, в качестве элемента общей энциклопедии права или самостоятельной научной дисциплины — всеобщего теоретического и методологического фундамента науки. Русские мыслители стремятся детально изучить, осмыслить, использовать идеи кантовской теории познания и этики, фихтевского наукоучения, теории всеединства Шеллинга и гегелевской спекулятивно-диалектической логики. Особенно большой вклад в изучение немецкой методологии и философии права внесли такие ученые старшего поколения как А. Д. Градовский, П. Г. Редкин (позже перешедший на позиции позитивистской философии), Б. Н. Чичерин. В русской философии права своеобразно преломляется кантовское учение о высшем нравственном законе (категорическом императиве), о долге и предназначении человека, фихтевская теория личности как исходного пункта дедуцирования определений права, гегелевское понятие свободной воли личности, идея гражданского общества и государства как выражения нравственного строя народа. Находят применения методологические принципы немецкой классической философии диалектического анализа, единства исторического и логического, движения от абстрактного к конкретному, взаимоперехода субъективного и объективного. Поиск этико-онтологических корней права, который мы найдем в работах Б. Н. Чичерина, B.C. Соловьева, позже — П. И. Новгородцева, Е. Н. Трубецкого, И. В. Михайловского, Н. Н. Алексеева, С. Л. Франка, И. А. Ильина и других позволял осмыслить нравственно-правовые основы бытия Отечества, используя потенциал западной философской, этической и юридической мысли, — так можно выразить.

WW W сверхзадачу русской правовой науки, вполне определившуюся ко второй половине прошлого столетия и сохраняющую свою актуальность и по сей день.

Философия права составляет методологическое и мировоззренческое основание теории права, формируя правовую культуру личности. Этим определяется ее практическое значение. Развитие отечественной философии права — задача совершенно необходимая, если мы действительно хотим создавать правовое государство, продолжающее национальные и духовные традиции русского народа. И важнейшим шагом на пути к ее решению должна стать историкофилософская актуализация традиций и идей немецкой классической философии права, этики, учения о человеке.

Научный и духовный потенциал идей Канта, Фихте, Шеллинга, Гегелявелик. Поэтому его актуализация может оказать значительное влияние на развитие отечественной историко-философской науки, философии права, этики, теории права и государства на рубеже XXI века.

При решении основных исследовательских задач, поставленных в диссертации, были проанализированы и обобщены труды отечественных и зарубежных ученых, внесших значительный вклад в дело историко-философского исследования немецкой классической философии права.

Своеобразию политических и экономических условий в России прошлого века отечественная философская наука обязана многообразием подходов и позиций по кардинальным нравственно-этическим проблемам, фундаментальным вопросам методологического обоснования теории права и государства, единст- • во которой задавалось традиционно внимательным отношением к классическому наследию отечественной и европейской философской мысли. Именно такой подход во многом обусловил теоретически высокий уровень отечественной историко-философской науки.

К сожалению, многие десятилетия нашей послереволюционной истории воззрения классиков немецкой философии на проблемы морали и нравственности, а особенно истории и права, оставались в тени. Их взгляды объявлялись устаревшими, реакционными, не имеющими практической ценности.

Отношение стало меняться примерно с середины шестидесятых годов. Благодаря деятельности крупных ученых, теоретиков и историков философии, истории этической и правовой мысли в последующие десятилетия в свет выходят работы, посвященные немецкой и русской философии права, выполненные на высоком теоретическом и методологическом уровне, значительной источниковедческой базе, с учетом достижений мировой науки. Здесь можно указать на работы Ю. Я. Баскина, А. Ф. Замалеева, В. Д. Зорькина, Д. А. Керимова, Э. В. Кузнецова, А. А. Королькова, Д. И. Луковской, Н. И. Матузова, Н. В. Мотрошиловой,.

B.C. Нерсесянца, A.A. Пионтковского, В. П. Сальникова, В. А. Туманова. Переводятся и издаются важнейшие политико-правовые произведения И. Канта и Г. В. Ф. Гегеля.

Своего рода «ренессанс» классической философско-правовой мысли стимулировал интерес общества к проблемам онтологических, методологических, религиозных и других оснований права и нравственности. Широкое признание научного сообщества получили философско-правовые работы Д.А.Керимова1 и В. С. Нерсесянца.2 В них разработаны методологические основы современной теории права, обеспечивающие ее системность и комплексность, категориальный аппарат правоведения, дается тщательный анализ понятия свободы, правового государства, прав и свобод человека и гражданина в их взаимоотношении, исследуется соотношение права и морали, а также целый комплекс других актуальных вопросов теории права и государства. Параллельно разработке общетеоретических основ теории права и государства в этих работах осуществляется систематическое исследование важнейших этапов истории правовой и фило-софско-правовой мысли.

Нам представляется, что этот опыт, накопленный за последние годы, позволяет сделать убедительный вывод о перспективности и настоятельной необходимости возвращения к классическому этическому и философско-правовому наследию и его переосмыслению с учетом новой роли личности в России. Для этого историкам философии следует продолжить работу по детальному изучению философии права на основе современных идей философской компаративистики. Хотя в настоящее время нет специальной работы, анализирующей трактовку немецкими классиками проблем соотношения права и нравственности, для ее осуществления уже есть достаточная источниковедческая и методологическая база. Ее составляют работы, посвященные общим закономерностям и этапам развития истории философии, исследованию творчества отдельных ав.

1 Керимов Д. А. Основы философии права. М., 1992; его же. Философские основания политико-правовых исследований. М., 1986; его же. Философские проблемы права. М., 1972.

2 Нерсесянц B.C.: 1) Право в системе социальной регуляции. М., 1986; 2) Право и закон. М., 1983; 3) Философия права. М., 1997. торов, переизданные с соответствующими комментариями труды классиков европейской и русской этической и философско-правовой мысли.

Базовыми работами для анализа материала из истории теории государства и права, относящегося к теме диссертации, стала фундаментальная «История политических и правовых учений» под редакцией B.C. Нерсесянца, 1 а также труды по истории философии права дореволюционных ученых Н.М. Коркуно-ва, П. И. Новгородцева, Е. Н. Трубецкого, Г. Ф. Шершеневича и др.

Различные аспекты проблемы отношения права и нравственности рассматривались в рамках исследования идей и трудов отдельных авторов. Очень краткий обзор философско-правовых учений, рассматриваемых в данном аспекте, или же тематический анализ отдельных сторон правового и философско-правового наследия прошлого можно найти в работах, специально посвященл ных проблеме отношения права и нравственности. Кроме того, следует указать на работы, в которых данная проблема специально ставилась в отношении к определенным персоналиям3 или же затрагивалась в связи с обсуждением более общей философской и правовой проблематики.4 Вопросы отношения права и нравственности частично рассматриваются в фундаментальных работах по истории философии, истории правовых учений, истории этических учений. Значительный материал по теме представлен, критически проанализирован и обобщен в трудах петербургских ученых.5.

При подготовке диссертации широко использовалась современная отечественная историко-философская литература, статьи и монографические исследования таких ученых как К. С. Бакрадзе, А. С. Богомолов, B.C. Библер, М. Ф. Быкова, П. П. Гайденко, К. И. Гулиан, А. В. Гулыга, Т. Б. Длугач, A.JI. Доброхотова, Э. В. Ильенков, A.M. Каримский, М. К. Мамардашвили, Н.В. Мотрошило-ва, М. Ф. Овсянников, А. П. Огурцов, Т. И. Ойземана, Э. Ю. Соловьев, Г. Б. Шай.

1 История политических и правовых учений, Древний мир. М., 1985; История политических и правовых учений, XYII — XYIII вв. М., 1989.

2 См. работы Ю. А. Агешина, Д. А. Алиева, А. А. Безуглова, Г. А. Голубевой, Г. К. Дмитриевой, Л. Х. Калашяна, Е. А. Лукашевой, В. А. Ойгензихта, Д. Т. Хецуриани, а также зарубежных авторов Р. Дрейера, К. Роля, А. Барицци, Т. Шрамма, Ст. Шмидта и др.

3 См. работы B.C. Нерсесянца, А. А. Пиантковского, Э. Ю. Соловьева, А. Барицци, И. Хрушки и др.

4 См. работы Э. Аннерса, О. Хеффе и др.

5 См. работы А. П. Альбова, В. М. Баранова, Д. В. Масленникова, В. П. Сальникова, А. И. Числова и др. мухамбетова, В. Л. Шульц и др., петербургских историков философии А.А. Гря-калова, М. А. Кисселя, А. Ф. Замалеева, А. С. Колесникова, А. А. Королькова, Е. С. Линькова, Д. В. Масленникова, Б. В. Маркова, Ю. В. Перова, К. А. Сергеева, Я. А. Слинина, С. А. Чернова и др.

В их работах давалась общая оценка этических и философско-правовых учений классиков немецкой философии, а также анализировались отдельные аспекты проблемы отношения права и нравственности.

С учетом степени изученности темы мы видим свою задачу в том, чтобы в целостном исследовании рассмотреть трактовку проблемы соотношения права и нравственности в немецкой классической философии, раскрыть ее эвристический потенциал для решения актуальных проблем этической и правовой науки в России на рубеже XXI века.

Объектом исследования является внутреннее единство идей, закономерностей и тенденций исторического развития философской мысли XVIIIXIX столетия, зафиксированное в трудах классиков немецкой философии, которые анализируются как в рамках истории философии, так и с учетом современных этических и правовых проблем.

Предметом исследования является процесс и результаты развития немецкой этической и философско-правовой мысли конца XVIII — начала XIX века с учетом ее онтологических, гносеологических и методологических оснований, в аспекте трактовки ею проблемы отношения права и нравственности.

Цель работы заключается в том, чтобы с учетом стоящих перед современным обществом задач, на основе общетеоретических идей классической философии определить теоретические и методологические особенности разработки и трактовки проблемы отношения права и нравственности Кантом, Фихте, Шеллингом и Гегелем.

Сформулированная цель конкретизируется в ряде следующих основных задач:

— рассмотреть основные этапы и результаты становление проблемы соотношения права и нравственности в эпоху античности, средневековья и Нового времени;

— проанализировать методологические предпосылки и принципы разграничения И. Кантом явлений права и морали в сфере реализации практического разума;

— выявить значение понятие свободы в фихтевской дедукции определений морали и права;

— определить вклад Ф.В. И. Шеллинга в разработку проблемы отношения права и нравственности;

— раскрыть значение философии права Г. В. Ф. Гегеля в экспликации форм конкретного субстанциального единства права и нравственности;

— актуализировать методологические основания и специфику разработки фундаментальных правовых категорий и познавательных проблем (свобода и ответственность, право и нравственность, сущность принципов естественного права) в немецкой философии права;

— на примере русской философии права показать степень влияния и эври-. стическую ценность разработки этико-правовой проблематики классиками немецкой философии;

— представить актуальность теоретического потенциала классиков немецкой философии для решения современных проблем, стоящих перед философской, этической и правовой науками.

Методологическую основу исследования составляют принципы комплексного анализа истории этических и философско-правовых идей немецкой классической философии в их взаимном влиянии с учетом обуславливающих предпосылок социального, политического и исторического характера. Методологическая основа исследования формировалась в рамках принципов системности, альтернативности, диалектического развития, дополнительности, единства • логического и исторического. Реализация этих принципов в едином методологическом подходе к анализу предмета исследования позволяет раскрыть особенности трактовки важнейших понятий этики и философии права (свобода и ответственность личности, право и нравственность, мораль и право), а также возможности их реинтерпретации в современных условиях становления гражданского общества и правового государства.

Научная новизна. Диссертация представляет собой первое комплексное, логически завершенное монографическое исследование процессов и результатов разработки проблематики отношения права и нравственности в немецкой философии классического периода.

Системный подход к анализу рассматриваемых проблем дал возможность включить в поле историко-философского исследования не только анализ отдельных актуальных проблем этики и философии права, но и рассмотреть их генетические основы, вскрыть взаимосвязи и взаимовлияние различных течении в немецкой классической философии, используя историческии и логический методы. В связи с этим впервые дается расширенное обоснование необходимости использования идей, методологических подходов и фундаментальных.

Ч* 4/4/11 Ч/ W ^ ^ положении европейской философии права для дальнейшей разработки базовых категорий этики, философии права, теории права и государства.

Немецкая философия права рассматривается не только как перечень идей. и галерея отдельных персоналий, но как динамичная взаимосвязь генетически связанных теоретических систем, обладающих внутренним системным единством и собственным теоретическим и эвристическим потенциалом.

На основе результатов исторического анализа в работе осуществлена разработка целостного представления о месте и роли важнейших философско-правовых понятий права и нравственности в системе философских категорий, выделены актуальные проблемы взаимодействия правовых и внеправовых регуляторов правомерного поведения личности.

Классическое наследие немецкой философско-правовой мысли систематически актуализируется в связи со значимыми вопросами современного правового строительства в России. В работе выделены перспективы развития теории права и государства, в соответствии с которыми она должна отвечать принципам свободы, социальной справедливости и конкретности общественно-правовых идеалов.

Основные положения, выносимые на защиту:

— Значение схематики Канта, заданной им в области права, а также его трансцендентальной методологии в целом, состоит в том, что она может быть использована в качестве средства анализа понятия «закон природы» в его соотношении с понятием «правовой закон» и «моральный закон», выделенных в теории естественного права. Имеется глубокая преемственная связь этих понятий трансцендентальной критики Канта с правовой проблематикой Нового Времени, а также со средневековым понятием «естественного закона», сформулированным Фомой Аквинским. Именно кантовская методология позволяет наиболее глубоко проникнуть в смысл этих понятий и придать им категориальную четкость.

— Развиваемый Фихте в наукоучении диалектический метод познания (хотя и на субъективистской основе) находит достаточно полное применение в теории права, государства, личности, нравственности и свободы. При этом он достигает значительных результатов в вопросе обоснования исходного пункта правового знания, в исследовании роли личности в конституировании системы права, разрабатывает теорию интерсубъективности. Но поскольку учение Фихте, как в его первоначальном варианте, так и на втором этапе своей разработки продолжает нести черты субъективизма, это не могло не сказаться на общем характере теории права. В своих поздних работах Фихте не просто пытается провести разграничительную линию между правом, с одной стороны, и моралью и нравственностью, с другой, но прямо отрицает связь позитивного права (правового закона) с нравственностью.

— В сравнении с другими представителями немецкой классической философии Шеллинг наиболее четко противопоставляет право и мораль, а науку о праве — этике, считая, в противоположность сложившейся точке зрения, учение о праве не разделом морали или практической наукой, а наукой чисто теоретической.

— Нравственность в трактовке Гегеля выступает как всеобщая субстанция права, как тот сложный комплекс общественных отношений, в котором конституируется система права в качестве объективного обнаружения и фиксации их внутреннего разума. Гегель определяет отношения права и нравственности на уровне конкретного развития этих понятий. По мере продвижения его критического исследования от «абстрактного права» к гражданскому обществу и государству усиливается акцент на внутреннем духовном единстве диалектически противоположных сущностей права и нравственности.

— Несмотря на довольно существенные различия в трактовке развития истории и сущности права со стороны Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля, главное состоит в том, что к их пониманию они прилагают рациональные мерки и критерии: историческое развитие права и нравственности они исследуют не с помощью прозрения — интуиции, а научно — теоретически. И самое существенное, что их объединяет: в своем постижении сущности человека, нравственности и права их философские учения развиваются на фундаменте принципа свободы и других важнейших гуманистических ценностей.

Теоретическая значимость исследования. Сформулированные в работе теоретические положения и выводы развивают и дополняют ряд разделов истории философии, истории этической и политико-правовой мысли, а также отдельные положения общей теории и истории права и государства. Исследуемые в диссертации проблемы определяют теоретически важный аспект в сфере актуальных проблем интеграции различных отраслей знания о природе права, нравственности, общества и личности.

Поднятые в немецкой классической философии и исследованные в диссертации проблемы отношения права и нравственности, методологии теоретических исследований этих социальных и духовных феноменов, вопросы права как реализации свободы личности определяют теоретически важный аспект в области фундаментальных проблем современной историко-философской науки и их новое теоретическое осмысление, что и обусловливает теоретическую значимость и ценность проведенного исследования.

Практическая значимость исследования. Сделанные в диссертации выводы можно использовать при чтении курсов лекций по истории философии, истории политико-правовых учений, отдельным разделам этики, теории права и государства. На основе полученных результатов исследования могут быть даны рекомендации по дальнейшим разработкам фундаментальных теоретических и методологических вопросов права и нравственности, исследованию классического наследия немецкой философии.

Настоящее исследование акцентирует внимание на настоятельную необходимость освоения традиции немецкой классической философии, успешно искавшей нравственные корни социально-политических и правовых феноменов, эксплицировавшей их внутреннее духовное содержание, раскрывавшей фундаментальное значение понятия свободы среди важнейших категорий гуманитарного знания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Преобразование базисных смыслов универсалий культуры и соответственное изменение типа правовой и нравственной культуры, как правило, определяется переломным моментом человеческой истории и связано с трансформацией не только общества и образов мира, но и производимых им типов личностей, их правоотношения, их мировоззренческих позиций, ценностных ори-ентаций, типов мышления, методов познания и т. п. Порождаются потребности в новых типах нравственно-правовых ориентаций, которые бы обеспечивали адекватную передачу историко-правового и нравственного опыта последующим поколениям и переход к новым, более совершенным формам социального бытия. Эти вопросы могут быть исследованы и найдут свое разрешение лишь на стыке различных дисциплин. Тесная связь имеет место между теорией права, философией права и этикой, которые исследуют принципы человеческих действий как, например, идея свободы, долга, добра и зла. Так, грань между культурологическим, правовым, историко-философским и философским (метафизическим) осмыслением свободы весьма условна.

Среди фундаментальных философско-правовых категорий «право» и «нравственность» — наиболее интегративные понятия, а потому и особенно сложные для понимания и для практического воплощения в нормах, социальных институтах, процедурах и в отношениях общественной жизни. Какой-либо другой формы бытия и выражения свободы в общественной жизни людей, кроме сферы нравственности и права, человечество до сих пор не знает. Особенно актуален вопрос об их отношении в настоящее время, в период глубокого изменения всего комплекса социальных отношений, связанный с переходом от тоталитаризма к обществу открытого типа. Происходит значительное раскрепощение человеческих потенций как в области мысли, так и в формах деятельности, ранее запрещенных, усиление их за счет признания разнообразия потребностей и интересов различных социальных групп, изначальных прав и свобод личности.

Тематика философского исследования проблем права, нравственности, свободы личности, условий их реализации в обществе остается неизменно актуальной в постоянно изменяющихся социальных условиях, требующих каждый раз заново переосмыслять эти вечные темы. Практически всю историю фи-лософско-правовой мысли можно представить как процесс отражения прогресса свободы, осмысления взаимосвязи личности, морали и нравственности, общества и государства.

Поскольку одна из центральных для классической философии проблемпроблема свободы — имеет свое измерение как в области права, так и в сфере нравственности, выступая с этой стороны как результат синтеза этих понятий, представлялось необходимым выявить основания, по которым возможно синтезировать два различных понятия и свести их в единство. Синтез понятий, однако, возможен тогда, когда они имеют единое основание. Определить, действительно ли это единство имеет место, какова его истинная природа, каким образом и в каком взаимоотношении развиваются в пределах этого единства различные по сути понятия правового и нравственного, возможно, на наш взгляд, рассмотрев исторический путь этого развития.

Поскольку, однако, реальные процессы развития в обществе отношений нравственных и правовых находили свое отражение в философских, этических и философско-правовых учениях своих исторических эпох, в длительной и духовно насыщенной истории идей, то представлялось, что в целом возможно решить указанную проблему, обратившись к истории наиболее значительных учений прошлого, заложивших основы нашего современного воззрения на эти вопросы. Только историко-философски проанализировав классические правовые и философско-правовые учения, можно рассчитывать на адекватное рассмотрение проблемы отношения права и нравственности. Это должно позволить по-новому взглянуть на многие из укоренившихся стереотипов науки об обществе и государстве, занять такую позицию в отношении права, человека, в отношении нравственных ценностей личности, которая бы вполне соответствовала духу нынешних реформ, в необходимости которых для свободного, здорового развития общества не сомневается почти никто.

Нужно отметить, что в целом эта тема недостаточно изучена и в историко-философской, и в историко-правовой научной литературе. Нам не приходилось встречать ни одной обобщающей работы по этой теме, не говоря уже о работах фундаментальных, как у нас в стране, так и на Западе (в последнем случае можно, конечно, говорить лишь о литературе, доступной для изучения или знакомой нам по каталогам).

Таким образом, исследование вопроса об историческом развитии данной проблематики нам предстояло в решающей мере проделать самостоятельно, опираясь на результаты, представленные как в указанных выше, так и в других научно-исторических и теоретических работах, но, прежде всего, опираясь на самостоятельное изучение первоисточников — работ классиков философской и философско-правовой мысли.

Особенно глубоко категории права и нравственности в их взаимоотношении были осмыслены в немецкой классической философии, когда был достигнут высочайший взлет философской мысли.1.

Исходным пунктом анализа соотношения права и нравственности в немецкой классической философии послужил тот факт, что в основу нравственно-правового учения ее основоположника И. Канта была положена идея свободы. На всю последующую философскую, этическую и юридическую науку Кант оказал влияние прежде всего постановкой методологических проблем постижения феномена свободы как основания правовых отношений и разработкой соответствующего инструментария познания. Субъектом свободы у Канта выступает автономная личность, действующая на основании имманентного нравственного закона. И право и мораль, по Канту, могут и должны основываться только на свободе. Как показал кантовский анализ, личность может реализовать свою свободу лишь тогда, когда она следует велению нравственного закона и сознательно подчиняется нормам права. Необходимость следовать нравственным законам выступает для личности как долг. Понятие долга занимает центральное место в практической философии Канта.

Этот, намеченный кантовской методологией ход мысли, начинающий с выяснения природы воли, метафизических основ понятия свободы, и переходящий к особенным правовым определениям, получает глубокое обоснование и развитие у Фихте, Шеллинга и Гегеля.

В целом традиционную для немецкой классической философии проблему отношения права и нравственности Фихте решал следующим образом. Отличительный признак правовой сферы в том, что она касается не внутреннего мира человеческого «Я», его образа мыслей, умонастроения и т. д., а только внешних действий. Право, в отличие от нравственного закона, не требует от человека доброй воли, а требует лишь поступков, соответствующих закону. Закон же обязывает признавать свободу всех разумных существ в государстве, то есть не ' мешать им в их самореализации.

W V*.

В результате действия каждого должны ограничиваться определенной областью, определенными объектами, на которые эти действия направлены. Индивидуальность, таким образом, определяется через различие, благодаря которому правовые субъекты выступают как отрицательно определяющие друг друга: индивидуальность другого — это то, что не есть моя индивидуальность. Следовательно, индивидуум, по Фихте, есть категория правовая, а не природная. Однако отдельные нюансы учения об отношении права и нравственности изменялись на протяжении всего творческого пути автора «Наукоучения» .

Поиск основ методологии, дающей объективные основания учения о человеке, его месте и природе в системе социальных отношений, включая право-' отношения, стал исходным в процессе формирования нравственно-правовых концепций Шеллинга и Гегеля.

Стремясь преодолеть субъективизм методологии Канта и Фихте, Ф.В. Й. Шеллинг дополняет фихтевское учение о развитии «Я» учением о развитии природы (натурфилософией), а позже — учением о лежащем в основании «Я» и природы абсолютного тождества всего субъективного и всего объективного.

Новые методологические принципы нашли приложение в работе Шеллинга «Новая дедукция естественного права». Шеллинг непосредственно продолжает нравственно-правовую традицию как философии свободы, заложенную Кантом и развитую Фихте. Согласно Шеллингу, свобода не должна быть делом случайности. Силой закона следует воспрепятствовать тому, чтобы во всеобщем взаимодействии ущемлялась свобода индивидуума. Принудительная сила закона не может направляться непосредственно против свободы, так как разумное существо не может быть принуждено, а может лишь само принудить себя, причем это принуждение может быть направлено не против чистой воли, а только против исходящего от индивидуума и возвращающегося к нему эгоистического влечения. В качестве же средства принуждения или оружия, направленного против этого влечения, не может быть использовано ничего иного, кроме него самого.

За посягательством на свободу другой личности должно возникать препятствие эгоистическому влечению, таким является правовой закон, который господствует в правовом строе. Моральность соответствует природе человека. Но для того, чтобы полностью устранить возможность уничтожения индивидуальности в ходе ее взаимодействия с другими индивидуальностями, нужен еще принудительный закон. Над первой природой должна быть воздвигнута вторая, существующая исключительно ради свободы. Вторая природа как раз и составляет правовой строй общества. Учение о праве, таким образом, следует считать не разделом морали или практической наукой, а наукой чисто теоретической, которая, согласно остроумному определению Шеллинга, является для свободы тем, чем механика является для движения, поскольку эта наука дедуцирует тот механизм природы, при наличии которого свободные существа как таковые могут мыслиться во взаимодействии, механизм, который сам может быть создан лишь свободой без какого-либо участия природы.

На основе такого понимания права Шеллинг разрабатывает учение о правовом строе общества. Согласно этому учению правовой строй должен быть только дополнением зримой природы. Следовательно, и правопорядок — не моральное, а чисто естественное устройство, над которым свобода столь же не властна, как и над чувственной природой. Правовой строй следует рассматривать как машину, устройство которой заранее рассчитано на определенные случаи и которая сама приходит в действие, как только эти случаи даны.

Научный потенциал философской нравственно-правовой концепции Шеллинга, как нам кажется, еще далеко не полностью реализован. Его учение о взаимопереходе свободы и необходимости в процессе конституирования правового пространства социума, о соотношении всеобщей и индивидуальной воли в системе права, методологические особенности дедуцирования основных определений права и основ нравственности — ждут своего углубленного изучения и актуализации в процессе разработки философско-правовой концепции и ее историко-философского фундамента.

Развитие принципов понимания права и нравственности было осуществлено Г. В. Ф. Гегелем. Его теория была господствующей в Германии на протяжении целого ряда лет и в настоящее время является одним из наиболее влиятельных классических учений о соотношении права и нравственности.

Разделяя точку зрения своих предшественников — Канта, Фихте и Шеллинга — относительно того, что все явления действительности должны получить оправдание в разуме, Гегель утверждает, что разум присущ также и самой действительности, в качестве ее порядка и смысла. Изначальное единство логического порядка мышления и разумного начала природы Гегель определял с по-' мощью понятия духа. Сущность духа, согласно его учению, составляет свобода, которая шаг за шагом осуществляет себя в историческом развитии человечества, а также в индивидуальном развитии личности. Сначала дух еще переплетен с природой, не отделяет себя от нее, но, развиваясь, он осознает себя и тем самым определяется как «свободный дух». В качестве такового он выступает прежде всего в общественных отношениях, задавая при этом основу научного анализа отношения права, государства, общества, личности, а также морали и нравственности. Рассматриваемый как «свободная воля», свободный дух задает субстанцию развития права, морали и нравственности и основные этапы их развития. Здесь Гегель вводит новый аспект в решение проблемы отношения права и нравственности: их единство объективно опосредствуется деятельностью личности в процессе ее социализации.

Имманентное развитие науки о праве, состоящее, согласно гегелевскому методологическому принципу, в выведении всего ее содержания из простого понятия, обнаруживает при этом ту свою особенность, что одно и то же понятие, в нашем случае это — понятие свободной воли, выступая вначале как нечто абстрактное, сохраняется на всех ступенях его самоопределения, как бы уплотняет свои моменты и благодаря этому приобретает конкретное содержание. Идея права, в которую себя развивает понятие свободной воли, выявляет свои моменты так, что конечная, единичная воля, в качестве деятельной стороны наличного бытия разума полагает для себя определения этого разума или своей всеобщей сущности — свободы. Определения единичной и всеобщей воли являются, по Гегелю, теми противоположными моментами, в которые полагает свое саморазвивающееся содержание понятие свободной воли, становясь правовой, а в более конкретной форме — нравственной действительностью. Эта реальность вообще в качестве наличного бытия свободной воли есть право «которое охватывает наличное бытие всех определений свободы» .'.

Сфера моральности является первым отрицанием непосредственности свободной воли личности по форме и содержанию, непосредственности в-себе. сущей и для-себя сущей воли. Противоположность этих двух моментов разумной воли выступает теперь в определении бесконечной субъективности свободы. Дальнейшее движение — от моральности к нравственности — заключается в том процессе, который претерпевает эта выступившая противоположность. Нравственность в учении Гегеля о праве обнаруживает себя как действительная субстанциональная идея. В ней понятие свободы имеет своей реальностью сущее понятие свободы. Если моральность была формой воли в элементе ее субъективности то нравственность, сохраняя форму субъективности и самоопределения, имеет содержанием свое свободу, как налично сущую.

Объективную сторону нравственности, согласно Гегелю, составляют законы и учреждения. Итогом анализа личности, гражданского общества и госу-. дарства в диалектическом движении от морали к нравственности должно быть, согласно Гегелю, осознание того, что такое право и действительная свобода. Это возможно лишь тогда, когда познание подчиненно единому методу и разворачивает себя в систему науки. Ведь без уяснения того, что составляет субстанцию природной и духовной реальности, в чем состоит единство универсума, невозможно раскрыть природу человека. Субстанцией последнего, как духовного существа, является процесс самоопределения всеобщей реальности к субъективному, объективному и абсолютному способу своего бытия. Все эти необходимые моменты духовной природы человека, составляют ступени его самоосвобождения. Объективную сторону этого процесса составляет реальность права, которое у Гегеля рассматривается не в его узко-юридическом значении, а как систематизированное целое, охватывающее наличное бытие всех определений свободы, разумной воли, включая сферу моральности и нравственности. Действительное право в этом случае является тем, чему граждане повинуются не как принуждающей внешней силе, которой они не могут противостоять, а той реальностью, без которой они просто перестают быть свободными людьми.

Общность права и нравственности определяются прежде всего общностью их субстанции — свободы. С одной стороны, Гегель определяет посредством понятия свободы нравственность: «нравственность есть понятие свободы, ставшее наличным миром и природой самосознания». С другой стороны, право Гегель определяет как наличное бытие свободной воли. Нравственность в трактовке Гегеля выступает как всеобщая субстанция права, как тот сложный комплекс общественных отношений, в котором конституируется система права в качестве объективного обнаружения и фиксации их внутреннего разума.

Немецкая философия проложила путь новому методу мышления и познания — методу диалектическому, разработала целостную и разветвленную диалектическую концепцию развития, приложимую к исследованию всех областей человеческой жизни.

Несмотря на довольно существенные различия в трактовке развития истории и сущности нравственности и права Кантом, Фихте, Шеллингом, Гегелем, главное состоит в том, что к их пониманию прилагаются рациональные мерки и критерии: историческое развитие права и нравственности предполагается исследовать не с помощью прозрения — интуиции, а научно-теоретически. И самое существенное, что их объединяет: в своем постижении сущности человека, морали, нравственности и права их философские учения развиваются на фундаменте принципа свободы и других важнейших гуманистических ценностей.

Трактовка немецкими классиками отношения права и нравственности своеобразно преломляется в работах русских философов и правоведов.

Важно отметить, что при раскрытии соотношения нравственности и права, нравственных оснований права Б. Н. Чичериным, B.C. Соловьевым, Е. Н. Трубецким, П. И. Новгородцевым и др. были переосмыслены такие морально-правовые категории как свобода, равенство, справедливость, личность. Классики отечественной философии права пытались, и далеко не безуспешно, избежать той предельной абстракции и неопределенности, которые характерны даже для многих современных теорий, оперирующих данными понятиями. Свобода, равенство, справедливость, личность — нравственные источники права, которые имеют богатое, но вполне определенное и постижимое разумом содержание.

Значительная часть работ русских мыслителей посвящена именно выявлению содержания этих источников права. По своему характеру работы русских юристов и философов права означали преодоление ограниченности теоретических и методологических принципов, господствовавших в течение многих десятилетий в отношении изучения сущности права в позитивистских учениях. В трудах выдающихся русских ученых утверждался этико-онтологический подход в изучении правовых явлений, который был направлен на утверждение идеи верховенства права, а также идеи универсальности и неотчуждаемости прав и свобод человека, его достоинства и абсолютной ценности каждой отдельно взятой личности. Сегодня, обобщая опыт философской интерпретации соотношения права и нравственности в немецкой и русской философии права, можно сказать, что теоретически эта проблема была достаточно глубоко осмыслена. При этом главное направление в ее решении составляло признание органической взаимосвязи нравственной и правовой сущности человека и общества. Можно с полным основанием утверждать, что подход к решению данной проблемы, представленный классиками немецкой философии, внутренне соответствует российским нравственно-правовым традициям, выразителями которых были русские философы XIX — начала XX вв.

В этой связи можно выделить следующие перспективные направления исследования:

— осуществить сравнительный анализ трактовки Кантом отношения морали и права в докритический и критический период его творчества;

— рассмотреть методологические особенности дедуцирования основных определений права и основ нравственности в учении Фихте и Шеллинга;

— определить степень и направления влияния учения Шеллинга о праве на философско-правовую и теоретико-правовую мысль XIX — XX вв. (особенно в России);

— осуществить критический анализ понятий права и нравственности, а также их отношения, в контексте всех гегелевских произведений, включая те тексты, к которым редко обращаются исследователи философско-правового наследия великого мыслителя: «Философия религии», «Эстетика», «Философия истории», политические трактаты и др.

— в историко-философском аспекте выявить те элементы русских фило- • софско-правовых концепций второй половины XIX — начала XX вв., которые непосредственно восходят к идеям классиков немецкой философии.

Не претендуя на исчерпывающее решение всех познавательных проблем, связанных с темой нашего исследования, мы тем не менее надеемся, что полученные нами результаты будут иметь определенное значение для отечественной историко-философской науки.

Показать весь текст

Список литературы

  1. .М. Диалектика Канта. Алма-Ата, 1974.
  2. Абсолютный идеализм и современный кризис. Интервью с В. Хёсле // Вопр. философии.- 1990. -№ 11.-С. 107−114.
  3. Г. М. К проблеме чистого бытия в философии Гегеля. Вильнюс, 1991.
  4. Р.И. Критика эволюционной этики. Саранск, 1975
  5. А.П., Масленников Д. В. Бытие. Свобода. Право. СПб., 1998.
  6. А.П., Масленников Д. В., Сальников В. П. Русская философия права -философия бытия, веры и нравственности // Русская философия права: философия веры и нравственности. СПб., 1997.
  7. А. М. Критика гегелевской философии религии: Автореф. дис.. канд. филос. наук. -М., 1970. С. 21.
  8. Н.А. Диалектика Гегеля в интерпретации Дж. Мак-Таггарта. -СПб., 1998
  9. Антология мировой философии: В 4 т. М.: Просвещение, 1969. — Т. 1.4. 1.
  10. Ю.Асмус В. Ф. Учение Гегеля о правах и пределах формального мышления //
  11. Вопр. философии. 1970. — № 8. — С. 25 — 34.
  12. П.Асмус В. Ф. Иммануил Кант. -М.: Мысль, 1973.
  13. Аристотель Сочинения: В 4 т. М.: Мысль, 1976 — 1984.
  14. К. С. Система и метод философии Гегеля. Тбилиси, 1958.
  15. Ю.Я. Кант. Из истории политической и правовой мысли. М.: Наука, 1984.
  16. В.А. Философия права и преступления. Харьков, 1999.
  17. Н.А. Русская идея // Вопр. философии. 1990. — № 1,2.
  18. В.В. Язык философии. М.: Наука, 1993.
  19. В. С. История философии как философия (к началам логики культуры) // Историко-философский ежегодник. М., 1989. — С. 39 — 55.
  20. В. С. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. — М.: Наука, 1991.
  21. B.C. Кант Галилей — Кант / Разум Нового времени в парадоксах са- • мообоснования. — М.: Наука, 1991.
  22. А.И. Проблема тождества противоположностей в философии Гегеля. Автореф. дис. канд.филос.наук. Минск., 1995.
  23. А.С. Английская буржуазная философия XX века. М.: Мысль, 1973.
  24. А. С. Проблема абстрактного и конкретного: от Канта к Гегелю // Вопр. философии. 1982. -№ 7. — С. 142 — 151.
  25. А. С. «Наука логики» Гегеля и современные проблемы диалектики // Вопр. философии. 1982. — № 2.
  26. А.С. Диалектический логос. М.: Мысль, 1982.
  27. А.С., Ойзерман Т. И. Основы теории историко-философского. процесса. М.: Мысль, 1983.
  28. А.С. Гегель и диалектическая концепция развития // Философия Гегеля: проблемы диалектики. М.: Мысль, 1987. — С. 60 — 78.
  29. Е.П. Проблема всеобщего в философии Гегеля. СПб., 1992.
  30. Е. А. Гегелевская концепция диалектики суждений как отражение истории познания: Автореф. дис.. канд. филос. наук. Л., 1983.
  31. Т. Гегель о сущности философии. Тбилиси, 1981.
  32. Бур М. Фихте. М.: Знание, 1965.
  33. Буржуазная философия кануна и начала империализма. М.: Знание, 1977.
  34. М. Ф. Проблема мышления в работе Гегеля «Философия духа»: Автореф. дис.. канд. филос. наук. -М., 1985.
  35. М. Ф. Понимание мышления в философии духа Гегеля // Вопр. философии. 1986. — № 4. — С. 117 — 128.
  36. М. Ф. Гегелевское понимание мышления. М.: Знание, 1990.
  37. М.Ф. Проблема субъективности у Гегеля // Логос-М. 1992. -N3.-C. 190−207.
  38. М.Ф. Место и смысл феноменологии и логики в философии Гегеля. Автореф. дис.. д-ра филос. наук. М., 1993.
  39. М.Ф., Кричевский А. В. Абсолютная идея и абсолютный дух в философии Гегеля. // Логос-М. 1993. — № 4. — С. 120−160.
  40. М.Ф. Принципы и типы интерпретации логики Гегеля (К истории гегелеведческого анализа) // Историко-философский ежегодник, 1995. М., 1996.
  41. М.Ф. Мистерия логики и тайна субъективности. О замысле феноменологии и логики у Гегеля. М.: Знание, 1996.
  42. А. И. Гегель и русская социалистическая мысль XIX века. -М: Просвещение, 1973.
  43. .П. Этика Фихте. Основы права и нравственности в системе трансцендентального идеализма. М.: Мысль, 1914.
  44. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М.: Наука, 1988.
  45. П.П. Учение Канта и его экзистенциальная интерпретация //Философия Канта и современность. М., 1974
  46. П.П. Философия Фихте и современность. М.: Наука, 1979.
  47. П.П. Парадоксы свободы в учении Фихте. М.: Наука, 1990.
  48. П.П. Бытие и разум // Вопр. философии. 1997. -N 7.
  49. П.П. Искушение диалектикой: пантеистические и гностические мотивы у Гегеля и Вл. Соловьева // Вопр. философии. -1998. № 4. — С. 75 — 93.
  50. Г. В. Ф. Философия религии. В 2 т. М.: Мысль, 1975 — 1977.
  51. Г. В. Ф. Феноменология духа. М.: Мысль, 1959.
  52. Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Кн. 1 2. — М., 1932 — 1935.
  53. Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1 3. — М.: Мысль, 1975−1977.
  54. Г. В. Ф. Наука логики. Т. 1 3. — М.: Мысль, 1970 — 1972.
  55. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. СПб.: Наука, 1997.
  56. Г. В. Ф. Эстетика. Т. 1 4. -М.: Искусство, 1968 — 1973.
  57. Г. В. Ф. Философия истории. -М.-Л., 1935.
  58. Г. В. Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990.
  59. Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Кн. 1 -3. СПб: Наука, 1994.
  60. Г. В. Ф. Работы разных лет: В 2 т. М.: Мысль, 1972 1973.
  61. Г. В. Ф. Политические произведения. М.: Наука. 1978.
  62. Гегель и философия в России. 30-е гг. XIX 20-е гг. XX вв. Сборник статей. -М.: Мысль, 1974.
  63. К. О человеке, его умственных способностях и его воспитании. -М., 1938.
  64. Е. А. Проблема социального развития в философии истории и права Иммануила Канта: Автореф. дис.. канд. филос. наук. Д.: Изд-во ЛГУ, 1982.
  65. П. Система природы или о законах мира физического и мира духовного. М., 1940. — С. 117.
  66. Д.М., Корнилов С. В. Иммануил Кант. Ученый, философ, гуманист. Л: Наука, 1984.
  67. Н. В. Проблема свободы в философии И. Г. Фихте (Опыт методологического анализа): Автореф. дис.. канд. филос. наук. -М., 1988.
  68. Н.В. Мюнхенская школа трансцендентальной философии. М.: Мысль, 1993.
  69. К.И. Метод и система Гегеля. В 2 т. М.: Просвещение, 1962.
  70. А. В. Разум и история (основные проблемы философии истории Гегеля) // Филос. науки. 1970. — № 5.
  71. А. В. Гегель. М., 1970.
  72. А.В. Немецкая классическая философия. М.: Мысль, 1986.
  73. А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М.: Просвещение, 1987.
  74. Р. Сочинения в двух томах. Т. 1 2. — М.: Мысль, 1984 — 1987.
  75. Т. Б. Проблема единства теории и практики в немецкой классической философии (И. Кант, И. Г. Фихте.) М.: Мысль, 1986.
  76. Т.Б. И. Кант: от ранних произведений к «Критике чистого разума». -М., 1990.
  77. Ю.Я. Категории качества и количества в трансцендентальной логике Канта и в диалектической логике Гегеля. М., 1995.
  78. Д’Онт Ж. Гегель и оружие свободы / Пер. с фр. А. М. Руткевича // Историко-философский ежегодник. М., 1989.
  79. . О.Г. Проблемы нравственности. М.: Раритет, 1977.
  80. О.Г. Понятие морали. М.: Раритет, 1974.
  81. . В., Любутин К. Н. Введение в историю философии. М.: Наука, 1987.82.3амалеев А. Ф. Лекции по истории русской философии. СПб.: Изд-во СПб ун-та, 1999.
  82. В.Д. Закономерности взаимосвязи правовых и философских учений // Закономерности возникновения и развития политико-юридических идей и институтов. -М., 1986.
  83. И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. -СПб., 1994.
  84. Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» Маркса. М.: Мысль, 1960.
  85. Э.В. Гегель и проблема предмета логики // Философия Гегеля и современность. -М.: Мысль, 1974.
  86. Э. В. Диалектическая логика. М.: Наука, 1984.
  87. Иоганн Готлиб Фихте: философия свободы. М.: Мысль, 1997.
  88. История диалектики XIV XVIII вв. — М.: Мысль, 1974.
  89. История диалектики. Немецкая классическая философия. -М.: Мысль, 1978.
  90. История философии: Запад-Восток-Россия. Кн. 2: Философия ХУ XIX вв. -М.: Мысль, 1996.
  91. История философии права / Отв. ред. А. П. Альбов, Д. В. Масленников, В. П. Сальников. СПб.: Лань, 1998.
  92. История политических и правовых учений, Древний мир. М., 1985.
  93. История политических и правовых учений, XYII XYIII вв. — М., 1989.
  94. Л.Х. Закономерности взаимоотношения нравственных и правовых взглядов (по общественно-экономическим формациям): Автореф. дис.. д-ра филос. наук. Ереван, 1969.
  95. З.А. История философии как наука. -М.: Мысль, 1992.
  96. И. Сочинения: В 6 т. М.: Наука, 1963 — 1966.
  97. И. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994.
  98. И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980.
  99. И. Сочинения на немецком и русском языках / Под ред. Н. Мотрошиловой и Б. Тушлинга. М.: Наука, 1994.
  100. Кант и философия в России. Сборник статей. М.: Наука, 1994.
  101. А. М. Философия истории Гегеля. М.: Мысль, 1988.
  102. Г. П. Логика Гегеля. Алма-Ата, 1972.
  103. Д.А. Основы философии права. М.: Мысль, 1992.
  104. Д.А. Философские основания политико-правовых исследований. -М.: Мысль, 1986.
  105. М.А., Эмдин М. В. Этика Гегеля и кризис современной буржуаз- -ной этики. Л.: Наука, 1966.
  106. М. А. Гегель и методические проблемы историографии // Вопр. философии. 1987. -№ 1. — С. 128 — 140.
  107. А.С. Фихтеанская идея трансцендентальной субъективности // Философия Фихте в России и духовные ценности. Оренбург, 1996.
  108. А.С. Исторические типы философии // Основы современной философии. СПб.: Лань, 1999.
  109. Н. В. Гносеологические и логические основы науки. М.: Мысль, 1974.
  110. A.M. История философии права. СПб., 1896.
  111. И. А. Гегель о религии и ее конкретных проявлениях в работе «Лекции по философии религии» // Тр. Кирг. ун-та. Проблемы научногоатеизма. Фрунзе, 1976. — Вып. 1.4.2.
  112. А.А. Русская духовная философия. СПб.: Рус. Христ. Гум. институт, 1998.
  113. В.И. О соотношении логической идеи и мира в философии Гегеля: Автореф. дис.. канд. филос. наук. -М., 1991.115. «Критика чистого разума» Канта и современность. Рига, 1984.
  114. А.В. Понятие абсолютного духа в философии Гегеля // Историко-философский ежегодник. М.: Мысль, 1991.
  115. А.В. Концепция абсолютного духа в философии Гегеля: Автореф. дис.. канд. филос. наук. -М., 1995.
  116. В. Н. Французское неогегельянство. М.: Мысль, 1982.
  117. В. Н. Немецкая классическая философия второй половины XII XIII века: Учеб. пособие для ун-тов. — М.: Изд. МГУ, 1989.
  118. Лазарев В.В., Pay И. И. Гегель и философские дискуссии его времени. -М.: Мысль, 1991.
  119. В.В. Этическая мысль в Германии и России. Кант Гегель -Вл. Соловьев. — М.: Наука, 1996.
  120. Е.С. Гегель об истоках злой воли // Вопр. философии. 1996. -№ 11.-С. 32−42.
  121. В.В. Проблема субъекта и объекта в классической и буржуазной философии. М.: Наука, 1965.
  122. Г. В. Сочинения: В 4 т. М.: Мысль, 1982 — 1988.
  123. В.В. Субъект, объект, познание. М.: Наука, 1980.
  124. Е. С. Диалектика субъекта и объекта в философии Шеллинга. -Л.: Наука, 1973.
  125. Е. С. Всеобщая диалектика как основание и результат отношения мышления и бытия в философии Гегеля // Вестник ЛГУ. 1984. — № 11. -С. 43 -49.
  126. Е.С. Становление логической философии // Гегель Г. В. Ф. Наука • логики. Изд. подготов. Д. В. Масленниковым. СПб., 1997. — С. 6 -18.
  127. Дж. Сочинения. В 3 т. Т. 1. М.: Мысль, 1985.
  128. А.Ф. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития. Кн. 1 2. -М: Прогресс, 1992 — 1994.
  129. К.Н. Проблема субъекта и объекта в немецкой классической и марксистско-ленинской философии. М.: Мысль, 1981.
  130. К.Н., Володин В. Н. От «рассудка» к «разуму»: Кант, Гегель, Фейербах. Екатеринбург: изд-во УГУ, 1991.
  131. Д. Молодой Гегель и проблемы капиталистического общества. -М.: Наука, 1987.
  132. А.В. Проблема духовного «Я» в философии И.Г. Фихте. Уфа, • 1993.
  133. А.В. Философия Иоганна Готлиба Фихте (1762 1814). — Оренбург, 1997.
  134. Г. Г. Теоретическая философия Готфрида В.Лейбница. -М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1973.
  135. М. К. Формы и содержание мышления: К критике гегелевского учения о формах познания. М.: Наука, 1968.
  136. А. К. Критический анализ философии религии И. Канта: Автореф. дис. канд. филос. наук. -М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1984.
  137. В. А. Диалектика Гегеля и антигегельянство. М.: Мысль, 1983.
  138. .В. Разум и сердце: История и теория менталитета. СПб.: Hay-. ка, 1993.
  139. К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М.: Прогресс, 1956.
  140. К. К критике гегелевской философии права // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 1. М.: Прогресс, 1956.
  141. К. и Энгельс Ф. Святое семейство // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 2. М.: Прогресс, 1956.
  142. К. Нищета философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 4. М.: Прогресс, 1956.
  143. К. и Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.
  144. В 46 т. Т. 4. М.: Прогресс, 1956.
  145. К. Экономические рукописи 1857 1859 годов // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. В 46 т. Т. 46. Ч. 1. — М.: Прогресс, 1956.
  146. Д.В. Природа логического в немецкой философии. СПб.: Санкт-Петербургская академия МВД России, 1998.
  147. А. Н. Гегель и государственная школа русской историографии // Вопр. философии. 1988. — № 3. — С. 103 -116.
  148. А.В. Проблема принципа в гносеологии Канта. Иркутск, 1990.
  149. А.В. Начала и метод априорного познания в методологии науки Канта: Автореф. дис.. д-ра филос. наук. Екатеринбург, 1992.
  150. И.В. Очерки философии права. Т. 1. Томск, 1914.
  151. Н. В. Путь Гегеля к «Науке логики»: формирование принципов системности и историзма. М.: Высш. шк., 1984.
  152. Н. В. Современное исследование философии Гегеля: новые тексты и проблемы // Вопр. философии. 1984. — № 7. — С. 81 — 95.
  153. Н.В. Диалектика системности и системность диалектики в «Науке логики» Гегеля // Философия Гегеля: проблемы диалектики. М.: Высш. шк, 1987.
  154. Н. В. Социально-исторические корни немецкой классической философии. М.: Наука, 1990.
  155. Н.В. Учение Фихте о человеке, обществе, государстве, праве и нравственности // История философии: Запад Россия — Восток. Кн. 2. Философия ХУ — XIX вв. — М.: Наука, 1996.
  156. И.С. Кант. М.: Прогресс, 1991.
  157. О.В. Кант, метафизика и проблема обоснования // Хайдеггер М. Кант и проблема метафизики. М.: Наука, 1997.
  158. B.C. Гегель. М.: Мысль, 1979.
  159. B.C. Философия права. М.: Мысль, 1997.
  160. П.И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве: два типических построения в области философии и права. М., 1901.
  161. .Г. Диалектика Гегеля. Бытие и свобода: Автореф. дис.. д-ра филос. наук. -М., 1992.
  162. М.Ф. Философия Гегеля. М.: Прогресс, 1959.
  163. Т.Н. Философия Гегеля. М.: Обществ, науки, 1956.
  164. Т.И. Философия Фихте. М.: Обществ, науки, 1962.
  165. Т. И. Историко-философское учение Гегеля. М.: Знание, 1982.
  166. Т.И., Нарский И. С. Теория познания Канта. М.: Знание, 1991.
  167. Очерк истории этики. М.: Обществ, науки, 1969
  168. Платон. Сочинения. Т. 1 2. -М: Обществ, науки, 1968 — 1972.
  169. В. А. Проблемы отчуждения в «Феноменологии духа» Гегеля. -М., 1973.
  170. Pay И. А. Гегель о соотношении теоретического и практического освоения действительности // Вопр. философии. 1985. — № 2. — С. 114 -124.
  171. П.Г. Из лекции по истории философии права в связи с историей философии вообще. СПб., 1898.
  172. Г. Наука о природе и науки о культуре. СПб., 1911.
  173. Русская философия права: философия веры и нравственности. Антология / Автор и рук. проекта В. П. Сальников. СПб.: Алетейя, 1997.
  174. Н. С. Учение об идее и ее логическом содержании в философии Канта и Гегеля: Автореф. дис.. канд. филос. наук. Минск, 1987.
  175. К.А., Перов Ю. В. Гегель и современное историческое сознание / Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии. Кн. 3. СПб., 1994.
  176. Современные буржуазные концепции философии истории и их критика. // Реф. сб. Вып. 3. М.: ИНИОН АН СССР, 1981.
  177. Современные зарубежные исследования немецкой классической философии. // Реф. сб. Вып. 3. -М.: ИНИОН АН СССР, 1989.
  178. В. С. Статьи из энциклопедического словаря: Гегель, Кант // Сочинения: В 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1988.
  179. Э.Ю. И. Кант: взаимодополнительность морали и права. М.:1. Мысль, 1992. С. 3 — 4.
  180. Н. И. Трактовка формальной логики немецкими диалектиками-идеалистами И. Г. Фихте, Г. В. Ф. Гегелем, Ф. В. Й. Шеллингом // Филос. науки. 1991. — № 1. — С. 237 — 248.
  181. Сурия Пракаш Синха. Юриспруденция. Философия права. М.: Наука, 1996.
  182. С.Н. Учение о Логосе в его истории. Философско-историческое исследование // С. Н. Трубецкой. Сочинения. -М.: Наука, 1984.
  183. В.А. Буржуазная правовая идеология: К критике учения о праве. -М.: Наука, 1971.
  184. Л. Избр. философские произведения. Т. 1 2. — М.: Наука, 1955.
  185. Л. История философии. Т. 1 3. — М.: Наука, 1974.
  186. Философия права Гегеля и современность. М.: Наука, 1977.
  187. Философия Гегеля: проблемы диалектики. М.: Наука, 1987.
  188. Философия Гегеля. Сборник статей. Отв. ред. А. А. Миголатьев. М.: Наука, 1995.
  189. Философия Канта и современный идеализм. М.: Наука, 1987.
  190. Философия эпохи ранних буржуазных революций. М.: Наука 1983.
  191. Фихте и конец XX века. «Я» и «Не-Я» / Сб. статей. Уфа, 1992.
  192. И. Г. Избр. соч. Т. 1. -М., 1916.
  193. И.Г. Сочинения: В 2 т. СПб.: Наука, 1993.
  194. Фрагменты ранних греческих мыслителей. Ч. 1. М.: Наука, 1989.
  195. Ф. Конец истории? // Вопр. философии. 1990. — № 3. -С. 134- 148.
  196. М. Время и бытие. М.: Наука, 1993.
  197. М. Бытие и время / Пер. В. В. Бибихина. М.: Экономика, 1997.
  198. М. Кант и проблема метафизики / Пер. О. В. Никифорова. М.: Экономика, 1997.
  199. А. А. Гегель и политическая экономия. М.: Экономика, 1990.
  200. В. Гении философии Нового Времени. М.: Мысль, 1992.
  201. С.А. Метафизика науки Канта, ее основания, содержание и значе- -ние: Автореф. дис.. д-ра филос. наук. СПб., 1992.
  202. .Н. Философия права. СПб.: Республика, 1998.
  203. .Н. Политические мыслители Древнего и Нового мира. СПб.: Республика, 1999.
  204. Г. Б. Гегель и Восток. Принципы подхода. М.: Мысль, 1995.
  205. Ф. В. Й. Сочинения. В 2 т. М.: Мысль, 1986 — 1988.
  206. Г. Ф. История философии права. СПб., 1907.
  207. В. И. Логика, диалектика и теория познания Гегеля. -Киев, 1964.
  208. А.Ф. Человеческая природа и нравственность. М.: Просвеще- • ние, 1979.
  209. . Ф. Анти-Дюринг.// Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 20. М.: Прогресс, 1956.
  210. Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 21. М.: Прогресс, 1956.
  211. Эрн В. Ф. От Канта к Круппу // Вопр. философии. 1989. — № 4.
  212. Эрн В. Ф. Борьба за Логос // Эрн В. Ф. Сочинения. М., 1991.
  213. Hegels Theologische Jugendschriften. Hrsg. von J.Nohl. 1907.
  214. Hegel G.W.F. Phanomenologie des Geistes. Berlin, 1964.
  215. Hegel G.W.F. Enzyklopadie der philosophischen Wissenschaften in Grundrisse (1830).-Berlin, 1966.
  216. Hegel G. W. Vorkesungen tiber die Philosophie der Religion // Hegels Werke. Bd. 16 -17. Frankfurt am Main, 1969.
  217. Hegel G.W.F. Der Geist des Christentums. Schriften 1796 1800 mit bislag unferoffentlichen Texten. — Frankfurt am Main, Berlin, Wien, 1978.
  218. Hegel G.W.F. Vorlesungen uber die Geschichte der Philosophie. Bd. 1 2. -Leipzig, 1982.
  219. Hegel G.W.F. Differenz des Fichteschen und Schellingschen Systems der Philosophie. Leipzig, 1983.
  220. Hegel G.W.F. Vorlesungen uber die Philosophie der Religion. Hrsg. von W. Jaeschke // G.W.F. Hegel. Vorlesungen. Ausgewahlte Nachschriften und Manuskripte. Bd. 3 4. — Hamburg, 1983 — 1985.
  221. Hegel G.W.F. Wissenschafi der Logik // G.W.F.Hegel. Gesammelte Werke. In Verbindung mit der Deutschen Forschungsgemeinschafr. Hrsg. von der Rheinisch Westfalischen Akademie der Wissenschafien. Bd. 11 — 12. — Hamburg, 1978 -1981- Bd. 21.- 1984.
  222. Ein Hegelsches Fragment zur Philosophie des Geistes // Hegel-Studien, Bd. I. -Bonn, 1961.
  223. Unferjffentliche Diktate aus einer Enzyklopedie-Vorlesung Hegels // Hegel-Studien. Bd. 5. Bonn, 1969.
  224. Brife von und an Hegel. Bd. 2. Berlin, 1970.
  225. Aktualitat und Folgen der Philosophie Hegels. Frankfurt am Main, 1970.
  226. Bader F. Transzendentalphilosophische Uberlegung zur «negatio negations» und zur mystischen Einigung // Grundfragen christlichen Mystik. Stuttgart, 1987.
  227. Beck G. From Kant to hegel Johann Gottlieb Fichtes theory of self-consciusness // Historie of Europ. ideas. — Elmsford (N.Y.). — Oxford, 1996. -Vob. 22. — N 4. — P. 275 — 294.
  228. Bucher R. Staat und Kirche in der Philosophie J.G.Fichte. Tubingen, 1952.
  229. Cassirer E. Kant und das Problem der Metaphysik // Kant-Studien. 36.1931.
  230. Collmer Th. Aktuelle Perspektiven einer immanenten Hegel-Kritik. Negative Totalisierung als Prinzip offener Dialektik. Hamburg, 1991.
  231. Dallmayr F. Twilight of Subjectivity: A contributions to a Past-Individualist theory of Politics. Amherst, 1981.
  232. Dilthey W. Gesammelte Schriften. Bd. IV. Munchen, 1957.
  233. Dusing K. Hegel und die Geschichte der Philosophie. Darmstadt, 1983.
  234. Ebert T. Freiheitsbegriff in Hegels Logik. Munchen, 1969.
  235. Fichte I.G. Erste Wissenschaftslehre von 1804. Aus dem Nachlass herausgegeben von Hans Gliwitzy. Stuttgart, Berlin, Koln, Mainz, 1969.
  236. Fichte J.G. Logik, Erlangen, 1805 // J.G.Fichte. Gesamtausgabe Nachlassband 9. Herausgegeb. von Reinhard Lauth und Hans Gliwitzky. Stuttgart, 1993.
  237. Gadamer H.-G. Die Idee der Hegelschen Logik. In.: H.-G. Gadamer. Gesammelte Werke. — Bd. 3.
  238. Glockner H. Das Abenteuer des Geistes. Stuttgart, 1947.
  239. Geismann G. Fichtes «Aufhebung» des Rechtsstaates. Schottky Richard. Rechtsstaat und Kulturstaat bei Fichte. Eine Erwiderung // Fichte-Studien. -Amsterdam- Atlanta. 1991. — Bd. 3.
  240. Haering Th. L. Hegel. Sein Wollen und sein Werk. Eine chronologisch Entwicklungsgeschichte der Gedanken und der Sprache Hegels. Bd. I II. — Leipzig, 1938.
  241. Heidegger M. Sein und Zeit. Tubingen, 1986.
  242. Hegel in Berichten seiner Zeitgenossen. Hrsg. G.Nicolin. Hamburg, 1970.
  243. Hegels Theorie des subjektiven Geistes in der «Enzyklopadie der philosophischen Wissenschaften im Grundrisse». Hrsg. von Lothar Eley. Stuttgart, 1990.
  244. Hosle V. Hegels System: der Idealismus der Subjektivitat und das Problem der Intersubjektivitat. Bd. 1 2. — Hamburg, 1988.
  245. Hirschberger J. Geschichte der Philosophie: Neuzeit und Gegenwart. -Freiburg- Basel- Wien. 1984. — S. 394, 390.
  246. Kroner R. Von Kant bis Hegel. Bd. I II. — Tubingen, 1924.
  247. Lakebrink В. Kommentar zu Hegels «Logik». Bd. 2. Freiburg,. Munchen, 1985.
  248. Lauth R. Die transzendentale Naturlehre Fichtes nach dem Prinzipien der Wissenschaftslehre. Hamburg, 1984.
  249. E. (Hrsg.) Die Philosophie des jungen Schelling: Beitr. zur Schelling-Rezeption in der DDR. Weimar. 1977.
  250. Laurence J. Der ewige Anfang: zum Verhaeltnis von Natur und Geschichte bei Schelling. Diss. — Tuebingen. 1984.
  251. Marcuse H. Hegels Ontologie und die Grundlegung einer Theorie der Geschichtlichkeit. Frankfurt am Main, 1932.
Заполнить форму текущей работой