Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Повышение эффективности формирования психологической готовности курсантов вузов ГПС МЧС России к деятельности в условиях риска

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Большую помощь в исследовании проблемы формирования психологической готовности курсантов вузов ГПС МЧС России к служебной деятельности в условиях риска оказали работы Л. М. Аболина, Т. К. Ахаян, В. И. Гинецинского, A.M. Зимичева, Н. В. Кузьминой, Е. С. Кузьмина, Л. А. Кандыбовича, В. К. Луценко, А. С. Макаренко, А. А. Реана, А. Г. Соколова, Е. И. Степановой, В. И. Хальзова, В. А. Якунина и других… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретический и методологический анализ проблемы формирования психологической готовности курсантов вузов ГПС МЧС России к деятельности в условиях риска
    • 1. 1. Состояние разработки проблемы формирования психологической готовности курсантов к деятельности в условиях риска
    • 1. 2. Анализ особенностей служебной деятельности сотрудников пожарно-спасательных подразделений
    • 1. 3. Организация и методика проведения исследования
  • Выводы по главе
  • Глава II. Анализ процесса формирования у курсантов вузов ГПС МЧС России психологической готовности к деятельности в условиях риска
    • 2. 1. Содержание, структура и требования к психологической готовности курсантов
    • 2. 2. Психолого-педагогический анализ процесса подготовки будущих офицеров в вузе ГПС МЧС
  • России к служебной деятельности в условиях риска
    • 2. 3. Психолого-педагогические факторы, определяющие эффективность процесса формирования психологической готовности у курсантов
  • Выводы по главе
  • Глава III. Совершенствование системы формирования психологической готовности курсантов к служебной деятельности в условиях риска
    • 3. 1. Психолого-педагогические условия оптимизации психологической подготовки курсантов к деятельности в условиях риска
    • 3. 2. Оптимизированная модель учебно-воспитательного процесса, направленная на формирование психологической готовности курсантов к служебной деятельности в условиях риска
  • Выводы по главе

Повышение эффективности формирования психологической готовности курсантов вузов ГПС МЧС России к деятельности в условиях риска (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общественно-политические преобразования в нашем обществе происходят на фоне сложных и противоречивых социальных, техногенных и природных процессов, возникновения значительного количества аварий, катастроф и стихийных бедствий, характеризующихся непредсказуемостью развития ситуации. Существуют объективные противоречия между необходимостью применения соответствующих сил и средств для регулирования и разрешения чрезвычайной ситуации и нормативной базой их применениямежду готовностью лиц, принимающих ответственные решения в условиях риска и подготовленностью их, как непосредственных исполнителей. В ряде регионов России продолжаются процессы ухудшения экологической обстановки, обострения ситуации природного и техногенного характера, усиливается реальная угроза жизни и здоровью граждан, соблюдению их конституционных прав на безопасную жизнедеятельность. Уровень современных требований в области безопасности населения и территорий неуклонно повышается. Развиваются спасательные технологии, внедряется новая техника. Но все инновации не будут по-настоящему эффективны, если одновременно не развивать формы и методы психолого-педагогического обеспечения деятельности подразделений, задачей которых является спасение людей, материальных и культурных ценностей при пожарах, авариях, других бедствиях и различного рода чрезвычайных ситуациях (ЧС).

Выше перечисленные особенности, исторического и социально-экономического развития нашей страны обусловили изменения в статусе пожарной охраны, характере служебной деятельности пожарно-спасательных подразделений и частей, предъявили качественно новые требования к процессу подготовки офицеров пожарно-спасательных формирований, способных защитить интересы личности, общества и государства, конституционные права граждан по обеспечению их безопасности. Качество выполнения этих задач во многом зависит от уровня психологической готовности офицерского корпуса к деятельности в условиях риска и экстремальных ситуациях. Основы психологической готовности у офицеров пожарно-спасательных формирований закладываются в стенах высших учебных заведений Государственной противопожарной службы (далее по тексту — ГПС) МЧС России, где они формируются и развиваются как личности.

Решение служебных задач в новых условиях требует крайнего напряжения не только физических, но и духовных, моральных сил выпускников вузов МЧС России. Личный состав, выполнявший задачи предупреждения, спасения и ликвидации последствий стихийных бедствий различного характера в полной мере ощутил это напряжение.

Выполняя задачи по обеспечению безопасности людей в условиях риска курсанты вузов ГПС МЧС России вынуждены действовать в сложной, непредсказуемой, экстремально опасной оперативной обстановке с применением специальных средств и спасательной техники. Поэтому в современных условиях все более значимую роль приобретает проблема формирования психологической готовности курсантов к деятельности в условиях риска. Подразделением нового типа стало пожарно-спасателыюе формирование. Очевидно, что одно универсальное подразделение всегда будет работать быстрее, четче и слаженнее, нежели два разных, хоть и находящихся в едином оперативном подчинении. Исследования отечественных специалистов (6) показали, что в условиях повседневной деятельности пожарно-спасательных формирований психические нарушения наблюдаются у 4 — 6% личного состава, при выполнении задач учебно-боевой деятельности — от 15 до 20%, а в ходе выполнения реальных задач, сопряженных с большим риском — от 30 до 45% (в зависимости от интенсивности, количества пораженных).

Актуальность проблемы исследования психологической готовности курсантов вузов ГПС МЧС России к деятельности в условиях риска обусловлена следующими факторами:

— во-первых, сложностью процессов и явлений, происходящих в духовной жизни общества, обострением экономической, социальной и экологической ситуации в стране;

— во-вторых, осуществлением реформирования МЧС России, освоением и выполнением личным составом новых функций при решении служебных задач;

— в-третьих, дальнейшим возрастанием роли и значения человеческого фактора в обеспечении задач предупреждения. и ликвидации последствий аварий, катастроф, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В связи с чем требуется существенная перестройка учебно-воспитательного процесса в вузах ГПС МЧС России по обучению и воспитанию будущих офицеров, улучшению их адаптационных способностей к негативным факторам профессиональной деятельности, повышению эффективности их работы в условиях риска;

— в-четвертых, проблема надежности личности остро проявляется в связи с необходимостью мобилизации будущих офицеров на добросовестное выполнение служебных обязанностей в сложных условиях снижения качественных параметров рядового и сержантского состава пожарной охраны.

— в-пятых, необходимостью четкого исполнения своего долга курсантами и офицерами в условиях дефицита материальных средств, необходимых для всестороннего обеспечения жизнедеятельности пожарно-спасательных формирований, недостаточного финансирования, усиления негативного воздействия на личный состав со стороны экстремистки настроенных элементов, многочисленных попыток распространения своего влияния представителей различных религиозных сект и молодежной субкультуры.

Таким образом, актуальность исследования процесса формирования психологической готовности курсантов вузов ГПС МЧС России к служебной деятельности в условиях риска очевидна.

В педагогике в последнее время широко рассматриваются проблемы профессионального обучения и воспитания курсантов и офицеров, часть из них представляют аспекты психологической подготовки. В основном, они раскрывают общие вопросы ее осуществления на различных этапах профессионального становления будущих офицеров и основываются на положениях известных работ А. Г. Базанова, А. В. Барабанщикова, Ю. Г. Баскина, В. И. Вдовюка, В. П. Давыдова, М. И. Дьяченко, Л. Ф. Железняка, Н. И. Кирашова, М. И. Коробейникова, И. Д. Ладанова, Г. Д. Лукова, В. Л. Марищука, B.C. Олейникова, В. В. Офицерова, В. Я. Слепова, A.M. Столяренко, Н. Ф. Феденко, Я. Я. Юрченко, В. Т. Юсова и других авторов, на выводы которых диссертант опирался в постановке и проведении исследования.

В диссертации также учтены выводы специальных исследований по вопросам подготовки молодежи к службе в силовых структурах, правоохранительных органах, пожарно-спасательных формированиях. Это работы В. В. Авдеева, В. Л. Васильева, С. А. Голобородько, В. В. Зайцева, А. Т. Иваницкого, Х. Х. Лойта, В. И. Меспикова, С. С. Пылева, A.M. Столяренко, А. В. Стремоухова и других авторов.

Различные аспекты процесса формирования психологической готовности у курсантов вузов МО, МЧС и МВД России нашли отражение в работах Ю. В. Аманацкого, Ю. Г. Баскина, Г. С. Дунина, В. Я. Кикотя, А. А. Кочина, Н. Н. Силкина, Л. С. Узуна.

Большую помощь в исследовании проблемы формирования психологической готовности курсантов вузов ГПС МЧС России к служебной деятельности в условиях риска оказали работы Л. М. Аболина, Т. К. Ахаян, В. И. Гинецинского, A.M. Зимичева, Н. В. Кузьминой, Е. С. Кузьмина, Л. А. Кандыбовича, В. К. Луценко, А. С. Макаренко, А. А. Реана, А. Г. Соколова, Е. И. Степановой, В. И. Хальзова, В. А. Якунина и других авторов. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что исследуемая проблема является еще недостаточно разработанной в педагогической науке, а отсутствие системных, научно-обоснованных практических рекомендаций содержательного и организационно-педагогического характера вызывает существенные затруднения в обеспечении эффективной психологической подготовки у курсантов вузов МЧС России. Актуальность проблемы, ее теоретическая и особая практическая значимость в современных условиях, а также ее недостаточная разработанность в педагогике обусловили выбор темы диссертации, определение объекта, предмета, цели и задач исследования.

Объект исследования — курсанты вузов ГПС МЧС России в процессе учебно-воспитательной и служебной деятельности.

Предмет исследования — процесс формирования у курсантов вузов ГПС МЧС России психологической готовности к деятельности в условиях риска и особенности ее проявления и формирования в реальной служебной деятельности.

Цель исследования — выявление и научное обоснование особенностей проявления и формирования у курсантов вузов ГПС МЧС России психологической готовности к служебной деятельности в условиях риска, а также психолого-педагогических факторов, влияющих на эффективность ее формирования.

Общей концептуальной основой исследования является понимание психологической готовности как интегративного качества психики личности курсанта, включающего в себя органическое единство значимых общественных и индивидуальных мотивов, эмоционально-волевую устойчивость к фру статорам, профессиональные знания, навыки и умения, обеспечивающие успешное выполнение служебных задач в условиях риска.

Задачи исследования:

1. На основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме, выявить основные концепции и подходы к формированию психологической готовности курсантов вузов ГПС МЧС России к служебной деятельности в условиях риска.

2. Основываясь на анализе служебной деятельности курсантов вузов МЧС России выявить основные противоречия и недостатки в системе их подготовки к деятельности в условиях риска.

3. На основе выявленных офицерами эталонной группы профессионально значимых качеств определить содержательную структуру психологической готовности курсантов вузов МЧС России, ее качественные и количественные показатели и разработать оптимизированную модель психологической готовности личности к служебной деятельности в условиях риска.

4. На базе эмпирического исследования выявить уровни проявления психологической готовности и критерии оценки эффективности ее формирования у курсантов.

5. Разработать и экспериментально проверить педагогическую систему формирования у курсантов вузов ГПС МЧС России психологической готовности к служебной деятельности в условиях риска.

Гипотеза исследования:

В настоящее время обостряются противоречия между требованиями реальной практики служебной деятельности к психологической готовности курсантов и существующей системой ее формирования в вузах ГПС МЧС России.

Противоречия можно разрешить за счет внедрения в учебно-воспитательный процесс педагогической системы формирования психологической готовности курсантов к служебной деятельности в условиях риска, направленной на обеспечение оптимального учета особенностей личности будущих офицеров в их подготовке к профессиональной деятельности.

Теоретико-методологической основой достижения поставленной цели и задач исследования явились обоснованные в научных исследованиях положения о сущности профессионального обучения и воспитания специалистово единстве личности и деятельностио диалектическом взаимодействии объективных и субъективных факторов в формировании личностио роли социальной практики, служебной деятельности и интеллектуальной активности человека в развитии своей всесторонней профессиональной компетенции.

Исходными правовой и аналитической основами исследования служили: Конституция Российской ФедерацииУказы Президента Российской Федерации от 28 августа 2003 года № 991 «О совершенствовании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 35, ст. 3423) — от 11 июля 2004 года № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 28, ст. 2882) и другие указы, законы и подзаконные акты, имеющие отношение к деятельности сотрудников пожарно-спасательных подразделений МЧС России в сложной обстановкеорганизационно-управленческие, аналитические и другие материалы, отражающие практику и опыт действий спасателей, сотрудников пожарной охраны при действиях в условиях риска-. • материалы о морально-психологическом состоянии курсантов вузов МЧС России, сотрудников пожарно-спасательных формирований, действовавших в условиях чрезвычайных ситуацийматериалы зарубежного опыта действий спасательных и силовых структур в аналогичных ситуациях риска природного, техногенного или антропогенного характеранакопленный передовой педагогический опыт работы в структурных подразделениях и вузах МЧС России.

Фактическую основу диссертационного исследования составил материал, собранный автором в действующих подразделениях и пожарных частях Северо-Западного регионального центра МЧС России и учебных заведениях МЧС России.

Организация исследования предусматривала:

— системный подход к теоретическому исследованию педагогических явлений в рамках изучения и анализа психолого-педагогической и специальной литературы по исследуемой проблеме;

— эмпирическое исследование с использованием методов наблюдения, анкетного опроса, тестирования, анализа документов, анализа результатов деятельности, констатирующего и формирующего педагогических экспериментовматематическую обработку полученных в ходе исследования материалов, в том числе, корреляционный и факторный анализ, проведенный с использованием экспериментальных данных.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Теоретические положения, раскрывающие сущность, содержание и специфику формирования психологической готовности у курсантов вузов ГПС МЧС России к служебной деятельности в условиях риска:

— психологическая готовность является специфическим психологическим образованием, имеющим сложную динамическую структуру, между компонентами которой существуют функциональные зависимостипрофессиональные знания, навыки, умения, настроенность на выполнение предстоящих задач, уверенность в себе, стабильность психических реакций, эмоциональная устойчивость к риску, опасности, высокая степень саморегуляции и самоуправления, служат основными элементами психологической готовности курсантов к служебной деятельности в условиях риска;

— психологическая готовность курсантов к служебной деятельности в условиях риска есть результат целенаправленного процесса их профессионального обучения и воспитания.

2. Критерии и методика оценки уровней психологической готовности курсантов к служебной деятельности в условиях риска, такие как: мотивационный, познавательный, волевой и другие.

3. Научно обоснованные и проверенные на практике основные психолого-педагогические факторы и условия, обеспечивающие повышение эффективности формирования психологической готовности у курсантов вузов ГПС МЧС России к служебной деятельности в условиях риска: психологические особенности личности курсантов, такие как: адаптивные способности, нервно-психическая устойчивость, индивидуальные психологические качества;

— особенности содержания и организации учебно-воспитательного процесса в вузе;

— типологические характеристики поведения и деятельности курсантов в овладении профессиональными знаниями, умениями, навыками и другие.

4. Педагогическая система формирования психологической готовности курсантов вузов ГПС МЧС России к служебной деятельности в условиях риска, включающая в себя описание, характеристику и особенности функционирования:

— объекта и субъектов педагогического воздействия, профессионально значимых целей, психолого-педагогических задачсовокупности педагогических приемов и средств, создающих определенные психолого-педагогические условия для оптимального сочетания содержания, организации и методики формирования психологической готовности курсантов к служебной деятельности в условиях риска, а так же контроля, анализа и оценки результативности их служебной деятельности.

Научная новизна диссертационного исследования и личный вклад автора:

1. Уточнено определение и раскрыто содержание понятия психологической готовности курсантов с учетом специфики служебной деятельности офицеров ГПС МЧС России.

2. Осуществлен анализ и оценка фактического состояния формирования психологической готовности будущих офицеров к деятельности в условиях риска в вузах МЧС России.

3. Разработана система критериев и показателей оценки уровней сформированности у курсантов психологической готовности к выполнению служебных задач в условиях риска.

4. Создана и научно обоснована педагогическая система психологической готовности курсантов вузов МЧС России к служебной деятельности в условиях риска.

5. Выявлены психолого-педагогические факторы и закономерные связи, учет которых в процессе профессионального обучения и воспитания курсантов повышает эффективность формирования психологической готовности будущих офицеров к активной служебной деятельности в условиях риска.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что полученные результаты реально способствуют повышению эффективности процесса формирования психологической готовности сотрудников пожарно-спасательных формирований. Теоретические выводы и практические рекомендации апробированы и нашли практическое применение в учебно-воспитательном процессе учебных заведений МЧС России.

Рекомендована и внедрена в учебно-воспитательный процесс педагогическая система формирования психологической готовности курсантов вузов МЧС России к служебной деятельности в условиях риска. Разработана методика формирования психологической готовности курсантов к деятельности в условиях риска. Разработанные методические рекомендации используются в системе первоначальной подготовки и повышения квалификации сотрудников государственной противопожарной службы, служебной подготовки офицеров.

ГПС МЧС, в подготовке курсантов вузов МЧС России, в обучении и воспитании лиц, проходящих подготовку в учебно-методических центрах МЧС России.

Внедрение и апробация результатов осуществлялись непосредственно в ходе всего периода исследования в структурных подразделениях СевероЗападного регионального центра, в учебных заведениях МЧС России. Основные положения, результаты и выводы исследования докладывались на международных, всероссийских, региональных, межвузовских, внутривузовских научно-практических конференциях, учебно-методических сборах с профессорско-преподавательским составом, на совещаниях, семинарах и занятиях с офицерами в системе служебной и общественно-гуманитарной подготовки, на теоретических семинарах и заседаниях кафедр психологии и педагогики, психологии риска и чрезвычайных ситуаций Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России.

Исследование проводилось в четыре этапа с 2005 по 2008 год. В нем приняли участие офицеры структурных подразделений и учебных заведений ГПС МЧС России, офицеры и курсанты Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России, на базе которого проводился эксперимент.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены системным подходом к описанию и изучению объекта исследованиястрогой логикой проведения эксперимента в соответствии с целями, задачами и условиями проводимого исследованияреализацией в исследовании фундаментальных принципов психологии и педагогики: развития, единства обучения и воспитания, сознания и деятельностиприменением различных научных методов, адекватных конкретным задачам исследования и проверенных на валидностьпредставительной выборкойпроведением констатирующего и формирующего экспериментовприменением корректных математических методов обработки эмпирических данныхапробацией результатов исследования в практике учебно-воспитательного процесса вузаположительными результатами применения и внедрения научно обоснованных рекомендаций в вузах МЧС Россииличным, 20-летним педагогическим опытом диссертанта. Автором опубликовано по теме диссертационного исследования 8 научных работ.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений. Текст изложен на 243 страницах машинописного текста в компьютерном наборе и содержит 5 рисунков, 8 таблиц, 3 диаграммы, 2 схемы и 6 приложений. Библиография включает 180 наименований, из них 5 на иностранном языке.

Выводы по главе.

1. Оптимизация профессиональной подготовки курсантов вузов ГПС МЧС России в интересах формирования у них психологической готовности к служебной деятельности в условиях риска включает специальные действия командиров, преподавательского состава по обоснованию и осуществлению в конкретных условиях наиболее эффективного и качественного решения учебно-воспитательных задач при минимально необходимых затратах времени и усилий педагогов и обучаемых.

2. Повышение эффективности формирования психологической готовности курсантов достигается тогда, когда преподаватели при проведении всех видов занятий и мероприятий с обучаемыми четко определяют и формулируют весь комплекс учебно-воспитательных задач, выбирают педагогически целесообразные содержание, формы, методы обучения и воспитания, развития и психологической подготовки с учетом своих психолого-педагогических возможностей и возможностей обучаемых, уровня обученности и воспитанности курсантов в условиях отведенного учебного времени.

3. Моделирование как метод организации и осуществления учебно-воспитательного процесса, является наиболее эффективным для формирования психологической готовности курсантов вузов ГПС МЧС России к служебной деятельности в условиях риска, подразумевает и предполагает создание системы таких условий, которые вызывали бы у курсантов психические состояния, подобные возникающим в реальной служебно-боевой деятельности.

Моделирование психологических факторов служебно-боевой деятельности в ходе занятий осуществляется по принципам аналогии и подобия, с помощью приемов, которые воспроизводят самые существенные факторы: опасность, внезапность, неопределенность, дефицит времени, неизвестность и новизна воздействия на курсантов.

4. Качественное выполнение служебных задач курсантами вузов ГПС МЧС России в значительной степени определяется уровнем сформированности у них психологической готовности к служебной деятельности в условиях риска, который повышается от умелой организации педагогического воздействия со стороны офицерско-преподавательского состава.

5. Разработанная на основе психолого-педагогического анализа процесса подготовки будущих офицеров в вузе педагогическая система формирования у курсантов психологической готовности к служебной деятельности в условиях риска включает в себя описание, характеристику и особенности функционирования: объекта и субъектов педагогического воздействия, профессионально значимых целей, психолого-педагогических задачсовокупности педагогических приемов и средств, создающих определенные психолого-педагогические условия для оптимального сочетания содержания, организации и методики формирования психологической готовности, а так же контроля, анализа и оценки результативности служебно-боевой деятельности курсантов в условиях риска.

6. Созданная и реализованная в ходе эксперимента педагогическая система формирования психологической готовности курсантов к служебно-боевой деятельности в условиях риска позволяет целенаправленно конкретизировать цели учебно-воспитательного процесса с курсантамиразнообразить формы и методы этой работыпозволяет широко использовать современные педагогические технологии, обеспечивающие психологическую готовность курсантов к служебно-боевой деятельности в условиях риска.

7. Внедрение в учебно-воспитательный процесс вуза ГПС МЧС России разработанной автором педагогической системы формирования психологической готовности у будущих офицеров позволяет повысить уровень психологической готовности в период обучения курсантов в вузе и ее устойчивость в период профессиональной деятельности выпускников в структурных подразделениях, при действиях в условиях риска.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Характер и специфика выполнения служебных задач сотрудниками Государственной противопожарной службы МЧС России в повседневной обстановке и, особенно, в условиях риска, требуют высокого уровня психологической готовности будущих офицеров. Изменения в структуре МЧС России, непредсказуемость боевой обстановки, в которой все чаще приходится действовать личному составу, потребовали определить психолого-педагогические факторы обеспечения психологической готовности курсантов вузов ГПС МЧС России к деятельности в условиях риска. Поиск путей наиболее эффективного формирования психологической готовности у курсантов к активному выполнению служебных задач в условиях риска явился чрезвычайно актуальным и практически значимым.

Изучение требований к психологической готовности курсантов вузов для служебной деятельности в условиях риска показало, что формирование ее высокого уровня обеспечивается овладением курсантами системой профессиональных знаний, навыков и умений. Наряду с этим, в психологической готовности важное место занимают индивидуально-психологические особенности личности, личностно-характерологические, волевые, поведенческие, профессионально-психологические качества и качества психологической надежности. Эффективность формирования психологической готовности курсантов к служебной деятельности в условиях риска существенным образом зависит от развития профессионально важных качеств личности: решительность, самостоятельность, требовательность к себе, ответственность, способность быстро ориентироваться в обстановке, уверенность в своих силах, умение владеть собой, организаторские способности и другие.

Проведенное исследование позволило восполнить недостаточную разработанность существующего процесса формирования у курсантов вузов.

ГПС МЧС России психологической готовности к служебной деятельности в условиях риска.

В ходе эксперимента подтверждено положение о том, что успешная служебная деятельность в условиях риска зависит от уровня сформированности у курсантов основных компонентов психологической готовности: мотивационного, познавательного, эмоционального, волевого и поведенческого. Целенаправленное формирование у курсантов этих основных компонентов психологической готовности существенно влияет на успешность выполнения ими различных служебных задач.

Основными показателями психологической готовности курсантов вузов ГПС МЧС России к деятельности в условиях риска являются:

— понимание и осознание государственной важности задач, выполняемых пожарно-спасательными частями, сознательное стремление к добросовестному выполнению профессионального долга, служебно-боевой задачи;

— объем знаний, приемов, средств и способов достижения цели, наличие профессиональных умений и навыков действий при выполнении служебно-боевых задач;

— эмоциональная устойчивость к длительным напряженным нагрузкам, риску, опасности, умение управлять своими эмоциями, уверенность в своих силах, в успехе;

— волевая устойчивость при принятии ответственного решения, способность брать на себя ответственность в условиях риска, умение сохранять высокий уровень активности, инициативы, самостоятельности;

— умение ориентироваться и адекватно вести себя в психологически сложной ситуации, адаптивность к изменяющимся условиям выполнения служебно-боевых задач.

Эффективность формирования психологической готовности у курсантов к деятельности в условиях риска зависит от условий службы на местах и жизнедеятельности курсантов при выполнении служебных задач в районах чрезвычайного положения, а также эффективного применения системы психолого-педагогических мероприятий, приемов, методов и средств воздействия на сознание, чувства, волю курсантов.

Уровень психологической готовности может характеризоваться высоким, средним и низким. Он динамичен и имеет возможность изменяться либо к высокому, либо к низкому показателю. Это зависит от целенаправленной и оптимальной системы обучения и воспитания курсантов в условиях вуза.

В диссертационном исследовании удалось раскрыть механизм практической деятельности по повышению эффективности процесса формирования психологической готовности курсантов к служебной деятельности в условиях риска. Данный процесс потребовал научно обоснованной методики экспериментальной работы. Результаты диссертационного исследования позволили подтвердить гипотезу о том, что внедрение в учебно-воспитательный процесс предложенной педагогической системы обеспечит повышение эффективности формирования психологической готовности курсантов вузов ГПС МЧС России к деятельности в условиях риска.

На основе изучения профессионального опыта сотрудников ГПС МЧС России и экспериментального исследования выявлены и научно обоснованы особенности формирования психологической готовности курсантов к деятельности в условиях риска, а также психолого-педагогические факторы, влияющие на ее эффективность.

Важными психолого-педагогическими условиями повышения эффективности формирования психологической готовности курсантов к деятельности в условиях риска являются: постоянное совершенствование педагогического мастерства преподавательского составаактивное использование в подготовке курсантов служебно-боевого опыта деятельности пожарно-спасательных формирований в современных условияхсовершенствование психологической готовности курсантов путем моделирования психологических факторов, воздействующих на личный состав в условиях риска и экстремальных ситуацияхучет индивидуально-психологических особенностей в обучении и воспитании курсантовморальное и материальное стимулирование активности курсантов в обычных условиях и, особенно, в экстремальных ситуациях, связанных с риском для жизни.

На основе проведенного исследования были предложены следующие практические рекомендации:

1. В вузах ГПС МЧС России внедрить разработанную автором педагогическую систему формирования психологической готовности курсантов вузов к деятельности в условиях риска.

2. На основе разработанных критериев оценки уровней психологической готовности курсантов вузов ГПС МЧС России к служебной деятельности в условиях риска в плановых аттестациях во время учебы в вузе, в выпускных аттестациях, а также во время прохождения офицерами службы в подразделениях отражать изменения уровня сформированности основных критериев психологической готовности.

3. Психологическую подготовку курсантов к служебной деятельности в условиях риска проводить на основе моделирования психологических факторов, воздействующих в критической обстановке. Избранная модель должна психологически соответствовать той, с которой курсант столкнется в реальной обстановке. При этом осуществлять комплексное использование следующих приемов воздействия: словесно-знаковых, наглядных, тренажерных, компьютерных, имитационных, боевых.

4. Формировать целостную структуру личности, оказывая разностороннее воздействие на недостаточно выраженные качества, которые определяют успешность деятельности.

5. В ходе учебных занятий при оценке ответов и определении текущих оценок учитывать уровень сформированности у курсантов таких личностных качеств как: самостоятельность, требовательность к себе, ответственность, способность быстро ориентироваться в обстановке, уверенность в своих силах, умение владеть собой, организаторские способности, наличие профессиональных знаний, навыков, умений.

6. Обеспечить формирование не только автоматизированных действий, но и психологических механизмов, которые способствуют активизации свойств психики, осуществляющих адаптацию организма к реальным условиям служебной деятельности в условиях риска.

7. Рекомендовать Департаменту кадровой политики МЧС России рассмотреть вопрос об организации стажировки курсантов 4−5 курсов в пожарно-спасательных подразделениях, выполняющих служебные задачи в условиях риска.

Дальнейшей разработке проблемы будут способствовать исследования по следующим направлениям: психолого-педагогический анализ формирования эмоционально-волевой устойчивости у курсантов вузов ГПС МЧС России в условиях риска (по опыту проведения стажировок) — совершенствование системы эффективного применения психолого-педагогических рекомендаций по действиям сотрудников в условиях рискаповышение эффективности профессионально-психологического отбора сотрудников ГПС МЧС России для выполнения служебно-боевых задач в условиях риска.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аболин J1.M. Эмоциональная устойчивость в напряженной деятельности, ее психологические механизмы и пути повышения: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1989. 42 с.
  2. Г. С. Введение в практическую психологию. М., 2004. 237 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Психология личности и деятельности. М., 1980. 335 с.
  4. B.C. Основы научной организации контроля в высшей школе. М., 1989. 167 с.
  5. В.В. Психологические основы повышения эффективности деятельности работников ОВД в экстремальных ситуациях: Учебное пособие. М.:ВЮЗШ, 1998.46 с. 1 <
  6. Актуальные проблемы морально-психологической подготовки личного состава подразделений МЧС России (По материалам научно-практической конференции). Колодин A.M. и др. Акад. Гражданской защиты МЧС РФ. М., Новогорск, 2005. 182 с.
  7. .Г. О проблемах современного человекопознания. М.: Наука, 1977.380 с.
  8. А. Психологическое тестирование. М., 1982. Т. 1,2.
  9. Г. М. Социальная психология. М., 1995. 408 с.
  10. Н.П. Психология подбора и расстановки кадров. Автореф. дис. .канд. психол. наук. Ярославль, 1982. 16 с.
  11. И.В. Деятельность: ее психологическая структура, социальный и личностный аспекты // Социальное управление: философские, организационные и экономические проблемы. М., 1994.
  12. Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 1. С. 3−18.i г
  13. Л.И. Психология повседневности: Жизненный мир личности и «техники» ее бытия // Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 2. С. 3−16.
  14. Н.П. Разработка проблемы психологической подготовки войск после 60-х годов / В сборнике: Путь повышения эффективности морально-политической и психологической подготовки личного состава в подразделении, части. М.: ВПА, 1989.
  15. А.В. Формирование у советских воинов активной жизненной позиции. М.: ВПА, 1981. 84 с.
  16. Ю.Г. Состояние проблемы управления и оценки социально-психологического становления учебных коллективов в высших учебных заведениях МЧС России: Монография. СПб.: Санкт-Петербургский институт ГПС МЧС России, 2003. 116 с.
  17. Ю.Г. Социально-психологическое обеспечение руководства учебными коллективами высших военно-учебных заведений: Монография. СПб.: Санкт-Петербургский институт ГПС МЧС России, 2003. 169 с.
  18. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. 196 с.
  19. Э. Игры, в которые играют люди. М., 2005. 400 с.
  20. В.М. Избранные работы по социальной психологии. М., 1978. 400 с.
  21. БобневаМ.И. Социальные нормы и регуляции поведения. М., 1988. 311с.
  22. М.И. Социально-психологические проблемы организации надежной профессиональной деятельности // Психологические проблемы профессиональной деятельности. М., 1991. С. 121−135.
  23. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. 199 с.
  24. А.А. Личность в общении. М., 1983. 272 с.
  25. .С. Аномалии личности. М., 1988. 301 с.
  26. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь справочник по психодиагностике. Киев, 1989. 213 с.-Л
  27. В.И. Военно-педагогические качества офицера и пути их формирования. М.: ВПА, 1971. 94 с.
  28. Военная педагогика и психология / Под. ред. Н. В. Барабанщикова. М.: Воениздат, 1986. С. 113.
  29. Военная психология. Ч. 1 и 2. М.: ВПА, 1984.
  30. Война. Океан. Человек: о морально-политической и психологической подготовке советских моряков / Под ред. В. М. Гришакова М.: Воениздат, 1974.
  31. И.П. О личном авторитете руководителя // Социальная психология личности. Л.: Знание, 1974.
  32. Л.И. и др. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. / Под ред. А. А. Крылова. Л., 1990. 272 с.
  33. С.А. Совершенствование профессиональной адаптации курсантов ввузов внутренних войск МВД России. Дис. .канд. пед. наук. СПб, У МВД России, 1998. 169 с.
  34. В.И. Педагогическая система и задачи определения критериев эффективности ее функционирования. В кн.: Проблемы активности студентов. Ростов на — Дону. Изд. РГУ, 1975. С 152−164.
  35. Групповая психотерапия. / Под ред. Б. Д. Карвасарского, С. Ледера. М., 1990. 384 с.
  36. В.А., Лыткин В. М. Медицинские и социально-психологические основы адаптации военнослужащих к профессиональной деятельности // Обозрение психиатрии и мед. психологии им. Бехтерева. 1993. № 3. С. 34−35.
  37. В.П., Сальников В. П., Слепов В. Я. Основы педагогической психологии высшей школы МВД России: Учебник. СПб, 2000. 255 с.
  38. А.Б. Воспитателю по психологии и психогигиене общения. М., 1987. 136 с.
  39. А.И. Психология коллектива. М., 1984. 208 с.
  40. А.И. Проблемы групповой сплоченности. М., 1979. 128 с.
  41. М.И. Психологический анализ боевой деятельности советских воинов. М.: ВПА, 1974.
  42. М.И. Психология высшей военной школы. М.: ВПА, 1983. 418 с.
  43. М.И. и др. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: Психологический аспект. Минск, 1985. 206 с.
  44. Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. JI., 1985. 167 с.
  45. Л.Ф. Военно-профессиональная направленность личности советского офицера. М.: ВПА, 1979. 46 с.
  46. Ю.М. и др. Диагностика и развитие компетентности в общении. М., 1990. 104 с.
  47. Н.Д., Пономаренко В. А. Психическое состояние человека в особых условиях деятельности // Психологический журнал. 1983. Т. 4. № 6. С. 92−105.
  48. .В., Холмогорова А. Б., Мазур Е. С. Саморегуляция поведения в норме и патологии // Психологический журнал. 1989. Т. 10. № 2. С. 121−132.
  49. В., Ланг Л. Руководитель без конфликтов. М., 1990. 335 с.
  50. П.Б. Эмоциональная неустойчивость. Дис. .канд. психолог, наук. М., 1970. С. 14.
  51. A.M. Психология политической борьбы. СПб., 1993. 160 с.
  52. . Ю.П. Уставные взаимоотношения: как они формируются. М.: Воениздат, 1986. 156 с.
  53. И.П. Подготовка будущих офицеров внутренних войск МВД России к обеспечению безопасности жизнедеятельности военнослужащих. Дис. .канд. пед. наук. СПбУ МВД России, 1999. 208 с.
  54. А.Т. Совершенствование психологической подготовки курсантов ввузов МВД СССР к службе во внутренних войсках. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М.: ВПА, 1987. 16 с.
  55. Имидж лидера: Психологическое пособие для политиков. / Е. Аболкина и др. М., 1994. 265 с.
  56. Интерпретация и анализ данных в социологических исследованиях. / Отв. ред. О. В. Аидреенков, Ю. Н. Толстова. М., 1987. 255 с.
  57. Искусство разговаривать и получать информацию: Хрестоматия. / Составил Б. Н. Лозовский. М., 1993. 303 с.
  58. М.С. Человеческая деятельность. М., 1974. 328 с.
  59. Д. Как выработать уверенность людей, выступая публично. Как перестать беспокоится и начать жить: Пер. с англ. / Общ. ред. и предис. В. П. Зинченко и Ю. М. Жукова. М., Прогресс, 1989. 447 с.
  60. В.Н. Социалистический воинский коллектив (социологический очерк). М.: Воениздат, 1980. 418 с.
  61. Н.И. Как относиться к себе и к людям, или практическая психология на каждый день. М., 1993. 303 с.
  62. В.Т. Анализ результатов диагностических методик, ориентированных на норматив // Вопросы психологии. 1985. № 5.
  63. JI.M. Успех служебной деятельности руководителя ОВД: психология и технология достижения. М.: Акад. МВД РФ, 1992. 41 с.
  64. Э.И. Личность как субъект и объект социального развития // Соц. полит, науки. М., 1992. № 415. С. 24−32.
  65. Е.П. Психологическая помощь в развитии личности. СПб., 1994. 52 с.
  66. С.В. Организационно-педагогические детерминанты профессионального самосознания руководителей. Дис. докт.. психолог, наук. СПбГУ, 1997.
  67. Р.Л. Авторитет руководителя и групповая эффективность // Новые исследования в психологии. 1984.
  68. А., Кроник Е. В главных ролях: Вы, Мы, Ты, Я. М., 1989. 207 с.
  69. Е.В., Киянова М. К. Технология успеха. М., 1993. 192 с.
  70. Jl.Д. Каким быть руководителю: психология управления деятельности. Л., 1986. 218 с.
  71. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: Высш. шк., 1989. 167 с.
  72. Н.В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб.: СПбГУ, 1993. 78 с.
  73. В .Я. Формирование культуры профессионального обучения у курсантов училищ МВД РФ: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. СПб., 1994.
  74. В.И. Личность в экстремальных условиях. М., Политиздат, 1989. 228 с.
  75. Н.В. О психологической готовности личности к деятельности // Социально-психологические проблемы обучения и воспитания учащихся и студентов. Тверь, 1992. С. 60−64.
  76. Н.Д. Психология труда. М.: Учпедгиз, 1963. С. 26−74.
  77. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.
  78. Летчик и современная война: о морально-политической и психологической подготовке летного состава. М.: Воениздат, 1976.
  79. .Ф., Журавлева Л. Психология и управление. М.: Знание, 1978. 64 с.
  80. Д.А. Барьеры общения, конфликты, стресс. Ростов н/Д, 1991. 224 с.
  81. С.И. Психодиагностика способности к управлению людьми в особых условиях. Автореф. дис.. канд. психол. наук. Л., 1991. 20 с.
  82. МарищукВ.Л. Вопросы организации и методики профессионального отбора в ввузе. Л.: ВДКИФК, 1972. 86 с.
  83. В.Л., Степапчук О. А., Аверин А. Н. Формы обучения и воспитания, применяемые в Вооруженных Силах Российской Федерации. СПб., 1993. 56 с.
  84. М.И., Студеникин Е. И., Бобринев Е. В. Влияние условий труда пожарных на травматизм и болезни органов дыхания.// Пожарная безопасность, информатика и техника. 1998. — Вып. 4 (26). 34 -37 е.-
  85. М.И., Соболев Е. С. Исследование влияния условий труда на функциональное состояние пожарных. / Психологический журнал. Том 11, № 1, 1990. С. 102- 108.-
  86. Н.П. Психологические реакции у военнослужащих в период адаптации к военной службе: (клинико-психол. аспект) // Воен. мед. акад. им. С. М. Кирова. СПб., 1992. 184 с.
  87. В.И. Устойчивость физиологических и психических функций человека при действии экстремальных факторов. Л.: Наука, 1982. 213 с.
  88. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986. 256 с.
  89. В.И. Повышение эффективности процесса морально-психологической подготовки молодых воинов внутренних войск к служебно-боевой деятельности. Автореф. дис. .канд. пед. Наук. СПб., 1996. 17 с.
  90. Методы системного педагогического исследования. / Под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: ЛГУ, 1980. 246 с.
  91. Методы социальной психологии. / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л., 1977. 247 с.
  92. В.И. Пути повышения психолого-педагогических знаний курсантов. Методические рекомендации офицерам учебных подразделений. М., 1987. 54 с.
  93. В.Э. Побудительные тенденции в структуре деятельности // Вопросы психологии. 1982. № 3. С. 5−14.
  94. А.В. Компонентный анализ психического состояние человека в особых условиях деятельности // Психологический журнал. 1993. Т. 12. № 1. С. 66−75.
  95. А.В. Воспитание на современном этапе // Педагогическая теория: идеи и проблемы. М., 1992. С. 50−56.
  96. К. Психология ответственности. Л.: Наука, 1983. 256с.
  97. Я.Н. Педагогические основы подготовки курсантов ВВ МВД России как воспитателей. СПб.: Дис. канд.. пед. наук. СП6ГУД997.
  98. Н.И. Психическая напряженность. Изд-во МГУ, 1976. С. 7.
  99. Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М., 1994- Кн. 2. Психология образования. М., 1994. 496 с.
  100. Р.С. Социально-психологический анализ эффективности деятельности коллектива. М., 1984. 201 с.
  101. Т.А. Состояние нервно-психического напряжения. Л., 1983. 169 с.
  102. Г. С. Самоконтроль человека. Л.: ЛГУ, 1989. 192 с.
  103. Н.Н. Межличностные отношения. Л., 1979. 151 с.
  104. Общение и оптимизация совместной деятельности. / Под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. М., 1987. 303 с.
  105. B.C. Теоретические основы нравственного воспитания сотрудника органов внутренних дел России. Автореф. дис.. д-ра пед. наук. СПб.: СПбГУ, 1993.42 с.
  106. B.C., Манько Н. И. Адаптация солдат внутренних войск. Л.: ЛВПУ МВД СССР, 1976. 74 с.
  107. A.M. Управление: искусство общения. М., 1983. 218 с.
  108. О психологической подготовке курсантов ввузов. Мн., 2007. 126 с.
  109. Основы педагогики высшей и средней специальной школы в системе органов внутренних дел: Учебное пособие. / Под ред. И. В. Горлиского. М.: Акад. МВД РФ, 1992. 336 с.
  110. В.В. Проблемы морально-психологической подготовки личного состава. М.: МО СССР, 1971. 65с.
  111. С.Н., Рустомджи М. К. Искусство управления. СПб., 1992. 124 с.
  112. .Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971. 312 с.
  113. .Д. Социально-психологический климат коллектива. М., 1981. 190 с.
  114. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. 256 с.
  115. К.К. Краткий словарь системы психологических знаний. М.: Высшая школа, 1984. 173 с.
  116. Я.В. Практические вопросы военной психологии. М.: Воениздат, 1987. 151 с.
  117. Практикум по социально-психологическому тренингу. / Под ред. Б. Д. Парыгина. СПб., 1994. 176 с.
  118. Психология. Словарь. М.: Политиздат, 1994. 496 с.
  119. Психологические исследования общения. / Отв. ред. Б. Ф. Ломов, А. В. Беляева, В. Н. Носуленко. М., 1985. 344 с.
  120. Психологические механизмы регуляции социального поведения. / Под ред. М. И. Бобневой, Е. В. Шороховой. М., 1979. 368 с.
  121. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. / Никифоров Г. С. и др. СПб., 1991. 152 с.
  122. Психологическое обеспечение трудовой деятельности. / Под ред. А. А. Крылова. Л.: ЛГУ, 1987. 158 с.
  123. Психология и педагогика в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел: В 5-ти частях. М., 1993. 524 с.
  124. Психология межличностного познания. / Под ред. А. А. Бодалева. М., 1981. 223 с.
  125. Психология развивающейся личности. / Под ред. А. В. Петровского. М., 1987.240 с.
  126. А.Ц. Процесс и система звеньев психологической подготовки к соревнованиям в спорте: психологический аспект. Избр. лекции. Л.: ГДОИФК, 1979. С. 51.
  127. Пути повышения эффективности морально-политической и психологической подготовки личного состава в подразделении, части. / Материалы научно-практической конференции. М.: ВПА, 1989. 195 с.
  128. Рабочая книга социолога. М., 1977. 512 с.
  129. А.А. Локус контроля девиантной личности // Психологический журнал. 1994. Т. 15. Ч. 2. С. 52−56.
  130. А.А. Психология познания педагогом личности учащихся. М., Высшая школа, 1990. 80 с.
  131. А.А. Психология педагогической деятельности. Ижевск, 1994. 83 с.
  132. Рекомендации по психологической подготовке личного состава подразделений МЧС России. М.: Весть, 2005. 197 с.
  133. Российская служба спасения. Законы. Указы. Постановления. Положения. М., 2006. 176 с.
  134. А.П. Психологическая подготовка пожарных. М.: Стройиздат, 1982. 79 е.-
  135. А.Л. Руководитель: слово и дело. / Социально-психологические аспекты. М.: Политиздат, 1983. 159 с.
  136. А.Л. Социальная психология управления. Л.: ЛГУ, 1986. 175 с.
  137. Н.Н. Формирование психологической подготовленности у сотрудников МВД к служебной деятельности в экстремальных условиях. Автореф. дис. .канд. пед. наук. СПб., 1996. 17 с.
  138. В.В. Процесс обучения как фактор воспитания будущих офицеров внутренних войск МВД России. Автореф. дис. .канд. пед. наук. СПб., 1996. 16 с.
  139. В.Я. Морально-психологическая подготовка будущих офицеров ВМФ СССР к деятельности в условиях современной войны. Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Л., 1973. 41 с.
  140. В.Я. Педагогические основы обучения личного состава подразделения (в/ч) в условиях боевых действий. (На опыте ВОВ и «горячих точек»). Уч. пособие. СПб.: СПб ВВКУ ВВ МВД России. 1996. 16 с.
  141. А.А. О психологической подготовке к труду. Избранные психологические труды. М., 1987. Т. 1. С. 229−241.
  142. A.M. Методы активного обучения. М., 1991. 176 с.
  143. Совершенствование психолого-педагогической подготовки студентов педвуза. Межвузовский сборник научных трудов. М.: МГГТИ им. В. И. Ленина, 1985. 135 с.
  144. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. 1632 с.
  145. Совместная деятельность: Методология, теория, практика. М., 1988. 232 с.
  146. Солдаты и война. Проблемы морально-политической и психологической подготовки советских воинов / Под ред. А. С. Желтова. М.: Воениздат, 1971.
  147. Социальная психология. / Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л., 1979. 224 с.
  148. В.В. Некоторые проблемы прогноза деятельности человека в экстремальных условиях. // Вопросы психологии. 1973. № 4. С. 23.
  149. Г. В. Основы психологической теории деятельности. Л., 1988. 168 с.
  150. С.И., Абурахманов Р. А. Психологические последствия воздействий боевой обстановки: Учебное пособие. М., 1992. 86 с.
  151. A.M. Психологические факторы обеспечения высокой боевой готовности подразделений, частей (кораблей). М.: ВПА, 1970. 76 с.
  152. М.М. Изучение индивидуально-психологических особенностей курсантов вуза. СПб ВИ ВВ МВД России, 1997.
  153. П.С. Управление без тайн. Симферополь, 1993. 480 с.
  154. .М. Проблемы индивидуальных различий. Изд. АПН РСФСР, М., 1961, с. 266.
  155. Г. А. Опыт формирования педагогической направленности у студентов университета. Автореф. дис. .канд. пед. наук. Л., 1975. 20 с.
  156. Ф.П., Фокин Ю. Г. Как вы управляете? М.: Воениздат, 1984. 326 с.
  157. М.К., Ронгинский М. Ю. Практическая психология для руководителей. Л., 1992. 172 с.
  158. Л.С. Совершенствование системы формирования морально-боевых качеств у слушателей вузов МВД России. Автореф. дис. .канд. пед. наук. СПб., 1996. 17 с.
  159. А.К. Общественная психология и идеология. М., 1985. 256 с.
  160. Э.П. Традиции воинского коллектива. М.: ВПА, 1990. 36 с.,
  161. Н.Ф., Галицкий В. П. Психологические аспекты преодоления конфликтных ситуаций в воинских коллективах. М.: ВПА, 1981. 112 с.-:
  162. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 № 68-ФЗ.
  163. Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ
  164. А.В. Работа с кадрами: психологический аспект. М.: Экономика, 1999.127 с.
  165. И.И., Анисин И. И. Люди и ракеты: заметки о морально-политической подготовке воинов зенитных ракетных войск. М.: Воениздат, 1977.
  166. В.И. Педагогические основы повышения эффективности учебно-воспитательной деятельности офицера подразделения внутренних войск: Автореф. дисс. .д-ра пед. наук. Л., 1991. 32с.
  167. В.А. Способы разрешения конфликтов в экстремальных условиях жизнедеятельности // Психолог, журнал. 1993. Т. 14. № 3. С. 38−46.
  168. В.Д. Проблемы системогинеза профессиональной деятельности. М., 1982. 182 с.
  169. Т. Социальная психология. М., 1969. 426 с.
  170. Я.Я. Воспитание дисциплинированности у советских воинов. М.: Воениздат, 1960. 176 с.
  171. В.Я. Психологические особенности адаптации курсантов к учебной, служебной и общественной деятельности в условиях высшего военно-учебного заведения. Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1982. 16 с.
  172. В.А. Обучение как процесс управления. JL, 1988. 160 с.
  173. В.А. Психология учебной деятельности студентов: Учебное пособие. М.: Логос, 1994. 156 с.
  174. Eriksen C.W. Some personality correlates of stimulus generalisation under stress. Zour. of Abnormal and Social psychology, V. 49, 1954.
  175. Korchin S.Y. Anxiety and verbal learning. Zour. of Abnormal and Social psychology, V. 54, 1957, p. 117.
  176. Nicholson W.H. The influence of anxiety upon learning. Zour. of personality. V. 26, 1958.
  177. Ramond G. Anxiety and task determinants of varial performance. Zour. of exper. psychology, V. 46, 1953.
  178. Resnick G. Reversal in superority of performance of high and low anxious. Zour. of personality, V. 33, 1965.
Заполнить форму текущей работой