Модель обогащающего образования
Интенсификация содержания обучения происходит за счет замены поверхностного материала более углубленным. В программу включаются также теоретические основы изучаемого предмета; В программу также включаются специальные развивающие упражнения, направленные, например, на развитие творческого мышления. Интеграция большого объема учебных способов и навыков деятельности в самые разные области школьной… Читать ещё >
Модель обогащающего образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Наибольшую распространенность у нас в стране и за рубежом получила эта модель организации образовательного процесса. Этому способствовало то обстоятельство, что модель была подробно разработана и начала применяться Дж. С. Рензулли с начала 1970;х годов [172]. Он считает, что главными задачами предложенной им модели являются:
- — стимулирование деятельности ученика;
- — развитие его интереса к учению;
- — повышение успешности;
- — интеграция большого объема учебных способов и навыков деятельности в самые разные области школьной программы.
Модель обогащающего школьного обучения (МОШО) Дж. С. Рензулли описывает в виде трех взаимодополняемых частей: школьных структур, компонентов организационного обеспечения программы и схемы организации содержания образования под названием «триадная модель обогащения».
Школьные структуры
Школьные структуры в модели МОШО являются институциональными формами организации образовательного и воспитательного процесса. И хотя все они названы школьными структурами, по сути дела, они включают как компоненты общего обязательного образования, так и компоненты необязательного, дополнительного образования. Рензулли выделяет в школьных структурах три компонента. Каждому компоненту соответствует определенный тип предметного содержания, учебных программ и учебного времени, выделенного на усвоение этого содержания. Первым компонентом является по терминологии Рензулли «обычная школьная программа». За основу в ней берется тот предметный материал, который должны изучить все дети данного возраста. В модели МОШО со школьной программой происходят изменения в трех направлениях:
- — уровень сложности учебного материала дифференцируется с помощью сжатия учебных программ, модификации содержания учебников и досрочного перевода учащихся в более старшие классы;
- — интенсификация содержания обучения происходит за счет замены поверхностного материала более углубленным. В программу включаются также теоретические основы изучаемого предмета;
- — в программу также включаются специальные развивающие упражнения, направленные, например, на развитие творческого мышления.
Вторым компонентом школьных структур являются группы обогащающего обучения. Эти группы комплектуются на основе желания учащихся и работают, как правило, во второй половине дня. В группах работают дети разных возрастов, на основе сходных интересов. Преподавание в этих группах ведется как учителями школы, так и представителями общественности и родителями-добровольцами. Учебный процесс в группах обогащающего обучения направлен на работу с реальными проблемами, чтобы учащиеся могли применить на практике свои умственные навыки и творческие способности. Еще одной задачей работы в группах является поощрение коллективизма и формирование положительной самооценки.
Занятия в группах обогащающего обучения строятся в основном на материале междисциплинарных и кроссдисциплинарных тем (группа, занимающаяся электронной музыкой, или театрально-телевизионная группа). Работа группы направлена на производство какого-либо конкретного результата. Задачи каждого этапа деятельности группы определяются с помощью нескольких ключевых вопросов.
- 1. Что делают люди, интересующиеся данной областью?
- 2. В чем выражаются результаты их деятельности:
- а) какой профессией нужно овладеть для получения этих результатов?
- б) какие методы и ресурсы используются специалистами для получения высоких результатов?
- 3. Как и кому они сообщают о результатах своей работы?
- 4. Кто именно в районе заинтересован в результатах деятельности?
- 5. Как добиться того, чтобы результаты деятельности оказали воздействие на потребителя?
Как пишет Рензулли, в некоторых школах такие группы работают полдня в неделю, в некоторых — ежедневно.
Третьим компонентом школьных структур является совокупность специальных дополнительных программ. Специальные дополнительные программы созданы для детей, чьи интересы не вполне удовлетворяются в ходе традиционного обучения и в группах обогащающего обучения. Чаще всего это учащиеся, выполняющие задания продвинутого уровня и нуждающиеся в специальных консультациях. Такие консультации им оказывают либо школьные учителя, либо специалисты других учебных заведений, либо представители общественности. Обучение на продвинутом уровне может также осуществляться в рамках летних школ, университетских курсов для школьников, научных экспедиции ит.д.