Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Фактор религиозности в системе мотивации поведения индивида

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сегодня в окружающей нас социокультурной действительности существует множество вероисповеданий, где отношения между представителями варьируются от мирного сосуществования, споров и дискуссий между теоретическими оппонентами, попыток найти общий язык до открытого неприятия и откровенной вражды, выраженной в крайних политических формах и разделяющей общество по принципу «друг-враг». Последнее… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Фактор религиозности в соотношении С понятиями мотива, ценности, потребности и системы мотивации индивида
    • 1. 1. Определение религиозности в трудах отечественных и зарубежных исследователей
    • 1. 2. Понятие мотива и системы мотивации поведения
    • 1. 3. Факторы религиозности в системах мотивации поведения индивида в различных философских, психологических и социальных концепциях
  • Глава 2. Религиозность как мотив поведения индивида в системе нравственных, общественных и семейных норм и традиций
    • 2. 1. Этический и социальный аспекты фактора религиозности в соотношении с мотивацией поведения
    • 2. 2. Религия в семье: степень влияния семейного воспитания на формирование религиозности индивида

Фактор религиозности в системе мотивации поведения индивида (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы Сложная социальная, культурная, политическая и духовная ситуация, сложившаяся в обществе на сегодняшний день, породила особый интерес к религии, как явлению, реализуемому в самых разных сферах жизнедеятельности современного человека.

Сегодня в окружающей нас социокультурной действительности существует множество вероисповеданий, где отношения между представителями варьируются от мирного сосуществования, споров и дискуссий между теоретическими оппонентами, попыток найти общий язык до открытого неприятия и откровенной вражды, выраженной в крайних политических формах и разделяющей общество по принципу «друг-враг». Последнее десятилетие в России наметилась общественная тенденция поиска устойчивого баланса между двумя опасными крайностями: недостатком веры в духовные идеалы, и «повальным», зачастую неосознанным обращением людей к религии. Стала заметна тенденция использования религии, как одного из способов политического воздействия, что можно заметить, если обратить внимание на лозунги некоторых политических партий, в которых встречаются такие слова как «Бог», «Иисус», «Православие», а также призывы к объединению по принципу вероисповедания. Отчасти проблема связана с усилением воздействия на Россию западных стран, для которых религия является одним из основных инструментов регулирования общества, т.к. большинство развитых государств являются мультипартийными. Эти тенденции служат подтверждением актуальности проблемы религиозности как мотива человеческого поведения и отдельно взятого индивида, и человеческого общества в целом. В нашей работе сделана попытка показать и оценить значение религиозного фактора в системе мотивации человеческого поведения.

На протяжении веков и тысячелетий в маленьких и больших человеческих сообществах возникает, растет, формируется и трансформируется огромное количество религиозных систем, положение которых на фоне общественно-исторических, политических, культурных и научных коллизий постоянно меняется, попеременно являя собой то взлет и расцвет, то упадок, а иногда и вовсе постепенный уход в небытие того или иного вероучения. Являясь общественным феноменом, религия не могла не воздействовать в той или иной степени на общество в целом и на отдельных его членов.

Проблема осмысления религиозности человека как одного из регуляторов его поведения изучалась многими исследователями, т.к., имея непосредственное отношение к человеческой личности, ее побуждениям и источникам этих побуждений, данная проблема в равной степени не может не представлять известный интерес для философов, психологов, социологов и религиоведов, как прошлого, так и настоящего времени. Тем не менее, особый аспект, выделенный в нашей работе, представляет собой не только стремление представить различные точки зрения, выражающие свое отношение к проблеме, но, рассмотрев понятие фактора религиозности индивида, а также проанализировав саму природу мотивационной сферы индивида, определить место религиозности в системе мотивации поведения индивида, т. е. охарактеризовать религиозность человека в качестве двигателя его побуждений и поступков.

Исследование уровня воздействия религиозных верований человека на его поведение предполагает не только рассмотрение поведенческих характеристик религиозности индивида, изучение отношения индивида к религии и вере или установление степени его религиозности, но требует выявления наличия или отсутствия связи между сознанием самого индивида и его поведением, между мотивом и его реализацией. Именно это обусловило некоторые особенности изложения: автор не только провел анализ философской, социологической и психологической литературы по исследуемой проблеме, но и счел возможным привлечь в качестве дополнительного метода практического изучения заявленной проблемы метод социологического опроса на тему отношения к религии как к социальному явлению, имеющему свои особенные проявления в личной, семейной и общественной жизни индивида. Данный опрос представлялся автору попыткой хотя бы частично отобразить взгляды представителей современного общества на место религии в жизни и деятельности отдельного человека, в отношении его к окружающим людям, в структуре социальных взаимодействий. Респонденты не только давали однозначные ответы, но также пытались обосновать свою точку зрения на поставленные перед ними вопросы, в результате чего, после тщательной обработки полученных результатов исследования, автор счел целесообразным привести выборочные варианты ответов респондентов непосредственно в самом тексте диссертации при освещении ряда рассматриваемых проблем.

Многочисленность и разнообразие мнений, полученных в ходе исследования, на взгляд автора, являются достаточно наглядным подтверждением сложности и неоднородности духовной ситуации, сложившейся в современном обществе, детерминируя, таким образом, важность и сложность поставленной проблемы на сегодняшний день. Полные и окончательные результаты анализа и систематизации полученной информации представлены в приложении. Автор выражает надежду, что проведенное им исследование взглядов на религию, высказанных представителями самых разных поколений и профессий, не претендуя на уровень масштабного статистического опроса, все же представляет собой очень интересный эксперимент, который может стать перспективным при дальнейших разработках ряда серьезных религиоведческих проблем.

Степень изученности проблемы. Изучение влияния религиозных представлений человека на его поведение занимало существенное место в многочисленных отечественных и зарубежных философских, психологических и социологических трудах. Проблема соотношения религиозности человека с его реальными принципами и действиями также является предметом дискуссий в теологических работах и темой в художественной литературе.

В религиоведческих исследованиях наиболее широко проблема изучения религиозности в качестве мотива поведения человека представлена в работах известных отечественных авторов Д.М.Угриновича1, И.Н.Яблокова2, В.И.Гараджи3, на основных разработках которых базируется методология диссертационного исследования.

Принципы психологического подхода к определению понятия мотива и системы мотивации поведения индивида содержатся в трудах отечественных.

1 Угринович Д. М.

Введение

в религиоведение.- 2-е изд.- М.: Мысль, 1985; Психология религии.- М.: Политиздат, 1986.

2 Яблоков И. Н. Религиоведение: Учебное пособие и учебный словарь-минимум по религиоведению. — М.: Гардарика, 1998.

В. И. Гараджа. Религиеведение: Учеб. пособие для студентов вузов и преподавателей сред. шк. — 2. изд., доп. — М.: Аспект-пресс, 1995. психологов Л. С. Выгодского, А. Н. Леонтьева,.

A.B.Петровского, М.Г.Ярошевского4.

Важные аспекты социологического подхода к анализу фактора религиозности как мотива человеческого поведения разработаны в исследованиях И. Н. Яблокова, Ю. А. Левады, В. И Гараджи5.

При изучении проблемы религиозности как мотива поведения индивида в системе нравственных, общественных и семейных норм и традиций были использованы работы зарубежных исследователей философии, психологии и социологии религии б.

За рубежные психологические теории мотива и мотивации поведения человека представлены разработками гуманистического психолога А. Маслоу7, теорией инстинктов Д. Мак-Дауголла8,.

4 Выготский Л. С. Мышление и речь: Психологические исследования.- М.: Лабиринт, 1996; Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971; Петровский.

A.B. Личность. Деятельность. Коллектив.- М.: Политиздат, 1982; Петровский A.B., Ярошевский М. Г. История и теория психологии. В 2 т.- Ростов-на-Дону, Феникс, 1996; Ярошевский Т. М. Личность и общество.- М.: Прогресс, 1973.

5 Яблоков И. Н. Социология религии. — М.: Мысль, 1979; Левада Ю. А. Социальная природа религии.- М.: Наука, 1965;

B.И.Гараджа. Социология религии: Учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей.- М.: Аспект Пресс, 1996.

6 Джемс У. Воля к вере.- М.: Республика, 1997; Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // Американская социологическая мысль.- М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 19 96. Фромм Э. Душа человека.- М.: Республика, 1992; Хендерсон Дж. Психологический анализ культурных установок.- М.: Добросвет, 1997 .

7 Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики.- Спб.: Евразия, 1997; Мотивация и личность.- Спб.: Евразия, 1999.

8 Мак-Дауголл У. Основные проблемы социальной психологии.-М.: Космос, 1916. психоаналитическими концепциями З. Фрейда9 и.

10 11 К. Г. Юнга, социальными исследованиями М. Вебера ,.

Г. Зиммеля12 и Т. Парсонса13.

Особая трудность исследования заключается в том, что понятие мотива, применявшееся, в основном, в сферах психологических и социальных исследований, на сегодняшний день не было конкретизировано на теоретическом уровне в сфере религиоведения. Попыткой придать новое направление изучению этой проблемы, проанализировав соотношение понятий религиозности индивида и его мотива поведения, является данная диссертационная работа.

Цель и задачи исследования

Целью настоящей работы является анализ места и значения фактора религиозности в системе мотивации поведения человека. Основываясь на исследованиях отечественных и зарубежных философов, религиоведов, социологов и психологов, на полученных результатах социологического опроса представителей разных поколений современного общества, на личном.

Фрейд 3. Будущее одной иллюзии // Психоанализ, религия, культура.- М.: Ренессанс, 1992; «Я» и «Оно»: Труды разных лет.- Тбилиси: Мерани. В 2 кн. Кн.1. 1991.

10 Юнг К. Г. Архетип и символ.- М.: Ренессанс, 1991.

11 Вебер М. Избранное. Образ общества.- М.: Юрист, 1994.

12 Зиммель Г. Религия. Социально-психологический этюд.- М.: Издание М. и С. Сабашниковых, 190 9.

13 Парсонс Т. Система координат и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем // Американская социологическая мысль.- М.: Издание.

Международного Университета Бизнеса и Управления, 199 6. переживании и осмыслении проблемы, автор стремился решить следующие задачи:

— провести анализ понятия фактора религиозности индивида;

— рассмотреть понятие мотива и системы мотивации поведения индивида в работах отечественных и зарубежных исследователей;

— представить этический и социальный аспекты фактора религиозности в соотношении с понятиями мотива и мотивации поведения индивида;

— оценить влияние семейного воспитания на формирование религиозных представлений индивида;

— на основе проведенного исследования сделать выводы и предложения по заявленной теме «Фактор религиозности в системе мотивации поведения индивида».

Научная новизна исследования. Научная новизна состоит в решении автором задач, обусловленных главной целью диссертационного исследования: определено понятие мотива в сфере религиозных представлений человека, выражаемых в различных формах;

— проведен анализ нравственного и социального аспектов фактора религиозности в системе мотивации поведения индивида;

— произведена оценка роли семьи в формировании религиозных представлений, мотивирующих поведение индивида;

— выявлена специфика связи между наличием религиозных представлений в информационной, оценочной и мотивационной системах индивида и влиянием этих представлений на его реальное поведение;

— в диссертационном исследовании помимо использования обобщенных подходов отечественных и зарубежных философов, религиоведов, социологов и психологов автор применил метод социологического исследования и разработал специальный инструментарий, который может быть использован при дальнейших разработках религиоведческих проблем.

Методологическаяосновадиссертации.

Методологическая основа работы представлена теоретическими подходами к изучению религии, разработанными отечественными религиоведами в течение последних десятилетий. Основное значение для нашего исследования имеют работы Д. М. Угриноеича, И. Н. Яблокова, И. В. Гараджи.

Определение и анализ понятий мотива и мотивации человеческого поведения, играющих ключевую роль в диссертационном исследовании, базировались на работах отечественных психологов В.Г.Асеева14 В. К. Вилюнаса15, Р. С. Немова16, В-И.Ковалева17 и других.

Важную роль в освещении аспекта соотношения мотивов поведения с понятиями потребности, цели и эмоции сыграли теория деятельностного происхождения.

18 мотивации человека А. Н. Леонтьева, объясняющая происхождение и динамику мотивационной сферы индивида, а также исследование корреляции смысловых.

19 структур личности Д. А. Леонтьева. 20.

Работы отечественных исследователей, а также труды зарубежных представителей психологии религии и социальной философии (У.Джемса21, Э. Фромма22,.

14 Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности.-М.: Мысль, 197 6. С. 7 .

15 Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека.- М.: Изд-во МГУ, 1990.

16 Немов P.C. Психология. В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии.- М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

17 Ковалев В. И. Мотивы поведения и деятельности.- М.: Наука, 1988 .

18 Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность.- М.: Политиздат, 1975; Проблемы развития психики.- М.: Изд-во РАН РСФСР, 1959.

19 Леонтьев Д. А. Структурная организация смысловой сферы личности: Дис. канд. психол. наук/МГУ им. М. В. Ломоносова. Фак. психологии.- М., 1987.

20 Самыгин С. И., Нечипуренко В. И., Полонская И. Н. Религиоведение: социология и психология религии.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1996; Левада Ю. А. Социальная природа религии.— М.: Наука, 1965.

21 Джемс У. Многообразие религиозного опыта. — Спб.: Андреев и сыновья, 1993.

22 Фромм Э. Иметь или быть.- М.: Прогресс, 1986; Психоанализ и религия // Сумерки богов.- М.: Политиздат, 1989.

Ф.А.Шлейермахера23) стали основой для исследования и анализа философского, психологического, социального и нравственного аспектов фактора религиозности индивида.

При проведении социологического исследования, анализе и обработке полученной в ходе опроса информации, автор основывался на работах отечественных социологов.24.

Практическаязначимостьисследования.

Практическая значимость диссертационной работы заключается в возможности использования ряда положений и выводов работы в проведении дальнейших исследований в области теоретического и практического религиоведения. Материалы диссертации могут быть включены в создание новых учебных курсов лекций и семинарских занятий. Полученные результаты работы также могут быть учтены при построении интервью, составлении опросов и анкет в области исследования социологии и психологии религии.

Апробация работы. По теме исследования автор выступал с сообщениями на Ломоносовских чтениях, на.

23 Шлейермахер Ф. А. Речи о религии. Монологи.- Спб.: АО Алетейя, 1994.

24 См.: Батыгин Г. С. Лекции по методологии социологических исследований: Учеб. для студентов гуманит. вузов и аспирантов.-М.: Аспект Пресс, 1995; Ядов В. А. Социологическое исследование. Методология. Программа. Методы.- М.: Наука, 1972; Рабочая книга социолога. М.: Наука, 1977.

13 днях творчества студентов и аспирантов, проводимых кафедрой философии религии и религиоведения философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Основные положения и результаты диссертационного исследования отражены автором в публикациях общим объемом более 2 п.л.

Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии религии и религиоведения философского факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова и рекомендована к защите.

Структураработы. Структура диссертации определена целью и задачами исследования и включает в себя введение, 2 основные главы, заключение, приложение (отчет о результатах проведенного социологического исследования и таблицы данных) и библиографию.

Основные результаты исследования изложены ниже в 11 таблицах с прилагаемыми вопросами. Ответы разгруппированы в таблицах по следующим параметрам:

1 столбец: Полученные варианты ответов на вопрос (порядковый номер и описание варианта);

2 столбец: Общее количество респондентов, давших указанный вариант ответа (в %), а также соотношение количества мужчин и жешцин (в %) ;

3 столбец: Возрастные группы респондентов (мужчин и женщин), давших указанный вариант ответа;

4 столбец: Распределение респондентов, давших указанный вариант ответа, по группам В/Н^С (см. выше) в %.

Заключение

.

Теории представителей различных философских, психологических и социологических направлений, рассматривающие религиозную потребность индивида, реализуемую на личностном и социальном уровне, и анализирующие степень религиозной мотивации человека, предложили разные обоснования природы человеческой религиозности. Соответственно, истоки и проявления религиозных мотивов индивида также получили различные интерпретации. В результате это позволило выделить несколько основных подходов, обосновывающих духовную, бессознательную, биологическую или социальную основу религиозной потребности индивида.

Нам представляется верным предположение, что многочисленные авторы философских, религиоведческих, социальных и психологических исследований данной проблемы, чьи положения и выводы мы анализировали в работе, отталкивались в значительной мере не только от научных теорий, экспериментальных данных и практических выводов, но также от своего личного понимания, ощущения, глубокого переживания сути данной проблемы. Мы попытались найти свой ответ на вопрос о религиозности человека как возможном мотиве его поведения.

Человек является существом, которое в течение всей своей жизни пытается найти объяснение происходящим вокруг него природным явлениям, дать толкование общественно-историческим событиям, отыскать ответ на главный вопрос — вопрос цели своего существования на Земле. Наделенный чувствами и разумом, человек ищет смысл собственного существования и свое место в универсуме, создавая целые философские системы и научные теории. Однако, на фоне многочисленных авторитетных заявлений, принадлежащих различным научным дисциплинам, конфессиональным направлениям, политическим партиям и идеологическим концепциям, свое право на существование имеет также вера каждого отдельного человека, даже если эта вера носит неустойчивый и неопределенный характер, а интерпретация человеком трансцендентного не слишком понятна ему самому. На наш взгляд, возможность найти для себя смысл жизни и определить свое место в универсуме не зависит от уровня религиозности человека, и, тем более, не зависит от выбора определенного вероисповедания. Человек может в течение долгого времени не определиться для себя окончательно с глобальной жизненной целью, истинным смыслом своего существования, но каждый индивид, постепенно взрослея и развиваясь духовно и физически, рано или поздно формирует свой взгляд на окружающий его мир, свое понимание сложных социальных и личностных отношений и свое мнение о том, что находится вне пределов его человеческого разума. Понятие Бога не обязательно должно выражаться в теистичной форме. Религиозные и нерелигиозные люди по-разному ведут свой диалог с Абсолютом, заполняя теоретические религиозные понятия определенным содержанием, основывая свою жизнь на определенной системе высших ценностей и, с течением времени, по-новому осмысливая этапы своей жизнедеятельности и свой духовный опыт.

В основе человеческой деятельности изначально лежат биологические, материальные и духовные потребности. Удовлетворение первых дает возможность нормально функционировать человеческому телу, но разум человека, его возможность реализовать себя как личность, как высшее существо, подразумевает необходимость удовлетворения духовных потребностей. Потребность человека в религии, по нашему мнению, не может находиться в ряду чисто органических потребностей и инстинктов индивида, но среди потребностей духовных необходимо присутствует некий импульс, который мы предложили бы назвать духовным импульсом стремления человека к самосовершенствованию. Этот импульс пробуждает в человеческой душе стремление к высшим понятиям, идеалам и ценностям, стремление к Абсолюту, как сам человек его понимает, объясняет, как сам он вериг в него. Сама религиозность, таким образом, является формой преобразования этого импульса, занимая свое место в системе мотивации разнородных проявлений человеческой натуры, в зависимости от того, в какой степени и каким путем участвуют в них чувства, воображение и разум самого человека, конкретные обстоятельства его жизни, окружающий его социум и множество других причин философского, психологического и социального характера.

Нельзя отрицать тот факт, что на протяжении долгого времени развития человеческого общества и его институтов, вероучительные догматы различных религиозных конфессий представляли собой непререкаемые истины, придавая определенный смысл и ставя конкретную задачу перед каждым верующим индивидом и перед обществом в целом. Религия выполняла социальную и нравственную функции, связывая воедино членов общества на основе общих духовных ценностей, нравственных заповедей и священных символов, отождествляя понятия «общества» и «религиозной общины». «В жизни общества религия играла и играет важную роль в качестве регулятора поведения людей, создавая систему правил и норм поведения, которые регулируют не только участие в религиозном культе, но и многие иные сферы человеческой деятельности».144.

Осознанная религиозная мотивация человека, может непосредственно определять его поведение, или быть опосредствована общей мотивационной системой, а скрытая или неосознанная религиозная мотивация может.

144 Угринович Д. М.

Введение

в религиоведение.- М.: Мысль, 1985. С. 103. вдруг проявиться в отклоняющихся от нормы условиях существования индивида. Таким образом, мы разделили понятие самооценки религиозности и действительное влияние религиозной мотивационной сферы индивида на его поведение.

Религиозность человека — очень сложное и неоднородное понятие, в содержание которого входит целая совокупность психологических, Философских, социологических, мифологических и иных элементов. Определить степень религиозности конкретного индивида невозможно путем простого эмпирического исследования. Соответственно, и место религиозности в мотивах поведения конкретного индивида определяется целым рядом факторов. Мы установили, что научное исследование степени религиозной мотивации личности требует акцентирования внимания исследователя не только на субъективном отношении индивида к религии или, наоборот, фиксации только объективных, деятельностных характеристик религиозности человека. Для установления степени воздействия религиозных верований на реальное поведение человека, необходимо, в первую очередь, получить сведения о влиянии на этого человека множества внутренних и внешних воздействий социального, психологического, эстетического, семейного и бытового характера, поддерживающих либо опровергающих религию, т. е. выявить наличие или отсутствие связей между сознанием индивида и его поведением, исследуя его взаимоотношения в семье,.

116 его отношения с окружающими людьми, его методы адаптации к социальным и личным проблемам, его жизненные идеалы и принципы. Только в результате подобного многостороннего и многоаспектного исследования можно будет делать выводы по поводу степени религиозной мотивации поведения конкретной личности. На наш взгляд, именно на сегодняшний день проблема места и степени влияния религиозности индивида в системе его мотивации очень актуальна. Характерная для современного человека неопределенность и неоднозначность духовных установок, его взгляды, сомнения и искания в сфере религиозного делают эту проблему перспективной для дальнейшего изучения и анализа.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аристотель. Сочинения в 4 т. Ред. В. Ф. Асмус.- М.: Мысль, 197 6. Т.1.- 550 с.
  2. В. Г. Мотивация поведения и формирование личности.- М.: Мысль, 1976.- 158 с.
  3. Г. С. Лекции по методологии социологических исследований: Учеб. для студентов гуманит. вузов и аспирантов.-М.: Аспект Пресс, 1995.- 285 с.
  4. Р.Н. Социология религии // Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. Сокр.пер.с англ. В. В. Воронина, и Е. В. Зиньковского. ред. и вступ.ст. д.ф.н. Г. В. Осипова.- М.: Прогресс, 1972.- 392 с.
  5. A.A. Восприятие человека человеком.- JI.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1965.- 123 с.
  6. Ю.Ф. Особенности религиозного сознания.-М.: Знание, 1972.- 48 с.
  7. Ю.Ф. Структура религиозного сознания.-М.: Мысль, 1971.- 17 4 с.
  8. B.C. Нравственное сознание личности: психологическое исследование.- М.: Знание, 1985.64 с.
  9. В. Р. Психология верующих и атеистическое воспитание.- М.: Мысль, 1969.- 230 с.
  10. М. Наука как призвание и профессия // Избранное. Образ общества.: Пер. с нем. М.: Юрист, 1994.- 704 с.
  11. М. Социология религии (типы религиозных сообществ) // Избранное. Образ общества.
  12. М. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира // Избранное. Образ общества.
  13. М. Хозяйственная этика мировых религий // Избранное. Образ общества.
  14. В.К. Психологические механизмы мотивации человека.- М.: Изд-во МГУ, 1990.- 288 с.
  15. Л.С. Мышление и речь: Психологические исследования.- М.: Лабиринт, 1996.- 414 с.
  16. В.И. Религиеведение: Учеб. пособие для студентов вузов и преподавателей сред. шк. 2. изд., доп. — М.: Аспект-пресс, 1995. — 348 с.
  17. В.И. Социология религии: Учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей.- М.: Аспект Пресс, 1996.- 239 с.
  18. Ч. Социология религии // Социология сегодня. Проблемы и перспективы. Американская буржуазная социология сер.20 в.(Сб.статей)/ Сокр. пер. с англ. Общ.ред.и предисл.проф. Г. В. Осипова.-М.: Прогресс, 1965.- 684 с.
  19. Гуд У. Социология семьи // Социология сегодня. Проблемы и перспективы. Американская буржуазная социология сер.20 в.(Сб.статей)
  20. У. Воля к вере и другие очерки популярной философии // Воля к вере: Пер. с англ./ Сост.Л. В. Блинников, А. П. Поляков. М.: Республика, 1997.- 431 с. (Мыслители XX в.)
  21. У. Многообразие религиозного опыта. Репринт.издание.- Спб.: Андреев и сыновья, 1993.418 с.
  22. У. Психология // Под. ред. Л. А. Петровской.- М.: Педагогика, 1991.- 367 с.
  23. У. Человеческая энергия // Воля к вере.
  24. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / АН СССР, Ин-т философии- Общ.ред.и вступ.ст. А. Ф. Лосева. М.: Мысль, 1979.- 620 с.
  25. Т. Американская трагедия. Сочинения в 12 т.- М.: Правда, 1986. Т.8.- 447 с.
  26. Т. Общая психология: Учеб.пособие.-Тверь, 1997. 4.1: Психология потребностей, мотивов и эмоций.- 120 с.
  27. До донов Б. И. Эмоция как ценность.- М.: Политиздат, 1978.- 272 с.
  28. Э. Элементарные формы религиозной жизни // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология / Пер. с англ., нем., фр. Сост. и общ. ред. А. Н. Красникова. М.: Канон+, 1998.- 4 32 е.- (История философии в памятниках).
  29. Н. Становление веры в Бога // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология.
  30. Г. Избранное.- М.: Юристъ.-(Лики культуры). Т.2: Созерцание жизни.- 1996.- 607 с.
  31. Г. Религия. Социально-психологический этюд / Пер. с нем. М. Бердоносова и О. Лямбек- под ред. С. А. Котляревского.- М.: Издание М. и С. Сабашниковых, 1909.- 82 с.
  32. История философии. Под ред. Т. Ф. Александрова, Н. Э. Быховского, М. Б. Митина, П. Ф. Юдина. Т. 1. Философия античного и феодального общества.- М.: Политиздат, 1940.- 491 с.
  33. Э. Эссе о человеке // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология.
  34. В.Е. Проблема личности: методология исследования и жизненный смысл.- М.: Политиздат, 1977.- 25 6 с.
  35. Краткий психологический словарь/Ред. сост. Карпенко Л.А.- Под общ. ред. Петровского A.B., Ярошевского М.Г.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.512 с.
  36. В.И. Мотивы поведения и деятельности.-М.: Наука. 1988.- 191 с.
  37. Кон И. С. Открытие «Я».- М.: Политиздат, 1978.3 67 с.
  38. .М. Эмоции и религия.- 2-е изд-е.-Киев, Политиздат Украины, 1987.- 164 с.
  39. Ю.А. Социальная природа религии.- М.: Наука, 1965.- 263 с.
  40. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. Пер. с фр.Б.Шаревской, предисл.В.Никольского.- М.: Педагогика-Пресс, 1994.- 608 с.
  41. Леви-Стросс К. Структурная антропология. Пер. с франц.- М.: Наука, 1983.- 536 с.
  42. А.Н. Деятельность, сознание, личность.- М.: Политиздат, 1975.- 304 с.
  43. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции.-М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971.- 40 с.
  44. А.Н. Проблемы развития психики.- М.: Изд-во РАН РСФСР, 1959.- 4 95 с.
  45. Д.А. Структурная организация смысловой сферы личности: Дис. канд. психол. наук/МГУ им. М. В. Ломоносова. Фак. психологии.- М., 1987.- 249 с.
  46. Д. Своеобразие эстетического. Пер. с нем. Общая ред. и предисл.К. М. Долгова. В 4 т. Т.4. М.: Прогресс, 1987.- 571 с.
  47. Мак-Дауголл У. Основные проблемы социальной психологии.- Пер. 4 англ.изд. М. Н. Смирновой. Под общ.ред.Н. Д. Виноградова.- М.: Космос, 1916.- 284 с.
  48. А. Дальние пределы человеческой психики. Пер. с англ. Татлыбаевой A.M.- Спб.: Евразия, 1997.- 430 с.
  49. А. Мотивация и личность / Пер. с англ. Татлыбаевой A.M. Вступ. ст. Акулиной H.H. Спб.: Евразия, 1999.- 478 с.
  50. А. Психология бытия / Пер. с англ. О. О. Чистяков М.: Рефл-бук: Ваклер, 1997, — 300 с.
  51. B.C. Лекции по психологии мотивов человека. (Учеб.пособие для спецкурса) — Пермь, 1971.- 220 с.
  52. С. Г. Проблемы мотивации в социологических исследованиях.- Киев: Наукова Думка, 1975.- 144 с.
  53. P.C. Психология. В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии.- М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.- 576 с.
  54. В. И. Наука о человеке. В 2 т. Т.1. Опыт психологии истории и критики основных вопросов жизни, — Казань: Центр, тип., 1905.- 418 с.
  55. К.И. Религиозен ли человек по природе? М.: Знание, 1990.- 63 с.
  56. В. Г. Методы исследования характера личности.- Тбилиси: Мецниереба, 197 5.- 243 с.
  57. В.И. Научный атеизм о религиозной психологии.- М.: Наука, 1975.- 135 с.
  58. A.C. Социальный прогресс, религия, атеизм.- Киев: Наукова Думка, 1977.- 344 с.
  59. Ю.М. Мотивация поведения: Лекц. по курсу «Психол.-пед. основы деятельности врача» / Моск. мед. акад. им. И. М. Сеченова, Каф. педагогики и мед. психологии. М., 1994.- 23 с.
  60. Основы религиоведения. Под ред. И. Н. Яблокова. -М.: Высш. шк., 1998.- 480 с.
  61. В.В. Психология современных верующих и атеистическое воспитание.- Львов: «Вища школа», 1976.- 219 с.
  62. Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // Американская социологическая мысль.
  63. Е.М. Социальные нормы регуляторы поведения личности.- М.: Мысль, 197 2.- 178 с.
  64. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив.- М.: Политиздат, 1982.- 255 с.
  65. A.B., Ярошевский М. Г. История и теория психологии. В 2 т.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. Т.2.- 416 с.
  66. М.Г. Личность и религия, — М.: Наука, 1976.- 151 с.
  67. Платон. Сочинения в 3 т.- М.: Мысль, 1970. Т.2.- 611 с.
  68. М.А. Критика психологической апологии религии. М.: Мысль, 1973. 263 с.
  69. Рабочая книга социолога. М.: Наука, 1977.- 512 с.
  70. Т. Психология чувств. Пер. с франц. В 2 ч. 4.1. Общая психология.- Киев-Харьков: Иогансон, 1897.- 388 с.
  71. В.В. Семья как религия // Уединенное. -М.: Политиздат, 1990.- 543с.
  72. С.JI. Проблемы общей психологии.- М.: Педагогика, 1973.- 424 с.
  73. A.A. Социальные ценности и нормы.- Киев: Наукова Думка, 197 6.- 152 с. 7 6. Самыгин С. И., Нечипуренко В. И., Полонская И. Н. Религиоведение: социология и психология религии.-Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.- 672 с.
  74. .Ф. Технология поведения // Американская социологическая мысль.
  75. П. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали // Человек. Цивилизация. Общество / Общ.ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов: Пер. с англ.- М.: Политиздат, 1992.- 543 с. (Мыслители XX в.)
  76. .А. Мотив и смысл:(Психол.-пед.исслед.)/Моск.пед.гос.ун-т им. В. И. Ленина.-М.: Прометей, 1993.- 198 с.
  77. А.Д. Религия как общественный феномен.-М.: Мысль, 1973.- 144 с.
  78. Э. Принципы изучения, основанные на психологии. Пер. с англ. Е. В. Герье.- Вступ.ст. Л. С. Выготского.- М.: «Работник просвещения», 1926.- 235 с.
  79. Д.М. Введение в религиоведение.-2-е изд., доп.- М.: Мысль, 1985.- 27 0 с.
  80. Д.М. Психология религии.- М.: Политиздат, 1986.- 350 с.
  81. Д.Н. Психология исследования.- М.: наука, 1966.- 451 с.
  82. Д.Н. Теория установки.- М.: Воронеж, 1997.- 447 с.
  83. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки.- Тбилиси: Изд-во Акад. наук Груз. ССР, 1961.- 210 с.
  84. А.К. Духовная жизнь общества, — М.: Мысль, 1980.- 272 с.
  85. Дж. Психология как наука о поведении. Пер. со 2 англ. изд-я В. М. Боровского.- М.-Л.: Госиздат, 1926.- 384 с.
  86. С.Л. Духовные основы общества // Духовные основы общества.- М.: Республика, 1992.- 511 с. (Мыслители XX в.)
  87. В. Человек в поисках смысла: Пер. с англ., нем./ Общ.ред. Л. Я. Гозмана, Д.А.Леонтьева- Вступ.ст. Д. А. Леонтьева.- М.: Прогресс, 1990.- Збб с.
  88. Дж. Неизведанное Я / Пер. с англ. И. Е. Киселева.- М.: Прогресс, 1998.- 244 с.
  89. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии // Психоанализ, религия, культура. Сост. и вступ.ст.A.M.Руткевича. М.: Ренессанс, 1992.- 289 с. (Серия «Страницы мировой философии»)
  90. Фрейд 3. По ту сторону принципа наслаждения // «Я» и «Оно»: Труды разных лет.- Тбилиси: Мерани. В 2 кн. Кн.1.- 1991.- 396 с.
  91. Фрейд 3. Сновидения. Сексуальная жизнь человека. Избранные лекции. Пер. с нем.- Алма-Ата: Наука, 1990.- 194 с.
  92. Фрейд 3. Тотем и табу // «Я» и «Оно»: Труды разных лет.
  93. Э. Душа человека // Душа человека: Перевод. М.: Республика, 1992.- 430 с. (Мыслители XX в.)
  94. Э. Из плена иллюзий // Душа человека.
  95. Э. Иметь или быть. Пер. с англ. Н. И. Войскунской, И. И. Каменкович. Общ.ред.и вступ.ст.В. И. Добренькова. М.: Прогресс, 1986.238 с.
  96. Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов / Сост. и общ. редакция А. А. Яковлева: Перевод.- М.: Политиздат, 1989.- 398 с.
  97. М. Мотивация и деятельность.: Пер. с нем. Т.1., 1986.- 406 с.
  98. Дж. Психологический анализ культурных установок. Перевод с англ.- М.: Добросвет, 1997.219 с.
  99. Ф.А. Речи о религии. Монологи / Пер. с нем. С. Л. Франк.- Спб.: АО Алетейя, 1994 .335 с.
  100. Юнг К. Г. Введение в религиозно-психологическую проблематику алхимии // Архетип и символ / Сост. и вступ.ст.A.M.Руткевича. М.: Ренессанс, 1991.304 с. (Серия «Страницы мировой философии»)
  101. Юнг К. Г. Психология и религия // Архетип и символ.
  102. И.Н. Религиоведение: Учебное пособие и учебный словарь-минимум по религиоведению. М.: Гардарика, 1998.- 536 с.
  103. И.Н. Социология религии. М.: Мысль, 1979.- 184 с.
  104. В. А. Социологическое исследование. Методология. Программа. Методы.- М.: Наука, 1972.239 с.
  105. П.М. Психологические механизмы мотивации поведения человека.- М.: Просвещение, 1969.- 316 с.
  106. М.Г. История психологии. М.: Мысль, 1985.- 574 с.
  107. Т.М. Личность и общество.- М.: Прогресс, 1973.- 543 с.
  108. Allport G.W. The Person in Psychology: selected essays.- Boston: Beacon Press, 1968.
  109. Arkes H. Garske J. Psychologikal Theories of Motivation.- Monterey (Cal.): Brooks / Cole publ.co. A div. of Wadsworth pudl/co., 1977.
  110. Glock Y. Towards a Typology of Religious Orientation. Colambia University, 1954.114.Maslow A. Religions, Values and Peak-Experiences. New York: Viking Press, 1973. 123 p.
  111. Maslow A. Motivation and Personality. New York: Harper and Row, 1954. 411 p.116. Psychology & Religion. Selected readings. Ed. by L.B.Brown. Harmondsworth (Mx.): Penguin Education. 1973. 400 p.
  112. Tolman E.C. Purposive Behavior in Animals and Men. New York: Appleton, 1932. 17 6 p.
Заполнить форму текущей работой