Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности характеристик жизненного пути у лиц с различным типом ответственности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация работы и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования обсуждались на заседаниях аспирантских семинаров кафедры социальной психологии факультета психологии ОмГУ, на VII международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Томск, 2002), региональной научной конференции «Молодежь III тысячелетия» (Омск, 2002; Омск, 2003). Основные… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблема жизненного пути в психологии
    • 1. 1. Проблема жизненного пути в зарубежной психологии
    • 1. 2. Проблема жизненного пути в отечественной психологии
  • Глава 2. Проблема ответственности в психологии
    • 2. 1. Проблема ответственности в зарубежной психологии
    • 2. 2. Проблема ответственности в отечественной психологии
    • 2. 3. Понятие локуса контроля и его взаимосвязь с 51 ответствен ностью
    • 2. 4. Структура и типология ответственности
    • 2. 5. Роль ответственности в контексте жизненного пути
  • Глава 3. Эмпирическое исследование особенностей характеристик 66 жизненного пути у лиц с различным типом ответственности
    • 3. 1. Организация исследования
    • 3. 2. Описание методов исследования
    • 3. 3. Изучение компонентов ответственности: анализ и 89 интерпретация результатов
      • 3. 3. 1. Изучение локализации контроля: анализ и интерпретация результатов
      • 3. 3. 2. Изучение когнитивного компонента г> ответственности: анализ и интерпретация результатов
      • 3. 3. 3. Изучение эмоционального компонента ответственности: анализ и интерпретация результатов 3.3.4. Изучение поведенческого компонента ответственности: анализ и интерпретация результатов
    • 3. 4. Построение типологии ответственности: анализ и 101 интерпретация результатов
    • 3. 5. Изучение характеристик жизненного пути у лиц с 110 различным типом ответственности: анализ и интерпретация результатов
      • 3. 5. 1. Описание событийного ряда лиц с различным 1 I 1 типом ответственности

      3.5.2. Изучение прогнозирования будущего у лиц с 119 различным типом ответственности: анализ и интерпретация результатов (Л 3.5.3. Изучение степени целостности жизненного пути у лиц с различным типом ответственности: анализ и J интерпретация результатов

      3.5.4. Изучение степени взаимосвязи значимых 126 жизненных событий у лиц с различным типом ответственности: анализ и интерпретация результатов

      3.5.5. Изучение убеждения лиц с различным типом 128 ответственности о возможности и способности управления собственной жизнью: анализ и интерпретация результатов, 3.5.6. Изучение смысла жизни у лиц с различным типом ответственности: анализ и интерпретация результатов * 3.5.7. Изучение жизненной удовлетворенности у лиц с различным типом ответственности: анализ и интерпретация результатов

      3.6. Выявление особенностей характеристик жизненного пути у 142 лиц с различным типом ответственности: анализ и интерпретация результатов

      Выводы

Особенности характеристик жизненного пути у лиц с различным типом ответственности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования определяется возрастающими потребностями нашего общества в поисках путей создания благоприятных условий для максимального развития личности, эффективности ее жизненного пути. Вопрос построения собственной жизни, ее управляемость или зависимость от обстоятельств, других людей, судьбы в той или иной степени будет всегда волновать человека. Жизненный путь личности имеет единые для всех «измерения», но способ разрешения жизненных проблем, построения жизни, удовлетворенность ею глубоко индивидуальны. Кроме того, данный вопрос особенно актуален для человека, живущего в период социальных перемен, приводящих к большой вариативности понимания отдельной личностью требований общества. В психологии изучение этих вопросов связано с рассмотрением идеи жизненного пути, жизненной стратегии, преодоления жизненных противоречий. Понятие жизненного пути в психологии активно исследуется с конца XIX века.

Теоретический обзор концепций жизненного пути позволил нам выделить основные направления исследования данного вопроса. Это, во-первых, концепции, изучающие жизненный путь сквозь призму понятия «возраст» (Б.Г. Ананьев, Н. А. Логинова, И.С. Кон). Благодаря данному направлению этапы жизненного пути унифицированы и стандартизированы. Во-вторых, это теории, изучающие жизненный путь через описание «событий» (Ш.Бюлер, П. Жане).

Введение

событий позволяет разделить жизненный путь на некоторые «кванты», в результате чего появляется возможность представить его динамику. В-третьих, существует подход, авторы которого активно исследуют пространственно-временные характеристики жизни (А.Адлер, В. Франкл, Л. И. Анцыферова, Е. И. Головаха, А.А. Кроник), в связи с чем возникает возможность изучения жизненного пути в качестве единого целого. И, в-четвертых, следует назвать концепции, рассматривающие жизненный путь как «жизненную и личностную перспективу» (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская). Данный подход, на наш взгляд, является наиболее конструктивным, т.к. дает представление не только об основных этапах жизненного пути любой личности, но и отвечает на вопрос, в чем причины его индивидуальных различий. На основе теоретического анализа нами выделены характеристики жизненного пути, отражающие жизнь как целостное образование, а также раскрывающие не только ее объективные параметры (например, сферы активности), но и субъективные характеристики жизнедеятельности (например, смысл жизни, жизненную удовлетворенность). При изучении проблемы жизненного пути нами выявлено, что в качестве основного вопроса довольно часто учеными ставится вопрос выявления причин индивидуальных показателей жизненного пути. В ведущих концепциях исследования жизненного пути четко обозначена определяющая роль личностных качеств человека в построении его жизни. В. Франкл, С. Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, И. С. Кон отмечают важнейшую роль ответственности в жизнедеятельности личности. При этом исследователи довольно обобщенно описывают как понятие ответственности, так и понятие жизненного пути. По мнению ряда авторов, ответственность является формой активности (К.А. Абульханова), формой контроля и самоконтроля (О.А. Конопкин), определяет специфику поступков личности (Б.Ф. Ломов). Ответственность обладает мощным регулятивным потенциалом в деятельности и жизнедеятельности. Проблема ответственности обсуждается в русле различных теоретических направлений, таких как генетическая психология (Ж.Пиаже, Л. Колберг, Х. Хелкама), неопсихоанализ (Э. Фромм), когнитивная психология (Дж. Роттер), экзистенциальная теория (В. Франкл), деятельностный подход (С.Л. Рубинштейн, К. А. Абульханова, Д. А. Леонтьев и др.). Анализ существующих психологических исследований, касающихся вопроса ответственности, позволяет сделать вывод, что как в зарубежной, так и в отечественной психологии изучение данного явления включает рассмотрение его содержания, структуры, формирования, особенностей в различных видах деятельности, связи с другими личностными характеристиками. В настоящее время обозначение сути ответственности остается сложной задачей. Это объясняется тем, что данное понятие используется в разных отраслях научного знания: праве, этике, социологии, экономике, психологии и т. д. Более того, даже в рамках одной науки, такой как психология, определение данного понятия усложняется его применением для описания различных сторон деятельности субъекта. В последние десятилетия довольно распространенным стало мнение о том, что ответственность представляет собой сложное по структуре образование. Т. Н. Сидорова, А. Ф. Плахотный, Ж. Е. Завадская, Л. В. Шевченко, А. Ф. Плахотный указывают, что ответственность личности формируется на различных уровнях: уровне знаний, чувств и действий. На наш взгляд, возможно различное сочетание различных компонентов ответственности, которые в совокупности образуют определенный тип ответственности. В зависимости от типа ответственности у личности формируются различная выраженность характеристик жизненного пути: прогнозирования будущего, временной перспективы, смысл жизни, жизненная удовлетворенность и т. д.

Таким образом, в теоретическом плане актуальность исследования обусловлена наличием обобщенного определения жизненного пути личности, недостатком исследований жизненного пути в качестве многоаспектного образования, трудностями определения причин индивидуальных различий жизненного пути, неразработанностью проблемы ответственности как личностного основания жизненного пути.

Практическая актуальность определяется поиском путей оптимизации жизненного пути личности. Наша работа является одной из попыток ответить на поставленные вопросы.

Цель исследования — выявить особенности характеристик жизненного пути у лиц с различным типом ответственности.

Задачи исследования:

1. обозначить теоретические подходы к изучению проблемы жизненного пути и ответственности;

2. выделить на основе теоретического анализа характеристики жизненного пути, связанные с ответственностью личности;

3. изучить компоненты ответственности и выделить типы ответственности;

4. определить характеристики жизненного пути у лиц с различным типом ответственности.

5. выявить особенности характеристик жизненного пути у лиц с различным типом ответственности.

Объект исследования — жизненный путь у лиц с различным типом ответственности.

Предмет — особенности характеристик жизненного пути у лиц с различным типом ответственности.

Гипотеза исследования: лица с различным типом ответственности характеризуются статистически значимыми различиями прогнозирования будущего, степени целостности жизненного пути, степени взаимосвязи значимых жизненных событий, убеждения личности о возможности и способности самостоятельного управления собственной жизнью, смысла жизни, степени жизненной удовлетворенности.

Методологическая основа диссертации. При разработке диссертационного исследования в разной степени использовались следующие концептуальные подходы, теоретические положения или отдельные результаты исследования:

• концептуальные представления С. Л. Рубинштейн о субъекте, развитые в работах К.А. Абульхановой-Славской и А. В. Брушлинского;

• учение о проблеме жизненного пути, представленное в работах Ш. Бюлер, С. Л. Рубинштейна, К. А. Абульхановой, Б. Г. Ананьева;

• понятие о личности как включенной в социум и развивающейся в онтогенетическом цикле и жизненном пути в трудах Б. Г. Ананьева;

• понятие субъективной картины жизненного пути Е. И. Головахи, А. А. Кроника;

• понятие ответственности (Л.И. Дементий) и ее структуры (Т.Н. Сидорова);

• исследования жизненного пути Д. А. Леонтьева.

Методы исследования. Для проведения исследования использован комплекс адекватных методов и методик. С целью выявления локуса контроля личности применялась методика локализации контроля Е. Г. Ксенофонтовой. Для определения когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов ответственности использовано стандартизированное интервью «Компоненты ответственности» Л. И. Дементий. Для исследования наличия жизненных целей, удовлетворенности настоящим и прошлым, представления личности о возможности и способности управления жизнью применялась методика смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева. С целью изучения наличия жизненных планов, целостности, взаимосвязи, смысла жизни и эмоциональной оценки жизненного пути использовано стандартизированное интервью, составленное нами на основе ситуативной каузометрии Е. И. Головахи и А. А. Кроника.

Обработка результатов эмпирических данных осуществлялась различными методами математической статистики: методом индуктивной статистики (подсчет t-критерия Стьюдента), корреляционным, кластерным и факторным анализом. Для обработки эмпирических данных использовалась программа Microsoft Excell 2000, пакет прикладных программ статистической обработки данных SPSS для персонального компьютера.

Эмпирическая база исследования. Всего в исследовании приняло участие 331 человек. На этапе построения типологии ответственности число испытуемых сокращено до 106 человек (из них — 54 женщины и 52 мужчины). Это объясняется включением в типологию только «чистых» типов локуса контроля — экстерналов и интерналов — испытуемые со смешанным типом локуса контроля на последующих этапах исследования участия не принимали.

Научная новизна работы.

1. Впервые выявлены особенности прогнозирования будущего, степени целостности жизненного пути, взаимосвязи значимых жизненных событий, убеждения личности о возможности и способности управления собственной жизнью, смысла жизни, степени жизненной удовлетворенности у лиц с различным типом ответствен ности.

2. Определены основные факторы жизненного пути у лиц с различным типом ответственности.

3. Выявлено, что оптимальный тип ответственности определяет оптимальное сочетание характеристик жизненного пути: четкое прогнозирование будущего, целостность жизненного пути, высокий уровень взаимосвязи значимых жизненных событий, убеждение личности о возможности и способности самостоятельного управления собственной жизнью, наличие смысла жизни, высокую степень жизненной удовлетворенности.

Теоретическая значимость работы.

1. Проведенное теоретическое обобщение позволило систематизировать основные подходы к изучению жизненного пути и ответственности личности, четко выделить и операционализировать характеристики жизненного пути, обозначить компоненты ответстве н н ости;

2. Выявленные зависимости характеристик жизненного пути от типа ответственности открывают перспективы для понимания механизмов становления субъекта жизнедеятельности.

Практическая значимость.

1. Выделенные операциональные критерии жизненного пути позволяют осуществлять более точную его диагностику;

2. Разработанные и апробированные методики и методические приемы, направленные на изучение характеристик жизненного пути, могут применяться в психологическом консультировании, коррекции и психопрофилактической работе.

3. Созданы рекомендации по планированию эффективной жизненной стратегии и коррекции неэффективной у лиц с различным типом ответственности.

Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивалась использованием надежных и апробированных в отечественной психологии методов исследования, взаимодополняющих методик, качественной интерпретацией данных, репрезентативностью выборки, применением методов математической статистики.

Положения, выносимые на защиту:

1. К характеристикам жизненного пути, которые взаимосвязаны с ответственностью, относятся:

• прогнозирование будущего;

• степень целостности жизненного пути и степень взаимосвязи значимых жизненных событий;

• убеждение личности о возможности и способности управления собственной жизнью;

• смысл жизни;

• степень жизненной удовлетворенности.

2. Лица оптимального и неоптимального типов ответственности характеризуются статистически значимыми различиями прогнозирования будущего, степени целостности жизненного пути, взаимосвязи значимых жизненных событий, убеждения личности о возможности и способности управления собственной жизнью, смысла жизни, степени жизненной удовлетворенности.

3. Жизненный путь у лиц оптимального типа ответственности характеризуется оптимальным сочетанием характеристик жизненного пути: четким прогнозированием будущего, целостностью жизненного пути, высоким уровнем взаимосвязи значимых жизненных событий, убеждением личности о возможности и способности самостоятельного управления собственной жизнью, наличием смысла жизни, высокой степенью жизненной удовлетворенности.

4. Жизненный путь у лиц неоптимального типа ответственности характеризуется неоптимальным сочетанием характеристик жизненного пути: нечетким жизненным целеполаганием, отсутствием жизненного планирования, отсутствием целостности жизненного пути, низким уровнем взаимосвязи значимых жизненных событий, отсутствием смысла жизни, средней степенью жизненной удовлетворенности.

Апробация работы и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования обсуждались на заседаниях аспирантских семинаров кафедры социальной психологии факультета психологии ОмГУ, на VII международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (Томск, 2002), региональной научной конференции «Молодежь III тысячелетия» (Омск, 2002; Омск, 2003). Основные результаты диссертационного исследования внедрены в учебный процесс факультета психологии Омского государственного университета. Стандартизированное интервью, направленное на исследование характеристик жизненного пути, неоднократно применялись в курсовых работах студентов факультета психологии ОмГУ. Основное содержание работы отражено в 9 публикациях.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, которые объединяют 14 параграфов, общих выводов, заключения, списка литературы, включающего 128 источника, среди них 38 — на иностранном языке, и 14 приложений с результатами математико-статистической обработки эмпирического исследования. Текст иллюстрирован 22 таблицами, 8 рисунками. Общий объем диссертационной работы 1 78 страниц машинописного текста.

Выводы.

С ответственностью личности связаны такие характеристики жизненного пути как прогнозирование будущего, степень целостности и взаимосвязи жизни, субъективное представление о возможности управления жизнью, смысл жизни, жизненная удовлетворенность.

На основе различного сочетания локуса контроля, когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов ответственности выделены оптимальный, исполнительский, избегающий и неоптимальный типы ответственности.

Жизненный путь лиц оптимального типа ответственности характеризуется наличием четких жизненных целей и планов. Испытуемым избегающего типа ответственности свойственен средний уровень развития способности постановки жизненных целей и наличие навыка жизненного планирования. Лицам исполнительского и неоптимального типов ответственности характерен средний уровень развития способности постановки жизненных целей и неразвитая способность жизненного планирования.

У лиц оптимального и избегающего типов ответственности жизненный путь представляет собой целостное образование. Лица исполнительского и неоптимального типов ответственности не воспринимают собственную жизнь в качестве единого целого. Значимые жизненные события тесно связаны между собой в жизненном пути лиц оптимального типа ответственности. Низкой степенью связи жизненных событий характеризуется жизнедеятельность испытуемых исполнительского, избегающего, неоптимального типа ответственности.

В жизненном пути личности оптимального типа ответственности представлены события обучения, создания семьи, рождения детей и внуков, трудовой деятельности, приобретения материальных ценностей и события жизни близких. Для жизненного пути испытуемых исполнительского и избегающего типа ответственности характерны события жизни других людей, создания семьи и обучения. В жизненном пути личности неоптимального типа ответственности преобладающими являются события обучения, создания семьи, работы, жизни других людей, кризисные ситуации в общении.

7. Личность оптимального типа ответственности все жизненные события реализует, учитывая требования общества и собственные возможности, интересы. Личность неоптимального и исполнительского типов ответственности при реализации жизненный событий игнорируют собственные личностные ресурсы. В жизненном пути личности избегающего типа ответственности 50% жизненных событий реализуется с учетом внешних требований и внутреннего потенциала личности, 50% жизненных событий реализована только на основе требований социума, без учета желаний и возможностей самой личности.

8. Личность оптимального типа ответственности убеждена, что ее жизнь подконтрольна, и она сама способна управлять ею, организовывать ее. Личность неоптимального типа ответственности убеждена, что ее жизненный путь определяется только внешними факторами: требованиями общества, желаниями близких, судьбой, Богом. Лица исполнительского и избегающего типов ответственности убеждены, что 50% событий их собственной жизни реализованы с учетом их собственных желаний и интересов, а 50% событий — только на основе внешних требований (общества, либо близких).

9. Лица оптимального и избегающего типов ответственности воспринимают собственную жизнь как закономерное явление. Лица исполнительского и неоптимального типов ответственности признают в ней с одинаковой вероятностью роль случая и роль закономерности.

10. Личность оптимального типа ответственности берет на себя ответственность за собственную жизнь в целом. Лица исполнительского, избегающего и неоптимального типов ответственность за 50% событий своей жизни берут ответственность на себя, а за 50% событий — перекладывают ее на близких и требования социума.

11.Смысл жизни определен для лиц оптимального, исполнительского и избегающего типов ответственности. Личность неоптимального типа ответственности не видит смысла в собственной жизни.

12. Личность оптимального типа ответственности характеризуется высоким уровнем удовлетворенности прошлым и настоящим. Личности исполнительского, избегающего и неоптимального типов ответственности характеризуются средней степенью удовлетворенности настоящим и прошлым.

13. Определяющими факторами жизненного пути у лиц оптимального типа ответственности являются «самостоятельное жизненное планирование», «удовлетворительно-целевая организация жизни» и «управляемо-логичное восприятие жизни». Определяющими факторами жизненного пути у лиц исполнительского типа ответственности являются «удовлетворительно-целевая организация жизни» и «запланированность жизни». Определяющими факторами жизненного пути у лиц избегающего типа ответственности являются «внешнедетерминированное целеполагание» и «удовлетворенность прошлым и настоящим». Определяющими факторами жизненного пути у лиц неоптимального типа ответственности являются «подконтрольно-позитивное восприятие жизни», удовлетворительно-целевая организация жизни" и «внешняя детерминированность жизни и нейтральное к ней отношение». /.

14. Лица оптимального и неоптимального типов ответственности характеризуются статистически значимыми различиями прогнозирования будущего, степени целостности жизненного пути, взаимосвязи значимых жизненных событий, убеждения личности о возможности и способности управления собственной жизнью, смысла жизни, степени жизненной удовлетворенности.

Заключение

.

В теоретическом обзоре нами проанализированы существующие в настоящее время в психологии подходы к изучению ответственности и жизненного пути. Рассмотрены такие понятия как структура, типология ответственности, ее роль в контексте жизненного пути личности. На основе эмпирического исследования мы выделили четыре типа ответственности: оптимальный, исполнительский, избегающий и неоптимальный. Их выделение стало возможным благодаря изучению когнитивного, эмоционального, поведенческого компонентов и локуса контроля. Для их исследования нами разработан опросник. Эмпирически изучены характеристики жизненного путиу выделенных типов ответственности: прогнозирование будущего, степень целостности и взаимосвязи, эмоциональная оценка, сферы, убежденность о способности и возможности управления собственной жизнью, смысл жизни, удовлетворенность жизнью с помощью созданной нами схемы стандартизированного интервью.

На основе полученных данных разработаны общие рекомендации и рекомендации для типа ответственности в отдельности, направленные на повышение эффективности жизненного пути личности.

Дальнейшее исследование в данном направлении, на наш взгляд, необходимо направить на выявление взаимозависимости компонентов ответственности, вопроса стабильности, либо изменчивости жизненной стратегии. Решение поставленных проблем позволит выявить исходный компонент ответственности, что может быть использовано в психопрофилактических и психокоррекционных целях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. —335с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни (Соотношение философского, методологического и конкретно-научного подходов к проблеме индивида). — М.: Мысль, 1977. — 224с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Жизненные перспективы личности//Психология личности и образ жизни. / ред. Шорохова Е В.—М.: Наука, 1987. —219с.
  4. Абульханова-Славская К. А. Личностная регуляция времени// Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб: Питер, 2000.—480с.— (Серия «Хрестоматия по психологии»).
  5. Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности. — М: Наука, 2000. — 178с.
  6. Абульханова-Славская К.А. Социально-психологические аспекты активности личности //Социально-психологические проблемы производственного коллектива. — М.: Наука, 1983. —238с.
  7. Абульханова-Славвская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. —299с.
  8. Абульханова-Славская К. А. Типология активности личности//Психологический журнал. —1985. —т.6 —№ 5. —С. 14−25.
  9. B.C., Атрибуция ответственности за успех либо неудачу группы в межгрупповом взаимодействии//Вопросы психологии.— 1982. —№ 6. —С.3−15.
  10. Ю.Адлер А. Наука жить. — Пер. с англ. и нем. К.: Port-Royall, 1997. — 288 с.
  11. .Г. Человек как предмет познания. — СПб: Питер, 2000.— 272с.
  12. С.Ф. Мораль и поведение. — М.: Мысль, 1985,-—158с.
  13. И.Анцыферова Л. И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности // Психологический журнал — 1996 — т. 17 — № 6 — С. 60−72.
  14. И.Анцыферова Л. И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования// Психологический журнал— т. 13 — № 5 — 1992 — С. 12−26.
  15. Т.Н. Пространственно-временные характеристики мысленных образов и их связь с особенностями личности/ Психологический журнал, — 1998 — т. 19 — № 4 — С. 13−27.
  16. З.Н. Дежурство в детском саду как средство воспитания ответственности у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Л., 1953.-25 с.
  17. . Что такое психология: в 2х т. Т.2: Пер. с франц. — М.: Мир, 1992,—376с.
  18. В.А. К освоению правил поведения детьми дошкольного возраста. — Известия АПН РСФСР —1945 — вып. 1 — С. 125−164.
  19. Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности.// Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб: Питер, 2000.—480с.— (Серия «Хрестоматия по психологии»).
  20. Е.И., Кроник A.A. Life-line и другие новые методы исследования психологии жизненного пути.— М.: Прогресс, 1993.— 272с.
  21. Л.И. Социальная ответственность личности в условиях развитого социализма. — Киев: Вища школа, 1979. — 134с.
  22. Л.И. Ответственности в семейных отношениях//
  23. Актуальные проблемы психологии: Сборник научных трудов/ Под.общ. ред Л. И. Дементий. Омск: Изд-во ОмГУ, 2000. — 102с.
  24. Л.И. Ответственность: типология и личностныеоснования: Монография. — Омск: Изд-во ОмГУ, 2001. — 192с.
  25. Jl.И. Типология ответственности и личностные условия еереализации. Кандидат, диссер., Москва: МГУ, 1990.
  26. Л.И. Типология ответственности личности// Актуальныепроблемы психологии: Сборник научных трудов/ Под. общ. ред. Л.И.
  27. Дементий. Омск: Изд-во ОмГУ, 2000.— 102с.
  28. .Е., Шевченко Л. В. Воспитание ответственности у старшеклассников. — Минск: Народная асвета, 1981. — 152с.
  29. К.А. О формировании ответственности у детей 6−7 лет//Формирование коллективных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста. — М.: Наука, 1968 — 389 с.
  30. Кон И. С. Жизненный путь как предмет междисциплинарного исследования.// Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб: Питер, 2000.—480с.— (Серия «Хрестоматия по психологии») — С.269−279.
  31. И.М., Нилопец М. Н. Экспериментальное исследование структуры и личностного контекста локуса контроля// Психологический журнал— 1995—т. 16 — № 1—С.43−52.
  32. Р.И., Марков B.C. Свобода и ответственность. — М.: Политиздат, 1969. — 69 с.
  33. А.А. Субъективная картина жизненного пути как предмет психологического исследования. /Психология личности и образ жизни. Под. общ. ред. Е. В. Шороховой.— М.: Наука, 1987.—217с.
  34. Е.Г. Исследование локализации контроля личности — новая версия методики «Уровень субъективного контроля»/ Психологический журнал — 1999 — т. 20 — № 2— С. 103−114.
  35. В.Е. Психология жизненного пути и его диагностика: методическое пособие. Омск: Изд-во ОмГУ, 2002. — 40 с.
  36. В.Е. Роль ответственности в построении жизненного пути личности.//Теоретические и эмпирические исследования активностиличности: Сборник научных трудов/ Под общ. ред. Л. И. Дементий.— Омск: Изд-во ОмГУ, 2001. — С.33−40.
  37. В.Е. Типологии жизненных стратегий.// Актуальные проблемы современной психологии: Сборник научных трудов/ Под общ. ред. Л. И: Дементий, — Омск: Изд-во ОмГУ, 2002.— С.28−34.
  38. В.Е. Взаимосвязь ответственности личности, жизненных целей, эмоциональной насыщенности настоящего, степени удовлетворенности прошлым. //Вестник ОмГУ.— Омск: Изд-во ОмГУ, 2003. —С.85−89.
  39. В.Е., Смирнова А. В. Личностные основания жизненных стратегий //Молодежь III тысячелетия: Региональная науч. студ. конференция: Тезисы докладов.— Омск: Изд-во ОмГУ, 2003. — С. 70−71.
  40. Д.А. Смысло-жизненные ориентации.— М.: Смысл, 1992. — 42с.
  41. Д.А. Очерк психологии личности.— М.: Наука, 1993. — 214с.
  42. Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь. //Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб: Питер, 2000.—480с.— (Серия «Хрестоматия по психологии).
  43. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.1. М.: Наука, 1984. — 444 с.
  44. Д. Социальная психология/ Перев. с англ. — СПб.: Питер, 1996, —684с.
  45. А. Дальние пределы человеческой психики. — СПб.: Евразия, 1997.— 430с.
  46. К. Локус контроля в исследованиях массовой коммуникации//Современные методы исследования средств массовой коммуникации. — Таллин: Политиздат, 1983. — 252с.
  47. К. Ответственность личности в производственном коллективе. /СоциальноОпсихологические проблемы производственного коллектива — М.: Наука, 1983. — 238с.
  48. К. Психология ответственности. — Л.: Наука, 1983. — 240с.
  49. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. — СПб.: Питер, 2001— 464с.51 .Ольшанникова А. Е. Роль индивидуально-типических характеристик в саморегуляции деятельности//Психологический журнал. —1981. — Т.2. —№ 1. — С. 12−18.
  50. В.А. К психологии активности личности //Вопросы психологии. -—1975. —№ 3. — С.25−32.
  51. Р. Задачи развития и жизненные стратегии// Психология личности и образ жизни/ ред. Шорохова Е В.— М.: Наука, 1987. — 219с.
  52. А.Ф. Свобода и ответственность (Социологический аспект проблемы). — Харьков: Изд-во Харьковского университета, 1972. —159 с.
  53. Е.С. Проявление феномена «автономности-зависимости» в учебной деятельности//Новые исследования в психологии.—1984. — № 2. — С. 11−14.
  54. В.П. Половозрастные особенности ответственности личности. — Екатеринбург, 1998.
  55. Психологические механизмы регуляции социального поведения. М.: наука, 1979.— 335с.
  56. Психология личности и образ жизни./ Под ред. Шороховой Е В ML: Наука, 1987,-219с.
  57. А.А. Проблемы и перспективы развития концепции локуса контроля// Психологический журнал. —1998. —т. 19. —№ 4. —С.З-11.
  58. Т.Е., Резник Ю. М. Жизненные стратегии личности: поиск альтернатив. Вып. 2. М., 1995.
  59. К. Клиенто-центрированная терапия. — М.: Рефл-бук, 1997. — 370с.
  60. Рубинштейн C. J1. Бытие и сознание. — М.: Изд-во АН СССР, 1957,—328с.
  61. Рубинштейн C. J1. Основы общей психологии: В 2 т. т.П. —.М.: Педагогика, 1989. — 348с.
  62. C.JI. Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 1973. —423с.
  63. Р. Теория обязательств. М.: Прогресс, 1972. — 440с.
  64. Н.И. Личностная позиция и репрезентация жизненного пути у молодежи// Психология личности и образ жизни/ Под ред. Шороховой Е В — М.: Наука, 1987. — 219с.
  65. В.Ф. Психологическая сущность ответственности личности// Теория и практика формирования коммунистического сознания.— Уфа: Наука, 1986.— 127с.
  66. Е.В. Методы математической обработки в психологии. — СПб: Питер, 1996. —352с.
  67. Т.Н. Особенности социальной ответственности у старшеклассников/Вопросы психологии — 1987 — № 5. — С.23−37.
  68. Л.С. Роль мотива и способов поведения при выполнении школьниками общественных поручений//Вопросы психологии личности школьника. — М.: Наука, 1978. — 298с.
  69. Л.С. Формирование у школьников первого класса ответственного выполнения учебных обязанностей// Вопросы психологии. —1956. —№ 4. — С.32−41.
  70. В.В., Сарнева Н. В., Неверова И. А. Эмоционально-ценностное отношение к себе и другому, локус контроля и мотивация//Личность в системе коллективных отношений. М.: Наука, 1980, — 226с.
  71. Т.Н. Особенности социальной ответственности у старшеклассников//Вопросы психологии. —1987. —№ 5. — С.57−62.
  72. Л.А. Возложение ответственности за успех и неудачи в группах различного уровня развития//Вопросы психологии. — 1978.—№ 2.—С.94−104.
  73. Л.А. Возложение и принятие ответственности в условияхгрупповой деятельности//Психологическая теория коллектива/ред. А. В.
  74. Петровского. — М.: Педагогика, 1979.— 240с.
  75. Н.Д. К вопросу о социальной ответственности человека//Личность при социализме- М.: Политиздат, 1968. — 289с.
  76. В.П. Теории атрибуции в зарубежной социальной психологии//Психология межличностного познания — М.: Педагогика, 1981. — 224с.
  77. В. Доктор и душа — Пер. с англ. А. А. Бореева. — СПб.: Ювента, 1997,—286с.
  78. В. Духовность, свобода и ответствен ность//Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем./Общ. Ред. Я. Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева- вст. ст. Д. А. Леонтьева. — М.: Прогресс, 1990. — 368с.: ил. — (Б-ка зарубежной психологии).
  79. Э. Иметь или быть. — М.: Прогресс, 1990. — 336с.
  80. X. Мотивация и деятельность. В 2-х томах. Т. 1.: Пер. с нем. //Под ред. Б. М. Величковского. М.: Педагогика, 1986. — 408 с.
  81. X. Мотивация и деятельность. В 2-х томах. Т.2.: Пер. с нем. //Под ред. Б. М. Величковского. М.: Педагогика, 1986. — 392 с.
  82. К. Моральное развитие и личность//Психология личности и образ жизни. / Под ред. Шороховой Е В М.: Наука, 1987.- 219с.
  83. К. Развитие атрибуции ответственности в онтогенезе// Проблемы психологии личности-М.: Наука, 1982. — 168с.
  84. К. Собрание сочинений в Зх т. — Т. З. Невроз и развитие личности. М.: Смысл, 1997. — 696с.
  85. X. Жизненные события и когнитивный подход к личности//Психология личности и образ жизни / Под ред. Шороховой Е В М.: Наука, 1987. — 219с.
  86. Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение).— СПб: Питер Пресс, 1997.—608 с
  87. Юнг Г. Психологические типы.— М.: Университетская книга, 1996. — 720с.
  88. Berkowitz L. Social norms, feelings, and ohter factors affecting helpingbehavior and altruism In.: Advances in Experimental Social Psychology. — New York — 1972 — № 6 — p. 63−108.
  89. Cummings Т., Manring S. The relationship between Worker-related behavior.- Journal of Vocational Behavior, 1977,10, 167−179.93.de Charms R. Affiliation motivation and productivity in small groups.-Journal of Abnormal and Social Psichology, 1957,55.
  90. Glass D.C., Singer J.E., and Friedman L.N. Psychic cost of adaptation to an environmental stressor.- Journal of Personality and Social Psychology, 1969 —№ 12 —p.200−210.
  91. Grisez G., and Shaw R. Beyond the new morality: The respon-sibilies of freedom. Notre Dame, 1974 — 220 p.
  92. Harvey J.H., Harris В., Barnes R.D. Actor-observer defferen-ces in the perceptions of personsibility and freedom.-J.Personal, and Social Psychol., 1975 — № 32 — p.22−28.
  93. Helkama K. Toward a cognitive-developmental theory of attribution of responsibility- Helsinki, 1981. — 201 p.
  94. Herzberg F- Work and the nature of man. London, 1974 — 203 p.
  95. Hieder F. Social perception and phenomenal causality.-Psychological Review, 1944 —№ 51 — p.358−374.
  96. Hoffman M.L. The development of empathy.- In.: I.P.Ru-shton and R.M.Sorrentino (Eds). Altruism and helping behavior: Social personality, and developmental perspectives. Hillsdale, 1981. — 4163.
  97. Jones E.E., and Davis K.E. From acts to dispositions.-In.:
  98. Advances in Experimental Social Psychology. New York, 1965, — № 2 — p.219−266.
  99. Kelly H.H. Attribution theory in social psychology.-In.: D. Levine (Ed.) Nebraska symposium in motivation, 1967.- Lincoln, 1967— v.5. — p. 192−240.
  100. Kelly H.H. The process of social causal attribution.-American Psychologyist, 1973— № 28 — 107−128.
  101. Kohlberg L. Stage and seguence: The cognitive-developmental approach to socialization.- In: D. Goslin (ed) Handbook of Socialization Theory and Research. Chicago, 1969. 347−480.
  102. Kohlberg L. The philosophy of moral development: Moral studes and the idea of justice. San-Francisko, 1981—v.l —441 p
  103. Latane В., Darley J.M. Group inhibition of bystander intervention in emergencies.- Journal of Personality and Social Psychology, 1968 — № 10 — p.215−221.
  104. Latane В., Darley J.M. The Unresponsive Bystander: Why Doesn’t He Help? New York, 1970. — 131 p.
  105. Lefcourt H.M. Lokus of control: Current trends in theory and research. Hillcdale, 1976. — 211 p.
  106. Lipp L., Kolstoe R., James W., and Randall H. Denial of disability and internal control of reinforcement: A stady using a perceptual defence paradigm, — Journal of Consulting and Clinical Psychology, 1968 — № 32 —p.72−75.
  107. Lewin K. A dynamic theory of personality. New York, 1935. — 286 p.
  108. Lowe C.A., and Medway C.A. Effects of valence, severity, and relevanse on responsibility and dispositional attributions Journal of Personality, 1976 — № 44 —p.518−538.
  109. McClelland D., Atkinson J.W., Clark R.A., and Lowell E.L. The achievement motive. New York, 1976. — 386 p.
  110. Merton R.K. Mass persuasion. New York, 1946. — 210 p.
  111. Meuer W.-U., Heckhausen H., Kemmler L. Validierungs-kor-relate der inhaltanalyttisch erfajten Leistungsmotivation guter und schwacher Schuler der dritten Schuljahres- Psy-chologische Forschung, 1965 — 28p.
  112. Mitchell T.R., Smyser Ch.M., and Weed S. Lokus of control: Supervision and work Satisfaction.- Academy of Management Journal, 1975 —№ 18 —p.623−632.
  113. Phares E.J. Lokus of control in personflity. Morristown, 1976. — 217 p.
  114. Piaget J. The moral judgement of the child. London, 1977. —399 P
  115. Pilavin I.M., Rodin J. and Pilavin J.A. Good Samaritan ism: An underground phenomenon?- Journal of Personality and Social Psychology, 1969 —№ 13 —p.289−299.
  116. Rosenzweig S. An outline of frustration theory In: J. McV Hant (Ed.) Personality and the behavior disoders- - New York, 1944— v.l. — 379−388.
  117. Rotter J-B. Social Learning and Clinical Psychology. Englewood Cliffs, New York, 1954. — 466 p.
  118. Rotter J.В., and Mulry R-C. Internal versus external control of reinforcement and decision time. Journal of Personality and Social Psychology, 1965 — № 2 — p.598−604.
  119. Rotter J.B. Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcerment. Psychological Monographs, 1966 — № 80 — p. 1−28.
  120. Schwartz Sh. H. Elicitation of moral obligation and self-sacrificing behavior- An experimental stady of volunteering to be a bone marrow donor.- Journal of Personality and Social Psychology, 1970 —№ 15 —p. 283−293.
  121. Schwartz Sh. H. Normative evaluations of helping behavior: A critique, proposal, and empirical test.- Journal of Experimental Social Psychology, 1973 —№ 9 —p.349−364.
  122. Staub E. Helping a distressed person: Social, personality and stimulus determinants.- In: Advances in Experimental Social Psychology.- New York, 1974 — № 7 —p. 293−341.
  123. Vorwerg M. Personlichkeitpsychologische Grundlagen der Verbal-tens modification.- In: Psychologie in Sozialismus. Theoreti-sche Positionen, Ergebnisse und Probieme psychoiogischer For schungen. (Ed.) Kossakowski A. B, 1980,—№ 11 — p. 161−169.
  124. Witkin H.A. and Goodenough D.R. Field dependence and interpersonal behavior.- Psychological Bulletin, 1977 —№ 84 —p.661−689.
  125. Witkin H.A. Field and interpersonal behavior.- Psychological Bulletin, 1978—№ 16 —p.661−689.
Заполнить форму текущей работой