Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организационно-педагогические условия развития творческой активности учащихся профессионального лицея

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ педагогической и методической литературы, опыта работы профессиональных училищ и лицеев показал, что решению этой проблемы до сих пор не уделяется должного внимания. Повседневная же практика общеобразовательной и профессионально-технической школы до сих пор поглощает лишь стандартизованные кружковые формы обучения приемам и методам технического изобретательства, в меньшей степени обращая… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЛИЦЕЕВ
    • 1. 1. Теоретические предпосылки исследования творческой активности в современных условиях начального профессионального образования
    • 1. 2. Методологические основы разработки системы творческой активности учащихся профессионального лицея
    • 1. 3. Основные организационно-педагогические условия, влияющие на процесс развития творческой активности учащихся профессиональных лицеев
  • ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
  • ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ЛИЦЕЕ
    • 2. 1. Принципы организации процесса обучения специальным дисциплинам, направленного на развитие творческой активности учащихся профессионального лицея
    • 2. 2. Преобразования в процессе преподавания специальной технологии слесарного дела как условие развития творческой активности учащихся

    2.3 Опытно-экспериментальное исследование результативности организационно-педагогических условий, направленных на развитие творческой активности учащихся профессионального лицея. (Результаты реализации организационно-педагогических условий, направленных на развитие творческой активности учащихся профессионального лицея).

    ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Организационно-педагогические условия развития творческой активности учащихся профессионального лицея (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования определяется динамизмом современного развития страны, возрастанием социальной роли личности, развертыванием процессов демократизации и гуманизации общества, интеллектуализацией труда и человеческой деятельности. Включение страны в мировую экономическую систему, изменение форм хозяйствования и экономических отношений, многообразие форм собственности и организации труда, применение новых технологий требует не простого совершенствования профессиональной подготовки современного рабочего, а осуществления перехода к качественно новому уровню в соответствии с новыми социально-экономическими условиями, направленного на овладение учащимися глубокими и прочными знаниями, на выработку у них современного экономического мышления, высокого профессионального мастерства, творческого отношения к труду, творческой активности.

Современному производству требуются квалифицированные рабочие широкого профиля, инициативные, способные в короткие сроки осваивать новую технику и технологию, активно участвовать в преобразовании социума и успешно адаптироваться к этому социуму.

Важными задачами, стоящими перед профессионально техническим образованием, является формирование у учащихся интереса к технике, понимание практической ценности теоретических знаний, умения использовать эти знания для решения технических и производственных вопросов, развитие социальной составляющей базовых компетентностей, которое невозможно без творческой активности.

Формирование профессиональных умений, направленных на развитие творческой активности учащихся в свете компетентностного подхода, представляет собой сложную многоаспектную проблему и имеет свои педагогические, физиологические, психологические и дидактические закономерности.

Проблемы повышения творческой активности учащихся неоднократно рассматривались в научно-исследовательских работах ученых А. Н. Алексеева (4), Ю. К. Бабанского (14−16), Б. Я. Батышева (20−26), А, П. Беляевой (28−30), С. А. Гильманова (70), В. И. Загвязинского (67−70), Ю. Н. Кулюткина (92−93), И. Я. Лернера (98) В. А. Скакуна, М. Н. Скаткина, А. П. Тряпицыной (160−162), В. А. Шапкина,(педагогический аспект) — В.А.Кан-Калика (80), В. А. Крутецкого, Н. В. Кузьминой (91−92), А. Л. Леонтьева, Я. А. Пономарева, (психологический аспект) — в содержании новаторского опыта Ш. А. Амоношвили (5,6), А. Ангеловски (9), И. П. Волкова, Т. И. Гончарова, С. И. Ильина (79), С. Н. Лысенковой, Ю. А. Львова, Н. Б. Карповой, М. В. Кларина (82,83), В. Ф. Шаталова и других.

Вместе с тем вне поля зрения исследователей осталось проблема целостного описания творческого процесса как единства его операционной, мотивационной и организационной сторон в развитии творческой активности учащихся профессиональных лицеев.

Анализ педагогической и методической литературы, опыта работы профессиональных училищ и лицеев показал, что решению этой проблемы до сих пор не уделяется должного внимания. Повседневная же практика общеобразовательной и профессионально-технической школы до сих пор поглощает лишь стандартизованные кружковые формы обучения приемам и методам технического изобретательства, в меньшей степени обращая внимания на личностные качества учащихся, творческую активность, различные виды компетентностей, значимые для успешной социализации выпускника в социуме.

Развитие творческой активности учащихся в профессиональных учебных заведениях представляет собой трудный процесс. Внедрение в систему целей традиционного учебного процесса с имеющимися локальными структурами учебного занятия, включая операционные модели творческого поиска, задач развития творческой активности учащихся затруднено в связи с отсутствием соответствующих организационно-педагогических условий.

Среди этих условий обозначим отсутствие в программах времени для решения творческих задач, для целенаправленной организации творческого поиска, развитие творческой активности учащихся в предметном содержании конкретного урока- «сопротивляемость» традиционных структур урока всякого рода нововведениям, уровень подготовленности учащихся, которые приходят учиться в учебные заведения начального профессионального образования. Решение проблемы развития творческой активности учащихся через различные формы учебно-производственного обучения представляет собой совокупность целого комплекса организационно-педагогических условий, включающих стройное изложение методологии процессов актуализации творческого мышления на уроках специальных дисциплин в виде взаимосвязанной системы необходимых понятий и определений, специальную подготовку преподавателей, включающую: овладение навыками в использовании методик творческого развития учащихся в рамках своего предметарационализацию отношений в системе «теоретические занятияпроизводственное обучение», направленные на «распро-граммирование» непроизводительных затрат рабочего времениизменение дидактических структур учебного процесса, включение социально-творческой составляющей в учебный процесс. Таким образом, можно выделить противоречие: между увеличивающимися потребностями общества в творчески активных, компетентностных рабочих среднего уровня и отсутствием системы подготовки таких специалистов в профессиональных учебных заведениях. Необходимость разрешения обозначенного противоречия обуславливает актуальность данного исследования.

Объект исследования: образовательный процесс в профессиональном лицее, направленный на развитие творческой активности учащихся.

Предмет исследования: организационно-педагогические условия, обеспечивающие развитие творческой активности учащихся профессионального лицея.

Цель исследования: выявление и теоретическое обоснование организационно-педагогических условий, обеспечивающих процесс развития творческой активности учащихся профессионального лицея.

Гипотеза исследования:

Развитие творческой аю-ивности учащихся будет более успешным при реализации следующих организационно-педагогических условий:

— системное использование творческих задач при организации учебной деятельности учащихся профессиональных лицеев в процессе изучения специальных дисциплин;

— включение в учебные программы специальных дисциплин творческих технических проектных заданий;

— методическое сопровождение процесса развития творческой активности учащихся посредством разработки и внедрения системы творческих задач, творческих проектных заданий при изучении специальных дисциплин;

— осознание педагогами необходимости развития творческой активности учащихся профессиональных лицеев как средства, позитивно влияющего на уровень профессионализма будущих рабочих;

— мотивация совместной деятельности педагогических кадров и обучающихся к развитию творческой активности в условиях профессионального лицея.

Цель предмет и гипотеза исследования предопределили необходимость постановки и решения следующих задач:

1. На основе анализа психолого-педагогической, философской литературы выявить степень проработанности проблемы развития творческой активности учащихся, а также состояние исследуемой проблемы в практике профессиональных лицеев.

2. Выявить организационно-педагогические условия, реализация которых в практической деятельности профессиональных лицеев может позитивно влиять на развитие творческой аю-ивности студентов.

3. Разработать систему творческих задач, технических проектных заданий как условие развития творческой аю-ивности учащихся в профессиональных лицеях.

4. Выявить условия реализации системы творческих задач и технических проектных заданий и апробировать в практической деятельности профессионального лицея.

5. Определить критерии оценки результативности педагогических условий, направленных на развитие творческой аю-ивности учащихся профессиональных лицеев.

Методологической основой исследования являются: системный, социокультурный подходы (В.П.Беспалько (31−33),.

A.И.Жилина (62−65), Н. Б. Крылова, С. П. Курдюмов, А. А. Макареня (104 108), В. Н. Максимова (109), Т. Т. Малинецкий, И. А. Маврина (103),.

B.И.Подобед (132,133), Л. А. Шипилина (170), Э. Г. Юдин и др.) к построению образовательного процесса в условиях профессионального лицея, направленного на развитие творческой активности учащихсяличностно-деятельностный, гуманистический подходы (Ш.А. Амонашвили (5,6), Е. В. Бондаревская (38,39), В. Г. Бочаров, А. Н. Алексеев (4), В. В. Горшкова (51, 132), В. В. Сериков (148), Н. Н. Суртаева (154,155), А. П. Тряпицына (160−162), И. С. Якиманская (175) и др.) при организации деятельности учащихся в учебном процессе.

Теоретической основой исследования явились:

— теории личности и деятельности — Б. Г. Ананьев (7,8), А. Г. Асмолов (13), Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. А. Петровский и др.;

— идеи построения базового профессионального образованияВ.С.Безрукова (27), А. П. Беляева (28−30), А. Т. Глазунов (157), А. М. Новиков (120−122), А. Г. Соколов, И. Г. Смирнов (151), Е. В. Ткаченко (157), В. В. Шапкин и др.;

— теория творческого развития — М. Н. Берулава, Д. Б. Богоявленская,.

A.В.Брушлинский, Дж. Гилфорд, З. И. Калмыкова, В.А.Кан-Калик (80),.

B.А.Крутетский, И. Я. Лернер (98), Я. А. Пономарев, С. Т. Сатбалдина, В. В. Сериков (148), Д. Толлингерова, Л. Фридман и др.;

— теория образования взрослых — В. В. Горшкова (51, 132), А. И. Жилина (62−65), С. В. Кривых (105), Ю. Г. Кулюткин (92,93), А. Е. Марон (112,113, 133) А. А. Макареня (104−108), В. Н. Максимова (109), В. И. Подобед (132,133), Г. С. Сухобская (156), Е. П. Тонконогая (152), В. П. Топоровский (159) и др.;

— теория методологии педагогических исследований — Р. Атаханов (69), Н. В. Бордовская (40,41), Н. И. Загузов (71, 160), В. И. Загвязинский (67−70), В. В. Краевский (89), А. С. Роботова (144), А. П. Тряпицына (160 162), Д. И. Фельдштейн (165,166) и др.

Методы исследования: — теоретический анализ работ по философии, педагогике, психологии, исследующих вопросы развития творческой активности учащихся;

— анализ и систематизация различных теоретических представлений в области развития творческой активности;

— эмпирические методы исследования: наблюдение, анкетирование, беседа, интервьюирование, педагогический эксперимент.

Логика и этапы исследования Диссертационное исследование проходило в три этапа (1998;2006):

Первый этап (1998;2001 г. г.) — накопление материала по проблеме исследования. Выяснялись проблемы педагогической практики в области развития творческой активности учащихся профессиональных лицеев, проводилась констатирующая часть педагогического эксперимента (разработка содержания опросных листов, анкет), анализ материалов, полученных в ходе проведения анкетирования, бесед. Выявление педагогических условий развития творческой активности учащихся.

Второй этап (2001;2004г.г.) — разработка и внедрение в практику системы заданий, направленных на развитие творческой активности учащихся, внедрение в образовательный процесс профессионального лицея организационно-педагогических условий, обеспечивающих развитие творческой активности учащихся. Проведение преобразующей части педагогического эксперимента. Формулировка основных теоретических положений, апробация ряда положений в практической деятельности. Публикация основных теоретических положений диссертационного исследования.

Третий этап (2004;2006г.г.) — анализ и корректировка полученных результатов, уточнение теоретических положений, формулирование выводов, оформление текста диссертации и автореферата.

Основные положения, выносимые на защиту: 1. Организационно-педагогические условия развития творческой активности учащихся:

— системное использование творческих задач при организации учебной деятельности учащихся профессиональных лицеев в процессе изучения специальных дисциплин;

— включение в учебный процесс специальных дисциплин творческих технических проектных заданий;

— методическое сопровождение процесса развития творческой активности учащихся посредством разработки и внедрения системы творческих задач, творческих проектных заданий при изучении специальных дисциплин;

— осознание необходимости развития творческой активности учащихся профессиональных лицеев как средства, позитивно влияющего на уровень профессионализма будущих рабочих;

— мотивация совместной деятельности педагогических кадров и' обучающихся к развитию творческой активности в условиях профессионального лицея.

2. Содержание системы творческих задач, технических проектных заданий как условия развития творческой активности учащихся в профессиональных лицеях, ориентирует на формирование следующих умений:

— самостоятельный перенос знаний в новую ситуацию;

— видение новых проблем в знакомой ситуации;

— видение структуры объекта, подлежащего изучению;

— видение новых функций старого объекта;

— умение комбинировать ранее известные способы решения проблемы в новый способ;

— видение альтернативы решения;

— проявление инициативы в решении различных задач творческого характера. Система задач характеризуются следующими особенностями: открытостью, познавательностью, вариативностью, оригинальностью, разнообразием подходов к их решению, активностью учащихся по овладению знаниями, умениями, навыками, обеспечивающими творческое мышление.

3. Условия реализации системы творческих задач и технических проектных заданий:

— специальная подготовка педагогических кадров;

— включение таких задач и заданий в производственную практику учащихся;

— мотивация самостоятельной творческой активности учащихся;

— разработка методических рекомендаций, включающих систему задач и заданий, соответствующих группе таксонов, требующих творческого мышления при их решении.

4. Этапы организации процесса обучения специальным дисциплинам в профессиональном лицее, направленные на развитие творческой активности учащихся (диагностически-ориентирующий, преобразующий, контролирующий, корректирующий).

Научная новизна исследования состоит: в выделении организационно-педагогических условий развития творческой активности учащихся профессионального лицея;

— в разработке системы творческих задач, технических проектных заданий, способствующих развитию творческой активности учащихся в профессиональных лицеях;

— в раскрытии содержания, этапов организации процесса обучения специальным дисциплинам, направленных на развитие творческой активности учащихся профессионального лицея;

— в выявлении условий применения системы творческих задач и технических проектных заданий в процессе обучения специальным дисциплинам как средство развития творческой активности учащихся.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается:

— в развитии теории начального профессионального образования, направленного на развитие творческой активности учащихся в процессе изучения специальных дисциплин;

— в обозначении совокупности умений, соответствующих группе таксонов, требующих творческого мышления при их решении, развитие которых позволяет выявить уровень сформированности творческой активности учащихся;

— в теоретическом обосновании организационно-педагогических условий развития творческой активности учащихся профессионального лицея.

Практическая значимость исследования состоит:

— в разработке методических рекомендаций, ориентирующих деятельность мастеров и преподавателей специальных дисциплин на развитее творческой активности учащихся. Полученные результаты, позволившие упорядочить имеющиеся знания о процессе развития творческой активности учащихся в педагогической науке и практике, окажутся полезными как для работников профессиональных учебных заведений, так и для учреждений осуществляющих подготовку педагогов для этих заведений;

— в разработке системы творческих задач и творческих проектных заданий применительно к процессу изучения специальных дисциплин в профессиональном лицее.

Материалы диссертационного исследования могут быть рекомендованы для использования в практике профильной школы, учреждений системы НПО, а также в системе повышения квалификации педагогических кадров.

Достоверность и обоснованность основных теоретических положений и научных выводов исследования обеспечиваются: применением комплекса методов исследования, соответствующих избранному объекту, предмету, целям и задачам исследованиянепротиворечивостью и четким обозначением теоретико-методологических позицийположительной апробацией результатов исследования в практике деятельности профессионального лицея.

База исследования: Ижорский профессиональный политехнический лицей (ИППЛ), Межшкольный учебный комбинат Колпинского района Санкт-Петербурга, Научно-методический центр повышения квалификации работников профобразования при Комитете по образованию Санкт-петербурга, частично фрагменты педагогического эксперимента (констатирующей части) проводились в профессиональных лицеях № 11 г. Тобольска- № 57, № 13, г. ТюмениМежшкольном учебном комбинате г. Ханты-Мансийска.

Апробация результатов исследования осуществлялась в Ижорском профессиональном политехническом лицее Санкт-Петербурга, в лаборатории управления образованием взрослых Государственного научного учреждения «Институт образования взрослых Российской Академии образования», в Межшкольном учебном комбинате Колпинского района Санкт-Петербурга.

Материалы исследования представлялись на конференциях. Международных: «Лингвистические и культурологические традиции образования"Томск, 2005; «Многоуровневое профессиональное образование: методология, теория, опыт, проблемы» Тамбов, 1997; «Система многоуровневого профессионального образования: методология, теория, опыт, проблемы», СПб, 1996; Всероссийской: «Специфика образования взрослых в условиях социокультурного развития регионов», Тюмень, 2006; Межрегиональных: «Проблемы педагогической инноватики в профессиональной школе"-СПб, 2005,2006 г.г., «Проблемы и перспективы развития лицейско-гимназического образования в современных условиях», СПб, 2006; обсуждались на методологических аспирантских семинарах в Государственном научном учреждении «Институт образования взрослых Российской Академии образования».

Структура диссертации: введение, две главы, заключение, библиография, приложения.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Проведенное исследование убедило нас в правомерности использования педагогических условий, направленных на развитие творческой активности средствами специальных дисциплин в профессиональном лицее.

Проведенное исследование подтвердило, что наше предположение о том, что развитие творческой активности при подготовки специалистов любого уровня имеет как социальное, воспитательное, так и производственное значение.

Развитие творческой активности учащихся в профессиональном лицее дает основание предположить, что и в дальнейшем в профессиональной деятельности эти в будущем специалисты будут проявлять творческую активность при выполнении производственных задач, будут социально активными субъектами, преобразуя социум и свое жизнеустройство.

Развитие творческой активности осуществляется при построении образовательного процесса с опорой на принципы и организационно-педагогические условия, которые приводят к преобразованию процесса преподавания специальной технологии слесарного дела.

Система творческих задач, технических проектных заданий, разработанных с учетом дидактических требований, предъявляемых к таким заданиям и задачам, могут выступать в качестве условий развития творческой активности учащихся в профессиональных лицеях.

Опытно-экспериментальное исследование результативности педагогических условий, направленных на развитие творческой активности учащихся профессионального лицея, подтвердили правомерность гипотезы исследования и показали законченность решения обозначенных задач, выдвинутых в начале нашего исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Педагогический процесс в профессиональных лицеях представляет собой совокупность последовательных и взаимосвязанных действий педагогов и учащихся, направленных на сознательное прочное усвоение системы знаний, навыков и умений, формирование способностей применять их на практике, сохраняя способность к совершенствованию.

Педагогический процесс обусловлен целями образования и взаимодействием основных его компонентов: содержанием, обучением, преподаванием, воспитанием. Привнесение какой-то составляющей как доминирующей, требует преобразования педагогического процесса с акцентом на решения этой доминирующей проблемы. В нашем случае в качестве доминирующей было обозначено развитие творческой активности учащихся профессиональных лицеев. Это обусловлено повышением уровня требований к специалистам любого уровня на современном этапе. Обозначение задачи — подготовка специалиста творческого, мобильного, социально активного, способного обучаться в течение всей жизни. Это невозможно без развития творческой активности учащихся. Наша работа посвящена изучению возможностей педагогического процесса профессиональных лицеев в аспекте развития творческой активности учащихся, выявлению педагогических условий, обеспечивающих этот процесс. В ходе проведения исследования с 1999 г. по 2006 были получены результаты, позволившие сформулировать выводы, приведем эти выводы:

— развитие творческой активности учащихся профессиональных лицеев является необходимой составляющей в подготовке специалистов рабочих профессий, отвечающих современным требованиям;

— в образовательном процессе профессиональных лицеев отсутствует система целенаправленного развития творческой активности учащихся;

— целенаправленное и поэтапное включение проблемных вопросов, системы творческих задач, заданий в образовательный процесс профессиональных лицеев позитивно влияет на развитие творческой активности учащихся при изучении специальных дисциплин;

— специальные дисциплины в профессионально-технических лицеях содержат значительный резерв в аспекте формирования творческой активности учащихся за счет сочетания практической и теоретической составляющих, обозначенных в Государственных стандартах.

В процессе завершения исследования нами были выявлены проблемы, которые могут послужить основанием для построения других диссертационных исследований кандидатского уровня:

Развитие творческих отношений учащихся к профессиональной деятельности", «Особенности развития творческой активности учащихся в профессиональных училищах и профессиональных лицеях», «Развитие творческой активности учащихся в воспитательном процессе профессионального лицея», «Специфика развития творческой активности учащихся профессиональных лицеев других профилей», «Подготовка мастеров производственного обучения к осуществлению процесса развития творческой активности учащихся профессиональных лицеев» и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Т. Системный характер научного знания и методы исследования // Системный анализ и научное знание. — М., 1978.
  2. Абульханова-Славская К. Г. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. — 335 с.
  3. Активные методы обучения в системе непрерывного образования. //Межвуз. Сборник науч. Трудов. Л., 1991. — 101 с.
  4. А.Н. Личностно-ориентированное обучение. Тюмень: Тюм. ГУ, 1996.-198с.
  5. Ш. А., Загвязинский В. И. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования //Педагогика, 2000.№ 2.-С.23−27
  6. Ш. А., Размышления о гуманной педагогике. М., 1995
  7. .Г. Психология и проблемы человекознания.М.Воронеж: АПСН, 1996.-384с.
  8. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Ленинградский университет, 1968. — 339 с.
  9. К. Учителя и инновации: Книга для учителя / Пер. с макед. М.: Просвещение, 1991. — 159 с.
  10. В.И. Педагогика творческого саморазвития.-Казань:КТУ, 1996, — 567 с.
  11. М.А., Соколов А. Г. О совмещении профессионально-технического и общего образования // Научно-методический сборник ВНИИ ПТО. Вып.7. — Л., 1968.
  12. И.Ю. Некоторые пути развития систем обучения. М.: Знание, 1967. — 25 с.
  13. А.Г. Стратегия развития вариативного образования: мифы и реальность// Magister.-1995.-№ 1.C.23−32
  14. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 1980. — 192 с.
  15. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М., 1982. — 192 с.
  16. Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. -М.: Знание, 1981. -96 с.
  17. Г. Никольский А. Формы групповой работы и оценка их эффективности // Новые знания, — 2001, -№ 3. -С.39−42
  18. A.B. Психодиагностика способности к общению. Как определить организаторские и коммуникативные качества личности. М.: Владос, 1999. -176 с.
  19. И.С., Лебедева Л. И. Становление магистратуры в России и за рубежом на современном этапе // Образование взрослых в современном развивающемся обществе. СПб.: ИОВРАО, 2003.-С.15
  20. С.Я. Актуальные проблемы подготовки рабочих высокой квалификации. М., 1979. — 223 с.
  21. С.Я. Подготовка и повышение квалификации рабочих на производстве. М., 1967. — 296 с.
  22. С.Я. Подготовка рабочих в средних профессионально-технических училищах. М., 1988. — 176 с.
  23. С.Я. Прогностическая ориентация профессионального образования // Педагогика. -1998, — № 6.-С.22−27
  24. С.Я. Производственная педагогика. М., 1984.
  25. С.Я. Реформы профессиональной школы: опыт, поиск, задачи, пути реализации. М.: Высш.шк., 1987. — 343 с.
  26. B.C. Словарь нового педагогического мышления. Екатеринбург, 1992. — 93 с.
  27. А.П. Актуальные проблемы развития профессионально-технического образования в новых социальных условиях // Проблемы профессионально-технического образования: Библиогр.указ.лит. за 1988−1993 гг. С.-Петербург, 1993. -С. 1−15.
  28. А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучиличах: Методическое пособие для работников профтехобразования. М., 1991. — 205 с.
  29. А.П. Методологические проблемы научных исследований профессионально-технического образования. М.: Высш.шк., 1987. — 199 с.
  30. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.: ИРПО, 1995.-335с.
  31. В.П. Реформируется ли образование? // Мир образования, 1995.-С.11−15
  32. В.П. Слагаемые педагогической технологии. -М.: Педагогика, 1989. 192 с.
  33. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: ЦОИМ, 1993. -87 с.
  34. М.В., Корнетов Г. Б. О педагогических парадигмах //Магистр. 1992.Май.-С.4−9
  35. В. Из побочных в приоритетные // Учительская газета. № 12.-2004.
  36. В. Программы разные стандарт общий // Информатика и образование, № 5.- 1993.- С.3−5.
  37. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. -№ 4.-1997.-С.31−36
  38. Е.В. Смыслы и стратегии личностноориентированного воспитания // Педагогика. -№ 1.-2001.-С. 18−23
  39. Н.В. Диалектика педагогического исследования СПБ.:РХГИ, 2001 .-512с.
  40. Н.В., Реан A.A. Педагогика. Из-во «Питер».-2002.-416 с.
  41. Г. А. Современные требования к структуре и содержанию непрерывного педагогического образования // Подготовка специалиста в области образования. СПб.: Образование.1994.-С.3−8
  42. А.П. Современные стратегии образования: варианты выбора //Педагогика. -№ 2.-1997.-С.-3−8
  43. С.Г. Учитель крупным планом. Социально-педагогические проблемы учительской деятельности. СПб.: СПбГУПМ. — 133 с.
  44. В.Г. О гуманистической сущности учительского знания СПб.: СПбАППО // Монологи об учителе по ред. В. Ю. Кричевского.- СПб.: СпбАППО, 2003.-225с.
  45. С.И. Уроки профессионального творчества М.: Асадемия, 1999.-160с.
  46. Н.Ф. Мастеру производственного обучения об индивидуальном подходе в трудовом воспитании учащихся средних профтехучилищ. М. НИИПО, 1987.
  47. Гершунский Б. С. Прогностика управленческих решений в образовании //Советская педагогика.-№ 1.-1988.-С.-50−56
  48. .С. Педагогические аспекты непрерывного образования. // Вестник высшей школы. № 8. — 1987.- С.22−29.
  49. В. И. Педагогический дискурс и педагогическая дискуссия // Вестник диссертационного Совета. СПБ.-Тюмень:ТОГИРР0.2004. № 2- С.-26−30
  50. В.В. Образование взрослых в ХХ1 веке: философско-методологические ориентиры // Образование взрослых в современном развивающемся обществе. СПб.: ИОВ РА0.2003.-С.-20−32
  51. Э. Креативность в паблик рилейшнз. СПБ.: Дом «Нева», 2004 .-256с.
  52. Гуманитаризация содержания образования в профтехучилищах: Методическое пособие / Ред. Андреева М.К. С. Петербург, 1992.
  53. В.В. Проблемы развивающего обучения. М. Педагогика, 1986. — 249 с.
  54. В.В., Громыко Ю. Р. Концепция экспериментальной работы в сфере образования // Педагогика. -№ 4.-1994,-С.31−37
  55. Давыдов В. В. Теория деятельности и социальная практика //Вопросы философии. 1996.№ 5.-С.49−54
  56. Э.Д. Модернизация российского образования: документы и материалы редактор. М.: ГУ ВШЭ, 2002. 332 с.
  57. И.К. Терминологический словарь по социальному воспитанию М.-Омск: Академкнига, 2005.-252с.
  58. Н.И. Содержание подготовки, квалифицированных рабочих кадров. М., 1983. — 112с.
  59. В.Б. Актуальные вопросы научной педагогики // //Вестник диссертационного Совета.- № 2.-СПБ.-Тюмень:ТОГИРР0.2004.- С.30−33.
  60. Н.Ф., Звонников В.И.Мельникова М. Б Педагогические измерения в системе образования //Педагогика, -№ 2,-2006.-С. 14−22
  61. Жилина А. И. Актуальные проблемы развития системы постдипломного образования педагогических работников
  62. Актуальные проблемы постдипломного образования педагогических кадров.-СПб.: ИОВ РАО, 2004.-С.10−16
  63. А.И. Государственная кадровая политика и качество профессиональной подготовки руководителей в системе образования // Образование взрослых в современном развивающемся обществе. СПб.: ИОВ РАО, 2003. -С.387−397.
  64. А.И. Модель управления подготовкой руководящих кадров системы образования в регионе. СПб.: ИОВРАО, 1999.-200с.
  65. А.И. Теория и практика управления профессиональной подготовкой и карьерой руководителей системы образования. СПб.: ИОВ РАО, 2001. — 360 с.
  66. В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Наука, 1990.-168С.
  67. В. И Практическая методология педагогического поиска Тюмень:Тюм.ГУ, 2005.-72с.
  68. В.И., Амонашвили Ш. А., Закирова А. Ф. Идеал, гармония и реальность в системе гуманистического воспитания //Педагогика, 2002.№ 9.-С.З-10
  69. В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования.- M.-.ACADEMIA, 2001.-208с.
  70. В.И., Гильманов С. А. Творчество в управлении школой. М.: Знание, 1991. — 120 с.
  71. Н.И., Писарева С. А., Тряпицына А. П. Современные диссертационные исследования по педагогике. М.: МОИРПО, 2003.-167с.
  72. Закон Российской Федерации об образовании. М.: Педагогика.-1992. -36с.
  73. Закон РФ об образовании от 12 июня 1995. СПб., 1996.64 с.
  74. B.C., Кравченко Н. Е., Габай Э. Р. Педпгогические основы построения деловых игр. Л., 1990.
  75. Р.И., Блинчевский Ф. Л. Советское профессионально-техническое образование на новом этапе. М., 1959.-48 с.
  76. И.А. Исследование центральных проблем качества подготовки специалистов.-(Серия: гуманизация образования императив Х1Х в.), 1998
  77. Зимняя И. А. Ключевые компетенции новая парадигма результатов образования //Высшее образование сегодня, 2003.№ 5.-С.-34−42
  78. Д.Д. Какой должна быть педагогика ХХ1века? //Педагогика.-2003. -№ 10.-С.97−101
  79. Т.А. Системно-структурный подход к организации обучения. М.: АПНСССР, 1984.-96 с.
  80. Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990.-144 с.
  81. В.А., Новикова Л. И., Селиванова Н.Л Воспитание? Воспитание. Воспитание! М., 2000. -167с.
  82. М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. -176 с.
  83. М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании //Педагогика, 1996.№ 2.-С. 14−21
  84. И.А., М.П.Горчакова-Сибирская Педагогическое проектирование.- М.:Академия, 2005.-288с.
  85. Я.А. Великая дидактика: Сочинения в 2-х тт.-М., 1982
  86. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. -383 с.
  87. Т.М. Моделирование содержания профессионального образования.
  88. Н.И. Формирование содержания профессиональной подготовки специалистов среднего звена // Специалист .-1999.- № 11.-С.32−34
  89. В.В. Воспитание или образование? //Педагогика.- 2001.- № 3.-С.3-Ю
  90. В.П. Принципы системности в теории и методологии К.Маркса. М.: Политиздат, 1976.-113 с.
  91. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.:МПИ, 1989.-167 с.
  92. Ю.Н. Пути совершенствования профессиональной квалификации учителя средней школы. Л.: ИОВРАО, 1980. -87с.
  93. Ю.Н., Бездухов В. П. Ценностные ориентиры и когнитивные структуры в деятельности учителя. Самара: СГРУ, 2002.-399 с.
  94. Н.В. На пути к профессиональному совершенству. М.: Просвещение, 1999.-160с.
  95. O.E. Практическая значимость диссертационного исследования по специальности 13.00.01 // Вестник диссертационного Совета.-СПБ.-Тюмень:ЮГИРРО, 2004.-№ 2.- С. ЗЗ-36
  96. O.E. Цели диссертационного исследования // Вестник диссертационного совета СПб.-Новокузнецк: ИПК, 2003.-С. 13−17
  97. B.C., Краевский В. В., Полонский В. М., Штульман Э. А. Требования к диссертациям по педагогическим наукам. М.: ВАК 1990.- 48с. (Экспертный совет по педагогике и психологии)
  98. И.Я. Дидактические основы методов обучения. -М.: Высш.шк., 1981.-210 с.
  99. Л.Н. Использование деловых игр в обучении взрослых. Л., 1986. — 40с.
  100. Л.А. Философско-антропологический фундамент современного образования //Педагогика.- 2006.- № 2.-С.23−28
  101. .Ф. Методические и теоретические проблемы психологии. М.: Знание, 1984. — 126 с.
  102. .Ф. Научно-технический прогресс и умственное развитие человека // Психология. 1985. — № 6. — С. 3−21.
  103. С.А. Педагогические теории и системы. Омск: ОмГПУ, 1997.-88 с.
  104. A.A., Кривых C.B. Педагогическая антропология. Педагогика жизнедеятельности. СПБ.: ИОВРАО, 2003.-360 с.
  105. A.A., Обухов В. Л. Методология химии. М.: Просвещение, 1985. -160 с.
  106. A.A., Суртаев П. Б. Историческая традиция и педагогический императив инновационной современности //Философия и практика ненасилия. Verba Magistri, Матер. Междун. научно-практ. конф. СПБ.: 2005.- (0,3п.л.)
  107. A.A., Суртаева H.H. Полифоничность категории «условия» в педагогических исследованиях // Вестник диссертационного совета.- СПб.-Новокузнецк: ИПК, 2003.-С.-21−24
  108. В.Н. Проблемы качества последипломного образования педагога в ХХ1 веке // Образование взрослых всовременном развивающемся обществе. СПб.: ИОВРА0.2003.-С.6−15.
  109. В.Г. Основы самопознания и саморазвития. М.: Академия, 2002.-256с.
  110. Э.С. Системное исследование человеческой деятельности. Л.:ЛГУ, 1972. — 161 с.
  111. А.Е. Адаптивные системы фактор опережающего развития сферы образования взрослых II Образование взрослых в современном развивающемся обществе. — СПБ.: ИОВРА0.2003.-С. 177−185
  112. А.Е. Методология разработки стандартов повышения квалификации педагогических и управленческих кадров // Актуальные проблемы постдипломного образования педагогических кадров. СПб.: ИОВРАО, 2004.-С.-51−56.
  113. М.И. и др. Взаимосвязь общего и профессионального образования учащихся средних ПТУ: Сб.науч.тр. / АПН СССР.-М., 1983.-183 с.
  114. Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. М.:МПСИ, 2002.- 400 с.
  115. Модернизация российского образования: документы и материалы / редактор-составитель Э. Д. Днепров М.: ГУ ВШЭ, 2002. -332 с.
  116. О.В. Проблемы социально-личностной ориентации современного образования //Механизм обеспечения гарантий качества профессиональной подготовки педагогических кадров. /Сб. научных трудов. ЕкатеринбурпУрГПУ, 2001.-С.6−12
  117. Э.М. Повышение квалификации работников образования: состояние, проблемы, перспективы. Томск: ТОИПКРО, 1999.-156 с.
  118. Э.М. Теоретические и организационно -педагогические основы развития федеральной системы дополнительного образования. М.: Высшая школа, 1999.-314 с.
  119. A.M. Интеграция базового профессиоанльного образования //Педагогика, 1996.№ 3.- С.3−8
  120. A.M. Методология образования. М.: АПО, 2002.320 с.
  121. A.M. Профессиональное образование России. -М.: ИЦПНПО, 1999.-254с.
  122. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.:Азъ. 1994.-928 с.
  123. В.Г., Огарев Е. И. Социальная структура контингента // Энциклопедия профессионального образования под ред. С. Я. Батышева. М.: АПО, 1999.-488 с.
  124. С.Л. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем. М.: Сов Радио, 1969.-129с.
  125. Организация и проведение педагогического эксперимента в учебных заведениях профтехобразования: метод, пособие / под общей ред. А. П. Беляевой. С.-Петербург, 1992. — 125 с.
  126. Основы профессиональной педагогики / Под ред. С. Я. Батышева и С. А. Шапорийского. М., 1977. — 504 с.
  127. В.Г. Интегративно-модульный подход к профессиональному обучению наладчиков станков с програмным управлением в профессиональном лицее: автореф. дис.. канд.пед.наук. С.-Петербург, 1995. — 23 с.
  128. Педагогический энциклопедический словарь под ред. Б.М.Бим-Бада.- М.: БРЭ, 2002.- 528с.
  129. Перспективы создания системы непрерывного образования под ред. A.A. Макарени. Тюмень: ТОГИРРО, 2000. -119с.
  130. К.К. Личность как социально-психологический феномен // Социальная психология / Под ред. Г. А. Предвечного, Ю. А. Ширковина. М., 1975. — 319 с.
  131. В.И., Горшкова В. В. Актуальные проблемы образования взрослых: исследовательский и прогностический аспекты // Актуальные проблемы постдипломного образования педагогических кадров.-СПб.:ИОВ РАО, 2004.-С.-4−10.
  132. В.И., Марон А. Е. Развитие системы внутрифирменного образования в современных условиях // Образование взрослых в современном развивающемся обществе. -СПб.: ИОВ РАО, 2003.- С.-397- 403.
  133. Н.М. Синергетический подход как средство акмеологического анализа и управления качеством образования взрослых// Образование взрослых в современном развивающемся обществе. СПб.: ИОВРА0.2003.-С.72−80.
  134. О.Г. Лекции по философии педагогики. СПб.: СПбГУПМ, 1998.-289с.
  135. Профессиональная педагогика/ под ред. С. Я. Батышева.-М.: РАО, 1999.-904с.
  136. Профессиональные объединения педагогов / под ред. М. М. Поташника. М.: Педагогическое общество России, 2002.-144с.
  137. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе / под ред. А. Косаковски и др.- пер. с нем. -М.: Мысль, 1981. 101 с.
  138. Психология формирования и развития личности./ под ред. Л. И. Анциферовой. М., 1981.-286 с.
  139. Пузанов М. Ф, Развитие реформ и методов подготовки рабочих. М., 1978. — 334 с.
  140. В.Д., Кузнецов В. М. Формирование личности молодого рабочего в условиях становления системы непрерывного образования. М., 1994. — 112 с.
  141. К.Д. Исходные основания педагогического исследования, их значение и место в исследовательском процессе // Вестник диссертационного совета СПб.-Новокузнецк: ИПК.2003.-С.-17−21
  142. К.Д. Методологические основания диссертационных исследований в области педагогики // Вестник диссертационного Совета. СПБ.-Тюмень:ТОГИРРО.-2004.- С.40−43
  143. A.C. Рефлексия по поводу методологической ситуации в педагогической науке //Вестник диссертационного совета.-СПБ.-Тюмень:ЮГИРРО, 2005.-№ 3.- С.41−43
  144. Российская педагогическая энциклопедия / под ред. В. В. Давыдова.- М.:БРЭ, 1993.-608с.
  145. Г. К. Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация.М.:НИИШТ, 2005.-144с.
  146. Ю.В. Гуманираные основы педагогического образования M.:ACADEMIA, 2000.-240с.
  147. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем. М.:Логос, 1999.-272с.
  148. В.П. Требования к современному уроку и методика оценки его эффективности. М.: Высш.шк., 1980. — 100 с.
  149. В.А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию M.:ACADEMIA, 2003.-192с.
  150. Смирнов В. И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях, — М.:ПОР, 1999.-416с
  151. Современный словарь по педагогике /Сост Рапацевич Е. С. .-Мн.: Современное слово, 2001.-928с.
  152. А.И. Гуманизация российского общества: авторская концепция.- СПБ.-М:ПАНиИ, 1992.-С.9−16
  153. H.H. О функциях методологического знания // Специфика образования взрослых в условиях социокультурного развития регионов Матер. Всероссийск. Научн.-практ конфер. Тюмень: ТОГИРР0.2005.-С.-15−17
  154. H.H. Образовательные ориентиры в контексте социокультурного развития России // Образование взрослых в современном развивающемся обществе. СПб.: ИОВ РАО, 2003.- С.-32−39
  155. Г. С. Психология в управлении. СПб., 1999.80 с.
  156. Е.В., Глазунов А. Т. Базовое профессиональное образование проблемы регионализации и развития Чебоксары: ИРПО, 2001.-253с.
  157. Е.П. Социальный педагог и основные направления его деятельности // Образование как средство социальной адаптации инвалидов: опыт и перспективы. СПб., 1998. — С. 32−33.
  158. В.П. Повышение эффективности дополнительного профессионального образования // Новые знания.-2001.- № 3.- С.13−15.
  159. А.П., Загузов Н.И, Писарева С. А. Современные диссертационные исследования по педагогике М.:ИРПО, 2003.-167с.
  160. А.П., Загузов Н. И., Писарева С. А. Актуальные проблемы работы Диссертационных советов по педагогике //Мир образования -образование в мире, 2002.№ 3.-С.-3−52
  161. А.П., Казакова Е. И. Диалог на лестнице успеха. Кнб. Для учителей и родителей.СПБ.:ОИРШ, 1997.-170с.
  162. Ушинский К. Д. Педагогическая антропология. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Ч.1.М.:УРАО, 2002.-512с.
  163. H.H. Дополнительное профессиональное образование проблемы и перспективы // Новые Знания.- 2001.- № 3.-С.5−8.
  164. Фельдштейн Д. И. Возрастная и педагогическая психология. М.-Воронеж, 2002.-432с.
  165. Фельдштейн Психология взросления. Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности.М.:МПСИ:Флинта, 1999.-672с.
  166. Философский энциклопедический словарь / под ред. А. М. Прохорова М., 1989.- 869 с.
  167. Философский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1989.-815с.
  168. В.Д. Происхождение человечности. М.:Логос, 1999.-296с.
  169. Л.А. Методология психолого-педагогических исследований.-ОмскЮм.ГПУ, 2004.-138с.
  170. П.Г. Пространство свободы //Народное образование. -1997,№ 1.-С.46−51
  171. М. О целеустремленных системах. М.: Советск. Радио, 1974. -124 с.
  172. Энциклопедия профессионального образования в 3-х тт. / под ред.С. Я. Батышева.-М.: АПО, 1998.-440с. (под ред.С.Я.Батышева).
  173. П.И. Интегральная педагогика. СПб., 2003.18 с.
  174. И.С. Личностно-ориентированное обучение. // Приложение к журналу Директор.- 1997.-№ 4.-128с.
Заполнить форму текущей работой