Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Художественная проза Фридриха Шиллера

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вместе с тем, внутренний мир Шиллера требовал новых средств художественного выражения. Настоящим «прорывом» в немецкой новеллистике явилась новелла «Преступник из-за потерянной чести». Вобрав в себя лучшие жанровые традиции (лаконизм, сюжетную динамику), «Преступник .» имеет ряд принципиальных отличий. Авторский акцент переместился с событий на человека, что повлекло за собой усиление… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОЗА Ф. ШИЛЛЕРА КАК ОРГАНИЧНЫЙ КОМПОНЕНТ ЕГО ТВОРЧЕСКОГО МИРА
    • 1. 1. Связь с ранними драматическими произведениями и теоретическими исследованиями (на примере драмы «Разбойники» и медицинской диссертации)
    • 1. 2. Историзм прозы Ф. Шиллера
    • 1. 3. Своеобразие индивидуального стиля Шиллера-прозаика
    • 1. 4. Выводы к
  • ГЛАВЕ
  • ГЛАВА 2. ПОЭТИКА РОМАНА Ф. ШИЛЛЕРА «ДУХОВИДЕЦ»
    • 2. 1. Композиционные особенности романа
    • 2. 2. Образ Армянина
    • 2. 3. Образ «прекрасной Гречанки»
    • 2. 4. Антивоспитание Принца
    • 2. 5. Традиции и новаторство в романе
      • 2. 5. 1. Тематика «Духовидца»
      • 2. 5. 2. Выбор Венеции местом действия
      • 2. 5. 3. «Сверхъестественное» в романе
    • 2. 6. Выводы к
  • ГЛАВЕ
  • ГЛАВА 3. ВЛИЯНИЕ ПРОЗЫ ШИЛЛЕРА НА
  • ЕВРОПЕЙСКУЮ ЛИТЕРАТУРУ КОНЦА
  • НАЧАЛА 20 ВЕКОВ

Художественная проза Фридриха Шиллера (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Фридрих Шиллер (1759 — 1805) известен, прежде всего, как драматург, поэт и философ. Однако он был и крупным прозаиком, хотя именно эта часть его творчества оказалась на периферии научного интереса.

Несмотряна то, что первые переводы двух Шиллеровых новелл появились в отечественных журналах в 1802 году, литературоведческое освоение его прозы всё- ещё- находится на начальном этапе.

В одних случаях авторы статей и рецензий ограничиваются лишь общей оценкой, а иногда и простым упоминанием о прозаических творениях Шиллера в рамках более масштабных исследований (Я.И. Санглен, 1843- Ф. П: Шиллер,.

1955). Это распространяется даже на самое значительное сочинение в прозе у Шиллера — неоконченный роман «Духовидец», хотя он пользовался широкой популярностью у читающей публики 18 и 19 столетий.

В других случаях научные материалы носят характер литературоведческого комментария (А.Г. Горнфельд, 1901; Л. Я. Лозинская,.

1956), либо исследователей интересует скорее отражение политических взглядов писателя в его прозе, нежели собственно художественные особенности его произведений (С.А. Пятков, 1965). В некотором роде исключением является работа Ф. И. Прокаева (1972), однако она носит обзорный характер.

Между тем, проза Шиллера1 продолжала периодически привлекать внимание литературоведов, что объясняется глубиной её- воздействия на различные явления в европейском литературном процессе.

В 1972 году Р. Ю. Данилевский в своей статье «Шиллер и становление русского романтизма» уделяет немало места судьбам прозаических вещей Шиллера в России, анализируя особенности восприятия новелл в литературных кругах, специфику переводов и т. д. В примечаниях к статье содержатся указания на фрагмент из переписки Н. М. Карамзина с Вильгельмом фон Вольцогеном и дневниковую запись А. С. Пушкина, свидетельствующие о знакомстве русских писателей с «Духовидцем». В статье «Гость» («Клариссу юноша любил.») в «Лермонтовской энциклопедии» (2 изд-е 1999 г.) Р. Ю. Данилевский упоминает «Духовидца» в связи с сюжетом о женихе-мертвеце, пришедшем покарать изменившую невесту.

В предисловии к двуязычной антологии произведений Шиллера (1984) А. В. Михайлов указывает на то, что «Духовидец» послужил образцом романного жанра для беллетристов конца 18 столетия.

М.И. Бент (1987) рассматривает роль «Преступника из-за потерянной чести» Шиллера в процессе зарождения немецкой романтической новеллы. Сравнение двух частей обрамления «Преступника.» позволяет автору исследования увидеть развитие этой новеллы из очерка или <психологического> этюда.

В переизданной в 1996 году книге В. М. Жирмунского «Немецкий романтизм и современная мистика» (1914) «Духовидец» назван в числе других произведений немецкой литературы 18 века, отражающих идею тайного общества.

На «Духовидца», как на один из источников влияния на художественный мир «Итальянца» Анны Радклиф, обращают внимание С. А. Антонов и А. А. Чамеев (2000).

В качестве основоположника целого поджанра в «готической» литературе — романа о тайных обществах (Geheimbundsroman) — трактуется «Духовидец» в изданной посмертно работе В. Э. Вацуро «Готический роман в России» (2002). Данное исследование содержит целый ряд представляющих интерес моментов, среди которых, в частности, обоснования влияния романа Шиллера на концовку «Острова Борнгольма» и «Сиерру-Морену» Н. М. Карамзина, указания на письмо Б. В. Голицына Шиллеру с отзывом о журнале «Талия», а также письмо А. Иванисова к В. Г. Белинскому в 1829 году, из которого следует, что последний в молодости интересовался «Духовидцем» (хотя I I i позднее, в 3 номере «Современника» за 1847 год, он, в примечании к рецензии, даёт довольно резкий отзыв об этом романе).

ТВГубская (2003) рассматривает в 1 главе своей диссертации стилистическое своеобразие переводов прозы Шиллера на русский язык и её- восприятие отечественными: читателями. Приэтом делается вывод о томчто? новеллы немецкого авторавоспринимались в контексте основных идей его ранней драматургии, а. роман: «Духовидец» — прежде* всего, как. развлекательный.

Отдельные отечественныеисточники прошлых лет грешат вольным отношением к авторской разрядкенеточностью' датировок, тенденциозным подбором фактов и цитат.

В-зарубежном литературоведении-наблюдаетсЯ'умеренное (по сравнению с таковым по отношению к драмам),.но стабильное внимание к художественной прозе Шиллера. Интерес исследователей, однако, распределяется-неравномерноНаибольшей привлекательностью обладает вопрос историко-культурных обстоятельств создания произведений-, в частности, влияние окружающего общественно-политического фона на замысел автора (Rudolph- 1869- Шерр^ 1875- Weipenfels, 1905; Borcherdt, 1954; Koopmann, 1969; McCarthy, 1979). В этом плане особенно любопытен целикомпосвященный Шиллеру 12 номер журнала «Евфорион» за 1905 год со статьями Альберта Лейтцмана. и Эрнста Мюллера. В первой из них автор дискутирует по поводу положений, опубликованных, в исследовании: Адальберта фон Ханштейна «Как возник Шиллеров „Духовидец“?» (Hanstein- 1903). Ханштейн искал среди современной Шиллеру немецкой знатипрототип Принца из неоконченного романа. Этот опыт в целом, вызвал большой отклик втогдашней немецкой: литературной5 прессе. Во второй статье,. напечатанной под рубрикой «Новые поступления" — Эрнст Мюллер>публикует ранее: неизвестную запись Карла фон Шиллера,.сына, писателя, сообщающую о его разговоре с матерью по поводу варианта продолжения «Духовидца», предпринятого Э. Ф. Фоллениусом. Помимо безусловной ценности самого факта такой находки, данная информация в какой-то степени помогает пролить свет на вопрос, мучивший не одно поколение читателей и литературоведов, о том, как автор планировал завершить «Духовидца». Известно, что сам Шиллер не оставил ни одного прямого намёка относительно этого.

Новые материалы поступили в научный оборот и в 1913 году, когда Вилли Штёсс провёл исследование о переработках Шиллеровой новеллы «Преступник из-за потерянной чести», где опубликовал дотоле неизвестную переписку создателя «народной книги» о Зонненвирте Германна Курца.

В 1923 году Марианна Тальманн в своей книге, посвященной тривиальному роману 18 столетия и прозе романтиков, выдвигает тезис о том, что некоторые мотивы, свойственные романтической прозе, обнаруживают себя ещё- в т.н. предромантических «романах о художниках ссвоей жизни"> (Kunstromane), — к которым она, наряду с романами И.-Г. Юнг-Штиллинга, Виланда, Гёте и Т.-Г. Гиппеля причисляет и «Духовидца» Шиллера. Имеются в виду четыре момента, неизменно присутствующие у вышеперечисленных авторов, а именно: наличие пейзажных зарисовок, присутствие мотива тайного общества, романтический женский образ (-ы) и мотивы сверхъестественного. Свои выводы М. Тальманн подкрепляет обильными ссылками на исследуемые тексты.

Интересный опыт анализа образа Принца в «Духовидце» осуществил австрийский психоаналитик и юрист Ганс Закс (Sachs, 1924), применяя в решении литературоведческой задачи теорию1 «динамического бессознательного» Фрейда. Эта объёмная работа публикуется дважды (второй раз — в качестве приложения) в редактируемом Заксом совместно с Отто Ранком журнале «Имаго», целиком посвящённом пропаганде психоаналитических идей в сфере гуманитарного знания.

Влияние творчества Шиллера, в том числе и его прозы, на английскую литературу, рассматривают Фредерик Ивен (Ewen, 1932) и Вольфганг Ширмер (Schirmer, 1947).

Обзорные главы, посвящённые прозаическому наследию Шиллера, содержатся в каждой из трёх крупных монографий: Бухвальда (Buchwald, 1954) — IIlTop4a,(Storz, 1959) и Визе (Wiese, 1959). Бенно фон Визе принадлежит также, «теологическая» трактовкановеллы «Преступник из-за потерянной чести», изложенная) в? видеотдельнойглавы его известноготруда онемецкой новелле1 (Wiese,, 1967), а в сходнойпо структуре книге Винфрида Фрейнда (Freund, 1975) интерпретация «Преступника1.» включает в себя указания на дидактическую ценность текста.

Новеллы Шиллера фигурируют в качестве иллюстративного материала в труде Райнера Шёнхаара (Schonhaar, 1969), посвящённом «криминальным» сюжетам в ранней немецкой новелле и исследовании Йорга Шёнерта (Schonert, 1969) — рассматривающем жанр «криминальных историй» в немецкой литературе с-конца18гдо начала-20гстолетия-.

Среди прочего, показывает влияние художественной прозыШиллера на «массовую» литературу развлекательного толка в своей статье Рудольф Дау (Dau, 1970).

Публикация новелльг «Преступник из-за потеряннойчести» отмечена, в? качестве значимого события в «Синопсисе дат по истории права и истории литературы» Иоахима Линдера (Linder, 1983):

С позиций герменевтики > пытается интерпретировать «Преступника из-за потерянной чести» Вольфганг Шильд (Schild, 1984).

Нередко работы, западных учёных касательно прозы Шиллера носят синоптический? характер (Riemann- 1905; Martini- 1959; Mayer, 1987) или характер послесловий (Otto, 1976) и предисловий (Ebnet, 1993).

Несколько публикаций, зарубежных исследователей, в которых такили иначе фигурирует новелла «Преступник, из-за потерянной чести», лежат на стыке литературоведения и криминологии (Rohden, 1906; Oppenheim,. 1928; Alblas, 1964; Ziolkowski, 1969).

К сожалению, целый ряд содержательных, насколько позволяютсудить названия, работ западных и восточных: учёных остаётся труднодоступным для отечественного читателя, так как многие статьи и материалы, посвященные прозаической стороне творческого наследия Шиллера, после выхода в свет никогда не переиздавались, а зачастую до сих пор хранятся в университетских архивах в рукописном или машинописном виде, являясь, библиографической редкостью-даже у себя на родине (Kollmann, 1912; Varney, 1915; Kamimura, 1956; Bu (3mann, 1960; Hanson, 1967; Ishikawa, 1970 и др.).

Неблагоприятно сказались на рассмотрении прозы Шиллера, впрочем, как и всего его творчества, политические факторы: нацистская пропаганда, противостояние ГДР и ФРГ, зачисление изданных в Германии 1930;х годов работ в спецхранилища, послевоенная цензура и т. п. Как всякое значительное явление в литературе, Шиллера пытались взять в союзники самые разные силы.

В целом, будучи весьма интересными, работы зарубежных литературоведов не классифицируют художественную прозу в качестве особого явления в многожанровом творческом мире Шиллера, вычленяя её- лишь по хронологическому признаку — времени работы над журналом «Рейнская Талия» и периодом написания «Дон Карлоса». Практически каждая статья немецких литературоведов начинается с констатации факта, что Шиллер-прозаик оказался в тени Шиллера-драматурга, Шиллера-поэта и Шиллера-философа, в том числе и в глазах учёного сообщества. Видимо, в этом кроется причина того, что западные исследователи творчества Шиллера не приходят к однозначному мнению в вопросе о том, является ли художественная проза писателя тематическим и формальным мостом" между его публицистикой и его драмами, а также между ранним и поздним периодами его творчества.

Актуальность диссертационного исследования обусловлена назревшей необходимостью осмысления малознакомой стороны творчества известного* автора.

Объект исследования — художественная проза Шиллера новеллы:

• «Великодушный поступок из новейшей истории» (1782);

• «Преступник из-за потерянной чести» (1786);

• «Завтрак герцога Альбы в Рудолыитадтском замке в 1547 году» (1788);

• «Игра судьбы» (1789);

• Роман «Духовидец» (1787−89).

При этом в орбите исследования оказывалось всё- творчество Шиллера, а также произведения его предшественников, современников и популяризаторов, причём не только в немецкой, но и других европейских литературах.

Цель работы — комплексное исследование художественной прозы Шиллера, которое позволит, с одной стороны, выявить своеобразие отдельных текстов, с другой — рассмотреть художественную прозу Шиллера как целостное явление.

Задачи работы:

• Интерпретация произведений, анализ тематики и проблематики, системы образов, стилистических и структурных особенностей.

Выявление константных элементов, — присущих большинству прозаических сочинений Шиллера, вне зависимости от времени их создания.

• Определение характера взаимодействия художественной прозы Шиллера с его драматургией, поэзией, историческими исследованиями и медицинской диссертацией.

• Установление соотношения документального и художественного начал в прозе Шиллера.

• Рассмотрение роли художественной прозы Шиллера в европейском литературном процессе.

Теоретико-методологической базой исследования стали положения, выдвинутые в трудах А. Абуша, М. П. Алексеева, В. Ф. Асмуса, Н. Я. Берковского, В. М. Жирмунского, З. Е. Либинзона, Е. М. Мелетинского, В. П. Неустроева, С. В. Тураева, Ф. П. Шиллера, Р. Бухвальда, Б. фон Визе, F. Шторца и многих других.

В основу методологии исследования положено сочетание историко-литературного и контекстуального подходов с элементами компаративного и биографического методов, что позволяет увидеть художественную прозу Шиллера как в диахроническом, так и в синхроническом аспекте. и.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Художественная проза Ф. Шиллера, находясь в органической связи с его драматургией и теоретическими исследованиями, обладает значительным стилевым своеобразием.

2. Историзм — одна из основных черт прозы Шиллера, служащая реализации художественных задач.

3. Роман Шиллера «Духовидец», в своей основе, — «роман антивоспитания». Это произведение со значительным идейным содержанием, воплощённое в чётко организованной форме. Роман оказал заметное влияние на различных авторов.

Научная новизна диссертации заключается в трактовке художественной прозы Ф. Шиллера как целостного явления и как важной составляющей художественной системы писателя, а также во введении в научный оборот нового материала.

Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты работы могут быть использованы в практике вузовского преподавания при чтении общих и специальных лекционных курсов по истории немецкой литературы, а также при разработке спецкурсов по проблеме творческого наследия Шиллерадля подготовки расширенных комментариев к его прозе. Материалы могут использоваться преподавателями гимназий, лицеев, школ с углублённым изучением немецкого языка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Долгое время господствовавшие в литературоведении взгляды на прозу Шиллера то исключительно как на быстро оставленный автором эксперимент, относящийся к очередной пробе пера в период творческих исканий, то как на сочинительство, которыми руководили лишь публицистические мотивы и соображения экономической выгоды, или как на предтечу исторических трудов, препятствовали рассмотрению творчества Шиллера-прозаика в качестве целостного явления.

Между тем, по многим характеристикам, проза Шиллера достойна занять своё- место в творчестве писателя как явление, обладающее самостоятельной ценностью.

Проза Шиллера проникнута психологическим и социально-критическим анализированием. Герои Шиллеровой прозы постоянно вовлечены в противоборство между моральным началом человека и его животными инстинктами. Нередко эта тяжёлая сама по себе борьба протекает на фоне враждебного отношения общества. Проза Шиллера — это прагматичный, «честный» взгляд на природу человека, когда идеальные представления об этой природе соотносятся с примерами действительных людских поступков. То, чего достиг Шиллер в своей прозе, можно, пользуясь словами из «Преступника из-за потерянной чести», определить как «посмертное вскрытие пороков» человека. Именно из этого результата проистекает морализаторская функция прозы Шиллера. Мораль, нравоучительность роднит прозаические сочинения писателя со средневековой литературой.

Вместе с тем, внутренний мир Шиллера требовал новых средств художественного выражения. Настоящим «прорывом» в немецкой новеллистике явилась новелла «Преступник из-за потерянной чести». Вобрав в себя лучшие жанровые традиции (лаконизм, сюжетную динамику), «Преступник .» имеет ряд принципиальных отличий. Авторский акцент переместился с событий на человека, что повлекло за собой усиление характерологических и психологических моментов. Шиллер раздвигает границы жанра, используя элементы медитативной прозы и просветительской эссеистики. Наличие абстрактной мысли при сопутствующей постановке нравственных, философских и социальных проблем делают «Преступника .» и другие новеллы Шиллера значимыми этапами жанровой эволюции.

Особого внимания заслуживает стиль Шиллера-прозаика. Внешне сухой и холодный, sotto voce, выверенный до мелочей, где каждый приём служит одной цели — снять очередной покров с тайны человеческой души, стиль Шиллера, тем не менее, не помешал Жан-Полю сказать, что «Шиллер пишет блестящую парадную прозу». Секрет этого эффекта кроется не только в ярких антитезах, но, главным образом, в силе воздействия на читателя стилеобразующих факторов, таких, как насыщенность идейным содержанием и полнота образов.

Целостные образы прозы Шиллера воплощают в себе конкретно-историческое содержание. В поведении и сознании героев запечатлено отражение общего хода истории как нравственного процесса. В этом смысле прозаические сочинения Шиллера так же историчны, как «Мария Стюарт», «Валленштейн» или «История Тридцатилетней войны».

Нельзя не отметить общественную значимость прозы Шиллера. Практически в каждой своей новелле автор обращает внимание читателя на очередную язву общества. Сильна публицистическая составляющая и в романе «Духовидец» — Шиллер показывает, что люди, неспособные познать самих себя-и тем решить свои насущные проблемы, тем охотнее предаются ирреальным представлениям, ища ответы на сокровенные вопросы бытия в игре шарлатанов.

Одновременно с тем, что проза Шиллера составила отдельный этап" в его собственной творческой эволюции, новеллы и роман Шиллера послужили образцами для других авторов. Заслуги Шиллера в становлении немецкой романтической новеллы, криминальной новеллы отмечены в ряде авторитетных работ по немецкоязычной новеллистике. В романе «Духовидец» обнаруживаются, наряду с авантюрной интригой и свойственными «роману антивоспитания» чертами, новаторские для своего времени мотивы. Эти мотивы, ранее несвойственные и самому Шиллеру, вроде проявившегося в тексте внимания к пейзажу, женским образам и синтезу искусств, внедрения элементов сверхъестественного, позволяют увидеть в «Духовидце» родственника «романа о художниках» и предтечу «готического» романа. Впоследствии «веймарский классицист» Шиллер избрал другой путь, однако его неоконченный роман недвусмысленно показывает, что в определённый момент автор «Духовидца» фактически предсказал некоторые направления развития романтической литературы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. ШИЛЛЕР Ф. Собр. соч. в пер. русских писателей. /Под ред. С. А. Венгерова. СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1901−02. («Библиотека великих писателей»). 4 т.
  2. ШИЛЛЕР Ф. Собр. соч. (Под общ. ред. Ф. П. Шиллера. М.-Л.: Academia -ГИХЛ, 1936−1950. 8 т.
  3. ШИЛЛЕР Ф. Собр. соч. /Под общ. ред. Н. Н. Вильмонта и Р. М. Самарина. М: ГИХЛ, 1955−57. 7 т.
  4. ШИЛЛЕР Ф. Духовидец. /Пер. М. Корш. СПб.: Изд-е Суворина, 1901. («Дешёвая библиотека», № 56). 137 с.
  5. ШИЛЛЕР Ф. Разбойники. Коварство и любовь. Минск: Народная Асвета, 1978. 224 с.
  6. ШИЛЛЕР Ф. Избранные произведения. М.: Радуга, 1984. (На нем. яз.).592 с.
  7. ШИЛЛЕР Ф., ЭВЕРС Г. Г. Духовидец (Из воспоминаний графа фон О**). Пер. с нем. Р. Райт, Е. В. Головина: М.: Языки русской культуры, 2000. (Коллекция «ГАРФАНГ»). 384 с.
  8. SCHILLER F. Samtliche Werke. Sakular-Ausgabe in 16 Bde. Bd. 2: Gedichte u. Erzahlungen. Mit Einleitungen u. Anmerkungen v. Richard Wei|3enfels. -Stuttgart u. Berlin: CottaJsche Buchhandlung Nachfolger, MDCXL. 426 S.
  9. АБУШ А. Шиллер: величие и трагедия немецкого гения. М.: Прогресс, 1964.312 с.
  10. АДОРНО Т.В., ХОРКХАЙМЕР .М. Диалектика Просвещения. М., СПб.: Медиум- Ювента, 1997. 312 с.
  11. АЛТАШИНА В. Д. Поэзия и правда мемуаров (Франция, XVII—XVIII вв.): Монография. СПб.: Изд-во РГПУ, 2005. 174 с.
  12. АСМУС В. Ф. Немецкая эстетика XVIII века. М.: Едиториал УРСС, 2004.312 с.
  13. БАБАНОВ И. Е. Комментарий //Гёте И.-В., Шиллер Ф. Переписка: В 2 т. Т. 1. М.: Искусство, 1988. (История эстетики в памятниках и документах). С. 474−540.
  14. БАБЕНКО Л. Г. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа: Учебник для вузов. М.: Академический Проект- Екатеринбург. Деловая книга, 2004. («Gaudeamus»). 464 с.
  15. БАЙРОН Дж.Г. Полн. собр. соч. СПб.: С. Добродеев, 1894. (Бесплатное приложение к журналу «Живописное обозрение» за 1894 г.). 6 т.
  16. БАХТИН М. М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. («Из истории-советской эстетики и теории искусства»), 423 с.
  17. БЕЛИНСКИИ В. Г. Тереза Дюнойе //Белинский В. Г. Полн. собр. соч.: В 13 т. Т. 10.-М.: Изд-во АН СССР, 1956. С. 102−122.
  18. БЕНТ М. И. Немецкая романтическая новелла: Генезис, эволюция, типология. Иркутск: Изд-во Иркутского госуниверситета, 1987. 119 с.
  19. БЕРКОВСКИЙ Н. Я. Романтизм в Германии. Л.: Худож. лит., 1973.568 с.
  20. БЁРК Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного. М.: Искусство, 1979. («История эстетики в памятниках и документах»). 237 с.
  21. БРОКГАУЗ Ф.А., ЕФРОН И. А. Энциклопедический словарь. СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1890−1904. 41 т.
  22. БУЛЬВЕР-ЛИТТОН' Э.Дж. Призрак. М.: Радуга, 1994. (Серия «Призрак»). 429 с.
  23. ВЕРШИНИН И.В., ЛУКОВ В .А. Предромантизм в Англии. Самара: Изд-во СГПУ, 2002. 319 с.
  24. ВЕСЕЛОВСКИИ Ю. А. Драматические наброски и планы Шиллера //Шиллер Ф. Собр. соч. в пер. русских писателей: В 4 т. Т. 3. СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1901. С. 222−223.
  25. ВИЛАНД К.-М. Агатон, или Картина философических нравов и обычаев греческих. М.: Университетская типография Н. Новикова, 1783−84. 4 ч.
  26. ВИЛЬМОНТ Н. Н. Достоевский и Шиллер: Заметки русского германиста. М.: Сов. писатель, 1984. 279 с.
  27. ВОЛОДАРСКАЯ Л. Примечания //Лавкрафт Г. Ф. Тварь на пороге. СПб.: Азбука-классика, 2005. С. 596−605.
  28. ВУЛЬПИУС Х.-А. Ринальдо Ринальдини, атаман разбойников. М.: Ладомир, 1995. 412 с.
  29. ГАМАЗКОВА Т. Зинаида Волконская: Русские перед испытанием католицизмом //Русская Европа, 2006. Ноябрь, № 3. С. 8.
  30. ГЕИНЗЕ В. Ардингелло и блаженные острова. М.-Л.: Academia, 1935. 596 с.
  31. ГЕКЕРТОРН Ч. У. Тайные общества всех веков и всех стран: В 2 ч. Ч. 1. -М.: НПФ «РАН», 1993. («Кунсткамера»). 240 с.
  32. ГЁТЕ И.-В. ШИЛЛЕР Ф. Переписка. М.: Искусство, 1988. («История эстетики в памятниках и документах»). 2 т.
  33. ГОДВИН В. Сен-Леон: Повесть шестнадцатого века. М.: Ладомир, 2003. («Готический роман»). 405 с.
  34. ГОРНФЕЛЬД А. Г. Примечания //Шиллер Ф. Собр. соч. в пер. русских писателей: В 4 т. Т. 3. СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1901. С. 623−626.
  35. ГРУШКЕ Н. Шлегель А. В. //Брокгауз Ф.А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь, т. ХХХ1Х. А СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1903. С. 665 666.
  36. ДАНИЛЕВСКИИ Р.Ю. «Гость» («Клариссу юноша любил.») //Лермонтовская энциклопедия. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1999. С. 118.
  37. ЕВРОПЕЙСКИЙ романтизм. М.: Наука, 1973. 512 с.
  38. ЕЛИСТРАТОВА А. А. Английский роман эпохи Просвещения. М.: Наука, 1966. 472 с.
  39. ЖАН-ПОЛЬ. Приготовительная школа эстетики. М.: Искусство- 1981. («История эстетики в памятниках и документах»). 448 с.60: ЖЕНЕ Ж. Дневник вора. М.: Текст, 2005. («Классика»). 222 с.
  40. ЖИРМУНСКИИ В. М. Немецкий романтизм и современная мистика. СПб.: АХЮМА, 1996. («Памятники и история Европейского романтизма»). XL + 232 с.
  41. ЗЕЙДЛИЦ К. К. Жизнь и поэзия В. А. Жуковского. СПб.: ред. «Вестника Европы», 1883. 259 с.
  42. КАЗАНОВА Дж. Дж. Мемуары. СПб.: Азбука-классика, 2006. 320 с.
  43. КАНТ И. Трактаты. СПб.: Наука, 1996. («Слово о сущем»). 549 с.
  44. КИРПИЧНИКОВ A.M. Послесловие //Шекспир В. Макбет. СПб.: Кристалл, 2001. («Старый стиль»). С. 141−158.
  45. КОМАРОВА В. П. Историзм Шекспира //Шекспир В. Исторические драмы. Л.: Лениздат, 1990. С. 5−20.
  46. КОРНИЛОВА Е. В. Предисловие //Wilde О. The Picture of Dorian Gray. Moscow: Foreign Languages Publishing House, 1958. p. 3−13.
  47. ЛАКЛО де ШОДЕРЛО П. Опасные связи. СПб.: Азбука-классика, 2006. 448 с.
  48. ЛАНШТЕЙН П. Жизнь Шиллера. М.: Радуга, 1984. 404 с.
  49. ЛЕЙН К., МАЛЬЦЕВА Д.Г. и др. Немецко-русский (основной) словарь. 2 изд-е, стереотипн. Ок. 35 000 слов. М.: Русский язык, 1993. 1040 с.
  50. ЛЕССИНГ Г.-Э. Избранные произведения. М.: ГИХЛ, 1953. 639 с.
  51. ЛЬЮИС М. Г. Монах. М.: Ладомир, 1993. («Готический роман»). 340с.
  52. ЛОЗИНСКАЯ Л. Я. Фридрих Шиллер. М.: Молодая гвардия, 1960. («Жизнь замечательных людей»), 335 с.
  53. МЕЙЕР К.-Ф. Новеллы. Стихотворения. М.: Гослитиздат, 1958. 702 с.
  54. МЕЙСНЕР Г.-А. Избранные повести и басни: В 10 кн. Кн. 1. Владимир: В Типографии Губернского Правления, 1800. 255 с.
  55. МЕЛЕТИНСКИИ Е. М. Историческая поэтика новеллы. М.: Наука, 1990. 279 с.
  56. МИХАИЛОВ А. В. Читая и перечитывая Фридриха Шиллера //Шиллер Ф. Избранные произведения. М.: Радуга, 1984. С. 5−21.с
  57. МИХАИЛОВ А. Д. Французская повесть эпохи Просвещения //Французская повесть XVIII века. М.: Правда, 1989. С. 5−22.
  58. МИХНЕВИЧ Д. Е. Очерки из истории католической реакции (Иезуиты). М.: Изд-во АН СССР, 1953. 312 с.
  59. МОММЗЕН Т. История Рима. СПб.: Лениздат, 1993. («Азбука истории»). 269 с.
  60. МОРАМАРКО М. Масонство в прошлом и настоящем. М.: Прогресс, 1989. 304 с.
  61. ОСТРОВСКИИ В. Первый опыт свободы слова //Петербургскийдневник, 2005. № 17−18. С. 13.
  62. ПАХСАРЬЯН Н. Т. Генезис, поэтика жанра и жанровая система французского романа 1690−1760 годов: Автореф. дис.. д. филол. н.: (10.01.05) /МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 1992. 23 с.
  63. ПЕЧНИКОВ Б. А. Отцы тьмы, или Иезуиты просвещения. М.: Педагогика, 1989. 272 е., ил.
  64. ПОРТНЯГИН Д.В. О новелле Шиллера «Преступник из-за потерянной чести» //Актуальные проблемы анализа художественного произведения: Сб. научных трудов. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2005. С. 87−91.
  65. ПОРТНЯГИН Д.В. «Духовидец» Шиллера и «Майорат» Гофмана //Культура провинции: Мат-лы междунар. научно-практической конференции. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2005. С. 97−99.
  66. ПОРТНЯГИН Д.В. О некоторых особенностях индивидуального стиля Шиллера-прозаика //Филологические записки: Сб. статей. /РГПУ им. А. И. Герцена. СПб., 2006. С. 76−81.
  67. ПОРТНЯГИН Д. В. Об исторической достоверности художественной прозы Шиллера //Уч. записки Шадринского гос. пединститута. Вып. 10.
  68. Филология. История. Краеведение. Шадринск, 2006. С. 14−24.
  69. ПОРТНЯГИН Д. В. Беллетристика в, философском и художественном наследии Ф. Шиллера'//Известия Уральского государственного университета, № 45. Екатеринбург, Изд-во УрГУ, 2006. (Серия 11 Проблемы образования- науки и культуры. Вып. 20): С. 247−254.
  70. ПРОКАЕВ Ф. И. Роман Ф. Шиллера «Духовидец» //Уч. записки Пермского гос. ун-та им. A.M. Горького, № 270. Пермь: Изд-во Пермского гос. ун-та, 1972. (Проблемы прогрессивной лит-ры Запада XVIII—XX вв.). С. 47−57.
  71. ПУШКИН А.С. <0 прозе> //Пушкин А. С. Полн. собр. соч. Ред. коллегия: М. Горький-, Д. Д. Благой и др. Т. 11. Критика и публицистика 18 191 834. М.: Изд-во АНСССР, 1949. С. 18−19.
  72. ПУШКИН А.С. <Встреча с Кюхельбекером> //Пушкин А. С. Полн. собр. соч. Ред. коллегия: М. Горький, Д. Д. Благой и др. Т. 12. Критика- Автобиография. М.: Изд-во АН СССР, 1949. С. 307.
  73. РАДКЛИФ А. Тайны Удольфского’замка. Mr, СПб.: Ашех- Ирис, 1993. 2'т.
  74. РАДЛОВ Э. Л. Воззрения Шиллера на нравственность и эстетику
  75. Ф. Собр. соч. в пер. русских писателей. В 4 т. Т. 4. СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1902. С. 206−217.
  76. РАТГАУЗ Г. Художественное наследие романтической прозы //Жизнь льётся через край: Сказки и истории нем. романтиков. М.: Правда, 1991. С. 5−22.
  77. РЕИЗОВ Б. Г. Бальзак: Сб. статей. JL: Изд-во Ленинградского ун-та, 1960. 330 с.
  78. РЁККЕ фон дер Ш.-Э. Описание пребывания в Митаве известного Калиостра на 1779 год и произведённых им тамо магических действий. СПб.: у Шнора, 1787. 299 с.
  79. С.АНГЛЕН де. Я. И.] Шиллер, Вольтер и Руссо. М.: в тип-ии А. Семена, 1843.109 с.
  80. САМАРИН Р. Письма Шиллера //Шиллер Ф. Собр. соч.: В 7 т. Т. 7: Письма. М.: ГИХЛ, 1957. С. 614−636.
  81. САФРАНСКИ Р. Шиллер, или Открытие немецкого идеализма. М.: Текст, 2007. 557 с. («Коллекция»).
  82. СКОТТ В. Зеркало тётушки Маргарет //Скотт В. Собр. соч.: В 20 т. Т. 18. М.-Л.: Худож. лит. 1965. С. 660−701.
  83. СТАДНИКОВ Г. В. Гёте и его роман «Страдания юного Вертера» //Гёте И.-В. Страдания юного Вертера. СПб.: Азбука-классика, 2004. С.5−34.
  84. СТРОЕВ А.Ф. Типология' романических жанров и французский роман эпохи Просвещения: Автореф.. канд. филолог, наук: (10.01.08) /Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. М.- 1983. 25 с.
  85. СУЛЕИМАНОВ А. А. Немецкий просветительский роман на рубеже XVIII—XIX вв. //Филологические науки. 1985. № 3. С. 28−36.
  86. ТАКСИЛЬ Л. Священный вертеп. Минск: Беларусь, 1987. 510 с.
  87. ТАРХАНОВ' И. Р. Психофизиологические опыты Шиллера //Шиллер Ф. Собр. соч. в пер. русских писателей: В 4 т. Т. 4. СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1902. С. 472−475.
  88. УАЙЛЬД О. Портрет Дориана Грея. СПб.: Азбука-классика, 2005.320 с.
  89. ФЕДОРОВ А. В. Очерки общей и сопоставительной стилистики. М.: Высшая школа, 1971. («Библиотекафилолога»). 196 с.
  90. ФИЛОСОФСКИЙ словарь /Под ред. И. Т. Фролова. 5 изд-е. М-:" Политиздат, 1987. 590 с.
  91. ФРИДЛЕНДЕР Г. М. Примечания //Шиллер Ф. Собр. соч.: В 8 т. Т. 6. С. 729−730, 743.
  92. ХАНМУРЗАЕВ К. Г. Немецкий романтический роман конца XVIII -начала XIX века: (Эволюция жанра): Автореф.. д-ра филолог, наук:1001.05) /МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 1991. 25 с.
  93. ЦШОККЕ И--Г. Разбойник в Венеции- илиужасный* Абеллино: М-: Тип-я Дубровина и Мерзлякова, 1807. 262с.
  94. ЧЕЧЕЛЬНИЦКАЯ F. Фридрих Шиллер (1759−1805) — М.-Л.: Искусство, 1959- («Классики зарубежной драматургии»). 195 с.
  95. ШЕКСПИР В. Полн. собр. соч. М.: Терра, 1997. 14 т.
  96. II.IEPP И. Шиллер и его время. М.: Изд-е Н. И. Мамонтова, 1875.428 с.
  97. ШИЛЛЕР Ф. П. Фридрих Шиллер: Жизнь и- творчество. М.: ГИХЛ, 1955.431с.
  98. ШПИНДЛЕР К. Иезуит. Характеристическая картина из первой четверти осьмнадцатого столетия. СПб.: Тип-я. К. Крайя, 1847. Ч. 1−3.
  99. ШТЕИНЕР Р. Искупление разума. СПб.: Азбука-классика, 2004.224 с.
  100. ЭВЕРС Г. Г. Послесловие //Шиллер Ф., Эверс Г. Г. Духовидец. М.: Языки русской культуры, 2000. (Коллекция «ГАРФАНГ»). С. 367−380.1491 ЭККЕРМАН И.-П. Разговоры с Гёте в последние годы его жизни.' М.: Худож. лит., 1986. («Лит. мемуары»). 669 с.
  101. ЮНГЕР Э. Излучения. СПб.: В. Даль, 2002. («Дневники XX века»). 784 с. ¦
  102. ЮНГ-ШТИЛЛИНГ И.-Г. Тоска по отчизне. М-: в Университетской тип-ии, 1817−18.4.1−5.
  103. ABUSCH A. Anmerkungen //Schiller F. Gesammelte Werke in 8 Bde. Bd. 6. Berlin: Aufbau, 1954. S. 653−655.
  104. ALBLAS J.N. Schiller als Criminoloog //Nederlands Tijdschrift voor Criminoloogie. Jg. 6. Monster 1964. S. 47−55.• 155. ARNIM von L.-A. Die Kronenwachter. Leipzig: Reclam, 1980: (Universal Bibl.- Bd. 821): 5985.
  105. BEDDOES T.L. Plays and Poems. L.: Routledge & K. Paul, 1950. («The Muses' library»). XXXIV + 416 p.
  106. BERGHAHN K. Schiller und die Tradition //Friedrich' Schiller zur Geschichtlichkeit seines Werkes. Kronberg /Taunus: Scriptor, 1975. (Monographien: Literaturwissenschaft. Bd. 21). S. 9−24.
  107. BERGHAHN K. Schiller: Ansichten eines Idealisten. Frankfurt a. M.: Athenaum, 1986. 230 S.
  108. BUCHWALD R. Schiller. Neue, bearbeitete Ausgabe. Bd. 2: Der Weg zur Vollendung. Wiesbaden: Insel-Verlag, 1954. 500 S.
  109. BUpMANN W. Schillers 'Geisterseher' und seine Fortsetzer: Ein Beitrag zur Struktur des Geheimbundsromane. Gottingen, 1960. Ill, 180 gez. Bl. 4°.
  110. CARLYLE T. The Life of Friedrich Schiller. Comprehending the examination of his works. L.: Taylor & Hessey, 1825. 352 p.
  111. COLER F. Nachwort //Schiller F. Der Geisterseher: Aus den Papieren des Grafemvon O**. Berlin: Rtitten and-Loenig, 1951. (Heine R&L Biicherei). S. 125 127.
  112. CONGER S.M. Matthew G. Lewis, Charles Robert Maturin and the Germans: an interpretative study of the influence of German literature on two Gothic novels. Salzburg, 1977. (Salzburg studies in Engl. lit. Romantik reassessment.1. Nr. 67). IV + 307 p.
  113. DAU R. Friedrich Schiller und die Trivialliteratur //Weimarer Beitrage (Zeitschrift fur Literaturwissenschaft, Asthetik und Kulturtheorie), XVI. Jahrgang. H. 9. Berlin und Weimar: Aufbau Verlag, 1970. S. 162−189.
  114. EBNET K.-H. Einleitung: Das erzahlerische Werk //Schiller F. Der Geisterseher: Samtliche Erzahlungen. Kehl: SWAN. Buch-Vertrieb, 1993. (Die Deutschen Klassiker). S: 13−17.
  115. ELBEN G. Der «Sonnenwirtle» //Wurtembergische Vierteljahreshefte fiir Landesgeschichte, 1855. Neue Folge 4. S. 59−78.
  116. ELLIS J. M. Narration in the German Novelle: Theory & Interpretation. L.: Cambridge Univ. Press, 1974. (Anglica Germanica Series). 219 p.
  117. EWEN F. The Prestige of Schiller in England (1788−1859): (Diss.). NY: Columbia Univ. Press, 1932. (Columbia Univ. Studies in Lang. & Lit., Nr. 74). 287 P
  118. FREUND W. Die deutsche Kriminalnovelle von Schiller bis Hauptmann: Einzelanalysen unter sozialgeschichtlichen und didaktischen Aspekten. Paderborn: Schoningh, 1975. (Wort, Werk, Gestalt). 115 S.
  119. GARLAND H. Schiller, the dramatic writer: A study of style in the plays. Oxford: Clarendon press, 1969. 302 p.
  120. GRAWE К. Anmerkungen //Schiller F. Die Rauber: Ein Schauspiel. Stuttgart: Reclam, 2001. (Universal Bibl., Nr. 15). S. 150−176.
  121. GREULICH W. Recht und' Staat in Schillers Werken. Stuttgart: Photokopie GmbH, 1961. 163S.
  122. HAMBURGER K. Philosophie des Dichters: Novalis, Schiller, Rilke. Stuttgart: Kohlhammer, 1966. 280 S.
  123. HANSON J.C. Style & Structure in Schillers 'Der Geisterseher'. Ann Arbour, 1967. 203 p. 4° Type-written.,
  124. HANSTEIN von A. Wie entstand Schillers 'Geisterseher'? Berlin: Duncker, 1903. (Forschungen zur neueren Liter, gesch. 22). 80 S.
  125. HASLINGER A. Friedrich Schiller und die Kriminalliteratur //Sprachkunst. 1971. Nr. 2. S. 173−187.
  126. ISHIKAWA M. Furidorihhi Shira Saku /Shorei Yojutsushi 'hi tsuite //Quelle. Osaka, 1970. Nr. 23. [UberF. Schillers 'Geisterseher'- jap.]. S. 1−13.
  127. JEAN-PAUL. Titan. Berlin- Weimar: Aufbau Verl., 1986. 2 Bde.
  128. KAMIMURA Y. Shosetsuka to shiteno Schiller Schiller als Novellist- jap. //Bunka-Hokoku. 1956. Nr. 5. S. 155−168.
  129. KELLEIN T. Caspar David Friedrich: Der Kunstlerische Weg. NY: Prestel, 1998. 159 S.
  130. KINDERMANN W. Man Unknown to Himself: Kritische Reflexion der amerikanischen Aufklarung: Creueccer, Benjamin Rush, Charles Brockden Brown. Tubingen, 1993. 276 S.
  131. KOLLEKTIV der Berliner Stadtbibliothek (Bearb.). Schiller: Ein Verzeihnis der neueren und der wichtigsten alteren Ausgaben. Schillers Hauptwerke. Leipzig: VEB: Verlag fiir Buch-und'Bibliothekwesen, 1955. 115 S.
  132. KOLLMANN F. Die Forsetzungen und Nachamungen von Schillers 'Geisterseher': (Diss.). Wien, 1912. (PN 3559). Handschrift.
  133. KOOPMANN H. Schiller-Kommentar: in 2 Bde. Bd. 1: Zu den Dichtungen. Munchen: Winkler, 1969. 270 S.
  134. LANG C.L., RUPP H. Deutsches Literatur-Lexicon: Biographischbibliographisches Handbuch. /Begr. v. Wilhelm Koch. Bd. 14. Bern: Francke, 1992. S.627−629. Schillers einzelne prosaische Werke.
  135. LEITZMANN A. Schillerliteratur der Jahre 1902−1904 //Euphorion. 1905. ХП. S. 190−192.
  136. LINDER J. Synopse zu Daten der Rechts und Literaturgeschichte 5 ' //Schonert J. (Hrsg.) Literatur und Kriminalitat. Tubingen: M. Niemeyer, 1983. S.127.134.
  137. MANN G. Schiller als Historiker //Schiller: Reden im Gedenkjahr 1959. Stuttgart: Klett, 1961. (Veroffentlichungen der deutschen Schillergesellschaft, Bd. 24). S. 102−123.
  138. MANN T. liber Deutsche Literatur: Ausgewahlte Essays, Reden und Briefe. Leipzig: Reclam, 1975. (Sprache und Literatur: Essays. Bd. 76). 392 S.
  139. MARTINI F. Der Erzahler Friedrich Schiller //Schiller: Reden im Gedenkjahr 1959. Stuttgart: Klett- 1961. (Veroffentlichungen der deutschen Schillergesellschaft, Bd. 24). S. 124−158.
  140. MAYER H. Versuche iiber Schiller. Frankfurt a. M.: Suhrkamp Verlag, 1987. (Bd. 345 der Bibliothek Suhrkamp). 181 S.
  141. McCARTHY АЛ. Die republikanische Freiheit des Lesers: Zum Lesepublikum von Schillers 'Der Verbrecher aus verlorener EhreV/Wirkendes Wort. 1979. Nr. 1. S. 28−43.
  142. MORTL H. Das philosophische Gesprach in Schillers 'Geisterseher' //Zeitschrift fur die osterreichische Gymnasien. 1913. XIL Heft. S. 1057−1079:1
  143. MORITZ K. Anton Reiser. Ein psychologischer Roman. Berlin: Rutten & Loenig, [1952]. (Romane der Weltliteratur). 543 S.
  144. MULLER E. Neue Mitteilungen:'Ii Aus dem Nachlap von Schillers Sohnr
  145. Karl: Notiz KarlfSchillers iiber den 'Geisterseher'//Euphorion. 1905. XII. S. 416−417.
  146. OELLERS N. Schiller. Stuttgart: Reclam, 1993. 80 S.
  147. OPPENHEIM E. Zu Schillers Novelle 'Der Verbrecher aus verlorener Ehre' //Zeitschrift fur Individualpsychologie. 1928. Nr. 6. S. 358−362.
  148. OTTO R. Nachwort//Schillers Erzahlungen. Leipzig: Insel-Verlag, 1976.1. S. 267−282.202- PLATEN-HALLERMUNDE von A. Gedichte. Stuttgart: Reclam, 1984. (Universal Bibh, Nr. 291(2)). 184 S-
  149. ROHDEN von G. Schiller und die Kriminalpsychologie //Monatsschrift fur Kriminalpsychologie und Strafrechtsreform. 2. Jahrgang. Heidelberg: C. Winter’s Universitatsbuchhandlung, 1906. April 1905 Miirz 1906. S. 81−88.
  150. RUDOLPH L. Schiller-Lexicon: Erlauterndes Worterbuch zu Schillers Dichterwerken. /Unter Mitwirkung v. Karl Goldbeck. Berlin: Verlagsbuchhandlung, 1869. 2 Bde.
  151. SCHONHAAR R. Novelle und Kriminalschema: Ein Strukturmodell' deutscher Erzahlkunst um 1800. Bad Homburg v. d. H. /Berlin' /Zurich: Gehlen- 1969. 223 S.
  152. SPANGENBERG C. Adels-Spiegel: Historischer ausfiirlicher Bericht. Th. 1. Schmalkalden, 1591. 2°.
  153. STEIGER E. Friedrich Schiller. Untersuchungen iiber sein Schaffen. Zurich: Atlantis, 1967. 452 S.
  154. STOEP W. Die Bearbeitungen des 'Verbrechers aus verlorener Ehre'. Mit Benutzung angedruckter Briefe v. u. an H. Kurz. Stuttgart: Metzlersche Buchhandlung, 1913. (Breslauer Beitrage zur Literaturgeschichte- Neue Folge, H. 37.). 75 S.
  155. STORZ G. Der Dichter Friedrich Schiller. Stuttgart: Klett, 1959. 516 S.
  156. THALMANN M. Der Trivialroman des 18. Jahrhunderts und' der romantische Roman: Ein Beitrag- zur Entwicklungsgeschichte der Geheimbundmystik. Berlin, 1923. (Germanische Studien. H. 24). 327 S.
  157. THALMANN M. Romantik und Manierismus. Stuttgart: Kohlhammer, 1963. 214 S.
  158. TOMASCHEK K. Schiller und Kant. Wien: Tendler & Co., 1857. 53 S.
  159. UNFLAD L. Schiller-Literatur in Deutschland: Bibliographische Zusammenstellung sammtlicher in Deutschland erschienen Gesammt-und Einzeln-Ausgaben der Werke Schillers. von 1781 bis 1877. Munchen: L. Unflad, 1878. 52 S.
  160. VULPIUS W. Schiller-Bibliographie 1893−1958. Weimar: Arion, 1959. (Bibliographien, Kataloge und Gestandverzeichnisse. Hrsg. v. den Nationalen Forschung u. Gedankstatten der klassischen deutschen Literatur in Weimar). XVIII. 570 S.
  161. VULPIUS W. Schiller-Bibliographie 1959−1967. Weimar: Arion, 1967. (Bibliographien.). 205 S.
  162. WERNER Z. Die Sohne des Thales. Berlin: J.O. Sander, 1803−04. 2 Bde.
  163. WERSIG P. Schiller-Bibliographie 1964−1974. Berlin-Weimar: AutbauQ
  164. Verlag, 1977. VIII + 255 S.
  165. WIELAND K.-M. Peregrinus Proteus //Wieland K.-M. Werke. Berlin: G. Hempel, 1879. Th. 21−22.
  166. WIESE von B. Friedrich Schiller. Stuttgart: J.B. Metzlersche Verlags buchhandlung, 1959. 868 S.
  167. WIESE von B. Die deutsche Novelle von Goethe bis Kafka. Bd. 1. Diisseldorf: Bagel, 1967. 350 S.
  168. ZIOLKOWSKI T. Dimensions of the Modern Novel: German Texts and European Contexts. Princeton (NJ): Princeton Univ. Press, 1969. 378 p.1. Соискатель1. Портнягин Д.В./
Заполнить форму текущей работой