Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Парадигмальные аспекты математического познания

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отечественная философия изначально отличается ориентацией на исследование истории математики. Концептуально это выразилось в поисках общих закономерностей развития математического познания, критериальных особенностей этапов его генезиса, выявлении механизмов перехода от одного этапа к другому. К настоящему времени в ходе оживленных дискуссий в рамках отечественного сообщества четко оформились два… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы исследования природы математики
    • 1. Анализ проблемного поля современных дискуссий о природе математического познания
    • 2. Социокультурный подход к исследованию специфики исторического развития математики
  • Глава 2. Парадигмальные аспекты в историческом развитии математики
    • 1. Специфика трансляционных механизмов системы практической математики
    • 2. Парадигмальные аспекты становления античной математики

Парадигмальные аспекты математического познания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена рядом серьезных проблем, стоящих как перед философией математики, так и перед эпистемологией в целом. Ситуацию, которая сложилась в современной философии математики, можно охарактеризовать как попытку выхода из идеологического тупика, в котором она оказалась в результате исчерпанности круга проблем, связанных с обсуждением проблем кризиса оснований. Эта ситуация получила наименование «эпистемического поворота», суть которого — в обращении к темам познания в математике. Можно отметить рост числа конференций, остроту происходящих на них дискуссий, нарастание объема публикаций, посвященных философским проблемам математического познания. Диссертант считает важным подчеркнуть отличия в тематике дискуссий в зарубежном и отечественном сообществах философов, что в значительной степени определило общую направленность диссертационного исследования. На Западе, где сильны традиции аналитической философии направление дискуссий задается знаменитой дилеммой П. Бенацеррафа: «если математика представляет собой исследование объективных идеальных сущностей и если когнитивные способности человека позволяют ему познавать только чувственные объекты, то как он может познавать математические объекты?» (В. В. Целищев) Соответственно, ставится задача такой.

I интерпретации «идеальных конструкций», «абстракций» математических сущностей"), которая позволила бы осуществить этот контакт. При всем разнообразии концепций, направлений, решений можно отметить единство в подходе, задаваемое аналитической традицией.

Отечественная философия изначально отличается ориентацией на исследование истории математики. Концептуально это выразилось в поисках общих закономерностей развития математического познания, критериальных особенностей этапов его генезиса, выявлении механизмов перехода от одного этапа к другому. К настоящему времени в ходе оживленных дискуссий в рамках отечественного сообщества четко оформились два направления -* фундаменталистское, ориентированное на обсуждение эпистемических вопросов в традициях классической проблематики оснований, и нефундаменталистское, поднимающее проблемы, связанные с культурно-историческим, личностным контекстом математического познания. Анализ показывает достаточно жесткое противостояние по всем вопросам предметной области философии математики. Напряженные дискуссии происходят и между сторонниками нефундаменталистского направления, в котором, несмотря на общность тематики, отмечается разное понимание сути социокультурного подхода, отличия в определениях понятий «наука», «культура», несогласие в механизмах их взаимодействия. I Сторонники социокультурного подхода пытаются концептуально осмыслить ситуацию динамики математического знания, процесс интенсивного образования новых предметных областей, изменение статуса математики в общей системе культуры. Поиск инвариантов, обеспечивающих единство математического знания и специфицирующих его в системе научного познания, становится в этих условиях одной из важнейших задач. Обсуждаются понятия «стиль», «познавательная установка», «парадигмальная схема», в которых фиксируются определенное единство и различие элементов дисциплинарной системы математики. Основное концептуальное противоречие, служащее предметом жесткой I критики со стороны сторонников классической философии математики, — культурный релятивизм", элементы которого можно видеть уже в культурологических идеях О. Шпенглера, и четкое выражение в представлении о «несоизмеримости» парадигм концепции Т. Куна.

Автор диссертационного исследования предполагает, что концептуально осмыслить вопрос о единстве науки и, тем самым, преодолеть культурный релятивизм возможно только путем прояснения глубинных, фундаментальных закономерностей, определяющих природу науки, выявив факторы, конституирующие науку вообще, и математику, в частности. С точки зрения автора работы, это возможно при понимании науки как системы социальной деятельности, регулируемой механизмами культуры.

В диссертации высказывается предположение о том, что смысловой потенциал понятия «парадигма» далеко не исчерпан. Несмотря на критику нечеткости его определения, неоднородности содержащихся в нем компонентов различного эпистемического статуса, можно отметить постоянное использование этого понятия в различных контекстах философии науки. С точки зрения автора работы, это связано с тем, что в модели Т. Куна парадигма фактически выступает фактором, конституирующим науку, обеспечивая ее стабильное функционирование в рамках концептуального единства научного сообщества. Вместе с тем, желая избежать смысловой неоднозначности, стоящей за понятием «парадигма», автор вводит представление о «парадигмальных аспектах», под которыми подразумевается система онтологических допущений и регулятивных структур, обеспечивающих конституирование математики как науки.

По мнению автора, наиболее явно этот фактор выступает в период перехода от практической математике к теоретической и приобретения ею статуса науки в рамках рационального познания античной Греции. Таким образом, этот процесс становится предметом диссертационного исследования. В соответствии с развиваемыми в работе представлениями в сфере внимания оказывается и анализ возможностей социокультурного подхода при исследовании процессов формирования науки.

Степень разработанности проблемы.

Анализ современного состояния философии математики осуществлен на основе работ новосибирской школы философии математики под руководством В. В. Целищева, что позволило выделить ключевую проблему, определившую направление диссертационного исследования.

Выделение этапов исторического развития математики и их периодизация рассматривается в работах А. Н. Колмогорова, Н. Бурбаки,.

Ф. Китчера, Г. Е. Шилова, Б. С. Чендова, А. Г. Барабашева, С. С. Демидова,.

A. Д. Александрова.

В представлении механизма развития математики существуют в основном, две модели: эволюционная и революционная. В рамках первой позиции (А. Д. Александров, Н. Бурбаки, А. Г. Барабашев, А. П. Юшкевич, Е. И. Славутин Ф. Китчер) намечаются некоторые элементы преемственности (внутренняя эволюция типов задач, развитие теоретической систематизации, появление аксиоматического метода) в осуществлении перехода практическая-теоретическая математика. Согласно второй модели (А. Н. Колмогоров, С. С. Демидов, Г. И. Рузавин, JI. Я. Жмудь, С. Н. Бычков, И. Г. Башмакова), при возникновении теоретической математики имеет место качественный скачок, связываемый в большинстве случаев с действием внешних факторов развития математики, основную роль среди которых играет социокультурная детерминация.

При анализе развития практической математики использовались классические работы Л. Леви-Брюля, О. Нейгебауэра, Дж. Вуда, Л. Б. Ван дер Вардена, Д. Я. Стройка. Материал о развитии счетных систем содержится в работе Ф. Кликса.

При анализе современного априоризма использовались работы.

B. Я. Перминова, А. Г. Барабашева, В. А. Бажанова, В. Б. Губина,.

A. Н. Кричевца.

Интересные результаты относительно факторов, определяющих становление теоретической математики, получены в нефундаменталистской философии математики (М. А. Розов, А. В. Родин,.

B. Л. Шапошников, С. Н. Бычков, О. А. Габриелян, Г. А. Нуждин, Р. К. Кадыржанов, А. Н. Нысанбаев, В. К. Петросян и др.), в рамках которой активно дискутируется вопрос о единстве математического знания, выявляется степень различия этапов развития математики, осуществляется поиск инвариантных структур, специфицирующих математическую деятельность.

В соответствии с поставленной проблемой и определением предмета исследования формулируются цели и задачи диссертационной работы.

Цели и задачи исследования.

Целью работы является выявление парадигмальных аспектов, выступающих фактором конституирования теоретической математики как науки, определяющих возможность функционирования математики как стабильной системы научной деятельности.

В соответствии с этой целью, в работе ставятся следующие задачи:

— Используя возможности социокультурного подхода, сформулировать критерии различения математики как практической деятельности (практической математики) и теоретической математики.

— На историческом материале выявить особенности механизма развития практической математики, становление понятия числа и числовых систем древности.

— Проанализировать истоки априоризма в понимании математики и логику его развития в современных версиях философии математики.

— Рассмотреть факторы, определяющие становление теоретической математики и особенности формирования ее предметной области.

Методологическая основа исследования.

Представляемое исследование основывается на методологии социокультурного подхода в философии науки, получившего развитие в работах отечественных философов науки. Социокультурный подход сегодня представляет разнообразие методов и предметных областей исследования, в соответствии с которыми в настоящей работе был востребован следующий ряд идей.

— Представление о науке как системе совместного духовного конструирования.

— Используется основополагающий тезис о социокультурной природе науки, наиболее последовательно разрабатываемый в отечественной философии и методологии науки М. К. Петровым, В. С. Степиным,.

JI. М. Косаревой, Е. А. Мамчур, А. П. Огурцовым, Б. Г. Юдиным, М. А. Розовым и др.

— Для анализа надындивидуальной структуры памяти научного сообщества используется предложенное М. А. Розовым представление о нормативных системах и социальных эстафетах. Функционирование таких систем осуществляется на основе непосредственного копирования образцов деятельности индивидами и может рассматриваться как простейшая модель социальной памяти научного сообщества. Такая модель позволяет исследовать научное познание в рамках взаимодействия индивидуальных и надындивидуальных структур в процессе совместной деятельности индивидов в науке по конструированию предметных значений.

— Используется представление о нормативной регуляции науки как необходимом элементе научной деятельности, формируемой в системе научной рефлексии. Деятельность индивидов при этом может рассматриваться как дестабилизирующий фактор, расшатывающий систему знания и несущий потенциальную угрозу ее гибели. Это позволяет исследовать научное познание как самоорганизующуюся систему, одной из важнейших и конституирующих функций которой является необходимость стабилизации знания, обеспечения его устойчивого понятийного и методологического пространства. Важную роль в связи с этим представляет анализ регулятивных механизмов научного познания в работах Ю. К. Никитинской.

Положения, выносимые на защиту.

Практическая и теоретическая математики исторически суть две принципиально отличные формы знания, не содержащие возможности естественного эволюционирования одна в другую. В практической математики числа и фигуры являются знаками операций в составе трансляционного механизма надындивидуальных структур деятельности.

— Формирование теоретической математики связано с процессом придания онтологического статуса числу и фигуре путем включения их в схемы рационального конструирования античной натурфилософии. Формирование предметного поля математического познания есть онтологизация знаков операций практической математики и превращение их в предмет исследования.

— Источником априоризма в его современной праксеологической версии является отсутствие четкого разграничения индивидуальных и надындивидуальных структур и типов деятельности в практической и теоретической математике. Эффект априорности математических объектов возникает за счет рефлексивного осознания превращения знаков операций в предмет исследования.

— Одним из факторов становления теоретической математики является формирование регулятивной системы, элементом которой является совокупность методологических требований, которые выполняют функцию стабилизации системы, то есть, выступают в роли парадигмальных аспектов математического познания.

— Парадигмальные аспекты, элементами которых являются система определенных онтологических допущений (онтологизация числа) и регулятивная система в структуре методологического сознания, выступают фактором, конституирующим математику как науку.

Научная новизна.

1. Научная новизна заключается в переводе классической постановки проблемы выяснения специфики математического познания в плоскость изучения факторов, конституирующих науку вообще, и математику, в частности.

2. В рамках представленной интерпретации социокультурной природы математики введена спецификация практической и теоретической математики как разных типов деятельности, обеспечиваемых различными трансляционными механизмами.

3. Используемая в работе концепция позволяет объяснить возникновение «эффекта априоризма» в понимании математического познания, в результате онтологизации знаков операций практической деятельности, в роли которых выступают числа и фигуры в процессе включения их в схемы рационального познания, в результате чего они становятся предметом исследования.

4. Проведена периодизация этапов эволюционного развития счетных и измерительных систем в соответствии с изменением характера практической деятельности в рамках развития практической математики.

5. Введено понятие парадигмальных аспектов, представленных системой определенных онтологических допущений и элементов регулятивной структуры, которое позволяет выявить необходимый фактор конституирования математики как науки.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в разработке одной из актуальных проблем философии математикиспецифических особенностей механизма развития математического познания. Полученные результаты могут быть использованы в дальнейших исследованиях эпистемических проблем, а также применены в педагогической практике, как в основном учебном курсе философии, так и при чтении спецкурсов по философии и истории науки.

Апробация работы. Основные положения настоящей работы докладывались автором на конференциях: «Философия и жизненный мир человека» (Саратов, СГУ, 2003), «Человек в глобальном мире» (Саратов, СГУ, 2004), «Человек в научном и религиозном мире: проблема внутреннего диалога» (Саратов, СГУ, 2005). Диссертационное исследование обсуждалось на заседаниях кафедры философии и методологии науки Саратовского государственного университета (июнь 2005 г., сентябрь 2005 г.).

Основные результаты исследования изложены в следующих публикациях:

1. АгафоновИ.В. Рациональность и смысл жизни //Философия и жизненный мир человека, Саратов, 2003, С. 160−164.

2. Агафонов И. В. Парадигмальные установки (аспекты, элементы, традиции) развития математического познания // Человек в глобальном мире, Саратов, 2004, С. 153−156.

3. Агафонов И. В. Социокультурные аспекты формирования науки в античности // Человек в научном и религиозном мире: проблема внутреннего диалога", Саратов, 2005, С. 84−88.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка литературы.

Заключение

.

В современной философии науки проблема социальной детерминации познания становится одной из наиболее дискутируемых. Классическое понимание социальной природы науки исходило из выявления факторов, обуславливающих научное познание, и шло в направлении все более глубокого осмысления сложности механизма взаимоотношений науки и социально-производственной сферы. Впоследствии в рамках методологии науки назрело осознание ограниченности традиционного логико-гносеологического подхода к анализу знания, в рамках которого социальность неизбежно выступает в качестве внешнего фактора, хотя и проникающего достаточно глубоко в «ткань» науки.

Развиваемый в настоящей работе подход дает возможность понять социальную природу науки, которая проявляется в закономерностях ее функционирования как социальной системы, включающей особые способы организации деятельности «всеобщего труда», а также систему трансляции научного опыта, выраженного не только в результатах этой деятельности, но и в самих ее образцах и в целом обеспечивающих стабильное функционирование всей системы научного знания.

При этом утверждается, что результат любого акта познавательной деятельности детерминирован не только предметом этой деятельности, и не только специфическими его методами и средствами получения знания, но системой «общения» в широком смысле, необходимостью трансляции результата познания в надындивидуальных структурах практики. В такой системе общения каждый индивид лишен конкретных личностных особенностей и способен, по крайней мере, мысленно выполнять операции, являясь собственно носителем надындивидуальной структуры знания, формирование которой выступает необходимым условием появления системы научной деятельности.

Наиболее четко это проявляется в становлении математического познания. В ходе развития практической математики происходит формирование надындивидуальных структур практической деятельности счета и строительства — формируются единые эталоны, использование которых наиболее технологично в смысле их воспроизведения и трансляции в системе социальной памяти. Становление надындивидуальных структур происходит под непосредственным воздействием практики обмена, в ходе развития которой, появляется необходимость во всеобщих стандартах и эталонах, обеспечивающих единое пространство образцов транслируемой деятельности. Появление чисел и фигур представляет собой один из явных примеров формирования надындивидуальных структур в сфере практической деятельности счета и строительства.

Зарождение теоретической математики связано с возникновением рационального познания в культуре античной Греции и включением в него чисел и фигур, становящихся здесь объектами познания. Этот процесс связан с наделением числа и фигуры, выполняющих в практической математике роль знаков соответствующих операций, онтологическим статусом, то есть формирования представления о них в системе знания как о самостоятельных сущностях. Познавательная деятельность по своему характеру отличается высокой степенью индивидуальной свободы от деятельности практической, которая транслируется строго алгоритмически, исключая какие-либо отклонения от установленной процедуры. Деятельность отдельного субъекта предполагает включение индивидуальных результатов конструирования в общую систему надындивидуальной памяти, что создает угрозу потенциального «расшатывания» всей системы знания. Стабильность ее может быть обеспечена специальными регуляционными механизмамиструктурой ограничений, накладываемых на деятельность отдельного индивида, в совокупности обеспечивающие воспроизводимость математической деятельности и ее результатов. В этой ситуации теоретическая математика может функционировать только при наличии стабильной системы трансляции средств деятельности — социальной памяти.

Начальный этап развития математического познания (пифагореизм) характеризуется ограниченным набором образцов деятельности, стабильность при этом обеспечивается простым копированием и воспроизведением. По мере накопления знания меняется способ их трансляции и, соответственно, усложняются механизмы стабилизации системыпоявляются системы оценок, предпочтений, в целом нормирующие деятельность каждого индивида — участника системы социальной памяти. Формирование этих структур связано с выделением теоретической математики из античной натурфилософии как рационального познания в рамках специфической предметной области математических объектов. В этих условиях стихийное нормирование деятельности сменяется сознательным нормотворчеством в рамках самосознания математики, ее специфики в сравнении с философией и физикой, как одних из первых форм рационального познания в античности. Формируется система оценок образцов деятельности, её средств и результатов, формируются предписания вместе с системой их обоснования, представление об идеале, то есть, возникает весь аппарат методологического сознания, выполняющего регулятивную функцию по отношению к деятельности в науке.

Элементом методологического сознания является введенное здесь понятие парадигмальных аспектов как системы онтологических допущений и методологических принципов, конституирующих предметное поле математического познания. Таким образом, стабильность структуры его понятийных форм при смене конкретного нормативного содержания обусловлена их связью с фундаментальными структурами, лежащими в основании всей системы духовного производства.

Социокультурный подход, основанный на представлениях о трансляционной природе любого и, в том числе, научного знания, позволяет иначе проинтерпретировать проблему специфики математического объекта и математического познания. Математические объекты (числа и фигуры), выступая как результат онтологизации знаков операций практической деятельности, определяются парадигмальными аспектами как системой конституирующих принципов, определяющих возможности и границы духовного конструирования их предметных значений. Введенное представление о нормативной природе объектов математического познания, позволяет, с одной стороны, избежать обращения к априоризму при объяснении их специфики. С другой стороны, анализ надындивидуальных структур математического познания позволяет преодолеть наиболее проблемные моменты математического натурализма в западной аналитической традиции, связанные с трудностями истолкования особого эпистемического статуса математических утверждений на основе эмпирического источника любого и, в том числе, математического знания.

Приведенный здесь подход, связанный с выявлением парадигмальных аспектов, предоставляет, на наш взгляд, широкие возможности для дальнейшего исследования развития математических теорий, выбирая в качестве объекта такого исследования динамику образования и развития предметного поля математического познания, определяемую включением в схемы рационального поиска новых математических структур.

Показать весь текст

Список литературы

  1. АдамарЖ. Исследование психологии изобретения в области математики. 1970.
  2. А. Д. Математика // Проблемы науки и позиция ученого. Л, 1988.
  3. А. Д. Общий взгляд на математику // Математика, ее содержание, методы и значение. Изд-во АН СССР, М., 1950.
  4. Аристотель. Соч. в 4 т. Т. 1−4. М., 1978.
  5. В. И. Синергетическое познание в методологическом контексте постнеклассической науки // Информация и самоорганизация, Сборник статей. М, 1996.
  6. А. Г. Будущее математики. Методологические аспекты прогнозирования. М., 1991.
  7. А. Г. Развитие способов систематизации математического знания. М., 1989.
  8. А.Г., Глушков С. С. Об эволюции структуры математического знания. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7. Философия. 1983, № 2.
  9. Т. Новый рационализм. М., 1987.
  10. И. Г. Диофант и диофантовы уравнения. М., 1972.
  11. И. Г. Лекции по истории математики в Древней Греции // Историко-математические исследования. Вып. 11.1958.
  12. И. Г. Становление алгебры. М., 1979.
  13. И. Г., СлавутинЕ. И. История диофантова анализа от Диофанта до Ферма. М., 1984.
  14. Е. А., Перминов В. Я. Философские и методологические проблемы математики. М., 1982.
  15. Э. И. Математика Древнего Китая. М., 1980.
  16. Дж. Сочинения. М., 1978.
  17. Дж. Наука в истории общества. М., 1956.132
  18. БобынинВ. В. Вронский и его учение о философии математики. М., 1894.
  19. БурбакиН. Архитектура математики. // Математическое просвещение. М., Вып. 5.1960.
  20. Н. Очерки по истории математики. М., 1965.
  21. А. А. Шумеро-вавилонская математика III -1 тысячелетия дон. э. М., 1961.
  22. Ван Хао Процесс и существование в математике. //Математическая логика и ее применения. М., 1965.
  23. Ван дер Варден Б. J1. Пробуждающаяся наука, математика Египта, Вавилона и Греции. М., 1959.
  24. Г. Континуум. // Математическое мышление. М., 1989.
  25. Г. Математический способ мышления. //Математическое мышление. М., 1989.
  26. В. И. Избранные труды по истории науки. М., 1981.
  27. И. Н. Неевклидова геометрия в древности. М., 1971.
  28. В. П. Эрлангенская программа и физика. М., 1975.
  29. Г. История математики от Декарта до середины XIX столетия. М., 1966.
  30. Г. Вавилонская культура. М., 1913.
  31. JI. Несколько заметок о логической форме. //Логос. М., 1995.
  32. Л. Замечания по основаниям математики. // Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. 2. Кн. 1. М., 1994
  33. Л. Философские работы. М., 1994. Т. 1.
  34. В.Э. Становление и развитие математической теории // Философские науки. № 12.1990.
  35. А. И. Очерки истории средневековой индийской математики. М., 1977.
  36. Г. Математика и живопись. Л., 1924.
  37. П. Математика в альтернативной теории множеств. М., 1983.
  38. Вуд Дж. Солнце, луна и древние камни. М., 1981.
  39. Г’адамер Г.-Г. Истина и метод. М., 1988.
  40. П. П. Эволюция понятия науки. М., 1980.
  41. Галилей. Избранные труды, В 2 т. М., 1964. Т. 2.
  42. Г. Непротиворечивость чистой теории чисел. // Математическая теория логического вывода. М., 1967.
  43. И. Г. Структура научного исследования. М., 1985.
  44. Дж., МалкейМ. Открывая ящик Пандоры. Социологический анализ высказываний ученых. М., 1987.
  45. Д. Математические проблемы // Проблемы Гильберта. М., 1969.
  46. Д., Кон-Фоссен С. Наглядная геометрия. М.- Л., 1951.
  47. Д. Основания геометрии. М.-Л., ОГИЗ, 1948.
  48. Д. П. Вопросы абстракций и образования понятий. М., 1961.
  49. Э. Начало геометрии. М., 1996.
  50. Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии // Язык и Интеллект. М., 1996.
  51. Э. Картезианские размышления. СПб., 1998.
  52. Э. Парижские доклады // Логос. № 1.1991.
  53. Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994.
  54. Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология: Введение в феноменологическую философию. СПб., 2004.
  55. Н. Я. Россия и Европа. М., 1991.
  56. Два письма Н. Н. Лузина М. Я. Выгодскому / Публикация В. А. Волкова С. С. Демидова // Историко-математические исследования. М., Вып. 2 (37). 1997.
  57. Р. Избранные произведения. М., 1950
  58. Р. Соч. в 2-х т. М., 1989.
  59. Динамика научного познания и культура: Сборник научных трудов. Кемерово, 1990.
  60. . О. прогрессе математики // Историко-математические исследования. Вып.21. М., 1976.61. Евклид. Начала. М., 1948.
  61. JI. Я. Пифагор и его школа. Ленинград, 1990.
  62. Н. И. Философские основания математики. Минск, 1990.
  63. Ф. Природа математики. Одесса, 1923.
  64. Идеалы и нормы научного исследования. Минск. 1981.
  65. История математики с древнейших времен до конца XVIII в. М., 1971.
  66. История математики. М., 1970.
  67. Р. К., Нысанбаев А. Н. Математизация науки, социокультурный аспект. Алма-Ата, 1990.
  68. Р., Нысанбаев А. К проблеме предмета математики в контексте человеческой культуры. Изв. АН КазССР. Сер. обществ, наук. 1983, № 6.
  69. И. Критика чистого разума. М., 1994.
  70. И. Соч. в 6 т. М., 1963.
  71. В. П. О единстве научного и вненаучного знания // Культура и наука. Саратов, 2000.
  72. В. П. Рефлексия над наукой: многообразие потоков и их единство // Наука и феномен культуры. Саратов, 1999.
  73. Р. Философские основания науки. М., 1971.
  74. Категория количества в науке. Киев, 1991.
  75. О. И. Взаимосвязь философии и математики в процессе исторического развития. От Фалеса до эпохи Возрождения. Киев, 1973.
  76. О. И. Взаимосвязь философии и математики в процессе исторического развития. От эпохи Возрождения до начала XX века. Киев, 1974.
  77. Ф. Лекции о развитии математики в XIX столетии. М., 1989.
  78. Ф. Элементарная математика с точки зрения высшей. В 2-х томах. Т. 2. Геометрия. 2-е изд. М., 1987.
  79. Ф. Лекции о развитии математики в XIX столетии. Ч. 1. М.- Л., 1937.
  80. Ф. Пробуждающееся мышление. М., 1983.
  81. С. К. Введение в метаматематику. М., ИЛ, 1957.
  82. А. Н. Математика // БСЭ. 3-е изд. Т. 15. М., 1974.
  83. Концепции науки в буржуазной философии и социологии. (Вторая половина XIX—XX вв.) М., 1973.
  84. Косарева JLM. Внутренние и внешние факторы развития науки. М., 1984.
  85. Л. М. Проблема взаимодействия философии и истории науки. М., 1982.
  86. Г. Исследования по теории доказательств. М., 1981.
  87. А. Н. Четыре шага интуиции в математике // Школа диалога культур. Кемерово, 1993.
  88. . Г. История философии для физиков и математиков. М., 1974.
  89. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.
  90. Л. Философские принципы математики. СПб., 1913.
  91. А. Аналитическая механика. Т. 1. М-Л., 1938.
  92. ЛакатосИ. Бесконечный регресс и обоснования математики // Современная философия науки. М., Логос. 1996.
  93. И. Доказательства и опровержения. Как доказываются теории. М., 1967.
  94. И. История науки и ее рациональные реконструкции // Структура и развитие науки. М., 1978.
  95. Лаудан J1. Наука и ценности // Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада. Хрестоматия. М., 1996.
  96. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М., 1930.
  97. В. И. Рамануджан — математический гений Индии. М., 1968.
  98. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1983.
  99. Г. Б. Собр. соч. в 4 т. Т. 1. М., 1982.
  100. В. А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2000.
  101. В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980.
  102. А. Ф. Знак, символ, миф. М., 1982.
  103. Н. Н. Лекции об аналитических множествах и их приложениях. М., 1953.
  104. М. Наука и социология знания. М., 1983.
  105. М. К. Как я понимаю философию. М., 1990.
  106. М. К. Картезианские размышления. М., 1993.
  107. М. К. Классический и неклассический идеалы рациональности. Тбилиси, 1984.
  108. Е. А. Объективность науки и релятивизм. М., 2004.
  109. Е. А. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. М., 1987.
  110. Ю. И. Математика и физика. М., 1980.
  111. Л. А. Изменчивость и устойчивость в науке //Вопросы философии № 2,2005.
  112. К. Математические рукописи. М., 1968.
  113. С. Ф. Понимание и диалог в бытии философии и научногопознания // Человек, диалог, понимание. Саратов, 1996.
  114. С. Ф. Факт науки и его детерминация. М., 1990.
  115. С. Ф. Философия науки и философия культуры: понятие, проблемы, подходы // Философия культуры и философия науки: проблемы и гипотезы. Саратов, 1999.
  116. С. Ф. Явления и вещи: начало философии науки. Саратов, 2000.
  117. Математика и опыт. М., 2003.
  118. Методологические проблемы историко-научных исследований. М., 1982.
  119. Методологические проблемы развития и применения математики. М., 1985.
  120. Микешина J1. А. Детерминация естественнонаучного познания. JI., 1977.
  121. JI. А. Методология научного познания в контексте кулыуры. М., 1992.
  122. JI. А. Философия познания. Полемические главы. М., 2002.
  123. С. Р. В поисках теории развития науки, очерки западноевропейских и американских концепций XX в. М., 1982.
  124. Дж. Ст. Система логики силлогистической и индуктивной. М., 1914.
  125. Мировоззрение и научное познание. Методологические проблемы в трудах ученых СГУ. Саратов, 1991.
  126. Д. В., МихельИ. В. Античная философия эпохи эллинизма. Саратов, 1998.
  127. Д., Джонстон Р. Компьютер-творец. М., 1987.
  128. С. Ю. Теория дедуктивных систем и ее применения. М., 1986.
  129. МочаловаИ. Н. Концепция научного знания в ранней Академии // Некоторые проблемы истории античной науки. JL, 1989.
  130. Наука в социальных, гносеологических и ценностных аспектах. М., 1 381 980.
  131. Научное знание: уровни, методы, формы. Саратов, 1986.
  132. О. Точные науки в древности. М., 1968.
  133. О. Лекции по истории античных математических наук. Догреческая математика. М., 1937.
  134. Ю. К. Проблемы научной регуляции. Саратов, 2004.
  135. В. Е. Проблемные ситуации и проблемы: генезис, структура, функции. Рига, 1988.
  136. А.Г. Философские проблемы возникновения и начального этапа развития математики. Красноярск, 1992.
  137. Об основании геометрии. Сборник классических работ по геометрии Лобачевского и развитию ее идей. М., 1956.
  138. А. П. Аксиологические модели в философии науки // Философские исследования. № 1.1995.
  139. А. П. Институализация идеалов научности //Идеалы и нормы научного исследования. Минск, 1981.
  140. И. Возможна ли гуманитаризация для математики? // Диалектика фундаментального и прикладного. М., 1983.
  141. В. А. Генезис диалектического осмысления математики. М., 1991.
  142. ПерминовВ.Я. Априорность математики. //Вопросы философии № 3, 2005.
  143. В. Я. Философия и основания математики. М., 2001.
  144. М. К. Античная культура. М., 1997.
  145. М. К. Искусство и наука. Пираты Эгейского моря и личность. М., 1995.
  146. М. К. История европейской культурной традиции и ее проблемы. М., 2004.
  147. М. К. Социально-культурные основания развития современной139науки. М., 1992.
  148. М. К. Язык, знак, культура. М., 1991.
  149. В. К. Критика Аристотелевой теории отрицания. М., 2001.
  150. . Избранные психологические труды. М., 1969.
  151. Д. Математика и правдоподобные суждения. М., 1975.
  152. М. Личностное знание. М., 1985.
  153. ПоповЮ., ПухначевЮ. Красота и математика. //Наука и жизнь. № 1.1971.
  154. К. Р. Логика и рост научного знания. М., 1983.
  155. К. Р. Объективное знание: эволюционный подход. М., 2002.
  156. Принципы историографии естествознания, XX век. СПб, 2001.
  157. Принципы историографии естествознания: теория и история. М., 1993.
  158. Проблемы истории и методологии научного познания. М., 1974.
  159. А. О науке. М., 1983.
  160. В. Г., Пыхтина Т. Ф. Наука как социальный и гносеологический феномен. Новосибирск, 1991.
  161. . История западной философии. М., 1959.
  162. Г. Философия пространства и времени. М., 1985.
  163. Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.
  164. И. Д. Развитие естествознания в эпоху античности. М., 1979.
  165. РозинВ. М. Специфика формирования естественных технических и гуманитарных наук. Красноярск, 1989.
  166. М. А. Познание и механизмы социальной памяти //XI Международная конференция «Логика, методология и философия науки». Т. 1. Москва-Обнинск, 1995.
  167. М. А. Проблемы эмпирического анализа научных знаний, Новосибирск, 1977.
  168. М. А. Способ бытия математических объектов // Методологические проблемы развития и применения математики. М., 1985.
  169. Г. И. О природе математического знания. М., 1968.
  170. К. А. История математики. М., 1994.
  171. А. О превращении математики в дедуктивную науку и о начале ее обоснования // Историко-математические исследования. М., вып. ХП. 1959.
  172. К. А., Слинин Я. А. Природа и разум: античная парадигма. JL, 1991.
  173. И. М. Избранные философские и психологические произведения. М, 1947.
  174. Р. А. Математическая мысль Древней Руси. М., 1977.
  175. СнесарВ. И. Роль принциповы в познании: философско-методологические аспекты. Саратов, 1985.
  176. Современная буржуазная философия. М., 1978.
  177. Сокулер 3. А. Современные зарубежные исследования по философским проблемам математики. Научно-аналитический обзор. М., 1983.
  178. Социокультурный контекст науки. М., 1998.
  179. . А. Ценностная структура науки //Вестник Российского Государственного Гуманитарного Университета. № 3.1996.
  180. В. С, Горохов В. Г., Розов М. А. Философия науки и техники. М., 1996.
  181. В. С. Становления научной теории: содержательные аспекты строения и генезиса теоретических знаний физики. Минск, 1976.
  182. В. С. Теоретическое знание: структура исторической эволюции. М., 2000.
  183. В. С. Философская антропология и философия науки. М, 1992.
  184. Стили в математике, социокультурная философия математики. СПб, 1 411 999.
  185. Д. Я. Краткий очерк истории математики. М., 1964.
  186. JI. Б. Взаимосвязь неявного знания и эвристической интуиции. // Вестник МГУ. Серия философия. 1995.
  187. Л. Б. Рациональная реконструкция эволюции математического метода интерпретаций //Материалы научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых /XXXXV/. Уфа, 1994.
  188. А. К. Философия в математическом познании. Томск, 1977.
  189. И. Ю., (изд.), Кэджори Ф. История элементарной математики. Одесса, 1917.
  190. Традиции и революции в истории науки. М., 1991.
  191. В. Н. Конструктивные процессы в математике. М., 1975.
  192. С. Человеческое понимание. М., 1984.
  193. В. А. Теорема Геделя о неполноте. М., 1982.
  194. В. А. Семь размышлений о философии математики // Закономерности развития математического знания. М., 1989.
  195. П. А. Наука как символическое описание // П. А. Флоренский. У водоразделов мысли. Т. 2. М., 1990.
  196. Г. Эволюционная теория познания. М., 1998.
  197. А. Т., Фукс Д. Б. Курс гомотопической топологии. М., 1989.
  198. А.Т. О наглядном изображении математических понятий. Химия и жизнь. № 11.1981.
  199. А. О сущности математики. СПб., 1911.
  200. С. К. Предмет знания. СПб., 1995.
  201. Л. С. Творцы высшей математики. М., 1968.
  202. Г. Математика как педагогическая задача. Ч. 1, М., 1982.
  203. К. Критика научного разума. М., 1994.
  204. В. В. Философия математики. Новосибирск, 2002.
  205. ЦелищевВ. В., Бессонов А. В. Две интерпретации логических систем. Новосибирск, 1979.
  206. В. В., Петров В. В. Философские проблемы логики. М., 1982.
  207. П. JI. Полное собрание сочинений. М., JI., Т.1−5.1944−1951.
  208. ЧендовБ. С. Определенность, неопределенность, модальности и вероятность категории современного научного познания. София, 1974.
  209. А. 3. Проблема оснований знания и феноменологическая очевидность. М., 1998.
  210. М. Исторический обзор происхождения и развития геометрических методов. М., 1883.
  211. И. Р. Основные понятия алгебры. // Итоги науки и техники. Современные проблемы математики. Фундаментальные направления. М., 1986.
  212. ШвыревВ. С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М., 1978.
  213. О. Закат Европы. Ростов-на-Дону, 1996.
  214. . Г. Методологическая и социокультурная определенность научного знания // Идеалы и нормы научного исследования. Минск, 1981.
  215. А. П. (ред.). История математики от древнейших времен до начала Нового времени. М., 1970.
  216. А. П. Математика и ее история в ретроспективе // Закономерности развития современной математики, методологические аспекты. М., 1984.
  217. С. К. Введение в метаматематику. М., 1957.
  218. С. А. Методологические проблемы науки. М., 1972.
  219. Balaguer М. Platonism and Antiplatonism in Mathematics. Oxford, 1998.
  220. Benacerraf P. Mathematical Truth // J. Philosophy. 1973.
  221. Bloor D. Knowledge and Social Imagery. L., 1976.
  222. Chihara Ch. Constructibility and Mathematical Existence. Oxford, 1990.143
  223. Field H. Is Mathematical Knowledge Just Logical Knowledge? I I Philos. Rev. 1984.
  224. Hersh R. A Fresh Winds in the Philosophy of Mathematics // Amer. Math. Monthly. 1995.
  225. Kitcher Ph. The Nature of Mathematical Knowledge. Oxford, 1983.
  226. Korner S. The philosophy of Mathematics. L., Hutchinson, 1960.
  227. Maddy P. Believing Axioms. I // J. Symbolic Logic. 1988.
  228. Putnam H. Mathematics without foundations //In. Philosophy of mathematics. Selected readings. New York, 1984.
  229. Resnik M. Mathematics as a Science of Patterns. Oxford, 1997.
  230. Rota G.-C. Mathematics and Philosophy, The Story of Misunderstanding // Review of Metaphysics. 1990.
  231. ShapinS. History of Science and its social reconstructions //History of Science. Vol. 2.1982.
  232. Shapiro S. Philosophy of Mathematics. Structure and Ontology. Oxford, 1997.
  233. Russell B. Mathematics and Metaphysicians // Mysticism and Logic, 1957.
  234. Hart W. D. Review of Mathematical Knowledge by M. Steiner. //J. Philosophy. 1977
  235. Dauben J. George Cantor. Princeton, University Press, 1979.
Заполнить форму текущей работой