Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Совершенствование мероприятий по повышению эксплуатационной надежности водопропускных труб на автомобильных дорогах Республики Тыва

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ключевой ролью полистирола соответствующей толщины в конструкциях трубы является: снижение вероятности возникновения грунтовых наледей перед ВПТустранение неравномерности промерзания-оттаивания грунта в основании трубы, что позволяет устранить неравномерное распределение сил морозного пученияповышение долговечности (надежности) труб вследствие снижения абсолютной величины периодически возникающих… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЙ
    • 1. 1. Особенности географического положения и характеристика природно-климатических условий Республики Тыва
    • 1. 2. Состояние и проблемы повышения сроков службы водопропускных труб на автомобильных дорогах Республики Тыва
    • 1. 3. Наледи, их воздействия на водопропускные трубы и методы борьбы с ними
    • 1. 4. Морозное пучение, условия его проявления и воздействие на водопропускные трубы
      • 1. 4. 1. Противопучинные мероприятия и их применимость
    • 1. 5. Критическая оценка и условия применения полистирольных пенопла-стов в дорожно-транспортном строительстве
    • 1. 6. Температурный режим грунтов в зоне водопропускной трубы
      • 1. 6. 1. Моделирование процессов теплообмена и методы решения задач теплопроводности в грунтах
    • 1. 7. Выводы, постановка задач исследования
  • ГЛАВА II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕМПЕРАТУРНОГО РЕЖИМА ГРУНТОВ ВОКРУГ ВОДОПРОПУСКНЫХ ТРУБ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ В НИХ УТЕПЛИТЕЛЯ (ПОЛИСТИРОЛА)
    • 2. 1. Численное решение задачи теплопроводности в грунтах окружающих водопропускную трубу в одномерной постановке
      • 2. 1. 1. Численное решение задачи теплопроводности в грунтах окружающих ВПТ в трехмерной постановке
    • 2. 2. Результаты теоретических исследований температурного режима грунтов вокруг водопропускной трубы
    • 2. 3. Определение НДС морозоопасных грунтов и оценка ее воздействия на конструкции ВПТ
      • 2. 3. 1. Деформация морозоопасного грунта насыпи и основания ВПТ при промерзании и оттаивании
      • 2. 3. 2. Оценка устойчивости элементов водопропускной трубы при промерзании пучинистых грунтов насыпи и основания
      • 2. 3. 3. Оценка величин деформации пучинистых грунтов основания ВПТ при их промерзании
      • 2. 3. 4. Оценка усилий в конструкциях водопропускной трубы при промерзании пучинистых грунтов ее основания
    • 2. 4. Выводы
  • ГЛАВА III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОНСТРУКТИВНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ВОДОПРОПУСКНЫХ ТРУБ ЭКСПЛУАТИРУЕМЫХ В КРИОЛИТОЗОНЕ
    • 3. 1. Анализ достоинств и недостатков конструктивных решений ВПТ эксплуатируемых в суровых климатических условиях
      • 3. 1. 1. Обоснование применения в условиях сурового климата металлических гофрированных труб (МГТ)
      • 3. 1. 2. Практика применения полистирольных пенопластов в транспортном строительстве
    • 3. 2. Новые конструктивные решения с применением полистирольных пенопластов в конструкциях ВПТ
  • З.З.Обоснование технологических решений при использовании полистирольных пенопластов в конструкциях ВПТ
    • 3. 4. Выводы
  • ГЛАВА IV. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ

Совершенствование мероприятий по повышению эксплуатационной надежности водопропускных труб на автомобильных дорогах Республики Тыва (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

:

Строительство и эксплуатационная надежность водопропускных труб (ВПТ) в условиях Республики Тыва (РТ) сопряжены со значительными трудностями, которые, прежде всего, вызваны необходимостью учета специфических природно-климатических условий. При этом имеет место ряд проблем, связанных с обеспечением прочности, устойчивости и долговечности ВПТ.

Опыт эксплуатации ВПТ в условиях сурового климата республики свидетельствует об их незначительном сроке службы и существенных затратах материальных, технических, а также людских средств на поддержание эксплуатационной надежности труб.

Республика Тыва — часть Сибири с суровым резко континентальным климатом, высокогорно-таежным рельефом и многочисленными реками. На территории республики широко распространены криогенные процессы: наледи, морозное пучение и высокотемпературные вечномерзлые грунты.

В таких условиях стоит ряд проблем, связанных с обеспечением нормальных условий эксплуатационной надежности ВПТ по соблюдению ровности проезжей части над трубами и подходов к ним, по защите от наледных процессов, морозного пучения, осадок и т. д. Устранение вышеперечисленных проблем должно привести к увеличению сроков службы ВПТ.

Значительные расходы по содержанию и ремонту водопропускных труб в суровых климатических условиях (СКУ) требуют применения в проектах новых конструктивно-технологических решений, эффективных строительных материалов и прогрессивных технологий возведения ВПТ.

В дорожном строительстве все более широкое применение в качестве утеплителей находят полистирольные пенопласты (ПП). Применение ПП в конструкциях водопропускных труб дает хорошие результаты по регулированию температуры, напряженно-деформированного состояния (НДС) окружающих их грунтов, сохранению вечной мерзлоты в основании, снижению или исключению образования наледей, морозного пучения и т. д. В связи, с этим назревает проблема прогноза распространения температуры во времени и связанного с ним НДС в грунтах, окружающих ВПТ, утепленных полистирольными пено-пластами. При этом необходимо определение толщины утеплителя, температуры под пенополистиролом, глубины промерзания.

В соответствии с вышеизложенным, для решения проблемы повышения эксплуатационной надежности ВПТ необходимо проведение научных исследований, в том числе, в излагаемом далее направлении.

Цель диссертации заключается в повышение надежности водопропускных труб, эксплуатируемых в суровых климатических условиях Республики Тыва посредством использования в их конструкциях полистирольных пенопла-стов. В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:

• исследование температурного режима грунта вокруг ВПТ: а. при массивном бетонном фундаментеб. при использовании ПП в ее конструкциив. при наличии в ее основании вечной мерзлоты.

• исследование степени воздействия сил морозного пучения на конструкции труб утепленных полистиролом;

• разработка рекомендаций по применению оптимальных параметров ПП в конструкциях водопропускных труб;

• обоснование новых конструктивно-технологических решений элементов труб с целью совершенствования их надежности в криолитозоне.

• анализ эффективности применения полистирольных пенопластов в качестве теплоизоляции в конструкциях водопропускных труб на автомобильных дорогах РТ.

Научная новизна работы: 1. В трехмерной постановке выполнено моделирование процесса теплообмена в системе ВПТ — грунт при использовании в ней ПП;

2. Методами вычислительного моделирования доказана эффективность применения ПП в конструкциях водопропускных труб, эксплуатируемых в суровых условиях РТ снижающих деформации морозного пучения грунтов, исключающие образование наледей и сохранение ВМГ.

3. Обоснована эффективность применения ПП в конструкциях ВПТ, повышающих их эксплуатационную надежность в СКУ.

Личный вклад соискателя: Представленная работа основана на результатах исследований, полученных при выполнении научно-исследовательских работ в рамках подпрограммы «Автомобильные дороги» федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002;2010 гг.), а также программам НИР Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации.

Формулирование проблемы, постановка цели и задач исследований, научно-теоретические исследования, анализ полученных результатов, выводы и практические рекомендации по внедрению, а также публикация научных статьей по теме диссертации, пять из которых в соавторстве выполнены автором.

Практическая значимость проведенных исследований заключается в том что:

1. Полученные в работе результаты моделирования процесса распределения температуры и обоснование эффективности ПП в конструкциях ВПТ, ориентированы на использование их в практике проектирования, строительства и эксплуатации в районах с суровыми природно-климатическими условиями, крио-литозоне применительно к условиям Республики Тыва.

2. Предложенные в работе конкретные решения вариантов конструктивно-технологических решений ВПТ с применением полистирольных пенопластов позволяют снизить стоимость строительства и эксплуатации, увеличить сроки службы труб, эксплуатируемых в Республике Тыва и прилегающих территориях Сибири.

3. Применение разработанных конструктивно-технологических решений с использованием ПП в конструкциях ВПТ, эксплуатируемых в криолитозоне и суровых природно-климатических условиях, позволяет:

• снизить затраты на строительство за счет уменьшения глубины заложения фундаментов;

• значительно уменьшить объем привозного песка крупных фракций вместо пучинистого грунта вокруг ВПТ;

• значительно сократить сроки ввода ВПТ в эксплуатацию;

• сократить ремонтно-восстановительные работы в процессе эксплуатации;

• уменьшить образование наледей, посредством возможного зимнего стока воды по утепленным лоткам;

• повысить ровность покрытия проезжей части и комфортность проезда над трубами, значительно уменьшить воздействие сил морозного пучения на конструкции ВПТ;

• сохранить естественный природный ландшафт вблизи постройки ВПТ, что немаловажно для сохранения экологического равновесия природной среды в криолитозоне.

Достоверность научных результатов подтверждена использованием в работе современных теоретических положений о процессах тепло-массопереноса и деформирования пучинистых грунтов при промерзании и оттаивании, данных исследований отечественных и зарубежных ученых и практики строительства ВПТ в криолитозоне.

Апробация результатов работы и публикации. Основные результаты исследований по теме диссертации опубликованы в 10 печатных работах и апробированы: на 58-й научной конференции профессоров, преподователей, научных работников, инженеров и аспирантов университета (СПбГАСУ) СПб., 2001; в трудах молодых ученых СПбГАСУ, СПб., 2001; на Международной научно-практической конференции «Реконструкция — Санкт-Петербург — 2003 г» (СПбГАСУ), СПб., 2002; на 59-й научной конференции профессоров, преподователей, научных работников, инженеров и аспирантов университета СПбГАСУ, СПб., 2002; на 61-й научной конференции профессоров, преподователей, научных работников, инженеров и аспирантов университета (СПбГАСУ), СПб., 2002; на 56-й научно-технической конференции молодых ученых СПбГАСУ, СПб., 2004; на 57-й научно-технической конференции молодых ученых СПбГАСУ, СПб., 2004 гна 58-й научно-технической конференции молодых ученых СПбГАСУ, СПб., 2005; на 58-й научно-технической конференции молодых ученых СПбГАСУ, СПб., 2006;

На защиту выносятся:

Результаты теоретических исследований новых конструктивных решений ВПТ с полистирольными пенопластами и их влияния.

• на температурный режим грунтов основания и насыпи при промерзании-оттаивании;

• на НДС морозоопасных грунтов основания и насыпи;

• на высокотемпературную вечную мерзлоту основания;

• на эффективность применения в суровых климатических условиях.

Структура и объем работы. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и приложения. Материал изложен на 159 страницах, проиллюстрирован 28 таблицами и 49 рисунками. Список использованной литературы содержит 118 единиц ссылок. Работа выполнена на кафедре «Мосты и тоннели» СПбГАСУ.

Автор выражает благодарность научному руководителю проф. В.А. Бы-строву, д-ру техн. наук С. А. Кудрявцеву, д-ру техн. наук, проф. В. Д. Карлову, д-ру техн. наук, проф. Б. Н. Карпову, кандидату техн. наук Н. Н. Попову и всем сотрудникам кафедры мостов и тоннелей СПбГАСУ.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.

На основании результатов выполненных исследований, сделаны следующие выводы:

1. Низкая эксплуатационная надежность водопропускных в СКУ обусловлена в комплексном воздействии на их конструкции характерных в крио-литозоне природных явлений как наледи, морозное пучение и вечная мерзлота.

2. Эксплуатация труб с фундаментами глубокого заложения в СКУ исключает воздействие только нормальных сил пучения, что значительно удорожает стоимость строительства и приводит в сложных гидрогеологических условиях образованию наледей, а также не исключает воздействие касательных сил пучения.

3.

Введение

в конструкциях водопропускных труб полистирола существенно изменяет температурный режим и НДС окружающих их грунтов. При этом глубина промерзания грунта основания в климатических условиях республики Тыва составляет: а) при толщине полистирола 0,10 м — 1,45 м под входными (выходными) звеньями и 0,65 м под средними. б) при толщине 0,20 м — 0,55 м под входными звеньями, 0,05 м под средними звеньями.

4. Толщина мерзлого слоя грунта в основании трубы уменьшается в 1,7 и 4,5 раза.

5. В 1,8 и 4,0 раза уменьшается величина морозного пучения грунта основания.

6. Значительно уменьшаются силы морозного пучения: в 9 раз удельные касательные, в 2 и более раза удельные нормальные силы морозного пучения.

7. Ключевой ролью полистирола соответствующей толщины в конструкциях трубы является: снижение вероятности возникновения грунтовых наледей перед ВПТустранение неравномерности промерзания-оттаивания грунта в основании трубы, что позволяет устранить неравномерное распределение сил морозного пученияповышение долговечности (надежности) труб вследствие снижения абсолютной величины периодически возникающих деформаций морозного пучения грунтов основания и насыписохранение деформационных и прочностных свойств грунтов основания более равномерной по длине трубы и их плавное изменение при промерзании и оттаиванииэффективная защита высокотемпературных вечномерзлых грунтов основания (при их наличии в основании трубы) — снижение усилий и напряжений в конструкциях трубы при неравномерном промерзании-оттаивании грунтов насыпи и основания;

8. Результаты теоретических исследований и опыт применения полистирола в гражданском и дорожном строительстве позволяют сделать вывод о це-лесообазности и эффективности использования их в конструкциях водопропускных труб, как прямоугольных, так и металлических гофривованных (МГТ).

Минимальная толщина используемого в конструкциях труб полистирола применительно к климатическим условиям Республики Тыва, составляет 0,10 м вокруг звеньев средней части и 0,20 м вокруг входных, выходных звеньев ВПТ (оголовочными секциями) на длине 3,0 — 3,5 м.

Подземные части откосных и портальных стен водопропускных труб соприкасающиеся с грунтом насыпи и основания должны, изолированы полистиролом. При этом глубина заложения их фундаментов должна быть ниже глубины промерзания согласно нормам.

Для более эффективного использования, а также для увеличения сроков службы полистирола рекомендуется их применение в комбинации с геотекстильными материалами (фильтрующие, дренажные, гидроизоляционные, армирующие и т. п.). В результате чего помимо уменьшения глубины и мощности промерзания грунтов вокруг ВПТ, также эффективно прерывается миграция и застой влаги в них.

9. Сравнительный анализ технико-экономических показателей исследованных вариантов ВПТ показывает, что при использовании полистирольного пенопласта в конструкции одной водопропускной трубы экономический эффект составляет 19 024,8 руб. или 20% в ценах 2000 года.

Полученные результаты теоретических исследований по количественной оценке степени воздействия отрицательных температур, наледей, морозного пучения, вечной мерзлоты на состояние эксплуатируемых в условиях Республики Тыва водопропускных труб позволили обосновать принципиально новый подход к решению вопросов применения полистирольных пенопластов при проектировании, строительстве и эксплуатации ВПТ в условиях сурового климата применительно к территории Республики Тыва.

Таким образом, технико-экономический анализ показывает практическую значимость результатов проведенных исследований, возможность повышения сроков службы и эксплуатационной надежности ВПТ в условиях Республики Тыва при внедрении полученных результатов в производство.

ГЛАВА IV. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ.

4.1. Практические рекомендации по внедрению новых конструктивных решений ВПТ с полистирольными пенопластами в суровых климатических условиях.

Теплоизоляционные и противопучинные материалы в виде экструдиро-ванных полистирольных пенопластов (ПП) в настоящее время широко используют в гражданском, а также в дорожном строительстве.

Существующие технические нормы и рекомендации предлагают располагать полистирольные пенопласты под подошвой фундамента водопропускных труб в основном для уменьшения глубины промерзания [51, 52, 61, 68, 105].

Однако опыт эксплуатации ВПТ в суровых климатических условиях показывает, что этого не достаточно. Массив грунта, окружающий конструкции водопропускных труб, при промерзании увеличивает силы морозного пучения, как в вертикальном, так и в горизонтальном направлениях. Значения этих сил при промерзании грунтов основания у концевых частей ВПТ больше, чем в средней части.

Вследствие расположения водопропускных труб на водотоках их конструкции также подвержены силовым воздействиям наледей, морозного пучения возникающим при низких температурах по сравнению со зданиями и автодорогами [29, 45, 62, 103]. Как правило, грунты возле ВПТ отличаются высокой влажностью, и повышением уровня грунтовых вод.

На основании анализа результатов теоретических исследований, проведенных в п. 2, предложены конструктивные решения вариантов водопропускных труб с использованием полистирола в климатических условиях Республики Тыва.

Во-первых, рассматриваются участки автомобильных дорог в горных районах, которые пересекают хребты Западные, Восточные Танну-Ола и Западные Саяны. На этих участках дорог более половины эксплуатируемых малых мостов и труб подвержены отрицательным воздействиям наледных процессов.

Во-вторых, рассматриваются участки автомобильных дорог, где эксплуатируемые на них конструкции ВПТ, подвергаются силам морозного пучения. К ним относятся автомобильные дороги, которые эксплуатируются на равнинах, низменностях и увлажненных (болотистых) территориях республики.

В-третьих, эти территории северо-восточных районов Республики Тыва, где часто встречаются высокотемпературные вечномерзлые грунты (ВМГ).

Как отмечено выше, главным фактором в подавляющем большинстве случаев деформаций труб эксплуатируемых в криолитозоне (а также на территории Республики Тыва) является результат одновременного воздействия природных явлений — наледей и морозного пучения [12, 54, 74].

Поэтому в рекомендуемых вариантах конструктивных решений ВПТ применительно к природным условиям Республики Тыва предлагаем защиту конструкций ВПТ одновременно как от воздействия наледей, так и от сил морозного пучения. Конструктивные решения рассматриваемых вариантов приведены в п. 3.2. (рис. 3.13 — 3.20).

В конструкциях железобетонных прямоугольных, а также и круглых ВПТ листы полистирольных пенопластов предлагаем применять вокруг звеньев по периметру и под фундаментом (табл. 4.1). При применении ПП в водопропускных трубах прямоугольной формы, листы полистирола используются более технологично и эффективно, чем в круглых.

В конструктивных решениях, где применяются полистирольные плиты целесообразно (обязательно) уложить поверх листов полистирола два слоя полимерной пленки (позиция 9) (табл. 4.1), что позволяет снизить касательные силы морозного пучения [63, 64].

Исследование температурного режима грунтов вокруг ВПТ проведенные в п. .6 и п. 2.2 показывают, что при низкой высоте засыпки над трубой промерзание идет как со стороны стен звеньев, так и сверху, в результате чего за стенами секций трубы образуются мерзлые грунты большой толщины. Это снижает эффект ПП уложенных на боковых участках стен звеньев. На рис. 4.1 приводим вариант применения полистирола в конструкциях трубы при низкой высоте засыпки над ней (0,5 — 2,0 м). В этом случае предусматриваем дополнительную укладку полистирола (позиция 1) толщиной 0,10 м над трубой при этом ее ширину целесообразно принять не менее удвоенной ширины (диаметра) звена трубы от поперечной оси в каждую стороны.

Рис. 4.1. Укладка дополнительного слоя полистирола в насыпи над водопропускной трубой при малой высоте засыпки:

1 — дополнительный слой полистирола над ВПТ- 2 — мелкозаглубленный фундамент- 3 — чвено трубы- 4 — грунт основания- 5 — грунт насыпи- 6 — покрытие проезжей части- 7 — полистирол, уложенный по всему периметру трубы.

Вследствие применения ПП в конструкциях водопропускных труб существенно уменьшается глубина промерзания, что позволяет уменьшить толщину фундамента с 3,5 до 0,5 м (табл. 4.!, а). Такое конструктивное решение мы рекомендуем применить в горных районах республики, где широко распространены наледные процессы.

В рассмотренных вариантах конструкций ВПТ с полистиролом, глубина промерзания грунтов основания под ними значительно меньше, чем фунта вне зоны влияния трубы. В таких случаях, вероятность появления грунтовых наледей минимальна.

Необходимо утеплить участки лога водотока длиной 2,5 — 3,5 м перед входом в трубу полистиролом толщиной в 0,20 м (участок такой же длины в конце трубы).

При прочных грунтах основания и применения армирующих сеток геотканей в нем предусматриваем устройство ВПТ без фундамента на гравийно-песчаной подушке. Поверх полистирольных плит, уложенных в основании трубы, предусмотрен защитный (выравнивающий) слой из песка (позиция 12) толщиной 0,10 — 0,15 м, усиленный геосеткой (8) (табл. 4.1, б).

Также целесообразно усиление грунта засыпки над трубой с помощью армирующих сеток. При промерзании грунта засыпки это увеличивает ее жесткость и далее должно препятствовать неравномерному вертикальному выпучиванию звеньев трубы от последствий сил морозного пучения.

В последние годы МГТ широко применяются на автомобильных дорогах Сибири и Северо-Востока страны. Согласно нормам методических рекомендаций [50] отверстия труб в районах с расчетной минимальной температурой воздуха ниже — 40 °C должны быть не менее 1,5 м и применение гофрированных труб отверстиями менее 5 м на водотоках при наличии ледохода, карчехода, селевых потоков и наледеобразования не допускается. ВПТ из гофрированного металла отверстиями 5 м и более по технологии и из материалов зарубежных фирм на подобных водотоках проектируются в комплексе с противоналедными мероприятиями по соответствующим требованиям и нормам проектирования мостов, при гарантии надежной эксплуатации.

Из вышесказанного следует, что применение МГТ диаметром от 1,5 до 3,0 м (наиболее часто назначаемые размеры) проблематично в условиях Тувы, где широко распространены наледные явления.

Мы предлагаем также использовать ПП в конструкциях МГТ, что позволяет значительно уменьшить глубину промерзания грунтов основания, вследствие чего должно значительно понизиться вероятность возникновения наледей перед трубой.

Особенно хорошо полистирольные плиты сочетаются с МГТ арочного очертания с плоским дном (п. 3.2., рис. 3.15, 3.16) табл. 4.1, в, г, д, е.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Р.Ш. Гипотеза о распределении нормальных сил морозного пучения по подошве твердомерзлого слоя грунта под фундаментами / Р. Ш. Абжалимов // Основания фундаментов и механика грунтов. 2004. -№ 1.С. 23−28.
  2. , Б.Г. Математическая модель процесса нестационарного теплообмена в многослойных системах / Б. Г. Аксенов, А. Ф. Шаповал, В.Н. Агей-кин, Н. П. Кушакова // Известия вузов: Строительство. 2003. — № 10. С. 107−112.
  3. , В.Р. Наледи / В. Р. Алексеев. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1987. — 256 с.
  4. Альбом конструкций противоналедных сооружений и устройств. М., Транспорт, 1994. — 126 е.: ил.
  5. , С.М. Классификация наледей для инженерно геологических целей / С. М. Большаков // Наледи Сибири и Дальнего Востока. -Новосибирск, 1981.-С. 12−19.
  6. Большая энциклопедия транспорта: в 8 т. / под общ. ред. В.П. Каля-вина. СПб.: Элмор, 2000.
  7. Т. 8: Транспортное строительство / под ред. М. Н. Першина, А.И. Солод-кого. 352 е.: ил.
  8. , Р.В. Анализ температурного режима вечномерзлых грунтов оснований при различных изолирующих покрытиях / Р. В. Бубело, В. П. Мерзляков, Г. П. Пустовойт // Известия вузов: Строительство. 2002. — № 10. -С. 117 -119.
  9. , В.И. Тепломассоперенос в промерзающих и протаивающих грунтах / В. И. Васильев и др. М.: Наука. Физматлит, 1996. — 224 е.: ил.
  10. Ю.Васильева, И. А. Теплоизоляция как защита от воздействия сил морозного пучения / И. А. Васильева, Е. И. Кириллова // Исследование гидротехнических сооружений и водохозяйственных комплексов. — М., 1988. — С. 42 — 48.
  11. Водопропускные трубы для автомобильных дорог из сталефибробе-тона / Аминов Ш. Х., Струговец И. Б., Недосеко И. В. и др. // Строительные материалы. 2003. — № 10. — С.21.
  12. , В.Н. Исследование устойчивости водопропускных труб на БАМе / В. Н. Волков // Линейные сооружения на вечномерзлых грунтах. М., 1990.-С. 129−137.
  13. , С.С. Реология мерзлых грунтов / С.С. Вялов- Под ред.
  14. B.Н. Разбегина. М.: Стройиздат, 2000. — 464 е.: ил.
  15. , С.И. Укрепление мерзлых оснований охлаждением /
  16. C.И. Гапеев. Л.: Стройиздат. Ленингр. отд-ние, 1969. — 104 е.: ил.
  17. Геокриология СССР, в 5 т. / под ред. Э. Д. Ершова. М.: Недра, 1989. Т.5. Горные страны юга СССР / Н. И. Труш, [и др.]. — 1989. — 359 е.: ил.
  18. , Е.Н. Температурный режим грунтов левобережного примыкания Вилюйской ГЭС-3 / Е. Н. Горохов // Гидротехническое стр-во. 2003. -№ 12.-С. 12−15.
  19. Гречищев, С. Е, Основы моделирования криогенных физико-географических процессов / С. Е. Гречищев, Л. В. Чистотинов, Ю. Л. Шур. -М.: Наука, 1984.-230 с.
  20. , В.А. Дорожные конструкции с геопенопластом Styrofoam 20 лет спустя / В. А. Гриценко, В. Н. Шестаков // Дороги России XXI века. 2005. — № 7 — С. 73 — 74.
  21. , В.А. Борьба с наледями на дорогах Тувы / В. А. Дементьев, В. А. Муромцев // Автомобил. дороги. 1991. — № 7. — С. 20 — 22 .
  22. , В.А. Новые конструкции для защиты мостов от наледей / В. А. Дементьев // Автомобил. дороги. 1991. — № 2. — С. 10−12.
  23. , М.М. Теплообмен и механика взаимодействия трубопроводов и скважин с грунтами / М. М. Дубина, Б. А. Красовицкий. Новосибирск: Наука, Сиб. одн-ние, 1983. — 136 с.
  24. , С.В. Статические и динамические расчеты транспортных и энергетических сооружений на безе программного комплекса COSMOS/M/ С. В. Елизаров, А. В. Бенин, В. А. Петров, О. Д. Тананайко. СПб.: 2004 — 260 е.: ил.
  25. , Э.Д. Общая геокриология / Э. Д. Ершов. М.: Недра, 1990. -559 с.
  26. , В.Н. Методические основы дорожно-климатического районирования территории Юго-Востока Западной Сибири / В. Н. Ефименко // Известия вузов: Строительство. 2002. — № 10. — С. 87 — 89.
  27. , И.А. Расчет промерзания и величины пучения грунтов с учетом миграции влаги / И. А. Золотарь // Процессы тепло и массообмена в мерзлых горных породах. — М., 1965. — С. 19−25.
  28. , М.М. Прогноз температурного режима насыпи в зоне водопропускной трубы / М. М. Иванов // Тр. Моск. ин-та инженеров ж.- д. трансп. -1977.-Вып. 564.-С. 68−72.
  29. , В.Ю. Дренажные системы / В. Ю. Казарян, И. Д. Сахаров // Мир дорог. 2005. № 17. — С. 38 — 39.
  30. , А.Е. Реконструкция автомобильных дорог: учеб. пособие для студентов по специальностям 291 000 «Автомобильные дороги и аэродромы» / А. Е. Казаринов, С. А. Федоров. Хабаровск: Изд-во Хабар, гос. техн. ун-т, 2002.- 127 е.: ил.
  31. , В.В. Численные методы решения задач строительства на ЭВМ: учеб. пособие для студентов по специальности 1202 «промышленное и гражданское строительство» / В. В. Карпов. — JL: ЛИСИ, 1986. — 80 с
  32. , В.Г. Концепция системы мониторинга опасных налед-ных процессов на территории Читинской области / В. Г. Кондратьев. Чита.: Забтранс, 2000.- 112 с.
  33. , В.Г. Наледная опасность и возможные пути снижения ее на территории Читинской области / В. Г. Кондратьев // Геоэкология, инженер, геология и гидрогеология. 2002. — № 1. — С. 65 — 77 с.
  34. , В.М. Теплоизоляция трубопроводов теплосетей: учеб.-метод. пособие для студентов вузов и специалистов по теплоснабжению / В. М. Копко. -Минск: Технопринт, 2002. 160 е.: ил.
  35. , Я.А. Расчеты температурных полей и напряженно-деформированного состояния грунтовых сооружений методом конечных элементов / Я. А. Кроник, И.И. Демин- Моск. инженер.- строит, ин-т- М., 1982. -102 с.
  36. , A.M. Влияние наледных процессов на деформации и долговечность малых искусственных сооружений / A.M. Крюков // Исследование долговечности и экономичности искусственных сооружений. Л., 1977. — С. 14 — 21. — (Межвуз. темат. сб. тр.- № 1(136)).
  37. , С.А. Геотехническое моделирование процесса промер-зазния и оттаивания морозоопасных грунтов / С. А. Кудрявцев. СПб.- М.: Изд-во АСВ, 2004.-37 с.
  38. , С.А. Численные исследования теплофизических процессов в сезонномерзлых грунтах / С. А. Кудрявцев // Криосфера Земли. 2003. — Т. 7, № 4.-С. 76−81.
  39. , Е.К. Бесфундаментные сборные железобетонные трубы для районов многолетней мерзлоты / Е. К. Лесков // Наука и техника в дорожной отрасли.-2005.-№ 1.-С. 22−25.
  40. , А.В. Тепломассообмен: Справ. / А. В. Лыков. М.: Энергия, 1978.-500 с.
  41. , В.И. Термосифоны в северном строительстве / В. И. Макаров. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1985. — 169 е.: ил.
  42. , Е.Г. Сопротивление материалов на базе Mathcad / Е. Г. Макаров. СПб.: 2004. — 512 е.: ил.
  43. , Д.М. Мосты и трубы на водотоках с наледями: учеб. пособие / Меркулов Дмитрий Матвеевич- Сиб. гос. акад. путей сообщения. Новосибирск, 1998. — 66 с.
  44. Методические рекомендации по применению металлических гофрированных труб / М-во трансп. РФ, Гос. служба дорож. хозяйства: подготовил А. А. Цернант и др. М., 2002. — 97 е.: ил.
  45. Методические рекомендации по проектированию и устройству теплоизолирующих слоев дорожной одежды из пенополистирольных плит из «Пено-плэкса» / Всесоюз. гос. науч.-исслед. дорож. ин-т- разраб. Казарновский В. Д. и др. М., 2000.-51 е.: ил.
  46. Методические рекомендации по теплоизоляции смерзающихся грунтов и других дорожно-строительных материалов пенопластом и пенольдом / Всесо-юз. гос. науч.-исслед. дорож. ин-т- Сост. В. М. Иевлев. М., 1986. — 68 е.: ил.
  47. , А.А. Строительство малых искусственных сооружений в районах вечной мерзлоты / А. А. Опарин, Н. А. Тасмуамедов, В. Н. Волков и др. // Трансп. стр-во. 1991. — № 4. — С. 20 — 21.
  48. Основы геокриологии: в 5 ч. / под ред. Э. Д. Ершова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995−2001.4.1: Физико-химические основы геокриологии. 1995. — 368 с.
  49. Ч.З: Региональная и историческая геокриология мира. 1998. — 368 с. 4.4: Динамическая геокриология. 2001. — 688 с. 4.5: Инженерная геокриология. 1999. — 526 с.
  50. , А.В. Мерзлотно-климатический мониторинг России: методология, результаты наблюдений, прогноз / А. В. Павлов // Криосфера Земли. -1997. -Т.1, № 1.-С. 47−58.
  51. , А.Р. Математическое моделирование процессов тепло-массопереноса и температурных деформаций при фазовых переходах / А. Р. Павлов. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 2001. — 165 е.: ил.
  52. . С.В. Численное решение задач теплопроводности и конвективного теплообмена при течении в каналах / Е. В. Калабина, Г. Г. Янькова, С. В. Патанкар. М: Изд-во МЗИ Гарант, 2003. — 312 е.: ил.
  53. , А.Д. Справочник по нелинейным уравнениям математической физики. Точные решения / А. Д. Полянин, В. Ф. Зайцев. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2002.-432 с.
  54. , С.В. Компьютерное моделирование физических процессов с использованием пакета Mathcad: учеб. пособие / С. В. Поршнев. М.: Горячая линия — Телеком, 2002. — 252 е.: ил.
  55. Применение экструдированного пенополистирола в ресурсосберегающих конструкциях. / Ф. И. Целиков, J1.M. Бирюкова, В. Г. Переселенков, Г. М. Богданов. // Трансп. стр-во. 1997. — № 11. — С. 7 — 9.
  56. Рекомендации по совершенствованию конструкций и норм проектирования искусственных сооружений, возводимых на пучинистых грунтах с учетом природных условий БАМа // Центр, науч.- исслед. ин-т стр-ва- М., 1981. -55 с.
  57. Рекомендации по учету и предупреждению деформаций и сил морозного пучения грунтов / Произв. и науч.- исслед. ин-т по инженер, изысканиям в стр-ве- авт.-сост. В. О. Орлов. М.: Стройиздат, 1986. — 72 е.: ил.
  58. , В.И. Как оценить морозоустойчивость дорожной одежды- остается загадкой / В. И. Рувинский // Наука и техника в дорожной отрасли. -2002.-№ 2.-С. 6−7.
  59. , В.И. Пособие по устройству теплоизолирующих слоев из пенопласта Styrofoam на автомобильных дорогах России / В. И. Рувинский. М. Трансп., 2000. — 71 е.: ил.
  60. , В.И. Эффективность применения пенопласта Styrofoam в дорожном строительстве России / В. И. Рувинский. М. Трансп., 1996. — 36 е.: ил.
  61. Руководство по проектированию, строительству и эксплуатации искусственных сооружений автомобильных дорог на водотоках с наледями / М-во автомобил. дорог РСФСР- разраб. В. А. Дементьев. М.: Трансп., 1989. — 119 е.: ил.
  62. , Е.А. Теория наледных процессов и практика противона-ледных мероприятий / Е. А. Румянцев. Хабаровск, 1987. — 57 с.
  63. , B.C. Проектирование и строительство фундаментов сооружений на пучинистых грунтах / B.C. Сажин, В .Я. Шишкин, А. С. Волох. Саратов: Изд-во Саратовск ун-та, 1988. — 237 с.
  64. , А.А. Математическое моделирование: Идеи. Методы. Примеры / Александр Андреевич Самарский, Александр Петрович Михайлов. -М.: Наука, 1997.-С. 316.
  65. , А.Е. Строительная механика: Механика инженерных конструкций / А. Е. Саргсян. М., 2004. — 462 с.
  66. , И.И. Физикомеханика криопроцессов в воде и грунтах и акустическая эмиссия / И.И. Сахаров- С.-Петерб. гос. архитектур.-строит. ун-т. -СПб., 1994.-98 е.: ил.
  67. , В.В. Характерные деформации водопропускных труб на автомобильных дорогах в зоне вечной мерзлоты /В.В. Серватинский // Проектирование автомобильных дорог. М., 1990. — С. 120 — 130.
  68. , А.В. Дорожные конструкции с тепло хладоизолирующи-ми слоями / А. В. Смирнов, Р. А. Сибагатулин // Наука и техника в дорожной отрасли. — 2002. — № 3. — С. 20 — 22.
  69. , Ю.А. Железобетонные трубы: учеб. Пособие для студентов по специальности «Промышленное и гражданское строительство», «Водоснабжение и водоотвение» / под общ. Ред. А. Н. Дмитриева. М, 2004. — 328 с.
  70. , В.И. Разработка критериев безопасности водохозяйственных природно-техногенных систем в криолитозоне / В. И. Теличенко, Я. А. Кроник // Известия вузов: Строительство. 2002. — № 5. — С. 76 — 80.
  71. , B.C. Технология сооружения фундаментов и надфунда-ментных частей мостовых опор / B.C. Усольцев. Новосибирск: Сиб. гос. акад. путей сообщения, 1993. — 151 е.: ил.
  72. , Г. М. Передвижение влаги в талых и промерзающих грунтах / Г. М. Фельдман. -Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1988. 258 е.: ил.
  73. , В.В. Климат местности и микроклимат помещений: учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлению 653 500 «Строительство» / В. В. Холщевников, А. В. Луков. -М.: АСВ, 2001 199 е.: ил.
  74. , Н.А. Механика мерзлых грунтов / Н. А. Цытович. М.: Высш. шк., 1973.-446 с.
  75. , В.М. Железобетонные мосты: температура и надежность. / В. М. Честной. М.: Транспорт, 1991. — 135 е.: ил.
  76. Шац, М. М. Геокриологические условия Алтае-Саянской горной страны / М. М. Шац. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1978. — 103 с.
  77. , В.И. Численное моделирование процессов тепло и мас-сопереноса в криолитозоне: автореф. дис.. д-ра физмат, наук: 05.23.16 / Васильев Василий Иванович- Вычисл. Центр, Сиб. отд-ние Росс. акад. наук — Новосибирск, 1995. — 26 с.
  78. , В.А. Вероятностный расчет параметров наледей и проти-воналедная защита дорожных сооружений в криолитозоне: автореф. дис.. д-ра техн. наук: 05.23.15 / Дементьев Владимир Александрович- Воронеж, инже-нер.-строит. ин-т. Якутск, 1991. — 19 с.
  79. , В.Д. Сезоннопромерзающие грунты как основания сооружений: автореф. дис. д-ра техн. наук. СПб., 1999. — 41 с.
  80. , Е.Н. Безопасный режим коммуникационных каналов дорожных насыпей в криолитозоне: автореф. дис. .канд. техн. наук: 05.23.02- 05.23.11 / Новоселов Евгений Николаевич- Тюм. гос. архитектур.- строит, акад. -Тюмень, 2002.-20 с.
  81. , Н.А. Закономерности взаимодействия пучинистых грунтов с фундаментами сооружений в районах вечной мерзлоты: автореф. дис. д-ра техн. наук: 04.126 / Перетрухин Николай Алексеевич- Центр, науч. исслед. ин-т стр-ва. — М., 1971. — 29 с.
  82. , П.И. Устойчивость фундаментов зданий на мерзлых грунтах в Южном Забайкалье: автореф. дис.. д-ра техн. наук: 04.00.07 / Сальников Павел Иванович- Сиб. отд-ние РАН. Ин-т мерзлотоведения им. П. И. Мельникова. Якутск, 1996. — 311 с.
  83. , А.А. Исследование воздействия морозного пучения грунтов на водопропускные трубы в суровых климатических условиях: дис.. канд. техн. наук: 05.23.15 / Топеха Альберт Александрович- Хабар, ин-т инженеров ж.-д. трансп. Хабаровск, 1983. — 270 с.
  84. , Ш. С. Оценка взаимодействия ленточного гибкого фундамента с сезоннопромерзающим пучинистым грунтом основания: дис.. канд. техн. наук: 05.23.02 / Тугутов Шагдар Самбуевич- СПб. гос. арх. строит, ун-т. -СПб, 2006.-149 с.
  85. , В.В. Исследование процессов тепловлагообмена вблизи заглубленного в грунт трубопровода: дис.. канд. техн. наук: 05.23.03 / Фомина Валентина Викторовна- Тюм. гос. архитектур.- строит, акад. Тюмень, 2001 .-136 с.
  86. ВСН 29−85. Проектирование мелкозаглубленных фундаментов малоэтажных сельских зданий на пучинистых грунтах: утв. М-вом сельского стр-ва СССР 14.02.85: введ. 01.03.1985. М.: Минтрансстрой СССР, 1985. -47 с.
  87. СНиП 2.05.03−84* Мосты и трубы: утв. Гос. строит, ком. СССР 30.11.84. взамен СНиП Н-Д, 7 62*, СН 200 — 62 и СН 365 — 67: введ. в действие 01.01.1986 // Центр, науч.-исслед. ин-т стр-ва. — М.: ГП ЦПП, 1996. — 224 с. — Переизд. СНиП 2.05.03−84 с изм.
  88. ГЭСН 81−02−01−2001. Государственные элементные сметные нормы на строительные работы. Сборник № 1. Земляные работы: утв. и введ. Гос. строит, ком. России 01.04.2000 // Гос. ком. РФ по стр-ву и жилищно-коммунальному комплексу. М.: 2002. — 204 с.
  89. ГЭСН 81−02−30−2001. Государственные элементные сметные нормы на строительные работы. Сборник № 30. Мосты и трубы: утв. и введ. Гос. строит. ком. России 01.01.2001 // Гос. ком. РФ по стр-ву и жилищно-коммунальному комплексу. М.: 2002. — 100 с.
  90. ТМД 50−601−2004. Методика оценки характеристик морозоопасных свойств грунтов в строительстве Санкт-Петербурга. СПб., 2005. — 11 с.
  91. ФЕР 81−02−01−2001. Федеральные единичные расценки на строительные работы. Сборник № 1. Земляные работы: утв. и введ. Гос. ком. РФ по стр-водоупор и жилищно-коммунальному комплексу 01.01.2002. СПб.: 2002. — 116 с.
  92. Fern models. Геореконструкция, 2001 / Авторы: К. Г. Шашкин, П. С. Алексеев, А. Г. Шашкин, В. Н. Парамонов, В. А. Васенин. СПб. 2001.
  93. , P. А. М. Protective qualities of surface treatments for concrete / Basheer, P. A. M., Long A. E. // Proceeding of the Institution of Civil Engineering. 1997. — Vol. 122, August. — P. 339−345, ill., tabl. — Bibliogr., 25 ref.
  94. Eerola, M. Road construction in a cold climate / Eerola M. // Raken-nustekniikka 1991. — Vol. 47. -№ 7. — pp.31−34.
  95. Hauggaard, A. B. Integration in numerical phase change analysis / Haug-gaard Anders Вое, Damkild Lars, Krenk Steen // 9th Nor. Semin. Comput. Mech., Lyngby, Oct. 25−26,1996. Lyngby, 1996. — P. 223−226.
  96. Haynes, F.D. Heat transfer characteristics of thermosyphons with inclined evaporator sections / Haynes F.D., Zarling J.P. // Proc. 1st Int. Offshore Mech. and Arct. Eng. (OMAE) Symp., Tokyo, APR. 13−18, 1986. Vol. 4 New York (N. Y.), 1986.-285−292.
  97. Perfect, E. Thermally induced water migration in frozen soils / Perfect E, Williafms P. J // Water Resources Research. 1985/V/21. № 3. P. 281 -296.
Заполнить форму текущей работой