Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Разработка объектно-ориентированного математического и программного обеспечения информационных технологий управления индивидуализированным обучением в коррекционной школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация работы. Результаты докладывались и обсуждались на V Всероссийской научно-практической конференции по новым информационных технологиям в образовании «Черноземье-2000» (Воронеж, 2000 г.), на Всероссийских конференциях «Ителлектуальные информационные системы» (Воронеж, 2001 г., 2002 г.), на I и II региональных конференциях «Информатизация учебного процесса и управления образованием… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИ-ОННОЙ ПЕДАГОГИКЕ
    • 1. 1. Современные проблемы обучения в коррекционной школе
    • 1. 2. Принципы обучения в коррекционной школе
    • 1. 3. Анализ использования информационных технологий в специальном обучении
    • 1. 4. Проблемы использования информационных технологий на коррекционных занятиях учащихся с ограниченными умственными возможностями
    • 1. 5. Цели и задачи исследования
  • Выводы первой главы
  • ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ ИССЛЕДУЕМОГО ПРОЦЕССА
    • 2. 1. Рассмотрение особенностей проведения коррекционных занятия с использованием информационных технологий как педагогической системы
    • 2. 2. Моделирование процесса индивидуализированного обучения учащихся на коррекционных занятиях с использованием информационных технологий
    • 2. 3. Структура объектно-ориентированного математического и программного обеспечения автоматизированной системы интеллектуальной поддержки индивидуализированного обучения
  • Выводы второй главы
  • ГЛАВА 3. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
    • 3. 1. Программа обучения элементам компьютерной грамотности учащихся коррекционной школы
      • 3. 1. 1. Формирование индивидуализированной траектории управления при реализации программы обучения
      • 3. 1. 2. Организационно-педагогические условия реализации информационных технологий управления индивидуализированным обучением
    • 3. 2. Математическое обеспечение для реализации эвристических диалоговых программ
      • 3. 2. 1. Компьютерная игра для отработки навыков устного счета
      • 3. 2. 2. Компьютерная игра для закрепления правописания словарных слов
      • 3. 2. 3. Компьютерная игра для интерактивного контроля знаний учащихся
      • 3. 2. 4. Формирование индивидуализированной траектории управления при работе с компьютерными играми
    • 3. 3. Коллективное проектирование Интернет-ориентированных программных средств
  • Выводы третьей главы
  • ГЛАВА 4. РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАН НЫМ ОБУЧЕНИЕМ УЧАЩИХСЯ КОРРЕКЦИОН-НОЙ ШКОЛЫ
    • 4. 1. Программный модуль операционной реализации программы специального курса «Информатика в коррек-ционной школе»
    • 4. 2. Программный модуль выбора форм и методов работы с учащимися на занятиях по началам информатики
    • 4. 3. Программный модуль обработки результатов наблюдения за учащимися
    • 4. 4. Программный модуль описания личностных особенностей учащихся коррекционной школы
      • 4. 4. 1. Проектирование автоматизированной информационной системы для обработки и хранения данных об учащихся
      • 4. 4. 2. Разработка структуры базы данных автоматизированной системы
      • 4. 4. 3. Построение структуры запросов базы данных
      • 4. 4. 4. Использование фреймовой организации базы данных для реализации запросов к системе
      • 4. 4. 5. Построение и реализация структуры графического интерфейса пользователя системы
    • 4. 5. Программный модуль накопления результатов наблюдения на занятиях по началам информатики
    • 4. 6. Экспертная система как перспектива дальнейшего развития автоматизированной системы
  • Выводы четвертой главы

Разработка объектно-ориентированного математического и программного обеспечения информационных технологий управления индивидуализированным обучением в коррекционной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Перспективным направлением развития коррекционного образования в рамках специальной школы является использование новых информационных технологий (НИТ), их методов и средств для наиболее эффективной организации процесса обучения, воспитания и развития учащихся с ограниченными умственными возможностями.

Коррекционная школа обучает детей, у которых первичный дефекторганическое поражение головного мозга порождает вторичные нарушения высших форм познавательных процессов (активного восприятия, словесно-логического мышления, речи, произвольных форм памяти), проявляющиеся в процессе социального развития ребенка. Вторичное недоразвитие психических свойств личности учащегося с ограниченными умственными возможностями проявляется в примитивных реакциях, неадекватной самооценке, негативизме, недоразвитии воли, невротическом поведении. Все эти недостатки отражения окружающей действительности и регуляции деятельности делают еще более необходимым соответствие условий обучения индивидуальным возможностям учащихся. Одна из основных задач специальной школы — социально-бытовая адаптация учащихся, подготовка учащихся к жизни в обществе, решается педагогическим коллективом школы во время проведения уроков, коррекционных занятий, внеклассных мероприятий.

В последние годы повысилась активность в исследованиях по использованию мощного технического средства обучения — компьютера в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья для решения различных задач по адаптации детей к окружающему миру [16, 114]. Поэтому не случаен интерес к проблеме использования новых информационных технологий (ИТ) в коррекционной школе для учащихся с ограниченными умственными возможностями (школа 8-го вида).

Применение НИТ в обучении учащихся специальной школы невозможно без соблюдения общедидактических и специальных принципов коррекционной педагогики: воспитывающего характера, практической направленности, расширения социальных связей, коррекционно-развивающего обучения, доступности, индивидуального подхода [4, 70].

В настоящее время в России большое внимание уделяется компьютеризации общеобразовательных школ, которая реализуется в рамках Президентской программы «Развитие единой образовательной информационной среды». Одновременно с этим назрела потребность выдвинуть в качестве важной социальной задачи внедрение информационных технологий в процесс коррекционного образования. В связи с этим возникает необходимость дальнейшей разработки методов использования компьютеров в специальной школе и НИТ в деятельности учителя коррекционной школы для организации и проведения занятий с учащимися с ограниченными умственными возможностями.

Имеется ряд публикаций, подчеркивающих важность применения НИТ в специальном обучении, анализ которых позволяет определить области практического применения информационных технологий для детей с ограниченными возможностями здоровья [14, 48, 62, 99]. Отдельные творческие коллективы посвятили свои исследования следующим направлениям работ: использование компьютера для обеспечения канала связи больного ребенка с внешним миром, поддержка развивающего обучения школьников, использование компьютера для коррекции недостатков развития. Однако вопросы методики использования НИТ в коррекционной работе с учащимися специальной школы разработаны недостаточно. Исследования показали, что ИТ можно использовать в коррекционной школе в следующих направлениях:

• обучение школьников началам «Информатики»;

• закрепление умений и навыков учащихся, сформированных при изучении школьных предметов;

• наблюдение и контроль динамики обучения, воспитания и развития учащихся;

• автоматизированное ведение школьной информации, необходимой для организации учебного процесса.

Поскольку в специальной школе 8-го вида учебной программой не предусмотрен предмет «Информатика», перечисленные направления работы в такой школе могут быть исследованы и реализованы учителем информатики на коррекционных занятиях с использованием ИТ, которые проводятся в школе на занятиях кружка в младших и средних классах и на факультативных занятиях в старших классах. Но упрощенная программа обучения (по сравнению с массовой школой) и сниженный темп обучения сами по себе только частично обеспечивают адаптацию учебно-воспитательного процесса индивидуальным возможностям учащихся с ограниченными умственными возможностями, так как у детей даже одного возраста эти возможности существенно различаются. Исходя из этого, в основу данного исследования положен индивидуализированный подход к учащимся на коррекционных занятиях с использованием информационных технологий. Индивидуализированный подход — необходимое условие разрешения противоречия между фронтальной организацией обучения и индивидуальным процессом усвоения учебного материала учащимися, а также их индивидуальным развитием. В специальной школе на коррекционных занятиях с использованием ИТ разрешить это противоречие можно при целенаправленной организации и методологии обучения, в рамках которой индивидуализированный подход своей основной целью ставит коррекцию психофизических недостатков учащихся.

Основное техническое средство учителя информатики для проведения коррекционных занятий с использованием ИТ — это компьютер. Для подготовки и проведения эффективных занятий с учащимися необходимо провести исследование вопроса по оснащению рабочего места учителя информатики таким математическим и программным обеспечением (ПО), которое помогало бы учителю в повседневной работе реализовать принцип индивидуализированного подхода к учащимся. Один из возможных путей решения проблемы — разработка индивидуализированной программы коррекционных занятий с использованием ИТ.

Вопросы математического и программного обеспечения автоматизированной системы интеллектуальной поддержки индивидуализированного обучения на коррекционных занятиях с использованием ИТ в специальной школе 8-го вида ранее не являлись предметом специальных исследований, что делает эту проблему актуальной.

Работа выполнена в соответствии с основными научными направлениями Воронежского государственного технического университета: «Вычислительные системы и программно-аппаратные комплексы для моделирования и управления», «Управление в социальных и экономических системах».

Целью диссертационной работы является разработка моделей, алгоритмов, объектно-ориентированного математического и программного обеспечения автоматизированной системы поддержки принятия решений и управления процессом индивидуализированного обучения учащихся с ограниченными умственными возможностями на коррекционных занятиях с использованием информационных технологий.

Для достижения указанной цели в работе решаются следующие задачи:

• анализ состояния применения информационных технологий в коррек-ционной педагогике и проблем их использования на коррекционных занятиях учащихся с ограниченными умственными возможностями;

• исследование учебного процесса в специальной школе как педагогической системы и разработка алгоритмов интеллектуальной поддержки принятия решений;

• разработка объектно-ориентированного математического обеспечения процесса индивидуализированного обучения на занятиях по изучению начал информатики с выполнением организационно-педагогических условий реализации программы обучения;

• формирование структуры программного обеспечения автоматизированной системы управления и принятия решений с учетом специфики объекта исследования;

• реализация и экспериментальная проверка методического и программного обеспечения автоматизированной системы управления и интеллектуальной поддержки принятия решений в коррекционной школе.

Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались основные положения теории математического моделирования, методы системного анализа и проектирования, методы классификации, методы анализа экспертной информации, методы построения реляционных баз данных, теории фреймов, методы объектно-ориентированного программирования.

Научная новизна. На защиту выносятся следующие положения, характеризующие научную новизну:

• алгоритмическая структура модели процесса индивидуализированного обучения на занятиях по началам информатики в коррекционной школе, отличающаяся учетом взаимосвязей средств педагогической коммуникации и подсистемы мониторинга знаний в замкнутом контуре управления обучением;

• формализованная модель предметной области, основанная на комплексном использовании качественных и количественных оценок параметров динамики обучения, воспитания и развития для классификации и выбора индивидуализированной траектории управления типологической группой учащихся;

• функционально-модульная структура объектно-ориентированного математического и программного обеспечения автоматизированного рабочего места учителя информатики, отличающаяся учетом информационных потоков по матрице межпредметных связей для интеллектуальной поддержки принятия решений по изменению форм и методов обучения;

• авторский подход, обеспечивающий использование потенциала компьютерных игр в специальном обучении, а также эвристические диалого.

I, А вые алгоритмы и реализующие их программы развивающих и обучающих игр по циклу взаимосвязанных учебных дисциплин;

• семантическая фреймовая организация базы данных для осуществления динамических запросов к информационной подсистеме сведений об учащихся, состоящей из субфреймов, в терминалах которых инициируются персонифицированные данные, необходимые для адаптивной коррекции процесса обучения.

Практическая значимость. На базе диссертационного исследования разработано математическое и программное обеспечение автоматизированного рабочего места учителя информатики специальной (коррекционной) школы.

Практическую ценность имеют:

• программный комплекс специальных компьютерных игр: «Словарные слова» для закрепления правописания словарных слов и пополнения словарного запаса, «Ромашка» для отработки навыков устного счета, «Правильный ответ» для контроля знаний по различным предметам;

• Интернет-ориентированное программное средство, представленное Web-caйтoм двух школ-участниц Сетевого проекта, реализующее результаты проектной деятельности — новой формы организации обучения с использованием НИТ;

• информационная подсистема «Школьник», содержащая базу данных по личностным особенностям учащихся, для использования на различных уровнях управления коррекционным обучением.

Реализация и внедрение результатов. Материалы диссертации используются в учебном процессе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы № 31 г. Воронежа при обучении началам информатики на коррекционных занятиях с использованием ИТв Воронежском областном институте повышения квалификации и переподготовки кадров работников образования — в учебных курсах повышения квалификации учителей начальных классов, классов коррекции, руководителей и учителей интернатных учреждений областив Воронежском государственном педагогическом университете — в учебных дисциплинах: «Педагогическая информатика», «Информационные технологии в образовании».

Апробация работы. Результаты докладывались и обсуждались на V Всероссийской научно-практической конференции по новым информационных технологиям в образовании «Черноземье-2000» (Воронеж, 2000 г.), на Всероссийских конференциях «Ителлектуальные информационные системы» (Воронеж, 2001 г., 2002 г.), на I и II региональных конференциях «Информатизация учебного процесса и управления образованием. Сетевые и Интернет-технологии» (Воронеж, 2001 г., 2002 г.), на II и III региональных научно-методических конференциях «Информатика как педагогическая задача» (Воронеж, 2002 г., 2003 г.), на Международной электронной телеконференции в рамках Педагогического фестиваля «Интернет и образование» (Барнаул, 2001 г.), на научных семинарах кафедры автоматизированных и вычислительных систем ВГТУ (Воронеж, 2002 г., 2003 r3) i время проведения исследовательской работы было получено семь дипломов и призов за участие в конкурсах учителей информатики г. Воронежа и г. Москвы по практическим материалам научной работы.

В фонде алгоритмов и программ Всероссийского научно-технического информационного центра компьютерных программ зарегистрированы четыре оригинальные программные разработки автора.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 16 печатных работ. В работах, опубликованных в соавторстве и приведенных в списке литературы, лично автору принадлежит: в [8, 9, 10, 11] - алгоритмы и программы компьютерных игр «Словарные слова», «Ромашка», «Правильный ответ" — в [12] -новая организационная форма работы в коррекционной школе — Интернет-проектв [13] - фреймовая организация базы данных для реализации запросов к системев [14] - выбор и обоснование параметров динамики развития учащихсяв [15] - структура АИС по учащимся школыв [16] - анализ возможностей Интернет для использования в работе учителя информатики кор-рекционной школы.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав и заключения, изложенных на 149 страницах, списка литература из 124 наименований и 6 приложений, содержит 31 рисунок и 21 таблицу.

ВЫВОДЫ ЧЕТВЕРТОЙ ГЛАВЫ.

1. Разработан состав программного обеспечения автоматизированной системы поддержки принятия решений и управления процессом индивидуализированного обучения учащихся на коррекционных занятиях с использованием ИТ, включающий пять программных модулей.

2. Разработана структурная схема информационных потоков автоматизированной системы, предназначенной для управления процессом индивидуализированного обучения учащихся на коррекционных занятиях с использованием ИТ.

3. Создана в составе автоматизированной системы управления процессом индивидуализированного обучения началам информатики в коррек-ционной школе информационная подсистема «Школьник» с описанием личностных особенностей учащихся школы, которая включает следующие этапы работы: проектирование информационной подсистемыразработку схемы информационных потоков в системевыбор среды реализации программного продуктаразработку структуры базы данных и структурной схемы подсистемывыявление связей между таблицами в базе данныхразработку структуры запросов, обеспечивающих выборку и сортировку данныхфреймовую организацию базы данных для реализации запросов к подсистемеразработку структуры графического интерфейса пользователя. Созданная автоматизированная информационная подсистема «Школьник» используется в организации учебного процесса СКОШ № 31 г. Воронежа.

4. Технически реализованы программные модули автоматизированной системы принятия решений и управления процессом индивидуализированного обучения, предназначенной для сбора, хранения и обработки информации и визуализации полученных результатов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Разработанная автоматизированная система поддержки принятия решений учителем специальной школы в ходе управления индивидуализированным обучением учащихся с ограниченными умственными возможностями показала возможность целенаправленного воздействия на учащихся каждой типологической группы для решения педагогических задач коррекционного обучения. Перспективы дальнейшего развития данной автоматизированной системы возможны в нескольких направлениях: создание на ее базе экспертной системы по выбору индивидуализированного обучения учащихся кор-рекционной школы учителями-предметниками после внесения в систему результатов наблюдений за учащимисяболее широкое внедрение этой автоматизированной системы в коррекционные школы других видов, а также в классы коррекции массовых школ, что приведет к учету специфики особенностей учащихся и более эффективной организации обучения.

В работе создано математическое и программное обеспечение, направленное на активизацию действий учащихся, которое использует игровые методы с учащимися, реализованные в виде обучающих компьютерных игр. Дальнейшая разработка этого направления возможна в следующем: создание развивающих компьютерных игр специально для учащихся с ограниченными умственными возможностями с анализом перечня корректируемых умений и навыков учащихсяразработка алгоритмов и программ творческих и деловых компьютерных игр для учащихся коррекционной школыиспользование информационных технологий для закрепления знаний, полученных на общеобразовательных предметах, например, путем разработки с учителем-предметником электронного учебника с компьютерными программами-тренажерами для формирования навыков по этому предмету.

В дальнейшем возможно дополнить разработанную информационную подсистему «Школьник» данными, содержащими перечень параметров динамики обучения, воспитания и развития учащихся и их количественные оценки для учащегося по каждому предмету. Это позволит сформировать базу знаний экспертной системы, необходимой для повышения обоснованности и качества решений, принимаемых учителем, и, в конечном итоге, перейти к прогнозированию индивидуализированной траектории управления типологической группой учащихся для адаптивного планирования занятий на выбранный учебный период.

В диссертационной работе получены следующие основные результаты:

1. Проведен системный анализ процесса изучения начал информатики на коррекционных занятиях с использованием НИТ как педагогической системы, позволивший адекватно представить предметную область с учетом специфики работы учителя информатики и особенностями учащихся специальной школы.

2. Разработана алгоритмическая структура и формализованное описание модели процесса индивидуализированного обучения на занятиях по началам информатики в коррекционной школе, которая реализует процедуру принятия решений по результатам наблюдения и контроля параметров динамики обучения, воспитания и развития для классификации учащихся по типологическим группам.

3. Разработана функционально-модульная структура автоматизированной системы поддержки принятия решений и управления процессом индивидуализированного обучения, позволившая декомпозировать процесс разработки программного обеспечения для реализации отдельных модулей.

4. Предложен и обоснован авторский подход к созданию объектно-ориентированного математического и программного обеспечения, отличающийся применением эвристических развивающих методов в условиях коррекционной школы, в ходе реализации которого разработаны алгоритмы и программы оригинальных компьютерных развивающих и обучающих игр по основным учебным дисциплинам.

5. Обоснован и реализован механизм коллективного проектирования Интернет-ориентированных программных средств, позволяющих использовать новую форму организации обучения в коррекционной школе — проектную деятельность.

6. Создан алгоритм формирования индивидуализированной траектории управления типологической группой обучаемых при работе с эвристическими развивающими программами на основе разработанных карты умений и навыков, сформированных на других предметах, и карты учета работы учащихся.

7. Разработана и реализована автоматизированная система поддержки принятия решений и управления процессом индивидуализированного обучения, обеспечивающая сочетание научных знаний и практического опыта с возможностями новых информационных технологий и предназначенная для сбора, хранения, обработки информации и визуализации полученных результатов.

8. Разработана и программно реализована информационная подсистема «Школьник» с описанием личностных особенностей учащихся коррекционной школы, в процессе создания которой разработано объектно-ориентированное математическое и программное обеспечение, отличающееся использованием фреймовой организации базы данных для реализации запросов к локальной подсистеме, состоящей из корневых фреймов одинаковой структуры.

9. Применение разработанных моделей, алгоритмов и программ в условиях коррекционной школы учителями-предметниками дает возможность накапливать в базе данных системы информацию по обучению, воспитанию и развитию учащихся по каждому предмету, что в перспективе позволит сформировать группы экспертов и создать экспертную систему для исследуемого в работе процесса.

10.Разработанные программные средства прошли регистрацию в Государственном фонде алгоритмов и программ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Внешний вид главной Web-страницы имеет следующую экранную форму (рис.ПЗ.1). Все Web-страницы первого уровня содержат тексты, раскрывающие содержание программы занятий с учащимися коррекционной школы и ссылки друг на друга.
  2. Следующий шаг разработки ПО АРМ учителя информатики коррекци-онной школы реализация ПМ выбора форм и методов работы с учащимися.
  3. Программный модуль выбора форм и методов работы с учащимися на занятиях по началам информатики
  4. ПО АРМ учителя информатики коррекционной школы для проведения занятия в форме урока описано нами в предыдущем разделе работы. При проведении индивидуальной работы с учащимся учитель может воспользоваться тем же программным обеспечением.
  5. Актуальные проблемы олигофренопедагогики. Сб.науч. тр./ АПН СССР, НИИ дефектологии. Под ред. В. В. Воронковой. — М.: АПН СССР, 1988, — 167с.
  6. Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989.-244с.
  7. Л.Б., Зарин А. П. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учебное пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена- Изд-во «СОЮЗ», 2001. -416с.
  8. Л.А., Подвальный С. Л., Савинков Ю. А. Управление информационной деятельностью в региональной системе повышения квалификации работников образования на базе компьютерных технологий. -Воронеж: ВОИПКРО, 2001. 76с.
  9. Г. П. Автоматизация функционирования и проектирования систем оценки качества подготовки специалистов в высшей школе. Ав-тореф. диссертации на соиск. ст. к.т.н., Воронеж, 2001. 16с.
  10. А.И., Коптелов A.B., Некрасова Г. Н. Современные информационные технологии // Школа и производство. 2001. № 1. С. 14−19.
  11. Большая Советская Энциклопедия.- Изд.3-е.-М.: Сов.энциклоп., 1976, 1600 с.
  12. Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора. Учебное пособие. -М. Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000.-146с.
  13. В.Н. Формирование мотивации учебной деятельности младших подростков с задержкой психического развития // Дефектология. 2000. № 3.- С.23−31
  14. Ю.Брезе Б. Активизация ослабленного интеллекта при обучении во вспомогательных школах / Перевод с нем. А. Н. Зуевой. Под ред. Г. К. Ушакова. М.: Медицина, 1981. — 239с.
  15. П.Бусленко Н. П. Моделирование сложных систем. -М.: «Наука», 1968.-356с.
  16. М.И. Беседы о детской психиатрии: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1986.-208с.
  17. Н.П. Психомоторика детей-олигофренов. М.: Педагогика, 1976, — 104с.
  18. М.Вальчук Н. П., Шамшур Э. В. Компьютерная обучающая программа «Звукослоговый анализ слов» и первый опыт ее применения в детском саду (из опыта работы) // Дефектология. 2000. № 3.- С.55−65
  19. Васильева-Гангнус Л. П. Азбука вежливости. 3-е изд. -М.: Педагогика, 1988.-144с.
  20. Р., Маклин К. Компьютеры в школе: Пер. с англ./Общ. ред. ивступ.ст. В. В. Рубцова. М.: Прогресс, 1988. — 336с.
  21. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе, под ред. Во-ронковой В.В.- М.:"Школа-Пресс", 1994. 416с.
  22. Выготский J1.C. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя.-3-е изд.-М.:Просвещение, 1991.-93с.
  23. Л.П., Кремер О. Б. Компьютерная игра как одно из средств индивидуализированного обучения в коррекционной школе.// Информатика как педагогическая задача. Материалы второй научно-методической конференции. Воронеж: ВГУ, 2002.- С.45−48.
  24. Л.П., Кремер О. Б. Развивающие и обучающие игры для детей с ограниченными возможностями. // Компьютерные учебные программы и инновации. Москва, 2001. № 3.- С.57−63.
  25. Л.П., Кремер О. Б. Развивающие и обучающие игры для детей с ограниченными возможностями. // Компьютерные учебные программы и инновации.- 2001. № 3.- http://vvv.informika.ru/text/maga7./ inno-vat/n32001 /n32001.html
  26. П.Я., Талызина Н. Ф. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. М.: МГУ, 1968.- 134с.
  27. Е.Л., Кукушкина О. И. Внутренний мир человека как предмет изучения в специальной школе: опыт проектирования нового содержания обучения. // Дефектология. 1998. № 3.- С.3−14.
  28. Е.Л., О.И. Кукушкина. Реабилитация средствами образования: особые образовательные потребности детей с выраженными нарушениями в развитии. Юлектронный альманах ИКП РАО, Москва. 2002
  29. A.B., Лесневский A.C. Программа курса информатики для I -IX классов средней школы //Информатика в играх и задачах. 1997. № 7.-С.55−96.
  30. В.В. Интегральная образовательная технология. Серия «Системные основания образовательной технологии. -М.: Знание, 1999.-158с.
  31. В.В. Методы обучения и организационные формы уроков. Серия
  32. Системные основания образовательной технологии. -М.: Знание, 1999.-97с.
  33. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.-376с.
  34. Дети с отклонениями в развитии: Методич. пособие./Сост.Н. Д. Шматко. -М.: Аквариум, 1997. -128с.
  35. Дефектологический словарь. Академия педагогических наук СССР. НИИ дефектологии. М.: „Педагогика“, 1970.-503с
  36. Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. -М.:Педагогика, 1969. 215с.
  37. Е.А., Стребелева Е. А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта //Дефектология. 1999. № 6.- С.25−34.
  38. Г. И. Познавательная возможность учащихся вспомогательной школы. Киев: Радянска школа, 1972. — 130с.
  39. И.Г. Олигофренопедагогика. Учебное пособие для студентов. Киев: Вища школа, 1985. — 327с.
  40. А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей.-2-е изд., доп. М.:Просвещение, 1993.-192с.
  41. И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. -Ростов н/Д.:Изд-во „Феникс“, 1997. 480с.41 .Исследование личности и познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы: Сб.науч.тр. / Под ред. В. Г. Петровой. М.: Б.и., 1980. — 81с.
  42. Исследование познавательных процессов детей олигофренов: Сб.науч.тр. / АПН СССР, НИИ дефектологии. — М.: АПН СССР, 1987. -88с.
  43. Исследование уровня самостоятельности учащихся вспомогательной школы / Кишин.гос.пед.ин-т им. И.Крянгэ. Кишинев: Штинца, 1986. -71с.
  44. В.П. Педагогическая коррекция: Испр. недостатков характера у детей и подростков: Кн. для учителя. -М.:Просвещение, 1992. 223с.
  45. Дж. Системология. Автоматизация решения системных задач: Пер. с англ. -М.: Радио и связь, 1990. -554с.
  46. A.B. Учителю технологии о сети Интернет и ее использовании в информационно-технологической подготовке учащихся //Школа и производство. 2000. № 2, — С. 16−23.
  47. К.Г. Содержание системы измерителей (инструментария оценки) базовых знаний и умений слабослышащих школьников по русскому языку //Дефектология. 1999. № 6.- С.71−83.
  48. Т.К. „Видимая речь“: десять лет в России //Дефектология. 1999. № 4.- С.57−65.
  49. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы /Науч. исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1985. — 128с.
  50. Коррекционно-развивающая направленнность обучения и воспитания умственно отсталых школьников: Межвуз. Сб.науч.тр. / Моск.гос.пед.ин-т им. В. И. Ленина М.:МГПИ, 1987, — 125с.
  51. Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталого ребенка: Межвузовский сборник научных трудов.-М.: МГПИ им В. И. Ленина, 1985. 122с.
  52. О.Б. Использование новых информационных технологий в работе учителя информатики коррекционной школы // „Интернет в профессиональной деятельности“ Под ред. Рудаковой Д. Т. Москва: Прожект Хармони, Инк., 2003 — в печати.
  53. О.Б. Научно-методическое обеспечение работы учителя информатики в коррекционном обучении. // Вестник ВОИПКРО. Вып. 7. -Воронеж: ВОИПКРО, 2001, — С. 154−156.
  54. О.Б. Опыт применения новых информационных технологий в коррекционной школе. Труды Всероссийской конференции „Интеллектуальные информационные системы“ // ВГТУ. 2001. Часть 2. -С. 184 187.
  55. О.Б. Опыт участия детей с ограниченными возможностями здоровья в Интернет-проекте. Материалы международной научно-практической конференции „Информационные и коммуникационные технологии в образовании“ // Педагогический университетский вестник
  56. Алтая. 2001. № 1.- http://www.bspu.secna.ru/ Journal/ vestnik/ ARHIW/ N 1 2001 / nauchkonl72sekz/kremer/index.htm
  57. О.Б. Программа развивающей и обучающей игры „Правильный ответ“. М.: ФАП ВНТИЦ, 2001. № госрегистрации 50 200 100 329 от 06.09.2001.
  58. О.Б. Программа развивающей и обучающей игры „Ромаш-ка“. М.: ФАП ВНТИЦ, 2001. № госрегистрации 50 200 100 328 от 02.09.2001.
  59. О.Б. Программа развивающей и обучающей игры „Словарные слова“. М.: ФАП ВНТИЦ, 2001. № госрегистрации 50 200 100 327 от 06.09.2001.
  60. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. -М.:Высш.шк., 1989.-167с.
  61. О.И. Внутренний мир человека и . компьютер?! //Дефектология. 1999. № 3.- С.47−57.
  62. О.И. Организация использования компьютерной техники в специальной школе //Дефектология. № 5. 1995.- С. 38−43.
  63. Л.П., Кремер О. Б., Подвальный С. Л. Методика оценки динамики развития учащихся при изучении информатики в коррекционной школе. //Труды Всероссийской конференции „Интеллектуальные информационные системы“, ч.2, Воронеж, ВГТУ, 2002. С.143−146.
  64. Л.С. Проблемы дефектологии. -М.:Просвещение, 1995. -323с.
  65. В.А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов.-М.: Просвещение, 1991.- 143с.
  66. Л. и др. Практическое введение в технологию искусственного интеллекта и экспертных систем с иллюстрациями на Бейсике. М.: Финансы и статистика, 1990. — 239с.
  67. A.A. Л.С.Выготский. М.: Просвещение, 1990. — 158с.
  68. В.И. К вопросу об обучаемости детей с нарушенным умственным развитием. //Дефектология. 1999. № 3.- С. 18−21
  69. А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. -М.: Педагогика-Пресс, 1996. -80с.
  70. А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. -М.:АРКТИ, 2000. -124с.
  71. H.H. Специальное образование в России и зарубежом. ИКП РАО, электронная версия печатного издания//Электронный альманах ИКП РАО, Москва, 2000
  72. И.Ю., Аскоченская Е. Ю., Бонк И. А. Как развить внимание и память вашего ребенка (книга для детей и их родителей). -М.:"Эйдос», 1994. -113с.
  73. Материалы X международной конференции «Применение новых технологий в образовании», 1999, Троицк. 156с.
  74. Материалы XII конференции-выставки «Информационные технологии в образовании»: Сборник трудов участников конференции. Часть V. ИТ в обучении людей со специальными потребностями. М.: МИФИ, 2002 -160с.
  75. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения: (Педагогическая наука реформе школы). -М.: Педагогика, 1988.- 192с.
  76. М. Фреймы для представления знаний: Пер. с англ. -М.:Энергия, 1979.- 152с.
  77. .Г. Проблема группового выбора. -М.: Наука, 1974. 256с.
  78. Мирский C. J1. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении / Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1990. — 160с.
  79. СЛ. Организация развивающего обучения во вспомогательной школе //Дефектология. 2000. № 3, — С.32−37
  80. В.Г. Оптимизация государственной аккредитации образовательных организаций на основе интегрированной системы концептуального моделирования и принятия решений. Автореферат дис. на со-иск уч ст д.т.н., Воронеж, 1997. -16с.
  81. К. Как построить свою экспертную систему: Пер. с англ. -М.: Энергоатомиздат, 1991.-286с.
  82. Нормативный документ «Гигиенические требования к видиодисплей-ным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы (Санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.2.54 296)» -М.: Госкомсанэпиднадзор России, 1996. 48с.
  83. Особенности умственной работоспособности учащихся вспомогательной школы: Сб.науч.тр. / Моск.гос.пед.ин-т им. В. И. Ленина. -М.:МГПИ, 1982.-79с.
  84. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по информатике / А. А. Кузнецов, Л. Е. Самовольнова, Н. Д. Угринович.-М.:Дрофа, 2000.-48с.
  85. Ю.А. Курс «Информационная культура» и начальная школа. //Компьютерные инструменты в образовании. 2001. № 3.- С.23−32
  86. В.И., Савинков В. М. Толковый словарь по информатике. -М.: Финансы и статистика, 1991. 543с.
  87. .И. Формирование двигательных навыков учащихся вспомогательной школы. М.?Педагогика, 1977. — 128с.
  88. С.Л., Кремер О. Б., Семенов В. В. Автоматизированная информационная система «Школьник». М.: ФАП ВНТИЦ, 2002. № госрегистрации 50 200 200 457 от 28.06.2002.
  89. Представление и использование знаний: Пер. с япон./ Под ред. Х. Уэно, М.Исидзуки. М.: Мир, 1989. — 220с.
  90. Приобретение знаний: Пер. с япон./Под ред. С. Осуги, Ю.Саэки. М.: Мир, 1990.-304с.
  91. Программы для 5−9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Под ред.В. В. Воронковой: С6.1.-М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000- 165с.
  92. Проект «Стандарта общего образования умственно отсталых обучающихся». Воронкова В. В., Исаева Т. Н., Мирский С. Л., Эк В.В.
  93. В.Н., Костылевская В. М., Данюшевская Т. И. Экспериментальная программа по «Азбуке информатики» для младших классов.// Информатика в младших классах. Серия «Информатика в школе». М.: Информатика и образование, 1997. № 6.- С. 19−24.
  94. Психологическая диагностика и коррекция личности школьников. Под ред. Мягкова И. Ф. Методические рекомендации для студентов пединститутов и школьных психологов. -Воронеж:ВГПИ. 1991. 184с.
  95. Г. М., Лызлов A.B. Использование компьютера на уроках по обработке ткани // Школа и производство. 2001. № 1. -С.52.
  96. A.C. Проверка знаний учащихся 5−8-х классов по технологиитехнический труд) с помощью кроссвордов // Школа и производство. 2001. № 1.- С.60−64.
  97. Рубинштейн C. J1. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989. -488с.
  98. С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология». -2-е изд., перераб. и доп. -М.:Просвещение, 1979. -192с.
  99. H.H. Экспериментальная программа для I-III классов «Компьютерная азбука».// Информатика в младших классах. Серия «Информатика в школе». № 7−1997. М.: Информатика и образование. 1997.-С.3−27.
  100. Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. -М.:Новая школа, 1993. -144с.
  101. Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. -М.: Народное образование, 1998. -256с.
  102. А.Л., Рудченко Т. А., Щеглова О. В. Учебная программа «Информатика 1−3»// Информатика и образование. 1998. № 6.- С.23−37.
  103. И.А. Информационные технологии и образование, 1999.-www.informika.ru
  104. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. 2-е изд. М.: Сов. Энциклопедия, 1982. — 1600с.
  105. Ю9.Сойер Б., Фостер Д. Л. Программирование экспертных систем на Паскале: Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1990. — 191с.
  106. ПО.Солсо PJL Когнитивная психология.-Пер. с англ. -М.:Тривола, 1996. -600с.
  107. В.Н., Бодрова И. Б. Акмеологический подход к повышению качества коррекционно-развивающего обучения. //Акмеологические проблемы подготовки преподавателей. Сборник научных трудов. Выпуск 1,-Москва-Шуя, 1998.- С.96−138.
  108. Тингей-Михаэлис К. Дети с недостатками развития: Книга в помощь родителям: Пер. с англ. / Под ред. Д. В. Колесова. М.: Педагогика, 1988.-240с.
  109. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии от 12 марта 1997 г. N 288.- www.informika.ru
  110. . Мои ученики работают на компьютерах: Кн. для учителя: Пер. с англ. -М.: Просвещение, 1989. 224с.1 15. Хрусталева A.M. Коррекционная работа при изучении темы «Состав слова» // Дефектология. 1999. № 6.- С. 18−20.
  111. Пб.Хьюз Дж., Мичтом Дж. Структурный подход к программированию: Пер. с англ. -М.: Мир, 1980. 278с.
  112. Р. Имитационное моделирование систем искусство и наука. Пер. с англ. — М.: «Мир», 1978. -418с.
  113. Шиф Ж. И. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. М.:Просвещение, 1965. — 331с.
  114. Школа сотрудничества М.: Первое сентября, 2000. — 272с.
  115. Н.Е. Практикум по педагогической технологии. -М.: Педагогическое общество России, 1998. 250с.
  116. Экспертные системы для персональных компьютеров: методы, средства, реализации: Справ, пособие / В. П. Крисевич, Л. А. Кузьмич, А. М. Шиф и др. Мн.: Высш. шк., 1990. — 197с.
  117. Ю.М., Чайнова Л. Д., Поддъяков Н. Н., Зворыгина Е. В. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. -М.:ЛИНК-ПРЕСС, 1998. 328с.
  118. Elmasri, R. and Navathe, S. Fundamentals of Database Systems. Second edition. The Benjamin/Cummings Publishing Company, Inc. Redwood City, California, 1994. — 873 p.
  119. Tanenbaum A.S. Computer Networks. Third Edition. Prentice-Hall, Inc., Upper Saddle River, New Jersey, USA, 1996. — 813 p.
Заполнить форму текущей работой