Разработка объектно-ориентированного математического и программного обеспечения информационных технологий управления индивидуализированным обучением в коррекционной школе
Апробация работы. Результаты докладывались и обсуждались на V Всероссийской научно-практической конференции по новым информационных технологиям в образовании «Черноземье-2000» (Воронеж, 2000 г.), на Всероссийских конференциях «Ителлектуальные информационные системы» (Воронеж, 2001 г., 2002 г.), на I и II региональных конференциях «Информатизация учебного процесса и управления образованием… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИ-ОННОЙ ПЕДАГОГИКЕ
- 1. 1. Современные проблемы обучения в коррекционной школе
- 1. 2. Принципы обучения в коррекционной школе
- 1. 3. Анализ использования информационных технологий в специальном обучении
- 1. 4. Проблемы использования информационных технологий на коррекционных занятиях учащихся с ограниченными умственными возможностями
- 1. 5. Цели и задачи исследования
- Выводы первой главы
- ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ ИССЛЕДУЕМОГО ПРОЦЕССА
- 2. 1. Рассмотрение особенностей проведения коррекционных занятия с использованием информационных технологий как педагогической системы
- 2. 2. Моделирование процесса индивидуализированного обучения учащихся на коррекционных занятиях с использованием информационных технологий
- 2. 3. Структура объектно-ориентированного математического и программного обеспечения автоматизированной системы интеллектуальной поддержки индивидуализированного обучения
- Выводы второй главы
- ГЛАВА 3. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
- 3. 1. Программа обучения элементам компьютерной грамотности учащихся коррекционной школы
- 3. 1. 1. Формирование индивидуализированной траектории управления при реализации программы обучения
- 3. 1. 2. Организационно-педагогические условия реализации информационных технологий управления индивидуализированным обучением
- 3. 2. Математическое обеспечение для реализации эвристических диалоговых программ
- 3. 2. 1. Компьютерная игра для отработки навыков устного счета
- 3. 2. 2. Компьютерная игра для закрепления правописания словарных слов
- 3. 2. 3. Компьютерная игра для интерактивного контроля знаний учащихся
- 3. 2. 4. Формирование индивидуализированной траектории управления при работе с компьютерными играми
- 3. 3. Коллективное проектирование Интернет-ориентированных программных средств
- 3. 1. Программа обучения элементам компьютерной грамотности учащихся коррекционной школы
- Выводы третьей главы
- ГЛАВА 4. РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАН НЫМ ОБУЧЕНИЕМ УЧАЩИХСЯ КОРРЕКЦИОН-НОЙ ШКОЛЫ
- 4. 1. Программный модуль операционной реализации программы специального курса «Информатика в коррек-ционной школе»
- 4. 2. Программный модуль выбора форм и методов работы с учащимися на занятиях по началам информатики
- 4. 3. Программный модуль обработки результатов наблюдения за учащимися
- 4. 4. Программный модуль описания личностных особенностей учащихся коррекционной школы
- 4. 4. 1. Проектирование автоматизированной информационной системы для обработки и хранения данных об учащихся
- 4. 4. 2. Разработка структуры базы данных автоматизированной системы
- 4. 4. 3. Построение структуры запросов базы данных
- 4. 4. 4. Использование фреймовой организации базы данных для реализации запросов к системе
- 4. 4. 5. Построение и реализация структуры графического интерфейса пользователя системы
- 4. 5. Программный модуль накопления результатов наблюдения на занятиях по началам информатики
- 4. 6. Экспертная система как перспектива дальнейшего развития автоматизированной системы
- Выводы четвертой главы
Разработка объектно-ориентированного математического и программного обеспечения информационных технологий управления индивидуализированным обучением в коррекционной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Перспективным направлением развития коррекционного образования в рамках специальной школы является использование новых информационных технологий (НИТ), их методов и средств для наиболее эффективной организации процесса обучения, воспитания и развития учащихся с ограниченными умственными возможностями.
Коррекционная школа обучает детей, у которых первичный дефекторганическое поражение головного мозга порождает вторичные нарушения высших форм познавательных процессов (активного восприятия, словесно-логического мышления, речи, произвольных форм памяти), проявляющиеся в процессе социального развития ребенка. Вторичное недоразвитие психических свойств личности учащегося с ограниченными умственными возможностями проявляется в примитивных реакциях, неадекватной самооценке, негативизме, недоразвитии воли, невротическом поведении. Все эти недостатки отражения окружающей действительности и регуляции деятельности делают еще более необходимым соответствие условий обучения индивидуальным возможностям учащихся. Одна из основных задач специальной школы — социально-бытовая адаптация учащихся, подготовка учащихся к жизни в обществе, решается педагогическим коллективом школы во время проведения уроков, коррекционных занятий, внеклассных мероприятий.
В последние годы повысилась активность в исследованиях по использованию мощного технического средства обучения — компьютера в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья для решения различных задач по адаптации детей к окружающему миру [16, 114]. Поэтому не случаен интерес к проблеме использования новых информационных технологий (ИТ) в коррекционной школе для учащихся с ограниченными умственными возможностями (школа 8-го вида).
Применение НИТ в обучении учащихся специальной школы невозможно без соблюдения общедидактических и специальных принципов коррекционной педагогики: воспитывающего характера, практической направленности, расширения социальных связей, коррекционно-развивающего обучения, доступности, индивидуального подхода [4, 70].
В настоящее время в России большое внимание уделяется компьютеризации общеобразовательных школ, которая реализуется в рамках Президентской программы «Развитие единой образовательной информационной среды». Одновременно с этим назрела потребность выдвинуть в качестве важной социальной задачи внедрение информационных технологий в процесс коррекционного образования. В связи с этим возникает необходимость дальнейшей разработки методов использования компьютеров в специальной школе и НИТ в деятельности учителя коррекционной школы для организации и проведения занятий с учащимися с ограниченными умственными возможностями.
Имеется ряд публикаций, подчеркивающих важность применения НИТ в специальном обучении, анализ которых позволяет определить области практического применения информационных технологий для детей с ограниченными возможностями здоровья [14, 48, 62, 99]. Отдельные творческие коллективы посвятили свои исследования следующим направлениям работ: использование компьютера для обеспечения канала связи больного ребенка с внешним миром, поддержка развивающего обучения школьников, использование компьютера для коррекции недостатков развития. Однако вопросы методики использования НИТ в коррекционной работе с учащимися специальной школы разработаны недостаточно. Исследования показали, что ИТ можно использовать в коррекционной школе в следующих направлениях:
• обучение школьников началам «Информатики»;
• закрепление умений и навыков учащихся, сформированных при изучении школьных предметов;
• наблюдение и контроль динамики обучения, воспитания и развития учащихся;
• автоматизированное ведение школьной информации, необходимой для организации учебного процесса.
Поскольку в специальной школе 8-го вида учебной программой не предусмотрен предмет «Информатика», перечисленные направления работы в такой школе могут быть исследованы и реализованы учителем информатики на коррекционных занятиях с использованием ИТ, которые проводятся в школе на занятиях кружка в младших и средних классах и на факультативных занятиях в старших классах. Но упрощенная программа обучения (по сравнению с массовой школой) и сниженный темп обучения сами по себе только частично обеспечивают адаптацию учебно-воспитательного процесса индивидуальным возможностям учащихся с ограниченными умственными возможностями, так как у детей даже одного возраста эти возможности существенно различаются. Исходя из этого, в основу данного исследования положен индивидуализированный подход к учащимся на коррекционных занятиях с использованием информационных технологий. Индивидуализированный подход — необходимое условие разрешения противоречия между фронтальной организацией обучения и индивидуальным процессом усвоения учебного материала учащимися, а также их индивидуальным развитием. В специальной школе на коррекционных занятиях с использованием ИТ разрешить это противоречие можно при целенаправленной организации и методологии обучения, в рамках которой индивидуализированный подход своей основной целью ставит коррекцию психофизических недостатков учащихся.
Основное техническое средство учителя информатики для проведения коррекционных занятий с использованием ИТ — это компьютер. Для подготовки и проведения эффективных занятий с учащимися необходимо провести исследование вопроса по оснащению рабочего места учителя информатики таким математическим и программным обеспечением (ПО), которое помогало бы учителю в повседневной работе реализовать принцип индивидуализированного подхода к учащимся. Один из возможных путей решения проблемы — разработка индивидуализированной программы коррекционных занятий с использованием ИТ.
Вопросы математического и программного обеспечения автоматизированной системы интеллектуальной поддержки индивидуализированного обучения на коррекционных занятиях с использованием ИТ в специальной школе 8-го вида ранее не являлись предметом специальных исследований, что делает эту проблему актуальной.
Работа выполнена в соответствии с основными научными направлениями Воронежского государственного технического университета: «Вычислительные системы и программно-аппаратные комплексы для моделирования и управления», «Управление в социальных и экономических системах».
Целью диссертационной работы является разработка моделей, алгоритмов, объектно-ориентированного математического и программного обеспечения автоматизированной системы поддержки принятия решений и управления процессом индивидуализированного обучения учащихся с ограниченными умственными возможностями на коррекционных занятиях с использованием информационных технологий.
Для достижения указанной цели в работе решаются следующие задачи:
• анализ состояния применения информационных технологий в коррек-ционной педагогике и проблем их использования на коррекционных занятиях учащихся с ограниченными умственными возможностями;
• исследование учебного процесса в специальной школе как педагогической системы и разработка алгоритмов интеллектуальной поддержки принятия решений;
• разработка объектно-ориентированного математического обеспечения процесса индивидуализированного обучения на занятиях по изучению начал информатики с выполнением организационно-педагогических условий реализации программы обучения;
• формирование структуры программного обеспечения автоматизированной системы управления и принятия решений с учетом специфики объекта исследования;
• реализация и экспериментальная проверка методического и программного обеспечения автоматизированной системы управления и интеллектуальной поддержки принятия решений в коррекционной школе.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались основные положения теории математического моделирования, методы системного анализа и проектирования, методы классификации, методы анализа экспертной информации, методы построения реляционных баз данных, теории фреймов, методы объектно-ориентированного программирования.
Научная новизна. На защиту выносятся следующие положения, характеризующие научную новизну:
• алгоритмическая структура модели процесса индивидуализированного обучения на занятиях по началам информатики в коррекционной школе, отличающаяся учетом взаимосвязей средств педагогической коммуникации и подсистемы мониторинга знаний в замкнутом контуре управления обучением;
• формализованная модель предметной области, основанная на комплексном использовании качественных и количественных оценок параметров динамики обучения, воспитания и развития для классификации и выбора индивидуализированной траектории управления типологической группой учащихся;
• функционально-модульная структура объектно-ориентированного математического и программного обеспечения автоматизированного рабочего места учителя информатики, отличающаяся учетом информационных потоков по матрице межпредметных связей для интеллектуальной поддержки принятия решений по изменению форм и методов обучения;
• авторский подход, обеспечивающий использование потенциала компьютерных игр в специальном обучении, а также эвристические диалого.
I, А вые алгоритмы и реализующие их программы развивающих и обучающих игр по циклу взаимосвязанных учебных дисциплин;
• семантическая фреймовая организация базы данных для осуществления динамических запросов к информационной подсистеме сведений об учащихся, состоящей из субфреймов, в терминалах которых инициируются персонифицированные данные, необходимые для адаптивной коррекции процесса обучения.
Практическая значимость. На базе диссертационного исследования разработано математическое и программное обеспечение автоматизированного рабочего места учителя информатики специальной (коррекционной) школы.
Практическую ценность имеют:
• программный комплекс специальных компьютерных игр: «Словарные слова» для закрепления правописания словарных слов и пополнения словарного запаса, «Ромашка» для отработки навыков устного счета, «Правильный ответ» для контроля знаний по различным предметам;
• Интернет-ориентированное программное средство, представленное Web-caйтoм двух школ-участниц Сетевого проекта, реализующее результаты проектной деятельности — новой формы организации обучения с использованием НИТ;
• информационная подсистема «Школьник», содержащая базу данных по личностным особенностям учащихся, для использования на различных уровнях управления коррекционным обучением.
Реализация и внедрение результатов. Материалы диссертации используются в учебном процессе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы № 31 г. Воронежа при обучении началам информатики на коррекционных занятиях с использованием ИТв Воронежском областном институте повышения квалификации и переподготовки кадров работников образования — в учебных курсах повышения квалификации учителей начальных классов, классов коррекции, руководителей и учителей интернатных учреждений областив Воронежском государственном педагогическом университете — в учебных дисциплинах: «Педагогическая информатика», «Информационные технологии в образовании».
Апробация работы. Результаты докладывались и обсуждались на V Всероссийской научно-практической конференции по новым информационных технологиям в образовании «Черноземье-2000» (Воронеж, 2000 г.), на Всероссийских конференциях «Ителлектуальные информационные системы» (Воронеж, 2001 г., 2002 г.), на I и II региональных конференциях «Информатизация учебного процесса и управления образованием. Сетевые и Интернет-технологии» (Воронеж, 2001 г., 2002 г.), на II и III региональных научно-методических конференциях «Информатика как педагогическая задача» (Воронеж, 2002 г., 2003 г.), на Международной электронной телеконференции в рамках Педагогического фестиваля «Интернет и образование» (Барнаул, 2001 г.), на научных семинарах кафедры автоматизированных и вычислительных систем ВГТУ (Воронеж, 2002 г., 2003 r3) i время проведения исследовательской работы было получено семь дипломов и призов за участие в конкурсах учителей информатики г. Воронежа и г. Москвы по практическим материалам научной работы.
В фонде алгоритмов и программ Всероссийского научно-технического информационного центра компьютерных программ зарегистрированы четыре оригинальные программные разработки автора.
Публикации. По теме диссертации опубликовано 16 печатных работ. В работах, опубликованных в соавторстве и приведенных в списке литературы, лично автору принадлежит: в [8, 9, 10, 11] - алгоритмы и программы компьютерных игр «Словарные слова», «Ромашка», «Правильный ответ" — в [12] -новая организационная форма работы в коррекционной школе — Интернет-проектв [13] - фреймовая организация базы данных для реализации запросов к системев [14] - выбор и обоснование параметров динамики развития учащихсяв [15] - структура АИС по учащимся школыв [16] - анализ возможностей Интернет для использования в работе учителя информатики кор-рекционной школы.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав и заключения, изложенных на 149 страницах, списка литература из 124 наименований и 6 приложений, содержит 31 рисунок и 21 таблицу.
ВЫВОДЫ ЧЕТВЕРТОЙ ГЛАВЫ.
1. Разработан состав программного обеспечения автоматизированной системы поддержки принятия решений и управления процессом индивидуализированного обучения учащихся на коррекционных занятиях с использованием ИТ, включающий пять программных модулей.
2. Разработана структурная схема информационных потоков автоматизированной системы, предназначенной для управления процессом индивидуализированного обучения учащихся на коррекционных занятиях с использованием ИТ.
3. Создана в составе автоматизированной системы управления процессом индивидуализированного обучения началам информатики в коррек-ционной школе информационная подсистема «Школьник» с описанием личностных особенностей учащихся школы, которая включает следующие этапы работы: проектирование информационной подсистемыразработку схемы информационных потоков в системевыбор среды реализации программного продуктаразработку структуры базы данных и структурной схемы подсистемывыявление связей между таблицами в базе данныхразработку структуры запросов, обеспечивающих выборку и сортировку данныхфреймовую организацию базы данных для реализации запросов к подсистемеразработку структуры графического интерфейса пользователя. Созданная автоматизированная информационная подсистема «Школьник» используется в организации учебного процесса СКОШ № 31 г. Воронежа.
4. Технически реализованы программные модули автоматизированной системы принятия решений и управления процессом индивидуализированного обучения, предназначенной для сбора, хранения и обработки информации и визуализации полученных результатов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Разработанная автоматизированная система поддержки принятия решений учителем специальной школы в ходе управления индивидуализированным обучением учащихся с ограниченными умственными возможностями показала возможность целенаправленного воздействия на учащихся каждой типологической группы для решения педагогических задач коррекционного обучения. Перспективы дальнейшего развития данной автоматизированной системы возможны в нескольких направлениях: создание на ее базе экспертной системы по выбору индивидуализированного обучения учащихся кор-рекционной школы учителями-предметниками после внесения в систему результатов наблюдений за учащимисяболее широкое внедрение этой автоматизированной системы в коррекционные школы других видов, а также в классы коррекции массовых школ, что приведет к учету специфики особенностей учащихся и более эффективной организации обучения.
В работе создано математическое и программное обеспечение, направленное на активизацию действий учащихся, которое использует игровые методы с учащимися, реализованные в виде обучающих компьютерных игр. Дальнейшая разработка этого направления возможна в следующем: создание развивающих компьютерных игр специально для учащихся с ограниченными умственными возможностями с анализом перечня корректируемых умений и навыков учащихсяразработка алгоритмов и программ творческих и деловых компьютерных игр для учащихся коррекционной школыиспользование информационных технологий для закрепления знаний, полученных на общеобразовательных предметах, например, путем разработки с учителем-предметником электронного учебника с компьютерными программами-тренажерами для формирования навыков по этому предмету.
В дальнейшем возможно дополнить разработанную информационную подсистему «Школьник» данными, содержащими перечень параметров динамики обучения, воспитания и развития учащихся и их количественные оценки для учащегося по каждому предмету. Это позволит сформировать базу знаний экспертной системы, необходимой для повышения обоснованности и качества решений, принимаемых учителем, и, в конечном итоге, перейти к прогнозированию индивидуализированной траектории управления типологической группой учащихся для адаптивного планирования занятий на выбранный учебный период.
В диссертационной работе получены следующие основные результаты:
1. Проведен системный анализ процесса изучения начал информатики на коррекционных занятиях с использованием НИТ как педагогической системы, позволивший адекватно представить предметную область с учетом специфики работы учителя информатики и особенностями учащихся специальной школы.
2. Разработана алгоритмическая структура и формализованное описание модели процесса индивидуализированного обучения на занятиях по началам информатики в коррекционной школе, которая реализует процедуру принятия решений по результатам наблюдения и контроля параметров динамики обучения, воспитания и развития для классификации учащихся по типологическим группам.
3. Разработана функционально-модульная структура автоматизированной системы поддержки принятия решений и управления процессом индивидуализированного обучения, позволившая декомпозировать процесс разработки программного обеспечения для реализации отдельных модулей.
4. Предложен и обоснован авторский подход к созданию объектно-ориентированного математического и программного обеспечения, отличающийся применением эвристических развивающих методов в условиях коррекционной школы, в ходе реализации которого разработаны алгоритмы и программы оригинальных компьютерных развивающих и обучающих игр по основным учебным дисциплинам.
5. Обоснован и реализован механизм коллективного проектирования Интернет-ориентированных программных средств, позволяющих использовать новую форму организации обучения в коррекционной школе — проектную деятельность.
6. Создан алгоритм формирования индивидуализированной траектории управления типологической группой обучаемых при работе с эвристическими развивающими программами на основе разработанных карты умений и навыков, сформированных на других предметах, и карты учета работы учащихся.
7. Разработана и реализована автоматизированная система поддержки принятия решений и управления процессом индивидуализированного обучения, обеспечивающая сочетание научных знаний и практического опыта с возможностями новых информационных технологий и предназначенная для сбора, хранения, обработки информации и визуализации полученных результатов.
8. Разработана и программно реализована информационная подсистема «Школьник» с описанием личностных особенностей учащихся коррекционной школы, в процессе создания которой разработано объектно-ориентированное математическое и программное обеспечение, отличающееся использованием фреймовой организации базы данных для реализации запросов к локальной подсистеме, состоящей из корневых фреймов одинаковой структуры.
9. Применение разработанных моделей, алгоритмов и программ в условиях коррекционной школы учителями-предметниками дает возможность накапливать в базе данных системы информацию по обучению, воспитанию и развитию учащихся по каждому предмету, что в перспективе позволит сформировать группы экспертов и создать экспертную систему для исследуемого в работе процесса.
10.Разработанные программные средства прошли регистрацию в Государственном фонде алгоритмов и программ.
Список литературы
- Внешний вид главной Web-страницы имеет следующую экранную форму (рис.ПЗ.1). Все Web-страницы первого уровня содержат тексты, раскрывающие содержание программы занятий с учащимися коррекционной школы и ссылки друг на друга.
- Следующий шаг разработки ПО АРМ учителя информатики коррекци-онной школы реализация ПМ выбора форм и методов работы с учащимися.
- Программный модуль выбора форм и методов работы с учащимися на занятиях по началам информатики
- ПО АРМ учителя информатики коррекционной школы для проведения занятия в форме урока описано нами в предыдущем разделе работы. При проведении индивидуальной работы с учащимся учитель может воспользоваться тем же программным обеспечением.
- Актуальные проблемы олигофренопедагогики. Сб.науч. тр./ АПН СССР, НИИ дефектологии. Под ред. В. В. Воронковой. — М.: АПН СССР, 1988, — 167с.
- Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989.-244с.
- Баряева Л.Б., Зарин А. П. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учебное пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена- Изд-во «СОЮЗ», 2001. -416с.
- Бачурина Л.А., Подвальный С. Л., Савинков Ю. А. Управление информационной деятельностью в региональной системе повышения квалификации работников образования на базе компьютерных технологий. -Воронеж: ВОИПКРО, 2001. 76с.
- Березнякова Г. П. Автоматизация функционирования и проектирования систем оценки качества подготовки специалистов в высшей школе. Ав-тореф. диссертации на соиск. ст. к.т.н., Воронеж, 2001. 16с.
- Богатырев А.И., Коптелов A.B., Некрасова Г. Н. Современные информационные технологии // Школа и производство. 2001. № 1. С. 14−19.
- Большая Советская Энциклопедия.- Изд.3-е.-М.: Сов.энциклоп., 1976, 1600 с.
- Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора. Учебное пособие. -М. Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000.-146с.
- Брайтфельд В.Н. Формирование мотивации учебной деятельности младших подростков с задержкой психического развития // Дефектология. 2000. № 3.- С.23−31
- Ю.Брезе Б. Активизация ослабленного интеллекта при обучении во вспомогательных школах / Перевод с нем. А. Н. Зуевой. Под ред. Г. К. Ушакова. М.: Медицина, 1981. — 239с.
- П.Бусленко Н. П. Моделирование сложных систем. -М.: «Наука», 1968.-356с.
- Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1986.-208с.
- Вайзман Н.П. Психомоторика детей-олигофренов. М.: Педагогика, 1976, — 104с.
- М.Вальчук Н. П., Шамшур Э. В. Компьютерная обучающая программа «Звукослоговый анализ слов» и первый опыт ее применения в детском саду (из опыта работы) // Дефектология. 2000. № 3.- С.55−65
- Васильева-Гангнус Л. П. Азбука вежливости. 3-е изд. -М.: Педагогика, 1988.-144с.
- Вильяме Р., Маклин К. Компьютеры в школе: Пер. с англ./Общ. ред. ивступ.ст. В. В. Рубцова. М.: Прогресс, 1988. — 336с.
- Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе, под ред. Во-ронковой В.В.- М.:"Школа-Пресс", 1994. 416с.
- Выготский J1.C. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя.-3-е изд.-М.:Просвещение, 1991.-93с.
- Гаврикова Л.П., Кремер О. Б. Компьютерная игра как одно из средств индивидуализированного обучения в коррекционной школе.// Информатика как педагогическая задача. Материалы второй научно-методической конференции. Воронеж: ВГУ, 2002.- С.45−48.
- Гаврикова Л.П., Кремер О. Б. Развивающие и обучающие игры для детей с ограниченными возможностями. // Компьютерные учебные программы и инновации. Москва, 2001. № 3.- С.57−63.
- Гаврикова Л.П., Кремер О. Б. Развивающие и обучающие игры для детей с ограниченными возможностями. // Компьютерные учебные программы и инновации.- 2001. № 3.- http://vvv.informika.ru/text/maga7./ inno-vat/n32001 /n32001.html
- Гальперин П.Я., Талызина Н. Ф. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. М.: МГУ, 1968.- 134с.
- Гончарова Е.Л., Кукушкина О. И. Внутренний мир человека как предмет изучения в специальной школе: опыт проектирования нового содержания обучения. // Дефектология. 1998. № 3.- С.3−14.
- Гончарова Е.Л., О.И. Кукушкина. Реабилитация средствами образования: особые образовательные потребности детей с выраженными нарушениями в развитии. Юлектронный альманах ИКП РАО, Москва. 2002
- Горячев A.B., Лесневский A.C. Программа курса информатики для I -IX классов средней школы //Информатика в играх и задачах. 1997. № 7.-С.55−96.
- Гузеев В.В. Интегральная образовательная технология. Серия «Системные основания образовательной технологии. -М.: Знание, 1999.-158с.
- Гузеев В.В. Методы обучения и организационные формы уроков. Серия
- Системные основания образовательной технологии. -М.: Знание, 1999.-97с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.-376с.
- Дети с отклонениями в развитии: Методич. пособие./Сост.Н. Д. Шматко. -М.: Аквариум, 1997. -128с.
- Дефектологический словарь. Академия педагогических наук СССР. НИИ дефектологии. М.: „Педагогика“, 1970.-503с
- Дульнев Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. -М.:Педагогика, 1969. 215с.
- Екжанова Е.А., Стребелева Е. А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта //Дефектология. 1999. № 6.- С.25−34.
- Еременко Г. И. Познавательная возможность учащихся вспомогательной школы. Киев: Радянска школа, 1972. — 130с.
- Еременко И.Г. Олигофренопедагогика. Учебное пособие для студентов. Киев: Вища школа, 1985. — 327с.
- Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей.-2-е изд., доп. М.:Просвещение, 1993.-192с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. -Ростов н/Д.:Изд-во „Феникс“, 1997. 480с.41 .Исследование личности и познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы: Сб.науч.тр. / Под ред. В. Г. Петровой. М.: Б.и., 1980. — 81с.
- Исследование познавательных процессов детей олигофренов: Сб.науч.тр. / АПН СССР, НИИ дефектологии. — М.: АПН СССР, 1987. -88с.
- Исследование уровня самостоятельности учащихся вспомогательной школы / Кишин.гос.пед.ин-т им. И.Крянгэ. Кишинев: Штинца, 1986. -71с.
- Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Испр. недостатков характера у детей и подростков: Кн. для учителя. -М.:Просвещение, 1992. 223с.
- Клир Дж. Системология. Автоматизация решения системных задач: Пер. с англ. -М.: Радио и связь, 1990. -554с.
- Коптелов A.B. Учителю технологии о сети Интернет и ее использовании в информационно-технологической подготовке учащихся //Школа и производство. 2000. № 2, — С. 16−23.
- Коровин К.Г. Содержание системы измерителей (инструментария оценки) базовых знаний и умений слабослышащих школьников по русскому языку //Дефектология. 1999. № 6.- С.71−83.
- Королевская Т.К. „Видимая речь“: десять лет в России //Дефектология. 1999. № 4.- С.57−65.
- Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы /Науч. исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1985. — 128с.
- Коррекционно-развивающая направленнность обучения и воспитания умственно отсталых школьников: Межвуз. Сб.науч.тр. / Моск.гос.пед.ин-т им. В. И. Ленина М.:МГПИ, 1987, — 125с.
- Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания умственно отсталого ребенка: Межвузовский сборник научных трудов.-М.: МГПИ им В. И. Ленина, 1985. 122с.
- Кремер О.Б. Использование новых информационных технологий в работе учителя информатики коррекционной школы // „Интернет в профессиональной деятельности“ Под ред. Рудаковой Д. Т. Москва: Прожект Хармони, Инк., 2003 — в печати.
- Кремер О.Б. Научно-методическое обеспечение работы учителя информатики в коррекционном обучении. // Вестник ВОИПКРО. Вып. 7. -Воронеж: ВОИПКРО, 2001, — С. 154−156.
- Кремер О.Б. Опыт применения новых информационных технологий в коррекционной школе. Труды Всероссийской конференции „Интеллектуальные информационные системы“ // ВГТУ. 2001. Часть 2. -С. 184 187.
- Кремер О.Б. Опыт участия детей с ограниченными возможностями здоровья в Интернет-проекте. Материалы международной научно-практической конференции „Информационные и коммуникационные технологии в образовании“ // Педагогический университетский вестник
- Алтая. 2001. № 1.- http://www.bspu.secna.ru/ Journal/ vestnik/ ARHIW/ N 1 2001 / nauchkonl72sekz/kremer/index.htm
- Кремер О.Б. Программа развивающей и обучающей игры „Правильный ответ“. М.: ФАП ВНТИЦ, 2001. № госрегистрации 50 200 100 329 от 06.09.2001.
- Кремер О.Б. Программа развивающей и обучающей игры „Ромаш-ка“. М.: ФАП ВНТИЦ, 2001. № госрегистрации 50 200 100 328 от 02.09.2001.
- Кремер О.Б. Программа развивающей и обучающей игры „Словарные слова“. М.: ФАП ВНТИЦ, 2001. № госрегистрации 50 200 100 327 от 06.09.2001.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. -М.:Высш.шк., 1989.-167с.
- Кукушкина О.И. Внутренний мир человека и . компьютер?! //Дефектология. 1999. № 3.- С.47−57.
- Кукушкина О.И. Организация использования компьютерной техники в специальной школе //Дефектология. № 5. 1995.- С. 38−43.
- Гаврикова Л.П., Кремер О. Б., Подвальный С. Л. Методика оценки динамики развития учащихся при изучении информатики в коррекционной школе. //Труды Всероссийской конференции „Интеллектуальные информационные системы“, ч.2, Воронеж, ВГТУ, 2002. С.143−146.
- Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. -М.:Просвещение, 1995. -323с.
- Лапшин В.А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов.-М.: Просвещение, 1991.- 143с.
- Левин Л. и др. Практическое введение в технологию искусственного интеллекта и экспертных систем с иллюстрациями на Бейсике. М.: Финансы и статистика, 1990. — 239с.
- Леонтьев A.A. Л.С.Выготский. М.: Просвещение, 1990. — 158с.
- Малинович В.И. К вопросу об обучаемости детей с нарушенным умственным развитием. //Дефектология. 1999. № 3.- С. 18−21
- Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. -М.: Педагогика-Пресс, 1996. -80с.
- Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. -М.:АРКТИ, 2000. -124с.
- Малофеев H.H. Специальное образование в России и зарубежом. ИКП РАО, электронная версия печатного издания//Электронный альманах ИКП РАО, Москва, 2000
- Матбгин И.Ю., Аскоченская Е. Ю., Бонк И. А. Как развить внимание и память вашего ребенка (книга для детей и их родителей). -М.:"Эйдос», 1994. -113с.
- Материалы X международной конференции «Применение новых технологий в образовании», 1999, Троицк. 156с.
- Материалы XII конференции-выставки «Информационные технологии в образовании»: Сборник трудов участников конференции. Часть V. ИТ в обучении людей со специальными потребностями. М.: МИФИ, 2002 -160с.
- Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения: (Педагогическая наука реформе школы). -М.: Педагогика, 1988.- 192с.
- Минский М. Фреймы для представления знаний: Пер. с англ. -М.:Энергия, 1979.- 152с.
- Миркин Б.Г. Проблема группового выбора. -М.: Наука, 1974. 256с.
- Мирский C. J1. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении / Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1990. — 160с.
- Мирский СЛ. Организация развивающего обучения во вспомогательной школе //Дефектология. 2000. № 3, — С.32−37
- Наводнов В.Г. Оптимизация государственной аккредитации образовательных организаций на основе интегрированной системы концептуального моделирования и принятия решений. Автореферат дис. на со-иск уч ст д.т.н., Воронеж, 1997. -16с.
- Нейлор К. Как построить свою экспертную систему: Пер. с англ. -М.: Энергоатомиздат, 1991.-286с.
- Нормативный документ «Гигиенические требования к видиодисплей-ным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы (Санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.2.54 296)» -М.: Госкомсанэпиднадзор России, 1996. 48с.
- Особенности умственной работоспособности учащихся вспомогательной школы: Сб.науч.тр. / Моск.гос.пед.ин-т им. В. И. Ленина. -М.:МГПИ, 1982.-79с.
- Оценка качества подготовки выпускников основной школы по информатике / А. А. Кузнецов, Л. Е. Самовольнова, Н. Д. Угринович.-М.:Дрофа, 2000.-48с.
- Первин Ю.А. Курс «Информационная культура» и начальная школа. //Компьютерные инструменты в образовании. 2001. № 3.- С.23−32
- Першиков В.И., Савинков В. М. Толковый словарь по информатике. -М.: Финансы и статистика, 1991. 543с.
- Пинский Б.И. Формирование двигательных навыков учащихся вспомогательной школы. М.?Педагогика, 1977. — 128с.
- Подвальный С.Л., Кремер О. Б., Семенов В. В. Автоматизированная информационная система «Школьник». М.: ФАП ВНТИЦ, 2002. № госрегистрации 50 200 200 457 от 28.06.2002.
- Представление и использование знаний: Пер. с япон./ Под ред. Х. Уэно, М.Исидзуки. М.: Мир, 1989. — 220с.
- Приобретение знаний: Пер. с япон./Под ред. С. Осуги, Ю.Саэки. М.: Мир, 1990.-304с.
- Программы для 5−9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Под ред.В. В. Воронковой: С6.1.-М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000- 165с.
- Проект «Стандарта общего образования умственно отсталых обучающихся». Воронкова В. В., Исаева Т. Н., Мирский С. Л., Эк В.В.
- Просвиркин В.Н., Костылевская В. М., Данюшевская Т. И. Экспериментальная программа по «Азбуке информатики» для младших классов.// Информатика в младших классах. Серия «Информатика в школе». М.: Информатика и образование, 1997. № 6.- С. 19−24.
- Психологическая диагностика и коррекция личности школьников. Под ред. Мягкова И. Ф. Методические рекомендации для студентов пединститутов и школьных психологов. -Воронеж:ВГПИ. 1991. 184с.
- Пташкина Г. М., Лызлов A.B. Использование компьютера на уроках по обработке ткани // Школа и производство. 2001. № 1. -С.52.
- Романов A.C. Проверка знаний учащихся 5−8-х классов по технологиитехнический труд) с помощью кроссвордов // Школа и производство. 2001. № 1.- С.60−64.
- Рубинштейн C. J1. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1989. -488с.
- Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология». -2-е изд., перераб. и доп. -М.:Просвещение, 1979. -192с.
- Салтанова H.H. Экспериментальная программа для I-III классов «Компьютерная азбука».// Информатика в младших классах. Серия «Информатика в школе». № 7−1997. М.: Информатика и образование. 1997.-С.3−27.
- Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. -М.:Новая школа, 1993. -144с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. -М.: Народное образование, 1998. -256с.
- Семенов А.Л., Рудченко Т. А., Щеглова О. В. Учебная программа «Информатика 1−3»// Информатика и образование. 1998. № 6.- С.23−37.
- Смольникова И.А. Информационные технологии и образование, 1999.-www.informika.ru
- Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. 2-е изд. М.: Сов. Энциклопедия, 1982. — 1600с.
- Ю9.Сойер Б., Фостер Д. Л. Программирование экспертных систем на Паскале: Пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1990. — 191с.
- ПО.Солсо PJL Когнитивная психология.-Пер. с англ. -М.:Тривола, 1996. -600с.
- Тарасова В.Н., Бодрова И. Б. Акмеологический подход к повышению качества коррекционно-развивающего обучения. //Акмеологические проблемы подготовки преподавателей. Сборник научных трудов. Выпуск 1,-Москва-Шуя, 1998.- С.96−138.
- Тингей-Михаэлис К. Дети с недостатками развития: Книга в помощь родителям: Пер. с англ. / Под ред. Д. В. Колесова. М.: Педагогика, 1988.-240с.
- Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии от 12 марта 1997 г. N 288.- www.informika.ru
- Хантер Б. Мои ученики работают на компьютерах: Кн. для учителя: Пер. с англ. -М.: Просвещение, 1989. 224с.1 15. Хрусталева A.M. Коррекционная работа при изучении темы «Состав слова» // Дефектология. 1999. № 6.- С. 18−20.
- Пб.Хьюз Дж., Мичтом Дж. Структурный подход к программированию: Пер. с англ. -М.: Мир, 1980. 278с.
- Шеннон Р. Имитационное моделирование систем искусство и наука. Пер. с англ. — М.: «Мир», 1978. -418с.
- Шиф Ж. И. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. М.:Просвещение, 1965. — 331с.
- Школа сотрудничества М.: Первое сентября, 2000. — 272с.
- Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. -М.: Педагогическое общество России, 1998. 250с.
- Экспертные системы для персональных компьютеров: методы, средства, реализации: Справ, пособие / В. П. Крисевич, Л. А. Кузьмич, А. М. Шиф и др. Мн.: Высш. шк., 1990. — 197с.
- Горвиц Ю.М., Чайнова Л. Д., Поддъяков Н. Н., Зворыгина Е. В. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. -М.:ЛИНК-ПРЕСС, 1998. 328с.
- Elmasri, R. and Navathe, S. Fundamentals of Database Systems. Second edition. The Benjamin/Cummings Publishing Company, Inc. Redwood City, California, 1994. — 873 p.
- Tanenbaum A.S. Computer Networks. Third Edition. Prentice-Hall, Inc., Upper Saddle River, New Jersey, USA, 1996. — 813 p.