Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Методика обучения в сотрудничестве на начальном этапе средней общеобразовательной школы: На материале английского языка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Организация взаимодействия учащихся на уроках иностранного языка требует определенного уровня готовности учащихся к совместной работе в малых группах, что говорит о необходимости проведения подготовительного этапа, на котором осуществляется определение уровня психологической готовности учащихся к работе в группах, знакомство учащихся с этапами работы, видами социальных ролей и правилами… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ В РАМКАХ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА
    • 1. 1. Личностно-ориентированный подход в обучении иностранным языкам
    • 1. 2. Цели, задачи обучения иностранному языку. Образовательный стандарт по иностранному языку
    • 1. 3. Возрастные особенности учащихся младшего школьного возраста
  • Выводы по главе 1
  • ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ — ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ В УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 2. 1. Из истории становления обучения в малых группах
    • 2. 2. Психологические основания обучения в сотрудничестве
    • 2. 3. Принципы организации сотрудничества на уроках
  • Г иностранного языка
    • 2. 4. Формы организации учебного взаимодействия в малых группах сотрудничества на этапах овладения языковым материалом
    • 2. 5. Комплекс упражнений / заданий для организации совместной деятельности учащихся в малых группах сотрудничества
    • 2. 6. Контроль в процессе сотрудничества
  • Выводы по главе 2
  • ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ
    • 3. 1. Методический подход к организации малых групп сотрудничества
    • 3. 2. Организация и проведение подготовительного этапа к работе в малых группах сотрудничества
    • 3. 3. Факторы, влияющие на эффективность работы в малых группах сотрудничества
  • Выводы по главе 3
  • ГЛАВА 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗРАБОТАННОЙ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ НА
  • НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ
    • 4. 1. Цель и задачи эксперимента
    • 4. 2. Ход и результаты эксперимента
  • Выводы по главе 4

Методика обучения в сотрудничестве на начальном этапе средней общеобразовательной школы: На материале английского языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема интеграции мировых экономических процессов выдвигает на передний план задачу подготовки высококвалифицированных работников, обладающих способностью самостоятельно мыслить, выявлять и решать разнообразные проблемы, адаптироваться к меняющимся жизненным условиях, грамотно и четко работать с информацией, быть коммуникабельным в различных социальных группах.

Обращает на себя внимание тот факт, что знания в различных областях жизнедеятельности человека становятся источником конкуренции. Поэтому роль школы как составной части системы образования, быстро реагирующей на социальный заказ, очень важна. Отсюда встает вопрос о методах обучения, при которых выпускник средней школы обладал бы всеми вышеперечисленными качествами личности. Приходится констатировать, что современная школа все еще ориентирована на некоего среднего ученика, а обучение по-прежнему заключается, в основном, в передаче суммы знаний и умений по различным предметам. И это несмотря на то, что за истекшие десятилетия в практической методике, как за рубежом, так и в России произошли значительные изменения. Значительное влияние на современную систему школьного образования оказали концепции, развиваемые различными отечествами дидактическими и психологическими школами:

• концепция развивающего обучения В. В. Давыдова (основанный на ней развивающий подход к овладению языкам выступает как часть процесса развития личности и соотносится с педагогическими идеями русской школы (П.П.Блонский) и педагогикой сотрудничества (Ш.А. Амонашвили);

• концепция межкультурного или многокультурного обучения, развиваемая школой А. Н. Леонтьева и его последователями, согласно которой овладение языком это не только ключ к усвоению культуры народа, но и самоопределение учащегося как представителя своего народа и члена мирового сообщества;

• концепция управления учебной деятельностью учащихся через организацию общения (Г.А. Китайгородская), позволяющая максимально реализовать познавательные резервы учащихся в процессе формирования коммуникативных умений;

• концепция коммуникативной направленности в обучении иностранным языкам (Е.И.Пассов, И. Л. Бим и др.);

• концепция социально — психологической стимуляции активности учащихся в процессе овладения языком через максимальную индивидуализацию в процессе обучения в учебной группе (А.В.Петровский и др-);

• концепция приоритета «стратегий учащегося «перед «стратегиями учителя», основанная на идее процесса, овладения языком как активной деятельности учащегося, адекватной его мотивам, интересам, индивидуальным особенностям, психологическим возможностям и способностям (личностно-ориентированный подход К. Роджерса, лично-стно — деятельностный подход И.А.Зимней) [85:58−59].

Стратегическое направление развития системы школьного образования связано с личностно-ориентированным подходом, предусматривающим использование таких способов обучения, которые были ориентированы на деятельность ученика, развитие его интеллектуальных способностей. В этой связи мы согласны с Полат Е. С. в том, что устоявшаяся парадигма обручения «учитель-учебник-ученик» должна быть трансформирована в новую «ученик-учебник-учитель». Ориентированное на конкретную личность образование, являющееся по своей сути гуманистическим, призвано решить ряд возникших проблем, связанных с пересмотром стратегии обучения. Только такой подход, который предусматривал бы развитие интеллекта каждого школьника, его способность к самостоятельному мышлению позволит решить проблему подготовки выпускника современной школы. Начинать решение этих задач необходимо уже в начальной школе, обращая особое внимание на отбор педагогических технологий, адекватных новым задачам обучения и воспитания учащихся. Специфика предмета «иностранный язык» заключается в том, что мы обучаем не столько знаниям, сколько способам деятельности, способам речевой деятельности. Поэтому проблема активизации деятельности каждого ученика на уроке иностранного языка с учетом его индивидуальных возможностей и способностей стоит особенно остро.

Все вышеизложенное определило выбор темы диссертационного исследования.

Актуальность темы

исследования определяется ее исходными факторами: возросшими требованиями к качеству, учебно-воспитательного процессаизменением в связи с этим общей концепции образования;

— необходимостью начинать решение этих вопросов уже в начальной школе;

— необходимостью активизировать деятельность учащихся на уроках иностранного языка;

— необходимостью разработки педагогических технологий, адекватных поставленным задачам, в частности, технологии обучения в сотрудничестве применительно к специфике иностранного языка.

Таким образом, проблемой исследования является решение противоречия между объективно существующей необходимостью активизировать деятельность учащихся по овладению ИЯ с учетом способностей и возможностей каждого ученика, в первую очередь, устно-речевую практику, а с другой стороны, сложившаяся традиционная система организации занятий, в основном, ориентированная на фронтальные виды деятельности на уроке.

Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс по английскому языку на начальном этапе средней общеобразовательной школы с использованием методики обучения в сотрудничестве.

Предметом исследования выступает методика организации обучения в малых группах сотрудничества на уроках английского языка на начальном этапе и комплекс упражнений/заданий для организации обучения в сотрудничестве.

Цель исследования состоит в научно-теоретическом обосновании и практической разработке методических рекомендаций по обучению в сотрудничестве детей младшего школьного возраста.

В основу исследования положена следующая гипотеза. Эффективность обучения учащихся на начальном этапе может быть достигнута при условии:

• организации обучения с использованием' малых групп сотрудничества, позволяющих значительно активизировать деятельность каждого ученика;

• определения роли и места обучения в малых группах сотрудничества в общей системе обучения ИЯ;

• разработки общей методики организации обучения в малых группах с учетом основных принципов отечественной методики и тенденций ее развития;

• подготовленности учащихся к взаимодействию в малых группах (умение контактировать с партнерами, помогать в решении проблемы и т. д.);

• создания в группе соответствующего психологического климата;

• разработки комплекса упражнений/заданий для организации совместной деятельности учащихся в малых группах сотрудничества, органично вписывающихся в используемый учебный комплекс.

Цель и гипотеза определили решение следующих задач:

1) разработать научно-теоретическую основу обучения в сотрудничестве, исходя из особенностей функционирования и развития психических процессов детей младшего школьного возраста;

2) определить роль и место обучения в сотрудничестве на начальном этапе;

3) разработать комплекс упражнений/заданий для обучения в малых группах сотрудничества на уроках ИЯ и экспериментально проверить эффективность разработанных упражнений/заданий;

4) разработать методические рекомендации по обучению ИЯ по технологии обучения в малых группах сотрудничества.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы научного исследования: анализ литературы по теме диссертационного исследования (философской, психолого-педагогической и методической) — изучение и обобщение педагогического опытаанализ учебных программ, отечественных и зарубежных учебно-методических комплектов по английскому языку для начальной школы, обобщение отечественного и зарубежного опыта обучения в малых группахметод педагогического наблюдения, анкетирование, метод экспертов, экспериментальный метод.

Методологической основой исследования послужили: теория и методика обучения иностранным языкам (Бим И.Л., Биболетова М. З., Вайсбурд М. Л., Миролюбов A.A., Пассов Е. И., Полат Е. С., Рогова Г. В., Сафонова В. В., Фо-ломкина К.С. и др.) — концепция деятельностного подхода к проблеме усвоения знаний (Выготский Л.С., Зимняя И. А., Леонтьев А. Н., Леонтьев A.A.) — концепция личностно-деятельностного подхода в организации образовательного процесса (Зимняя И.А.) — теория поэтапного формирования умственных действий (Гальперин П. Я, Талызина Н.Ф.) — теория проблемного обучения (Дж. Дьюи) — теория личностно-ориентированного подхода (К. Роджерс, А. Маслоу) — теория зоны ближайшего развития ребенка (Выготский Л. С).

Научная новизна исследования:

1. В работе представлено теоретическое обоснование практической возможности и педагогической целесообразности организации обучения ИЯ младших школьников в малых группах’сотрудничества на этапах формирования и совершенствования навыков, а также на этапе творческого применения языкового и речевого материала на основе активизации познавательной деятельности учащихся.

2. Представлено теоретическое обоснование организации и видов взаимодействия учащихся в малых группах сотрудничества.

3. Дано теоретическое обоснование отбора и организации комплекса упражнений/ заданий для обучения иностранному языку в малых группах сотрудничества на основе активизации познавательной деятельности младших школьников.

Теоретическая значимость исследования состоит:

1 В разработке методического и психологического обоснования организации совместной деятельности учащихся младших классов в малых группах сотрудничества на разных этапах познавательной деятельности в условиях классно-урочной системы.

2 В разработке методики подготовки младших школьников к обучению в малых группах сотрудничества.

3 В уточнении типологии малых групп, исходя из доминирующего вида деятельности в группе.

4 В разработке методики организации обучения и контроля знаний и умений в условиях обучения ИЯ в малых группах сотрудничества;

5 В разработке и теоретическом обосновании комплекса заданий, упражнений для малых групп сотрудничества.

Практическая значимость исследования:

1. Основные положения работы могут быть использованы в курсе лекций по методике обучения иностранным языкам, в начальной школе, на семинарских занятиях, в период педагогических практик студентов педвузов.

2. Разработанные методические и организационные подходы к использованию технологии сотрудничества могут быть положены в основу соответствующего спецкурса для студентов педагогических вузов.

3. Материалы данного исследования могут найти отражение в учебных пособиях по обучению английскому языку учащихся начальных классов общеобразовательной школы.

4. Разработанные методические рекомендации по организации обучения младших школьников ИЯ по технологии сотрудничества могут быть использованы школьными учителями для повышения познавательной активности учащихся на уроках не только ИЯ, но и других смежных дисциплин.

5. Разработанный комплекс упражнений/заданий к учебнику английского языка Биболетовой М. З. «Enjoy English — 2» может быть внедрен в практику обучения.

6. Переработаны и адаптированы к существующей отечественной системе образования методические и организационные основы построения обучения ИЯ младших школьников по технологии сотрудничества.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Для активизации деятельности учащихся на уроках иностранного языка целесообразно использовать методику обучения в малых группах сотрудничества.

2. Организация обучения в сотрудничестве на начальном этапе требует специальной предварительной подготовки с учетом психологических особенностей взаимодействия учащихся в малых группах.

3. Организация обучения в сотрудничестве должна учитывать индивидуальные особенности и способности каждого ученика группы.

4. Упражнения и задания для организации обучения в сотрудничестве должны отражать специфику и основные принципы данного метода, а также должны органично вписываться в общую систему обучения иностранному языку на данном этапе обучения, основную концептуальную линию используемого при этом учебника.

Апробация работы. Ход и результаты исследования обсуждались на заседаниях лаборатории дистанционного обучения ИОСО РАО (2000;2003). Основные положения диссертации были изложены автором в виде докладов на научно-практической конференции «Проблемы современного языкового образования» (г. Владимир, март 2003 г.), на научно-методической конференции МОГПИ «Современные технологии обучения» (г. Орехово — Зуево, апрель 2003 г.).

Выводы по главе 4.

Проведенное экспериментальное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Настоящее исследование направлено на поиск путей повышения познавательной активности учащихся через систематическое использование на уроках ИЯ в начальной школе обучения в малых группах сотрудничества в соответствии с разработанными в методике принципами.

2. Практические данные, на основе которых строится вывод об эффективности предложенных упражнений, доказывают несомненную методическую перспективу применения данной технологии на начальном этапе обучения ИЯ.

3. Результаты классного эксперимента подтвердили справедливость выдвинутой гипотезы и эффективность обучения в малых группах сотрудничества на уроках ИЯ на начальном этапе средней школы при условии его систематического использования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

1. В настоящее время очень важным для российской общеобразовательной школы представляется внедрение в современную школьную систему образования инновационных технологий, призванных сменить приоритеты целей обучения. На первый план выдвигается становле ние личности учащегося, раскрытие его индивидуальных способностей, развитие умственной и творческой активности в процессе усвоения знаний.

2. Обучение по технологии сотрудничества своей целенаправленно организуемой деятельностью обеспечивает формирование и развитие механизмов мышления, умение работать с информацией, позволяет включить ученический интерес в решение учебной задачи, развивает социальные умения.

3. В силу своей специфики обучение в сотрудничестве затрагивает вопрос индивидуализации и дифференциации процесса обучения, т.к. работая в малой группе, учащиеся могут работать с посильным по объему и сложности материалом, продвигаясь в свойственном каждому ученику темпе.

4. Учитель приобретает роль организатора самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся.

5. Организация обучения с использованием малых групп сотрудничества позволяет значительно активизировать деятельность каждого ученика на этапах формирования и совершенствования навыков, а также в ряде случаев на этапе творческого применения речевого материала.

6. Организация взаимодействия учащихся на уроках иностранного языка требует определенного уровня готовности учащихся к совместной работе в малых группах, что говорит о необходимости проведения подготовительного этапа, на котором осуществляется определение уровня психологической готовности учащихся к работе в группах, знакомство учащихся с этапами работы, видами социальных ролей и правилами внутригруппового поведения, а также проводится работа по формированию малых групп на основе выделенных критериев и созданию в группе соответствующего психологического климата.

7. Модели учебного взаимодействия «Вертушка», «Лидер», «Пила» создают условия не только для успешного усвоения знаний, но и для развития индивидуальных способностей учащихся в процессе их коллективного общения, что способствует формированию социальных умений (умение работать с партнерами, налаживать деловые контакты, быть членом команды).

8. Обучение учащихся в малых группах сотрудничества на начальном этапе обучения иностранному языку требует разработки специального комплекса упражнений и заданий для совместной работы учащихся на разных этапах овладения языковым материалом с учетом принципов организации сотрудничества и моделей взаимодействия внутри группы.

9. Экспериментальным путем доказано, что обучение в малых группах сотрудничества способствует повышению уровня обученности по видам речевой деятельности. В результате систематической и целенаправленной работы в сотрудничестве удается значительно увеличить время устной и речевой практики каждого ученика на уроке для совершенствования речевых умений.

10. Результаты обучения в экспериментальных группах по сравнению с контрольной очень убедительны: учащиеся достигают неоспоримых высот умственного развития, возрастает активность школьников в обсуждении учебного материала, в выработке собственных суждений, организации диалога и межгрупповой дискуссии.

11. Обучение в сотрудничестве способно помочь в формировании у учащихся общеучебных интеллектуальных умений: самостоятельно добывать дополнительный материал по изучаемому вопросу, критически осмысливать получаемую информацию, делать выводы и умозаключения, аргументировать их и т. д., что является своего рода подготовкой к более сложным видам деятельности с информацией.

12. Радикально меняется психологическая обстановка в классе, для многих детей процесс обучения становится радостным и желанным. Изменяется стиль взаимоотношений между всеми участниками учебного процесса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ш. А. Здравствуйте, дети! М.: Просвещение, 1983.- 208 с.
  2. Ш. А. Как живете, дети? М.: Просвещение, 1986, — 175 с.
  3. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск, 1990.- 559 с.
  4. .Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980.- 203 с.
  5. Г. М. Методы исследования межличностного восприятия. М.: МГУ, 1984. -141 с.
  6. Антология гуманной педагогики. Выготский Л. С. Издательский дом Шалвы Амонашвили, М.: 1996.- 224 с.
  7. A.B. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. 176 с.
  8. A.C. Ситуация успеха. Как ее создать. М.: Просвещение, 1991.- 169 с.
  9. B.C. Культура: диалог культур (опыт определения) // Вопросы философии, № 6,1989.
  10. М.З. Реализация коммуникативно-когнитивного подхода к обучению английскому языку. Сб. докладов и выступлений IV всероссийского семинара. Обнинск: Титул, 2001. — с. 62−68
  11. М.З., Добрынина Н. В., Ленская Е. А., Трубникова М. П. Книга для учителя к пособию для обучения английскому языку в начальной школе (первый год обучения). М.: Новая школа, 1993. 79 с.
  12. М.З., Денисенко O.A. Трубанева H.H. Книга для учителя к учебнику англ. яз. для нач.шк. «Enjoy English 2″.- Обнинск: Титул, 1996. -31с.
  13. М.З., Денисенко O.A., Добрынина Н. В., Трубанева H.H. Enjoy English -2: Учебник англ. яз. для нач. шк.- Обнинск: Титул, 1997.- 223с.
  14. М.З., Денисенко O.A. Трубанева H.H. Рабочая тетрадь к учебнику англ. яз. для нач.шк. „Enjoy English 2″.- Обнинск: Титул, 1997. -64 с.
  15. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т.1. М.: Педагогика, 1979. 304 с.
  16. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т.2. М.: Педагогика, 1979.- 400 с.
  17. Д.Н. Психология усвоения орфографии. М.: Просвещение, 1966.- 308 с.
  18. A.A. Личность и общение. Избранные труды. М.: Педагогика, 1983.-272 с.
  19. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (Психологическое исследование). М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  20. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования. Педагогика. № 4, 1997. с. 11−17
  21. Т.В. Теория осмысленного вербального обучения. Педагогика № 2, 1988.- с.22−23
  22. A.M. Концепция неосферы В.И.Вернадского и создание новой школы. Педагогика № 6, 1993. с. 13−16
  23. М.Л., Климентенко А. Д. Требования к речевым умениям. Иностранные языки в школе, № 3,1972. с.72−80
  24. К.Н. Свободное воспитание. Сб. науч. трудов. М.: 1993.342 с.
  25. И.Н., Притыкина Т. А. Английский язык: Учеб. для 3 кл. шк. с углубл. изуч. англ. яз.- М.: Просвещение, 1994. 351 с.
  26. М.Д., Первин И. Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. Из опыта работы.- М.: Просвещение, 1977.- 106 с.
  27. Возрастные возможности усвоения знаний / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова.- М.: 1966.- 443 с.
  28. С.А. П.П.Блонский о Марии Монтессори. Дошкольное воспитание, № 10, 1994.- с. 56−64
  29. JI.C. Педагогическая психология (под ред. В.В. Давыдова) М.: Педагогика, 1991. — 480 с.
  30. JI.C. Педагогическая психология. Краткий курс.- М.:1926.
  31. JI.C. Мышление и речь. Собр. соч. в 6-ти томах.- М.: Педагогика, 1982. Т. 2 — 344 с.
  32. О.С. Потери и обретения. Воспитание в школе после десяти лет перестройки // Первое сентября. № 11,21 ноября 1995.
  33. О.С. Ответственность школы за воспитание детей. Педагогика № 4, 1997.- с.45−52
  34. И.С. Интенсивная методика обучения иностранному языку детей дошкольного и младшего школьного возраста (на материале английского языка) // Автореферат дис. канд. пед. наук. М., 1998. — 23 с.
  35. .С. Философия образования для XXI века: Учебное пособие для самообразования. Изд. 2-е. М.: Педагогическое общество России, 2002.-512 с.
  36. A.C. Научить детей думать и действовать.- М.: Просвещение, 1991.- 172 с.
  37. B.C. Культура педагогического общения: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1990.- 142 с.
  38. В.В., Тыщенко В. П. Юнг в школе. Соционика межвозрастной педагогике.- М.: Совершенство, 1998.- 190 с.
  39. K.M. Что такое психологическая диагностика? М.: 1985.80с.
  40. В.В. Виды обобщения в обучении.- М.: Педагогика, 1972.424 с.
  41. В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном общении Томск, 1992.-322 с.
  42. У. Психология / Под ред. Л. А. Петровской.- М.: Педагогика, 1991.-162 с.
  43. Д. Психология и педагогика мышления. М.: Издание т-ва „Мир“, 1913.-202 с.
  44. В.К. Сотрудничество в обучении.- М.: Просвещение, 1991.191 с.
  45. К.Б. Управление познавательной деятельностью учащихся при изучении иностранных языков в средней школе.- М.: Просвещение, 1988. -191 с.
  46. Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии: Сб. статей / Сост. и общ. ред. Л. Ф. Обуховой. М.: Гардарики, 2001.- 624 с.
  47. Е.В. Первые шаги в педагогике М.Монтессори. Дошкольное воспитание № 9, 1995.- с. 86−88
  48. Зак А. З. Развитие теоретического мышления у младших школьников.-М.: Педагогика, 1984.- 153 с.
  49. Зак А. З. Развитие умственных способностей младших школьников.-М.: Просвещение, 1994 320 с.
  50. Зак А. З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 8 лет.- М.: Новая школа, 1996.- 352 с.
  51. Л.В. Память.- М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1949.- 175 с.
  52. Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении.- М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, I960.- 309 с.
  53. Л.В. О начальном обучении.- М.: 1963.- 198 с.
  54. Л.В. Избранные педагогические труды.- М.: Педагогика, 1990 424 с.
  55. И.Д., Зверева И. К. Начальная школа США: проблемы и тенденции развития. Педагогика № 2, 1988.- с.17−21
  56. И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе.- М.: Просвещение, 1991. 222 с.
  57. И.А. Педагогическая психология.- М.: Логос, 2002. — 384 с.
  58. М.Г. Психологическое содержание слова и обучения лексике иностранного языка./ Научный труд МГПИИЯ М.Тореза. М.: 1979.-е. 87−95
  59. Е., Пасс Ю. Метод М. Монтессори в России. Дошкольное воспитание № 4,1994.- с. 38−39
  60. Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения.- М.: Просвещение, 1980.- 159 с.
  61. Г. Д. Совершенствование урока как целостной системы.-Ленинград, 1983.- 75 с.
  62. Г. А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам.- Изд-во Московского Университета, 1986.-176 с.
  63. Л.Ф. Обучение через общение и культуру. Начальная школа, № 12, 1993.- с.45−52
  64. А.Д., Миролюбов А. А. Вопросы методов обучения иностранным языкам. Советская педагогика, № 7, 1978.- с.34−40
  65. Н.В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Академия развития, Ярославль, 1997. — 268 с.
  66. Я.Л. Психология детского коллектива.- Минск: Народная асвета, 1984.- 239 с.
  67. Я.А. Избранные педагогические произведения /Под ред. проф. А.А. Красновского/. Госуд. учебно-пед. изд-во. М.: 1995.- 650 с.
  68. Коммуникативная методика № 1−6, 2002
  69. Контроль в обучении иностранным языкам в средней школе: Кн. для учителя: Из опыта работы / Ред.- сост. В. А. Слободчиков. М.: Просвещение, 1986.-111 с.
  70. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. — 383 с.
  71. И.В. Вернуться к испытанным ценностям. Педагогика № 1, 1994.- 125 с.
  72. В.В. Педагогическая теория: Что это такое? Зачем она нужна? Как она делается? Волгоград: Перемена, 1996.- 86 с.
  73. Г. Психология развития.- СПб.: Питер, 2001.- 992 с.
  74. Р.Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретические и прикладные аспекты.- М.: Изд-во МГУ, 1991.- 207 с.
  75. В.А. Психология обучения и воспитания школьников,— М.: Просвещение, 1976.- 304 с.
  76. А.Ф. и др. Лучшие психологические тесты. — Л.: из-во „Петроком“, 1992.- 286 с.
  77. Е.В. Особенности индивидуального подхода к ученику при обучении устно-речевому общению на основе учебно-речевых ситуаций. Дис. канд. пед. наук. М., 1996.- 256 с.
  78. В.А., Цехмистрова Т. Д. Формирование у учащихся умений учиться. М.: Просвещение, 1983.- 80 с.
  79. Л.С. Активизация учения: сущность и содержание. Педагогика № 1, 1994.- с.7−11
  80. К.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие.- М.: Пед. общество России, 2000. 223 с.
  81. Н.Д. Вопросы психологии характера. М.: Госуд. учебно-пед изд-во Министерства Просвещения РСФСР, 1956.- 365 с.
  82. B.C. Содержание образования: Учебное пособие.- М.: Высшая школа, 1989.- 360 с.
  83. A.A. Психо-лингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М.: Наука, 1969.- 307 с.
  84. A.A. Как обновить методику преподавания иностранных языков. Коммуникативная методика, № 2, 2002. с. 58−59
  85. А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М. Просвещение, 1969.-211 с.
  86. А.Н. Избранные психологические произведения. Т 1/ Под-ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1983.- 392 с.
  87. А.Н. Избранные психологические произведения. Т 2/ Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1983.- 318 с.
  88. И .Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 186 с.
  89. И.Я. Учебный предмет, тема, урок. М.?Знание, 1988.- 80 с.
  90. А.И., Рыбак Л. А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. М.: Просвещение, 1968.- 141 с.
  91. Личность и деятельность: Межвуз. сб.- Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1982.- 199 с.
  92. Л.Н. “ Наша или не наша» Мария Монтессори. Советская педагогика № 8, 1991.- с. 96 -103
  93. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации/ Под ред. Л. Ф. Кудряшова.- Петрозаводск, Петроком, 1979.-318 с.
  94. М.В. Методика преподавания иностранных языков.- М., Высш. школа, 1981.- 159 с.
  95. Г. Вербальные и ревербальные средства коммуникации в Монтессори- группе. Дошкольное воспитание № 7, 1998.- с.7−13
  96. З.А. Дети в американском обществе. Педагогика № 1, 1994.-с. 101−103
  97. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения.-М., Просвещение, 1990.- 191 с.
  98. А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении, — М., Педагогика, 1972.- 168 с.
  99. М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории.-М., Педагогика, 1975.- 368 с.
  100. М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей.- М.: Просвещение, 1977.- 240 с.
  101. М.И. Современный урок.- М.: Педагогика, 1985.- 184 с.
  102. Е.А. Роль личности учителя в развитии русской начальной школы. Начальная школа, № 9−10, 1992.- с. 3−7
  103. H.A. Проблемы учения и умственного развития школьника. М.: Педагогика, 1989.- 219 с.
  104. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник / Гез Н. И., Ляховицкий М. В., Миролюбов A.A. и др. М.: Высшая школа, 1982.-373 с.
  105. Миньяр-Белоручев. Методический словник. М.: Стелла, 1996.-144с.
  106. Мир детства: Младший школьник / Под ред. А.Г.Хрипковой- Отв. ред. В. В. Давыдов. -М.: Педагогика, 1981 -401 с.
  107. П. Энциклопедия педагогических средств, коммуникаций и технологий. Лондон, 1978. — 488 с.
  108. М. Дом Ребенка.- М.: Кооперативное Т-во «Задруга», 1920.- 209 с.
  109. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Справочное пособие. Минск.: Высшая школа, 1998. — 522 с.
  110. З.Н., Долгова Л. А. Английский язык: Учебник для 3 к учебнику английского языка для 3 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1998. — 190 с.
  111. З.Н., Долгова Л. А. Книга для учителя к учебнику английского языка для 3 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1998.- 128 с.
  112. З.Н., Долгова Л. А. Рабочая тетрадь к учебнику английского языка для 3 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1998.-95 с.
  113. А.Г. Мир взрослых неотделим от мира детей. Детское воспитание № 2, 1987.- с.38−41
  114. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е. С. Полат М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 272 с.
  115. P.C., Кирпичник А. Г. Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии ученического коллектива: (Реформа школы: пути ускорения). -М.: Педагогика, 1988.- 145 с.
  116. М.А. Управление процессом порождения устноречевого высказывания на основе текста для чтения. // Автореферат дис. канд. пед. наук. М., 2002 — 20 с.
  117. Обучение английскому языку в российских школах: Материалы IV всероссийского семинара / Доклады и выступления. — Обнинск: Титул, 2001. -192 с.
  118. Общение и формирование личности школьника./Под ред. А. А. Бодалева, Р. Л. Кричевского. М.: Педагогика, 1987. — 150 с.
  119. Н.Т. Использование невербальных средств в процессе обучения иноязычной лексике младших школьников (на материале английского языка). Автореферат канд. пед. наук. М.: 1996. — 17 с.
  120. Очерки психологии детей (младший школьный возраст). /Под ред. А. Н. Леонтьева.- М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР. -1950. 206 с.
  121. .Д. Современное состояние и проблемы социальной психологии. М.: Знание, 1973. — 63 с.
  122. Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам. М.: Русский язык, 1977. — 216 с.
  123. Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. М.: Просвещение, 1988.-223 с.
  124. Педагогическая энциклопедия. Изд-во «Советская энциклопедия».-М., 1964.- 832 с.
  125. И.Г. Избранные педагогические сочинения. Т.1. /Под ред. В. А. Ротенберг, В. М. Кларина М.: Педагогика, 1981.-352 с.
  126. В.И. Педагогическое сотрудничество, или когда нравится учиться и учить. Библиотека журнала «Директор школы». М.: «Сентябрь», 1999.-128 с.
  127. A.B. Популярные беседы о психологии.- М.: Педагогика, 1983.-224 с.
  128. A.B. Вопросы истории и теории психологии: Избранные труды. М.: Педагогика, 1984. — 272 с.
  129. A.B. Быть личностью.- М.: Педагогика, 1990. 110 с.
  130. . Избранные психологические труды.- М.: Международная пед. академия, 1994.- 680 с.
  131. Е.С. Обучение в сотрудничестве. ИЯШ, № 1, 2000 .- с. 4−11
  132. Е.С. Давайте поговорим. В двух частях. Российская Академия образования. Институт средств обучения. М.: 1995.- 179 с.
  133. Е.С. Теоретические основы составления и использования системы средств обучения иностранному языку для средней общеобразовательной школы. Дис. док. пед. наук. Т.2 М.: 1988. — 292 с.
  134. Программно-методические материалы. Иностранные языки для общеобразовательных учебных заведений. Начальная школа.- М.: Дрофа, 2001.160 с.
  135. Программно-методические материалы. Иностранные языки для школ и классов с углубленным изучением английского, немецкого, французского, испанского языков. Начальная школа.- М.: Дрофа, 1998. 128 с.
  136. Психологический словарь. / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.- М.: Педагогика, 1983.- 448 с.
  137. Психология младшего школьника. / Под ред. Е. И. Игнатьева. Изд-во АПН РСФСР. М.: 1960. — 336 с.
  138. Психология. Словарь. /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  139. Е.И. Психология общения. — М.: Гуманит. изд. центр BJIA-ДОС, 2001.-336 с.
  140. Г. В., Верещагина И. Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. М.: Просвещение, 1988. — 224 с.
  141. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Изд. группа «Прогресс», «Универс», 1994. — 480 с.
  142. C.JT. Основы общей психологии. Госуд. учебно-пед. изд-во Министерства просвещения РСФСР. М.: 1946, — 703 с.
  143. В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М.: Педагогика, 1987. — 161 с.
  144. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения. Т.1- М.: Педагогика, 1981.492 с.
  145. C.JI. Диалог за партой. М.: Просвещение, 1989. — 96 с.
  146. И.М. Психология поведения: Избранные психологические труды.- 2-ое изд. / Под. ред. М. Г. Ярошевского. М.: Институт практической психологии, 1997, — 390 с.
  147. М.Н., С.Т.Шацкий. О всестороннем развитии детей. М.: Знание, 1977.- 64 с.
  148. М.Н. Проблемы современной дидактики. 2-е изд. М.: Педагогика, 1984.-96 с.
  149. В.А., Шапко А. П. Структурное оформление речи учащихся на начальном этапе обучения. ИЯШ № 1,1979.- с. 14−17
  150. Р. Групповая работа с детьми и подростками. / Пер. с англ. 2-е изд., исправленное. М.: Генезис, 2000. — 272 с.
  151. Современная гимназия: Взгляд теоретика и практика. / Под ред. Е. С. Полат. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 168 с.
  152. А.Г., Игнатова Т. И., Разбаш М. А. Детские интеллекту-ально-тренинговые игры. Педагогика № 1,1994.-с.39−42
  153. В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3-х томах. Т. 1 / Сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль, А. И. Сухомлинская. М.: Педагогика, 1979.- 558 с.
  154. Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988. — 175 с.
  155. И.П. Речевое общение, толкуемое с юмором, но всерьез. — М.: Высшая школа, 1992. — 175 с.
  156. Тен Э. Г. Обучение чтению на иностранном языке в младших классах средней школы (на материале французского языка). Дис. канд. пед. наук.-Санкт-Петербург, 1997. 200 с.
  157. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе. / Под ред. А. Д. Климентенко, А. А. Миролюбова. М.: Педагогика, 1981.-456 с.
  158. Н.И. Методика организации учебного взаимодействия учащихся 5−6 классов при обучении иностранному (английскому) языку. Дис. канд. пед. наук.- М., 1995. 198 с.
  159. H.H. Обучение английскому языку в рамках интегрированного курса. Английский язык и окружающий мир. // Автореферат дис. канд. пед. наук. -М., 1994. 16 с.
  160. С. Некоторые размышления об организации системы упражнений в учебниках иностранного языка. ИЯШ, № 6, 1988.
  161. М. Обучение английскому языку в трудных условиях.- М.: Просвещение, 1966. с. 116с.
  162. М.О. Обучение культуре общения на английском языке. — М.: Высшая школа, 1991. 144 с.
  163. К. «Как научить детей сотрудничать?» Психологические игры и упражнения. М.: Генезис, 1998. — 178 с.
  164. Н.И., Шевцова C.B. Речевой этикет. Русско-английские соответствия: Справочник. М.: Высшая школа, 1990. — 80 с.
  165. Л.М., Пушкина Т. А., Каплунович И .Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988.- 207 с.
  166. Т.А. Вернуть ребенку детство. Дошкольное воспитание № 4,1993.- с.84−86
  167. Ф.Р. Контекстное обучение иноязычной коммуникации детей младшего школьного возраста (на материале сказочного сюжета, английский язык) // Автореферат дис. канд. пед. наук. М., 1997. — 21 с.
  168. Д. Психология критического мышления. Санкт-Петербург, 4-е международное издание, 2000. — 338 с.
  169. О.В. Тропинка к своему Я: Программа формирования психологического здоровья у младших школьников. М.: Генезис, 2001. — 280 с.
  170. B.C. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение.- М: Педагогика, 1977. 119 с.
  171. Г. А. Зачем детям учиться вместе? М.: Знание, 1985.- 80с.
  172. Р.Х. Человек формируется с детства. М.: Педагогика, 1972.- 110 с.
  173. Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. М.: Просвещение, 1990.- 206 с.
  174. Н.Е. Культура современного урока. — М.: Пед. общество России, 2000.- 112 с.
  175. Д.Б. Избранные психологические труды.- М.: Педагогика, 1989.-560 с.
  176. Д.Б. Введение в психологию развития. М.: Тривола, 1994.- 168 с.
  177. С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. / Науч.-исслед. институт общей и педагогической психологии Академии пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1984. — 144 с.
  178. Ausubel D.P. Some Psychological and Educational Limitations of Learning by Discovery //The Arithmetic Teacher, N.Y., 1964.- pp. 290−302
  179. Carroll, M.R.& Wiggins, J. Elements of group counseling. Denver: Love Publishing, 1990.-pp. 28−30
  180. Guy R. Lefrancois. Psychology for Education.- 7-th edition. USA.1991.-pp. 135−145
  181. Glaser, R. Instructional Technology and the Measurement of Learning Outcomes: Some Questions. American Psychologist, 18, 1963.- pp. 519−521
  182. Johnson D.W., Johnson R.T. Cooperative Learning. Minneapolis, M.N.-pp.1−88
  183. Radley P., Sharley A., Driscoll L. TRIO-2. The British Council, 1987.124 pp.
  184. Radley P., Sharley A., Driscoll L. TRIO-2. Teacher’s Book. The British Council, 1987.- 120 pp.
  185. Radley P., Sharley A., Driscoll L. TRIO-2. Practice Book. The British Council, 1987.-63 pp.
  186. Sheils J. Communication in the modern languages classroom.- Council of Europe Press, 1992. 309 pp.
  187. Slavin R. Research on Cooperative Learning: an international perspective. Scandinavian Journal of Educational Research, Vol. 33, № 4,1989.- pp.111−123
  188. Webster D., Worrall A. English Together. Action Book. Longman, 1992. -63 pp.
  189. Webster D., Worrall A. English Together. Teacher’s Guide 2. Longman, 1992.- 129 pp.
  190. Webster D., Worrall A. English Together. Pupils’s Book 2. Longman, 1992.-80 pp.
  191. Yalom, I. The theory and practice of group psychotherapy. New York: Basic, 1975.- 119 pp.142
Заполнить форму текущей работой