Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Структурно-параметрический синтез и анализ авиационных ГТД и энергетических установок на их основе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Материалы диссертации основаны на исследованиях автора в период 1979 — 2006 гг., выполненных в рамках целевых комплексных научно-технических программ (в том числе 01Д.027 (задание 05.39), утвержденной совместным Постановлением ГКНТ, ГОСПЛАНА и Академии наук СССР N492/245/164 от 08.12.1981 г., а также общесоюзной научно-технической программой 0.80.03 (задание 25А), утвержденной Постановлением ГКНТ… Читать ещё >

Содержание

  • ОБОЗНАЧЕНИЯ, ИНДЕКСЫ И СОКРАЩЕНИЯ
  • 1. АВИАЦИОННЫЕ ГАЗОТУРБИННЫЕ ДВИГАТЕЛИ И
  • ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ СЛОЖНЫХ СХЕМ И МЕТОДЫ ИХ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Актуальность проблемы математического моделирования газотурбинных двигателей и энергетических установок
    • 1. 2. Виды математических моделей. Классификация математических моделей
    • 1. 3. Обзор математических моделей и программных средств моделирования газотурбинных двигателей и энергетических установок
    • 1. 4. Постановка задачи исследования
  • 2. ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК
    • 2. 1. Основные положения математического моделирования газотурбинных двигателей и энергетических установок
    • 2. 2. Требования, предъявляемые к математическим моделям газотурбинных двигателей и энергетических установок
    • 2. 3. Принципы построения математических моделей газотурбинных двигателей и энергетических установок
    • 2. 4. Структура системы моделирования
    • 2. 5. Структурно-параметрический синтез и анализ, организация вычислительного процесса
  • Выводы по главе
  • 3. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ТЕРМОДИНАМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ЦИКЛОВ ГТД С РАЗЛИЧНЫМИ РАБОЧИМИ ТЕЛАМИ
    • 3. 1. Основные положения анализа термодинамических свойств рабочих тел
    • 3. 2. Математические модели расчета термодинамических свойств рабочего тела
      • 3. 2. 1. Расчет состава продуктов сгорания в зависимости от типа и состава топлива
      • 3. 2. 2. Расчет термодинамических параметров воздуха и продуктов сгорания жидкого углеводородного топлива
      • 3. 2. 3. Расчет термодинамических параметров воздуха и продуктов сгорания газообразного топлива
      • 3. 2. 4. Расчет термодинамических свойств воды и водяного пара
      • 3. 2. 5. Расчет термодинамических свойств хладагентов
    • 3. 3. Математические модели термодинамических процессов парогазовых смесей
      • 3. 3. 1. Определение относительной влажности рабочего тела и относительных расходов водяного пара и конденсата
      • 3. 3. 2. Расчет теплоемкости, энтальпии и энтропии рабочего тела
      • 3. 3. 3. Определение конечного давления в адиабатическом процессе по начальному значению давления, начальному и конечному значению температуры
      • 3. 3. 4. Определение конечной температуры в адиабатическом процессе по заданным значениям начальной температуры, начальному и конечному давлению
      • 3. 3. 5. Определение температуры по заданным значениям давления, влагосодержанию воздуха и энтальпии
      • 3. 3. 6. Определение конечного давления и температуры в адиабатическом процессе по начальным значениям давления, температуры и конечному значению энтальпии
      • 3. 3. 7. Определение критической температуры в адиабатическом процессе по заданным значениям начальной температуры, начальному и критическому давлению
    • 3. 4. Оценка адекватности математических моделей термодинамических свойств и процессов парогазовых смесей
  • Выводы по главе
  • 4. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ
    • 4. 1. Метод представления многопараметрических характеристик узлов
      • 4. 1. 1. Способ представления характеристики компрессора
      • 4. 1. 2. Метод определения точки на характеристике компрессора
    • 4. 2. Математические модели основных элементов газотурбинных двигателей
    • 4. 3. Математические модели теплообменных аппаратов
    • 4. 4. Математические модели элементов паровых турбин
    • 4. 5. Математические модели элементов преобразователей низкопотенциальной энергии
    • 4. 6. Оценка работоспособности и адекватности моделей функциональных элементов
  • Выводы по главе
  • 5. МЕТОДЫ ВЫПОЛНЕНИЯ СТРУКТУРНО-ПАРАМЕТРИЧЕСКОГО СИНТЕЗА И АНАЛИЗА АВИАЦИОННЫХ ГТД И ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТАНОВОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИСТЕМЫ БУЮХУТ
    • 5. 1. Система математического моделирования газотурбинных двигателей и энергетических установок
    • 5. 2. Структурный синтез схемы двигателя
    • 5. 3. Параметрический синтез
    • 5. 4. Параметрический синтез и анализ
    • 5. 5. Параметрический анализ
    • 5. 6. Структурный анализ
    • 5. 7. Структурно-параметрический анализ
    • 5. 8. Методика моделирования рекурсивной информационной связи элементов модели
    • 5. 9. Методика моделирования ГТУ с регенерацией тепла
      • 5. 9. 1. Термогазодинамический расчет ГТУ
      • 5. 9. 2. Расчет характеристик с комбинированной программой регулирования
    • 5. 10. Методика моделирования парогазовых установок
    • 5. 11. Повышение адекватности математических моделей газотурбинных двигателей и энергетических установок
    • 5. 12. Интеграция математической модели установки и систем различных уровней
  • Выводы по главе
  • 6. ИССЛЕДОВАНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ГТД И ЭУ НА ОСНОВЕ РАЗРАБОТАННЫХ МЕТОДОВ И СИСТЕМЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ
    • 6. 1. Исследование возможности повышения эффективности, надежности и ресурса ГТЭ-10/
    • 6. 2. Газотурбинная электростанция Урал-2500Р
    • 6. 3. Газотурбинная установка ГТ
    • 6. 4. Анализ методик приведения к САУ параметров серийных двигателей с учетом влажности
    • 6. 5. Оценка и отладка параметров турбореактивного двигателя на самолете
    • 6. 6. Расчетные исследования рабочих процессов преобразователей низкопотенциальной энергии с различными рабочими телами
  • Выводы по главе

Структурно-параметрический синтез и анализ авиационных ГТД и энергетических установок на их основе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

В своем развитии авиационные газотурбинные двигатели (ГТД) и энергетические установки (ЭУ) достигли высокой степени сложности, значения параметров близки к предельным, а требования к эффективности рабочих процессов все более ужесточаются. При их создании реализуются наиболее прогрессивные научные и технологические решения. Они характеризуются высоким уровнем термодинамического совершенства, которое основывается на фундаментальных исследованиях в области теории двигателей, на широком применении компьютерного моделирования. Все шире используются ГТД и наземные ЭУ сложных термодинамических циклов (регенеративных, бинарных, газопаротурбинных с теплоутилизирующим контуром и др.). Ведется параллельная разработка перспективных авиационных двигателей и их стационарных модификаций, внедряются конструктивные мероприятия, позволяющие производить конверсию с минимальными изменениями и затратами на разработку и внедрение ЭУ. Объем и сложность задач по математическому моделированию стали таковыми, что в рамках используемой технологии моделирования трудно, а часто и невозможно выполнять расчетные исследования ГТД и ЭУ сложных термодинамических циклов.

Для модернизации имеющихся и создания новых конкурентоспособных ГТД и ЭУ необходимо проведение системных исследований по определению рациональных схем и параметров перспективных ГТД и ЭУ с использованием современной методологии их разработки, направленной на сокращение суммарных затрат и сроков создания путем широкого применения методов математического моделирования и проектирования.

Использование информационных технологий в существенной мере определяет возможность создания ГТД и ЭУ сложных термодинамических циклов. Газотурбинные двигатели и энергетические установки как сложные технические системы в своем развитии достигли этапа, когда эффективная организация их жизненного цикла (ЖЦ) требует применения системного подхода, развития и адаптации модели для структурных и параметрических исследований на всех этапах ЖЦ. Поэтому развивается новая методология проектирования, ориентированная на сквозном применении средств автоматизации в рамках интегрированных CAD/CAM/CAE систем.

Анализ особенностей работы ГТД и ЭУ на различных режимах, оптимизация режимов работы и законов регулирования на этапах исследования, анализа, проектирования и эксплуатации определяют необходимость разработки методов структурно-параметрического синтеза и анализа рабочих процессов и их реализации в системе моделирования, позволяющих достаточно точно и оперативно воспроизводить различные режимы работы ГТД и ЭУ с учетом основных значимых факторов, применения рабочих тел различного состава с учетом фазовых превращений во всех процессах термодинамического цикла, а также учета влияния изменения физических свойств рабочего тела на характеристики элементов.

Предложенные к настоящему времени математические модели, методы и средства моделирования ГТД и ЭУ не решают поставленные задачи структурно-параметрического синтеза и анализа авиационных газотурбинных двигателей и энергетических установок сложных термодинамических циклов с различными рабочими телами в полном объеме.

В связи с вышеизложенным, научная проблема структурно-параметрического синтеза и анализа авиационных газотурбинных двигателей и энергетических установок на их основе, создания методов и средств математического моделирования ГТД различных схем для использования на всех этапах ЖЦ является актуальной.

Цель работы: Разработка методов и средств структурно-параметрического синтеза и анализа авиационных ГТД и энергетических установок сложных схем с учетом особенностей рабочих тел.

Для достижения поставленной цели сформулированы и выполнены исследования по следующим основным направлениям:

1. Системный анализ принципов построения математических моделей и разработка структуры системы моделирования авиационных ГТД произвольных схем, а также организации вычислительного процесса.

2. Создание системы моделирования рабочих процессов авиационных ГТД и ЭУ произвольных схем ОУЮ^уТ.

3. Разработка математических моделей термодинамических процессов циклов ГТД с различными рабочими телами, учитывающих фазовые превращения в рабочем теле.

4. Разработка моделей функциональных элементов ГТД с учетом изменения физико-химических свойств рабочего тела и их влияния на характеристики элементов.

5. Разработка методов выполнения структурно-параметрического синтеза и анализа рабочих процессов авиационных ГТД и энергетических установок на их основе.

6. Апробация разработанной системы моделирования ОУЩуТ при решении различных задач проектирования, производства и эксплуатации авиационных ГТД.

Объект исследования — авиационные газотурбинные двигатели и энергетические установки на их основе, их схемы, рабочие процессы и характеристики.

Область исследования — моделирование схем, рабочих процессов, характеристик газотурбинных двигателей и энергетических установок на их основе.

Методы исследования основаны на использовании:

• теории авиационных ГТД;

• термодинамики, теплопередачи, механики жидкости и газа;

• системного анализа и объектно-ориентированного подхода при моделировании сложных процессов и изделийобщей теории проектирования систем;

• методов современных информационных технологий;

• численных методов решения систем нелинейных уравнений.

Научная новизна работы:

• Создана система моделирования авиационных ГТД — БУЮ? Т, позволяющая синтезировать модели установок произвольных схем на основе функциональных элементов, соединенных информационными связями.

• Разработаны структура системы моделирования и организация вычислительного процесса с описанием рекурсивных связей функциональных элементов при решении проектных задач.

• Разработаны и реализованы в виде базовых процедур математические модели термодинамических процессов с различными рабочими телами, в том числе парогазовыми смесями различного химического состава, учитывающие фазовые превращения в рабочем теле.

• Разработаны модели функциональных элементов ГТД с учетом изменения физико-химических свойств рабочего тела и их влияния на характеристики элементов.

• Разработаны методы выполнения структурно-параметрического синтеза и анализа рабочих процессов авиационных ГТД и энергетических установок на их основе.

Достоверность и обоснованность научных положений, результатов и выводов, содержащихся в диссертационной работе, доказывается сопоставлением результатов исследований с экспериментальными характеристиками современных авиационных ГТД и энергетических установок на их основе.

Практическая ценность. Разработанная система моделирования БУЮлуТ позволяет:

— осуществлять структурно-параметрический синтез и анализ рабочих процессов авиационных газотурбинных двигателей и энергетических установок на их основе;

— повысить эффективность процессов проектирования авиационных ГТД, тепловых энергетических и комбинированных установок, реконструкции тепловых электрических станций с надстройкой их ГТУ;

— выполнять углубленную профессиональную подготовку кадров в авиационных и энергетических отраслях промышленности и в учебном процессе вузов.

Реализация результатов работы. Разработанная система БУГСуТ и методы решения проектных задач с ее использованием, результаты проведенных автором исследований внедрены в ФГУП НПП «Мотор», ОАО «УМПО», НПО «Сатурн», ОАО «Авиадвигатель», ОАО «СНТК им. Н.Д. Кузнецова», инженерном центре «Энергомаш (ЮК) Лимитед», ОАО «Башкирэнерго», Самарском государственном аэрокосмическом университете (СГАУ) в учебном процессе кафедры «Теория двигателей летательных аппаратов», Уфимском государственном авиационном техническом университете (УГАТУ) в учебном процессе кафедр «Авиационные двигатели» и «Авиационная теплотехника и теплоэнергетика» а также в научно-исследовательской деятельности указанных вузов.

Использование системы БУЮуТ подтверждено прилагаемыми актами.

Материалы диссертации основаны на исследованиях автора в период 1979 — 2006 гг., выполненных в рамках целевых комплексных научно-технических программ (в том числе 01Д.027 (задание 05.39), утвержденной совместным Постановлением ГКНТ, ГОСПЛАНА и Академии наук СССР N492/245/164 от 08.12.1981 г., а также общесоюзной научно-технической программой 0.80.03 (задание 25А), утвержденной Постановлением ГКНТ и АН СССР от 10.11.1985), грантов Минвуза РФ («Фундаментальные исследования технологических проблем производства авиакосмической техники» 1993 — 1995 гг., 1997 — 1999 гг., «Интеллектуальный комплекс для моделирования робото-технических комплексов и технологических процессов» и «Разработка научных основ и методов создания интегрированных САПР в машиностроении» 1996 -1997 гг., «Использование маршевых авиационных ГТД (Р13−300, Р95Ш) в качестве энергетических установок теплоэлектростанций» 1997 — 1999 гг., «Параметрическая и структурная оптимизация энергетических установок летательных аппаратов», 1999 — 2001 гг., «САЕ-технологии в создании научно-технического задела для авиационных двигателей шестого поколения», 2001 -2002 гг., «Интегрированная система для разработки двигателей летательных аппаратов на основе САБ/САМ/САЕ/РОМ-приложений», 2003 — 2004 гг., «Теоретические основы проектирования, многофакторного моделирования, испытания и экспериментальной отработки авиационных ГТД и энергетических установок», 2005 -2007 гг.), федеральной целевой программы «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997 — 2001 гг.» по теме «Развитие Учебно-научного центра «Высокоэффективные технологии и системы использования низкотемпературных и возобновляемых источников энергии» 1997 — 2001 гг.- а также по договорам с предприятиями (НЛП «Мотор» «Разработка математической модели, обеспечивающей получение параметров изделия заказа 15 при одноразовой сборке без испытаний», ИЦ ДТ ОАО «Энергомаш (ЮК) Лимитед» «Разработка методики расчета теплоэнергетических установок произвольных схем и ее программной реализации», 2001 — 2002 гг., ОАО «УМПО» «Разработка методики оценки и отладки параметров изделия 25 при проведении приемо-сдаточных испытаний в условиях эксплуатации и разработка соответствующей программы для ПЭВМ», 1994 — 1995 гг., «Разработка методик и программных средств для контроля и отладки параметров ГТД в условиях испытаний и эксплуатации», 2006 — 2007 гг., ОАО «Башкирэнерго» «Исследование и разработка вариантов модернизации тепловых схем ТЭС», 2006 — 2007 гг.).

На защиту выносятся:

1. Система математического моделирования рабочих процессов авиационных ГТД и ЭУ произвольных схем — БУЮшТ (зарегистрирована в Роспатенте под № 2 004 610 623 от 04.03.2004 г.).

2. Структура системы моделирования и организация вычислительного процесса с описанием рекурсивных связей функциональных элементов при решении проектных задач.

3. Математические модели термодинамических процессов с различными рабочими телами, в том числе парогазовыми смесями различного химического состава, учитывающие фазовые превращения в рабочем теле во всех процессах термодинамического цикла ГТД.

4. Модели функциональных элементов ГТД с учетом изменения физико-химических свойств рабочего тела и их влияния на характеристики элементов.

5. Методы выполнения структурно-параметрического синтеза и анализа рабочих процессов авиационных ГТД и энергетических установок на их основе.

6. Результаты исследований рабочих процессов авиационных ГТД, подтверждающие эффективность и работоспособность системы ОУЮуТ.

Апробация работы. Основные научные и практические результаты диссертационной работы докладывались на 26 научно-технических конференциях, совещаниях и семинарах, в том числе на Всесоюзной НТК по перспективам развития методов технической эксплуатации авиационной техники (Киев, 1979 г.), на Межотраслевой НК по автоматизированному проектированию (ЦИАМ, 1979, 1984, 1986 гг.), на региональной НТК по применению ЭВМ, математических моделей в автоматизации проектирования и в автоматизации управления организационными и техническими системами (Уфа, 1980, 1981 гг.), на Всесоюзной НТК по современным проблемам двигателей и энергетических установок (МАИ 1981, 1985 гг.), на Республиканской НТК по математическим моделям процессов и конструкций энергетических турбомашин в системах их автоматизированного проектирования (Харьков, 1982 г.), на Межотраслевой НТК по проблемам функциональной диагностики газотурбинных двигателей и их элементов (Харьков, 1990 г.), на Всероссийской НТК по управлению и контролю технологических процессов изготовления деталей авиакосмической техники (Уфа, 1994, 1995 гг.), на Международной НТК по проблемам и перспективам развития двигателестроения (Самара, 1997, 1999, 2001, 2003, 2006 гг.), на научно-практической республиканской конференции по энергоресурсосбережению (Уфа- 1999 г.), на семинаре им. В. В. Уварова (МГТУ им.

Н.Э.Баумана, 2002 г.), на 51 и 52 научно-технических сессиях по проблемам газовых турбин Комиссии РАН по газовым турбинам (Уфа, 2004 г., Самара, 2005 г.), на Международной НТК по информационным технологиям в науке, образовании и промышленности (Архангельск, 2005 г.), на Всероссийской (с международным участием) НТК по рабочим процессам и технологиям двигателей (Казань, 2005 г.), на Второй Международной НТК «Авиадвигатели XXI века» (ЦИАМ, 2005 г.), на Всероссийской НТК «Мавлютовские чтения» (Уфа, 2006 г.), на XI Всероссийской научно-технической конференции по аэрокосмической технике и высоким технологиям (Пермь, 2006 г.).

Результаты отдельных этапов и работы в целом обсуждались на научно-технических советах предприятий: ОАО «СНТК им. Н.Д. Кузнецова» (НТС в 2000 г.), Омское моторостроительное конструкторское бюро (НТС в 2000 г.), НПП «Завод им. В.Я. Климова» (НТС в 2001 г.), Инженерный центр департамента турбин компании «Энергомаш (ЮК) Лимитед» (НТС в 2001, 2002, 2003 гг.), на кафедре «Теория двигателей летательных аппаратов» СГАУ (НТС в 2004 г.).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 34 работы, в том числе 26 статей, из них 11 в изданиях из списка ВАК, раздел в 1 учебнике с грифом МО РФ, монография (в соавторстве), 3 учебных пособия с грифом УМО РФ, авторское свидетельство на изобретение, 2 свидетельства Роспатента об официальной регистрации программ для ЭВМ.

Личный вклад соискателя в разработку проблемы. Все основные положения, связанные с разработкой системы математического моделирования авиационных ГТД и ЭУ, в том числе математических моделей термодинамических процессов и функциональных элементов, а также методов выполнения структурно-параметрического синтеза и анализа рабочих процессов (включая программную реализацию, проверку вариантов, расчетные исследования) выполнены и разработаны автором лично.

Благодарности.

Автор выражает признательность научному консультанту д.т.н., профессору И. А. Кривошееву, а также д.т.н., профессорам Х. С. Гумерову, С. С. Комарову, B.C. Кузьмичеву за поддержку и полезное обсуждение работы. К.т.н. Д. Г. Кожинова автор благодарит за возможность использования системы автоматизированного моделирования сложных технических объектов (САМСТО). Коллег по кафедре автор благодарит за помощь в проверке выдвинутых гипотез и проведении исследований, что отмечено в тексте работы и в ссылках на совместные труды.

Специалистов ведущих авиамоторных ОКБ и предприятий — к.т.н. А. П. Маркелова, к.т.н. М. Н. Бурова, к.т.н. Г. Б. Уфлянда, Ю. В. Авдошенко, О. И. Демидова и других автор благодарит за ценную помощь и предоставленные данные.

Отдельная благодарность семье за понимание и поддержку.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ.

1. Создана система моделирования авиационных ГТД и ЭУ — БУЮшТ (зарегистрирована в Роспатенте под № 2 004 610 623 от 04.03.2004 г.), позволяющая синтезировать модели установок произвольных схем на основе функциональных элементов, соединенных информационными связями.

2. На основании системного анализа принципов построения математических моделей разработаны структура системы моделирования ГТД и ЭУ произвольных схем и предложен универсальный метод организации вычислительного процесса при решении типовых и нестандартных проектных задач.

3. Впервые разработаны и реализованы в виде библиотеки базовых процедур математические модели термодинамических свойств и процессов рабочих тел, в том числе парогазовых смесей различного химического состава (водяной пар, продукты сгорания органического топлива, аммиак, фреоны, углеводороды и др.), позволяющие, в отличие от существующих, учитывать фазовые превращения в рабочем теле во всех процессах термодинамического цикла.

4. Разработаны и реализованы на ЭВМ модели функциональных элементов ГТД и ЭУ, учитывающие влияние изменения физических свойств рабочего тела на характеристики элементов. С целью повышения адекватности моделей в условиях непрерывного углубления описания рабочих процессов разработан метод введения поправок на характеристики элементов двигателя по произвольным аргументам.

5. Впервые разработаны методы выполнения структурно-параметрического синтеза и анализа рабочих процессов авиационных ГТД и энергетических установок на их основе, включающие способ описания рекурсивных связей функциональных элементов и задания граничных условий ь расчета.

6. Предложенные методы выполнения структурно-параметрического синтеза и анализа рабочих процессов авиационных ГТД и энергетических установок на их основе и система моделирования БУЮлуТ позволили выполнить расчетные исследования конкретных авиационных ГТД (Р25−300, Р11Ф-300, АЛ-31Ф и др.), и энергетических установок на их основе (ГТ-009, ГТЭ-10/95, ГТЭС «Урал-2500Р» и др.), что подтвердило работоспособность, адекватность описания рабочих процессов, универсальность использования системы.

Функциональные возможности, реализованные в системе моделирования БУЮуТ, позволяют за счет создания новых схем, уточнения описания рабочих процессов, в том числе с применением рабочих тел с различными теплофизическими свойствами, расширения источников тепловой энергии сократить сроки разработки и повысить качество создаваемых газотурбинных двигателей и энергетических установок, а также являются важным эффективным инструментом профессиональной подготовки инженерных кадров в овладении теорией термогазодинамического проектирования и углубленного анализа рабочих процессов авиационных ГТД и ЭУ в производстве и эксплуатации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. т. 3. Итоги науки и техники. Машинное проектирование летательных аппаратов. ВИНИТИ, 1976. 215 с.
  2. Автоматизированная подсистема проектного термогазодинамического расчета авиационных ГТД АСТРА ПР / Самар. гос. аэрокосм, ун-т- сост. С. К. Бочкарев, И. Н. Крупенич, А. Ю. Ткаченко. Самара, 2005. 16с.
  3. Автоматизированное проектирование тепловых схем и расчет переменных режимов ПТУ ТЭС и АЭС / В. М. Боровков, С. А. Казаров, А. Г. Кутахов, С. Н. Романов // Теплоэнергетика, 1993. № 3. С. 5 9.
  4. Автоматизированная система проектирования авиационных двигателей (АСПАД-88) /Межкафедральный науч. коллектив под рук. проф. A.M. Ахмедзянова. Уфа: УАИ, 1988. — 25 с.
  5. В.П., Горюнов И. М., Гумеров Х. С. Изменение параметров двигателя при постановке на самолет // Вестник СГАУ. Серия: Проблемы и перспективы развития двигателестроения. Выпуск 3, часть 2. -Самара, 1999. — С. 189- 194.
  6. A.A., Григорьев Б. А. Таблицы теплофизических свойств воды и водяного пара: Справочник. Рек. Гос. службой стандартных справочных данных ГССД Р-775−98. М.: Изд-во МЭИ, 1999. — 168 с.
  7. А.И. Основы термодинамики циклов теплоэнергетических установок. Учеб. пособие для втузов. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1977. — 280 с.
  8. А.И. Основы технической термодинамики реальных процессов. Учеб. пособие для втузов. Изд. 2-е. перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1975. — 264 с.
  9. Ю.Г. Приведение параметров ГТД к стандартным атмосферным условиям // Испытания авиационных двигателей. Межвузовский сборник. Уфа: изд. УАИ, № 1. 1972. С. 114 — 126.
  10. Д.В., Беркович A.JL Параметры газотурбинных установок с впрыском воды в компрессор // Теплоэнергетика, 1996. № 6. С. 18 22.
  11. Л.В., Тырышкин В. Г. Комбинированные установки с газовыми турбинами. Л.: Машиностроение, 1982. — 247 с.
  12. A.M., Алаторцев В. П., Аксельрод С. Е., Дружинин Л. Н., Сахабетдинов М. А. Термогазодинамические расчеты авиационных ГТД: Учеб. пособие Уфа: изд. УАИ, 1982. — 256 с.
  13. A.M., Алаторцев В. П., Гумеров Х. С., Рыжов A.A., Сахабетдинов М. А. Проектирование авиационных ГТД: Учеб. пособие Уфа: изд. УАИ, 1987.-227 с.
  14. A.M., Бикбаев Р. Т., Горюнов И. М. Разработка взаимодействия подсистемы «Облик ГТД» с банком данных. В сб.: Испытания авиационных двигателей № 11.- Уфа, УАИ, 1983. С. 109 112.
  15. A.M., Горюнов И. М., Шакиров А. Л. Термогазодинамический анализ рабочего процесса преобразователей низкопотенциальной энергии // Изв. вузов. Авиационная техника, 2000. № 3. С. 79−80.
  16. A.M., Дружинин Л. Н., Сахабетдинов М. А., Алаторцев В. П., Швец Л. И., Горюнов И. М. Программа расчета характеристик авиационных ГТД. Учебное пособие. Уфа: УАИ, 1981. — 105 с.
  17. A.M., Дубравский Н. Г., Тунаков А. П. Диагностика состояния ВРД по термогазодинамическим параметрам. М.: Машиностроение, 1983. — 206 с.
  18. A.M., Ижикеев В. И., Матковская H.A. Формирование математических моделей ГТД переменного рабочего цикла // Изв. вузов. Авиационная техника, 1990. № 3. С. 83 86.
  19. A.M., Кожинов Д. Г. Система конструирования САПР сложных технических объектов САМСТО: Учебное пособие. Уфа: УГАТУ, 1993. — 34 с.
  20. A.M., Кожинов Д. Г. Анализ методов организации вычислительных процессов при формировании математических моделей сложных технических объектов // Изв. вузов. Авиационная техника, 1994. № 3. С. 77−80.
  21. A.M., Кожинов Д. Г. Система конструирования среды для математического моделирования сложных технических систем // Изв. вузов. Авиационная техника, 1994. № 1. С. 54 58.
  22. A.M., Сахабетдинов М. А., Алаторцев В. П. Эскизное проектирование авиационных двигателей: Учебное пособие. Уфа: изд. УАИ, 1984. — 80 с.
  23. В.И. и др. Представление характеристик компрессора в координатах, удобных для расчета на ЭВМ параметров ГТД // Изв. вузов. Авиационная техника, 1977. № 3. С. 114−117.
  24. В.Е., Косой A.C., Листопадов Д. В., Маркелов А.П.,
  25. M.B. Влияние расхода охлаждающего пара на характеристики парогазовых установок с впрыском пара // Теплоэнергетика, 2002. № 9. С. 47 51.
  26. В.Е., Маркелов А. П. Газотурбинные установки с энергетическим впрыском пара // Газотурбинные технологии, 2002. № 4(19).
  27. Л.П., Боев Д. А., Ганшин Н. С. Отечественные авиационные двигатели XX век. — М.: Авико Пресс, 2003. — 208 с.
  28. Бернем, Джулиани, Меллер. Разработка, монтаж и испытание системы впрыска пара (STIG™) в газогенератор LM5000 фирмы General Elecktric // Энергетические машины и установки, 1988. № 2. С. 125 129.
  29. Бизнес-план реконструкции Уфимской ТЭЦ-3 на базе ГТУ НК-37−1 / Научный отчет/УГАТУ- Рук. Д. А. Гайнанов, № гр. 1 200 119 949, инв. № 2 200 109 236, Уфа, 2001. — 101 с.
  30. И. А. Автоматизированное проектированиеавиационных двигателей. В кн.: Автоматизированное проектирование авиационных двигателей: Тез. докл. П отраслевой конференции / ЦИАМ, 1979, С. 3 — 4.
  31. Г. И., Кореневский Л. Г., Темиров A.M., Голод Л. А. Экспериментальные исследования впрыска пара в камеру сгорания ГТУ на характеристики агрегата // Теплоэнергетика, 1997. № 9. С. 43 44.
  32. Н.М., Медведев A.B. Исследование оптимальных параметров рабочего процесса различных схем ГТД для сверхзвуковых ЛА: В кн.: Вопросы прикладной механики в авиационной технике: КуАИ, № 1210−81.
  33. В.О., Ахмедзянов A.M., Арьков Ю. Г., Алаторцев В. П. Методы обработки результатов испытаний серийных ГТД. Учебное пособие. -Уфа: изд. УАИ, 1982. 124 с.
  34. В.М. Исследования и разработки ЦИАМ по повышению эффективности ГТУ // Конверсия в машиностроении, 2005. № 4−5. С. 32 38.
  35. Быстровозводимая газотурбинная электростанция нового поколения с агрегатами ГТ-009 / Рекламный проспект. ОАО «Энергомашкорпорация», 2004.-2 с.
  36. Вариантное проектирование проточной части турбокомпрессора ГТД с использованием подсистемы АСТРА ТК / Самар. гос. аэрокосм, ун-т- Сост. И. Н. Крупенич, B.C. Кузьмичев, В. В. Кулагин, А. Ю. Ткаченко. Самара, 2005. -57с.
  37. Введение в математическое моделирование: Учеб. пособие / Под ред. П. В. Трусова. М.: Логос, 2005. — 440 с.
  38. Е.А. Численные методы: Учеб. пособие для вузов. 2-е изд., испр. — М.: Наука, 1987. — 248 с.
  39. Выбор параметров двигателя для высокоэффективного военного самолета. ЦИАМ, техн. перевод № 11 516, 1970. — 26 с.
  40. Газотурбинная ТЭЦ нового поколения с агрегатами ГТЭ-009М / Рекламный проспект. ОАО «Энергомашкорпорация», 2004. 24 с.
  41. A.C. Оптимизация ресурсных испытаний технических систем имитационным моделированием в системе жизненного цикла. Уфа: Гилем, 2003.-328 с.
  42. В.А. Теория и расчет двухконтурных ТРД.: Учебное пособие. М.: Изд-во МАИ, 1983. — 82 с.
  43. И.М., Белова И. А., Бикбаев Р. Т., Григорьева JI.A. Информационное обеспечение подсистемы САПР-Д «Эскизный проект» / В кн.:
  44. Автоматизированное проектирование авиационных двигателей. Тезисы докладов 5 отраслевой НТК. ЦИАМ, 1986.
  45. И.М., Бочкарев В. Ф. Определение размерности при выборе параметров рабочего процесса ГТД в подсистеме САПР «Облик ГТД»/ В кн.: Автоматизированное проектирование авиационных двигателей. Тезисы докладов 4 отраслевой НТК // Тр. ЦИАМ, 1984. № 1095.
  46. И.М. Расчет влияния влагосодержания на параметры рабочих тел и процессов в системе БУЮшТ / И. М. Горюнов // Изв. вузов, сер. «Авиационная техника». 2006. — № 1. С. 57 — 60.
  47. , И.М. Имитационное моделирование рабочих процессов авиационных ГТД и ЭУ / И. М. Горюнов // Мавлютовские чтения: Российская НТК, сб. трудов. Т. 2. Уфа: УГАТУ, 2006. С. 59 — 64.
  48. Самара, 2003. С. 162- 163.
  49. И.М., Курунов Ю. С., Гумеров С. С., Чистилин С. Б. Расчетные исследования повышения ресурса ГТУ // Тезисы докладов междун. научно-техн. конф. «Проблемы и перспективы развития двигателестроения». Ч. 1. Самара. 2003. с. 164 166.
  50. И.М. Математическое моделирование теплообменных аппаратов в системе ОУЮуТ // Тезисы докладов II междун. научно-техн. конф. «Авиадвигатели XXI века». Москва, 6−9 декабря 2005 г. Т. 1. М.: ЦИАМ, 2005. С. 103 — 106.
  51. И.М. Математические модели теплообменных аппаратов в системе моделирования ОУЮлуТ / И. М. Горюнов // ПОЛЕТ (авиация, ракетная техника и космонавтика). Москва. — 2006. — № 4. — С. 55 — 60.
  52. И.М. Метод представления характеристик компрессоров в математических моделях ГТД // Вестник СГАУ. Самара, 2006. № 3 (11). С. 25−32.
  53. И.М. Система математического моделирования тепловых схем теплоэнергетических установок ЭУЮшТ / Научно-технический отчет в 7 книгах. Книга 1. Общие сведения о системе. УГАТУ, ИЦ КП ОАО «Энергомаш (ЮК) Лимитед», 2004. 20 с.
  54. И.М. Система математического моделирования тепловых схем теплоэнергетических установок БУГСуТ / Научно-технический отчет в 7 книгах. Книга 3. Алгоритмы основных элементов системы. УГАТУ, ИЦ КП ОАО «Энергомаш (ЮК) Лимитед», 2004. 442 с.
  55. И.М. Система математического моделирования тепловых схем теплоэнергетических установок БУЮуТ / Научно-технический отчет в 7 книгах. Книга 4. Представление характеристик узлов в системе. УГАТУ, ИЦ КП ОАО «Энергомаш (ЮК) Лимитед», 2004. 74 с.
  56. И.М. Система математического моделирования тепловых схем теплоэнергетических установок БУЮуТ / Научно-технический отчет в 7 книгах. Книга 6. Эксплуатация системы в пакетном режиме. УГАТУ, ИЦ КП ОАО «Энергомаш (ЮК) Лимитед», 2004. 18 с.
  57. И.М. Система математического моделирования тепловых схем теплоэнергетических установок БУЮшТ / Научно-технический отчет в 7 книгах. Книга 7. Пример расчета контактной ПГУ. УГАТУ, ИЦ КП ОАО «Энергомаш (ЮК) Лимитед», 2004. 18 с.
  58. И.М. Термогазодинамические расчеты ГТД и теплоэнергетических установок с использованием системы ЭУЮлуТ // Вестник УГАТУ, 2006. Т 7, № 1 (14). С. 61 70.
  59. ГОСТ 2.103−68. ЕСКД. Стадии разработки. М.: Изд-во стандартов,
  60. ГОСТ 2.118−73. ЕСКД. Техническое предложение. М.: Изд-во стандартов, 1995.
  61. ГОСТ 2.119−73. ЕСКД. Эскизный проект. М.: Изд-во стандартов, 1995.
  62. ГОСТ 2.120−73. ЕСКД. Технический проект. М.: Изд-во стандартов, 1995.
  63. ГОСТ В 15.004−84 СРПП ВТ. Стадии жизненного цикла изделий и материалов. М.: Изд-во стандартов, 1992.
  64. ГОСТ В 15.203−79 СРПП ВТ. Порядок выполнения ОКР по созданию образцов. Основные положения. М.: Изд-во стандартов, 1980.
  65. ГОСТ В 15.204−79 СРПП ВТ. Порядок выполнения ОКР по созданию составных частей образцов. Основные положения. М.: Изд-во стандартов, 1980.
  66. ГОСТ В 15.208−82 СРПП ВТ. Единый сквозной план создания образца (системы, комплекса) и его (их) составных частей. Основные положения. -М.: Изд-во стандартов, 1983.
  67. Е.А., Данильченко В. П., Лукачев С. В., Резник В. Е., Цыбизов Ю. И. Конвертирование авиационных ГТД в газотурбинные установки наземного применения. Самара: СНЦ РАН, 2004. — 266 с.
  68. Х.С., Алаторцев В. П., Горюнов И. М. Оценка и отладка параметров турбореактивного двигателя на самолете // Изв. вузов. Авиационная техника, 1998. № 3. С. 72 77.
  69. Х.С. и др. Аналитический метод задания характеристик компрессора // Изв. вузов. Авиационная техника, 1974. № 2. С. 128−131.
  70. А. В. Андриенко С.Н. Средства компьютеризированной поддержки STEP-ориентированной CALS технологии проектирования производственных систем // Информационные технологии, 1996. № 3. С. 2 — 7.
  71. В.М., Маслов В. Г., Первышин Н. В., Сватенко С. А., Фишбейн Б. Д. Термогазодинамический расчет газотурбинных силовых установок. -М.: Машиностроение, 1973. 144 с.
  72. JI.H., Швец Л. И., Ланшин А. И. Математическое моделирование ГТД на современных ЭВМ при исследовании параметров и характеристик авиационных двигателей // Тр. ЦИАМ, 1979. № 832.
  73. Л.Н., Швец Л. И., Малинина Н. С. Алгоритмы и подпрограммы расчета термодинамических параметров воздуха и продуктов сгорания углеводородных топлив в ГТД // Техн. отчет ЦИАМ, 1979. № 8787. -85 с.
  74. Л.Н., Швец Л. И. Метод аппроксимации характеристик компрессоров функциями двух переменных //Тр. ЦИАМ, 1980. № 907. 16 с.
  75. Л.Н., Швец Л. И. Система программ для определения параметров и характеристик турбореактивных двигателей // Техн. отчет ЦИАМ, 1979. № 8831.
  76. Ю.С., Беляев В. Е., Маркелов А. П., Синкевич М.В.
  77. Парогазовая установка контактного типа для ТЭЦ-28 // Авиадвигатель, 2002. № 3 (21).
  78. О.Н., Кузнецов В. И. Газотурбинные двигатели с форсированной степенью двухконтурности за счет использования утилизирующего паротурбинного контура // Изв. вузов. Авиационная техника, 1994. № 1. С. 27−29.
  79. О.Н., Кузнецов В. И. Комбинированные газопаротурбинные установки на базе авиационных ГТД: Учебное пособие. М.: Изд-во МЭИ, 1994.-48 с.
  80. B.C. Математическое моделирование в технике: Учеб. для вузов / Под ред. B.C. Зарубина, А. П. Крищенко. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2001. — 496 с. (Сер. Математика в техническом университете- Вып. XXI, заключительный).
  81. В.А. Отечественные газотурбинные двигатели. Основные параметры и конструктивные схемы: Учеб. пособие. — М.: Машиностроение, 2005.-336 с.
  82. П.П. Математическое моделирование перспективных тепловых схем энергоустановок. М., 2004. — 32 с. (Препринт / ОИВТ РАН № 3476).
  83. Я.Т. Термодинамический расчет воздушно-реактивных двигателей // Тр. ЦИАМ, 1975. № 677. 126 с.
  84. Информационное обеспечение подсистемы САПР-Д «Эскизный проект» / Горюнов И. М., Белова И. А., Бикбаев Р. Т., Григорьева JI.A.// В кн.: Автоматизированное проектирование авиационных двигателей. Тезисы докладов 5 отраслевой НТК. ЦИАМ, 1986.
  85. Использование маршевых авиационных ГТД (PI3−300, Р95Ш) в качестве энергетических установок теплоэлектростанций / Отчет/УГАТУ: Руководитель A.M. Ахмедзянов, отв. исполнитель Х. С. Гумеров, № гр. 1 990 005 006- инв. № 2 200 003 765. Уфа, 1998. — 57 с.
  86. Использование маршевых авиационных ГТД (PI3−300, Р95Ш) в качестве энергетических установок теплоэлектростанций / Отчет/УГАТУ: Руководитель A.M. Ахмедзянов, отв. исполнитель Х. С. Гумеров, № гр. 1 990 005 006- инв. № 2 200 003 764. Уфа, 1999. — 36 с.
  87. Использование диалоговой мониторной программы «DIAMON» в подсистеме САПР-Д «Эскизный проект»: Отчет / УАИ: Руководитель
  88. A.M. Ахмедзянов, отв. исполнитель И. М. Горюнов. № гр. 81 094 242- Инв. № 2 840 066 573.-Уфа, 1984.-51 с.
  89. Исследование перспективных ТРДД сложных термодинамических циклов / М. М. Цховребов, А. И. Деев, A.A. Евстигнеев, В. Е. Шлякотин,
  90. B.Д. Коровкин, Ю. С. Марков, А. И. Антонов // ЦИАМ 2001 2005. Основные результаты научно-технической деятельности. В двух томах. Том 1 / Колл. авторов / Под общей научной редакцией В. А. Скибина, В. И. Солонина, М. Я. Иванова. -М.: ЦИАМ, 2005. С. 31 — 34.
  91. Исследование потоков информации в подсистеме САПР-Д «Эскизный проект»: Отчет/У АИ: Руководитель A.M. Ахмедзянов, отв. исполнитель И. М. Горюнов. № гр. 81 094 242- Инв. № 2 850 040 778. Уфа, 1984. -41с.
  92. Исследование эффективности различных методов идентификации моделей ГТД по результатам испытаний / Ахмедзянов A.M., Гумеров Х. С.,
  93. А.П., Горюнов И. М. и др. // Тезисы докладов межотраслевой научной конференции «Измерение, обработка и анализ информации при доводке, серийном производстве и эксплуатации авиационных ГТД.» М.: ЦИАМ, 1979.
  94. В., Jloy А. Имитационное моделирование. Классика CS. 3-е изд. СПб.: Питер- Киев: Издательская группа BHY, 2004. — 847 с.
  95. Д.Г. Об одном подходе к построению оболочки расчетных подсистем // Изв. вузов. Авиационная техника, 1994, № 2. С. 110−112.
  96. Н.С. Справочник холодильщика, 2-е изд. М.: Машгиз, 1962. -419с.
  97. И.А., Иванова О. Н., Горюнов И. М. Использование средств имитационного моделирования ГТД на этапе идентификации моделей по результатам испытаний // Вестник УГАТУ, 2005. Т. 6, № 1 (12). С. 65−75.
  98. В.А., Кучеренко О. С., Дудкина И. Н. Параметрический анализ термодинамического цикла КГПТУ «Водолей» // Известия Академии инженерных наук Украины. НПП Машпроект 45 лет, 1999. вып. 1.
  99. В.А. Техническая термодинамика. Учеб. пособие для втузов/В.А. Кудинов, Э. М. Карташов. 3-е изд., испр. — М.: Высшая школа, 2003.-261 с.
  100. Г. Г., Горюнов И. М., Романов М. А. Метод определения динамических параметров ГТД в САПР-Д // Испытания авиационных двигателей: Межвузовский научный сборник № 14. Уфа: изд. УАИ, 1986. С. 39−46.
  101. А.И., Федякин В. Н., Цховребов М. М. Перспективы развития двигателей для магистральных самолетов гражданской авиации // Конверсия в машиностроении, 2005. № 4−5. С. 22 31.
  102. Ю.А., Боровик В. О. Характеристики и эксплуатационные свойства авиационных турбореактивных двигателей. М.: Машиностроение, 1979.-285 с.
  103. А .Я., Галиуллин К. Ф., Горюнов И. М., Алаторцев В. П. Сравнение погрешности аппроксимации характеристики компрессора аналитическими методами // В сб.: Испытания авиационных двигателей № 7, Уфа: изд. УАИ, 1979. С. 102 -106.
  104. B.C. Анализ действительных термодинамических циклов. М.: Энергия, 1972. — 216 с.
  105. B.C. Циклы, схемы и характеристики термотранс-орматоров / Под ред. В. М. Бродянского. М.: Энергия, 1979. — 288с.
  106. В.Г. Теория выбора оптимальных параметров при проектировании авиационных ГТД. М.: Машиностроение, 1981. — 123 с.
  107. В.Г., Кузьмичев B.C., Григорьев В. А. Выбор параметров и проектный термогазодинамический расчет авиационных ГТД. Куйбышев: КуАИ, 1984.- 176 с.
  108. Математическая модель и программа расчета параметров и характеристик турбореактивных двигателей (вариант системы программ САПР
  109. ГТД ЦИАМ на языке ФОРТРАН IV) Дружинин Л. Н., Швец Л. И., Ахмедзянов A.M., Сахабетдинов М. А., Горюнов И. М., Глаголева Ф. А., Кузнецов А. Ф. // Техн. отчет ЦИАМ, 1982. № 9785. 242 с.
  110. Метод проектирования авиационных ГТД на основе сбалансированного подхода к выбору ресурса и характеристик двигателя // Новое в зарубежном авиадвигателестроении, 1982. № 2. С. 1−11.
  111. Методика расчета тепловых схем газотурбинных и парогазовых электростанций / C.B. Цанев, В. Д. Буров, М. А. Соколова, В. Е. Торжков. М.: Изд-во МЭИ, 2004. — 48 с.
  112. Методология проектирования авиадвигателей с учетом условий их использования и требований к ресурсу // Новое в зарубежном авиадвигателестроении, 1983. № 2. С. 9 14.
  113. Г. А. Термодинамические расчеты процессов парогазовых смесей. М. Л.: Машгиз, 1962. — 184 с.
  114. Моделирование динамических процессов в сложных системах / И. А. Кривошеев, Д.А. Ахмедзянов- Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. Уфа, 2003. -99 с.
  115. A.B., Чухин И. М. Расчет тепловых схем ТЭЦ. Учебное пособие. Иваново: Ивановский государственный университет, 1985. 64 с.
  116. Ю.Г., Лавыгин В. М. Теплообменные аппараты ТЭС: Учеб. пособие для вузов. 2-е изд., перераб. — М.: Изд-во МЭИ, 2002. — 260 с.
  117. Научный вклад в создание авиационных двигателей. В двух книгах. Книга 1 / Колл. авторов- Под. общей научной редакцией В. А. Скибина и В. И. Солонина. -М.: Машиностроение, 2000. -725 с.
  118. Ю.Н., Федоров P.M. Теория авиационных газотурбинных двигателей. Ч. 1. -М.: Машиностроение, 1977. 312 с.
  119. Ю.Н., Федоров P.M. Теория авиационных газотурбинных двигателей. Ч. 2. -М.: Машиностроение, 1978. 336 с.
  120. И.П. Системы автоматизированного проектирования // Кн. 1. Принципы построения и структура. М.: Высшая школа, 1986. — 127 с.
  121. Обзор диалоговых систем: Отчет / УАИ: Руководитель A.M. Ахмедзянов, отв. исполнитель И. М. Горюнов. № гр. 81 094 242- Инв. № 2 840 056 079. Уфа, 1983. — 47 с.
  122. Г. Г. Газовые турбины для энергетики // Теплоэнергетика. 2004. № 1. С. 33 43.
  123. Основы построения систем автоматизированного проектирования / Под ред. д.т.н., проф. И. Т. Белякова и д.т.н., проф. JI.C. Чернобровкина, МАИ, 1979.
  124. В.К. «Диалоговая мониторная программа DIALOG 1»/ Методические указания // Под ред. Л. С. Чернобровкина и В. Н. Петраша. М.: МАИ, 1980.-38 с.
  125. Параметрическая и структурная оптимизация энергетических установок летательных аппаратов / Научный отчет / УГАТУ- Рук. -И.А.Кривошеев, № гр. 1 990 009 384, инв. № 2 200 204 359, Уфа, 2000. 43 с.
  126. Переходные процессы в газотурбинных установках. Под ред. И. В. Котляра, Л.: Машиностроение, 1973. 254 с.
  127. Перспективы и проблемы использования ГТУ и ПГУ в российскойэнергетике // Теплоэнергетика, 2002. № 9. С. 2−5.
  128. П.Г. Парогазотурбинные установки. М.: Наука, 1980.140 с.
  129. .А. Настоящее и будущее авиационных двигателей. -М.: Воениздат, 1982. 240 с.
  130. JI. С. Математическое моделирование и оптимизация теплоэнергетических установок. М.: Энергия, 1978. — 416 с.
  131. JI.C. Математическое моделирование и оптимизация атомных электростанций. М.: Наука, 1984. — 360 с.
  132. Программный комплекс ГРАД для расчета газотурбинных двигателей / А. П. Тунаков, А. Б. Голланд, Э. Б. Мац, С. А. Морозов и др. // Изв. вузов. Авиационная техника, 1985. № 1. С. 83 85.
  133. Проектирование авиационных газотурбинных двигателей: Учебник для вузов / A.M. Ахмедзянов, Ю. С. Алексеев, Х. С. Гумеров и др.- Под ред. А. М. Ахмедзянова. М.: Машиностроение, 2000. — 454 с.
  134. Проект «Развитие учебно-научного центра «Высокоэффективные технологии и системы использования низкотемпературных и возобновляемых источников энергии» (1997 г.): Научный отчет / УГАТУ- Рук. С. Т. Кусимов, № гр. 1 980 000 361, Уфа, 1997. — 288 с.
  135. Проект «Развитие учебно-научного центра «Высокоэффективные технологии и системы использования низкотемпературных и возобновляемых источников энергии» Часть 2 (1998 г.): Научный отчет / УГАТУ- Рук.
  136. С.Т.Кусимов, № гр. 1 980 000 361, Уфа, 1998. 224 с.
  137. Промышленная теплоэнергетика и теплотехника: Справочник / Под общ. ред. В. А. Григорьева, В. М. Зорина 2-е изд., перераб. — М.: Энерго-атомиздат, 1991. — 588 с. — (Теплоэнергетика и теплотехника в 4-х кн.- кн. 4).
  138. Работы ведущих авиадвигателестроительных компаний по созданию перспективных авиационных двигателей (аналитический обзор) / Под общ. ред.д.т.н. В. А. Скибина, к.т.н. В. И. Солонина. М.: ЦИАМ, 2004. — 424 с.
  139. Расчет дроссельных и высотно-скоростных характеристик одновального ТРД (Ф) / Отчет по программе. Ч. 1. 652ППО-021. УКБМ, 1988.
  140. .С., Комаров О. В. Конвертированные авиационные двигатели, применяемые в газоперекачивающих и энергетических установках: Учебное пособие. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2004. 75 с.
  141. Рей Д., Макмайкл Д. Тепловые насосы: Пер. с англ. М.: Энергоиздат, 1982. — 224 с.
  142. C.JI. Термодинамические свойства газов: Справочник. 4-е изд., перераб. -М.: Энергоатомиздат, 1987. -288 с.
  143. В.И., Кривуца В. А. Комбинированная газопаротурбинная установка мощностью 16−25 МВт с утилизацией тепла отходящих газов и регенерацией воды из парогазового потока // Теплоэнергетика, 1996. № 4. С. 27−30.
  144. РТМ 108.022.11−83. Установки газотурбинные и парогазовые. Расчет и проектирование камер сгорания.
  145. В.Я. Тепловые электрические станции. М.: Энергоатомиздат, 1987. — 328 с.
  146. Ю. И. Имитационное моделирование. Теория и технологии. СПб.: КОРОНА принт- М.: Альтекс-А, 2004. — 384 с.
  147. A.A., Михайлов А. П. Математическое моделирование: идеи, методы, примеры. М.: Наука, 1997. — 320 с.
  148. М.А. Автоматизированное проектирование авиационных ГТД (Основы построения САПР ГТД): Учебное пособие. Уфа: изд. УАИ, 1983.-63 с.
  149. В.А., Тунаков А. П. Машинное проектирование двигательных установок на этапах предварительной разработки. Авиастроение. Т. 4. (Итоги науки и техники). ВИНИТИ, 1977.
  150. Система математического моделирования тепловых, энергетических и комбинированных установок (DVIGwT) / Горюнов И.М.- Программа для ЭВМ № 2 004 610 623 от 04.03.2004 РОСПАТЕНТ, Москва, 2004.
  151. Система термогазодинамического моделирования газотурбинных двигателей (DVIGw) / Горюнов И. М., Кожинов Д. Г., Ахмедзянов Д. А., Кривошеев И. А. Иванова О.Н.- Программа для ЭВМ № 2 004 610 624 от 04.03.2004 РОСПАТЕНТ, Москва, 2004.
  152. В.А. Авиационное двигателестроение ключ к созданию государства с современной промышленной базой // Конверсия в машиностроении, 2005. № 4−5. С. 7 — 13.
  153. В.А. Научное обеспечение создания конкурентноспособных двигателей // Тезисы докладов II междун. научно-техн. конф. «Авиадвигатели XXI века». Москва, 6−9 декабря 2005 г. Т. 1. М.: ЦИАМ, 2005. С. 7 — 14.
  154. Е.Я. Теплофикация и тепловые сети: Учебник для вузов. -7-е изд., стереот. М.: Изд-во МЭИ, 2001. — 472 с.
  155. В.И. Анализ тенденций и прогнозирование развития двигателей гражданской авиации / В. И. Солонин, М. М. Цховребов,
  156. A.И.Ланшин и др. // ЦИАМ 2001−2005. Основные результаты научно-технической деятельности. В двух томах. Том 1 / Колл. авторов / Под общей научной редакцией В. А. Скибина, В. И. Солонина, М. Я. Иванова. М.: ЦИАМ, 2005. С. 13−18.
  157. Э.Л. Испытания авиационных BP Д. М.: Машиностроение, 1975.-356 с.
  158. И.Р. Применение парогазовых установок в районах Севера.- С.-Петербург: Наука. С.-Петербургское отд-ние, 1992. 176с.
  159. Стационарные газотурбинные установки / Л. В. Арсеньев,
  160. B.Г.Тарышкин, И. А. Богов и др.- Под ред. Л. В. Арсеньева и В. Г. Тарышкина. -Л.: Машиностроение. Ленингр. отд-ние, 1989. 543 с.
  161. Теоретические основы испытаний и экспериментальная отработка сложных технических систем / Л. Н. Александровская, В. И. Кругл ов, А. Г. Кузнецов и др.: Учеб. пособие. М.: Логос, 2003. — 736 с.
  162. Теоретические основы теплотехники. Теплотехнический эксперимент.: Справочник / Под общ. ред. чл.-корр. РАН A.B. Клименко и проф. В. М. Зорина. 3-е изд. перераб. и доп. — М.: Изд-тво МЭИ, 2001. — 564 с.
  163. Теплоэнергетика и теплотехника в 4-х кн.- кн. 2).
  164. Теория двухконтурных турбореактивных двигателей / Под ред. д-ра техн. наук, проф. С. М. Шляхтенко, д-ра техн. наук, проф. В. А. Сосунова. М.: Машиностроение, 1979. -432 с.
  165. Теория и проектирование газотурбинных двигателей и комбинированных установок: Учебник для вузов / Ю. С. Елисеев, Э. А. Манушин, В. Е. Михальцев и др. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2000. — 640 с.
  166. Теория, расчет и проектирование авиационных двигателей и энергетических установок: Учебник / В. И. Бакулев, В. А. Голубев, Б. А. Крылови др.- Под ред.В. А. Сосунова, М. А. Чепкина М.: Изд-во МАИ, 2003. — 688 с.
  167. Теория реактивных двигателей. Лопаточные машины / Под ред. акад. Б. С. Стечкина. М.: Оборонгиз, 1956. — 548 с.
  168. Теория реактивных двигателей. Рабочий процесс и характеристики / Под ред. акад. Б. С. Стечкина. М.: Оборонгиз, 1958. — 534 с.
  169. Тепловой расчет котлов (Нормативный метод). Издание 3-е, переработанное и дополненное. Изд-во НПО ЦКТИ, СПб, 1998. 256 с.
  170. Тепловые схемы ТЭС и АЭС / В. М. Боровков, О. И. Демидов, С. А. Казаров и др.- Под ред. С. А. Казарова. СПб.: Энергоатомиздат. Санкт-Петербургское отд-ние, 1995. — 392 с.
  171. Теплообменные аппараты и системы охлаждения газотурбинных и комбинированных установок: Учебник для вузов / В. Л. Иванов, А. И. Леонтьев, Э. А. Манушин, М.И. Осипов- Под ред. А. И. Леонтьева. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2003. — 592 с.
  172. Термогазодинамический анализ рабочих процессов ГТД в компьютерной среде DVIGw: Учебное пособие / Д. А. Ахмедзянов, И. М. Горюнов, И. А. Кривошеев и др.- Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. Уфа, 2003.- 162 с.
  173. Технический проект подсистемы САПР-Д «Эскизный проект»: Отчет/УАИ: Руководитель A.M. Ахмедзянов, отв. исполнитель И. М. Горюнов. № гр. 81 094 242- Инв. № 2 850 050 739. Уфа, 1985. — 56 с.
  174. В.Ф., Колотова Б. Е. Фреоны. Свойства и применение. -Л.: Химия. Ленингр. отд-ние, 1970. 182 с.
  175. А.П., Кривошеев И. А., Ахмедзянов Д. А. САПР авиационных ГТД: Учебное пособие. Уфа: Изд. УГАТУ, 2005. — 270 с.
  176. А.П., Морозов С. А. Преобразование характеристик компрессора для использования на ЭВМ // Изв. вузов. Авиационная техника, 1976. № 1.
  177. А.П. Применение методов оптимизации при доводке и проектировании газотурбинных двигателей. М.: Машиностроение, 1979. -184 с.
  178. Турбины тепловых и атомных электрических станций: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. / А. Г. Костюк, В. В. Фролов, А. Е. Булкин,
  179. A.Д. Трухний- Под ред. А. Г. Костюка, В. В. Фролова. М.: Изд-во МЭИ, 2001. -488 с.
  180. Холодильная техника. Кондиционирование воздуха. Свойства веществ. Справ./ Под ред. С. Н. Богданова. 4-е изд., перераб. и доп. -СПб.: СПбГАХПТ, 1999. 320 с.
  181. Холодильные установки / Чумак И. Г., Чепурненко В. П. и др.- Под ред. д-ра техн. наук, проф. И. Г. Чумака. 3-е изд., перераб. и доп. -М.: Агропромиздат, 1991. — 495 с.
  182. C.B., Буров В. Д., Ремезов А. Н. Газотурбинные и парогазовые установки тепловых электростанций. Учебное пособие для вузов / Под ред. C.B. Цанева М.: Изд-во МЭИ, 2002. — 584 с.
  183. М.М. Газотурбинные и комбинированные двигатели для самолетов // ЦИАМ 2001−2005. Основные результаты научно-технической деятельности. В двух томах. Том 1 / Колл. авторов / Под общ. научной ред.
  184. B.А. Скибина, В. И. Солонина, М. Я. Иванова. М.: ЦИАМ, 2005. С. 11 — 13.
  185. B.А. Скибина, В. И. Солонина, М. Я. Иванова. -М.: ЦИАМ, 2005. С. 78 79.
  186. A.B., Швец Л. И. Расчетные исследования возможности форсирования конверсионной газотурбинной установки путем впрыска пара // Конверсия в машиностроении, 1999. № 5. С. 57 66.
  187. Р.К. Методы математического моделирования двигателей летательных аппаратов. Учеб. пособие для студентов авиадвигателе-строительных специальностей вузов. М.: Машиностроение, 1988. — 288 с.
  188. А.Л., Горюнов И. М. Термогазодинамический анализ рабочего процесса ПНЭ // Материалы 2 научно-практической республиканской конференции «Энергоресурсосбережение в Республике Башкортостан». Ч. 1. -Уфа: изд. УГАТУ, 1999. С. 72 79.
  189. A.B. Паровые турбины. Теория теплового процесса и конструкции турбин: Учеб. для вузов: В 2 кн. 6-е изд., перераб., доп. и подгот. к печати Б. М. Трояновским. М.: Энергоатомиздат. 1993. Кн. 1. — 384 с. Кн. 2. -416 с.
  190. И.В. Использование водного дистиллята для повышения экономичности и мощности приводной ГТУ // Тяжелое машиностроение, 1996. № 11 12. С. 17−23.
  191. О.К., Селиванов О. Д. Основы интеграции самолета и двигателя / Под общ. ред. О. К. Югова. М.: Машиностроение, 1989. — 304 с.
  192. О.К., Селиванов О. Д. Согласование характеристик самолета и двигателя. М.: Машиностроение, 1980. — 200 с.
  193. О.К., Селиванов О. Д. Способ представления характеристик компрессора и турбины в алгоритме расчета дроссельных характеристик ТРД // Изв. вузов. Авиационная техника, 1974. № 2. С. 152−157.
  194. В.И. Система программ для расчета характеристик ВРД на ЭЦВМ. М.: Машиностроение, 1976. — 168 с.
  195. Е.И., Левин Л. А. Промышленные тепловые насосы. -М.: Энергоатомиздат, 1989.
  196. Е.И., Пустовалов Ю. В. Парокомпрессионные теплонасосные установки. М.: Энергоатомиздат, 1982.
  197. Brinkmann, К., Pawellek, R. Ebsilon Examples for an easier design and a better operation of power plants. VDI Conference Operation Management Systems. Frimmersdorf, March 2004.
  198. Hunecke K. Jet engines: Fundamentals of Theory, Design and Operation. Airlife Publishing Ltd, Shrewsbury, England, 1997.
  199. Kurzke J. Berechnungsverfahren fiier das Betriebsverhalten von Lufistrahlantriben. Lehrstuhl fuer Flugantriebe, TUMuenchen, 1976.
  200. Kurzke J. Performance modeling methodology: Efficiency definitions for cooled single and multistage turbines ASME paper 2002-GT-30 497 presented at the Turbo Expo 2002 in Amsterdam.
  201. Mattingly J.D., Heiser W.H., Daley D.H. Aircraft Engine Design. AIAA Education Series, 1987.
  202. Muenzberg H., Kurzke J. Gasturbinen Betriebsverhalten und Optimierung. Berlin, 1977.
  203. Serguey N. Romanov, Anatoli G. Kutakhov, Nadezhda I. Zhuk, Oleg I. Demidov, Konstantin S. Romanov Software 'United cycle1 for simulation flow sheets of power plants. Proceedings of ECOS 2003 Copenhagen, Denmark. June 30-July 2, 2003. pp. 1691 1696.
  204. Tinga T., Visser W.P.J., de Wolf W.B., and Broomhead M.J., 2000, Integrated Lifmg Analysis Tool for Gas Turbine Components, ASME 2000-GT-0646,2671. ASME conference Munich.
  205. Truebenbach Jens, Rued Klaus Technology preparation for advanced aero engines / Тезисы докладов II междун. научно-техн. конф. «Авиадвигатели XXI века». Москва, 6−9 декабря 2005 г. Т. 1. М.: ЦИАМ, 2005. С. 62.
  206. Visser W.P.J., Broomhead M.J., 2000, GSP, A Generic Object-Oriented Gas Turbine Simulation Environment, ASME 2000-GT-0002, ASME conference Munich.268
Заполнить форму текущей работой