Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Снижение эмиссии оксидов азота в камерах сгорания ТРДД с компактным диффузионным фронтом пламени

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С целью контроля над эмиссией (выбросами) ВВ на авиационном транспорте в 1986 г. Комитетом по защите окружающей среды от воздействия авиации (САЕР) Международной организации гражданской авиации (ICAO) были введены первые Международные нормы на эмиссию NOx (оксиды азота), СО, СХНУ (несгоревшие углеводороды) и дыма. Главная цель — контроль загрязнённости воздуха в районе аэропортов за так… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ОБЗОР СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ РАБОТ ПО СОЗДАНИЮ МАЛОЭМИССИОННЫХ КАМЕР СГОРАНИЯ АВИАЦИОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
    • 1. 1. Обзор механизмов образования оксидов азота
    • 1. 2. Обзор концепций снижения эмиссии оксидов азота в КС авиационных ГТД
    • 1. 3. Обзор работ по созданию КС для обеспечения перспективных требований по эмиссии вредных веществ
    • 1. 4. Выводы
  • ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ДЛЯ ЧИСЛЕННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В КС
    • 2. Л Нуль-мерные численные расчёты
      • 2. 2. Одномерные численные расчёты
      • 2. 3. Трёхмерные численные расчёты
      • 2. 4. Выводы
  • ГЛАВА 3. МЕТОДОЛОГИЯ РАБОТЫ И СУЩЕСТВУЮЩИЙ ТЕХНИЧЕКИЙ БАЗИС
    • 3. 1. Методология проектирования демонстратора концепции
    • 3. 2. Описание конструкции серийных КС семейства двигателей ПС-90А
    • 3. 3. Особенности рабочего процесса в КС «А2»
    • 3. 4. Влияние течения в основных отверстиях на эмиссию N
    • 3. 5. Выводы
  • ГЛАВА 4. РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ МАЛОЭМИССИОННОГО ДИФФУЗИОННОГО СЖИГАНИЯ ТОПЛИВА
    • 4. 1. Расчётно-аналитическое обоснование ключевого положения концепции
    • 4. 2. Выводы
    • 4. 3. Концептуальная модель камеры сгорания
    • 4. 4. Взаимосвязь концепций малоэмиссионного горения
    • 4. 5. Выводы
  • ГЛАВА 5. ПРОВЕДЕНИЕ СТЕНДОВЫХ ИСПЫТАНИЙ
    • 5. 1. Стендовое оборудование
    • 5. 2. Обработка результатов испытаний
    • 5. 3. Выводы
  • ГЛАВА 6. РАСЧЁТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ
    • 6. 1. Выбор фронтового устройства демонстратора
    • 6. 2. Расчётно-экспериментальное обоснование концепции
    • 6. 3. Сравнение результатов расчётов и результатов испытаний демонстраторов на природном газе
    • 6. 4. Результаты испытаний демонстраторов на керосине
    • 6. 5. Выводы

Снижение эмиссии оксидов азота в камерах сгорания ТРДД с компактным диффузионным фронтом пламени (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одной из важнейших глобальных проблем современного общества является усиление негативного антропогенного влияния на окружающую природную среду. Примерно 81% от всей вырабатываемой энергии в Мире составляет химическая энергия ископаемого топлива, высвобождаемая в результате химической реакции с кислородом воздуха, в виде тепла [1]. Основными продуктами полного сгорания углеводородных топлив в воздухе является углекислый газ и вода в смеси с азотом. Вместе с тем, при сжигании углеводородных топлив, в незначительном количестве образуются вещества, опасные для здоровья человека и окружающей природной среды — вредные вещества (ВВ).

С целью контроля над эмиссией (выбросами) ВВ на авиационном транспорте в 1986 г. Комитетом по защите окружающей среды от воздействия авиации (САЕР) Международной организации гражданской авиации (ICAO) были введены первые Международные нормы на эмиссию NOx (оксиды азота), СО, СХНУ (несгоревшие углеводороды) и дыма. Главная цель — контроль загрязнённости воздуха в районе аэропортов за так называемый стандартный взлетно-посадочный цикл (СВПЦ) работы двигателя. Нормирование эмиссии ВВ двухконтурных турбореактивных двигателей (ТРДД) производятся по величине параметра эмиссии nNOx ~ отношение массы эмитированного ВВ за режим СВПЦ к установленной взлётной тяге двигателя. С 1986 г. ведётся практика последовательного ужесточения Международных норм ICAO по сокращению эмиссии NOx от ТРДД (САЕР/2 в 1996 г., САЕР/4 в 2004 г., САЕР/6 в 2008 г.) при сохранении эмиссии остальных ВВ на прежнем уровне.

Тенденция повышения эффективного КПД ТРДД с целью улучшения его топливной эффективности приводит к увеличению давления и температуры газа перед турбиной современных ТРДД и к существенному ускорению реакции образования NOx в камере сгорания (КС), что обостряет проблему обеспечения будущих норм на эмиссию ВВ. Фирма GEAE (США) в 2009 г. сертифицировала ТРДД GEnx с взлётной тягой 255,3 кН для самолёта Boeing 787, имеющий запас nNOx 65,8% по отношению к нормам 2008 г.

Передовые современные ТРДД, созданные в постсоветский период, имеют следующие запасы I7NOx по отношению к нормам 2008 г.: Д-436−148 (ГП «Ивченко-Прогресс», Украина) с тягой 68,8 кН — 21%- SaM-146 (НЛО «Сатурн», Россия и Snecma Moteurs, Франция) с тягой 72,7 кН — 17,4%.

С 2014 г. вводится норма САЕР/8, регламентирующая сокращение эмиссии ЫОхна 15% к нормам 2008 г. (или на 50% к нормам 1986 г.). Дальнейшие усилия по ужесточению Международных норм предполагают достижение в среднесрочной перспективе (к 2020 г.) снижения целевого технологического уровня параметра эмиссии АЮх на 45% к нормам 2008 г. В долгосрочной перспективе (к 2030 г.) целевой технологический уровень параметра эмиссии ИОх должен быть снижен на 60% к нормам 2008 г. Обеспечение перспективных норм по эмиссии ВВ возможно только при условии использования новых малоэмиссионных технологий сжигания топлива.

Цель работы.

Разработка и обоснование концепции малоэмиссионной камеры сгорания ТРДД с компактным диффузионным фронтом пламени, являющейся производным направлением традиционной технологии сжигания топлива, для обеспечения перспективных Международных норм на эмиссию ИОх.

Задачи работы.

1. Выполнить теоретическую оценку минимально достижимого индекса эмиссии ИОх в диффузионном фронте пламени.

2. Сформулировать концепцию малоэмиссионной камеры сгорания с компактным диффузионным фронтом пламени.

3. Выполнить оценку степени влияния принципов, заложенных в концепцию, на концептуальной модели камеры сгорания.

4. Выполнить оценку эмиссионных характеристик жаровых труб, изготовленных в соответствии с разрабатываемой концепцией, в стендовых условиях с высокими параметрами.

Объект и предмет исследования.

Объект исследования — совокупность способов снижения скорости образования АЮх в технических системах сжигания углеводородного топлива.

Предмет исследования — камера сгорания ТРДД.

Методы исследования.

1. Численные нуль-мерные (в термодинамической постановке) расчёты термохимического состояния газовых смесей в сети химических реакторов с идеальным перемешиванием на основе полных кинетических механизмов реакций окисления (ОШ-МесЬ 3.0).

2. Численные одномерные расчёты термохимического состояния газовой смеси в структуре ламинарного фронта диффузионного пламени на основе редуцированного кинетического механизма реакций окисления (Кее 58).

3. Численные трехмерные расчёты течений с учётом процессов турбулентного горения, излучения, образования оксида азота в камере сгорания на основе осреднённых по Фавру уравнений Навье-Стокса.

4. Экспериментальные измерения целевых параметров потока (температуры, концентрации ВВ) на выходе одногорелочного отсека с серийными жаровыми трубами и трубами-демонстраторами концепции в соответствии с требованиями «Авиационных Правил. Часть 34. Охрана окружающей среды. Эмиссия загрязняющих веществ авиационными двигателями. Нормы и испытания» и ГОСТ 17.2.2.04−86 «Охрана природы. Атмосфера. Двигатели газотурбинные самолетов гражданской авиации. Нормы и методы определения выбросов загрязняющих веществ».

Достоверность полученных результатов подтверждается применением:

1. Сертифицированного коммерческого программного продукта Chemkin фирмы Reaction Design (США), верифицированного разработчиком на задачах определения термохимического состояния газовых смесей.

2. Сертифицированного коммерческого программного комплекса ANS YS Fluent/CFX (США), верифицированного в ОАО «Авиадвигатель» по результатам сравнения с данными, полученными в ходе специальных испытаний элементов камер сгорания на автономных стендах и полноразмерных газогенераторах и двигателях.

3. Стандартизованных методик проведения и обработки результатов испытаний элементов камер сгорания в условиях автономных стендов ОАО «Авиадвигатель».

4. Метрологически аттестованного и поверенного измерительного оборудования в ОАО «Авиадвигатель».

5. Хорошим соответствием результатов трехмерного численного моделирования и результатов испытаний демонстраторов концепции.

Научная новизна.

1. Выполнена теоретическая оценка и получена новая аналитическая формула влияния скорости скалярной диссипации в диффузионном фронте пламени на индекс эмиссии nox для реальных условий работы камеры сгорания в ТРДД.

Структура формулы адаптирована для проектирования малоэмиссионных камер сгорания диффузионного типа.

2. Разработана научная концепция камеры сгорания с компактным диффузионным фронтом пламени с использованием структурированной системы принципов малоэмиссионного сжигания топлива.

Теоретическая значимость.

1. Сформулированные принципы концепции с компактным диффузионным фронтом пламени для снижения эмиссии nox могут быть использованы (с адаптацией к специфике систем) при проектировании любых технических устройств сжигания углеводородного топлива.

Практическая значимость.

1. Сформулированные принципы Концепции являются базовым руководством для разработки проектов малоэмиссионных камер сгорания как для модернизируемых, так и для вновь создаваемых авиационных и наземных ГТД.

2. Успешное завершение серии испытаний демонстраторов является основой для начала разработки проектов камер сгорания на базе подтверждённой Концепции по модернизации камер сгорания ГТД ПС-90А2, ГТУ-16П, ГТУ-25П.

Апробация работы.

Основные результаты работы представлены на Всероссийской научно-технической конференции «Процессы горения, теплообмена и экология тепловых двигателей» (Самара, 2007 г.) — 56-й научно-технической сессии Комиссии по газовым турбинам Российской академии наук «Применение ГТУ в энергетике и промышленности (г. Пермь, 2009 г.) — 8-й Международной конференции «Авиация и космонавтика-2009» (г. Москва, 2009 г.) — Международной научно-технической конференции «Проблемы и перспективы развития двигателестроения» (г. Самара, 2011 г.) — «ASME Turbo Expo» Turbine Technical Conference & Exposition (r. Копенгаген, 2012 г.). По теме диссертации опубликованы 4 статьи в периодических изданиях, включённых в список ВАК.

Внедрение результатов работы.

На основе совокупности полученных результатов численного моделирования рабочего процесса и натурных испытаний демонстраторов Концепции малоэмиссионного сжигания топлива, в соответствии с утверждёнными планами ОАО «Авиадвигатель», проводится разработка камер сгорания для модернизации семейства ТРДД ПС-90А и наземных ГТУ-16П, ГТУ-25П.

На защиту выносятся.

1. Результаты анализа снижения индекса эмиссии АЮх в диффузионном пламени.

2. Обоснование новизны концепции камеры сгорания с компактным диффузионным фронтом пламени по сравнению с альтернативными малоэмиссионными концепциями сжигания топлива в камерах сгорания ГТД.

3. Результаты численного моделирования рабочего процесса в концептуальной модели камеры сгорания.

4. Результаты испытаний серийных вариантов и демонстраторов Концепции.

Личный вклад автора.

1. Формулирование и обоснование концепции камеры сгорания с компактным диффузионным фронтом пламени.

2. Подготовка, проведение и анализ результатов расчётов: термохимического состояния газовых смесей в сети химических реакторовструктуры ламинарного диффузионного фронта пламенитрехмерных течений с учётом процессов турбулентного горения, излучения, образования АЮх в камерах сгорания.

3. Планирование натурных испытаний жаровых труб-демонстраторов концепции и серийных жаровых труб в стендовых условиях с последующей обработкой и анализом результатов испытаний.

Структура и объём работы.

Диссертация состоит из введения, шести глав, заключения, списка литературы из 64 наименований и приложения. Основной текст содержит 175 страниц, 117 иллюстраций и 17 таблиц.

6.5 Выводы.

1. На основе существующей материальной части ОАО «Авиадвигатель» выполнены последовательные доработки жаровой трубы, которая является демонстратором концепции КДФП.

2. Проведены натурные испытания демонстраторов концепции КДФП и серийных КС в условиях одногорелочного отсека при максимальных параметрах потока на входе в отсек Р*к =0,785 МПа и Т*к = 723 К с определением зависимости индексов эмиссии оксидов азота и окиси углерода от коэффициента избытка воздуха в камере сгорания на керосиновом топливе и природном газе.

3. Испытания демонстраторов выявили отличительный характер поведения индекса эмиссии ИОх при сокращении коэффициента избытка воздуха в КС, что подтверждает самостоятельность концепции КДФП среди остальных.

4. При верификации принципа концепции КДФП № 2 определен отчётливый эффект блокирования пламени в первичной зоне на сокращение индекса эмиссии ЫОх при работе КС на керосине.

5. Проявить влияние принципа концепции КДФП № 1 о повышении уровня скалярной диссипации во фронте пламени для снижения эмиссии АЮх в полной мере не удалось, что связано с ограниченным доступным инструментарием для воздействия на фронт пламени.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Минимальный индекс эмиссии ЫОх в камере сгорания диффузионного типа обеспечивается только за счёт реализации условий, способствующих сгоранию топлива в компактном диффузионном фронте пламени.

2. Сущность концепции камеры сгорания с компактным диффузионным фронтом пламени заключается в подавлении объёмного и поверхностного источников образования АЮх путём блокирования фронта пламени в первичной зоне жаровой трубы и газодинамической интенсификацией горения топлива.

3. В рамках концепции основные принципы малоэмиссионного сжигания топлива в камерах сгорания ТРДД объединены в структурированную систему с выявленными взаимосвязями.

4. Применение разработанной концепции к жаровой трубе серийной камеры сгорания ТРДД ПС-90А2 в стендовых условиях с высокими параметрами позволяет снизить индекс эмиссии ЫОх на 35 .47% в условиях взлётного режима, что по предварительной оценке, обеспечивает целевой параметр эмиссии АЮх норм 1САО 2020 г.

5. Концепция камеры сгорания с компактным диффузионным фронтом пламени подтверждена на 4-м уровне готовности технологии. Внедрение разработанной концепции в ТРДД под нормы 1САО 2020 г. имеет существенно меньший технический риск по сравнению с другими концепциями и не ограничивает использование альтернативных авиационных видов топлив.

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ.

Условные обозначения: акоэффициент поглощения излучения, [м-1] С — молярная концентрация, [моль/м3] Скудельный расход топлива, [кг/с/кН] с кудельная изобарная теплоёмкость к-то компонента смеси, [Дж/кг/К] - коэффициент диффузии, [м /с] Иа — Дамкёлера число, [-] Е1 — индекс эмиссии, [г/кг].

Ег/с~х — обратная дополнительная функция ошибок.

F — площадь, [м2].

С — массовый расход, [кг/с].

С, — расход топлива, [кг/с].

Н — энтальпия газовой смеси, [Дж] кудельная энтальпия газовой смеси, [Дж/кг].

Iинтенсивность потока излучения, [Вт/срад].

2 2 к — удельная кинетическая энергия турбулентности, [м /с ] к, — константа скорости 1-й реакции, [м3/моль/с] М — молярная масса, [кг/моль].

Я00 — статическая тяга двигателя на взлётном режиме, [кН] <7- плотность теплового потока, [Вт/м ] г — вектор положения точки излучения, [м] г — молярная доля 1-го компонента газовой смеси, [м].

— молярная скорость образования г'-го компонента газовой смеси в единице объёма, [моль/м /с] - компонента тензора скорости деформации потока, [с" 1] - длина пути луча, [м].

8- вектор направления излучения, [м].

8' - направление вектора рассеивания излучения, [м].

Т — термодинамическая температура, [К] tфизическое время,.

Вт/м2] и — компонента вектора абсолютной скорости, [м/с].

Vобъём, [м ].

— массовая доля /-го компонента газовой смеси, [-].

2 — массовая доля восстановленного топлива (или пассивной примеси). at — среднемассовый коэффициент избытка воздуха в й зоне, [-] % - скорость диссипации скаляра Z, [с" 1].

2 3 s — скорость диссипации кинетической энергии турбулентности, [м /с ] Ф — фазовая функция рассеивания, [-] К — коэффициент массообмена, [-] pt — турбулентная вязкость, [Па* с] р — плотность, [кг/м3] а — константа излучения Стефана-Больцмана, [Вт/м/К].

DF (Diffusion Flame) — диффузионный фронт пламени F-топливо in — относящийся к входу (к приближению).

LF (Lean premixed Flame) — фронт пламени в обеднённой смеси шах — максимальное значение величины min — минимальное значение величины mix — смесь.

О — окислитель out — относящийся к выходу (к удалению).

R (Residence) — относящийся ко времени пребывания.

RF (Rich premixed Flame) — фронт пламени в обогащенной смеси st — величина определяется на поверхности стехиометрии t — турбулентный w — относящийся к стенке — обозначает скорость прямой реакции,.

-" - обозначает скорость обратной реакции,.

Сокращения:

ГТД — газотурбинный двигательГТУ — газотурбинная установкаДВС — двигатель внутреннего сгоранияДХ — дроссельная характеристикаЗОТ — зона обратных токов;

КДП — концепция малоэмиссионного сжигания топлива в Компактном.

Диффузионном Пламени внутри КС.

МГ — режим малого газа авиационного ГТД;

МЭКС — малоэмиссионная КС;

00 — основные отверстия;

СВПЦ — стандартный взлётно-посадочный цикл.

ТВ Д — турбина высокого давления;

TBC — топливовоздушная смесь;

ТНВД — топливный насос высокого давления;

XX — режим холостого хода ГТУ;

ФУ — фронтовое устройство камеры сгорания;

САЕР (Committee on Aviation Environmental Protection) — Комитет по защите окружающей среды от воздействия авиации.

CDF (Compact Diffusion Flame) — концепция КДП.

CFD (Computational fluid dynamics) — вычислительная гидродинамика.

DAC (Double Annular Combustor) — двухзонная кольцевая КС.

DLE (Dry Low Emission) — обеспечение низкой эмиссии «сухими» методами.

DOM (Discrete Ordinate Model) — модель излучения дискретных ординат.

EGR (Exhaust Gas Recirculation) — рециркуляция выхлопных газов в ДВС.

FADEC (Full Authority Digital Engine Control system) — цифровая система управления двигателем с полной ответственностью.

FLOX (FLameless OXidation) — беспламенное горение.

ICAO (International Civil Aviation Organization) — Международная организация гражданской авиации.

LEC (Low Emission Combustor) — малоэмиссионная КС.

LDI (Lean Direct Injection) — горение обеднённой смеси с прямым впрыском топлива.

LPP (Lean Premixed Prevaporized) — горение обеднённой, предварительно испарённой и перемешанной смеси с топливом.

LP (P) (Lean Premixed) — горение обеднённой, предварительно перемешанной смеси воздуха с газообразным топливом.

NASA (National Aeronautics and Space Administration) — Национальное агентство.

США по аэронавтике и исследованию космического пространства. ppm (v) (volume parts per million) — частей на миллион (по объёму).

RQL (Rich (burn) — (quick) Quench — Lean (burn)) — сжигание обогащённой смеси топлива, быстрым перемешиванием с воздухом и последующем горением обеднённой смеси.

SMD (Sauter Mean Diameter) — средний заутеровский диаметр капель аэрозоля. Staged Combustion — зональное сжигание топлива.

TAPS (Twin Annular Premixing Swirler) — радиальное зонирование горения с предварительным перемешиванием.

TRL (Technology Readiness Level) — уровень готовности технологии.

WSGGM (Weighted-Sum-of-Gray-Gases Model) — модель взвешенной суммы серых газов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Key World Energy Statistics 2012. International Energy Agency. -Paris: OECD/IEA Publications 2012. http://www.iea.org/publications/freepublications/publication/kwes.pdf).
  2. Охрана окружающей среды. Приложение 16 к Конвенции о международной гражданской авиации: Т. 2. Эмиссия авиационных двигателей. ИКАО, 1-е изд.: октябрь 1981- 2-е изд.: июль 1993- 3-е изд.: июль 2008.
  3. , А. Процессы в камерах сгорания ГТД: Пер. с англ. М.: Мир, 1986. — С. 566.
  4. , А. Н. Gas Turbine Combustion: Alternative Fuels and Emissions / Lefebvre, A. H., Ballal, D. R. // CRC Press 3rd ed. — 2010.
  5. , Ю.Г. Численные методы оценки эмиссионных характеристик камер сгорания газотурбинных двигателей / Куценко Ю. Г. // УрО РАН Екатеринбург-Пермь, 2006. — С. 140.
  6. Levy, Y. DESIGN AND PERFORMANCE ANALYSIS OF A GAS TURBINE FLAMELESS COMBUSTOR USING CFD SIMULATIONS / Christo, F.C., Gaissinski, I., Erenburg, V., Sherbaum // Paper GT2012−68 781. Proceedings of ASME Turbo Expo. 2012.
  7. , K. 25 YEARS OF BBC/ABB/ALSTOM LEAN PREMIX COMBUSTION TECHNOLOGIES / Jaan Hellat, Hans Koch // Paper GT2005−68 269. Proceedings of ASME Turbo Expo. 2005.
  8. , A.M. Снижение оксидов азота в выхлопных газах ГТУ / A.M. Постников // Изд-во Самарского научного центра РАН, 2002. С. 286.
  9. Baessler, S. NOx EMISSIONS OF A PREMIXED PARTIALLY VAPORIZED KEROSENE SPRAY FLAME / S. Baessler, K. G. Mosl, T. Sattelmayer // Paper GT2006−90 248. Proceedings of ASME Turbo Expo. 2006.
  10. , Д.Л. Закономерности образования оксидов азота в камере сгорания ГТД с двухстадийной организацией горения. Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук / Лазунов Д.Л.// УГАТУ, 2003.
  11. , А.А. Прогнозирование эмиссионных характеристик на основе реакторной модели камеры сгорания / А. А. Иноземцев, В.Г.
  12. , В.В. Цатиашвили // Известия вузов. Авиационная техника. -№ 1. Казань, 2011. — С. 45 — 50.
  13. , В.Р. Образования окислов азота в камерах сгорания ГТД / В. Р. Кузнецов // Труды ЦИАМ. -№ Ю86. 1983.
  14. Yamamoto, Т. EMISSION REDUCTION OF FUEL STAGED AIRCRAFT ENGINE COMBUSTOR USING AN ADDITIONAL PREMIXED FUEL NOZZLE / T. Yamamoto, K. Shimodaira, S. Yoshida, Y. Kurosawa // GT2012−68 590. Proceedings of ASME Turbo Expo. 2012.
  15. Matsuyama, R. DEVELOPMENT OF A LEAN STAGED COMBUSTOR FOR SMALL AERO-ENGINES / R. Matsuyama, M. Kobayashi, H. Ogata, A. Horikawa, Y. Kinoshita // GT2012−68 272. Proceedings of ASME Turbo Expo. 2012.
  16. , E. В. Пути совершенствования рабочего процесса в двигателях внутреннего сгорания / Е. В. Беляева, М. Ю. Орлов, Д. А. Угланов // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета им. С. П. Королева. 2007. — № 2. — С. 34−41.
  17. Nickolaus, D. A. DEVELOPMENT OF A LEAN DIRECT FUEL INJECTOR FOR LOW EMISSION AERO GAS TURBINES / D. A. Nickolaus, D. S. Crocker, D. L. Black, C.E. Smith // Paper GT2002−30 409. Proceedings of ASME Turbo Expo. 2002.
  18. United States Patent No 6,272,840 Bl. Piloted Airblast Lean Direct Fuel Injector / D.S. Crocker, D.A. Nickolaus, C.E. Smith — Assignee CFD Research Corporation — Date of Patent August 14, 2001.
  19. , В. В. Численное моделирование процессов в микрофакельном горелочном устройстве / В. В. Цатиашвили // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета им. С. П. Королева.-2007,-№ 2.-С. 185−190.
  20. Tacina, R. SECTOR TESTS OF A LOW-NOX, LEAN-DIRECT-INJECTION, MULTIPOINT INTEGRATED MODULE COMBUSTOR CONCEPT / R. Tacina, C. Wey, P. Laing, A. Mansour // Paper GT2002−30 089. Proceedings of ASME Turbo Expo. 2002.
  21. Доклад 8-го совещания Комитета по охране окружающей среды от воздействия авиации. Doc. 9938. ИКАО. — 2010.
  22. , С. А. Сравнительная оценка отечественных и иностранных двигателей на соответствие требованиям ИКАО в области эмиссии вредных веществ / С. А. Волков, Е. Б. Жесткова, Ю. Д. Халецкий //
  23. Экологические проблемы авиации. Труды ЦИАМ № 1347 — Москва: ТОРУС ПРЕСС, 2010.-С. 504.
  24. , В.А. Работы ведущих авиадвигателестроительных компаний по созданию перспективных авиационных двигателей / В. А. Скибина, В. И. Солонина // Аналитический обзор. Москва, 2004. — С. 424.
  25. Mongia, Н. Low Emissions Propulsion Engine Combustor Technology Evolution: Past, Present and Future. / H. Mongia, W. Dodds. // 24th International Congress of the Aeronautical Sciences, ICAS, Yokohama. 2004.
  26. Mongia, H. GE Aviation Low Emission Combustion Technology Evolution / H. Mongia // AIAA-8616−2004.
  27. Dodds, W. Twin Annular Premixing Swirier (TAPS) Combustor / W. Dodds // The Roaring 20th Aviation Noise & Air Quality Symposium. 2005.
  28. Lorence, C.B. Powering the Next Generation of Flight (Panel Section) / Christopher B. Lorence // 20th International Symposium on Air Breathing Engines, IS ABE, Gothenburg. 2011.
  29. Cheung, A. Overcoming Barriers to Ultra Low Emissions / A. Cheung, R. Mc Kinney, S. Syed // Paper 2003−1042. 16th International Symposium on Air Breathing Engines, ISABE, Cleveland. 2003.
  30. Moran, J. Engine Technology development to address local air quality concerns / J. Moran // ICAO Colloquium on Aviation Emissions with Exhibition. -2007.
  31. Klinger, H. THE ENGINE 3E CORE ENGINE / H. Klinger, W. Lazik, T. Wunderlich // Paper 2008−50 679. Proceedings of ASME Turbo Expo. -2008.
  32. Lazik, W. Development of Lean-Burn Low-NOx Combustion Technology at Rolls-Royce Deutschland / W. Lazik, Th. Doerr, S. Bake, R.v.d.
  33. Bank, L. Rackwitz // Paper 2008−51 115. Proceedings of ASME Turbo Expo. -2008.
  34. Ralf, V.D. INVESTIGATIONS ON INTERNALLY STAGED LP (P) KEROSENE INJECTION SYSTEMS / Ralf v.d. Bank, Th. Doerr, M. Linne, A. Lindholm, Christian Guin // Paper 2005−1102. 17th International Symposium on Air Breathing Engines, IS ABE, Munich. 2005.
  35. , Б.Г. Камеры сгорания газотурбинных двигателей. Конструкция, моделирование процессов и расчёт: Учебное пособие / Б. Г. Мингазов // Издание второе, исправленное. Казань: КГТУ, 2006. С. 220.
  36. Kee, R.J. Chemically reacting flow: theory and practice / Kee, R.J., Coltrin M.E., Glarborg P. // John Wiley & sons. 2003. — P. — 848.
  37. Peters, N. Turbulent Combustion. Cambridge /N. Peters // Cambridge univ. press. 2000. — P. — 302.
  38. , B.P. Турбулентность и горение / B.P. Кузнецов, В. А. Сабельников // Москва: Наука, 1986. С. 288.
  39. ANSYS Fluent 12.0. User’s Guide. 2009.
  40. Shih, T.-H. New k-Eddy-Viscosity Model for High Reynolds Number Turbulent Flows Model Development and Validation / T.-H. Shih, W. W. Liou, A. Shabbir, Z. Yang, J. A. Zhu // Computers Fluids. — 1995.
  41. , Д. Вычислительная гидромеханика и теплообмен / Андерсон Д., Таннехилл Дж., Плетчер Р. // В 2-х т. Т. 1: Пер. с англ. -Москва: Мир, 1990. С. 384.
  42. Jiang, L.Y. REYNOLDS ANALOGY IN COMBUSTOR MODELING / L.Y. Jiang, I. Campbell // Paper GT2007−27 017. Proceedings of ASME Turbo Expo, May 14−17. 2007.
  43. Janicka, J. Prediction of turbulent jet diffusion flame lift-off using a pdf transport equation /J. Janicka, N. Peters// Nineteenth Symposium (International) on Combustion, pages 367−374, The Combustion Institute, Pittsburgh. 1982
  44. Juneja, A. A DNS study of turbulent mixing of two passive scalars/ A. Juneja, S. B. Pope // Phys. Fluids 8, 2177−2184. 1996.
  45. Vogiatzaki, K. Multiple mapping conditioning of turbulent jet diffusion flames/ K. Vogiatzaki, A. Kronenburg, M.J. Cleary, J.H. Kent// Proceedings of the Combustion Institute. 2009. — N 32. — P. 1679−1685.
  46. Dawson, B. The Impact of Technology Insertion on Organizations/ B. Dawson //.-21 Nov.2007. version 3. http://www.hfidtc.com/research/process/reports/phase-2/HFIDTC-2−12−2-1 l-tech-organisation.pdf).
  47. Technology readiness levels: A White Paper / J.C. Mankins // NASA, 1995. (http://www.hq.nasa.gov/office/codeq/trl/trl.pdf).
  48. , В.Д. Принятие решений в многокритериальной среде: количественный подход / В. Д. Ногин //, -М.: ФИЗМАТЛИТ, 2002. 144 с.
  49. , А.А. Эмиссионное совершенствование камеры сгорания богато-бедного типа на этапе проектирования / А. А. Иноземцев, В. Г. Августинович, В. В. Цатиашвили // Известия вузов. Авиационная техника. № 4. — Казань, 2010. — С. 44 — 48.
  50. Tsatiashvili, V.V. Nonequilibrium Effect on Nitrogen Oxides Production in a Diffusion Flame / Tsatiashvili V.V., Avgustinovich, V.G. // Paper GT2012−68 222. Proceedings of ASME Turbo Expo. 2012. — P. — 1−8.
  51. Turns, S.R. Understanding NOx formation in nonpremixed flames: Experiments and modeling / S.R. Turns // Prog. Energy Combust. Sci. Vol.21. -1995.- P. 361−385.
  52. Everest, D. A. Images of the Two-Dimensional Field and Temperature Gradients to Quantify Mixing Rates within a Non-Premixed Turbulent Jet Flame/ D. A. Everest, J.F. Driscoll, J. A. D. Werner, D.A. Feikema// Combust. Flame. Vol. 101. -1995. — P. 58−68.
  53. Peeters, T. Numerical Modeling of Turbulence Natural-Gas Diffusion Flames. /Т. Peeters// PhD thesis, Delft technical University, Delft, The Netherlands. -1995. P. 263.
  54. Drake, M.C. Thermal NOx in Stretched Laminar Opposed-Flow Diffusion Flames with CO/H2/N2 Fuel / M.C. Drake, R.J. Blint// Combust. Flame. -Vol. 76. 1989.-P. 151−167.
  55. Nishioka, M. NO Emission Characteristics of Methane-Air Double Flame / M. Nishioka, S. Nakagawa, Y. Ishikawa, T. Takeno// Combust. Flame. -Vol. 98.- 1994.-P. 127−138.
  56. Drake, M.C. Relative Importance of Nitric Oxide Formation Mechanisms in Laminar Opposed-flow Diffusion Flames / M.C. Drake, R.J. Blint// Combust. Flame. Vol. 83. — 1991. — P. 185−203.
  57. Hewson J.C. Rate-Ratio Asymptotic Analysis of Methane-Air Diffusion-Flame Structure for Predicting Production of Oxides of Nitrogen/ J.C. Hewson, F.A. Williams// Combust. Flame. Vol. 117. — 1999. — P. 441−476.
  58. Bedat, B. Direct Numerical Simulation of Heat Release and NOx Formation in Turbulent Nonpremixed Flames/ B. Bedat, F.N. Egolfopoulos, T. Poinsot // Combust. Flame. Vol. 119. — 1999. — P. 69−83.
  59. Chan, S.H., Flamelet Structure of Radiating CH4-Air Flames / S.H. Chan, X.C. Pan, M.M.M. Abou-Ellail // Combust. Flame. Vol. 102. — 1995. — P. 438−446.
  60. Daguse, T. Study of Radiative Effects on Laminar Counterflow H2/02/N2 Diffusion Flames / T. Daguse, T. Croonenbroek, J.C. Rollon, N. Darabiha, A. Soufiani // Combust. Flame. Vol. 106. — 1996. — P. 271−287.
  61. Bai, X.S. Laminar Flamelet Structure at Low and Vanishing Scalar Dissipation Rate / X.S. Bai, L. Fuchs, F. Mauss // Combust. Flame. Vol. 120. -2000.-P. 285−300.
  62. , B.C. Исследование процесса смешения в затопленной закрученной струе/ B.C., Варфаломеев, Б. Г. Мингазов С.И. Морозов, В. А. Щукин // Горение в потоке. Межвузовский сборник. КАИ. -1982. с.23−27.
  63. Burmberger, S. DESIGN RULES FOR THE VELOCITY FIELD OF VORTEX BREAKDOWN SWIRL BURNERS / S. Burmberger, C. Hirsch, T. Sattelmayer // Paper GT2006−90 495. Proceedings of ASME Turbo Expo. 2006.
Заполнить форму текущей работой