Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организационно-педагогические условия формирования компьютерной грамотности подростков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Это обусловливает формирование нового основания социальной стратификации — стратификации по признаку владения информационными технологиями, что еще больше повышает значение информационных технологий в процессе социализации подростков. Владение информационными технологиями из «просто деятельности» становится определенным социальным маркером, «меткой избранных». Такая социокультурная ситуация… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ
    • 1. 1. Компьютерная грамотность как педагогическое понятие
    • 1. 2. Влияние возрастных особенностей учащихся на процесс овладения компьютерной грамотностью
    • 1. 3. Анализ современного состояния и тенденций развития преподавания школьного курса «Информатика и информационные технологии «
  • Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ
    • 2. 1. Основные идеи опытно-экспериментальной работы
    • 2. 2. Организация эксперимента: разработка и апробация программы и методов обучения современным информационным технологиям
      • 2. 2. 1. Анализ результатов констатирующего среза
      • 2. 2. 2. Содержание обучения современным информационным технологиям в рамках спецкурса «Информационные технологии»
      • 2. 2. 3. Дидактическое обеспечение курса «Информационные технологии»
    • 2. 3. Выводы из результатов опытно-экспериментальной работы

Организационно-педагогические условия формирования компьютерной грамотности подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Изменение социального заказа общества на подготовку детей к овладению современными средствами информации обусловлено превращением современной цивилизации в информационное общество. В концепции модернизации Российского образования, поставлена задача «.обеспечить всеобщую компьютерную грамотность» учащихся.

Информатизация образования — процесс обеспечения сферы образования теорией' и практикой разработки и использования современных или, как их принято называть, новых информационных технологий (НИТ), ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и. воспитанияпринадлежит к числу важнейших направлений процесса информатизации современного общества.

Увеличение количества компьютеров и компьютерных программ, их все более активное использование в различных областях деятельности, рост числа пользователей в нашей стране — эти процессы определяют повышение роли компьютерной грамотности среди подростков и молодых людей. Сегодня главная цель информатизации состоит в подготовке обучающихся к полноценному и эффективному участию в бытовой, общественной и профессиональной областях «жизнедеятельности в условиях информационного обществанаблюдается» тенденция к увеличению идеологической, философской, революционной роли преподавания информатики, а, следовательно, и информационных технологий.

С другой стороны, в современном преподавании информатики доля занятий по овладению компьютерной грамотности, явно недостаточна, да и оснащение компьютерами большинства школ оставляет желать лучшего. Если к этому добавить неэффективное использование в учебном процессе имеющихся компьютеров и недостаточную разработку методического обеспечения процесса освоения информационных технологий, то четко вырисовывается проблемная ситуация: овладение компьютерной грамотностью и информационными технологиями, с одной стороны, не одинаково доступно для школьников, а с другой стороны, усиливается (и это широко пропагандируется) жизненно значимая роль этого умения в современной жизни.

То есть, владение компьютером приобретает черты нового фактора успешности социализации, и в тоже время становится одним из источников стратификационных различий в российском обществе. Сам факт увлеченности компьютерными технологиями и владения ими становится источником разделения людей на группы, обособления увлеченных компьютерными технологиями подростков от их, социального окружения — родителей, сверстников и учителей, компьютерными технологиями не увлекающихся.

Вопросы компьютеризации средней школы в течение последних 15−20 лет разрабатывались многими исследователями и научными коллективами. В отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе по вопросам использования компьютеров в учебном процессе, достаточно много работ: [Пей-перт 1989; Клейман 1987; Воробьев 1988, 1990, 1991; Гершунский 1987, Иванова 2000] и др. Однако, проблема компьютеризации школы в них, в основном, рассматривалась авторами в целом, как прорыв в существующей системе образования. Существуют работы по социальнофилософскому осмысления проблемы компьютеризации [Ракитов 1991; Бестужев-Лада 1988], представлении компьютера как инструмента реализации и развития творческих способностей детей [Вильяме 1988], разработке теории и специальных вопросов искусственного интеллекта [Поспелов 1988; Ленат 1986; Моргунов 1988] и др.

Вопросами внедрения ЭВМ в систему образования и изучением взаимодействия с компьютером старшеклассников занимались также В. С. Собкин, И. А. Липский, Е. И. Машбиц, A.IO. Уваров и др.

Часть исследователей рассматривают социальные и культурные аспекты освоения компьютерной грамотности как глобальной проблемы современности (Д. Белл, М. Маклюэн, О. Тоффлер, В. Г. Афанасьев, А. Д. Урсул и др.).

Однако-анализ научно-педагогической литературы по данной проблеме позволил' нам сделать вывод, что специфика процесса формирования компьютерной грамотности учащимися средней ступени школы не становилась предметом специального исследования, а, соответственно, не исследовались и педагогические условия эффективности данного процесса. Также необходимо отметить, что в педагогической литературе целенаправленно не разрабатывался понятийный аппарат данной проблемы.

Вышеназванное противоречие между актуальностью вопроса формирования компьютерной грамотности подростков, ее высокой практической значимостью и отсутствием научного и методического обеспечения данного процесса определило проблему нашего исследования: каковы организационно-педагогические условия формирования компьютерной грамотности подростков?

Объект исследования — процесс формирования компьютерной грамотности подростков.

Предмет исследования — организационно-педагогические условия эффективного формирования компьютерной грамотности подростков.

Цель исследования: выявить и охарактеризовать организационно-педагогические условия эффективного формирования компьютерной грамотности подростков.

Гипотеза исследования. Процесс формирования компьютерной грамотности подростков, может быть обеспечен совокупностью следующих организационно-педагогических условий:

• наличием специально организованной социально-педагогической среды, создание которой наиболее оптимально в условиях образовательного учреждения;

• реализацией индивидуальной программы для каждого воспитанника, основанной на результатах диагностики его физического, психического и социального здоровья;

• осуществлением психолого-педагогического сопровождения на каждом этапе процесса формирования компьютерной грамотности;

• переводом подростков в субъектную позицию процесса овладения компьютерной грамотностью, когда развитие представлений о компьютере и его информационных возможностях обретает у него самостоятельную ценность.

Поставленная цель и выдвинутая гипотеза обусловили необходимость решения совокупности следующих исследовательских задач:

• охарактеризовать понятие «компьютерная грамотность» ;

• проанализировать сложившийся в педагогической практике опыт формирования компьютерной грамотности;

• провести классификацию подходов в преподавании информатики в соответствии с их концептуальной направленностью;

• разработать и экспериментально апробировать модель формирования компьютерной грамотности.

Теоретико-методологической основой исследования являются следующие научные положения и теории:

— общефилософские работы, посвященные процессу информатизации общества (В.Г.Афанасьев, Д. Белл, М. Маклюэн, О. Тоффлер, А. Д. Урсул и др.).

— деятельпостный подход к изучению педагогических процессов и явлений, согласно которому характеристики личности не только проявляются, но и формируются в деятельности (А.Н.Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.);

— теории социального и педагогического взаимодействия и социализации личности (Л.В.Байбородова, А. А. Бодалев, В. Г. Бочарова, Б. З. Вульфов, А. В. Гаврилин, М. А. Ковальчук, А. В. Мудрик, М. И. Рожков и др.);

— работы отечественных и зарубежных ученых по вопросам общей, возрастной, педагогической и социальной психологии, рассматривающие особенности подросткового возраста (Б.Г.Ананьев, И. С. Кон, В. С. Мухина, Л. Ф. Обухова, .Ж.Пиаже и др.);

— идеи гуманистической педагогики, принципы гомоцентрического субъектно-субъектного и личностно-ориентированного подхода (Е.В.Бондаревская, А. В. Гаврилин, О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк, Л. И. Новикова, К. Роджерс, М. И. Рожков и др.).

— исследования по проблемам компьютеризации школы (А.Г.Гейн, П. Ершов, А. А. Кузнецов, О. Г. Левина, И. А. Липский, Е. И. Машбиц, Ю. А. Первинг С. Пейперт, А. А. Сименов, В. С. Собкин, Н. Д. Угринович, М. В. Хлебникова, С. А. Христочевский, М. С. Чванова и др.).

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы мы использовали совокупность следующих методов исследования:

— теоретический анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы, как отечественной, так и зарубежноймоделирование и ти-пологизациясопоставление и синтез;

— анкетированиенаблюдениебеседатестированиевключенное и не включенное наблюдение.

Основным методом исследования явилась опытно-экспериментальная работа по организации процесса формирования компьютерной грамотности подростков.

База исследования. Формирующий эксперимент проводился на базе—7-х -8-х классов школ № 17 и № 19 г. Майкопа, а апробация результатов осуществлялась в школе экономики, финансов и информационных технологий г. Майкопа, во Владимирском областном лицее, в Лесниковской средней школе Гусь-Хрустального района Владимирской области .

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивалась непротиворечивостью исходных методологических и теоретических положенийучетом современных разработок в области педагогики, психологи и методики преподавания информатикицелостным подходом к исследованию проблемыприменением разнообразного комплекса взаимодополняющих методов исследования, адекватных его объекту, предмету, цели, задачам и логикеэкспериментальной проверкой гипотезы и положительными результатами эксперимента.

Этапы исследования. В диссертации обобщены результаты исследования, проведенного соискателем с 1996 по 2002 гг. Исследование осуществлялось в три этапа.

1-й этап (1996 — 1997 гг.) — теоретический анализ литературы по проблеме исследования, изучение состояния проблемы в педагогической практике. На данном этапе была сформулирована проблемаразрабатывалась рабочая гипотезаопределялись цели и задачи исследованияразрабатывалась программа опытно-экспериментальной работыосуществлялась диагностика компьютерной грамотности подростков.

2-й этап (1997 — 2000 гг.) — основной, на котором в ходе опытно-экспериментальной работы проверялась гипотеза исследования. Было проведено обучение компьютерной грамотности в рамках учебного курса «Информационные технологии» учащихся 7−8-х классов школы № 19, которые составили экспериментальную группу нашего исследования.

3-й этап (2000 — 2002 гг.) — анализ, оценка и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, корректировка выводов, апробация и оформление результатов исследования.

Научшш новнзна исследования заключается в уточнении педагогической сущности понятия «компьютерная грамотность» и раскрытии способов её формирования на мотивационном, информационном и практически — действенном уровняхв подтверждении положения, что следствием неодинаковой сформированное&tradeкомпьютерной грамотности является резко поляризованный уровень знаний и навыков подростков в области современных информационных технологий, что приводит к изоляции увлекающихся компьютерами, школьников от их сверстников.

Теоретическая значимость исследования состоит в разработке и экспериментальной апробации целостной модели формирования компьютерной грамотности у подростков и обосновании педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования компьютерной грамотности, в обосновании сензитивности подросткового возраста для освоения компьютерной грамотности с точки зрения психофизиологического и интеллектуального развития.

Практическая значимость работы заключается в том, что проведённое исследование позволяет обосновать необходимость корректив в государственной политике в области образования в части, ориентированной на долгосрочную перспективу внедрения и развития новых информационных технологийрезультаты исследования могут применяться в учебном процессе в образовательных учреждениях, в педагогических университетах и институтах, в ИУУ, ИПК и различных курсах повышения квалификации. Выводы, полученные по итогам работы, могут использоваться в средней школе при планировании учебного процесса, реализации различных образовательных программ и разработке содержания школьного компонента базисного учебного плана.

Личный вклад автора состоит в самостоятельном обосновании модели формирования компьютерной грамотностив создании программы обучения информационным технологиямв разработке программы опытно-экспериментальной работы и ее реализации, интерпретации полученных данных.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Компьютерная грамотность является основной частью общей информационной культуры личности, обеспечивающей в современных условиях успешную социализацию подростка. Информационная культура подростка, проявляющаяся в ценностном отношении к информациив умении осмысливать и формулировать свои информационные запросы, хранить, перерабатывать и распространять информацию, выступает методом реализации его сущностного потенциала.

2. Овладение компьютерной грамотностью носит многоуровневый характер (элементарная компьютерная грамотность, функциональная компьютерная грамотность, системная профессиональная компьютерная грамотность).

3. Подростковый возраст является наиболее сензитивным для освоения компьютерной грамотности с точки зрения психофизиологического и интеллектуального развития.

4. Условиями эффективности реализации модели формирования компьютерной грамотности подростков являются:

• наличие специально организованной социально-педагогической среды, обладающей положительным эмоциональным климатом, эффективное создание которой возможно только в рамках образовательного учреждения;

• реализация индивидуальной образовательной программы для каждого воспитанника, основанной на мониторинге его уровня развития с опорой на его субъектный опыт;

• осуществление психолого-педагогического сопровождения процесса формирования компьютерной грамотности;

• переводом подростка в субъектную позицию процесса овладения компьютерной грамотности, когда развитие представлений о компьютере и его информационных возможностях обретает у него самостоятельную ценность;

5. Целенаправленное формирование компьютерной грамотности подростков приводит к таким изменениям в сфере их общения, как уменьшение изоляции увлеченных компьютерами подростков и трансформация образа «компьютерно грамотного подростка» в сторону его более позитивной оценки сверстниками.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Апробация результатов исследования осуществлялась:

— на Всероссийской научно-практической конференции «Воспитание как научная категория и феномен социальной практики» (Владимир 2001 г.),.

— межрегиональных педагогических чтениях памяти И. Я. Лернера (Владимир 2002 г);

— на региональных научно-технических конференциях аспирантов и студентов (Майкоп 2001, 2002).

Текущие результаты исследования обсуждались на заседаниях Ученого совета Владимирского областного института усовершенствования учителей, на заседаниях кафедры информатики и вычислительной техники Майкопского государственного технологического института, на лекциях и практических занятиях со слушателями Владимирского института усовершенствования учителей.

Материалы диссертации нашли отражение в методических разработках соискателя для студентов, в статьях, в коллективных сборниках научных трудов. Всего по результатам исследования автором опубликовано 11 работ.

— Структура диссертации определяется логикой исследования и поставленными задачами. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Кроме текстовых материалов, в работу включены диаграммы и таблицы. В приложении дана программа спецкурса и некоторые практические материалы, наработанные в ходе эксперимента.

Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что существующие программы преподавания информатики, а также подготовки учителей информатики должны быть пересмотрены в аспекте непосредственного обучения современным информационным технологиям, учитывающим их тенденцию к быстрому изменению.

За 15 лет, прошедших со дня введения информатики в школе как предмета, изменились роль и место персональных компьютеров и информационных технологий в жизни школы. Из предмета школьного учебного плана она превратилась в инструмент, используемый во всех сферах деятельности школы и, таким образом, стала метадисциплиной.

Повышение компьютерной грамотности учащихся, использование в школе современных информационных образовательных технологий дает принципиально новые возможности для совершенствования педагогического процесса.

Безусловно, что проведенное исследование не охватило всех аспектов рассматриваемой проблемы. В этом ключе видятся весьма актуальными дальнейшие исследования влияния информатизации общества на процесс социализации современных подростков. В качестве особого объекта исследования весьма актуально рассмотреть вопросы медиаобразования.

Отдельного исследования заслуживают вопросы применения комьютерных технологий в рамках традиционных подходов и разработки компьютерных обучающих систем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Переход сферы образования на качественно новый уровень без ее информатизации невозможен. Концепция модернизации Российского образования подчеркивает, что реформирование образования и ее информатизация должны идти одновременно и взаимосвязано.

Сегодня главная цель информатизации состоит в подготовке обучаемых к полноценному и эффективному участию в бытовой, общественной и профессиональной областях жизнедеятельности в условиях информационного общества.

Кроме главной цели путем информатизации образования необходимо обеспечить достижение следующих подцелей:

• повышение качества образования;

• увеличение степени доступности образования;

• повышение экономического потенциала в стране за счет роста образованности населения (человеческий капитал);

• интеграция национальной системы образования в научную, производственную, социально-общественную и культурную информационную инфраструктуру мирового сообщества.

Очевидно, что компьютер прочно вошел в нашу повседневную жизнь, став помощником и одним из главных источников информации. Компьютерная грамотность стала составляющей профессионального уровня учителя, что привело к массовому использованию ИКТ на каждом предмете. Использование компьютерных телекоммуникаций привели к изменениям методов и форм обучения. На смену традиционной модели обучения компьютер позволяет вводить новую модель, в центре которой — обучаемый, его интересы и запросы.

Для современного подростка компьютерэто целый мир. Мир новый и неизведанный, мир увлекательных приключений и познания неизвестного, мир, где можно учиться и отдыхать. Но владение компьютерной грамотностью это еще и показатель его социализированное&trade-, это возможность, потенциал самореализации и самовыражения, как в настоящей, так и в будущей взрослой жизни. В современных условиях развития общества очень важным является требование «владения современными методами поиска, обработки и использования информации, умения интерпретировать и адаптировать информацию для адресата» .

Это обусловливает формирование нового основания социальной стратификации — стратификации по признаку владения информационными технологиями, что еще больше повышает значение информационных технологий в процессе социализации подростков. Владение информационными технологиями из «просто деятельности» становится определенным социальным маркером, «меткой избранных». Такая социокультурная ситуация, имеет достаточно много негативных аспектов в плане влияния на процессы становления личности подростков. Решение этих проблем должно иметь педагогический характер и возможно только через педагогические действия.

В результате анализа научно-педагогической и методической литературы установлено, что владение компьютерными технологиями сегодня понимается как:

• знание их назначения, областей применения, основных принципов работы;

• знание основных функциональных возможностей, предоставляемых технологиями;

• знание методов и приемов работы с одним или несколькими программными средствами, реализующими данные технологии, и умение применять их на практике.

Компьютерная грамотность является основной частью общей информационной культуры личности, обеспечивающей в современных условиях успешную социализацию подростка. Информационная культура подростка, проявляющая-f) ся в ценностном отношении к информациив умении осмысливать и формулировать свои информационные запросы, хранить, перерабатывать и распространять информацию, выступает методом реализации его сущностного потенциала.

В ходе проведенной опытно-экспериментальной работы выявлено, что:

Подростковый возраст является наиболее сензитивным для освоения компьютерной грамотности с точки зрения психофизиологического и интеллекту-^ алыюго развития.

Модель формирования компьютерной грамотности подростков, характеризуется следующими организационно-педагогическими условиями:

• наличием специально организованной социально-педагогической среды, обладающей положительным эмоциональным климатом, создание которой возможно только в условиях образовательного учреждения;

• реализацией индивидуальной программы для каждого воспитанника, основанной на результатах диагностики его уровня развития:

• осуществлением психолого-педагогического сопровождения на каждом этапе процесса формирования компьютерной грамотности;

• переводом подростка в субъектную позицию процесса овладения компьютерной грамотности, когда развитие представлений о компьютере и его информационных возможностях обретает у него самостоятельную ценность;

Целенаправленное формирование компьютерной грамотности подростков через обучение информационным технологиям приводит к таким изменениям в сфере их общения, как уменьшение изоляции увлеченных компьютерами подростков от их сверстников и изменение образа «компьютерно грамотного подростка» в сторону его более позитивной оценки среди подростков, не увлекающихся компьютерами.

Анализ научно-педагогической литературы и результатов, проведенного в ходе исследования эксперимента позволил сделать заключение о том, что овладение компьютерной грамотностью носит многоуровневый характер (элементарная компьютерная грамотность, функциональная компьютерная грамотность, системная профессиональная компьютерная грамотность).

Персональный компьютер начинает занимать прочное место в системе образования. Его использование может быть самым различным, однако оно должно всегда способствовать достижению определенных педагогических целей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. .Г. О психологических эффектах социализации //Человек и общество. Л., -1971.С. 145−167.
  2. .Г. Человек как предмет познания. Л., изд. Ленинградского университета." 1968.- 339 с.
  3. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Изд-во Казанского университета.- 1988. 229 с.
  4. В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга. 1. Изд-во Казанского университета.- 1996. 565с.
  5. Г. М. Социальная психология. М. 1994. С. 324.
  6. В.П. Проблемы социализации личности //Социальные исследования. М.: Наука, 1970.
  7. Л.И. Психология формирования и развития личности. Мм Изд-во Наука, 1981.-364 с.
  8. X. И это все о нас, или кое-что о компьютерном шовинизме. Компьютерра, 1995. № 37−38. С. 21.
  9. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа.- М.: Изд-во МГУ, 1990.- 367 с.
  10. Ю.Ахметов К. С. Курс молодого бойца. М.: ТОО фирма «КомпьютерПресс», 1995.-320с.
  11. В.Е., Жданов С. А., Ионов Г. Н. и др. «Основы информатики и вычислительной техники» (машинный вариант).- М.: МГПИ, 1985.-255с.
  12. С.А. Основы превентивной психологии.- М.: Социальное здоровье России, 1993.-199 с.
  13. Д. Социальные рамки информационного общества// Социальная философия: Хрестоматия. М., 1994. Т. 1. С. 158−166:
  14. В. Три учебника информатики. // Информатика и образование, 1991, № 1, С. 111−115.
  15. В.К., Лесневский А.С, Требования к знаниям и умениям школьников по информатике. // ИНФО № 5, 1995, с.28−36.
  16. Р. Развитие Я-концепции и воспитание.-М1:Прогресс, 1986.-420с.
  17. Бестужев-Лада И. В. К школе XXI века: Размышления социолога. М.: Педагогика, 1988.
  18. Д. Использование Пролога в гуманитарных предметах. // ИНФО, № 2, 1992. С. 21−25.
  19. А.А. Психология личности. М.:Изд-во Моск. ун-та, 1988.-188с.
  20. Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка. М.: Знание, 1979. 40 с.
  21. Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна.- М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО Модэк, 1995.- 352 с.
  22. Большая Советская Энциклопедия. М.: Изд-во Советская энциклопедия, 1976.-Т.24.-С.221.
  23. Бондаревская Е. В, Бермус Г. А. Теория и практика личностно ориентированного образования // Педагогика.-1996.-№.5.
  24. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика.-1997.-№.4.-С. 11−17.
  25. Е.В. Формирование нравственного сознания старших школьников.- Ростов-на-Дону.: пед. институт, 1976.-185 с.
  26. Т.А. Методика обучения информатике (теоретические основы). Учебное пособие, Сп-Б, 1997.
  27. В.Г. О некоторых методологических подходах к пониманию целостного процесса социализации, воспитания и развития личности //Теория и практика социальной работы. М.-Тула.-1993, Т.1.-С.34−48.
  28. У. Два мира -два детства: Дети в США и СССР / Пер с англ.- М.: Прогресс, 1976.-167 с.
  29. М. Проблемы преподавания основ информатики. // Информатика и образование, 1987, № 4, с. 17−19.
  30. Я.А. Основы информатики и вычислительной техники с применением в лингвистике. М.: Министерство народного образования РСФСР. МОПИ им. Н. К. Крупской, 1989. 72 с.
  31. Я.А., Антипов И. Н., Кузнецов Э. И. и др. Электронно-вычислительная техника. Пробное учебное пособие для 7−8 классов средней школы. М.: Просвещение, 1988. — 144 с.
  32. А.В. В мире подростка.- М.: Медицина, 1980.-296 с.
  33. Е.П. Новая информационная технология в школе. // Информатика и образование, 1986, № 1, С. 18−22.
  34. Н., Рати некий М. Информатика или программатика? // Информатика и образование, 1990, № 2, С. 109−110.
  35. Р., Маклин К. Компьютеры в школе. М.: Прогресс. 1988-
  36. Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. А. В. Петровского.-М.: Просвещение, 1979.-288с.
  37. К.Н. Психологи о педагогических проблемах. М.: Просвещение, 1981.- 128 с.
  38. Воробьев-Г. Г. Молодежь в информационном обществе. -М.: Мол. гвардия, 1990.
  39. Г. Г. Школа будущего начинается сегодня. М.: Просвещение. 1991.
  40. Вульфов Б. З, Семенов В. Д. Школа и социальная среда: взаимодействие. -М.: Знание. 1981.
  41. Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4: Детская психология.1. М.: Педагогика. 1984.
  42. Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии. Собр.соч. в 6 т.т., Т.4.- М.: Педагогика, 1984, — 432 с.
  43. Л.С. Педагогическая психология. / Под ред В. В. Давыдова.-М.: Педагогика, 1991.-480 с.
  44. Л.С. Психология развития как феномен культуры: / Под ред. Н. Г. Ярошевского. М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО Модэк, 1996.-512с.
  45. А.В. Воспитательная система школы интерната // Становление и развитие воспитательной системы школы. Николаев, 1990. — С.7−10.
  46. Газман О. С, Иванов А. В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя (классного воспитателя).- М.: Новая школа.-1992.-114с.
  47. О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы // Новое педагогическое мышление. М., 1989.-224 с.
  48. О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема// Новые ценности образования: десять концепций и эссе. М.: Инноватор, 1995.- С.58
  49. П.Я. К учению об интериоризации // Вопросы психологии.-1996.-№.6.
  50. А.Г., Линецкий Е. В. и др. Информатика для 8−9 классов общеобразовательных учреждений. Москва, 1996.
  51. А.Г., Шолохович В. Ф. Десять лет спустя. // ИНФО № 2, 1995- с. 711.
  52. Гейн 1995а Гейн А. Г. Житомирский В. Г. и др. Основы информатики и ВТ. Пробный учебник для 10−11 классов общеобразовательных учреждений. Москва, Просвещение, 1995.
  53. А.Г. и др. Программно-методический комплекс по курсу школьной информатики. // Информатика и образование, 1988, № 3, С. 11−24.
  54. А.Г., Житомирский В. Г., Линецкий Е. В., Сапир М. В., Шолохович В. Ф. Основы информатики и вычислительной техники. Пробный учебник для 10−11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение: АО «Московские учебники», 1996. — 254 с.
  55. А.Г., Сенокосов А. И. Программа курса информатики. // Информатика и образование, 1996, № 6.
  56. .С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987. 264 с.
  57. Я.И. Стадии социализации индивида // Человек и общество.-Л.: ЛГУ, 1971.- Вып.9.- С.44−52.
  58. . И., Ловцов Д. А. Компьютеризированный учебник основа новой информационно-педагогической технологии // Педагогика. — 1995. — № 6. — С.23.
  59. . И., Ловцов Д. А., Сухов А. В. Михайлов С. Н. Компьютеризированный учебник // Информатика 1994 N 6. — С. 86−94.
  60. А. «Домашние пользователи" — Что это такое? // Компьютерра. -1995.-№ 34.-С. 24.
  61. Л.Ю. Воспитание и социализация личности // Советская педагогика.-1991.-№.2.-С.З 8−43.
  62. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования: Издание официальное. М., Госкомвуз России. 1995. — С. 200.
  63. О. С., Рожков М. И., «Владос"-2004, 160 с.
  64. Гуманитарные основы гимназического образования в школах С-Петербурга.-С.-Пб., 1995.
  65. А. Прелюдия к хорошим и плохим новостям.// Компьютерра, 1995, № 40. С. 3−6.
  66. В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления // Новое педагогическое мышление. М.: Педагогика, 1989. С. 64−89.
  67. В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования. // Вопросы психологии, 1991, № 6, с. 5−14.
  68. В. М: Среднее профессиональное образование России: пути разви-тия//Высшее образование сегодня.-2003.-№ 2.-С. 17−23
  69. А.Н. Зарубежная школа: История и современность. Учебное пособие/ Российский открытый университет. М.: 1992. — 177 с.
  70. Э.Д. Школа и общество // Новое педагогическое мышление. М.: Педагогика, 1989. С.36−63.
  71. И.В. Самопонимание, самовоспитание, самопомощь, саморегуляция подростка. Н. Новогород, 1995.
  72. Думаем на ЛОГО. Учебно-методическое пособие. Сост. Горлицкая С. И., Кузнецова И. Н. СпБ, 1993.
  73. Д. Школа и общество. / Пер. с англ., 1923. С.40−42.
  74. Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М.: Каной, 1995.-352 с.
  75. Е. От логики к представлению. Пролог в курсе информатики // ИНФО № 2, 1993, С. 57−68.
  76. А. П. Концепция использования средств вычислительной техники в сфере образования- (Информатизация образования). Новосибирск: ВЦ СО АН СССР, 1990.
  77. А.П. Школьная информатика в СССР: от грамотности к культуре. // Информатика и образование, 1987, № 6, с. 3−11.
  78. А.П., Зв(енигородский Г. А., Первин Ю. А. Школьная информатика (концепции, состояние, перспективы). // Информатика и образование, 1995, № 1, с. 14−19.
  79. А. П. От компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества // Коммунист. 1988. — № 2.
  80. Ершов 1988а Ершов П. А., Кушниренко А. Г. и др. Основы информатики и ВТ. Учебник. М., 1988.
  81. И. О педагогических условиях интеллектуальной активности дошкольников в компьютерных играх. // Дошк. воспитание 1995 — № 12 -С.28- 30.
  82. Информатика в понятиях и терминах. Под редакцией В. А. Извозчикова. Москва, 1991.
  83. Информатика. Образовательный стандарт Петербургской школы. (Проект). СПб, Комитет по образованию мэрии СпБ. СпБ, 1993.
  84. Информатика: Энциклопедический словарь для начинающих /Под общ. ред. Д. А. Поспелова. М.: Педагогика-Пресс. 1994. — С. 253.
  85. ККаймин В.А. О логике, «лжецах» и доказательном программировании. //Информатика и образование, 1991, № 2, С.107−110.
  86. В.А., Завальский Ю. Экспериментальная программа по курсу «Основы информатики и вычислительной техники». // Информатика и образование, 1991, № 6, С.21−26.
  87. В.А., Угринович Н. Д. О преподавании курса основ информатики и вычислительной техники по машинному варианту. // Информатика и образование. 1989, № 2, С. 17−22.
  88. Каймин 1989а- Каймин В. А., Щеголев А. Г., Ерохина Е. А., Федюшин Д. П. Основы информатики и вычислительной техники. Пробный учебник для 10−11 классов средней школы. М.: Просвещение, 1989.- 272 с.
  89. Э. Ш. Современная социальная ситуация и формирование новой этики отношения к детству // Государство и дети: реальности России.-М. 1995.-С. 120−123.
  90. Кан-Калик В. А, Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. -М.: Педагогика, 1990.-144 с.
  91. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987.-190 с.
  92. Качество знаний и пути его совершенствования. / Под ред. М. Н. Скатки-на, В. В. Краевского. М., 1978.
  93. Кле М. Психология подростка: (Психосексуальное развита е).-М.:Педагогика, 1991.-176 с.
  94. ЮО.Клейман Г. Школы будущего: компьютеры в процессе обучения: М.: Радио и связь, 1987.
  95. А. И. Российская модернизация и принудительная социализация молодежи // Ценностный мир современной молодежи: на пути к мировой интеграции. М., 1994. — С. 71−77.
  96. А. И. Школа как институт социализации учащейся молодежи // Молодежь в современном российском обществе. М. 1995. — С. 57−61.
  97. В.З. К методологии информологического подхода // Информатика и культура. Наука, Сиб. отделение, 1990: С. 21−28.
  98. Ю4.Колесов Д. В, Мягков И. Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. М!: Просвещение, 1986.-80 с.
  99. Я.Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений. Мн.: Нар. Асвета, 1984.- 239 с.
  100. Юб.Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание.- М.: Политиздат, 1984.- 335 с.
  101. Кон И.С. НТР и проблемы социализации молодежи.- М.: Знание, 1988.-64с.
  102. Кон И. С. Открытие «Я" — М.: Политиздат, 1978.- 349 с.
  103. Ю9.Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982. -207с.
  104. Кон И. С. Ребенок и общество (Историко-этнографическая перспектива). М.: Наука, 1988.-270 с.
  105. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967.-383 с.
  106. Концепция информатизации образования. // Информатика и образование. 1988, Ж> 6, С.3−30.
  107. ПЗ.Котова И. Б, Шиянова Е. Н. Философские основания современной педагогики.» Ростов-на-Дону: Ростовский педун-т, 1994. 63 с.
  108. Ю.И. Проблема социализации подрастающих поколений в зарубежной педагогике. Автореф. канд.диссертации.- М., 1992.- 16с.
  109. В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 1976.-303 с.
  110. Иб.Кузнецов А., Долматов В. Методическая система. обучения основам информатики и вычислительной техники: структура и функции, состояние и перспективы.// Информатика и образование, 1989, № I, С.3−8.
  111. А.А. Базовый курс информатики. // Информатика и образование, 1997, № 1, С. 12−17.
  112. А.А. О разработке стандартов школьного образования информатики. // Информатика и образование, 1994, № 1, С. 5−12.
  113. Г. Шестое чувство, или Мама, я Windows люблю. Компьютерра. 1995. № 37−38. С. 2.
  114. Э.И. Методические разработки по курсу «Основы информатики и вычислительной техники» (машинный вариант). М., 1986.
  115. Е.С. Основы социальной психологии.- Л.: ЛГУ, 1967.-173 с.
  116. Е.Л. Компьютеры в школе. СПб, 1994.
  117. Р.Н. Учимся мастерству. Microsoft Word для Windows 95. М.: СК Пресс, 1997.-392 с.
  118. Ф. Кризис образования. М., 1970.
  119. Кушииренко 1990 Кушниренко А. Г. О новом учебнике информатики. // Информатика и образование. № 2,1990, С. 22−25.
  120. Кушниренко 1990а Кушниренко А. Г., Лебедев Г. В., Скворень Р. А. Основы информатики и вычислительной техники. Пробный учебник для средних учебных заведений. — М.: Просвещение, 1990. — 224 с.
  121. А.Г., Лебедев Г. В., Зайдельман Я. Н. Программа курса информатики. // Информатика и образование, 1997, № 5,С. 69−74.
  122. Г. В. О новом учебнике информатики. // Информатика и образование, 1989, № 5, С.24−30.
  123. Левада 10.А. Собрание сочинений. М.: Наука, 1970.
  124. ПО.Ленат Д. Б. Искусственный интеллект// Современный компьютер. М., 1986.-С. 174−186.
  125. А.А. Педагогическое общение. М.: Педагогика, 1979.-46с.
  126. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  127. ПЗ.Лепская Н. А., Лепский В. Е. компьютер в художественном образовании. Информатика, № 37 (38), октябрь 1995 г.
  128. Н.А., Лепский В. Е. Компьютер на уроках изобразительного искусства // Информатика, № 36 (37), сентябрь 1995 года.
  129. А.С. Информатика и диалектика. // Информатика и образование- 1996-№ 6 -С. 6−9.
  130. Х.И. Групповая работа па уроке. М.: Знание, 1975.- 64с.
  131. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М., 1983.
  132. И.И. Чему учить пользователя ЭВМ? // Советская педагогика, 1987, № 2, С. 45−49.
  133. . Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М.: Педагогика, 1991.
  134. .Ф. Методологические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.444 с.
  135. Матюшкин-Герке А. Школьная информатика: уроки проблемы и перспективы. // Информатика и образование, 1991, № 1, С. 99−100.
  136. Матюшкин-Герке А. А. Каким быть школьному курсу информатики. //
  137. Информатикаи образование, 1987, № 6, С. 105−111.
  138. Матюшкин-Герке А.А. О перспективах развития школьного курса информатики. // Информатика и образование.- 1989, № 2, С. 107−110.
  139. М.И. Современный урок. М.: Педагогика, 1985.-184с.
  140. Е. И Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика. 1988-
  141. МашбицЕ. И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. -М.: Знание, 1986.- 60 с.
  142. В.Э. Компьютеризация средней школы как фактор меж-поколенческих социокультурных различий. Дисс.канд.соц-х наук. М., 1996.
  143. Мир детства: Подросток. / Под ред. А. Г. Хрипковой, Г. Н. Филонова. М.: Педагогика, 1989.-288 с.
  144. К. Что такое философия техники?: Пер. с англ. М.: Аспект-Пресс. 1995. — С. 81.
  145. Н. Информационное общество как этап новейшей истории // Свободная мысль. 1996. — N 1. — С. 82.
  146. Молодежь в условиях социально-экономических реформ. СПб., 1995. Вып. 1−2.
  147. В. М., Кузнецов А. А., Шварцбурд С. И. Обеспечить компьютерную грамотность школьников // Сов. педагогика.-1985.- № 1.
  148. В.М. Психолого-педагогические проблемы обеспечения компьютерной грамотности учащихся. // Вопросы психологии, 1985, № 3, С. 14−22.
  149. И. Г. Книга и книжное дело в информационном обществе // Книга: Исследования и материалы. Сб. 67. Мм 1994.- С. 6.
  150. Моргу нов Е. Б. Компьютер как органопроекция интеллекта // Вестник высшей школы. 1988. — N 10. — С. 18−24.
  151. Е. Б. Человеческие, факторы в компьютерных системах. М.: Тривола, 1994.
  152. Москаленко В-В. Социализация личности (философский аспект).Киев.: Вища школа., 1986.- 199 с.
  153. А.В. Введение в социальную педагогику. М.: Институт практической психологии, 1997.- 365 с.
  154. А.В. О воспитании старшеклассников. М.: Просвещение., 1981.176 с.
  155. А.В. Социализация и «смутное время». М.: Знание, 1991.-80с.
  156. В. С. К проблеме формирования ценностных ориентации и социальной активности личности. Сб.науч.тр. В. I. М., 1979.
  157. B.C. Возрастная психология. -М.: Академия., 1997.-432 с.
  158. Р.С., Хвостов К. А. Межличностная активность в условиях группового обучения.// Психологический журнал, 1984, т.5,№б, С.39−47.
  159. Основы информатики и вычислительной техники. Пробное учебное пособие. В 2-х частях, под ред. Ершова А. П. и Монахова В. М. М.: Просвещение, 1985, 1986.
  160. А. П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании. М.: Интерпракс. 1995. — 114 с.
  161. . Д. Социальная психология как наука.- Л.: Лениздат, 1967.-261с.
  162. Н.Ю. Педагогические находки: девять граней опыта учителя информатики: Кн. для учителя. М-:Просвещение, 1993.- 158с.
  163. С. Переворот в сознании: Дети, компьютеры и плодотворные идеи. М.: Педагогика. 1989.
  164. Ю.А. Дети, компьютеры и коммуникация. // Информатика и образование, 1994, № Л, С. 41−44.
  165. В.А. Психология воспитания. М: Аспект пресс, 1995.-150 с.
  166. Л.А. Учимся мастерству. Microsoft Excel для Windows 95. М.: СК Пресс, 1996. — 480 с.
  167. F. С. Искусственный интеллект основа новой информационной технологии. — М.: Наука, 1988-
  168. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1995.- 368 с.
  169. Проектирование Прогнозное социальное проектирование: Теоретико-методологические и методические проблемы. — Mi: Наука, 1994. — С. 273.
  170. Программа 1985- Программа для средних учебных заведений: основы информатики и вычислительной техники М.: Просвещение, 1985 -16 с.
  171. Программа курса к учебнику авторского коллектива А. Г. Кушниренко Г. В. Лебедева, Р. А. Сквореня // Программы основ информатики и ВТ. М., 1991. С. 4−10.
  172. Программа 1991а Программа курса к учебнику авторского коллектива Каймина В. Ф., Щеголева А. Г., Ерохиной Е. А., Федюшиной Д. П. // Программы основ информатики и ВТ. М., 1991. С. 23−31.
  173. Программа 19 916- Программа курса к учебнику авторского коллектива А. Г. Гейна, В. Г. Житомирского, Е. В. Линецкого, М. В, Сапира, В.Ф. Шоло-ховича// Программы основ информатики и ВТ. М., 1991.С.32−43.
  174. А. А. Уваров А. Ю. Школьная электронная почта в диалоге культур // Народное образование. 1990. -№ 9.
  175. Психологические условия и механизмы воспитания подростков: Сб.науч.тр. / Ред. Д. И. Фельдштейн и др. М, 1983−160 с.
  176. Психологический словарь. / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др-- М.: Педагогика, 1983.- 448 с.
  177. Психология Психология развивающейся личности. / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1987 .-240 с.
  178. Психология 1987а Психология современного подростка. / Под ред. Д. И. Фельдштейна.М.: Педагогика,.-240 с.
  179. Психология Психология подростка. Хрестоматия. Сост. 10.И. Фролов. М.: Российское пед. агенство, 1997.- 526 с.
  180. Н.П. Гуманизация курса ОИВТ (методические рекомендации и программа для Vl-VII классов) У/ ИНФО№ 5,1994, с.66−69.
  181. Развитие личности ребенка / Под. ред. A.M. Фонарева.-М.: Прогресс, 1987.-272 с.
  182. А. И. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат, 1991.
  183. А.И. Информатизация советского общества реальность и перспективы. //Научно-техническая информация. Серия 1. Организация и методика информационной работы ВИНИТИ, 1989,№ 11., С.8−14.
  184. И.В. Новые информационные технологии в обучении: дидактические проблемы, перспективы использования. // Информатика и образование, 1991, № 4, С. 18−25.
  185. И.В. Средства новых информационных технологий-школе // Информатика и образование, 1989, № 2, С. 61−66.
  186. М. И., Байбородова Л. В. Теория и методика воспитания. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/Под ред. Н. Н. По-сысоева, М.: Владос, 2004.-384 с.
  187. М. И., Байбородова JT. В. Организация воспитательного процесса в школе. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.-М.: Владос, 2001−256 с.
  188. А.А., Угринович Н. Ф. Проект московского общеобразовательного стандарта по курсу информатики // Информатика № 38 (39), октябрь, 1995.
  189. Семенов A. JL «Информатика в российской школе». Доклад на пленарном заседании II Международного конгресса ЮНЕСКО «Образование и информатика. // Информатика и образование, 1996,№ 5, С. 29.
  190. Т.А. Новые информационные технологии и содержание обучения. // Информатика и образование, 1991, № 1, С. 3−10.
  191. B.C., Хлебникова М. В. Старшеклассник и компьютер : проблемы социального неравенства. // Образование и информационная культура. М., Центр социологии образования, 2000. С. 284−330.
  192. B.C., Писарский П. С. Социокультурный анализ образовательной ситуации в мегаполисе. М., 1992.
  193. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1981.- 1600с.
  194. Э.С., Риордан Б. Приглашение к сотрудничеству: Сегодняшняя педагогика во имя завтрашней жизни // Приоритеты современной педагогики: Мир, экология, сотрудничество. М., 1993. — С. 151−154.
  195. И.В. Социальная идентичность и жизненный путь личности: (Исследовательские проекты в области социальной работы). М., 1993.
  196. В. С., Горохов В. Г., Розов М. А. Философия науки и техники. -М.: Контакт-Альфа, 1995. С. 371−377.
  197. В.Н. Становление личности.- М.: Мысль, 1987.-334 с.2Ю.Столин В. В. Самосознание личности. М.: Моск. ун-га, 1983−284 с.
  198. С.А. Грамотность в компьютерный век // Педагогика. 1995. — № 1.-С.14.
  199. Технология Андреева В. В., Гаврилин А. В. Технология аттестации образовательных учреждений. — М.: Аркти, 2001.- 150с.
  200. В., Карасева Т., Гомзякова В. Программа курса «Основы информатики и ВТ». //ИНФО, 1−1993, С.9−13.2Н.Тихомиров O.K. Компьютер в обучении: психолого-педагогические проблемы. // Вопросы психологии, 1986, № 5, С.65−90.
  201. А. Ю. Информатизация общества и модернизация системы образования // Прогнозное социальное проектирование: Теоретико-методологические и методические проблемы. М. 1994. — С.271−283.
  202. Н. Программы непрерывного курса информатики для среднейшколы. IIИНФО № 1, 1993, C.3−7.
  203. . И-, Джалиашвили 3. О. Логика компьютерного диалога. М.: Онега, 1994.
  204. А.Ю. Основы компьютерной верстки и макетирования. М.: МАИ- 1997.
  205. А. Ю. Обучение информационным технологиям в школе городской экспериментальной площадке. Дисс. канд: пед.наук. М., 1998.
  206. Федосов АЛО. Применение ресурсов Интернет в учебном процессе шко-лы-городской экспериментальной площадки. Тезисы доклэ VII Межд. выставки-конференции «Информационные технологии в образовании (ИТО-98)». М.: ЗАО «Издательство БИНОМ», 1998, С.67−68.
  207. Фигурнов В.Э. IBM PC для пользователя. Краткий курс. М.: Инфра-М, 19 981−480 с.
  208. Ф.Р. Школа и социальное развитие общества. -М.: Педагогика, 1990.-160 с.
  209. Философско-психологические проблемы развития / Сост. Давыдов В. В. М.: Педагогика, 1981.- 144 с.
  210. Ф.А. Школа в системе социализирующих факторов // Педагогика.- 1995.-Ж2.-С.78−83.
  211. Г., Молявко С.М. MS-DOS 6.0 для пользователя. К., Торгово-издательское бюро BHV, 1993. — 480 с.
  212. А., Кокарева Л. Старшеклассники и информационные технологии: сравнительный анализ результатов исследований 1992 и 1997 годов. // Образование и> информационная культура. М., Центр социологии образования, 2000. С.256−283.
  213. Д. Начинаем работу с Windows 95. М.: СК Пресс, 1996. — 256с.230-Хорошева И. П. Курс «Информатика» для 8−9 классов. // ИНФО № 3, 1993,1. С.26−29.
  214. И.П. Программа курса «Информатика» (для VII-IX классов школ, принимающих участие в проекте «Пилотные школы»)// ИНФО № 5, 1992, С. 19−22.
  215. С. А. Компьютерная грамотность, что это такое? //Информатика и компьютерная грамотность. Под ред. Б. Н. Наумова. М., Наука, 1988. С. 36−38.
  216. М.С., Липский И. А. Информатизация системы непрерывной подготовки специалистов: методология, теория, практика. Тамбов-Москва, 2000.- 518с.
  217. Человек и общество: (Проблемы социализации индивида) / Под ред. Б. Г. Ананьева, Л. Г. Спиридонова.-Уч.зап. ЛГУ. Вып.9 Л., 1971.
  218. В. А. Компьютерная грамотность студентов и преподавателей вузов России // Высш. школа в зеркале социологии. М., 1994. — С. 50−55.
  219. С.В., Гиглавый А. В., Поляк Ю. Е. От микропроцессоров к персональным ЭВМ. М.: Радио и связь, 1988. — 288 с.
  220. О.Л. Субъективные предпосылки общения учителей и подростков: Автореф. дисс.канд.психол.наук. М., 1991.- 16 с.
  221. И.И. Проблема самосознания в психологии.-М.: Наука, 1977.143 с.
  222. Т.Н. Принципы и методы отбора содержания современ ного общего образования: Автореф. дис.канд.пед.наук. М., 1992 -18с.
  223. А. И. Информатизация образования // Российская педагогическая энциклопедия /Под ред. В. В. Давыдова. М. 1993. — Т. 1.
  224. В.Ф. Учить всех, учить каждого. В кн.: Педагогический поиск. М&bdquo- 1989, С. 143−210.
  225. А., Цевенков Ю. Проблемы информатизации образования. //Информатика и образование, 1989, № 5, С. 3−9.
  226. Г. X. Мир в 2000 году // Коммунист. 1990. — № 1. — С.107−112.
  227. Шибутани:Т. Социальная психология. Ростов н/Д.: Феникс, 1998. -544с.
  228. А. Информатика и диалектика. ИНФО № 1, 1993, С.14−20- ИНФО № 2, 1993, с. 11−15.
  229. А. Школьная информатика и язык Пролог. // ИНФО, № 2, 1993, С.52−57.
  230. Экономические проблемы научно-технической революции при социализме /Под. ред. Л. М. Гатовского. М.: Экономика. 1975. — С. 190.
  231. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Вопросы психологии.-1971.-№.4.- С.6−20.
  232. Э. Детство и общество. СПб.: Ленато,. ACT, Фонд «Университетская книга», 1996.-592 с.
  233. Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1995.
  234. Юдина А. Г, Информатика на Лого для старшеклассников // ИНФО № 1, 1995 с. 57−67. ИНФО № 6, 1994. С. 33−45.
  235. А.Г. Бейсик или Паскаль? Лого, конечно, лучше. //ИНФО № 4, 1993, С. 51−63.
  236. Curras Е. Information as the Fourth vital element and Its Influence on the cultural of people //Journ. Inf. Sci.-1987. Vol. 13. N 3. — P. 149.
  237. Donath, Judith S. Identity and Deception in the Virtual community. 1997. N-Y.
  238. Ethical Issues In the Use of Computers /D. Johnson, W. Snapper (eds.) -Belmont (CA): Wadsworth. 1985.
  239. Johnson D. Computer Ethics. Englewood Cliffs (N. Y.): Prentice-Hall, 1985.
  240. Johnson D.W., Johnson R.T. Cooperative Learning: One Key to Computer Assisted. // The Computing Teacher, 1985, October.
  241. Mayo E. The Human Problems of an Industrial Civilization. N. Y.: The Viking press. 1960.
  242. Руководство Microsoft MS-DOS 6.22. Краткое руководство пользователя. — Microsoft Corporation, 1994. — 165 с.
  243. Philosophy and Technology II: Information Technology and Computers in Theory and Practice /С. Mltcham, A. Huning (eds.). Boston: D. Reidel. 1986.
  244. Technlkbewertung Begriffe und Grundlagen: Eriueterun-geri und Hinweise zur VDI-Rlchtlinle 3780. VDI Report 15. Duesseldorf, 1991.
Заполнить форму текущей работой