Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Проблемы обучения специальной графике учащихся со сложными дефектами зрения и интеллекта

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отсутствие сведений об особенностях обучения данной категории детей в научно-методической литературе, а также отсутствие специальных программ обучения, недостаток технических средств обучения, наглядности, конечно, не освобождают учителя специальной графики от моральной ответственности за развитие таких детей. Необходимо создание системы комплексного подхода к обучению специальной графике детей… Читать ещё >

Проблемы обучения специальной графике учащихся со сложными дефектами зрения и интеллекта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Известно, что коррекционно-компенсаторная направленность образования в коррекционной школе обеспечивается системой специальных технических средств обучения и коррекции, компьютерными технологиями, а также особой организацией образовательного процесса, отраженная в содержании, методах организации и формах обучения детей со сложной патологией зрения и интеллекта [1−3].

Изобразительное искусство является одним из основных средств тифлопедагогики, так как располагает большими возможностями расширения чувственного опыта и кругозора, в процессе чего развиваются зрительное, тактильное, зрительно-тактильное и прочие виды восприятия, внимание, закрепленные в памяти образы восприятия складываются в представления [4, 5]. В сочетании с внутренней и внешней речью эти психические процессы способствуют развитию образного и словесно-логического мышления и воссоздающего творческого воображения. Принимая все это во внимание, необходимо как можно раньше и профессиональнее использовать этот учебный предмет в коррекционно-воспитательном процессе [6, 5].

Компенсация слепоты в процессе коррекционного обучения у детей с нормальным интеллектом изучена достаточно полно отечественными исследователями (М.И.Земцова, Л. И. Солнцева, А. И. Каплан и другие). Однако нами не обнаружено сведений об особенностях и возможностях преодоления недостатков развития детей при сложных дефектах зрения и интеллекта. Вместе с тем настоятельная потребность в знаниях этой категории детей возрастает с каждым годом, так как 22% детей, поступающих в 1-й класс, составляют дети, относящиеся к категории слепых [7−9].

Дети со сложными дефектами зрения и интеллекта, поступающие на обучение в школу, владеют крайне низким уровнем развития. У них грубо недоразвита мелкая моторика, полностью отсутствует ориентировочная деятельность, регулирующая и обобщающая функция речи и мышления, на крайне низком уровне развития состояние зрительного, тактильного и слухового восприятия. Кроме того, у таких учащихся отмечается слабое развитие речи и низкий словарный запас [10, 6].

Отсутствие сведений об особенностях обучения данной категории детей в научно-методической литературе, а также отсутствие специальных программ обучения, недостаток технических средств обучения, наглядности, конечно, не освобождают учителя специальной графики от моральной ответственности за развитие таких детей. Необходимо создание системы комплексного подхода к обучению специальной графике детей со сложными дефектами зрения, предполагающую глубокую и органичную связь специальной графики с другими дисциплинами и координацию деятельности преподавателей разных дисциплин.

При этом необходимо акцентировать особое внимание на воспитание средствами специальной графики положительных личностных качеств у детей со сложными дефектами зрения.

Целью нашего исследования явилось изучение способностей к изобразительной деятельности учащихся со сложными дефектами зрения и интеллекта и разработка программы по обучению их специальной графике.

Экспериментальная часть работы проводилась на базе Карагандинской областной школыинтерната № 1 для детей с нарушениями зрения. Всего исследованы 129 учащихся.

Все дети были распределены по состоянию зрения и интеллекта. Учащиеся со сложными дефектами зрения и интеллекта составили 78 человек, или 60%.

Для выявления уровней зрительных, зрительно-тактильных, двигательных навыков, овладения приемов специальной графики, были использованы следующие методики:

  • 1) чтение рельефных рисунков;
  • 2) цветовосприятие;
  • 3) рельефное рисование;
  • 4) обследование предметов.

Оценка результатов проводилась по 3-балльной шкале: 0 баллов — невыполнение задания;

  • 1 балл — частичное выполнение или выполнение с помощью наводящих вопросов экспериментатора;
  • 2 балла — полное и самостоятельное выполнение задания.

Уровни навыков оценивались следующим образом: 1−20% — очень низкий; 20−40% — низкий; 40−60% — средний; 60 — 80% — выше среднего; 80−100% — высокий.

Задачей констатирующего эксперимента явилось определение уровней зрительных, зрительно-тактильных и двигательных навыков у детей со сложными дефектами зрения и интеллекта.

Задачами формирующего эксперимента явились:

  • · разработка программы для учащихся со сложными дефектами зрения и интеллекта; выявление уровня достижений учащихся в результате применения разработанной программы;
  • · сравнение уровней достижений учащихся со сложными дефектами зрения и интеллекта до и после применения программы.

Эксперимент проводился в течение учебного года в естественных условиях, индивидуально, в свободное от учебы время и частично на уроках рисования, 1 раз в неделю. Все испытуемые были разделены на 9 групп:

  • — слепые с нормальным интеллектом;
  • — слепые с ЗПР;
  • — слепые с умственной отсталостью;
  • — частично видящие с нормальным интеллектом;
  • — частично видящие с ЗПР;
  • — частично видящие с умственной отсталостью;
  • — слепые с нормальным интеллектом;
  • — слепые с ЗПР;
  • — слепые с умственной отсталостью.

Таблица 1. Итоги констатирующего эксперимента.

Группы учащихся.

Показатели констатирующего эксперимента, %.

Слепые с нормальным интеллектом.

17,9.

Слепые с ЗПР.

15,9.

Слепые с умственной отсталостью.

11,9.

Частично видящие с нормальным интеллектом.

34,8.

Частично видящие с ЗПР.

Частично видящие с умственной отсталостью.

28,8.

Слабовидящие с нормальным интеллектом.

53,9.

Слабовидящие с ЗПР.

50,8.

Слабовидящие с умственной отсталостью.

41,6.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что дети с нарушениями зрения разных категорий при поступлении в школу-интернат имеют низкие показатели развития навыков зрительного, зрительно-тактильного и тактильного восприятия, навыков изобразительной деятельности, навыков использования инструментов. Только результаты исследования цветовосприятия имели достаточно высокий положительный результат. Высокие и выше среднего уровни развития навыков, необходимых для овладения изобразительной деятельностью, не показал ни один из испытуемых. Средний уровень показали слабовидящие с нормальным интеллектом (53,9%), слабовидящие с ЗПР (50,8%) и слабовидящие с умственной отсталостью (41,6%). Низкий уровень навыков характерен для частично видящих детей с различным уровнем интеллекта (норма — 34,8%, ЗПР — 33%, умственная отсталость — 28,8%). Очень низкий уровень развития навыков характерен для слепых детей. Так, уровень развития навыков у слепых дети с нормальным интеллектом составил 17,9%, с ЗПР — 15,9%, умственной отсталостью — 11,9%.

Таким образом, данные констатирующего эксперимента свидетельствуют о решающем значении дефекта зрения для развития навыков, необходимых для изобразительной деятельности. На основе полученных результатов констатирующего эксперимента нами разработана специальная программа, предполагающая пошаговое развитие способностей детей со сложными дефектами зрения и интеллекта к специальной графике.

Наша программа ставит своей целью широкое использование изобразительной деятельности для всестороннего развития детей со сложными дефектами зрения и интеллекта и подготовка их к жизни и труду в обществе зрячих людей. В содержании программы были включены следующие виды занятий:

  • · овладение приемами рисования на специальном приборе, знакомство с техническими и изобразительными средствами;
  • · рисование с натуры, декоративное рисование;
  • · чтение рельефных изображений различных предметов и иллюстраций;
  • · беседы об искусстве, знакомство с рельефными, барельефными, горельефными, скульптурными изображениями, с архитектурой.

обучение патология зрение изобразительный Таблица 2 Распределение учебного времени.

Виды занятий.

Количество часов по классам.

I.

II.

III.

IV.

Технические средства и приемы.

рельефного рисования.

Чтение рельефных изображений.

Рисование с натуры.

Декоративное рисование.

Рисование на темы.

Беседы об искусстве.

Всего:

Разработанная нами программа обучения специальной графике детей со сложными дефектами зрения и интеллекта позволяет решать следующие задачи:

  • 1) образовательные: расширение и обогащение представлений об окружающей действительности с помощью осязания, слуха и остаточного зрения; чтение рельефных рисунков и соотнесение их с реальными предметами; развитие творческих способностей детей со сложными дефектами зрения и интеллекта;
  • 2) коррекционные: развитие перцептивной деятельности посредством обучения целенаправленному обследованию и наблюдению за окружающей действительностью; развитие образного, словесно-логического мышления, памяти, воссоздающего и творческого воображения; развитие речи и увеличение словарного запаса;
  • 3) воспитательные: воспитание способности к эстетическим переживаниям и эмоциям; воспитание эстетических вкусов, взглядов, потребностей и идеалов;

В конце учебного года нами был проведен формирующий эксперимент, полученные результаты которого показали увеличение уровней развития зрительных, зрительно-тактильных, двигательных навыков, овладения приемов специальной графики практически у всех групп детей со сложеыми дефектами зрения и интеллекта.

Так, у частично видящих с нормальным интеллектом, ЗПР и умственной отсталостью уровень развития навыков составил 84−89,1%, что соответствует показателю высокого уровня. У слабовидящих с нормальным интеллектом, ЗПР и умственной отсталостью уровни развития навыков увеличились до 83,8- 89,1%, что также соответствует показателю высокого уровня. У слепых детей с ЗПР уровень развития увеличился до 72,9%, что соответствует показателю выше среднего уровня. У слепых с нормальным интеллектом и умственной отсталостью уровень развития увеличился до 49,659,7%, что соответствует среднему показателю.

Таблица 3 Сводные данные полученных результатов.

Название группы.

Кол-во детей.

Кол-во баллов.

Процент.

макс. возм.

макс. набл.

Слепые с нормальным интеллектом.

49,6.

Слепые с ЗПР.

72,9.

Слепые с умственной отсталостью.

59,7.

Частично видящие с нормальным интеллектом.

85,9.

Частично видящие с ЗПР.

89,1.

Частично видящие с умств. отсталостью.

Слабовидящие с нормальным интеллектом.

89,1.

Слабовидящие с ЗПР.

82,9.

Слабовидящие с умств. отсталостью.

83,8.

Результаты исследования учащихся показали, что у детей существуют большие потенциальные возможности, которые развиваются и совершенствуются в процессе систематической, целенаправленной коррекционно-компенсаторной работы, осуществляемой как на уроках изобразительного искусства с использованием межпредметных связей с другими дисциплинами, так и в повседневной творческой деятельности детей в условиях усиленного руководства педагога.

Таким образом, применение разработанной программы в процессе обучения детей со сложными дефектами зрения и интеллекта в комплексе с коррекционной работой способствует достижению ими высоких уровней развития.

Таблица 4 Сравнительные данные и рост успешности учащихся.

Группы учащихся.

Показ.конст. экспер.%.

Показ. форм. экспер.%.

Процент успешности.

Слепые с нормальным интеллектом.

17,9.

53,2.

+35,3.

Слепые с ЗПР.

15,9.

72,9.

+57.

Слепые с умственной отсталостью.

11,9.

59,2.

+ 47,3.

Частично видящие с нормальным интеллектом.

34,8.

84,5.

+49,7.

Частично видящие с ЗПР.

87,6.

+54,6.

Частично видящие с умственной отсталостью.

28,8.

88,5.

+59,7.

Слабовидящие с нормальным интеллектом.

53,9.

91,8.

+37,9.

Слабовидящие с ЗПР.

50,8.

88,5.

+37,7.

Слабовидящие с умственной отсталостью.

41,6.

88,9.

+47,3.

Как показали исследования, у учащихся улучшились приемы зрительного, тактильного и тактильно-зрительного обследования объектов. Повысились качество произвольного внимания, целенаправленность восприятия, богаче стали представления; расширились возможности образной и логической памяти. Речь обогатилась названиями предметов и явлений, их качеств и свойств, сравнительными характеристиками. Совершенствовалась аналитико-синтетическая и качественная сторона мышления. Догадки, рассуждения, умозаключения стали средством компенсации несовершенств сенсорно-перцептивной деятельности. Улучшилась ручная умелость, точнее и координированнее стали движения рук, их исполнительская и контролирующая функции.

Особенно значительны успехи у детей со сложными дефектами зрения и интеллекта. Их уровни успешности оказались выше, чем у остальных учащихся. Следуя идее педагогики успеха, мы обнаружили, что учащиеся со сложными дефектами зрения и интеллекта стали увереннее в своих силах, желание добиться успеха стало больше подтверждаться волевыми усилиями. Чувство удовлетворения своими достижениями, способность исправить ошибку, начать работу с начала и окончить ее в усиленном режиме, обратиться за помощью — вот новые качества, приобретенные этими детьми в процессе коррекционно-воспитательной работы.

Таким образом, проведенная работа позволяет нам сделать следующий вывод о том, что разработанные нами программа, учебно-методический комплекс, специальные наглядности, а также использованные оригинальные технические приемы, межпредметные связи с другими дисциплинами, усиленное руководство со стороны педагога позволяют вывести учащихся со сложными дефектами зрения и интеллекта на достаточно высокий уровень психического развития, который обеспечит им относительную самостоятельность, независимость, самодостаточность и самоценность, а это, в конечном итоге, позволит выпускникам благополучно адаптироваться к условиям самостоятельной жизни в современном социуме в обществе зрячих людей.

  • 1 Выготский Л. С. Проблемы дефектологии / Сост., авт. ст., библиогр. Т. М. Лифанова. — М., 1995. — 256 с.
  • 2 ЕрмаковЕ.П. Основы тифлопедагогики. — М.: Владос, 2001. — 157 с.
  • 3 Настольная книга педагога-дефектолога // Серия «Сердце отдаю детям» — Ростов н/Д. 2005. — С. 7−99, 261−295.
  • 4 Подколзина Е. Н. Особенности использования наглядности в обучении детей с нарушениями зрения // Дефектология.— 2005. — № 6. — С. 33.
  • 5 Солнцева Л. И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. — М., 1980. — 244 с.
  • 6 Ермаков Е. П., Якунин Г. А. Развитие обучения и воспитания детей с нарушениями зрения. — М.: Просвещение, 1990.— 314 с.
  • 7 Григорьева Л. П. Формирование сенсорных эталонов у детей с нарушениями зрения (методические рекомендации) // Дефектология. — 2000. — № 2. — С. 15−17.
  • 8 Ермаков В. П. Дети с отклонениями в развитии. Метод. пособие. / Авт.-сост. Н. Д. Шматко. — М.: Аквариум ЛТД, 2001. — 125 с.
  • 9 Коррекционная работа с учащимися начальных классов школ для слепых детей / Под ред. Л. И. Солнцевой. — М., 1990. — 173 с.
  • 10 Григорьева Л. П., Кондратьева С. И., Сташевский С. В. Системный подход к решению проблемы развития у детей с глубокими нарушениями зрения // Дефектология. — 1988. — № 6. — С. 4−6.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой