Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Повышение работоспособности резьбовых соединений на основе новых конструктивных решений и применения магнитоуправляемых наножидкостей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В качестве смазки в трибологически безопасных резьбовых соединениях может использоваться магнитная жидкость на различных жидкостях-носителях в зависимости от условий работы, для которых это соединение предназначено. Для резьбовых соединений работающих в условиях вакуума необходимо использовать в качестве смазки магнитную жидкость только на основе полиэтилсилоксановой жидкости. Компоненты жидкости… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Направления исследований в трибологии
      • 1. 1. 2. Направления будущих исследований в трибологии
      • 1. 1. 3. Перенос знаний от науки к технике
    • 1. 2. Проблемы трибологической безопасности резьбовых соединений в Космосе
    • 1. 3. Основные параметры метрической резьбы
    • 1. 4. Основные предпосылки для конструирования трибологически безопасных резьбовых соединений^
    • 1. 5. Смазывание и смазочные материалы
      • 1. 5. 1. Назначение смазочных материалов
      • 1. 5. 2. Твердосмазочные материалы
    • 1. 6. Выбор стали для изготовления тела винта и гайки
    • 1. 7. Постоянные магниты и их свойства
    • 1. 8. Магнитные жидкости их структура и свойства, условия применения
      • 1. 8. 1. Компоненты МЖ
  • Выводы и задачи исследования
  • ГЛАВА 2. КОНСТРУКТОРСКАЯ ЧАСТ
    • 2. 1. Разработка трибологически безопасных резьбовых соединений
      • 2. 1. 1. Классификация трибологически безопасных резьбовых соединений
      • 2. 1. 2. Трибологически безопасное резьбовое соединение закрытого типа
      • 2. 1. 3. Трибологически безопасное резьбовое соединение открытого типа
      • 2. 1. 4. Резьбовое соединение для механизмов, работающих в условиях сильного грунтового загрязнения
      • 2. 1. 5. Резьбовое соединение для подачи жидкостей (штуцер проходной)
      • 2. 1. 6. Устройство для смазывания ходовых винтов
      • 2. 1. 7. Резьбовое соединение с грязесъёмником
    • 2. 2. Разработка трибометрических стендов
      • 2. 2. 1. Стенд для измерения момента трения в резьбовых соединениях типа «Винтгайка»
      • 2. 2. 2. Стенд для экспресс измерения, силы и коэффициента трения (маятник Фруда
  • Подгоркова)
  • Выводы и задачи исследования
  • ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ОПТИМАЛЬНЫХ МАГНИТНЫХ СИСТЕМ ДЛЯ РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ С ЦЕЛЬЮ СНИЖЕНИЯ МОМЕНТОВ ТРЕНИЯ
    • 3. 1. Характеристика метода конечных элементов
    • 3. 2. Поиск рациональной конструкции для трибологически безопасного резьбового 69 соединения «закрытого» типа
    • 3. 3. Поиск рациональной конструкции для трибологически безопасного резьбового соединения «открытого» типа
    • 3. 4. Расчет магнитного поля в штуцере проходном
    • 3. 5. Расчет распределения магнитной индукции по профилю резьбы
    • 3. 6. Исследование влияния материалов постоянных магнитов на магнитные характеристики трибологически безопасных резьбовых соединении
    • 3. 7. Измерение напряженности магнитного поля в зазоре резьбового соединения «закрытого» типа
    • 3. 8. Расчёт на прочность стержня винта М20×2 с осевым отверстием при различных случаях нагружения
    • 3. 9. Экономическое обоснование цены трибологически безопасного резьбового соединения «закрытого» типа
  • Выводы
  • ГЛАВА 4. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА ТРИБОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ
    • 4. 1. Влияние смазочной способности МЖ на основе ПЭС-5 в условиях атмосферного давления на момент трения в резьбовых соединениях
      • 4. 1. 1. Возможные причины изменения величины моментов затяжки винта и моментов трения, возникающих при его отвинчивании
    • 4. 2. Влияние смазочной способности магнитной жидкости на основе ПЭС-5 в условиях вакуума на момент трения в резьбовых соединениях
    • 4. 3. Исследование влияния смазочной способности жидкости — носителя ПЭС-5 на трибологические свойства резьбовых соединений
    • 4. 4. Исследование зависимости величины момента трения в резьбовом соединении от напряженности магнитного поля
    • 4. 5. Исследование зависимости момента трения в резьбовом соединении от состава применяемых магнитных жидкостей
    • 4. 6. Исследование влияния фактического распределения магнитной жидкости по рабочей поверхности резьбового соединения на его работоспособность
  • Выводы
  • ГЛАВА 5. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ МАТЕРИАЛОВ ПАР ТРЕНИЯ РЕЗЬБОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ НА ИХ ТРИБОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
    • 5. 1. Анализ стабильности показаний маятника Фруда — Подгоркова
    • 5. 2. Вывод формулы, описывающей принцип действия трибометрического стенда
    • 5. 3. Экспериментальное исследование по измерению коэффициентов трения в парах трения из различных материалов
  • Выводы

Повышение работоспособности резьбовых соединений на основе новых конструктивных решений и применения магнитоуправляемых наножидкостей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема трибологической безопасности резьбовых соединений в настоящее время очень актуальна, особенно с развитием техники и устройств, работающих в условиях вакуума. К резьбовым соединениям, работающим в условиях вакуума, а особенно в космических аппаратах должны предъявляться высокие эксплуатационные требования.

Трение в вакууме отличается от трения при атмосферном давлении. Уменьшение давления окружающей среды изменяет фрикционные характеристики материалов пары трения. В связи с этим процесс трения металлов в вакууме усложняется, коэффициент трения несколько раз больше, чем при трении на воздухе, и достигает нескольких единиц. Сложность состоит в регенерации защитных пленок на поверхности контакта трения, так как в условиях вакуума жидкие смазки испаряются, а твердые смазочные покрытия сублимируются. Удержать смазочный материал в зоне контакта трения деталей в условиях вакуума крайне сложно.

В условиях атмосферного воздуха многие механизмы, в которых используются гайки, винты, болты, шпильки, ходовые винты и т. д. работают в тяжелых условиях таких как: повышенной влажности, грунтовой загрязненности, при высоких температурах, в агрессивных средах, в результате чего резьбовые соединения теряют свою подвижность. Основной причиной потери подвижности резьбовых соединений является окисление и деформация витков резьбы. Чтобы повысить коррозионную стойкость резьбовых соединений, известны следующие способы защиты поверхности резьбы: оксидирование (оцинковка), пассивация поверхности ингибиторами коррозии, смазка твердыми и жидкими смазочными материалами и др. Данные способы защиты поверхности не являются универсальными, а для резьбовых соединений, предназначенных для работы в условиях вакуума мало пригодны. Поэтому в данной работе предложен один из вариантов решения проблемы надежности резьбовых соединений при работе в вакууме и в других тяжелых условиях. Надежность резьбовых соединений обеспечивается за счет принудительного удерживания смазки на контактных поверхностях трения витков резьбового соединения, в качестве которой выбрана магнитная жидкость. Удерживаемая постоянным магнитным полем, магнитная жидкость уменьшает трение в резьбовом соединении и препятствует попаданию в резьбовое соединение инородных сред.

Таким образом, повышение эксплуатационных параметров, надёжности и долговечности резьбовых соединений, предназначенных для работы в тяжелых условиях — один из путей повышения надёжности и срока службы безотказной работы дорогостоящих аппаратов и механизмов.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ ПО РАБОТЕ.

Проведенные теоретические и экспериментальные исследования по решению проблемы трибологической безопасности резьбовых соединений позволили сделать следующие выводы:

1. Анализ причин заедания и потери работоспособности резьбовых соединений в зависимости от условий их эксплуатации позволили выявить основные причины потери подвижности резьбовых соединений, которыми являются: деформация и окисление витков резьбыстарение, засорение, высыхание и удаление смазки из зоны трения, адгезионное схватывание витков резьбы и др.

2. Сконструированы и изготовлены следующие экспериментальные установки: трибометрический стенд рычажного типа для измерения момента трения в резьбовых соединениях, оцениваемое величиной момента трения, возникающего при отвинчивании винтаустройство маятникового типа для экспресс измерения момента, силы и коэффициента трения (названный маятником Фруда-Подгоркова) в парах трения из различных материалов. Выведена расчетная формула для обработки результатов измерений.

3. Разработаны конструкции трибологически безопасных резьбовых соединений, предназначенных для работы в тяжелых условиях (в вакууме, сильного грунтового загрязнения и обледенения резьбы, в условиях повышенной влажности), а также резьбовое соединение для равномерного нанесения смазки на ходовые винты.

4. Рассчитаны оптимальные конструкции магнитных систем для резьбовых соединений «открытого» и «закрытого» типов. Установлено, что данные магнитные системы обеспечивают наилучшее распределение магнитной смазки по резьбовым поверхностям, что в свою очередь приводит к снижению величин моментов трения, возникающих в резьбовых соединениях при их работе.

Для создания рациональных магнитных систем необходимо:

4.1. постоянные магниты, используемые в резьбовых соединениях, должны быть намагничены в осевом направлении;

4.2. магниты должны устанавливаться в теле винта (для соединений «закрытого» типа) через проставки из магнитного материала. Проставки из магнитного материала позволяют придать магнитам определенное положение в теле винта и исключить участки с низкой магнитной проницаемостью;

4.3. для наилучшего использования энергии постоянных магнитов они должны быть установлены одноименными полюсами по направлению к друг другу;

4.4. для конструирования резьбовых соединений должны использоваться магниты из группы «закритических», обладающих большими значениями коэрцитивной силы порядка 850 — 2390 кА/м. (К ним относятся магниты на основе сплава: SmCo, NdFeB и др.);

4.5. в качестве смазки в трибологически безопасных резьбовых соединениях может использоваться магнитная жидкость на различных жидкостях-носителях в зависимости от условий работы, для которых это соединение предназначено. Для резьбовых соединений работающих в условиях вакуума необходимо использовать в качестве смазки магнитную жидкость только на основе полиэтилсилоксановой жидкости. Компоненты жидкости устойчивы к испарению в условиях вакуума. Для резьбовых соединений работающих в условиях атмосферного давления можно использовать МЖ на основе минерального масла, керосина и т. д.

5. Исследованиями не обнаружено значительного влияния на момент трения в резьбовых соединениях с МЖ на основе ПЭС-5 среды в которой они работают (вакуум и атмосферный воздух).

6. Экспериментально установлено, что магнитная жидкость на полиэтилсилоксановой основе (ПЭС-5) обладает лучшей смазочной способностью, чем её жидкость носитель. Высокая эффективность смазочного действия магнитных жидкостей обеспечивается совместным проявлением смазочных свойств жидкости носителя и абразивным действием магнитного наполнителя — магнетита. Частицы магнетита, взаимодействуя между собой, создают на поверхности трения сплошной слой промежуточного вещества, исключающий чисто металлический контакт пары трения и экранирующий силы их молекулярного взаимодействия.

7. Выявлено, что момент трения в резьбовых соединениях при использовании в качестве смазки магнитных жидкостей на карбонильном железе меньше, чем при использовании жидкостей на магнетите. Это связано с тем, что магнитный наполнитель на основе железа имеет шарообразную конфигурацию частиц, а наполнитель на основе магнетита произвольную (или игольчатую).

8. Проведены сравнительные экспериментальные исследования по изучению трибологических характеристик резьбовых соединений, выполненных из различных материалов. Исследования показали, что резьбовые соединения из стали 12Х18Н10Т обладают лучшими трибологическими характеристиками, чем образцы из стали 45.

9. Выявлена зависимость прочности стержня винта М20×2 с осевым отверстием при различных видах нагружения от диаметра осевого отверстия. Установлено, что потеря прочности стержня винта М20×2 с осевым отверстием 010 мм по сравнению со стандартным винтом М20×2 составляет 30% при растягивающей нагрузке и 25% при нагрузке на срез. Снижение прочности стержня винта с осевым отверстием частично может компенсироваться облегченными условиями работы резьбового соединения или за счет уменьшения диаметра осевого отверстия и установки в винт более мощных магнитов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Патент РФ на полезную модель № 21 079, F16 Н 25/20. Трибологически безопасное резьбовое соединение/Подгорков В. В. Опубликовано 2001 Бюл. № 35.
  2. Патент РФ на полезную модель № 52 619, МПК 7 F16H 25/20. Трибологически безопасное открытое резьбовое соединение/Подгорков В.В., Пучков П. В. Опубликовано 10.04.2006 Бюл. № 10.
  3. Патент РФ на полезную модель № 58 640, МПК 7 F16H 25/20 Резьбовое соединение для механизмов, работающих в условиях сильного грунтового загрязнения/ Чернецов А. А., Пучков П. В., Подгорков В. В. Опубликовано 27.11.2006 Бюл. № 33.
  4. Патент РФ на полезную модель № 52 622, МКИ F16L 15/04. Штуцер проходной/Подгорков В.В., Пучков П. В. Опубликовано 10.04. 2006 Бюл. № 10.
  5. Патент РФ на полезную модель № 56 527, МПК 7 F16Н 25/20. Устройство для смазывания ходовых винтов/ Подгорков В. В., Пучков П. В., Сироткина А. Ю., Беляева Ю. С., Цаплина Е. Ю., Макушева Ю. А. Опубликовано 10.09.2006 Бюл. № 25.
  6. Патент РФ на полезную модель № 54 433, МПК7 G01 N19/00, G01 N3/56. Устройство для определения момента, силы и коэффициента трения/ Подгорков В. В., Пучков П. В. Опубликовано 27.06. 2006 Бюл. № 18.
  7. Методические рекомендации по проведению патентных исследований. Государственный комитет СССР по делам изобретений и открытий, — М: 1984,194 С.
  8. П.В., Подгорков В. В. Трибологически безопасное открытое резьбовое соединение//Межвузовский сборник научных трудов «Физика, химия и механика трибосистем», выпуск 4., Иваново: ИвГУ, 2005. — С. 105−106.
  9. А.В., Топорова Е. А., Пучков П. В., Подгорков В. В. Распределение магнитного поля по рабочим поверхностям трибологически безопасного резьбового соединения// Вестник Иван. гос. энерг. ун-та, выпуск 3. Иваново, 2006, С. 24.
  10. П.В., Глебов Д. Н. Маятник Фруда Подгоркова// Сборник научных трудов «Физика, химия и механика трибосистем», выпуск 5.,-Иваново: ИвГУ, 2006, — С. 130−132.
  11. П.В., Глебов Д. Н. Маятник Фруда Подгоркова// Тезисы докладов региональной научно-технической конференции студентов и аспирантов «электро» — «механика», — Иваново: ИГЭУ, 2006, — С.29−31.
  12. С.В. Магнетизм. Наука, 1971.1032 с.
  13. Магниты. На основе сплава неодим-железо-бор марки 436Р. Технические условия. ТУ 48−0531−384−88. Введ. 01.10.88.- Пышемский опытный завод «Гиредмет».
  14. А.В. Стабильность постоянных магнитов. Л.: Энергия, 1971 .270 с.
  15. О.И. Температурные коэффициенты индукции сплавов кобальта с самарием с тяжелыми РЗМ//Физика металлов и металловедение. т. 51. -вып.6. -Наука, 1981.-С.1324−1326.
  16. Постоянные магниты: Справочник/Альтман А.Б., Герберг А. Н., Гладышев П. А. и др.- Под ред. Ю. М. Пятина. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Энергия, 1980.-488 с.
  17. А.Г. Постоянные магниты. -М.- Л.: Энергия, 1965. 128 с.
  18. Шур Я. С., Ширяева О. И., Майков В. Г. О температурной стабильности магнитных свойств постоянных магнитов из сплавов редкоземельных элементов с кобальтом//Физика металлов и металловедение. -т.39.-вып.5. -Наука, 1975, с. 1118−11 204.
  19. В.Г., Берковский Б. М. Термомеханика ферромагнитных жидкостей. Магнитная гидродинамика, 1973, № 3 — с. 3−14.
  20. .М., Медведев В. Ф., Краков М. С. Магнитные жидкости. -М.: Химия, 1989.-240 с.
  21. Е.Е. Эффекты взаимодействия частиц в дисперсионных ферромагнетиках. Автореферат Л.: 1971. -25 с.
  22. Е.Е. Взаимодействие частиц в феррожидкостях // Физические свойства и гидродинамика дисперсионных ферромагнетиков. Свердловск: УНЦ АН СССР, 1977. с. 3−19.
  23. Э.Я., Майоров М. М., Цеберс А. О. Магнитные жидкости. Рига: Зинатне, 1989−386 с. с илл.
  24. А.Н. Магнитные жидкости триботехнического назначения // Тезисы докладов 7-й Международной Плёсской конференции по магнитным жидкостям. Иваново, 1996.
  25. А.Н., Лочагин Н. В., Михалев Ю. О. Роль магнитного поля при трении поверхностей, смазываемых магнитным маслом//Трение и износ. 1998. Т.9. № 5. с. 870−878.
  26. П.А. О механизме смазочного действия магнитных жидкостей // Тезисы докладов V Всесоюзной конференции по магнитным жидкостям. Т.1. М.: Институт механики МГУ, 1988.174 с.
  27. П.А. «Магнитные жидкости в качестве смазочных материалов»// «Трение и износ» 1994 г. № 5 с. 849
  28. П.А. «О механизме граничного трения при наличии пленки магнитной жидкости на контакте» // 7-я Межд. Плеская конф. по магнитным жидкостям, 10−12 сент. 1996. Плес, Россия: тезисы докладов / Иван. гос. энерг. ун-т им. В. И. Ленина. Иваново, 1996.
  29. А.А., Подгорков В. В., Орлов Д. В. Исследование смазочных свойств ферромагнитных жидкостей // Физико-химическая механика процесса трения: Межвуз. сб. науч. тр., Иван. гос. ун-т.- Иваново, 1978.-с. 75−78.
  30. А.И., Подгорков В. В., Орлов Д. В. «Исследование смазочных свойств ферромагнитных жидкостей» Межвуз. сб. науч. тр. // Фрикционное взаимодействие твердых тел с учетом среды. Иван. гос. унт-Иваново, 1982.-С.З-7
  31. Магнитные жидкости в ИГЭУ: Труды ИГЭУ/Под ред. Щелыкалова Ю. Я. Иван. гос. энерг. ун-т, 2004. -144 с.
  32. Магнитные жидкости в машиностроении/ Орлов Д. В., Михалёв Ю. О., Мышкин Н. К. и др.: Под общ. ред. Орлова Д. В., Подгоркова В. В. -М: машиностроение. 1993. с. 208, с. 220.
  33. Ю.О., Земляков A.M., Орлов Д. В. Влияние магнитного поля на триботехничекие характеристики магнитных смазок // Трение и износ, 1987. т.8, № 2. с. 288−292.
  34. Ю.О., Земляков A.M., Лапочкин А. И. Исследование работоспособности мелкомодульной зубчатой передачи с магнитножидкостными смазочными материалами // Трение и износ. 1989. т.10,№ 2. с. 250−256.
  35. Ю. О. Исследование, разработка и внедрение магнитожидкостных узлов трения . Дисс. докт. техн. наук в форме научн. доклада. М.: 1997. 83 с.
  36. Д.В., Кудряков Ю. Б., Лапочкин А. И. «Исследование возможности применения магнитной жидкости в качестве смазки в узлах трения» // Материалы второй Всесоюзной школы-семинара по магнитным жидкостям.- М., 1981.
  37. В.В., Орлов Д. В. Применение ферромагнитных жидкостей для смазки узлов трения // Тезисы докладов всесоюз. науч. техн. конф. «Влияние среды на взаимодействие твердых тел при трении». -Днепропетровск, 1981.-С.2.
  38. В.В., Орлов Д. В. Магнитные жидкости в узлах трения // Трение и износ. 1985. № 4.
  39. В.В. и др. Магнитные жидкости и их использование в космической технологии// Тезисы докладов конференции «Гагаринские чтения». -М., 1993.
  40. В.В., Сизов А. П., Щелыкалов Ю. Я. Нетрадиционное применение магнитных жидкостей. // Вестник машиностроителя. 2002. № 2. с. 30−31.
  41. В.Е. Магнитные жидкости: справочное пособие. Минск, Высшая школа. 1988. -184 е., ил.
  42. М.И. Магнитные жидкости. Успехи физических наук. 1974. -№ 112. Вып. 3.-е. 427−457.
  43. Ю.Н. Трибологическая безопасность технических систем в Космосе. Вестник машиностроения. Издательство «Машиностроение». 1999 г. № 7. с.
  44. Ю.Н. Процессы схватывания (заедания) в узлах трения аэрокосмических систем. Вестник машиностроения. Издательство «Машиностроение». 2001 г. № 9. с.
  45. Ю.Н. Трибологические проблемы технических систем для исследования Луны. Вестник машиностроения. Издательство «Машиностроение». 2002 г. № 12, с.22−24.
  46. К.П. Космическая техника. Перспективы развития. М.: Изд. МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1997.172 с.
  47. В.И. справочник конструктора-машиностроителя: В 3-х т.: Т.1. 7-е изд., перераб. И доп. — М.: Машиностроение, 1992. — 784 е.: ил.
  48. М.Н. Детали машин. Учебник для вузов. Изд. 3-е, доп. и перераб. М., «Высшая Школа», 1976. с. 39−60.
  49. Марочник сталей и сплавов/ Сорокин В. Г., Волосникова А. В., Вяткин С. А. и др.- Под общ. ред. Сорокина В. Г. М.: Машиностроение, 1989. с. 69−72, — 640 с.
  50. .Л. маятниковые силоизмерители в трибометрии. Применение и расчет/Трение и износ. 1992. с.545−549.
  51. Справочник машиностроителя. В 6-ти т. Ред. совет: Ачеркан Н. С., проф. д.т.н. и др. Изд. 3-е, испр. и доп. М., Машгиз, 1963.
  52. .М., Детлаф А. А. справочник по физике. М.: Наука, 1980. -435 с.
  53. Ю.Б., Михалёв Ю. О., Сайкин М. С. Применение метода конечных элементов для расчёта МЖУ // XII Рижское совещание по магнитной гидродинамике: Тез.докл.- Саласпилс, 1987.-Т.4.- С. 11−14.
  54. Ю.Б., Михалёв Ю. О., Сайкин М. С. Исследование защитных МЖУ методом конечных элементов // Состояние и перспективы развития электротехнологии (III Бенардосовские чтения): Тез.докл. Всесоюзн. науч.-техн. конф.- Иваново, 1987.-С.107.
  55. Ю.Б., Щелыкалов Ю. Я. Конечно элементарное моделирование физических полей в электрических машинах, ИГЭУ, 2001. — С. 50−52.
  56. С.Г. Численная реализация вариационных методов. М.: Наука, 1966.-432 с
  57. С.Г. Вариационные методы в математической физике. М.: Наука, 1970.-512 с.
  58. П., Феррари Р. Метод конечных элементов для радиоинженеров и инженеров-электриков.- М.: Мир, 1986. 229 с.
  59. А.С., Ващенко Н. Г., Кращук Н. Г., Лавендел Ю. О. Автомати зированная система обслуживания конечно-элементных расчётов. -Киев.: Высшая школа, 1986. 252 с.
  60. Ф.П., Тэйбор Д. Износ и повреждение металлических поверхностей при жидкостной смазке, без смазки и при граничной смазке, Прикладная механика и машиностроение. № 3, 1952.
  61. Ф.П., Тэйбор Д. Трение и смазка. М.: Машгиз, 1960.
  62. Ф.П., Тейбор Д., Трение и смазка твердых тел, изд-во «Машиностроение», М., 1968.
  63. Д.Н. Триботехника (износ и безызносность): Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: «Издательство МСХА», 2001.616 е., ил. 280.
  64. .В. Что такое трение. Издание 2-ое перераб. и доп. Издательство академии наук СССР. Москва, 1963. 230с.
  65. Д. В. Трение и износ металлов. М.: Машгиз, 1947.182 с.
  66. И.В., Трение и износ, изд-во «Машиностроение», М, 1968. -480 с.
  67. И.В., Любарский И. М., Гусляков А. А. Трение и износ в вакууме. М.: Машиностроение, 1973. 215 с.
  68. Мур Д. Основы и применения триботехники/ Под. ред. Крагельского И. В., Трояновской Г. И. Москва. Издательство «Мир», 1978. 488 с.
  69. Н.С., Терещенко В. Г. Газоабразивное изнашивание гуммированных покрытий//Трение и смазка в машинах и механизмах. 2006. № 7. С. 12−15.
  70. Поверхностные явления: Учеб. пособие/ Годлевский В.А.- Иван. гос. унт. Иваново, 1995.164 с.
  71. В.В., Подгоркова В. Н. Избирательный перенос в узлах трения текстильных отделочных машин // Известия ВУЗов. Технология текстильной промышленности. 1978. — № 5. — с. 134−137.
  72. Справочник по триботехнике: В Зт. Т. 2: Смазочные материалы, техника смазки, опоры скольжения и качения/ Под. общ. ред. Хебды М., Чичинадзе А. В. -М.: Машиностроение, 1990.-416 е.: ил.
  73. Трение и граничная смазка. Сборник статей. Под ред. Д-ра техн. наук проф. Крагельского И. В. -М. Изд. иностр. лит. Упр. Науч. Информации, 1953.288 с. с илл.
  74. Трение и изнашивание при высоких температурах Сборник статей. Отв. ред. д.т.н. проф. Хрущев М. М. и д.т.н. Семенов А. П. М., Наука, 1973.
  75. Трение и износ в вакууме. М., Машиностроение, 1973.
  76. Трение, изнашивание и смазка: Справочник. В 2-х кн./Под ред. Крагельского И. В., Алисина В. В. М.: Машиностроение, 1978.
  77. Трение и износ в экстремальных условиях: Справочник/ Дроздов Ю. Н., Павлов В. Г., Пучков В. Н. Машиностроение, 1986. — 224 е.: ил.
  78. Трение, износ и смазка (трибология и триботехника)/ Чичинадзе А. В. и др./ Под ред. Чичинадзе А. В. М.: Машиностроение, 2003.-576 с.
  79. Триботехника. М.: Машиностроение, 1985. — 424 е., ил.
  80. Г. П. Физикохимия трения. Минск: изд-во БГУ, 1991. 395 с. ил.
Заполнить форму текущей работой