Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие исследовательских умений учащихся классов с углубленным изучением математики: На примере изучения теоретико-числового материала

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для решения современных проблем образования необходимо обращение к поиску таких путей организации процесса обучения математике в классах с углубленным ее изучением, которые бы в наибольшей степени способствовали развитию математических способностей учащихся (логическое мышление числами, отношениями, символамиобобщение математических объектов, способность мыслить свернутыми структурами, гибкость… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ КЛАССОВ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ МАТЕМАТИКИ
    • 1. Индивидуально-типические особенности учащихся классов с углубленным изучением математики
    • 2. Исследовательский метод в системе современных методов обучения
    • 3. Характеристика исследовательских умений учащихся математических классов
  • Выводы по I главе
  • Глава II. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННОГО НА РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В КЛАССАХ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ МАТЕМАТИКИ
    • 1. Пути проектирования учебных программ по математике в классах с углубленным ее изучением
    • 2. Методика изучения темы «Элементы теории чисел» в курсе математики классов с углубленным изучением математики, ориентированная на развитие исследовательских умений учащихся
      • 2. 1. Развитие исследовательских умений учащихся математических классов при изучении нового материала
      • 2. 2. Развитие исследовательских умений учащихся математических классов при решении задач
    • 3. Развитие исследовательских умений учащихся на факультативных занятиях по математике
  • Выводы по II главе
  • Глава III. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
    • 1. Организация и проведение эксперимента
    • 2. Итоги формирующего эксперимента
  • Выводы по III главе

Развитие исследовательских умений учащихся классов с углубленным изучением математики: На примере изучения теоретико-числового материала (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В условиях дифференциации обучения одним из реальных путей развития математического образования в России в настоящее время является увеличение числа классов с углубленным изучением математики и совершенствование процесса обучения в них. Проблемам определения целей, содержания и методов дифференцированного обучения математике посвящены работы А. Н. Колмогорова, В. А. Гусева, С. И. Шварцбурда, Ю. М. Колягина и др.

Важнейшей задачей современного обучения математике и, особенно, в классах с углубленным изучением математики, является развитие математического мышления, при этом получаемые знания должны быть основой для самостоятельного приобретения новых знаний и развития новых умений. В данных условиях представляется перспективным поиск средств совершенствования обучения математике в специализированных классах математического профиля, направленных на развитие творческих способностей учащихся. Это особенно важно, если учитывать тот факт, что многие учащиеся не будут в последующем профессионально заниматься математикой.

В настоящее время имеется несоответствие между самой сущностью углубленного изучения математики, его основной задачей и состоянием обучения в классах углубленного изучения математики. Многие учителя стремятся значительно расширить объем изучаемого материала, включая темы, выходящие за рамки школьного курса математики или углубляют уже имеющийся в основном курсе материал за счет решения задач повышенной трудности, усложненных с технической стороны, либо олимпиадного характера. К тому же авторы многих пособий, предназначенных для этих классов, ориентируют учителя именно на такую постановку обучения. На самом деле главная задача обучения в классах углубленного изучения математикиболее глубокое в сравнении с обычной школой изучение программного материала. По нашему мнению, это означает, что содержание обучения в таких классах помимо включения дополнительных математических вопросов должно в большей степени ориентироваться на более полное с научной точки зрения рассмотрение вопросов базового уровня. Это позволит после приобретения теоретических знаний по математике перейти к их применению, выработке практических умений, развитию творчества учащихся, что будет способствовать развитию математических способностей, а также соответствовать возрастным особенностям школьников, у которых формируется устойчивый интерес к математической деятельности. Поэтому мы предлагаем в классах с углубленным изучением математики обратить внимание на вопросы, относящиеся к школьной теории чисел. Линия числа является одной из наиболее важных содержательных линий школьного курса математики, но материал проходится, как правило, только в курсе 5−6 классов, где изучаются выборочные вопросы и решаются, в основном, задачи алгоритмического характера. Тогда как, теория чисел содержит материал, доступный для освоения учащимися, наглядный и интересный, применение которого можно показать на задачах, для решения которых учащимся потребуются математические способности и творческий подход. Это соответствует нашим требованиям о том, что содержание и методика обучения в математических классах должны предполагать максимально возможно полное и строго логичное построение и освоение программного материала, а также разностороннее применение его на практике.

Таким образом, учебный материал, классов с углубленным изучением математики, должен быть, в основном, в рамках программ и стандартов школьного курса математики, но изучаться значительно глубже, чем в обычной средней школе.

Концептуальное положение, выдвигаемое нами для решения данной задачи, состоит в том, что содержание и организацию процесса обучения математике в классах с углубленным изучением математики целесообразно направить на создание условий для осуществления исследовательской деятельности учащихся, что предполагает развитие их исследовательских умений.

Под исследовательскими умениями мы понимаем, следуя З.А. Файрет-диновой [141], В. А. Андрееву [3] и др., умения учащихся применить соответствующий прием научного метода в условиях решения учебной проблемы, выполнения исследовательского задания. Для нашего исследования особенно важным является то, что в процессе формирования умений вообще (исследовательских, в частности) потенциал учащегося находит свою реализацию, и они становятся важным средством индивидуального развития.

О положительной роли исследовательской деятельности в процессе обучения математике говорится в работах известных математиков и методистов: Болтянского В. Г., Колягина Ю. М., Маркушевича А. И., Столяра А. А. и др.

Разработка содержания и методов изложения курса того или иного школьного предмета, изучение которого способствует развитию исследовательских умений учащихся, имеется в работах Акопяна Е. А., Пестеревой B. JL, Раджабова Т. Б., Викола Б. А., Ивановой A.M. — по математике, Андреева В. И., Разумовского В. Г., Никитиной Г. В., Тряпицыной А. П. — по физике, Иодко А. К. — по химии, Бойцова М. И. — по гуманитарным дисциплинам. В этих исследованиях отмечаются особенности формирования исследовательских умений и их связь с различными компонентами учебного процесса. В частности, отмечается связь развития умений с познавательным интересом учащихся. Исследовательские умения придают быстроту и целенаправленность учебным действиям и развиваются под влиянием интересно организованной деятельности. Межпредметность исследовательских умений способствует повышению уровня умственного развития учащихся, положительно сказывается на осознанности знаний, прочности их усвоения, способствует осознанию структуры собственной деятельности.

В нашем исследовании мы исходили из того, что:

— исследовательские умения формируются в процессе исследовательской математической деятельности и определяются ее специфическими особенностями;

— умения не образуются в процессе обучения сами по себе, необходима специальная методика их формирования в различных видах самостоятельной деятельности под руководством учителя.

Важным аспектом исследуемой проблемы является классификация исследовательских умений.

В работах М. Н. Скаткина, И. Я. Лернера, А. Я. Хинчина, А. М. Махмутова, Д. В. Матюшкина и др. акцентируется внимание на развитие в процессе обучения (в том числе и математике) таких общих исследовательских умений, как:

— умение формулировать учебную проблему;

— умение выдвигать предположение, гипотезу;

— умение осуществлять доказательство в решении учебной проблемы;

— умение экспериментально проверять теоретически обоснованную гипотезу;

— умение делать обобщающие заключения и вывод.

Перечисленные исследовательские умения соответствуют этапам исследовательской деятельности.

В диссертационном исследовании В. Л. Пестеревой [100] выделяются общие исследовательские действия, характерные для математики:

— выяснение влияния определенного условия на выполнение некоторого свойства объекта;

— выделение условий, при которых выполняется некоторое свойство объекта;

— выяснение факта, показывающего, как с изменением условий изменяется установленный результат.

Вместе с тем, список конкретных исследовательских умений, наиболее часто применяемых в учебной исследовательской математической деятельности, не выделен. Кроме того, в работах по методике математики основное внимание уделяется развитию исследовательских умений при решении задач. Мы же считаем, что развитие исследовательских умений учащихся может происходить и при изучении теоретического материала.

В работах педагогов и психологов отмечены педагогические условия, на которые надо ориентироваться при организации исследовательской деятельности и качества личности, формирование которых необходимо для развития исследовательских умений (Я.А. Пономарев [110], З. А. Файретдинова [141]).

Перечисленные факты мы учитывали при разработке и обосновании нашей методики обучения, ориентированной на развитие исследовательских умений учащихся на занятиях по математике в классах с углубленным изучением математики. В нашей работе определяются пути организации исследовательской деятельности учащихся через включение учащихся в систематическое применение исследовательских умений в процессе изучения учебного предмета математики. Разработана методика проведения исследований учащихся на уроках — при изучении нового материала, при решении задач, а также на факультативных занятиях.

Опыт работы автора и его коллег показал, что создание и научное обоснование такой методики актуально для современной школы.

Вышесказанное определило проблему исследования: поиск путей развития исследовательских умений учащихся в процессе изучения углубленного курса математики.

Объектом исследования является процесс обучения математике в классах с углубленным изучением математики.

Предмет исследования — исследовательские математические умения учащихся классов с углубленным изучением математики.

Цель исследования — обосновать возможности и определить эффективные пути развития исследовательских умений учащихся математических классов на занятиях по математике.

Гипотеза исследования', если процесс обучения математике в классах с углубленным ее изучением ориентировать на развитие исследовательских умений, то это будет способствовать:

— полноте применения исследовательских умений в процессе математической деятельности;

— более успешному применению исследовательских умений в новой математической ситуации;

— развитию мотивационных качеств личности ученика при изучении математики.

Для проверки выдвинутой гипотезы и достижения цели исследования необходимо было решить следующие задачи:

1) проанализировать состояние проблемы развития исследовательских умений учащихся классов с углубленным изучением математики на занятиях по математике и определить возможности ее разрешения при обучении математике;

2) теоретически обосновать целесообразность построения учебного процесса в классах с углубленным изучением математики, способствующего развитию исследовательских умений учащихся;

3) разработать способы развития исследовательских умений учащихся на занятиях с различной дидактической целью;

4) составить список исследовательских умений, наиболее часто применяемых в учебной и исследовательской математической деятельности, с целью определения их предметной значимости и познавательной направленности;

5) организовать и провести экспериментальное исследование с целью практической проверки эффективности предложенной методики на занятиях по математике в классах с углубленным изучением математики.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

— теоретический анализ проблемы на основе изучения психолого-педагогической, математической и методической литературы;

— анализ и обобщение передового педагогического опыта организации процесса преподавания математики в школе;

— проведение педагогических измерений (проведение наблюдений, интервью с учителями и учащимися, экспериментального обучения);

— статистические методы обработки результатов исследования.

Логика исследования включала следующие этапы:

1. Анализ методической и психолого-педагогической литературы по проблеме, определение состояния проблемы развития исследовательских умений на занятиях по математике в современной школе.

2. В рамках поискового эксперимента — обоснование целесообразности организации учебного процесса в классах с углубленным изучением математики, способствующего развитию исследовательских уменийвыделение совокупности исследовательских умений, наиболее часто применяемых при проведении учебно-исследовательской математической деятельности. Итогом работы стало уточнение теоретической концепции исследования.

3. Разработка методики развития исследовательских умений учащихся на занятиях по математике с различной дидактической целью.

4. Апробация составленной методики в ходе формирующего эксперимента.

Количественная и качественная обработка результатов эксперимента.

Теоретической основой исследования явились: психологические и педагогические концепции познания [8, 10, 18, 19, 25, 29,46, 54, 76, 126, 159]- дидактические закономерности учебного познания [3, 11, 44, 77, 79, 137, 158, 165]- достижения и тенденции в развитии методики обучения математике [6, 26, 69, 89, 100].

Научная новизна и теоретическая значимость работы заключаются следующем: обоснована целесообразность построения процесса обучения математике в классах с углубленным изучением математики, направленного на развитие исследовательских уменийсформулированы основные положения методики развития исследовательских умений учащихся с учетом специфики классов с углубленным изучением математики и индивидуально-типических особенностей учащихсяобоснован приоритет развития специфических исследовательских умений для учащихся классов с углубленным изучением математики (умение формулировать, записывать в различных формах, математических моделях одно и то же утверждениеумение устанавливать аналогию в задачах, методах решенияумение разбивать задачу на подзадачиумение находить различные варианты решения задач, доказательства утверждений) — разработана методика обучения математике в классах с углубленным изучением математики, ориентированная на развитие исследовательских умений на занятиях с различной дидактической целью: введение нового теоретического материала, решение задач, факультативные занятия.

Практическая значимость: разработаны методические рекомендации по организации процесса обучения математике в классах с углубленным ее изучением, ориентированного на развитие исследовательских уменийна примере теоретико-числового материала с учетом развития исследовательских умений учащихся разработано содержание занятий с различными дидактическими целями. Представленные методические материалы могут быть использованы учителями математики классов с углубленным изучением математики для разработки аналогичных занятий по другим темам.

Достоверность полученных результатов исследования обеспечивают:

— разносторонний анализ проблемы;

— использование экспериментальных методов исследования;

— применение методов математической статистики при обработке экспериментальных данных исследования;

— согласованность предлагаемых результатов исследования в различных классах.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе публикации материалов исследования в научно-методических сборниках, докладах на научных конференциях и методологическом семинаре в РГПУ им. А. И. Герцена г. Санкт-Петербурга, УрГПУ г. Екатеринбурга, г. Брянске.

Автор исследования и его коллеги демонстрировали разработанную методику при проведении занятий в школах Санкт-Петербурга.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Для решения современных проблем образования необходимо обращение к поиску таких путей организации процесса обучения математике в классах с углубленным ее изучением, которые бы в наибольшей степени способствовали развитию математических способностей учащихся (логическое мышление числами, отношениями, символамиобобщение математических объектов, способность мыслить свернутыми структурами, гибкость и обратимость мыслительных процессов) и учитывали индивидуально-типические особенности учащихся. Одним из них является ориентация процесса обучения математике на развитие исследовательских умений учащихся.

Методика обучения математике в классах с углубленным ее изучением, ориентированная на развитие исследовательских умений учащихся, будет эффективной, если:

— содержание изучаемого материала освоено учащимися на уровне достаточном для организации исследовательской деятельности;

— исследовательские умения развиваются в рамках внутриматематиче-ской деятельности;

— приоритет в развитии исследовательских умений отдается специфическим исследовательским умениям.

Выводы по III главе.

Проведенный педагогический эксперимент позволил нам определить, что:

— учащиеся математических классов имеют способности и желание заниматься творческой деятельностью, и как ее частью, исследовательской деятельностью, в процессе изучения математики;

— применение исследовательского метода эффективно при изучении того содержания, которое может быть изучено учащимися самостоятельно;

— проведение занятий по математике, ориентированных на развитие исследовательских умений учащихся повышает уровень знаний и способствует развитию умений самостоятельного приобретения и применения знаний, что ведет к возникновению возможности успешного участия в творческой деятельности.

Все это подтверждает целесообразность обучения, ориентированного на развитие исследовательских умений учащихся и использование предложенной нами методики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Настоящее исследование имеет теоретико-экспериментальный характер. В нем обоснована и экспериментально доказана возможность развития на занятиях по математике в классах с углубленным ее изучением исследовательских умений.

На основании проведенного теоретического исследования и результатов педагогического эксперимента можно сделать следующие выводы:

1. В ходе исследования доказана актуальность проблемыопределены возможности использования исследовательских умений по математике с целью развития творческих способностей учащихся, как реализация цели обучения учащихся математических классов.

2. Использование исследовательских умений значительно активизирует учебно-познавательную деятельность учащихся, повышая ее степень самостоятельности, способствует повышению качества знаний учащихся по изучаемому материалу, т. к. лучше усваиваются знания, которые учащиеся получили самостоятельно, ведет к росту их информированности о методах получения знаний.

3. Исследовательская деятельность учащихся на занятиях по математике повышает интерес учащихся к учебному предмету, интерес непосредственно к математической деятельности, делая ее личностно-зна-чимой.

4. Предлагаемая методика обучения, ориентированная на развитие исследовательских умений, заключается в следующем:

— содержание изучаемого материала должно быть освоено учащимися на уровне достаточном для организации исследовательской деятельности;

— развиваемые исследовательские умения относятся к внутримате-матической деятельности;

— приоритет в развитии исследовательских умений отдается специфическим исследовательским умениям.

5. Внедрение результатов исследования в практику работы школ с углубленным изучением математики показало, что разработанная методика развития исследовательских умений учащихся на занятиях по математике обеспечивает рост качества знаний, способствует развитию творческих способностей и самостоятельности, что проявляется в возможности учащимися самостоятельно приобретать новые знания.

Проведенное исследование открывает новые возможности в методике обучения математике в классах с углубленным ее изучением, в выборе оптимального соотношения содержания учебного материала и метода обучения, учете познавательных возможностей и личных интересов учащихся за счет использования и развития исследовательских умений.

Поднятая в исследовании проблема может быть и дальше развита в рассмотрении аспектов связанных с домашними исследовательскими заданиями, оценкой и дифференциацией уровней развития исследовательских умений, рассмотрением данного исследования на материале других тем.

Показать весь текст

Список литературы

  1. . Исследование психологии процесса изобретения в области математики. /Пер. с франц. М. А. Шаталовой и др. — М.: Советское радио, 1970.
  2. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань, 1988. Гл.1У.
  3. В.И. Дидактические условия развития исследовательских способностей старшеклассников. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1972.
  4. В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. М.: Высшая школа, 1981.
  5. И.В. Теория чисел. -М.: Учпедгиз., 1939.
  6. А.К. Методические основы методики формирования математических умений школьников. Дисс. д-ра пед. наук. Пенза, 1984.
  7. М.А. Формирование прогностического умения учащихся при изучении алгебры и начал анализа в средней школе: Дисс.. канд. пед. наук.-СПб., 1994.
  8. С.И. Теоретические основы научной организации учебного процесса. М.: Педагогика, 1971.
  9. Э. Формирование у учащихся умений по использованию аналогий в курсе математики средней школы. Автореф. дисс.. канд. пед наук. Ташкент, 1989.
  10. Ю.Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985.
  11. Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. М.: Педагогика, 1990.
  12. Н.Б., Огурцова Е. Ю. Организация исследовательской деятельности учащихся в школах Великобритании. //Математика в школе. 1996-№ 4. — с.77−79.
  13. Т.И. Исследовательский метод обучения в теории и практике общеобразовательной школы РСФСР. Автореф. дисс.. канд. пед наук. -М., 1974.
  14. В.Ф. и др. Опыт создания технологии обучения физике, обеспечивающей развитие творческой активности учащихся. Казань: Ин-т сред. спец. обр-яРАО, 1993.
  15. И.Г. Диофант и диофантовы уравнения. М.: Наука, 1972.
  16. Берцфан J1.B. Строение учебной деятельности и проблема диагностики учебной деятельности. //Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания. /Под ред. В. В. Давыдова и др. Душанбе, 1974.
  17. Д.Н. Формирование приемов умственной работы как путь развития мышления и активизации учения. //Вопросы психологии, 1962, № 4, с.39−80.
  18. Д. Н. Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. М. Изд-во Акад. пед. наук, 1959.
  19. Л.И. Психическое развитие школьника и его воспитание. М.: Знание, 1979.
  20. М.И. Приобщение учащихся к исследовательской работе в обучении. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1975.
  21. В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. -М.: Просвещение, 1985.
  22. В.Б. Развитие интересов и склонностей учащихся старших классов к отдельным предметам школьного обучения. Пермь, 1960.
  23. А.А. Теория чисел. М.: Учпедгиз., 1960.
  24. Н.В. Объективные условия выбора форм и приемов обучения математике учащихся старшего подросткового возраста. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. СПб., 1993.
  25. Н.К. Практика мышление — знание (и проблема творческого мышления). — М.: Наука, 1978.
  26. .А. Формирование элементов исследовательской деятельности при углубленном изучении математики. Автореф. дис. канд. пед наук. -М.: НИИСИМО, 1977.
  27. Н.Я., Шибасов Л. П. За страницами учебника математики. Арифметика. Алгебра. Геометрия. Кн. для учащихся 10−11 классов обще-образоват. учреждений. -М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996.
  28. И.М. Основы теории чисел. М.: Наука, 1981.
  29. Вопросы психологии способностей школьников. /Под ред. Крутецкого В. А. -М.: Просвещение, 1964.
  30. Н.И. Признаки делимости. М.: Наука, 1980.
  31. М.Л. и др. Углубленное изучение алгебры и математического анализа. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1997.
  32. П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. //Психологич. наука в СССР, т.1. М., 1958.
  33. А.О. О решении уравнений в целых числах. М.: Наука, 1983.
  34. Г. З., Глейзер Л. П. Преподавание в классе с углубленным изучением математики. //Математика в школе, 1991. № 1, с.20−22.
  35. Э.Ж. Развитие математических способностей учащихся. //Математика в школе, 1990, № 1, с. 14−17.
  36. В.Д. Взаимосвязь обучения и воспитания в школах с углубленным изучением математики. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1978.
  37. П. Проблемы внутренней мотивации учения и типы ориентировки в предмете. Дисс. канд. пед. наук. М., 1964.
  38. М.И., Краснянская К. А. Применение статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. -М.: Педагогика, 1977.
  39. Я.И. Психолого-дидактические основы методики обучения математике. М.: Педагогика, 1987.
  40. В.А. Методические основы дифференцированного обучения математике в средней школе. Дисс.. д-ра пед. наук. М., 1990.
  41. Е.П., Левочкина И. А., Сапожников В. В. Некоторые психологические и психофизиологические черты математически одаренных подростков. //Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М., 1989, № 2, с.23−26.
  42. В.В. Содержание и структура учебной деятельности школьников. -М.: Педагогика, 1982.
  43. А.И. Метод перебора//Математика в школе, 1993, № 1.
  44. Дидактика средней школы /Под ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982.
  45. Г. В. О принципах отбора содержания школьного математического образования. //Математика в школе, 1990, № 6, с. 2.
  46. В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер Ком, 1999.
  47. В.Н. Психологическая диагностика способностей: теоретические основы. В 2-х ч. Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 1990.
  48. B.C. Обучение студентов поиску решения задач. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Минск, 1986.
  49. К. Структура и динамика процессов решения задач (о процессах решения практических проблем) //Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления /под ред. Гиппенрейтер Ю. Б., Петухова В. В. М.: Изд-во МГУ, 1981, с.258−268.
  50. А.В. Научно-методические основы отбора, структурирования и реализации содержания математического образования в старших классах общеобразовательных школ. Автореф. дисс.. д-ра. пед. наук Казань, 1995.
  51. А.В. Теория делимости целых чисел. М.: МГПИ, 197 952.3ариныи П. П. Методические аспекты осуществления взаимосвязи прикладных и профилирующих предметов при углубленном изучении математики. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1979.
  52. Т.А. Гуманизация общего математического образования. -Н. Новгород: Изд. Н. Новгородского гос. пед. ун-та, 1998.
  53. В. А. Методологические знания как основа учебно-познавательной творческой деятельности учащихся. /Методологические и теоретические проблемы активизации учебно-познавательной деятельности в свете реформы школы. Межвуз. сб. науч. тр. Л., 1986.
  54. B.C. Проблемы воспитания потребности в знаниях у школьников. -Ростов-на-Дону: Кн. изд-во, 1971.
  55. А.Г. Формирование у учащихся умений исследовательской деятельности в процессе обучения химии. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1983.
  56. Как учить школьников математическому открытию (Методические рекомендации для студентов, учителей). Сост. Дубик Т. В. Витебск: Витеб. пед. институт, 1990.
  57. З.И. К вопросу о критериях умственного развития в процессе обучения //Обучение и развитие. М., 1966.
  58. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990.
  59. А.П. Материалы для углубленного изучения курса алгебры 8 класса. Методическое пособие. JL: ЛГИУУ, 1991.
  60. А.П. Сборник задач по алгебре и началам анализа 10−11 кл.: уч. пособие для школ с углубленным изучением математики. М.: Просвещение, 1995.
  61. М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. Рига: НПЦ «Эксперимент», 1998.
  62. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. -М.: Знание, 1994.
  63. Г. Введение в дифференциальную психологию учения. М.: Педагогика, 1987.
  64. А.Н. Современная математика и математика в современной школе. М.: Акад. пед. наук СССР, 1971.
  65. Г. С., Балл Г. А. Категория задачи и ее значение для психолого-педагогических исследований. //Вопросы психологии. 1977, № 3.
  66. И.Э. Особенности состава учащихся и их личностных взаимоотношений в классах с углубленным изучением предметов. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Тарту, 1984.
  67. О.А. Система задач как средство развития математического мышления учащихся 8−9 классов с углубленным изучением математики. Дис.. канд. пед наук. СПб., 1998.
  68. В.А., Балбасова Е. Г. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развитие: Учеб. Пособие. М.: Прометей, 1991.
  69. В.А. Психология математических способностей школьников. -М.: Просвещение, 1968.
  70. В.А. Психология: учебник для учащихся пед. училищ. М.: Просвещение, 1980.
  71. Н.Н. Возможности факультативных курсов по реализации развивающей функции обучения. //Новые исследования в педагогических науках. -М., 1991. Вып.1 (57), с.33−38.
  72. Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М.: Педагогика, 1970.
  73. И.Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики. М.: Просвещение, 1985.
  74. А.И. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Педагогика, 1977.
  75. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.
  76. И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974.
  77. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980.
  78. Е.И. Активизация деятельности учащихся через организацию учебного материала по математике. /Методологические и теоретические проблемы активизации учебно-познавательной деятельности в свете реформы школы. Межвуз. сб. науч. тр. Л., 1986.
  79. Математика: 5−11 кл.: Сб. нормат. док. 2-е изд. — М., 1999.
  80. Материалы конференции по проблеме способностей. /Под ред. Крутецко-го В.А. М.: Ин-т общей и пед. психологии АПН СССР, 1970.
  81. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972.
  82. М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975.
  83. М.И. Современный урок. Вопросы теории. М.: Педагогика, 1981.
  84. Е.И. Психологический анализ учебной задачи. //Советская педагогика. 1973, № 2, с.58−65.
  85. Н.А. Применение знаний в учебной практике школьников. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
  86. Н.В. Психолого-педагогические основы дидактики математики. Минск: Вышейшая школа, 1977.
  87. Методические рекомендации по изучению теоретико-числовых вопросов в курсе «Алгебра и теория чисел». Сост. Г. Г. Хамов. JL: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1985.
  88. Ш. Х. Теоретико-числовые вопросы в школьном курсе математики. Дис. канд. пед. наук. T.l. -М., 1968.
  89. Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. М.: Педагогика, 1973.
  90. В.Н. Аксиоматический метод //Вопросы преподавания математики в средней школе, ред. П. В. Стратилатов, М.: Учпедгиз, 1961.
  91. Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание, 1979.
  92. В.А. Научные принципы отбора основного содержания обучения математике в средней школе. Дисс. д-ра пед. наук. Ереван, 1984.
  93. Оре О. Приглашение в теорию чисел. /Пер. с англ. М.: Наука, 1980.
  94. А.Е. Дидактические основы построения и организации системы самостоятельных работ, направленной на развитие творческих способностей учащихся. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Челябинск, 2000.
  95. Педагогика. /Под ред. Пидкасистого И. И. М.: Роспедагенство, 1996.
  96. М. и др. Чему же мы учим?: Проблемы содержания образования в авторской школе. //Первое сент. -1996. -30 апр. (№ 49).
  97. В.Л. Формирование исследовательских умений учащихся при изучении функций в курсе алгебры восьмилетней школы: Дисс.. канд. пед. наук.-СПб., 1987.
  98. А.В. Возрастная и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1973.
  99. Планирование учебного материала для IX класса с углубленным изучением математики. Методические рекомендации. М., 1981.
  100. Планирование учебного материала для VII класса с углубленным изучением математики. Методические рекомендации. М., 1988.
  101. Планирование учебного материала для X класса с углубленным изучением математики. Методические рекомендации. М., 1981.
  102. Подготовка будущего учителя к работе в классах с углубленным изучением математики. Тезисы докладов XVII Всероссийского семинара преподавателей математики университетов и пед. вузов. 12−15 октября 1998 г.-Калуга, 1998.
  103. И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студентов пед. вузов: в 2 кн. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.
  104. Д. Как решать задачу /Пер. с англ. Пособие для учителей. М.: Учпедгиз, 1961.
  105. Д. Математическое открытие. Решение задач: основные понятия, изучение и преподавание. М.: Наука, 1976.
  106. Н.А. О теоретических основах воспитания познавательной самостоятельности школьников в обучении. Казань: Татар, кн. изд-во, 1968.
  107. Я.А. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. -М.: Просвещение, 1990.
  108. Я.А. Фазы творческого процесса //Исследование проблем психологии творчества. М.: Педагогика, 1983.
  109. М.В. О педагогических основах обучения математике. М.: гос.уч.-пед. изд-во Мин. проев. РСФСР, 1963.
  110. ИЗ. Прокофьев М. А. Проблемы дифференциации обучения. //Проблемы дифференциации и индивидуализации обучения в советской школе. -М., 1987, с.3−14.
  111. Т.Б. Формирование исследовательских умений и навыков учащихся неполной средней школы при изучении курса геометрии. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1998.
  112. Развитие исследовательских умений учителей математики. (Методические рекомендации). Сост. Горбунова Л. Л. М.: НИИ образования взрослых АПН СССР, 1986.
  113. Развитие творческой активности школьников. /Под ред. А. М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1991.
  114. В.Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике. М.: Просвещение, 1975.
  115. С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во АН СССР, 1958.
  116. В.И. Некоторые методические и методологические аспекты углубленного изучения математике в 9−11 классах. Учебное пособие -Кемерово, 1998.
  117. Ю.В. Формирование научного стиля мышления учащихся в процессе обучения. Учебной пособие. М.: МГПИ, 1985.
  118. Содержание и методы обучения математике в школе и вузе на рубеже столетий: исторический и методологический аспекты. Тезисы докладов XVIII Всероссийского семинара преподавателей математики университетов и пед. вузов. 4−6 октября 1999 г. Брянск, 1999.
  119. У. Прелюдия к математике. /Пер. с англ. М.: Просвещение, 1972.
  120. В.Г. Классические диофантовы уравнения от двух неизвестных. М.:Наука, 1982.
  121. H.JI. Проблема развития исследовательских умений учащихся с позиции метаметодического подхода. //Научный журнал изд-я РГПУ им. А. И. Герцена псих.-пед. наук. 2(3) СПб., 2002, с. 167−176.
  122. В.А. Об умственном воспитании. Киев: Радшкола, 1983.
  123. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1975.
  124. .М. Проблемы индивидуальных различий. //Избр. тр. в 2-х т. -т.2. -М.: Педагогика, 1985.
  125. В.А. Стратегия обучения математике. М.: Технологическая школа бизнеса, 1999.
  126. В.А. Теория делимости и ее приложения к школьному курсу математики. Учебное пособие. М.: МГПУ, 1997.
  127. Л.Н. Исследовательские технологии как важное средство обучения математике на современном этапе развития школы. Сб. науч тр.: Модернизация общего образования на рубеже веков, часть 2. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. С. 131−137.
  128. Тимофеева J1.H. Технология уроков математики, ориентированная на развитие исследовательских умений. Сб. науч. тр.: Обновление школьных технологий образования, СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. С. 82−85.
  129. Г. В. Формирование исследовательских умений в процессе решения математических задач. М.: Прометей, 1996.
  130. А.П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников. Учебное пособие. Д.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1989.
  131. А.В. Психолого-педагогические основы формирования у учащихся научных понятий: Учеб. пособие. Челябинск, 1979.
  132. Углубленное изучение математики в VIII-X классах. Сб. науч. трудов /Под ред. О. А. Боковнев и др.) М., 1976.
  133. З.А. Педагогические условия формирования исследовательских умений старшеклассников в научных обществах. (На материале истории). Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Казань, 1975.
  134. В.В. Состояние и перспективы факультативных занятий по математике. /В.В.Фирсов, О. А. Боковнев, С. И. Шварцбурд. М.: Просвещение, 1977.
  135. СЛ. Взаимовлияние познавательных умений и интересов учащихся. /Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся, (пост, дейст. респ. межвуз. тематич. сб. науч. тр.) вып 2, -Д., 1976.
  136. СЛ. К вопросу об исследовании познавательных умений и интересов учащихся. /Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся, (пост, дейст. респ. межвуз. тематич. сб. науч. тр.) вып 2. Л., 1976.
  137. Л.М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. М.: Педагогика, 1977.
  138. Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. М.: Просвещение, 1987.
  139. Р.А. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся (на материале математики). М.: Педагогика, 1979.
  140. Г. Г. Алгебра и теория чисел в школьной математике. Учебное пособие. Мурманск: МГПИ, 1991.
  141. Г. Г. Диофантовы уравнения второй степени с двумя переменными. Учебное пособие. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1988.
  142. Г. Г. Методическая система обучения алгебре и теории чисел. -СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1993.
  143. Г. Г. Элементы теории диофантовых уравнений в задачах и упражнениях. Учебное пособие. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1986.
  144. Г. Г. Элементы теории чисел и общей алгебры в математическом классе. Учебно-методическое пособие. Мурманск: МГПИ, 1995.
  145. А.В. Эвристическое обучение: теория, методология, практика. М.: Междунар. пед. Академия, 1988.
  146. М.В. Роль и место творческих задач при изучении элементов математического анализа. Дис.. канд. пед наук. М., 1994.
  147. М.В., Патронова Н. Н. Педагогический эксперимент и обработка его результатов. Методические разработки. Архангельск: Изд-во ПГУ им. М. В. Ломоносова, 1999.
  148. Л.Д. Развитие исследовательских умений учащихся средней школы. Дисс. канд. пед. наук. СПб., 1997.
  149. С.М. О сущности творческой деятельности. //Творческое мышление и научно-технический прогресс. Курган, 1971.
  150. Т.Н. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982.
  151. С.А. Обучение и научное познание. М.: Педагогика, 1981.
  152. С.И. О развитии интересов, склонностей и способностей учащихся к математике. //Математика в школе, 1964, № 6.
  153. В. Умственная одаренность. СПб.: Союз, 1999.
  154. B.C. Педагогика творчества учащихся. М.: Знание, 1988.
  155. В.Д. Деятельность и способности. М.: Изд-во корпорации «Логос», 1994.
  156. Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986.
  157. Г. И., Люблинская А. А. Организация и техника педагогического эксперимента //в кн. Теория и практика педагогического эксперимента. -М.: Педагогика, 1979.
  158. А.Ф. Психология решения задач. М.: Высшая школа, 1972.
  159. К.П. Исследовательский метод в школьном обучении. М.: Госиздат, 1929.
  160. И.С. Развивающее обучение. -М.: Педагогика, 1979.
  161. Е.А. Развитие творческого потенциала личности школьника. //Вопросы психологии. 1996. — № 3. — с.28−34.
  162. Eggen P.D. Kauchak D.P. Strategies for teachers: Teaching content and thinking skills. Englewood Cliffs, N. Y., 1988.
  163. Jouce В., Weil M. Models of teaching. /2-nd Englewood Cliffs. N. Y., 1980.
  164. Lewy A. Planning the school curriculum. Paris, 1977.
Заполнить форму текущей работой