Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Закон как источник конституционного права Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В современном конституционном праве России роль закона велика и обусловлена предметом этой отрасли права. Законы в конституционном праве отличаются особой политической направленностью, составляют фундамент и задают режим всей системы правового регулирования, обеспечивают взаимодействие и согласование всей системы источников различных отраслей права. В результате реализации законодательных норм… Читать ещё >

Содержание

  • ' Глава
  • I. Понятие и общая характеристика закона как источникаконституционного права Российской Федерации
  • 1. Понятие, сущность и роль закона как источника конституционногонрава
  • 2. Теоретические основы классификации законов в РоссийскойФедерации 44I',* Глава
  • II. Характеристика отдельных видов закона в Российской Федерации
  • 1. Понятие и специфика федеральных законов
  • 2. Федеральные конституционные законы 95ф § 3. Законы о поправках к Конституции Российской Федерации
  • 4. Законы субъектов Российской Федерации как источникиконституционного права
  • Глава.
    • III. Основные направления совершенствования реализации законов в* Российской Федерации
    • 1. Понятие и принципы реализации законов в Российской Федерации,
    • 2. Основные проблемы реализации законов в Российской Федерации
    • 3. Основные направления повышения эффективности реализации законов, в Российской Федерации

Закон как источник конституционного права Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Проводимая в Российской Федерации конституционная реформа в качестве необходимой составляющей включает обновление и развитие законодательства, как федерального, так и регионального уровней, что обусловливает интерес ко всем существующим формам объективизации правовых норм.

Ведущее положение отрасли конституционного права, призванной регулировать наиболее существенные отношения в сфере установления и реализации народовластия, предопределяет особый интерес к характеру ее источников, а сложившаяся в последние годы тенденция к преимущественному регламентированию конституционных отношений в форме закона, обусловливает значимость в целях обеспечения единства и стабильности отечественной системы законодательства, ее гармоничности, непротиворечивости, изучения и углубленного анализа именно такого нормативного акта как закон.

Активизация работы российского парламента, наблюдающийся рост законотворчества выдвигает на первый план проблему содержания и качества законов. Безусловно, решение этой проблемы зависит от эффективной надлежащей деятельности Федерального Собрания РФ, неукоснительного соблюдения им установленных правотворческих процедур, его взаимодействия с другими институтами власти. Однако не менее важно осуществлять законотворческую деятельность на основе четкой научно обоснованной конституционно-правовой концепции закона как основного нормативного правового акта Российской Федерации. Изменения в государственно-правовой и иных сферах общественной жизни оказывают прямое воздействие на подходы к пониманию закона как основного регулятора общественных отношений. Поскольку правовая система России базируется на закрепленном в ст. 2 Конституции РФ положении, что человек, его права и свободы провозглашаются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека гражданина — обязанность государства, закон должен быть ориентирован, прежде всего, на человека, на удовлетворение его материальных и духовных потребностей, на гуманизацию всего стиля жизни1.

Многообразие подходов к пониманию закона обусловлено тем, что в каждой правовой системе существует большое разнообразие форм или источников права, которые имеют различную значимость и выполняют разную регулятивную роль. Как отмечает Р. Давид, если в странах романо-германской правовой семьи «стремятся найти справедливые юридические решения, используя правовую технику, в основе которой находится Закон», то в странах, относящихся к семье общего права, «стремятся к тому же результату, основываясь в первую очередь на судебных решениях». По мнению западных исследователей-компаративистов, законы составляют «скелет» всей романо-германской правовой семьи, основу всего национального законодательства стран романо-германского права3.

И хотя в последнее время все чаще стали высказываться мнения о том, что закон перестал быть единственным выражением и воплощением права, и не только законодательство может рассматриваться в качестве источника права, нельзя отрицать очевидную близость России к романо-германской правовой семье. В свете подобных рассуждений закономерным выглядит внимание отечественных теоретиков права и конституционалистов к вопросам понятия и особенностей закона как основного источника конституционного права России. Для установления природы законы, его сущности, предмета регулирования, формы, функций, места и роли в механизме правового регулирования и в правовой системе государства, требуется комплексный подход, включающий лингвистическое и формальнологическое, философское и социологическое, психологическое и.

1 Систематизация законодательства Российской Федерации / Под ред. А. С. Пиголкина. -СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003. — С. 10.

2 Давид Р. Основные правовые системы современности / Пер. с фр. и вступ. ст. В. А. Туманова. -М.: Прогресс, 1988.-С. 121−122.

3 Pearson Ed. Law for European Business Studies. L., 1994. P. 24. историческое, и, конечно, юридическое обоснование рассматриваемого явления.

Необходима современная научная концепция, позволяющая определять и предвидеть динамику развития современного российского законодательства, соотношение его отраслей и подотраслей, позволяющая определить приоритетные законы на ближайшую перспективу, последовательность принятия законов, исходя из интересов граждан, государства, потребностей экономики, социальной и политической сфер.

Объект и предмет исследования определяются тематикой работы, ее целью и задачами.

Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, связанные с формированием и выражением норм российского конституционного права в такой форме права как закон, с определением места и роли закона в правовой системе Российской Федерации, выявлением оптимального предмета законодательного регулирования.

Предметом исследования выступают конституционно-правовые нормы, содержащиеся в нормативных правовых актах федерального уровня и уровня субъектов Федерации, регламентирующие деятельность законодательных (представительных) органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в сфере законотворчества, а также сущностные, содержательные, формально-юридические особенности закона как источника российского конституционного права, перспективы развития закона в этом качестве. Предметная направленность определяется выделением и изучением в рамках заявленной темы конституционно-правовых норм, содержащихся в федеральном и региональном законодательстве, правовых позиций Конституционного Суда РФ.

Степень разработанности темы. Сложное и многогранное явлениезакон — не является совершенно новой проблематикой для современного отечественного правоведения, поскольку проблема источников права (а закон является одним из них) привлекала внимание исследователей, рассматривающих это сложное и многогранное явление в общетеоретическом и отраслевом плане, как юридическую (правовую) и философскую категорию, с позиции «материальной социологии"4.

Проблемы системы источников права в целом и специфики отдельных источников права являлись предметом исследования в работах Н. Г. Александрова, С. С. Алексеева, С. Н. Братуся, В. М. Баранова, А. И. Васильева, И. В. Воронкова, В. Б. Исакова, Д. А. Керимова, С. Ф. Кечекьяна, В. Н. Кудрявцева, В. В. Лазарева, Н. И. Матузова, A.C. Пиголкина, C.B. Полениной, И. Н. Сенякина, В. Н. Синюкова, H.H. Разумовича и других.

В конституционном праве большой вклад в разработку данной проблематики внесли труды С. А. Авакьяна, М. В. Баглая, A.A. Белкина, Р. Ф. Васильева, Д. Л. Златопольского, Т. Д. Зражевской, Ф. И. Калинычева, М. Г. Кириченко, А. Н. Кокотова, Е. В. Колесникова, И. В. Котелевской, В. Ф. Котока, O.E. Кутафина, И. Н. Кузнецова, В. А. Лебедева, А. И. Лепешкина, Е. А. Лукьяновой, В. О. Лучина, В. В. Маклакова, О. О. Миронова, М. А. Митюкова, Л. А. Морозовой, Г. И. Муромцева, H.A. Михалевой, В. А. Пертцика, Б. А. Страшуна, Ю. А. Тихомирова, Б. Н. Топорнина, Н. П. Фарберова, И. Е. Фарбера, В. И. Чехариной, Б. С. Эбзеева, Ю. А. Юдина и других.

В то же время, ряд важных общетеоретических и конституционно-правовых аспектов проблемы понимания закона как источника права, несмотря на их первостепенную методологическую и политическую значимость, исследован недостаточно. Широкое обновление законодательства, создание новых государственных органов, их.

4 См., напр.: Архипов К. А. Закон в Советском государстве. М., 1926; Конфликт закона и правовая реформа: Материалы «круглого стола» // Государство и право. — 1997. — № 12- Конституция и закон: стабильность и динамизм / Отв. Ред. В. П. Казимирчук. — М., 1998; Котелевская И. В. Закон и подзаконный акт // Журнал российского права. — 2000. — № 2- Лукьянова Е. А. Закон как источник советского государственного права. М., 1988; Мицкевич A.B. Различие законов по их юридической силе. Учен. Зап. ВНИИ. М., 1967; Панибратов В. Н. Категория «закон». — М., 1982; Попков В. Д. Советский закон. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. — М., 1952; Разумович H.H. Источники и форма права // Советское государство и право. — 1988. -№ 3- Тихомиров Ю. А. Теория закона. — М., 1982; Цвик М. В. Советский закон. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. — Харьков, 1952. правотворчество, большой «удельный вес» среди принимаемых нормативных правовых актов такого их особого вида как закон требует усилить внимание к вопросам познания и идентификации закона, юридическим и материальным аспектам системы формальных регуляторов конституционного права как ведущей отрасли российского права.

Анализ актуальной проблемы познания закона как источника конституционного права России позволяет не только предметно уяснить крупные общетеоретические проблемы современного конституционного права, но и делает возможным по-иному взглянуть на ряд традиционных вопросов, таких как понятие и идентификация закона в системе источников права, определение предмета законодательного регулирования, виды законов в Российской Федерации, их специфика и критерии разграничения. При этом в исследовании сложного по структуре механизма реализации закона как источника права в Российской Федерации необходимо задействовать и традиционные подходы (анализ форм, способов реализации, конституционных правоотношений, т. е. собственно юридический аппарат), и изучение и анализ социальной практики, социальных факторов, общественных процессов.

Цель и задачи исследования

Основная цель диссертационной работы — общетеоретическое и конституционно-правовое исследование законов в Российской Федерации как источников конституционного права, выяснение их сущности, специфических признаков, разработка рекомендаций и предложений по разрешению существующих проблем в области определения пределов законодательного регулирования.

Исходя из целей, поставленных в работе, определены основные задачи: рассмотреть понятие и специфику закона как источника конституционного права Российской Федерациивыявить место закона в системе источников конституционного праваисследовать теоретические основы классификации законов в Российской Федерациипроанализировать отдельные виды законов в Российской Федерации, выявить их особенностирассмотреть проблемы реализации законаисследовать критерии повышения качества законовсформулировать и аргументировать предложения по совершенствованию действующего законодательства федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации, устанавливающего иерархию нормативных правовых актов и их соотношение.

Методологическую основу исследования составили современные методы познания, выявленные наукой и апробированные практикой: системный, диалектический, формально-логический, социологический, статистический, сравнительно-правовой, специально-юридический. Например, системный метод использовался при рассмотрении типологии законов, диалектический — способствовал показу связи социально-экономических отношений с предметом законодательного регулирования. Применение других методов позволило обобщить некоторые важные аспекты правовой действительности, изучить специфику закона и его взаимодействие с иными источниками права.

Теоретической основой исследования послужили труды представителей различных отраслей отечественного правоведения, в которых рассматривались относящиеся к теме работы вопросы теории права, источников конституционного права, правотворчества, федерализма. В работе над диссертацией автор опирался на современные достижения философии и политологии, что способствовало системному изучению внешних форм выражения конституционного права. Принимая во внимание необходимость учета зарубежного опыта, были привлечены работы отдельных зарубежных юристов, политологов и политиков.

Научная новизна исследования состоит в том, что настоящая работа представляет собой одну из первых попыток комплексного конституционно-правового исследования категории «закон в Российской Федерации», рассмотрения вопросов познания и идентификации закона в Российской Федерации как источника конституционного права на современном этапе.

Научная новизна исследования отражена в следующих положениях, выносимых на защиту:

1. Диссертант исходит из понимания закона как принимаемого парламентом или непосредственно народом путем референдума нормативного правового акта, регулирующего наиболее значимые общественные отношения, отражающего демократические ценности и являющегося инструментом государственного управления, имеющим общеобязательную силу.

2. В результате исследования общественных отношений, регламентированных законом, сделан вывод, что существует общий принцип определения предмета (сферы) законодательного регулирования: такое регулирование должно быть объективно востребованным и самодостаточным. Закон должен регулировать только те общественные отношения, которые не могут эффективно функционировать в иной правовой форме, т. е. не могут быть урегулированы средствами подзаконных нормативных правовых актов.

3. Конституционные положения, позволяющие определить предмет законодательного регулирования могут быть разделены на две группы — первую группу составляют положения, содержащие прямое указание на необходимость принятия закона по тем или иным вопросамко второй группе относятся положения, закрепляющие прямые запреты принимать законы (а, следовательно, и иные нормативные правовые акты) по каким-либо вопросам — например, умаляющие права и свободы человека.

4. Сделан вывод, что закрепление перечня вопросов, подлежащих регулированию законом, в специальном законе о нормативных правовых актах может стать решением проблемы только с формальной стороны, поскольку законодательное закрепление перечня вопросов, которые могут быть предметом регламентирования закона — это, по сути, не нивелирование субъективного фактора разграничения предмета регулирования закона и предмета регулирования подзаконного акта, а возведение этого фактора с помощью позитивного права в ранг общего правила.

5. Обязательной составляющей процесса подготовки проекта законодательного акта является создание концепции будущего закона, которая должна включать предметную составляющую — правила определения предмета законодательного регулированияпрогностическую составляющую — учитывать экономические, социальные, политические последствия принятия законасистемную составляющую — учитывать те изменения, которые повлечет принятие закона в системе правадинамическую составляющую — определять действие закона во времени, в пространстве, по кругу лиц. Концепция будущего закона должна базироваться на четкой конституционно-правовой концепции закона в целом — содержание закона должно соответствовать объективным потребностям времени, экономическим условиям, учитывать национальный менталитет и особенности правоприменения. Речь идет о том, чтобы, принимая закон, отразить в этом акте не только внешние атрибутивные его качества как нормативного правового акта, но и его сущностную содержательную сторону как основного нормативного регулятора наиболее значимых, типичных, устойчивых общественных отношений.

6. В тексте Конституции РФ термин «федеральный закон» используется как в узком значении, когда Конституция РФ (например, в ч. 4 ст. 81) подразумевает только собственно федеральные законы, так и в широком значении, когда в ряде статей (например, в ст. 125), Конституция РФ, употребляя термин «федеральный закон» подразумевает и федеральные, и федеральные конституционные законы, что вызывает необходимость системного толкования конституционных положений. Косвенное нормативное закрепление толкования различных значений термина «федеральный закон», дающих представление об особенностях употребления этой категории в конституционном тексте, можно обнаружить в ряде актов Конституционного Суда Российской Федерации. Поскольку прямого четкого разграничения случаев употребления терминов «федеральный конституционный закон» и «федеральный закон» в ряде статей Конституции РФ нет, представляется целесообразным дать официальное толкование соответствующих положений Конституции РФ, устраняющее возможность их различной интерпретации.

7. При определении предмета регулирования федерального конституционного закона содержательные, сущностные критерии, которые используются при определении предмета регулирования федерального закона, а именно — такие признаки отношений, подлежащих регулированию как типичность, устойчивость, наибольшая значимость — дополняется еще одним формальным критерием — закреплением перечня вопросов, подлежащих регулированию федеральным конституционным законом, в тексте Конституции РФ.

8. По юридической силе и месту в правовой системе закон о поправках к Конституции РФ — самостоятельный акт, который не является аналогом федерального конституционного закона и отличается от него, во-первых, по формальным признакам — более сложной процедуре принятияи, во-вторых, по сущностным (содержательным) признакам — основное предназначение такого акта — изменение конституционного текста, в то время как федеральный конституционный закон не может содержать положений, противоречащих Конституции РФ.

9. Решение существующей на сегодняшний день проблемы стабилизации закона складывается из таких составляющих как: обеспечение принципа верховенства закона, обеспечение принципа разумной достаточности закона, а также оптимального определения предмета законодательного регулирования.

Ю.Проблема коллизионности и противоречивости российского законодательства должна решаться с использованием целостного механизма, включающего в себя различные способы и средства разрешения и устранения коллизий. К способам устранения и разрешения коллизий законов могут быть отнесены: признание нормативных актов не соответствующими Конституции РФ Конституционным Судом РФпризнание нормативных актов не соответствующими конституции (уставу) конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерацииповышение качества нормотворчества как один из наиболее эффективных способов устранения коллизийзакрепление в законодательстве коллизионных норм, основным предназначением которых является установление общих правил того, какой нормативный правовой акт надлежит применять при обнаружившейся коллизиитолкование законов как деятельность по выявлению воли законодателя, уяснению и разъяснению смысла правовых нормреализация государственными органами своих полномочий в сфере разрешения и устранения коллизий.

Научно-практическое значение исследования заключается в том, что положения, изложенные в представленной на защиту работе, содержат новые подходы в исследовании теоретических основ понятия и сущности закона как источника конституционного права Российской Федерации. Сделанные выводы и рекомендации могут быть применены в практической деятельности по совершенствованию правового регулирования порядка разработки и принятия законов в Российской Федерации как на общефедеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Выводы и предложения могут найти применение в научной и педагогической работе в процессе преподавания курса конституционного права, при подготовке программ, методических рекомендаций, учебных пособий.

Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена на кафедре теории государства и права и конституционного права Челябинского государственного университета, где произведено ее рецензирование и обсуждение. Отдельные положения и выводы диссертации нашли отражение в опубликованных работах. Ряд выводов научного исследования обсуждались на научно-практических конференциях, некоторые вопросы освещены в процессе преподавания курса конституционного права Российской Федерации.

Заключение

.

На современном этапе развития российской государственности прослеживаются тенденции изменения системы источников конституционного права Российской Федерации, которые выражаются как в появлении новых источников, таких, например, как решения Конституционного Суда Российской Федерации, так и в изменении подходов к пониманию сущности традиционных источников права. Российское общество заинтересовано в построении сильной эффективной государственной власти, преодолении разобщенности государственных структур, повышении профессионализма и ответственности власти, что будет способствовать наиболее полной реализации интересов человека и гражданина как на уровне общефедеральном, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Значительная роль в этом процессе принадлежит закону как основному источнику права России, призванному выражать публичный интерес, волю большинства граждан, идеи национального и гражданского согласия. К особенностям закона, отличающим его от других форм нормативных правовых актов, следует отнести их устойчивость, стабильность и относительную неизменность. Законом закрепляются принципиальные, основополагающие, устойчивые отношения, свойственные данному строю, обществу в относительно длительный, обозримый период его существования.

В современном конституционном праве России роль закона велика и обусловлена предметом этой отрасли права. Законы в конституционном праве отличаются особой политической направленностью, составляют фундамент и задают режим всей системы правового регулирования, обеспечивают взаимодействие и согласование всей системы источников различных отраслей права. В результате реализации законодательных норм создается общественно-политическая стабильность, укрепляется единство государства и правовой системы. И если федеральный закон известен не только конституционному праву, но и иным отраслям права, то в такой форме акта как федеральный конституционный закон заложен потенциал фактора интеграции законодательства и правовой системы, а также потенциал ориентира в законотворческой деятельности органов государственной власти, как федерального уровня, так и уровня субъектов Федерации. При этом в результате исследования сделан вывод, что при определении предмета регулирования федерального конституционного закона содержательные, сущностные критерии, которые используются при определении предмета регулирования федерального закона, а именно — такие признаки отношений, подлежащих регулированию как типичность, устойчивость, наибольшая значимость — дополняется еще одним формальным критерием — закреплением перечня вопросов, подлежащих регулированию федеральным конституционным законом, в тексте Конституции РФ.

Исследование сущности и предназначения законов о поправке к Конституции РФ отмечено, что при подготовке и рассмотрении поправок к Конституции необходимо всесторонне анализировать факторы, которые пробуждают к их внесению: крупные социально-экономические, политические изменения в стране, появление новых общественных отношений, политические программы и позиции партий и других социальных сил, слабость действия конституционных институтов, недостатки конституционного текста. Приступая к корректировке конституционных положений, целесообразно готовить поправки в конституционные нормы о полномочиях и взаимоотношениях федеральных органов государственной власти, о чем достаточно говорится и пишется. В перспективе также надо рассматривать возможность совершенствования норм Конституции о порядке разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами, о механизме укрепления единой российской государственности, о местном самоуправлении, о механизме участия России в международных отношениях, о гарантиях прав и свобод, и защиты законных интересов. Конституционные поправки следует рассматривать системно, стремясь с их помощью к преодолению пробелов и противоречий между нормами Конституции, развитию процедур их реализации, обеспечение связи между изменяемыми и сохраняемыми статьями и главами Конституции.

Проблемы законотворчества в субъектах РФ обусловлены в значительной мере сложностью и противоречивостью преобразовательных процессов в обществе и в государстве, нечеткое разграничение полномочия между Российской Федерацией и субъектами РФ, конфликтом между законодательной и исполнительной властью, недостатком опыта законотворческой деятельности в субъектах РФ. Обеспечение целостности российского законодательства требует соблюдения конституционно закрепленных принципов государственного устройства России: единства и неделимости государственного суверенитета, верховенства Конституции РФ и федеральных законов, целостности и неприкосновенности территории страны.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Российской Федерации.- 1998.-№ 2.-Ст. 224. 1999. № 16. Ст. 1933.
  2. О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ (с изм. и доп. от 8 февраля, 15 декабря 2001 г.) // Собр. законодательства Российской Федерации. 1994. -№ 13. — Ст. 1447.
  3. Закон РСФСР «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР» // ВВС РСФСР. 1990. -№ 21. — Ст. 237, 238.
  4. По делу о проверке конституционности п. 5 ч. 2 ст. 371, ч. 3 ст. 374 и п. 4 ч. 2 ст. 384 УПК РСФСР в связи с жалобами граждан K.M.
  5. , В.С. Лалуева, Ю.В. Лукашова и И. П. Серебренникова: Постановление Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1996 г.
  6. О проверке конституционности ряда положений Устава — Основного закона Читинской области: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 1 февраля 1996 г. № 3-П // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996.-№ 7. — Ст. 700.
  7. О нормативных правовых актах Челябинской области: Закон Челябинской области от 30 мая 2002 г. № 87−30 (с изм. от 29 января 2004 г.) // Ведомости Законодательного Собрания Челябинской области. -2002. -№ 6. С. 26−36.
  8. С. А. Конституционное законодательство субъектов РФ: проблемы совершенствования и использования в преподавании // Конституционное законодательство субъектов РФ: проблемы совершенствования и использования в преподавании. — М., 1999.
  9. С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность.
  10. С. С. Азбука закона. Свердловск. 1982.
  11. С.С. Общая теория социалистического права Свердловск, 1966. Вып. 3.
  12. С.С. Общая теория права. Курс в двух томах. М., 1982. -Т. II.
  13. С.С. Право: опыт комплексного исследования. М., 1999.
  14. С.С. Проблемы теории государства и права: Учеб. / Под ред. С. С. Алексеева. М.: Юрид. лит., 1987.
  15. Аналитическая информация о порядке подготовки и принятия законов / Отв. ред. Ю. А. Тихомиров. М., 2000.
  16. О. В. Обеспечение единства законодательной системы Российской Федерации: Дис. .канд. юрид. наук. Челябинск, 2003.
  17. О. В. Способы обеспечения единства законодательной системы России // Проблемы права. 2004. — № 2. — С. 69−77.
  18. К.А. Закон в Советском государстве. -М., 1926.
  19. В. К. Правотворчество // Общая теория права / Под ред. В. К. Бабаева.-Н. Новгород, 1993.
  20. С. Н. Этапы и черты российской конституционного строительства / Интеграция и опыт правовых преобразований в условиях вызова мировому правопорядку: Сб. материалов Междунар. научно-практ. конферен. М., 2003.
  21. М. В. Конституционализм и политическая система в современной России // Журнал российского права. 2003. — № 11. -С. 11−19.
  22. М. В. Конституционное право Российской Федерации. — М., 2001.
  23. М.И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). Саратов, 2001.
  24. И. С. Некоторые вопросы классификации региональных нормативных правовых актов (на примере Краснодарского края) // Источники (формы) права: вопросы теории и истории. Материалы Всероссийской научной конференции. Сочи, 2002. — С. 121−124.
  25. A.A., Солдатов С. А. Конституционное право России. Т. 1. -М., 2001.
  26. Бержель Жан-Луи. Общая теория права. -М., 2000.
  27. О. Ю. Вопросы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в сфере защиты прав и интересов детей // Современное право. 2005. — № 3. — С. 33−39.
  28. Н. А. Реформа власти и перспективы развития авторитарных элементов российской Конституции // Конституционное и муниципальное право. 2005. -№ 1. — С. 9−12.
  29. Н.С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия: защита прав человека Конституционным Судом Российской Федерации. -М.: ЗАО Юстицинформ, 2005.
  30. Н. С., Капранова Ю. В. Конституционное измерение равноправия граждан Российской Федерации. Ростов н/Д, 2002.
  31. Г. А. Освоение потенциала Конституции РФ: проблемы и перспективы // Научные труды. Вып. 2. М., 2002. — С. 196−197.
  32. A.M. О классификации актов Верховного Совета СССР // Советское государство и право. -1953. -№ 8. С. 14−19.
  33. В. Конституция: изменять или «преобразовывать»? Содержание Основного закона подвергается тихой и юридически весьма спорной трансформации // Независимая газета. 2003 г. 9 сентября.
  34. JI. Н. О взаимодействии Совета Федерации и Правительства Российской Федерации по реализации планов законотворческой деятельности и организации совместной разработки законопроектов // Журнал российского права. 2003. — № 2.-С. 103−107.
  35. Т. Разрешение правовых коллизий между Федерацией и субъектами Федераций // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. -2002. -№ 1.-С. 100−105.
  36. А.Б. Теория государства и права. -М., 2000.
  37. H.A. Коллизионные нормы в советском праве. Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1998.
  38. Государственное право Российской Федерации. Курс лекций / Под ред. O.E. Кутафина.-Т. 1.-М., 1993.
  39. В.И. Действие права (Методологический аспект),-М., 1992.
  40. В.И. Механизм обеспечения реализации закона в современных условиях//Государство и право.-1991.-№ 12.-С. 8−12.
  41. Ю. А. Проблемы совершенствования законотворчества в Российской Федерации // Журнал российского права. 2004. — № 6. -С. 23−29.
  42. В. В. Теоретико-правовые проблемы конституционного и уставного законодательства субъектов Российской Федерации. М., 2000.
  43. Р. Основные правовые системы современности / Пер. с фр. и вступ. ст. В. А. Туманова. М.: Прогресс, 1988.
  44. Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1996.
  45. В.В. Коллизии правовых актов и механизм их разрешения (теоретико-правовой аспект). Автореф. дис.. канд. юрид. наук. -СПб., 2004.
  46. А.И. Теория государства и права.-М., 1948.
  47. Н. М. Новый российский федерализм и конституционная реформа как неизбежность перемен // Журнал российского права. -2004.-№ 3.-С. 9−15.
  48. Драма российского закона / Отв. Ред. В. П. Казимирчук. -М., 1996.
  49. С.Г. О критериях классификации советских законов // Вопросы государства и права / Отв. ред. И. С. Тишкевич. Минск, 1969.
  50. И. Г. Система правовых актов субъектов Российской Федерации. Т. 1. М., 2001.
  51. И.Я. О понятии механизма реализации нормативных правовых актов / Механизм реализации нормативных правовых актов:
  52. Сб. науч. тр.-Челябинск. 1995.
  53. И. Я. Применение норм советского права. Свердловск. 1973.
  54. В. От подготовки законов к их эффективной реализации // Российская юстиция. 2002. — № 9. — С. 9−12.
  55. Г. Общее учение о государстве. СПб., 1908.
  56. Ю.П. Государственное право социалистических стран. -Волгоград, 1978.
  57. С. А. Некоторые проблемы видов эффективности норм права // Журнал российского права. 2004. — № 2. — С. 29−32.
  58. М. К вопросу о правовом иммунитете членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ // Уголовное право. 2000. — № 1. — С. 85−89
  59. Законодательство в Российской Федерации / Отв. ред. Д. С. Пиголкин, М., 2000.
  60. Законы области как субъекта Российской Федерации. Воронеж. 1996.
  61. Т. В. О законодательной деятельности федеральных органов исполнительной власти // Журнал российского права. 1997. — № 12. -С. 26−33.
  62. С. Л. Источники права. М., 1981.
  63. С.Л. Конституция СССР в системе советского законодательства // Советское государство и право. -1978. -№ 6. С. 8−12.
  64. А.В. Конституционное право России: проблемы теории и практики.-М-СПб., 2000.
  65. Д. Л. Некоторые особенности правовой природыоснов законодательства Союза ССР и союзных республик // Советское государство и право. 1977. — № 2. — С. 41—42.
  66. В. Д. Об угрозах конституционному строю в XXI веке и необходимости проведения правовой реформы в России // Журнал российского права. 2004. -№ 6. — С. 7−13.
  67. В. Д. Прецедентный характер решений Конституционного Суда Российской Федерации // Журнал российского права. 2004. -№ 12.-С. 3−9.
  68. Т. Д. Правоответственность субъектов РФ // Государство и право. 1997.- № 1.- С. 12−17.
  69. С. А. Соотношение закона и подзаконного нормативного правого акта Российской Федерации. М., 2002.
  70. С. А. Основные аспекты соотношения закона и подзаконного нормативного правого акта // Государство и право. 2004. — № 8. — С. 23−29.
  71. Иногамова-Хегай JT.B. Конкуренция уголовных норм при квалификации преступлений. -М., 2002.
  72. В. Б. Современные информационные технологии в законотворчестве // Законотворческая техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование / Под ред. В. М. Баранова. -Нижний Новгород, 2001. Том I.
  73. И.Ф., Поленина C.B. «Закон и законах»: проблемы издания и содержания // Советское государство и право. 1988. -№ 12. — С. 2−6.
  74. С. А. Источники конституционного права Российской Федерации. Автореферат на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Ростов — н/Д., 1998.
  75. M. Н. Институт совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации: необходимы серьезные изменения // Журнал российского права. -2001. -№ 9.-С. 37−42.
  76. Д.А. Проблемы общей теории государства и права. -М., 2000.
  77. Д.А. Философские проблемы права. -М., 1997.
  78. В. В. Совершенствование федерализма как принцип конституционных преобразований // Проблемы права. -2004. -№ 3. -С. 49−53.
  79. М. Г. Конституционное законодательство // Проблемы совершенствования советского законодательства. М., 1977.
  80. А. И. О некоторых аспектах качества регионального закона // Государство и право. 2000. — № 6. — С. 78−84.
  81. А. Н. Федеральный законодательный процесс: понятие и структура // Правоведение. 2001.- № 1.-С. 58−63.
  82. А. Н., Кукушкин М. И. Конституционное право России. М., 2003.
  83. Е. В. Закон как основной источник конституционного права Российской Федерации // Личность и власть (конституционные вопросы) Межвузовский сборник научных трудов. Ростов — н/Д., 1995.
  84. Е.В. Источники российского конституционного права: вопросы теории и методологии. Дисс.. докт. юрид. наук. Саратов. 2000.
  85. Е. В. Конституционный принцип верховенства федерального закона в России // Вестник Саратовской государственной академии права. 1998. -№ З.-С. 67−76.
  86. Е.И. Конституционное (государственное) право России. Курс лекций. -М., 1999.
  87. Комментарий к постановлениям Конституционного суда Российской Федерации / Отв. ред. Б. С. Эбзеев: В 2 т. М., 2001. — Т. 1: Государственная власть. Местное самоуправление.
  88. А. А. Разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами: современные проблемы и практика законодательного регулирования // Конституционное имуниципальное право. 2005. — № 1. — С. 33−37.
  89. Конституционное законодательство России / Под общ. ред. Ю. А. Тихомирова. -М., 1999.
  90. Конституционное право в Российской Федерации: курс лекций: В 9 тт. Т. 1. Основы теории конституционного права / М. П. Авдеенкова, Ю. А. Дмитриев. -М.: Издательство «Весь Мир», 2005.
  91. Конституционное право: Энцикл. слов. / Отв. ред. и рук. автор, коллектива С. А. Авакьян. М.: НОРМА, 2001.
  92. Конституция, закон, подзаконный акт // Труды института законодательства и сравнительного исследования РФ / Отв. редактор Ю. А. Тихомиров. М., 1993.
  93. Конституция и закон: стабильность и динамизм / Отв. Ред. В. П. Казимирчук. М., 1998.
  94. Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Отв. ред. В. А. Четвернин М., 1997.
  95. Конституция Российской Федерации: Энциклопед. словарь / Под ред. В. А. Туманова. -М., 1997.
  96. Конфликт закона и правовая реформа: Материалы «круглого стола» // Государство и право. 1997. -№ 8.
  97. И. А. Конституционное право РФ.-М., 2003.
  98. Координация правотворчества в Российской Федерации. М., 1996.
  99. И. Н., Огнева И. А. Конституционно-правовой статус органов государственной власти в Российской Федерации // Современное право. -2005. -№ З.-С. 18−20.
  100. ПЗ.Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. (По изданию 1908 г.). -СПб., 2003.
  101. И. В. Закон и подзаконный акт // Журнал российского права. 2000. — № 2. — С. 5−12.
  102. И. В. Конституционные законы и законодательный процесс. // Вестник межпарламентской ассамблеи. 1995. -№ 1. — С.27.28.
  103. С.А. Власть и право. Проблема правового государства. -М., 1915.
  104. Е. В. Особенности порядка принятия федеральных конституционных законов // Государство и право. 1995. -№ 12. — С. 7−8.
  105. В.Н. Общая теория квалификации преступлений. М., 1999.
  106. В. Н., Никитинский В. И., Самощенко И. С., Глазырин В. В. Эффективность правовых норм. М., 1980.
  107. И.Н. О способах конституционного регулирования общественных отношений в социалистических странах. В кн.: Проблемы совершенствования советского законодательства. ВНИИСЗ. Труды. Т. 6.-М., 1976.
  108. Курс советского государственного права / Под ред. А. И. Лепешкина. -М., 1962.-Т. 2.
  109. О. Е. Источники конституционного права Российской Федерации. М., 2002.
  110. O.E. Предмет конституционного права. М., 2001.
  111. В.А. Проблемы организации и деятельности законодательной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации М., 2000.
  112. В. А., Анциферова О. В. Законодательная система России: понятие и структура // Проблемы права. -2004. -№ 2. С. 27−31.
  113. О. Э. Сущность права. М., 2002.
  114. Р. 3. Теория права. М., 1994.
  115. Е. А. Государственность и конституционное законодательство России. Автореф. дисс.. докт. юрид. наук. М., 2003.
  116. Е.А. Закон как источник советского государственногоправа.-М., 1988.
  117. Е.А. Российская государственность и конституционное законодательство в России (1917−1993). -М., 2000.
  118. В.О. Конституционные нормы и правоотношения. М., 1997.
  119. В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М., 2002.
  120. Н. С. Закон и законность // Советское государство и право. -1973.-№ 5.-С. 22−25.
  121. М. Н. Источники права: учебное пособие. М., 2005.
  122. Н. И. Общая концепция и основные приоритеты российской правовой политики // Правовая политика и правовая жизнь. — 2000. -№ 3. С. 27−43.
  123. Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987.
  124. О. О., Шафир М. А. Конституции СССР и конституционные законы // Государственно-правовые реалии Советской Конституции. Межвуз. сб. научн. трудов. Свердловск. 1987.
  125. М. А. О преобразовании Конституции РФ / Конституционное развитие России: Межвузовский сб. науч. статей. -Саратов. 2003.
  126. М.А., Барнашов А. М. Очерки конституционного правосудия (сравнительно-правовое исследование законодательства и судебной практики). Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999.
  127. H.A. Социалистическая конституция (проблемы теории). М., 1981.
  128. A.B. Акты высших органов Советского государства. М., 1967.
  129. A.B. Различие законов по их юридической силе. Учен. Зап. ВНИИ. -М., 1967.
  130. П.Г., Миронов Н. В. О юридической природе актов, издаваемых высшими исполнительными и распорядительными органами государственной власти СССР, союзных и автономных республик // Советское государство и право. 1957. -№ 8. — С. 21−24.
  131. Ш. Избранные произведения. М., 1995.
  132. JI. А. Конституционные законы в советской правовой системе // Советское государство и право. -1982. -№ 10.-С. 23−31.
  133. В. А. Закон и актуальное право в правовых системах стран Древнего мира. Екатеринбург. 1996.
  134. Ф. Р. Теоретические основы развития аграрного законодательства субъектов Российской Федерации. Уфа, 2000.
  135. Научные основы советского правотворчества / Под ред. P.O. Халфиной. М., 1981.
  136. С.И. Федеральные и региональные средства и способы преодоления юридических коллизий публично-правового характера // Государство и право. -2001. -№ 4. С. 5−7.
  137. B.C. Общая теория права и государства. -М., 1999.
  138. Нормы советского права / Под ред. М. И. Байтина, В. К. Бабаева. -Саратов, 1987.
  139. Общая теория государства и права: Академический курс. Т 2. Теория права / Под ред. М. Н. Марченко. М., 1988.155.0сновин B.C. Нормы советского государственного права. -М., 1963.
  140. П. В. Правовая оценка эффективности деятельности законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации: Дис.. канд. юрид. наук. -Челябинск. 2004.
  141. P.C. Законодательство о местных Советах депутатов трудящихся.-Харьков, 1975.
  142. В.Н. Категория «закон». -М., 1982.
  143. Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. Т. 1.-СП6., 1907.
  144. Г. И. Источники советского административного права // Правоведение. -1958. -№ 4. -С. 36−39.
  145. Е. А. Система источников современного американского права: Дис. канд. юрид. наук. СПб., 2004.
  146. A.C. Подготовка проектов нормативных актов. М., 1968.
  147. A.C., Рахманина Т. Н. Демократические основы создания нормативных актов // Советское государство и право. 1998. -№ 11.-С. 10−18.
  148. С. В. Теоретические проблемы советского законодательства.-М., 1979.
  149. C.B., Сильченко Н. В. Научные основы типологии нормативно-правовых актов в СССР. -М., 1987. -С. 3−23.
  150. В.Д. Советский закон. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. -М., 1952.
  151. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (О положении в стране и основы внутренней и внешней политики государства). М., 2001.
  152. Правовая реформа: концепция развития российского законодательства. М., 1995.
  153. Правовые акты. Учебно-практическое и справочное пособие / Ю. А. Тихомиров, И. В. Котелевская. М., 1999.
  154. Проблемы правотворчества субъектов Российской Федерации / Отв. ред. А. С. Пиголкин. М., 1998.
  155. О. А. Воспроизведение нормативных предписаний как способ формирования советского законодательства: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Свердловск, 1988.
  156. H.H. Источники и форма права // Советское государство и право. 1988. № 3−9.
  157. Т. Н. Закон как высшая форма кодификации // Проблемы совершенствования советского законодательства. Труды ВНИИСЗ. Вып. 37. 1987.
  158. Региональное законотворчество: от количества к качеству // Государство и право. -1999. -№ 10. С. 115−119.
  159. Ю.С. Реализация норм советского права. Казань, 1989.
  160. Л.П. Принципы и методы типологии государства и права. -Саратов, 1984.
  161. Российская Федерация и ее субъекты: проблемы укрепления государственности / Отв. ред. С. В. Поленина. Саранск, 2003.
  162. Российское законодательство: проблемы и перспективы развития. -М., 1995.
  163. Российская Федерация и ее субъекты: проблема укрепления государственности / Отв. ред. С. В. Поленина. Саранск. 2003.
  164. A.B. Россия унитарная Федерация: парадокс или реальность? // Правоведение. -2001. -№ 2. — С. 66−69.
  165. И.С. Непосредственное действие Конституции // Советское государство и право. -1981. -№ 3. -С. 27−32.
  166. В.Н. Российская правовая система. Саратов, 1994.
  167. Система советского законодательства. М., 1980.
  168. Систематизация законодательства Российской Федерации / Под ред. A.C. Пиголкина. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003.
  169. Систематизация хозяйственного законодательства. М., 1971.
  170. H.H. Конституционно-правовые основы деятельности Администрации Президента Российской Федерации. Автореф. Дисс.. канд. юрид. наук. Челябинск, 2005.
  171. . Закон и его толкование. -М., 1986.
  172. И.А. Коллизии конституционного законодательства на уровне субъектов Российской Федерации. Воронеж: Изд-во Воронеж. Гос. Ун-та, 2004.
  173. Страшун Б. А, Проблемы реализации новой Конституции Российской Федерации // Право и жизнь. 1994. -№ 5. — С. 7−11.
  174. . Закона и его толкование. -М., 1986.
  175. В.Г., Казанчев Ю. Д. Государственное (конституционное) право Российской Федерации. -М., 1995.
  176. Е.В. Технико-юридические критерии качества закона // Проблемы юридической техники: Сборник статей / Под ред. В. М. Баранова. Нижний Новгород, 2000.
  177. Теоретические вопросы систематизации советского законодательства / Под ред. С. Н. Братуся, И. С. Самощенко. М., 1962.
  178. Теоретические проблемы системы советского законодательства. — М., 1979.
  179. Теория государства и права / Под ред. В. М. Корельского, В. Д. Перевалова.
  180. Теория государства и права / Под ред. А. И. Денисова. М., 1972.
  181. Теория государства и права / Отв. ред. Н. Г. Александров. М., 1974.
  182. Теория государства и права: Учебное пособие / Под ред. В. К. Бабаева.-М, 1999.
  183. Л.Б. Системные связи правовой действительности: методология и теория. СПб., 1991.
  184. Ю.А. Закон в системе нормативных актов / Проблемы законотворчества в РФ. Труды ИЗСП. Вып. 53. -М., 1993.
  185. Ю.А. Региональное законодательство: от количества к качеству // Государство и право. -1997. — № 10. — С. 110−117.
  186. Ю.А. Теория закона. -М., 1982.
  187. Ю.А. Юридическая коллизия. -М., 1994.
  188. Ю. А., Зражевская Т. Д. Правотворчество области как субъекта Российской Федерации // Государство и право. 1997. — № 1. -С. 9−15-
  189. Ю.А., Талапина Э. В. Введение в российское право. М., 2003.
  190. Ю.А., Юртаева Е. А. Кодекс в системе законодательных и иных правовых актов // Журнал российского права. 1997. -№ 4. — С. 8−9.
  191. С.Г. Конкретизация норм закона и его судебное толкование: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. -М., 1973.
  192. E.H. Энциклопедия права (Издано по запискам студентов. Киев, 1906).-СПб., 1908.
  193. В.И. Сложноустроенные субъекты Российской Федерации в системе федеративных отношений: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Тюмень, 1999.
  194. И.А. Совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов как предмет конституционного регулирования. // Журнал российского права. 1999. -№ 11. -С.27−32.
  195. Уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации. М.: Известия, 1995−1996. Вып. 1−2.
  196. А.Ф. Форма советского права. -М., 1968.
  197. М.Р. О предмете закона как источника государственного права социалистических стран // Правоведение. 1972. -№ 2. — С. 3444.
  198. И.И. Взаимодействие Правительства РФ и парламента России в законотворческом процессе // Конституционное и муниципальное право. 2004. -№ 4. — С. 9−18.
  199. И.И. Совершенствование законодательства субъектов Российской Федерации в связи с реформой федеративных отношений и местного самоуправления // Журнал российского права. 2004. — № 9.-С. 3−10.
  200. Федеральное конституционное право: Основные источники / Сост. Б. Н. Страшун. -М., 1996.
  201. Французская республика: Конституция и законодательные акты. -М., 1989.
  202. Т.Я. Реформирование Конституции РФ: возможность и необходимость // Журнал российского права. 2003. — № 11. — С. 2032.
  203. Т.Я. Российская Конституция и эволюция федеративных отношений // Государство и право. 2004. -№ 8. — С. 5−13.
  204. М.В. Советский закон. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. -Харьков, 1952.
  205. А.Ф. Системность норм права // Сборник научных трудов. -Свердловск, 1970. Вып. 12.
  206. В.А. О принципах разделения государственной власти между Российской Федерацией и ее субъектами // Журнал российского права. 2003. — № 9. — С. 33−39.
  207. Г. Т. Критерии разграничения законов и других нормативных актов // Конституция, закон, подзаконный акт. М., 1994.
  208. Е.С. Планирование правотворческой деятельности в Законодательном собрании Челябинской области // Южно-уральский юридический вестник. 2005. — № 2(40). — С. 5−13.
  209. В.Е. Предметы ведения Федерации и ее субъектов: разграничение, сотрудничество и субсидиарность // Государство и право.-2002.-№ 5.-С. 10−15.
  210. Эффективность действия правовых норм / Отв. ред. А. С. Пашков. -Л., 1977.
  211. Ю. Законодательная процедура внесения изменений в Конституцию РФ // Проблемы парламентского права. М., 1996.
  212. Л.С. Общая теория права. Л., 1971.
  213. Л.С. Сущность права. Л., 1985.
  214. В.Н. Закон и подзаконный нормативный правовой акт: соотношение понятий // Журнал российского права. 2003. — № 2. — С. 89−96.
  215. Engdahl D. Constitutional Federalism. N. Y., 1998.
  216. Pearson Ed. Law for European Business Studies. L., 1994.
Заполнить форму текущей работой