Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Конституционно-правовой статус Республики Карелия: становление и современные особенности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Степень научной разработанности темы исследования Комплексного исследования, охватывающего все аспекты становления и современных особенностей конституционно-правового статуса Республики Карелия (РК), в научной литературе не имеется. Отдельные вопросы конституционно-правового статуса РК исследованы в работе профессора С. Н. Чернова «Конституционно-правовой статус Республики Карелия… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические, историко-правовые основы конституционно-правового статуса Республики Карелия
    • 1. 1. Понятие и структура конституционно-правового статуса субъекта
  • Российской Федерации
    • 1. 2. Историко-правовые основы конституционно-правового статуса
  • Республики Карелия
  • Глава II. Особенности конституционно-правового статуса Республики Карелия
    • 2. 1. Конституционно-правовое положение Республики Карелия как субъекта Российской Федерации
    • 2. 2. Система государственной власти и местного самоуправления как основа конституционно-правового статуса Республики Карелия

Конституционно-правовой статус Республики Карелия: становление и современные особенности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

настоящего исследования обусловлена осуществляющимися в настоящее время в Российской Федерации (РФ) широкомасштабными реформами федеративных отношений. Следует) «согласиться с мнением о том, что для России, являющейся крупным, многонациональным государством, совершенствование федерализма имеет судьбоносное значение1. Соответственно, важное значение имеют исследования правового положения субъектов Федерации как составляющих российской федеративной системы.

Следует отметить, что понятие конституционно-правового статуса субъекта РФ на сегодняшний день является одной из наиболее проблемных категорий в науке конституционного права. До настоящего времени не сложилось общее понимание смыслового содержания данного понятия, не выработан единый подход к определению его внутренней структуры.

Вместе с тем, существующий сегодня вектор развития государственного устройства России, характеризующийся в некоторых случаях, отходом от принципов федерализма, требует детального и комплексного изучения конституционно-правового статуса субъектов РФ с теоретических и правовых (в том числе — историко-правовых) позиций для выработки предложений по его оптимизации, а соответственно — оптимизации федеративных отношений в Российской Федерации в целом. Развитие федеративных отношений должно определяться не сиюминутными политическими соображениями, а опираться на научный анализ взаимодействия Российской Федерации и ее субъектов (в том числе — анализ правовой основы данного взаимодействия).

Исследование становления и современных особенностей конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации на примере.

1 Соколов А. Н. Проблемы федеративного конституционализма в России//Конституционное и муниципальное право.-2007.-№ 11 .-С. 16.

Республики Карелия обусловлено отсутствием сходных научных разработок в отношении данного конкретного субъекта РФ.

Вместе с тем, Республика Карелия представляет собой достаточно интересный объект государственно-правового исследования. Являясь одним из многих и, на первый взгляд, равноправных субъектов РФ, Карелия представляет собой специфическое по своему индивидуальному правовому.

I > статусу национально-государственное образование (республику), имеющее богатую историю взаимоотношений с центральными органами власти Российского государства и большой опыт собственного государственного строительства. Кроме того, Республика Карелия является приграничным субъектом, что делает ее удобным объектом для исследования таких вопросов правового положения субъекта РФ как его права в сфере приграничных и международных связей.

Таким образом, выбранная тема исследования и сделанные по его итогам выводы могут быть использованы для оптимизации правового положения как всех субъектов Российской Федерации в целом, так и республик в составе РФ и приграничных субъектов Российской Федерации (в том числе, Республики Карелия) — в частности.

Степень научной разработанности темы исследования Комплексного исследования, охватывающего все аспекты становления и современных особенностей конституционно-правового статуса Республики Карелия (РК), в научной литературе не имеется. Отдельные вопросы конституционно-правового статуса РК исследованы в работе профессора С. Н. Чернова «Конституционно-правовой статус Республики Карелия» (Санкт-Петербург, 2001), а также диссертации Е. П. Пашкова на соискание ученой степени кандидата юридических наук «Государственно-правовой статус Республики Карелия» (Москва, 1992). Однако, в связи с текущими реформами системы федеративных отношений в Российской Федерации, необходимо проведение более углубленного исследования основ конституционно-правового статуса Республики Карелия, позволяющего наиболее полно определить его современную структуру, а также выработать предложения по оптимизации конституционно-правового статуса PK в контексте федеративных отношений.

Достижению цели настоящего исследования способствуют уже имеющиеся научные разработки государствоведов. При рассмотрении конституционно-правового статуса субъекта РФ как правового явления, а также изучении его структуры использованы научные труды таких отечественных авторов, как М. М. Борисова, М. Н. Бродский, М.В. Глигич-Золотарева, Б. Д. Дамдинов, В. В. Иванов, А. А. Кондрашев, В. А. Кочев, В. А. Кряжков,.

A.Н.Лебедев, А. А. Ливеровский, М. К. Маликов, Н. В. Машьянов, Ж. А. Тенгизова, Д. Тепс, Б. Н. Топорнин, В. А. Черепанов, С. Н. Чернов, А. Н. Чертков, И. А. Умнова (Конюхова), А. Ю. Якимов и др.

При анализе эволюции конституционно-правового статуса Республики Карелия в различные периоды истории Российского государства, а также анализе отдельных элементов ее текущего конституционно-правового статуса диссертантом использовались научные разработки таких ученых как Р. Г. Абдулатипов, С. А. Авакьян, М. П. Авдеенкова, В. Г. Анненкова, А. Н. Аринин, Г. Я. Бакирова, С. М. Бекетова, Т. В. Бережная, О. В. Брежнев, Н. А. Варламова,.

B.И.Васильев, И. Г. Горбачев, В. В. Гошуляк, Ю. А. Дмитриев, Н. М. Добрынин, О. Ю. Еремина, Б. Л. Железнов, И. И. Исхаков, О. Г. Казанцева, С. П. Калинин, Ю. М. Килин, А. В. Киселева, Д. А. Ковачев, А. Н. Кокотов, Е. И. Колюшин, Н. М. Колосова, Г. Н. Комкова, И. И. Конкина, Д. В. Котелевский, Б. С. Крылов, В. А. Кряжков, О. В. Кузнецова, O.E. Кутафин, В. Н. Лизунов, В. О. Лучин,.

A.Ф.Малый, Р. Б. Мамаев, М. З. Мисрокова, С. В. Нарутто, А. В. Нестеренко, Ж. ИОвсепян, С. А. Осипян, П. И. Палиенко, Е. П. Пашков, А. Х. Пихов,.

B.В.Пустогаров, М. С. Саликов, А. А. Сергеев, Е. А. Соловьева, В. Л. Толстых, Ю. И. Федоров, А. А. Хвощин, О. И. Чистяков, Е. В. Чурсина, К. Ф. Шеремет, Т. Я. Хабриева, И. А. Умнова (Конюхова), А. С. Ященко и др.

В рамках исследования изучались также работы таких зарубежных авторов как М. Боте, П. Пернталер, Т. Франк и др.

Объектом настоящего исследования является конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации — Республики Карелия, как правовое явление, отражающее состояние и динамику развития федеративных отношений в Российской Федерации.

Предметом настоящего исследования являются материалы по истории развития Республики Карелия, эволюции ее правового положения в Российском государстве, теоретические представления о конституционно-правовом статусе субъекта Российской Федерации как научной категории, положения Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, Конституции Республики Карелия и законодательства РК, а также иные нормативно-правовые акты, определяющие конституционно-правовой статус Республики Карелия.

Целью настоящей диссертационной работы является комплексное исследование теоретических, историко-правовых и современных особенностей конституционно-правового статуса Республики Карелия, результатом которого должна явиться разработка предложений по решению теоретических проблем, связанных с доктринальным пониманием категории конституционно-правового статуса субъекта РФ в науке конституционного права, а также разработка практических рекомендаций (в том числе, в сфере конституционного и законодательного регулирования) для федеральных и региональных органов государственной власти по оптимизации конституционно-правового статуса Республики Карелии и других субъектов Российской Федерации.

Задачами настоящего исследования являются:

1) Определение и анализ основных этапов историко-правового развития Республики Карелия.

2) Анализ теоретической основы понятия «конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации».

3) Определение элементов, составляющих конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации.

4) Анализ элементов, составляющих текущий конституционно-правовой статус Республики Карелия.

5) Разработка теоретических предложений и конкретных рекомендаций по оптимизации конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации, в том числе Республики Карелия.

Методологическую основу исследования составляет диалектический метод, а также иные общенаучные методы (статистический, системно-структурный). В процессе исследования также широко применялись частнонаучные методы — формально-юридический, исторический, сравнительно-правовой.

Нормативную основу исследования составляют Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, иные федеральные нормативные правовые актыконституции (уставы), законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации (прежде всего — Конституция Республики Карелия, а также законы Республики Карелия и иные нормативно-правовые акты органов государственной власти Республики Карелия) — постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации, Конституционного Суда Республики Карелия.

В процессе изучения историко-правовых основ конституционно-правового статуса Республики Карелия, автором проанализирован широкий круг законодательных и иных нормативно-правовых актов периода Российской Империи, РСФСР, СССР (в том числе региональные правовые источники Олонецкой губернии, Карельской Трудовой Коммуны, Автономной Карельской Советской Социалистической Республики, Карело-Финской Советской Социалистической Республики, Карельской Автономной Советской Социалистической Республики, Республики Карелия).

Научная новизна исследования заключается, прежде всего, в проведении комплексного анализа конституционно-правового статуса.

Республики Карелия на основе современной нормативно-правовой базы, с учетом последних конституционных и законодательных изменений. По итогам данного анализа, автором предлагаются новые теоретические и практические подходы и решения по оптимизации конституционно-правового статуса Республики Карелия и других субъектов Российской Федерации.

Помимо этого, автор выдвигает собственные предложения по определению содержания научной категории «конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации» и предлагает собственную концепцию его внутренней структуры (составляющих элементов).

Кроме того, автором настоящего исследования впервые определены этапы историко-правового развития Республики Карелия и выявлено влияние различных этапов эволюции правового положения Карелии в Российском государстве на становление текущего конституционно-правового статуса данного субъекта Российской Федерации.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации можно определить как правовое положение государственно-подобного образования в составе Российской Федерации, определяемое Конституцией РФ, конституцией (уставом) данного субъекта, а также нормативно-правовыми актами различного уровня, конкретизирующими отдельные элементы его статуса.

2. Конституционно-правовой статус субъекта РФ, являясь специфической разновидностью общей категории «правового статуса» имеет следующую структуру: 1) институциональный компонент статуса, состоящий из статических (институциональных) элементов (территория, наименование, символы и так далее) — 2) динамический (функциональный) компонент статуса (его составляют предметы ведения и полномочия) — 3) юрисдикционный (определяющий подконтрольность деятельности субъекта РФ и ее ответственность) — 4) обеспечивающий (состоящий из гарантий, обеспечивающих защиту прав РК во всех видах правоотношений).

3. Различные исторические периоды развития субъекта РФ, включая те, которые относятся к «доконституционным», играют важнейшую роль в генезисе элементов его современного конституционно-правового статуса. Историко-правовое развитие субъекта РФ определяет, прежде всего, институциональные элементы его статуса. Развитие территории субъекта, постепенная эволюция его взаимоотношений с центральными органами власти Российского государства, предопределяют также формирование функциональных, юрисдикционных и обеспечивающих элементов его современного статуса.

4. Историко-правовое развитие Республики Карелия может быть разделено на восемь этапов (периодов), которые, свою очередь, можно распределить в две большие группы- 1) периоды историко-правового, догосударственного развития территории РК, которые охватывают период до 1920 года, то есть до создания на территории Карелии первого национально-государственного образования- 2) периоды развития национально-государственных образований на территории Карелии, завершившиеся становлением Республики Карелия в ее текущем конституционно-правовом статусе.

5. Создание на территории Карелии в 1920 году национально-государственного образования — Карельской трудовой коммуны, было обусловлено двумя основными факторами — политикой федерального центра, и, в меньшей степениростом национального движения на территории будущей республики. Преобладание первого фактора способствовало неоднократным изменениям конституционно-правового статуса Республики в XX веке.

6. Отсутствие сильного национального фактора, консолидирующего республику в особый анклав в составе Российской Федерации (в отличие от ряда северо-кавказских республик или республик Поволжья) не может, в силу ее географических, историко-правовых и социально-экономических особенностей, считаться основанием для пересмотра конституционно-правового статуса Карелии, преобразования ее в субъект РФ иного типа, и, тем более, вхождения республики в состав какого-либо нового субъекта, который мог бы быть создан на базе нескольких регионов Северо-Запада Российской Федерации.

7. Конституционно-правовой статус Республики Карелия как индивидуального субъекта федеративных отношений уникален, и отличается от статусов других субъектов Российской Федерации, включая республики. Основное различие конституционно-правового статуса Республики Карелии от соответствующих статусов других субъектов Российской Федерации находится в его институциональном и динамическом компоненте.

8. Республика Карелия представляет собой «субъект Российской Федерации» — государственно-подобное образование, обладающее лишь частью признаков, присущих государству в его классическом понимании и являющееся специфическим участником конституционно-правовых отношений в Российской Федерации. В связи с этим, определение республики как государства в Конституции РФ и Конституции Республики Карелия представляет собой допущенный в свое время дефект, который должен быть ликвидирован в целях снижения асимметричности российской федеративной модели.

9. Система государственной власти и местного самоуправления является важнейшей составляющей конституционно-правового статуса Республики Карелия, поскольку властные полномочия, которыми обладают органы субъекта РФ, позволяют материализовать институциональную, динамическую, юрисдикционную и обеспечивающую составляющие его статуса. Систему государственной власти и местного самоуправления в Республике Карелия на сегодняшний день можно, вследствие влияния различных внутренних и внешних факторов, охарактеризовать как нуждающуюся в оптимизации (как в структурном плане, так и содержании деятельности).

10. Существующие сегодня тенденции в сфере федерального законодательного регулирования распределения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами по всем видам предметов ведения (предметам совместного ведения — в особенности), а также объем полномочий федерального центра в сфере организации государственной власти и местного самоуправления в субъектах Российской Федерации лимитируют конституционно-правовой статус Республики Карелия как полноправного участника федеративных отношений. Представляется, что ныне существующий подход к определению роли федерального центра в вышеуказанных сферах должен носить лишь временный характер, в противном случае под угрозой окажется не только конституционно-правовой статус Республики Карелия и других субъектов РФ, но и все федеративное устройство Российского государства в полноценном, а не «бутафорском» его понимании.

Теоретическая значимость исследования.

Содержащие в диссертационном исследовании выводы расширяют и упорядочивают представления о смысловом содержании научной категории «конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации», определяют его внутреннюю структуру, а также, на примере Республики Карелия, устанавливают степень детерминированности текущего конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации предшествующим историко-правовым развитием соответствующего субъекта РФ.

Практическая значимость исследования.

Практические предложения, выработанные автором настоящего исследования, могут быть использованы органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, и прежде всего-Республики Карелия, в целях оптимизации конституционно-правового статуса субъектов РФ (Республики Карелия — в том числе), улучшения системы государственного управления и развития управленческих отношений, основанных на принципах федерализма и государственной целостности Российской Федерации.

Материалы диссертационного исследования могут применяться в учебном процессе при преподавании таких учебных дисциплин, как.

Конституционное право Российской Федерации, Конституционное право субъектов Российской Федерации, Конституционное право Республики Карелия, а также при составлении различных учебно-методических пособий.

Апробация результатов исследования.

Материалы диссертационного исследования являлись предметом обсуждения на научно-практических конференциях: Международной научно-практической конференции «Проблемы российского федерализма: региональный аспект» (8−10 октября 2007 года, г. Петрозаводск) — III Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы юридических наук» (сентябрь 2007 года, г. Пенза) — Международной научно-практической конференции «Институциональная система государства: проблемы формирования и перспективы развития» (8−9 июня 2007 года, г. Белгород) — Международной научной конференции «Пробелы и дефекты в конституционном праве и пути их устранения» (29−31 марта 2007 года, Московский государственный университет, г. Москва) — II Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы юридических наук» (сентябрь 2006 года, г. Пенза) — Международной научно-практической конференции «Современные проблемы экономики, управления и юриспруденции» (27 февраля- 4 марта 2006 года, г. Мурманск).

Основные результаты исследования опубликованы в ряде научных журналов, в том числе во входящих в список изданий, рецензируемых Высшей Аттестационной Комиссией.

Материалы исследования используются в учебном процессе при проведении занятий по курсам «Конституционно-правовой статус Республики Карелия», «Системы государственного и муниципального управления», «Муниципальное право Российской Федерации» в Петрозаводском государственном университете.

Результаты исследования были рассмотрены и одобрены на заседании кафедры международного и конституционного права Петрозаводского государственного университета.

Структура диссертационного исследования обусловлена кругом рассматриваемых вопросов и последовательным изучением каждого из них. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, а также заключения. К диссертации прилагается библиографический список использованных источников.

Заключение

.

Конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации является сложным и многогранным правовым явлением. Рассматривая данное явление как специфическую разновидность общей категории «правового статуса», конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации можно определить как правовое положение государственно-подобного образования в составе Российской Федерации, детерминируемое положениями Конституции РФ, конституции (устава) данного субъекта, а также положениями нормативно-правовых актов различного уровня, конкретизирующих отдельные элементы его статуса.

Анализ теоретической и правовой базы конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации позволяет выделить в его структуре четыре основных компонента: институциональный (состоящий из статических (институциональных) элементов (территория, наименование, символы и так далее) — динамический (функциональный) компонент статуса (его составляют предметы ведения и полномочия) — юрисдикционный (определяющий подконтрольность деятельности субъекта РФ и ее ответственность) — обеспечивающий (состоящий из гарантий, обеспечивающих защиту прав РК во всех видах правоотношений).

Совокупность вышеуказанных компонентов определяет конституционно-правовой статус любого субъекта РФ. При этом очевидным является тот факт, что поскольку индивидуальные компоненты статуса в каждом конкретном случае будут различны, то и индивидуальный конституционно-правовой статус каждого субъекта РФ будет уникальным, непохожим ни на один другой.

Таким уникальным конституционно-правовым статусом обладает и Республика Карелия — государственно-подобное образование в составе Российской Федерации, созданное по национально-территориальному принципу.

Проведя анализ историко-правового развития Республики Карелия, можно сделать вывод, применимый и к другим субъектам РФгенезис конституционно-правового статуса Республики Карелия, как и любого другого субъекта Российской Федерации обусловлен, в первую очередь, опытом его предшествующего историко-правового развития. Историко-правовое развитие Республики Карелия может быть разделено на восемь этапов (периодов), каждый из которых оказал свое влияние на формирование отдельных элементов текущего конституционно-правового статуса республики. Так, например, институциональные элементы — наименование, территория, государственные символы, государственный язык, индивидуализирующие статус Республики Карелия, не возникли одномоментно, в связи с принятием одного конституционного акта, закрепившего их, а формировались в течение долгого времени.

Современный конституционно-правовой статус Республики Карелия, так же, как и статус других субъектов РФ, отражает существующую в настоящее время в Российской Федерации систему федеративных отношений. В свою очередь, выявленные в процессе настоящего исследования изменения в этом статусе отражают динамику федеративных отношений. К сожалению, текущий вектор развития федеративных отношений в Российской Федерации позволяет в некоторых случаях говорить об отходе от основных принципов федерализма и фактическом ограничении конституционно-правового статуса субъектов РФ.

Следует согласиться с мнением о том, что в Российской Федерации наблюдается сочетание адресного акцентирования идей федерализма (например, внедрение Федеральным законом от 31.12.2005 № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» принципа «добровольного исполнения» субъектами РФ полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий по предметам совместного ведения, осуществляемых федеральными органами государственной власти РФ) с жесткими унитарными методами управления например, контроль федерального центра за распределением полномочий по предметам совместного ведения), которое можно определить как «маятниковую» концепцию федеративной политики.1.

Между тем, как показывает, например, историко-правовое развитие Республики Карелия, доминирование на протяжении долгого времени в Российском государстве унитарных подходов к осуществлению территориального государственного управления, не учитывающих региональные национальные, социально-экономические, географические и иные особенности не обеспечивало условий для эффективного развития российских регионов.

Для такого сложного и многонационального государства как Россия, ответом на многие нерешенные вопросы государственного строительства, социального развития и роста экономики является федерализм, однако это должен быть федерализм истинный, а не «бутафорский». Как верно указывал профессор Т. Франк в своей книге «Почему федерации не работают», отсутствие в обществе и в правящей элите политической и идеологической приверженности реальному федерализму как самоцели федеративного устройства делает его успех затруднительным, если вообще достижимым.2.

Представляется, что в настоящее время должна быть выработана единая концепция развития федеративных отношений в Российской Федерации, основанная на конституционных принципах федерализма и государственной целостности Российской Федерации, позволяющая субъектам Российской Федерации являться не «статистами», а активными участниками (в пределах своих возможностей и конституционных полномочий) государственно-управленческих отношений, содействовать комплексному развитию собственных территорий и государства в целом.

Представляется также, что концепция развития федеративных отношений должна содержать в себе разумный и осторожный подход к реформированию.

1 Добрынин Н. М. Теория и практика государственного управления: Учебник.- Новосибирск: Наука, 2006.-С.147.

2 Franck Т. Why federations fail//Why federations fail: collected articles.-New York, 1968, — P. I61−174. субъектного состава Российской Федерации и изменению институциональных характеристик конституционно-правового статуса субъектов РФ.

Сегодня довольно распространенным является мнение о необходимости укрупнения субъектов Российской Федерации и полного выравнивания их статусов, подразумевающего, в частности, ликвидацию национально-территориальных образований. Это, по мнению ряда авторов, оправдывается необходимостью обеспечения единства Российского государства, о противодействию центробежным тенденциям внутри страны.

Своеобразной «жертвой» подобной реформы может стать и Республика Карелия. Анализ историко-правового развития Республики Карелия позволяет сделать вывод о том, что формирование Карелии в виде национальной республики в составе Российской Федерации, какой PK является сегодня, было обусловлено в большей степени политическими, нежели чем естественно-историческими причинами.

Вместе с тем, отсутствие тогда и сегодня сильного национального фактора, консолидирующего республику в особый анклав в составе Российской Федерации (в отличие от ряда северо-кавказских республик или республик Поволжья) не может считаться основанием для пересмотра конституционно-правового статуса Карелии, преобразования ее в субъект РФ иного типа, и, тем более, вхождения республики в состав какого-либо нового субъекта, который мог бы быть создан на базе нескольких регионов Северо-Запада РФ.

Республика Карелия, которая более семидесяти лет просуществовала в тех или иных квазигосударственных формах, накопила большой опыт в сфере государственного строительства. Примером тому сегодня может являться обширная система конституционного законодательства и развитой аппарат государственного управления. Республика имеет много управленческих и статусных особенностей, которые могут быть утрачены при возможной политической трансформации.

3 См.: Конюхова И. А. Структура Российской Федерации: современное состояние и перспективы совершенствования//Государство и право.-2007.-№ 2.-С.37−4бГлигич-Золотарева М. В. Субъектный состав Российской Федерации: эпоха перемен уже наступила// Государство и право.-200б.-№ 10.-С. 14−21.

Что касается территориального преобразования, то Республика Карелия, в отличие от ряда «матрешечных» субъектов Российской Федерации или регионов-сателлитов, которые сегодня поглощаются более крупными субъектами РФ, обладает длительной историей существования в собственных границах, налаженными административно-управленческими и социально-экономическими связями между центром и всеми районами республики. В Карелии, в силу ее географического положения и относительной изолированности нет территорий, которые сегодня по тем или иным причинам более тяготели бы к соседним регионам. Соответственно, богатая история государственно-правового развития Республики Карелия свидетельствует о необходимости сохранения (лишь с незначительными изменениями) ее текущего конституционно-правового статуса.

Представляется, что-то же самое относится и к другим государственно-подобным образованиям в составе Российской Федерации. Само по себе их существование не является фактором угрозы в отношении территориальной целостностиРоссийского государства. При грамотной организации федеративной системы, правильном использовании конституционно закрепленного принципа кооперативного федерализма, распределении полномочий между федеральным центром и субъектами федерации, которое соответствовало бы требованиям эффективного социально-экономического развития регионов и государства в целом, институциональные признаки и различия между субъектами РФ (республикаобласть) не будут оказывать существенного влияния на федеративную систему в целом.

Наоборот, разумное использование национально-территориального принципа в федеративной системе России позволит отвечать требованиям национального самоопределения народов, и при этом содействовать укреплению государственной целостности и противодействовать росту национальной напряженности в таком этнически многообразном государстве как Российская Федерация.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Действующие нормативно-правовые акты и официальные документы
  2. Конституция Российской Федерации/ТРоссийская газета.-1993. -№ 237.-25 декабря.
  3. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации"//Собрание законодательства Российской Федерации.-1997.-№ l.-Gr.l.
  4. Федеральный закон от 21.07.2007 № 181-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального Закона «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской
  5. Федерации"//Собрание законодательства Российской Федерации.-2007.-№ 30.-Ст.3795.
  6. Федеральный закон от 29.12.2006 № 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» //Собрание законодательства Российской Федерации.-2007.-№ 1.-Ч.1.-Ст.21.
  7. Федеральный Закон от 11.03.2006 № Зб-ФЗ «О внесении изменения в статью 4 Федерального Закона «О мировых судьях в Российской Федерации"// Собрание законодательства Российской Федерации.-2006.-№ 11.-Ст.1147.
  8. Федеральный закон от 31.12.2005 № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий"// Российская газета.-2005. -31 декабря.
  9. Федеральный закон от 01.06.2005 № 53-Ф3 «О государственном языке Российской Федерации"//Собрание законодательства Российской Федерации.-2005.-№ 23.- Ст. 2199.
  10. Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"// Собрание законодательства Российской Федерации.-2003 .-№ 50.-Ст.4850.
  11. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"// Собрание законодательства Российской Федерации.-2003.- № 40.-Ст.3822.
  12. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"// Собрание законодательства Российской Федерации.-2002.-№ 24.-Ст.2253.
  13. Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации"// Собрание законодательства Российской Федерации.-2002.-№ 22.-Ст. 2031.
  14. Федеральный закон от 29.12.1999 № 218-ФЗ «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации"// Собрание законодательства Российской Федерации.-2000.-№ 1.
  15. Федеральный закон от 04.01.1999 № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации"// Собрание законодательства Российской Федерации.-1999.-№ 2.-Ст.231.
  16. Федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации"//Собрание законодательства Российской Федерации.-1998 .-№ 51 .-Ст.6270.
  17. Федеральный закон от 17.06.1996 № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии"// Собрание законодательства Российской Федерации.- 1996.-№ 25.-Ст.2965.
  18. Федеральный закон от 28.08.1995 № 154 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"//Собрание законодательства Российской Федерации.- 1995.-№ 35.-Ст. 3506.
  19. Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации"//Собрание законодательства Российской Федерации.-1995.-№ 29, — Ст. 2757.
  20. Закон Российской Федерации от 15.04.1993 № 4802−1 «О статусе столицы Российской Федерации"//Ведомости Съезда Народных Депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации (Ведомости СНД и ВС РФ).-1993- № 19.-Ст.683.
  21. Закон Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730−1 «О государственной границе Российской Федерации"// Ведомости СНД и ВС РФ.-1993, — № 17.-Ст. 594.
  22. Закон Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132−1 «О статусе судей в Российской Федерации» //Ведомости СНД и ВС РФ.- 1992.- № ЗО.-Ст. 1792.
  23. Закон Российской Федерации от 25.10.1991 № 1807−1 «О языках народов Российской Федерации"//Ведомости Съезда Народных Депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР (Ведомости СНД и ВС РСФСР).-1991.-№ 50.-Ст.1740.
  24. Указ Президента РФ от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов"// Собрание законодательства Российской Федерации.-2008.-№ 18.-Ст.2003.
  25. Указ Президента РФ от 28.06.2007 № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации"// Собрание законодательства Российской Федерации.-2007.-№ 27.- Ст. 3256.
  26. Указ Президента Российской Федерации от 12.04.1996 № 375 «О координирующей роли МИД РФ в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации"// Собрание законодательства Российской Федерации.-1996.-№ 12.- Ст. 1061.
  27. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30.01.2002 № 33-СФ «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации"// Собрание законодательства Российской Федерации.-2002.-№ 7.-Ст.635.
  28. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22.01.1998 № 2134-П ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"//Собрание законодательства Российской Федерации.-1998.-№ 7.-Ст.801.
  29. Постановление VI Съезда народных депутатов РФ от 10.04.1992 № 2689−1 «О федеративном договоре"// Ведомости СНД и ВС РФ.-1992.- № 17.
  30. Декларация от 12.06.1990 «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики"//Ведомости СНД и ВС РСФСР. -1990. -№ 2.-Ст.22.
  31. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 09.01.1998 № 1-П «По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. — № 3. — Ст. 429.
  32. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 01.02.1996 № 3-П «По делу о проверке конституционности ряда положений
  33. Устава Основного закона Читинской области"//Собрание законодательства Российской Федерации.-1996.-№ 7.
  34. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18.01.1996 № 2-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайского Края"// Собрание законодательства Российской Федерации.-1996.-№ 4.-Ст.409.
  35. Ь"р://.к±з:9000/Ьазе2?с!&па=90 195 183 8&-ргеуБос=901 951 838.
  36. Конституция Республики Удмуртия//Известия Удмуртской Республики.-2006.-№ 13.-31 января.
  37. Конституция Республики Карелия //Карелия. -2001.- № 18 (718).- 15 февраля.
  38. Конституция Республики Бурятия //Бурятия.-1994.-№ 43.-9 марта.
  39. Конституция Республики Татарстан// Советская Татария.-1992.- № 246−247.12 декабря.
  40. Закон Республики Карелия от 24.07.2007 № 1107-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия"// Собрание Законодательства Республики Карелия.-2007.- № 7 (4.1).- Ст. 857.
  41. Закон Республики Карелия от 26.02.2007 № 1059-ЗРК «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «О некоторых вопросах деятельности Законодательного Собрания Республики Карелия"// Собрание законодательства Республики Карелия.- 2007.- № 2.-Ч.1.-Ст.82.
  42. Закон Республики Карелия от 16.02.2006 № 961-ЗРК «О внесении изменений в статьи 32 и 48 Конституции Республики Карелия"// Собрание Законодательства Республики Карелия.-2006.-№ 2.-Ст.91.
  43. Закон Республики Карелия от 01.12.2004 № 824-ЗРК «О наделении городских поселений статусом городского округа"// Собрание законодательства Республики Карелия.-2004.-№ 12.-Ч.1.-Ст. 1391.
  44. Закон Республики Карелия от 19.03.2004 № 759-ЗРК «О государственной поддержке карельского, вепсского и финского языков в Республике Карелия"// Собрание законодательства Республики Карелия.-2004.-№ 3.-Ст.251.
  45. Закон Республики Карелия от 30.12.2003 № 741-ЗРК «О некоторых вопросах деятельности Законодательного Собрания Республики Карелия"// Собрание законодательства Республики Карелия.-2003.- № 12.-Ст.1405.
  46. Закон Республики Карелия от 27.10.2003 № 710-ЗРК «О судебных участках и должностях мировых судей в Республике Карелия"// Собрание Законодательства Республики Карелия.-2003.-№ Ю.-Ст. 1098.
  47. Закон Республики Карелия от 01.11.2002 № 627-ЗРК «О мировых судьях Республики Карелия"// Собрание законодательства Республики Карелия.-2002.-№ 11.-Ст. 1341.
  48. Конституционный закон Республики Северная Осетия Алания от 15.06.2001 № 17-РЗ «О Конституционном Суде Республики Северная Осетия — Алания"//Северная 0сетия.-2001, — № 127.
  49. Закон Республики Карелия от 12.02.2001 № 473-ЗРК «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Республики Карелия"//Собрание законодательства Республики Карелия.- 2001.-№ 2.-Ст.106.
  50. Закон Республики Карелия от 03.01.2001 № 456-ЗРК «О статусе выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Карелия"//Собрание законодательства Республики Карелия.- 2001, — № 1.1. Ст. 1.
  51. Закон Республики Карелия от 25.10.2000 № 441-ЗРК «О Государственном флаге Республики Карелия"// Собрание законодательства Республики Карелия.-2000.-№ 10.-Ст.1331.
  52. Закон Республики Карелия от 16.10.2000 № 4Э7-ЗРК «О Государственном гербе Республики Карелия"// Собрание законодательства Республики Карелия.-2000.-№ 10.-Ст.1327.
  53. Областной закон Свердловской области от 24.12.1996 № 58−03 «Об исполнительных органах государственной власти Свердловской области"//Областная газета 1997.- 9 января.
  54. Указ Главы Республики Карелия от 28.06.2002 № 25 «Об органах исполнительной власти Республики Карелия"// Собрание законодательства Республики Карелия.-2002.-№ 6.- Ст. 723.
  55. Постановление Правительства Республики Карелия от 16.10.2000 № 279-П «О Программе приграничного сотрудничества Республики Карелия на 20 012 006 годы"// Собрание законодательства Республики Карелия.-2000.-№ 10.-Ст. 1463.
  56. Постановление Председателя Правительства Республики Карелия от 03.02.1999 № 52 «О порядке работы с международными проектами и программами в Республике Карелия"// Собрание законодательства Республики Карелия.-1999.-№ 2.
  57. Постановление Председателя Правительства Республики Карелия от 12.10.1998 № 689 «О Министерстве внешних связей Республики Карелия"// Собрание законодательства Республики Карелия.-1998.-№ 22.- Ст. 1630.
  58. Постановление Председателя Правительства Республики Карелия от 21.03. 1997 № 148 «О координации деятельности в области внешних связей Республики Карелия» // Собрание законодательства Республики Карелия.-1997.-№ 5.- Ст. 503.
  59. Постановление Законодательного Собрания Республики Карелия от 22.02.2007 № 294−1V ЗС «О Регламенте Законодательного Собрания Республики Карелия"//Собрание законодательства Республики Карелия.-2007.-№ 2.-4.1.-Ст. 160.
  60. Постановление Законодательного Собрания Республики Карелия от 20.11.2003 № 898-Ш ЗС «О внесении дополнений в Регламент Законодательного Собрания Республики Карелия"// Собрание законодательства Республики Карелия.-2003.-№ 11.-Ст. 1301.
  61. Постановление Сахалинской областной Думы от 03.12.1998 № 15/9/420−2 «О проекте Федерального закона «О поправках к статьям 67, 72 и 102 Конституции Российской Федерации"// Губернские ведомости.-1999.- № 6.13 января.
  62. Декларация от 09.08.1990 «О государственном суверенитете Карельской АССР"// Ленинская правда.-1990.- 11 августа.
  63. Определение Конституционного Суда Республики Карелия от 19.01.2005 «По делу по ходатайству гражданина Г. П. Первовского о проверке соответствия Конституции Республики Карелия части 2 статьи 9 Закона
  64. Республики Карелия «О мировых судьях Республики Карелия» //Собрание законодательства Республики Карелия.-2005.-№ 1.-Ст. 58.
  65. Недействующие нормативно-правовые акты и официальные документы
  66. Конституция (Основной закон) Республики Карелия.-Петрозаводск, 1999.
  67. Конституция (Основной закон) Республики Карелия.-Петрозаводск, 1995.
  68. Постановление Верховного Совета Республики Карелия от 20.01.1994 № XII-23/625 «Об образовании Вепсской национальной волости» //Ведомости Верховного Совета Республики Карелия.-1994.-№ 3−4.-Ст. 625.
  69. Закон Республики Карелия от 17.03.1994 № ХН-24/650 «О Конституционном Суде Республики Карелия"//Ведомости Верховного Совета Республики Карелия.-1994.-№ 5−6.-Ст. 650.
  70. Закон Республики Карелия от 20.01.1994 № XII-23/623 «О местном самоуправлении в Республике Карелия"//Ведомости Верховного Совета Республики Карелия.-1994.-№ 3−4.-Ст. 623.
  71. Закон Республики Карелия от 24.12.1993 № XII-22/604 «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Республики Карелия"//Ведомости Верховного Совета Республики Карелия.-1994.-№ 12.- Ст. 604.
  72. Закон РСФСР «О внесении изменений в Конституцию РСФСР"//Ведомости СНД и ВС РСФСР. -1991.- № 22.-Ст.776.
  73. Закон РСФСР от 28.11.1991 № 1948−1 «О гражданстве РСФСР» Электронный ресурс./Правовая система «Консультант». -Электрон.дан.
  74. Режим доступа: http://www.consultant.i*u/online/base/?req=doc-base=LAW- п=153, свободный.
  75. Закон Республики Карелия от 13.11.1991 «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Карельской АССР"//Ведомости Верховного Совета КАССР.-1991.- № 1.
  76. Закон СССР от 26.04.1990 «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами федерации"//Ведомости Съезда Народных Депутатов СССР и Верховного Совета СССР (Ведомости СНД и ВС СССР). -1990. -№ 19.-Ст.328.
  77. Закон СССР от 10.04.1990 «Об основах экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных республик"//Ведомости СНД и ВС СССР. -1990. -№ 16.-Ст.270.
  78. Конституция (Основной закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики// Ведомости Верховного Совета РСФСР.-1978.-№ 15.-Ст. 407- в ред. Закона РФ от 10.12.1992 № 4071−1//Ведомости СНД и ВС РФ.- 1992.- № 52.-Ст. 3051.
  79. Конституция (Основной закон) Карельской Автономной Советской Социалистической Республики.- Петрозаводск, 1978.
  80. Конституция (Основной закон) Карельской Автономной Советской Социалистической Республики.- Петрозаводск: Госиздат КАССР, 1957.
  81. Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики// Конституция (Основной Закон) РСФСР. Конституции (Основные законы) автономных советских социалистических республик, входящих в состав РСФСР.- МД952.
  82. Конституция (Основной закон) Карело-Финской Советской Социалистической Республики.- Петрозаводск: Госиздат Карело-Финской ССР, 1948.
  83. Конституция (Основной закон) Карело-Финской Советской Социалистической Республики.- Петрозаводск: Госиздат Карело-Финской ССР, 1940.
  84. Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 25.07.1923 «Об Автономной Карельской Социалистической Советской Республике» // Собрание узаконений и распоряжений Рабоче-крестьянского правительства РСФСР.-Отд. 1.-1923.- № 69.-Ст.688.
  85. Декрет ВЦИК РСФСР от 08.06.1920 «Об образовании Карельской Трудовой коммуны в составе РСФСР"//Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства.-1920.- № 53.-С.232.
  86. Указ Императора Александра II от 01.01.1864// Полное собрание законов Российской Империи. -Собрание 2.-Т.ХХ1Х, — № 40 457.
  87. Указ Императрицы Екатерины II от 22.05.1784// Полное собрание законов Российской Империи.- Собрание 1.-Т.ХХИ.- № 15 999.
  88. С.А. Конституционное право России: Учебный курс/ С. А. Авакьян.- 2-е изд., перераб. и доп.- В 2 т.- Т.1.-М.:Юристъ, 2007.-719 с.
  89. С.А. Конституционное право России: Учебный курс/ С. А. Авакьян.- 2-е изд., перераб. и доп.- В 2 т.- Т.2.-М.:Юристъ, 2007.-778 с.
  90. С.А. Гражданство Российской Федерации/С.А.Авакьян.-М., 1994.
  91. М.П. Конституционное право Российской Федерации. Курс лекций. 4.1. Основы теории конституционного права/М.П.Авдеенкова, Ю. А. Дмитриев.- М., 2002.
  92. Р.Г. Федералогия/Р.Г.Абдулатипов.-СПб., 2004.-320 с.
  93. Р.У. Конституция и управление федеративным строительством России в условиях глобализации/ под ред. Б. С. Эбзеева.- М., 2005.
  94. С.С. Право: азбука-теория-философия: опыт комплексного исследования/С.С.Алексеев.-М.'.Статут, 1999.- 610 с.
  95. С.С. Общая теория права/С.С.Алексеев.-Т.2.-М., 1982.
  96. Археология Карелии. Петрозаводск, 1996.
  97. А.И. Начало. Образование Карельской Трудовой Коммуны и интернациональная помощь зарубежного пролетариата (1920−1921 гг)/А.И.Афанасьева//Краевед Карелии. -Петрозаводск, 1990.- С.4−8.
  98. М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов/М.В.Баглай, — 4-е изд., изм. и доп.- М., 2004.-816 с.
  99. С.М. Эффективность реализации права законодательной инициативы субъектов Российской Федерации/С.М.Бекетова// Конституция как символ эпохи: В 2 т./ Под ред. проф. С. А. Авакьяна.-Т.2.-М.:Изд-во МГУ, 2004.-С. 104−110.
  100. A.A. Избранные работы 90-х годов по конституционному нраву/А.А.Белкин. СПб.: Изд. «Юридический центр Пресс», 2003. -321с.
  101. Т.В. Формы разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации: Конституционно-правовое исследование: Дис.. канд. юрид. наук/Т.В.Бережная.- Омск, 2006.-230 с.
  102. H.A. Равноправие субъектов Российской Федерации: некоторые проблемы и решения/Н.А.Богданова// Правовой статус субъектов современной федерации: российский и зарубежный опыт.- Барнаул, 1997.-С.17−19.
  103. М.М. Концепция правового статуса субъекта Российской Федерации.: Дис. канд. юрид. наук/М.М.Борисова.-Саранск, 2005.-224 с.
  104. Борьба за установление и упрочение советской власти в Карелии. Сборник документов и материалов.-Петрозаводск, 1957.
  105. М. Н. Правовой статус и экономическое развитие субъекта Российской Федерации/М.Н.Бродский, А. А. Ливеровский.- СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000.- 372 с.
  106. А.И. История государственного управления в Карелии/А.И.Бутвило, В. В. Ефимова.- Петрозаводск, 2005.
  107. В плену военной пропаганды//Карелия.-№ 13(999).- 2003.- 6 февраля.
  108. H.A. Конституционная модель российского федерализма/Н.А.Варламова// Российский федерализм: конституционные предпосылки и политическая реальность. Сб.докладов.-М., 2000.-С.60−61.
  109. В.И. Законодательная основа муниципальной реформы/В.И.Васильев.-М., 2005.-336 с.
  110. Т. Введение/Т.Вихавайнен// В семье единой: национальная политика партии большевиков и ее осуществление на Северо-Западе России в 1920—1950 гг.- Петрозаводск, 1998.
  111. Ю.В. Конституционный Суд Республики Карелия: результаты 10-летней деятельности и перспективы развития/ Ю. В .Гаврюсов// Вестник Конституционного Суда Республики Карелия.-2005.-№ 1.-С.34−42.
  112. Глигич-Золотарева M.B. Правовые основы федерал изма/М.В.Гл игич-Золотарева.-М.:Юристъ, 2006.- 422 с.
  113. И.Г. Российский федерализм: проблемы сотрудничества и взаимной ответственности федерального центра и субъектов Федерации/И.Г.Горбачев.-СПб., 2001.
  114. Государственное право Германии /Отв. ред. Б. Н. Топорнин.- Т. 2. -М.: Институт государства и права РАН, 1994. -320 с.
  115. В.В. Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации/В.В.Гошуляк, Л. Е. Ховрина, Т.И.Геворкян- М., 2006.-240 с.
  116. В. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1−4/В.Даль.-М.:Русский язык, 1978- Т.2.И-0.
  117. .Д. Конституционно-правовой статус автономных округов Российской Федерации: проблемы и перспективы (на материалах Агинского Бурятского и Усть-Ордынского Бурятского автономных округов: дис.. канд.юрид.наук/Б.Д.Дамдинов.-М., 2005.
  118. Н.М. Теория и практика государственного управления: Учебник/Н.М.Добрынин.- Новосибирск: Наука, 2006.- 510 с.
  119. О.В. Куусинена// Первая сессия Верховного Совета Карело-Финской ССР. Стенографический отчет.-Петрозаводск: Изд-во Верховного Совета КФССР, 1940.-С.20−22.
  120. Доклад Совета Федерации Федерального Собрания РФ «О состоянии законодательства в Российской Федерации за 2005 год». -М., 2005.
  121. Документы внешней политики СССР. -Т.З.-М.Д959.
  122. Е.Ю. Из истории национально-демократического движения в Карелии в начале XX в./Е.Ю.Дубровская//Новое в изучении Карелии.-Петрозаводск, 1994.
  123. Дугин А. Евразийский федерализм в современной России Электронный ресурс./ А.Дугин. -Электрон.ст.- Режим доступа: http://www.gt-msk.ru/theme/208-l, свободный.
  124. Европейцы поделили Владимира ПутинаУ/КоммерсантЪ.-№ 198(3529).-2006.-21 октября.
  125. .Л. АССР- высшая форма советской автономии/Б. Л.Железнов.-Казань, 1984.
  126. А.Ю. Управление Корельским уездом в конце XV- начале XVII веков/А.Ю.Жуков//Новое в изучение Карелии-Петрозаводск, 1994.
  127. Законотворческий процесс в Госдуме Электронный ресурс./Портал «Права человека в России». -Электрон.дан. Режим доступа: http://www.duma.hro.org/62/02.htm, свободный.
  128. Законы, нужные людям. Интервью с председателем Комитета Законодательного Собрания PK по экономической политике и налогам В.В.Дубовым//Карелия.-2006.-№ 133.- 28 ноября.
  129. М.В. Федерация в России: проблемы и перспективы/М.В.Золотарева.-М., 1999.-174 с.
  130. В.В. Автономные округа в составе края, области феномен «сложносоставных субъектов Российской Федерации» (конституционно-правовое исследование)/В.В.Иванов.-М., 2002.-256 с.
  131. В.Г. Местное самоуправление: российская практика и зарубежный опыт/В.Г.Игнатов, В. И. Бутов.- М., 2005.- 352 с.
  132. Интервью Председателя Конституционного Суда Республики Карелия В. В. Сухачевой// ТВР-Панорама, — 2007.-10 января.
  133. История Карелии с древнейших времен до наших дней/ Науч. ред. H.A. Кораблев, В. Г. Макуров, Ю. А. Савватеев, М. И. Шумилов.-Петрозаводск:Периодика, 2001.
  134. История России с древнейших времен до второй половины XIX века /под ред. Б. В. Личмана.-Екатеринбург, 1995.
  135. И.И. Республика (государство) в составе Российской Федерации: вопросы теории и практики: Автореф. дисс.канд.юрид. наук/И.И.Исхаков.-Уфа, 2001.
  136. О.Г. Конституционно-правовая ответственность субъектов Российской Федерации/О.Г.Казанцева//Проблемы современного российского федерализма. Сборник научных трудов.- Ростов-на-Дону: Институт управления, бизнеса и права, 2005.- С. 140−153.
  137. С.П. Административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации (монография) Электронный ресурс./С.П.Калинин.-Электрон.кн.- Омск, 2007.- Режим доступа: http://www.kalinin.aktsya.ru/publish/monografiya/gllpl.htm, свободный.
  138. Карелия: За первый год своей работы новый парламент принял 79 законов Электронный ресурс. Режим доступа: http://feud.ru/?art=8 082 674, свободный.
  139. Карелия в период Гражданской Войны и иностранной интервенции. 1918−1920. Сб. документов и материалов.- Петрозаводск, 1964.
  140. Карелия в прошлом и настоящем: пробное учеб. пособие/Шумилов М.И. и др.-Петрозаводск:Verso, 2005.
  141. Карелы Карельской АССР.-Петрозаводск, 1983.
  142. Карелы не забыли о статусе Электронный ресурс. Режим доступа: http ://stolica.onego.ru/newsfolder.php?itemId=99 090, свободный.
  143. Ю.М. Карелия в политике советского государства, 1920−1941/Ю.М.Килин.-Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 1999−275 с.
  144. А.И. Суд как необходимый институт/А.И.Киннер//Субъект Российской Федерации в условиях правовой реформы: состояние, проблемы, перспективы: Сб. докл. межведомств, науч.-практ. конференции. 29−30 марта 2002 года. Петрозаводск, 2002. -С. 13−20.
  145. Киселева А. В. Теория федерализма/А.В.Киселева, А. В. Нестеренко.-М.:Изд-во МГУ, 2002.
  146. Д.А. Федерация в зарубежных странах: актуальный опыт/Д.А.Ковачев//Договорные принципы и формы федеративных отношений в России. Проблемно-тематический сборник.-М., 1999.-С.134−149.
  147. Е.И. Конституционное право России: Учебник/ Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин.-М., 2004.
  148. Н.М. Решения Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам устройства Федерации/Н.М.Колосова// Соотношение законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации.-М., 2001.
  149. Е.И. Конституционное (государственное) право России: Курс лекций/Е.И.Колюшин.-М., Изд-во МГУ, 1999.
  150. A.A. Конституционно-правовая ответственность в Российской Федерации: теория и практика/А.А.Кондрашев.-М.:Юристъ, 2006.-345 с.
  151. Конституционное право субъектов Российской Федерации/Отв. ред. проф. В. А. Кряжков.-М., 2002.
  152. Конституция Российской Федерации: Комментарий/ отв. ред. JL А.Окуньков.-М., 1994.
  153. И.А. Современный российский федерализм и мировой опыт: Итоги становления и перспективы развития/И.А.Конюхова.-М., 2004.
  154. М.Г. Археологические культуры периода бронзы железного века в Карелии/М.Г.Косменко.-СПб., 1993.
  155. Д.В. Институт федерального вмешательства в конституционном праве Российской Федерации: Автореф. дисс. .канд.юрид.наук/Д.В.Котелевский.-Екатеринбург, 2002.
  156. С.И. Письменные известия о карелах (X-XVI в) Электронный ресурс./С.И.Кочуркина, A.M. Спиридонов, Т. Н. Джаксон.-Электрон.ст. -Режим доступа: http://kirjazh.spb.ru/biblio/pizvsag/pizvsO.htm, свободный.
  157. В.А. Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации (правовые основы и практика)/В.А.Кряжков.- М., 1999.-768 с.
  158. O.E. Российская автономия: монография/О.Е.Кутафин.-М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.
  159. O.E. Компетенция местных Советов: Учебное пособие/О.Е.Кутафин, К. Ф. Шеремет.-2-е изд.,-М.:Юрид.лит., 1986.-224 с.
  160. А.Н. Статус субъекта Российской Федерации (Основы концепции, конституционная модель, практика)/А.Н.Лебедев.-М.: Институт государства и права РАН, 1999.-197 с.
  161. Н.И. Современная организация государственной власти и государственного управления в Республике Карелия: Учеб. пособие/ Н. И. Левин, Н. П. Фомичев, В. А. Шмыков.- Петрозаводск, 2004.-64 с.
  162. A.A. Финляндская коммунистическая эмиграция и образование карельской автономии в составе РСФСР (1918−1923)/А. А. Левкоев// Общественно-политическая история XX века: очерки и статьи.-Петрозаводск, 1995.
  163. В.И. Полное собрание сочинений/В.И.Ленин.-Т. 24.
  164. В.И. Сочинения.4 изд-е/В.И.Ленин.- Т. 17.
  165. A.A. Актуальные проблемы федеративного устройства России/А. А. Ливеровский.-СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2002.-166 с.
  166. A.A. Конституционно-правовая ответственность как элемент статуса субъекта Российской Федерации/А.А.Ливеровский// Конституционно-правовая ответственность: проблемы России и опыт зарубежных стран.-М., 2002.
  167. М.К. Проблемы реализации суверенитета Республики Башкортостан/М.К.Маликов.-Т. 1 .-Стерлитамак, 1999.
  168. А.Ф. Нормативная достаточность как принцип регионального законотворчества/А.Ф.Малый// Конституция как символ эпохи: В 2 т./ Под ред. проф. С. А. Авакьяна.-Т.2.-М.:Изд-во МГУ, 2004.-С.57−62.
  169. Р.Б. Конституционно-правовой статус Кабардино-Балкарской Республики как субъекта Российской Федерации (федеральные стандарты и республиканское регулирование): Автореф.. канд. юрид. наук/Р.Б.Мамаев.-Ростов-на-Дону, 2004.-26 с.
  170. К. Гражданская война во Франции/К.Маркс//Маркс К. Избранные произведения/К.Маркс, Ф.Энгельс.- Т.1.-М., 1952.
  171. Материалы дела по ходатайству гражданина Г. П. Первовского о проверке соответствия Конституции Республики Карелия части 2 статьи 9 Закона Республики Карелия «О мировых судьях Республики Карелия"/ Конституционный Суд Республики Карелия.
  172. М.З. Конституционно-правовой статус Кабардино-Балкарской Республики в составе Российской Федерации: Дисс. .канд.юрид.наук/М.З.Мисрокова.- М., 2006.-185 с.
  173. А. Дамоклов меч над парламентом/А.Мосунов// Наблюдатель.-1999.-29 июня.
  174. C.B. Федерализм и единство государственно-правовой системы России: Дисс. докт.юрид.наук/С.В.Нарутто.-М., 2002.-471 с.
  175. П. Карелия после 1917 года/П.Невалайнен// Киркинен X. История карельского народа/Х.Киркинен, П. Невалайнен, Х. Сихво-Петрозаводск, 1998.
  176. Обзор деятельности Конституционного Суда Республики Карелия за первое полугодие 2006 года Электронный ресурс./ Интернет- портал
  177. Конституционного Суда PK.- Электрон.дан.- Режим доступа: http://ksrk.karelia.ru/obraschobz/obrobz06-l .htm, свободный.
  178. Официальный сервер органов государственной власти Республики Карелия Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.gov.karelia.ru/gov/Different/karelia.html, свободный.
  179. Очерки истории Карелии. -Т.1.- Петрозаводск, 1957.
  180. Очерки истории Карелии. -Т.2.- Петрозаводск, 1957.
  181. Падение царского режима.-М., 1925.
  182. Н.И. Суверенитет. Историческое развитие идеи суверенитета и ее правовое закрепление.- Ярославль, 1903/Н.И.Палиенко// Конституционное право. 4.2. Конституционно-правовая мысль XIX—XX вв.: Хрестоматия по общему конституционному праву.-М., 1994.
  183. Е.П. Государственно-правовой статус Республики Карелия: Дис.. канд. юрид. наук/Е.П.Пашков.- Москва, 1992.
  184. Петроградская трудовая коммуна Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.encspb.ru/article.php?kod=1 700 010 017, свободный.
  185. А.Х. Конституционное развитие Кабардино-Балкарской Республики/А.Х.Пихов/ Под ред. В. Т. Кабышева.- М.: «Формула права», 2006.
  186. А.Х. Конституционное развитие Кабардино-Балкарской Республики.: Дис.. канд. юрид. наук/А.Х.Пихов.-Саратов, 2005.- 248 с.
  187. Послание Конституционного Суда Республики Карелия Законодательному Собранию Республики Карелия о состоянии конституционной законности в Республике Карелия в 2006 году//Вестник Конституционного Суда Республики Карелия.-2007.-№ 1.-С.40−50.
  188. Протокол III сессии Верховного Совета КФССР четвертого созыва// Национальный архив Республики Карелия. Ф. Р- 1215, оп.1, д. 1286, л.6−7, 11−12.
  189. Развитие русского права во второй половине XIX- начале XX века.-М.:Наука, 1997.
  190. Разграничение предметов ведения между федерацией и ее субъектами в зарубежных странах/ Отв. ред. Д. А. Ковачев. М: Институт научной информации по общественным наукам, 1995.- 36 с.
  191. Референдум по вопросам структуры законодательной власти будет проведен в Карелии 26 марта// Россия выбирает.-2000.-№ 3 Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.businesspress.ru/newspaper/articlemld40aldl 3 88 8 .html, свободный.
  192. Ю.В. Историческая справка об официальных символах Республики Карелия Электронный ресурс./Ю.В.Русанов. -Электрон.ст.-Режим доступа: http://geraldika.ru/symbols/4358, свободный.
  193. X. Финляндия как оккупант в 1941—1944 годах Электронный ресурс./Х.Сеппяла.-Электрон.ст.- Режим доступа: http://kirjazh.spb.ru/biblio/seppel/seppelO.htm, свободный.
  194. A.A. Федерализм и местное самоуправление как институты российского народовластия/А.А.Сергеев.- М., 2005.-256 с.
  195. А. Региональный фактор в российской внешней политике: правовые аспекты/А.Сергунин// Федерализм в России.- Казань, 2001.
  196. А. Что даст закон о приграничном сотрудничестве регионам России? Электронный ресурс./А.Собянин. -Электрон.ст.- Режим доступа: http://www.centrasia.ru/newsA.php4?st=l 140 368 220, свободный.
  197. Советское государственное право/ под ред. Е. И. Козловой и B.C. Шевцова.-М., 1978.
  198. Советы Карелии, 1917−1992Документы и материалы/ Ин-т языка, лит. и ист. Карельского научного центра РАН- Научн. ред. Л. И. Вавулинская.-Петрозаводск: Карелия, 1993.
  199. Е.А. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации (проблема асимметрии): Автореф. дисс.. .канд.юрид.наук/Е.А.Соловьева.-М., 2006.-30 с.
  200. Стенограмма пленарного заседания Государственной Думы РФ. 9 сентября 2003 года Электронный ресурс. /Информационный канал Государственной Думы РФ.- Электрон.дан. Режим доступа: http://www.akdi.ra/gd/PLENZ/2003/09/s09−09u.htm, свободный.
  201. Стенограмма пленарного заседания Государственной Думы РФ. 24 апреля 2003 года Электронный ресурс. /Информационный канал Государственной Думы РФ, — Электрон.дан. Режим доступа: http://www.akdi.ru/gd/PLENZ/2003/04/s24−04u.htm, свободный.
  202. A.A. Юридический статус специального субъекта права (теоритико-правовой аспект): дис.. канд.юрид.наук/А.А.Стремоухов .СПб, 2002.-215 с.
  203. .А. Конституционно-правовой статус Кабардино-Балкарской Республики- субъекта РФ: дис.. канд.юрид.наук/ Ж. А. Тенгизова .-СПб., 2005.
  204. Теория государства и права: Курс лекций / под ред.: Н. И. Матузова, А. В. Малько.-М., 1997.
  205. В.Л. Международная деятельность субъектов Российской Федерации/В.Л.Толстых, — М. Международные отношения, 2004.-176 с.
  206. Ю.В. Проблемы использования современной социолингвистической терминологии/Ю.В.Трушкова// Проблемы языковой жизни Российской Федерации и зарубежных стран.- М., 1994.
  207. Д. Концептуальные основы федерализма/Д.Тэпс.- СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2002, — 204 с.
  208. И.А. Конституционные основы современного российского федерализма: Учебно-практическое пособие/И.А.Умнова. М.: Дело, 1998. -304 с.
  209. Федерализм: теория, институты, отношения (сравнительно-правовое исследование)/Отв.ред. Б. Н. Топорнин.-М.:Юристъ, 2001.
  210. Р.Ш. Правовой статус автономной республики в составе РСФСР: Автореф. дисс.канд. юрид. наук/Р.Ш.Хафизов.-М., 1983.
  211. A.A. Конституционно-правовые аспекты экономического федерализма в Российской Федерации: Автореф. дисс.канд.юрид.наук/А.А.Хвощин.-Тюмень, 2007.-26 с.
  212. В.А. Теория российского федерализма. Учебное пособие/В.А.Черепанов.- М.:МЗ-ПРЕСС, 2005.- 320 с.
  213. С.Н. Правовые проблемы теории и практики конституционного регулирования отношений между Российской Федерацией и ее субъектами: Дисс. доктора .юрид. наук/С.Н.Чернов.- Петрозаводск, 2005.
  214. С.Н. Конституционно-правовое регулирование отношений между Российской Федерацией и ее субъектами/С.Н.Чернов.- СПб.:Изд-во «Юридический центр Пресс», 2004.- 559 с.
  215. С.Н. Конституционно-правовой статус Республики Карелия/С.Н.Чернов.- СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003.
  216. А.Н. Правовые проблемы современного российского федерализма. Учебное и научно-практическое пособие/А.Н.Чертков.-Брянск: РИОБГУ, 2006.-181 с.
  217. В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт/В.Е.Чиркин.-М., 1998.
  218. О.И. Конституция РСФСР 1918 года. Изд. 2-е, перераб./О.И.Чистяков. М.: ИКД «Зерцало-М», 2003.
  219. О.И. Становление «Российской Федерации» (1917−1922). Изд. 2-е, репринтное/О.И.Чистяков. М.: ИКД «Зерцало-М», 2003.
  220. Е.В. Разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов по предметамсовместного ведения. Конституционно-правовое исследование. Учебное пособие/Е.В.Чурсина.- М.: МЗ ПРЕСС, 2006.- 208 с.
  221. И.П. Борьба Руси против шведской экспансии в Карелии: конец XIII начало XIV в./И.П.Шаскольский- Петрозаводск: Изд-во «Карелия», 1987.
  222. А. Формирование института мировой юстиции в Карелии: итоги и перспективы Электронный ресурс./А.Шмыков.-Электрон.ст.- Режим доступа: http://usd.kar.sudrf.ru/modules.php?name=pressdep&-op=interprint&-id=2, свободный.
  223. Е.С. Муниципальное право Российской Федерации: учебник/Е.С.Шугрина.-2-е изд., перераб. и доп.-М., 2007.-627 с.
  224. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.- СПб: Типография И. А. Ефрона, 1895.-репринт.-Ярославль: Терра, 1991.
  225. А.Ф. Природа и правовое положение Автономных Советских Социалистических республик в системе Союза ССР/А.Ф.Югай// Ученые записки Саратовского юридического института им. Д. И. Курского. Выпуск III.-Саратов, 1952.-С.30−35.
  226. Т.З. Татарстан-государство в Российской Федерации/Т.З.Юсупов//Конституция как символ эпохи: В 2 т./ Под ред. проф. С. А. Авакьяна.-Т.2.-М.:Изд-во МГУ, 2004.-С.34−35.
  227. A.C. Теория федерализма. Опыт синтетической теории права и государства/А.С.Ященко.- Юрьев: Типография К. Маттисена, 1912.
  228. Научные статьи в периодических изданиях
  229. С.А. Федеральное вмешательство: концепция и проект федерального закона/С. А. Авакьян, А. М. Арбузкин, А.Н.Аринин//Вестник МГУ. Серия 11 «Право», — 2000.-№ 6-С.20−48.
  230. A.B. Законодательное регулирование конституционно-правовой ответственности региональных и местных органов власти/А.В.Безруков, А. А. Кондрашев.- Правоведение.-2006.-№ 1 .-С.59−73.
  231. В.К. Некоторые аспекты совершенствования Закона «О Конституционном Суде Республики Карелия»/В.К.Боброва//Вестник Конституционного Суда Республики Карелия.-2005.-№ 1.-С.43−47.
  232. М. Федерация и демократия на форуме юристов/М.Боте//Государство и право.-1992.-№ 4.-С. 142−143.
  233. О.В. Роль судов в применении конституционно-правовой ответственности в отношении органов власти в России: проблемы и перспективы/О.В.Брежнев//Российский судья.-2006.-№ 3.-C.38−41.
  234. О.В. Компетенция конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации: проблемы и перспективы/О.В.Брежнев// Конституционное и муниципальное право.-2002.-№ 3,-С.13−15.
  235. .Д. Теоретические проблемы правового статуса субъекта Российской Федерации/Б.Д.Дамдинов// Сибирский юридический вестник.-2002.-№ 3.-С.З-7.
  236. А. Единая исполнительная вертикаль в системе публичной власти/А.Дементьев//Сравнительное конституционное обозрение.-2005.-№ 2.-С.97−100.
  237. А.И. Власть в единстве и многообразии ее измерений/А.И.Демидов// Государство и право. 1995. — № 11.-С.З-11.
  238. Глигич-Золотарева М. В. Субъектный состав Российской Федерации: эпоха перемен уже наступила/М.В.Глигич-Золотарева// Государство и право.-2006.-№ 10.-С. 14−21.
  239. Глигич-Золотарева М. В. Законодательные новеллы в области разграничения полномочий: «второй сто двадцать второй» или «второй сто девяносто девятый»?/М.В .Глигич-Золотарева// Государственная власть и местное самоуправление.-2006.-№ 2.-С.З-7.
  240. Глигич-Золотарева М. В. Новый порядок рекрутирования губернаторов и перспективы федерализма в России/М.В.Глигич-Золотарева//Казанский федералист.-2004.-№ 4.-С.24−33.
  241. Глигич-Золотарева М. В. Разграничение предметов ведения и полномочий между уровнями публичной власти: зарубежный опыт/М.В.Глигич-Золотарева//Журнал российского права.-2003.-№ 4.-С.76−85.
  242. О.С. К вопросу о полноте государственной власти субъектов Российской Федерации/О.С.Гомбожапов// Конституционное и муниципальное право.-2007.-№ 7.-С.2−5.
  243. Р.В. О некоторых дискуссионных теоретико-методологических вопросах курса конституционного права/ Р. В. Енгибарян, Э.В.Тадевосян//Государство и право.-2001.-№ 1.
  244. О.Ю. Система органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации/О.Ю.Еремина//Журнал российского права.-2005.-№ 11.-С.40−46.
  245. Г. В. Международно-правовой статус субъектов Российской Федерации/Г.В.Игнатенко// Российский юридический журнал. 1995. — № 1. -С. 9−11.
  246. A.A. Правовой статус субъекта Российской Федерации: опыт доктринального исследования/А.А.Кондрашев//Известия высших учебных заведений. Правоведение.-2003.-№ 6.-С.4−20.
  247. И.И. Новый механизм приведения к власти глав субъектов Российской Федерации: проблемы и сомнения/И.И.Конкина.-Конституционное и муниципальное право.-2005.-№ 3.-С.23−27.
  248. И.А. Структура Российской Федерации: современное состояние и перспективы совершенствования/И.А.Конюхова// Государство и право.-2007.-№ 2.-С.37−46.
  249. В.А. Статус субъекта РФ как категория конституционного права/ В. А. Кочев, Н. В. Машьянов //"Черные дыры» в российском законодательстве.-2007.-№ 2.- С.43−45.
  250. О.В. Об экономических аспектах федеративных отношений/О.В.Кузнецова//Государственная власть и местное самоуправление.-2006.-№ 3.-С.6−8.
  251. A.A. О статусе субъекта Российской Федерации/А.А.Ливеровский// Известия высших учебных заведений. Правоведение.-2000.-№ 2.-С.82−91.
  252. В.Н. Проблемы развития бюджетного федерализма в России/В.Н.Лизунов//Вестник ТИСБИ.-2005.-№ 4 Электронный ресурс. -Режим доступа: http://www.tisbi.ru/science/vestnik/2005/issue4/Econom6.html, свободный.
  253. В.О., Гомбожапов О. С. К вопросу о полноте государственной власти субъектов Российской Федерации/В. О. Лучин//Закон и право.- 2007.-№ 9.-С.З-6.
  254. М.К. Гражданство Российской Федерации и гражданство ее субъектов/М.К.Маликов//Государство и право, — М., 1997, — № 8.
  255. Р. Б. Гарантии конституционного статуса республики как субъекта Российской Федерации : Формы участия в реализации функций федеральной государственной власти/Р. Б. Мамаев//Гражданин и право. -2002.-№ 11/12.-С. 32−39.
  256. Г. Н. Правовое государство и советский федерализм/Г.Н.Манов//Советское государство и право.-1991.-№ 1.-С.З-6
  257. О.М. Двухпалатные парламенты в субъектах федерации/О.М.Медвецкий// Государственная власть и местное самоуправление.-2006.-№ 3.-С.21 -23.
  258. О.Б. Современные тенденции и перспективы оптимизации конституционного правосудия в субъектах Российской Федерации/О.Б.Мироновский//Конституционное и муниципальное право.2005.-№ 5.-С.26−28.
  259. С.А. Совершенствование российского федерализма и проблемы укрепления государственной власти/С.А.Осипян//Философские науки.2006.-№ 12.-С.5−12.
  260. С.А. Государство и власть : (Теоретический очерк)/С.А.Осипян// Философские науки. 2003. — № 8.-С.21−35.
  261. С.Г. О совершенствовании правового регулирования статуса конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации/С.Г.Павликов//Конституционное и муниципальное право.-2007.-№ 3.-С.31−35.
  262. П. Проблемы федеративных отношений в Австрии/П.Пернталер//Государство и право.-1994.-№ 3.-С. 120−125.
  263. Е.В., Глигич-Золотарева М.В. Актуальные вопросы разграничения компетенции между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации/Е.В.Першин//Государственная власть и местное самоуправление.-2008.-№ 2.- С.9−19.
  264. B.B. О концепции развития международных связей субъектов Российской Федерации/В.В.Пустогаров//Государство и право.-1997.- № 2.-С.45−51.
  265. В.В. Члены федерации как субъекты международного права/В .В .Пустогаров/УСоветское государство и право.-1992.- № 1.-С.43−53.
  266. М.С. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации: понятие и система/М.С.Саликов// Известия высших учебных заведений. Правоведение.-2003.-№ 5.-С.49−59.
  267. A.A. Разграничение компетенции Российской Федерации и ее субъектов: мифы и реальность/А.А.Сергеев//Федерализм. -2005, — № 2 -С. 107 -133.
  268. С. Централизация и децентрализация власти в современном федеративном государстве/С.Собянин//Федерализм.-2006.-№ 2.-С.63−89.
  269. А.Н. Проблемы федеративного конституционализма в России/А.Н.Соколов//Конституционное и муниципальное право.-2007.-№ 11.-С.16−17.
  270. С. Федерация и регионы России: договорной процесс/С.Солник //Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 1996. -№ 1.-С.40−46.
  271. Ю.И. О правосубъектности членов федерации в международном праве/Ю.И.Федоров// Московский журнал международного права.-1994.-№ 4.-С.108−113.
  272. Т.Я. Национально-культурная автономия в системе российского федерализма: правовой аспект/Т.Я.Хабриева// Государство и право.-2006.-№ 9.- С.5−10.
  273. Т.Я. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов/Т.Я.Хабриева// Федерализм.-2003 .-№ 2.
  274. Т.Я. Национально-культурная автономия: современные проблемы правового регулирования/Т.Я.Хабриева//Журнал российского права.-2002.-№ 2.-С.5−16.
  275. В. А. Дело об отмене выборов руководителя субъекта Российской Федерации/В.А.Черепанов//Федерализм.-2006.-№ 2.-С.105−125.
  276. В.А. Реформа государственной власти в субъектах Российской Федерации/В.А.Черепанов// Закон и право.-2005.-№ 4.-С.9−14.
  277. В.Е. О публичной власти (Постановка проблемы)/В.Е.Чиркин// Государство и право.-2003.-№ 10.-С.8−15.
  278. Ш. Государство- субъект Федерации: проблемы теории и практики/Ш.Ягудин// Казанский федералист.-№ 3(7).-Казань, 2003.-С.13−19.
  279. А.Ю. Статус субъекта права (теоретические вопросы)/А.Ю.Якимов//Государство и право-2003.-№ 4.-С.5−10.
  280. Е.Э. Конституции зарубежных государств о правомочиях членов федераций в международных отношениях/Е.Э.Янюк// Вестник МГУ. Серия 11 «Право».- 2005.-№ 4.-С.46−55.
  281. Источники на иностранных языках
  282. Franck Т. Why federations fail/Thomas Franck//Why federations fail: collected articles.-New York, 1968.- P.161−174.
Заполнить форму текущей работой