Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психолого-педагогические условия оптимизации управления развитием дошкольного образовательного учреждения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При гуманном, развивающем управлении руководителю приходится становиться посредником, а не быть, как это было принято раньше, в роли наставника, учителя, воспитателя. Как посредник он должен помочь педагогу увидеть не столько психолого-педагогические проблемы и возможные пути их решения, сколько его собственную потенциальность в их решении. Как посредник он должен суметь объединить для решения… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА. Проблема психолого-педагогического управления развитием дошкольного образовательного учреждения в научных исследованиях
    • 1. 1. Концептуальные подходы к построению моделей управления развитием в психолого-педагогических исследованиях
    • 1. 2. Гипотеза и задачи исследования

    ГЛАВА Теоретические основы построения экспериментальной модели психолого-педагогического управления развитием дошкольного образовательного учреждения. 60 11.1. Принципы построения экспериментальной модели управления развитием дошкольного учреждения, содержательная характеристика основных ее структурных компонентов

    11.2 Задачи и программа экспериментального исследования, результаты констатирующего эксперимента.

    ГЛАВА Апробация экспериментальной модели управления развитием дошкольного учреждения

    111.1. Задачи и программа формирующего эксперимента.

    111.2. Стратегический план дошкольного учреждения и его роль в общей программе развития

    111.3. Место и роль руководителя в системе управления развитием дошкольного учреждения.

    111.4. Динамика развития дошкольного учреждения по результатам реализации экспериментальной программы.

    Выводы по главе.

Психолого-педагогические условия оптимизации управления развитием дошкольного образовательного учреждения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Изменение парадигмы образования, новые подходы к определению его целей и содержания, обусловленные изменениями, происходящими в политической, экономической и социальной жизни России, активизировали поиск новых идей по переосмыслению принципов организации системы образования, управления ее звеньями. Это самым непосредственным образом коснулось дошкольного учреждения, которому впервые Законом Российской Фе-рации «Об образовании» был придан статус образовательного.

Осознание необходимости перехода от учебно-дисциплинарной к личностно-ориентированной модели образования, неудовлетворенность содержанием и методами образовательного процесса, предлагаемыми типовой программой воспитания и обучения детей в детском саду, требования отказаться от его, все еще действующего, программно-методического обеспечения, в котором заложены педагогические воздействия, отрицательно влияющие на ребенка, обусловили поиск путей обновления не только содержания и методов дошкольного образования, но и управления им на разных уровнях.

Традиционно сложившееся в период господства учебно-дисциплинарной модели образования управление дошкольным учреждением, соответствовавшее по структуре, содержанию и методам административно-командной системе управления образованием, предполагало его жесткую централизацию. Централизованная система управления, фактически замыкалась сама на себя, способствовала развитию управленческих штампов и своеобразной идеологии руководителей дошкольными учреждениями, освободиться от которых довольно затруднительно из-за отсутствия необходимой их подготовки, субъективными опасениями не справиться с трудностями перехода к демократическим формам управления, боязни резких перемен. Эта идеология, безусловно, является определенным тормозом в обновлении и перестройке образовательного процесса дошкольного учреждения в соответствии с современными требованиями.

Руководитель, обязанный обеспечить выполнение типовой программы и нормальное функционирование дошкольного учреждения в полном соответствии с многочисленными нормативно-ди-рективными документами и инструкциями, вынужден воздействовать на педагогов напрямую. Он ставит перед ними цели и задачи, определяет порядок деятельности по их реализации, контролирует, оценивает, поощряет. При таком подходе, не учитывающем личностного фактора, воспитатель ставится в позицию исполнителя воли руководителя, который, в свою очередь, сам является исполнителем директив вышестоящих руководителей и органов управления.

Подобная модель управления, которую мы условно могли бы назвать «исполнитель исполнителя» оставляет невостребованным личностный, творческий потенциал не только педагога, но и самого руководителя.

В настоящее время все большее распространение приобретает понятие развивающего образования, суть которого определяется прежде всего направленностью на ¦ развитие личности, мышления и деятельности его субъектов, а не на формирование «нового человека» .

Построение развивающего образования необходимо и в дошкольном учреждении хотя бы как условие обеспечения целостности дошкольного и начального школьного образования в направлении обеспечения единого подхода к развитию личности ребенка. Оно имеет и свои специфические задачи для дошкольного учреждения: оно должно обеспечить условия для профессионального и личностного роста педагога. Мы полагаем, что в это* связи управление дошкольным учреждением должно строиться с принципиально иных позиций. Построение развивающего образования, на наш взгляд, требует и развивающего управления, при котором выдвигаемое на первый план профессионально-личностное развитие педагога становится основным условием развития дошкольного учреждения.

Приоритетность задач развития личности ребенка и педагога, обеспечение непрерывности этого процесса, профессиональный подход к решению этой проблемы требует не только иного управления, но и качественно иного руководителя.

Мы полагаем, что руководитель современного дошкольного учреждения должен быть не только соответствено образован, но и подготовлен к принятию индивидуальности другого, признанию его суверенностион должен быть мотивирован на поиск решений психолого-педагогических проблем, возникающих в детском и педагогическом коллективах, обладать высоким уровнем профессионально-личностной рефлексиион должен стремиться к установлению сотворческого стиля руководства, исключающего. манипулирование подчиненными, совместно с педагогами разрабатывать проекты развития дошкольного учреждения. Необходимость обеспечения каждому педагогу. собственной траектории профессионально-личностного развития, как одного из условий его творческого роста, требует от него не только аналити-ко-диагностических и проектировочных умений, но и пристального внимания к собственному профессионально-личностному росту, переоценки своих знаний и умений, определения своего места в системе профессионально-трудовых отношений.

Курс на деунификацию образовательных программ и технологий, предоставление педагогам права на их выбор и собственную разработку актуализирует проблемы иной организации контроля и руководства образовательным процессом, иного планирования, координации деятельности воспитателей и специалистов, использующих альтернативные программы. Раньше этих проблем не возникало, поскольку «работа по единой, жестко регламентированной программе, неизбежно приводила к единообразию форм, содержания и методов педагогического процесса» и, соответственно, едиными для всех учреждений были формы и методы контроля, планирования.

Руководителю дошкольного учреждения, в котором внедряются или разрабатываются новые педагогические технологии, необходимо теперь постоянно убеждаться, что они действительно эффективны в плане развития ребенка, а это, в свою очередь, потребует от него усиления внимания к повседневной деятельности педагогов, особенностям их взаимодействия с детьми .

Разработка и внедрение в дошкольном учреждении инновационных программ неизбежно приводит к, появлению в деятельности руководителя новых управленческих функций. Возрастание и обогащение управленческих функций ведет к увеличению нервно-интеллектуальной и функциональной нагрузки на руководителя дошкольного учреждения, что, в свою очередь, ставит его перед необходимостью делегирования какой-то их части сотрудникам. Однако это возможно лишь при высоком уровне организационно-педагогической культуры учреждения.

Следует сказать и о том, что сегодня особую актуальность приобретает проблема консолидации педагогов дошкольного учреждения и его руководителя. Консолидация, как путь навстречу друг другу, возможна, по нашему убеждению, при гуманном управлении, при котором опыт педагога и его личностные качества имеют для руководителя большое значение. Использование его в разработке, экспертизе образовательных программ и технологий делает их личностно значимыми для педагога, активизирует его деятельность.

При гуманном, развивающем управлении руководителю приходится становиться посредником, а не быть, как это было принято раньше, в роли наставника, учителя, воспитателя. Как посредник он должен помочь педагогу увидеть не столько психолого-педагогические проблемы и возможные пути их решения, сколько его собственную потенциальность в их решении. Как посредник он должен суметь объединить для решения этих проблем не только педагогов разного профиля, но и других работников учреждения. Помочь им, даже если они находятся в разных профессиональных и личностных позициях, осознать общие проблемы и объединяющие функции, научить слушать и понимать другого. Решение этой задачи во многом зависит от уровня представлекюсти в сознании руководителя особенностей объектов своего управления.

Консолидация характеризуется партнерскими отношениями, которые невозможны при иерархическом управлении. Отношения «начальник — подчиненный» не дают возможности руководителю и педагогу понять друг друга. Партнерские взаимоотношения возможны при развитом самоуправлении, отвечающем требованиям профессионального управления.

Фактически перед руководителем встает проблема создания руководящего коллектива, способного взять на себя и успешно решать такие управленческие функции как целеполагание, постановка и обоснование задач, проведение психолого-педагоги-ческого мониторинга, определение стратегии развития учреждения, создание в нем образовательного, правового, исследовательского пространств.

Проведение исследовательской работы — одна из новых и важных функций в управленческой деятельности руководителя дошкольного учреждения. Практико-ориентированные исследования, проводимые педагогическим коллективом, необходимы, по нашему мнению, для: обоснования изменений и корректив, вносимых в образовательный процессопределения тенденций прогресса и регресса в развитии учреждениявыявлению степени готовности педагогов к личностно-ориентированному взаимодействию с ребенком.

Для обеспечения желаемого качества работы руководителю необходимо иметь представление и о том, какие надежды возлагают на дошкольное учреждение родители, учителя, вышестоящие органы управления, как относятся к нему дети.

Мы полагаем, что знания и представления о развитии мыс-ледеятельности коллектива, уровне профессионально-лич-ностного развития каждого педагога, их готовности к личностно-ориентированным гуманным отношениям с детьми, знания о соответствии уровня развития учреждения проектируемому, будучи интегрированы руководителем в пространство его управленческой деятельности, в значительной степени облегчат построение развивающего управления в дошкольном учреждении.

Мы убеждены, что успех деятельности руководителя в обеспечении развития дошкольного учреждения основывается на трех важных факторах: его личности, профессионально-личностном развитии педагогов и том, что связывает эти две составляющие — профессионально-волевых действиях руководителя в сочетании с навыками прогнозирования.

Иными словами, современное состояние дошкольного образования, многообразие и разнопрофильность дошкольных учреждений, показывают нам, что хотя эффективное управление каждым — сугубо индивидуальный, творческий процесс деятельности его руководителя, тем не менее принимать компетентные управление с кие решения, основываясь только на здравом смысле, интуиции, житейском опыте принципиально невозможно. В современных условиях обновления дошкольного образования управление развитием его учреждений должно иметь, научно-организационную и методическую проработку.

В этой связи, особую актуальность приобретают проблемы изучения психолого-педагогических условий оптимизации управления развитием дошкольного учреждения, разработка авторских вариантов теоретико-прикладных управленческих моделей, отвечающих требованиям времени.

Мы убеждены, что управление дошкольным учреждением, смоделированное с учетом нынешнего этапа его развития и прогнозируемого будущего, не вступающее в противоречие с профессионально-личностной направленностью педагогов, уровнем их организационно-педагогической культуры и квалификации, основанное на подлинном самоуправлении, сможет не только обеспечить выполнение государственного стандарта дошкольного образования, но и вывести педагогов на более высокую ступень профессионально-личностного развития.

Решение задачи определения самых общих и основных условий оптимизации психолого-педагогического управления развитием дошкольного учреждения и разработки в этой связи научно обоснованного варианта управляющей модели, имеющей практическое значение, ставит нас перед необходимостью тщательного изучения состояния вышеозначенных проблем в науке и практике педагогической психологии.

Анализ научных исследований показал, что основное внимание ученых направлено на изучение проблем управления современной школой. Предложенные в них технологии развития инновационной школы, безусловно, не могут быть в полной мере использованы в управлении развитием дошкольного учреждения. В психолого-педагогической литературе по проблемам управления дошкольным учреждением с позиции его развития специально выделенных исследований нам встретить не удалось. Однако есть значимые работы, связанные с организационно-педагогической деятельностью руководителя (К.Ю.Белая, Л.М.Деняки-на, О. Л. Князева, Н. А. Короткова, М. Д. Маханева, Н. Я. Михайленко, О. А. Сафонова, Р. Б. Стеркина и нек.др.).

Однако констатация этого факта сама по себе не может служить бесспорным свидетельством того, что предложенная и апробированная в данном исследовании модель возникла на пустом месте. Она была выстроена с учетом всех сколько-нибудь значимых в интересующем нас направлении идей, мыслей и взглядов, получивших отражение в философской литературе, психологических и педагогических исследованиях, работах по социальной психологии и психологии управления.

Философские и психолого-педагогические направления, развернувшиеся в начале и середине XX-го века фактически создали теоретическую почву для переосмысления понятия образования в рамках идеи развития (Л. И. Божович, Л. С. Выготский, В. Гуар-дини, Д. Дьюи, А, В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. В. Лурия, Т. Литт и др.). Эти авторы прежде всего обращались к анализу сознания и самосознания, проблемам автономии личности и особой роли ее самодеятельности. Эти идеи были развиты в работах В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, А. В. Петровского и др., и нашли свое отражение в концепциях дошкольного воспитания.

Демократизация образования, начавшаяся с середины 80-х годов и совпавшая с началом ломки авторитарно-командной системы управления в государстве, привела к появлению ростков нового педагогического мышления. Стала развиваться педагогика сотрудничества, оформившаяся впоследствии как личност-но-ориентированная развивающая модель образования. Ее приоритетами стали субъектность и личность ребенка, нацеленность всех ступеней образования на его интеллектуальное, нравственное, физическое развитие.

Этот процесс обусловил и поиск новых форм управления образовательным учреждением. Традиционные модели, ориентированные на обеспечение экстенсивного функционирования образовательного учреждения, исчерпали себя.

Подчинение образования задачам разностороннего и свободного развития ребенка является существенным шагом в сторону гибкости, открытости, вариативности и подвижности образовательного процесса, что требует переосмысления традиционных приоритетов его деятельности.

Изучение психолого-педагогических исследований, работ в области философии образования, психологии управления, социальной психологии, науки управления позволили нам создать целостное представление о развитии управления образованием на разных его уровнях. Укажем несколько основных направлений в исследованиях, которые имели существенное значение для осмысления интересующей нас проблемы.

В качестве наиболее важных отметим следующие исследования :

— по управлению образованием на базе общетеоретических проблем выделим работы В. Г. Афанасьева, Л. И. Анциферовой, С. К. Архангельского, Ю. К. Бабанского, Е. С. Березняк, И. Д. Зверева, Ю. Ф. Талызиной, Е. П. Тонконогой, Т. Е. Шамовой, С.Г.Шапова-ленко;

— в области теории управления в инновационном пространстве, проектирования и моделирования, организации психолого-педагогического мониторинга можем сослаться на таких авторов, как: А. А. Аминов, А. Г. Гостев, Ю. А. Конаржевский В.Ю.Кричевский, В. В. Кузьмина, С. Н. Маслов, М. М. Поташник, A.M. Mo исеев, В. В. Репкин, Г. П. Щедровицкий, Е. А. Ямбург и др.;

— в философских, психолого-педагогических исследованиях по проблемам развития личности, становления ее самосознания, ценностных ориентаций, мировоззрения, активности, в целом субъектности ребенка и педагога нас интересовали авторы:

A.Г.Асмолов, А. В. Брушлинский, Л. С. Выготский, Г. И. Гурдхиев,.

B.П.Зинченко, А. А. Касьян, Б. Б. Коссов, Б. Ф. Ломов, А. Р. Лурия, Ф. Т. Михайлов, Л. Ф. Обухова, А. Б. Орлов, У. В. Ульенкова, П.Г.Щед-ровицкий, М. Чиксентмихайя и др.;

— в исследованиях в области теории и практики управления по проблемам специфики управленческой деятельности, становления профессионального и социального партнерства, организационной культуры, менеджмента и самоменеджмента нас привлекли Ф. Генов, Л. Зайверт, В. Зигерт, Ю. Солнышков, В. Карпи-чев, А. И. Китов, Л. Ланг, Б. Ф. Ломов, Т. П. Матрукова, М.В.Максимовс-кая, Я. Радченко, К. Шольц, Б. Хотц-Харт и др.;

— исследования в области педагогических технологий, организации взаимодействия субъектов образовательного процесса (К.А.Абульханова-Славская, А. Г. Асмолов, Л. А. Венгер, В. В. Давыдов, A.M. Леушина, Н. Я. Михайленко, В. А. Петровский, П.Г.Щедровиц-кий, Д. Б. Эльконин и др.) также во многом помогли нам в определении концептуальных подходов.

Кроме того, осмыслению основополагающих в нашем исследовании позиций способствовало изучение «концепций развивающей среды, организации творческого пространства, повышения квалификации работников сферы образования (В.А.Петровский, В. Злот-ников, П. Г. Щедровицкий и др.). Необходимая информация была получена нами в процессе изучения Закона Российской Федерации.

Об образовании", нормативно-правовых актов, инструктивных документов, методических рекомендаций Министерства образования Российской Федерации.

Значительный вклад в разработку научных основ управления на всех уровнях, на наш взгляд, вносят работы М. И. Кондакова, в которых вопросы теории управления сочетаются с практическими рекомендациями, существенно влияющими на работу управленцев-практиков,.

Практический интерес•для нашего исследования имели работы Р. Ширма «Структура личности», В. Зигерта и Л. Ланг «Руководить без конфликтов». Последние рассматривают управление как задачу развития личности, а психологические методы руководства анализируют в тесной связи с личностью и нравственным обликом руководителя,.

Определенную направленность нашему исследованию придали работы С. Ю. Степанова о сотворчестве в управлении, С. Н. Маелова, С. Ю. Степанова об управленческой инноватике и рефлепрактиче ских методах в ней, А. Б. Орлова, рассматривающего личность как систему мотивационных отношений.

Важное значение для нашего исследования имели работы М. М. Поташника, в которых обсуждаются теоретические проблемы современного менеджмента в образовании, практико-ориентиро-ванные, прикладные, методические проблемы, связанные с построением внутришкольного управления в режимах функционирования и развития.

Вместе с тем, необходимо отметить, что для большинства предложений, которые делаются в настоящее время в отношении улучшения системы управления в образовании характерен частичный подход. Каждое имеет свое частичное основание, но вместе они не увязаны и, следовательно, в целом не имеют единого обоснования. Мы полагаем, чтобы дать научное обоснование модели психолого-педагогического управления развитием дошкольного учреждения, необходимо рассмотреть проблему в целом и определить взаимосвязь и соотношение всех ее частей, границы возможного изменения каждой части в связи с соответствующими изменениями других.

Мы полагаем, что оптимальной модель управления развитием дошкольного учреждения будет тогда, когда все ее звенья и функции будут составлять одно целое, а ее реализация будет обеспечиваться созданием соответствующих условий.

В психолого-педагогических исследованиях эти условия как система или комплекс фактически не выделены.

Иными словами, все вышесказанное является несомненным свидетельством того, что проблема специфических особенностей профессионального (психолого-педагогического) управления развитием дошкольного учреждения как начального звена системы образования и как качественно своеобразного детского учреждения в настоящее время является малоразработанной. Огромная практическая значимость этой работы вкупе с недостаточной научной разработанностью делают ее остроактуальной.

ЦЕЛЬ НАШЕГО ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: выявление психолого-педагогических условий, способствующих оптимизации управления развитием дошкольного образовательного учреждения в современных условиях.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: дошкольное учреждение как специфическая саморазвивающаяся образовательная система.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: теоретические и организацинно-методические основы управленческой модели развития дошкольного учреждения и ее апробация.

ОБЩАЯ ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: учитывая, с одной стороны, уровень изученности интересующей нас проблемы, закономерности взаимодействия факторов психического становления личности, ведущую роль педагогического управления в этом процессе, а с другой, — личностно-ориентированные цели и задачи воспи-тательно-образовательного процесса дошкольного учреждения и рожденные ими принципиально новые подходы к разработке технологических основ организации жизнедеятельности педагогического и детского коллективов и их взаимодействия с учетом перспектив развития, можно создать теоретико-прикладную модель управления развитием дошкольного учреждения. Важнейшим ее структурно-организационным ядром должна стать личность педагога, а основными механизмами, обеспечивающими ее развитие, и, как следствие — эффективность ее воздействия на ребенка, должны быть психологические факторы управления, направляемые личностно высокомотивированной творческой педагогической деятельностью руководителя.

Эта гипотеза получила конкретизацию в серии ЧАСТНЫХ ГИПОТЕЗ:

— модель развивающего личностно-ориентированного образования в дошкольном учреждении обязательно предполагает включенность педагогического коллектива в управленческую деятельность дошкольным учреждением, его способности приближаться к адекватной оценке своей работы и принимать на себя часть управленческих функций руководителя;

— истинное самоуправление как условие саморазвития педагога и основа децентрализации управления дошкольным учреждением возможно при переосмыслении руководителем своих управленческих функций, определении своего места и роли в управляющей модели и системе трудовых отношений;

— стержневым параметром, задающим основные требования к структуре модели управления должно быть соотношение между настоящим и прогнозируемым состоянием развития дошкольного учреждения по всем направлениям его деятельности, включая уровень мыследеятельности и организационной культуры педагогического коллектива.

В соответствии с целью, предметом и гипотезами в исследовании ставились и решались следующие ЗАДАЧИ:

1. Определить концептуальные подходы к построению теоретико-прикладной модели управления развитием дошкольного учреждения в современных условиях.

2. Разработать теоретико-прикладную модель управления развитием дошкольного учреждения.

3. Апробировать разработанную модель управления развитием дошкольного учреждения в специально созданных психолого-педагогических условиях, оценивать ее эффективность.

4. Разработать научно-методические рекомендации в помощь руководителю дошкольным учреждением.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ исследования были определены под влиянием диалектико-материалистической теории познания, а также достижений современной психологической мысли о социально-исторической природе психики человека, значении деятельности в ее развитии и активности субъекта в овладении ее структурой. Были использованы результаты современных психолого-педагогических исследований по проблемам теории и практики управления, развитию инновационного образования, а также концептуальные идеи о проектировании образовательных программ и технологий.

Программа нашего исследования была реализована при использовании разнообразных методов: изучение и анализ исследований, выполненных в области педагогической, возрастной психологии, педагогики, психологии управления, философии образования, нормативно-правовой сферыизучение состояния управления дошкольным учреждениеманкетирование, интервьюирование руководителей дошкольных учреждений, воспитателей, родителейтеоретико-прикладное проектирование, моделирование, экспериментоценка эффективности теоретико-прикладной модели управления была осуществлена на основе диагностики интеллектуального, физического, нервно-психического развития детей в экспериментальном дошкольном учреждении N 199 г. Нижнего Новгорода.

ОБОСНОВАННОСТЬ И ДОСТОВЕРНОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ обеспечивалась исходными теоретическими положениями, применением комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследования, апробацией исследовательских методик, воспроизводимостью основных выводов и результатов при внедрении в практику.

ЛОГИКА И ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Программа исследования осуществлялась в 3 этапа в период с 1990 по 1996 гг.

На первом этапе (1990 г.) решались задачи: определения цели исследования, постановки и обоснования проблемы, разработки комплексной программы исследования, создания рабочей гипотезы, формулирования основных задач исследования.

На втором и третьем этапах исследования (1992;1996гг.): — проводилось изучение философских, психолого-педагогических исследований с целью разработки концептуальных подходов к созданию управленческой модели развитием дошкольного учрежденияразрабатывалась управленческая модельвыявлялись пути и возможности позитивного влияния руководителя на повышение организационно-педагогической культуры дошкольного учрежденияизучались возможности осуществления опережающей профессиональной подготовки педагогов дошкольного учреждения к работе с инновационными образовательными программами на основе самооценки ими своей профессионально-личностной подготовленностивыявлялись пути и возможности профессионального включения педагогов в регламентированное пространство управленческой деятельностиизучались возможности организации планирования образовательного процесса в зависимости от повышения организационно-педагогической культуры дошкольного учреждения и творческо-поисковой деятельности педагоговразрабатывались Стратегический и Базисный планы учреждения, тематические планы образовательных курсов, альтернативные варианты календарных плановопределялись специфика развития дошкольного учреждения в период реформирования дошкольного образования и возможности управления развертыванием инновационных процессов;

— проводились экспериментальная проверка разработанной модели управления и всесторонний анализ результатов исследования ;

— разрабатывались методические рекомендации руководителям дошкольных учреждений;

— определялись дальнейшие перспективы исследования проблемы.

ЭМПИРИЧЕСКОЙ базой исследования послужил многолетний опыт работы автора по развитию инновационных процессов в возглавляемом дошкольном учреждении, опыт проектирования и экспертизы инновационных проектов и программ, участие в эксперименте Министерства образования РФ по аттестации и аккредитации дошкольных учреждений, а также опыт работы детских дошкольных учреждений России, СНГ, США, Англии, Голландии, который диссертанту довелось изучать во время встреч на Региональных, Республиканских семинарах и научно-практических конференциях, зарубежных сессиях Свободного университета «Эврика», слушателем управленческого факультета которого он является.

Основной экспериментальной базой исследования были дошкольные учреждения Московского района г. Нижнего Новгорода — NN 83, 92, 114, 199, 355, 385, 390, 417, 437.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ. ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ заключается в том, что в нем:

— впервые предпринята попытка дать целостный и систематизированный анализ научных данных из различных смежных с педагогической психологией научных отраслей, имеющих отно-% шение к решению проблемы управления развитием детского дошкольного учреждения в современных условиях развития системы образования;

— определены концептуальные подходы к построению теоретико-прикладной модели управления развитием дошкольного учреждения ;

— разработана и теоретически обоснована модель управления развитием дошкольного учреждения, определено функциональное психологическое содержание основных ее структурных компонентов, выделены психолого-педагогические условия их эффективного взаимодействия по обеспечению развития детского учреждения;

— в качестве определяющего структурного компонента в разработанной модели выделяется стратегическое планирование развития дошкольного учреждения: разработаны и апробированы Базисный и Тематический планы, нормирующие и направляющие в определенное русло поисково-творческую деятельность педагогического коллектива во имя полноценного физического и психического развития ребенка;

— определены место и роль руководителя учреждением в разработке и реализации стратегического плана развития детского учреждения через интеграцию всех сфер развивающего пространства (календарное планирование, психолого-педагогический мониторинг, система профессиондльно-личностного повышения квалификации педагогического персонала внутри дошкольного учреждения и др);

— результаты апробации разработанной в исследовании модели управления развитием дошкольного учреждения подтвердили и определенным образом конкретизировали важнейшее теоретическое положение педагогической психологии о ведущей роли социально-педагогических условий и активного отношения к ним формирующейся личности;

— выявлены психолого-педагогические условия, оптимизирующие управление развитием дошкольного учреждения: ориентация на зону его ближайшего развития — разработка и принятие программы, адекватной ближайшим перспективам развития, определяющимся на основе психолого-педагогического мониторинга и рефлексии педагогов своей профессиональной деятельностиобеспечение профессионально-личностной направленности деятельности педагогов, их включенности в аналитико-диагности-ческую и проектировочную управленческую работусоздание системы опережающей подготовки педагогов к работе с иннова-ционнными программами и технологиями развивающего образованияповышение уровня организационно-педагогической культуры и др.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ определяется тем, что в нем разработано содержательно-методическое обеспечение теоретико-прикладной управленческой модели и методические рекомендации к его использованию в практике работы дошкольных учреждений. Так, Программа «Здоровье» внедрена в практику работы многих дошкольных учреждений как Нижнего Новгорода и Нижегородской области, так и других, регионов России. Внедрение управленческой модели, разработанной в процессе исследования, в практическую деятельность базового учреждения N 199 со всеми методическими материалами позволило его коллективу занять лидирующее положение в разработке практиками инновационных технологий и стать лауреатом Всероссийского конкурса «Детский сад года» (1995 г.). Кроме того, педагогами этого дошкольного учреждения разработано 12 образовательных курсов, входящих в комплексную образовательную программу «Восхождение». Проект этой программы был разработан диссертантом также в процессе исследования. Он получил высокую оценку на конкурсе инновационных проектов, проводимом в рамках программы «Обновление гуманитарного образования в России» Международным фондом «Культурная инициатива» (1994 г.) .

Результаты исследования могут быть использованы в практике работы высшей педагогической школы, в системе повышения квалификации педагогоческих кадров, в том числе кадров руководителей дошкольными учреждениями. Эти результаты могут быть также использованы руководителями дошкольными учреждениями при разработке индивидуальных концепций и моделей управления, организации квалификационной подготовки, планирования и контроля образовательного процесса.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Основные идеи и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры детской психологии Нижегородского государственного педагогического университета, Коллегии управления образования Администрации г. Нижнего Новгорода, научно-методических семинарах и конференциях, организованных управлениями образования Нижнего Новгорода, других регионов России (Москва, Самара, Тюмень, Ноябрьск, Уфа, Рязань, Комсомольск-на-Амуре и др.). положения, выносимые на защиту.

1.Принципиально новая парадигма развития образования в современных условиях, ориентация на развитие личности заставляют по-иному взглянуть на проблему управления развитием образовательного учреждения, в частности дошкольного.

2.Дошкольное учреждение в силу его специфики требует иного инновационного подхода к управлению нежели школа.

3.Инновационная модель управления развитием дошкольного учреждения в современных условиях развития системы образования должна быть выстроена на принципиально новых научно-теоретических основах и иметь научно обо&нованную психолого-педагогическую характеристику.

4.Апробация разработанного нами варианта экспериментальной теоретико-прикладной модели управления развитием дошкольного учреждения убедила в принципиальной возможности ее создания .

5.Теоретическое значение разработанной и апробированной теоретико-прикладной модели заключается в том, что она убедительно доказывает, что перевод педагога в позицию субъекта управленческой деятельности является самым необходимым условием развития детского учреждения.

6.Психолого-педагогические условия эффективного управления развитием дошкольного образовательного учреждения, выявленные, апробированные и научно обоснованные нашим исследованием принципиально переносимы в практику работы дошкольных учреждений и при определенных условиях организации стартового уровня могут работать на их развитие.

СТРУКТУРА диссертации соответствует логике научного исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (176 наименований), приложения.

Результаты работы с детьми * * *.

Деятельность руководителя *.

Деятельность коллег * *.

Финансовая деятельность ДОУ *.

Сохранность имущества * *.

Выполнение меропр. годового плана * *.

Приведенная карта показывает, что педагог в этом дошкольном учреждении фактически в управление не включен, самоуправленние доже на элементарном уровне в нем не развито.

Опросная карта определения инновационного потенциала коллектива дошкольного учреждения.

N Вопросы педагогу Отметьте выбранный ответ.

ДА НЕТ Затрудняюсь ответить.

1 Практико-ориентированные научные исследования можно успешно проводить на базе Вашего ДОУ.

2 Вы удовлетворены учебно-методическим обеспечением педагогической деятельности.

3 Ваша нынешняя деятельность соответствует Вашему диплому.

4 У Вас есть вполне определенные профессиональные интересы, которые можно реализовать в дошкольном учреждении.

5 Вы хорошо разбираетесь в новых педагогических технологиях, у Вас достаточно хорошая теоретическая база, чтобы понять их смысл.

6 Ваш собственный опыт обобщен в ДОУ, внедряется в практику.

7 Вас своевременно информируют о новых образовательных технологиях, разрабатываемых коллегами.

8 Удовлетворяет ли Вас уровень новизны предлагаемых методик и технологий.

9 Вас интересует управление дошкольным учреждением.

10 Ваш руководитель достаточно компетентен в новых технологиях.

1 1 Ваше мнение влияет на выбор направлений деятельности дошкольного учреждения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой