Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие математической культуры в России XIX века и роль «Журнала элементарной математики» и «Вестника опытной физики и элементарной математики» в усовершенствовании научно-педагогической культуры учителей математики России XIX-XX веков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изучить роль журналов в деле усовершенствования научно-педа-гогической культуры учителей математики России: а) роль журналов в повышении научного уровня математической подготовки учителя математики и развитии его творческого интереса в процессе самообразованияб) значение журнала «Вестник опытной физики и элементарной математики» в становлении и развитии в России движения за модернизацию школьного… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РОССИИ В Х1Хвеке
    • I. Открытие гением Лобачевским Н. И. неевклидовой геометрии
    • 2. Деятельность академика Остроградского М. В. с его открытиями в области математической физики, математического анализа и современной его времени алгебре
    • 3. Научная и научно-педагогическая деятельность академика Чебышева П.Л.
  • ГЛАВА II. РОЛЬ ЖУРНАЛОВ «ЭЛЕМЕНТАРНОЙ МАТЕМАТИКИ» и «ВЕСТНИКА ОПЫТНОЙ ФИЗИКИ и
  • ЭЛЕМЕНТАРНОЙ МАТЕМАТИКИ» в
  • УСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В РОССИИ КОНЦА XIX в
    • 1. Открытие во второй половине XIX века университета в г. Киеве и научная и научно-педагогическая деятельность профессора ЕрмаковаВ. П
    • 2. Необходимость научного усовершенствования математической подготовки учителей математики средней школы в России конца ХГХв
    • 3. Создание проф. Ермаковым В. П. журнала «Элементарной математики». Роль журнала в совершенствовании математического образования в России
    • 4. Преобразование журнала «Зяементарной математики» в «Вестник опытной физики и элементарной математики» и выдающаяся роль педагога-патриота Э. К. Шпачинского в усовершенствовании: и развитии журнала
  • ГЛАВА III. ЖУРНАЛ «ВЕСТНИК ОПЫТНОЙ ФИЗИКИ И ЭЛЕМЕНТАРНОЙ МАТЕМАТИКИ» (I898-I9I7) И ЕГО РОЛЬ В УСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ СРЩ1ЕЙ ШКОЛЫ В РОССИИ НАЧАЛА XX в
    • I. Научная и научно-педагогическая деятельность профессора Вениамина Федоровича Кагана .M-tfff
    • 2. Журнал «Вестник опытной физики и элементарной математики» (I898-I9I7) и его роль в становлении и развитии в России движения за модернизацию школьного математического образования. .'/Л ~
    • 3. Необходимость совершенствования научной подготовки преподавателей математики средней школы и роль журнала «Вестник опытной физики и элементарной математики» в решении этой задачи"
    • 4. Роль журнала «Вестник опытной физики и элементарной математики» в совершенствовании педагогической подготовки преподавателей математики средней школы России. jHf-КЧ
  • ЗАШИЕНИЕ./

Развитие математической культуры в России XIX века и роль «Журнала элементарной математики» и «Вестника опытной физики и элементарной математики» в усовершенствовании научно-педагогической культуры учителей математики России XIX-XX веков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Великое дело строительства коммунизма может быть решено только при условии всестороннего развития самого человека.

В резолюциях ХХ1У съезда КПСС читаем: «Съезд считает важной задачей дальнейшее совершенствование всей системы образования в соответствии с потребностями развития экономики, науки и культуры, научно-технической революции. В новом пятилетии обеспечить полный переход ко всеобщему среднему образованию молодежи» «'*/.

Успешное выполнение этих больших задач требует более высокой как научной так и педагогической подготовки учителя.

Среди различных форм и методов повышения научно-педагогической культуры учителя ведущая роль несомненно принадлежит самообразованию* Известную роль в решении этой задачи играют журналы для учителя. В. И. Ленин указывал:" .от раздавленного капитализма сыт не будешь. Нужно взять всю культуру, которую капитализм оставил, и из нее построить социализм. Бужно взять всю технику, науку, все знания, искусство. Без этого мы жизнь коммунистического общества построить не можем" .^.

Таким несомненно ценным наследием являются богатые замечательными традициями журналы:" Журнал элементарной математики" и «Вестник опытной физики и элементарной математики» ,.

И.Я.Депман писал: «Журнал профессора Ермакова3/ является самым серьезным из всех дореволюционных журналов по элементарной математике, Многие и многие статьи его заслуживают внимания и в настоящее время. В 674 номерах «Вестника» помещено несколько тысяч статей, заметок, задач и их решений. Авторами их являются с одной.

I/ Резолюции ХНУ съезда КПСС, Издательство политической литературы, М,, 1971, стр. 22.

2/ В. И. Ленин, Сочинения, т.38, стр. 55. 3/ «Журнал элементарной математики». стороны, большинство ученых конца прошлого и начала нынешнего столетия, с другой стороны — все без исключения методисты, авторы учебников и громадное количество учителей. Комплект «Вестника» является необходимым пособием каждого методиста" .^.

1урнал элементарной математики" и журнал «Вестник опытной физики и элементарной математики» сыграли в свое время не последнюю роль в деле совершенствования научно-педагогической культуры учителей математики России, поэтому изучение этих журналов представляет известный интерес не только для истории педагогики, но и дяя практики советской школы.

Эти соображения и определили выбор теш диссертации.

Задачи, которые ставила перед собой автор диссертации, следующие:

1. Дать краткую характеристику состояния математической науки в России в Х1Хв.

2. Восстановить в существенных чертах историю возникновения и развития журналов «Журнала элементарной математики» (1884−1886) и «Вестник опытной физики и элементарной математики» (1886−1917).

3. Изучить роль журналов в деле усовершенствования научно-педа-гогической культуры учителей математики России: а) роль журналов в повышении научного уровня математической подготовки учителя математики и развитии его творческого интереса в процессе самообразованияб) значение журнала «Вестник опытной физики и элементарной математики» в становлении и развитии в России движения за модернизацию школьного курса математикив) значение журналов в совершенствовании педагогического мастерства учителей математики.

4. Составить необходимый справочный материал.

В процессе исследования были использованы следующие источники: I/ «Математика в школе», 1951, Лб1,Стр.9 Ifi.

1. Труды классиков марксизма,.

2. Постановления партии и правительства о школе,.

3. Труды классиков математики и ученых математиков.

4. Работы по истории педагогики и истории преподавания математики.

5. Школьные уставы и программы Министерства Народного Просвещения.

6. Труды съездов, совещаний, комиссий, научных и педагогических обществ, а также отчеты и обзоры деятельности последних.

7. Журналы «Журнал элементарной математики» и «Вестник опытной физики и элементарной математики» за все годы издания.

8. Журнальные статьи, доклады по вопросам преподавания математики в школе.

Диссертация состоит из^рех главки приложения.

Первая глава называется «Развитие математической культуры в России в Х1Хв.» В ней дается краткая характеристика научной деятельности классиков математики Н. И. Лобачевского, М. В. Остроградского, П. Л. Чебышева.

Во второй и третьей главах — рассматривается научная деятельность проф. Ермакова В. П., Кагана В. Ф. и рольруководимых ими журналов «Элементарной математики» и «Вестника опытной физики и элементарной математики» в деле усовершенствования научно-педагогической культуры учителей математики средней школы России конца XIX и начала ХХвв.

Приложение представляет собой систематический указатель статей, напечатанных в «Вестнике опытной физики и элементарной математики» ^ в 1894—1917 гг.

I/ Указатель статей, помещенных в «Журнале элементарной математики» в 1884—1886 гг. и в «Вестнике опытной физики и элементарной математики» в 1886—1894 гг. (I-ХУ семестры) были опубликованы соответственно в I8SS и 1894 г.г.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В настоящей работе мы ставили своей целью выяснение роли журналов «Элементарной математики» /1884−1886/ и «Вестник опытной физики и элементарной математики» /1886−1917/ в деле совершенствования математико-педагогической культуры учителей математики средней школы России конца Ш. и начала ХХвв.

Изучив в предыдущих главах с указанной точки зрения деятельность этих журналов мы можем сделать некоторые обобщающие выводы.

1. К концу Х1Хв. с развитием науки математики и методики ее преподавания прогрессивные научные и общественные деятели и передовые представители учительства заметили существенные недостатки в сложившейся системе математического образования. Передовые представители русской математической науки и педагогики приняли самое активное участие в развернувшемся реформатском движении за модернизацию школьного математического образования.

2. Успешное проведение модернизации математического образования необходимо требует более глубокой как научной, так и педагогической подготовки преподавателей математики. Повышение научного уровня математической подготовки преподавателей математики и повышение их педагогического мастерства было одной из основных целей журналов «Элементарной математики» и «Beстникяопытной физики и элементарной математики» .

3. Профессор Ермаков В. П. — редактор журнала «Элементарной математики» /1884−1886/ и патриот-педагог Э. К. Шпачинский — редактор журнала «Вестник опытной физики и элементарной математики» /1886−1898/, исходили из глубокого убеждения, что основным в решении задачи совершенствования математико-педагогической культуры учителя математики средней школы является обновление знаний учителя по элементарной математики с точки зрения высшей математики. В связи с этим в период 1884—1898 гг. в названных журналах основное внимание уделялось научному освещению теоретических основ школьного курса математики, а именно, это система статей по геометрическим построениям на плоскости, по геометрии треугольника, по вопросу решения уравнений, исследования на максимум и минимум элементарными средствами, теоретическое обоснование основ школьного курса арифметики и т. д.

4. Планомерное руководство самостоятельной работой учителя математики по расширению и обновлению их знаний по математике осуществлялось в журналах путем помещения в них так называемых «тем для сотрудников», что поднимало и развивало творческую самостоятельность преподавателей математики.

5. Наряду с задачей усовершенствования научного уровня подготовки учителей математики средней школы в журнале «Элементарной математики», начиная с 1885 г., и дальше в журнале «Вестник опытной физики и элементарной математики» решалась задача усовершенствования педагогического мастерства учителя математики средней школы. Этой цели в журнале служил педагогический отдел, где помещались различного рода статьи педагогического свойства, как правило затрагивающие принципиальные вопросы преподавания математики в средней школе.

Обстоятельные с высокими оценками рецензии на учебные руководства по арифметике А. П. Киселева, А. И. Гольденберга, С.И.Шохор-Троцкого и др. указывали преподавателю математики верный путь в выборе учебных рукводств по предмету, одновременно подчеркивали лучшее в творческой работе передовых учителей.

6. Журнал «Элементарной математики» и журнал «Вестник опытной физики и элементарной математики» оказали большое влияние на лучших учащихся старших классов, выразившееся в сплочении коллектива учеников вокруг отдела задач.

Неизгладимое впечатление оказал журнал на многих учащихся в будущем великих ученых Г. Ф. Вороного, Д. А. Граве, В. Ф. Кагана и др., на активнейших в будущем сотрудников «Вестника» учителей Д. Ефремова, Г. Флоренского, З. Архимовича и др.

Увлечение учащейся молодежи предметом и методом математики осуществлялось в журнале также и путем предложения так называемых «тем для учащихся», что приводило к необходимости более серьезной творческой работы учащихся под руководством учителя.

7. К концу 90-х годов XIX столетия журнал «Вестник» практически исчерпал программу, намеченную профессором Ермаковым В.II., и назрел вопрос о ее обновлении. Бурное]развитие математики и физики в конце Х1Хв., растущие научные интересы преподавателей математики требовали необходимо, чтобы руководство журнала перешло в руки компетентных научных сил. Таковым оказался кружок преподавателей математики и физики Одесского университета.

8. Новая редакция (редактор В.Ф.Каган) считала первостепенной важностью своевременно доводить до сведения преподавателя математики и физики все то, что представляет интерес для школьного обучения, и в том числе информировать о наметившихся принципиальных тенденциях в науке и практической деятельности. Лишь подготовив и убедив учителя в важности новых идей и методов, можно было создать прочную. базу для реформы школьного математического образования.

9. В связи с этим в журнале «Вестник опытной физики и элементарной математики», начиная с 1900 г. основное внимание было уделено систематическому ознакомлению с новыми ведущими идеями в науке математике начала ХХв. В частности наиболее полно на страницах журнала была решена задача ознакомления преподавателей математики с вопросами аксиоматического построения науки, в частности геометрии. Это обращение журнала к вопросам современной математики и составляет основную отличительную особенность его по сравнению с математиче.

— tcfсш содержанием журнала периода до 1900 года. Именно это изменение программы и обеспечило то заметное влияние, которым пользовался журнал в среде русского учительства.

10. Повышение педагогической культуры преподавателей математики нашо в период 1900;1917гг. в журнале также свое новое выражение в том, что на его страницах широко освещались и критически оценивались различные тенденции движения за модернизацию школьного математического образования как в России, так и за рубежом. Мы вправе сказать, что доля журнала в деле становления и развития в России основных путей модернизации математического образования была далеко не последней. Именно на страницах журнала «Вестник» была практически подготовлена дискуссия по вопросам модернизации математического образования, широко развернувшаяся в период 1-го и 11-го Всероссийских съездов преподавателей математики.

11. Неоценимую помощь оказывал журнал преподавателям математики средней школы в их первом опыте по преподаванию в школе элементов математического анализа и аналитической геометрии, предоставляя свои страницы освещению первых результатов в этом опыте как в России, так и за рубежом. Особенно ценным следует отметить серьезную работу журнала по критическому обзору учебных руководств по началам высшей математики, а также творческого подхода к изменению отдела задач в сторону увеличения в нем задач проблем и задач на исследование поведения функции.

12. За тридцать лет издания «Вестника» в нем было помещено несколько тысяч статей, заметок и их решений. В математических материалах журнала нашли отражение все основные вопросы элементарной математики и методики ее преподавания. Щурнал до конца своего издания, несмотря на все возникающие на его пути трудности как материального, так и политического характера, остаЗ§ 5ея верен своим лучшим традициям,.

Прошго более полувека как прекратилось издание журнала «Вестник опытной физики и элементарной математики». Многие из его материалов устарели, но нельзя не сказать, что знакомство с этим журналом поражает смелостью решения на его страницах многих вопросов современной математики, которые и теперь для нас, вступивших в эпоху сложнейших преобразований школьного математического образования, имеют значение.

Советскому учителю не престало чуждаться своего прошлого. Вождь всемирного пролетариата великий Ленин в тяжелые первые годы построения советского государства указывал, что «. мы должны взя4^ то хорошее, что было в старой школе». Таким несомненно ценным для нас наследием являются богатые замечательными традициями журналы «Элементарной математики» и «Вестник опытной физики и элементарной математики» .

Показать весь текст

Список литературы

  1. Андронов И.К.2. Андронов И.К.3. Андронов И.К.4. Андронов И.К.8. Букреев Б. Я.9. Его же.1. Ю. Вебер Г. и Велыптейн И.5. Андронов И.К.6. Андронов И.К.7. Бельтрами Е.
  2. Развитие науки математики и молодой современной науки педагогики математики.-«Ученые записки», МОПИ им. Н. К. Крупской, т. 202, вып.6,1968, 43−69.
  3. Предисловие к книге Андре Оуше «Педагогика математики», М. 1969.
  4. Опыт объяснения неевклидовой геометрии. В кн. :Гаусс, Бельтрами, Риман, Гельмгоц, Ли, Пуанкаре. «Об основаниях геометрии», изд.2,Казань, 1895, 1−37.
  5. Заметки по теории рядов. 1917″ Элементарная форма признака Ермакова. Энциклопедия элементарной математики, т.2, изд. 2, Одесса, 1913.11. с. X Gauu, yeiammdu U/егке f ТвУШв Лейпциг, 1900
  6. Д. Основания геометрии.М.-Л. 1948.
  7. Д. Новое обоснование геометрии Больаи-Лобачевского. Добавление III к книге: «Основания геометрии», М.-Л., 1948, стр.229−247.
  8. .В. Очерки по истории математики в России.М.-Л., 1946.
  9. . В. и Погребысский И. Б.
  10. Михаил Васильевич Остроградский (I80I-I862). Жизнь и работа. Научное и педагогическое наследие. М., изд-во АН СССР, 1963.
  11. .В. 0 перспективах математического образования."Математика в школе", 1965, № 6, стр.2−1I.
  12. Грацианская Л. Н. Василий Петрович Ермаков.-«Историко-математические исследования, вып. IX, М. 19 56, стр. 667−690.
  13. Теория сходимости бесконечных строк и определенных интегралов. «Математический сборник», т. У1,вып.1,1872,стр.39−76.18. IVpob C.II.19. Дахия С.А.20. Депман И. Я, 21. Депман И. Я.22. Ермаков В.П.23. Ермаков В.П.- /7Л
  14. Ермаков В.II. Отчет о путешествии за границу кандидата
  15. Университета св. Владимира В.Ермакова.-«Университетские известия», Киев, $ 7,отд.П, стр.1−18, 1873.
  16. В.П. Общая теория интегрирования линейных дифференциальных уравнений высших порядков с частными про: изводными и с постоянными коэффициентами. Спб.,. 1873.
  17. В.П. Отчет о путешествии за границу кандидатаматематических наук В.Ермакова. «Университетские известия», Киев,$ 1,отд.Ш, стр.1−14, $ 5, отд. III, стр.15−21, 1874.
  18. Ермаков В. Г1. Интегрирование дифференциальных уравнениймеханики. — «Университетские известия, $ 2, отд. III, стр.81−96, № 3,отд.III, стр.97−144, В 4, отд. III, стр.145−182, 1877.
  19. В.П. Элементарный курс теории вероятностей. «Университетские известия», 1878, № 9−12.
  20. В.П. Дифференциальные уравнения второго порядка.
  21. Условия интегрируемости в конечном виде. «Университетские известия», Киев, 1880, 1−25.
  22. Дифференциальные уравнения с частными производными первогопорядка с тремя переменными. «Университетские известия», J£ 12, отд. Ill, стр.83−109,1880.
  23. В.П. Дифференциальные уравнения второго порядка.
  24. Условия интегрируемости в конечном виде. «Университетские известия», № 9, 1880, стр.1−25.
  25. В.П. Замена переменных, как способ для разысканияинтегрирующего множителя дифференциального урав-нения и как средство понижешшудифферёщйальныхуравнений. «Записки Харьковского ун-та, 1881,1, стр.3−19.
  26. В.П. Преобразование дифференциальных уравнений первого порядка к новым переменным. «Университетские известия», Киев, В I, отд. III, стр.1−16,1881.
  27. В.П. Дифференциальные уравнения первого порядка сдвумя переменными. «Университетские известия», Киев, 1886,? 9, 12, 1887, № 1,2.
  28. В.П. Задача для молодых ученых. Сообщения и протоколызаседаний математического общества при императорском Харьковском университете, 1887, II, стр.66−67.
  29. В.П. Теория векторов на плоскости. Приложение к исследованию конических сечений. Составил экстраординарный профессор имп. Академии наук, Киев, 1887.
  30. В.П. Линейные дифференциальные уравнения с частнымипроизводными первого порядка (тема для молодых математиков), Киев, 1888.
  31. В.П. Линейные дифференциальные уравнения с частнымипроизводными первого порядка. Киев, 1889.
  32. В.П. Распространение задач вариационного исчисленияна дифференциальные уравнения. «Университетские известия», Киев, 1889, В 12, стр. I05-II2.
  33. В.П. М&оитит и ки'/итит функции двух переменных. «Математический сборник», т. ХУ1, 1891. «42. Ермаков В. П. Введение в алгебру. Арифметические задачи, решаемые различными способами. «Педагогический сборник», ноябрь, стр. 432−450, 1892.4344
Заполнить форму текущей работой