Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование готовности будущих учителей физической культуры к педагогическому общению

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость исследования заключается в разработке и реализации в учебном процессе факультета физической культуры спецкурса «Готовность к общению». Подготовлены научно-методические рекомендаций по формированию готовности будущего учителя физической культуры к педагогическому общению. Модель и технология формирования готовности будущего учителя физической культуры к педагогическому… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы формирования готовности будущего учителя физической культуры к педагогическому общению
    • 1. 1. Общение как психологический феномен и его роль в педагогическом процессе
    • 1. 2. Готовность к общению будущего учителя в теории и практике педагогического образования
    • 1. 3. Особенности готовности будущего учителя физической культуры к педагогическому общению
  • Выводы
  • Глава 2. Разработка и опытно — экспериментальная проверка эффективности модели и технологии формирования готовности будущих учителей физической культуры к педагогическому общению
    • 2. 1. Модель и технология формирования готовности будущего учителя физической культуры к педагогическому общению
    • 2. 2. Организация и методика опытно — экспериментальной работы по формированию готовности будущего учителя физической культуры к педагогическому общению
    • 2. 3. Анализ результатов опытно — экспериментальной работы
  • Выводы

Формирование готовности будущих учителей физической культуры к педагогическому общению (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Социально-экономические изменения, реформация всех сфер общественной жизни России и обновление системы образования должны сопровождаться повышением качества образования, ориентированного на вариативность, субъектность, творческую индивидуальность. В связи с этим возросли требования к профессиональной подготовке выпускников педагогического вуза.

Формирование нравственно богатой и физически здоровой молодежи всегда было актуальной задачей общества. В современных условиях она приобретает особую значимость и, прежде всего, — в силу нестабильности экономики и ухудшения здоровья населения.

Реформирование высшей педагогической школы необходимо в сфере содержания подготовки специалистов, в области поиска более эффективных его компонентов, позволяющих педагогу овладеть такими формами и методами деятельности, которые привнесут в школу будущего новые ценности образования. По мнению В. А. Сластенина [167, с. 32], в поле зрения преподавателей высшей школы постоянно должны находиться ценностные ориентации студентов в сфере познания и педагогической практики. Определение методики, обеспечивающей возвышение потребностно-мотивационной сферы будущего учителя до тех ценностей, которые аккумулированы в современном стиле научно — педагогического мышления, -важная задача высшей школы.

Со сменой образовательной парадигмы осуществляется переход к новым педагогическим технологиям, ориентированным на вариативность, субъектность, творческую индивидуальность, личностный потенциал преподавателя.

Современная социокультурная и образовательная ситуация характеризуется существенной недооценкой воспитывающих функций высшего учебного заведения. Между тем, приоритет воспитательных целей в образовательном процессе составляет важнейшую закономерность педагогики. Попытки создать школу развития без воспитания все более приходят в противоречие с педагогической теорией и практикой.

Гуманистическую концепцию воспитания составляет идея субъект-субъектного взаимодействия (JI. И. Новикова, А. А. Бодалев, В. А. Караковский и др.). Реализация этой идеи предполагает взаимообогащающий диалог, изменение ролевых позиций и увеличение меры свободы всех участников педагогического процесса.

В современном обучении педагогический вуз должен обеспечить фундаментальную научную базу, которая дала бы возможность свободного переноса знаний в изменяющейся педагогической действительности. Необходима особая система методов, технологий формирования готовности будущего учителя физической культуры к педагогическому общению для того, чтобы студент снова и снова оттачивал умения и навыки анализа и самоанализа собственной деятельности, умение видеть ситуацию со стороны, познавать собственный внутренний мир.

Современное общество требует построения системы, с одной стороны, удовлетворяющей потребности студентов в образовании как общечеловеческой '! ценности, помогающей развитию их личности и активному участию в социальной жизни, с другой — обеспечивающей потребности общества в грамотных, культурных, гуманистически ориентированных педагогах.

Физическое воспитание — органичная часть общего воспитания, социально-педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, гармоничное развитие форм и функций организма человека, один из показателей физической культуры в обществе.

Современный педагог физической культуры должен обладать высоким уровнем профессионализма в работе, уметь организовать общение, выстроить отношения с каждой личностью таким образом, чтобы способствовать ее духовному развитию и воспитанию. Учитель физической культуры должен утверждать в общественном сознании идею здорового образа жизни, прививать потребность в самостоятельных занятиях физической культурой, консультировать о рациональном питании и закаливании, семейном физическом воспитании и развитии, заботиться о сохранении и укреплении здоровья своих воспитанников.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по специальности 33 100 -«Физическая культура» «деятельность специалиста направлена на развитие, обучение и воспитание субъектов образовательного процесса и различных групп населения посредством приобщения личности к освоению ценностей физической культуры и спорта». Выпускник должен быть хорошо подготовлен к выполнению преподавательской, научно-методической, физкультурно-спортивной, управленческой, воспитательной, социально-педагогической, оздоровительно-рекреативной, коррекционно-развивающей, культурно-просветительской работе. В связи с этим особую значимость приобретает процесс формирования готовности будущего учителя физической культуры к педагогическому общению.

Повышение качества подготовки специалистов в сфере образования предполагает повышение уровня их общеобразовательной, общекультурной, специальной и профессиональной творческой готовности к предстоящей созидательной деятельности.

Несмотря на то, что данный вопрос является не новым для педагогической науки, проблема формирования готовности будущего учителя физической культуры к педагогическому общению остается до конца не решенной. Недостаточно изучены специфические особенности формирования готовности будущего учителя физической культуры к педагогическому общению, не сконструирована модель, не разработана технология и не выявлены организационно-педагогические условия эффективной реализации данной модели.

Таким образом, возникло противоречие между потребностью в совершенствовании профессиональной подготовки учителя физической культуры, реализующего современные стандарты образования и подходы к обучению, и недостаточной теоретической и методической разработанностью педагогических основ, обеспечивающих ее эффективность.

Выделенное противоречие свидетельствует об актуальности проблемы повышения эффективности формирования готовности будущих учителей физической культуры к педагогическому общению, одним из путей решения которой может быть разработка и практическая реализация модели и технологии формирования данной готовности, а также определение и обосновании организационно-педагогических условий повышения эффективности процесса формирования практической готовности будущего учителя физической культуры к педагогическому общению.

Цель исследования — обосновать педагогические условия формирования готовности будущего учителя физической культуры к педагогическому общению.

Объект исследования — профессиональная подготовка будущего учителя физической культуры.

Предмет исследования — процесс формирования готовности будущего учителя физической культуры к педагогическому общению.

Основная гипотеза исследования заключается в том, что готовность будущего учителя физической культуры к педагогическому общению продуктивно формируется, если:

• сконструирована и внедрена в учебный процесс обоснованная структурно-функциональная модель формирования готовности будущего учителя физической культуры к педагогическому общению, содержащая в своей основе принципы диалогичности, интеграции, преемственности, координации и включающая в себя мотивационно-целевой, аффективно-волевой, когнитивно-операционный и рефлексивно-оценочный компоненты;

• в процессе профессиональной подготовки используется технология формирования готовности будущего учителя физической культуры к педагогическому общению;

• процесс формирования готовности будущего учителя физической культуры к педагогическому общению адекватно отражает коммуникативную природу педагогической деятельности, её гуманистические ценности, духовно-нравственные основания.

Задачи исследования:

1. Раскрыть теоретические основы и современное состояние проблемы формирования готовности будущих учителей физической культуры к педагогическому общению путем анализа философской, педагогической, психологической, научно-методической литературы.

2. Выявить психолого-педагогические основы формирования готовности будущего учителя физической культуры к педагогическому общению.

3. Обосновать организационно-педагогические условия повышения эффективности процесса формирования готовности будущего учителя физической культуры к педагогическому общению.

4. Разработать и провести экспериментальную проверку эффективности модели и технологии формирования готовности будущего учителя физической культуры к педагогическому общению.

5. Подготовить и внедрить в практику научно-методические рекомендации по формированию готовности будущего учителя физической культуры к педагогическому общению.

Теоретико-методологической основой нашего исследования явились ведущие психолого-педагогические принципы: развития, системности, активности, личностно-деятельностного подхода (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, О. С. Аписимов, А. Г. Асмолов, А. А. Бодалев, JI. И.

Божович, JI. С. Выготский, В. В. Давыдов, Н. Ф. Добрынин, А. Г. Ковалев, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, В. А. Петровский, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, и др.);

В концептуальном плане для нашего исследования существенное значение имели положения о развитии субъекта и саморазвитии личности педагога в ходе осуществляемой им профессиональной деятельности, описанные и сформулированные И. С. Коном, В. А. Петровским, В. А. Сластениным и др.

Теоретические положения, раскрывающие основы педагогического мастерства учителя физической культуры (Г. А. Андреева, Д. Я. Богданова, М. Я. Виленский, Е. П. Ильин, JI. И. Лубышева, А. Ц. Пуни, И. Н. Решетень, В. А. Сластенин, М. И. Станкин, И. А. Струнин и др.);

Акмеология физической культуры и спорта (Jl. Е. Варфоломеева, Н. В. Кузьмина, Г. И. Хозяинов и др.);

Основные положения теории и методики физического воспитания и спорта (Б. А. Ашмарин, Г. Б. Бабушкин, В. К. Бальсевич, М. Я. Виленский, П. А. Виноградов, В. М. Выдрин, Ю. Д. Железняк, А. В. Лотоненко, В. С. Кузнецов, Л. И. Лубышева, В. М. Минбулатов, А. Л. Попов, Ж. К. Холодов и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных в исследовании задач и проверки гипотезы на различных этапах работы применялась совокупность методов сбора фактического материала и его обработки: теоретический анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, моделирование, опрос, анкетирование, диагностическое тестирование, метод экспертных оценок и самооценок, педагогический эксперимент. В целях оптимизации процесса обработки и анализа результатов экспериментального исследования использовался метод математико-статистического анализа данных (G-критерий знаков).

Основной экспериментальной базой исследования явился ГОУ ВПО Барнаульский государственный педагогический университет (БГПУ). Всего на различных этапах исследования были задействованы 280 человек (в пилотажном исследовании участвовали 200 человек — студенты очной и заочной форм обучения факультета физической культуры и учащиеся старших классов гимназии № 40, МОУ № 45, МОУ № 105 г. Барнаула. В основной части эксперимента участвовали 80 студентов факультета физической культуры БГПУ).

Логика и основные этапы исследования:

Первый этап — поисково-теоретический (2003;2004 гг.) — изучение философской, психолого-педагогической, учебно-методической литературы, анализ существующих подходов, но проблеме исследованиявыделение объекта и предмета исследования, разработка понятийного аппарата исследованияформулирование рабочей гипотезыпроведение констатирующего экспериментаопределение теоретических основ разработки модели формирования практической готовности будущих учителей физической культуры к педагогическому общению.

Второй этап — опытно-экспериментальный (2004;2005 гг.) — создание и опытно-экспериментальная проверка модели и технологии формирования готовности будущих учителей физической культуры к педагогическому общению, апробация модели и технологии на факультете физической культуры Барнаульского государственного педагогического университета.

Третий этап — заключительно-обобщающий (2005;2007 гг.) систематизация и обобщение данных, полученных в ходе экспериментальной работы, формулировка выводов, разработка методических рекомендаций по материалам исследования, оформление диссертации. Апробация и внедрение результатов исследования в цикле научно-практических семинаров, выступлений на круглых столах педагогов физической культуры в Алтайском краевом институте повышения квалификации работников образования.

Научная новизна исследования:

• раскрыто состояние проблемы формирования готовности будущего учителя физической культуры к педагогическому общению в теории и практике профессионального образования, обоснована её актуальность;

• сконструирована структурно-функциональная модель формирования готовности будущего учителя физической культуры к педагогическому общению, построенная на основе принципов диалогичности, преемственности, интеграции, координации и включающая в себя мотивационно-целевой, аффективно-волевой, когнитивно-операционный и рефлексивно-оценочный компоненты;

• обоснованы этапы формирования готовности к общению будущего учителя физической культуры: мотивационно-диагностический, теоретический, практико-преобразующий, контрольный;

• разработана технология формирования готовности будущего учителя физической культуры к педагогическому общению;

• определены организационно — педагогические условия повышения эффективности процесса формирования готовности будущего учителя физической культуры к педагогическому общению: внутреннее принятие студентами целей будущей деятельности, отношения к ней,

— педагогическая диагностика,

— благоприятный психологический климата, развитие педагогического сотрудничества, творческой инновационной атмосферы,

— комфортная вещественно-пространственная, временная учебная и рабочая среда,

— органичное включение технологии в образовательный процесс,

— использование комплекса форм, средств и методов, отражающих специфику процесса формирования готовности будущего учителя физической культуры к педагогическому общению,

— поддержка руководителем новых идей и педагогических проектов, автономности, независимости, альтернативности профессиональной деятельности, постоянного стимулирования педагогической изобретательности.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнено понятие «формирование готовности будущего учителя физической культуры к педагогическому общению», проанализированы основные научные подходы к исследованию проблемы, определены исходные теоретические положения для разработки модели формирования готовности будущего учителя физической культуры к педагогическому общениюобоснован комплекс организационно-педагогических условий, влияющих на эффективность процесса формирования готовности будущего учителя физической культуры к педагогическому общению.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и реализации в учебном процессе факультета физической культуры спецкурса «Готовность к общению». Подготовлены научно-методические рекомендаций по формированию готовности будущего учителя физической культуры к педагогическому общению. Модель и технология формирования готовности будущего учителя физической культуры к педагогическому общению могут быть использованы при проектировании развивающей образовательной среды, создании спецкурсов, проведении тренингов в процессе подготовки учителей физической культуры, организации профессиональной переподготовки, повышения квалификации учителей и преподавателей физической культуры и других категорий работников образования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены исходными методологическими позициями, анализом разноплановых литературных источников по исследуемой проблеме, обоснованностью основных теоретических положений, использованием комплекса исследовательских процедур и приемов, адекватных предмету, целям и задачам исследования, репрезентативностью выборки, их взаимодополняемостью и статистической значимостью экспериментальных данных, математической обработкой полученных результатов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Формирование готовности будущего учителя физической культуры к педагогическому общению представляет собой педагогический процесс, направленный на развитие социокультурной личности обучаемого, подготовку высококвалифицированного специалиста в соответствующей области, обладающего лучшими профессионально-значимыми личностными качествами.

2. Модель формирования готовности будущего учителя физической культуры к педагогическому общению включает цель, принципы, факторы, функции, этапы и компоненты (мотивационно-целевой, аффективно-волевой, когнитивно-операционный и рефлексивно-оценочный). Ее реализация позволяет повысить уровень готовности будущего учителя физической культуры к педагогическому общению.

3. Технология формирования готовности будущего учителя физической культуры к педагогическому общению представляет собой упорядоченную и задачно-структурированную совокупность действий, операций и процедур, обеспечивающих диагностируемый и гарантированный результат в изменяющихся условиях и предусматривает практико-ориентированный подход в профессиональной подготовке, выделение педагогической практики как системообразующего фактора, отслеживание динамики этого процесса, обоснование психолого-педагогических условий, ведущих тенденций и принципов формирования исследуемой готовности.

Апробация и внедрение результатов исследования: основные положения исследования обсуждались на международных (Новосибирск, 2003; Ставрополь, 2005), всероссийской (Барнаул, 2003), межрегиональной (Барнаул, 2002), краевых (Барнаул, 2004), и межвузовских (Барнаул, 2004) научно-практических конференцияхна научно-методическом семинаре: «Проблемы физической культуры и спорта на Алтае» — Барнаул: 2000 — 2007; заседаниях кафедры Барнаульского государственного педагогического университета, Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования, заседаниях ОФКиС АлтГТУ.

Материалы исследования послужили основой для разработки лекций, семинаров и тренинга в рамках дисциплины «Социальная психология» для студентов БГПУ факультета физической культуры. Разработанные научно-методические рекомендации «Эффективное общение учителя физической культуры» внедрены в учебный процесс факультета физической культуры Барнаульского государственного педагогического университета с 2005 года, а также в цикл научно-практических семинаров, выступлений на круглых столах педагогов физической культуры в Алтайском краевом институте повышения квалификации работников образования.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (207 источников), 19 приложений, 4 таблиц, 7 рисунков, 10 гистограмм. Общий объем работы 254 страницы, включая приложения.

Результаты исследования использовались в подготовке студентов факультета физической культуры Барнаульского государственного педагогического университета. Отдельные упражнения и задания, представленные в технологии, использовались как в ходе практических занятий, так и самостоятельно. Учебно-методическое пособие, предложенное нами как часть технологии, также используется студентами факультета физической культуры, как в период прохождения педагогической практики, так и во время учебы. Полученные экспериментальные данные могут быть использованы в процессе организации профессиональной переподготовки и повышения квалификации учителей физической культуры и других категорий работников образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данном исследовании представлен один из вариантов совершенствования профессиональной подготовки, направленный на формирование готовности будущего учителя физической культуры к педагогическому общению.

Результаты проведенного многоаспектного анализа современного содержания проблемы в педагогической и психологической теории и практике, предшествующие конструированию модели формирования готовности будущих учителей физической культуры к педагогическому общению показали, что некоторые направления выдвинутой проблемы привлекали внимание ученых и получили достаточно серьезное обоснование.

Вместе с тем анализ теоретической базы показал, что необходима разработка теоретических и методических основ формирования готовности будущих учителей физической культуры к педагогическому общению в процессе вузовскою образования, в том числе и во время прохождения педагогической практики.

Мы акцентируем внимание на том, что студент — будущий учитель физической культуры, имеющий возможность стать на некоторое время преподавателем действующим в процессе педагогической практики, предусмотренной учебной программой педагогического вуза.

В ходе педагогической практики студент имеет возможность полностью погрузиться в избранную профессиональную деятельность. Знакомясь с этой деятельностью, он берет на себя все функции учителя, несет полную ответственность за результаты своего труда, реально оценивая важность, необходимость и своевременность приобретаемых им в вузе знаний, умений и навыков. В процессе педагогической практики студент имеет уникальную возможность переосмыслить свои профессиональные устремления, выстроить программу самосовершенствования в избранной профессии.

Значит, от успешности прохождения практики будет зависеть эффективность профессиональной подготовки специалиста в целом, причем упущенные для коррекции и саморазвития пробелы невосполнимы.

Итак, педагогическая практика является’закономерным продолжением профессиональной подготовки в вузе, ее неотъемлемым звеном, влияющим на успешность этой подготовки и готовности к педагогической деятельности в целом, и представляет собой принципиально иную форму работы, требующую специальной подготовки и всестороннего анализа процесса ее проведения и результатов.

Представленные выше обстоятельства определили необходимость разработки научно обоснованных предложений по формированию готовности будущих учителей физической культуры к педагогическому общению, включивших в себя модель и технологию, которая вооружает студентов-практикантов методами и способами самостоятельной работы, позволяет оценить уровень собственной готовности к общению и профессиональной деятельности в целом, дает возможность скорректировать и восполнить имеющиеся недостатки, наметить пути дальнейшего саморазвития.

Обоснование результативности модели и технологии формирования готовности будущих учителей физической культуры к педагогическому общению проводилось со студентами пятого курса факультета физической культуры Барнаульского государственного педагогического университета.

Исследование проводилось в логике:

1) изучение эффективности педагогического общения учителя на уроках физической культуры (мониторинг школьников 6−8 классов);

2) выявление уровня готовности студентов — будущих учителей физической культуры к педагогическому общению;

3) создание и проверка эффективности модели формировании готовности будущего учителя физической культуры к педагогическому общению;

4) обоснование психолого-недагогических условий ее, результативности, возможные способы коррёкции профессиональной подготовки.

Процесс формирования готовности будущего учителя физической культуры к педагогическому общению предусматривает анализ профессионально-значимых личностных качеств, знаний, умений и навыков, анализ эффективности собственной деятельности и ее совершенствование путем дальнейшего саморазвития.

Результаты теоретико-экспериментального исследования позволили сформулировать следующие рекомендации:

• проблеме формирования готовности будущих учителей физической культуры к педагогическому общению необходимо уделять особое внимание в связи с ее значимостью;

• формирование готовности к общению и профессионально-значимых личностных качеств должно осуществляться систематически на протяжении всего периода подготовки в вузе, подводя пик готовности к выпуску и началу профессиональной деятельности;

• формирование готовности будущих учителей физической культуры к педагогическому общению должно осуществляться специальными способами организации учебной и профессиональной деятельности;

• процесс формирования готовности будущих учителей физической культуры к педагогическому общению будет наиболее эффективным, если при организации педагогической практики опираться на модель формирования готовности будущих учителей физической культуры к педагогическому общению, а также, если в структуру педагогической практики внедрить систему заданий, активизирующих этот процесс, стимулирующих и поддерживающих ее развитие в ходе занятий и консультаций, проводимых по специально разработанной технологии;

• внедрение технологии формирования готовности будущих учителей физической культуры к педагогическому общению позволило обеспечить педагогические условия для формирования данной готовности, повысить уровень готовности будущих учителей физической культуры к педагогическому общению.

Проведенные в данной работе исследования, а также полученные результаты позволяют производить выбор психолого-педагогических условий для формирования готовности будущих учителей физической культуры педагогическому общению.

Внедрение технологии формирования готовности будущих учителей физической культуры педагогическому общению позволило:

• обеспечить педагогические условия для формирования данной готовности;

• повысить уровень готовности будущих учителей физической культуры педагогическому общению.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования / О. А. Абдулина. М.: Просвещение, 1990. — 141 с.
  2. Абульханова Славская К. А. Деятельность и психология личности / К. А. Абульханова — Славская. — М.: Наука, 1980. — 335 с.
  3. JI.K. Психология и педагогика / JT.K. Авчеренко. М.: Просвещение, 2001. — 174 с.
  4. В. Преподаватель и студент (вопросы общения) / В. Айнштейн // Высш. Образование в России. 1997. — № 1. — С. 87−95.
  5. Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизации / Под ред. А. А. Бодалева, Г. А. Ковалева. М., 1983. — 248 с.
  6. Л. Н. Рефлексия как средство творческого понимания / Л. Н. Алексеева: отчет о НИР. -М.: 1988. 156 с.
  7. . Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. С-Пб.: Питер, 2001.-299 с.
  8. . Г. Избранные психологические труды / Б. Г. Ананьев. -Москва, 1980. 1 т. -230 с.
  9. Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 1996.-376с.
  10. Г. М. Методологические проблемы социально-психологического исследования / Г. М. Андреева // Вопросы психологии. М.: 1970. — № 2. — С. 25−28.
  11. Л.Б. Управление процессом интеграции спортивных и оздоровительных технологий в учебный процесс физкультурного образования студентов / Л. Б. Андрющенко // Теория и практика физической культуры. 2004. — № 11. — С. 44−48.
  12. Н. П. Психологический климат в коллективе / Н. П. Аникеева. М.: Просвещение, 1989. — 224 с.
  13. О. С. Методология: функции, сущность, становление / О. С. Анисимов. М.: 1996.-380 с.1'4. Антонова Н. В. Личностная идентичность современного педагога и особенности его общения / Н. В. Антонова // Вопросы психологии. 1997. -№ 6.-С. 23 -30.
  14. JI. И. Методологические принципы и проблемы психологии / Л. И. Аицифирова // Психолог, журн. 1982. — № 2. — С. 7−11.
  15. А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. М.: 1990. -367 с.
  16. А. Г. Психология, искусство и образование / А. Г. Асмолов // Искусство в школе. 1993. — № 9. — С. 42−46.
  17. . Б. Педагогическая психология. Схемы и тесты / Б. Б. Айсмонтас. М.: 2002. — 207 с.
  18. . А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б. А. Ашмарин // Физкультура и спорт. М.: 1978. — 224 с.
  19. Ю. К. Педагогика / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1983. -572 с.
  20. И. Д. Формирование профессионализма делового сотрудничества будущего учителя на основе программно-целевого подхода. Барнаульский государственный педагогический университет / И. Д. Багаева. Барнаул: 1995. — 223 с.
  21. В. К. Физическая активность человека. / В. К. Бальсевич, В. А. Запаражанов. Киев: Здоровье, 1987. — 223 с.
  22. А. В. Психодиагностика способности к общению, или как определить организаторские и коммуникативные качества личности / А. В. Батаршев. М.: Владос, 1999. — 175с.
  23. Г. Восхождение к индивидуальности / Г. Батищев // Воспитательная работа в школе. 2005. — № 6. — С. 25 — 33.
  24. М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. М.: Искусство, 1986. — 444 с.
  25. Р. А. Самостоятельные занятия студентов физической культурой / Р. А. Белов, Б. В. Сермеев, Н. А. Третьяков // Учеб. пособие для пед. институтов. Киев: Высшая школа, 1988. — 204 с.
  26. А.С. Ситуация успеха. Как ее создать / А. С. Белкин // Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1991. 176 с.
  27. Ю. Н. Теоретические и методические аспекты формирования профессионала — педагога в период обучения в физкультурном вузе / Ю. Н. Быков // Теория и практика физической культуры. 1996. — 182 с.
  28. С. А. Основы превентивной психологии / С. А. Беличева. М., 1994.-221 с.
  29. Беркли — Ален М. Забытое искусство слушать / М. Беркли Ален. -СПб.: Питер, 1997. — С. 26−35.
  30. Э. Игры, в которые играют люди, люди. Люди, которые играют в игры. (Психология человеческой судьбы) / Под ред. М. С. Мацковского. -СПб., 1992.-400 с.
  31. А. А. Рефлексивные процессы в сознании и деятельности учителя: дис.. канд. психолог, наук / А. А. Бизяева. СПб., 1993. — 142 с.
  32. Д. Я. Общение тренера со спортсменами. Практические занятия по психологии / Д. Я. Богданова. М.: ФиС, 1989. — 47 с.
  33. А. А. Личность и общение: избранные педагогические труды / А. А. Бодалев. Изд. 2, перераб. ММПА, 1983.-271 с.
  34. А. А. Проблемы гуманизации межличностного общения и основные направления их психологического изучения / А. А. Бодалев // Вопросы психологии. 1989. — С. 87−90.
  35. А. А. Психология о личности / А. А. Бодалев. М.: Изд-во МГУ, 1988. — С. 188−192.
  36. А. А. Психологические условия гуманизации педагогического общения / А. А. Бодалев // Сов. Педагогика. 1990. — № 12. — С. 25−27.
  37. Е. Д. Психологическая служба в структуре педагогического процесса / Е. Д. Божович // Вопросы психологии. 1986. № 2. — С. 46−48.
  38. Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. М., 1968. — 464 с.
  39. В. В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека / В. В. Бойко. М.: Физкультура и спорт, 1987. — 144 с.
  40. А. М. Педагогический потенциал учителя (личностно-гуманитарный аспект): дисс. .канд. пед. наук / A.M. Боднар. -Екатеринбург. 1993. — 230 с.
  41. Р. Гений общения / Р. Брикман, Р. Кершнер. СПб.: Питер, 1997.- 146 с.
  42. О. А. Треннииг взаимопонимания / О. А. Брылева // Методическое пособие для школьных психологов. Барнаул, 1995. — 53 с.
  43. Л. П. Человек: Деятельность и общение / Л. П. Буева. М., 1978. -216 с.
  44. К. Я. Модель саморазвития человека (концепция, технологии) / К .Я. Вазина. Новгород, 1999. — 255 с.
  45. Ю. В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием: дисс. .докт. пед. наук / Ю. В. Варданян. Москва, 1999. — 432 с.
  46. Л. А. Психология / Л. А. Венгер, В. С. Мухина // Учебное пособие. М., 1988. — 336 с.
  47. Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю. В. Верхошанский. М.: Физкультура и спорт, 1988. -330 с.
  48. Выготский J1. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. М.: Педагогика — Пресс, 1999. — 534 с.
  49. Л. С. Собрание сочинений / Л. С. Выготский. В 6 т. — М., 1982.-Т. 2.-487 с.
  50. В. М. Физическая культура студентов ВУЗов / В. М. Выдрин, Б. К. Зыков, А. В. Лотоненко // Учеб. пособие. — Воронеж: изд-во ВГУ, 1991.- 145 с.
  51. . Г. Моделирование как метод научного исследования: гносеологический аспект / Б. Г. Глинский, Б. С. Грязпов, Б. С. Дыкин, Е. П. Никитин. М.: МГУ. — 1965. — 247 с.
  52. Е.Н. Психология физического воспитания и спорта / Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов // Учеб. пособие. Рекомендовано Минобразованием России. 2-е изд., дораб. 2007. — 224 с.
  53. Г. Д. Психопедагогика спорта / Г. Д. Горбунов. М.: Физкультура и спорт, 1986. — 208 с.
  54. Т. Г. Основы конструктивного общения / Т. Г. Григорьева // Методическое пособие для педагогов психологов. — Новосибирск: Изд-во НГУ, 1990.- 171 с.
  55. Гуманизация образования в современных условиях / Институт пед. инноваций: Рос. Акад. Образования / Под ред. О. С. Газмана, И. А. Костенчука. М.: УВЦ Инноватор, 1995. — 115 с.
  56. П. С. Психология / П. С. Гуревич // Учеб. пособие. М.: Знание, 1999.-301 с.
  57. М. Рожденные выигрывать. Трансакционный анализ с гештальт- упражнениями / М. Джеймс, Д. Джонгвард. М. 1993 — 336 с.
  58. М. С. Управление учебным процессом в высшей школе / М.С.
  59. Дмитриева. Новосибирск, 1971. — 102 с.
  60. А. Б. Общение, наука и искусство / А. Б. Добрович. М.: «Яуза», 1996, — 254 е.,
  61. М. И. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: Психологический аспект / М. И. Дьяченко, JI. А. Кандыбович, В. А. Пономаренко. Минск. 1985. — 206 с.
  62. Е. А. Технология освоения профессиональной деятельности тренера-преподавателя по гимнастике в аспекте многоуровневой структуры высшего образования в России / Е. А. Земсков // Теория и практика физической культуры. 1997. — № 11. — С. 61−63.
  63. И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. М., 1999. — 383 с.
  64. А. Проблемы психологии общения (социальный и личностный типы общения, их профессиональные, познавательные и генетические аспекты) / А. Золотнякова. Р. на Д., 1976. — 146 с.
  65. К. Е. Эмоции человека / К. Е. Изард. М., 1980. — 439 с.
  66. Е. П. От культуры физической к культуре здоровья / Е. П. Ильин // Теория и практика физической культуры. — 1994. — № 7. — С. 49−53.
  67. И. А. Культура общения: Опыт философско-методологического анализа / И. А. Ильяева. Воронеж, 1989. — 169 с.
  68. Е. И. Психологические особенности организационных умений учителя и тренинг управления классом / Е. И. Исенина, Т. С. Моисеева // Ежегодник РПО «Психология и практика» Ярославль, 1998. — Т. 4. -Вып. 2.-130 с.
  69. Г. JI. Механизмы психологической коррекции личности впроцессе групповой психотерапии в свете концепции отношений. Групповая психотерапия / Г. Л. Исурина. М., 1990. — С. 42−46.
  70. Э. Транскоммуникация и личностное развитие / Э. Кабрин. -Томск, 1992.-С. 23−25.
  71. С. Б. Психологический механизм влияния отношений в спортивной деятельности на формирование личности: дис. .кан. психолог, наук / С. Б. Каверин. Ленинград, 1978. — 250 с.
  72. М.С. Мир общения. Проблемы межсубъектных отношений / М. С. Каган.-М., 1988.-319 с.
  73. Л. А. Международная конференция «История психологии в Беларуси: состояние и перспективы развития» / Л. А. Кандыбович // Психологический журнал. 2004. — № 3. — С. 55−69.
  74. Кан-Калик В. А. Грамматика общения / Под ред. А. Ф. Гамаюнова. М.: — 1995, — 108 с.
  75. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении / В.А. Канн-Калик // Книга для учителя. М., 1987. — 190 с.
  76. Н. Н. Как относиться к себе и людям или практическая психология на каждый день / Н. Н. Козлов. М. — 1993. — 327 с.
  77. Т. Д. Подготовка педагогических кадров школы к принятию и использованию психологической информации: дис. .кан. пед. наук / Т. Д. Колябина. Барнаул: БГПУ. — 1996. — 138 с.
  78. Я. Л. Психология общения / Я. Л. Коломинский. М.: Знание, 1974.-96 с.
  79. Я. JI. Актуальные проблемы формирования у будущих учителей психологической готовности к педагогической деятельности / Я. Л. Коломинский // Психология подготовки к педагогической деятельности, Научное издание, Минск, 1990. Вып. 11. — 87 с.
  80. Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах (Общая и возрастная психология) / Я. Л. Коломинский // Учеб. пособие. -Минск, 2000.-431 с.
  81. О. М. Изучение профессиональных установок в их влиянии на педагогическое мышление / О. М. Краснорядцева // Сибирский психологический жунал. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1997. — Вып. 4. — С. 2530.
  82. О. М. Мотивационная готовность педагогов к использованию психологической информации в диагностической деятельности / О. М. Краснорядцева // Педагог: Наука, технология, практика. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1999. — № 2. — С. 81−85.
  83. Р. Д. Потребность во власти: Проблемы лидерства и руководства / Р. Д. Кричевский // Школьный психолог: «Первое сентября» -2003.-23−30 нояб. (№ 44).-С. 14.
  84. М. М. Человек оркестр, микроструктура общения / М. М. Кроль, Е. Л. Михайлова. — М., 1993.- 154 с.
  85. Н. В. Формирование педагогических способностей / Н. В. Кузьмина. Л. — 1961. — 98 с.
  86. . В. Основы профессиональной психодиагностики / Б. В. Кулагин. Л.: Медицина, 1984. — 216 с.
  87. Н. Е. Дневник педагогической практики. / Н. Е. Кулакова, Л. Ю. Лупоядова, Н. Я. Мельникова, И. Г. Якимович. Брянск, Изд-во: Курсив, 2000.-297 с.
  88. Ю. Н. Психологическое знание и учитель / Ю. Н. Кулюткин // Вопросы психологии. 1983. -№ 3. — С. 46−49.
  89. Кулюткин 10. Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя / Ю. Н. Кулюткин // Вопросы психологии. М.: 1986.-№ 2.-С. 89−90.
  90. JI. Н. Проблемы саморазвития личности / JI. I L Куликова. -Хабаровск: ХГПУ, 1997. 315 с.
  91. В. Н. Межличностное общение: «Учебник нового века» / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольская. С. — Петербург: Изд-во Питер 2002. — 544 с.
  92. В. И. Искусство управлять общением / В. И. Курбатов. Р. на Д.: Феникс.- 1997.-349 с.
  93. Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях / Д. Кэмпбелл. М., Прогресс, 1980. — 391 с.
  94. В. А. Психология затрудненного общения: Теория. Методы, Диагностика, Коррекция / В. А. Лабунская, Ю. А. Менджерицкая, Е. Д. Бреус // Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд. Центр «Академия», 2001. — 288 с.
  95. В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание / В-А. Лабунская // Пособие для студентов вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. — 592 с.
  96. Е. А. Технология конструктивного взаимодействия педагога с подростком / Е. А. Леванова // Методическое пособие. М., 2002. — 224 с.
  97. Н. Д. Психология труда / Н. Д. Девитов. М., 1963. — 340 с.
  98. А. А. Психология общения / А. А. Леонтьев // Учебн. пособие для студ. вузов., обуч. по спец. «Психология» 3 Изд. — М.: Смысл, 1999. -365 с.
  99. А. А. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1997.-287 с.
  100. В. А. Конфликтующие структуры / В. А. Лефевр, Г. Л. Смолян. М., 1973.-356 с.
  101. . Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии / Б. Ф. Ломов, В. А. Барабанщиков, А. В. Брушлинский. М.: Педагогика, 1991. — 296 е.: ил. — (Труды действит. членов и членов-кор.АПН СССР).
  102. Л. И. Концепция формирования физической культуры человека / Л. И. Лубышева. М.: ГЦОЛИФК, 1992.- 120 с.
  103. Л. И. К концепции физического воспитания студентов / Л. И. Дубышева // Теория и практика физ. культуры. 1993, № 5−6.
  104. М. И. Психолого педагогическая компетентность учителя: Диагностика и развитие / М. И. Лукьянова. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 144 с.
  105. Я. Я. Барьеры общения, конфликты, стресс / Я. Я. Лупьян. -Минск, 1986.-206 с.
  106. А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива / А. Н. Лутошкин. -М.: Педагогика, 1988. 126 с.
  107. П. В. Психологическая служба педагогического института / П. В. Лушин, И. Ю. Шуранова // Вопр. психологии. 1993. № 3. — С. 18−22.
  108. И. Д. Педагогические основы профессионально-личностного развития учителя на послевузовском этапе: автореф. дис. .доктора пед. наук / И. Д. Лушников. М., 1993. — 22 с.
  109. А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. М., 1996.-308 с.
  110. А.П. Методика физического воспитания в начальной школе / А. П. Матвеева // Учебное пособие. М.: Владос-Пресс, 2003. — 267 с.
  111. Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика / Ю. В. Менхин // Физкультура и спорт. М.: СпортАкадемПресс, 2006. -312 с.
  112. Л. М. Психология профессионального развития учителя / Л. М. Митина. М.: Флинт, 1998. — 201 с.
  113. А. В. Общение как фактор воспитания школьников / А. В. Мудрик. М.: Педагогика, 1984 .-111с.
  114. А. В. Социальная педагогика: Учебник / Под ред. А. А. Сластенина. М., 2000. 194 с.
  115. В. С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество / B.C. Мухина. М., 1999. — 453 с.
  116. В. Н. Психология отношений / Под ред. А. А. Бодалева. М., 1995.-358 с.
  117. В. Т. Развитие силовых качеств спортсменов методом биомеханической стимуляции / В. Т. Назаров // Теория и практика физической культуры. 1987. — № 12. — С. 37−39.
  118. Р. С. Общие основы психологии / Р. С. Немов // Учеб. для студентов пед. вузов, Кн.1: — 2-е изд. М.: Просвещение: Владос, 1995. -576 с.
  119. И. Б. О моделировании сложных систем / И. Б. Новик. -Мысль, 1965. 335 с.
  120. Общение и оптимизация совместной деятельности (студент и преподаватель на уроках физической культуры) // Под ред. Г. А. Андреевой. М. — 1987. — 302 с.
  121. . Д. Анатомия общения / Б. Д. Парыгин // Учеб. пособие -СПб.: Изд. Михайлова В. А., 1999. 300 с.
  122. . Д. Социально-психологический барьер и его природа // Философия и социальная психология / Под ред. Б. Д. Парыгина. Л., 1975. — Вып. 3,-С. 87−90.
  123. Педагогическая практика: Учебно-методическое пособие / Под ред. Г. М. Коджаспировой, JI. В. Бориковой. М.: Издательский центр «Академия», 1998 г. — 144 с.
  124. Педагогическая психология / Под ред. И. И. Ильясова // Учебник для преподавателей и студентов университетов, пед. кол., воен. учебн. завед. М.: Просвещение. — 1995. — 257 с.
  125. Педагогическое физкулыурно-спортивное совершенствование / Ю.Д.
  126. , В.А. Кашкаров, И.П. Кравцевич и др. // Под ред. Ю. Д. Железняка // Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 384 с.
  127. А. В. Психология / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский // Учебник для студентов высш. пед. учебн. заведений. 2-е изд., — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 501 с.
  128. В. А. «Круглый стол» на тему «Психология в зеркале саморефлексии» / В. А. Петровский, В. Г. Щур // Вопр. психологии. -Москва.-2001.-С. 43−50.
  129. А. В. Задачи и направления перестройки педагогической науки / А. В. Петровский, В. И. Слободчиков, Б. М. Бид-Бам, Ю. В. Громыко//Вопр. Психологии, 1989.-№ 2.-С. 120−125.
  130. Л. А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг / JI.A. Петровская. М., 1989. — 226 с.
  131. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам / А. Пиз. Н. Н.: Ай Кыо, 1995. — 258 с.
  132. Попов A. J1. Спортивная психология / A.JI. Попов // Учебное пособие для физкульт. вузов 2 изд.-М.: МПСИ. Флипта 1999. — 151с.
  133. Практикум по спортивной психологии / под ред. И. П. Волкова. СПб.: Питер, 2002. — 288 с.
  134. Проблемы повышения качества подготовки преподавателя физической культуры / Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции, посвященной 30-летию основания факультета физической культуры. БГГ1У, 1995. 146 с.
  135. А. С. Тренинг коммуникативных умений / А. С. Прутченков. М. 1993. — 47 с.
  136. Психология, Вып. 11, Психология подготовки к педагогической деятельности. Актуальные проблемы формирования у будущих учителей психологической готовности к педагогической деятельности / Я. Л. Коломинский. — Изд-во «Народная асвета», Минск, 1990. 87 с.
  137. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. Моск. ун-т. — 1982. — 319 с.
  138. Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е издание., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. -494 с.
  139. Психология и этика делового общения / Под ред. проф. В. Н. Лавриненко // Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. — 2000. — 327 с.
  140. Психологические основы педагогичечкой практики студентов / Под ред. А. С. Чернышева. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 144 с.
  141. А. Ц. Предмет психологии физического воспитания и спорта / А. Ц. Пуни // Учебник для техникумов ФК. М.: ФиС., 1984. — 243 с.
  142. Ф. Психология подростков и юношеского возраста / Ф. Райе. — СПб., 2000.-616 с.
  143. А. А. Психология и педагогика / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. СПб., Питер, 2000. — 432 с.
  144. А. А. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. СПб., 2000. — 416 с.
  145. А. А. Опросник межличностных отношений / А. А. Рукавишников. Ярославль, 1992. — 56 с.
  146. И. Н. Основы педагогического мастерства учителя физической культуры / И. Н. Решетень, И. X. Кобер. Алма-Ата: Руан, 1990. — 64 с.
  147. П. Е. Технология профессионально-личностного развития будущих учителей / П. Е. Решетников. М., 1998. — 335 с.
  148. Роджерс Карл. О групповой психотерапии / К. Роджерс. М., 1993. -224 с.
  149. Е. И. Общая психология. Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Е. И. Рогов. М. «Владос», 2000. — 448 с.
  150. Е. И. Психология общения / Е. И. Рогов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.-336 с.
  151. Ф. Об одном месте из диссертации Мартина Бубера. Культурология XX века / Ф. Розенцвейг // Философия культуры. Вып. 2. -С. 65−69.
  152. С. Я. Дидактическое коммуникативное воздействие учителя на класс: структурно-функциональный подход: дис. .докт. пед. наук- БГПУ- науч. коне. И. А. Зимняя. Барнаул: Б.и., 2001. -451 с.
  153. С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -М., 1976.-417 с.
  154. С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии / С. Я. Рубинштейн. М., 1999. — 414 с.
  155. С. Л. Бытие и сознание / С. Л. Рубинштейн. М., 2003. -508 с.
  156. Е. В. Социальная психология: Курс лекций / Е. В. Руденский. М.: ИНФА-М- Новосибирск: ИГАЭиУ, 1997. — 224с.
  157. . А. Молодежь и становление новой России / Б. А. Ручкин // Социс. 1998. — № 5. — С. 33−38.
  158. С. И. Психология управления / С. И. Самыгин, Л. Д. Столяренко // Учеб. пособие. Р. на Д. — 1997. — 508 с.
  159. И. Б. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография / Под ред. П. И. Третьякова. М.: Новая школа, 1997.-352 с.
  160. Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. СПб.: ООО «Речь», 2004. — 350 с.
  161. В. П. Педагогическая практика в школе / В. П. Симонов // Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов. М.: Моск. психол. социал. ин-т, 2000. — 180 с.
  162. Г. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность / Г. Скок. -М., 1998.- 101 с.
  163. В. А. Формирование личности учителя в процессе его профессиональной подготовки / В. А. Сластенин. М.: Просвещ., 1976. -160 с.
  164. В. А. Проблемы подготовки учителя в советских психолого-педагогических исследованиях / В. А. Сластенин // Советская педагогика. 1978. — № 1. — С. 84−94.
  165. В. А. Эмоциональная сфера личности как объект профессионального саморазвития учителя / В. А. Сластёнип, М. И. Кряхтунов. М., 2000. — 110 с.
  166. В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов // Учеб. пособие. М.: Школа-пресс, 2000. — 511 с.
  167. В. А. Психологические проблемы подготовки учителя к коллективной педагогической деятельности / В. А. Сластенин, Н. В. Тамарина // Вопр. Психологии. 1986. — № 3. — С. 112−115.
  168. В.А. Профессиональная карьера / В. А. Стамбулова // Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента. СПб.: Питер, 2001. — 239 с.
  169. М. И. Психология общения: Курс лекций / М. И. Станкин. -М.: Институт практической психологии, 1996. — 296 с.
  170. М. И. Психолого-педагогические основы физического воспитания / М. И. Станкин. М.: Просвещение. 1987. — 225 с.
  171. С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности / С. Д. Смирнов. М.: 1995. — 271 с.
  172. М. И. Учитель физической культуры: личность, общение / М. И. Станкин. М., 1993. — 223 с.
  173. JI. Д. Основы психологии / Л. Д. Столяренко. Р. на Д.: Изд-во «Феникс», 1995. — 736с.
  174. И. А. Профессиональная двигательная подготовка будущих учителей физической культуры: дис. .канд. пед. наук / И. А. Струнин. -М., 1994. 151с.
  175. Ю. И. Как помочь учителю стать учителем? / Ю. И. Турчанинова // Дир. шк. 1994. — № 2. — С. 25−30.
  176. А. И. Логические основы метода моделирования / А. И. Уёмов.-М.: Мысль, 1971, — 350 с.
  177. К. Д. Собр. Соч.: В. 11 т. / К. Д. Ушинский. М. — Л., 1948. -2 т.-655 с.
  178. А. В. Задачи и направления перестройки педагогической науки / А. В. Петровский, В. И. Слободчиков, Б. М. Бид-Бам, Ю. В. Громыко //Вопр. Психологии. 1989,-№ 2.-С. 102−105.
  179. Э. Межличностые отношения в студенческой среде / Э. Фаустова // Высшее образование в России. 1999. — № 1. — С. 96−97.
  180. В. И. Культура и мировоззрение учителя / В. И. Филиппова // Педагогика. 1992. — № 3−4.
  181. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М., 1986. — 590 с.
  182. Г. И. Акмеология физической культуры и спорта / Г. И. Хозяинов, Л. Б. Варфоломеева. М.: Издательский центр «Академия», 2005.-208 с.
  183. .К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж. К. Холодов, B.C. Кузнецов // Учеб. пособие: Рекомендовано Минобразованием России. 4-е изд., стер. — М.: — 2007. — 480 с.
  184. Ю. Л. Психология общения в спорте / Ю. Л. Ханин. М.: ФиС, 1980.-246 с.
  185. Хрестоматия по педагогической психологии / сост. А. В. Красило, А. Н. Новгородцева//Учеб. пособие.-М., 1995.-413 с.
  186. Е. В. Психологические трудности межличностного общения / Е. В. Цуканова. Киев, 1985. — 159 с.
  187. В. Т. Проблемы содержания физкультурного образования / В. Т. Чичикин // Теория и практика физической культуры. 1994. — № 12. — С.25−27.
  188. Н. И. Социальная психология в образовании / Н. И. Шевандрин // Учеб. пособие. М., 1995. 542 с.
  189. В. Б. Памятник научной ошибке: / В. Б. Шкловский, Г. П. Щедровицкий // Новое лит. обозрение. Б.м. — 2000. — 453 с.
  190. Р. Искусство общения / Р. Шмидт. М. — 1992. — 79 с.
  191. Г. П. Проблемы методологии современного исследования / Г. П. Щедровицкий. М.: Знание, 1964. — 489 с.
  192. Г. П. Мышление. Понимание. Рефлексия / Г. П. Щедровицкий, В. Р. Рокитянский, Л. П. Щедровицкий. М.: Наследие ММК, 2005.-798 с.
  193. Г. Г. Развитие профессиональной рефлексии будущего учителя в процессе прохождения педагогической практики: дис.. кан. пед. наук / Г. Г. Эрнст. Барнаул, 2004. — 220 с.
  194. В. Л. Психологические условия развития творческого потенциала у детей школьного возраста / Е. Л. Яковлева // Вопр. психологии. 1994. — № 5. — С. 95−97.
  195. Т. С. Социально-психологическое обучение в подготовке будущих учителей / Т. С. Яценко. Киев, 1987. — 109 с.
  196. Bryant J. Cretty Psycholody in contemporary sport / J. Bryant // Prentice-Hall, Englewood Cliffs, New Jersey, U.S.A., 1978. 246 p.
  197. Fiedler F. E. A Theory of Leadership Effectiveness / F. E. Fiedler. New York: McGraw- Hill, 1967. — 286 p.
  198. Malina R.M. Anthropometric correlates of strength and motor performance / R.M. Malina // Exercise and Sport Sciences Reviews. 1975. — V. 3. — P. 249 274.
  199. Nisbel J. Learning strategies / J. Nisbel, J. Shucksmith. London, Boston, Henley, 1986. — 104 p.
  200. Patterson G. R. Developmental Perspective on Antisocial Behavior / G. R. Patterson, B. D. DeBaryshe, E. A. Ramsey // American Psychologist. 1989. -February.-P. 105−120.
  201. Percival L. The Coach from the Athletes Viempoint «Proceedings Art and Science of Coaching Symposium» / L. Percival // sponsored by the Mutual Assurance Company of Canada and the Fitness Institute, Toronto, Canada, October, 1971.-P. 55−70.
  202. Weiss P. Sport. A Philosophic Inquiry / P. Weiss // Carbondale: Southern Illinois University Press, 1969. P. 89−90.
  203. Опросник «социально психологические характеристики субъекта общения», разработанный В. А. Лабунской.
  204. Будьте внимательнее, следите, чтобы номер ответа на специальном бланке совпадал с номером характеристики в опроснике.
  205. Постарайтесь реже ставить знак «+» в графе «Не знаю».
  206. Не тратьте время на обдумывание ответа (это задание на скорость), тогда вы быстро сможете закончить работу.
  207. Неумение соотносить действия и поступки людей с их качествами личности.
  208. Безразличное отношение к другому человеку (ко мне).
  209. Желание больше говорить, чем слушать.
  210. Застывшая поза, неподвижное лицо.
  211. Неумение поставить себя на место другого человека.
  212. Подозрительное отношение к другим людям (ко мне).
  213. Привычка перебивать разговор.9. Длительные паузы в речи.
  214. Неумение «читать по лицу» чувства и намерения другого человека. 11. Неприязненное (враждебное) от ношение к другим людям (ко мне).
  215. Неумение выйти из общения, вовремя его прекратить.
  216. Нежелание партнера поддерживать зрительный контакт. 14. Ошибки в оценке чувств и настроений другого человека.
  217. Властное отношение к другим людям (ко мне).
  218. Неумение аргументировать свои замечания, предложения. 17. Отсутствие внешней привлекательности.
  219. Неумение продемонстрировать понимание особенностей другого человека.
  220. Высокомерное отношение к другим людям (ко мне).
  221. Неумение разнообразить речевые формы обращения к другому человеку.
  222. Вялая, невыразительная жестикуляция.
  223. Стремление относить людей к определенному типу.
  224. Требовательное отношение к другим людям (ко мне).
  225. Стремление занимать в общении ведущую позицию.
  226. Несоответствие выражения лица партнера его словам. 2 6. Отсутствие проп и цате л ьности.
  227. Страх быть смешным в глазах других людей.
  228. Желание навязать свою точку зрения.29.Громкая речь.
  229. Привычка судить о человеке по его внешности.
  230. Стремление произвести приятное впечатление.
  231. Неумение выразить отношение с помощью жестов, мимики, интонаций.
  232. Систематическое передвижение во время общения.
  233. Умение поставить себя на место другого человека.
  234. Заинтересованное отношение к другому человеку (ко мне).
  235. Умение меньше говорить, а больше слушать.
  236. Стремление систематически поддерживать зрительный контакт.
  237. Умение точно оценивать чувства и настроения другого человека.
  238. Доверительное отношение к другим людям (ко мне).
  239. Умение слушать, вести диалог, беседовать.41.Приятная внешность.
  240. Умение читать по «лицу» чувства и намерения другого человека.
  241. Дружеское отношение к другим людям (ко мне).
  242. Умение вовремя выйти из общения, прекратить его, учитывая ситуацию и состояние другого человека.45.Быстрый темп речи.
  243. Умение демонстрировать понимание особенностей другого человека.
  244. Почтительное отношение к другим людям (ко мне).
  245. Умение принять точку зрения другого человека.49.Интенсивная жестикуляция.
  246. Умение видеть в другом человеке его индивидуальные особенности, черты характера.51 .Добродушное отношение к другим людям (ко мне).
  247. Умение объяснить, аргументировать свои предложения, замечания.
  248. Соответствие выражения лица партнера го словам.
  249. Проницательность: людей видит «насквозь».
  250. Способность выразить отношение с помощью жестов, мимики, интонаций.
  251. Умение разнообразить речевые формы обращения к другому человеку. 57. Частые прикосновения (кладет руку, похлопывает по плечу и т. д.).
  252. Стремление оценивать людей па основе представлений, сложившихся в его окружении.
  253. Стремление занимать в общении подчиненную позицию.
  254. Концентрация внимания на собственных чувствах и мыслях. 61. Длительное общение с одним и тем же человеком.
  255. Присутствие посторонних лиц.
  256. Большие временные промежутки в общении с партнером. 64. Одновременное общение с группой лиц.65.Возрастные различия.66.Половые различия.67.Должностные различия.
  257. Самочувствие (настроение, готовность к общению). Бланк для ответов по опроснику
  258. Дата---------------------Пол, возраст--------------------------------1. Кодирование ответов
  259. Шкала принятия других" (Фей) 99.
  260. Мне нравятся люди, с которыми я знаком (а).
  261. В наше время люди имеют очень низкие моральные принципы.
  262. Болыпинство людей думают о себе только положительно, редко обращаясь к своим отрицательным качествам.
  263. Я чувствую себя комфортно практически с любым человеком.
  264. Все, о чем люди говорят в наше время, сводится к разговорам о фильмах, телевидении и других глупых вещах подобного рода.
  265. Если кто-либо начал делать одолжение другим людям, то они сразу же перестают уважать его.
  266. Люди думают только о себе.
  267. Люди всегда чем-то не довольны и ищут что-нибудь новое.
  268. Причуды большинства людей очень трудно вытерпеть.
  269. Людям определенно необходим сильный и умный лидер.
  270. Мне нравится быть в одиночестве, вдали от других людей.
  271. Люди не всегда честно ведут себя с другими людьми.
  272. Мне нравиться быть с другими людьми.
  273. Большинство людей глупы и не последовательны.
  274. Мне нравится быть с людьми, чьи взгляды отличаются от моих.
  275. Каждый хочет быть приятным для другого.
  276. Чаще всего люди не довольны собой.
  277. Бланк к «Шкале принятия других» (Фей)
  278. Ф.И.О.-------------------------------------Пол
  279. Возраст----------------------------
  280. Варианты ответов: 1-всегда2.часто3.иногда4.редко5.никогда1 2 о J 4 51
Заполнить форму текущей работой