Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Три эпохи русского литературного авангарда: эволюция эстетических принципов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По материалам исследования в период с 2000;го по 2005;й год сделано 16 докладов на научных конференциях: шести внутрикафедральных (общая тема: «Художественный язык эпохи» — кафедра литературоведения и МХК Самарской гуманитарной академии, 2000;2005 гг.), четырёх межвузовских: с докладами «Эстетическое и утопическое в творчестве концептуалистов» («Философия в поисках онтологии» — Самара, СаГА… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ. ПРОБЛЕМА АВАНГАРДА В СОВРЕМЕННОМ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ
  • ЧАСТЬ I.
    • 1. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КОРНИ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО АВАНГАРДА. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФУТУРИСТОВ «ГИЛЕИ»

    1.1. Рецепция идей европейской философии в творчестве художников русского авангарда. Влияние Фридриха Ницше и философии жизни на русскую литературу рубежа XIX — XX веков. а) Ф. Ницше: становление бытия и проблема культуры. б) Концепция искусства и эстетической деятельности в философии Ницше и творчестве авангардистов.

    1.2. Литературные истоки творчества авангардистов. Модернизм и авангард. а) Отказ от институциальной замкнутости искусства. б) Концепция языка у символистов и футуристов.

    1.3. Живопись авангарда как источник идей и технологических приёмов словесного искусства. а) «Футуризм слова». б) «Кубизм слова». в) Супрематизм и заумь.

    2. ПОЭТИКА ФУТУРИЗМА. а) Вещь. б) Работа футуристов с языком: «магическое слово». в) Творческий субъект.

    2.1. Семантическая организация футуристического текста. а) Поэтика художественного пространства. б) Художественное время футуристических текстов. в) Каузальность.

    2.2. Синтаксис футуристического произведения.

    2.3. Прагматика кубофутуристического творчества.

    3. ОСНОВНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЗАДАЧ АВАНГАРДА В ТВОРЧЕСТВЕ В. МАЯКОВСКОГО, В. ХЛЕБНИКОВА, А.КРУЧЁНЫХ.

    3.1. Борьба за овеществление языка в художественной практике Владимира Маяковского.

    3.2. Поиски позитивного равновесия между языком и предметностью мира в поэтике Велимира Хлебникова.

    3.3. Абсолютизация прав творческого субъекта в эстетической программе

    Алексея Кручёных.

    ВЫВОДЫ.

    ЧАСТЬ II

    1. ФИЛОСОФИЯ И ЭСТЕТИКА ГРУППЫ «ОБЭРИУ».

    1.1 «Обэриуты» и «чинари»: вопрошание как способ общения с реальностью. 199 1.2. Картина мира в творчестве авангардистов второго поколения.

    2. ПОЭТИКА ОБЭРИУТОВ.

    2.1 Уровень семантики. а) Предмет в смысловом пространстве обэриутского мира. б) Язык. в) Динамика бытия: время и пространство в концепции обэриутов. г) Каузальность. д) Творческий субъект.

    2.2. Синтактика художественного текста.

    2.3. Прагматика художественного произведения.

    3. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО ОБЭРИУТОВ.

    3.1. Мир вещей в «Столбцах» Николая Заболоцкого.

    3.2. Тема творческого «я» в поэзии Николая Олейникова.

    3.3. Даниил Хармс: борьба дискурса и текста.

    3.4.Поэтика Александра Введенскот о: жизнь знака и смерть человека.

    ВЫВОДЫ.

    ЧАСТЬ III

    1. ТРЕТЬЯ ЭПОХА РУССКОГО АВАНГАРДА: КОНЦЕПТУАЛИЗМ.

    1.1. Условия возникновения авангарда-3. Характер художественного творчества конценгуалистов. Стадии и формы развития российского концептуализма.

    1.2. Концептуализм в России и на Западе. Философский смысл деялельности концептуалистов.

    ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА КОНЦЕПТУАЛИСТОВ.

    2.1. Конкретизм (творчество поэтов «лианозовской школы»). а) «Барачная поэзия» Игоря Холина. б) «Стихи из неглавных слов» Яна Сатуновского. в) «Безъязыкость» языка: Всеволод Некрасов. г) Игровая реальность Генриха Сапгира.

    2.2. Соц-арт как технология десакрализации стратегий власти. а) Дмитрий Александрович Пригов: поиски идентичности. б) Владимир Сорокин: подведение итогов деятельноеги авангарда.

    2.3. «Зрелый» концептуализм: парадигма художественного мышления. а) Наделение реальности смыслом в акциях группы

    Коллективные действия". б) Идеи и принципы концептуализма в поэзии Льва Рубинштейна. в) Языковые игры Аркадия Бартова.

    ВЫВОДЫ.

Три эпохи русского литературного авангарда: эволюция эстетических принципов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования определяется необходимостью теоретического осмысления той роли, которую сыграли литература и искусство авангарда в культуре XX века. На данном этапе огромный материал, связанный с практикой русского авангарда, нуждается в систематизации и рассмотрении в рамках общей концепции, позволяющей судить о единых эстетических основаниях и принципах работы авангардистов всех поколений. Важно понять, чем связаны относительно самостоятельные периоды его развития, существует ли у его разновременных проявлений некая единая основа, можно ли говорить об эстетической природе авангарда, имея в виду одновременно всё, что им создано. Именно в этом мы видели свою задачу — в уяснении того, действительно ли существует принципиальное родство между такими разными формами творчества, как, например, поэзия «громовержца» В. Маяковского и «полунемые» стихи Вс. Некрасова, или, скажем, «провиденциальный лепет» В. Хлебникова и чудовищные гротески В.Сорокина. Мы стремились понять, какого рода «эстафета» передаётся от одного поколения авангардистов другому и сохранился ли у создателей авангарда-2 (обэриутов) и авангарда-3 (концептуализма) изначальный импульс раннего, классического авангарда.

В диссертации предлагается модель для объяснения мировоззренческих истоков авангардной деятельности, эстетических принципов, лежащих в её основе, тех видоизменений, которые она претерпела в ходе исторической эволюции, и причин постепенного снижения активности авангарда к концу XX века.

Преимущественное внимание к эстетической природе авангарда, на наш взгляд, позволяет уйти от описательности, приблизительности и субъективизма в понимании и оценке как явления в целом, так и его самостоятельных этапов, форм художественной деятельности и конкретных результатов.

Предмет исследования — творчество художественных объединений, деятельность которых представляется наиболее репрезентативной для каждой стадии развития отечественного авангарда. Логика его возникновения и исходные эстетические принципы изучаются на материале творчества группы «Гилея» в целом и её ведущих художников, среди которых выделены В. Хлебников, В. Маяковский и А. Кручёных как представителей важнейших тенденций в работе объединения.

Развитие традиций классического авангарда в литературе 20−30-х годов рассматривается на примере творчества обэриутов — Н. Заболоцкого,.

Н.Олейникова, Д. Хармса, А. Введенского — тех поэтов и писателей группы, чьи произведения в своей значительной части сохранились, доступны изучению и позволяют судить о доминирующих художественных стратегиях ОБЭРИУ1.

Российский авангард второй половины XX века развивался стремительно и проявлял себя в деятельности многих неофициальных творческих союзов и большого числа конкретных художников. Всё это создавало изменчивую и пёструю картину, и, соответственно, последняя глава нашего исследования оказалась особенно «густонаселённой». В ней сделана попытка охарактеризовать все основные тенденции в работе концептуалистов, важнейшие стадии в развитии этого направления, творчество его лидеров. Особое внимание уделяется «лианозовскому» этапу становления концептуализма (связанному с творчеством Е. Кропивницкого, И. Холина, Я. Сатуновского, Г. Сапгира, Вс. Некрасова и др.), поэтике соц-арта (Д.А.Пригов, Т. Кибиров, В. Сорокин и др.), характеру художественных поисков, которые велись поэтами и живописцами в решающей фазе существования концептуализма (группа «Коллективные действия», Л. Рубинштейн), и тогда, когда это искусство постепенно утрачивало свою связь с авангардом (А.Бартов).

Исследование велось на материале художественных текстов, с учетом теоретической программы (манифестов, статей, высказываний) авторов-авангардистов.

Цели и задачи исследования диктовались необходимостью 1) определить сущность оценку эстетической концепции русского авангарда, 2) рассмотреть важнейшие этапы художественной практики авангардистов в их взаимосвязикак стадии реализации единого «авангардного проекта», 3) выявить варианты.

1 Требования к объёму диссертации заставили нас вывести за пределы рассмотрения творчество К.Вагинова. О воплощении принципов ОБЭРИУ в его прозе говорится в наших работах: «Три эпохи русского литературного авангарда» (Самара: Изд-во «Самарский ун-т», 2004. — С.378−404) — «Концепция культуры и искусства в романе К. Вагинова «Козлиная песнь» (Вестник СамГУ. 2002. № 1 (23). — С. 83−94) — Концепция игровой жизнестратегии в романе Константина Вагинова «Бамбочада» (Художественный язык эпохи. Самара, СамГУ, 2002.-С. 127−146). креативной стратегии авангарда, воплотившиеся на каждом из его самостоятельных этапов и, прежде всего, в деятельности ведущих художников-авангардистов.

Методология исследования. Поскольку в намерения авангардистов всех поколений входит изменение реальности путём использования семиотических механизмов, основным методом исследования в диссертации служит системный подход, сочетающий историко-литературный анализ художественной практики авангарда со структурно-семиотическим изучением его поэтики.

Методологической опорой данной работы явились прежде всего исследования, где в той или иной степени сопрягаются метафизические, эстетические и семиотические аспекты существования искусства — труды М. Бахтина, П. Флоренского, А. Белого, Р. Якобсона, Г. Винокура, Ю. Тынянова, В. Шкловского, П. Бюргера, Т. Адорно, Ю. Лотмана, В. Топорова, Б. Гаспарова, Ж. Деррида, Р. Барта, Ж. Бодрийяра, А. Ханзен-Леве, Е. Фарыно, И. Смирнова, Б. Гройса, М. Ямпольского, М. Рыклина, В. Подороги, М. Мейлаха, М. Шапира, Н. Рымаря, В. Тюпы, Е. Бобринской, Е. Тырышкиной, Н. Сироткина и др.

В диссертации предложена строгая последовательность рассмотрения важнейших аспектов философии и творчества авангардистов: 1) свойственного данному кругу художников понимания взаимоотношений материальной и знаковой реальности и функций творческого субъекта (философско-эстетический аспект) — 2) семантической, синтактической и прагматической организации авангардного текста (семиотический аспект) — 3) воплощения заявленных принципов в творчестве тех авторов, которые репрезентируют наиболее существенные возможности избранной данным объединением художественной стратегии (область индивидуальной художественной практики).

Научная новизна исследования обусловлена тем, что в нём 1) впервые рассматриваются все этапы деятельности русского литературного авангарда, 2) устанавливаются эстетические принципы, лежащие в основе его художественной практики, 3) определяется характер преемственности, существующей между важнейшими этапами деятельности авангарда,.

4) выявляется спектр возможностей, реализованных авангардистами в их индивидуальном художественном творчестве, 5) исследуется взаимосвязь между авангардными явлениями в живописи и литературе XX в., 6) предлагается анализ творчества авторов, прежде не изучавшихся в рамках академического литературоведения, — Я. Сатуновского, А.Бартова.

Новизна исследования обозначена в ряде принципиальных положений, которые выносятся на защиту:

1. Искусство русского авангарда — род художественной деятельности, смысл которой заключается в преодолении фундаментального разрыва между материально-практической и знаковой областями действительности. Восстановление их единства понимается авангардистами всех поколений как слияние онтологической подлинности предметного мира, динамики языка и креативности творческого субъекта.

2. В борьбе за безусловность искусства авангардисты неизменно отождествляли онтологическое с творчески продуктивным, но это свойство на разных стадиях развития авангарда вменялось разным уровням, структурам и состояниям бытия. Первоначально онтологический статус имела бытийная динамика (у футуристов), затем — смысловая нерасчленённость «первобытия» (у обэриутов), в конце XX века (у концептуалистов) — тот опыт переживания целостности мира, который присутствует в коллективном восприятии.

3. Эстетический радикализм литературного авангарда подготовлен и обусловлен «революционным» характером тех явлений в области философского и художественного мышления, которым он наследует: жизнетворческими установками русского модернизмасвойственной неклассической философии рубежа Х1Х-ХХ веков интенции преодоления философской рассудочности ради приобщения единству становящегося бытияхарактерной для живописи авангарда утопии воссоединения семиотической и эмпирической реальности.

4. Практическое воплощение программы авангарда на первой стадии его развития продемонстрировало, что идея «слияния» предметности, языка и авторской воли может быть воплощена в трёх основных версиях, предполагающих верховенство одного из этих начал: 1) художественное оцельнение реальности путём её редукции к предметному (путь В. Маяковского), 2) лидерство языка в общем синтезе (стратегия В. Хлебникова), 3) гегемонию автора (вариант А. Кручёных).

5. Авангардисты второго поколения — обэриуты — видели задачу искусства в приобщении творчески продуктивному «потенциальному» бытию. В триаде «предметность — язык — автор» первостепенными по значению становились воля автора, создающего механизмы сообщения с «миром за жизнью» (Д.Хармс), и художественный язык как «палимпсест», хранящий под наслоениями поздних записей «оттиски» отношений, свойственных ранним стадиям бытийного становления. Свойственная футуризму сознательная монологичность творчества в произведениях обэриутов заменялась диалогической соотнесённостью противоположных фаз существования явлений — тех, которые свидетельствуют о богатстве креативных возможностей бытия, и тех, где эти потенциальные возможности до неузнаваемости искажены в актуальных формах.

6. Деятельность авангардистов третьего поколения — концептуалистовпротекала в условиях засилия государственной идеологии и была направлена в первую очередь против неё. Согласно семиотической концепции авангарда-3, сформировавшейся под существенным влиянием структурализма, идеология представляет собой непрекращающуюся деятельность по переозначиванию, в результате которой вещи и явления утрачивают самостоятельное значение, онтологическую безусловность. Стремясь остановить этот процесс, концептуализм 1) ведёт поиск зон, где операция идеологического развеществления невозможна (конкретизм «лианозовской школы») — 2) дезавуирует методы работы советской идеологии (соц-арт) — 3) разрабатывает методики «обратного переозначивания» — возвращения безусловности тем сторонам и проявлениям жизни, которые подверглись идеологической «переработке» («зрелый» концептуализм).

7. Эволюция авангарда вела к отказу от признания онтологической подлинности за теми проявлениями бытия, которые, в соответствии с изначальным замыслом, должны были лечь в основание новой, безусловной реальности. В конечном итоге это привело к признанию неосуществимости «авангардного проекта» и к переходу в постмодернистскую стадию художественной рефлексии.

Апробация работы. Основные положения диссертации отражены в 26 научных публикациях общим объемом 61 п.л. (см. список на стр. 453−454 данной диссертации) и в учебно-методической литературе: в учебных пособиях «Современная отечественная проза» — Самара, СаГА, 2000. — 15 п.л.- Русская литература и искусство «серебряного века». Программа курса. — Самара, СаГА, 2000. — 2 п.л.- Современная отечественная проза. Программа историко-литературного курса. — Самара, СаГА, 1999. — 1 п.л.

По материалам исследования в период с 2000;го по 2005;й год сделано 16 докладов на научных конференциях: шести внутрикафедральных (общая тема: «Художественный язык эпохи" — кафедра литературоведения и МХК Самарской гуманитарной академии, 2000;2005 гг.), четырёх межвузовских: с докладами «Эстетическое и утопическое в творчестве концептуалистов» («Философия в поисках онтологии» — Самара, СаГА, 2002), «Комическое у обэриутов» («Смех в литературе: семантика, аксиология, полифункциональность» — Самара, 2003), «Эстетика авангарда» («Онтология, эстетика, культура» — Самара, СаГА, 2004), «Проблема языка в поэзии и прозе Хармса» (Самара, 2005) — шести международных: «Концепция культуры и искусства в романе К. Вагинова «Козлиная песнь» («Художественность литературы» — Самара, СамГУ, СНЦ РАН, 2001) — «Проблема рационального в творчестве художников русского литературного авангарда» («Проблема рационального в неклассической философии» — Самара, СаГА, 2002) — «Понимание «эстетического» в творчестве русских концептуалистов» («Язык литературы и искусства» — Самара, СамГУ, 2003) — «Мир без «мира идей»: редукция бытия и статус субъекта в творчестве обэриутов» («Мир идей и взаимодействие художественных языков в литературе Нового времени» — Воронеж, ВГУ, 2003) — «Проблема границы в русском художественном мышлении рубежа Х1Х-ХХ вв.» («Проблема границы в искусстве XX века» — Самара, Ин-т нем. культуры, 2003) — «Субъект против субъекта (проблема преодоления страха в творчестве Александра Введенского)» («Морфология страха» — Самара, СНЦ РАН, СамГУ, 2005).

Результаты исследования включены в содержание курсов «Современная отечественная литература», «История русской литературы «серебряного века», «История русского искусства рубежа Х1Х-ХХ вв.», «Семиотика поведения» (спецкурс), «Модерн и авангард» (спецкурс), читающихся на философско-филологическом факультете Самарской гуманитарной академии.

Идеи диссертации пропагандировались в статьях литературного еженедельника «Цирк «Олимп» (1995;1998, Москва-Самара), циклах радиои телепередач, посвященных современному художественному процессу.

Теоретическая и практическая значимость. Концепция русского авангарда, изложенная в диссертации, может быть использована в вузовском преподавании на культурологических и филологических факультетах при разработке теоретических и историко-литературных курсов, посвященных как изучению литературного процесса 20-го века в целом, так и истории русского художественною авангарда, его основных направлений и творчества конкретных художников. Материал диссертации может быть полезен при чтении спецкурсов по проблемам художественного языка XX века.

ВЫВОДЫ.

1. Искусство авангарда на всех стадиях его существования оппозиционно по отношению к тем областям человеческой жизни, где осуществляется «перепроизводство» форм опосредования между человеком и сферой онтологического. Для футуристов и обэриутов ими были соответственно культура и эмпирическая реальность. В свою очередь усилия художников авангарда-3 направлены на блокирование идеологической деятельности государства, понимавшейся как практика тотального означивания мира, то есть превращения жизненных реалий в означающие единого означемого — воли верховной политической власти. Целью концептуалистов было дезавуирование, деструкция или деконструкция результатов этой активности.

2. На раннем этапе развития концептуализма предметом творческого освоения были те области и формы человеческой жизни, которые не поддаются идеологическому развеществлению (маргинальное существование) и способы художественной репрезентации явлений, не допускающие расслоения на знаки и значения, такие как маргинализированная бытовая речь, сохранившая «синкретическое» единство слова и жеста, или игровая организация текста, разрушающая устойчивость идеологического дискурса.

3. Совмещавшиеся в деятельности конкретистов противоположные начала — деструктивное (нацеленное на противодействие идеологическим интенциям) и конструктивное (предусматривающее" создание альтернативной реальности) при своём обособлении явились основой для возникновения двух самостоятельных направлений внутри концептуализма — соц-арта как искусства, дезавуирующего языковые стратегии власти, и «зрелого» концептуализма, занятого поиском способов внеидеологического конструирования художественной реальности.

4. Деятельность соц-арта направлена на демифологизацию идеологии и демонтаж её механизмов. Идеология понимается здесь как область взаимопроникновения политики и эстетики, а художественное раскрытие внутренней механики идеологических манипуляций приравнивается к уничтожению их магического эффекта. Оценка властью тех или иных явлений как прекрасных, безобразных и т. д., с точки зрения художников соц-арта, не зависит от их реальных эстетических достоинств, а присваивается за определённые идеологические «заслуги». В этом отношении деятельность художников социалистического реализма сводится к выполнению идеологического заказа и имеет не сакральную, а ремесленную природу.

На поздней стадии развития соц-арта его художники нередко распространяют открытые ими правила соцреалистического текстопроизводства на искусство в целом (Д.Пригов) и даже придают им характер универсальных законов бытия (В.Сорокин). С этих позиций искусство исторического авангарда подчас оценивается как такое звено эстетического развития, где стратегии политической власти и художественного творчества впервые достигли полного слияния.

5. Конструктивная направленность работы концептуалистов проявляет себя в стремлении восстановить на новых основаниях разрушенную структуру взаимодействия между автором, текстом и реципиентом как единый источник смыслообразования. Такая деятельность была начата в рамках «лианозовской группы» и продолжена объединением «Коллективные действия», откуда вышел и целый ряд поэтов, искусствоведов и философов — Б. Гройс, М. Рыклин, М. Айзенберг, Л. Рубинштейн и др. Концептуализм в этом варианте осознанно исследует проблемы придания вещам нового смыслового статуса и ставит эту процедуру в прямую зависимость от активности воспринимающих, чей коллективный опыт позволяет оцельнять явления действительности, восстанавливая их связь с единством бытия. Акции концептуалистов и их литературные тексты инсценируют уже не разрушение культуры (как в футуризме) или эмпирической действительности (как у обэриутов), а восстановление смысловой связи между изолированными фрагментами предметной и языковой реальности.

6. В «зрелом» творчестве концептуалистов семантика и синтаксис текста утрачивают первостепенное значение: произведение становится не более чем посредником, необходимым для установления контакта между автором и реципиентом. В свою очередь художник делегирует роль творческого субъекта потребителю художественной продукции — читательской или зрительской аудитории, которая в ходе восприятия наделяет артефакт смыслом. Важнейшую роль в активизации восприятия играют контекстуальные перстановки, связанные со сближением несовместимых явлений (например, стилистически контрастных текстов), «подменой» авторства и др.

7. Концептуальное искусство сохраняет своё родство с авангардом до тех пор, пока в нём присутствует надежда на возможность так или иначе приобщиться тому уровню бытия, где больше нет ни условных форм, ни их распада, — то есть пока в нём в той или иной мере присутствует утопическое начало. Утратив этот ориентир, искусство концептуализма окончательно выходит за рамки авангардной деятельности и, сохраняя прежнее название, становится явлением постмодернистского творчества.

8. В ходе становления «левого» искусства его художники постоянно ставили под сомнение исходные постулаты авангарда. Постепенно оспаривались онтологическая природа предметной реальности, динамика языка, творческая самостоятельность автора — тех сторон бытия, слияние которых, по замыслу исторического авангарда, должно было стать почвой для нового искусства. Это не только препятствовало решению поставленной задачи, но в конечном счёте заставило признать её невыполнимой.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М. Постмодернизм по-советски // Театр. 1991. № 8.
  2. B.C. По лабиринтам авангарда. М.: Изд-во МГУ, 1993.
  3. В.В. Эстетика. М.: Гардарики, 2004.
  4. В.Г. Авангард // Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. В. 8 т. Т.1. СПб.: ЛИТА, 2000.
  5. Жаккар Ж.-Ф. Даниил Хармс и конец русского авангарда. СПб.: Академический проект, 1995.8. http://www.inostranets.ru/cgi-bin/materials.cgi?id=5482&chapter=20
  6. Хансен-Лёве О. Дискурсивные процессы в романе Достоевского «Подросток» // Автор и текст / Сб. статей под ред. В. М. Марковича, В.Шмида. Вып.2. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1996.
  7. Дёринг-Смирнова И.Р., Смирнов И. П. Очерки по истории типологии культуры:.→ Реализм → (.) → Постсимволизм (авангард) →. Salzburg, 1982.
  8. И. Художественный смысл и эволюция поэтических систем // И. П. Смирнов. Смысл как таковой. СПб: Академический проект, 2001.
  9. И. «Исторический авангард» как подсистема постсимволистской культуры // Смирнов И. П. Мегаистория. К исторической типологии культуры. М.: Аграф, 2000.
  10. И. Соцреализм: антропологическое измерение // Соцреалистический канон. СПб.: «Академический проект», 2000.
  11. И.П. Видимый и невидимый миру юмор Сорокина // Место печати. Журнал интерпретационного искусства. М. 1997. № 10. С. 60−75.
  12. И. Хлам текстов (Мусор, эмоции и философия) // Логос. 1999. № 2 (12).
  13. В.Ф. История русского футуризма. СПб.: Алетейя, 2000.
  14. В.И. Постсимволизм. Теоретические очерки русской поэзии XX века. Самара, 1998.
  15. М.М. Искусствоведение и общая эстетика // М. М. Бахтин. Работы 20-х годов. Киев: Next, 1994.
  16. И.Е. Русский поэтический авангард XX века. Екатеринбург: Издво Урал, ун-та, 2000.
  17. . Полутороглазый стрелец. Л.: Советский писатель, 1989.
  18. Е. Футуризм. М.: «Галарт», 2000.
  19. Н. Маяковский и живопись // Маяковский: Материалы и исследования. М.: Госиздат, 1940.
  20. Ханзен-Лёве О. Русский формализм: Методологическая реконструкция развития на основе принципа остранения. М.: Языки русской культуры, 2001.
  21. Мир Велимира Хлебникова. Статьи и исследования 1911−1998. М.: Языки русской культуры, 2000.
  22. Е. Семиотические аспекты поэзии Маяковского // 22.05.2001. www.libelli.ru/classics/russian/1917mya/personal/o mavakv.htm.
  23. Н. О проблеме субъекта и объекта в авангардизме // hhtp://avantgarde.narod.ru/beitraege/ov/vsobject.htm.
  24. . Утопия и обмен. Стиль Сталин. О новом. Статьи. М.: Изд-во «Знак», 1993.
  25. В.А. Эстетика русского модернизма: Проблема «жизнетворчества». Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1991.
  26. Н.С. Общие философские истоки футуризма, экспрессионизма, дадаизма (краткий обзор) // Вестник Челябинского гос. ун-та. Серия 2. Филология. 1999. № 2 (9).
  27. Ф. Философия в трагическую эпоху. М.: Мысль, 1997.
  28. Ф. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1990. Т. 2.
  29. Н.Т. Художественный язык и язык культуры. Проблема материала // Проблема художественного языка. Сб. статей. Самара, 1996.
  30. Ю.М. Культура и взрыв. М.: Гнозис, 1992.
  31. С.Н. Французский романтизм и идея культуры: Аспекты проблемы. Серия «Чтения по истории и теории культуры». Вып.30. М., РГГУ, 2001.
  32. Поэзия русского футуризма. СПб: Академический проект, 2001.
  33. В. Введение в феноменологию художественного опыта. Самара: Изд-во «Самарский ун-т», 2000.
  34. В. Собр. соч. В 6 т. М.: Правда, 1973. Т. 1.
  35. Г. В. Ф. Эстетика. В 4 т.М.: Искусство, 1968. Т.1
  36. Май Поль де. Аллегории чтения. Фигуральный язык Руссо, Ницше, Рильке и Пруста. Екатеринбург, 1999.
  37. Ф. Воля к власти. М.: Мысль, 1994.
  38. И. Критика способности суждения // Кант И. Соч.: В 6 т. М: Мысль, 1966. Т.5.
  39. М. Искусство авангарда и религиозное сознание // Новый мир. 1991. № 12.
  40. Burger Р. Theorie der Avantgarde. Frankfurt-a-Mein, 1974.
  41. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991.
  42. А. Авангард или модернизм? // Театр. 1991. № 8.
  43. Г. О. Хлебников (Вне времени и пространства) // Мир Велимира Хлебникова. Статьи и исследования 1911−1998.
  44. В. Борьба за форму // Шкловский В. Гамбургский счёт: Статьи воспоминания-эссе (1914−1933). М.: Советский писатель, 1990.
  45. Т. Эстетическая теория. М.: Республика, 2001.
  46. Эллис. Русские символисты. Томск: Водолей, 1998.
  47. . Русский авангард по обе стороны «чёрного квадрата» // Вопросы философии. 1990.№ П.
  48. А. Стиль столетия модернизм // www.svoboda.org/programs/cicles/winters/genis.asp/2003/7
  49. Русская поэзия «серебряного века», 1890−1917: Антология. М.: Наука, 1993.
  50. Бахтин. М. М. Теория романа. Теория смеха. О Маяковском // Бахтин М. М. Собр. соч.: В 6 т. М.: Русский словарь, 1997. Т. 5.
  51. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.
  52. Хансен-Лёве О. Концепции «жизнетворчества» в русском символизме начала века // Блоковский сборник XIV. К 70-летию З. Г. Минц. Тарту, 1998.
  53. А. Новые пути слова (язык будущего смерть символизму) // Русский футуризм. Теория. Критика. Воспоминания. М.: Наследие, 1999.
  54. Ч.У. Основания теории знаков // Семиотика: Антология. М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2001
  55. М. Эстетический опыт XX века: авангард и постмодернизм // Philologica. Двуязычный журнал по русской и теоретической филологии. М., 1995. Т. 2, №¾.
  56. Л.Я. О лирике. Л.: Советский писатель, 1974.
  57. В., фон. О различии организмов человеческого языка и о влиянии этого различия на умственное развитие человеческого рода. СПб., 1859.
  58. A.A. Мысль и язык // Потебня A.A. Слово и миф. М., 1989.
  59. В.И. По звёздам. СПб., 1909.
  60. Т.С. Проза Велимира Хлебникова // Мир Велимира Хлебникова. Статьи и исследования 1911−1998.
  61. В. Собрание произведений: В 5 т. JL: Изд-во писателей в Ленинграде, 1928−1933. Т.2. 1930.
  62. В. Творения. М.: Советский писатель, 1987.
  63. O.A. Контуры Хлебникова. Некоторые замечания к статье
  64. Х.Барана//Мир Велимира Хлебникова. Статьи и исследования 1911−1998.
  65. Н.И. Статьи об авангарде: В 2 т. М.: Мысль, 1997. Т.1.
  66. Е. Русское искусство XX века. М.: Трилистник, 2000.
  67. К. От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм // Сарабьянов Д., Шатских А. Казимир Малевич: живопись, теория. М.: Искусство, 1993.
  68. В.В. Полное собр. соч.: В 13 т. М.: Советский писатель, 19 551 961. Т.1.
  69. Р. Футуризм //Якобсон Р. Работы по поэтике. М.: Прогресс, 1987.
  70. А. Декларация слова как такового // Русский футуризм. Теория. Критика. Воспоминания. М.: Наследие, 1999.
  71. А. Слово как таковое // Русский футуризм. Теория. Критика. Воспоминания.
  72. Ю.М. Театральный язык и живопись (К проблеме иконической риторики) // Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. Таллинн: Александра, 1993. Т.З.
  73. Шарп Джейн А. Малевич, Бенуа и критическое восприятие выставки «0,10» // Великая утопия. Русский и советский авангард 1915−1932. Берн: «Бентелли" — М.: «Галарт», 1993.
  74. Р. Предисловие // Великая утопия. Русский и советский авангард 1915−1932.
  75. Г. Эстетические фрагменты. Пб., 1922.
  76. Ю.М. Лекции по структуральной поэтике // Ю. М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. Сб. статей. М.: Гнозис, 1994.
  77. А. Сдвигология русского стиха. М., 1923.
  78. В. Гамбургский счёт: статьи воспоминания — эссе (19 141 933). М.: Советский писатель, 1990.
  79. А. Стихотворения. Поэмы. Романы. Опера. СПб.: Академический проект, 2001.
  80. А. Магия слов // Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994.
  81. Примечания к кн.: Флоренский П. А. Собр. соч.: В 2 т. Т.2. У водоразделов мысли. М.: Правда, 1990.
  82. А. Декларация слова как такового // Русский футуризм. Теория. Критика. Воспоминания. М.: Наследие, 1999.
  83. Каменский В.Я.//Требник троих: Альманах. М., 1913.
  84. Е. Новый человек в эстетике русского авангарда 1910-х годов // Бобринская Е. Русский авангард: истоки и метаморфозы. Новейшие исследования русской культуры. Вып. 2. М.: Пятая страна, 2003.
  85. Ю. Воскресение Маяковского. М.: Советский писатель, 1990.
  86. JI.A. Серебро и чернь: русское, советское, славянское, всемирное в поэзии Серебряного века. М.: Изд-во «Книжный сад», 1997.
  87. А.К. Парадигмы XX века // Русский авангард 1910−1920-х годов в европейском контексте. М.: Наука, 2000.
  88. X. Варварско-дионисийское начало в русской культуре начала XX века // Постсимволизм как явление культуры: Материалы международной научной конференции. М.: РГГУ, 1998. Вып.2.
  89. JI. Хлебников основатель будетлян // Книга и революция, 1922, № 9−10.
  90. М.В. Стилистика // Русский язык и советское общество. Проспект. Алма-Ата, 1962.
  91. JI.B. Русская идея (символика и смысл) // Вопросы философии. 1992. № 8.
  92. А., Малевич К. Первый Всероссийский Съезд Баячей Будущего (поэтов-футуристов) // Журнал за 7 дней. Пб. № 28 (122).
  93. Д. Живопись Казимира Малевича // Сарабьянов Д., Шатских А. Казимир Малевич: Живопись, теория. С. 83−84- Васильев И. Е. Русский поэтический авангард XX века. — С. 78−81.
  94. Janecek Gerald. Zaum. The Transnational Poetry of Russian Futurism. SDSU-press, 1996.
  95. Встречи с прошлым. Сб. статей и материалов. М.: Гилея, 1990. Вып. 7.
  96. Ханзен-Лёве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Ранний символизм. СПб.: Академический проект, 1999.
  97. С. Примечания // Кручёных А. Стихотворения. Поэмы. Романы. Опера. СПб.: Академический проект, 2001.
  98. Douglas Ch. Swans of Other Worlds: Kazimir Malevich and the Origins of Abstraction in Russia// Ann Arbor, MI: UMI Research Press, 1980.
  99. A. Полное собр. произв.: В 2 т. Т.1. Произведения 1926−1937. М.: Гилея, 1993.
  100. Н.Т. Узнавание и понимание: проблема мимезиса и структура образа в художественной культуре XX века // Вестник Самарского государственного университета. Гуманитарный выпуск. Самара. 1997. № 35.
  101. Kovecses Z. Metaphors of anger, pride, and love. Amsterdam- Philadelphia, 1986. VII.
  102. P.B. Велимир Хлебников. Природа творчества. M.: Советскийписатель, 1990.
  103. Ю.М. Символ в системе культуры // Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. М.: Языки русской культуры, 1996.
  104. В. Теория речевых актов // Руднев В. Словарь культуры XX века. М.: Аграф, 1997.
  105. В. Неизданные произведения. М., 1940. Поэмы и стихи. Ред. и коммент. Н.Харджиева. Проза. Ред. и коммент. Т.Грица. М., 1940.
  106. В.П. Словотворчество и смежные проблемы языка поэта. М.: Наука, 1986.
  107. В.П. Грамматика идиостиля. М.: Наука, 1983.
  108. М.И. Язык вне времени и пространства. Г. О. Винокур о лингвистической утопии Хлебникова. Вступительная статья М. И. Шапира // Мир Велимира Хлебникова.
  109. H.H. О «звёздном языке» Велимира Хлебникова // Мир Велимира Хлебникова.
  110. В. Собрание произведений: В 5 т. Л.: Изд-во писателей в Ленинграде, 1928−1933. Т.5. 1933.
  111. А. Фактура слова. М., 1923.
  112. А. Взорваль. СПб., 1913.
  113. В. Артистическая эпоха и её последствия (По страницам Ф. Степуна) // Метаморфозы артистизма. Сб. статей. М., 1997.
  114. П.А. Мысль и язык // Флоренский П. А. Собр. соч.: В 2 т. Т.2. У водоразделов мысли. Приложение к журналу «Вопросы философии». М.: Правда, 1990.
  115. К.И. Русский футуризм. М.: Гилея, 1999.
  116. М.И. Особенности текста с неопределённо выраженной семантикой // Символ в системе культуры. Труды по знаковым системам XXI. Учёные зап. Тартуского гос. ун-та. Вып. 754. Тарту, 1987.
  117. А. Заумный язык у: Сейфуллиной, Вс. Иванова, Л. Леонова, И. Бабеля, И. Сельвинского, А. Веселовского и др. М., 1925.
  118. Я.С. Материалы к поэтике Введенского // Введенский А. Полное собрание произведений: В 2 т. Т.2.
  119. Т.В. Леонид Липавский: «Исследование ужаса» (опыт медленного чтения) // Цивьян Т. В. Семиотические путешествия.
  120. Л. Разговоры //Логос. 1993. № 4.
  121. Н.О. Мир как органическое целое // Лосский Н. О. Избранное. М.: Правда, 1991.
  122. Н. Философия общего дела // Фёдоров Н. Ф. Сочинения. М.: Мысль, 1982.
  123. И. Миракль из Мо-хо-го // Театр. 1991. № 11.
  124. Д. Собр. соч.: В 4 т. М.: Внешторгиздат, 1994. Т.1.
  125. Д. Собр. соч.: В 4 т. М.: Внешторгиздат, 1994. Т.2.
  126. И.В. Эволюция взаимодействия автора и текста в творчестве Д.И.Хармса. Автореф. канд. филол. наук. М., 1997.
  127. А. Н. Поэтика Д. Хармса и А. Введенского в контексте их философских исканий // Вестник СамГУ. Самара. 2002. № 3 (23).
  128. Я. Дневники. СПб.: Академический проект, 1999.
  129. Я.С. Движение // Логос. 1993. № 4.
  130. Я. Коммуникативность в творчестве Александра Введенского // Театр. 1991. № 11.
  131. В. К вопросу о мерцании мира. Беседа с В. А. Подорогой // Логос. 1993. № 4.
  132. Поэзия ОБЭРИУТОВ // Введенский А. Полное собрание произведений: В 2 т. Т.2. Произведения 1938−1941. М., 1993.
  133. И. «Столбцы» Николая Заболоцкого в художественной ситуации двадцатых годов // Роднянская И. Б. Художник в поисках истины. М.: Современник, 1989.
  134. Я.С. Чинари // Аврора. 1989. № 6.
  135. А. Полное собрание произведений: В 2 т. Т.2. Произведения 1938−1941.
  136. В. Герменевтические подступы к русскому слову. М.: Лабиринт, 1992.
  137. Т.В. Происхождение и устройство языка по Леониду Липавскому (Липавский Л. «Теория слов») // Цивьян Т. В. Семиотические путешествия
  138. О.Г. Качественная и функциональная характеристика времени в поэзии Введенского. С. 195. Цит. по: Мейлах М. «Что такое есть Потец?» // Введенский А. Полное собрание произведений: В 2 т. Т.2.
  139. Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989.
  140. А. Сколько часов в тарелке супа? // Театр. 1991. № 11.
  141. М. «Что такое есть Потец?» // Введенский А. Полное собрание произведений: В 2 т. Т.2. Произведения 1938−1941.
  142. Д. Полёт в небеса. Л.: Советский писатель, 1991.
  143. Л. Исследование ужаса // Логос. 1993. № 4.
  144. А. Система организации пространства в поэме Александра Введенского «Кругом возможно Бог» // Театр. 1991. № 11.
  145. И. Мегаистория: К исторической типологии культуры. М.: Аграф, 2000.
  146. Д. Собр. соч.: В 4 т. М.: Внешторгиздат, 1994. Т.4.
  147. . Система вещей. М.: Рудомино, 1995.
  148. Н.В. Эстетика и поэтика прозы Д.И.Хармса. Автореф. канд. филол. наук. Томск, 2000.
  149. М. Обэриуты это спасение // Театр. 1991. № 11.
  150. ОБЭРИУ//Афиши Дома печати. 1928. № 2.
  151. Баак Иоост ван. Заболоцкий и мир // «Странная» поэзия и «странная» проза: Филологический сб., поев. 100-летию со дня рожд. Н. А. Заболоцкого. М.: Пятая страна, 2003.
  152. А. Проблема смешного в творчестве обэриутов. Автореф. канд. филол. наук. М., 1988.
  153. Мерло-Понти М. Око и дух. М.: Искусство, 1992.
  154. . Тоталитаризм карнавала // Бахтинский сборник III. M.: Лабиринт, 1997.
  155. Л. Николай Олейников // Олейников Н. Пучина страстей: Стихотворения и поэмы.
  156. В. В старом доме // Звезда. 1971. № 10.
  157. Р. Мифологии. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996.
  158. Н. Пучина страстей: Стихотворения и поэмы. Л.: Советский писатель, 1991.
  159. М. Предисловие // Введенский А. Полное собрание произведений: В 2 т. Т. 1. Произведения 1926−1937.
  160. Ю.М. О Хлестакове // Избранные статьи: В 3 т. Таллинн: Александра, 1992. Т.З.
  161. Е., Успенский Ф. Грамматика абсурда и абсурд грамматики // Русский авангард в кругу европейской культуры. М.: Наука, 1993.
  162. А. Игра и творчество // Нева. 1968. № 9.
  163. Д. Меня называют капуцином. Некоторые произведения Даниила Ивановича Хармса. Тверь, 1993.
  164. Л. Человек за письменным столом. Л.: Советский писатель, 1989.
  165. Д. Из записных книжек // Введенский А. Полное собрание произведений: В 2 т. Т.2.
  166. М. Примечания // Введенский А. Полное собрание произведений: В 2 т. Т.1.
  167. М. Критическое и оптическое. Статьи о современном русском искусстве. М: Ad Marginem, 1997.
  168. И. О месте московского концептуализма в истории русского искусства // Словарь терминов московской концептуальной школы / Сост. Андрей Монастырский. М.: Ad Marginem, 1999.
  169. М. Взгляд на свободного художника. М.: Гендальф, 1997.
  170. . Московский романтический концептуализм // Гройс Б. Утопия и обмен. Стиль Сталин. О новом. Статьи. С. 260−274.
  171. М.А. Номинализм // История философии: Энциклопедия. Минск: Интерпрессервис, Книжный Дом, 2002.
  172. М.А. Концептуализм // История философии: Энциклопедия.
  173. Д. История Для / Флэш Арт. 1989. № 1.
  174. А.Р. Эстетика московского концептуализма. Дис. канд. филос. наук. М.: РГБ. 2003.
  175. В.П. Московские перформансисты // А-Я. 1983. № 3.
  176. В. «Другое» искусства. М.: Ad Marginem. 1997.
  177. Л. «Я утверждаю, что сейчас никакого концептуализма нет.» Интервью Сергея Шаповала со Львом Рубинштейном // Уральская новь. 1998. № 12.
  178. И. Концептуализм в России // Театр. 1990. № 4.
  179. М. Террорологики. Тарту: Эйдос- М.: Культура, 1992.
  180. И., Гройс Б. Диалоги (1900−1994). М.: Ad Marginem, 1999.
  181. Я. Рубленая проза: Собрание стихотворений / Составление, подготовка текста и предисловие Вольфанга Казака. Послесловие Геннадия Айги. Munchen: Verlag Otto Sagner in Kommission- M.: Время и место- Минск: Старый Свет-Принт, 1994.
  182. Г. Игорь Холин // Голоса. 1999. № 3.
  183. Г. Лианозово и другие (группы и кружки конца 50-х) // Арион. 1997. № 3.
  184. Р. В поисках сущности языка // Семиотика: Антология. М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2001.
  185. Самиздат века: Игорь Холин // Цирк «Олимп». 1996. № 11.
  186. Вл. Послесловие к кн.: Сатуновский Я. «Хочу ли я посмертной славы.»: Избранные стихи / Сост. И. Ахметьев, П.Сатуновский. М., 1992.
  187. В. Стихи из журнала. М.: Прометей, 1989.
  188. Г. «Летопись всей нашей жизни»: О поэзии Яна Сатуновского // Сатуновский Я. Рубленая проза: Собрание стихотворений.
  189. Вс. Справка. М., 1991.
  190. В. Открытые письма немецкому другу // Цирк «Олимп». 1996. № 14.
  191. П. От критического подхода к соучастию // Флэш Арт. 1989. № 1.
  192. Г. Собрание сочинений: В 4 т. Т.1. Стихи и поэмы 1958−1990 гг. М.: Третья волна, 1999.
  193. М.Н. Парадоксы новизны. М.: Советский писатель, 1988.
  194. Интервью Генриха Сапгира Александру Глезеру // Сапгир Г. Собр. соч.: В 4 т. Т. 2. Стихи и поэмы 1958−1990 гг. М.: Третья волна, 1999.
  195. Г. Собр. соч. В 4 т. Т. 2. Стихи и поэмы 1958−1990 гг.
  196. Г. Черновики Пушкина (неизданное и найденное). М.: Московский государственный музей Вадима Сидура, 1995.
  197. Т. Сантименты (Восемь книг). Белгород, 1994.
  198. В. Всё это Яков Перельман. // Салимон В. Страстная неделя. М.: Московский рабочий, 1989.
  199. В. Слово о Дмитрии Александровиче Пригове // Знамя. 1994. № 8.
  200. М. Медиум и автор. О текстах Владимира Сорокина // Сорокин В. Собр. соч. В 2 т. Т.2.
  201. В. Собр. соч. В 2 т. Т.1. М.: Ас! Маг§ тет, 1998.
  202. К.С. Гипертекстуальная природа прозы Владимира Сорокина // Дис. канд. филол. наук. Самара: Самарский гос. ун-т, 2004.
  203. И. П. Видимый и невидимый миру юмор Сорокина // Место печати. Журнал интерпретационного искусства. 1997. № 10.
  204. В. Старыми молитвами (август) // www.guelman.ru/slava/articles 05.02.2004.
  205. Г. Перформанс и группа «Коллективные действия» // Театр. 1990. № 1.
  206. Т. Аудио, слайд-проекция и видео в акциях и перформансах группы «Коллективные действия» // www.lvgallerv.ru/open Шеогу/КР.Мт 11.01.2002
  207. А. Десять признаков концептуализма, или Формализация эмпирической области, называемой концептуализмом, методом перечисления ее признаков сегодня // 15.05.2003 www.topos.ru/cgi-bin/article
  208. JI. Случаи из языка. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 1998.
  209. А. Миф Санкт-Петербурга. Эталон гиперреальности и культура вторичности // 17.07.03 .www.topos.ru /cgi-bin/article
  210. А. Об одном благородном могущественном короле // Бартов А. Дивертисменты: Рассказы //Л.: Перекрёсток. Первая книга прозаиков, 1991.
  211. А. Клип-роман из жизни морских пиратов «Необычайные приключения корсара Жана Флери и его команды рыцарей удачи» // www.vavilon.ru/texts/bartovl 1 .html
  212. А. Жизнь как она есть. Клип-роман о жизни, любви, смерти, чуме, альпийских лугах, грубости на дорогах и многом, многом другом с комментариями // www.vavilon.ru/textonly/issue8/bartov2.html 15.05.03.
  213. Е. Преодоление идеологии: Заметки о соц-арте // Волга. 1990. № 11.
  214. И. Тоталитарный смех: генеалогия комического в творчестве Сорокина // Performance. 2003. № 1−2.
  215. А. Обед в китайском ресторане // www.topos.ru/articles/0307/0217.shtml
Заполнить форму текущей работой