Совершенствование интеграционного взаимодействия хозяйствующих субъектов как фактор повышения эффективности российских корпораций
Степень разработанности проблемы. В современной российской экономической литературе содержится немало предложений относительно улучшения деятельности ИКС различного типа. Однако подчас эти рекомендации диктуются сиюминутными конъюнктурными соображениями, а то и пресловутой политической целесообразностью. Налицо шараханья от голословного возвеличивания роли крупных ИКС как априори единственных… Читать ещё >
Содержание
- Раздел I. Интеграционное взаимодействие хозяйственных субъектов корпораций как объект социально-экономического исследования: концептуальные и методологические подходы
- Глава 1. Роль и место интегрированных корпоративных структур в переходной экономике России
- 1. 1. Зарубежный опыт создания и регулирования интегрированных корпоративных структур
- 1. 2. Общие тенденции и проблемы становления отечественных интегрированных структур
- Выводы
- Глава 2. Основные понятия и типология интегрированных корпоративных структур
- 2. 1. Понятийный аппарат анализа интегрированных корпоративных структур
- 2. 2. Типология и принципы анализа интегрированных корпораф, тивных структур
- Выводы
- Глава 3. Концептуальные подходы к оценке и анализу эффективности интеграционного взаимодействия
- 3. 1. Зарубежный опыт анализа интеграционных процессов
- 3. 1. 1. Использование традиций неоклассического подхода
- 3. 1. 2. Учёт фактора снижения трансакционных издержек
- 3. 1. 3. Оценка возможностей обеспечения конкурентных преимуществ
- 3. 1. 4. Возможность реализации взаимовыгодных долгосрочных деловых отношений по опыту японских «кейрецу»
- 3. 1. 5. Финансовый менеджмент и анализ эффективности интеграции
- 3. 1. 6. Разработка количественных оценок степени (уровня) интеграции
- 3. 1. 7. Эффективность взаимодействия акционеров и управляющих как условие рациональности корпоративного управле
- 3. 1. Зарубежный опыт анализа интеграционных процессов
- 3. 2. Отечественный опыт. 3.2.1. Методологические подходы
- 3. 2. 2. Единовременные обследования Госкомстата России г. LTj: тра экономической конъюнктуры
- 3. 2. 3. Использование официальной отчетности Госкомстата России
- 3. 2. 4. -Анализ эффективности интеграции уполномоченными федеральными органами
- 3. 2. 5. Анализ ожидаемой эффективности финансовопромышленных корпораций
- 4. 1. Обоснование главных исследовательских гипотез
- 4. 2. Количественный анализ уровня интеграции
- 4. 3. Методический инструментарий комплексного анализа эффективности корпоративных структур
- 5. 1. Результаты опроса руководителей управляющих компаний
- 5. 2. Результаты опроса руководителей предприятий-участников корпораций. П
- 6. 1. Эволюция отраслевой структуры российской экономики
- 6. 2. Отраслевые особенности становления и развития российских корпораций
- 6. 2. Л. Нефтегазовый комплекс
- 6. 2. 2. Железнодорожный транспорт
- 6. 2. 3. Рыбопромышленный комплекс
- 6. 2. 4. Авиапромышленный комплекс
- 6. 3. Адаптация российских корпораций к последефолтным условиям
- 6. 3. 1. Оценки зарубежных и российских экспертов
- 6. 3. 2. Примеры адаптации отдельных корпораций к новым условиям
- 7. 2. Взаимосвязь программ развития регионов и функционирования ИКС
- 7. 3. Организационно-экономический механизм обеспечения включенности ИКС в решение региональных проблем
- 8. L Корпорации и объекты интеллектуальной собственности
- 8. 2. Проектирование и инвестирование наукоемких корпораций
- 9. 1. Условия привлечения иностранного капитала
- 9. 2. Формирование транснациональных и межгосударственных ФПГ
- 9. 3. Пути активизации создания и деятельности транснациональ-79 ных корпораций
- 10. 1. Внешние и внутренние условия эффективного функционирования корпораций
- 10. 2. Государственное регулирование и стимулирование эффективности интеграционного взаимодействия
- 10. 3. Развитие холдинговых отношений и повышение управляе-мосгавИКС
- 10. 4. Усиление ориентации на стратегические факторы корпоративного управления
- 10. 5. Совершенствование интеграционного взаимодействия промышленных и банковских структур
Совершенствование интеграционного взаимодействия хозяйствующих субъектов как фактор повышения эффективности российских корпораций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования обусловлена прежде всего развитием интеграционных процессов в переходной экономике России. Одним из существенных результатов экономического реформирования является утверждение в народном хозяйстве сектора, представленного крупными интегрированными структурами рыночно ориентированного типа: финансово-промышленными группами (ФПГ), акционерными промышленными и промышленно-финансовыми компаниями, холдингами, транснациональными корпорациями. Данный класс предприятий обозначается в диссертации общим термином «интегрированные корпоративные структуры» (ИКС), под которыми понимаются главным образом объединения юридических лиц — хозяйствующих субъектов производственного, финансово-кредитного, торгового, научно-технического и иных профилей — на основе консолидации активов, прежде всего в акционерной форме или на базе договорных отношений, для достижения общих целей. Так, по состоянию на начало 2001 г. официальную регистрацию получили 83 ФПГ, в составе которых функционирует более 1300 юридических лиц, в том числе 180 — финансово-кредитной сферы (приложение 1). В настоящее время решающая (около 85% часть ВВП) производится крупными и средними предприятиями, в большинстве своем в той или иной мере включенными в структуры корпоративного сектора. Многие ИКС являются «донорами» федеральных и местных бюджетов, генеральными подрядчиками государственных заказов и экспортных контрактов.
В то же время приходится констатировать: качество и эффективность интеграционного взаимодействия хозяйствующих субъектов в рамках корпораций пока остаются на недопустимо низком уровне.' Данные исследований, проведенных в последние годы специалистами Института экономики и ЦЭМИ РАН, Государственного университета управления, Международной академии корпоративного управления, Межведомственного аналитического центра Минэкономразвития России, Финансовой 5 академии при Правительстве РФ и других авторитетных научных центров, свидетельствуют о том, что становление корпоративного звена в российском предпринимательстве проходит весьма противоречиво и не сопровождается должной экономической отдачей. Хотя ряд предприятий в составе ИКС, в том числе большинство участников официально зарегистрированных ФПГ, на протяжении ряда лет, включая постдефолтный период, демонстрируют более высокие, чем в среднем по промышленной сфере результаты, существенными недостатками этих структур остаются слабость развития внутренних кооперационных связей, низкий удельный вес кредитования «собственными» банками предприятий-участников, неотработанность взаимодействия центральных компаний с остальными хозяйствующими субъектами.
Как лучше учесть общегосударственные, отраслевые, региональные, транснациональные и иные факторы оптимизации взаимодействия в рамках интегрированных корпоративных структур? Каковы особенности и недостатки интеграционного взаимодействия между самими предприятиями, предприятиями и банками, между управляющими компаниями и другими участниками корпораций? Как интенсифицировать процессы внедрения современных процедур формирования общекорпоративных бизнес-планов, подчиненных единым стратегическим целям? Ответы на эти и на многие сопряженные животрепещущие вопросы требуют разработки пока отсутствующего адекватного методологического и методического аппарата, учитывающего как общие, так и специфические черты отдельных типов интегрированных структур, конкретного анализа ситуации в российских корпорациях. Необходим комплекс научно обоснованных рекомендаций по повышению их управляемости на основе развития холдинговых отношений, более эффективной организации взаимодействия между производственными предприятиями и банками, по внедрению принципов корпоративного стратегического управления, а также по активизации участия корпораций в межгосударственных и региональных программах.
Степень разработанности проблемы. В современной российской экономической литературе содержится немало предложений относительно улучшения деятельности ИКС различного типа. Однако подчас эти рекомендации диктуются сиюминутными конъюнктурными соображениями, а то и пресловутой политической целесообразностью. Налицо шараханья от голословного возвеличивания роли крупных ИКС как априори единственных «локомотивов» экономики до призывов к отмене соответствующего законодательства и к переориентации исключительно на средний и малый бизнес. Даются весьма противоречивые рецепты касательно путей формирования и реорганизации крупных корпораций в отраслях естественных монополий. Иногда анализ процессов создания и функционирования ИКС ведется при игнорировании динамики их фактической результативности и их реального воздействия на общее промышленное развитие, без выявления степени действительного выполнения ими роли системообразующих элементов российской экономикидело ограничивается общими схоластическими рассуждениями, например, о том, нужна ли нам промышленная политика, требуется ли «особая корпоративная подсистема» последней. К сожалению, должную координацию усилий федеральных ведомств и ведущих научно-экономических школ по решению проблем корпоративного строительства в России не обеспечили ни Программа содействия формированию финансово-промышленных групп, принятая Правительством РФ в январе 1995 г., ни более поздние правоустанбвления различного статуса. Вплоть до последнего времени в программных документах законодательной и исполнительной ветвей власти сохраняются существенные различия в оценках роли крупных ИКС в российской переходной экономике и функций государства в регулировании их деятельности.
Интеграционная тенденция, очевидно, является объективной в экономических трансформациях. Соответствующим процессам можно способствовать, а можно и ставить преграды. Однако нельзя без ущерба для экономической эффективности насильственно дробить, укрупнять, интегрировать или дезинтегрировать хозяйственные субъекты. Нужно научно выявлять экономическую природу развития последних и действовать в соответствии с ней. Содействие процессу рациональной интеграции и образованию конкурентоспособных крупных компаний — одна из ключевых задач структурной политики государства, без решения которой снижение роли России в мировой экономике станет необратимым процессом.
В этом контексте приходится констатировать, что методология анализа процессов корпоративной интеграции и научные основы организации эффективного интеграционного взаимодействия хозяйствующих субъектов экономике разработаны явно недостаточно. Это и неудивительно, учитывая пока незначительный исторический опыт функционирования российских ИКС рыночного типа. Отечественное корпоративное законодательство находится в начальной фазе становления, в том числе в аспекте межгосударственного сотрудничества России со странами СНГ. Аналитико-исследовательская практика применительно к функционированию конкретных типов ИКС слабо учитывает их общие организационно-экономические особенности, что проявляется и в неоднозначности понятийных трактовок ИКС. Как в теории, так и на практике специалисты оперируют весьма узким спектром интеграционных эффектов, нередко уповая лишь на фактор роста масштабов интегрированного бизнеса, на возможности «сверхкрупных» корпоративных объединений. Вот почему необходимы усилия по обобщению сложившихся в мировой и отечественной практике концептуальных подходов к анализу эффективности интеграционного взаимодействия хозяйствующих субъектов. Требуется также теоретически осмыслить опыт ряда ведущих отраслей экономики России по их их реструктурированию с использованием преимуществ ИКС на основе разработки соответствующих отраслевых концепций и программ.
Исходя из вышеизложенного цель исследования определяется как обобщение концептуальных и методических подходов к анализу эффективности интеграционного взаимодействия хозяйственных субъектов в рамках корпоративных структур и научное обоснование на этой базе комплекса рекомендаций по повышению эффективности данного взаимодействия с учетом отраслевых, региональных, транснациональных и внутрикорпоративных факторов. Эта общая цель разворачивается в подчиненные исследовательские задачи, перечень которых таков: 1) разработка концептуальных и методических основ анализа интеграционного взаимодействия хозяйствующих субъектов в составе ИКС, подготовка комплексного методического инструментария по оценке и анализу этого взаимодействия- 2) проведение обследований практики реализации интеграционных механизмов в конкретных ИКС, а также изучение роли корпораций в отраслевых и региональных концепциях (программах) реформирования экономики- 3) выявление принципов рациональных взаимоотношений государства с ИКС, разработка на этой базе рекомендаций по совершенствованию функций государственного регулирования и стимулирования интеграционного взаимодействия- 4) обоснование методических положений по гармонизации интересов регионов и ИКС посредством усиления включенности корпораций в выполнение региональных программ- 5) анализ нормативно-правового и практического экономического опыта межгосударственного интеграционного взаимодействия в рамках ИКС различного типа (транснациональные финансово-промышленные группы, совместные предприятия), подготовка предложений по повышению роли транснациональных корпораций в развитии зоны свободной торговли в постсоветском ареале- 6) выработка методических рекомендаций по эффективному включению научно-технических организаций в процессы интеграции с промышленностью- 7) раскрытие противоречий становления холдингов, формулирование предложений по нормативно-правовому и методическому обеспечению развития холдинговых отношений в качестве средства повышения управляемости корпораций- 8) обоснование принципов и направлений перехода финансово-кредитных учреждений к активной про-мышленно-корпоративной политике- 9) выявление факторов (условий) эффективного внутрикорпоративного взаимодействия, подготовка на этой основе рекомендаций по повышению качества корпоративного управления.
Объектом исследования послужили процессы и результаты интеграционного взаимодействия хозяйствующих субъектов в рамках ИКС 4 различного типа (в том числе официально зарегистрированных ФПГ и других финансово-промышленных компаний, корпораций на базе государственных унитарных предприятий, холдинговых структур, совместных предприятий и транснациональных корпораций с участием предприятий России и стран СНГ), а предметом — принципы, закономерности и основные факторы, определяющие эффективность этого взаимодействия.
Методологической основой диссертации явился, во-первых, системный подход к исследуемому предмету. Во-вторых, использовались ключевые положения трудов отечественных и зарубежных ученых по различным аспектам теории и практики корпоративного управления. К числу отечественных авторов, на труды которых опирался диссертант, относятся, в частности, следующие ученые: С. Авдашева, Э. Азроянц, А. Анисимов, Э. Батизи, С. Батчиков, Ю. Винслав, А. Виссарионов, А. Водянов, С. Глазьев, С. Голубева, В. Гончаров, В. Данилин, В. Дементьев, Л. Евенко, В. Ивантер, А. Калин, Г. Клейнер, В. Кириченко, В. Кошкин, А. Кравцевич, В. Куликов, Д. Львов, Ю. Львов, Л. Макаревич, Б. Мильнер, Н. Мильчакова, Х. Мингазов, А. Мовсесян, А. Некипелов, Э. Нухович, Ю. Петров, В. Перламутров, А. Пономарев, А. Поршнев, А. Радыгин, М. Разу, З. Румянцева, Ф. Русинов, Б. Смитиенко, Э. Уткин, М. Эскиндаров, Ю.Яременко. К числу зарубежных: М. Аоки, Ю. Бригхем, Д. Гэлбрейт, М. Герлах, П. Дракер, Х. Окумура,.
Т.Келлер, М. Тироль, Д. Хорн, М. Портер, А. Чандлер, О. Уильямсон, И. Шумпетер. В третьих, учитывались концептуальные подходы, воплощенные в законодательных и нормативных актах РФ, в методических документах органов госуправления.
Статистической и фактологической базой стали: данные Госкомстата России, официальные материалы Минэкономразвития и Минпромнауки России, отраслевые и региональные программы промышленного развития, наработки вышеупомянутых авторитетных научных центров, организационные проекты и годовые отчеты ряда ИКС, результаты собственного обследования деятельности корпоративных структур (под руко водством диссертанта был проведен опрос руководителей 15 ИКС различных отраслей и регионов России, а также руководителей входящих в эти корпорации предприятий).
Научная новизна диссертации состоит в обосновании концепции системного интеграционного взаимодействия хозяйствующих субъектов на корпоративных началах, ориентированного на достижение синергиче-ского эффекта, в разработке на этой базе аналитического инструментария и новых конкретных предложений по совершенствованию управления ИКС в условиях переходной экономики России.
Основные научные результаты исследования (конкретный личный вклад соискателя в решение анализируемой проблемы) отражены в заключении к диссертации.
Практическая значимость диссертации, выполненной в соответствии с планом НИР Государственного университета управления, состоит в возможности применения её выводов и рекомендаций (включая предложенный методический инструментарий) в: 1) анализе интеграционных процессов в рамках крупнокорпоративных объединений, рационализации функций и методов внутрикорпоративного регулирования по критерию максимизации синергического эффекта взаимодействия участников- 2) совершенствовании взаимоотношений ИКС с властными органами федерального и регионального уровней, улучшении правообеспечения этих взаимоотношений. Представляется также целесообразным использование материалов диссертации в преподавании ряда экономических дисциплин в высшей школе, в системе подготовки и повышения квалификации специалистов по корпоративному менеджменту и соответствующих кадров госслужбы.
Апробация результатов работы. Они использовались при реализации научно-исследовательского проекта Международной академии корпоративного управления по теме «Интеграция» (1998 — 2000 гг.), а также в исследовательской и практической консалтинговой деятельности Института сертификации и оценки интеллектуальной собственности и бизнеса, в учебном процессе в Государственном университете управления. Соискатель принял активное участие в работе ряда российских и международных научных и научно-практических форумов, в том числе: конференции Ассоциации финансово-промышленных групп России (Москва, январь 1996 г.) — семинаров «Проблемы и перспективы развития финансово-промышленных групп в России», проведенных Торгово-промышленной палатой РФ (Москва, январь 1997 г. и ноябрь 1998 г.) — конференциях, организованных Финансовой академией при Правительстве РФ по проекту ТАСИС «ФПГ. Первые результаты и перспективы» (Москва, май 1998 г.), а также по теме «Современные корпоративные стратегии и технологии в экономика России» (Москва, декабрь 2000 г.) — международной научно-практической конференции «Развитие корпоративных форм управления в России», проведенной в ноябре 1999 г. Международной академией корпоративного управления совместно с Комитетом Государственной Думы по промышленности, строительству, транспорту и энергетике, Институтом перерабатывающей промышленности, Межведомственным аналитическим центром Минэкономики России, Издательским домом «Экономическая газета» и «Российским экономическим журналом». Диссертант выступил на совещании по проблемам деятельности российских ФПГ в Минэкономразвития России в апреле 2000 г.
Итоги диссертационного исследования отражены в двух авторских монографиях: «Интегрированные корпоративные структуры: развитие и эффективность» (М., 1999) и «Совершенствование интеграционного взаимодействия хозяйствующих субъектов как фактор повышения эффективности российских корпораций» (М., 2000), первая из которых в положительном плане отрецензирована в журнале «Вопросы экономики» (№ 2 за 2000 г.) и в «Российском экономическом журнале» (№ 3 за 2000 г.). В целом по теме диссертации опубликовано более 20 работ общим объемом около 50 печатных листов.
Раздел Интеграционное взаимодействие хозяйствующих субъектов корпораций как объект социально-экономического исследования: концептуальные и методологические подходы.
Выводы.
1. В исследовании обоснованы принципиальные условия обеспечения эффективности интеграционного взаимодействия субъектов хозяйствования с выделением: а) внешних условий (правил) рационального взаимодействия органов государственной власти и ИКСб) внутрикорпоративных условий, реализация которых определяется факторами, относящимися как к составу производственной (производственно-финансовой) структуры объединения, так и к качеству внутрифирменного управления.
2. Разработаны методические положения по повышению эффективности взаимодействия государства и ИКС, предполагающие: ведение на государственном уровне базы данных об экономическом потенциале, составе участников и структуре капитала крупнейших ИКСреализацию особого-порядка взаимодействия государства с ИКС, потребляющих национальные природные ресурсыиспользование рациональных механизмов привлечения ведущих по значимости ИКС к процессам макроэкономического прогнозирования и программирования.
3. Показана значимость дифференцированного подхода к постановке приоритетов государственного регулирования и стимулирования стратегически значимых промышленных сфер. Обязанность государства использовать стимуляционные механизмы для определенных сфер и субъектов хозяйствования должна реализовываться не механически (например, по закону для ФПГ следует задействовать такие-то меры поддержки), а на основе предложенных алгоритмов выделения «корпоративных разрезов» в долгосрочных макроэкономических программах, углубленного анализа позитивных и негативных тенденций в стратегически значимых сферах экономики.
4. Важным фактором повышения эффективности интеграционного взаимодействия субъектов хозяйствования является становление корпораj j 2 ций холдингового типа. Рассмотренные в работе многочисленные противоречия формирования отечественных холдингов во многом связаны с отсутствием адекватной нормативной и методической базы. Разработанные предложения и рекомендации по совершенствованию нормативно-методической базы функционирования холдинговых компаний направлены на:
• возможность реализации холдинговых отношений юридическими лицами как государственной, так и частной собственности;
• выделение существенно различных типов холдинговых компаний с точки зрения государственного регулирования, прежде всего, холдингов, имеющих стратегическое значение для экономики и нуждающихся в применении особых правил взаимодействия с государством;
• отработку рациональных правил имущественных и управленческих взаимоотношений между основным и дочерним (дочерними) предприятиями холдинга;
• активизацию процессов формирования многоуровневых крупных холдингов, реализующих адекватные формы интеграционного взаимодействия основного предприятия и управляемых дивизиональных систем, возглавляемых промежуточными «субхолдингами».
Обоснованы методические требования к долгосрочному перспективному планированию деятельности ИКС, включая соответствующие алгоритмы действий. Показан необходимость увязки стратегических планов с разработкой и утверждением количественно определенных целевых нормативов корпоративной деятельности, обеспечивающих Достижение конечной синергии, а также более широкой системы внутрикорпоративных правил взаимодействия участников ИКС. Обоснованы объективные предпосылки необходимости перехода к активной финансово-инвестиционной политике банков-участников ИКС.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Основные научные результаты исследования (конкретный личный вклад соискателя в решение проблемы) сводятся к следующему.
1. Установлено наличие совокупности устойчиво воспроизводящихся качественных экономико-управленческих черт, общих практически для всех типов и форм ИКС. В их числе: 1) тесное переплетение экономических интересов властных и корпоративных структур- 2) организационное выделение специализированной функции корпоративного управления, необходимое в связи с масштабностью и сложностью проблемы координации различных видов деятельности и с обязательностью относительного обособления функций собственника и менеджера- 3) динамичность состава участников ИКС, изменчивость глубины и характера их имущественных и хозяйственных взаимоотношений- 4) императивная ориентация участников ИКС на достижение синергического эффекта интеграционного взаимодействия в качестве основы целесообразности участия каждого хозяйствующего субъекта в совместной деятельности- 5) особая сложность вышеотме-ченной функции корпоративного управления, вытекающая из требований учёта и реализации всех слагаемых синергии, согласования противоречивых интересов участников ИКС, а также собственников и менеджмента.
2. Выявлен комплекс принципиальных макрои мезоуровневых (собственно корпоративного уровня) условий эффективности интеграционного взаимодействия хозяйствующих субъектов. К макроуровневым условиям отнесены:
1) официальное признание ведущей роли крупных ИКС в реализации экономической (промышленной) политики государства, учет роли и функций корпоративного звена при принятии общегосударственных хозяйственных решений- 2) объявление конкретных приоритетов развития экономики как важных ориентиров выработки общей стратегии хозяйствования предприятиями и организациями ИКС;
2) 3) адекватное отражение специфики и экономической роди последних в хозяйственном законодательстве, надежное правообеспечение госрегулирования (включая контроль) деятельности корпораций, создание юридических условий для получения синергического эффекта интеграции при рациональном ведении бизнеса- 4) обеспечение информационной «открытости» корпоративного звена, «прозрачности» крупных сделок, связанных со слияниями, поглощениями и другими формами интеграции, с точки зрения их непротиворечивости интересам государства и задачам становления конкурентной среды- 5) дифференцированно-селективный подход в госрегулировании различных по значимости и характеру деятельности ИКС, прежде всего работающих в сферах национальной обороны и жизнеобеспечения, на сырьевых, сельскохозяйственных и высокотехнологичных (наукоемких) рынках.
В число мезоуровневых условий включены: 1) соблюдение целевого (концептуально-стратегического) единства в деятельности интегрируемых хозяйственных субъектов- 2) создание и поддержание необходимого уровня экономической мотивации совместной деятельности- 3) ориентация на снижение корпоративных рисков интеграционного взаимодействия- 4) совместимость ресурсных потенциалов основных взаимодействующих предприятий и организаций (прежде всего промышленных и банковских) — 5) обеспечение управляемости процессов интеграционного взаимодействия в интересах собственника и в целях достижения синергии- 6) информационная открытость участников интеграционного взаимодействия друг другу.
3. Предложен ряд типологических признаков группировки (классификации) ИКС: 1) глубина обоснований целесообразности создания ИКС и величины ожидаемого синергического эффекта- 2) уровень взаимоучастия в капитале интегрируемых хозяйствующих субъектов- 3) роль государства как собственника в образовании ИКС- 4) специфика целевых установок совместной деятельности- 5) способы ресурсного обеспечения интеграционного взаимодействия- 6) наличие предприятия — лидера этого взаимодействия и характер его основной деятельности- 7) мера консолидации имущества в рамках управляющей (центральной) компании- 8) степень воплощения базовых принципов стратегического интегрированного планирования и управления.
4. На базе обобщения существующих в зарубежной и отечественной литературе различных методологических подходов к анализу эффективности интеграционного взаимодействия предложен новый комплексный (синтетический) подход к её оценке, предполагающий: 1) учет специфики всех групп предприятий и организаций — участников корпорации- 2) рассмотрение как внешних, так и внутренних факторов интеграционного взаимодействия- 3) различение процессных и результативных характеристик этого взаимодействия- 4) адекватность измерения каждого из слагаемых синергического (экономического и социального) эффекта.
5. Обоснован новый подход к государственному регулированию процессов и результатов интеграционного взаимодействия, предполагающий:
1) формирование представительной совокупности ИКС с целью учёта их потенциала, проблем, интересов и стратегических предложений при разработке макроэкономических прогнозных и программных документов- 2) выявление приоритетных задач по стимулированию конкурентоспособных направлений развития техники и НИОКР- 3) селективность в определении форм госрегулирования ведущих корпораций исходя из анализа тенденций промышленного развития, а также значимости и возможности влияния ИКС на эти тенденции и приоритеты. Предложены конкретные пути активизации регулирования деятельности потребляющих стратегически значимые природные ресурсы крупных ИКС, связанные с: 1) обеспечением рационального баланса между правом хозяйственного использования корпорациями данных ресурсов и их обязательствами по соблюдению интересов бюджета и целеустановок промышленной политики- 2) разработкой научно обоснованных и учитывающих национальные стратегические интересы уровней добычи важнейших видов природного сырья- 3) рациональной организацией размещения ресурсных квот (с привлечением к их использованию предприятий, обладающих необходимым финансово-промышленным потенциалом).
6. На основе выявленных противоречий между задачами реализации программ регионального развития и интересами корпоративного менеджмента, разработаны методические положения по созданию эффективного организационно-экономического механизма включения ИКС в решение региональных социально-экономических проблем. Этот механизм должен базироваться на: 1) выделении приоритетных социально-экономических проблем развития региона- 2) классификации (по признаку контроля собственника) реализующих данные приоритеты предприятий с целью выработки дифференцированных мер по стимулированию их участия в реализации региональных программ- 3) усилении управленческого контроля заказчика (региональной администрации) за деятельностью предприятий-участников этих программ- 4) принятии дополнительных мер интеграционного характера по формированию ИКС, реализующих региональные приоритеты.
7. Разработана концепция совершенствования холдинговых отношений и улучшения их правообеспечения, включающая: 1) определение сущности холдинга как специфической («жесткой») разновидности ИКС- 2) классификацию холдинговых компаний по признакам собственности, функциям основного общества (предприятия), видам деятельности и территориальной принадлежности- 3) выделение стратегических холдингов, применительно к которым целесообразно задействование особого режима госрегулирования и поддержки- 4) создание многоуровневых холдингов, способствующих формированию эффективно действующих основных (материнских) предприятий, диверсификации и децентрализации корпоративной деятельности на базе учреждения промежуточных «субхолдингов».
8. Сформулированы концептуальные положения относительно широкого задействования «корпоративно-инновационной» модели хозяйствования, суть которой состоит в организации нового типа совместной деятельности научных и промышленных предприятий в различных ИКС на основе: 1) управляемой (проектируемой) концентрации научно-технического потенциала на конкурентоспособных направлениях развития корпорации- 2) внедрения систем управления объектами интеллектуальной собственности (включая их коммерческое использование) — 3) тесной увязки инновационных корпоративных программ с инвестиционными и производственными- 4) повышения доли НИИ и КБ в уставных капиталах ИКС, в том числе посредством передачи научно-технических достижений, находящихся в госсобственности- 5) мобилизации дополнительных финансовых источников для выполнения в рамках корпорации конкурентоспособных НИОКР.
9. Охарактеризованы перспективные направления активизации государственной политики в отношении формирования российских транснациональных корпораций: 1) выработка и законодательная регламентация приоритетов (отраслевых, подотраслевых, технологических и продуктовых) для мотивации привлечения иностранных («ближнезарубежных» и «дальнезарубежных») предпринимателей и инвесторов- 2) отстаивание национальных экономических и социальных интересов России (как «принимающей» стороны) во взаимодействии с ведущими мировыми корпорациями- 3) унификация правовой базы России и других стран СНГ относительно транснациональных и межгосударственных финансово-промышленных групп и других форм корпоративных объединений- 4) задействование механизмов корпорирования хозяйствующих субъектов стран Содружества для реализации Соглашения о создании зоны свободной торговли.
В порядке конкретизации положений, сформулированных в пунктах 2, 4 и 5, в диссертации установлено следующее.
1. Сложность и многоаспектность процессов интеграционного взаимодействия российских предприятий объективно предопределяют комплексность в применении различных методологических подходов к анализу синергического эффекта корпорирования. Независимо от традиций применяемого аналитического инструментария необходима четкая идентификация слагаемых синергии как на стадии проектирования, так и в фазе функционирования интегрированных структур. Общая синергия может быть оценена суммой эффектов от реализации отдельных целевых задач совместной деятельности в рамках ИКС. Аналогичным образом (по принципу выделения отдельных функциональных стратегий, программных или структурных «блоков») может строиться исследование эффективности интеграционного взаимодействия.
2. Повышение эффективности этого взаимодействия в рамках ИКС требует совершенствования организации и методики соответствующей аналитической работы, использования предложенного комплекса методических приемов (составления вопросников для руководителей управляющих компаний и предприятий-участников РПССприменения системы относительных коэффициентов, позволяющих количественно оценить глубину фактического уровня интеграциизадействования набора показателей и форм официальной статистической отчетности и т. д.). Эти приемы анализа разработаны в русле сформулированных основополагающих (типизированных на основе обобщения практики деятельности ИКС) рабочих гипотез исследования различных аспектов интеграционного взаимодействия.
3. Реализация государственной промышленной политики по отношению к крупным ИКС стратегической значимости предполагает: а) активизацию усилий по законодательному обеспечению деятельности холдингов и транснациональных корпорацийб) ведение государственного реестра ИКС и обеспечения их информационной открытости власти и обществу (что, в свою очередь, может создать основу для стабильных партнерских отношений между корпорациями и государственными структурами, повышения качества как программных экономических документов правительственного уровня, так и бизнес-планов развития корпоративных объединений) — в) увязку нормативно-регулирующих и (или) стимулирующих действий государства по отношению к ИКС с целями (приоритетами) промышленной политики и с результатами анализа фактических тенденций и проблем индустриального развития.
4. Повышение качества внутрикорпоративного управления немыслимо вне практической реализации (помимо обеспечения сформулированных автором принципиальных «мезоуровневых условий») предложенной в диссертации рациональной логики стратегического планирования в ИКС, а также без широкого использования организационных стандартов, правил (кодексов), норм и целевых показателей, регулирующих совместную деятельность юридических лиц, а также акционеров и менеджеров в рамках корпораций.
Список литературы
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая.
- Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» .
- Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РФ».
- Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции».
- Федеральный закон «О финансово-промышленных группах».
- Федеральный закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации».
- Федеральный закон «О конкуренции и ограничениях монополистической деятельности на товарных рынках».
- Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 24 11.95 г. (с изменениями от 17 05 96 г.).
- Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) предприятий».
- Ю.Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон «О банках и банковской деятельности в РСФСР».
- Указ Президента РФ «О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации» № 2096 от декабря 1993 г.
- Указ Президента РФ «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий» № 1392 от 16. ноября 1992 г.
- Указ Президента РФ «О мерах по стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп» № 443 от 1 января 1996 г.
- Указ Президента РФ «О выработке мер государственной поддержки создания и деятельности ФПГ «Интеррос» № 2023 от 28 ноября 1994 г.
- Указ Президента РФ «Об особенностях преобразования государственных предприятий, объединений, организаций топливно341энергетического комплекса в акционерные общества» № 922 от 14 августа 1992 г.
- Указ Президента РФ «О доверительной собственности (трасте)» № 2296 от 24 декабря 1993 г.
- Указ Президента РФ «О частных инвестициях в российской Федерации» № 1928 от 17. сентября 1994 г.
- Указ Президента РФ «О финансово-промышленной группе «Российский авиационный консорциум» № 496 от 18 мая 1995 г.
- Указ Президента РФ «О создании финансово-промышленной группы с участием акционерных обществ «АвтоВАЗ» и «КамАЗ"2057 от 2 нобря 1994 г.
- Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по привлечению иностранных инвестиций в отрасли материального производства» № 73 от 25 января 1995 г.
- Указ Президента РФ «О некоторых мерах по защите прав вкладчиков и акционеров» № 1157 от 18 ноября 1995 г.
- Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению концентрации и рационализации оборонного производства в Российской Федерации» N 1768 от 23 октября 2000 г.
- Постановление Правительства РФ «Об уполномоченном федеральном государственном органе по государственному регулированию создания, деятельности и ликвидации финансово-промышленный групп» от 28 февраля 1996 г.
- Постановление Правительства РФ «О порядке ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса финансово-промышленных групп» № 24 от 9 января 1997 г.
- Указ Президента РФ «О создании государственного унитарногопредприятия «Государственный научно-производственный комплекс «Сплав» N 1708 от 18 декабря 1996 г.
- Постановление Правительства РФ «О мерах государственной поддержки деятельности финансово-промышленной группы тяжелого и энергетического машиностроения» № 901 от 21 июля 1997 г.
- Постановление Правительства РФ «ОБ утверждении Положения о порядке ведения Реестра финансово-промышленных групп Российской Федерации» № 707 от 19 июня 1994 г.
- Постановление Правительства РФ «О финансово-промышленной группе «Интерхимпром» № 620 от 21 мая 1996 г.
- Постановление Правительства РФ «О мерах государственной поддержки деятельности финансово-промышленной группы «Атом-РудМет» № 624 от 21 мая 1996 г.
- Постановление Правительства РФ «О мерах государственной поддержки транснациональной финансово-промышленной группы «Точность» № 1308 от 13 октября 1997 г.
- Постановление Правительства РФ «О возложении на Министерство экономики Российской Федерации функций федерального органа по государственному регулированию создания, деятельности и ликвидации финансово-промышленных групп» № 104 от 02 февраля 1998 г.
- Стратегия развития Российской Федерации до 2001 года. —М.: Фонд «Центр стратегических разработок», 2000.
- Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу. -М., 2000.
- Авдашева С., Дементьев В. Акционерные и имущественные механизмы интеграции в российских бизнес-группах. // Российский экономический журнал. 2000. — № 1.
- Адекенов Т.М. Банки и фондовый рынок. М.: Ось-89, 1997.
- Аэроянц Э.А., Ерзнкян Б. А. Книга 1. Холдинговые компании: особенности, опыт, проблемы, перспективы. М.: НИИУ, 1992.
- Алекперов В.Ю. Вертикально интегрированные нефтяные компании России. Методология формирования и реализации. — М.: АУ-ТОПАН, 1996.
- Алексеева М., Якутии Ю. Промышленная политика Магаданской области: создание региональной ФПГ // Российский экономический журнал. 1999-№ 2.
- Алексеева М., Якутии Ю. ФПГ важный инструмент промышленной политики //Экономика и жизнь. — 1998. — N 49.
- Анисимов А. Феномен крупной корпорации или какой рынок нам нужен // Российский экономический журнал. 1992. — № 8.
- Аоки М., Ким Х.К. (ред.) Корпоративное управление в переходных экономиках: Инсайдерский контроль и роль банков. СПб.: Лениз-дат, 1997.
- Аоки М. Фирма в японской экономике. СПБ.: Лениздат, 1995.
- Асламазов И. Партнер, забытый государством. //Экономика м жизнь 1999.-N35.
- Батизи Э. Уполномоченные банки и финансово-промышленная инте грация. //Российский экономический журнал. 1994. -№ 10.
- Батчиков С., Петров Ю. Корпоративный сектор в переходной российской экономике. //Российский экономический журнал. -1997.
- Батчиков С., Петров Ю. Приватизированную экономику спасут банки и ФПГ // Российский экономический журнал. 1995. — Лг2 7.
- Бандурин В.В., Беленький Л. П., Блинов В. В. Корпоративное управление в условиях рынка (на примере финансово-про-мышленных групп) М.: Издательство Министерства обороны РФ, 1996.
- Беляева И.Ю., Эскиндаров М. А. Российские ФПГ: проблемы взаимоотношений капитала и власти. //Вестник финансовой академии. -1998.-№ 1(5).
- Белов В.В., Виталиев Г. В., Денисов Г. М. Интеллектуальная собственность. Законодательство и практика его применения. Учебное пособие. М.: Юрист, 1997.
- Берзон Н.И., Паламарчук А. С. Резервы интенсификации отраслевой науки. М.: Экономика, 1989.
- Бригхэм Ю.Ф. Энциклопедия финансового менеджмента. — М.: Экономика, 1998. С. 532 — 533.
- Булгак В. Интеллектуальная собственность — капитал нации. //Эко-» номика и жизнь. 1997 г. — № 43.
- Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами. М.: Финансы и статистика. — 1996. — С. 689.
- Винслав Ю. Государственное регулирование и проектирование корпоративных структур. //Российский экономический журнал. — 1997. -№ 1.
- Винслав Ю. Российские ФПГ: пройденный путь и императивы роста //Российский экономический журнал. 1996. — № 5−6.
- Винслав Ю., Гуськов Э. Факторы и пути повышения эффективностиработы отечественных ФПГ //Российский экономический журнал. 1996. -№ 7.
- Винслав Ю., Дементьев В., Мелентьев А., Якутии Ю. Развитие интегрированных корпоративных структур в России //Российский экономический журнал. 1998. — № 11−12.
- Винслав Ю., Савченко В. Российское предпринимательство: корпоративная ипостась // Российский экономический журнал.1997.-№ 2.
- Винслав Ю., Хуснутдинов М., Пухова Е., Ухин А. К развитию постсоветских транснациональных корпораций (фактология, аналитика, предложения). //Российский экономический журнал. 1999. — № 1112. «
- Винслав Ю.Б. Анализ тенденций организационного развития предприятий частного сектора. В сб.: Развитие корпоративных форм хозяйствования в России (Материалы к международной конференции, 3−5 ноября 1997 г.). М. 1997.
- Виталиев Г., Белов В., Денисов Г. Задачи охраны интеллектуальной собственности в России //Российский экономический журнал.1998. -№ 7−8.
- Войтенко А. Государственная поддержка это не только инвестиции. «Экономика и жизнь». — 1999. — № 26.
- Войтенко А. Состояние и перспективы официальных финансово-промышленных групп в России // Российский экономический журнал.- 1999.-№ 11−12.
- Воронова Е. К проблеме госстимулирования инвестиционной активности российских корпоративных структур //Российский экономический журнал. 1999. — № 9−10.
- Голубева С. Транснационализация российских ФПГ ««Российский экономический журнал. 1996. — N 7.
- Глазьев С. Как добиться экономического роста? (макродинамика переходной экономики: упущенные возможности и потенциал улучшения) //Российский экономический журнал. 1996. — № 7. -С. 8−13.
- Глисин Ф., Остапкович Г. О тенденциях деятельности финансово-промышленных групп в 1996 году //Вопросы статистики. 1997. — № 4.
- Гончаров В.В. Руководство для высшего управленческого персонала в 2-х томах. М. МНИИПУ, 1996.
- Дагаев А. На Западе науку уважают //Экономика и жизнь. 1998. — № 45.
- Гелбрейт Дж. К. Экономические теории и цели общества. М.: Про-гресс, 1976.
- Данилов Н. Ориентиры промышленной политики в Свердловской области //Российский экономический журнал. 1999. — № 6.
- Дементьев В. Отечественные ФПГ: испытание кризисом-98. // Российский экономический журнал. 1999. — № 11−12.
- Дементьев В.Е. Интеграция предприятий и экономическое развитие. Препринт, М., ЦЭМИ РАН, 1998. С. 91.
- Зверев Б. Интеллектуальная собственность требует: в XXI век с новыми технологиями //Экономика и жизнь. — 1997. — № 41. > 76. Игонина JI. Государственное участие в инвестиционной деятельности //Финансы. 1999. — № 9. — С. 22.
- Интеллектуальная собственность в условиях рыночных отношений в России: правовые, экономические и организационные проблемы (материалы конференции) //Российский экономический журнал. 1998. — № 6.
- Казанцев И.С. С прицелом на международный рынок. -//Экономика и жизнь. 1998.-№ 42.
- Калин А., Куликов В. Как ускорить развитие российских финансово-промышленных групп? // Российский экономический журнал. -1995.-N8.1 80. Калин А. Крупные корпорации: между прошлым и будущим.
- Экономика и жизнь. 1999.-№ 16.
- Келлер Т. Концепции холдинга: организационные структуры и управление. — Обнинск: «ГЦПИК», 1996.
- Кириченко В. Реформационный процесс и становление государственной промышленной политики России //Российский экономический журнал. 1999. — № 8.
- Коваленко Г., Пономаренко А., Семенцева Г. Российские предприниматели в инновационном бизнесе //Российский экономический журнал. 1997. — № 4-
- Кокорев В. Институциональные преобразования в современной Рос-Р' сии: анализ динамики трансакционных издержек // Вопросы экономики, — 1996.-№ 12.
- Комаров В. От убытков к прибыли //Экономика и жизнь. — 1996. -№ 42.
- Корпоративное управление. Владельцы, директора и наемные работники акционерного общества. Пе, р. с англ. М.: Джон Уайтли энд Санз, 1996.
- Клейнер Г., Нагрудная Н. Структурно- интеграционные процессы в экономике: принципы формирования и возможности финансово-промышленных групп //Экономика и математические методы. -1995. Т. 31. — Вып.2.
- Кресс В.М. Основные принципы инвестиционной политики региона //Экономика и управление. 1997. -№ 1−2.
- Крюков А. Зачем нужна России национальная нефтяная компания? ЭКО. 1999. — № 4.
- Куликов В., Латышева Г., Николаев А. Образование финансово-промышленных групп (необходимость, цели и механизмы). -1994. — № 1.
- Куликов А., Родионов С., Скворцов А. Совершенна ли правовая база развития ФПГ? Н Российский экономический журнал. -1997. № 4.
- Лексин В.Н., Швецов А. Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.-УРСС, 1997.
- Ленский Е.В., Цветков В. А. Транснациональные финансово-промышленные группы и межгосударственная экономическая интеграция: реальность и перспективы. М.: АФПИ еженедельника «Экономика и жизнь», 1998. — С. 296.
- Леонтьев Б. Рынок нематериальных активов //Журнал для акционеров. 1998. — № 8.
- Леонтьев Б. Учет лишь первый щаг к оценке. «Экономика и жизнь», 1999 г., № 11.
- Лисов В. Актуальные аспекты оргпроектирования интегрированных корпоративных структур // Российский экономический журнал. 2000. -№ 1.
- Лобанов С.Н. Реализация региональных преимуществ в реформировании России. Сборник: На рубеже веков: экономические проблемы реформирования России. М.: Экономика, 1998 — С. 9.
- Львов Д., Моисеев Н. «Россия в поисках «третьего пути» //Экономическая газета. 1999. -№ 27 (248).С. 4.
- Львов Д., Дементьев В. Финансово-промышленные группы в российской экономике //Журнал для акционеров. -1995. NN 2−3.
- Любинин А. Реорганизация акционерных обществ и становление финансово-промышленных групп //Российский экономический журнал. -1994. -№ 11.
- Майзель А.И., Пивоваров И. С., Пивоваров С. Э., Прянков Б. В., Савельев Ю. А., Тарасевич Л. С., Эпштейн М. З. Предпринимательские структуры в рыночной экономике. СПб.: Санкт-Петербургскийуниверситет экономики и финансов, 1995.
- Макаров И. «ИТЕРА» — это надежный, честный бизнес //Труд. 1999 — 4 августа.
- Матвеев А. Уральские заводы: ориентиры определены //Экономика и жизнь, 1999.- № 39.
- Мацнев Д. Региональные экономические объединения стран СНГ // Российский экономический журнал. — 1999. — № 9−10.
- Меньшиков С. Новая экономика. Основы экономических знаний: Учебное пособие. М.: Международные отношения, 1999.1. С. 187.
- Мингазов Х.Х. Современные организационно-хозяйственные структуры в промышленности (зарубежный и первый отечественный опыт). -М.: Российский экономический журнал, 1993.
- Михайлов С. Кадры по-прежнему решают все //Труд. 1999. — 5 августа.
- Мильчакова Н. К проблеме холдингового контроля над промышленностью //Российский экономический журнал. -1997. N 2.
- А. Муравьев, JI. Савулькин. Корпоративное управление и его влияние на поведение приватизированных предприятий // Вопросы экономики. 1997. — № 7.
- Мовсесян А. Г. Интеграция банковского и промышленного капитала: современные мировые тенденции и проблемы развития в России. — М.: Финансы и статистика, 1997.
- Никологорский Д.Ю. Крупные интегрированные структуры в промышленности // ЭКО. 1997. -№ 11.
- Окумура X. Корпоративный капитализм в Японии. М.: Мысль,
- Писаревский Г. Е. Экономика перевозок крупногабаритных грузов на железнодорожном транспорте. — М., Интекст, 1997.
- Пономарев А. Проблемы и перспективы создания финансово-промышленных групп// Экономист. — 1994. —№ 12.
- Плещинский А.С. Эффективность финансово-промышленных групп: механизм трансфертных цен. Препринт. М.: ЦЭМИ РАН, 1996. — С. 75.
- Развитие корпоративных форм хозяйствования в России. — Материалы к международной конференции, 3−5 ноября 1997. М., 1997. — С. 23−28.
- Радыгин А., Энтов Р. Институциональные проблемы развития корпоративного сектора: собственность, контроль, рынок ценных бумаг. М.: Институт экономики переходного периода, 1999.
- Рекомендации по разработке проектов создания финансово-промышленных групп. В сб.: Предпринимательство (выпуск 7). -М.: Поли-экс, 1994.-С. 82−88.
- Сапсай Б. Формирование рынков интеллектуальной (промышленной) собственности //Предпринимательство в России. 1998. — № 1.
- Сахненко В. По пути создания холдинга //Журнал для акционеров. -1998. — № 1.
- Сборов JI. Уральский треугольник //Российская газета. 1999. -5 августа.
- Семенцева Г. Формы финансирования малого инновационного бизнеса в США и Западной Европе //Российский экономический журнал. 1997. -№ 5−6.
- Слепов В.А., Вороненко О. В., Крючин Д. Б. ФПГ: Современные тенденции развития //Финансы. 1998. — № 4. — С. 16.
- Смитиенко Б., Караева Л. Формирование финансово-промышленных групп в России // Проблемы прогнозирования. — 1994.-№ 4.
- Смитиенко Б.М., Мовсесян А. Г. Становление промышленно-финансовых групп (научно-аналитический обзор). М.: ИНИОН РАН, 1995.
- Стародубровская И. Финансово-промышленные группы: иллюзии и реальность // Вопросы экономики. — 1995. -№ 5.
- Стиглиц Дж. Ю. Экономика государственного сектора. М.: Издательство МГУ — ИНФРА-М, 1997.
- Сосковец О. ФПГ: проверка на прочность //Экономика и жизнь. — 1999.-№ 19.
- Тахаутдинов Ш. Татнефть: работа на перспективу //Комсомольская правда. 1999. — 31 августа.
- Титова И. Авиапром взлетит на крыльях консорциума // Бизнес в России. Ведомственное приложение к «Российской газете». 1999. — 24 апреля.
- Турчак А.А., Барютин Л. С., Бершадская Т. Н., Головач Л. Г., Чернышев Е. Э. Интегрированные финансово-промышленные структуры. Производственные объединения, холдинги, финансово-промышленные группы. Санкт-Петербург: Наука, 1996.
- Ульджабаев К.У. Экономическая реформа на железнодорожном транспорте. Ташкент-«Мехнат», 1999. — С. 202.
- Усольцев А. На ладан ли дышит Магнитка //Российская газета.1999. 24 апреля.
- Уильямсон О.И. Экономические институты капитализма: фирмы, рынки, «отношенческая» контрактация. СПб.: Лениздат, 1996.
- Уткин Э.А., Эскиндаров М. А. Финансово-промышленные группы -М.: ЭКМОС, 1998.
- Финансово-промышленные группы в России: «Состояние, перспективы, нормативно-методическое обеспечение». — М.: АФПИ еженедельника «Экономика и жизнь», 1996.
- Фишер П. Прямые иностранные инвестиции для России: стратегия возрождения промышленности. -М.: Финансы и статистика, 1999.
- Чекмарева Е. Банки в финансово-промышленных группах: настоящее и перспектива // Российский экономический журнал. 1999. — № 7.
- Шагиев P.P. Интегрированные нефтегазовые компании. М.: Наука. — 1996.-С.91.
- Шарифов В. Опыт неформальной ФПГ холдингового типа: роль финансовых институтов // Российский экономический журнал. -- 1997. -№ 10.
- Шевченко Н.С., Эмрахов А. А. Производственное предпринимательство в России: основные направления развития / Под ред. Ф.И. Шам-халова. -М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1998.
- Шерер Ф., Росс Д. Структура отраслевых рынков. М.: ИНФРА-М, 1997.
- Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия. Пер. с немецкого / Под ред. проф. А. Г. Поршнева. -М.: Финансы и статистика, 1996.
- Щулус А., Быченко Н. Франчайзинговые формы предпринимательства (объективные основы, противоречия, принципы господдержки) //Российский экономический журнал. 1998. — № 1.
- Щумпетер И. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.
- Экономическая реформа: поиск решений. М.: Политиздат, 1990. С. 108,247.
- Якутии Ю.В. Интегрированные корпоративные структуры: развитие и эффективность. — М.: ЗАО «Издательский дом «Экономическая газета», 1999.
- Якутии Ю.В. Совершенствование интеграционного взаимодействия хозяйствующих субъектов как фактор повышения эффективности российских корпораций. М.: ЗАО «Издательский дом «Экономическая газета», 2000.
- Якутии Ю.В. Проектирование и инвестирование наукоемких корпораций// Российский экономический журнал. 1998. — № 3.
- Якутии Ю.В. Корпоративные структуры: вариант типологизации и принципы анализа эффективности //Российский экономический журнал. 1998. — N4.
- Якугин Ю.В. Концептуальные подходы к оценке корпоративной интеграции //Российский экономический журнал. 1998. — № 5.
- Якутии Ю.В. Еще раз к анализу эффективности становящихся российских корпораций //Российский экономический журнал. -1998. — № 9−10.
- Якутии Ю.В. Российские корпорации и институт интеллектуальной собственности //Российский экономический журнал. — 1999. — № 3.
- Якутии Ю.В. Господдержка и госрегулирование крупных корпораций в аспекте реализации их актикризисно-инвестиционного потенциала //Российский экономический журнал. 1999. — № 5−6.
- Якутии Ю.В. Региональный вектор деятельности корпоративных объединений //Российский экономический журнал. 2000. — № 9.
- Якутии Ю.В. Интегрированные корпоративные структуры: факторы повышения эффективности. В кн.: На рубеже веков экономические проблемы реформирования России. М.: Экономика, 1998.
- Региональные аспекты создания и функционирования интегрированных корпоративных структур. В кн.: Корпоративные проблемы экономического реформирования России: Сб. науч. трудов /Под общ. ред. Ю. Б. Винслава. М.: ОАО («НПО «Экономика», 2000.
- Яременко Ю.В. Прогнозы развития народного хозяйства и варианты экономической политики. -М.: Наука, 1997.
- Abegglen, James С. and Stalk, George Jr. Kaisha: The Japanese Corporation.-Tokyo, 1991.
- Aoki, Masahiko. Information, Incentives and Bargaining in the Japanese Economy. Cambridge: Cambridge University Press, 1988
- Aoki M. and Patrik H. (ed.). The Japanese Main Bank System: Its Relevance for Developing and Transforming Economics. Oxford: Oxford University Press, 1994.
- Gerlach, Michael L. Alliance capitalism: the social organization of Japanese business. — Berkley: University of California Press, 1992.
- Kester Carl. Industrial groups as systems of contractural governance // Oxford review of economic policy., — 1992. vol. 8. — JV°3.
- Koo Jayoon. The Characteristic Features of Korean Business Groups & Their Globalization Strategies // East asian review. — March.
- Langlois, Richard N. Economic Change and the Boundaries of the Firm / B. Carlsson (ed.). Industrial Dynamics. Boston: Kluwer Academic Publishers, 1989.
- Porter, Michael E. end Fuller, Mark B. Coalitions and Global Strategy / Porter M.E. (ed.). Competition in Global Industries. Boston: Harvard Business School Press, 1986.
- Williamson, Oliver E. A Comperison of Alternative Approaches to Economic organization // Journal of Institutional and Theoretical Economics (JITE). 1990. — vol. 146. — № 1 (March).
- Yoshino M.Y., Rangan U.S. Strategic alliances: An entrepreneurial approach to globalization. Boston (Mass.): Harvrd business school press, 1995. т