Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Стратегическое управление развитием сферы культуры

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Формирование действенной стратегии управления развития культурной отрасли непосредственным образом взаимосвязано с определением стратегий развития отдельных организаций данной структурной составляющей. При реализации текущих задач, постоянном анализе деятельности субъекта хозяйствования, конкурентов, мониторинге факторов внешней среды предлагаемые стратегии развития могут корректироваться… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ
    • 1. 1. Сущностные положения управления развитием сферы культуры
    • 1. 2. Модели управления сферой культуры
  • ГЛАВА 2. ЭКОНОМИКО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ НАПРАВЛЕНИЙ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
    • 2. 1. Сравнительный анализ механизмов управления сферой культуры в России и за рубежом
    • 2. 2. Анализ основных направлений управления сферой культуры в России
  • ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ
    • 3. 1. Формирование направлений стратегического управления развитием сферы культуры
    • 3. 2. Разработка методических рекомендаций по повышению эффективности стратегического управления развитием сферы культуры

Стратегическое управление развитием сферы культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В условиях развивающихся рыночных отношений роль и значимость стратегического управления развитием, особенно в такой сфере деятельности, как отрасль культуры, постоянно повышается, что диктует необходимость пересмотра существовавших в условиях плановой экономики методологических положений развития организаций сферы культуры. Для организаций, отличных по своему масштабу, организационно-правовой форме, возможностям привлечения финансовых ресурсов из различных источников стратегические ориентиры развития будут различаться. Однако в целом стратегия управления развитием сферы культуры должна способствовать расширению прогнозных оценок состояния развития отрасли, отдельных субъектов хозяйствования данной структурной составляющей, что позволит совершенствовать существующие механизмы оперативности реагирования на происходящие изменения внешней среды при усилении адаптивности организаций, отрасли культуры в целом.

Одним из условий устойчивого развития сферы культуры является повышение обоснованности экономико-организационных, нормативно-правовых и финансово-кредитных управленческих решений, обеспечивающих рациональное взаимодействие всех ее элементов в условиях развивающихся рыночных отношений.

Существующий механизм управления сферой культуры характеризуется в настоящее время отсутствием системности и учета причинно-следственных связей и взаимодействий между различными субъектами хозяйствования, обеспечивающими предоставление комплекса культурных услуг населению. Это обстоятельство не позволяет муниципальным, региональным и федеральным органам управления культурной отраслью эффективно переориентировать процесс управления хозяйствующими субъектами данной структурной составляющей на рыночные условия, рационально использовать все виды ресурсов, как отдельных субъектов рынка, так и государства в целом.

Важнейшим условием решения методологических проблем эффективного развития сферы культуры в настоящее время выступает как поэтапное повышение эффективности процесса стратегического управления организациями, предоставляющими культурные услуги населению, так и создание адекватно отвечающей требованиям рыночной экономики структуры хозяйственных институтов, которая бы соответствовала экономическим и социальным интересам всех субъектов хозяйствования.

Актуальность решения поставленных в диссертационном исследовании проблем стратегического управления развитием сферы культуры в условиях формирующихся рыночных отношений, повышение рациональности и обоснованности управленческих решений, принимаемых в данной отрасли, возрастает в современных условиях функционирования региональных и народнохозяйственных комплексов, в которых организации культурной отрасли нуждаются в создании эффективного механизма управления на основе сочетания текущего, перспективного и стратегического управления сферой культурырационального взаимодействия государственных и предпринимательских структур в процессе их функционирования посредством экономических, нормативно-правовых, финансовых, организационных и иных воздействий, как со стороны органов федерального и регионального управления, так и индивидуальных, корпоративных мер саморегулирования.

В качестве экономических и организационных мер в процессе формирования действенного механизма стратегического управления развитием сферы культуры выступают, как повышение экономической самостоятельности и ответственности реорганизуемых в ходе экономических, структурных, управленческих и социально-политических реформ хозяйствующих субъектов культуры, так и ответственности муниципальных, региональных и федеральных органов власти по формированию и выполнению программ экономического, социального и культурного развития общества, эффективного использования всех видов ресурсов и народнохозяйственного инфраструктурного комплекса.

Организационно-экономическое обоснование рационального управления сферой культуры предоставляет возможность федеральным и региональным органам власти решать текущие и перспективные задачи сбалансированности потребления различного рода ресурсов, роста объемов инвестирования социально значимых программ и проектов, а также социально-экономического развития культурной отрасли, как единого целого.

В этой связи все более актуальными становятся методологические и методические решения по разработке и совершенствованию организационно-информационного обеспечения механизма стратегического управления развитием сферы культуры и повышения эффективности функционирования хозяйствующих субъектов данной структурной составляющей на основе целенаправленных воздействий и мер различной направленности, рационального сочетания элементов механизма управления организациями культурной отрасли. Гибкость реагирования на происходящие изменения во внешней и внутренней среде организаций сферы культуры, разнообразие форм, методов и способов взаимодействия элементов механизма управления, рациональное потребление всех видов ресурсов и интенсивное развитие процесса эффективного управления культурной отраслью на стратегический период времени могут быть достигнуты не только при соблюдении объективно действующих экономических законов, анализе и выборе наиболее эффективных вариантов действий органов федерального и регионального управления при принятии перспективных решений, направленных на совершенствование взаимодействия между отдельными участниками рыночных отношений в сфере культуры, но и при создании и развитии новых организационных форм обеспечения деятельности хозяйствующих субъектов данной отрасли.

Актуальность исследования, таким образом, вытекает из необходимости решения таких важных народнохозяйственных задач, как научное обоснование и создание эффективно функционирующего механизма стратегического управления развитием сферы культуры, определение направлений оптимального управления, разработка методических рекомендаций по повышению эффективности стратегического управления развитием сферы культуры.

Актуальность темы

диссертации, практическая потребность народного хозяйства Российской Федерации в исследованиях по созданию и рациональному применению механизма стратегического управления развитием сферы культуры в условиях трансформации российской экономики определили цель, задачи, предмет и объект настоящего исследования.

Основная цель диссертационной работы состоит в разработке и обосновании теоретических и методических положений организационно-экономического характера эффективного управления развитием сферы культуры в стратегической перспективе.

В соответствии с данной целью в диссертации сформулированы и обоснованы следующие задачи:

• определить сущностные основы формирования механизма стратегического управления развитием сферы культуры;

• исследовать существующие модели управления сферой культуры;

• расширить системные представления о формах и элементном составе действующих механизмов стратегического управления развитием сферы культуры на основе критического анализа отечественного и зарубежного опыта;

• проанализировать условия и способы управления сферой культуры в условиях развивающихся рыночных отношений;

• выявить и научно обосновать государственные меры управляющего воздействия, влияющие на эффективное развитие организаций культурной отрасли;

• сформировать и обосновать направления стратегического управления развитием сферы культуры в условиях формирующихся рыночных отношений;

• разработать методические рекомендации по повышению эффективности стратегического управления развитием сферы культуры в условиях трансформации российской экономики.

Предметом исследования являются методологические и методические проблемы стратегического управления развитием сферы культуры.

Объектом исследования выступают процесс управления сферой культуры, а также хозяйствующие субъекты данной структурной составляющей.

Выбор данных объектов исследования продиктован необходимостью установления системного взаимодействия властных структур на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, социально-экономического, системного, сравнительного и финансового анализа, рационализации процесса взаимодействия основных элементов управления сферой культуры, применения методов, процедур и способов управления экономической, социальной, структурно-организационной, нормативноправовой направленности, ориентированных на достижение поставленной стратегической цели, научного обоснования и повышения на этой основе социально-экономической эффективности развития организаций культурной отрасли, народного хозяйства страны в целом.

Методологической основой диссертационной работы, поставленных в ней проблем, явились новейшие исследования российских и зарубежных специалистов в области оперативного и стратегического управления, планирования деятельности организаций сферы культуры, а также Гражданский кодекс, законы Российской Федерации о социально-экономическом развитии культурной отрасли. В диссертации использованы также такие общенаучные методы исследования, как анализ и синтез, системный подход, методы экономико-статистического анализа полученной информации, оценки достоверности качественных и количественных статистических показателей, структурно-логического моделирования.

В диссертации использованы результаты исследований и практической деятельности автора, данные социально-экономического развития Российской Федерации, основные теоретические положения и выводы современной экономической науки, а также официальные материалы статистических органов, данные о развитии сферы культуры в Российской Федерации и за рубежом.

Научная новизна результатов исследования, выполненных автором, заключается в следующем:

• раскрыты и научно обоснованы сущностные основы стратегического управления развитием сферы культуры с учетом необходимости комплексной оценки последствий принимаемых экономических, финансовых, социальных, правовых мер при решении задачи повышения уровня социально-экономических показателей организаций данной структурной составляющей;

• сформированы теоретические положения стратегического управления развитием сферы культуры на основе совершенствования существующих механизмов управления при преодолении существующих финансовых ограничений в отрасли;

• на основе сравнительного анализа действующих механизмов управления сферой культуры в Российской Федерации и за рубежом, анализа основных направлений управления сферой культуры в России выявлены и обоснованы основные направления стратегического управления развитием сферы культуры в процессе устранения существующих негативных тенденций развития;

• обоснованы и сформированы направления стратегического управления развитием сферы культуры в условиях формирующихся рыночных отношений на основе рационального сочетания государственных методов регулирования с методами саморегулирования;

• разработаны методические рекомендации по повышению эффективности стратегического управления развитием сферы культуры на основе системного подхода, реализации стратегических мер нормативно-правовой, финансово-экономической, инвестиционной и социальной направленности в условиях трансформации российской экономики с учетом необходимости адекватной целевой ориентации культурного развития на рационализацию достижения поставленных стратегических ориентиров при конкретизации содержания отдельных функций управления.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что предлагаемые в нем решения методологических и методических проблем, выводы и рекомендации позволяют в условиях происходящих в стране структурных преобразований целенаправленно осуществлять развитие сферы культуры, совершенствовать процесс стратегического управления развитием данной структурной составляющей на основе рационального сочетания регулирующих мер на всех уровнях управленческой иерархии.

Практическая значимость диссертационной работы определяется возможностью использования предложенных теоретических и методических разработок федеральными, региональными и муниципальными органами управления сферой культуры, а также самими субъектами хозяйствования данной отрасли в процессе анализа взаимодействия элементов механизма управления развитием данной структурной составляющей, определения совокупности мероприятий, направленных на повышение уровня функционирования и развития хозяйствующих субъектов культурной отрасли, сферы культуры, как единого целого, народного хозяйства страны.

Структура диссертации сформирована с учетом соблюдения логической последовательности и причинно-следственной взаимосвязи факторов и элементов исследуемых проблем и объектов. Структурно главы и параграфы диссертационной работы сформированы таким образом, чтобы в наибольшей степени отразить актуальные, малоисследованные или совсем нерешенные проблемы по теме диссертации. Цели и задачи диссертационной работы определили ее структуру и объем. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Определение сущностных положений стратегического управления развитием сферы культуры в условиях трансформации российской экономики, исследование существующих моделей управления сферой культуры и возможностей их применения в нашей стране в настоящее время, анализ механизмов стратегического управления развитием сферы культуры в России и за рубежом, формирование и обоснование направлений стратегического управления развитием сферы культуры в условиях формирующихся рыночных отношений, разработка методических рекомендаций по повышению эффективности стратегического управления развитием сферы культуры в условиях трансформации российской экономики позволили автору сделать следующие выводы и рекомендации:

1. Сущностью стратегического управления является достижение миссии организации посредством реализации целевых ориентиров развития при систематизации принимаемых управленческих решений на всех уровнях власти посредством поэтапного решения текущих задач, учете собственных ресурсов хозяйствующего субъекта и формировании адаптационных механизмов реагирования на изменения внешней среды. В этой связи стратегическое управление развитием сферы культуры представляет собой комплексное решение существующих проблем посредством анализа складывающейся конъюнктуры рынка, применения современного инструментария при поэтапном достижении высокого уровня конкурентоспособности, что в условиях формирующихся рыночных отношений, является основным стратегическим ориентиром развития. Стратегическое управление развитием сферы культуры должно осуществляться посредством принимаемых и реализуемых стратегий экономической, маркетинговой, структурно-организационной, социальной, инновационной направленности.

2. В условиях развивающихся рыночных отношений роль и значимость стратегического управления развитием, особенно в такой сфере деятельности, как отрасль культуры, постоянно повышается. Для организаций, отличных по своему масштабу, организационно-правовой форме, возможностям привлечения финансовых ресурсов из различных источников стратегические ориентиры развития будут различаться. Однако в целом стратегия управления развитием сферы культуры должна способствовать расширению прогнозных оценок состояния развития отрасли, отдельных субъектов хозяйствования данной структурной составляющей, что позволит совершенствовать существующие механизмы оперативности реагирования на происходящие изменения внешней среды при усилении адаптивности организаций, отрасли культуры в целом. Наличие большого количества субъектов хозяйствования, характеризующихся отличными показателями развития, требует индивидуализации подхода при формировании стратегии управления развития данных организаций. Однако существует ряд обобщенных положений осуществления стратегического управления в сфере культуры, следование которым будет способствовать формированию таких перспективных целей, достижение которых будет реализовано в установленный временной период.

3. В отличие от долгосрочного стратегическое управление должно оказывать влияние на формирование стратегий управления различной направленности, представляющих возможность объекту управления повышать свою результативность в условиях нестабильности внешней среды при применении новых технологий, техники, механизмов, что будет способствовать росту его конкурентного потенциала. В процессе стратегического управления формируемые стратегии развития субъекта хозяйствования при постоянстве их соблюдения и реализации в каждый момент времени должны быть ориентированы на продолжение, возможную корректировку, реконструкцию некоторых стратегических составляющих.

При значительных изменениях внешней и внутренней среды организации направленность стратегии развития может быть изменена. Формирование большого разнообразия стратегий управления в сфере культуры может быть обоснованным в связи с увеличивающейся зависимостью эффективного функционирования и развития от состояния и условий влияния факторов внешней среды, происходящих изменений организационной структуры, специфики деятельности каждого отдельного предприятия, его территориальной, отраслевой принадлежности, уровня диверсификации видов деятельности. Применение современных средств, методов, способов, инструментов для повышения конкурентного потенциала организации позволит дифференцировать подходы к достижению поставленных стратегических целей деятельности.

4. Разработка стратегий управления развитием сферы культуры в настоящее время имеет широкий диапазон классификационных признаков: по уровням принятия управленческих решений, по стадиям жизненного цикла, по отрасли объекта управления, охвату сегментов рынка, инвестиционной привлекательности, уровню конкурентоспособности. Постоянно происходящие изменения макроэкономических показателей, которые оказывают непосредственное влияние на деятельность организаций данной сферы, не позволяют установить закономерность между применяемой стратегией и классификационным признаком, что снижает вероятность следования выбранной стратегии в процессе достижения поставленных ориентиров развития.

5. Увеличение скорости происходящих изменений внешней и внутренней среды организации значительно превосходит возможности хозяйствующего субъекта по выработке адаптивных мер, что негативным образом оказывает влияние на рост непредвиденных ситуаций для организации сферы культуры. В таких условиях становится невозможным осуществлять стратегическое управление развитием сферы культуры в целом посредством формирования комплекса управленческих мер, основываясь на ретроспективном опыте или его экстраполяции. Совокупность предпринимаемых мер управленческого воздействия при определении перспективной цели развития сферы культуры будет способствовать достижению стратегических ориентиров посредством применения специфических моделей принятия и реализации стратегических решений.

6. Правильно выбранная стратегия долгосрочного развития субъекта хозяйствования сферы культуры, отрасли в целом является важнейшим результатом и в то же время эффективным механизмом стратегического управления, поскольку она направляет и мобилизует научно-технический, производственно-технологический, финансово-экономический, социальный и организационный потенциалы на достижение высокого уровня конкурентного потенциала.

7. Каждый отдельный субъект хозяйствования сферы культуры может характеризоваться наличием одной или нескольких стратегий развития при последовательной их реализации. Для сферы культуры в целом органами государственного управления должна быть выработана такая стратегия развития, которая может быть реализована в определенный программными мероприятиями развития сферы культуры период времени при применении современных средств, методов, инструментов. Какая бы модель стратегического управления сферой культуры ни выбиралась в качестве базовой для страны, в условиях неопределенного во времени влияния факторов внешней среды принципы и механизмы реализации на практике могут значительно корректироваться. Вырабатываемые стратегии развития для каждого хозяйствующего субъекта сферы культуры будут отличаться от типичной стратегии, так как она объективно определяется своеобразием воздействия внешней среды на организацию и ее потенциал.

8. Для решения стратегически ориентированных задач в сфере культуры представляется обоснованным систематизировать осуществляемые управленческие решения при конкретизации отдельных функций управления на всех уровнях власти: федеральном, региональном и муниципальном. Согласованность принимаемых управленческих решений является основным из элементов формирующейся действенной системы управления развитием в сфере культуры на стратегический период времени. При этом совершенствование проводимой культурной политики позволит достигнуть поставленных стратегических ориентиров развития отдельными субъектами хозяйствования данной структурной составляющей, культурной отраслью в целом.

9. Реализация и конкретизация функций управления в сфере культуры на различных уровнях управленческой иерархии становится необходимой, что позволит достигать поставленные стратегические ориентиры развития при комплексном подходе к решению тактических задач посредством формировании такой базовой стратегии развития сферы культуры, которая будет отвечать современным требованиям рынка, основываться на предыдущем опыте реагирования на происходящие изменения во внешней и внутренней среде при согласованности принимаемых управленческих решений на федеральном, региональном и муниципальном уровнях власти.

10. В настоящее время становится необходимым формирование такой культурной политики на государственном уровне управления, которая позволит достигать долгосрочных целей деятельности организации, сферы культуры в целом. В этой связи, при осуществлении государственными органами управления действенной экономической политики развитие сферы культуры будет осуществляться более системно, что будет способствовать увеличению числа внешних факторов конкурентного преимущества. На основе определения конкурентных преимуществ, которыми обладает организация сферы культуры, зависит в целом и стратегия развития субъекта хозяйствования, которая позволяет определить, решение каких тактических и стратегических мер наиболее целесообразно в складывающихся условиях.

Стратегическая ориентация на достижение поставленных целей должна быть подчинена единой культурной политике, а наиболее перспективные направления развития должны определяться согласно существующим приоритетам в развитии тех видов деятельности, которые являются наиболее конкурентоспособными.

11. В настоящее время государством должны быть выработаны меры, способствующие не только росту эффективности функционирования отдельных организаций культурной сферы, развитие которых связывается с решением приоритетных задач в отрасли, но и реализация управленческих решений, направленных на развитие сферы культуры как единого целого, деятельность которой направлена на оказание культурных благ и услуг населению с целью повышения культурного уровня нации. В этой связи становится необходимым комплексный подход, способствующий действенному управлению развитием сферы культуры на стратегическую перспективу. Комплексный подход должен быть направлен на: совершенствование взаимодействия органов федеральной власти, региональных органов управления и органов местного самоуправления муниципальных образований с хозяйствующими субъектами сферы культурывнедрение информационных и коммуникационных технологий в процессе реализации поставленных стратегических ориентиров развития сферы культурыобеспечение открытости в деятельности органов государственной власти при совершенствовании механизма управления сферой культурыобеспечение общедоступности государственных информационных ресурсовсоздание условий для эффективного взаимодействия между органами государственной власти и населением на основе использования информационных и коммуникационных технологий с целью повышения социально-экономической эффективности развития сферы культуры.

12. В условиях формирующихся рыночных отношений в нашей стране представляется важным повышение уровня и значимости принимаемых управленческих решений со стороны государственных органов власти, что в настоящее время замедляет процесс формирования рыночных отношений в данном секторе экономики и не позволяет организациям культуры эффективно взаимодействовать с другими субъектами рынка. При этом следует различать принимаемые государством меры, как по степени их обоснованности, так и по направленности на тактический период времени или на стратегическую перспективу, что будет способствовать лучшему освоению современных моделей управления. Меры, направленные на решение стратегических задач в сфере культуры, требуют не только привлечения значительного количества финансовых, материальных, производственных, трудовых ресурсов к организациям, предоставляющим услуги культурной направленности населению, но и совершенствования функций управления на различных уровнях власти.

13. Формирование действенной стратегии управления развития культурной отрасли непосредственным образом взаимосвязано с определением стратегий развития отдельных организаций данной структурной составляющей. При реализации текущих задач, постоянном анализе деятельности субъекта хозяйствования, конкурентов, мониторинге факторов внешней среды предлагаемые стратегии развития могут корректироваться. В результате в сфере культуры могут сложиться разнонаправленные стратегии развития деятельности отдельных организаций, для эффективного управления которыми государством должны быть приняты системообразующие меры по формированию эффективного механизма управления развитием сферы культуры как единого целого на стратегический период времени. Для самих организаций, оказывающих услуги культурной направленности населению, наличие стратегических альтернатив развития позволит руководству определять оптимальные направления развития предприятия в определенный период времени при наличии ограниченного количества ресурсов.

14. Целенаправленное и наиболее полное осуществление основных функций стратегического управления возможно в результате принятия конкретных экономических, социальных, финансовых, инновационных, организационных, инвестиционных и иных мер в процессе планово-расчетных обоснований, прогнозирования, организации, регулирующих воздействий, программирования, контроля, учета и анализа деятельности сферы культуры, отдельных субъектов хозяйствования данной структурной составляющей. Каждая из функций стратегического управления развитием сферы культуры должна тесно коррелировать с остальными, иметь свои стратегические ориентации: экономическую, маркетинговую, социальную, структурно-организационную, финансовую, инновационную, межрегионального и международного сотрудничества и выступать основным элементом как системы в целом, так и механизма стратегического управления.

15. В сфере культуры при формировании стратегии управления развитием целесообразно фокусироваться на реализации трех направлений, которые позволят повысить эффективность функционирования организаций сферы культуры, культурной отрасли в целом: специализация по сегменту, что позволит предлагать культурную продукцию высокого качества по высокой цене определенной группе покупателей, предъявляющих к продуктам, услугам культурной направленности высокие требования. Данное положение позволит повысить потребительскую ценность конкретного вида продукцииспециализация по продукту, что позволит повысить требования к качеству предлагаемой культурной продукции, все внимание будет сконцентрировано на совершенствовании используемых рыночных инструментов. При этом рост инвестиционной привлекательности организации, предлагающей такой продукт, позволит дифференцировать источники привлечения инвестиционных ресурсов, что в свою очередь будет способствовать увеличению трудового, производственного, инновационного, конкурентного потенциаловспециализация по рынку. Данное направление становится обоснованным при расширении интеграционного сотрудничества внутри культурной отрасли, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. При этом особую значимость приобретает развитие региональной сети культурного обслуживания, что позволит снизить постоянно увеличивающуюся социально-экономическую дифференциацию между отдельными территориальными образованиями, как по уровню доходов, так и по уровню потребления культурных благ и услуг различными категориями населения.

16. Для различных субъектов хозяйствования культурной отрасли в качестве доминирующей выступают разные модели управления. Однако они не рассматриваются как взаимодополняющие друг друга. В складывающихся условиях формирующихся рыночных отношений в России прежде всего необходимо отказаться от противопоставления между этими моделями управления сферой культуры, что в конечном итоге будет способствовать преодолению или снижению существующих противоречий и позволит повысить эффективность принимаемых управленческих решений.

17. Выявление уровня относительной эффективности функционирования организации культуры, выраженного рыночным критерием социально-экономической значимости оказываемых культурных услуг, реализованных проектов, программ при получении наибольшего экономического результата посредством минимизации затрат позволяет определить критерии эффективности стратегического управления развитием сферы культуры. Однако сложность определения таких критериев обусловлена высокой степенью неопределенности в принятии управленческих решений на всех уровнях власти.

18. При формировании стратегических ориентиров развития сферы культуры современные методы управления, применяемые в данной структурной составляющей, должны сопровождаться ростом уровня инновационного развития посредством совершенствования инновационно-инвестиционных механизмов эффективного развития субъекта хозяйствования культурной отрасли, что будет способствовать комплексному решению существующих проблем.

19. Реализация метода проектов представляет собой одно из направлений повышения эффективности стратегического управления сферой культуры. Необходимость применения метода проектов обоснована растущей потребностью организаций сферы культуры по привлечению дополнительных финансовых средств, что стало следствием снижения уровня бюджетного финансирования. При разработке проекта в первую очередь должна быть четко определена проблема, требующая решения, а также должна быть обоснована целесообразность реализации проекта. При определении проблемы учитываются такие ее составляющие как реальность (подтверждается социологическими исследованиями, статистикой, проведенными мониторингами), конкретность, решаемость, а также оцениваются социальные (социальная значимость, уникальность, общественный резонанс) и финансово-экономические факторы (экономическая эффективность проекта, встречное финансирование). В проекте должны быть четко сформулированы цели и задачи, разработана стратегия и определены методы достижения поставленных целей, определены ожидаемые результаты и показатели, по которым оценивается эффективность реализации проекта. Необходимой частью проекта является рабочий план его реализации и предложения по дальнейшему развитию проекта. Бюджет проекта должен включать подробную смету и детальные комментарии по каждой статье расходов, а также информацию по всем источникам финансирования.

20. Представляется необходимым при формировании механизма стратегического управления развитием сферы культуры использование способов имитации объекта стратегического управления, который должен способствовать установлению реальности и условий достижения основных стратегических целей субъектом хозяйствования культурной отрасли на основе экспериментирования на модели имитации. Имитационный способ обоснований в механизме стратегического управления развитием сферы культуры в полной мере может быть реализован при использовании логико-вербального и расчетно-аналитических способов, сочетающихся с экономико-математическими способами обоснования реальности достижения результативности обобщающей стратегии развития культурной отрасли.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.К. Психология управления. — М.: Изд-во «Наука», 2002.
  2. Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Изд-во «ЦЭМ», 2004.
  3. А.А., Радичка Д. М. Стратегическое управление. — Омск: Изд-во Ом. аграрного университета, 1996.
  4. И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Изд-во «Питер», 2004.
  5. И. Стратегическое управление. М.: Изд-во «Экономика», 2002.
  6. С.М. Проектный менеджмент: Состояние и перспективы проектной деятельности в российской культуре// Справочник руководителя учреждения культуры. 2004. — № 2. — С. 13−18.
  7. О.В. Основы информационной культуры. Абакан: Изд-во «Хакас», 2004.
  8. В.Д. Основные достижения в развитии технологии стратегического планирования компаний // Проблемы теории и практики управления. 2004. — № 5. — С.112−118.
  9. Г. П. Маркетинг: принципы и стратегия. М.: Изд-во «ИНФРА-М», 2001.
  10. А. А. Управленческая деятельность. М.: Изд-во «Экономика», 2002.
  11. A.M. Экономика и финансирование социально-культурной сферы. Казань: Изд-во «Центр экспертизы и маркетинга КГУ», 1996.
  12. В. Л. Институциональные циклы в российской экономике. М.: Изд-во «УРСС», 2003.
  13. Д.И. Маркетинг для всех. М.: Изд-во «Наука», 2002.
  14. А.С. Методические рекомендации по фандрайзингу, или полезная информация для тех, кто заинтересован в дополнительных источниках финансирования // Сборник материалов и рекомендаций. М.: Изд-во «Наука», 2005.
  15. О.С. Государственное финансирование сферы культуры и искусства: (Опыт индустриально развитых стран)// Вопросы экономики. 1996.-Хо 10.-С. 64−77.
  16. Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. 5-е изд. доп. и перераб. — М.: Изд-во «Институт новой экономики», 2002.
  17. К. Основы стратегического менеджмента. — М.: ЮНИТИ, 1997.
  18. О. Культурная политика и современная социокультурная ситуация. Проект «Культура Автограда» // Ориентиры культурной политики. 2004. — № 3.- С.3−33.
  19. В.П. Технология стратегического менеджмента. М.: Изд-во «Экономика», 2005.
  20. В.П., Морошнин В. А. Стратегический менеджмент. — М.: Б.К., 1994.
  21. П.А. Стратегическое управление предприятием. — М.: ЭльфК° экспресс, 1999.
  22. В.А. Стратегическое планирование на предприятии. -М.: Изд-во «ЦЭМ», 1999.
  23. Т. С. Проекты в практике менеджмента в сфере культуры // Культура: управление, экономика, право. — 2004. — № 1. — С. 29−32.
  24. О.С. Менеджмент. М.: Изд-во «Гардарики», 2000.
  25. О.С. Стратегическое управление. М.: Изд-во «МГУ», 1999.
  26. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1995.
  27. А.А. Методы анализа и оценки государственных программ США. М.: Изд-во «Финансы и статистика», 2002.
  28. Л.М. Россия и ее регионы: приоритеты и новые принципы региональной культурной политики // Панорама культурной жизни, — 2004.- №Ц. С.2−10.
  29. Г. М. Основы финансов и финансирование культурной деятельности. -М.: Изд-во «АСКИД», 1996.
  30. Е.А. Топ-менеджер русской культуры Сергей Дягилев // Справочник руководителя учреждения культуры. 2004. — № 10. — С. 5859.
  31. Ю.И. Создание сети многопрофильных культурно-информационных центров как способа осуществления государственной культурной политики на местном уровне // Ориентиры культурной политики. 2003.- № 6.- С.75−82.
  32. О.И. Социальное проектирование как средство активной культурной политики // Социальное проектирование в сфере культуры. 1999. — № 12. — С. 29−42.
  33. А.И. Экономические отношения в художественной культуре. М.: Изд-во «Всесоюзный НИИ искусствознания», 1998.
  34. . О японском опыте управления // Проблемы теории и практики управления. 2001. — № 4. — С. 110−114.
  35. М.О. Развитие британских стандартов корпоративного управления // Вопросы экономики. 2004. — № 1. — С. 118−128.
  36. М. А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: теоретические основы менеджмента. Омск: Изд-во «Омский государственный институт сервиса», 2004.
  37. Н.О. О федеральной программе «Культура России (20 012 005 гг.)» // Новости. 2004. — № 38.
  38. П.С. Философия культуры: пособие для студентов гуманитарных вузов. М.: Изд-во «Аспект Пресс», 2001.
  39. Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. М.: Изд-во «Эксмо-Пресс», 2003.
  40. В.П. Компьютерная культура руководителя. М.: Изд-во «Наука», 1999.
  41. Г. Б. Финансирование сферы культуры// Культура: управление, экономика, право. 2004. — № 1. — С. 36−39.
  42. И.Е. Культура: стратегия социально-экономического развития.- М.: Изд-во «Экономика», 2001.
  43. П. Маркетинг-менеджмент и стратегии. СПб.: Изд-во «Питер», 2002.
  44. Драгичевич-Шешич М.О., Стойкович Б. Г. Культура: менеджмент, анимация, маркетинг. Новосибирск: Изд-во «Тигра», 2004.
  45. Т.М. Основы социокультурного проектирования. М.: Изд-во «Экономика», 1995.
  46. Е.Э. Краткий словарь терминов и понятий курса культурологи. Владивосток: Изд-во «ДВГМА», 2001.
  47. П. Управление, нацеленное на результаты. М.: Изд-во «Финансы и статистика», 1999.
  48. П. Эффективное управление*. Экономические задачи и оптимальные решения. М.: Изд-во «ФАИР-ПРЕСС», 2002.
  49. А.Д. Организация, регулирование и планирование деятельности систем телевидения. СПб.: Изд-во «СПбГУЭиФ», 1996.
  50. А.Д., Редькина Т. М. Стратегическое развитие инвестиционной деятельности региональных телерадиокомпаний. СПб.: Изд-во «СПбГУЭиФ», 2001.
  51. В.Р. Портфельные инвестиции в мире и России: выбор стратегии. М.: Изд-во «УРСС», 2003.
  52. B.C. Ключевая компетенция организации как объект стратегического анализа // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. -№ 12. — С.47−56.
  53. B.C. Стратегия бизнеса. М.: Изд-во «Финпресс», 2000.
  54. А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. -М.: Изд-во «Наука», 2002.
  55. B.C. Что такое культурная политика? // Культура в современном мире. 2003. — № 10, — С.53−60.
  56. П.В. Основы стратегического управления. М.: Изд-во «Маркетинг», 2003.
  57. П.Н., Васильев А. В., Киоль А. И. Оценка экономической эффективности инвестиционных проектов. СПб.: Изд-во «Наука», 1999.
  58. Г. Н. Программное планирование театральной деятельности// Справочник руководителя учреждения культуры. 2004. -№ 4. — С. 47−57.
  59. Н. А. Менеджмент в социально-культурном сервисе. -М.: Изд-во «Академия», 2003.
  60. С.Э. Культура в контексте развития // Вопросы и методологии. 2001. — № 5. — С. 22 — 25.
  61. С.Э. Социально-культурное проектирование. Ижевск: Изд-во «Альтернатива», 2003.
  62. М.А., Шустерман Д. М. Организационное развитие, как подход к управлению и консультированию. М.: Изд-во «Наука», 2002.
  63. Т.Н. Психологические аспекты менеджмента в социально-культурной сфере. Кемерово: Изд-во «КемГАКИ», 2001.
  64. Н.В. Техника и технология менеджмента. Красноярск: Изд-во «КГТУ», 2002.
  65. Д.А. Финансирование культуры в Европе в конце XX столетия// Россия и современный мир. 2004. — № 4. — С. 26−38.
  66. А.В. Стратегический менеджмент: организация и технология. М.: Изд-во «Экономика», 2000.
  67. B.C. Американская и европейская модели корпоративного поведения, сходство, отличия и перспективы развития // Проблемы теории и практики управления. 2002. — № 6. — С. 16−22.
  68. Информационная культура в контексте гуманитарного знания. Сборник научных трудов. / Под ред. А. Н. Дулатова. Краснодар: Изд-во «КГУКИ», 2001.
  69. Информационная технология, экономика, культура: Сб. обзоров и ред. М.: Изд-во «Дело», 2002.
  70. JI.Г. Социология культуры. М.: Изд-во «ГУ ВШЭ». -2004.
  71. В.К. Маркетинговые стратегии предпринимательства в непроизводственной сфере. СПб.: Изд-во «Питер», 2003.
  72. М.А. Инновационный менеджмент Собиновского музыкального фестиваля // Справочник руководителя учреждения культуры. 2004. — № 6. — С. 66−67.
  73. А.А. Аспекты менеджмента и маркетинга в деятельности учреждений сферы культуры. М.: изд-во «Экономика», 1998.
  74. О.И. Концептуальные основы новой культурной политики государства // Диалог.- 2004. № 9. — С.32−36.
  75. О.И. Культурная политика и менеджмент. М.: Изд-во «Экономика», 1998.
  76. О.И. Управление в культуре: проблемы функционирования и совершенствования // Социально-политический журнал. -2003. № 2. — С.26−39.
  77. М.А. Методологические принципы формирования российского менеджмента // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. -№ 3. — С. 35−41.
  78. .В. Инновационная система России. М.: Изд-во «УРСС», 2003.
  79. Е.Н. Основы стратегического управления. М.: Изд-во «Экономика», 2002.
  80. А.С. Исследование и проектирование социально-культурной деятельности. Орел: Изд-во «Орловский государственный университет искусств и культуры», 2001.
  81. В.М. Основы современной экономики. — М.: Изд-во «Финансы и статистика», 2001.
  82. Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере. / Под ред. И. М. Шеймана. — М.: Изд-во «Наука», 2004.
  83. .И. Большой толковый словарь по культурологии. -М.: Изд-во «АСТ», 2003.
  84. Е. Основы стратегического менеджмента. — Челябинск: Изд-во ЧГТУ, 1996.
  85. Ф. Маркетинг менеджмент. Анализ, планирование, внедрение, контроль: Пер. с англ. — СПб.: Изд-во «Питер Ком», 1998.
  86. А.Н. Интеллектуальный потенциал общества. Саратов: Изд-во «Эконом», 2002.
  87. А.И. Культура и культурология. Словарь. -М.: Изд-во «Деловая книга», 2003.
  88. Ю.Д. Методика социально-культурного проектирования. -М.: Изд-во «МГУ», 1993.
  89. Э.Н. Элементный состав системы стратегического управления// В сб. научных трудов СПбГУКиТ: Проблемы управления развитием социально-экономических систем. Вып.10. СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2001.
  90. Н.В. Психологическая структура личности молодого менеджера социально-культурной сферы: диагностика профессиональной и психологической пригодности // Культура: управление, экономика, право. 2003. — № 2. — С. 20−28.
  91. А. А. История международного и отечественного туризма. М.: НОУ «ЛУЧ», 1999.
  92. Г. М. Проектирование социально-культурных процессов. Пермь: Изд-во «Асток», 2001.
  93. П.Д. Актуальные направления совершенствования и перестройки управления в сфере культуры— М.: Изд-во «НИИК», 1998.
  94. Ю.В. Основы менеджмента. СПб.: издательский дом «Бизнес-пресса», 1999.
  95. В.В. Маркетинг и технологические средства менеджмента. М.: Изд-во «МАИ», 2003.
  96. A.JI. Модель «Калейдоскоп» как метод оценки готовности организации к стратегическим преобразованиям // Проблемы теории и практики управления. 2004. — № 5. — С.94−102.
  97. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива: Пер. с франц. СПб.: Изд-во «Наука», 2002.
  98. Л.Г. Менеджмент: сущность, содержание, современные технологии. М.: Изд-во «Национальный институт бизнеса», 2004.
  99. Н.А. Теория и практика разработки маркетинговых стратегий. Чита: Изд-во «СибУПК», 2002.
  100. Т.Л. Социокультурное проектирование моделей образовательных учреждений в условиях переходного периода. М.: Изд-во «Экономика», 1997.
  101. А.С. Менеджмент в концертных организациях // Справочник руководителя учреждения культуры. — 2004. — № 9. — С. 55−63.
  102. А.И. Стратегический менеджмент. — М.: ЮНИТИ, 2000.
  103. С.Е. Исследование неопределенности при формировании маркетинговых стратегий // Маркетинг. 2003. — № 3. — С. 38−43.
  104. Е.Д. Концепция организационной культуры как управленческой технологии. Новосибирск: Изд-во «Новосибирская государственная академия экономики и управления», 2003.
  105. Е.Д. Организационная культура: зарубежный опыт // ЭКО. 2002. — № 10. — С. 81−98.
  106. B.C. Анализ показателей финансирования сферы культуры // Справочник руководителя учреждения культуры. 2003. — № 4. — С.8−19.
  107. С.П. Основы культурологии. М.: Изд-во «Наука», 2002.
  108. Н.Н. Управление инвестициями российского предпринимательства. М.: Изд-во «УРСС», 2003.
  109. А.П. Основы социокультурного проектирования. СПб.: Изд-во «Санкт-Петербургский гуманитарный университете профсоюзов», 1998.
  110. А. Н. Стратегия, тактика и практика маркетинга. М.: Изд-во «Юристъ», 2002.
  111. Ф., Лэндри Ч. Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры. М.: Изд-во «Либерея», 2004.
  112. Н.Н. Маркетинг в сфере культуры: методология, стратегия и тактика. Саранск: Изд-во «Мордовский университет», 2003.
  113. А.П., Селиванчик П. П. Научное управление культурой. Минск: Изд-во «Университет», 2002.
  114. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. -М.: Изд-во «Дело», 2002.
  115. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования. Официальное издание. М.: Изд-во «Экономика», 2002.
  116. А.А. Источники финансирования в сфере культуры // Культура: управление, экономика, право. 2004. — № 1. — С. 39−44.
  117. Н.А. Менеджмент в социально-культурной сфере. -СПб.: Изд-во «Михайлова В.А.», 2000.
  118. А.В. Социодинамика культуры. -М.: Изд-во «Наука», 2000.
  119. Г. А. Разработка маркетинговой стратегии. Н. Новгород: Изд-во «Волго-Вятская академия государственной службы», 2001.
  120. Н.Я. Формы и виды финансирования сферы культуры // Культура: управление, экономика, право. 2004. — № 2. — С. 42−44.
  121. Народная культура и возрождение духовных традиций Тамбовского края: Материалы областной научно-практической конференции. Тамбов, 2004.
  122. А.Н. Экономика и институциональная теория. М.: Изд-во «УРСС», 2003.
  123. M.JI. Подготовка менеджеров социально-культурной сферы// Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2003. — № 1. — С. 119−128.
  124. З.А. Социальная политика в сфере культуры // Ориентиры культурной политики. -2004. № 5.- С.3−19.
  125. Основы законодательства Российской Федерации о культуре. Закон Российской Федерации, ст. 31
  126. Первый всероссийский конкурс «Лучшие проекты по международному сотрудничеству в сфере культуры» // Сборник материалов и рекомендаций. М.: Изд-во «Наука», 2005.
  127. М.К. Искусство и наука. М.: Изд-во «ИНФРА-М», 2001.
  128. В.П. Формирование и развитие инновационной культуры // Инновации. 2003. — № 7. — С.79−86.
  129. А.В. Теория и организация американского менеджмента. -М.: Изд-во «МГУ», 2001.
  130. Ю.Я. Менеджмент в формировании культурно-образовательного комплекса. М.: Изд-во «ИЭАУ», 2003.
  131. Т.М. Инновационное развитие субъектов хозяйствования сферы культуры // В сб. научных трудов СПбГУКиТ: Проблемы управления развитием социально-экономических систем / Под ред. д.э.н., проф. А. Д. Евменова. Вып. 17. СПб.: Изд-во «СПбГУКиТ», 2004.
  132. В.В. Новый патернализм или управленческая эволюция по-американски // Управление персоналом. 2000. — № 9. — С. 56−67.
  133. В.М., Куркина А. П. Перспективные модели учреждений культуры. М.: Изд-во «НИИК», 1990.
  134. А.Я. Введение в экономику исполнительского искусства. М.: Изд-во «Прогресс», 1999.
  135. JI. И. Менеджмент социально-культурной сферы. Основы технологии. Кемерово: Изд-во «Кузбассвузиздат», 1996.
  136. Э. Исследование стратегических процессов в организации // Проблемы теории и практики управления. 2000. — № 5. — с.99−104.
  137. И.Б., Евменов А. Д. Современные стратегии управления сферой культуры. Брошюра. СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2005.
  138. И.Б. Формирование эффективного механизма стратегического управления развитием сферы культуры в современных условиях хозяйствования. Брошюра. СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2004.
  139. А.К. Стратегический менеджмент. М.: Изд-во «Наука», 2003.
  140. И.В. Формирование маркетинговой стратегии в социально-культурной сфере. М.: Изд-во «Центр маркетинговых исследований и менеджмента», 2002.
  141. В.М. Истоки современной японской системы управления // Проблемы теории и практики управления. 2002. — № 6. -С.114−120.
  142. .Ю. Финансирование культуры в новых экономических условиях // Ориентиры культурной политики. 2003.-№ 1.- С.3−11.
  143. Социокультурный менеджмент в России на рубеже веков/ Под ред. проф. И. Г. Хангельдиевой. М.: Изд-во «Международный университет», 2000.
  144. Справка Министерства культуры РФ о выполнении Федеральной программы «Сохранение и развитие культуры и искусства (1993−1998гг.)» // Ориентиры культурной политики. 1999. -№ 4.- С.67−90.
  145. И.А. Управление культурой: организационно-экономический механизм.- М.: Изд-во «Экономика», 2002.
  146. Стратегическое планирование: Учебник / под ред. Уткина Э. А. — М.: Издательство ЭКМОС, 1999.
  147. Н.И. Некоторые аспекты культурной политики правительства США // Общество и экономика. 2005. — № 3. — С.67−89.
  148. А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. М.: Изд-во «Инфра-М», 2000.
  149. Г. Л. Менеджмент в сфере культуры. СПб.: «Бизнес-пресса», 2003.
  150. Л.Х., Чистяков Г. Г. Социально-культурная деятельность. Менеджмент социально-культурной деятельности. Улан-Удэ: Изд-во «ВСГАКИ», 2002
  151. Управление организацией. Энциклопедический словарь / Под ред. А. Г. Поршнева, А. Я. Кибанова, В. Н. Гунина. М.: Изд-во «ИНФРА-М», 2001.
  152. Л.В. Основы маркетинга услуг в сфере свободного времени// Ориентиры культурной политики.- 2004. № 6.- С.82−95.
  153. О. Г. Менеджмент в социально-культурной сфере. Основы теории и практики: учебно-методическое пособие для студентов вузов культуры и искусств. Казань: Изд-во «ГранДан», 1999.
  154. С.С. Социология организаций. М.: Изд-во «Гардарики», 2001.
  155. В.М. Введение в социокультурный менеджмент. М.: Изд-во «МГУКИ», 2003.
  156. Чучли-Русов А. Е. Конвергенция культур. -М.: Изд-во «Наука», 2000.
  157. Ф.И. Американский менеджмент: теория и практика. -М.: Изд-во «Наука», 2002.
  158. E.JI. Источники финансирования культуры в США // Мировая экономика и международные отношения. 2003. — № 2. — С. 5256.
  159. Шекова E. J1. Маркетинговые исследования рынка культурных услуг в России и за рубежом // Маркетинг в России и за рубежом. 2005. -№ 2. — С.23−29.
  160. E.JI. Менеджмент благотворительной деятельности: опыт российской сферы культуры // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. — № 3. — С. 44−50.
  161. E.JI. Оценка эффективности коммерческой деятельности в учреждениях культуры // Маркетинг в России и за рубежом. 2005. -№ 1. — С.78−92.
  162. E.JI. Проблемы и перспективы использования фандрайзинга в России (опыт учреждений культуры Москвы и Санкт-Петербурга) // Некоммерческие организации в России. 2004. — № 1. — С. 45−56.
  163. E.JI. Программы подготовки менеджеров культуры в России и за рубежом// Дополнительное образование. 2001. — № 10. — С.25−27.
  164. С.В. Экономика и управление в сфере культуры: поиск новых моделей.- М.: Изд-во «НИИК», 2002.
  165. С.В. Использование экономических методов управления театрально-зрелищными предприятиями. М.: Изд-во «Экономика», 2002.
  166. В.В. Внешняя среда и выбор маркетинговой стратегии фирмы // Маркетинг. 2000. — № 4. — С. 26−32.
  167. Г. Тенденции и перспективы развития стратегического менеджмента // Проблемы теории и практики управления. -2000. -№ 5. -С.93−98.
  168. Экономическая энциклопедия. / Под ред. Л. И. Абалкина. М.: Изд-во «Институт экономики РАН», 1999.
  169. Г. Двенадцать принципов производительности. М.: Изд-во «Бизнес-информ», 2003.
  170. Aesthetics and popular culture / Kathleen Higgins a. Joel Rudinow, guest ed. Madison (WI): The Amer. soc. for aesthetics, 2003.
  171. Beardsley M. C. Aesthetics from classical Greece to the present: a short history/ Monroe C. Beardsley. New York: Macmillan — London: Collier — Macmillan, 2002.
  172. Bosanquet B. A History of aesthetic / Bernard Bosanquet. Repr. -London: Routledge, 2002.
  173. Communication in personal relationships across cultures / ed. by W.B. Gudykunst, S. Ting-Toomey, T. Nishida. Thousand Oaks, Calif.: Sage Publications, 2000.
  174. Comparatively speaking: communication and culture across space and time / ed. J.G. Blumler, J. M. McLeod, K.E. Rosengren. Newbury Park, Calif.- London: Sage, 1999.
  175. Cross-cultural and intercultural communication / ed. by W.B. Gudykunst. Thousand Oaks, Calif.: Sage Publications, 2003.
  176. English across cultures, cultures across English: a reader in cross-cultural communication / ed. by Garcia O., Otheguy R. B.- N.Y.: De Gruyter, 1999.
  177. Samovar L.A. Communications between cultures / L.A. Samovar, R.E. Porter. 4th ed. — Belmont, CA: Wadsworth/Thomson Learning, 2001.
  178. Schirato T. Communication and culture: an Introduction / T. Schirato, S. Yell. London: Sage, 2000.
  179. Ting-Toomey S. Communicating across cultures / S. Ting-Toomey. -New York — London: Guilford Press, 2003.
  180. Walter John. The beautiful, the sublime, & the picturesque in eighteenth-century British aesthetic theory / Walter John Hippie. Carbondale: Southern Illinois Univ. Press, 1999.
Заполнить форму текущей работой