Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогические условия преодоления психологических барьеров у студентов в процессе обучения иностранному языку

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Педагогическими средствами достижения цели технологии являются: содержание учебного материала (задания на развитие и активизацию наиболее значимых компонентов психических сфер индивидуальности студента: в эмоциональной сфере — задания на снятие общей и ситуативной тревожностив волевой — разрешение ситуацийв экзистенциальнойделовые и ролевые игрыв мотивационной — задания творческого характерав… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ПРЕОДОЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. 1. Сущность психологических барьеров: понятие, функции, типология
    • 1. 2. Факторы преодоления психологических барьеров
    • 1. 3. Педагогическая модель преодоления психологических барьеров
  • ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
  • Глава 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
    • 2. 1. Психологические барьеры у студентов в процессе изучения иностранного языка
    • 2. 2. Возможности иностранного языка как учебного предмета в создании и разрешении ситуаций, вызывающих психологические барьеры у студентов
    • 2. 3. Технология преодоления психологических барьеров
    • 2. 4. Организация и методы экспериментального исследования, интерпретация результатов
  • ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Педагогические условия преодоления психологических барьеров у студентов в процессе обучения иностранному языку (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Эффективность любой человеческой деятельности, в том числе и учебной, определяется множеством факторов, среди которых важнейшую роль играет умение преодолевать препятствия на пути достижения цели. Препятствиями, снижающими эффективность обучения в вузе, становятся психологические барьеры — такие психические состояния, которые тормозят мыслительные процессы и не позволяют даже одаренным студентам полностью раскрывать свои способности, реализовывать приобретенные знания, умения, навыки. Из-за высокой тревожности, страха, боязни неудачи, низкой самооценки, неуверенности и чрезмерной самокритичности студенты не в состоянии самостоятельно принимать решения, болезненно реагируют на различного рода неопределенные ситуации, не умеют общаться, решать деловые и бытовые конфликты (О.С. Гребешок, А. В. Морозов, В. Сергеечева, Д.В. Чернилевский). Для того чтобы выпускник высшего учебного заведения мог преуспеть в своей профессиональной деятельности, ему необходимо научиться адекватно оценивать свое психическое состояние, уметь им управлять, т. е. распознавать и преодолевать психологические барьеры.

Преодоление психологических барьеров у студентов в процессе обучения иностранному языку представляет собой одну из важнейших проблем современной науки и практики. Актуальность ее обусловлена тем, что, несмотря на ряд разработанных эффективных методов обучения иностранному языку, проблема тем не менее остается нерешенной. Анализ материалов научно-практических конференций, выступлений и дискуссий преподавателей на методологических семинарах кафедры английского языка, посвященных проблеме повышения эффективности обучения иностранному языку студентов неязыковых факультетов, и собственные наблюдения автора показали, что преподаватели иностранного языка не учитывают индивидуально-психологические особенности студентов в процессе обучения, не умеют распознавать и преодолевать психологические барьеры у студентов, не умеют управлять собственными психическими состояниями. Отсутствие практических рекомендаций и технологий преодоления психологических барьеров у студентов в процессе обучения иностранному языку на неязыковых факультетах, необходимость в квалифицированных специалистах, хорошо владеющих иностранным языком, побудили автора данного исследования обратиться к поиску решения проблемы психологического барьера у студентов в процессе обучения иностранному языку.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил заключить, что проблема психологических барьеров значима для многих отечественных и зарубежных ученых. Огромный интерес вызывает вопрос о роли психологических барьеров в жизнедеятельности человека. Первые попытки описать воздействие психологического барьера на развитие личности были представлены в трудах К. Левина, 3. Фрейда, а в отечественной педагогике и психологии сначала К. Д. Ушинским, а потом и Б. М. Кедровым. На сегодняшний день психологический барьер является объектом исследований: Г. М Андреевой, Е. В. Андриенко, И. А. Зимней, Ю. С. Крижанской, В. А. Лабунской, Г. Лозанова, А. К Марковой, Б. Д. Парыгина, В. А. Попкова, Р. Х. Шакурова и др. Особый интерес вызывают барьеры общения (Е.В. Андриенко, И. Атватер, Т. Гэмбл, И. А. Зимняя, В.А. Кан-Калик, Н. В. Кузьмина, А. А. Леонтьев, А. К. Маркова, Б. Д. Парыгин, Л.А. Поварницы-на, Е. В. Цуканова,), изучается их значение для учебной деятельности (Н.В. Кузьмина, А. А. Леонтьев, Л. А. Поварницына, Е. В. Цуканова,).Отмечается роль познавательных барьеров в активизации мыслительных процессов (В.А. Попков, Ю.В. Сенько). Особый взгляд на психологический барьер представлен в работе Р. Х. Шакурова. Ученый видит в нем источник развития всего живого, что есть во вселенной, особенно человеческой личности, совершенствование которой происходит в результате преодоления препятствий.

В результате анализа проблемы был сделан вывод о том, что не все вопросы, связанные с психологическими барьерами, получили достаточное объяснение в психолого-педагогической литературе. Необходимо уточнить сущность психологического барьера в связи с появлением концепций о его развивающем воздействии на личность, определить факторы и условия преодоления психологических барьеров у студентов в процессе обучения иностранному языку, рассмотреть связи психологического барьера с психическими сферами индивидуальности студента, определить роль и значение психологического барьера в учебной деятельности.

В исследовании обозначены противоречия: 1) между важностью развития, воспитания и совершенствования гармоничной личности и целостной индивидуальности студента и недооценкой психологического барьера как педагогического средства достижения этой цели из-за неоднозначности научных представлений о сущности, роли и значении психологических барьеров в жизнедеятельности человека, недостаточной теоретической разработанности проблемы психологических барьеров в педагогике- 2) насущной необходимостью преодоления психологических барьеров с целью повышения эффективности обучения иностранному языку и отсутствием практических рекомендаций и технологий преодоления психологических барьеров у студентов в процессе обучения.

Проблема исследования состоит в выяснении вопроса: каковы педагогические условия преодоления психологических барьеров у студентов в процессе обучения иностранному языку на неязыковых факультетах вуза?

Цель исследования: выявить педагогические условия преодоления психологических барьеров у студентов в процессе обучения иностранному языку.

Объект исследования: психологический барьер как педагогическое явление.

Предмет исследования: педагогические условия преодоления психологических барьеров у студентов в процессе обучения иностранному языку.

В исследовании автор исходил из следующей основной идеи. Выбор способа преодоления психологического барьера должен происходить с учетом множества факторов.' Особую роль играет эмоциональный фактор (О.С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк, А. Н. Лук, А. С. Макаренко, О. Г. Манеева, JI.M. Митина, Ю. А. Наумова, Э. Л. Носенко, Г. Ф. Рыбак, М. И. Станкин, Н. П. Фетискин, Сюзан Вудворд, Антонио Тоста). Его наличие значительно увеличивает работоспособность, снижает тревожность, существенно повышает эффективность и притягательность учебного процесса. Однако преодоление психологического барьера требует воздействия не только на эмоциональную сферу психики. Развитие и активизация всех значимых компонентов психических сфер индивидуальности человека (саморегуляции, волевой, экзистенциальной, мотивационной, предметно-практической, интеллектуальной) является важнейшей предпосылкой успешного решения обозначенной проблемы.

Развитию и активизации психических сфер индивидуальности студента, наряду с педагогическими методами воздействия, такими, как убеждение и самоубеждение, внушение и самовнушение, методы коррекции и самокоррекции, способствует разрешение специальных ситуаций, вызывающих психологические барьеры у студентов в процессе обучения. Разрешение специальных ситуаций, в основе которых лежит психологический барьер, формирует у студента способность осознавать свои психические состояния и находить способ их регуляции, принимать решения в напряженных условиях. Активизация психических сфер студента происходит за счет привлечения внимания к его внутренним проблемам, а их решение способствует развитию целостной индивидуальности и повышает эффективность обучения. Таким образом, психологический барьер можно использовать как педагогическое средство разрешения внутренних противоречий студента, что в целом будет способствовать развитию и совершенствованию его как личности и индивидуальности.

Гипотеза исследования: преодоление психологических барьеров в обучении иностранному языку студентов неязыковых факультетов станет возможным и обеспечит более успешное овладение иностранным языком при условии, что преподаватель, зная:

• сущность и типы психологических барьеров,.

• факторы их преодоления,.

• возможности иностранного языка в целенаправленном создании и разрешении ситуаций, вызывающих у студентов психологические барьеры, рассматривает психологический барьер как неотъемлемую часть педагогического процесса, как педагогическое явление, возникающее стихийно или специально созданное с целью развития индивидуальности студента, и владеет технологией преодоления психологических барьеров. Задачи исследования:

1. Выяснить сущность психологического барьера, возникающего в процессе обучения, и дать его характеристику на основе концепции индивидуальности.

2. Определить факторы преодоления психологических барьеров в процессе обучения.

3. Выявить возможности иностранного языка как учебного предмета в создании и разрешении ситуаций, вызывающих психологические барьеры у студентов.

4. Разработать и экспериментально проверить модель и технологию преодоления психологических барьеров в процессе обучения иностранному языку.

Методологической базой исследования являются: системный подход (А.Н. Аверьянов, В. Г. Афанасьев, B.C. Ильин и др.) — личностный и деятельностные подходы (К.А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, Л. С. Выготский, А^Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн), вероятно стный подход (Б.С. Гершунский, О. С. Гребенюк, В. И. Загвязинский, Б. Ф. Ломов, Л.Ф. Спирин) — синергетический подход (М.В. Богуславский, Э. Н. Гусинский, Е. Н Князева, С.П. Курдюмов).

Теоретической базой исследования являются современные концепции высшего педагогического образования (А.А. Бодалев, Л. С. Подымова, В. А. Сластенин и др.) — психологические теории развития человека (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. И. Анцыферова, С. Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский), концепция педагогики индивидуальности (Б.Г. Ананьев, Ю. А. Гагин, О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк, Ю.М. Орлов) — теория психологических барьеров (И.А. Зимняя, Ю. С. Крижанская, Б. Д. Парыгин, Р.Х. Шакуров) — теория межличностного и педагогического общения (АА.Бодалев, В.А. Кан-Калик, В. Н. Куницына, В. А. Лабунская, Б. Д. Парыгин и др.), теория учебной деятельности (А.Н. Леонтьев, В.Д. Шадриков), теория эмоций (М. Аргайл, Г. Айзенк, М. Айзенк, В. К. Вилюнас, К. Изард, Л. М. Митина, Н.П.Фетискин) психологическая теория социальных ситуаций (Л.И. Анцыферова, М. Аргайл, Л. С. Выготский, Б.Ф. Ломов), ситуативный подход в педагогическом процессе (Л.С. Выготский, Т. Б. Гребенюк, Т. В. Машарова, В. В. Сериков, X. Хекхаузен).

В исследовании использовались методы: теоретические (анализ проблемы и предмета исследования, системный и целостный подход, моделирование с использованием вероятностного и деятельностного подходов) — эмпирические (педагогический эксперимент, наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование, шкалирование, анализ результатов учебной деятельности студентов), статистические и графические методы обработки результатов исследования.

Диссертационное исследование выполнялось в течение 2000;2003 гг. и проводилось в три этапа.

Первый этап (2000;2001 гг.) включал изучение теории вопроса, разработку замысла, обоснование темы и построение плана исследованияпроводилось накопление эмпирического материала. Полученные данные позволили определить научный аппарат исследования и обосновать его методологическую и теоретическую базы.

Второй этап (2001;2002 гг.) был посвящен теоретическому анализу предмета исследованиябыли разработаны модель и технология преодоления психологических барьеровпроведен эксперимент, подтверждающий состоятельность гипотезы исследования.

Третий этап (2002;2003 гг.) заключался в обработке и анализе данных теоретической и эмпирической частей исследованияосмыслении и интерпретации результатов, разработке методических рекомендаций, в литературном и техническом оформлении работы, апробации результатов исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Психологический барьер — это не только психическое состояние, выражающееся в неспособности оценить происходящее, осуществить контроль над своими эмоциями и другими психическими процессами и свойствами. Психологический барьер в обучении следует рассматривать и как педагогическое явление, характеризующееся затруднениями студента, возникающими при решении им учебных задач.

2. Преодоление психологических барьеров ведет к нормальному функционированию психики студента, к новообразованиям психики. В связи с этим преодоление психологических барьеров в обучении должно стать одной из педагогических задач, а сам психологический барьер может рассматриваться в качестве педагогического средства развития индивидуальности студента, что, в свою очередь, способствует предупреждению и преодолению психологических барьеров. Использование психологического барьера в качестве педагогического средства при создании и разрешении ситуаций, вызывающих психологические барьеры, позволяет реализовать развивающую функцию учебной деятельности.

3. Основными педагогическими условиями преодоления психологических барьеров являются:

• готовность преподавателей к целенаправленной работе по преодолению психологических барьеров у студентов (знание сущности, типологии психологических барьеров, факторов их преодоления, умение адекватно оценивать психические состояния, владение педагогическими средствами диагностики и развития сфер индивидуальности студента, создание и разрешение проблемных и специальных ситуаций, вызывающих психологические барьеры у студентов);

• готовность студентов к самоанализу и оценке собственных психических состояний и причин, их вызывающих, к самостоятельному поиску выхода из затруднительных ситуаций, осознание ими важности саморазвития индивидуальности в процессе обучения в вузе для предупреждения и преодоления психологических барьеров.

4. Процесс преодоления психологических барьеров у студентов является управляемым, основанным на взаимодействии преподавателя и студентов. Технология включает средства диагностики уровней развития сфер индивидуальности и языковых умений и навыков студентов, наличия у них психологических барьеровцели их преодолениявопросы, задания, упражнения, специальные ситуациипрограмму анализа достигнутых результатов.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые проблема преодоления психологических барьеров у студентов в процессе обучения решается на основе концепции индивидуальности человека: психологический барьер рассматривается как педагогическое средство развития целостной индивидуальности студентавыдвинута основная идея научного поиска, заключающаяся в том, что через организацию развития и саморазвития психических сфер студента можно обеспечить у них преодоление психологических барьеров. На основе этой идеи разработана модель преодоления психологических барьеров у студентов в процессе обучения, включающая диагностический, целевой, содержательный и процессуальный блоки.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что оно вносит вклад в развитие педагогики высшей школы за счет: 1) расширения представлений о педагогических средствах воздействия на психические сферы студента с целью развития его целостной индивидуальности- 2) характеристики возможностей иностранного языка как учебного предмета в создании и разрешении специальных ситуаций, способствующих преодолению психологических барьеров- 3) описания педагогических условий и факторов преодоления психологических барьеров- 4) технологии преодоления психологических барьеров у студентов, дающей преподавателю вуза знание о том, как преодолевать психологические барьеры у студентов, что в целом обеспечивает эффективность овладения иностранным языком на неязыковых факультетах вузавнесен вклад в педагогику индивидуальности за счет расширения представлений о психологическом барьере как педагогическом средстве развития индивидуальности студента, раскрытия связей психических сфер индивидуальности с психологическим барьером.

Практическая значимость исследования обусловлена возможностью применения в практике высшей школы разработанной технологии преодоления психологических барьеров, комплекса диагностических методик, позволяющих определить наличие психологических барьеров у студентов в процессе обучения иностранному языкупрограммы наблюдения за деятельностью студента по определению качественных изменений в психических сферах его индивидуальности. Разработанные в диссертации практические рекомендации по использованию факторов преодоления психологических барьеров на занятиях по развитию речевых умений и навыков студентов неязыковых факультетов вуза, а также рекомендации по использованию психологического барьера как педагогического средства на основе решения вероятностных педагогических задач способствуют повышению эффективности овладения иностранным языком.

Обоснованность и достоверность научных положений, выводов, сформулированных в диссертации, обеспечивается методологической обоснованностью теоретических позицийопорой на современные научные концепциицелостным подходом к проблеме исследованияприменением методов и приемов, адекватных предмету исследования. Выдвинутая в диссертации гипотеза проверена и подтверждена результатами проведенного автором экспериментального исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось на практических занятиях по английскому языку со студентами исторического, экономического факультетов, факультета педагогики и психологии Калининградского государственного университета. Положения диссертационного исследования докладывались, обсуждались и были одобрены на методологических семинарах кафедры английского языка, на международной конференции «Педагогика индивидуальности как основа становления и развития открытой образовательной системы» (г. Калининград, 2002 г.), на международной научно — практической конференции «Образование для гражданского общества: качество и эффективность» (г. Калининград, 2003 г.), на межвузовской научно-практической конференции «Психологические основы профессиональной подготовки специалиста в высшей школе» (г. Калининград, 2003 г.).

Структура и объем диссертационной работы: Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. В работе представлены 21 таблица и 10 рисунков.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

В данной главе нами исследована типология психологических барьеров, имеющих место в процессе обучения студентов иностранному языку на неязыковых факультетах вуза. Рассмотрены возможности иностранного языка как учебного предмета в создании и разрешении ситуаций, вызывающих психологические барьеры. Научно обоснована и разработана технология преодоления психологических барьеров. Показана реализация и применимость технологии в процессе обучения иностранному языку на неязыковых факультетах вузов. Представлены результаты исследования. Исследование позволило сформулировать следующие выводы:

• В процессе изучения иностранного языка у студентов появляются психологические барьеры, вызванные состояниями тревожности, боязни неудачи и насмешки, низкой самооценкой, чрезмерной самокритичностью, ленью, застенчивостью, замкнутостью и другими психическими состояниями, нехваткой времени, низким уровнем языковой подготовки, отсутствием способностей к изучению иностранного языка, невнимательностью, неусидчивостью, неспособностью к самоорганизации и др.

• Возможности иностранного языка как учебного предмета в создании и разрешении ситуаций, вызывающих психологические барьеры заключаются: 1) в коммуникативной направленности предмета, дающей возможность моделировать коммуникативные ситуации общения- 2) возможности решения не только учебных задач, но и задач, связанных с разрешением личностных психических проблем студентов (возможность использования проблемных и специальных ситуаций) — 3) возможности использования всего многообразия приемов и средств активизации учебной деятельности студента в искусственных условиях языкового общения- 4) организации самостоятельной работы как средства достижения определенных целей в обучении иностранному языку.

• Преимущество иностранного языка перед другими учебными предметами в том, что он дает возможность моделировать учебные ситуации, затрагивающие и вопросы проблемного характера, и ситуации, в которых можно изучать поведение человека в конкретных условиях. Разрешение проблемных и специальных ситуаций, в процессе обучения иностранному языку, в основе которых лежит психологический барьер, позволяет удовлетворить познавательный интерес, обеспечить эффективное усвоение языкового материала, изучить поведение людей в заданных ситуациях, способствует решению коммуникативных задач, повышает личностный потенциал студента, мотивацию овладения языком.

• Технология преодоления психологических барьеров представляет собой систему приемов и средств педагогического воздействия на психические сферы индивидуальности студента. Она включает следующие блоки: диагностический (диагностика уровней сформированности сфер индивидуальности и языковых умений и навыков), целевой (цели преодоления барьеров общения и учебной деятельности), содержательный (система вопросов, заданий, упражнений, специальные и проблемные ситуации) и аналитический (программа наблюдения за деятельностью преподавателя с целью анализа достигнутых результатов).

• Педагогическими средствами достижения цели технологии являются: содержание учебного материала (задания на развитие и активизацию наиболее значимых компонентов психических сфер индивидуальности студента: в эмоциональной сфере — задания на снятие общей и ситуативной тревожностив волевой — разрешение ситуацийв экзистенциальнойделовые и ролевые игрыв мотивационной — задания творческого характерав предметно-практической — разрешение ситуаций, направленных на развитие профессиональных способностейв интеллектуальной — различные тесты, конкурсы, конференции) — содержание проблемной и специальной ситуаций (тематика проблем, связанных со специальностью студента) — факторы преодоления психологических барьеров (приемы аттракции, юмор, невербальные средства общения, игровые методы обучения) — способы предупреждения психологических барьеров (постановка и решение вероятностных задач, направленных на развитие познавательного и творческого мышления, сообразительности, управление вниманием студентов, поддержку уверенности в выполняемых действиях и др.- бинарные методы воздействия на психические сферы индивидуальности студента) — педагогические методы коррекции психических состояний обучающихся (внушение, убеждение, психологический тренинг).

• Условиями, гарантирующими преодоление психологических барьеров, выступают: взаимодействие преподавателя и студентов на основе доверия и взаимоуважениястремление студентов овладеть знаниями и научиться управлять своими отрицательными состояниямихорошо развитое чувство эмпатии преподавателя, учет индивидуальных особенностей студентаформирование навыков психической самокоррекции у студента.

• Свойствами разработанной технологии являются ее целостность, оптимальность, результативность и применимость в реальных условиях высшей школы.

• Статистический анализ и обработка полученных в результате эксперимента данных свидетельствуют о том, что применение технологии преодоления психологических барьеров способствует формированию языковых умений и навыков и обеспечивает положительные изменения в эмоциональной, интеллектуальной, мотивационной и волевой сферах студентов, способствует общей эмоциональной удовлетворенности от процесса обучения.

Положения и выводы проведенного исследования позволяют сделать заключение, что при особой организации практических занятий по иностранному языку на неязыковых факультетах, с применением технологии преодоления психологических барьеров, создаются благоприятные возможности для реализации развивающих целей учебного процесса в вузе.

В ходе работы над диссертацией определились возможные направления дальнейших научных исследований:

1. Разработка методического пособия, содержащего различные задания, способствующие формированию и развитию наиболее важных и профессионально значимых компонентов психических сфер индивидуальности студента.

2. Дальнейшее развитие идей, связанных с преодолением психологических барьеров на основе концепции педагогики индивидуальности.

3.Совершенствование технологии преодоления психологических барьеров.

4. Поиск эффективных способов оперативной диагностики и коррекции психических состояний, вызывающих психологические барьеры у студентов.

5.Разработка методического пособия по моделированию специальных и проблемных ситуаций.

6.Исследование проблемы психологических барьеров у преподавателей.

Полученные в ходе исследования результаты позволяют считать поставленные задачи решенными и цель исследования достигнутой.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980. 334 с.
  2. А.Н. Системное познание мира: методологические проблемы. М.: Политиздат, 1985. — 263 с.
  3. Т.Д., Тыртышников И. М. Психическое здоровье (вопросы валеологии). Учеб. пособие. — М.: Моск. психол.-социальный ин-т- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999. 112 с.
  4. Л.К. Управление общением. М.- Новосибирск, 1999.216 с.
  5. Г., Айзенк М. Исследования человеческой психики. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 480 с.
  6. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. -Минск, 1990. 560 с.
  7. .Г. Человек как предмет познания: Монография. М.: Наука, 2000.-351 с.
  8. В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. -608 с.
  9. Г. М. Социальная психология. М.: Асток-Пресс, 1998. — 376 с.
  10. Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. — 264 с.
  11. Л .И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования // Психологический журнал. --1980. Т.1. — № 2. — С. 3−16.
  12. И. Я вас слушаю: Советы руководителю, как правильно слу -шать собеседника. М.: Экономика, 1984. — 111с.
  13. В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. -368 с.
  14. А.В. Психодиагностика способности к общению, или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 176 с.
  15. С.Н. Педагогические приемы эмоционального воздействия на учащихся в процессе обучения: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1977.-16 с.
  16. С.Н. Основы профессионально-педагогического общения. Учеб. пособие. Ярославль: ЯрГУ, 1986. — 80 с.
  17. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.-192 с.
  18. Э. Игры, в которые играют люди. М., 1988.- 400 с.
  19. Бим И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. М.: Русский язык, 1977. — 287 с.
  20. М.В. Синергетика и педагогика// Магистр. 1995. № 2. -С.3−18.
  21. А.А. Личность и общение. М., 1983. — 272 с.
  22. Н.В. Как изучить английский язык самостоятельно: Нестандартные приемы самообучения. СПб.: Лениздат- Союз, 2001. -191 с.
  23. А.А. Психологическая герменевтика: Учеб. пособие. М.: Лабиринт, 1998.-336 с.
  24. А.О. Ролевая игра как средство формирования профессиональной коммуникативности студентов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Калининград.- 2001. — 24 с.
  25. И.М. Эмоциональность обучения как условие повышения учебно-познавательной активности студентов: Дис.. канд. пед. наук.-Казань, 1985.-225 с.
  26. Д.В. Иностранный язык как средство профессиональной подготовки студентов неязыковых вузов// Профес. образование. 1996. -№ 1. — С. 78−83.
  27. О.С. Педагогический артистизм. М.: Академия, 2001. 240 с.
  28. М.Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке: Учеб. пособие для проведения спецкурса по обучению иноязычному общению в системе повышения квалификации учителей. Обнинск: Титул, 2001. — 128 с.
  29. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высш. шк., 1991. — 207 с.
  30. Т.А. Педагогические условия гуманистических межличностных отношений педагогов и студентов как фактор становления коммуникативных способностей будущих учителей: Дис.. канд. пед. наук. Хабаровск, 1999. — 210 с.
  31. И.П., Расторгуева Т. А., Бармина Л. А. Английский глагол: Трудности употребления в речи: Учеб. пособие для ин-тов и фак. иностр. яз. -М.: Высш. шк., 1987. 192 с.
  32. Визуальная психодиагностика и ее методы: Познание людей по их внешнему облику: Метод, рекомендации Ч. 2.: Методы визуальной психодиагностики. -М., 1992. — С. 31−32.
  33. В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций. М., 1984. — С. 3−28.
  34. Я.М., Панова И. И. Английский с улыбкой. The Fun of Handling Tricky Things in English: Справ, пособие. Минск: Парадокс, 2001.- 176 с.
  35. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Сост. И. В. Дубровина, A.M. При -хожан, В. В. Зацепин. М.: Академия, 1999. — 320 с.
  36. А.В. В лаборатории смеха. М., 1966. — 142 с.
  37. Л.С. Проблемы развития психики. Собр.соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1983. — Т.З. — 368 с.
  38. Ю.А. Концептуальный словарь справочник по педагогической акмеологии. СПб., — 1998. — 52 с.
  39. П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. -М.: Изд-во МГУ, 1985. 45 с.
  40. Н.Д., Никитенко З. Н. О взаимодействии учителя и учащихся на уроке иностранного языка // Иностранные языки в школе. 1991. -№ 1. — С. 17−22.
  41. В.А. Системные описания в психологии. Л., 1984. — 175 с.
  42. .С. Педагогическая прогностика: методология, теория, практика. Киев, 1986. — 200 с.
  43. О.С., Гребешок Т. Б. Введение в деятельность педагога-исследователя: Науч.-метод. пособие/ КО ИПК и ПРО. Калининград, 1998.-55с.
  44. О.С., Гребенюк Т. Б. Основы педагогики индивидуальности. Калининград, 2000. — 572 с.
  45. О.С. Общая педагогика: Курс лекций/ Калинингр. ун-т. -Калининград, 1996. 107 с.
  46. Т.Б. Дидактика и педагогическая психология: Учеб. пособие / Калингр. ун-т. Калининград, — 1996. — 38 с.
  47. Т.Б. Формирование индивидуальности студента будущего педагога в процессе профессиональной подготовки: Дис.. д-ра. пед. наук. Ярославль, 2000. — 452 с.
  48. Т.Г. Основы конструктивного общения: Практикум. -Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та- М.: Совершенство, 1997. 116 с.
  49. М. НЛП в педагогике. М.: Ин-т общегуманит. исслед., 2001. 320 с.
  50. Э.Н., Турчанинова Ю. И. Образование личности: Пособие для преподавателей. М., 1994. — 134 с.
  51. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.-240 с.
  52. В.В., Маркова А. К. Концепция учебной деятельности школьников // Вопросы психологии. 1981. — № 6. — С. 13−26.
  53. М.А., Есипов В. П. Дидактика. М.: АПН РСФСР, 1957. -518 с.
  54. И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, A.M. Прихожан- Под ред. И. В. Дубровиной. -М.: Академия, 1999. 464 с.
  55. А.П. Лабиринты общения. М.: Филинъ, 2001. — 392 с.
  56. B.C. Педагогическое влияние на психологический климат студенческих групп: Дис.. канд. пед. наук. Пермь, 1981. — 181 с.
  57. В.И. Педагогическое предвидение: Педагогика и психология. М.: Знание, 1987. — № 4. — 76 с.
  58. Е.В. Преодоление коммуникативных барьеров в условиях совместной деятельности: Дис.. канд. психол. наук. -М., 1987. -198 с.
  59. Д.А. Технология личного влияния. Управление чужим поведением. Киев: Таир, 2000. — 232 с.
  60. И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. М.: Логос, 2002. — 384 с.
  61. И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1985. — 160 с.
  62. И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.- Воронеж, 2001.-432 с.
  63. К. Психология эмоций / Пер. с англ. СПб.: Питер, 1999. -464 с.
  64. B.C. Формирование личности школьника. М.: Педагогика, 1984. -144 с.
  65. Е.Н. Искусство общения. М.: Педагогика, 1982. — 110 с.
  66. Е.Н. Герой нашего урока. М.: Педагогика, 1991. — 288 с.
  67. Е.Н. Путь к ученику: Раздумья учителя словесника: Кн. дляучителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1988. — 224 с.
  68. История педагогики образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учеб. пособие для учеб. заведений / Под. ред. академика РАО А. И. Писку нова. 2-е изд., испр. и доп. — М.: ТЦ «Сфера», 2001.-512 с.
  69. Кан- Калик В. А. Тренинг профессионально-педагогического общения. М., 1990.-31 с.
  70. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987.-190 с.
  71. Кан-Калик В. А. Основы профессионально-педагогического общения. Грозный, 1979. 138 с.
  72. Л.И. Педагогическое общение как фактор совершенствова ния учебного процесса в высшей школе: Дис. .канд. пед. наук. -Куйбышев, 1985.-173 с.
  73. Ф.Д. Учет индивидуальных особенностей обучаемого как фактор повышения эффективности усвоения иностранного языка: Дис.. канд. пед. наук. Владикавказ, 1999. — 149 с.
  74. .М. О творчестве в науке и технике. М.: Молодая гвардия, 1987.-192 с.
  75. Г. А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. — 176 с.
  76. М.В. Педагогическая технология. М.: Знание, 1989. — 75 с.
  77. Е.Н., Курдюмов С. П. Синергетика как новое мировоззрение: диалог с И. Пригожиным // Вопросы философии. 1992. — № 2.1. С. 3−20
  78. С.В. НЛП педагогической эффективности. М.- Воронеж, 2001.-208 с.
  79. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. -М.: Академия, 2000. 176 с
  80. В.Н. Эмоциональный фактор в структуре личности иучебной деятельности студентов: Дис.. канд. пед. наук. СПб., 1997. -198 с.
  81. Э.П., Трегубова Е. Н. Эмоциональный фактор: понятие, роль и формы интеграции в целостном обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2000. — № 6. — С. 11−15.
  82. Г. Г. Формирование учебной деятельности студентов в процессе обучения иностранному языку: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Калининград, 1977. — 17с.
  83. Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: Пособие для учителей. -М.: АРКТИ, 2002. 176 с.
  84. .И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. -М., 1988.-80 с.
  85. Ю.С., Третьяков В. П. Грамматика общения. М.: Смысл- Академ, проект., 1999. -272 с.
  86. Ф.А. Диссертация: Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты: Практ. пособие для докторантов, аспирантов. М.: Ось — 89, 2000. — 320 с.
  87. В.П. Преподавание в вузе: наука и искусство // Педагогика. 2000.-№ 1-С. 52−57.
  88. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высш. шк., 1990. — 117с.
  89. В.Н., Казаринова Н. В., Поголыиа В. М. Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001. — 544 с.
  90. С. П. Синергетика новые направления. — М.: Знания, 1989. -48 с.
  91. А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике.- Таллин: Валгус, 1980. 334 с. 92. Лабунская В. А., Менджерицкая Ю. А., Бреус Е. Д. Психология затрудненного общения. — М., 2001. — 288 с.
  92. Н.Д. О психических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964.-344 с.
  93. А.А. Психология общения. М.: Смысл, 1999. — 365 с.
  94. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Политиздат, 1977.-307 с.
  95. О.В. Приемы психического воздействия на людей: Конспект лекций. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000. — 64 с.
  96. И .Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педаго -гика, 1981.-185 с.
  97. .Т. Педагогика: Курс лекций. Учеб. пособие. М.: Юрайт, 2001.-607 с.
  98. Г. Суггестология и суггестопедия. София, 1978.
  99. Г. К. Сущность, история и экспериментальные перспективы суггостопедической системы при обучении иностранным языкам Н Методы интенсивного обучения иностранным языкам. Вып. 3. -М., 1977.-С. 7−16.
  100. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 444 с.
  101. Лук А. Н. Юмор, остроумие, творчество. М., 1977. — 183 с.
  102. Лук А. Н. Эмоции и чувства. М.: Знание, 1972. — 80 с.
  103. Лук А. Н. Эмоции и личность. М.: Знание, 1982. — 176 с.
  104. Н.Ю. Статистический анализ данных с использованием компьютера: Учеб. пособие. Калининград: Изд-во КГУ, 2001. -89 с.
  105. Д. Тренинг эффективного общения. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. — 224 с.
  106. .А., Пуселик Р. Ф. Магия нейролингвистического программирования без тайн. СПб., 1995. — 176 с.
  107. А.С. Книга для родителей. М., 1988. — 304 с.
  108. А.С. Общие вопросы теории педагогики. Собр. соч.: В 7 т. -М., 1958.-Т. 5.-588 с.
  109. А.В. Усвоение учебного материала в высшей школе с помощью приемов релаксации: Дис.. канд. пед. наук. Пермь, 1984.151 с.
  110. О.Г. Развитие у будущего учителя умения управлять эмоциональным состоянием учащихся // Иностранные языки в школе. 1991. — № 2. — С. 93−97.
  111. B.JI., Евдокимов В. И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. СПб.: Изд. дом «Сентябрь», 2001.260 с.
  112. А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1993. — 192 с.
  113. А.К. Психология усвоения языка как средства общения. -М.: Педагогика, 1974. 239 с.
  114. А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М., 1990. — 192 с.
  115. А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. — 478 с.
  116. М.И., Ибрагимов Т. И., Чошанов М. А. Педагогические технологии развития мышления учащихся. Казань, 1993. — 88 с.
  117. Т.В. Учебная деятельность как фактор социального самопреодоления подростка: Монография. Киров, 1999. — 215 с.
  118. Р.П. Формы педагогического воздействия учителя на познавательную деятельность учащихся // Иностранные языки в школе.-1991.-№ 2.-С. 13−17.
  119. JI.M., Асмаковец Е. С. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция. -М.: Моск. психол.-социальный ин-т- Флинта, 2001. 192 с.
  120. В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград, 1995. — 192 с.
  121. А.В. Психология влияния. СПб.: Питер, 2000. — 512 с.
  122. Серия «Хрестоматия по психологии»).
  123. А.В. Общение в процессе воспитания. -М., 2001. 320 с.
  124. В.Н. Психология отношений. М., 1995. — 356 с.
  125. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ, пособие / Е. А. Маслыко, П. К. Бабинская, А. Ф. Будько и др. Минск: Высш. шк., 1996.-522 с.
  126. Ю.А. Развитие эмоциональной сферы личности в процессе Общения: Дис.. канд. пед. наук. Новосибирск, 1999. — 191 с.
  127. Р.С. Практическая психология: Учеб. пособие. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 320 с.
  128. И.М., Грановская P.M. Психологическая защита у детей. -СПб.:Речь, 2000.-507 с.
  129. Э.Л. Эмоциональное состояние как опосредующий фактор влияния самооценки на эффективность интеллектуальной деятельности подростка // Психологический журнал. 1998.- Т. 19. -№ 1.-С. 16−24.
  130. Н.Н. Межличностные отношения. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. -151 с.
  131. С.И. Толковый словарь русского языка. М.: Сов. энциклопедия, 1972. — 846 с.
  132. Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М.: Прогресс, 1991.-287 с.
  133. А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее «я» человека// Вопросы психологии. 1995. — № 2. — С. 5−18.
  134. .Д. Анатомия общения. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999.-301 с.
  135. Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению: Пособие для учителей иностранного языка. М.: Просвещение, 1985. -208 с.
  136. Л.А. Теоретические и методические проблемысоциально-психологического тренинга. М.: Изд-во МГУ, 1982. -168 с.
  137. Пиз Алан. Язык телодвижений. Новгород: Ай Кью, 1992. — 258 с.
  138. К.К. Структура и развитие личности. М., 1986. — 255с.
  139. Л.А. Психологический анализ трудностей общения у студентов: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1987. — 18 с.
  140. В.А., Коржуев А. В. Дидактика высшей школы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2001.-136 с.
  141. A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Моск. психол.- социальный ин-т- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. — 304 с.
  142. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: Эдиториал УРСС, 2001.-310 с.
  143. В.Я. Проблемы комизма и смеха. М.: Искусство, 1976. — 183 с.
  144. Программа дисциплины «английский язык» для гуманитарных неязыковых специальностей государственных университетов. — М.: Изд-во МГУ. 1990. — 21 с.
  145. А.О. Неравновесные психические состояния и их характеристики в учебной и педагогической деятельности // Вопросы психологии. 1996. — № 4. — С. 32−43.
  146. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений/ Под ред. П. И. Пидкасистого. -Ростов н/Д.: Изд-во Феникс, 1998. 544 с.
  147. Психология: Словарь/ Под ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярошевско-го. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1990. — 490 с.
  148. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 326 с.
  149. Психические состояния /Сост. и общ. ред. Л. В. Куликова. СПб.:
  150. Питер, 2000. 512 с. (Серия «Хрестоматия по психологии»).
  151. Психология социальных ситуаций / Сост. и общ. ред. Н. В. Гришиной. СПб.: Питер, 2001. — 416 с. (Серия «хрестоматия по психологии»).
  152. В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. -М, 2000.-285 с.
  153. Т.А., Шляхта Н. Ф. Методы изучения и психодиагностика личности: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. — М.: Моск. психол.-социальный ин-т- Флинта, 2000. — 264 с.
  154. Реализация идей педагогики индивидуальности в деятельности школ Калининградской области: Науч.-метод. пособие / Науч. ред.
  155. О.С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. Калининград: Изд-во КГУ, 2002. -149 с.
  156. А. Большой толковый психологический словарь: В 2 т. М.: Вече-Аст, 2000. Т 1. — 592 с.
  157. Е.И. Эмоции и воля. М.: ВЛАДОС, 1999. — 240 с.
  158. К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.-480с.
  159. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-424 с.
  160. Руководство по использованию восьмицветного теста Люшера / Сост. О. Ф. Дубровская. М.: Когито-Центр, 2001. — 63 с.
  161. Г. Ф. О некоторых приемах создания благоприятного психологического климата при обучении иностранному языку в средней школе // Иностранные языки в школе. 1992. — № 1. — С. 2629, 58.
  162. Ю.А. Психология и педагогика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 277с.
  163. СелевкоГ.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  164. Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования. М.: Академия, 2000. 240 с.
  165. О.А. Подготовка будущих учителей к использованию юмора в педагогической деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ярославль, 1999.- 18 с.
  166. В. Азы общения. СПб.: Питер, 2002. — 224 с.
  167. В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. 1994. — № 5. — С. 11−16.
  168. В.В. Методология личностного подхода в образовании: проблема целостности // Целостный учебно-воспитательный процесс. Волгоград, 1994. — 146 с.
  169. Р., Клииз Дж. Жизнь и как в ней выжить /Пер. с англ. -М.: Изд-во ин-та психотерапии, 2001. 368 с.
  170. Л.С. Знать ребенка, чтобы воспитывать. М.: Знание, 1976. -С. 20−33.
  171. В.А., Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная деятельность. М., 1997.
  172. Современный словарь по педагогике / Сост. Е. С. Рапацевич Минск: Современное слово, 2001, — 928 с.
  173. Современный словарь по психологии / Сост. В. В. Юрчук Минск: Современное слово, 1998. — 768с.
  174. Е.Н. Методика обучения иностранному языку: Базовый курс лекций: Пособие для студ. пед. вузов и учителей. М.: Просвещение, 2002. -239 с.
  175. Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — 174 с.
  176. М.И. Психология общения: курс лекций. М.: Моск. психол. — социальный ин-т- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000.-304 с.
  177. М.И. Профессиональные способности педагога: Акмеоло-гия воспитания и обучения. М.: Моск. психол.-социальный ин-т- Флинта, 1998. — 368 с.
  178. А.А. Мотивационное обеспечение учебной деятельности студента: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Калининград, 1999. -20 с.
  179. В.А. Избр. пед. соч. — М.: Педагогика, 1979. Т.1. -558 с.
  180. И.П. Речевое общение, толкуемое с юмором, но всерьез: Пособие по самообразованию. М.: Высш. шк., 1992. — 175 с.
  181. Тесты. Личность. Общение. /Сост. О. И. Тушканова. Волгоград, 2001.-61с.
  182. Тревога и тревожность / Сост. и общ. ред. В. М. Астапова. -СПб.: Питер, 2001. 256 с.
  183. К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т.-М.: Учпедгиз, 1953. Т. 1.
  184. Н.П. Эмоциональное обеспечение учебной и трудовой деятельности. Кострома, 1990. — 106 с.
  185. Философский энциклопедический словарь / Гл. ред.: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев и др. -М.: Сов. энциклопедия, 1983. -840 с.
  186. Г. Г. Сравнительно-психологическое исследование комплекса оживления // Вопросы психологии. 1998. — № 6.- с. 2434.
  187. Фолкэн Чак Т. Психология это просто / Пер. с англ. М.: ФАИР-Пресс, 2001.-640 с.
  188. Фрейд 3. Остроумие. Д.: Сталкер, 2000. — 352 с.
  189. Фрейд 3. Психология бессознательного. Сборник произведений. — М.: Просвещение, 1989. 448 с.
  190. Л.М., Кулагина И. Ю. Психологический справочникучителя. M.: Совершенство, 1998. — 432 с.
  191. JI.M. Психопедагогика общего образования. М.: Институт практической психологии, 1997. — 288 с.
  192. X. Психология мотивации достижения / Пер. с англ. — СПб.: Речь, 2001.-240 с.
  193. Т.Д. Психотренинг на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. 1997. -№ 4. — С. 31−33.
  194. Е.В. Психологические трудности межличностного общения. Киев, 1985. — 159 с.
  195. Д.В., Морозов А. В. Креативная педагогика и психология: Учеб. пособие для вузов. М.: МГТА, 2001. — 301 с.
  196. T.JI. Тревожность и способы ее регуляции в профессиональной деятельности учителя: Дис.. канд. пед. наук. Н- Новгород. 1998. — 184 с.
  197. В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994 320с.
  198. Р.Х. Эмоция. Личность. Деятельность (механизмы психодинамики). Казань: Центр инновационных технологий, 2001. -180 с.
  199. Р.Х. Барьер как категория и его роль в деятельности // Вопросы психологии. 2001. — № 1. — С. 3−18.
  200. Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 512 с.
  201. А.В., Шитова Л. Ф. Практика английского языка. СПб.: СОЮЗ, 2001.-192 с.
  202. Е.Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении: Учеб. пособие для студ. пед вузов. М.: Академия, 1999. — 288 с.
  203. И.В. Психологические факторы эффективности суггестопедии Г. Лозанова// Иностр. языки в школе. 1991. — № 4.-С. 47−51.
  204. Г. И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. -М.: Педагогика, 1971. 352 с.
  205. Н.В. Процесс обучения иностранным языкам как предметпрофессионально-методической подготовки будущего учителя // Иностранные языки в школе. 1994. — № 2. — С. 49−54.
  206. В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. 2-е изд. -СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000. — 349 с.
  207. Argyle Michael. The Psychology of interpersonal behavior. Penguin Books.-1976.-277 p.
  208. Bennett N., Wood L., Rogers S. Teaching through play (Teachers' thinking and classroom practice) Open University Press: Buckingham/ Philadelphia. — Printed in GB by Biddies Ltd, 1997. — 132 p.
  209. Brown George and Atkins Madeline. Effective teaching in higher education. London and New York / First published 1988 by Methuen &1. Co. Ltd.-245 p.
  210. Byrne G.L. Attitudes and attraction //Advance in Experimental Social Psychology. New York, 1969. — Vol. 4. — P. 35−89
  211. Celce-Murcia Marianne. Teaching English as a second or Foreign Language. Hienle & Heiinle Publishers. A Devision of Wadsworth, inc. Boston, Massachusetts 2 116/1991.-567 p.
  212. Farman John. The very Bloody History of Britain. Red Fox edition. London, 1992, 156 p.
  213. Gambl Teri Kwal, Gambl Michael. Communication works. McGraw-Hill, Inc. New York, 1990. 495 p.
  214. Jones Leo. Progress to Proficiency. Cambridge University Press, 1993.314 p.
  215. Johnston Olivia, Farrel Mark. Ideas & Issues. Intermediate. Chanceerel1. ternational Publishers Ltd, 1998.- 102 p. О
  216. Ladousse G.P. Role Play. Oxford University Press, 1995. 312 p.
  217. Lewin K. The dinamic theory of personality. N.Y., McGrow Hill, 1936.
  218. Newcomb T.M. Stabilities underlying change in interpersonal attraction. -J. Abnormal Social Psychology, 1967. Vol. 66. — P. 481−486.
  219. Rudzka В., Channel J., Putseys. The words you need. Macmillan Publishers Ltd, 1994. 212 p.
  220. Scales of Language Proficiency. A Surway of some existing systems. -Strasbourg Council of Europe Press, 1993.
  221. Swan M., Walter K. The Cambridge English Course, 1990. 184 p.
  222. Teacher Development making the right moves. Edited by Thomas Krai. Selected Articles from the English teaching Forum, 1989 -1993. 2781. P
  223. Tosta Antonio Luciano. Laugh and learn: Thinking over the «funny teacher» myth. English Teaching Forum. January 2001. Vol. 39, N 1. — P. 26−29.
  224. Woodward Suzanne W. Fun with Grammar. Practice Hall Regents, 1997.-354 p. О
Заполнить форму текущей работой