Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Совершенствование процесса обучения умственно отсталых учащихся с применением программно-методических средств

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Именно поэтому новыми задачами для системы образования являются следующие: информационная ориентация содержания системы образования, обеспечивающая подготовку сознания людей для адекватного восприятия новых реалий информационного обществаразвитие информационной культуры общества, способности людей эффективно использовать имеющиеся информационные ресурсы и технологии, как в своей 4… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
    • 1. 1. Применение интерактивных технологий в структуре учебного процесса в коррекционных образовательных учреждениях
    • 1. 2. Совершенствование процесса обучения на основе применения технических и программно-методических средств
    • 1. 3. Типологическая классификация учебных компьютерных программ по русскому языку
  • ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА
    • 2. 1. Программные средства для изучения русского языка как иностранного
    • 2. 2. Языковые игры и программы, используемые в общеобразовательной школе
    • 2. 3. Программы, используемые при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью
  • ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЙ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
    • 3. 1. Возможности применения интерактивных технологий при работе с учащимися школ 8-го вида
    • 3. 2. Изменение содержания, технологии деятельности и способов взаимодействия учащихся и учителя в новых условиях
    • 3. 3. Критерии эффективности технологии применения программнометодических средств

Совершенствование процесса обучения умственно отсталых учащихся с применением программно-методических средств (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В национальном докладе Российской Федерации «Политика в области образования и новые информационные технологии» на II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» (Москва, 1−5 июля 1996 г.) была определена новая образовательная парадигма, среди приоритетов которой названы: фундаментальность, целостность и ориентация на интересы развития личности. Среди приоритетов школьного образования выделены: информатика, русский и иностранный языки, экономика.

Одной из глобальных проблем России конца XX и начала XXI веков является необходимость формирования высокоавтоматизированной информационной среды обитания, являющейся необходимым условием для перехода к постиндустриальному информационному обществу, которое ныне формируется в передовых странах мира (К.К.Колин).

В России проблема информационного неравенства должным образом еще не осознана и поэтому не рассматривается в числе социально значимых проблем развития общества. В то же время еще в 1997 году в ежегодном докладе Программы развития ООН было введено понятие «информационной бедности». Она определялась исходя из возможностей доступа людей к современным информационно-телекоммуникационным технологиям.

Проблема информационного неравенства проявляется в трудностях вступления в реальную жизнь — в новую информационную средуобусловленных недостаточной подготовленностью к этому выпускников различных образовательных учреждений, в том числе коррекционных.

Именно поэтому новыми задачами для системы образования являются следующие: информационная ориентация содержания системы образования, обеспечивающая подготовку сознания людей для адекватного восприятия новых реалий информационного обществаразвитие информационной культуры общества, способности людей эффективно использовать имеющиеся информационные ресурсы и технологии, как в своей 4 профессиональной деятельности, так и в повседневной жизниподготовка квалифицированных специалистов для профессиональной деятельности в информационной сфере общества, которая быстро расширяется и будет привлекать к себе все большую часть занятого населенияинформатизация сферы образования, включая развитие методов дистанционного обучения.(114).

В современных социально-экономических условиях жизни страны возрастают требования к системе образования, обеспечивающей направленность на обучение, воспитание, развитие и психолого-педагогическую поддержку детей со специальными нуждами. Все увеличивающийся интерес общества к проблемам социальной и трудовой адаптации учащихся со сниженным интеллектом, к проблемам их обучения и воспитания обосновывает необходимость повышения эффективности, а, следовательно, качества учебно-воспитательного процесса в специальных школах.

Дети с интеллектуальной недостаточностью отнесены к категории «детей с особыми нуждами11 и, в соответствии со статьей 23, пунктом 1 Конвенции о правах ребенка. Для них предусматривается приоритетное удовлетворение особых потребностей в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности (177). Компьютеризация современного общества не могла не затронуть процесса обучения лиц с ограниченными возможностями, что и подтвердил указ президента РФ «О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов». А в Законе «Об образовании'1 особо подчеркивается значимость «индивидуализированных» условий обучения и воспитания, включающих специальные образовательные программы, методы, технические средства и т. п.

Одно из ведущих мест в учебном плане специальной школы 8 вида (вспомогательной) отведено русскому языку, который обеспечивает возможности коммуникации и адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью разной степени выраженности в социуме. Между тем, учителя, преподающие этот предмет в школе 8-го вида, отмечают значительные трудности в усвоении русского языка. Это происходит не только из-за слабости процессов поиска и ориентировки при выполнении заданий, отмеченной еще Л. С. Выготским, но и из-за необходимости многократного повторения с каждым учеником материала, отрабатываемого на занятии, что приводит к снижению работоспособности и учащегося, и педагога.

Главными и ведущими неблагоприятными факторами интеллектуальной недостаточности оказываются слабая ориентировка и замедленная, затрудненная обучаемость ребенка, т. е. его плохая восприимчивость к новому. Исследователи, занимающиеся проблемой интеллектуального if недоразвития отмечают (22, 84,166), что у детей-олигофренов отсутствует характерное для здорового ребенка неудержимое стремление познать окружающий мир. Недостаточная познавательная активность, слабость ориентировочной деятельности, как полагает С. Я. Рубинштейн (187), — это, видимо ядерный симптом умственной отсталости, прямо вытекающий из неполноценности высшей нервной деятельности. А. Р. Лурия и О. С. Виноградова отмечают, что в большинстве случаев «раздражители слабой и средней интенсивности, которые у нормальных школьников всегда вызывают ориентировочную реакцию, у детей-олигофренов не сопровождаются такими реакциями. Если ориентировочные реакции и возникают, они, как правило, отличаются значительно меньшей емкостью'1. В работах В. Г. Петровой, Н. Г1. Парамоновой (166, 167) содержатся указания на присущее умственно отсталым учащимся необычно быстрое угасание ориентировочного рефлекса, затрудняющее и резко замедляющее выработку новых условных рефлексов. По всей вероятности, отмечает С. Я. Рубинштейн (187), слабость ориентировочной деятельности должна быть поставлена в один ряд со слабостью замыкательной функции коры, инертностью нервных процессов и повышенной склонностью к охранительному торможению. Эти в настоящее время достаточно изученные признаки неполноценности корковой деятельности составляют то, что Л. С. Выготский назвал «ядром дебильности» .

Особенности умственной деятельности умственно отсталых школьников при решении мыслительных задач рассматривались в работах Б. И. Пинского, В. Г. Петровой, Ж. И. Шиф, Ю Т. Матасова и др.

Курс «Грамматика и правописание'* является одним из основных разделов русского языка, но именно он, как показано в работах А. К. Аксеновой, В. В. Воронковой, И. А. Архип, Н. М. Барской, М. Ф. Гнездилова и других, усваивается крайне трудно, что говорит о необходимости разработки новых подходов для повышения эффективности коррекционной работы. Качество щ орфографической грамотности может быть повышено привлечением новых интерактивных технологий, так как развитие познавательной деятельности ребенка с интеллектуальной недостаточностью во многом зависит не только от использования обучающих технологий, но и от готовности учителя к инновационной деятельности.

Н.В. Кузьмина (131) определяя педагогическую деятельность как «процесс решения бесчисленного ряда педагогических задач, подчиненных общей конечной цели — формированию личности.1' подтверждает общепринятое мнение, что качество профессиональной деятельности педагога во многом зависит от эффективности решения этих задач.

Работ, посвященных использованию интерактивных технологий при обучении русскому языку учащихся с интеллектуальной недостаточностью нет.

Базовыми положениями образовательной парадигмы современного общества являются:

— обогащение образования новыми процессуальными умениями в области обработки информации;

— дополнение традиционных способов общения и педагогического в том числе, компьютерным;

— разработка систем дистанционного образования;

— использование новых информационных технологий.

В уже указанном выше докладе РФ на II Международном конгрессе ЮНЕСКО основным аспектом реформирования системы образования в России была определена информатизация. Процесс информатизации зависит от становления и развития образовательного поля «информатика». Концепция информатики как учебной дисциплины изложена в работах А. П. Ершова, Е. П. Велихова, ГА. Звени гор дского, Н. Н. Красовского, В. А. Мельникова, А. Ю. Уварова и др.

Под руководством А. П. Ершова была сформирована первая концепция информатизации образования, включающая следующие направления: становление учебных дисциплин, направленных на общеобразовательную и профессиональную подготовку учащихся в области информатики по уровням: компьютерная осведомленность, компьютерная грамотность, использование компьютеров в профессиональной деятельности. использование новых информационных технологий в профессиональном образовании.

— новые информационные технологии и перестройка содержания обучения, обеспечивающая включение элементов НИТ в разные учебные дисциплины.

— новые информационные технологии и развитие методов обучения. В основе построения новых идей компьютеризированного обучения намечено: активное использование машинных моделей изучаемых процессов и явленийсоздание новых компьютерных средств поддержки самостоятельной работы учащихся, специальных программных средсовершенствование «социальной организации» педагогического процесса, через реализацию педагогики сотрудничества.

— решение основной задачи специальной педагогики по максимальной адаптации лиц с той или иной формой инвалидности через создание и представление особых средств развития компенсирующего характераадаптивных систем формирования знаний, умений, навыков, инструментария, включающего максимально возможно в производственную, культурную сферу.

Изучение и описание условий деятельности субъектов процесса обучения обусловливается рядом социально-экономических и психолого-педагогических факторов.

Во-первых, проблема подготовки детей с интеллектуальной недостаточностью к жизни и труду рассматривается на.

4″ межгосударственном уровне в соответствии с основными положениями.

Деклараций ООН о правах инвалидов и о правах умственно отсталых лиц. В них отмечается, что люди с ограниченными возможностями должны пользоваться особыми правами в получении специальных услуг, которые позволили бы им максимально проявлять свои способности и ускорили бы процесс их интеграции в общество. При этом основой реабилитационно-адаптивных процессов является развернутая связная речь. Соответственно обучение родному языку должно вестись в более короткие сроки и иметь больший социальный результат. Психолого-педагогические исследования убеждают в необходимости учета системы технологических воздействий (условий), оказываемых на субъекта речевой деятельности для полноценной реализации его речевой функции.

Во-вторых, изучение деятельности учителя в структуре интерактивных технологий продиктовано логикой педагогической практики, не нашедшей пока научного обобщения.

В-третьих, положение о дифференцированном и индивидуальном подходе в условиях интерактивных технологий имеет иную концептуальную интерпретацию, которая также не определена в современных научных исследованиях. Отсутствие ее привело к кризису в системе подготовке детей с особыми проблемами и объективно препятствует социализации учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Актуальность проблемы использования интерактивных технологий в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью связана с развитием материально-технической базы школы и появлением ряда компьютерных программ. Значимость проблемы обусловлена неумением учителя использовать достижения интерактивных технологий. Отсутствие у учителя представлений об изменении его педагогических возможностей, расширении педагогического поля делает необходимым изучение всех аспектов данной проблемы. Рамки содержания образования расширяются при условии расширения представления о качествах личности пользователя — учителя и ученика.

Л.С. Мотылева отмечает, что чем качественнее выполняет свои функции применяемая технология в конкретном педагогическом процессе, тем результативнее действует вся образовательная система, субъектами которой являются и ученик и учитель.

Противоречие между потребностью общества в гражданине, способном принимать оперативные, самостоятельные и социально-адекватные решения и фактическим отсутствием условий формирования этих качеств в ходе учебной деятельности в коррекционном образовательном учреждении 8 вида обусловили выбор темы исследования, которая нам представляется актуальной.

Анализ литературных данных по проблеме позволил выявить некоторые противоречия в организации и содержании обучения русскому языку в школах 8-го вида:

• между потенциальными возможностями учащихся с интеллектуальной недостаточностью и неразработанностью научно-методических основ их психоречевого развития;

• между традиционными формами подачи грамматического материала и необходимостью разработки новых подходов к методическому обеспечению уроков русского языка в школах 8-го вида;

• между особенностями развития грамматического строя речи детей с интеллектуальной недостаточностью и содержанием и приемами его формирования на современном этапе.

Сказанное позволяет выдвинуть в качестве актуальной проблему поиска и V / г г1 * научного обоснования программно-методического! содержания работы по формированию грамматического строя речи учащихся школ 8-го вида.

Объект исследования: программно-методические средства обучения русскому языку учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Предмет исследования: технологии применения программно-методических средств в школе 8-го вида, обеспечивающие расширение педагогического поля субъектов обучения.

Цель исследования: разработка научно-практических основ использования программно-методических средств в обучении учащихся школ 8-го вида русскому языку.

Гипотеза исследования состоит в том, что применение программно-методических средств в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью не только создаст условия для активного, компенсаторно-результативного процесса учения, но может способствовать повышению эффективности профессиональной деятельности учителяолигофренопедагога на уроке.

Цель и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:

1. Осуществить теоретическое обоснование выбора проблемы использования программно-методических средств в обучении.

2. Проанализировать содержание программно-методических средств и практический опыт использования компьютерных программ при изучении русского языка.

3. Разработать технологию применения программно-методических средств в учебном процессе школы 8-го вида для реализации на принципиально ином уровне дифференцированного и индивидуального подхода и обоснования возможности индивидуализированного обучения русскому языку умственно отсталых учащихся.

4. Модифицировать и апробировать методические рекомендации по использованию программно-методических средств в профессиональной деятельности учителя.

Теоретике-методологической основой исследования явились достижения отечественной науки в области изучения проблем расширения информационных технологий и использование программно-методических средств учебного назначения. Среди основополагающих работ в области информатизации образования можно назвать труды М. М. Буняева, И.В. «/ у: Роберт, С. А. Бешенкова, Б. С. Гершунского, А. П. Ершова, В. М. Монахова,.

А.С. ЛеснеЕ^кого, Г. П. Чепуренко, P.P. Фокина, М. А. Лейбовского, Л.П.

Назаровой и др.

Наше исследование строилось на фундаменте структурно-системного подхода к анализу педагогической эмпирики и теоретических принципах педагогики, декларирующих необходимость вычленения наиболее существенных черт, особенностей передового опыта.

В теоретико-методологическом основании исследования лежат следующие положения: фундаментальные исследования общих закономерностей коррекционно-развивающего педагогическою процесса и комплексного подхода как одном w из основных принципов обучения и воспитания (Л.С Выготский., А.В.

Запорожец) — системно-деятельностный подход к исследованию проблемы применения программно-методических средств обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (О.И. Кукушкина, Л. П. Назарова, И. К. Воробьев, Т.С. Крицкая) — психолого-педагогические исследования по теории формирования понятий, предусматривающей специальное обучение приемам и способам умственной деятельности (Л.В. Занков, Н А. Менчинская) — теоретическая концепция поэтапного формирования умственных действий, при которой обязательным условием является управление процессом учения (А.Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В.В. Давыдов) — концепция целостного педагогического процесса (ИХ. Батракова, В.В.

-''1, Краевский, И. А. Колесникова и др.).

Теоретическая значимость и научная новизна исследования заключается в том, что в процессе опытно-экспериментальной работы получены новые сведения о возможности реализации в школах 8-го вида принципа дифференцированного и индивидуального подхода на уровне индивидуализации обучения русскому языку с применением программно-методических средств. Теоретически обоснована необходимость использования программно-методических средств при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью русскому языку.

Практическая значимость исследования состоит в том, что на основе анализа специальной литературы, данных опытно-экспериментальной работы разработана технология обучения с использованием программно-методических средств (Г1МС), направленная на формирование грамматического строя речи учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Результативность разработанной технологии дает основание для включения ее в систему работы с учащимися школ 8-го вида. Результаты исследования могут быть включены в содержание лекций, практических и лабораторных занятий по методике обучения русскому языку, специальной педагогике (олигофренопедагогике) и в системе повышения квалификации и переподготовки дефектологов.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены использованием комплекса методов, адекватного задачам и предмету исследованиякомплексным характером опытно-экспериментальной работы, проведенной в единстве с практической деятельностьюсочетанием количественного и качественного анализа результатов исследованияличным участием автора на всех этапах опытно-экспериментальной работы.

Методы исследования выбирались с учетом объекта и предмета изучения, цели, задач, гипотезы. Это методы теоретического познания: анализ отечественной и зарубежной литературы по общей и специальной педагогике, логопедии, языкознанию, методике русского языка, по применению программных средств обученияанализ программно-методических средств обучения. Анализ, моделирование, изучение и обобщение практического опыта по проблеме исследования. Метод открытого наблюдения (прямое, включенное и косвенное) за реальной профессиональной деятельностью учителя. Социологические методы (беседа). Метод эксперимента (констатирующий).

Этапы исследования.

Первый этап (1995;1997) был посвящен изучению специальной литературы, анализу документальных источников о состоянии грамматического строя речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностьюразработке исходной (рабочей) гипотезы, определению и обоснованию направления исследования, его целей и задач, модификации методики констатирующего экспериментаанализу современных подходов к обучению детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях информационного неравенства.

Второй этап (1997;1998) — проведение опытно-экспериментальной работы, направленной на выявление возможностей применения при обучении учащихся старших классов школ 8-го вида программно-методических средств.

Третий этап (1998;2001). На данном этапе были реализованы гипотетические и целевые установки исследования, проведена опытно-экспериментальная работа, направленная на разработку и применение программно-методических средств в технологии обучения русскому языку детей с нарушениями интеллекта и выявление особенностей взаимодействия ученика и учителя в новых условиях. Всего в опытно-экспериментальной работе приняли участие 62 ученика.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования докладывались на заседаниях кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии МГПУ, кафедры дефектологии ЛГОУ, кафедры логопедии МПСИ, на Московских педагогических чтениях (1998), Царскосельских чтениях (1999, 2000,2001).

Теоретические позиции исследования включались в лекционный материал курсов, читаемых студентам — будущим дефектологам МГПУ, МСГИ, МПСИ, на курсах повышения квалификации и переподготовки в МГПУ, РИПКРО, МСГИ в Москве, Санкт-Петербурге, Саратове, Усть-Лабинске Краснодарского края, Таганроге Ростовской области, Ярославле.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Необходимость повышения качества обучения русскому языку учащихся школ 8-го вида через применение интерактивных технологий.

2. Применение технологий с использованием программно-методических средств в деятельности учителя по формированию грамматических и орфографических навыков у умственно отсталых школьников расширяет его педагогические возможности на уроке.

3. Методические рекомендации для учителя по использованию программно-методических средств при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка. Объем работы — 183 страницы, работа содержит 14 таблиц, 5 схем, 4 рисунка. ^.

Результаты исследования позволили с качественно новых позиций подойти к аналитическому описанию существующего практического опыта использования компьютерных программ и методик в процессе преподавания русского языка как иностранного, в условиях общеобразовательной школы и в специальных коррекционных школах.

Анализ компьютерных программ по русскому языку и проблем их применения помог разработать ряд критериев отбора языкового учебного программного обеспечения для использования его в школе 8-го вида. К этим критериям относятся: доступность учащемуся понятийного уровня программывозможность изменения учебного материала и сообщений программы дефектологом в соответствии со сформированной понятийной базой учащегосявозможность использования типа программы на определенном этапе учебного процессасвоевременная коррекция ошибок учащегося в обучающих и корректирующих типах программнаглядность информации на экранедоступность управления программным продуктом для пользователявозможность сбора статистической информации с ее последующим анализом.

Доказано, что появилась необходимость создания новых компьютерных продуктов, направленных на использование их в обучении русскому языку школьников с интеллектуальной недостаточностью. Этот вывод сделан на основании того, что в настоящее время имеет место дефицит неспециализированных компьютерных продуктов, которые при определенных условиях допустимо использовать в школе 8-го вида при обучении русскому языку.

Большинство программ, создававшихся для применения их при изучении русского языка как иностранного, имеет ограничения при их использовании в специальной коррекционной школе из-за неполной доступности учащемуся с интеллектуальной недостаточностью понятийного уровня продукта.

Изучение содержания программно-методических средств и опыта использования компьютерных программ при изучении русского языка показал их разнообразие, содержательную разнонаправленность и разноаспектность применения. Однако высокое качество программного продукта не обеспечивает возможности их применения в обучении умственно отсталых учащихся без структурной модернизации, модификации и специфической адаптации.

Некоторые созданные для общеобразовательной школы компьютерные программы допустимо использовать в определенных видах работ на уроках русского языка в школах 8-го вида при условии изменения учебного материала и сообщений программы учителем. Компьютерных продуктов, которые могут быть использованы для повышения орфографической грамотности, всего четыре.

Не существует программ, отвечающих разработанным критериям отбора и потребностям преподавания русского языка учащимся с интеллектуальной н едостаточ ностью.

Было выделено два принципиально разных направления: применение уже существующего программного обеспечения с его адаптацией, при необходимости, к условиям обучения детей с интеллектуальной недостаточностью и создание новых разработок в этой области.

Результаты опытно-экс пери ментальной работы свидетельствуют, что разработанная нами коррекционно-развивающая методика по повышению орфографической грамотности с применением программно-методических средств доступна учащимся с интеллектуальной недостаточностью и обеспечивает формирование практических умений и навыков.

Использование поэтапного формирования умственных действий, имеющихся у учащихся, знаний, средств схематической наглядности обеспечило положительную динамику в обучении школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Выявлено, что ученики со сниженным интеллектом имеют возможности для увеличения системности и осознанности усвоения знаний. Путем введения в учебный процесс проблемных ситуаций достигается активизация умственной деятельности учащихся. От учителя требуется организация проблемных ситуаций и, в необходимых случаях, оказание помощи при поиске ответа на вопрос.

Контрольный срез знаний показал, что в результате опытно-экспериментального обучения школьников с интеллектуальной недостаточностью повысилась их орфографическая грамотность.

На основании экспериментального исследования можно сформулировать некоторые рекомендации учителям русского языка в школах 8-го вида.

1. Необходимо изменение методических приемов изучения правописания с учетом выявленных нами недостатков.

2.

Введение

программно-методических средств в систему обучения русскому языку, создание специального и адаптация существующего программного обеспечения к условиям коррекционной педагогики способствуют оптимизации усвоения учащимися необходимых навыков.

Успехи учащихся в овладении практическими навыками дают основание считать предложенную нами систему повышения орфографической грамотности с применением программно-методических средств эффективной, так как она позволяет увеличить результативность изучения правописания в школе 8-го вида. Таким образом, подтверждается целесообразность и эффективность предложенной нами экспериментальной методики изучения правописания с использованием программно-методических средств, что позволяет внести предложения о применении основных принципов построения этой методики при разработке современной системы преподавания русского языка в школе 8-го вида.

На основе теоретического анализа литературных источников, посвященных изучению проблемы использования программно-методических средств в обучении, определена теоретико-методологическая основа применения интерактивных технологий в структуре учебного процесса в школе 8-го вида.

Специализированная технология применения программно-методических средств в учебном процессе коррекционно-образовательных учреждений 8-го вида обеспечивает позитивное изменение качества деятельности не только учащегося, но и учителя. Критериями эффективности деятельности которого являются затраты времени на передачу учебной информации (они не стали меньше), затраты времени на тренинг и контроль (они не стали меньше, однако тренинг перестал быть утомительным как для учащегося, так и для учителя), но главное — усилилась мотивационная устойчивость трудовой деятельности учителя. Оказалось, что при сохранении малой дозированности содержательного материала, исчезает специфический для работы с умственно отсталыми детьми феномен далеко отсроченного результата деятельности педагога, который в условиях традиционного обучения приводит к снижению заинтересованности учителя в результатах своей деятельности. Технология применения программно-методических средств снижает монотонность, рутинность труда учителя в период закрепления материала, который в школах 8-го вида длится неделями. Благодаря профессионализму учителя и специфическим качествам мыслительной деятельности учащихся эта работа не кажется учащимся не интересной и утомительной. Интеллекгуально полноценный учитель, не смотря на свои методические изыски устает or «бега на месте» '. Применение программно-методических средств изменяет позицию учителя в этом процессе. Индивидуализированное обучение создает возможности поэтапного дозирования материала и контроля за результативностью деятельности каждого учащегося дает возможность контролировать поэтапный ход выполнения учебного задания, что повышает внимательность, инициативность и эмоциональность учителя.

Подводя общие итоги и результаты проведенного исследования, можно сформулировать следующие обобщенные выводы:

Анализ научно-теоретических, методических исследований позволил поставить и решить задачи о возможности использования программно-методических средств в обучении, научно обосновать применение интерактивных технологий в структуре учебного процесса в школах 8-го вида.

2. Изучены и проанализированы содержание программно-методических средств и опыт использования компьютерных программ при изучении русского языка. Анализ показал их разнообразие, содержательную разнонаправленность и разноаспектность применения. Использование в обучении учащихся с интеллектуальной недостаточностью существующих программно-методических средств невозможно без их структурной модернизации, модификации и специфической адаптации.

3. Разработана и апробирована технология применения программно-методических средств в учебном процессе школы 8-го вида. Реализован на принципиально ином уровне дифференцированный и индивидуальный подход к каждому учащемуся, что обеспечивает индивидуализированное обучение русскому языку учащихся школ 8-го вида.

4. Модифицированы и апробированы методические рекомендации по использованию программно-методических средств в профессиональной деятельности учителя. Проведенная опытно-экспериментальная работа подтвердила правильность выдвинутых теоретических положений, эффективность разработанной технологии применения программно-методических средств в обучении детей с интеллектуальной недостаточностью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Теоретический анализ проблемы использования программно-методических средств в обучении показал, что правительство Российской Федерации среди приоритетов школьного образования выделяет такие школьные дисциплины, как информатику, иностранный и родной языки. Решение основной задачи специальной педагогики по максимальной адаптации лиц с той или иной формой инвалидности существенно затрудняется без опоры на развитые структуры речевой деятельности, компонентом которой является языковой стандарт (язык). Оптимальное развитие адаптивных систем формирования школьных знаний, а также инструментария, обеспечивающего социально-трудовую реабилитацию выпускников коррекционных образовательных учреждений, невозможно без применения специализированных информационных технологий.

На основе теоретического анализа литературных источников, посвященных изучению проблемы использования программно-методических средств в обучении, определена теоретико-методологическая основа применения интерактивных технологий в структуре учебного процесса в школе 8-го вида.

Русский язык, как учебный предмет, имеет большие образовательные, практические, воспитательные и коррекционные возможности. Подготовка учащихся учебных заведений всех типов к грамотному письму в современном обществе приобретает особое значение. В школе для детей с нарушениями интеллекта существует необходимость усовершенствования методики преподавания русского языка.

Из ряда недостаточно разработанных проблем изучения русского языка учащимися с интеллектуальной недостаточностью нами была выделена проблема повышения эффективности усвоения грамматических категорий при изучении курса «Грамматика и правописание» с использованием программно-методических средств.

В процессе анализа теоретических и методических, психологических и лингвистических, педагогических общих и специальных литературных источников в исследовании были рассмотрены вопросы моделирования учебного процесса на основе применения технических и программных средств обучения, оценка эффективности использования ТСО и Г1МС в процессе обучения, в том числе специального коррекционного обучения. Определены возможности использования программно-методических средств в процессе обучения и коррекции.

Проведенная работа позволила выявить не только возможность, но и необходимость использования специальных компьютерных методик при обучении русскому языку школьников с интеллектуальной недостаточностью. Еще одним результатом этой части исследования стало создание комбинированной типологии языковых учебных компьютерных программных продуктов, которая имеет практическую ценность для специалистов-дефектологов, так как классифицирует все многообразие программного обеспечения с позиций особенностей формирования речи, изучения языковой структуры, систематического курса грамматики и правописания учащимися с аномалиями развития.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э. Г. Методические проблемы использования компьютера в обучении русскому языку как иностранному/Русский язык за рубежом.-М" 1987. -№ 4. -С.41−46.
  2. Э.Г. Использование компьютера в обучении русскому языку как иностранному. М.: Русский язык, 1989. — С.5−53.
  3. .И., Юдилевич А. Я., Белоножко О. П. Диагностический и коррекционный аспекты использования компьютеров в работе с детьми, имеющими нарушения в познавательной деятельности/Дефектология. 1991.- № 6. -С.43−48.
  4. Г. Проверьте свои способности. М.: Знание, 1972. -С. 19−51.
  5. А.К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе. М.: Просвещение, 1986. — С.32−43.
  6. А.К., Воронкова В. В. Изучение безударных гласных в IV классе * вспомогательной школы/Дефектология. 1979. — № 2. -С.40−43.
  7. В.М. Концепция и архитектура машинного фонда русского языка/Машинный фонд русского языка: идеи и суждения / Отв. ред. Ю Н. Караулов. М.: Просвещение, 1986. -53с.
  8. В.М. Машинный фонд русского языка: постановка задачи и практические шаги/Вопросы языкознания. М., 1985. -№ 2.-С.31−42.
  9. А.Р., Музруков Н. Б., Чеботарев П. Г. Информационные банки данных как база современных учебников/Содержание и структура учебника русского языка как иноараиного- Сб. статей / Сост. Л. Б. Трушина.- М&bdquo- 1981. -С.50−63.
  10. А.Р., Трушина Л. Б., Чеботарев П. Г. Многофакторный количественный анализ учебников иностранных языков/Содержание и структура учебника русского языка как иностранного: Сб. статей / Сост. Л. Б. Трушина. М., 1981. -С.41−45.
  11. А.Р. Конструирование и экспертиза учебника. М.: Знание, 1987.-С.12−21.
  12. А.Р., Чеботарев П. Г., Музруков Н. Б. Игровые задания на уроках русского языка: Книга для преподавателя. М.: Знание, 1987.-С.15−17.
  13. Архангельский С И. Состояние и перспективы использования ЭВМ в учебном процессе высшей школы/ТСО: Сб. статей. М.: МГПИ им. Ленина, 1975.-С.54−65.
  14. . С.И., Полозов Б. Н. Критерии прогрессивного развития ТСО.//Межвузовский сборник научных трудов: Моделирование учебного процесса на основе применения технических средств. М.: МГПИ им. Ленина, 1985. — С.75−86.
  15. И.А. Самостоятельная работа на уроках русского языка во вспомогательной школ е.//Дефектология. 1983. — № 2. -С.16−19.
  16. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
  17. Ю.К. О совершенствовании методов, форм и средств обучения в свете требований реформы. М. Просвещение, 1986.-68 с.
  18. Р.Н., Картофлицкий В. П. О развитии систем текстовой обработка/ЭВМ массового применения: Сб. статей / АН СССР, Ин-т пробл. Информатики- Отв. ред. Б. Н. Наумов. М. 1987. -С. 15−21.
  19. Н.М. Методика изучения грамматики и правописания в 5−8 классах вспомогательной школы. Л., 1980. — С.60−81.
  20. В.Ю. и др. Некоторые проблемы использования компьютера в обучении русскому языку .//Русский язык в школе. М., 1988.-№ 2.-С.37−42.
  21. Бгажнокова И М. Особенности актуализации знаний у учащихся старших классов вспомогательной школы: Дис.канд. псих. наук. М.: 1974. — 174 с.
  22. И.М. Мыслительные операции у умственно отсталых школьников в процессе реализации знаний//Дефектология. 1975. — № 3. -С.20−26.
  23. И.М. Мыслительные операции у умственно отсталых детей в процессе реализации знаний //Дефектология. -1975.-№ 3.-С.24−29.
  24. Н.Н., Самсонова Ф. Н. Уроки русского языка во вспомогательной школе. 5−8 классы. М.: Просвещение. — 1970.- С.6−46.
  25. В.П. Основы теории педагогических систем. М.: Просвещение, 1977. — С.35−39.
  26. М.Д. Обучение учащихся приемам составления схем по тексту учебника/География в школе. 1982. — № 5. — С.43−44.
  27. Бим И. Л. Некоторые проблемы обучения диалогической речи/Иностранные языки в школе. М., 1979. — № 5. — С.43−45.
  28. Л.А. Методика преподавания географии в начальной школе. М.: Учпедгиз, 1956. 210 с.
  29. Д.Н., Менчинская Н. А. Психология усвоения знаний в школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, — 1958. — 347 с.
  30. М.П., Болотский А. В. Использование компьютерных программ в вузовской практике преподавания русского языка /Русский язык в школе. -М., 1996. -№ 2. -С.48−50.
  31. И.В., Кукушкина О. И. Компьютерные технологии и математика в специальной школе/Дефектология. М., 1995. -№ 2.~С.46−48.
  32. А.Я., Серых А. В. Реализация развивающей и воспитывающей функции обучения в условиях компьютеризации школы/Вопросы психологии. М., 1986. — № 5.-С. 10−12.
  33. В.И. Обучение учащихся вспомогательной школы применению знаний при выполнении учебно-практических занятий: Дис. канд. пед. наук. Киев. — 1968. — 212 с. + прил. -7с.
  34. С. Опыт и перспективы Софийского университета по применению компьютеров в учебном процессе/ЭВМ в вузе: Межвуз. сб. науч. трудов. -Новосибирск: 1984. С.27−29.
  35. Г. В., Меньков А. Б. Компьютер на уроке труда во вспомогательной школе/Дефектология. 1996. — № 4. — С.58−60.
  36. В. Я. Понимание учебного материала учащимися вспомогательной школы. М.: Издательство АПН РСФСР. -1960.-120 с.
  37. В.Ф. Видеотерминалы в информационном взаимодействии (инженерно-психологические аспекты). М.: Просвещение, 1980. — 11 с.
  38. Е.М., Костомаров В. Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Знание, 1983. -67с.
  39. Н.М. Проблема развития понятий в процессе обучения //Советская педагогика. 1966. — С.53−64.
  40. Н.Я., Ратинский М. Г. Знать, чтобы жить. Жить, чтобы знать/Компьютер в школе: Сб. статей. М, 1988. № 2. — С. 19−21.
  41. Р., Маклин К. Компьютеры в школе: Пер. с англ. / Общая ред. И вступ. Статья В. В. Рубцова. М.: Просвещение, 1988. — 333 с.
  42. Т. Работа с естественными языками/Современный компьютер: Сб. науч.-поп. статей / Пер. с англ.- Под ред. В. М. Курочкина. М., 1986.
  43. Вишнякова Т А. Основы методики преподавания русского языка студентам-нефилологам. М.: 1982. — С.9−14.
  44. Е.А. Опыт создания компьютерной программы обучениялексической синонимии/Русский язык за рубежом. М. 1988. -№ 2.-С. 15−20.
  45. Е.А., Громаков А. В. Проблемы начального этапа создания фонда языковых компьютерных программ обучения и контроля// Сб. статей по методике преподавания русского языка в вузах союзных республик. М., 1988.-С, 71−76.
  46. Е.А., Юдина Т. Ф., Авраменко О. Г., Шилов А. В. Компьютеры в обучении языку: проблемы и решения. М.: Русский язык, 1990. — С.6−20.
  47. Н.К. Компьютер в руках дефектолога./Дефектология. 1996.-№ 4.-С.45−49.
  48. В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1−4 классах вспомогательной школы. М.: Просвещение, 1988. — С. 11−41.
  49. Л.С. Мышление и речь/Собр. соч.: в 5 т. 1982. Т. -С.5−292.
  50. М.Н. Традиции и новации в методике преподавания русского языка как иностранного/Русский язык за рубежом. М., 1985.-№ 5.-10 с.
  51. С.А. Инструментализация человеческой деятельности и учебный процесс. М.: Русский язык, 1990. — С. 15−17.
  52. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии. /Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Просвещение.-1966.-С.236−277.
  53. П.Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. М.: Изд-во МГУ.-1968.-134 с.
  54. П.Я., Кабыльницкая С Л. Экспериментальное формирование внимания. -М.: Изд-во МГУ, 1974. — 101 с.
  55. MB. Знаковые модели и их роль в формировании умственных действий/Вопросы психологии. 1975. — № 6. -С.76−82.
  56. М. Математические чудеса и тайны. М.: Знание, 1986.-С. 15−39.
  57. Гац И. Ю. Изучение обособления определений с помощью компьютера/Русский язык в школе. М., 1995. — № 1. — С.30−32.
  58. Г ельтищева Е. А. Некоторые вопросы профилактики утомления при работе с ЭВМ в школе // Вопросы психологии. М., 1985. -№ 5.-17 с.
  59. Т.Т., Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы эффективного применения компьютера в учебном процессе.// Вопросы психологии. М., 1985. — № 3. — С.11−15.
  60. А.Я. Предметные уроки в начальной школе. С.-Птб.: Изд. Л. Ф. Пантелеева. — 1914. — 78 с.
  61. .С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. М.: Просвещение. 1987. — С.81.
  62. .И., Ловцов Д. А. Компьютеризированный учебник основа новой информационно-педагогической технологии. — М.: Педагогика, -1995. — № 6. -58 с.
  63. М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе. М.: Просвещение, 1965.-С. 116−117, 158−163.
  64. М.Ф. Наглядность и словесные средства обучения в системе практического управления по русскому языку во вспомогательной школе/Известия АПН РСФСР. М.: 1955. -Вып.68.-С.60−95.
  65. Голант Е Я. Методы обучения в советской школе. М.: Учпедгиз. — 1957. -152 с.
  66. И.Н. Разговор с компьютером", психолингвистический аспект проблемы. М.: Педагогика, 1987. — С.21−29.
  67. Г., Самородницкая П., Аллахвердов Р. Компьютеры и орфография/Информатика и образование. М., 1988. — № 1. -С.11−14.
  68. А.Н. Очерки по олигофренопедагогике. М.: Учпедгиз. — 1961. -196 с.
  69. Грабаров, А Н., Кузьмина Н. Ф. Олигофренопедагогика. М.: Учпедгиз. 1941. -231 с.
  70. Г. Р. Профессиональные приложения персональных ЭВМ /Микропроцессорные средства и системы. М., 1985. -№ 3.-31с.
  71. В.А. Формирование умственных действий у учащихся вспомогательной школы в применении алгоритмов// Клиническое и психолого-педагогическое изучение детей с интеллектуальной недостаточностью. М.: 1976. — С.95−102.
  72. В.В. Виды обобщений в обучении. М.: Педагогика. -1972.-424 с.
  73. В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теорет. и эксперим. исслед. / АГ1Н СССР М.: Педагогика. — 1986. — 240 с.
  74. М. А. Есипов Б.П. Дидактика. М.: Издательство АПН РСФСР -1957.-518 с.
  75. М.А. Урок в восьмилетней школе. М. Просвещение. 1966.-247 с. 80- //
  76. Долгобородова И, П. Методы обучения/Обучение во вспомогательной школе. М.: 1984. 85 с.
  77. Г. М. Реализация дидактических принципов в условиях вспомогательной школы. В кн.: Книга для учителя вспомогательной школы. — М.: Просвещение, 1959. — С. 108−128.
  78. Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательнойшколе, М.: Педагогика. — 1969. — 214 с.
  79. Г. М. К вопросу о дифференциации обучения учащихсявспомогательной школы/Дефектология. 1970. — № 1. — С.8−13.
  80. Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. -М.: Просвещение, 1981. 176 с.
  81. А.К. Путешествие с роботами в Роботрополе и овладение навыками конструирования электронных микросхем/В мире науки. М, 1985. -№ 9. — С.50.
  82. Дьякова В Н. Пособие по развитию речи: Диалог врача с больным: Заполнение медицинской карты стационарного больного. М.: Знание, 1986. -С. 14−15.
  83. Д. К вопросу о принципах оценки материалов для обучения иностранным языкам с использованием компьютера/Русский язык за рубежом. 1986. — № 6. — 18 с.
  84. Н.П. Формирование рациональных приемов познавательной деятельности школьников/Педагогическая психология в школьной практике. Ярославль, 1972. — С. 10−28.
  85. И.Г. Познавательные возможности учащихся вспомогательной школы. Киев: Рядяньска школа, 1972. — 130 с.
  86. И.Г. Олигофренопедагогика. Киев: Вища школа, 1985.-327 с.
  87. И.Г., Мерсиянова Г. Н. Обучение учащихся вспомогательной школы пользоваться знаниями и умениями. -Киев: Рядяньска школа, 1971. -160 с.
  88. А.П. Машинный фонд русского языка: внешняя постановка / Машинный фонд русского языка, идеи и суждения. М., 1986.-С.90−92.
  89. А.П. Компьютеризация школы и народного образования. Программирование. М.: Знание, 1990. — № 3. — 10 с.
  90. .М. Научные основы методической подготовки преподавателей русского языка как неродного. М.: Просвещение, 1984.-51 с.
  91. А.Н., Макарова Н. В., Путинцева М. А. Основы компьютерной грамоты. Л., 1987. — 71 с.
  92. А.П. Диалог с компьютером. М.: Педагогика, 1987. -С. 10−46.
  93. А.П. Языковые игры на компьютере. М.: Педагогика, 1988.-С.5−57.
  94. Л.В. Сочетание слова и средств наглядности при обучении умственно отсталых детей. М.: Учпедгиз, 1939. -54с.
  95. В.М., Мельник Н. В. Программное обеспечение компьютеров в обучении русскому языку в школе/Русский язык в школе. 1991. — №> 4. — 31 с.
  96. В.А. Возможности обучения иностранному языку врежиме диалога с ЭВМ/Методика обучения иностранным языкам: Респ. межвед. сб. / Гл. ред. Е. А. Маслыко. Минск, 1987. Вып.2: Романское и германское языкознание. С.81−88.
  97. А.Г. Развитие речи слабослышащих учащихся. М.: Педагогика, 1976.-41 с.
  98. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение, 1968. -288 с.
  99. Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. -М.: Знание, 1981. -96 с.
  100. Калер E. J1. Технические средства в обучении иностранным языкам в неязыковом вузе. Минск, 1984. — С. 14−35.
  101. В.Н. Психологические проблемы формирования компьютерной грамотности школьников/Вопросы психологии. -1986.-№ 5.-42 с.
  102. Г. В., Романин В. А. Технические средства обучения. М.: Просвещение, 1979. — С. 12−20.
  103. И. Комплексные циклические порождающие программы обучения русскому языку //Русский язык за рубежом. 1987. — № 4.-С. 12−27.
  104. Г. Д. Особенности урока в условиях развивающего обучения. -М.: Просвещение, 1976. 147 с.
  105. Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М.: Просвещение, 1980. — 159 с.
  106. Г. М. Школы будущего: компьютеры в процессе обучения. Пер. с англ. М.: Просвещение, 1987. — С.37−45.
  107. К.К. Информатизация образования как глобальная проблема. «Дистанционное образование». М., 1998, № 4
  108. З.И. Психологические принципы развивающего обучения. -М&bdquo- 1978.
  109. Н.В.Софронова. Программно-методические средства в учебном процессе образовательной школы. -М.: ИИО РАО, 1998. 178.с.
  110. Коломыткина И В. О роли орфографического чтения и проговаривания в предупреждении ошибок при списывании умственно отсталых школьников/Дефектология. 1983. ~№ 5.-С.26−28.
  111. Концепция информатизации образования // Информатика и образование. -1990. -№ 1. с. 3−7.
  112. М.Ф. Структура и функциональные особенности программ, реализуемых техническими средствами программного обучения. М.: Педагогика, 1971. — С. 11−20.
  113. Т.К. Компьютерная поддержка работы по формированию произношения у детей с нарушениями слуха.//Дефектология. 1995. — № 1. -С.48−50.
  114. Т.К. «Видимая речь: новая технология новые отношения» / Дефектология. — 1996. — № 2. — С.53−57.
  115. Л.В., Колос Г. И. С чего начать? / Компьютер в школе: Сб. статей. -М., 1988. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Вычислительная техника и ее применение». № 2). С. 17−24.
  116. Р.Г., Новиков А. И., Скокан Ю. П. Прикладная лингвистика и информационная технология / Огв. ред. Г А. Миронов. М.: Педагогика, 1987.- С.81−84.
  117. П. Обучение иностранному языку в языковой лаборатории / Пер. с финск.- Под ред. А. С. Лурье. М.: Просвещение, 1986. — С. 19−31.
  118. Т.В. Трактат о хорошей работе. М.: Высшая школа, 1975.-С.53−58.
  119. Н. О различиях между линейным и разветвленным программированием / Программированное обучение за рубежом: Сб. статей. М., 1968. -С.37−43.
  120. Н.А. Алгоритмы вокруг нас. М.: Знание, 1984. — С.26−34.
  121. Т.С. Использование компьютерной техники в школе № 26 для глухих детей г.Белгорода./Дефектология. 1995. — № 5. -С.45−47.
  122. Г. А. Экспериментальное исследование дидактической ценности компьютерных программ различных типов для формирования позитивного отношения учащихся к знаниям. // Теоретические проблемы использования ЭВМ в школе. М., 1991. — С. 68−75.
  123. Г. А. Дидактические основы формирования готовности будущего учителя к использованию новых информационных технологий обучения. Дис.. д-ра пед. Наук. М., 1996.
  124. Е.А. ЭВМ в школе. Из опыта работы школы № 183 г. Москвы. -М.: Просвещение, 1986. С, 15−17.
  125. О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы/Дефектология. 1994. -№ 5. -С.43−48.
  126. О.И. Организация использования компьютерной техники в специальной школе/Дефектология. 1994. — № 6. -С.59−63.
  127. О.И. Коммуникация в компьютерном классе/Дефектология. -1995. -№ 6. -С.41−46.
  128. О.И. Программа «Мир за твоим окном». //Дефектология. 1996. — № 5. — С.65−72.
  129. З.П. Изучение правописания суффикса -чик (-шик) с применением ЭВМ./Русский язык в школе. 1991. — № 5. -С.24−31.
  130. В.Л. Методика подготовки курсов для автоматизированных обучающих систем на базе ЭВМ. М.: Педагогика, 1983. — С. 11−18.
  131. М.А. Формирование готовности студентов педагогических ВУЗов к использованию средств вычислительной техники. М.: МИГУ им. Ленина, 1987. -С.33−48.
  132. А.Н. Опыт экспериментального исследования мышления/Доклады на совещании по вопросам психологии. -М., 1954.-С.71−83.
  133. А.Н. Деятельность, сознание, личностью/Избранные психологические произведения. М., 1983. — Т.2. — С.94−239.
  134. И.Я. Дидактическая система методов обучения. М.: Знание, 1976.-64 с.
  135. И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980.96 с.
  136. И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 185 с.
  137. В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). М.: Педагогика, 1978. — 224 с.
  138. Е.Е. Компьютерная игра с точки зрения психологи /Микропроцессорные средства и системы. 1985. -№ 3.-С. 16−41.
  139. Львов В В. Компьютеры на уроках русского языка./Русский язык в школе. 1986. -№ 3. -С.48−55.
  140. М.Р., Рамзаева Т. Г., Светловская Н. Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М.: Просвещение, 1987. -С.20−43.
  141. П. Новый метод обучения языку с использованием сетиперсональных компьютеров/Америка. 1989. — № 389. -С. 19−22.
  142. Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. М.: Просвещение, 1986. — С.63−68.
  143. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика, 1988. — 291 с.
  144. М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. — 368 с.
  145. М.А., Алфеева E.JI., Попова Р. Н. Компьютер в организации учебной деятельности/Русский язык в школе. -1993.-№ 3.-С.34−39.
  146. М.А., Алфеева Е. Л. К вопросу о концепции обучающих компьютерных система/Русский язык в школе. -1996.-№ 1 .-С. 14−19.
  147. А., Сергеева Т. Обучающие машины оценивает практика /Информатика и образование. 1987. — № 6. — С.8−14.
  148. Д., Джонсон Р. Компьютер-творец. М.: Знание, 1987. -С.51−53.
  149. И.Ю. Проблемы программно-методического обеспечения уроков русского языка в компьютерных классах/Русский язык в школе. -1990. -№ 6. -С.43−47.
  150. О. А., Трибис С. И. Принципы формирования лексической компетенции с помощью компьютера. Методика обучения иностранным языкам. Под ред. Маслыко Е. А. Минск, 1987. -С. 18−26.
  151. A.M. Как работать над диссертацией. М.: Педагогический поиск, 1994. — С.8-.15.
  152. Ф. Обучение русскому языку с помощью мини-компьютеров в школах Венгрии/Русский язык за рубежом. -1985.-№ 5.-57 с.
  153. Е.Н., Митин А. И. Автоматизированная система обучения ЭКСТЕРН. М&bdquo- 1985. — С.39−42.
  154. В.Г. О различных способах сочетания слова и наглядности на предметных уроках (опыт психологического анализа).//Психологические вопросы сочетания слова и наглядности. М.: АПН РСФСР, 1956. — 72 с.
  155. В.Г. Различение сходных объектов учащимися вспомогательной школы в зависимости от характера сочетания слова и наглядности/Психологические вопросы сочетания слова и наглядности. М.: АПН РСФСР, 1956. — С.7−46.
  156. В.Г. Эффективность различных способов преподнесения учебного материала/Учебно-воспитательная работа в специальных школах. -М: Учпедгиз, 1957. -Вып.2. -С.113−122.
  157. В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. -М.: Просвещение, 1968. 158 с.
  158. В.Г. Развитие речи и познавательная деятельность у умственно отсталых школьников: Автореф. Дис. доктора псих. наук. М., 1975. — 42 с.
  159. В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. М.: Просвещение, 1977. — 199 с.
  160. .И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. М.: АПН РСФСР, 1962. -319с.
  161. С. Технические средства диалога с персональным компьютером / Информатика и образование. 1988. — № 2. -С. 17−31.
  162. Политика в области образования и новые информационные технологии / Национальный доклад Российской Федерации на 11 Международном конгрессе ЮНЕСКО ''Образование и информатика'' // Информатика и образование. 1996, — № 5.-1996. — с. 1−20
  163. Положение о порядке аттестации и сертификации педагогического программного продукта. М.: РОСЦИО, 1992. — 32 с.
  164. И.А. Обучение русской лексике с национально-культурным компонентом монгольских учащихся на подготовительных факультетах вузов СССР: Дис. канд. пед. наук. Л., 1984. — С.87−93.
  165. В.И. Лексический аспект в преподавании русского языка как иностранного на продвинутом этапе. М., 1982. -С. 19−24.
  166. А .Я. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. — С.71−74.
  167. В.А. Воспитание навыков самостоятельной работы у учащихся вспомогательной школы в процессе обучения естествознанию: «Известия Академии педагогических наук РСФСР», 1961. Вып. 114.-С. 167−186.
  168. Права ребенка. Сборник международных и российских законодательных актов. М.: «'Новая Волна», 1999. 127 с.
  169. Л.П. Методика применения технических средств обучения: Экранно-звуковые средства. М.: Просвещение, 1988. — 191 с.
  170. Программы специальных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей (вспомогательная школа). М.: Просвещение, 1990. 318 с.
  171. Г. А. Роль наглядности в мыслительной деятельности учащихся вспомогательной школы .//Дефектология. 1972. — № 2.-С.26−31.
  172. Психологические и физиологические рекомендации по использованию ЭВМ в обучении / Под ред. М. С. Шехтера и Л. Ю. Невуевой М.: АПН СССР, 1989. 48.с.
  173. Н.В. Компьютерное моделирование в учебном процессе (проектирование и использование имитационных программ): Автореф. дис.. канд. пед. Наук М., 1992. — 18 с.
  174. Л.А. Вычислительные машины, системы и сети. М.: Высшая школа, 1982. — С.45−58.
  175. Л.А., Эрмуйжа А. А. ЭВМ наш собеседник. — Рига, 1977.-С.15−19.
  176. . Думающий компьютер / Пер. с англ, М.: Знание, 1979.-С.50−54.
  177. И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. М.: «Школа-Пресс», 1994.-205 с.
  178. А.Е. Проблемы автоматизации обучения/Вопросы психологии. -1986. -№ 2. 16 с.
  179. Ю.В., Савченко А. В., Филиппов, А Н. Средства обращения с ЭВМ. М.: Просвещение, 1987. — С. 19−31.
  180. Самоволыюва J1.E. О II Международном конгрессе ЮНЕСКО «Образование и информатика» // Информатика и образование. 1996. — № 5-С. 35−37
  181. Н.В. Изучение причинно-следственных связей на уроках географии во вспомогательной школе: Дис. канд.пед.наук. -М.: 1968.-239 с.
  182. В.Н. Коррекция интеллектуальных нарушений у учащихся вспомогательной школы: Дис. д-ра пед.наук. М.: 1988.-359 с.
  183. Е.П. Коррекционные и диагностические возможности компьютерных игр во вспомогательной школе / Тезисы докладов X научной конференции по дефектологии. М., 1990. — С. 19−37.
  184. М.Н. Совершенствование процесса обучения. М.: Педагогика, 1977. -239 с.
  185. А.В. Наглядный образ в структуре познания. М.: Политиздат, 1971.-271 с.
  186. В.А., Подымова J1.C. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. — 223 с.
  187. З.Н. Развитие речи учащихся вспомогательной школы в связи с изучением имени прилагательного. М.: МГПИ, 1971. -С.23−29.
  188. Е.М. Компьютерная программа «Текстовый редактор» в школе для глухих: новый подход к известному средству .//Дефектология. 1995. -№ 3. — С.23−29.
  189. И.М. Восприятие действительности умственно отсталыми детьми/Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы. М.: 1953. — С.5−72.
  190. И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. М.: 1966. — 224 с.
  191. Н.В. Программно-методические средства в учебном процессе общеобразовательной школы. М.: ИИО РАО, 1998. — 178 с.
  192. Н.В. Проблемы информатизации образования // Народная школа. 1995. -№ 1. — с. 50−53.
  193. Н.В. Изменение роли учителя в процессе совершенствования педагогических технологий // Народная школа, 1996. — № 5, -С. 50−55.
  194. Л.А. Организация фенологических наблюдений старшеклассников в условиях вспомогательной школы/Методические рекомендации по внеклассной работе с учащимися специальных школ-интернатов. Славянск, 1988. -С.38−40.
  195. Л.А. Коррекционная направленность фенологических наблюдений в старших классах вспомогательной школы: Автореф-дис.. канд.пед.наук. -К.: 1989.- 153 с.
  196. В.А., Подымова J1.C. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. — 223 с.
  197. З.Н. Развитие речи учащихся вспомогательной школы в связи с изучением имени прилагательного. М.: МГПИ, 1971. -С.23−29.
  198. Е.М. Компьютерная программа «Текстовый редактор» в школе для глухих: новый подход к известному средству .//Дефектология. 1995. -№ 3. — С.23−29.
  199. ИМ. Восприятие действительности умственно отсталыми детьми/Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы. М.: 1953. — С.5−72.
  200. И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. М.: 1966. — 224 с.
  201. Н.В. Программно-методические средства в учебном процессе общеобразовательной школы. М.: ИИО РАО, 1998. — 178 с.
  202. Н.В. Проблемы информатизации образования // Народная школа. 1995. -№ 1. — с. 50−53.
  203. Н.В. Изменение роли учителя в процессе совершенствования педагогических технологий // Народная школа, 1996. — № 5, -С. 50−55.
  204. Л.А. Организация фенологических наблюдений старшеклассников в условиях вспомогательной школы/Методические рекомендации по внеклассной работе с учащимися специальных школ-интернатов. Славянск, 1988. -С.38−40.
  205. Л.А. Коррекционная направленность фенологических наблюдений в старших классах вспомогательной школы: Автореф-дис.. канд.пед.наук. -К.: 1989.- 153 с.
  206. P.P. Объектно-ориентированные технологии в образовании. Монография. СПб: издательство ЛГОУ, 1999. — 208 с.
  207. С.В. ЭВМ в преподавании русского языка как иностранного. -М.: Русский язык, 1990. С.26−33.
  208. И.Ф. В компьютерном классе после уроков: во что и зачем играть?//Дефектология. 1996. — № I. — С.45−57.
  209. Д.Х. Генетическая психология Ж.Пиаже. М.: Просвещение, 1967.-622 с.
  210. Н.Н. Компьютеризации обучения научную основу // Вопросы психологии. — 1986. — № 5. — С. 14−22.
  211. Н.П. Новый взгляд на ребенка/Дефектология. 1995. — № 5.-С.29−34.
  212. Шиф Ж. И Мышление умственно отсталых школьников/Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. М.: Просвещение, 1965. — С.217−198.
  213. Д.В. Психология обучения младшего школьника. -М.: Знание, 1974.-64 с.
  214. И.С. Формирование интеллектуальных умений и навыков в процессе производственного обучения. М.: Высш. школа, 1979. — 88 с.
  215. И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1984.-135 с.
  216. Kecskes I., Agocs L. MESTOPR1. Wida Software. London. 1986. -C. 15−19.
  217. Kecskes 1., Agocs L. OTRITSAN1E. Wida Software. London. -1986.-C.22−24.
  218. Kecskes I., Agocs L. POJMAJ SLOVO. Wida Software. London. -1986. -C. 31−33.
  219. Kecskes L, Remenyi Gi. LIME KLTE. Debrecen, — 1986. -C. 10−12.
Заполнить форму текущей работой