Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование готовности к преодолению затруднений в профессиональной деятельности у студентов педагогического вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Критерии и показатели сформированности готовности у студентов педагогического вуза к преодолению затруднений в профессиональной деятельности, позволяющие управлять процессом формирования данного состояния и оценивать эффективность его протекания. Каждый критерий раскрывается посредством необходимых эмпирических показателей: интегративный критерий (отражает мотивационно-ценностное отношение… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Формирование готовности к преодолению затруднений в профессиональной деятельности в педагогической теории и практике
    • 1. Общая характеристика затруднений субъекта профессионально-педагогической деятельности
    • 2. Преодоление затруднений в профессиональной деятельности в структуре общепедагогической готовности
  • §-3ч Педагогические условия формирования готовности к преодолению затруднений в профессиональной деятельности у студентов педагогического вуза
  • Глава 2. Реализация комплекса педагогических условий по формированию готовности к преодолению затруднений в профессиональной деятельности у студентов педагогического вуза
    • 1. Конструирование поля профессиональных проб в процессе подготовки студентов педагогического вуза к преодолению затруднений в профессиональной деятельности
    • 2. Развитие способностей и формирование навыка профессиональной рефлексии у студентов педагогического вуза,
    • 3. Построение вариативной траектории преодоления затруднений в профессиональной деятельности

Формирование готовности к преодолению затруднений в профессиональной деятельности у студентов педагогического вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В силу специфики педагогической профессии, обусловленной деятельностью учителя (взаимодействием с различными детьми, группами детей, столкновением его с многообразием человеческих характеров, судеб), каждый педагог испытывает определенные затруднения в решении педагогических проблем, поэтому необходимо формировать готовность к преодолению профессиональных затруднений в условиях вузовской подготовки. Несомненно, никакое учебное заведение не может подготовить специалиста к преодолению любой трудности в своей деятельности, но имеется реальная возможность сформировать общие и специфические качества, позволяющие оптимально преодолевать возникающие затруднения.

Основные причины затруднений неоднократно были предметом исследования в психолого-педагогической литературе. Широко известны работы, в которых дан анализ причин затруднений в педагогической деятельности (Ю.К.Бабанский, И. В. Дубровина, ЛБ. Ительсон, Н. В. Кузьмина, АХМаркова, Т. СЛолякова, М. М. Поташник и др.) Особое внимание анализу затруднений в деятельности посвящены исследования грузинской школы психологии установки Д. Н. Узнадзе и его продолжателей Ш. А. Надирашвили, А. С. Прангишвили, Г. Н. Чхартишвйли, Н. Л. Элиава и др. Вместе с тем необходимо констатировать, что отдельные аспекты проблемы изучены еще явно недостаточно. Несмотря на то, что в течение ряда лет в педагогической науке уделяется большое внимание формированию готовности к педагогической профессии в условиях вуза, приоритетное направление по-прежнему находится в области обучения и недостаточно внимания уделено формированию готовности к преодолению профессиональных затруднений у будущих учителей. Отсутствует конкретная технология такого формирования. Возникают следующие противоречия:

— между широким спектром проблем, с которыми сталкивается в своей профессиональной деятельности учитель, и возможностями вуза подготовить его к решению каждой из этих проблем;

— между необходимостью в формировании готовности к самостоятельному поиску решения той или иной педагогической проблемы и рецептурной подготовкой педагога к оценке возникающих педагогических проблем;

— между потребностью формирования общей готовности к преодолению профессиональных затруднений и отсутствием теоретико-методических аспектов формирования этой готовности.

Названные противоречия определили проблему исследования: при каких педагогических условиях формирование готовности будущего учителя к преодолению затруднений в профессиональной деятельности будет успешным?

Цель исследования: выявить и обосновать комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования готовности будущего учителя к преодолению затруднений в профессиональной деятельности.

Объект исследования: процесс формирования готовности будущего учителя к преодолению затруднений в профессиональной деятельности.

Предмет исследования: комплекс необходимых педагогических условий и средств формирования готовности будущего учителя к преодолению затруднений в педагогической деятельности.

Гипотеза исследования: на основании анализа литературы и предварительного исследования мы предположили, что формирование готовности будущего учителя к преодолению затруднений, возникающих в профессиональной деятельности, будет успешным при реализации комплекса следующих педагогических условий:

— развитие способностей и формирование умений рефлексии профессиональной деятельности;

— конструирование поля профессиональных проб в процессе подготовки студентов педагогического вуза;

— построение вариативной траектории преодоления затруднений в профессиональной деятельности.

Задачи исследования:

— определить сущность готовности к преодолению затруднений в профессиональной деятельности у студентов педагогического вуза;

— разработать критерии и показатели готовности к преодолению затруднений в профессиональной деятельности у студентов педагогического вуза;

— выявить и экспериментально обосновать комплекс необходимых педагогических условий формирования готовности к преодолению затруднений в профессиональной деятельности у студентов педагогического вуза;

— разработать комплекс средств, позволяющих успешно формировать готовность к преодолению затруднений в педагогической деятельности у студентов педагогического вуза. Методологическую основу исследования составляют философские идеи о свободе воли, самотрасценденции (Н.А.Бердяев, В. Франки, Э. Фромм), научные положения о роли деятельности в формировании личности (Б.Г. Ананьев, Л. И. Божович, В. Д. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.), современные психолого-педагогические концепции профессионального становления учителя (Н.В .Кузьмина, Е. И. Рогов, В. А. Сластенин, Л. Ф. Спирин, А. И. Щербаков и др.).

Методами исследования являются: метод теоретического анализа, изучение и обобщение педагогического опыта, включенное пролонгированное наблюдение, методы анкетирования, экспертных оценок, рейтинга, беседы, анализ продуктов деятельности, анализ документов и ряд других.

Экспериментальной базой исследования являлись факультет педагогики и психологии, студенты — будущие учителя начальных классов Костромского государственного педагогического университета имени Н. А. Некрасова, загородные лагеря отдыха Костромской области.

Основные этапы исследования.

Исследование проводилось поэтапно с 1994 по 1998 год.

На первом этапе (1994;1995 гг.) изучалась научная и учебно-методическая литература по избранной проблеме, анализировался и обобщался исторический и практический опыт преодоления затруднений, возникающих у педагогов в профессиональной деятельности, на этом же этапе формировалась концепция исследования, разрабатывалась программа опытно-экспериментальной работы и было проведено пилотажное исследование, после этого был осуществлен эксперимент.

На втором этапе (1995;1996 гг.) осуществлялись экспериментальная работа, поиск и внедрение педагогических моделей, обеспечивающих формирование готовности к преодолению затруднений в профессиональной деятельности у студентов педагогического вуза, апробация педагогических средств, стимулирующих и оптимизирующих данный процесс.

На третьем этапе (1996;1998 гг.) анализировались и обобщались результаты опытно-экспериментального исследования, разрабатывались научно-методические рекомендации.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась непротиворечивыми исходными теоретико-методологическими позициями, комплексом эмпирических и теоретических методов, адекватных задачам исследования, использованных на основе системного подходапроведением автором повторных экспериментов с целью достижения необходимой надежности результатов.

Научная новизна исследования заключается в следующем: обоснованы необходимые педагогические условия:

— развитие способностей и формирование умений рефлексии профессиональной деятельности;

— конструирование поля профессиональных проб;

— построение вариативной траектории преодоления затруднений в профессиональной деятельности. разработан педагогический инструментарий формирования готовности к преодолению затруднений в профессиональной деятельности у студентов педагогического вуза.

Теоретическая значимость исследования заключается в: — разработке критериев готовности к преодолению профессиональных затруднений у будущих учителей;

— определении сущности готовности к преодолению затруднений в профессиональной деятельности у студентов педагогического вуза;

— выявлении сущности процесса формирования готовности студентов педагогического вуза к преодолению затруднений в профессиональной деятельности.

Практическая значимость исследования определяется тем, что:

— использование результатов исследования позволяет повысить эффективность подготовленности студентов педагогического вуза к профессиональной деятельности в целом и к преодолению затруднений в частности;

— разработанный и внедренный на факультете педагогики и психологии КГПУ им. Н. А. Некрасова спецкурс «Я в профессии» способствует активизации студентов в построении и осуществлении вариативной траектории преодоления затруднений в профессиональной деятельности;

— результаты и материалы исследования использованы в профориентационной работе с учащимися гуманитарных классов школы-лицея N 34 г. Костромы.

Апробация и внедрение результатов исследования проводились через регулярные выступления с результатами исследования на кафедре педагогики и на методологических семинарах ' в КГПУ им. Н. А. Некрасова (г. Кострома), через практическую педагогическую деятельность автора на факультете педагогики и психологии данного университета, работу в детских загородных летних лагерях отдыха, работу в школе-лицее № 34 со старшеклассниками гуманитарных педагогических классов, работу руководителем методического объединения дошкольных психологов при ГМЦ г. Костромы.

На защиту выносятся:

1. Сущность готовности к преодолению затруднений в профессиональной деятельности у студентов педагогического вуза как особое личностное состояние, предполагающее наличие У будущего учителя мотивационно-ценностного отношения к преодолению затруднений в профессиональной деятельности, владение эффективными способами и средствами преодоления затруднений, ведущих к достижению педагогических целей.

2. Критерии и показатели сформированности готовности у студентов педагогического вуза к преодолению затруднений в профессиональной деятельности, позволяющие управлять процессом формирования данного состояния и оценивать эффективность его протекания. Каждый критерий раскрывается посредством необходимых эмпирических показателей: интегративный критерий (отражает мотивационно-ценностное отношение субъекта к преодолению профессиональных затруднений, являясь проекцией системообразующего компонента, данный критерий проявляется в критериях других компонентов готовности, обеспечивая их интегра-тивную взаимосвязь) — когнитивный критерий (несет знания о профессиональных трудностях и затруднениях, способах их преодоления, осознание эффективности преодоления как стратегии профессионального роста) — процессуальный (предполагает умение преодолевать профессиональные затруднения, умение проектировать собственные действия и преодоления и регулировать собственные психологические состояния) — деятельностный (обуславливает реальные действия по преодолению) — эмоциональный (характеризуется положительным отношением к преодолению, т. е. степенью личностной значимости в реализации позиции преодолевать затруднения).

3. Педагогические условия формирования готовности к преодолению затруднений в профессиональной деятельности у студентов педагогического вуза:

— развитие способностей и формирование умений рефлексии профессиональной деятельности;

— конструирования поля профессиональных проб;

— построение вариативной траектории преодоления затруднений в профессиональной деятельности.

4. Педагогические средства, обеспечивающие формирование готовности к преодолению затруднений в профессиональной деятельности у студентов педагогического вуза:

— методика индивидуальной проблематизации;

— использование активных социально-психологических методов обучения.

Диссертация состоит из: введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений.

Во введении раскрывается актуальность выбранной темы, дано ее обоснованиеопределены цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, характеризуются его методы и базаобосновывается достоверность, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, формулируются основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Формирование готовности к преодолению затруднений в профессиональной деятельности в педагогической теории и практике» характеризуются основные теоретические положения, составляющие исходные позиции автораанализируется разработанность исследуемой проблемы в психологии и педагогике, выявляются критерии и показатели готовности к преодолению профессиональных затруднений будущего учителя.

Во второй главе «Реализация комплекса педагогических условий формирования готовности к преодолению затруднений в профессиональной деятельности у студентов педагогического вуза» дается характеристика педагогических условийкачественный и количественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы.

В заключении сформулированы выводы исследования и определены направления дальнейшей разработки поставленной проблемы.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

1. Необходимыми педагогическими условиями, обеспечивающими процесс формирования готовности к преодолению затруднений в профессиональной деятельности являются:

— развитие способностей и формирование умений рефлексии профессиональной деятельности;

— конструирование поля профессиональных проб в процессе подготовки студентов педагогического вуза;

— построение вариативной траектории преодоления затруднений в профессиональной деятельности.

2. Развитие умений рефлексии профессиональной деятельности предполагает формирование субъективной значимости для будущего учителя процесса и результатов рефлексии собственной профессиональной деятельности;

— периодичность организации рефлексии собственной профессиональной деятельности;

— усвоение алгоритма осознания собственных психологических состояний;

— усвоение способов распознавания психических актов и состояний, связанных с профессиональными затруднениями;

— умение отвечать себе на следующий алгоритм вопросов:

Что я делаю в данный момент? Что я чувствую в данный момент? Чего я хочу добиться? Что я делаю, чтобы этого достичь? Что я хочу чувствовать?

Что я делаю, чтобы это чувствовать?

— Конструирование поля профессиональных проб в процессе подготовки студентов педагогического вуза как педагогическое условие, необходимое при формировании готовности к преодолению затруднений в профессиональной деятельности у будущих учителей, предполагает банк профессиональных проб и структурирование их на основе: функций педагогической деятельностистепени сложностидлительности пробы;

— многообразия форм и методов реализации проб;

— эмоциональной привлекательности и личностной значимости участия в пробах;

— изменчивости, вариативности проб в зависимости от педагогических целей и условий;

— возможности педагогического управления профессионально интегративным субъектом;

— включения будущего учителя в необходимые для его успешного становления профессиональные пробы.

3. Реализация построения и осуществления будущим учителем вариативной траектории преодоления затруднений в профессиональной деятельности предполагала знание и понимание им места и роли трудностей в педагогической деятельности, значения преодоления затруднений для личностного и профессионального роста, знание способов преодоления профессиональных затруднений, представление о своих личностных потенциалах преодоления, способность осознавать затруднения и использовать ситуации, вызывающие их, для творческого проявления в профессиональной деятельности.

Заключение

В заключение можно отметить следующие особенности, характерные для существующей на сегодня практики формирования готовности к преодолению профессиональных затруднений в условиях подготовки будущих учителей:

— особая роль готовности к преодолению профессиональных затруднений у будущих учителей недостаточно учитывается в содержании типовых учебных программ;

— ряд авторских программ направлен на формирование готовности к преодолению профессиональных трудностей у будущих учителей, однако такая подготовка не носит целостного характера, не учитывается личностный аспект-затруднение, по-прежнему преобладает направленность на обучение, а не формирование устойчивых личностных профессионально значимых черт.

Анализируя разнообразные подходы в понимании феномена готовности, мы определили данное явление как личностное состояние, которое предполагает наличие у субъекта образа структуры действия и постоянной направленности сознания на его выполнение.

Готовность к преодолению профессиональных затруднений предполагает наличие у будущего учителя мотивационно-ценностного отношения к преодолению профессиональных затруднений, владение эффективными способами и средствами преодоления профессиональных затруднений, ведущих к достижению педагогических целей.

Готовность к преодолению профессиональных затруднений является важной составляющей общепедагогической готовности личности будущего учителя и состоит из когнитивного, процессуального, деятельностного и эмоционального компонентов, интегрирующихся мотивационно-ценностным отношением к преодолению профессиональных затруднений как к действию, имеющему профессиональный и личностный смысл.

В ходе исследования определены необходимые педагогические условия, обеспечивающие процесс формирования готовности будущих учителей к преодолению профессиональных затруднений:

— развитие способностей и формирование умений профессиональной рефлексии у студентов педагогического вуза;

— конструирование поля профессиональных проб в процессе подготовки студентов педагогического вуза;

— построение вариативной траектории преодоления затруднений в профессиональной деятельности.

Эти условия реализуются через комплекс педагогических средств, применяемых в логической последовательности, способствующей эффективному протеканию процесса.

Эффективными педагогическими средствами выступают: групповая дискуссия, практикум по саморегуляции, реферирование, публичное выступление, Т-группы, различные виды игр, методика индивидуальной проблематизациииспользование активных социально-психологических методов обучения.

— Конструирование поля профессиональных проб в процессе подготовки студентов педагогического вуза как педагогическое условие, необходимое при формировании готовности к преодолению затруднений в профессиональной деятельности у будущих учителей, предполагает банк профессиональных проб и структурирование их на основе: функций педагогической деятельностистепени сложностидлительности пробы;

— многообразия форм и методов реализации проб;

— эмоциональной привлекательности и личностной значимости участия в пробах;

— изменчивости, вариативности проб в зависимости от педагогических целей и условий;

— возможности педагогического управления профессионально интегративным субъектом;

— включения будущего учителя в необходимые для его успешного становления профессиональные пробы. Развитие умений рефлексии профессиональной деятельности предполагало:

— формирование субъективной значимости для будущего учителя процесса и результатов рефлексии собственной профессиональной деятельности;

— периодичность организации рефлексии собственной профессиональной деятельности;

— усвоение алгоритма осознания собственных психологических состояний;

— усвоение способов распознавания психических актов и состояний, связанных с профессиональными затруднениями;

— умение отвечать себе на следующий алгоритм вопросов:

Что я делаю в данный момент?

Что я чувствую в данный момент?

Чего я хочу добиться?

Что я делаю, чтобы этого достичь?

Что я хочу чувствовать?

Что я делаю, чтобы это чувствовать? Реализация построения и осуществления будущим учителем вариативной траектории преодоления затруднений в профессиональной деятельности предполагала знание и понимание им места и роли трудностей в педагогической деятельности, значения преодоления затруднений для личностного и профессионального роста, знание способов преодоления профессиональных затруднений, представление о своих личностных потенциалах преодоления, способность осознавать затруднения и использовать ситуации, вызывающие их, для творческого проявления в профессиональной деятельности.

Все это достигалось рядом педагогических средств в следующей логической последовательности: информирование будущего учителя, с одной стороны, о трудностях в педагогической деятельности и испытываемых педагогом состояниях затруднения, о необходимости преодоления затруднений и способах осуществления этого действия, с другой — о личностных потенциалах будущего учителя. На основе этого происходит индивидуальная проблемати-зация по отношению к преодолению профессиональных затруднений будущим учителем.

Нами был разработан комплекс педагогических средств, обеспечивающий осуществление данного условия: формирование вариативной траектории преодоления профессиональных затруднений у будущего учителя:

— участие в ролевых, организационно-деятельностных играх, в социально-психологическом тренинге, в коллективно-творческих делах в ходе внеучебной деятельности студентов;

— использование разнообразных ситуаций в ходе аудиторных учебных занятий;

— специально организованная работа во время педагогической практики;

— спецкурс «Я в профессии» .

Исследование подтвердило вьщвинутую гипотезу и позволило доказать, что внедрение данного комплекса педагогических условий позволяет значительно повысить эффективность формирования готовности к преодолению профессиональных затруднений у будущих учителей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова Славская К. А. К проблеме социальной обусловленности психического// Вопросы философии. 1970. № 6. С.75−78
  2. Ш. А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. М.: Педагогика, 1984. 297 с.
  3. Н.Г., Злотник Б. А., Громыко Ю. В. Организационно-деятельностная игра: возможности и области применения// Вестник высшей школы. № 7. 1987. С.30−35.
  4. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.1. М.: Педагогика, 1980. 232 с.
  5. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд во КГУ, 1988. 238 с.
  6. Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. М.: Просвещение, 1983. 96 с.
  7. Н.П. Подготовка студентов педвуза к стимулированию социальной самозащиты учащихся// Социальная адаптация учащихся: Материалы международного симпозиума. Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1995. С. 107−110.
  8. Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей// Вопр. псйхологии. 1988. № 5. С. 71 -77.
  9. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984. 84 с.
  10. Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. М.: Педагогика, 1977. 254 с.
  11. Л.В. Самоуправление со школьных лет/ Агитатор. 1986, № 14. С.36−38.
  12. Л.В., Рожков М. И. Воспитательный процесс в современной школе: Учебное пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1997. 380 с.
  13. А.В., Коротков Э. И. Об интеллектуальной подготовленности офицерского состава. М.: ВПА, 1984.
  14. Л.А. Педагогическая деятельность как категория педагогики и философии. Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр./ Отв. ред. Е. В. Ткаченко. Вып.1. Екатеринбург: Уральский государственный педуниверситет, 1995. С.36−46.
  15. Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М.: Педагогика, 1989. 208 с.
  16. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений: Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. СПБ.: Лениз-дат, 1992. 400 с.
  17. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. 421с.
  18. Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. М.: Педагогика, 1996. 212 с.
  19. И.В. Педагогика подготовки офицера в военномучилище. Самара, 1994. 381 с.
  20. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд. МГУ, 1982. 200 с.
  21. А.А. Личность и общение: Избранные труды. М.: Педагогика, 1983. 272 с.
  22. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1986. 464 с.
  23. Л.Н. Человек, деятельность и общение. М., 1978. 63 с.
  24. В.И. Социально-психологические аспекты формирования активной жизненной позиции личности. Киев: Знание, 1978. 27 с.
  25. А.В. Вариативно-программный подход к социализации личности ребенка в деятельности детских организаций: Дис. канд. пед.наук. Казань, 1992.162 с.
  26. Е.Д. Социальная адаптация учащихся: Материалы международного симпозиума. Ярославль, 1996.130 с.
  27. Л.С. Инструментальный метод в психологии. Собрание сочинений в 6-ти т. T.l. М.: Педагогика, 1982. 488 с.
  28. Л.С. Педология подростка. М.: Бюро заочного обучения при педфаке 2-го МГУ, 1932. 504 с.
  29. ВудкокМ., Френсис. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика: Пер. с англ. М.: Дело, 1991. 320 с.
  30. .З., Харькин В. Н. Педагогика рефлексии. Взгляд напрофессиональную подготовку читателя. М.: ИЧП «Магистр», 1995. 112с.
  31. С.И. Типы затруднений и их связь с проблемными ситуациями в учебной деятельности школьников: Канд. дисс. Л, 1974.
  32. Н.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1987. 1067 с.
  33. Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности. М.: Политиздат, 1990. 320с.
  34. Н.И. Психологическая готовность к школе. М.: Центр, 1993.176 с.
  35. В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. 239 с.
  36. Вл. Толковый словарь русского языка. М., 1952.
  37. А.А. Социально-педагогические основы совершенствования деятельности воспитателя: Автореферат дис. докт. пед.наук. Л., 1981. 38 с.
  38. А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Кн. для учителя и родителей. М.: Просвещение, 1987. 207 с.
  39. Дурай-Новаковская К. М. Основы и закономерности процесса формирования профессиональной готовности к педагогической деятельности: Автореф. дисс.докт. пед. наук. М., 1983. 41с.
  40. Ю.Н. Активное социально-психологическое обучения. Л.: Изд. ЛГУ, 1985. 168 с.
  41. С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тутов. М.: Просвещение, 1989. 189 с.
  42. А.А. Психология соактивности людей. СПб.: Знание, 1992. 32с.
  43. П.М. Режиссура как практическая психология. Взаимодействие людей в жизни и на сцене. М.: Искусство. 1972. 352с.
  44. А.И. Методы игровой коррекции// Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. JI.: Изд-во ЛГУ, 1974. Вып. 2. С. 195−206.
  45. М.В. Психологические консультации для начинающего учителя. М.: Просвещение, 1995.208с.
  46. М.С. Человеческая деятельность. М., 1974. 328 с.
  47. М.С. Мир общения: Проблема межсубъективных отношений. М.: Политиздат, 1988. 319 с.
  48. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1987. 190с.
  49. В.И. Формирование коммуникативной компетентности будущего учителя.: Автореф. дис.канд. пед. наук. Ярославль, 1995.17с.
  50. А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань: Изд-во КГУ, 1982. 224 с.
  51. А.Г., Мясшцев В. Н. Психологические особенности человека. Л., 1957. Т.1. 263 с.
  52. А.Г. Личность воспитывает себя. М.: Политиздат, 1983. 143 с.
  53. Т.В., Бажин Е. Ф. О роли профессионального и полового факторов в аудиторской оценке эмоционально-окрашенной речи // Проблемы космической биологии. М., 1977. 300 с.
  54. М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 1989. 80 с.
  55. Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: «Феникс». 1996. 512 с.
  56. Н.В., Свистун М. А. Программы социально-психологического тренинга. Ярославль, 1992. 68 с.
  57. А.С., Чернышев А. С. Социально-психологические аспекты работы классного руководителя: Учебное пособие. Курск, 1981. 120 с.
  58. .В. Использование сюжетно-ролевой игры как педагогического средства: Автореферат канд.дисс.Ярославль, 1995.
  59. А.А. Методы исследования профессиональной педагогики. Таллинн: Валгус, 1980. 288 с.
  60. Крупенин A. JL, Крохина ИМ. Эффективный учитель. Практическая психология для педагогов. Ростов на — Дону: Изд-во «Феникс», 1995. 480с.
  61. Ю.Н. Психологическая природа деятельности педагога// Творческая направленность деятельности педагога. Л., 1978. 115с.
  62. Н.В. Очерки психологии труда читателя: Психол. структура деятельности читателя и формирования его личности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967. 183с.
  63. Н.В. Мастерство читателя как фактор развития способностей учителя//Вопросы психологии. 1984. № 1.С.20−27.
  64. А.Н. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. 48 с.
  65. Е.А. Готовясь работать с подростками. М.: МПГУ, 1993.152 с.
  66. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 445 с.
  67. А.Н. Классному руководителю о комсомольской работе в школе. М.: Просвещение, 1975.191 с.
  68. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации/ Отв.ред. А. Ф. Кудряшов. Петрозаводск: Петроком, 1992.319с.
  69. ЮЛ. Творческая лаборатория учителя: Кн. для учителя. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1992. 224 с.
  70. Л.Н. Ранняя адаптация сельских абитуриентов к условиям обучения в педагогическом вузе // Социальная адаптация учащихся: Материалы международного симпозиума. Ярославль: ЯШУ им. К. Д. Ушинского, 1995. С. 103−106.
  71. А.С. Коллектив и воспитание личности/ Сост. и авт. вступ. статьи В. В. Кумарин. М.: Педагогика, 1972. 334 с.
  72. А.С. Собрание сочинений в 7-ми т. М., 1958. Т.1. 656 с. Т.5. 575 с.
  73. С.А. Формирование идейно-нравственной готовности выпускников педагогического института к профессиональной деятельности: Автореф. дис.канд. пед. наук. Ростов-на Дону, 1988. 15 с.
  74. А.К. Формирование мотивов учения. М.: Просвещение, 1980. 191 с.
  75. С. Теории и принципы перехода к здоровому образу жизни//Психологическое обозрение. N 1(2). 1996. С. 51−57.
  76. Методика воспитательной работы/ Под ред. В. М. Коротова. М.: Просвещение, 1990.175 с.
  77. B.C. Лекция по психологии мотивов человека: Учебное пособие для спецкурса. Пермь, 1971. 120 с.
  78. Т. О социологии малых групп// Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы. М.: Прогресс, 1972. С. 82−92.
  79. М. Социальная активность как социологическая категория// Социологические исследования, 1985. № 2. С.161−166.
  80. Моделирование пед. ситуаций/Под ред. М., 1981. С. 15.
  81. В.Н. Структура личности и отношение человека к действительности/Психология личности. Тексты. М., 1982.
  82. Ш. А. Особенности закономерностей действия установки на различных уровнях психической активности человека/ Сборник под ред. А. С. Прангишвили. Тбилиси, 1973. С. 269.
  83. Р.С. Психология: Учебное пособие для учащихся педучилищ, студентов пединститутов. М.: Просвещение, 1990. 301 с.
  84. Р.С., Кирпичник А. Г. Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии ученического коллектива. М.: Педагогика, 1988. В 3-х т.144 с.
  85. О.А. Некоторые проблемы теории деятельности //Вопросы психологии. 1984. N4, С.28−35.
  86. С.И. Словарь русского языка. М., 1986.
  87. В.Б. Личность и социальные ценности. В ст. «Социология в СССР». Т.1. М., 1965.
  88. Основные положения концепции социализации личности ребенка в условиях деятельности СПО /ФДО/ СССР: Документы и материалы Сбора 91. Сборник 5. М., 1991. 22 с.
  89. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. институтов. /Под. ред. Ю. К. Бабанского. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Просвещение, 1988. 477 с.
  90. Педагогика и психология игры: Межвузовский сборник научных трудов. Новосибирск.: Изд-воНГПИ, 1985.128 с.
  91. Педагогика наших дней. Краснодар: Книжное изд-во, 1989. 211 с.
  92. Педагогический поиск /Сост. И. Н. Баженова. М.: Педагогика, 1988. 544с.
  93. В.И. Социальная зрелость выпускника школы. М.: Знание, 1985. 80 с.
  94. Перестройка воспитания детей и учащейся молодежи в условиях революционного обновления общества. М.: Изд-во МАИ, 1990.120 с.
  95. В.И. О педагогическом эксперименте в изучении процессов воспитания// Советская педагогика. 1974. № 9. С.20−22.
  96. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. 255 с.
  97. А.В. Вопросы истории и теории психологии. М., 1984. 271 с.
  98. В.И. Формирование активной жизненной позициишкольников. Воспитание старшеклассников в общественно-политической деятельности: Книга для учителей. М.: Просвещение, 1981.144 с.
  99. В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение: Учебник. М.: Профиздат, 1989. 192 с. 103 .Платонов К. К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.
  100. К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972. 312 с.
  101. С.Д. Психопедагогика. М.: Наука, 1996. 220 с.
  102. Т.С. Анализ затруднений в педагогической деятельности начинающих учителей/ Предисловие действительного члена АПН СССР Ю. К. Бабанского. М.: Педагогика, 1983.128 с.
  103. М.М. Педагогическое творчество: проблемы развития и опыт: Пособие для учителя. Киев: Рад. шк., 1988. 187 с.
  104. М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы: Пер. с фр. М.: Прогресс, 1988. 256 с.
  105. В.В., Уманский A.JI. Организационно-педагогические аспекты подготовки студентов к летней педагогической практике//Инструктивно-методический сбор. Кострома, 1989. 21 с.
  106. ИО.Рогачев В. В., Уманский A. JL Развитие личности и профессиональное самоопределение//В сб. Кострома, 1988.
  107. Е.И. Личность учителя: теория и практика «Феникс». Ростов-на Дону, 1996. 512 с.
  108. М.И. Организация самоуправления учащихся в профтехучилище: Методические рекомендации. Казань, 1981. 34 с.
  109. М.И. Подготовка учащихся профтехучилищ к управленческой деятельности: Методические рекомендации. М.: Высшая школа, 1988. 79 с.
  110. М.И. Теория и практика развития самоуправления в ученических коллективах. Спецкурс для институтов усовершенствования учителей: Учебное пособие. М. 4.1. 44 с. 4.2. 103 с.
  111. М.М., Игнатьев В. Е. Психология, педагогика и гигиена юности. М.: Кооп. изд. «Мир», 1926. 264с.
  112. C.JI. Основы общей психологии. М., 1946. 701 с.
  113. Е.Г. Формирование готовности самосовершенствования у будущих учителей: Канд.дисс.Ярославль, 1995.
  114. В.А. Интегративные тенденции в системе психолого-педагогической подготовки учителя // Приобщение к педагогической профессии: практика, концепции, новые структуры. Воронеж, 1992. 98 с.
  115. СластенинВ.А. Проблема формирования социально-активной личности учителя: состояние и перспективы исследования// Формирование социально-активной личности. М., 1985. С.21−50.
  116. Социальная адаптация учащихся: Материалы международного симпозиума. Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1995. 132 с.
  117. Социальное закаливание: Сб. статей ЯГПУ. Ярославль, 1996.
  118. Л.Ф., Конаныхин П. В. Общественно-политическоевоспитание учащихся. М.: Просвещение, 1974. 238 с.
  119. Л.Ф., Фрумкин М. Л., Павличкова Г. Л. Педагогические задачи и их решение. Под ред. В. А. Сластенина. М.- Кострома: МГЗПИ КГПИ им. Н. А. Некрасова, 1991. 56 с.
  120. Способности и склонности: комплексные исследования/ Под ред. Э. А. Голубевой. М.: Педагогика, 1989. 200 с.
  121. Р. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982.
  122. Студенческий научно-педагогический отряд изучает проблемы школьного комсомольского актива: Методические рекомендации студентам. Кострома, 1988. 22 с.
  123. В.А. Избранные произведения в пяти томах. Т.1. Киев: Рад. шк., 1979.
  124. В.А. Мудрая власть коллектива: Методика воспитания коллектива. М.: Молодая гвардия, 1975. 238 с.
  125. В.А. Разговор с молодым директором школы. М.: Политиздат, 1973.104 с.
  126. Н.М. Архитектоника воспитательного процесса: Современная концепция и теория воспитания. Казань, 1990. 103 с.
  127. Н.М. Введение в неопедагогику: Пособие для педагогов-новаторов. М., 1991.182 с.
  128. Н.М. Системно-социальная концепция школьного воспитания. Казань, 1991. 23 с.
  129. Г. Социальные этюды. СПБ, Павленников, 1902. 366 с.
  130. . М. Проблемы индивидуальных религий. М., 1961. 536 с. 136 .Тимонин А. И. Формирование готовности будущего учителя киспользованию игры как педагогического средства: Дис. .канд. пед. наук. Ярославль, 1995. 194 с.
  131. Т.М. Подготовка педагогов к сотрудничеству во временном ученическом коллективе: Методические рекомендации. М.: АПН СССР, 1991. 46 с.
  132. A.JI. Педагогическое стимулирование лидерства в подростковой группе: Дисс. канд. пед.наук. Казань, 1993. 125 с.
  133. Л.И. Психология организаторской деятельности школьников: Учебное пособие для студентов пед. институтов. М.: Просвещение, 1980.160с.
  134. Л.И., Лутошкин А. Н. Психология и педагогика работы комсорга. 3-е изд. М.: Молодая гвардия, 1984. 97 с.
  135. К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. М.: Изд-во АПН СССР, 1974.
  136. Н.П. Психологическое обеспечение инноваций в сфере образования. Кострома, 1996.156 с.
  137. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 386 с.
  138. Э. Бегство от свободы: Пер. с англ./ Под ред. П. С. Гуревича. М.: Прогресс. 1955.256 с.
  139. А.Г. Социология воспитания: О некоторых актуальных социальных проблемах воспитания личности. М.: Политиздат, 1990. 222 с.
  140. В.Д. Деятельность и способности. М.: Издательство корпорация «Логос», 1994. 320 с .
  141. К.И. Проблема человека как субъекта социального развития// Социологические проблемы личности. М.: Изд-во МГУ, 1967.
  142. Г., Розин В., Алексеев Н., Непомнящая Н. Педагогика и логика. М.: Касталь, 1993.414 с.
  143. Щукина Трудности обучения учащихся. М.: Просвещение, 1978.
  144. Экспериментальная психология/ Под ред. П. Фресс и Ж.Пиаже. М.: Прогресс, 1966. 104 с.
  145. Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М.: Изд-во Институт практической психологии. Воронеж, 1995.416 с.
  146. Эмоциональные потенциалы коллектива: Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск N 50. Ярославль, 1977. 130 с.
  147. И.М. Психология взаимопонимания. Казань: Тат.кн.изд-во, 1991.192 с. 1. KJ
  148. Юнг К. Г. Йога и запад. Пер. с нем. Львов, 1994. 230 с.
  149. М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1986. 158 с.
Заполнить форму текущей работой